Биографии Характеристики Анализ

Оценка значимости уравнения регрессии осуществляется на основе. Оценка статистической значимости уравнения регрессии и его параметров

В социально-экономических исследованиях часто приходится работать в условиях ограниченной совокупности, либо с выборочными данными. Поэтому после математических параметров уравнение регрессии необходимо оценить их и уравнение в целом на статистическую значимость, т.е. необходимо убедиться, что полученное уравнение и его параметры сформированы под влиянием неслучайных факторов.

Прежде всего, оценивается статистическая значимость уравнения в целом. Оценка, как правило, проводится с использованием F-критерия Фишера. Расчет F-критерия базируется на правиле сложения дисперсий. А именно, общего дисперсионного признака-результата = дисперсия факторная + дисперсия остаточная.

Фактическая цена

Теоретическая цена
Построив уравнение регрессии можно рассчитать теоретическое значение признака-результата, т.е. рассчитанные по уравнению регрессии с учетом его параметров.

Эти значения будут характеризовать признак-результат, сформировавшийся под влиянием факторов включенных в анализ.

Между фактическими значениями признака-результата и рассчитанными на основе уравнения регрессии всегда существуют расхождения (остатки), обусловленные влиянием прочих факторов, не включенных в анализ.

Разность между теоретическими и фактическими значениями признака-результата называется остатками. Общая вариация признака-результата:

Вариация по признаку-результату, обусловленная вариацией признаков факторов, включенных в анализ оценивается через сопоставления теоретических значений резул. признака и его средних значений. Остаточная вариация через сопоставление теоретических и фактических значений результатирующего признака. Общая дисперсия , остаточная и фактическая имеют разное число степеней свободы.

Общая , п - число единиц в изучаемой совокупности

Фактическая , п - число факторов, включенных в анализ

Остаточная

F-критерий Фишера рассчитывается как отношение к , причем рассчитаны на одну степень свободы.

Использование F-критерия Фишера в качестве оценки статистической значимости уравнения регрессии очень логично. - это результат. признака, обусловленная факторами включенными в анализ, т.е. это доля объясненной результат. признака. - это (вариация) признака результата обусловленная факторами влияние которых не учитывается, т.е. не включенными в анализ.

Т.о. F-критерий призван оценить значимое превышение над . Если несущественно ниже , а тем более, если оно превышает , следовательно, в анализ включены не те факторы, которые действительно влияют на признак-результат.

F-критерий Фишера табулирован, фактическое значение сравнивается с табличным. Если , то уравнение регрессии признается статистически значимым. Если наоборот – уравнение статистически не значимо и не может использоваться на практике, значимость уравнения в целом говорит о статистической значимости показателей корелляции.

После оценки уравнения в целом необходимо оценить статистическую значимость параметров уравнения. Эта оценка осуществляется с использованием t-статистики Стьюдента. t-статистика рассчитывается как отношение параметров уравнения (по модулю) к их стандартной средней квадратической ошибке. Если оценивается однофакторная модель, то рассчитывается 2 статистики.

Во всех компьютерных программах расчет стандартной ошибки и t-статистики для параметров проводится с расчетом самих параметров. T-статистика табулирована. Если значение , то параметр признается статистически значимым, т.е. сформированным под влиянием неслучайных факторов.

Расчет t-статистики по существу означает проверку нулевой гипотезы о незначимости параметра, т.е. равенстве его нулю. При однофакторной модели оценивается 2 гипотезы: и

Уровень значимости принятия нулевой гипотезы зависит от уровня принятой доверительной вероятности. Так если исследователь задает уровень вероятности 95%, уровень значимости принятия будет рассчитываться , следовательно, если уровень значимости ≥ 0,05, то принимается и параметры считаются статистически незначимыми. Если , то отвергается и принимается альтернатива: и .

В пакетах прикладных программ по статистике также приводится уровень значимости принятия нулевых гипотез. Оценка значимости уравнения регрессии и его параметров может дать следующие результаты:

Во-первых, уравнение в целом значимо(по F-критерию) и также статистически значимы все параметры уравнения. Это означает, что полученное уравнение может быть использовано как для принятия управленческих решений, так и для прогнозирования.

Во-вторых, по F-критерию уравнение статистически значимо, но не значим хотя бы один из параметров уравнения. Уравнение может быть использовано для принятия управленческих решений относительно анализируемых факторов, но не может быть использовано для прогнозирования.

В-третьих, уравнение статистически не значимо, либо по F- критерию уравнение значимо, но не значимы все параметры полученного уравнения. Уравнение не может быть использовано не для каких целей.

Чтобы уравнение регрессии можно было признать моделью связи между признаком-результатом и признаками-факторами необходимо чтобы в него были включены все важнейшие факторы, определяющие результат, чтобы содержательная интерпретация параметров уравнения соответствовала теоретически обоснованным связям в изучаемом явлении. Коэффициент детерминации R 2 должен быть > 0,5.

При построении множественного уравнения регрессии целесообразно осуществить оценку по так называемому скорректированному коэффициенту детерминации (R 2). Величина R 2 (как и корелляции) возрастает при увеличение числа факторов включенных в анализ. Особенно завышается значение коэф-в в условиях небольших совокупностей. С целью погасить отрицательное влияние R 2 и корелляции корректируют с учетом числа степеней свободы, т.е. числа свободно варьирующих элементов при включении определенных факторов.

Скорректированный коэф-т детерминации

п –объем совокупности/число наблюдений

k – число факторов включенных в анализ

п-1 – число степеней свободы

(1-R 2) - величина остатка/ необъясненной дисперсии результативного признака

Всегда меньше R 2 . на основе можно сравнивать оценки уравнений с разным числом анализируемых факторов.

34. Задачи изучения динамических рядов.

Ряды динамики называют временными рядами или динамическими рядами. Динамический ряд – это упорядоченная во времени последовательность показателей, характеризующих то или иное явление (объем ВВП с 90 по 98 гг). Целью изучения рядов динамики является выявление закономерности развития изучаемого явления (основной тенденции) и прогнозирование на этой основе. Из определения РД следует, что любой ряд состоит из двух элементов: время t и уровень ряда (те конкретные значения показателя, на основе которого построен ДРяд). ДРяды могут быть 1)моментными – ряды, показатели которых фиксируются на момент времени, на определенную дату, 2)интервальными – ряды, показатели которого получают за какой-то период времени (1.численность населения СПб, 2.объем ВВП за период). Разделение рядов на моментные и интервальные необходимо, поскольку это определяет специфику расчета некоторых показателей ДРядов. Суммирование уровней интервальных рядов дает содержательно интерпретируемый результат, что нельзя сказать о суммировании уровней моментных рядов, поскольку последние содержат повторный счет. Важнейшей проблемой в анализе рядов динамики является проблема сопоставимости уровней ряда. Это понятие очень разноплановое. Уровни должны быть сопоставимы по методам расчета и по территории и охвату единиц совокупности. Если ДРяд строится в стоимостных показателях, то все уровни должны быть представлены или рассчитаны в сопоставимых ценах. При построении интервальных рядов уровни должны характеризовать одинаковые отрезки времени. При построении моментных РядовД уровни должны фиксироваться на одну и ту же дату. ДРяды могут быть полными и неполными. Неполные ряды используются в официальных изданиях (1980,1985,1990,1995,1996,1997,1998,1999…). Комплексный анализ РД включает изучение следующих моментов:

1. расчет показателей изменения уровней РД

2. расчет средних показателей РД

3. выявление основной тенденции ряда, построение трендовых моделей

4. оценка автокорреляции в РД, построение авторегрессионных моделей

5. корреляция РД (изучение связей м/у ДРядами)

6. прогнозирование РД.

35. Показателей изменения уровней временных рядов .

В общем виде РядД может быть представлен:

у – уровень ДР, t – момент или период времени к которому относится уровень (показатель), n – длина ДРяда (число периодов). при изучении ряда динамики рассчитывают следующие показатели: 1. абсолютный прирост, 2. коэффициент роста (темп роста), 3. ускорение, 4. коэффициент прироста (темп прироста), 5. абсолютное значение 1 % прироста. Рассчитываемые показатели могут быть: 1. цепные – получают путем сопоставления каждого уровня ряда с непосредственно предшествующим, 2. базисные – получают путем сопоставления с уровнем, выбранным за базу сравнения (если специально не оговаривается, за базу берется 1ый уровень ряда). 1. Цепные абсолютные приросты: . Показывает на сколько больше или меньше . Цепные абсолютные приросты называют показателями скорости изменения уровней динамического ряда. Базисный абсолютный прирост : . Если уровни ряда представляют собой относительные показатели, выраженные в %-ах, то абсолютный прирост выражается в пунктах изменения. 2. коэффициент роста (темпы роста): Рассчитывается как отношение уровней ряда к непосредственно предшествующим (цепные коэффициенты роста), либо к уровню, принятому за базу сравнения (базисные коэффициенты роста): . Характеризует во сколько раз каждый уровень ряда > или < предшествующего или базисного. На основе коэффициентов роста рассчитываются темпы роста. Это коэффициенты роста, выраженные в %ах: 3. на основе абсолютных приростов рассчитывают показатель – ускорение абсолютных приростов : . Ускорение – абсолютный прирост абсолютных приростов. Оценивает как изменяются сами приросты, они стабильны или принимают ускорение (возрастают). 4. темп прироста – это отношение прироста к базе сравнения. Выражается в %-ах: ; . Темп прироста – это темп роста минус 100%. Показывает на сколько % данный уровень ряда > или < предшествующего либо базисного. 5. абсолютное значение 1% прироста. Рассчитывается как отношение абсолютного прироста к темпу прироста, т.е.: - сотая доля предыдущего уровня. Все эти показатели рассчитываются для оценки степени изменения уровней ряда. Цепные коэффициенты и темпы роста называются показателями интенсивности изменения уровней ДРядов.

2. Расчет средних показателей РД Рассчитывают средние уровни рядов, средние абсолютные приросты, средние темпы роста и средние темпы прироста. Средние показатели рассчитываются с целью обобщения информации и возможности сравнивать уровни и показатели их изменения по различным рядам. 1. средний уровень ряда а) для интервальных временных рядов рассчитывается по средней арифметической простой: , где n – число уровней во временном ряду; б) для моментных рядов средний уровень рассчитывается по специфической формуле, которая называется средней хронологической: . 2. средний абсолютный прирост рассчитывается на основе цепных абсолютных приростов по средней арифметической простой:

. 3. Средний коэффициент роста рассчитывается на основе цепных коэффициентов роста по формуле средней геометрической: . При комментарии средних показателей ДРядов необходимо указывать 2 момента: период, который характеризует анализируемый показатель и временной интервал, за который построен ДРяд. 4. Средний темп роста : . 5. средний темп прироста : .

Для оценки существенности, значимости коэффициента корреляции используется t-критерий Стьюдента.

Находится средняя ошибка коэффициента корреляции по формуле:

Н
а основе ошибки рассчитываетсяt-критерий:

Рассчитанное значение t-критерия сравнивают с табличным, найденным в таблице распределения Стьюдента при уровне значимости 0,05 или 0,01 и числе степеней свободы n-1. Если расчетное значение t-критерия больше табличного, то коэффициент корреляции признается значимым.

При криволинейной связи для оценки значимости корреляционного отношения и уравнения регрессии применяется F-критерий. Он вычисляется по формуле:

или

где η – корреляционное отношение; n – число наблюдений; m – число параметров в уравнении регрессии.

Рассчитанное значение F сравнивается с табличным для принятого уровня значимости α (0,05 или 0,01) и чисел степеней свободы к 1 =m-1 и k 2 =n-m. Если расчетное значение F превышает табличное, связь признается существенной.

Значимость коэффициента регрессии устанавливается с помощью t-критерия Стьюдента, который вычисляется по формуле:

где σ 2 а i - дисперсия коэффициента регрессии.

Она вычисляется по формуле:

где к – число факторных признаков в уравнении регрессии.

Коэффициент регрессии признается значимым, если t a 1 ≥t кр. t кр отыскивается в таблице критических точек распределения Стьюдента при принятом уровне значимости и числе степеней свободы k=n-1.

4.3.Корреляционно-регрессионный анализ в Excel

Проведём корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи урожайности и затрат труда на 1 ц зерна. Для этого открываем лист Excel, в ячейки А1:А30 вводим значения факторного признака урожайности зерновых культур, в ячейки В1:В30 значения результативного признака – затраттруда на 1 ц зерна. В меню Сервис выберем опцию Анализ данных. Щелкнув левой кнопкой мыши по этому пункту, откроем инструмент Регрессия. Щелкаем по кнопке OK, на экране появляется диалоговое окно Регрессия. В поле Входной интервал У вводим значения результативного признака (выделяя ячейки В1:В30), в поле Входной интервал Х вводим значения факторного признака (выделяя ячейки А1:А30). Отмечаем уровень вероятности 95%, выбираем Новый рабочий лист. Щелкаем по кнопке OK. На рабочем листе появляется таблица «ВЫВОД ИТОГОВ», в которой даны результаты вычисления параметров уравнения регрессии, коэффициента корреляции и другие показатели, позволяющие определить значимость коэффициента корреляции и параметров уравнения регрессии.

ВЫВОД ИТОГОВ

Регрессионная статистика

Множественный R

R-квадрат

Нормированный R-квадрат

Стандартная ошибка

Наблюдения

Дисперсионный анализ

Значимость F

Регрессия

Коэффициенты

Стандартная ошибка

t-статистика

P-Значение

Нижние 95%

Верхние 95%

Нижние 95,0%

Верхние 95,0%

Y-пересечение

Переменная X 1

В данной таблице «Множественный R» - это коэффициент корреляции, «R-квадрат» - коэффициент детерминации. «Коэффициенты: Y-пересечение» - свободный член уравнения регрессии 2,836242; «Переменная Х1» – коэффициент регрессии -0,06654. Здесь имеются также значения F-критерия Фишера 74,9876, t-критерия Стьюдента 14,18042, «Стандартная ошибка 0,112121», которые необходимы для оценки значимости коэффициента корреляции, параметров уравнения регрессии и всего уравнения.

На основе данных таблицы построим уравнение регрессии: у х =2,836-0,067х. Коэффициент регрессии а 1 =-0,067 означает, что с повышением урожайности зерновых на 1 ц/га затраты труда на 1 ц зерна уменьшаются на 0,067 чел.-ч.

Коэффициент корреляции r=0,85>0,7, следовательно, связь между изучаемыми признаками в данной совокупности тесная. Коэффициент детерминации r 2 =0,73 показывает, что 73% вариации результативного признака (затрат труда на 1 ц зерна) вызвано действием факторного признака (урожайности зерновых).

В таблице критических точек распределения Фишера - Снедекора найдём критическое значение F-критерия при уровне значимости 0,05 и числе степеней свободы к 1 =m-1=2-1=1 и k 2 =n-m=30-2=28, оно равно 4,21. Так как рассчитанное значение критерия больше табличного (F=74.9896>4,21), то уравнение регрессии признаётся значимым.

Для оценки значимости коэффициента корреляции рассчитаем t-критерий Стьюдента:

В
таблице критических точек распределения Стьюдента найдём критическое значениеt-критерия при уровне значимости 0,05 и числе степеней свободы n-1=30-1=29, оно равно 2,0452. Так как расчётное значение больше табличного, то коэффициент корреляции является значимым.

Для проверки значимости анализируется отношение коэффициента регрессии и его среднеквадратичного отклонения. Это отношение является распределением Стьюдента, то есть для определения значимости используем t – критерий:

- СКО от остаточной дисперсии;

- сумма отклонений от среднего значения

Если t рас. >t таб. , то коэффициент b i является значимым.

Доверительный интервал определяется по формуле:

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

    Взять исходные данные согласно варианту работы (по номеру студента в журнале). Задан статический объект управления с двумя входами X 1 , X 2 и одним выходом Y . На объекте проведен пассивный эксперимент и получена выборка объемом 30 точек, содержащая значения Х 1 , Х 2 и Y для каждого эксперимента.

    Открыть новый файл в Excel 2007. Ввести исходную информацию в столбцы исходной таблицы - значения входных переменных X 1 , Х 2 и выходной переменной Y .

    Подготовить дополнительно два столбца для ввода расчетных значений Y и остатков.

    Вызвать программу «Регрессия»: Данные/ Анализ данных/ Регрессия.

Рис. 1. Диалоговое окно «Анализ данных».

    Ввести в диалоговое окно «Регрессия» адреса исходных данных:

    входной интервал Y, входной интервал X (2 столбца),

    установить уровень надежности 95%,

    в опции «Выходной интервал, указать левую верхнюю ячейку места вывода данных регрессионного анализа (первую ячейку на 2-странице рабочего листа),

    включить опции «Остатки» и «График остатков»,

    нажать кнопку ОК для запуска регрессионного анализа.

Рис. 2. Диалоговое окно «Регрессия».

    Excel выведет 4 таблицы и 2 графика зависимости остатков от переменных Х1 и Х2 .

    Отформатировать таблицу «Вывод итогов» - расширить столбец с наименованиями выходных данных, сделать во втором столбце 3 значащие цифры после запятой.

    Отформатировать таблицу «Дисперсионный анализ»- сделать удобным для чтения и понимания количество значащих цифр после запятых, сократить наименование переменных и настроить ширину столбцов.

    Отформатировать таблицу коэффициентов уравнения - сократить наименование переменных и скорректировать при необходимости ширину столбцов, сделать удобным для чтения и понимания количество значащих цифр, удалить 2 последних столбца (значения и разметку таблицы).

    Данные из таблицы «Вывод остатка» перенести в подготовленные столбцы исходной таблицы, затем таблицу «Вывод остатка» удалить (опция «специальная вставка»).

    Ввести полученные оценки коэффициентов в исходную таблицу.

    Подтянуть таблицы результатов по максимуму вверх страницы.

    Построить под таблицами диаграммы Y эксп , Y расч и ошибки прогноза (остатка).

    Отформатировать диаграммы остатков. По полученным графикам оценить правильность модели по входам Х1, Х2 .

    Распечатать результаты регрессионного анализа.

    Разобраться с результатами регрессионного анализа.

    Подготовить отчет по работе.

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Прием выполнения регрессионного анализа в пакете EXCEL представлен на рисунках 3-5.

Рис. 3. Пример регрессионного анализа в пакете EXCEL.


Рис.4 . Графики остатков переменных Х1, Х2

Рис. 5. Графики Y эксп ,Y расч и ошибки прогноза (остатка).

По данным регрессионного анализа можно сказать:

1. Уравнение регрессии полученное с помощью Excel, имеет вид:

    Коэффициент детерминации:

Вариация результата на 46,5% объясняется вариацией факторов.

    Общий F-критерий проверяет гипотезу о статистической значимости уравнения регрессии. Анализ выполняется при сравнении фактического и табличного значения F-критерия Фишера.

Так как фактическое значение превышает табличное
, то делаем вывод, что полученной уравнение регрессии статистически значимо.

    Коэффициент множественной корреляции:

    b 0 :

t таб. (29, 0.975)=2.05

b 0 :

Доверительный интервал:

    Определяем доверительный интервал для коэффициента b 1 :

Проверка значимости коэффициента b 1 :

t рас. >t таб. , коэффициент b 1 является значимым

Доверительный интервал:

    Определяем доверительный интервал для коэффициентаb 2 :

Проверка значимости для коэффициентаb 2 :

Определяем доверительный интервал:

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

Таблица 2. Варианты заданий

№ варианта

Результативный признак Y i

Y 1

Y 1

Y 1

Y 1

Y 1

Y 1

Y 1

Y 1

Y 1

Y 1

Y 2

Y 2

Y 2

Y 2

Y 2

№ фактора X i

№ фактора X i

Продолжение таблицы 1

№ варианта

Результативный признак Y i

Y 2

Y 2

Y 2

Y 2

Y 2

Y 3

Y 3

Y 3

Y 3

Y 3

Y 3

Y 3

Y 3

Y 3

Y 3

№ фактора X i

№ фактора X i

Таблица 3. Исходные данные

Y 1

Y 2

Y 3

X 1

X 2

X 3

X 4

X 5

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

    Задачи регрессионного анализа.

    Предпосылки регрессионного анализа.

    Основное уравнение дисперсионного анализа.

    Что показывает F- отношение Фишера?

    Как определяется табличное значение критерия Фишера?

    Что показывает коэффициент детерминации?

    Как определить значимость коэффициентов регрессии?

    Как определить доверительный интервал коэффициентов регрессии?

    Как определить расчетные значение t-критерия?

    Как определить табличное значение t-критерия?

    Сформулируйте основную идею дисперсионного анализа, для решения каких задач он наиболее эффективен?

    Каковы основные теоретические предпосылки дисперсионный анализ?

    Произведите разложение общей суммы квадратов отклонений на составляющие в дисперсионном анализе.

    Как получить оценки дисперсий из сумм квадратов отклонений?

    Как получаются необходимые числа степеней свободы?

    Как определяется стандартная ошибка?

    Поясните схему двухфакторного дисперсионного анализа.

    Чем отличается перекрестная классификация от иерархической классификации?

    Чем отличаются сбалансированные данные?

Отчет оформляется в текстовом редакторе Word на бумаге формата А4 ГОСТ 6656-76 (210х297 мм) и содержит:

    Название лабораторной работы.

    Цель работы.

  1. Результаты вычисления.

ВРЕМЯ, ОТВЕДЕННОЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ

ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ

Подготовка к работе – 0,5 акад. часа.

Выполнение работы – 0,5 акад. часа.

Расчеты на ЭВМ – 0,5 акад. часа.

Оформление работы – 0,5 акад. часа.

ЛитЕратура

    Идентификация объектов управления. / А. Д. Семенов, Д. В. Артамонов, А. В. Брюхачев. Учебное пособие. - Пенза: ПГУ, 2003. - 211 с.

    Основы статистического анализа. Практикум по статистическим методам и исследованию операций с использованием пакетов STATISTIC и EXCEL. / Вуколов Э.А. Учебное пособие. - М.: ФОРУМ, 2008. - 464 с.

    Основы теории идентификации объектов управления. / А.А. Игнатьев, С.А. Игнатьев. Учебное пособие. - Саратов: СГТУ, 2008. - 44 с.

    Теория вероятности и математическая статистика в примерах и задачах с применением EXCEL. / Г.В. Горелова, И.А. Кацко. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 475 с.

    Цель работы 2

    Основные понятия 2

    Порядок выполнения работы 6

    Пример выполнения работы 9

    Вопросы для самоконтроля 13

    Время, отведенное на выполнение работы 14

    Проверить значимость параметров уравнения регрессии можно, используя t-статистику .

    Задание:
    По группе предприятий, выпускающих один и тот же вид продукции, рассматриваются функции издержек:
    y = α + βx;
    y = α x β ;
    y = α β x ;
    y = α + β / x;
    где y – затраты на производство, тыс. д. е.
    x – выпуск продукции, тыс. ед.

    Требуется:
    1. Построить уравнения парной регрессии y от x:

    • линейное;
    • степенное;
    • показательное;
    • равносторонней гиперболы.
    2. Рассчитать линейный коэффициент парной корреляции и коэффициент детерминации . Сделать выводы.
    3. Оценить статистическую значимость уравнения регрессии в целом.
    4. Оценить статистическую значимость параметров регрессии и корреляции.
    5. Выполнить прогноз затрат на производство при прогнозном выпуске продукции, составляющем 195 % от среднего уровня.
    6. Оценить точность прогноза, рассчитать ошибку прогноза и его доверительный интервал.
    7. Оценить модель через среднюю ошибку аппроксимации.

    Решение :

    1. Уравнение имеет вид y = α + βx
    1. Параметры уравнения регрессии.
    Средние значения

    Дисперсия

    Среднеквадратическое отклонение

    Коэффициент корреляции

    Связь между признаком Y фактором X сильная и прямая
    Уравнение регрессии

    Коэффициент детерминации
    R 2 = 0.94 2 = 0.89, т.е. в 88.9774 % случаев изменения х приводят к изменению y. Другими словами - точность подбора уравнения регрессии - высокая

    x y x 2 y 2 x ∙ y y(x) (y-y cp) 2 (y-y(x)) 2 (x-x p) 2
    78 133 6084 17689 10374 142.16 115.98 83.83 1
    82 148 6724 21904 12136 148.61 17.9 0.37 9
    87 134 7569 17956 11658 156.68 95.44 514.26 64
    79 154 6241 23716 12166 143.77 104.67 104.67 0
    89 162 7921 26244 14418 159.9 332.36 4.39 100
    106 195 11236 38025 20670 187.33 2624.59 58.76 729
    67 139 4489 19321 9313 124.41 22.75 212.95 144
    88 158 7744 24964 13904 158.29 202.51 0.08 81
    73 152 5329 23104 11096 134.09 67.75 320.84 36
    87 162 7569 26244 14094 156.68 332.36 28.33 64
    76 159 5776 25281 12084 138.93 231.98 402.86 9
    115 173 13225 29929 19895 201.86 854.44 832.66 1296
    0 0 0 16.3 20669.59 265.73 6241
    1027 1869 89907 294377 161808 1869 25672.31 2829.74 8774

    Примечание: значения y(x) находятся из полученного уравнения регрессии:
    y(1) = 4.01*1 + 99.18 = 103.19
    y(2) = 4.01*2 + 99.18 = 107.2
    ... ... ...

    2. Оценка параметров уравнения регрессии
    Значимость коэффициента корреляции

    По таблице Стьюдента находим Tтабл
    T табл (n-m-1;α/2) = (11;0.05/2) = 1.796
    Поскольку Tнабл > Tтабл, то отклоняем гипотезу о равенстве 0 коэффициента корреляции. Другими словами, коэффициента корреляции статистически - значим.

    Анализ точности определения оценок коэффициентов регрессии





    S a = 0.1712
    Доверительные интервалы для зависимой переменной

    Рассчитаем границы интервала, в котором будет сосредоточено 95% возможных значений Y при неограниченно большом числе наблюдений и X = 1
    (-20.41;56.24)
    Проверка гипотез относительно коэффициентов линейного уравнения регрессии
    1) t-статистика


    Статистическая значимость коэффициента регрессии a подтверждается

    Статистическая значимость коэффициента регрессии b не подтверждается
    Доверительный интервал для коэффициентов уравнения регрессии
    Определим доверительные интервалы коэффициентов регрессии, которые с надежность 95% будут следующими:
    (a - t S a ; a + t S a)
    (1.306;1.921)
    (b - t b S b ; b + t b S b)
    (-9.2733;41.876)
    где t = 1.796
    2) F-статистики


    Fkp = 4.84
    Поскольку F > Fkp, то коэффициент детерминации статистически значим