Биографии Характеристики Анализ

Название войска на руси. Военное устройство древней руси

Вооруженные силы Древней Руси

Киевский простой дружинник Х век

К сожалению, современный житель России представляет себе средневековую Европу куда лучше, чем Русь того же периода. Это происходит потому, что почти все основные представления о прошлом формируются массовой культурой. А она у нас ныне импортная. В результате “русское фэнтези” отличается от “нерусского” зачастую лишь вкраплениями “национального колорита” в виде Бабы Яги или Соловья-Разбойника.

А между прочим, к былинам стоит относиться серьезнее. В них содержится много интересной и достоверной информации о том, как и чем сражались русские воины. К примеру, сказочные богатыри — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич — реальные исторические лица. Хотя, приключения их, конечно, слегка приукрашены народной молвой.

В характерно непредсказуемой российской истории никаких сомнений не вызывает, пожалуй, только один момент. Так или иначе, но в 9 веке русское государство возникло, и его история началась. Что же представляла собой Русь эпохи Олега, Игоря и Святослава?
9-10 веках феодальные отношения на Руси только начинали складываться. Крестьяне (кроме небольшого числа пленных невольников) сохраняли свободу, и их обязанности перед государством ограничивались скромным оброком.
Дань мехами (собирать которую князь должен был лично, объезжая владения) не давала средств на содержание многочисленной дружины. Главной силой русских армий оставались ополчения крестьян, обязанных выступать в поход по первому княжескому слову.


Впрочем, об обязанности здесь едва ли можно было говорить. Скорее уж это князь был обязан регулярно водить своих подданных в набеги на соседей... В буйные набеги! А что делать? В раннем средневековье грабеж был самой выгодной, правда, несколько односторонней формой товарообмена.
В поход рядовые воины выступали с копьями и “огромными”, “труднопереносимыми”, по определению византийцев, щитами. Небольшой топор служил как для боя, так и для строительства стругов.
Кроме того, у каждого бойца непременно имелся лук. Охота на Руси в те времена все еще оставалась очень необходимым для выживания промыслом. Княжеские дружинники, естественно, располагали кольчугами, мечами и боевыми топорами. Но таких воинов было всего несколько сотен.
В силу необходимости покрывать большие расстояния пешее передвижение на Руси популярностью не пользовалось. Пехота передвигалась верхом на низкорослых лошадках, а еще чаще — по рекам на стругах. Поэтому на Руси пешее войско нередко именовалась “судовой ратью”

Ижорский простой дружинник (X-XI вв.)

Если же главной силой армии являлась конница, то поход обычно переносился на зимнее время. Войско двигалось по льду рек, превращенных морозом из естественных препятствий (мостов-то не было) в гладкие шоссе. Богатырские кони легко утаптывали глубокий снег, а за ними на санях катила пехота.
Тем не менее — особенно в южной части страны — воинам иногда приходилось передвигаться и пешком. И в этой связи стоит упомянуть короткие сапожки с загнутым носом и высоким каблуком. Вопреки уверенности многих авторов “русской фэнтези” (начиная с аниматоров мультфильма “Золотой петушок”), никто на Руси не ходил в такой обуви. Высокий каблук имели сапоги для верховой езды. Для пешего передвижения и в средние века служили сапоги самого заурядного фасона.

Княжеский дружинник. Кон.X века

Несмотря на далеко не блестящие вооружение и подготовку войска, русское государство уже в первое столетие своего существования показало себя вполне сильным. Хотя, конечно же, только в своей “весовой категории”. Так, походы киевских князей против Хазарского каганата привели к полному разгрому этого государства, некогда взимавшего дань с племен юга Руси.
...В это наше время не осталось ничего ни от болгар, ни от буртасов, ни от хазар. Дело в том, что на всех них произвели нашествие руссы и отняли у них все эти области...Ибн-Хаукаль, арабский географ 10 века
Марийский знатный воин Х век

Подобно тому, как это произошло в Европе, по мере развития феодальных отношений на Руси все большее число крестьян прикреплялось к земле. Их труд использовался для содержания боярских и княжеских дружин. Численность обученных и хорошо вооруженных воинов, таким образом, увеличивалась.
Когда численность дружин стала сопоставимой с численностью ополчения, дружинники заняли позицию на флангах полка. Так появился “полчный ряд” из уже трех полков: “правой руки”, “большого” и “левой руки”. В отдельный — “передовой” — полк скоро выделились и прикрывавшие боевой порядок лучники.

Русский дружинник. Середина X века

В 12 веке дружинники и вовсе перестали спешиваться. С этого времени главной силой русских армий стала кавалерия. Тяжеловооруженных всадников поддерживали конные стрелки. Это могли быть как казаки, так и просто наемные половцы.

Русский витязь 13 века облачался в кольчугу, поверх которой надевалась чешуя или кожаный панцирь с железными пластинами. Голову воина защищал конический шлем, имевший наносье или маску. В целом, “армор класс” дружинников не только был для своего времени весьма солидным, но и превосходил таковой у европейских рыцарей. Богатырский конь, правда, несколько уступал размерами европейскому дестриэ, но разница между ними была несущественна.

С другой стороны, русский витязь сидел на своем огромном коне по-азиатски — в лишенном спинки седле с высоко расположенными стременами. В связи с этим защита на ноги русскими, как правило, не использовалась. Преимущество азиатской посадки заключалось в большой подвижности всадника. Кольчужные чулки оказались бы помехой.
Азиатская посадка позволяла всаднику эффективно использовать меч и лук, но не давала достаточной устойчивости для боя на копьях. Так что главным оружием дружинников были не копья, а мечи и палицы.
Кроме того, в отличие от европейского рыцаря, витязь возил с собой и метательное оружие: лук с парой дротиков.

Доспехи переяславского дружинника. Реконструкция

Русское вооружение в 12-13 веках, в целом, было лучше европейского. Тем не менее даже тогда “их” рыцарь в ближнем бою был несколько сильнее “нашего” витязя. Европейский всадник имел возможность первым воспользоваться своим более длинным копьем. Зато русская кавалерия превосходила европейскую подвижностью, разнообразием боевых приемов и умением взаимодействовать с пехотой.

Значительно превосходили дружинники рыцарей и числом. Правда, только по отношению к населению страны. Новгородская земля, где жило всего около 250 тысяч славян, располагала дружиной в 1500 всадников. Рязанское княжество — далеко не самое богатое на Руси — при населении менее 400 тысяч выставляло 2000 всадников в полном вооружении. То есть в отношении военной силы Новгород или Рязань в 13 веке были примерно равны такой стране, как Англия.

В 13 веке доспехи для лошадей на Руси использовались чаще, чем в Европе

Солидная численность тяжелой кавалерии на Руси связана с тем, что в 11-13 веках Русь стала страной преимущественно торговой. Несмотря на то, что в русских княжествах жило не больше людей, чем в одной только Англии, городское население Руси было больше городского населения всей Западной Европы. Киев уже к началу 12 века насчитывал 100 тысяч населения. С ним мог сравниться разве что Константинополь.
Большое значение городов на Руси хорошо иллюстрирует тот факт, что по своим главным городам именовались все русские княжества: Москва, Тверь, Рязань, Новгород. Францию, например, никто и никогда не называл “парижским королевством”.

Кто ты, “вольныя казак, да Илья Муромец”?
В самом деле, откуда казаки под Муромом, да еще в 13 веке? Ведь казачество вроде бы относится к более поздней эпохе, да и жили казаки на Украине. Ну, с географией как раз все в порядке. Муром ведь именно на Украине и располагался. На Рязанской Украине. Так испокон веков называли Рязанское княжество. На Руси все пограничные земли называли “украинами” — “окраинами”.

А казак... Казаками (казахами, кайсаками) называли себя половцы. Недаром родное село витязя — Карачарово — носит тюркское название.
Кочевые тюркские племена оседали на границах Руси. Половцы принимали православие и получали землю на условиях несения пограничной службы. Кроме того, крещеные половцы — казаки или, как их еще называли, “клобуки” — в домонгольский период выставляли легкую кавалерию под знамена русских князей.

Впрочем, самое странное в фигуре былинного витязя — отнюдь не его национальность. Для того, чтобы глубоко задуматься над надписью на камне-указателе (а таковые на Руси, действительно, редкостью не были), надо было уметь читать. В 12-13 веках грамотность на Руси была явлением обычным во всех слоях общества.

Памятник Илье Муромцу в Муроме

В 12-13 веках пехота на Руси сохраняла большое значение в северных княжествах, где леса и болота частенько препятствовали действиям кавалерии. Так, жители Новгородской земли не только давали средства на содержание дружин князя и посадника, но и вооружались сами.
Существенным отличием русской средневековой пехоты от европейской было то, что вплоть до 17 века пики на Руси известны не были. В европейской средневековой фаланге за рядом щитников становились пикинеры, а только потом копейщики.
На Руси же воины с рогатинами, копьями и сулицами становились сразу за щитниками.
Отсутствие пик существенно ослабляло пехоту, так как рогатины могли дать какую-то защиту только от легкой кавалерии. Клин крестоносцев во время Ледового побоища был остановлен не пешим ополчением Новгорода, а особенностями местной географии.
Вылететь со льда озера на берег рыцарям не дал невысокий (всего около 1.5 метра), но скользкий обрыв. Немцы то ли недооценили крутизну склона, то ли вообще не заметили его, так как обзор им закрыли выехавшие на лед казаки.

Первый ряд фаланги образовывали воины с большими щитами

Основной задачей русской пехоты в 12-13 веках была не борьба с кавалерией в поле, а оборона крепостей. Не потеряли своего значения и боевые действия на реках, где, естественно, конница угрожать пехоте не могла. При обороне же стен, как и в “речных сражениях”, бой велся преимущественно метательный. Поэтому главным оружием русского пехотинца являлся длинный лук или арбалет.
Арбалет традиционно считается оружием западным. Но в Европу арбалеты попали из арабских стран после Крестовых походов в 12 веке. На Русь же это оружие попало в числе прочих азиатских диковин по Волге уже в 11 веке.
Арбалеты достаточно широко использовались на Руси на протяжении всех средних веков. Казенный “арбалетный двор” существовал в Москве до 17 века.

Великий князь Василий III Иванович, рисунок XIX века

Если взглянуть на карту российского государства 9 века, то можно заметить, что территория Подмосковья в число русских земель тогда еще не входила. Фактически земли между Окой и Волгой были освоены славянами только в 11 веке. По меркам средних веков условия жизни в этом районе смело можно было назвать экстремальными.
Тем удивительнее, что уже в середине 12 века Владимирская земля стала экономическим и политическим центром Руси. Киевская Русь сменилась Русью Владимирской.

Своим возвышением Владимирская земля была обязана ничему иному, как Великому Шелковому Пути — главной торговой артерии средних веков. Каспийское море и Волга были удобны для транспортировки товаров из Персии, Индии и Китая в Европу. Особенно возросли перевозки по Волге в период Крестовых походов. Путь к Средиземному морю через Сирию в это время стал слишком опасным.
И вот европейские красавицы стали одеваться в “русские” шелка, а в русские былины проникли упоминания о “лапотках семи шелков” и шелковых плетках. Огромное значение торговли на Руси прекрасно иллюстрирует и появление в былинах колоритной фигуры купца Садко, свысока глядящего на самого Владимира Красно Солнышко.

Непотопляемый коммерсант Садко

Тактика действия русских армий постоянно усложнялась, и уже в 12-13 веках стала предусматривать расчленение боевого порядка на 5-6 полков. С фронта боевой порядок прикрывался 1-2 “передовыми” полками конных лучников. Полки “правой руки”, “левой руки” и “большой” могли состоять как из пехоты, так и из кавалерии.
Причем если большой полк состоял из пехоты, то он, в свою очередь, делился на меньшие “городовые полки”, каждый со своим отрядом лучников. А позади него располагался еще и сильный кавалерийский отряд, прикрывавший княжеское знамя и выполнявший функции резерва.
Наконец, в третьей линии, за одним из флангов оставался “сторожевой” или “засадный” полк. Это всегда была лучшая кавалерия

В 14 веке Русь переживала один из наиболее тяжелых периодов своей истории. Разорение страны междоусобицами, нашествием монголов и чудовищной эпидемией чумы не могло не сказаться и на ее вооруженных силах. Дружины князей стали заметно меньшими. Соответственно, возросла роль пехоты. Да и она уже не имела уже такого вооружения, как прежде. Защитное снаряжение пешего воина теперь чаще всего ограничивалось рубахой с подбитой войлоком и пенькой грудью.
Еще больше изменилась кавалерия. В 14-15 веках защитное снаряжение русской конницы стало заметно легче. Вдвое легче стали и сами кони. Готовясь к наступательным действиям, Дмитрий Донской пересадил свою дружину на низкорослых, но выносливых заволжских лошадей.

Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле

Облегчение защитного снаряжения только отчасти было связано с недостаточной “грузоподъемностью” коней и общим экономическим упадком. Полных рыцарских лат русские не использовали никогда, хотя князья, конечно, могли бы себе это позволить. Жесткие латы не заинтересовали русских воинов, так как на Руси уже в 15 веке завершился переход от мечей к саблям.
В бою на длинных рыцарских копьях подвижность большого значения не имела. Не играла она решающей роли и в бою на тяжелых мечах или топорах. Но на саблях... В бою на саблях подвижность была настолько важна, что в 18-19 веках гусары даже куртку (“ментик”) носили только на одно плечо, чтобы полностью освободить правую руку. Эффективно использовать саблю воин мог только в легких и гибких доспехах.

К середине 15 века московское войско снова стало преимущественно конным. Тяжелая кавалерия состояла из дворян и их холопов (так на Руси именовали оруженосцев). Легкую конницу выставляли казаки и союзные татары.
Как и раньше, защитным снаряжением конных воинов чаще всего служили кольчуги. Но кольчатая броня, хотя и позволяла владеть саблей, сама от сабельных ударов удовлетворительной защиты не давала. Стремясь увеличить надежность доспехов, русские бронники к 15-16 векам довели вес кольчуг до 24 кг. Но это не решало проблемы.
Не решали проблемы и кованые кольчуги (из крупных плоских колец толщиной 2 мм, соединенных обычными проволочными кольцами). Такие кольчуги, конечно, не разрубались, но колющие удары “держали” еще хуже. Поэтому поверх кольчуг все чаще стали надеваться набитые ватой, пенькой и конским волосом кафтаны. Точно так же для защиты от сабельных ударов поверх шлемов надевались меховые шапки.

В 16 веке на кафтаны ремнями стали крепиться металлические щитки или даже кирасы европейского образца. Вооружались русские всадники 15-16 веков саблями, шестоперами, кистенями, дротиками, луками и короткими копьями с огромным, похожим на скимитар, наконечником.

Московский всадник 15 века

В конце 15 века пехоту все еще продолжали выставлять города. Вооруженные луками и длинными бердышами пешие воины носили пеньковые панцири. Уже с этого времени пешего воина на Руси стали именовать стрельцом. То есть стрелком. Ближний бой должна была вести кавалерия. Лучшим оружием для стрелка уже в 15 веке стала пищаль. Пуля могла пробить латы ливонского рыцаря или сбить с ног татарского коня. Но горожан, способных приобрести пищали, в Москве все еще было недостаточно.
Иван III вышел из положения, начав финансировать покупку ружей из казны. Так на Руси появились “пищальщики казенные”.
В 16 веке большинство мещан было освобождено от военной службы. Меньшинство же горожан (в Москве около 25%) образовали сословие стрельцов. Позже к пешим стрельцам добавились еще и конные — “стременные”. В Европе они именовались бы драгунами.

Пищальщики. Начало 15 века

Всю историю Московии 14-15 веков можно охарактеризовать одним словом: “война”. Подобно жителям раннего Рима, московиты отправлялись в поход ежегодно, как на полевые работы. Соседи, впрочем, в долгу не оставались, так что в иной год случалось сразу несколько войн. Но Москва побеждала. В 1480 году Сарай был разрушен войсками Ивана III. Узнав об этом, татары бежали с Угры. Иго закончилось.
Конец 15 века стал переломным моментом в истории Руси. В правление Ивана III Москва разгромила Орду и объединила северные русские княжества. Кроме того, Московии пришлось вступить в долгую войну со впятеро превосходящей населением польско-литовской унией. В 1503 году Речь Посполита, уступив Московии значительную часть территории, заключила перемирие.

Стрелец — «пищальщик казенный»

Русскую историю смело можно назвать многострадальной. Только в 20 веке она переписывалась несколько раз. Но каковы бы ни оказались очередные руководящие указания, правду не задушишь и не убьешь!
А правда в том, что историю пишут победители. Или, во всяком случае, те, кому удается ее пережить. Византийцы, к примеру, свою историю переписать уже не смогут. И хазары тоже не смогут.
То, что история России еще не дописана, является исчерпывающим доказательством силы и эффективности русского оружия.

У славян были свои «берсерки» - рыкари-волкодлаки . И ни один берсерк не мог сравниться со славянским рыкарем, потому что "Славяне превосходят германцев как телом, так и духом, сражаясь со звериной лютостью... " (Иордан, древний историк, VI век).

Берсерк — эффективное и вызываемое вполне сознательно боевое неистовство, как необыкновенное явление человеческой силы духа, в древнегерманском и древнескандинавском обществе воин, посвятивший себя богу Одину.

У германских народов оно превратилось в своеобразный культ воина-зверя. Звероподобные “превращения”, являющиеся высшей формой развития боевой ярости, известны у всех германцев. Поздние античные историки сообщают о “франкском неистовстве”, о “воинах-волках” народа лангобардов… При этом выпускались наружу столь неудержимые силы, что им не всегда мог противостоять даже сомкнутый дисциплинированный строй и искусство “правильного боя”.

К берсеркерам в чистом виде даже сами викинги относились с чувством, средним между восхищением, боязливой почтительностью и презрением. Это - подлинные “псы войны”; если их и удавалось использовать, то главным образом - на положении “прирученных зверей”.

От метательного (да и от ударного) оружия берсеркеров берегла своеобразная “мудрость безумия”. Расторможенное сознание включало крайнюю быстроту реакции, обостряло периферийное зрение и, вероятно, обеспечивало некоторые экстрасенсорные навыки. Берсеркер видел (а то и предугадывал) любой удар и успевал отбить его или отскочить.

Традиционно, берсерки составляли передовой отряд, начинавший бой. Долго сражаться они не могли (боевой транс не может продолжаться долго), проломив ряды врагов и заложив основу общей победы, они оставляли поле боя обычным воинам, которые завершали разгром противника.
Не всякий берсеркер умел грамотно пользоваться внутренней энергией. Иногда они расходовали ее слишком экстенсивно - и тогда после битвы воин надолго впадал в состояние “берсеркерского бессилия”, не объясняющегося только физической усталостью.
Приступы этого бессилия бывали столь тяжелы, что воин-зверь иногда мог и умереть после битвы, даже не будучи ранен.
У славян были свои «берсерки» - рыкари-волкодлаки. И ни один берсерк не мог сравниться со славянским рыкарем, потому что "Славяне превосходят германцев как телом, так и духом, сражаясь со звериной лютостью..." (Иордан, древний историк, VI век).

Рыкарь - это живое воплощение славянского гнева. Уже в названии слышится яростный звериный рык, а само слово означает буквально «рычащий воин».Рыкарями на Руси назывались особые воины, способные успешно биться против многократно превосходившего по численности врага, при любых условиях, всеми видами оружия, одновременно обоими руками. Рыкарь внешне выглядит полным безумцем, но внутренне сохраняет ледяное спокойствие. Цель его жизни - служение своему роду. Исторические источники говорят о том, что один рыкарь был способен разогнать 10-20 воинов, а два рыкаря обращали в бегство сотню вооруженных человек.

Триста рыкарей города Аркона - стражи храма Световита, наводили ужас на всё не славянское побережье Балтики. Такими же воинами был славен и храм Радогоста в городе Ретра. Существовало даже целое славянское племя рыкарей - лютичи (от слова «лютый»), все воины которого сражались в волчьих шкурах.

Воин, желающий обрести духа-покровителя, чаще волка или медведя, должен был сразиться с ними в одиночку и обнаженным. В этом причина того, почему враги так боялись рыкаря, а прошедший через это испытание сам становился более опасным, чем поверженный им зверь.

Сражались рыкари обнажёнными или в одних звериных шкурах, без кольчуг и щитов (они им попросту мешали!). В бой они всегда бросались первыми, с боевым кличем «Ярь! » устремляясь вперёд. Ревя, как одержимые, рыкари уничтожали противников, разрубая в прыжке пешего - пополам, а конного - до седла. Потеряв оружие, попав под вражеские стрелы, рыкарь продолжал разрывать врагов голыми руками, не боясь смерти, не чувствуя ни боли, ни страха, обладая несгибаемой волей. И ни сталь, ни огонь не могли с ними ничего поделать.

Славянские князья набирали приближённых воинов-соратников из рыкарей, а зачастую и сами были рыкарями-волкодлаками.
Правители Византии, Китая, Халифата - все были наслышаны о великих славянских воинах, и имели в своих войсках элитные гвардейские отряды, собранные исключительно из славян.
«Олбегь Ратиборич, приимъ лукъ свои, и наложи стрълу, и удари Итларя в сердце, и дружину его всю избиша… „ (Радзивилловская летопись: Л.: Наука, 1989, с.91.) Красноречиво.

Не менее красноречиво говорит Никоновская летопись о Рагдае: „И ходил сей муж на триста воинов“ (!).


«Преставися Рагдай Удалой, яко наезжаше сей на триста воин» (Преставился Рагдай Удалой, бившийся один против 300 воинов).
Что это, героепоклонничество? Куда там! Летописца воротит от «богопротивности“ кровавых разборок. Варварские прекрасы вовсе не его стезя. Это реальная суть. Из легенд известно, что Рагдай был подобен волку, и сказки про меч-кладенец берут начало именно от этого персонажа. Коим он размахивал, словно тот не имеет веса.

«Бысть же у поганых 9 соть копей, а у руси девяносто копии. Надъющимъся на силу, погании пондоша, а наши противу имъ… И снящася обои, и бысть съча зла… и половцы побегоша, и наши по них погнаша, овы секуще…» (Радзивилловская летопись, с. 134. 26)..

К сожалению, многое из того что могли и совершали наши праотцы ныне утрачено, позабыто, окутано покровом тайны и тёмных слухов, и требует нового открытия. К счастью, не до конца потеряны корни…
Мало кто из исследователей проводит параллели с русскими сказками об Иване-царевиче и Сером волке; о Сивке-бурке, сквозь ушко которого, пробравшись, принимал силы новые добрый молодец; о Ване, обернувшегося в Медведя и т.д.

В легендах скальдов сказано о берсерках, как о великих творцах побед. В древнерусских сказках - как об оборотнях ради побед более широкого масштаба. Получалось же у чародейных воинов всё потому, что обладали они наивысшими, нечеловеческими возможностями. Ибо были они любимцами Богов! Мастерами необыденных сил!
Разбудив в себе накопленные запасы эволюции, природы животной и совместив ЭТО с трансовыми возможностями человеческого сознания, фактически можно быть сверхактивированным человеком - ради успеха и побед в жизни.

Овладение трансовым мастерством, гипноидными качествами, особым состоянием, в которое Берсерк впадает для наведения «хмарного» ступора на противника. Победоносные маневры Берсерка столь и быстры и качественны, что враг даже не успеет понять, что уже не существует…
От мощной энергии Берсерков невозможно защититься, их ничего не может остановить, ибо за мгновение реакции противника Берсерк успевает опередить врага на несколько ходов, нанести 3-4 победоносных удара.

Берсерк — учение не просто воина но, к сожалению, оно таковым стало в официальной истории, на пути этого закрытого братства встала иудохристианская церковь, объявив берсерков вне закона, после чего эти люди истреблялись за вознаграждение. С того времени принято считать, что это были невоспитанные люди, полные злобы и ярости, которых невозможно контролировать.


СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ ДРЕВНЕГО МИРА: ОБОРОТНИ ПРОТИВ АРМИЙ

"Устроив допрос, Александр начал допытываться, откуда пленники родом. Но варвары, впав в предсмертное безумие, казалось, радовались мукам, как будто чужое тело испытывало страдания от бичей". Византийские хроники Сказания о звероподобных воинах весьма характерны для ранних источников, описывающих битвы древности.

Скандинавские берсерки и славянские волкодлаки не дают покоя серьёзным историкам и юным любителям фэнтези. Им приписывают некие качества, объяснить которые проще всего боевой магией и волшбой лесных колдунов. Проще всего, когда нет желания искать ответы на вопросы. Но мы, вопреки общепринятым шаблонам, попробуем найти рациональное зерно в одной из главных тайн древней Европы. Главной отличительной чертой элитного воина-одиночки является его, казалось бы, сверхъестественная сила, позволяющая вести схватку с множеством вооружённых противников. Нечеловеческая скорость и нечувствительность к боли делают «оборотня» действительно оружием массового поражения. Но есть ещё один важный момент, характеризующий воина-зверя. Он, как правило, двигался впереди основного отряда, а значит первым вступал в схватку с (!) ещё не нарушенными рядами вражеской армии.

С точки зрения здравого смысла это не только глупо, но и в принципе невозможно. Если только под волчью шкуру не прятали бочку с порохом. Но пороха тогда не было, и бедняге приходилось рвать противника руками. Чтобы объяснить этот феномен прибегают и к мухоморам, и к боевому трансу. Начитавшись этой лабуды, юные романтики прочёсывают леса в поисках волшебных грибов и скачут с бубнами, пытаясь обрести истинную силу. Силы не прибавляется, и ума тоже.

Белов Александр Константинович (Селидор) резонно предполагает, что берсерки, по всей видимости, обладали некими свойствами психики, возможно, имеющими генетическую основу. Это вполне правдоподобно, учитывая тот факт, что любой признак, в том числе и из области психологии поведения, в той или иной степени имеет опору на генетику.
Но тогда возникает вопрос: «Если существует некий «ген берсерка», то почему он не проявляет себя в современном мире?».
Ведь если ещё в XII веке в Исландии был издан специальный указ, запрещающий звериное безумие, то, по всей видимости, мы имеем дело с некогда достаточно распространённым явлением. Вообще, сама по себе генетика — это ещё только полдела. Окружающая среда должна благоприятствовать раскрытию нужных свойств, а иначе ген будет дремать. То есть гены включаются средой.
С переходом к цивилизованному обществу вполне могли сложиться обстоятельства, при которых «гены неистовства» оказались не у дел. Воины-звери вполне могли быть трудно управляемы, и потому изрядно усложняли жизнь себе и окружающим. В эпоху крупных воинских формирований, ровного строя и слаженного взаимодействия многих отрядов «оборотни» могли оказаться без работы.

И всё же, какова могла быть материальная природа этого интересного феномена, если он, конечно, действительно существовал? Славянские волкодлаки и скандинавские берсерки всегда внушали ужас своим противникам. Не в этом ли их подлинное превосходство? Как говаривал Наполеон: «Десять тысяч побеждённых отступают перед десятью тысячами победителей лишь только потому, что они пали духом...» Деморализованный противник не способен сражаться. Более того, залог разгрома — вскрыть ряды вражеского отряда. Не для того ли и посылали наводящих ужас воинов впереди своих, чтобы чужие дрогнули и нарушили строй?
Многолетний опыт засечного боя показывает: одиночка имеет шансы на победу лишь в случае глубокого психического превосходства над противостоящей группой противника. То есть охотник должен не только верить в свою победу, но и страстно желать схватиться с врагом, ощущая собственную силу. Лишь чувствуя себя акулой в бассейне с купающимися, он может быть действительно эффективен. И не только потому, что в таком состоянии ему не ведом страх, следствием которого является мышечная закрепощённость. Дело ещё и в том, что атакующее звено остро реагирует на движения центрального бойца. Уверенные мощные движения охотника психически подавляют атакующих, и они просто не рискуют идти на размен ударами.

Мне не раз доводилось наблюдать, как на соревновательной площадке охотник гоняется за боевой тройкой, словно бы на какое-то мгновение превратившись в неуязвимого оборотня. И отмечу опять: всё дело в психологической обработке бойца. Как-то приятным весенним вечером группа спортсменов столкнулась с численно превосходящим стадом гопников. Возникшая драка закончилась победой первых. Однако «гиены городских улиц» жаждали реванша и выследили обидчиков, дождавшись, пока группа противника сократится до трёх человек. Сами гопы к этому времени получили ещё подкрепление и пошли в открытую атаку прямо возле здания городской мэрии. В спортсменов полетели камни и бутылки, стадо ломанулось в бой. Внезапно они увидели, как навстречу им, уворачиваясь от булыжников бежит тот, кто должен был бы по всем законам логики искать укрытие. В его руках недобро блестела арматура.

А дальше всё развивалось по совершенно нелогичному сценарию. Первые ряды нападающих дрогнули и повернули назад, сталкиваясь с теми, кто напирал сзади. На какую-то секунду возникла куча мала, а затем, повинуясь стадному инстинкту, «посоны» бежали с поля боя, поддерживая штаны. Бой был выигран без единого удара. Почему? Тот, кто шёл им навстречу — шёл убивать, переступив через свою смерть. А такое намерение легко и быстро читается как зверем, так и человеком. Любой собаковод знает, что животные прекрасно ощущают страх или уверенность человека. Этот механизм связывают с гормональным ответом организма на сложившуюся ситуацию. Так страх вызывается действием адреналина, и именно его запах ощущает хищник, сразу же распознавая за ним жертву. Ярость же — продукт норадреналина, и ощущается так же хорошо. Люди, как ни странно, реагируют на все эти ароматы, попадающие в воздух вместе с потом, не менее остро, чем четвероногие питомцы.

Однако данный механизм не в состоянии объяснить боевого эффекта разогнанной психики. На помощь нам придёт академик Бехтерев, ещё в начале прошлого столетия изучавший по заказу советской власти поведение толпы. Если я не ошибаюсь, это им было введено понятие «доминанты». Дело в том, что поведение человека строится на основании очагов возбуждения в головном мозге. Господствующий по своей силе очаг и именуется доминантой. Каждый нейрон, получая сигнал извне, самостоятельно, на основании множества факторов решает, возбудиться ему или нет. Если возбуждённый нейроны набирают некую критическую массу, возникает доминанта. И поведение человека подчиняется её программе.

При этом интересно, что распространение возбуждения в толпе подчиняется этой же самой схеме. Каждый индивидуум, основываясь на совокупности внешних стимулов, принимает решение, отреагировать или нет. Чем больше людей, попавших под власть возбуждающей силы, тем больший процент вероятности, что каждый новый участник толпы попадёт под её влияние. Так доминанта оратора передаётся митингующим. Только, если в случае с нейронами мозга коммуникативную функцию выполняли нейромедиаторы (скажем, дофамин), то в ситуации с коллективом людей это будут вербальные и невербальные сигналы. До 70% информации при контакте людей передаёт сфера бессознательного. На этом уровне мы легко и непринуждённо бессознательно кодируем друг друга. Кодируем психику собеседника на соответствующую реакцию.
Этой реакцией, например, может быть активность миндалевидного тела и, как следствие, страх. Поза, мимика, жесты, тембр голоса, сама двигательная специфика — всё подчиняется возникшей доминанте. И этот огромный поток информации, совершенно не подлежащий подделке, обрушивается на подсознание окружающих людей, и они, конечно, реагируют.

Нейрофизиологи оперируют понятием «сильной нервной системы». Под этим термином они понимают способность нервной системы быстро и мощно переходить в возбуждённое состояние и удерживать его некоторое время. Правда... после этого может наблюдаться период нервного истощения. Вам это ничего не напоминает?..
Секрет волкодлаков не канул в вечность вместе с ними. Правда сегодня нет никакой нужды напяливать на себя волчьи шкуры. Психическое подавление противника вкупе с раздвинутыми возможностями человеческого организма продолжает изучаться в военных лабораториях. Вот только в гражданском обществе всё ещё продолжает действовать закон 1123 года, лишающий берсерка права на жизнь и свободу...

- «… Шляхетная и высокая и предражайшая ратная мудрость, уставы, обычаи и мудрости как добро воевати, чем от начала света и по пришествии Спасителя нашего все монархи и королевства и государства всей вселенной исканы, и доступлены, и содержаны бывали до нынешнего дня…»

(«Учение и хитрость ратного строения пехотных людей»
Москва, 1647 г.)


Основой древнерусского войска был «полк», что в древнейшем понимании означало организованный боевой порядок, в противоположность массе, толпе. «Стоять полком» значило быть при оружии и занимать упорядоченную позицию на поле боя, которое в старину называлось «полчищем» или «битвищем». Впоследствии «полком» стали называть отдельную рать или дружину, имевшую своего воеводу, свое знамя – «стяг», и бывшей самостоятельной боевой единицей.

Во времена расцвета и могущества Киевской Руси (XI-XIIв.в.) основным построением русского войска для боя стал так называемый «полчный ряд» - расчленение по фронту на три составные части: «большой полк» или «чело», состоящий из пехоты; - «правую руку» и «левую руку» - конные полки, стоящие на флангах. Это построение очень напоминает древнегреческую «фалангу», также прикрытую конницей с флангов, взятую впоследствии на вооружение Римской Империей. Древние русы вполне могли познакомиться с ней в ходе войн с Византией IX-X веков.

Пеший «большой полк» был вытянут по фронту в одну линию. Фронт пешего полка, где воины стояли плотными шеренгами, назывался «стена». Первые ряды составляли копейщики, имевшие хорошие доспехи – «брони добрые» и большие миндалевидные «червленые»(т.е. багряно-красные) щиты, закрывавшие воинов от плеч до ступней ног. Задние ряды клали свои копья на плечи впереди стоящих, образуя при этом сплошной частокол. Для дополнительной защиты от атак вражеской конницы, пехота могла набивать перед собой по фронту короткие заостренные колья.
В задние ряды становились хуже вооруженные и бездоспешные ратники, с оружием ближнего боя, - топорами, дубинами, засапожными ножами.
Лучники – «стрельцы» или «застрельщики» – в начале боя как правило выходили из массы большого полка и становились впереди него разомкнутыми шеренгами. Однако, по ходу битвы, они могли находиться и в глубине построения, и за ним, посылая стрелы через головы передних рядов.


Полки «правой» и «левой» руки составляла конница - «ездовая» или «вершняя» рать, княжеские дружинники, имея в первых рядах самых сильных и тяжеловооруженных бойцов. Во все стороны высылалась «крепкая сторожа» – разведка и боевое охранение войска.

Бой начинали лучники – «застрельщики», сокрушая передние ряды наступающего противника залпами из своих мощных луков.
За этим следовало столкновение главных сил. Пехота в центре начинала «резаться врукопашь», стараясь и при этом устоять под натиском врага – «не порушить стену», заставить его втянуться в ближний бой и смешать свои ряды, после чего конница правой и левой руки охватывала фланги неприятеля, сдавливала его и добивала. Если «стена», все же была неприятелем прорвана, и вражеские воины вклинивались в боевые порядки большого полка, пехотинцы собирались в так называемые «кучки», вставая спинами друг к другу и смыкая щиты.

Первым достоверным свидетельством применения этого боевого построения можно считать описание битвы у городка Листвена, недалеко от Чернигова, где в 1024 году в споре за черниговские земли сошлись рати двух братьев-князей: тмутараканского князя Мстислава и его старшего брата Ярослава, ставшего впоследствии великим киевским князем Ярославом Мудрым.

Воины Мстислава образовали на поле боя «полчный ряд»: в центре - пешие черниговские ратники-ополченцы, а на флангах – мстиславова конная дружина. Войско князя Ярослава, состоявшее из одной пехоты - наемных варягов да «охочих» новгородских молодцов, стояло плотной, монолитной массой.
Сеча была жестокая, и варяги, стоявшие в центре, стали одолевать пеших черниговских ратников. Однако отборная конная дружина Мстислава ударом с флангов смяла их строй. Все, кто не лег убитым на месте, обратились в бегство. Бегущих не преследовали – княжеский спор был решен.

* * *

Во времена становления Московской Руси (XIV-XV века) традиционный «полчный ряд» несколько усложняется - он составляет уже пять полков. К главным силам – все тем же трем полкам, развернутым по фронту – «большому», «правой руки» и «левой руки», добавляются еще полки «передовой» («сторожевой») и «засадный» («тыльный», «западной»). «Сторожа», которая небольшими отрядами высылалась во все стороны, сводилась в шестой полк – «ертаул».

Следует отметить, что удельный вес конницы в московском войске увеличивался постоянно, хотя основную массу по-прежнему составляла пехота.
Стратегия боя была такова. Первым вступал в битву «сторожевой» полк – легко вооруженные всадники, конные лучники. Они сходились вплотную с авангардом противника, и, следуя древней традиции, начинали битву с поединков лучших бойцов с обеих сторон. Эти богатырские схватки позволяли прощупать силу и боевой дух противника и давали «зачин» всему сражению. Исход этих единоборств имел очень большое психологическое значение для исхода предстоящей битвы, и потому многие известные витязи и удальцы заранее становились в ряды сторожевого полка. Расстроив сколь возможно передовые отряды неприятеля, полк должен был отступить за строй своих главных сил и вливался в них.

В схватке главных сил пеший «большой полк» играл роль устойчивого ядра войска, выдерживающего основной натиск неприятеля. Основной же ударной силой являлись конные полки правой и левой руки, а также засадный полк.

Полки «правой» и «левой руки» состояли, в основном, из тяжеловооруженной конницы – «кованой рати». При этом полк «правой руки» был из них сильнейшим и наносил главный удар, а полк «левой руки» – удар вспомогательный.. «На правую руку» всегда ставились самые сильные дружины и самые именитые князья и бояре. Стоять «на правой руке» было почетней, чем «на левой». По «разряду» – войсковой иерархии Московской Руси XVI века - воевода «правой руки» стоял выше воеводы «левой руки».

«Засадный полк» – общий стратегический резерв, ввод которого в нужный момент должен был решить исход сражения. Составлялся он из отборных, самых лучших дружин, обычно тяжелой конницы. «Засадный» полк всегда ставился слева, как бы уравновешивая своей массой полк правой руки Располагался так, чтобы до времени не быть видным неприятелю – за лесом, склоном холма, за строем главных сил.
Согласно письменным источникам, подобная тактика использовалась как против татар, так против западных противников Руси – литвы и орденских немцев.

В XVI веке, с появлением в русском войске большого количества огнестрельного оружия, для защиты «стрельцов» был изобретен так называемый «гуляй-город» – подвижное полевое укрепление, составленное из больших деревянных щитов с бойницами для стрельбы.

Эти щиты, в зависимости от времени года, ставились на колеса или на полозья, что позволяло легко перемещать их во время боя. Перевозился «гуляй-город» в разобранном виде на телегах или санях и перед боем достаточно быстро собирался плотниками и стрельцами из отдельных досок. Обычно «гуляй-город» устанавливался перед строем «большого полка», а на флангах ставились пушки «полкового наряда». Конница наносила удары с флангов, при необходимости укрываясь за полевыми укреплениями.
Документально известно применение «гуляй-города» в 1572 году в грандиозной битве под Москвой, у села Молоди, в которой русская рать под командованием воеводы князя М.И.Воротынского одержала решительную победу над войском крымского хана Давлет-Гирея.

Берсерк - эффективное и вызываемое вполне сознательно боевое неистовство, как необыкновенное явление человеческой силы духа, в древнегерманском и древнескандинавском обществе воин, посвятивший себя богу Одину.
У германских народов оно превратилось в своеобразный культ воина-зверя. Звероподобные “превращения”, являющиеся высшей формой развития боевой ярости, известны у всех германцев. Поздние античные историки сообщают о “франкском неистовстве”, о “воинах-волках” народа лангобардов… При этом выпускались наружу столь неудержимые силы, что им не всегда мог противостоять даже сомкнутый дисциплинированный строй и искусство “правильного боя”.

К берсеркерам в чистом виде даже сами викинги относились с чувством, средним между восхищением, боязливой почтительностью и презрением. Это - подлинные “псы войны”; если их и удавалось использовать, то главным образом - на положении “прирученных зверей”.
От метательного (да и от ударного) оружия берсеркеров берегла своеобразная “мудрость безумия”. Расторможенное сознание включало крайнюю быстроту реакции, обостряло периферийное зрение и, вероятно, обеспечивало некоторые экстрасенсорные навыки. Берсеркер видел (а то и предугадывал) любой удар и успевал отбить его или отскочить.
Традиционно, берсерки составляли передовой отряд, начинавший бой. Долго сражаться они не могли (боевой транс не может продолжаться долго), проломив ряды врагов и заложив основу общей победы, они оставляли поле боя обычным воинам, которые завершали разгром противника.
Не всякий берсеркер умел грамотно пользоваться внутренней энергией. Иногда они расходовали ее слишком экстенсивно - и тогда после битвы воин надолго впадал в состояние “берсеркерского бессилия”, не объясняющегося только физической усталостью.
Приступы этого бессилия бывали столь тяжелы, что воин-зверь иногда мог и умереть после битвы, даже не будучи ранен.

У славян были свои «берсерки» - рыкари-волкодлаки. И ни один берсерк не мог сравниться со славянским рыкарем, потому что "Славяне превосходят германцев как телом, так и духом, сражаясь со звериной лютостью..." (Иордан, древний историк, VI век).

Рыкарь - это живое воплощение славянского гнева. Уже в названии слышится яростный звериный рык, а само слово означает буквально «рычащий воин».Рыкарями на Руси назывались особые воины, способные успешно биться против многократно превосходившего по численности врага, при любых условиях, всеми видами оружия, одновременно обоими руками. Рыкарь внешне выглядит полным безумцем, но внутренне сохраняет ледяное спокойствие. Цель его жизни - служение своему роду. Исторические источники говорят о том, что один рыкарь был способен разогнать 10-20 воинов, а два рыкаря обращали в бегство сотню вооруженных человек.
Триста рыкарей города Аркона – стражи храма Световита, наводили ужас на всё не славянское побережье Балтики. Такими же воинами был славен и храм Радогоста в городе Ретра. Существовало даже целое славянское племя рыкарей - лютичи (от слова «лютый»), все воины которого сражались в волчьих шкурах.
Воин, желающий обрести духа-покровителя, чаще волка или медведя, должен был сразиться с ними в одиночку и обнаженным. В этом причина того, почему враги так боялись рыкаря, а прошедший через это испытание сам становился более опасным, чем поверженный им зверь.
Сражались рыкари обнажёнными или в одних звериных шкурах, без кольчуг и щитов (они им попросту мешали!). В бой они всегда бросались первыми, с боевым кличем «Ярь!» устремляясь вперёд. Ревя, как одержимые, рыкари уничтожали противников, разрубая в прыжке пешего - пополам, а конного - до седла. Потеряв оружие, попав под вражеские стрелы, рыкарь продолжал разрывать врагов голыми руками, не боясь смерти, не чувствуя ни боли, ни страха, обладая несгибаемой волей. И ни сталь, ни огонь не могли с ними ничего поделать.

Славянские князья набирали приближённых воинов-соратников из рыкарей, а зачастую и сами были рыкарями-волкодлаками. Правители Византии, Китая, Халифата – все были наслышаны о великих славянских воинах, и имели в своих войсках элитные гвардейские отряды, собранные исключительно из славян.
«Олбегь Ратиборич, приимъ лукъ свои, и наложи стрълу, и удари Итларя в сердце, и дружину его всю избиша… „ (Радзивилловская летопись: Л.: Наука, 1989, с.91.) Красноречиво. Не менее красноречиво говорит Никоновская летопись о Рагдае: „И ходил сей муж на триста воинов“ (!). Что это, героепоклонничество? Куда там! Летописца воротит от «богопротивности“ кровавых разборок. Варварские прекрасы вовсе не его стезя. Это реальная суть.
«Бысть же у поганых 9 соть копей, а у руси девяносто копии. Надъющимъся на силу, погании пондоша, а наши противу имъ… И снящася обои, и бысть съча зла… и половцы побегоша, и наши по них погнаша, овы секуще…» (Радзивилловская летопись, с. 134. 26)..
К сожалению, многое из того что могли и совершали наши праотцы ныне утрачено, позабыто, окутано покровом тайны и тёмных слухов, и требует нового открытия. К счастью, не до конца потеряны корни…
Мало кто из исследователей проводит параллели с русскими сказками об Иване-царевиче и Сером волке; о Сивке-бурке, сквозь ушко которого, пробравшись, принимал силы новые добрый молодец; о Ване, обернувшегося в Медведя и т.д.

В легендах скальдов сказано о берсерках, как о великих творцах побед. В древнерусских сказках – как об оборотнях ради побед более широкого масштаба. Получалось же у чародейных воинов всё потому, что обладали они наивысшими, нечеловеческими возможностями. Ибо были они любимцами Богов! Мастерами необыденных сил!
Разбудив в себе накопленные запасы эволюции, природы животной и совместив ЭТО с трансовыми возможностями человеческого сознания, фактически можно быть сверхактивированным человеком – ради успеха и побед в жизни.
Овладение трансовым мастерством, гипноидными качествами, особым состоянием, в которое Берсерк впадает для наведения «хмарного» ступора на противника. Победоносные маневры Берсерка столь и быстры и качественны, что враг даже не успеет понять, что уже не существует…
От мощной энергии Берсерков невозможно защититься, их ничего не может остановить, ибо за мгновение реакции противника Берсерк успевает опередить врага на несколько ходов, нанести 3-4 победоносных удара.
Берсерк - учение не просто воина но, к сожалению, оно таковым стало в официальной истории, на пути этого закрытого братства встала церковь, объявив берсерков вне закона, после чего эти люди истреблялись за вознаграждение. С того времени принято считать, что это были невоспитанные люди, полные злобы и ярости, которых невозможно контролировать.

Есть любопытные факты:

1 – В Никоновской летописи есть удивительные строчки датированы 1000 годом: «Преставися Рагдай Удалой, яко наезжаше сей на триста воин» (Преставился Рагдай Удалой, бившийся один против 300 воинов).
Из легенд известно, что Рагдай был подобен волку, и сказки про меч-кладенец берут начало именно от этого персонажа. Коим он размахивал, словно тот не имеет веса.

2 - Русский воевода Евпатий Коловрат спешил с 1500 отрядом на помощь Рязани, осажденной Батыем… Не успел… Оглядев пепелище, он принял решение вступить в бой со вражеским арьергардом и разгромил его на голову. Когда Батыю донесли о нападении,он послал воинов (тумен) закрыть вопрос. Русские устояли. Батый послал второй тумен. Русские опять устояли. Пораженный доблестью витязей,он предложил им деньги и должности. Они ответили: «Нет». - «Чего же вы хотите?» - спросил Батый. «Мы хотим умереть», - ответила дружина Коловрата.
После такого ответа Батый вынужден был остановить войско (неслыханный момент в истории ведения войны), перестроить его из походного порядка в боевой и двинуть всю свою мощь на горстку русских.
Совершенно ясно только одно, что простой человек не мог сделать подобное, какой бы яростью он не обладал, есть предел человеческих сил (физических).

Существуют официальные теории, согласно которым агрессивность берсерка объясняется приемом перед боем психотропных веществ, а именно мускарином, ядом мухомора. Сегодня мы знаем, что люди при отравлении мухомором дико бьются вокруг себя, они возбуждены, их посещают бредовые мысли. В окружающих и врачах, они видят сказочных существ, богов, духов. Токсичное действие прекращается спустя 20 часов, а затем люди, погружаются в глубокий сон, из которого они в большинстве случаев просыпаются лишь спустя 30 часов. Эта точка зрения является наиболее распространенной, однако назывались и другие возможные причины, такие как истерия, эпилепсия, психические заболевания и наследственность

Королевское войско Руси берет свое начало от князя Галицкого и Волынского Данила Романовича (1201–1264), коронованного королем Руси («Regis Rusie») в декабре 1253 года, и его сына Льва І Даниловича (1228–1301).

Герб Королевства Руси (реконструкция)
Источник: http://uk.wikipedia.org

Развитие и организация вооруженных сил в Галицком и Волынском княжествах были обусловлены как внутриполитическими особенностями (борьбой князей с галицкими боярами), так и отношениями с ближайшими соседями (русскими княжествами, венграми, поляками, литовцами, крестоносцами и монголами). До 1240-х годов структура княжеского, а позднее королевского войска включала в себя три части: «княжескую дружину» – своего рода гвардию; «списы» − дружины вассалов; и земское ополчение («воев»).


Галицкий пеший дружинник
Источник: І. Крипʼякевич «Історія українського війська» / Львів, 1935/1992

Княжеская дружина была основной боевой единицей этого войска и состояла, в основном, из тяжеловооруженной конницы. Дружину формировали из профессиональных воинов («старшая дружина»), получавших за свою службу титулы и земельные наделы. Для этих людей служба была наследственной – ее начинали с «детских» и «отроков», по мере взросления становясь «гриднями» и «боярами». Такая служба предусматривала постоянные тренировки и обучение, давая высокий административный и политический статус, а также возможность сделать успешную карьеру. Как и в Западной Европе, через все стадии рыцарской науки, начиная от «детских», проходили и сами князья. Кроме «старшей дружины» в княжескую гвардию входили «отроки» − потомки знатных боярских родов («младшая дружина»). Численность «младшей дружины» зависела от финансовых возможностей князя и колебалась от нескольких десятков до нескольких сотен воинов. Командовал дружиной непосредственно князь или воевода, назначенный им из числа знатных дружинников или бояр.

«Списы» (малые дружины вассалов) насчитывали от 3 до 20 бойцов каждый. В их состав входили как тяжеловооруженные всадники и пехотинцы, так и лучники. Командование отрядом, собранным из «списов», осуществлял назначенный боярин или группа бояр.

Третьей составляющей войска было земское ополчение («вои»), состоявшее из свободного сельского населения − «смердов» и горожан − «мистичей», выступавших на поле боя в качестве легкой пехоты. Возглавлял эту часть войска тысяцкий, которому подчинялись сотские и десятские. При этом городская пехота использовалась преимущественно для обороны своих городов.

Кроме того, отдельной полуавтономной частью войска иногда становились наемники: черные клобуки (торки, берендеи, печенеги) или половцы.

Главными организационными единицами княжеско-королевского войска были полки (по 1000−2000 человек каждый), которые в свою очередь делились на «стяги» («хорогвы») со своими знаменами, а те, в свою очередь, – на «бубны» и «трубы». Ополчение имело собственную структуру и непосредственно привязывалось к географии того или иного города, подразделяясь на тысячи, сотни и «улицы».

Постоянная дружина князя и «списы» его вассалов в общей сложности насчитывали не более 3 тысяч бойцов. Общая же численность галицко-волынского войска и ополчения во времена Данила Романовича достигала 30 тысяч человек, и если для борьбы с польскими или литовскими князьями этого было достаточно, то против монголов, которые могли сосредоточить в одном месте до 120 тысяч человек, этих сил явно не хватало. К тому же не только удельные князья, но и бояре со своими «списами» могли ослушаться приказа своего князя и не только не прибыть на помощь его войску, но и присоединиться к вражеской армии.

Учитывая опыт многочисленных войн, чтобы избежать негативных организационных последствий и повысить боеспособность войска, в 1240−1260-х годах король Данило провел масштабную военную реформу. В первую очередь были созданы регулярные подразделения из крестьян («простых людей»), а также мелкой и безземельной знати − «оружники» и «стрельцы», получавшие плату деньгами или товарами. «Оружниками» в то время назывались тяжеловооруженные воины с копьями, мечами (или топорами) и длинными щитами, которые были главной ударной силой войска и сражались как в конном, так и в пешем строю. «Стрельцами» называли легковооруженную пехоту с луками, самострелами («рожанцами») и копьями. При этом ядром войска оставалась постоянная княжеская дружина.

Важным элементом реформы стали сбалансирование родов войск и оптимизация их подготовки. К примеру, на организацию линейной тяжелой пехоты («оружников») князь пошел для противодействия монголам, не имея возможности выставить равноценные конные силы. Пройдя специальную подготовку и будучи достаточно бронированными, «оружники» успешно воевали против кавалерии и лучников противника. Подготовка и вооружение этих подразделений покрывались с прибыли от соляных шахт, а также пошлин с предпринимательской деятельности армян, караимов и немцев, приглашенных в города княжества.

Тяжеловооруженные конные воины Королевства Руси после реформы
Источник: Войтович Л. В. «Князь Лев Данилович» − Львів, 2012

Особое внимание Данило Романович уделял индивидуальной подготовке бойцов, их вооружению и броне. В частности, в составе доспехов появились высокие стоячие воротники, кольчужные чулки, а также увеличилась длина кольчуги. Одновременно с этим активнее начали использоваться и пластинчатые панцири, появился чешуевидный панцирь, который отличался от пластинчатого одинаковыми размерами чешуек-пластин (6x4−6 см) и способом крепления к кожаной или полотняной основе шнуровкой с одного края, а также одним-двумя шарнирами-заклепками. Помимо этого многие экземпляры индивидуального защитного снаряжения были заимствованы у монголов, панцири которых были эффективны и сравнительно более дешевы, чем европейские.

В домонгольский период боевые кони в русских княжествах не имели специальной защиты. Данило Романович первым ввел «личины» и кожаные «кояры» для защиты лошадей, позаимствовав их у монголов. Кожаные «кояры» полностью защищали круп лошади, а «личины» − ее голову.


Конный воин на печати короля Руси Юрия I (1257−1308), внука Данила Романовича