Биографии Характеристики Анализ

Проекты освобождения крестьян. IV

В1818 году подготовлен проект А.А.Аракчеева об отмене крепостного права. Он предусматривал постепенный выкуп помещичьих крестьян казной. Крестьяне освобождались с землёй на правах аренды (по две десятины на душу). Помещики за отпускаемых на волю крестьян получали денежную компенсацию, которая способствовала бы развитию их хозяйства. Аракчеев считал, что такой путь освобождения крестьян выгоден для помещиков, так как у них остаётся большая часть земли и сохраняется рабочая сила, поскольку при двухдесятинном наделе крестьяне вынуждены будут арендовать у помещика землю. Однако этот осторожный проект так и не был осуществлен. Царь не решился его принять.

В1820 году подготовлен проект конституции, разработанный по поручению императора Н.Н.Новосильцевым. Проект назывался «Уставная грамота Российской империи». Провозглашалось создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать ни одного закона. С другой стороны, право вносить законопроекты в парламент принадлежало только царю. Предполагалось предоставить гражданам России свободу слова, вероисповедания, провозглашалось равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность. Но гражданами считались только свободные люди, крепостные к их числу не относились. Однако проект опять не был реализован. Александр, испытывая давление со стороны дворян и боясь народных выступлений, окончательно отказался от всех либеральных идей.

Все работы на земле контролировались начальством. Так как у взрослых из-за плотного графика не было времени воспитывать отпрысков, дети также в основном находились в ведении государства (в школах и других специальных учреждениях). Выросшие дочери выдавались замуж согласно решению начальства.

Администрация и офицеры отличались взяточничеством и нежеланием вникать в вопросы ведения хозяйства. Это была системная проблема. Создание первых военных поселений под руководством Аракчеева привело к такому положению, потому что ни граф, ни его помощники не боролись с неправомочным поведением начальства. В итоге в среде солдат начало нарастать недовольство.

Бунты

Ко многим конфликтам привело создание военных поселений. Аракчеев в 1831 году получил сообщение о том, что в Новгородской губернии начался бунт. Солдаты и до этого были недовольны начальством, но теперь они выступили против администрации с оружием в руках. Поводом для эскалации напряжения стала эпидемия холеры. Власти, для того чтобы предотвратить распространение болезни, перекрыли дороги по всей европейской России.

В военных поселениях начали активно распространяться слухи о том, что администрация сама специально заражает солдат, отравляя хлеб и воду. Холерные беспорядки вспыхнули в Старой Руссе. Сначала власти вяло отреагировали на произошедшее, полагая, что местные гарнизоны сами справятся с недовольством. На самом деле бунт только разрастался. В августе 1831 года в подавлении беспорядков приняла участие регулярная армия. После того как очаги волнений были подавлены, начались аресты. Всего было осуждено более трех тысяч человек.

Появление округов

Александр I скончался в 1825 году, но его преемник и младший брат Николай I, несмотря на всю сомнительность реформы, решил сохранить военные поселения. Однако и он осознавал, что устройство военных поселений недостаточно совершенно. В начале своего правления он поручил разработать проект их преобразования.

В итоге в 1831 году (согласно Высочайшему указу императора) прежние военные поселения были преобразованы в солдатские округа. Они перестали быть собственностью полков. Солдаты расселялись в округах согласно доалександровским нормам и правилам. Для примера: в Новгородской губернии появилось 14 новых округов. Реформа во многом была продиктована недавно прошедшим холерным бунтом.

Упразднение военных поселений

В 1855 году началось царствование Александра II. Монарх пришел к власти в тяжелой ситуации. Россия проигрывала а в стране намечался экономический кризис. Отец Александра отличался излишним консерватизмом. За тридцать лет своего правления он почти не менял государственное и военное устройство страны. За это время механизмы, разработанные еще Александром I, устарели. Во многом именно из-за этого и была проиграна Крымская война.

В ряду этих пришедших в негодность символов старой эпохи были и военные поселения Аракчеева. Плюсы и минусы системы было приказано подробно изучить офицеру и писателю Дмитрию Столыпину. Для этого он отправился на Кавказ, где в то время было больше всего военных поселений. Ревизор увидел плачевную картину. Местное население жило в самых стесненных условиях, многие не имели даже скота. Постаревшим зданиям был необходим ремонт, который казна не могла себе позволить. Иными словами, хозяйства в военных поселениях были убыточны и стали экономической обузой. Вернувшийся в Петербург Столыпин поделился своими наблюдениями с царем. В 1857 году Александр II решил упразднить военные поселения. Таким образом, проект Аракчеева о военных поселениях просуществовал 47 лет.

Уже к концу 18 века недовольство народных масс в Российской империи возросло до предела. Царское правительство более не могло игнорировать аморальность крепостного права на фоне свободного от рабства европейского общества. Так что, предпосылки отмены крепостного права в России появились задолго до вступления на царский престол Александра II, который подписал долгожданный для крестьян манифест.

Постепенное улучшение условий для крепостных: каковы были главные причины отмены крепостного права

Социально-экономическое развитие Российской империи неизменно отставало от европейских государств, причиной чему была непроизводительная крепостная система. Отсутствие вольнонаёмного труда тормозило развитие капиталистической промышленности. Нищие крестьяне не могли потреблять промышленную продукцию, что также негативно влияло на развитие сектора. Кроме этого, кризис крепостнических хозяйств вёл к разорению помещиков.

Поэтому главные причины, касающиеся необходимости упразднения крепостного права, выглядят однозначно:

  • кризис имперской феодально-крепостнической системы:
  • отсталость Российской империи почти во всех сферах жизнедеятельности;
  • нарастающее волнение среди крепостных и нередкие крестьянские восстания

В начале 19 столетия крестьяне Российской империи стали ощущать некоторое послабление крепостной системы. Согласно Указу о вольных хлебопашцах крепостные по договорённости с помещиками могли получить за выкуп свободу. Закон оказался малоэффективным, но начало было положено.

Компромиссный вариант реформирования крепостного права предложил генерал А.А.Аракчеев. Этот государственный деятель имел большое влияние и был чуть ли не вторым человеком после царя в империи. Проект Аракчеева об отмене крепостного права заключался в освобождении крестьян на основании аренды: помещики при этом получали компенсацию из казны. Такое решение было направлено по большему счету на защиту интересов помещиков, ведь крестьяне всё равно были бы вынуждены арендовать землю. Да и Аракчеев сам имел немало крепостных, посему очевидно какими взглядами он руководствовался. Впрочем, одобренный Александром I проект Аракчеева так и не воплотился в жизнь.

Вскоре был принят закон, запрещающий торговать крепостными на ярмарках, а в 1833 году при продаже крестьян было запрещено разлучать членов одной семьи. Царь Николай I продолжил курс по освобождению крестьян от панского гнета, но он был приверженцем постепенного проведения этой реформы. Поначалу было несколько улучшено положение государственных крестьян, получивших ряд привилегий.

О понимании царского правительства необходимости пошаговой борьбы с системой крепостного права свидетельствуют слова, произнесённые после вступления Николаем I на престол. «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении есть зло, для всех ощутительное и очевидное; но прикасаться к оному теперь — было бы злом, конечно, еще более гибельным», — говорил государь. Крепостное право было невыгодно и с производительной точки зрения: труд крестьян не приносил доход, а в неурожайные годы помещикам приходилось кормить крестьян. Ситуация усугублялась экономическим кризизом, который переживала Российская империя после войны с наполеоновской армадой.

Необходимость реформы и её подготовка: причины отмены крепостного права при Александре II

В 1855 году царский престол занял Александр II. Новый царь ясно дал понять, что отмена властью крепостного права является необходимостью, которую диктуют реалии времени. Чтобы не допустить возможного крестьянского восстания, затягивать проведение реформ было нельзя. Своё отношение к данному вопросу Александр II выразил следующим образом: «Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу». Именно Александр II значится в истории как тот, кто подписал манифест об отмене крепостного права.

Поначалу подготовка реформ по ликвидации крепостной системы была полностью засекречена. Но такая судьбоносная для Российской империи инициатива не могла долгое время быть достоянием лишь узкого круга приближенных к царю дворян, и вскоре был создан Главный комитет по крестьянским делам.

Основополагающей идеей будущей реформы было оставление земли на удержании крестьян. Аграрное хозяйство империи должно было в будущем делиться на крупное помещичье и мелкое крестьянское земельные уделы. Положениями отмены крепостного права активно занялись созданные редакционные комиссии.

Надвигающиеся перемены встретили непонимание и сопротивление со стороны дворян: помещики не желали отдавать землю крестьянам. К тому же, после реформы управление крестьянами должно было сосредоточиться в руках правительства, что не входило в планы дворян. В свою очередь, правительство понимало необходимость учесть в проекте реформы интересы всех сторон. Поэтому проект упразднения крепостного права базировался на следующих положениях:

  • индивидуальный подход к определённым территориям, имеющим свои особенности;
  • необходимость переходного периода для перевода хозяйств в рыночные отношения;
  • гарантия выкупа для помещиков при освобождении крестьян

После подготовки редакционными комиссиями положений про отмену крепостного права проект реформы был вынесен на рассмотрение и утверждение государственных чинов, входящих в Главный комитет.

Манифест 1861 года: плюсы и минусы отмены крепостного права

На заседании Госсовета по крестьянскому делу царь потребовал одобрения проекта, предложенного составителями. 19 февраля 1861 года является официальной датой отмены крепостного права в России: именно в этот памятный день Александр II подписал судьбоносный манифест. С российским крепостным правом навсегда было покончено, а крестьяне объявлялись свободными. Земля, правда, оставалась собственностью помещиков, и за пользование наделами крестьянам нужно было либо платить деньги, либо отрабатывать.

Полную независимость от помещиков крестьяне могли получить после полного выкупа земельных наделов. До этого они считались временно-обязанными крестьянами. Выкуп помещикам платила казна, а крестьянам давались 49 лет для погашения долга перед государством.

Также были созданы крестьянские общества, объединяющие земли бывших крепостных. Внутренние вопросы было доверено решать сельскому сходу, который возглавлял сельский староста. Крестьян, не промышляющих земледелием, освобождали без земельного участка. Впоследствии они могли присоединиться к любому обществу.

Соглашение помещиков с бывшими крепостными крестьянами регламентировалось уставной грамотой, предусматривающей также размер земельного надела. При разногласиях во время составления таких грамот спор должны были урегулировать мировые посредники – местные дворяне, утверждающие уставные грамоты.

Реакция на столь долгожданное событие была неоднозначной. Крестьяне, мечтавшие о полной свободе, были не удовлетворены переходным периодом. Местами прошли крестьянские волнения, а к концу 1861 года в империи активизировалось революционное движение. Нужно отметить, что внутрихозяйственные отношения России не были готовы к такой реформе.

И всё же, историческое значение отмены крепостного права трудно переоценить. После более чем двухсотлетнего пребывания в собственности помещиков крестьяне наконец-то получили долгожданную свободу.

Реформа открывала перспективы для развития в империи производительных сил, а отмена крепостной системы дала толчок осуществлению реформ в других сферах.

Когда отменили крепостное право на Руси, были повсеместно созданы условия для роста экономики Российской империи, ведь теперь рабочую силу можно было превратить в товар. Эпохальный манифест 1861 года открыл новую капиталистическую страницу в истории России и ввел огромную страну в эру капиталистического развития сельского хозяйства. В ответ на вопрос «в каком веке отменили крепостное право» можно смело утверждать: крестьянская реформа стала чуть ли не главным событием российской истории 19 века.

Кратко ответы на вопросы

Дата отмены крепостного права в России? В каком веке отменили крепостное право?

Кто отменил крепостное право в 1861 году (подписал манифест)?

Царь Александр II

Каковы были главные причины отмены крепостного права при Александре 2?

Избежание крестьянского восстания

Предпосылки отмены крепостного права?

Крепостничество стало тормозом в развитии промышленности и торговли, что препятствовало росту капитала и ставило Россию в разряд второстепенных государств;

Упадок помещичьего хозяйства из-за крайне неэффективного труда крепостных крестьян, что выражалось в заведомо плохом выполнении барщины.

В чем историческое значение отмены крепостного права?

Этот шаг открыл новую капиталистическую страницу в истории России и ввел огромную страну в эру капиталистического развития сельского хозяйства.

«Права ребёнка и гражданина» - Правоспособность и дееспособность. Каждый имеет право на жилище. Каждый имеет право на образование. Правоспособность выражается в способности субъекта иметь права и обязанности. Политические права. Основные гражданские права. Цензура запрещается. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Права ребенка.

«Понятие права» - Источники права. Признаки правового государства: Право – универсальный регулятор общественных отношений. Признаки права: Правовая норма. Цель урока: Источники права – нормативные акты, прецеденты, правовые обычаи и правовые договоры. Нормативный характер Обязательность исполнения Гарантированность государством Многократность применения.

«Крепостное право» - Крестьянин является собственностью барина. Как относился к крепостному праву александр i? Затем переход к коллективным формам труда). Все либеральное движение Добролюбов считал «обломовщиной», а либералов – «Лишними людьми». 5) Крымская война. Крепостное право -. Добролюбов в 1857г. пришел работать в «Современник».

«Накануне отмены крепостного права» - Г. Крепостное право. Смягчение политического режима в первые годы правления Александра II. Тормоз В развитии капиталистической промышленности. Установите причинно-следственные связи, проведя линии. Сторонники реформ. Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права? Предпосылки отмены крепостного права.

Правовая доктрина. Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Прецедент широко использовался в средние века как источник права. Источники права: Как источник права прецедент известен с древнейших времен. Нормативный договор. Элементы статей Гражданского кодекса РФ принято именовать пунктами, а не частями статьи.

«Нормы права» - Право. Право и мораль. Наличие духовной, идейной основы исходят из принципа справедливости. Институт права. Естественное – возникло объективно, принадлежат человеку от рождения. Позитивное – исходящее от государства, документально оформленное. Основные признаки права. Право – это моральный минимум. Отрасли права.

Документы для анализа на уроке

Проект государственных преобразований М.М. Сперанского.

Очередная попытка ввести в России элементы парламентаризма относится к началу XIX столетия. В 1809 г. по поручению императора Александра I его статс-секретарь М.М. Сперанский подготовил проект государственных преобразований в России - «Введение к уложению государственных законов», в котором рекомендовал для предотвращения возможных революционных потрясений придать самодержавию внешние формы конституционной монархии. При этом Россия оставалась абсолютной монархией, объединявшей в лице императора высшую законодательную, исполнительную и судебную власть. В соответствии с ними, император не мог действовать прямо, а только через специальные институты, чья деятельность была основана на известном М.М. Сперанскому по трудам философов европейского Просвещения принципе разделения властей. Так, для законодательной деятельности учреждалась Государственная Дума, высшим исполнительным органом власти оставался Кабинет министров, а судебным - Сенат.

Проект М.М. Сперанского предполагал также создание Государственного совета, который в новом механизме государственной власти должен был занять промежуточное положение между самодержцем - с одной стороны, и Государственной Думой, Кабинетом министров и Сенатом - с другой, становясь, таким образом, высшим коллегиальным консультативно-совещательным органом при российском государе. Государственная Дума должна была рассматривать законопроекты, предложенные императором и рассмотренные и представляемые Государственным советом и правительством. Проект М.М. Сперанского не предполагал ввести в России всеобщие или сословные выборы. Процесс формирования Думы состоял из четырех этапов. Сначала создавались низшие, волостные Думы, затем окружные Думы и, наконец, губернские. Депутатский корпус Дум от окружного и до общеимперского уровня формировался путем делегирования депутатов из нижестоящего собрания в вышестоящее. Для тщательного рассмотрения законопроектов, вносимых в Государственную Думу, создавались специальные комиссии из депутатов. Решение по законопроекту принималось простым большинством голосов думского собрания. Право законодательной инициативы Государственной Думе не давалось. Созывать думскую сессию предполагалось в сентябре, собранию депутатов следовало работать до тех пор, пока оно не рассмотрит все внесенные в нее законопроекты. Император мог в любой момент распустить и вновь созвать Государственную Думу.

Вопросы для анализа:

      Какие идеи Просвещения нашли свое отражение в проекте?

      Составьте схему управления государством в соответствии с этим проектом.

      Какое учреждение представляло законодательную власть?

      Как по проекту должно было происходить формирование Государственной Думы?

      Какими правами наделялось население страны?

      Ограничивалась ли власть императора, в какой степени?

      Почему проект вызвал недовольство со стороны дворянства, был ли он по-настоящему радикален?

      Почему проект не был полностью реализован?

Проект отмены крепостного права А.А. Аракчеева .

В 1811 г. прибалтийские помещики обратились к царю с предложением освободить крестьян от крепостной зависимости, но без земли. Лишь в 1816-1819 гг. Александр I утвердил этот закон в отношении крестьян в Эстляндии, Лифляндии, Курляндии. Такие же предложения поступили от белорусских, псковских, петербургских помещиков. Александр поручил разработать проект аграрной реформы военному сановнику графу Аракчееву. Он отличался безупречной честностью, преданностью царю, беспощадностью и бесчеловечностью в своей исполнительности.

Составляя проект, Аракчеев помнил указание царя "не стеснять помещиков, не применять к ним насильственных мер". В начале 1818 г. Аракчеев представил царю проект, в основе которого лежало предложение покупать в казну поступающие в продажу имения. Для этого потребовалось бы ежегодно отпускать 5 млн. рублей. Выкупленные земли распределялись между крестьянами, которые должны были арендовать ее у помещиков. По проекту Аракчеева, освобождение крестьян могло бы растянуться на 200 лет.

Вопросы для анализа:

      Чьи интересы защищал в первую очередь проект?

      Получали крестьяне при освобождении землю?

      Был ли проект реален в условиях России первой четверти XIX века?

4) Почему этот проект составлялся в условиях секретности и не был принят?

Конституционный проект Н.Н. Новосильцева «Уставная грамота Российской империи»

В 1815 г. была разработана Конституция Польши - самый прогрессивный Основной закон того времени. Она гарантировала неприкосновенность личности, свободу печати, отменяла конфискацию имущества, ссылку. Законодательная власть принадлежала польскому сейму и царю. В 1818 г. на открытии сейма, император сообщил о намерении создать Конституцию всей России . Царь объявил, что «законно-свободные учреждения», которые он «даровал» Польше, были предметом его постоянных «помышлений» и что он надеется распространить их на всю страну. Царь ясно давал понять, что от успеха польского эксперимента зависит и судьба конституции в России. Работа над ней началась в конце того же года под руководством Н.Н. Новосильцева. К октябрю следующего - 1819 г., а документ был готов и одобрен Александром I. Проект предусматривал провозглашение свободы слова, печати, вероисповедания, равенство всех граждан перед законом. По новому проекту Российская империя должна была приобрести федеративное устройство и состоять из 10-12 крупных единиц - наместничеств во главе с генерал-губернаторами. Высшая законодательная власть осталась бы в руках монарха, но он разделил бы ее с органом народного представительства, состоящим из Сената (верхняя палата) и собрания представителей (нижняя палата). Проект предусматривал передачу исполнительной власти Государственному совету совместно с министерствами; судебная же власть окончательно отделялась от двух прочих.

Работа над проектом была закончена к концу 1820 г., и он был вновь одобрен императором. Однако теперь царь решил, что одной конституции тоже недостаточно, и она должна, в свою очередь, стать частью более крупного свода законов. В результате принятие конституции было отсрочено на неопределенное время. Правда, в качестве эксперимента было создано одно наместничество, но император, видимо, и сам стал думать, что его замыслы неосуществимы и даже вредны. В этом его убеждали сведения о существовании тайных революционных обществ будущих декабристов, волнения военных поселенцев и солдат Семеновского полка, революционные события в Южной Европе, да и оппозиционность самого Польского сейма. Ему стало казаться, что введение конституции может послужить катализатором дальнейших потрясений, еще более страшных и непредсказуемых. В результате замыслы Александра I по внедрению конституционного правления в Российской империи так и остались нереализованными.

Вопросы для анализа:

    Какие гражданские свободы даровались населению?

    Появлялось ли по проекту сословно-представительное учреждение?

    Если бы проект был принят, можно было бы говорить о ликвидации самодержавия?

    Какие события помешали воплощению проекта, а по-вашему, почему он не был принят?