Биографии Характеристики Анализ

Психологические статьи и притчи. Мудрые притчи для работы с детьми

Психология в притчах

Многие полагают, что сказания, мифы, притчи предназначены только для детей. Это не так. Им свойственно нечто вневременное. Вероятно, это объясняется тем, что сказки и притчи больше обращены к чувствам, к интуиции и фантазии.

С незапамятных времен люди использовали истории как средство воспитательного воздействия. Благодаря своей занимательности они особенно хорошо подходили для этой цели и были той ложкой меда, которая подслащивала и делала интересной даже самую горькую мораль, которую не всегда можно понять сразу, иногда она скрыта и представляет собой всего лишь намек. Любая притча несет в себе огромный смысл и заставляет людей задуматься о многих сторонах своей жизни и своих поступках.

Слепые и слон

За горами был большой город, все жители которого были слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. У него в войске был огромный боевой слон, прославившийся в битвах. Одним видом своим он уже повергал врагов в трепет. Всем жителям города не терпелось узнать: что же такое — слон.

И вот несколько представителей общества слепцов, дабы разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю. Не имея ни малейшего понятия о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон. При этом каждый, ощупав какую-нибудь одну часть, решил, что теперь знает все об этом существе. Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывающие в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто заблуждался. Слепых экспертов наперебой расспрашивали о том, какой формы слон, и выслушивали их объяснения. Трогавший ухо слона сказал:

— Слон — это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер.

Тот, кто ощупал хобот, сказал:

— У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную.

— Слон могуч и крепок, как колонна, — возразил третий, ощупавший ногу и ступню.

Каждый пощупал только одну из многих частей слона. И каждый воспринял его ошибочно. Они не смогли умом охватить целого: ведь знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о слоне, и все были одинаково далеки от истины. Созданное умозрением не ведает о Божественном. В этой дисциплине нельзя проложить пути с помощью обычного интеллекта.

Хаким Санаи (1141 г.)

Как часто люди воображают нечто о себе, о других людях, о своих детях и как часто оказываются далеки от истины. Исходя из самых лучших побуждений и своего жизненного опыта, родители думают, что познали своих детей и могут сделать их счастливыми. Наблюдая за поведением своих детей («трогая ухо слона»), родители делают выводы, исходя из неполных данных и строят общение со своим ребенком, опираясь на часто ложные умозаключения. Тренеры, учителя думают, что именно они обладают незамутненным родительской любовью взглядом и уж их мнение объективно, но, задумаемся, не «трогают ли они слона за хобот»? При этом внутренний мир ребенка, его врожденные особенности продолжают быть «тайной за семью печатями», а сам он остается один на один со своими трудностями. К счастью, никогда не поздно прозреть и увидеть себя и свое дитя в подлинном свете.

Для того, чтобы мы или наши дети стали чуточку счастливее, стоит всего лишь усомниться в собственной правоте. Это не значит, что надо невротически сомневаться в каждом принятом решении, но размышлять перед принятием решения и понимать, что многие вещи, события, люди могут не соответствовать нашим представлениям о них. Слон вовсе не разрушительная труба и не ковер, он нечто большее.

Поразмыслите о том, что многое в жизни преходяще и те социальные ценности, которые существуют сейчас изменятся с течением времени, так же как изменились ценности прошлого. Взять хотя бы банальный пример с обменом валюты, еще не так много времени прошло с тех пор, когда за это наказывали. Неизменны только духовные ценности, а не социальные установки. В недавнем прошлом советская педагогика следовала «партийным курсом», и дисциплина на уроке выражалась полной тишиной и неподвижно сложенными руками на парте. Но ребенок с долговременной тактильной памятью не может воспринять и усвоить материал, будучи неподвижным. Проявление эмоций считалось неприличным, и урок превращался в нудную лекцию. А ученик с долговременной эмоциональной памятью не только не мог усвоить материал, но и получал психологическую травму на основном канале памяти (такие травмы человек проносит через всю жизнь, если не работать над снятием их со специалистом), ибо отсутствие эмоций для детей с этим типом памяти является психологической травмой. А сколько случаев, когда родители, выслушав «авторитетное мнение» педагогов, «потрогавших только ногу слона», о том, что их ребенок ленив, несобран и просто невыносим, не усомнились в правоте учителей или тренеров и наказывали ребенка за то, что он вел себя так, как мог.

Школу заканчивают, но стереотипы поведения остаются, и человек уже не может полноценно пользоваться своим долговременным каналом памяти, а значит полноценно жить. Печально. Недавние дети становятся родителями, история повторяется, а «город слепцов» растет. Родители выросли на одних ценностях и пытаются привить их своим детям, которые не будут успешны в жизни, пользуясь устаревшими принципами. Каждый человек должен сам сформировать свою систему ценностей, соответствующую его врожденным особенностям.

Вот один из многих примеров. Некий мужчина сорока лет пришел к нам, на консультацию, из-за постоянных неудач на работе и в личной жизни. Его все время использовали, недоплачивали зарплату, а уж о карьерном росте не было и речи. Дома жена постоянно упрекала его в несамостоятельности и неспособности зарабатывать деньги. Все это довело несчастного до микроинфаркта, и после лечения, он решился, наконец, обратиться к психологу. На первой консультации мы, естественно, затронули его отношения с родителями, и после осознания своих чувств он сказал: «Я не знал другого способа показать свою любовь матери, кроме как стать ее жертвой». Мать воспитывала его одна и очень боялась, что с ним что-нибудь случиться: в итоге ему запрещалось все, любая инициатива наказывалась. Взрослый мужчина видел себя таким, каким видела его мать — беспомощным, слабым, глупым. Пройдя диагностику, он познакомился сам с собой и на консультации он получил индивидуальные рекомендации, о том, как строить свою карьеру и использовать свои врожденные данные. Хорошо, что это произошло в 40 лет, а не позже.

Вряд ли кто-то пожелает своему ребенку такую судьбу, однако многие родители делают это неосознано. Задумайтесь прежде, чем наказать или запретить что-то делать своим детям. Вполне возможно, что ваш ребенок, ученик проявляет свои врожденные особенности, а не специально доводит вас до «белого каления». Постарайтесь охватить умом целое. Человек и наше представление о нем далеко не одно и тоже, он всегда представляет собой нечто большее, чем мы можем себе представить.

Хромой и слепой

Хромой человек однажды вошел в сераль (постоялый двор) и устроился там среди других посетителей.

— Из-за моей хромоты я лишен возможности быстро передвигаться и не успею на султанский пир, — сказал он своему соседу.

Человек, к которому он обратился, поднял голову и сказал:

— Я тоже приглашен на пир, но мне еще труднее попасть туда, чем тебе, потому что я слеп и не вижу дороги.

Тут в их разговор вмешался третий посетитель. Он сказал:

— Вдвоем вы располагаете средством достичь вашей цели, если только согласитесь воспользоваться этим средством. Слепой может отправиться в путь, неся на спине хромого. Вы должны использовать ноги слепого, чтобы идти, и зрение хромого, чтобы его направлять.

Вот так эти двое достигли конца пути, где их ожидал невиданный доселе пир. По дороге они останавливались на отдых в другом серале. Здесь они повстречали еще двух несчастных, которые так же хотели попасть на пир и не могли. Слепой и хромой стали им объяснять свой метод, но один из этих людей был глухим, а другой немым. Немой слышал их объяснения, но не мог передать их своему приятелю. Глухой мог говорить, но ему было нечего сказать.

Эти двое не попали на пир потому, что в это время поблизости не оказалось того третьего человека, который, прежде всего, объяснил бы им особенность их трудности, а уж потом подсказал бы, как эту трудность преодолеть.

Ахмад Фаруки (1624 г.)

Как часто в парных видах спорта мы наблюдаем такую ситуацию — одна пара слажено работает и быстро двигается к цели, к призовым местам, к славе, ну прямо как «хромой и слепой» из притчи, достигшие своей цели. А другая — никак не может добиться желаемых результатов. И начинаются поиски новых партнеров, новых тренеров. Но это не всегда приносит перемены к лучшему. Хорошо, если кто-то из родителей попробует стать тем «третьим человеком», который постарается понять особенности каждого ребенка, и не только своего. Еще лучше, если у тренера большой опыт, и он порекомендует родителям обратиться к профессиональному психологу*, чтобы определить совместимость пары, выявить проблемные зоны, подсказать пути решения. Помните, что не бывает универсальных рецептов, годных на все случаи жизни. Тогда многие люди смогут избежать излишних разочарований, дети избавятся от комплекса неполноценности, родители перестанут напрасно переживать за своих детей («почему у других дети успешны, а мои чем хуже?»)

Очень часто именно профессиональный психолог становится тем «третьим человеком», который помогает людям преодолеть трудности, разъясняя им их индивидуальные способности. И как часто «доброхоты», «придя на пир», пытаются помочь своим друзьям, детям, забывая о том, что другие люди имеют отличные от их особенности и другие трудности, несмотря на то, что тоже хотят «попасть на пир». Безусловно, любой из вас может постараться стать тем «третьим человеком», который может помочь своим детям, например. Просто прежде чем рассказать кому-то каким способом вы достигли чего бы то ни было постарайтесь понять, не разговариваете ли вы с «глухим»? И не пытаетесь ли вы прежде подсунуть готовое решение вместо объяснения особенностей того человека?

Такие ситуации нередки — клиент с долговременной зрительной памятью получил прекрасный результат, работая с рисунками (арт-терапия, мандала-терапия**), и рекомендует своим друзьям эту методику, как единственно успешную, восторженно заставляя своего ребенка рисовать. А у того комбинированный тип памяти (как вы помните из предыдущих публикаций комбинированный — это когда один тип активизирует другой, несущий основную информацию). У него, например, слуховая память активизирует эмоциональную память, и она (эмоциональная) является несущей. Для ребенка с такими особенностями арт-терапия не будет столь эффективна. Можно привести еще много примеров, но я думаю и так все понятно.

Любители почитать книги из серии «Сам себе психолог» задумайтесь, уместно ли применять к себе или своим детям рекомендации, которые сработали в случае с «хромым и слепым», ведь вы можете оказаться «глухим» или «немым». К сожалению, у многих сложилось мнение, что психология безопасна, и можно поиграть в психолога. Все не так, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что применение разных методик без разбора («авось поможет, а если нет, так попробую другую») не проходит бесследно. Некоторые методы приносят огромный вред психике, например, пытаться помочь человеку с долговременной тактильной памятью с помощью бесед практически невозможно. А если это ребенок, который активно двигается на уроке, а педагог отправляет его к школьному психологу на коррекцию поведения, то результаты могут быть весьма печальны. В итоге психолог, с помощью разных методик разъясняя ребенку, как тот неправ, травмирует его психику, что приводит к падению использования памяти, и, следовательно, к еще большим проблемам с обучением, возникновению комплекса неполноценности и пошло поехало.

Возникает вопрос: «Что делать?» Хочется помочь своим детям, друзьям, родственникам. Стоит, прежде всего, познакомиться со своими особенностями и вытекающими из них трудностями. Познайте себя. В этом вам поможет диагностическое исследование, тогда найдутся ответы на многие вопросы и «дорога на пир» станет легче и короче. Узнайте себя, узнайте своеих детей такими, какие они есть, и счастливого вам пути!

Февраль 2004 г.

Материал подготовлен для журнала «Танцевальный вестник»,
официального издания федерации танцевального спорта СПб.

* профессиональный психолог — психолог, владеющий разным инструментарием, т.е. разными методиками и применяющий их по необходимости, учитывая индивидуальные особенности клиента. Естественно, человек прошедший 2-х месячные курсы, не может считаться профессионалом.

** мандала-терапия — рисунок в круге. Феномен мандалы (с санскрита — магический круг) давно известен в религиозных практиках Востока как инструмент медитации, духовного развития и инициации. В психологию понятие индивидуальной мандалы было введено К.Г. Юнгом. Этот символ целостности он понимал как проекцию сознательных и бессознательных проявлений психической жизни.

1. Тактика

Эпиграф.
— Я работаю с утра до вечера!
— А когда же вы думаете?
(Диалог между молодым физиком и гениальным Резерфордом)

Вы могли видеть это по телевидению, слышать об этом по радио или из газет, но в этот раз ежегодный мировой чемпионат проводился в британской Колумбии. Финалистами были канадец и норвежец.

Их задача была такова. Каждому из них отводился определенный участок леса. Победителем становился тот, кто смог бы повалить наибольшее количество деревьев с 8 утра до четырех часов дня.

В восемь часов утра раздался свисток и два лесоруба заняли свои позиции. Они рубили дерево за деревом, пока канадец не услышал, что норвежец остановился. Поняв, что это его шанс, канадец удвоил свои усилия.

В девять часов канадец услышал, что норвежец снова принялся за работу. И снова они работали почти синхронно, как вдруг без десяти десять канадец услышал, что норвежец снова остановился. И снова канадец принялся за работу, желая воспользоваться слабостью противника.

В десять часов норвежец снова включился в работу. Пока без десяти одиннадцать он ненадолго не прервался. С все возрастающим чувством ликования канадец продолжил работу в том же ритме, уже ощущая запах победы.

И так продолжалось целый день. Каждый час норвежец останавливался на десять минут, а канадец продолжал работу. Когда раздался сигнал об скончании соревнования, ровно в четыре часа пополудни, канадец был совершенно уверен, что приз у него в кармане.

Вы можете себе представить, как он удивился, узнав, что проиграл.
— Как это получилось? — спросил он норвежца. — Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как, черт тебя подери, ты умудрился нарубить больше древесины, чем я? Это невозможно.

— На самом деле все очень просто, — прямо ответил норвежец. — Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время как ты продолжал рубить лес, я точил свой топор.

2.Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

3.Узнать причину

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» — спросили спасатели.
Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».

4.Два друга

Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:
— Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.
Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:
— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

5. Свинья и корова

Свинья жаловалась корове, что к ней плохо относятся:
— Люди всегда говорят о твоей доброте и нежных глазах. Конечно, ты даёшь им молоко и масло, но ведь я даю больше: колбасы, окорока и отбивные, кожу и щетину, даже ножки мои варят! И всё равно никто меня не любит. Отчего так?
Корова немного подумала и ответила:
— Может быть, потому, что я всё даю ещё при жизни?

6.Притча о Рае и Аде

Правоверный пришел к пророку Илье с просьбой показать Рай и Ад.
Они пришли в большой зал, где вокруг большого котла с кипящим супом теснилось множество народа. У каждого в руках была громадная металлическая ложка с человеческий рост, обжигающе горячая, и лишь самый конец ручки был деревянный. Худые, алчные, голодные люди жадно совали ложки в котел, с трудом вынимая оттуда суп и пытаясь дотянуться ртом до чашечки. При этом они обжигались, ругались, дрались.
Пророк сказал: «Это Ад», — и повел в другой зал.
Там было тихо, такой же котел, такие же ложки. но почти все были сыты. Потому что разбились на пары и попеременно кормили друг друга. Пророк сказал: «Это Рай».

7.Пять простых правил чтобы быть счастливым.

Однажды осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: «Как же его оттуда вытащить?»

Тогда хозяин ослика рассудил так: «Осел мой — старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец, все равно- почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не было слышно запаха разложения».

Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осел сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. И вдруг, ко всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу.

Он был изумлен от того, что он увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, ко всеобщему изумлению, ослик показался наверху — и выпрыгнул из колодца!

…В жизни вам будет встречаться много всякой грязи и каждый раз жизнь будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, стряхни его и поднимайся наверх и только так ты сможешь выбраться из колодца.

Каждая из возникающих проблем — это как камень для перехода на ручье. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого колодца.

Встряхнись и поднимайся наверх. Чтобы быть счастливым запомни пять простых правил:

1. Освободи свое сердце от ненависти — прости.
2. Освободи свое сердце от волнений — большинство из них не сбываются.
3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.
4. Отдавай больше.
5. Ожидай меньше.

8. Ничего такого, что было бы неправдой…

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой «Я слепой, пожалуйста помогите!»
Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел.
Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал.
Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому». Он улыбнулся и ушел.
Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».

9. Выбор за тобой

«Это невозможно!» — сказала Причина.
«Это безрассудство!» — заметил Опыт.
«Это бесполезно!» — отрезала Гордость.
«Попробуй…» — шепнула Мечта.

10. Банка жизни

…Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило:
-Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?
-Ну, она пустая, — сказал кто-то.
-Совершенно верно,- подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха, — А теперь что вы можете сказать об этой банке?
-Ну, а теперь банка полная! — опять сказал кто-то из студентов.
Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями:
-А теперь?
-Теперь банка полная!!! — начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
-Ну теперь-то банка точно полная — загалдели студенты. Тогда преподаватель, хитро улыбаясь, вытащил две бутылки пива и влил их в банку:
— А вот теперь банка полна! — сказал он. — А теперь я буду объяснять вам, что сейчас произошло. Банка — это наша жизнь, камни — это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох — это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок — это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. У меня все, лекция окончена.
— Профессор, — спросил кто-то из студентов — а что означают бутылки пива???!!!

Профессор опять хитро улыбнулся:
— Они означают то, что, не смотря ни на какие проблемы, всегда есть время на то, что бы расслабиться и пропустить пару бутылочек пива!

Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задерганный, и увидел, что в дверях его ждет пятилетний сынок.
- Папа, можно у тебя кое-что спросить?
- Конечно, что случилось?
- Пап, а сколько ты получаешь?
- Это не твое дело! - возмутился отец. - И потом, зачем это тебе?
- Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
- Ну, вообще-то, 500. А что?
- Пап- - сын посмотрел на него снизу вверх очень серьезными глазами. - Пап, ты можешь занять мне 300?
- Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? - закричал тот. - Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
Малыш тихо ушел к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег? Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да черт с ними, с тремя сотнями, он ведь еще вообще ни разу у меня не просил денег. Когда он вошел в детскую, его сын уже был в постели.
- Ты не спишь, сынок? - спросил он.
- Нет, папа. Просто лежу, - ответил мальчик.
- Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, - сказал отец. - У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
- Ой, папка, спасибо! - радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
- Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? - проворчал тот.
- Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, - ответил ребенок.
- Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили что полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили - факт, полон.

И, наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же заполнил последние промежутки в сосуде.

«Теперь,»- обратился мудрец к ученикам,- «я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети - те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому, обращайте внимание, прежде всего на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное - лишь песок».

В одной стране жил мудрец, который был всю жизнь счастливым и жизнерадостным и его никогда не видели грустным и печальным. Когда же он состарился и умирал, к нему пришёл один из учеников спросил его:
- Мы всю жизнь видели вас смеющимся, Учитель. Как вам удалось всю жизнь не грустить и печалиться?
Мудрец ответил ему так:
-Когда-то, когда я был как и ты молодым, я спросил у своего мастера об этом. Тогда было мне 17 лет, и я чувствовал себя несчастным, казалось весь мир отвернулся от меня.
На что услышал такой ответ: "Мой друг! В молодости я, как и ты, был таким же печальным. И вдруг понял: "Это МОЙ выбор и это МОЯ жизнь!!!"
Просыпаясь с тех пор каждое утро, я спрашиваю сам себя:
"Что ты выбираешь печаль или радость сегодня?"
И, как-то так получается всегда, что Я ВЫБИРАЮ РАДОСТЬ!!!

Однажды очень богатый человек дал бедному милостыню - корзину, наполненную грязным тряпьем. Бедняк вычистил корзину, отмыл ее, наполнил цветами и отнес богатому. "Почему ты принес мне цветы, тогда, как я дал тебе только хлам?"- изумился богач. "Потому что каждый отдает то, чем заполнено его сердце" - ответил бедняк.

Когда люди ссорятся

Один раз Учитель спросил у своих учеников:
-Почему, когда люди ссорятся, они кричат?

- Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? – спросил Учитель. – Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:
- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем дальше отдаляются и громче кричат.
- А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? – продолжал Учитель. – Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.

Понимаешь. Мы ведь ссоримся.. Всё время.. Мы не можем быть вместе, да?
- А ты любишь вишню?
- Да.
- А ты выплёвываешь косточки, когда её ешь?
- Ну да.
- Так и в жизни... Учись выплевывать косточки, и одновременно любить вишню!

Сколько есть видов друзей? - спрашивают мудреца.
- Три, - говорит он.

Есть друг как еда, ты каждый день ищешь его.

Есть друг как лекарство, когда нужен ищешь ты его.

А есть друг как болезнь, всегда он тебя ищет.

ГЛЯЖУСЬ В ТЕБЯ, КАК В ЗЕРКАЛО...

Давным-давно великий шах приказал построить прекрасный дворец. В одной его зале все стены, потолок, двери и даже пол были сделаны из зеркал, а каждый звук отдавался гулким эхом. Однажды в эту залу забежала собака и застыла в изумлении – целая свора окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака оскалила зубы, и отражения ответили ей тем же. Перепугавшись не на шутку, она отчаянно залаяла. Эхо не отставало. Собака металась, кусая воздух, и ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами.
Наутро слуги нашли несчастное животное бездыханным в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своим собственным отражением. Мир сам по себе не приносит нам ни добра, ни зла. Он безразличен к человеку. Все происходящее вокруг нас – всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний и поступков.

Мир – это большое зеркало.

ДВА МОНАХА.

Однажды старый и молодой монах возвращались в свою обитель. Путь их пересекала река, которая из-за дождей очень сильно разлилась.
На берегу стояла молодая женщина, которой также нужно было перебраться на противоположный берег, но она не могла обойтись без посторонней помощи. Обет строго-настрого запрещал монахам прикасаться к женщинам, и молодой монах демонстративно от нее отвернулся. Старый же монах подошел к женщине, взял ее на руки и перенес через реку. Весь оставшийся путь монахи хранили молчание, но у самой обители молодой монах не выдержал: "Как ты мог прикоснуться к женщине!? Ты же давал обет!" На что старый спокойно ответил: "Странно, я перенес ее и оставил на берегу реки, а ты до сих пор ее несешь".

После того как жена узнала об измене,

муж стал просить у нее прощения.

Жена посмотрела на него и сказала:
– Возьми стакан.

– Ну, взял.

– А теперь сделай так, чтобы он упал, и посмотри, что с ним случится.
– Ну, он разбился.

– А теперь проси у него прощения и посмотри, станет ли он опять целым...

Один старец призвал однажды своих учеников

и показал им лист чистой белой бумаги,
в середине которого стояла черная точка.
- Что вы здесь видите? – спросил старец.
- Точку, – ответил один.
- Черную точку, – подтвердил другой.
- Жирную черную точку, – уточнил третий.
И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.
- Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? –
удивились ученики.
- Я плачу о том, что все мои ученики увидели
только маленькую черную точку
и никто из них не заметил чистого белого листа…
Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам,
забывая о достоинствах…

***

КАЖДЫЙ ДЛЯ СЕБЯ РЕШАЕТ СВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ!!!

Жили два брата. Один брат был успешным человеком, достигшим известности своими благими делами. Другой брат был убийцей. Перед судом над вторым братом группа журналистов обступила его, и один задал вопрос:- Как получилось, что вы стали преступником?- У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня. Кем же ещё я мог стать? В это же время несколько журналистов обступили первого брата, и один спросил:- Вы известны своими достижениями; как получилось, что вы добились всего этого?- У меня было тяжёлое детство. Мой отец пил, избивал мою мать и меня. Кем же ещё я мог стать?

Один человек старался всячески делать побольше добрых дел. Но, все что он делал, тут же сам себе записывал в добрые дела и радовался. И вот однажды идет по улице, а бабушка уронила пуговицу с пальто. Он хотел рукой махнуть, а потом все-таки вернулся, поднял эту пуговицу, подал бабушке и забыл за это доброе дело. Когда оказался на суде Божьем, то на чаше весов добрых дел его оказалась только одна пуговица, которая перевесила все его грехи. На его изумлении ему ангел ответил: это единственное твое доброе дело, за которое ты забыл.

Пришла к отцу молодая девушка и говорит
- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3 кастрюли.
- Что изменилось? - спросил он свою дочь.
- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде - ответила она.
- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут...
- А кофе? - спросила дочь
- О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации...
Правило жизни.....

Притча о молчании.

Несколько человек принялись как-то горячо и злобно оскорблять мудреца. Он слушал молча, очень спокойно. Из-за этого спокойствия им стало как-то не по себе. Возникло неловкое чувство, и один из них обратился к мудрецу:
- В чём дело? Ты что, не понимаешь, что мы говорим?
- Ваше дело решать, оскорблять меня или нет,- ответил мудрец. - А моё – принимать ваши оскорбления или нет. Я просто отказываюсь принимать их. Можете забрать их себе.

ПРИТЧА «ЗАВИСТЬ ПОЭТА»

Однажды, когда старец прогуливался около пруда, к нему подошёл поэт и спросил:

Учитель, скажи, почему я не могу писать такие же прекрасные стихи, как другие поэты. Разве я менее талантлив? Разве я меньше прикладываю к этому усилий?

Учитель взял кувшин, зачерпнул воды, половину вылил на прекрасные цветы, растущие на берегу пруда, а половину обратно в пруд, и сказал:

Вода, оросившая цветы, - это твои старания, приносящие прекрасные плоды, а вода, пролитая в пруд, - это то, что питает твою зависть. Чем больше воды выливается в пруд, тем меньше достаются цветам.

Один фотограф пришел к даме на ужин. Она, посмотрев его фотографии, воскликнула:

Какие у вас замечательные фотографии! Наверное, у вас очень хороший фотоаппарат?

Фотограф промолчал. Но, уходя, сказал:

Спасибо, ужин был очень вкусным. Наверное, у вас очень хорошие кастрюли.

ПРИТЧА "БАНКА С МЕДОМ"
Представь, что на столе стоит банка с медом, но вдруг кто-то небрежно толкнул ее и она разбилась…
Как ты думаешь, что из не течет? Мед, конечно же, мед!
Вот, дорогое сердце, если ты будешь наполнено любовью, и если с
тобой станут обращаться плохо, с неприязнью, что же будет изливаться из твоего сердца?
Любовь, и только любовь! Даже и при таком скверном и непочтительном отношении из твоего сердца будет изливаться любовь, но только при условии, что она там будет.

Притча об осуждении.

Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру.
Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала на просушку выстиранное бельё.
- Посмотри, какое грязное у неё бельё, - сказала она своему мужу.
Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания.
- Наверное, у неё плохое мыло, или она совсем не умеет стирать. Надо бы её поучить.
И так всякий раз, когда соседка развешивала бельё, жена удивлялась тому, какое оно грязное.
В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула:
- О! Сегодня бельё чистое! Наверное, научилась стирать!
- Да нет, сказал муж, – просто я сегодня встал пораньше и вымыл окно.
Так и в нашей жизни! Всё зависит от окна, через которое мы смотрим на происходящее.
И прежде чем осуждать других, необходимо задуматься, насколько чисты наши сердца и намерения!

Один старый и очень мудрый человек сказал своему другу:- Рассмотри комнату, в которой мы находимся получше, и постарайся запомнить вещи коричневого цвета. В комнате было много чего коричневого, и друг быстро справился с этой задачей. Но мудрый китаец ему задал следующий вопрос:- А теперь закрой-ка глаза свои и перечисли все вещи... синего цвета. Друг растерялся и возмутился:- Я ничего синего не заметил, ведь я запоминал по твоей указке только вещи коричневого цвета! На что мудрый человек ответил ему:- Открой глаза, осмотрись - ведь в комнате очень много вещей синего цвета. И это было чистой правдой. Тогда мудрый продолжил:- Если ты ищешь в комнате вещи только коричневого цвета, а в жизни - только плохое, то ты и будешь видеть только их, замечать исключительно их, и только они будут тебе запоминаться и участвовать в твоей жизни. Запомни: если ты ищешь, плохое, то ты обязательно его найдешь и никогда не заметишь ничего хорошего.

Однажды праведный человек беседовал с Богом и спросил его: "Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад".

Бог подвел его к двум дверям, открыл одну и провел человека внутрь. Там был большой круглый стол, на середине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, который пахла очень вкусно. Человеку безумно захотелось есть.

Люди, сидящие вокруг стола, выглядели голодными и больными. Все они выглядели умирающими от голода. У всех их были ложки с длинными- длинными ручками, прикрепленными к их рукам.

Они могли достать чашу, наполненную едой, и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки кортам.

Праведный человек был потрясен видом их несчастья. Бог сказал: "Ты увидел Ад".

Затем они направились ко второй двери. Бог отворил ее.

Сцена, которую увидел человек, была идентичной предыдущей. Тут был такой же огромный круглый стол, та же гигантская чаша, которая заставляла его рот наполняться слюной. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.

Человек изумился: "Как это возможно? Я не понимаю".

"Всё просто", - улыбнулся Бог, - "Они научились кормить друг друга".

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал:- Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо. В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день: понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше:- Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз когда не потеряешь терпения. Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: -Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана, и будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения, рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая...

Однажды я спросил своего учителя о том, как можно распознать духовного человека.

И мой учитель ответил: “Это не то, что он говорит, и не то, каким он кажется, а атмосфера, которая создаётся в его присутствии. Вот что является свидетельством. Ибо никто не в состоянии создать атмосферу, не принадлежащую его духу”.

Притча о добре и зле.

Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку. Он спросил их: «Что вы видите?» Все хором ответили, что черную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги - он так огромен, больше, чем эта черная точка!» Вот так и в жизни - мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Однажды ученик спросил у Мастера:

Долго ли ждать перемен к лучшему?

Если ждать, то долго, - ответил Мастер.

Когда-то давно один человек захотел обличить старого мудреца: он взял бабочку и поместил ее между ладонями. "Я спрошу у старика, что у меня в руках, и, если он скажет, что бабочка, я спрошу его, живая она или мертвая, - подумал человек. - Если он скажет "живая", я сомкну ладони, и она умрет. Если он скажет "мертвая", я раскрою ладони, и она улетит. И все поймут, что зря слушают этого старика". В присутствии всего аула он спросил старика, что у него в руках. "Бабочка", - ответил мудрец. "Живая она или мертвая?" - спросил человек. Старик подумал и ответил: "Все в твоих руках!,

Что внутри – то и вокруг
– В чем суть? – спросил ученик.
– В высшей справедливости мира – ответил учитель.
– А разве он справедлив? Столько людей страдает… они бедны, больны, а кто–то получает все, не прилагая усилий….
– Просто каждый получает от жизни то, что хочет – улыбнулся мудрец – жизнь, судьба – очень гибкая субстанция и каждому дает то, что мы хотим на самом деле.
– Что вы говорите учитель? – подскочил ученик – как вы можете… вы утверждаете, что все эти люди, которые проходят через несчастья – они сами хотят неприятностей?
– Сядь, ты еще глуп. У этого мира нет иного выхода… Что внутри, то и снаружи… Если они видят мир полным несчастья – мудрец замолчал – у мира нет иного выбора… мир милостив ко всем – он удовлетворит запрос каждого, он станет для человека таким каким тот хочет его видеть.
– А зачем же люди тогда стремятся к несчастью? – усаживаясь, спросил ученик.
– Такова наша культура. Тот кто страдает, может всегда пожаловаться и станет легче. Мы считаем, что человек, который прошел через кучу препятствий, чего-то достоин. Люди думают, что если им выпало много неприятностей, то на них и смотреть будут как на тех, кто их преодолел – с уважением.
– Учитель, я сам считаю, что те, кто прошли через огонь и воду достойны уважения, потому как знаю, что такое голодать и переносить трудности не понаслышке.
– И что, мы все теперь тебя за это уважать должны?...
– Нет, но вы должны проявить хоть каплю уважения, ибо пережил я больше вашего.
– Видишь, ты требуешь к себе уважения за то, что у тебя была трудная жизнь, вернее не требуешь…. Ты просто знаешь, что так должно быть. Так вот, именно желание уважения и значимости заставляет людей неосознанно, на подсознательном уровне, желать себе несчастья, что бы их потом уважали… А что миру остается? Он выполняет, просто выполняет желания… Что внутри – то и вокруг.

Однажды к убеленному сединами мудрецу вся в слезах пришла молодая и очень красивая девушка:
- Что мне делать? - сквозь слезы жаловалась она. - Я всегда стараюсь по доброму обходиться с людьми, никого не обижать, помочь чем могу. И хоть я со всеми приветлива и ласкова, но часто вместо благодарности и уважения принимаю обиды и горькие насмешки. А то и откровенно враждуют со мной. Я не виновата ни в чем, и это так не справедливо и обидно до слез. Посоветуйте, что мне делать.
Мудрец посмотрел на красавицу и с улыбкой сказал:
- Разденься донага и пройдись по городу в таком виде.
- Да вы с ума сошли! - возмутилась красавица. - В таком виде всякий обесчестит меня и еще Бог весть что сотворит со мною. Тогда мудрец открыл дверь и поставил на стол зеркало.
- Вот видишь, - ответил он, - появиться на людях обнажив свое красивое тело ты боишься. Так почему ходишь по миру с обнаженной душой? Она у тебя распахнута, как эта дверь. Все кому не лень входят в твою жизнь. И если видят в добродетелях твоих, как в зеркале отражение безобразия своих пороков, то стараются оклеветать, унизить, обидеть тебя. Не у каждого есть мужество признать, что кто-то лучше его. Не желая меняться, порочный человек враждует с праведником.
- Так что же мне делать? - спросила девушка
- Пойдем, я покажу тебе свой сад, - предложил старец.
Водя девушку по саду мудрец сказал:
- Много лет я поливаю эти прекрасные цветы и ухаживаю за ними. Но я ни разу не замечал как распускается бутон цветка, хотя потом я и наслаждаюсь красотой и ароматом каждого из них. Так и ты будь подобна цветку: раскрывай свое сердце перед людьми не спеша, незаметно. Смотри кто достоин быть другом тебе и творит тебе добро, как поливает цветок водой, а кто обрывает лепестки и топчет ногами...

Притча о чувствах.

Говорят, что однажды собрались в одном уголке земли вместе все человеческие чувства и качества.

Когда СКУКА зевнула уже в третий раз, СУМАСШЕСТВИЕ предложило: «А давайте играть в прятки!?» ИНТРИГА приподняла бровь: «Прятки? Что это за игра??» И СУМАСШЕСТВИЕ объяснило, что один из них, например, оно, водит -закрывает глаза и считает до миллиона, в то время как остальные прячутся. Тот, кто будет найден последним, станет водить в следующий раз и так далее. ЭНТУЗИАЗМ затанцевал с ЭЙФОРИЕЙ, РАДОСТЬ так прыгала, что убедила СОМНЕНИЕ, вот только АПАТИЯ, которую никогда ничего не интересовало, отказалась участвовать в игре. ПРАВДА предпочла не прятаться, потому что в конце концов ее всегда находят. ГОРДОСТЬ сказала, что это совершенно дурацкая игра (ее ничего кроме себя самой не волновало). А ТРУСОСТИ очень не хотелось рисковать.- Раз, два, три…- начало счет СУМАСШЕСТВИЕ. Первой спряталась ЛЕНЬ, она укрылась за ближайшем камнем на дороге, ВЕРА поднялась на небеса, а ЗАВИСТЬ спряталась в тени ТРИУМФА, который собственными силами умудрился взобраться на верхушку самого высокого дерева. БЛАГОРОДСТВО очень долго не могло спрятаться, так как каждое место, которое оно находило казалось идеальным для его друзей: Кристально чистое озеро - для КРАСОТЫ. Расщелина дерева - так, это для СТРАХА. Крыло бабочки - для СЛАДОСТРАСТИЯ. Дуновение ветерка - ведь это для СВОБОДЫ! И оно замаскировалось в лучике солнца. ЭГОИЗМ, напротив, нашел только для себя теплое и уютное местечко. ЛОЖЬ спряталась на глубине океана (на самом деле она укрылась в радуге), а СТРАСТЬ и ЖЕЛАНИЕ затаились в жерле вулкана. ЗАБЫВЧИВОСТЬ, даже не помню где она спряталась, да это и не важно. Когда СУМАСШЕСТВИЕ досчитало до 999999, ЛЮБОВЬ все еще искала, где бы ей спрятаться, но все уже было занято. Но вдруг она увидела дивный розовый куст и решила укрыться среди его цветов.- Миллион, - сосчитало СУМАСШЕСТВИЕ и принялось искать. Первой оно, конечно же, нашло ЛЕНЬ. Потом услышало, как ВЕРА спорит с Богом, а о СТРАСТИ и ЖЕЛАНИИ оно узнало по тому, как дрожит вулкан. Затем СУМАСШЕСТВИЕ увидело ЗАВИСТЬ и догадалось где прячется ТРИУМФ.
ЭГОИЗМ и искать было не нужно, потому что местом, где он прятался оказался улей пчел, которые решили выгнать непрошеного гостя. В поисках СУМАСШЕСТВИЕ подошло напиться к ручью и увидело КРАСОТУ. СОМНЕНИЕ сидело у забора, решая, с какой же стороны ему спрятаться. Итак все были найдены: ТАЛАНТ - в свежей и сочной траве, ПЕЧАЛЬ - в темной пещере, ЛОЖЬ - в радуге (если честно, то она пряталась на дне океана). Вот только ЛЮБОВЬ найти не могли…СУМАСШЕСТВИЕ искало за каждым деревом, в каждом ручейке, на вершине каждой горы и, наконец, оно решило посмотреть в розовых кустах, и когда раздвигало ветки, услышало крик. Острые шипы роз поранили ЛЮБВИ глаза. СУМАСШЕСТВИЕ не знало что и делать, принялось извиняться, плакало, молило, просило прощения и в искупление своей вины пообещало ЛЮБВИ стать ее поводырем. И вот с тех пор, когда впервые на земле играли в прятки, ЛЮБОВЬ слепа и СУМАСШЕСТВИЕ водит ее за руку…

Притча о дружбе и любви

Жили-были два друга. В один момент они поспорили, и один из них дал пощечину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».
Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне:
«Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо нам хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это из нашей памяти.
Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

Четыре свечи.
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
Я - Спокойствие. "К сожалению, люди не умеют меня хранить.
Думаю, не остаётся ничего другого, как погаснуть!"
И огонёк свечи погас.
Вторая сказала:
Я - Вера. "К сожалению, я никому не нужна.
Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому
нет смысла гореть дальше."
Едва произнеся это, подул лёгкий ветерок и
загасил свечу.
Очень опечалившись, третья
свеча произнесла:
Я - Любовь. "У меня нет сил гореть дальше.
Люди не ценят меня и не понимают.
Они ненавидят тех, которые любят их больше
всего - своих близких." Долго не ждав, эта свеча
угасла.
Вдруг в комнату зашёл ребёнок. И увидел три
потухшие свечки. Испугавшись, он закричал:
"Что вы делаете?! Вы должны гореть!
Я боюсь темноты!!!" Произнеся это, он заплакал.
Взволнованная четвёртая свеча произнесла:
"Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно
зажечь и другие три свечи.
Я - НАДЕЖДА.

Когда люди ссорятся


Один раз Учитель спросил у своих учеников:
-Почему, когда люди ссорятся, они кричат?
-Потому, что теряют спокойствие, – сказал один.

Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? – спросил Учитель. – Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил:
- Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем дальше отдаляются и громче кричат.
- А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? – продолжал Учитель. – Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви.
- В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов.

Ветер и солнце .

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.

Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него и сорву с него плащ.

Сказал - и начал дуть, что было мочи. Чем сильнее дул Ветер, тем крепче закутывался путешественник (он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше).

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с ней и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.

Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому
Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем
гневом.


Психологические притчи:

Морские звезды

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

Но это просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.

Притча о счастье

Когда Творец закончил лепить человека, у него остался кусок неиспользованной глины и он спросил:

Что тебе ещё дать?

Дай мне счастье.

Ну, хорошо, протяни руку, - и положил на ладонь человека последний кусок глины.

Старый дед и внучек

Эта мудрая сказка показывает нам, что мы является примером для наших детей, ориентиром, они считывают с нас всю информацию о нашем поведении, о нашем отношении к другим людям, о манере поведения в каких-либо ситуациях. И поведение наших детей это зеркальное отражение нас самих.

Старый дед и внучек:

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Зеркало

Однажды к мудрецу пришел человек.

Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?

Мудрец сказал:

Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.

На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:

Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок!? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!

Что же она сказала тебе? - спросил мудрец.

Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»

Притча о поскользнувшемся атеисте

Однажды атеист прогуливался вдоль обрыва, поскользнулся и упал вниз. Падая, ему удалось схватиться за ветку маленького дерева, росшего из расщелины в скале. Вися на ветке, раскачиваясь на холодном ветру, он понял всю безнадежность своего положения: внизу были замшелые валуны, а способа подняться наверх не было. Его руки, держащиеся за ветку, с каждым мгновением слабели. «Ну, - подумал он, - только один Бог может спасти меня сейчас. Я никогда не верил в Бога, но, может быть, ошибался. Терять все равно нечего». И вот он воззвал:

Боже! Если Ты существуешь, спаси меня, и я буду верить в Тебя! Ответа не было. Он позвал снова:

Пожалуйста, Боже! Я никогда не верил в Тебя, но если Ты спасешь меня сейчас, я с сего момента буду верить в Тебя.

Вдруг раздался глас:

О нет, не будешь, Я вижу, что написано в твоем сердце!

Человек так удивился, что едва не выпустил ветку.

Пожалуйста, Боже! Я на самом деле думаю так! Я буду верить!

Хорошо, Я помогу тебе, - вновь послышался голос. - Отпусти ветку.

Отпустить ветку?! - воскликнул человек. - Не думаешь ли Ты, что я сумасшедший?

О чем забыл отец

Сынок, я обращаюсь к тебе, когда ты уже заснул, подсунув одну ручонку себе под щеку. Я смотрю на тебя и вижу, как прядь белокурых волос налипла на твой влажный лоб. Только что я прокрался в твою комнату, никем не замеченный. Несколько минут назад я уже сел было за рабочий стол в библиотеке, чтобы просмотреть кое-какие бумаги, и вдруг удушливая волна раскаяния захлестнула меня. И я пришел в твою спальню с сознанием собственной вины.

И вот о чем я думаю, сынок: весь день я чересчур сурово обходился с тобой. Я отругал тебя, когда ты собирался в школу за то, что ты размазал полотенцем грязь по лицу. Я задал тебе выволочку за не чищенные ботинки. Я не сдержался и назвал тебя обиднымисловами, когда ты нечаянно уронил на пол свой вещи. За завтраком я тоже Нашел, к чему придраться. Ты пролил сокиз стакана. Ты глотал еду большими кусками. Положил локтина стол. Намазал слишком толстый слой масла на хлеб. Когда я уже сел на утренний поезд и ты крикнул: «Пока, папа!», я не нашел ничего лучше,: как ответить, нахмурив брови: «Сейчас же расправь плечи!»Вечером все повторилось снова. Возвращаясь, домой, я увидел, как ты ползал на коленях, играя с товарищами в шарики прямо на асфальте. На чулках у тебя протерлись дырки, и я, не думая о том, как это унизительно для тебя, на глазах у твоих Друзей прогнал тебя с улицы домой. «Чулки стоят дорого - покупал бы их сам, так и берег бы их побольше!» И как только у отца язык повернулся сказать такое сыну!

А потом, когда я читал, сидя в библиотеке, и ты робко зашел ко мне, глядя на меня виноватыми глазами? Я оторвался от чтения, одарил тебя недовольным взглядом и буркнул: «Чего тебе надо?»

Ты ничего не сказал, а только стремглав бросился ко мне, обхватил меня руками за шею и поцеловал. Твои руки сжимали меня с такой любовью, будто сам Всевышний вложил ее в твое маленькое сердце, и даже мое пренебрежение к тебе не иссушило ее. А потом ты ушел, и я слышал твои шаги на лестнице, когда ты поднимался наверх.

Прошло всего несколько минут, и газета вдруг выскользнула из моих ослабевших пальцев. Меня охватил страх. Боже, подумал я, что привычка делает со мной? Привычка придираться, выговаривать - и это ты ежедневно получаешь от меня просто за то, что ты мальчишка. Нельзя сказать, что я тебя не люблю; скорее, я просто слишком многого ожидаю от тебя, хотя ты еще просто мал для этого. А я меряю тебя мерками своего собственного возраста.

А ведь в твоем характере столько доброго и искреннего. Твое маленькое сердце на самом деле может быть очень большим - как рассвет над холмами. Я понял это, когда сегодня ты вбежал в библиотеку и поцеловал меня, пожелав спокойной ночи. Ты сделал это спонтанно, импульсивно, но это и хорошо. Все остальное чепуха по сравнению с этим. И вот сейчас я пришел к тебе, спящему в своей кроватке, и стою перед тобою на коленях, испытывая чувство стьща!

Разумеется, это не искупает моей вины перед тобой, тем более что ты все равно не понял бы меня, если бы завтра утром, после твоего пробуждения, я пересказал бы тебе все сказанное выше. Однако завтра я буду уже настоящим отцом! Я стану тебе другом, твои горести будут моими горестями и твои радости - моими радостями. И если даже мне захочется сказать в твой адрес что-то резкое, я прикушу язык. Я буду повторять, как молитву: «Он пока еще просто мальчишка - маленький мальчишка!»

Боюсь, что до этого я воспринимал тебя как взрослого, а не как ребенка. Но сейчас, особенно когда я вижу, как ты свернулся калачиком в своей постели, я понимаю, что ты еще совсем дитя. Еще вчера ты покоился на груди у своей матери, положив головку ей на плечо. Я слишком многого хотел от тебя.

Давайте не осуждать людей, а учиться понимать их. Давайте стараться доискиваться, а силу каких причин они по-ступают так, а не по-другому. Это намного интереснее и полезнее, чем заниматься критиканством; это порождает в душах людей сочувствие, терпимость и доброту. «Все знать значит все прощать».

Как говорит доктор Джонсон, «сам Бог не считает нужным судить человека до наступления его последнего дня».

Не последовать ли нам с вами Его примеру?

Принцип 1-й:

Не критикуйте, не осуждайте и не жалуйтесь.

Узнать причину

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».

Два друга

Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:

Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.

Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:

Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Свинья и корова

Свинья жаловалась корове, что к ней плохо относятся:

Люди всегда говорят о твоей доброте и нежных глазах. Конечно, ты даёшь им молоко и масло, но ведь я даю больше: колбасы, окорока и отбивные, кожу и щетину, даже ножки мои варят! И всё равно никто меня не любит. Отчего так?

Корова немного подумала и ответила:

Может быть, потому, что я всё даю ещё при жизни?

Ничего такого, что было бы неправдой…

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой «Я слепой, пожалуйста, помогите!»

Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел.

Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал.

Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому». Он улыбнулся и ушел.

Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть.Прекрасный день и я не вижу его ».