Биографии Характеристики Анализ

Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки.

Учитель-логопед Подоплелова С. В.

Сказки о языке

Генинг М. Г., Герман М. А. Воспитание у дошкольников правильной речи

Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотрите, чем закрывается домик. Логопед медленно, четко смыкает и размыкает зубы.

Логопед: Чем закрывается домик?

Дети: Зубами.

Логопед: Правильно! Нижние зубы – это крылечко, а верхние зубы – дверка.

Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотрите! Логопед показывает несколько раз широкий язык и прячет его.

Язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок лакает молоко, и думает: дай-ка я так попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет.

Высунем язычок все вместе! А теперь спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрей, быстрей. Совсем как у котенка получится. Посмотрите! Логопед делает лакательные движения. Полакаем молоко теперь все вместе! Дети повторяют упражнение.

А еще Язычок любил песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поет. Услышит, как дети кричат «А-А-А», откроет дверку широко-широко и запоет: «А-А-А». Услышит, как лошадка ржет «И-И-И», узенькую щелку в дверке сделает и запоет: «И-И-И». Услышит, как поезд гудит «У-У-У», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «У-У-У».

Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.

Сидел раз Язычок в домике и стал хвастаться: «Я умею петь песни тихо, без голоса, и звонко, с голосом. Все эти песенки слышны в словах, которые говорят люди. Я умный-преумный! Вот какой я молодец!»

Услыхали Губы, как Язычок хвастается, и рассердились. «Вот как! Только ты один умный! Только ты умеешь песни петь! Мы тоже умеем песни петь. И наши песни тоже слышатся в словах, которые говорят люди. Вот послушай!»

Губы сомкнулись, пустили теплый ветерок и тихо, без голоса, запели: «П-П-П». Как запели губы?

Губы стали широко открывать домик-ротик и запели тихо, без голоса» «Па-па, папа». Как запели губы? Затем они включили голос и звонко-звонко запели: «Ба-ба». Губы всё пели. Они звонко пели: «Би-би-би», так же сигналит машина. Дети повторяют «би-би-би». И вдруг Губы запели тихо: «Пи-пи-пи» как маленькие цыплята на дворе. Дети повторяют «пи-пи-пи».

Язычок внимательно слушал, как пели Губы. Ему стало стыдно, что он хвастался. Песни Губ ему очень понравились, и он попросил, чтобы Губы ещё раз спели все свои песенки.

Давайте и мы с вами споём эти песенки.

Артикуляция звуков К, Г

Долго сидел Язычок без дела. Решил он пошалить, покувыркаться. Он опустил хвостик вниз, выгнул свою спинку и стал спинкой тихо, без голоса, стучать в потолок своего домика: «К-К-К». Как стучал Язычок? Потом язычок включил голос и стал звонко-звонко, с голосом стучать своей спинкой в потолок: «Г-Г-Г». Как стучал Язычок?

Затем Язычок широко открыл домик и запел тихо, без голоса: «ка-ка-Катя». Он включил голос и звонко-звонко запел: «га-га-Галя».

Оказывается, можно петь песни не только хвостиком, но спинкой, - подумал Язычок. И Язычок стал придумывать стишки на эти песенки.

Артикуляция звука Х

Кувыркался, кувыркался Язычок, шалил, шалил, стучал спинкой в потолок то тихо «к-к-к», то звонко «г-г-г». Как он стучал? И, наконец, так устал, что незаметно для самого себя задремал. А хвостик у него так и остался опущенным вниз, спинка – поднятой горбом, только до потолка она уже не доставала. Задремал Язычок и стал похрапывать и из домика теплый ветерок выпускать: «х-х-х». Как похрапывал Язычок? Похрапим все вместе.

Но скоро Язычок проснулся, наверное, от собственного храпа, и стал хвастаться: «Даже во сне я умею песни петь. Опять я новую песенку придумал – «х-х-х». Эта моя песенка слышится в человеческом смехе. Некоторые люди смеются «ха-ха-ха», а другие «хи-хи-хи». Посмеёмся все вместе: ха-ха-ха, хи-хи-хи.

А теперь будем придумывать стишки с этой песенкой.

Артикуляция звуков Т, Д

Однажды Язычок сидел в своём домике. Он поднял хвостик и стал тихо, без голоса, стучать хвостиком в верхнюю дверку: «т-т-т». Как стучал язычок?

«Это новая песенка, она поется тихо, без голоса, - сказал Язычок. – Попробую я включить голос и постучать в верхнюю дверку». Он включил голос и звонко-звонко застучал в верхнюю дверку: «д-д-д». Как стучал Язычок?

Потом Язычок широко открыл свой домик-ротик и начал стучать хвостиком тихо, без голоса. «Та-та-та», - запел Язычок. Это песенка барабана.

Артикуляция мягких согласных

Однажды Язычок сидел в своем домике. Ему стало скучно. Он приоткрыл свой дом и запел песенку весёлого барабана: «та-та-та». Он пел её легко, не напрягаясь, и песенка звучала твердо, как барабанная дробь. Как пел язычок? Дети повторяют: «та-та-та».

Потом Язычок подумал: «А если я спою эту песенку с напряжением мышц?» Он сделал шаг назад, опустил хвостик, поднял спинку и крепко-крепко прижался к потолку. «Тя-тя-тя», - запел Язычок. Теперь это была не песенка весёлого барабана, а новая песенка. Она звучала мягко. Как запел язычок?

Услыхали губы, что Язычок поёт мягкие песенки, напряглись и запели: «пя-пя-пя, пе-пе-пе, мя-мя-мя, бя-бя-бя».

А Нижняя Губа запела: «вя-вя-вя».

Так Язычок и Губы научились петь мягкие песенки. А потом они стали произносить слова, в которых слышатся мягкие песенки.

Артикуляция звуков Ф, В и их дифференциация со звуками С, З

Язычок проснулся рано и запел песенку водички – с , а потом песенку комара – з. Нижняя губа слушала-слушала и вдруг сказала: «Я тоже умею пускать ветерок и петь песни тихие и звонкие». «А ну-ка попробуй», - сказал Язычок.

Нижняя Губа быстро поднялась к верхней дверке домика, пустила ветерок и тихо, без голоса, запела: «ф-ф-ф».

«Да, это хорошая песенка, - сказал язычок. – Так фукает ежик. Это его песенка». Потом Губа запела звонко: «в-в-в». А Язычок сказал: «Так гудит самолет, когда летит высоко, высоко».

Затем Язычок и Нижняя Губа стали петь вместе: «с-с-с», - запел язычок, а Губа за ним – «ф-ф-ф; «з-з-з», - пел Язычок, «в-в-в», - вторила Губа.

Артикуляция звука С

Язычок долго сидел в закрытом домике. Надоело ему так сидеть, открыл он домик и запел: «и-и-и». Он стал тонким и широким, прижал хвостик к крылечку, быстро закрыл домик и сильно подул, пустил холодный ветерок. Логопед показывает артикуляцию с.

- Вот какая хорошая песенка получилась, как будто вода из крана льётся. - подумал язычок и опять запел: «с-с-с».

- А теперь споём все вместе, как пел язычок. Дети произносят длительно: «с-с-с».

Артикуляция звука З

Язычку очень нравилась песенка водички. Он часто её пел, но песенку водички он пел тихо, без голоса, а Язычку захотелось спеть песенку звонкую, с голосом. Он закрыл свой домик, прижал хвостик к крылечку, пустил ветерок, включил голос и звонко-звонко запел: «з-з-з». «Это новая песенка, - сказал Язычок, - это песенка комара. Комар так поет, когда летит и хочет кого-то укусить».

Споём все вместе песенку комара. Дети произносят: «з-з-з».

Сидел Язычок в своём домике. Задумал он посмотреть, что делается на улице. Он открыл свой домик и выглянул. На улице было хорошо и тепло. Решил язычок поиграть. Вообразил, что он лисичка. Распустил хвостик, чтобы он был широким, и выставил его на улицу, пусть погреется на солнышке. Вот так. Показ.

Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и поднял хвостик кверху. Вот так. Показ. И домик он закрыл, чтобы собака не вбежала, а хвостик всё держал поднятым кверху.

Подготовительные упражнения для артикуляции звуков Ш, Ж

Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостика не опускал. Уж очень он боялся, что собака откусит у него хвостик. Он всё время держал хвостик поднятым кверху. Вот так. Показ. Сделаем все вместе. Дети открывают рот и поднимают язык. Несколько раз Язычок открывал и закрывал домик, а хвостик всё держал поднятым кверху. Вот так. Показ. Но собаки нигде не было. Она давно убежала.

Артикуляция звука Ш

Сидел Язычок дома и вспомнил, как он испугался собаки, как поднимал хвостик кверху и прятался в домик. Он поднял хвостик широкой чашечкой кверху, сделал шаг назад в своём домике. Он закрыл домик, а хвостик всё держал поднятым, губы сделал колесом, пустил тёплый ветерок и запел: «ш-ш-ш». «Это новая песенка, - сказал Язычок. – Так шипит сердитый гусь, когда хочет кого-нибудь ущипнуть».

Артикуляция звука Ч

Захотелось Язычку спеть песенку паровоза – ч. Он поднял хвостик, сделал шаг назад в своём домике, стал хвостиком стучать в потолок «ть-ть-ть», пустил ветерок и у него получилось: «ч-ч-ч». Обрадовался Язычок, что научился петь песенку паровоза.

Споем все вместе песенку паровоза.

Артикуляция звука Л

«Попробую я тоже спеть песенку индюка», - сказал Язычок. Он надул щеки, забегал взад-вперёд и заклокотал, как индюк: «БЛ-БЛ-БЛ». Как клокочет индюк? Дети повторяют: «бл-бл-бл». Потом Язычок перестал бегать, надул щёки, крепко прижал широкий хвостик к верхней дверке и звонко запел: «л-л-л». «Это тоже похоже на песенку индюка, - сказал Язычок. – такая песенка слышится в речи людей. Она звучит твердо».

Артикуляция звука Л

Однажды Язычок услыхал звук колокольчика. Он открыл домик и увидел, что маленький Петя бегает по двору и размахивает колокольчиком. А колокольчик звенит: «ли-ли-ли». Произносить надо быстро, чтобы и слышалось как можно меньше. Как звенит колокольчик? Дети повторяют. Язычку очень понравилась песенка колокольчика, и он захотел её спеть. Он поднял хвостик, ударял хвостиком в верхнюю дверку и звонко пел: «ли-ли-ил». «Это новая песенка – песенка звонкого колокольчика, - сказал Язычок. Она звучит мягко».

Артикуляция звука Р

Язычок сидел в своём домике. Ему очень хотелось научиться петь песенку мотора самолёта. Он улыбнулся, показал все зубки, широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустил холодный ветерок. Язычок запел «р-р-р» и почувствовал, что у него задрожал хвостик. Показ. Язычок подставил бумажку и снова запел: «р-р-р». Бумажка отклонилась. Показ. Язычок обрадовался и сказал: «Вот я и научился петь песенку мотора самолёта. Ведь это самая трудная песенка!»


Сказка о Веселом Язычке.

В небольшом, но очень красивом домике жил-был Веселый Язычок. Вот такой.

показываем и прячем язык, открывая и закрывая рот.

Он был маленький и очень веселый.

Ему обычно не сиделось на месте. То он выходил во двор и там бегал высунуть язык, приоткрыв рот и подвигать им из стороны в сторону.

То поднимался в гору поднять кончик языка вверх, пытаясь дотянуться до носа.

Или скатывался с горки вниз. Высунуть язык, опустив его кончик вниз, проведя от нижней губы по направлению к подбородку.

А еще Веселый Язычок умел менять свой внешний вид.

Он мог стать то узеньким и длинным показать узенький язык. А то становился широким как лопатка. Расслабить мышцы языка, положить его на нижнюю губу, приоткрыв рот. Или вообще сворачивался трубочкой. Показать как.

Веселый язычок был аккуратным хозяином

И часто убирал в своем домике. Он подметал пол из стороны в сторону и из глубины к дверям. Провести кончиком языка по нижнему небу справа налево, а потом с внутренней части по направлению к челюстям.
Потом принимался обметать и потолок. Те же движения языком делать по верхнему небу. Справа налево. И из глубины неба к зубам, по центру, а потом по бокам.

Не забывал и о стенах дома. Те же движения по внутренней части щек.

Но особенно Язычку нравилось красить забор, который стоял вокруг его домика. Сначала он красил внутреннюю часть забора провести языком по внутренней части верхних зубов сначала справа налево, а потом последовательно по зубкам от их корня к краю. И то же по нижним зубкам.

Вот какой теперь красивый забор. А что же наш Язычок забыл покрасить забор с внешней его стороны? Давай ему поможем. Движения языком по внешней стороне зубов от края до края, а потом вертикальные движения. Сначала верхние зубы, потом нижние.

Когда Веселый Язычок хотел повеселиться,

Он принимался за расширение границ своего домика. Не знаешь, как он это делал? А вот так. При закрытом рте проводить языком по верхней челюсти, между губой и зубами. Натягивая и выпячивая кожу верхней губы как бы надувая ее. Аналогичные движения и с нижней губой.

Больше всего Язычок, бесспорно, любил надувать свой домик как шарик, а потом исправлять стенки дома, чтобы они не растянулись. Надуть воздухом пузырь в щеках и руками разбить его. Ох, и весело же тогда было Веселому Язычку! Вот так, вот так. Особенно он любил наблюдать, какой смешной звук при этом вырывается изо рта.

Чтобы стенки домика оставались гибкими и эластичными, он тренировал, их как спортсмен. Надувал воздухом, а потом втягивал стенки вовнутрь. Вот так. Надуть пузырем щеки на выдохе, а на вдохе втянуть их внутрь, чтобы видны были ямки или очертания челюстей.

Ох, и любил же Веселый Язычок побаловаться!

Знаешь, как он играл с дверью домика? Он просто хлопал ею, открывая и закрывая по много раз. Вот так. Раз, два, три, четыре..
Открывать и закрывать рот медленно или быстро, вытягивая губы вверх-вниз, или вправо-влево, открывая рот широко или чуть-чуть. Он делал это по-разному. Мог резко открыть, громко хлопнув дверью, особенно когда закрывал ее. Открывать и закрывать рот со звуком

А в другой раз любил лишь тихонько приоткрыть дверцу, чтобы никто не видел, что он выглядывает во двор. Иногда делал щелочку высокой, а иногда – широкой и узенькой. А когда ждал гостей, то широко распахивал двери домика, приглашая в гости: «Заходите, пожалуйста. Жду».

А как ты думаешь, Кто приходил в гости к Веселому Язычку?
Что они делали и как играли?
Чем угощал Язычок своих гостей? –
Дайте малышу проявить фантазию и продолжить сочинять сказку.

Дорогие родители!

Вы можете эту сказку менять на свой лад.
Можно не все упражнения выполнять за один раз, разделить логопедические занятия с ребенком на несколько сессий. Главное – интерес.
Как только вы видите, что ваш проказник отвлекается, медленнее или не так старательно выполнет движения, «сворачивайте» сказку и заканчивайте занятие.

Играя с малышом 2-3 лет, вообще не акцентируйте внимание на качестве выполнения движений. На этом этапе важно, чтобы он научился сознательно руководить движениями языка, губ, щек.

Занимаясь с ребенком 4-5 лет, уже добивайтесь тщательности выполнения движений.

Обратите внимание на то, что эту сказку замечательно можно использовать и для многих других обучающих задач.

Обучению счету – сколько раз сделать одно упражнение

Ориентировке в пространстве – право - лево, вверх-вниз, внешняя и внутренняя сторона.

Ориентировке во времени – быстро медленно, сильно - легко.

Развитие фантазии, творчества, расширение словарного запаса. Если ваш сын или дочка проявляют инициативу и придумывают другой сюжет и другие движения - поддержите их начинания.

С точки зрения взрослого цель этой сказки - развитие мышц речевого аппарата. Дифференцирование и осознанность движений. Все остальное - игровой сюжет.

Сказу можно проигрывать

Сидя друг против друга. Посматривая друг на друга, и копируя движения.

А можно уютно усевшись, все эти баловства проделывать у зеркала.

Очень весело будет и взрослым и детям!

Будьте готовы к тому, что малышу захочется заняться такой гимнастикой и в общественном транспорте, и при ваших гостях. Одна девочка жаловалась мне, что папа наказал ее, когда она стала показывать ему в троллейбусе, как в садике училась красиво говорить. Ей было важно уточнить кто прав – папа, который говорит, что кривляться и облизывать губы нельзя. Или я, которая учу детей этому.

Так что нам, взрослым, нужно всегда быть начеку, готовыми к самым неожиданным вопросам наших юных вундеркиндов.

Главное, помните,

Логопедические занятия с детьми мы только официально так серьезно называем. А фактически это прекрасное веселое времяпрепровождение с нашими любимцами. Причем, с большой пользой и удовольствием для всех участников.

Валентина Ильина

Пособие по логопедии своими руками : «Веселый язычок » .

Выполнила : учитель-логопед Ильина Валентина Александровна

ДОУ Детский сад № 43 «Аленушка» г. Липецк

Это простое в изготовлении, но достаточно эффективное в применении пособие . «Веселый язычок » может «выходить» из своего домика, дети могут его погладить, потрогать. У него есть озорные глазки, ножки, ручки.

И главное это делается своими руками .

Сказка о Веселом Язычке

Рот - домик, губы - двери.

А кто живет в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок .

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.

(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение "Стрелочка".)

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

(Упражнения "Часики", "Змейка".)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся ,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.

(Упражнение "Улыбка", "Жало", "Стрелочка".)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело.

Но пора за дело.

(Упражнения "Лопаточка", "Качели".)

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

(Упражнение "Заборчик".)

Гвозди, молоток и клещи -

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит "тук-тук!",

Язычку он лучший друг .

(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя "т-т-т".)

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать. (Упражнение "Маляр".)

Язычок наш кончил дело .

Отдыхать он может смело,

Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю.

Погоняю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача -

Загонять в ворота мячик.

(Упражнения "Лошадка", "Гармошка", "Футбол".)

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой .

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк. (Упражнения "Горка", "Лопаточка".)

Нам понадобится силиконовая прихватка, силиконовая лопаточка и силиконовые челюсти (товар для приколов) – все это можно купить в fix прайсе.

силиконовая прихватка- это рот.

силиконовая лопаточка- она и есть «Веселый Язычок » .

силиконовые челюсти (товар для приколов) – это зубы.

Теперь осталось это все соединить!

Начнем : к прихватке пришиваем «челюсти» , капроновыми нитками, так как они прозрачны и не заметны, акриловыми красками красим «зубы» , затем в середине, делаем прорезь, вставляем «веселый язычок » , (он же силиконовая лопаточка… и сказка про «веселый язычок » - готова! Попробуйте, очень просто, желаю удачи!

Публикации по теме:

«Чудо-коробочка» - логопедическое пособие своими руками. Ни для кого не секрет, что пособия, сделанные своими руками вызывают у детей большой.

Хочу предложить вашему вниманию пособие-куклу по логопедии" Гласный звуковичок". .Этих звуковичков можно использовать для определения согласных.

Дидактическое пособие «Широка страна моя родная» помогает познакомить старших дошкольников с многообразием гербов России, научить их «читать».

Развитие речи, как известно, связано с развитием ручных действий. Тренировка тонких движений пальцев рук влияет и на общее развитие ребенка.

Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма. Ребенок всегда играет, он.

Дидактическая игра «Назови слова» Задачи: закреплять навык правильного произношения звуков, определять место звука и количество слогов в.

Не секрет, что развитие артикуляционного аппарата является важной составной при исправлении дефекта произношения звуков.

Должна проводиться логопедом, воспитателями, родителями несколько раз в день. В итоге вырабатываются полноценные движения артикуляционных органов, необходимые для правильного произнесения звуков. Кроме того, с её помощью происходит объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем.

Традиционная артикуляционная гимнастика состоит из ряда упражнений:

  • Статических,
  • Динамических.

Я сумела из этих упражнений составить логически выстроенные, занимательные сюжетные сказки о Веселом Язычке . Их использование непременно повышает интерес детей к выполнению упражнений, вносит разнообразие в учебный процесс и способствует ускорению совершенствования артикуляционных органов и соответственно речи детей.

«Сказки Весёлого Язычка» мы стали активно использовать в саду в своей практике. Детям нравится. Результаты развития речевого аппарата отличные.

Сказка о Веселом Язычке №1

1. Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Однажды он решил прогуляться. Выглянул из домика и замерз, стал тонкий, острый, как иголочка. Спрятался в домике и еще раз выглянул, и еще, как язычок у змейки. Потом все-таки решил выйти и прогуляться. Пошел он на полянку и даже не пошел, а покатился, как катушка. На полянке он увидел грибок. Увидел лошадку и покатался на ней. Встретил он и важного индюка. Вдруг он услышал, как гудит пароход и понял, что уже много времени, пора домой. Взглянул на часики — точно, пора. А дома губки его наказали за то, что он так долго гулял. Почистил Язычок зубки и лег спать в свою теплую постельку.

Сказка о Веселом Язычке №2

2. Жил-был Веселый Язычок. Вот однажды он решил он пойти погулять в детский парк. Выглянул из домика – тепло, солнечно. Он и решил погреться на солнышке, как блинчик на сковородке. Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала покататься с горки, потом на качелях. Пощелкал кончиком от удовольствия и отправился смотреть фокусы. А потом Язычок полакомился вкусным вареньем, которое было в красивом ковшике и съел конфетку. Посмотрел на часики – поздно уже. И покатился домой, как катушка. А дома губки его наказали,за то,что он так долго гулял. Почистил Язычок зубки и лег спать в свою теплую постельку.

Сказка о Веселом Язычке №3

3. Жил-был Веселый Язычок. И был у него домик — рот. А у домика было 2 двери — губы и зубы. Решил Язычок в своем домике порядок навести. Сначала побелил потолочек. Затем стены, как настоящий маляр. Домик засиял, как новый. Пощелкал Язычок кончиком от удовольствия. Сел на крылечке и заиграл на трубочке, на гармошке и на барабане. А еще устроил себе праздничный ужин — блинчики со вкусным вареньем. Затем посмотрел на часики — поздно. Пора отдыхать. Почистил он зубки и лег спать в свою постельку.

Кузнецова Елена Александровна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
детский сад комбинированного вида №5,
станица Отрадная, Краснодарский край

Индивидуальное занятие. Подготовительный этап.

Цель: выработка у ребенка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимого для правильного произношения звуков .

1. Выработать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении;

2. Укрепление мышц языка (особенно кончика), отработка его подвижности;

3. Подготовка языка к вибрации, необходимой в дальнейшем для .

Оборудование: зеркало, предметные картинки.

Ход занятия

Жил-был Веселый Язычок. Он всем весело улыбался (Вот так! – логопед показывает ребенку картинку с улыбающимся зайчиком) Посмотри на зайчика! Он тоже нам улыбается.
Открыл язычок однажды широко двери своего домика (Вот так широко!) и вышел погреться на солнышке (логопед показывает ребенку картинку с солнышком) ( : Поперек улыбки лег – отдыхает язычок. Посмотри какой язычок плоский, ленивый).

Потом Язычок пошел дальше и дальше (Вытянулся вперед – , вот так!). Посмотрел Язычок на солнышко, солнышко тоже ему улыбнулось (Вот так!), посмотрел под ноги, потянулся опять вверх, наклонился вниз (И еще разок! Вот так! – ребенок повторяет за логопедом упражнение) .

После зарядки Веселый Язычок посмотрел на часики (показать картинку с часиками). Маятник на часиках бегал из стороны в сторону () : Вот так! Влево-вправо кончик ходит, будто места не находит).

«Пора пить чай» – подумал Язычок. Он достал свою любимую чашечку (Вот такую! Логопед показывает ребенку ) и решил устроить чаепитие.

На чай к Язычку зашел Индюк. (Логопед показывает ребенку картинку с индюком). И для него нашлась чашечка (повторение упражнения «Чашечка»). Индюк выпил чаю и весело заболтал (Вот так! Упражнение «Индюк» ). Давай и мы поболтаем с индюком: приоткрой рот, положи язык на верхнюю губу и делай движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад. Теперь медленно поглаживай губу, стараясь не отрывать язык от губы. Быстрей поглаживай губу языком и добавляй голос, пока не послышатся звуки: бл-бл-бл.
Потом друзья вместе пошли к лошадке (Логопед показывает ребенку картинку с лошадкой ). Она весело скакала и цокала копытами (Вот так! ).
Поиграв во дворе, Язычок вспомнил про свой новый барабан (Логопед показывает ребенку картинку с барабаном ). Он показал барабан друзьям и научил в него стучать (Вот так! Упражнение «Барабан» ). Повторяй за мной: улыбнись, открой рот, постучи кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук Д. Делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Устал Веселый Язычок, вернулся домой (язычок убрать, рот закрыть) , а дома его ждал котенок Васька (Логопед показывает ребенку картинку с котенком). Язычок решил напоить котенка молочком. Вася лакал молочко (Вот так!