Биографии Характеристики Анализ

Кавказский пленник кто автор рассказа. Презентация к уроку «Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник

Урок № 36.

Тема. Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа
«Кавказский пленник». Яснополянская школа.

Цель:

· познакомить ребят с фактами биографии Л.Н.Толстого, связанными с творческой историей рассказа «Кавказский пленник»; выявить историко-литературные основы рассказа;

· формировать умение выделять главное в прослушанном сообщении, развиватьнавыкиработы с иллюстрациями;

· воспитывать интерес к жизни и творчеству Л.Н.Толстого.


Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І.Организационный момент.

II.Изучение нового материала.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Сообщения учителя и подготовленных учащихся по плану.

· Родился Л.Н.Толстой 28 августа (9 сентября) 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в родовом имении – Ясной Поляне.

· Прадед – Пётр Андреевич Толстой.

· Дед со стороны матери – князь Николай Сергеевич Волконский.

· Дед писателя со стороны отца – граф Илья Андреевич Толстой.

· Отец поэта – граф Николай Ильич Толстой.

· Мать поэта – Мария Николаевна Толстая (урожд.Волконская).

· Родство с А.С.Пушкиным, с декабристами – князьями С.Г.Волконским и С.П.Трубецким.

· 1844 г. – поступление в Казанский университет.

· 1851 г. – на военной службе на Кавказе. Присоединение Кавказа к России. Кавказская война на картинах художников.

· Историко-литературные источники «Кавказского пленника».

2.1.Слово учителя.

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 г. в Крапивенском уезде Тульской губернии, в родовом имении – Ясной Поляне.

Предки Льва Толстого были военными. Представители древнего рода Толстых ещё при царе Иване Грозном служили воеводами во многих городах Руси.

Прадед писателя, Пётр Андреевич Толстой, был участником Азовских походов царя Петра I, который пожаловал ему графский титул за дипломатические и военные заслуги.

Дед писателя со стороны матери – «потомок Рюрика», князь Николай Сергеевич Волконский – участвовал в русско-турецкой войне и вышел в отставку в чине генерал-аншефа.

Дед писателя с отцовской стороны – граф Илья Андреевич Толстой – служил во флоте, а затем в лейб-гвардии в Преображенском полку. Отец писателя – граф Николай Ильич Толстой – участвовал в Отечественной войне 1812 г., попал в плен, был освобождён русскими войсками.

По материнской линии Толстой находился в родстве с Пушкиным. Их общим предком был боярин И.М.Головин, сподвижник Петра Первого, вместе с ним обучавшийся корабельному делу в Голландии. Одна из его дочерей И.П.Головина – прабабка поэта, другая – прабабка матери Толстого.

Толстой был в родстве с декабристами – князьями С.Г.Волконским и С.П.Трубецким.

Детство в старинном родовом имении, семейные предания, рассказы родных и близких о русской истории, в частности о событиях 1812 и 1825 гг., оставили неизгладимый след в сознании юного Толстого, повлияли на формирование его мировоззрения, а затем отразились в его творчестве.

Толстому не было и двух лет, когда умерла его мать. Мария Николаевна была на редкость душевным человеком, добрым, отзывчивым. Она получила превосходное образование – знала французский, немецкий, английский, итальянский языки, играла на фортепиано, рисовала и «была большая мастерица рассказывать завлекательные сказки, выдумывая их по мере рассказа».

Николая Ильича Толстого, своего отца, дети ценили за гуманное отношение к крепостным, любовь к образованию.

Отец первым заметил способность своего младшего сына к живописному восприятию художественного слова.

Когда Толстому шёл девятый год, отец в первый раз повёз его в Москву. Здесь мальчик впервые узнал, что, кроме семьи и усадьбы, существует большой, неизвестный ему мир. Летом 1837 г., поехав по делам в Тулу, скоропостижно скончался отец.

Через несколько лет умерла первая опекунша осиротевших детей Толстых, сестра отца, Александра Ильинична Остен-Сакен. Десятилетнего Лёвочку, его трёх братьев и сестру отвезли в Казань, где жила их новая опекунша – тётушка Пелагея Ильинична Юшкова.

В 1844 г. писатель поступил сначала на восточный факультет Казанского университета, затем перевёлся наюридический. В 1847-м он оставил университет и, возвратившись в Ясную Поляну, занимался самообразованием; в 1848 г. уехал в Москву, где, по его собственным словам, жил «очень безалаберно».

В 1851 г. Л.Н.Толстой поступил на военную службу.

2.2. Сообщение «историка» о присоединении Кавказа к России.

Начало царствования Николая I было связано с войнами в Закавказье. В 1828 г. закончилась война с Ираном, а в 1829 г. Россия разгромила Турцию. Эти войны завершились подписанием договоров, в результате которых в 1829 г. было завершено присоединение к России всего Закавказья.

Горцы же объявили священную войну – газават. В 1834 г. их вождём-имамом был провозглашён Шамиль. Ему удалось одержать ряд побед над русскими войсками. Однако суровость внутренних порядков в государстве Шамиля, а также жесточайший гнёт постепенно разлагали его государство изнутри. К 1864 г. была покорена западная часть Северного Кавказа, и Кавказская война закончилась.

2.3. Сообщение «искусствоведа» о картинах Франца Алексеевича Рубо, посвящённых теме войны на Кавказе.

Франц Алексеевич Рубо родился 15 июня 1856 года в Одессе. Его отец - переселившийся в Россию французский книготорговец, уроженец Марселя Алекс Рубо; мать - Мадлен Сенек держала свой дом моделей.

С ранних лет у Франца Рубо проявилась склонность к рисованию. В 9 лет он был определен в Одесскую школу рисования и черчения, а в 1878 году поступил в Баварскую королевскую академию художеств. Его учителем стал Йозеф Брандт. Во время каникул юноша ежегодно приезжал в Россию, путешествовал по Кавказу, Украине, Средней Азии. Кавказ стал одной из самых любимых тем художника. В 1886 году он получил заказ на написание 19 картин на тему Кавказских войн для Тифлиса. Чтобы выполнить заказ, живописец изучал исторические события, знакомился с местами сражений. На Кавказе художник создал целую галерею колоритных образов горцев.

Картина Франца Рубо «Штурм аула Гимры». В ходе Кавказской войны 1817-1864 годов этот неприступный горный оплот защищал отряд горцев во главе с имамом Гази-Магомедом. Аул был взят 17 октября 1832 года русским отрядом под командованием генерала Г. В. Розена численностью около 10 тыс. человек.

После ожесточенного штурма русские ворвались в Гимры. Тогда Гази-Магомед и 15 мюридов, среди которых был и будущий имам Шамиль, укрылись в сторожевой башне. Оттуда они пытались прорваться в горы. Во время схватки почти все они, в том числе и сам имам, погибли. Шамилю удалось спастись.

2.4. Сообщение «литературоведа» об историко-литературной основе рассказа «кавказский пленник».

«Кавказский пленник» - рассказ (иногда называется повестью) Льва Толстого, повествующий о русском офицере в плену у горцев. Написан рассказ для «Азбуки», впервые опубликован в 1872 году в журнале «Заря». Одно из наиболее популярных произведений писателя, многократно переиздававшееся и входящее в школьную программу.

Название рассказа является отсылкой к названию поэмы Пушкина «Кавказский пленник».

Завязка рассказа отчасти основана на реальном событии, произошедшим с Толстым во время его службы на Кавказе в 1850-е гг. 23 июня 1853 года он записал в своем дневнике: «Едва не попался в плен, но в этом случае вёл себя хорошо, хотя и слишком чувствительно» По воспоминаниям С. А. Берса, шурина писателя,мирный чеченец Садо, с которым ехал Лев Николаевич, был его большим другом. И незадолго перед тем они поменялись лошадьми. Садо купил молодую лошадь. Испытав её, он предоставил ее своему другу Льву Николаевичу, а сам пересел на его иноходца, который, как известно, не умеет скакать. В таком виде их и настигли чеченцы. Лев Николаевич, имея возможность ускакать на резвой лошади своего друга, не покинул его. Садо, подобно всем горцам, никогда не расставался с ружьём, но, как на беду, оно не было у него заряжено. Тем не менее, он нацелил им на преследователей и, угрожая, покрикивал на них. Судя по дальнейшим действиям преследовавших, они намеревались взять в плен обоих, особенно Садо для мести, а потому не стреляли. Обстоятельство это спасло Садо и Льва Николаевича. Они успели приблизиться к Грозной, где зоркий часовой издали заметил погоню и сделал тревогу. Выехавшие навстречу казаки принудили чеченцев прекратить преследование.

2.5. Слово учителя.

Толстой был не только гениальным художником слова, но и выдающимся педагогом. В 1859 г. он открыл в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Она помещалась рядом с домом писателя во флигеле. Один из её учеников, Василий Морозов, рассказывает: «В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но ещё с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. В школе вид он принимал серьёзный. Требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам и правдивости. Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки… Порядок у нас был образцовый за все три года».

Толстой считал, что ученики начальной школы должны получать широкий круг знаний. В Яснополянской школе изучались 12 предметов: чтение, письмо, грамматика, русская история, математика, рисование, беседы из естественных наук, черчение, пение и др. Толстой стремился также привить детям трудовые навыки. Для этого он выделил участок земли, который обрабатывали школьники. Ребята сеяли и выращивали лён, горох, морковь, репу и сами убирали урожай.

В начале 1870-х гг. Толстой составил и издал свою «Азбуку», «Арифметику», четыре «Книги для чтения». Работая над «Азбукой», писатель мечтал о том, что по ней «будут учиться два поколения всех русских детей, от царских до мужицких», что по его «Азбуке» все русские дети будут получать свои первые «впечатления поэтические».

Толстой заботился о том, чтобы в его «Азбуке», как он говорил, «всё было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».

«Кавказский пленник», созданный Толстым для«Азбуки», которую он выпустил в свет в 1872 г., вполне отвечает этим требованиям, и писатель был им очень доволен. Рассказ написан с таким художественным совершенством, что с первых же строк безраздельно завладевает вниманием читателя. Такова сила настоящего, большого искусства.

Летом 1873 г. известный русский художник Иван Николаевич Крамской жил недалеко от Ясной Поляны. Крамской исполнил много портретов для Третьяковской галереи, ему очень хотелось написать и портрет Толстого, книги которого он горячо любил.

2.6. Обращение к репродукции портрета Л.Н.Толстого работы И.Н.Крамского.

2.7. Выявление первоначальных впечатлений о рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Назовите наиболее важные эпизоды рассказа.

Кто из героев вызвал ваши симпатии и почему?

III.Подведение итогов урока.

Какие исторические факты положены в основу произведения «Кавказский пленник»?

Какие литературные произведения оказали влияние на замысел рассказа «Кавказский пленник»?

Назовите книгу, в которую вошёл рассказ «Кавказский пленник».

Как было организовано обучение в Яснополянской школе Л.Н.Толстого?

IV. Домашнее задание.

2.Составить устные портреты героев рассказа по 1 и 2 главам рассказа (Жилин, Костылин, Дина, татарин с красной бородой, черноватый).

3.Составить описание быта татар.

4.Выписать из текста глаголы, относящиеся к поведению Жилина и Костылина в плену (3 глава).

5.Инд.задание: художественный пересказ 1 главы рассказа.

6.Групповое задание: чтение по ролям эпизода от слов «Тебя, - говорит, - взял Кази-Мугамед…» до конца 2 главы.

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 6 классе

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».Исторические события, получившие отражение в рассказе.Урок внеклассного чтения.

Цели урока: 1)осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении;

2) приобщение детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыка анализа художественного произведения, логического мышления;

3)воспитание духовно-нравственной личности, уважающим человеческое достоинство,с толератным отношением к национальному вопросу,отчетливо понимающим понятие « честь».

Оборудование: компьютер, проектор, портрет писателя, презентация урока.

Ход урока:

Здравствуйте,уважаемые гости,здравствуйте,дорогие ребята! Сегодня мы прололжаем изучение творчества Л.Н.Толстого.Сегодня мы рассмотрим рассказ «Кавказский пленник».(слайд№1)

Итак,ребята, за несколько уроков вы получили кейсы с заданиями,вы должны были распределиться на группы,подготовиться.Прежде чем выступит 1 группа,я хочу обратиться к 2 группе:вам надо внимательно слушать ваших товарищей,понять задание,оценить работу первой группы:манера общения,умение вести себя перед аудиторией,полнота раскрытия фактов.

Первое кейс-задание у вашей группы. Изучить историю создания рассказа.

(Выступают дети из 1 группы)

- В середине 19 столетия

на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

Л.Н.Толстой на Кавказе

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот так это было.

Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья – Толстой и Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю. (второя группа оценивает ответы)

Кейс- задание для 2 группы

Изучить историю создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

«Воспоминания кавказского офицера» Ф.Ф.Торнау

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник».

Авот еще одна версия.В1838 году появился рассказ под названием «Кавказский пленник.Быль».Библиограф Толстого Н.Н.Гусев сообщает,что Лев Николаевич мог читать в детстве данный рассказ,но интересен тот факт,что пленнику помогает не девочка,а мальчик,ранее попавший в плени изучивший их язык.(первая группа оценивает ответы)

Какой вывод мы можем сделать из всего прослушанного?(Рассказ основан на реальных событиях,отражавшие конкретную историческую эпоху)

Вывод учителя: Кавказская война(1817-1864) длилась 47 лет,самая продолжительная война Российской империи с горными народами Северного Кавказа(чеченцы,дагестанцы,осетины)

К теме Кавказа обращались многие писатели Вернувшись в Россию,Толстой записал в дневнике,что полюбил этот «край дикий,в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи-война и свобода».(слайд №2)

Еще одним кейс –заданием для 1 группы было изучение того,что кто из писателей теме Кавказа обращался,и есть ли в литературе произведения с похожим названием.

В 1821 году А.С. Пушкин создал поэму, в которой изобразил «отступника света», «друга природы», убежденного в том, что естественное состояние человека – это его свобода и независимость. Спустя семь лет появилась поэма М.Ю. Лермонтова, написанная под воздействием Пушкина и под тем же названием. А в 1872 году читатели познакомились с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» - о русском офицере, попавшем в плен к чеченцам и бежавшего вновь к своим. Рассказ был основан на действительном событии и имел сюжетное сходство с опубликованным в журнале «Библиотека для чтения» в 1838 году одноименным рассказом за подписью М.Н.тема Кавказа актульна и в наши дни,например В.Маканин Рассказ»Кавказский пленный »

Кейс –задание для 2 группы:изучить связь рассказа с современностью Слайд№

Связь рассказа с современностью. Рассказ Л.Н.Толстого и фильм С.Бодрова

Действие происходит в 1990-е годы во время Чеченской войны (на самом деле это авторская параллель на войну в Чечне начала 90-х. В фильме показан Дагестан. Тому подтверждение - ярко выраженная агрессивная гористая местность и аварское наречие на котором говорят местные жители. По ландшафту и растительности территория Чечни сильно отличается от Дагестана) . Двое российских военнослужащих Саня и Иван, попадают в плен к Абдул-Мурату, жителю горного аула. Сын Абдул-Мурата тоже в плену и отец хочет организовать обмен. Между тем дочь Абдул-Мурата Дина привязывается к пленнику…

В ролях снимались известные актёры. Может быть кому-то из вас они знакомы.

Олег Меньшиков – Саня

Сергей Бодров – Иван Жилин

Сусанна Мехралиева - Дина

Джемал Сихарулидзе - Абдул-Мурат

Александр Буреев - Хасан

Валентина Федотова – мать Жилина

Алексей Жарков – Маслов

Евдокия Вишнякова – медсестра

Ребята,когда вы читали рассказ,вам встретились незнакомые слова

(работают по словарям,ищут значение новых слов,записанных на доске.Можно провести паралель с татарским языком,что похожие слова встречаются и в тат языке-бишмет,продемонстрировать изделия Арской национальной фабрики по пошиву обуви-татарские ичиги(читек),обращая внимание на орнамент,что тоже шьются из кожи.)

Комментарии из толкового словаря Ожегова

БЕШМЕТ У некоторых народов Кавказа и Средней Азии: верхняя распашная, обычно стёганая, одежда.

ГАЛУН . Нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы, ленты на форменной одежде; сама такая тесьма, лента.

САФЬЯН Тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет.

IV. Применение полученных знаний

Мы знаем сюжет рассказа, познакомились с содержанием рассказа. Проверим свои знания на примере вопросов по данному рассказу. Значок (+), если тезис вы считаете правильным, значок (-), если считаете неправильным.

1. События происходили осенью

2. Жилин был невелик ростом, да удал

3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его одного бросил

4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей

5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа

7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком

8. Во второй раз Жилин бежал один

9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты

10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал

(дети получают задание индивидуально,после выполнения меняются друг с другом-взаимопроверка)

Ребята,сколько русских офицеров попали в плен?Обратите внимание на название рассказа.Почему рассказывая о двух русских офицерах,Л.Н.Толстой в заглавии говорит об одном только человеке?

Вы сказали, что главные герои – Жилин и Костылин, но рассказ назван «Кавказский пленник». Один пленник, как же так? Кого имеет в виду Толстой? И как между собой соотносятся герои? На эти вопросы нам и предстоит ответить сегодня.Чтобы верно ответить на этот вопрос,запишем сравнительную характеристику героев.

Группа № 1. 1) Найдите в тексте и выпишите детали, характеризующие внешность Жилина и Костылина. Заполните краткими цитатами таблицу.

2) Познакомьтесь со словарными статьями к словам удалой и колода и охарактеризуйте героев.

Удалой – храбрый, смелый, доблестный, отважный, притом расторопный, толковый, которому в отваге всегда удача.

Колода – лежачее толстое дерево, бревно или немалый толстый отрубок; неуклюжий, неповоротливый человек.

3) Подумайте, почему в тексте нет подробного описания внешности героев? На чём заостряет внимание читателей автор?

Группа № 2. Как чёрный татарин называет Жилина и Костылина во время разговора о выкупе (2 глава)? Объясните, что значат эти слова через подбор синонимов. Как они характеризуют героев?

(Жилина называет «джигит» - молодец, Костылина – «смирный»). Первоначально слово «джигит» обозначает «наездник», человек, гарцующий на коне, это предполагает такие качества, как смелость, лихость, удальство.

Выберите из текста глагольные описания действий, относящиеся к поведению героев в плену (3 глава), во время побега(5 глава). Как ключевые слова характеризуют Жилина и Костылина?Слайд №6-7

Вывод учителя: Жизнь зависит от характера,от того выбора,который человек делает сам.Мы должны понимать,что наша судьба зависит во многом от нашего поведения Война испытывает людей.Для многих война-испытание на прочность,выносливость,человечность.здесь люди в пограничной ситуации,их дальнейшая судьба зависит от них:действовать или безразлично умереть?Люди,сильные духом,ответственные за всех,имеющие человеческое достоинство,в таких ситуациях умеют принимать правильное решение.

Обратим внимание на говорящие фамилии героев(ответы учеников)Так почему же в заглавии автор говорит об одном пленнике?

Группа № 1. 1) Познакомьтесь со словарной статьёй к слову плен.

Плен – неволя.

Пленник – взятый в плен, невольник.

Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить.

2) Преобразуйте словосочетание «кавказский пленник» по примеру: морской берег – берег моря. Запишите получившиеся варианты и объясните смысл получившихся выражений.

1) Чьими невольниками оказались герои? Как они выбрались из плена?

2) Почему Жилин не захотел после освобождения отправиться к матери, а остался на Кавказе? (обратитесь к финалу рассказа).

Группа№2 3)Как вы понимаете смысл пословицы «Всяк в плену у своих страстей». Кто кавказский пленник, согласно этой пословице?

1 точка зрения:

Пленник кавказцев – человек, находящийся в плену у врагов. Сбежавший Жилин и выкупленный Костылин.

2 точка зрения:

Пленник Кавказа – человек, связанный с Кавказом, привлечённый им: «Нет, уж видно не судьба моя. И остался служить на Кавказе». Он пленен Кавказом, пленен горами. Судьба Жилина – оставаться на Кавказе. Если он захочет изменить свою судьбу – ничего хорошего не будет. Вот он пытается покинуть Кавказ вместе с Костылиным – и попадает в плен. Потом бежит из плена вместе с Костылиным – и снова попадает в плен. Потом бежит из плена один – и попадает к своим. Если он захочет покинуть Кавказ – он обязательно снова попадет в плен. И рассказ никогда не закончится. И Жилин решает эту цепочку разорвать. Он – Кавказский пленник. Это его судьба. И он примиряется со своей судьбой. Он решает остаться Кавказским пленником. Повторения заканчиваются. И рассказ Толстого тоже заканчивается.

3 точка зрения:

«Всяк в плену у страстей своих» . Эта пословица может быть полностью соотнесена с образом Костылина. Герой находится не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма, и из этого плена он не выбирается. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов; решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; был сильным, «жилистым».

На ваш взгляд,какими качествами должен обладать офицер?(ответы детей)

У вас осталось еще одно кейс-задание –Что такое честь,найти определения по разным словарям(Ожегова и Даля).Подобрать несколько пословиц о честе.(ответы детей) Слайд №;4,5

Послушайте замечательный стих Владимира Слепака «Офицерская честь»

Офицерская честь – это совесть и Бог,

Марш атаки под шквальным обстрелом,

Боль разлуки и мудрость житейских дорог,

Гимн отважным, достойным и смелым. Офицерская честь никогда не предаст,

Не уронит Гвардейского стяга,

Ветеранам седым благодарность воздаст

Не изменит Священной Присяге…

Офицерская честь – не интрига, не месть,

Не скандал, не дуэль, не коварство,

Просто, если жива офицерская честь,–

Значит, есть постамент государства!

Вл.Слепак

Дети читают наизусть стихотворение Ларисы Рындовой «Офицерская честь».

Вывод учителя: Война-это кровопролитие,это трагедия,искалеченные судьбы,независимо когда она и где прошла.Война оставляет горький осадок в сердцах,ломает жизни,разрушает до основания все живое…

Вот так и бывает:тот,кто ставит перед собой цель,верит в нее и делаетвсе,чтобы ее достигнуть,тот побеждает. Атот,у кого воли нет,кто духом слаб,того и силы оставляют.

Жилин-пример настоящего российского офицера и настоящего мужчины.

«Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник»

(Урок литературы. 5 класс)



Цели урока:

1. Расширить свои знания о

жизни Л.Н. Толстого

2. Продолжить знакомство с

творчеством писателя

3. Продолжить работу над развитием читательских

умений и навыков



Толстой – наша национальная гордость

Дом Горталовых

Лев Толстой в годы учебы в Казанском университете

Памятник Л.Н.Толстому в Казани

Казанский Императорский университет



  • Кавказская война 1817-1864 гг.- это война Российской империи с горскими народами. Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России. Победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее технического превосходства.
  • Кавказцы – горские народы: чеченцы, осетины, черкесы, ногайцы, аварцы и многие другие.
  • Л.Н.Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» называет горцев татарами, так русские зачастую называли всех, кто исповедовал мусульманскую религию.

Эпизод Кавказской войны.

М.Ю.Лермонтов (1840 г.)



Лев Толстой на Кавказе

Кавказ - «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода ».

(Из записи Л.Н.Толстого в дневнике)



Смысл заглавия рассказа

«Кавказский» простор, красота, свобода .

«Пленник» – неволя, война.



Жанр рассказа – рассказ-быль

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов

Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении

Эпизод – изображение одного события, имеющего начало и конец

Быль – рассказ о событии, происходившем в действительности



«Едва не попался в плен, но в этом случае вел себя хорошо, хотя и слишком чувствительно».



2 группа – 3,4 части

3 группа – 5,6 части