Биографии Характеристики Анализ

Работа над интонацией упражнения. Речевые упражнения для развития интонации

Интонация - это индивидуальный тон речи, которые может повышаться или понижаться, в зависимости от ситуации, в которой находится говорящий человек. При помощи интонации можно высказать свои чувства, пожелания, волеизъявление.

При нарушении плавности речи интонационное оформление устного высказывания затруднено, а эмоциональная выразительность приводит к усугублению проблем в речи.

Интонация - способ организации средств устной речи: силы звучания отдельных слов, темп речи, тембр, паузы и мелодия: восходящая и нисходящая.

Интонация предаёт устному высказыванию особое семантическое и эмоциональное значение.

Повышение уровня компетентности в интонационных конструкциях определённого языка, помогает улучшить плавность и темпо-ритмическую организацию устной речи.

Дело в том, что это нормально - говорить с сильным чувством, не только со злостью, но и с любыми другими эмоциями. Вы можете даже получить восхитительный бонус, а именно: люди с заиканием, как правило, обнаруживают уменьшение количества ступоров, когда позволяют чувствам выходить на поверхность... Так происходит, когда мы на самом деле используем чувства, чтобы придать больше выразительности нашей речи. Джон Харрисон "Переосмысление заикания"

Интонационные упражнения

Задание: прочитайте вслух фразы, повышайте тон голоса на выделенных словах.

Перед началом работы можно выполнить упражнения для голоса.

Повествование

Это мой друг. Его зовут Павел. Ему двадцать лет. Он поступил в университет. Он будет учиться на педагогическом факультете. Он будет изучать русский язык. Он студент первого курса. Семестр начинается в сентябре. Павел будет жить в общежитии. Он будет обедать в студенческой столовой.

Утверждение

Это мой друг. Его зовут Павел . Ему двадцать лет. Он поступил в университет . Он будет учиться на педагогическом факультете. Он будет изучать русский язык. Он студент первого курса. Семестр начинается в сентябре . Павел будет жить в общежитии . Он будет обедать в студенческой столовой. Если бы он не был студентом, то не жил бы в общежитии, и не обедал бы в студенческой столовой.

Вопрос

Кто ваш друг? Это ваш друг? Это ваш друг ?! Сколько ему лет? Ему двадцать лет? Ему двадцать лет ?! Как его зовут? Его Павел зовут? Его зовут Павел ?! Куда он поступил? Он поступил в университет? Он поступил в университет ?! На каком факультете он учится? Он учится на педагогическом факультете? Он учится на педагогическом факультете или отделении? Какой он будет изучать язык? Он будет изучать русский язык ? Он будет изучать русский язык или литературу ?! На каком курсе он учится? Он учится на первом курсе?! Он учится на первом курсе ? Когда начинается семестр? В сентябре начинается семестр? Семестр начинается в сентябре ?! Где он будет жить? Он в общежитии будет жить? Он будет жить в общежитии ?! Где он будет обедать? Он будет обедать в студенческой столовой? Он будет обедать в студенческой столовой или в кафе?!

Восклицание

Какой у вас друг ! Какой хороший у вас друг! Какой он вам друг! Ему только двадцать лет! Павел — прекрасное имя! Он поступил в университет ! Он будет учиться на педагогическом факультете! Он будет изучать русский язык !

Мелодекламация.

Задание: прочитайте стихотворение вслух с музыкальным сопровождением. Соблюдайте паузы, используйте интонацию для усиления выразительности звучания речи.

С.А.Есенин

Музыкальное сопровождение В.А.Моцарт «Концерт для фортепиано с оркестром №21»

***
Сви́щет ве́тер, сере́бряный ве́тер,/
В шёлковом ше́лесте сне́жного шу́ма.//
В пе́рвый раз я в себе́ заме́тил -/
Так я ещё никогда́ не ду́мал.//

Пусть на око́шках гнила́я сы́рость,/
Я не жале́ю, и я не печа́лен.//
Мне всё равно́ э́та жизнь полюби́лась,/
Так полюби́лась, как бу́дто внача́ле.//

О, моё сча́стье и все уда́чи!//
Сча́стье людско́е землёй люби́мо.//
Тот, кто хоть раз на земле́ запла́чет,-/
Зна́чит, уда́ча промча́лась ми́мо.//

Жить ну́жно ле́гче, жить ну́жно про́ще,/
Все принима́я, что есть на све́те.//
Вот почему́, обалде́в, над ро́щей/
Сви́щет ве́тер, сере́бряный ве́тер.//

Другие упражнения по совершенствованию интонационной стороны речи доступны в разделе " ".

Термин "интонация" ввел в употребление Б.Л. Яворский. Исходя из определенного сходства словесно-речевого и музыкального интонирования, он рассматривал интонацию в качестве основы выразительности в музыке. Однако, как известно, понятием «интонация» стал широко пользоваться, более того, создал учение об интонации, Б.В. Асафьев. Ученый трактовал понятие интонации широко и многогранно: как интервал и «попевку», мелодическую фразу, и мелодически осмысленную гармонию, рассматривая мелодический слух как важнейший компонент музыкального слуха.

Мелодический слух – это способность воспринимать, интонировать, оценивать и эмоционально переживать мелодические явления. Он играет ведущую роль при интонировании в процессе исполнения и слушании музыки. Поэтому развитие мелодического слуха и выработка на его основе навыков интонирования является одной из основных задач слухового воспитания на уроках сольфеджио. Мелодический слух включает в себя ладовый и интервальный слух.

Как отмечает Л.М. Маслёнкова: «В освоении диатоники классического мажора и минора исторически сложилось два пути. Один из них предполагает движение от маленькой интонационной ячейки к постепенному набиранию полного звукоряда, другой построен на выделении отдельных ступеней из полного звукоряда. Показателями овладения классической тональностью служат три момента: учащийся ощущает тонику, держит строй и слышит каждую ступень в отдельности».

Интервальный слух - это способность оценивать интервал как соотношение двух звуков, обладающее устойчивым выразительным свойством.

Интервалы принято изучать как в ладу, так и от звука. Изучение интервалов в ладу воспитывает интонационную точность и выразительность пения, гибкость и интонационную чуткость слуха. Пение интервалов от звука способствует свободному интонированию музыки XX - XXI веков, где ладово-конструктивная роль интервала становится определяющей в условиях расширенного звукового состава лада и ладовой переменности.

Развитие мелодического слуха происходит в различных формах работы на уроках сольфеджио. Особое место среди них занимают интонационные упражнения. Они служат для накопления внутренних слуховых представлений и являются гимнастикой слуха.

Преподавателю сольфеджио необходимо на каждом уроке (5-7 мин.) уделять внимание интонационным упражнениям, так как они дают возможность постепенно отрабатывать навыки восприятия и воспроизведения отдельных элементов музыкального языка и наиболее быстро подводят к основной цели – умению их сольфеджировать и слышать.

Для достижения прочности знаний необходимо помнить, что процесс усвоения любого элемента музыкального языка имеет четыре стадии: ознакомление, слушание, запоминание путем многократного повторения и его воспроизведение.

Интонационные упражнения можно классифицировать по ряду признаков. По количеству голосов - одноголосные и многоголосные. По методическому признаку их можно разделить на упражнения в ладу, от отдельно взятого звука, без сопровождения и с гармоническим сопровождением. Примеры интонационных упражнений:

1.Пение последовательности ступеней одноименном мажоре и миноре с названием звуков или на слоги, например:

2. Импровизация мелодических «попевок» на фоне гармонического сопровождения в мажоре и миноре, например:

3.Пение гаммы с названием нот. Пение устойчивых ступеней, неустойчивых и вводных ступеней, например:

    Пение интонационных «попевок» в определённом размере и ритме, например:

    Пение верхнего тетрахорда трёх видов минора, например:

    Интонационные упражнения для развития интервального слуха состоят из пения интервалов как соотношение ступеней лада (то есть с опорой на развитый ладовый слух). Они основаны на свободном интонировании интервалов от звука вверх и вниз, а также интервалов, входящих в состав аккорда, например:

Сочинение и импровизация мелодии

Этот вид работы предусматривает несколько направлений: спонтанное сочинение на заданные тексты, при котором ученик импровизирует окончание фразы, начатой педагогом; импровизация мелодий в форме рондо (в мелодии рефрена закрепляются определенные интонационно-ритмические модели), сочинение мелодий на данный ритмический рисунок и др. Примеры творческих заданий, направленных на развитие мелодического слуха:

    Допевание мелодий на нейтральный слог, с названием звуков в изученных тональностях.

    Импровизация фразы – ответа с окончанием на тонике:

3. Импровизация и письменное сочинение на заданный ритмический рисунок:

4.Сочинение мелодических вариантов фразы, предложения:

5.Импровизация окончания музыкальной фразы:

6.Импровизация мелодий на данный ритмический рисунок с использованием интонаций пройденных интервалов, движения по звукам изученных аккордов:

7. Импровизация мелодии на основе данной гармонической последовательности:

8. Сочинение мелодии по заданной интонационной модели (различные виды мелодического движения). М ожно использовать карточки – модели. Если ритмические карточки представляют ритмическую модель так, как она выглядит в нотном тексте, то мелодическая модель выглядит графически более условно:

9. Сочинение мелодий на основе данной последовательности ступеней лада–ученику предлагается импровизировать или сочинить мелодию в указанном размере.

10.Сочинение и импровизация по заданному ритмическому рисунку в указанной тональности. Например: сочинить мелодию на данный ритм:

11.Досочинение мелодии с модуляцией во втором предложении:

12.Жанровые преобразования мелодии (вальс, марш, полька, мазурка) с помощью изменения размера и ритмического рисунка (с возможным добавлением звуков), например:

Учебные пособия, используемые на уроках сольфеджио для интонационной работы: клавиатура, лесенка, столбица – пространственно наглядное пособие, отражающее внутреннее строение лада (устойчивые и неустойчивые ступени, их тяготения).


Формы исполнения упражнений могут быть разные: пение хором, группами и индивидуально, пение по «цепочке», пение вслух и про себя, на гласные и на слоги, пение с текстом и с закрытым ртом.

Ритм при пении упражнений необходимо выбирать равномерный, спокойный. Когда интонационные упражнения уже освоены, возможно, варьирование темпа и ритма. Но вначале лучше брать не сложный ритм, чтобы больше фиксировать внимание на интонации.

Л. Маслёнкова в своей книге «Интенсивный курс сольфеджио» предлагает начинать изучение мажорных и минорных ладов через одновременное освоение ладовых и интервальных интонаций .

При построении интонационных упражнений необходимо избегать заученных схем. Для этого необходимо изменять направление движения при пении интервалов и аккордов. Аккорды рекомендуется пропевать во всех возможных комбинациях, в различных темпах, используя различные штрихи, что создает дополнительные трудности и способствует их лучшему усвоению. Работая над чистотой интонации, нельзя забывать о воспитании вокальных навыков и работе над развитием голоса учащихся.

Основные требования, которые необходимо предъявлять к пению на уроках сольфеджио:

    Любое интонационное упражнение, примеры для сольфеджирования должны быть не только точно проинтонированы, но и красиво, музыкально исполнены распевно, а не точечным звуком. Дыхание при пении должно быть свободным и меняться по фразам или по имеющимся в тексте указаниям.

    Для четкого, ясного произнесения названия нот или текста, необходимо выработать четкую, активную артикуляцию, специально работать над дикцией, осмысленностью и выразительностью исполнения, с точным соблюдением динамических оттенков, указанных в тексте.

    Пение каждого упражнения следует проводить с гармонической поддержкой.

Как отмечает Е. Давыдова, - «именно гармония, звуковые комплексы помогают осознанию ладовых связей, и способствует уточнению интонации». Мелодию упражнения не следует помещать в верхний голос гармонии. В том случае, если мелодия дублируется верхним голосом гармонии, интонирование будет стремиться к темперированному строю фортепиано и станет маловариантным и не гибким.

После пения с гармоническим сопровождением, необходимо перейти к пению a capella . При пении a capella внутренний слух функционирует наиболее активно, а интонирование наиболее полно выявляет ладоинтонационное и метроритмическое строение мелодии.

Воспитание чистого интонирования это процесс одновременного и взаимосвязанного воспитания слуховых и мышечных навыков поющего. Важно постоянно воспитывать чувство слухового самоконтроля – внимательного вслушивания в собственную интонацию. Осмысленность и выразительность пения способствует чистоте интонации и устойчивости строя. Чистота интонирования также зависит от умения делать структурный ладовый и интервальный анализ мелодии.

При пении важно хорошо развитое ладовое чувство. Чуткий ладовый слух вносит коррективы в интонирование мелодии. На уроках сольфеджио необходимо воспитывать навык «слышу – пою».

При сочинении интонационных упражнений по любой теме необходимо несколько условий:

    Каждое упражнение должно отвечать избранной теме, то есть отрабатывать определенный элемент, довести его усвоение до уровня подсознания.

    Интонационные и ритмические стороны в упражнении не должны мешать одна другой. Поэтому метроритм в интонационных упражнениях должен быть простой и ясный. А в упражнениях на усвоение ритма должна быть простейшая интонация.

3.Упражнения должны быть минимальных размеров. Они должны легко укладываться в сознание учащихся, содержать секвентное развитие; странспонированы в различные тональности, удобны для интонирования с учетом диапазона голосов данной группы.

4. Цель и смысл каждого из них должны быть понятны для каждого учащегося.

Полезно учащимся задание: придумывать последовательности ступеней, интервалов, небольшие мелодические обороты на данной метроритмической основе, а также мелодии, содержащие сопоставление различных ладов (мажора и минора), например:

Таким образом, в комплексе средств и форм работы по воспитанию и развитию музыкального слуха, интонированию принадлежит ведущая роль. Вне точности интонации, вне чистоты строя все остальные вопросы слухового воспитания теряют смысл. Борис Асафьев говорил: «В музыке необходимо быть в тоне, то есть интонировать. Закон интонации понимать как высказывания мысли и чувства» . Верность интонации это активное проявление точности восприятия, следовательно, чистота интонирования – это не только результат, к которому надо стремиться, а также одно из условий успешного воспитания музыкального слуха.

Литература

    Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе.- М., 1978.

    Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио.- М., 1973.

    Масленкова Л.М. Интенсивный курс сольфеджио.- СПб.,2003.

    Незванов Б.А. Интонирование в курсе сольфеджио.- Л, 1985.

    Островский АЛ. Методика теории музыки и сольфеджио.- Л., 1970.

1. РАЗМИНКА

Всей группой громко, четко, разделяя каждый звук, произнесите несколько раз такие звуки:
И, А, О, У, Ы.

2. СКОРОГОВОРКИ

Попробуйте проговорить эти слова просто так, а потом с орехами во рту за обеими щеками. Из орехов лучше использовать фундук.

1. Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

2. Мама мыла Милу мылом.

3. Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка была губа, была тупа

4. Купи кипу пик (3 раза)

5. Однажды галок поп, пугая
В саду увидел попугая
И говорит тот попугай:
Пугай та галок, поп, пугай.
Но, галок поп, в саду пугая,
Не напугай ты попугая.

6. Пётр – повар, Павел – повар (3 раза)

7. Во дворе трава, на траве дрова
Раз дрова, два дрова, три дрова.

8. Пришёл Прокоп – кипит укроп
Ушёл прокоп – кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так без Прокопа кипит укроп.

9. Сшит колпак не по-колпаковски.
Вылит колокол не по-колоковски.
Надо колпак переколпаковать,
Надо колокол переколоколвать – перевыколоколовать.

10. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

11. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Одел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

3. ГРУЗИНСКИЙ ХОР
Это упражнение на развитие дыхания. Вся группа одновременно тянет один звук, например «а». Тут важно экономно расходовать дыхание. Звук должен быть ровным, одинаковым по громкости, не затухающим. Кто последний – тот молодец. Можно тянуть и другой звук: «и», «е», «о». Но когда тянут «а», то это очень напоминает грузинский мужской хор.

4. ИГРА В МЕТРДОТЕЛЯ

Метрдотель – это распорядитель в ресторане, но еще так называют человека, который объявляет о появлении гостей.
Представьте себе бал в каком-нибудь графском доме, один за другим заходят гости. Их имена и объявляет метрдотель. Он делает это важно, громко и четко. Так, что никто не переспрашивает потом: кто-кто это там пришел?
Теперь о самой игре. Выберите несколько длинных непростых имен. Например:

ИЕРОВААМ, ПАРАЛИПОМЕНОН (хотя это не имя, ну и что?), и т. д.

Станьте в круг и по очереди произносите одно имя.
Вот несколько правил, как это делать:
· не надо разделять слово. Оно должно звучать слитно (к примеру, ИЕРОВОАМ можно произнести как Иерово Ам - смешно, потому что «ам»!)
· не выделяйте одни гласные больше других, не надо делать сильного ударения
· не глотайте и не растягивайте окончания и буквы под ударением.

5. ТЕКСТЫ

Почитайте любые тексты вслух. Обсудите, где делать паузы, где ударение на слове.
Как правило, слово запоминается лучше всего, если на нем делают ударение и небольшую паузу после. Хуже всего запоминаются слова, которые идут после паузы.
Лучше всего об этом узнать в следующем разделе - художественное чтение.

6. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Советы Андрея Гончарова (г. Москва)

На наших репетициях мы проводим так называемое художественное чтение. Т. е. берем место из Писания, я его выбираю заранее и по смыслу упражнения, и читаем. Но как...

1. Допустим, место чтения взято из нагорной проповеди. Я прошу людей, по очереди, по 5-10 стихов читать, словно ты играешь Иисуса. Т. е. в этом месте важно передать через твою дикцию те чувства, которые испытывал Иисус, проповедуя в тот день: любовь, кротость, смирение, заботу, мир, благодать. И вот все эти признаки я требую от читающего. Если у него не получается, то заново, предварительно показывая, что от него требуется. Я вообще все упражнения начинаю показывать сам, задавая тем самым нужный, правильный курс моим людям. Т. е. от них требуется не простое монотонное чтение, а именно то, как говорил эти слова Иисус! Дальше.

2. Читаем место из Писания голосом, манерой и дикцией пожилого человека и ребенка, который не то, что только учится читать, а который пока плохо читает, но уже умеет. И вот здесь я прошу у своих людей, показать мне разницу между чтением пожилого человека и ребенка. Конечно же, разница в голосе. Но не только в нем. Ведь помимо простого чтения, я прошу людей передавать их манеры поведения сообразно задаваемому характеру. Т. е. они уже садятся, как положено старцу или ребенку. И вот тут то уже видны огромные разницы. И в манере чтения, и чтения по слогам, какой-то бубнеж себе под нос, но чтоб все было четко слышно!

3. "Суетливое чтение". Это когда человек, читая книгу, показывает, что он уже эти строки читал. Т. е. проще говоря, чтение на большой, огромной скорости. От него не требуется четкого произношения слов. Нет. Это как пробежка по тексту, но желательно чтобы хоть иногда произносились явные, четкие слова. А потом можно опять устремляться в поиски потерянного места. Разрешается импровизировать в этом виде чтения, вставляя свои слова типа: "так, ну это я уже читал!" или " так, это уже было!" или "угу!". Можно во все время чтения водить пальцем по книге.

4. "Голос сострадания, скорби, печали". Идеально подходит место от Матфея 24 глава. Где Иисус перечисляет будущие события. Я просто верю, что Иисус очень переживал, произнося эти слова. Может быть, в некоторых местах он еле сдерживал слезу, ведь Он нас очень сильно любит. Вот сообразно этому месту, я и требую от своих такого же чтения. Очень сложное задание, может быть и самое сложное. Требуется вложить в свой голос печаль, скорбь. Т. е. требуйте от своих людей в это время пытаться пережить, донести до каждого слушающего на репетиции, о чем просит читающий! Чтоб всех слушающих пробивали мурашки по спине. Это верный признак, что у человека получилось. У нас из 8 человек, получилось только у 3-х! Наверно потому, что я много требую от своих людей.

5. "Голос Дьявола". Несмотря на всю казалось бы простоту, тоже сложное задание. Так как требуется не только орать и шипеть как Сатана, а еще и передать через свой голос всю ненависть, которую испытывает дьявол к нам, людям. Т. е. все должны поверить читающему!

В общем, и так далее в таком стиле: голос Уныния, Разочарования, Страха. Я дал пример, а ситуации можете придумывать теперь сами.
У меня на такие упражнения уходит первых полчаса репетиции. Считаю, что такие упражнения очень важны, так как развивает уровень всей группы по дикции. Просто некоторым людям в группе, которым не так все быстро дается, которые изначально не так были развиты как другие, порой бывает обидно, что в основном роли играют одни и те же, а они часто сидят на "скамейке запасных". Объясните сразу всей группе, что вы добиваетесь равноценного развития всех членов.
И еще, если видите, что у человека хорошо получается на репетиции, не тратьте на него много времени. Он и так молодец. Лучше займитесь отстающими. Только тогда они смогут догнать успевающих, сильно развитых актеров в вашей группе. Просто я считаю, лучше когда люди уже подготовлены к роли, тогда вам не придется тратить время на постановку нужного голоса актеру!

7. ЧИТАЕМ, КАК ДЕТИ

Попробуем говорить детскими голосами. Чтобы это лучше получалось, почитайте вслух какой-нибудь текст по очереди. Читайте медленно, запинаясь, повторяя слова, плохо проговаривая, шмыгая носом, как это делают первоклашки. Вам будет легче это сделать, если вы все поиграете в школу. Пусть кто-то будет учительницей (или учителем). Он говорит, кому читать, другие «дети» должны читать про себя, водить пальцем по тексту. Еще совет: чтобы текст действительно трудно вам давался, переверните страницу и читайте «вверх ногами».
При этой игре-упражнении вы тренируете не только свои голосовые данные, но и учитесь входить в образ (в данном случае в образ ребенка).

8. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

При чтении этого стиха нужно выполнять по ходу чтения всё то, что написано.

Твёрдо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненье,
Следует клетку грудную расширить слегка.
И при этом низ живота подобрать, опору дыханья и звука.
Плечи во время дыхания должны быть неподвижны, в покое.
Каждую строчку стихов говорить на одном выдыханье.
И проследи, чтобы грудь не зажималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было.
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных.
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен.
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком.
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде, чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.
Выдох веди экономно, с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полётность, устойчивость, плавность –
Вот, что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.

Интонация

  • Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. Урок русского языка в 1 классе
  • Словесное и фразовое ударение. Интонация. (Английский язык)
  • Особенности интонирования через ощущения локализации звуков разной высоты в речи и пении (интегрированный метод обучения сольному пению)

Компонентами интонации являются: мелодика, фразовое ударение, темп, тембр, пауза, которые взаимодействуют между собой и выполняют в речи различные функции: коммуникативную, смыслоразличительную и эмоционально-экспрессивную.

Работа над интонацией в подготовительный период логопедической работы строится на материале отдельных звуков, звукосочетаний, «эталонов», автоматизированных рядов. Далее, на этапе активной тренировки речи – на материале предложений, стихотворений, диалогов, текстов, инсценировок. Активно используем музыкальное сопровождение.

Примеры упражнений:

● При произнесении последовательности гласных звуков воспроизводить удивление, недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация).

● Произносить эталон «АОУИ» (сочетание гласных) с разной интонацией, сопровождая дирижированием: восторженно, спокойно, вопросительно, задумчиво, скорбно.

● Прослушать фонограмму музыкального произведения из сборника «Веселые нотки» и пропеть «эталон» с той эмоциональной окраской, которую отражает та или иная мелодия, .

● В непрерывной линии звучания выделяем интонационно один из гласных, повышаем или понижаем голос.

А о у и? (вопрос) - А о у и! (ответ)

а О у и? - а О у и!

а о У и? - а о У и!

а о у И? - а о у И!

● Изменяя силу, высоту глосса, передаем различные чувства в «автоматизированных рядах» - при пропевании ноток до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до высота голоса увеличивается, а сила уменьшается; при пропевании в обратном порядке высота глосса понижается, а сила увеличивается. Для упражнения использовалась фонограмма игры на фортепиано.

● Отрабатываем все элементы интонации на «эталоне» АОУИЭ, сопровождая произношение дирижированием. Используем такие эмоциональные состояния: восторженность, торжество, спокойствие, команда, ласка, поучение и т.д.

Логоритмические упражнения

Огромная роль отводится выработке оптимального темпа и ритма речи у заикающегося посредством специально подобранных упражнений с использованием слухового контроля, ритмических движений (встречное дирижирование, ходьба, прыжки, хлопки и т.д.). Логопедическая ритмика способствует нормализации темпа и ритма общих и речевых движений, а также просодии речи. Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые и ритмические упражнения воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительность выдоха, мягкую атаку голоса.

В процессе тренировки темпа и ритма речи необходимо выработать следующие умения:

Двигаться в заданном темпе;

Чередовать движения в различном темпе;

Согласовывать движения с ритмической организацией высказываний и проговариванием в нужном темпе.

Упражнение необходимо выполнять:

– с четкой артикуляцией;

– с равномерным распределением выдоха;

– соблюдая умеренный темп;

– синхронизируя произнесение и движение (на слог).

Примеры упражнений:

● Ходьба на месте по кругу в среднем темпе. Произносить слитно, гласные звуки, слоговые ряды, позже слова (автоматизированные ряды) и фразы (чистоговорки, скороговорки). Произносим слог на каждый шаг. В конце занятия темп движений и речи увеличиваем.

а - о - у - и

Ах-ох-ух-их

Ва-во-ву-ви

На горе Арарат зреет спелый виноград.

Наша армия сильна, охраняет мир она.

● Прыжки поочередно на правой и левой ноге. Весь речевой материал произносим на выдохе.

Ама – ома – ума- има

Хоп – хоп – хап – хап – хип – хип

Топ – тап – туп – тип

● Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. В начале в качестве речевого материала используем слова начинающиеся с гласного звука. Далее используем короткие предложения.

Аист, август, апельсины, ананасы

Окно, обои, охота, облако

● Слитное произнесение месяцев, дней недели и дирижирование в такт проговаривания, с повышением высоты и силы голоса (от шепотной до громкой и наоборот).

● Согласование речи с движением рук в стиле «робота».

Mo-ем, мо-ем тру-бо-чис-та

Чи-сто, чи-сто, чи-сто, чи-сто.

Бу-дет, бу-дет тру-бо-чист

Чист, чист, чист, чист.

● Согласование речи с движением рук и ног. Маршируем и одновременно произносим под ритм музыки скороговорки, стихи. Движение ноги и руки на слог. Для выполнения упражнения используем фонограмму « Юные барабанщики».

Дело сделаем умело

Нам преграда не беда

В бой идем все вместе смело

и на вызов скажем "ДА!"

Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста.

Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики

"Дирижеры"

Цель . Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Материал. "Дирижерские" палочки (по количеству детей).

Описание . Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

"Составь схему"

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Материал . Листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из верхнего левого угла в нижний правый угол, - по количеству детей.

Описание. Педагог произносит текст, каждый ребенок на столе выкладывает столько карточек, сколько повествовательных предложений он отметил в тексте.

"Кто хозяин?"

У Миши и Сени жила собака. Ее звали Дружок. Мальчики подобрали Дружка

с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Дружок выздоровел. Кто хозяин Дружка? Миша и Сеня каждый день говорили об этом. Однажды они гуляли в лесу. Дружок бежал впереди. Вдруг на Дружка напали овчарки. Миша закричал и залез на дерево. А Сеня не убежал: он взял палку и защитил Дружка. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Миша теперь не спорил, кто хозяин Дружка.

(По В. Осеевой.)

"Точка"

(игра проводится со старшими дошкольниками на занятиях по подготовке к обучению грамоте)

Цель. Знакомство со знаком препинания - точкой, закрепление навыков восприятия понижения основного тона.

Материал. Листы бумаги в клетку, фломастеры - по количеству детей.

Описание. Педагог объясняет детям, что на письме в конце предложений, в которых о чем-то сообщается, ставится точка. Затем показывает карточку с изображением точки. При этом можно продекламировать: "Фразу следует кончать, если точка рядом. Точку надо уважать, точку слушать надо" (С. Маршак).

Затем детям зачитывают различные

тексты и дают задание поставить на

листе бумаги столько точек, сколько

повествовательных предложений

они отметили.

"Волшебная линия"

Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.

1-й вариант.

Материал . Листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол, - по количеству детей.

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке.

2-й вариант.

Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую повышение основного тона, дети "рисуют" в воздухе.

" Восклицательный знак"

Цель. Закреплять навыки восприятия повышения основного тона, знакомить с восклицательным знаком.

Материал. Карточки с изображением восклицательного знака - по количеству детей.

Описание. Педагог знакомит детей с графическим изображением восклицательного знака. Показ сопровождает стихотворением:

Чудак - восклицательный знак!

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

"Ура! Долой! Караул! Разбой!"

Затем педагог произносит текст, а дети, услышав восклицательное предложение, поднимают над головой карточки.

"На опушке".

Ходила Аленушка в лес. Какая красота в лесу! Как птицы поют! Вышла она на опушку. На опушке ромашки. Хороши ромашки!

"Лесенка"

Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

Материал. Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками, фишки - по количеству детей.

Описание. Педагог произносит фразы,

а дети переставляют фишку или

оставляют на той же ступеньке

(в зависимости от повышения или

понижения мелодики).

"Вопросы"

Цель . Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка.

Описание. Педагог произносит вопросительные предложения, а дети, дирижируя рукой, показывают повышение мелодики на вопросительном слове и ее понижение к концу предложения.

"Вопросительный знак"

Цель. Закреплять навыки узнавания вопросительных предложений с вопросительным словом, знакомить с вопросительным знаком.

1-й вариант.

Материал. Карточки с изображением вопросительного знака.

Описание. Педагог произносит текст. Дети, когда слышат вопросительное предложение, показывают карточку.

2-й вариант.

Описание . Педагог произносит текст. Каждый ребенок на столе выкладывает столько карточек, сколько вопросительных предложений он отметил в тексте.

"Кулики".

Кто там бродит у реки?

Это наши кулики.

А чего они хотят?

Накормить своих ребят.

Где ребята?

На песочке.

Сколько их?

Сынок и дочка.

У сынка на горлышке Все промокли перышки, От того, что, не спросясь, Сунул клювик прямо в грязь...-

"Вопрос-ответ"

Цель. Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова, учить дифференцировать на слух различные виды мелодики.

Материал. Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака - по количеству детей.

Описание . Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга - "точки", другая - "вопросительные знаки". Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки.

Примечание. При произнесении вопросительных предложений без вопросительного слова обязательным является выделение с помощью логического ударения слова, содержащего вопрос. В связи с этим при ответе в утвердительных предложениях также необходимо выделить данное слово. Например: "Кошка поймала мышку?" -"Кошка поймала мышку".

"Позовем вместе"

Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка.

Описание. Педагог произносит фразы со "звательной" интонацией. Дети в воздухе рукой "рисуют" повышение основного тона в начале и понижение к концу фразы.

"Просьба"

Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка, узнавания предложении, выражающих просьбу, совет, приказ.

Описание. При повторном воспроизведении текста педагогом дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат предложение, содержащее просьбу, совет или приказ.

" Просчитался ".

Жил в своем логове волк. Жилище свое он не чинил и не чистил. Оно было грязное и ветхое.

Проходил мимо волчьего логова слон. Едва задел за крышу, она и покосилась.

Дружище, прости меня, пожалуйста! -сказал слон. - Я нечаянно, и сейчас починю.

Слон взял молоток и гвозди и починил крышу. Стала крыша еще крепче, чем была. А волк подумал, что слон его боится, и решил заставить сделать себе новый дом.

Стой! - закричал волк. - Ты что же, думаешь так легко отделаться?! Изволь построить мне новый дом! Да поживее, а то я тебя проучу.

Ничего не ответил слон. Он схватил волка хоботом и швырнул в яму. А потом взял и сел на волчий дом.

Вот тебе новый дом! - сказал слон и ушел.

Ничего не понимаю, - удивился волк. -То у меня прощения просил, а потом так жестоко поступил...

Дурачина ты! - прокаркал ворон. - Не видишь разницы между трусостью и воспитанием.(По С. Михалкову.)

"Воздушный шарик"

Цель. Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением, повышением и переломом основного тона голоса.

Материал. Картонный прямоугольник размером 20x55 см с вертикальной прорезью, по которой двигается изготовленный из плотного картона "воздушный шарик" с прикрепленным к нему держателем.

Описание. Дети поочередно двигают «воздушный шарик» по прорези, ориентируясь на повышение и понижение основного тона голоса (мелодики) педагога, который произносит отдельные фразы.

«Назови ласково»

Цель . Закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивно речи.

Описание. Детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершённости, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые», например фраза-образец «У лисы пушистый хвост» должна звучать так: «У лисички пушистенький (или допускается «пушистый») хвостик».

«Что кому нужно?»

Цель.

Материал. Два набора картинок: один - с изображением людей разных профессий, второй - с изображением соответствующих орудий труда.

Описание . Педагог раздаёт детям картинки из первого набора, а картинки с изображением предметов показывает, задавая вопрос: «Кому нужен... (молоток)?» Ребёнок, у которого картинка с изображением плотника, отвечает: «Молоток нужен плотнику». За правильный ответ даётся фишка.

«Что с чем?»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивной речи.

Материал. Любые предметы быта (ключ, лейка, тарелка и др.).

Описание . Педагог предлагает детям найти то, из чего едят суп, из чего поливают цветы, и т.д. Вызванный ребёнок выбирает нужный предмет и отвечает полным предложением: «Суп едят из тарелки», «Цветы поливают из лейки».

«Почемучки»

Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи.

Материал. Сюжетные картинки.

Описание . Педагог говорит детям, что сегодня они будут «почемучками» - будут задавать вопросы, а он - отвечать на них. Вопросы дети формулируют по сюжетным картинкам, которые выставляются на доске. Например: «Почему люди берут зонты?», «Почему летом не катаются на лыжах?» и др.

«Письма-загадки»

Цель . Закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в экспрессивной речи.

Материал . Набор карточек, на которых с помощью рисунков, заменяющих имена существительные, и стрелок, заменяющих глаголы, зашифрованы фразы. На каждой карточке зашифрована одна или две фразы, символы следуют; один за другим, как слова в предложении.

Описание. Педагог просит прочитать зашифрованное письмо и предъявляет детям одну карточку. Сначала показывает первый символ (существительное-рисунок), при этом остальные символы прикрыты плотной бумагой. Поскольку детям неизвестна зашифрованная фраза, то педагог просит их называть каждое слово с вопросительной интонацией, т.е. с повышением мелодики. Затем показывает следующий символ (стрелку), дети подбирают подходящий по смыслу глагол (желательно заслушать несколько предположений) и произносят два слова вместе, но мелодика повышается уже на втором слове. Так происходит до тех пор, пока не будут открыты все символы, после чего вся фраза произносится целиком в соответствии с поставленным знаком препинания.

«Просьба»

Цел ь. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.

Описание По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», «Замечательно сделал!» и т.д.

Игры-упражнения на развитие восприятия темпа речи

"Карусели"

Цель . Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки.

Материал. Длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма "Лошадки" (муз. М. Раухвергера).

Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:

Еле, еле, еле, еле

(в медленном темпе)

Завертелись карусели

(в умеренном темпе),

А потом кругом, кругом

быстром темпе),

Все бегом, бегом, бегом

(бег).

"Курочка и цыплята"

Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.

Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки".

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

(медленный темп)

А за ней ребята -

Желтые цыплята

(быстрый темп).

"Барабанщик"

Цель . Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Материал . "Барабанчики" - осязательные "коврики" размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Описание . Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих "барабанчиках" отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

«Поехали, поехали»

Цель. Закреплять умение координировать темп движений и темп речи.

Описание: Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».

"Осенние листочки "

Цель. Формировать представление о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно").

Материал . Красные ("медленно"), желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.

Описание . Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень - не весна.

Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

Игры-упражнения на развитие восприятия ритма речи

«Повтори ритм»

Цель : развивать чувство ритма.

Описание. Большим и указательным пальцем медленно в ритм текста стучать по столу.

Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,

Чи-та-етсказ-ку по скла-дам.

Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,

Ко-зел ша-га-ет по цве-там.

«Подбор рифмы.»

Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.

Описание.

1 вариант. Читается стихотворение, не договаривая последнее слово, дети должны подобрать рифмующееся слово из ряда близких по смыслу:

Воробей, чего ты ждешь?

Хлебных крошек не... (Найдёшь? Кушаешь? Млеешь?)

Маленький бычок,

Рыженький бочок.

Ножками ступает.

Головой... (Трясет? Вертит? Мотает?)

2 вариант. Читается стихотворение, дети договаривают целое словосочетание, выбирая его из ряда сходные по смыслу:

Наша старшая сестра

Вяжет... (До позднего вечера? С самого утра? Целыми днями?)

У меня в кармашке

Маки... (И незабудки? Да ромашки? И колокольчики?)

3 вариант.

Педагог дает опорные слова, дети пробуют сами придумать стихотворение:

Шина, машина, прокололась, ехала.

Ехала машина.

Прокололась шина.

Ножки, сапожки, надевай, на, теплые.

Надевай на ножки

Теплые сапожки.

" Язычки-дразнилки"

Цель. Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).

Материал. Игрушки "язычки" - индивидуально на каждого ребенка.

Описание. Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-та-Та-та-Та... Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в "язычок". Разнообразить игру можно, предложив детям свистки, дудочки или бубны.

"Забияки-петушки"

Цель. Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.

Материал. Шапочки петухов - для каждого ребенка.

Описание . Педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог они поднимают руки вверх, как бы показывая красивый гребешок петуха, потом продолжают движения ногой до следующего акцента.

"Кегли и мячи"

Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

Материал. "Кегли" и "мячи", вырезанные из картона, фанеры или пластика.

Описание.

1-й вариант . Объяснив детям, что "кегли" (К) обозначают сильные удары, а "мячи" (м) - слабые, педагог на доске с помощью магнитов прикрепляет их в определенной последовательности, например: КмКмКмКм (двудольный метрический размер), или КмммКмммКмммКммм (четырехдольный метрический размер), или КммКммКммКмм (трехдольный метрический размер).

Дети составляют такую же последовательность у себя на столах и воспроизводят ее хлопками в ладоши или ударами по столу.

Усложнение . Педагог на доске может составить только один фрагмент ритмического рисунка, а дети, поняв последовательность, должны продолжить ряд. В этом случае целесообразно проверить, как каждый ребенок составил модель, и только после этого попросить воспроизвести ритм в речи.

2-й вариант . Педагог ритмично произносит серии слогов с равномерно повторяющимся акцентом, например: Та-та-Та-та-Та-та... или та-Та-та-Та-та-Та.., а дети на столах выкладывают "мячи" и "кегли" в заданной последовательности. Затем им предлагается отхлопать получившийся ритм.

«Дорожки»

Цель. Закреплять умение трансформировать зрительно-наглядные схемы в звуковые ритмы и наоборот.

Материал и оборудование . Изготовленные из бархатной бумаги прямоугольники (3x8 см) и квадраты (3x3 см) с приклеенными к обратной стороне кусочками липучки; осязательные коврики (10x40 см) из коврового покрытия.

Описание . Педагог на доске выкладывает схему ритмических рисунков, в которой прямоугольниками обозначены «длинные» звуки (половинные, четвертные), а квадратами - «короткие» звуки (восьмые). Дети моделируют эту последовательность на своих ковриках. Затем педагог вместе с детьми пропевает заданный ритмический рисунок на любой гласный звук.

Важно, чтобы пение ребёнка подкреплялось движением руки по получившейся цепочке прямоугольников и квадратов: ведя пальцем по прямоугольнику, ребёнок тянет звук; ставя палец на квадрат - произносит звук кратко.

«Продавец»

Цель: развивать чувство ритма, учить воспроизводить ритмический рисунок.

Оборудование: металлофон.

Описание: проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Педагог отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди:

Продавец ребятам рад.

В магазине для ребят

Есть матрешки расписные,

Есть машинки заводные.

«Подскажи словечко»:

Цель: учить подбирать рифму к словам.

Описание:

Раным-рано по утру Гуляю на балконе я

Лейку новую беру. Там, где цветет…(бегония)

Мне воды не жалко.

Пей, моя…(фиалка)

«Осенние листья»

Цель:

Описание:

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и

указательным пальчиками.)

«Листья»

Цель: учить координировать ритм движений и речи

Описание:

Листья осенние тихо кружатся, (Кружатся на цыпочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо-влево)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

«Помощники»

Цель: учить координировать ритм движений и речи

Описание:

Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга, хлопок в

ладоши; повторить)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в

ладоши; повторить)

Хороводная игра «Снежная баба»

Цель: учить координировать ритм движений и речи

Описание:

Сегодня из снежного мокрого кома (идут по кругу, катят перед собой

Мы снежную бабу слепили у дома. воображаемый ком)

Стоит наша баба у самых ворот. («рисуют» руками три круга,

начиная с маленького)

Никто не проедет, никто не пройдет. (грозят указательным пальцем

сначала правой руки, потом левой)

Знакома она уже всей детворе, (идут по кругу, последние слова

А Жучка все лает: «Чужой во дворе!» говорит один ребенок- Жучка)

Игры-упражнения на развитие восприятия тембра голоса

«Кот – кошка – котенок»

Цель.

Описание. Педагог предлагает детям воспроизвести, как мяукает папа-кот, мама-кошка, малыш-котенок, произнося слово «мяу» с изменением высоты голоса и сопровождая движениями.

"Угадай-ка"

Цель. Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.

Описание. Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.

«Медвежата»

Цель. Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

Материал . Три маски медведей.

Описание: Два ребёнка играют роли медвежат, один - медведицы. Медвежата высоким голосом просят у мамы: «Мам, мёду нам, мам, молока бы нам». Медведица отвечает низким голосом: «Вот я вам, всё мало вам!» Медвежата отбегают и пропевают свою просьбу низким голосом, медведица грозит им лапой и отвечает высоким голосом: «Вот я вам, вот я вам!»

«Высоко – низко»

Цель. Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

Описание: педагог предлагает детям произносить протяжно гласный звук в различных тембровых регистрах, изменяя тембр в зависимости от положения руки педагога. Если рука поднята вверх – звук произносится высоким голосом, если рука на уровне груди – средним по высоте голосом, а если рука опущенная вниз – звук произносится низким голосом.

Игры-упражнения на развитие восприятия логического ударения

"Слушай, думай, называй "

Цель.

Описание. Педагог произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. Детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто).

"Найди важное слово"

Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения.

1-й вариант.

Материал. Наборы предметных картинок и карточек с изображением стрелок, заменяющих глаголы, - по количеству детей.

Описание . Педагог произносит фразы, выделяя голосом слово-носитель логического ударения. Дети составляют модель данного предложения из картинок с изображением субъекта и объекта действия и стрелок.

Например: "Девочка играет в мяч". Дети ищут и выкладывают изображение девочки, стрелку, изображение мяча. Затем называют слово-носитель логического ударения.

2-й вариант.

Материал. Аудиозаписи текстов, наборы предметных картинок - по количеству детей.

Описание . Дети слушают аудиозапись и в соответствии с текстом выкладывают перед собой предметные картинки с изображением слов-носителей логического ударения.

Рыбке рак - ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок.

(В. Лунин.)

«Построения»

Цель.

Описание: Дети встают в шеренгу. Педагог, обращаясь к каждому ребёнку по имени, просит назвать того, кто стоит справа (слева) от него. Принимаются только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена детей.

«Кто в каком домике живёт?»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Описание: Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где живёт белка?», «Кто живёт на болоте?», «Чей домик - гнездо?» и т.д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения.

«Вьюга».

Цель: учить регулировать силу голоса.

Описание: Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга, и говорит:

Вьюга начинается.

Дети по команде делают вдох, а на выдохе начинают тянуть: - У-У-У…

Если педагог говорит, что вьюга сильная, дети увеличивают силу голоса. Если говорит, что вьюга затихает, дети уменьшают силу голоса.

«Кто кого?»

Цель: Развитие силы голоса.

Педагог ставит двух детей друг против друга, и по сигналу воспитателя дети начинают сначала тихо, а затем громко тянуть гласные: А, О и т.п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.

«Тихо – громко»

Цель: учить изменять силу голоса.

Описание: дети, медленно разводя руки в стороны, протяжно произносят гласный звук. Начинают с тихого звучания, увеличивая силу голося по мере разведения рук.