Биографии Характеристики Анализ

Париж стоит на костях. Что необходимо знать при посещении парижских каменоломен

Большинство людей считает, что самый романтичный и поэтичный европейский город - Париж. Катакомбы - не самая известная и популярная его достопримечательность, а всего лишь небольшая часть огромных многоуровневых подземелий, протянувшихся более чем на 300 километров под ним.

История появления

В античные времена на месте современной столицы Франции располагалось римское поселение - Лютеция. Для возведения терм, спортивных арен и создания скульптур, которые и сегодня можно увидеть в Латинском квартале и на стали добывать местный известняк и гипс, и именно тогда появились первые каменоломни. Со временем римская Лютеция превратилась во французский Париж, для постоянного растущего города требовалось все больше строительных материалов. Каменоломни не только расширялись, но и углублялись. В XII веке одним из приоритетных направлений французского экономического развития стала добыча известняка и гипса. К XV столетию каменоломни стали уже двухуровневыми, а рядом с выходами устраивали особые, оснащенные лебедками, колодцы для поднятия на поверхность огромных каменных блоков. К XVII веку сеть подземных тоннелей и шахт располагалась под всеми парижскими улицами. Практически весь город «завис» над рукотворно созданными пустотами.

Проблема и решение

В XVIII веке появилась угроза обрушения и ухода под землю многих парижских улиц. А после того как в 1774 году случилась трагедия - в 30 метровую яму провалилась часть улицы д"Анфер со зданиями, людьми и повозками - приказом короля Франции Людовика XVI была создана специальная организация - Генеральная инспекция каменоломен, существующая и работающая сегодня. Ее сотрудники отвечают за состояние, в котором находятся катакомбы под Парижем, укрепляют и ремонтируют подземные тоннели. Несмотря на все предпринятые меры, опасность разрушения сохраняется, так как подмывают укрепления и основания пещер.

Современная история

Практичные французы использовали подземелья для выращивания грибов, хранения вин и прочих продуктов. Во время Второй мировой войны, когда немецкие войска оккупировали Париж, подземные катакомбы стали использоваться как борцами французского Сопротивления, так и фашистами. В середине прошлого столетия свободный доступ к подземным тоннелям запрещен, но катафилы - любители подземной парижской жизни - и сегодня находят возможность попасть в катакомбы, где проводят вечеринки, пишут картины и создают другие художественные объекты.

Официально разрешенный и открытый для всех подземный уровень Парижа - метрополитен и огромный четырехэтажный универмаг "Форум", расположенный под сквером, где раньше находился описанный рынок - "чрево Парижа".

Парижская подземка

Метро французской столицы одно из старейших в мире - ему уже более ста лет. Его пути переплетаются с линиями электричек, а в состав входят более 14 линий и 400 станций среднего и мелкого залегания, соединенных извилистыми переходами, сооруженных на месте старинных парижских катакомб. отличается от всех остальных приятным благоуханием. Полы вестибюлей ежемесячно покрывают специальным воском с запахом леса и луга.

Как в них попасть?

Большинство туристов с удовольствием пользуются парижским метро и посещают подземный гигантский магазин "Форум", но далеко не каждый путешествующий по Франции стремится попасть в древние катакомбы Парижа. Экскурсия в подземный мир французской столицы — это мероприятие, как говорится, «на любителя». Тем не менее попасть в них можно через специальный павильон, бывшее здание таможни, расположенный неподалеку от станции метро Denfert-Rochereau (Данфер-Рошро).

Для посещения туристами открыто около 2,5 километра подземных туннелей и пещер. На территории некоторых мест законом запрещено находиться, а специальные полицейские бригады, патрулирующие в катакомбах, следят за его соблюдением.

Оссуарий

Расположен французский подземный некрополь под такими современными парижскими улицами, как Алле, Даре, д’Аламбер и авеню Рене-Коти, и большинство из тех, кто прогуливается по ним, даже не подозревают о том, что под ними находится. Свою мрачную особенность имеют катакомбы Парижа. История Оссуария, или проще говоря, подземного кладбища, началась в 1780 году, после того как городской парламент запретил захоронения в черте города. Останки более двух миллионов людей, упокоенных ранее на крупнейшем парижском кладбище Невинных, были вывезены, продезинфицированы, обработаны и уложены на глубину более 17 метров в заброшенных каменоломнях Томб-Исуар.

Так был очищен от захоронений Париж. Катакомбы стали местом упокоения более шести миллионов человек. В 1876 году был основан парижский Оссуарий, состоящий из круговых галерей общей протяженностью почти в 800 метров. Свой современный вид приобрели в начале XIX века: ровные коридоры, заполненные черепами и костями. Самым ранним захоронениям, относящимся к эпохе Меровингов, более 1000 лет, а самые поздние были проведены во времена Французской революции.

Что там?

Попав в Париж, катакомбы и Оссуарий стоит посетить для того, чтобы на «контрасте» смерти и жизни оценить красоту и романтизм французской столицы. Для того чтобы попасть в некрополь, придется спуститься по 130 металлическим ступенькам узкой винтовой лестницы. Тем, кто страдает клаустрофобией, хроническими сердечными, нервными и легочными заболеваниями, лучше не отправляться на подобную экскурсию, чтобы не навредить собственному здоровью.

Кроме человеческих останков, уложенных в стену, на глубине почти в 20 метров можно увидеть установленный в шахте для подачи свежего воздуха алтарь, барельефы, памятники и скульптуры, украшавшие захоронения прошлых столетий. Практически каждый сектор обозначен каменным надгробием, на котором указана дата перезахоронения останков, а также от какой церкви и кладбища они были перевезены.

В одной из галерей можно увидеть колодец, ранее использовавшийся для добычи известняка, из которого был построен Париж. Катакомбы, вернее, потолки и стены этих подземных галерей, «декорированы» плотно пригнанными друг к другу костями и черепами умерших. В этом Городе Тьмы, как сами французы называют этот некрополь, покоятся останки таких известных в свое время людей, как и Фуке, Марат и Лавуазье, Робеспьер и Шарль Перро, Рабле и Дантон.

В Париже помимо роскошных замков и уютных улиц есть мрачное и таинственное место, которое скрывает темную часть истории Франции под землей. Любителей необычных ощущений привлекает город Тьмы — Катакомбы Парижа (Catacombes de Paris).

Немного истории

В конце X века парижане начали подземную добычу камня для строительства города. Париж расширялся, а вместе с ним вырастали огромные пустоты в каменоломнях под землей. В XVIII веке под землю провалились здания с жителями и повозками на улице Рю д’Анфер. Это побудило Людовика XVI положить конец бесконтрольной подземной работе и создать инспекцию по карьерам, которая существует до сих пор. В обязанности инспекции входит: изучение, реставрация и заполнение опасных для зданий города пустот. Угроза обрушения города в наше время отступила, но повышенного внимания требуют участки, где бетон, которым заполняют пещеры, подмывается подземными водами Сены.

Парижские катакомбы – сеть туннелей и пещер под городом. Они появились и разрастались на протяжении многих веков. В катакомбах для осмотра доступна музейная часть и оссуарий.
В XVIII веке городу угрожала не только опасность уйти под землю: городские кладбища наступали на районы города, и останки отравляли воду и почву. Было принято решение: перенести все останки в образовавшиеся катакомбы и запретить хоронить в черте города. Так возник город мертвых, население которого превышает город живых: б

олее 6 миллионов захороненных от эпохи Меровингов до времен Французской революции. Во время работы по переносу захоронений, рабочие из костей и черепов выкладывали целые мозаики из различных частей скелетов (предварительно проведя дезинфекцию) – так появились коридоры из черепов и берцовых костей.

Кроме исторической ценности, катакомбы в разные периоды истории выполняли и продолжают выполнять практическую функцию:

  • монахи в XIII веке хранили в пещерах вино,
  • Наполеон III устраивал здесь встречи и званые вечера,
  • к открытию Всемирной выставки в 1889 году в катакомбах открыли кафе,
  • в годы второй мировой войны тут располагались штабы немецкой армии и французского Сопротивления,
  • сейчас парижане выращивают во влажном климате катакомб шампиньоны.

Подземный Париж

В настоящее время французским законодательством разрешено осматривать около 2 км подземных пещер, всего их протяженность составляет 300 км (большая часть на левом берегу Сены). Одновременно находиться в катакомбах могут не более 200 человек, только в составе экскурсий и лишь на разрешенных участках.

По винтовой лестнице посетители спускаются на глубину 20 метров. Высота потолков музея в разных местах – от 1,8 до 3 метров. География катакомб повторяет парижские улицы, тут есть указатели с названиями улиц «верхнего города». Лабиринты улиц подземного города – сложны и запутанны, здесь легко заблудиться. В катакомбах взору предстают: памятники, миниатюрные скульптуры, исторические экспонаты, настенные рисунки, оссуарий. Работа инспекции каменоломен видна по табличкам с датами последних укрепительных работ, отметками о ширине трещин в некоторых местах.

Над входом в Оссуарий посетителей предостерегает вывеска. Однако она мало кого поворачивает назад. Стены города мертвых по обе стороны дороги выложены из костей и черепов. В каждом секторе стоит каменное надгробие с табличками, где указаны даты перезахоронений и названия кладбищ. Алтарь, установленный в оссуарии, выполнял функцию подачи свежего воздуха.

В целях безопасности посетителей, катакомбы патрулирует специальный отряд полиции, который следит за соблюдением границ разрешенных зон осмотра, нарушителей – штрафуют.

Перед посещением катакомб стоит иметь в виду:

  • температура под землей не поднимается выше +14°C – пригодится свитер,
  • расстояние подземных галерей достаточно протяженное – понадобится удобная обувь,
  • впечатлительным людям и детям лучше воздержаться от осмотра,
  • фотографировать со вспышкой внутри запрещено,
  • в катакомбах нет туалетов,
  • сумки при выходе досматривают сотрудники музея.

Париж, как волшебная шкатулка, предлагает каждому путешественнику достопримечательности на выбор. Шедевры архитектуры, музеи и парки – доступны взорам, а мистика и зловещие тайны – спрятаны под землей.

Катакомбы Парижа – самая пугающая достопримечательность Парижа, являющаяся огромной сетью искусственных тоннелей, в которых лежат кости 6 миллионов человек.

Изначально эти тоннели возникли в результате добычи камня, а после закрытия городских кладбищ их приспособили под оссуарий, такое захоронение не противоречит католическим нормам. Сегодня небольшая часть катакомб оборудована для туристов, а в основном они закрыты для посещения.

История

Для строительства Парижа нужно было большое количество камня, который добывали неподалеку в открытых карьерах. С истощением запасов его начали добывать в закрытых шахтах, заложив первые тоннели в X веке.

Будущие парижские катакомбы разрастались во все стороны без единого плана, хаотически. А вместе с ними рос и Париж, в итоге многие городские районы оказались над тоннелями. В 1777 году проблему начали решать, регулярно инспектируя и укрепляя слабые места.

Заброшенные шахты при этом постоянно использовались. Тут еще в Средневековье варили пиво, хранили вино, уже в наше время растили грибы, а в буйные 80-е года XX века устраивали нелегальные вечеринки. Но основную славу катакомбам Парижа приносят, конечно, горы человеческих костей и стены из черепов.

Перенос захоронений

Появились они тут в конце XVIII века. Католическая церковь в Париже на протяжении всей истории лоббировала создание городских кладбищ при храмах, так как это было очень выгодно с финансовой точки зрения, хотя в языческие времена умерших всегда хоронили за городом.

Итогом стало появление кладбищ, которые представляли собой братские захоронения – останки парижан сваливались в огромные могилы на многие метры в глубину. Одним из таких мест было Кладбище Невинных. К XVIII веку на небольшой территории уже были погребены останки около 2 миллионов человек. При этом в 1763 году все захоронения в черте города были запрещены, новые захоронения не производились, но само кладбище существовало.

В итоге в 1780 году одна из могил, которые уходили в землю на глубину до 10 метров, не выдержала и разлезлась. Подвалы соседних домов, которые и так испытывали большие экологические проблемы из-за такого соседства, наполнились человеческими костями. Это и стало главной причиной появления оссуария в катакомбах. Многие кладбища было решено закрыть, а все выкопанные кости перезахоронили в подземных галереях – христианство это позволяет, так как все формальные требования к захоронениям умерших соблюдены. Кости тут просто сваливались в кучи, а черепа вставлялись в стены аккуратными рядами – именно в таком виде катакомбы находятся и сегодня.

Как попасть

Нужно понимать, что далеко не все 300 километров подземных тоннелей являются подземным кладбищем. Значительная часть катакомб – просто подземные ходы в разном состоянии, какие-то засыпаны, другие законсервированы, третьи приспособлены как часть коммунального хозяйства города. Часть из них сейчас уже залита бетоном во избежание разрушений, а самое интересное место – оссуарий – превращено в музей.

Музей катакомб

Для туристов сегодня открыто около двух километров подземелий, являющихся музеем. Внутри есть разные зоны, но достойны внимания лишь человеческие кости, причудливым образом выложенные в подземных залах.


Вход и выход находятся в разных местах. Купив билеты и отстояв очередь, что связано с ограничением на количество одновременных посетителей, нужно спуститься по винтовой лестнице на глубину около 20 метров.

Сначала посетители попадают в часть, где установлены стенды с историей как всех парижских катакомб, так и самого музея. Затем нужно пройти еще некоторое расстояние, по пути читая различные философские изречения о смерти, написанные на стенах, а также разглядывая различные скульптуры (в основном это копии парижских зданий) из местного камня.


Пройдя около половины подземелья наконец-то можно увидеть кости – они сложены в нескольких залах. Те, кто занимался переносом захоронений и, уже после, организацией музея, явно старались удивить будущих посетителей. Кости сгруппированы, отделены аккуратными рядами черепов, а от зала к залу «выкладка» меняется.

Есть тут и отдельные могилы известных личностей. Их не так много, а захороненные в них деятели зачастую неизвестны широкому кругу лиц. Но стоит отметить, что в катакомбах Парижа хранятся кости Марата, Паскаля, Робеспьера, Перро и других знаменитых парижан. Но отличить череп или бедренную кость великого писателя или математика от какого-нибудь парижского бедняка уже не получится.

Нелегальное посещение

Этот способ является нарушением закона, но он вполне возможен. Парижские катакомбы массово посещают местные и приезжие диггеры, спелеологи, а также просто любопытствующие. Конкретные способы попасть в подземелья нужно искать на тематических сайтах и спрашивать у знающих людей, тем более, что такую информацию не разглашают открыто, ведь каждый «залаз», как их называют диггеры, ставший достоянием общественности, быстро теряет свою актуальность.


Нелегальные исследователи парижских катакомб – отдельная субкультура, которая называется «катафилы».

Официально запрет посещать подземелья Парижа появился в 1955 году. Но он скорее усугубил ситуацию, чем помог – расцвет подземных тусовок пришелся на 70-80 года, когда под землей кипела настоящая жизнь. Подростки-бунтари в галереях бывших каменоломен смотрели фильмы, устраивали дискотеки, употребляли и распространяли наркотики, организовывали оргии. Постепенно это пошло на спад – времена изменились, а также в 1980 году была создана отдельная полицейская служба, которая патрулирует подземелья.


Сегодня способов попасть в парижские катакомбы все меньше. Но многие диггеры даже из стран СНГ, побывали там, подробные отчеты можно в большом количестве найти в интернете. А парижане все еще поддерживают тот дух 70-х: рисуют самодельные карты, оформляют полноценные комнаты для различного времяпрепровождения под землей, проводят вечеринки. Но нужно отметить, что катафилы не любят туристов. Хотя с помощью интернета всегда можно найти человека, который за деньги или даже бесплатно проведет для вас нелегальную экскурсию по подземельям.

Полные карты катакомб Парижа


Экскурсия

Вход в катакомбы находится недалеко от центра города, ближайший заметный ориентир – башня Монпарнас. Место входа и продажи билетов расположено на площади Данфер-Рошро, обычно его можно сразу найти по заметной очереди, стоящей на улице.


Очередь – то, к чему нужно быть готовым. Одновременно в музее парижских катакомб может находиться лишь 200 человек, а желающих почти всегда намного больше. Ожидание может занять от 30 минут до 2-3 часов. Также нужно учитывать, что придется пройти пешком около 1,5 километров.

Место входа на карте

Информация для туристов

http://www.catacombes.paris.fr

Транспорт

Метро и RER – линия B, автобусы – 38, 68 маршруты. Остановка — Denfert-Rochereau.

Время работы

С 10:00 до 20:30, последний посетитель – 19:30. Выходные дни – все понедельники, 1 мая и 15 августа.

Цена билетов

12 евро полная стоимость, 10 – сниженная (в том числе для людей до 26 лет). До 18 лет – вход бесплатный. Билеты в катакомбы Парижа можно купить на сайте заранее, они продаются на точное время и так можно избежать очереди на вход.

Ограничения

Администрация не рекомендует посещать катакомбы людям с респираторными и сердечными заболеваниями. Для инвалидов-колясочников посещение невозможно. Также нельзя проносить большие сумки и все рюкзаки, которые находятся за спиной. Категорически запрещено выносить из оссуария кости – на выходе проводится досмотр.

Полезная информация

Длина экскурсии – 1,5 километра, а также более 200 ступенек. Маршрут рассчитан на прохождение за 45 минут. Температура в катакомбах постоянная – около 14 градусов по Цельсию.

Любители острых ощущений обязательно включат катакомбы Парижа в программу осмотра любопытных мест, чтобы пощекотать нервишки, окунувшись в таинственную атмосферу прошлого.


Если не боитесь призраков и могил, спуститесь в подземелье, чтобы соприкоснуться с потусторонним, ощутить дыхание и запах смерти, посмотреть в глаза тем, кто давно переправился на другую сторону реки Стикс, и разгадал тайну загробной жизни.

Билеты в катакомбы Парижа без очереди можно купить

Вначале были камни

Подземный город мертвых появился в конце XVIII столетия, но началось все гораздо раньше и довольно прозаично – с добычи камня. До Х столетия разработки велись на левом берегу Сены, затем перекинулись на правый берег. До конца века камень добывали на поверхности, но его запасы стали истощаться, и решено было углубиться под землю.


Людовик XI проявил щедрость и отдал прилегающие к замку Воверт территории ради вырубки известняка. В центре, где сейчас раскинулся Люксембургский сад , некогда начались первые подземные работы.

Далее новые шахты стали расходиться лучами, и идя по улицам Сен-Жермен-де-Пре, Вожирар, Сен-Жак и Гобелен, а также вдоль лечебницы Валь-де-Грас, помните, что в нескольких метрах под вами притаилась другая, скрытая от любопытного взора часть Парижа.


Когда стали образовываться большие пустоты, им стали находить полезное применение. Это оказались отличные погреба, а потому в 1259 году монахи, чьи монастыри находились в непосредственной близости от пустых шахт, превратили их в винные подвалы.

Но город рос, и к XVII столетию его границы пересеклись с каменоломнями. Пригород Святого Виктора, который сейчас соединяет восточную периферию от Рю-дез-Экольсюгом до Жоффруа Сент-Иллер; а также улица Сен-Жак и территория Сен-Жермен-де-Пари превратились в наиболее коварные зоны, фактически нависая над бездной.


Когда угрозу обвалов уже нельзя было игнорировать, Людовик XVI весной 1777 года приказал организовать Генеральную инспекцию, чтобы она вплотную занялась каменоломнями. Работает она и сейчас, а ее главная задача – заниматься укреплением шахт, чтобы задержать и предотвратить их разрушение, что в последнее время стало главной проблемой из-за подземных течений Сены, настойчиво затопляющих усыпальницу.

К сожалению, инженерная мысль современной инспекции не идет дальше бетона, которым попросту заливают проблемные ниши. Таким образом, погребены и стали потеряны навсегда гипсовые каменоломни северного Парижа, а вода тем временем находит для себя другие лазейки.

Кладбищенские истории

Церковь всегда трепетно относилась к соблюдению собственных интересов, а потому всячески приветствовала захоронения на прилегающих к ней землях. Место на кладбище и отпевание были одним из видов дохода, а учитывая высокую смертность, это был немаленький куш.


Судите сами: антисанитария; медицина на зачаточном уровне, да и та больше карательная, нежели исцеляющая; только бубонная чума 1418 года принесла урожай из 50 000 трупов. А если случался период слишком долгого воздержания, всегда можно было устроить Варфоломеевскую ночь, что и случилось в 1572 году, принеся на кладбища церквей более 30 000 погибших.

Кладбище Невинных обслуживало 19 церквей, работая с XI столетия, и можно только представить плотность его «населения». К XVIII веку в каждой могиле лежало порой по 1 500 тел из разных отрезков времени.


Вглубь такие братские могилы уходили на 10 метров, а верхний слой земли не превышал 2-х метров. На 7 000 кв. м общее количество тел составляло более двух миллионов, и естественно, что скоро ситуация вышла из-под контроля – миазмы заполнили Париж, с новой силой вспыхнули инфекции, даже вино и молоко не выдерживали, начиная скисать.

Кроме того, кладбище стало излюбленным местом для сомнительных личностей: бездомных, разбойников и даже ведьм с колдунами.

Первые поселенцы оссуария

Церковь долго защищала свои владения, но вынуждена была подчиниться указу парижского парламента, который в 1763 году запретил и дальше хоронить в городе. И все же кладбище просуществовало до 1780 года, пока отделяющая его стена не рухнула, заполнив подвалы ближайших домов нечистотами, болотом и останками мертвых.


Это событие положило начало новой системе – захоронения в жилой части решительно запретили, а прах из могил отправили на глубину 17,5 метров в бездействующие карьеры Томб-Исуар. Больше года ушло на то, чтобы собрать, подвергнуть дезинфекции и выложить кости в их новом доме.

Когда с кладбищем Невинных разобрались, в очередь выстроились еще 17 больших и 300 мелких погостов.


Санитары города работали ночью, способствуя рождению легенд с налетом мистики. Так появились катакомбы под Парижем, куда сегодня стремятся попасть туристы, мужественно выстаивая длинные очереди у павильона возле метро Данфер-Рошро. Как только увидите льва знаменитого скульптора Бартольди, значит, вы у цели.

Прогулка в городе мертвых

Начиная спуск в подземелье, вы пройдете 130 ступеней, уходя на 20 метров вглубь по винтовой лестнице, и ощущая постепенное снижение температуры (внизу она постоянно держится +14).


Внизу вы окажетесь в преддверии царства духов, но до самого склепа еще надо пройти по узкому длинному коридору, который постоянно ответвляется, приглашая свернуть направо или налево. Но вам надо следовать за своей группой, не выходя за пределы туристической зоны, чтобы бригада полиции не выписала вам штраф как минимум на 60 евро.

Создана эта полиция специально для катакомб еще в 1955 году. И не зря, поскольку до того, как из подземелья сделали музей, в его лабиринтах потерялось множество людей. Сторож Филибер Аспер, который работал при храме Валь-де-Грас в 1793 году, решил поживиться вином, хранящимся в погребах.


Неизвестно, нашел он вожделенный напиток или нет, но выход из хитрого переплетения коридоров он точно потерял. Останки бедняги нашли спустя 11 лет, а клочки одежды и связка ключей стали опознавательным знаком его личности.

Миновав несколько залов, вы попадаете в склеп, по бокам которого, словно стражи, стоят черные с белым колонны, напоминающие монашеское одеяние, а на балке между ними можно прочитать: «Остановись! Тут Империя смерти» . В этот момент неизменно вспоминается еще одна цитата: «Оставь надежду всяк сюда входящий!» .


Подобные предостережения только подстегивают и дальше смотреть Катакомбы Парижа, невзирая на другие таблички, предупреждающие о тленности бытия.

Продвигаясь дальше, невольно проникаешься царящей внутри атмосферой, прислушиваясь к равномерному шуршанию гравия под ногами, одиноким каплям где-то вдалеке. Тусклое желтоватое освещение и пустые глазницы шести миллионов местных обитателей заставляют задуматься о смерти во всех ее проявлениях.

А ведь когда-то все эти черепа и кости были живыми людьми, которые мечтали, любили, плакали, боялись, страдали, строили планы, о чем-то сожалели или радовались, смеялись.


На фото Катакомбы Парижа передают лишь небольшую часть тех эмоций, которые испытывает человек, спускаясь в некрополь. Только представьте – он занимает около 11 000 кв. метров по площади, а протяженность тоннелей – до 300 км.

Обойти и обслужить такую территорию невозможно, а потому для посещений облагородили маршрут, занимающий 1,7 км, что тоже немало. На ее осмотр обычно уходит около 45-и минут.


Говорят, что «дикие» места сплошь усеяны костями в хаотичном порядке, и до них никому нет дела. В тишине, покое и мраке отдыхают окончившие свою земную юдоль парижане, жившие в далекие времена. Какие мысли, страхи и чаянья испытывали они при жизни?

Глядя на них, хочется рассмотреть их настоящие лица. Кто знает, возможно, вы всматриваетесь в глазницы поэта Шарля Перро, самого могущественного и состоятельного человека своей эпохи – Николя Фуке, известного революционера – Максимилиана Робеспьера или Луи Антуана де Сен-Жюста. Возможно, из-за ширмы потустороннего мира на вас взирает Блез Паскаль – философ, математик, великий литератор, физик и механик.


Еще много знаменитых личностей нашли покой в городе мертвых. Но где те, кому некогда поклонялась вся Франция и даже мир, определить невозможно, поскольку их кости давно смешались с другими, чей безымянный прах ровными рядами уложен в бесконечных коридорах вдоль сырых стен.

И живые находят тут временное пристанище

В разные времена Парижские катакомбы служили не только усыпальницей мертвым, живые тоже находили им практическое применение. Так, в период Второй мировой тут размещался тайный бункер фашистов. Но самое поразительное, что соседями им был центр французского Сопротивления, который находился всего на расстоянии 500 метров от них.


В свое время Бонапарт Наполеон тоже любил принимать высокопоставленных гостей в той части галереи, куда было подведено освещение. Во времена холодной войны над миром нависла угроза ядерной бомбардировки, и на этот случай в катакомбах были обустроены бомбоубежища.

Поскольку подземелье всегда держит одну температуру и влажность, это идеальный климат для выращивания шампиньонов – излюбленного продукта французской кухни .

Сверхъестественное парижских катакомб

Пришло время узнать некоторые ужасы про катакомбы Парижа, которые неизменно должны были родиться в течение истории их существования. Многие считают невероятным тот факт, что несчастные, заблудившиеся в многочисленных лабиринтах, так и не были найдены.


Конечно, непосвященным сложно ориентироваться в столь мрачном месте, но если они погибли, куда подевались тела?

На юге Парижа находится парк Монсури. Но он известен не только своим прозвищем «Мышиная гора», памятным знаком Парижского меридиана из камня, большой территорией, и живописным прудом.

Говорят, что время от времени в нем замечают странную тень, очень быструю и загадочную. Ее обиталище – подземные галереи, пролегающие под парком. Появление тени всегда неожиданно, сопровождается трупным запахом и жутким холодом.


Рассмотреть ее невозможно, а лишь уловить периферийным зрением, но это не сулит ничего хорошего. Считается, что этот фантом – вестник скорой смерти.

Еще, если верить руководству и членам труппы Гранд-оперы, призрак оперы вполне реален. Он навечно зарезервировал себе ложу №5 первого яруса, и в нее никогда не продают билеты зрителям. Когда представление заканчивается, он уходит в катакомбы до следующего раза.


За многие годы накопилось немало случаев соприкосновения с загадочными явлениями, которые парижане объясняют активностью обитателей подземного города.

Так, в марте 1846 года одна из газет описала в рубрике судебной хроники необычный эпизод, который так и не удалось раскрыть. В ней говорилось, что на месте строительной площадки, где сносились старые дома, чтобы проложить новую улицу Кюжас, которая соединит Пантеон и Сорбонну, несколько ночей кряду происходило странное.

Площадка эта принадлежала торговцу деревом – Лериблю, а рядом с ней стоял одинокий дом, который и стал объектом нападения. С наступлением темноты на дом начинали падать камни, причем настолько крупные и с такой мощью, что подобное не под силу ни одному человеку.


Строение понесло значительные повреждения: выбитые окна, поврежденные рамы и искореженные двери. Чтобы поймать преступника был прислан полицейский патруль, а ночью во двор пускали злых псов, но и это не помогло. Кто был виновником вандализма, так и не удалось установить, поскольку атаки прекратились так же внезапно, как начались.

Мнение мистиков по этому поводу едино – строительные работы растревожили души мертвых из катакомб, и они пытались прогнать нарушителей покоя.


Каждая история будоражит воображение и толкает искателей приключений в Парижские катакомбы за порцией адреналина. Но авантюристов не привлекают «прилизанные» коридоры, им подавай дикие, нехоженые места. Катафилы и диггеры проникают туда сквозь канализационные люки или тоннели метро, но вот обратную дорогу найти удается не всем.

Катакомбы Парижа на карте

Эта тема не раз вдохновляла писателей, кинематографистов и создателей компьютерных игр на собственные сюжеты с мистикой, тайнами и приключениями героев.

Катакомбы Парижа – самая экзотическая часть истории, придающая городу нотку загадочности. Без сомнений, если вы не слишком впечатлительны, не страдаете сердечными заболеваниями, и у вас нет проблем с дыханием, вам стоит увидеть место последнего упокоения средневековых парижан, и возможно, вы узнаете некоторые их тайны.

Катакомбы Парижа Видео

Точный Адрес: 1 avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy — 75014 Paris

Время Работы: Вторник — Воскресенье с 10:00 до 20:30 (касса закрывается в 19:30)

Катакомбы закрыты: По Понедельникам и некоторым праздникам 1 мая и 15 августа

Фотогалерея катокомбы Парижа

1 of 21

Катакомбы Парижа

Когда я только приехала в Париж, я мечтала сходить в катакомбы (Catacombes de Paris), но все как-то не получалось:то времени не было, то у нас с подругами был запланирован другой музей или мероприятие. В Париже же не заскучаешь. Здесь всегда есть чем заняться. Только спустя два месяца моего пребывания там, я с подругой отправилась в назначенное место. Тем более, что самостоятельное посещение катакомб запрещено: вход возможен только организованной группой.

Школа, в которой я училась (это была частная школа для иностранных студентов), организовывала экскурсии и различные культурные и не только выходы для своих учащихся. Среди них была экскурсия и в Катакомбы. Мы решили пойти с ней, так как гида мы знали - очень приятная женщина, с которой мы ходили и на другие подобные мероприятия. Она интересно рассказывала, а это много значит для людей этой профессии.


Как нам казалось, попадем мы туда быстро, так как в октябре в Париже уже мало туристов, а значит прощайте гигантские очереди в музеи, на выставки и т. д. Как же мы ошибались! Так как одновременно в катакомбах может помещаться в общейсложности не более 200 человек, пускают туда людей порционно. Поэтому даже в октябре туда была очень большая очередь! Наверное, самая большая после очередей в Диснейленд и Версаль, которые мне пришлось пережить в Париже. В ней мы провели добрых полтора часа, прежде чем попасть туда. Но это того стоило!

Начало осмотра

Первое, что ты чувствуешь при входе, это холод. Температура внутри составляет всего +14 °С, а по ощущениям и того меньше. Я была в осеннем плаще и тонкой кофте, и все равно мне было холодно. Учтите, что при посещении катакомб вы спускаетесь вниз под землю, а проходы там такие узкие, в самом оссуарии (это здание или место для хранения скелетированных останков) еще и низкие, поэтому, если вы страдаете клаустрофобией, вовсе не советую вам их посещать.

Второе - это темнота. Несмотря на висящие повсюду фонари, внизу царит полумрак, так что все равно плохо видно, а фотографировать неудобно. Только со вспышкой мне удалось сделать несколько нормальных фотографий.

Музей и акведук Аркёй (Arcueil)

Визит начинается не с самого оссуария, а с небольшого Музея катакомб, где на фотографиях показана история каменоломен. Когда-то это были места, где добывали горную породу для нужд Парижа. Раньше, когда город был значительно меньше чем сейчас, они находились за чертой города. Париж разрастался, и, в конце концов, каменоломни попали в черту города.


Как в каменоломнях оказались черепа и останки давно умерших? Как столица и крупный город, Париж обретал внутри себя множество кладбищ. Среди них было и очень большое кладбище Невинных мучеников. Объяснялось это тем, что церкви, при которых и были они, брали деньги за погребение покойных на своей территории. Это всячески поощрялось духовенством, так как приносило хороший доход.

Однако кладбища росли и вглубь, и вширь. Различные мрачные события Парижа только добавляли огромное количество трупов. Например, эпидемия бубонной чумы или Варфоломеевская ночь, а затем и Великая французская революция были надежными поставщиками останков тысяч людей. Так на кладбище Невинных мучеников к концу XVIII века набралось уже свыше 2 млн покойников. Хоронили людей уже поверх старых захоронений. От кладбища распространялась жуткая вонь, и оно стало рассадником различных инфекций. Но его ликвидации противилась все та же церковь. Ведь это означало и конец одному из надежных источников ее дохода.

Наконец, после того, как стена отделяющая само кладбище от жилых кварталов обрушилась, и во дворы людей хлынула лавина из останков людей, нечистот и т. д., было принято решение о переносе тел и скелетов в каменоломни. В черте Парижа хоронить запретили вообще, а другие кладбища тоже были ликвидированы.

Вот так появились Катакомбы и их оссуарий.


Из этого музея путь ведет к акведуку Аркёй - водопроводу, по которому поступала вода в Люксембургский дворец и к тем местам, где раньше добывали известняк. Собственно, чего-то особо интересного там нет. Голые стены. Впечатляют только арки акведука, стремящиеся ввысь.

Галерея «Порт-Маон» (Port Mahon)

Тут нам показали скульптуры в камне, выполненные одним из рабочих каменломен Дэкюром. Будучи солдатом на службе у кардинала Ришелье, он поступил на службу в каменоломни, где стал выполнять эти скульптуры. Какова была его цель при их выполнении -неизвестно. Рядом прикреплена табличка, на которой по-французски указана вся эта информация. Кстати, умер Дэкюр здесь же, от обвала камеломен, стремясь усовершенствовать свое творение.


Скульптура представляет из себя макет форта в городе Порт-Маон, на острове Менорка, который входит в состав Балеарских островов. Дэкюр провел там в тюрьме какое-то время, когда попал в плен англичан. Во время революции скульптуры разрушили, но затем, уже в середине XIX века, их восстановили.


«Ванна для ног» (Bain des pieds)

Откуда такое странное название у простого колодца, который раньше использовали рабочие каменоломни? Дело тут в необыкновенной прозрачности воды, из-за которой посетители просто не замечали сам колодец и могли случайно намочить в нем ноги.


Так было до 1983 года, когда в катакомбах провели электричество. Чтобы увидеть колодец сегодня, нужно спуститься еще ниже. Зато после него уровень галереи поднимается и выводит уже ко входу в сам оссуарий.

Оссуарий (Ossuarium)

«Остановись! Здесь начинается царство мертвых,» - такая надпись значится сверху, при входе в оссуарий. Эта цитата принадлежит поэту Жаку Делилю. Далее, в самом оссуарии, мы увидели множество высказываний и отрывков из произведений французских поэтов и писателей о смерти и бренности жизни.


Сам вход легко узнать по черно-белым колоннам, которые ему предшествуют. Конечно, на них уже оставили надписи разные невежливые посетители.


Большая часть галерей закрыта для посетителей. Для осмотра доступна только малая их часть. Но это делается только во благо самих же визитеров. Ведь некоторые из них находятся под угрозой наводнения или обвала. Да и заблудиться там без проводника очень легко.


Кости и черепа выложены вдоль стен, при этом образуя своеобразный и жуткий рисунок. Черепа выкладывали в линию под и над костями. На них же укреплены таблички, на которых указано, с какого кладбища они были перенесены. Кстати, где-то среди этих костей лежат останки и знаменитых деятелей Франции: Робеспьера, Дантона, Кольбера, Рабле и т. д.


На меня эти галереи производили жуткое, но вместе с тем и величественное впечатление. Ты проникаешься чувством какого-то странного успокоения и понимаешь, что все в мире лишь суета сует.


Галереи приводят к так называемому фонтану Самаритянки. Он был сделан в 1810 году для сбора грунтовых вод, которые были обнаружены рабочими катакомб. Назван он так из-за эпизода с Иисусом Христом и Самаритянкой у колодца Иакова. Другая причина - аллегория с Летой, рекой в царстве мертвых из греческой мифологии. По легенде, души пили воду из нее, чтобы забыть обстоятельства своей жизни.


Дальше идет еще одна большая зала, которая носит название крипта Sacellum (с лат. «святилище»). Там расположен так называемый алтарь, который был выполнен как копия одной античной гробницы, найденной во Франции в 1807 году. Там же находится большой, белый крест и каменные табуреты.


После мы попали в еще одно мрачноватое место (Хотя казалось бы, куда уж мрачнее?). В небольшой зале на каменном столбе стоит чаша в античной форме. Как вы думаете, для чего она была нужна? Как нам рассказали, ее использовали для сжигания смолы и улучшения вентилляции воздуха внутри каменоломен. Дело в том, что от костей распространялся ужасный запах, и рабочим не было чем дышать. Поэтому его и установили первым. Смолу также сжигали, чтобы отдать дань уважения умершим.


Проходя дальше по галереям, мы увидели то, что, как мы подумали, было гробницей. Но на самом деле это что-то вроде лже-гробницы, призванной поддерживать своды каменоломен. Установлена она в честь прОклятого поэта Николя Жильбера. Его стихи выгравированы на ней.

Единственное настоящее надгробие в оссуарии обретает останки некой Франсуазы Желян или дамы Лёгро. У нее была довольно печальная судьба: она влюбилась в одного авантюриста, который сидел в тюрьме и которого она даже ни разу не видела. Она нашла его записку около тюрьмы. В результатечего она посвятила чуть ли не часть своей жизни тому, чтобы его оттуда вызволить.


Уже на выходе из склепа находится зала Страстей или Ротонда костей. Именно там находится колонна в виде бочки из выложенных черепов и костей, которую можно найти на многочисленных фотографиях кКатакомб в Интернете.

Окончание визита

В самом конце вы попадаете в еще одну залу, которая образовалась здесь в результате обвалов. С 1874 по 1875 год их произошло сразу три. Рабочие очистили два из них.


Таким образом появилась эта зала, которая демонстрирует разные геологические слои. Они специально окрашены в разные цвета.


По винтовой лестнице мы поднялись на поверхность.

На выходе есть, как обычно, магазин с сувенирами, которые тут сделаны ввиде костей или черепов. Нужен брелок с черепом или скелетом? Тогда вам сюда. Я не стала ничего там покупать, так как с меня хватило и так впечатлений от катакомб. Цена таких сувениров начинается от 5 EUR.

Как добраться

Вам нужно доехать до станции метро «Данфер-Рошро» (Denfert-Rochereau). Она находится на пересечении сразу двух веток метро: № 4 и № 6.

Ориентир - скульптура льва рядом. Там вы уже легко найдете вход по длинной очереди.


Часы работы

Открыты катакомбы почти всю неделю: вторник-воскресенье - с 10:00 до 20:30. А вот кассы закрываются в 19:30. Катакомбы закрыты по понедельникам, 1 мая, 15 августа и 1 января.

Совет: зимой или осенью можно подходить до 17:00 с часа открытия. Очередь займет от часа до полутора. Летом, в период туристического сезона, лучше всего приезжать к катакомбам утром, за часа 2 до открытия, чтобы не стоять долго в очереди.

Стоимость входа

Существует несколько вариантов билетов:

  • катакомбы + экспозиции - 12 EUR, 10 EUR - для льготников (студенты и т. д.);
  • катакомбы + археологическая Крипта - 16 EUR и 13 EUR, соответственно.

Штраф за нахождение вне туристических зон - от 60 EUR!

Правила посещении

Вход с большими сумками или рюкзаками запрещен, так как некоторые проходы очень узкие. Разрешены только сумки размером не более 40 х 30 см. Их нужно нести в руке или перед собой.

Так как внутри довольно прохладно и летом, то лучше захватить с собой теплую кофту или куртку.

Беременным женщинам и маленьким детям просмотр катакомб противопоказан.

Фотографировать внутри можно спокойно, но только со вспышкой: внутри очень темно.