Биографии Характеристики Анализ

Тверской бульвар. Доходный дом И.М

Дом 9 по Тверскому бульвару выделяется из общего ряда домов нечетной стороны. Высокий доходный дом, возвышаясь над деревьями, в то же время не смотрится как громоздкая, массивная постройка. Декоративная простота балконов и эркеров делает дом объемным, но одновременно легким.

Дом возведен по проекту архитектора Ивана Гавриловича Кондратенко. В 1906 году он получил заказ от известного московского домовладельца, купца Ивана Михайловича Коровина. Это был не первый заказ, полученный архитектором от богатого домовладельца, ранее Кондратенко уже строил несколько доходных домов в стиле эклектики, и личный особняк Коровина во Власьевском переулке. К 1906 году Кондратенко имел звание классного художника архитектуры 1-й степени. Был удостоен двух золотых и одной серебряной медалей и являлся сверхштатным сотрудником Строительного отделения Московского Губернского правления. Его заказчиками были уважаемые представители купеческих фамилий.

Доходный дом Коровина на Тверском бульваре выглядит не совсем «кондратенковским», легкие балконы, изящные линии окон, эркеры напоминают о сотрудничестве Кондратенко и Вильяма Валькота. В 1903 году архитектор строил по проекту Валькота дом Московского Торгово-Строительного Акционерного общества. Позднее, после 1910 года Кондратенко уйдет от стилистики модерна, его дома приобретут форму неорусского и неоклассического стилей. Но дом на Тверском бульваре совсем другой.

Пятиэтажное здание располагается на полуподвале. Старожилы вспоминают, как в конце 1970-х - начале 1980-х в полуподвале располагалась мастерская «никому тогда неведомого скульптора Церетели».

Внутрь дома ведут два высоких подъезда, расположенных в боковых крыльях здания, средний фасад прерывается высокой аркой, ведущей во внутренний двор и закрытой ажурными воротами. Подняться наверх можно по широкой лестнице, подъезды украшены лепниной, квартиры здесь имеют высокие потолки.

По всей длине фасада идут изящные балконы с кованными легкими решетками. Позднее длинные общие балконы станут «визитной карточкой» конструктивизма.

Зимой 1914-1915 года в сравнительно дешевой квартире верхнего этажа (№9) у певицы Зинаиды Михайловны Синяковой (Мамоновой) поселились ее младшие сестры, приехавшие в Москву из Харькова - Мария, Надежда, Вера и Ксения. Они стали собирать в своей квартире московскую художественную молодежь. В своей автобиографической повести «Охранная грамота» Б. Пастернак пишет: «Зимой на Тверском бульваре поселилась одна из сестер С-х - З.М.М-ва. Ее посещали. К ней заходил замечательный музыкант (я дружил с ним) И.Добровейн. У ней бывал Маяковский. <…> Маяковский редко являлся один. Обыкновенно его свиту составляли футуристы, люди движенья. В хозяйстве М-вой я увидал тогда первый в моей жизни примус. Изобретенье не издавало еще вони, и кому думалось, что оно так изгадит жизнь и найдет себе в ней такое широкое распространенье ».

О Синяковых выразительно вспоминала Л.Ю.Брик: «Синяковых пять сестер. Каждая из них по-своему красива. Жили они раньше в Харькове, отец у них был черносотенец, а мать человек передовой и безбожница. Дочери бродили по лесу в хитонах, с распущенными волосами и своей независимостью и эксцентричностью смущали всю округу. В их доме родился футуризм. Во всех них поочередно был влюблен Хлебников, в Надю - Пастернак, в Марию - Бурлюк, на Оксане женился Асеев».

Артистическая богема Синяковых не нравилась родителям Пастернака. Они были против участия сына в этих сборищах. «Леонид Осипович, - писала Е.Б. Пастернак, - открыто протестовал, когда Борис уходил в эту, как он отечески выражался, “клоаку”». Роман между Н.М. Синяковой и Борисом тоже не вызывал у родителей никакого энтузиазма. Весной 1915 г. Надежда Михайловна заболела и уехала в Харьков, в начале лета Пастернак отправился к ней и провел три недели в селе Красная поляна под Харьковым. Роман с Н.М. Синяковой длился затем еще почти год, преимущественно в письмах.

В советское время дом был отдан под коммунальные квартиры, комнат в каждой квартире было не меньше десяти, две из них выходили на бульвар и имели балкон, остальные шли перпендикулярно ему, и окнами смотрели во двор.

Сейчас это элитный дом в центре города, он по-прежнему является украшением бульвара и привлекает к себе любопытные взгляды прохожих.

Здесь по-прежнему обитает скульптор Церетели, об этом сообщает вывеска на доме о Московском музее современного искусства. Также в доме расположен магазин «Ноты», существовавший еще в советское время.

Фото 1. Тверской бульвар в Москве на старинной фотографии

Тверской бульвар - происхождение названия

Первоначально он носил название Бульвар, в связи с тем, что был единственным в Москве. В 1796 году назван Тверским бульваром по , к которой он примыкал.

История Тверского бульвара

«Прожектированный план Москвы 1775 года» содержал первоначальный проект развития Тверского бульвара.

В 1782 году на этом месте была снесена стена , но сам бульвар проложили только спустя 14 лет, в 1796 году. Руководил работами архитектор С. Карин.

Аллею засадили сначала березами. Эти деревья не прижились и на их место были высажены липы. Уже со временем к ним добавились клены, дубы, вязы, ели и туя.

Постепенно улицу застроили классическими особняками той эпохи, а бульвар стал излюбленным местом прогулок москвичей.

В 1812 году Тверской бульвар сильно пострадал из-за сильнейшего пожара, случившегося в Москве при вступлении в город армии Наполеона.

В результате стихийного бедствия были сильно повреждены дворянские особняки.

Внесли свою лепту в разруху местности и французские солдаты, которые разбили лагерь на территории бульвара. Ими была вырублена и использована на дрова практически вся аллея деревьев.

После этих событий Тверской был восстановлен за довольно непродолжительное время. Помимо вновь посаженных деревьев, его облагородили зелеными беседками и фонтанами, различными мостиками.

В 80-х годах по улице была проложена конно-железная городская дорога, на смену которой в 1911 году пришли трамвайные рельсы.

В конце 19 века дворянские особняки классического стиля сменяются доходными домами, выполненными в стиле модерн и эклектики.

В октябре 1917 года на территории бульвара разыгрываются сражения между юнкерами и отрядами большевиков. В результате боя сгорел дом, расположенный в начале бульвара. На его месте в 1923 году установили памятник К. А. Тимирязеву.

В 20-е годы на бульваре организовывали книжные базары.

Перепланировка и благоустройство Тверского бульвара были выполнены в 1946 году по проектам В. И. Долганова.

Были высажены молодые деревья и цветники, установлена чугунная ограда и скамьи. Разработка чугунной ограды велась под руководством архитектора Г. И. Луцкого.

В 1949 году трамвайная линия была заменена на троллейбусную линию.

В 1950 году памятник А. С. Пушкину был перенесен на Пушкинскую площадь, свое нынешнее место.

Одно из последних значимых событий в истории Тверского бульвара - установка памятника С. А. Есенину в 1995 году.

Бульварное кольцо было основано на месте стены Белого города, которая была окончательно разрушена к 1780 году. Последняя капитальная реконструкция кольца проводилась после Великой Отечественной войны, в 1947 году: были высажены кустарники и деревья, установлены скамьи и чугунная ограда.

Тверской является самым длинным бульваром в Москве, его протяженность составляет 872 метра. Тверской бульвар начинается у площади Никитских ворот, от которой ведется нумерация домов, и доходит до Пушкинской площади. Слева с бульвара можно выйти на Большую Бронную улицу, Богословский и Сытинский переулки. Структура Тверского бульвара следующая: он состоит из двух аллей - главной и боковой тенистой.

История Тверского бульвара очень длинная и довольно неоднозначная. Первое его название было просто Бульвар, официальной датой основания считается 1796 год. Потом бульвар нарекли Тверским по названию улицы, которая к нему примыкает. Строительство бульвара было перспективным делом, его даже внесли в Прожектированный план Москвы 1775 года. Стену Белого города, на месте которой и был впоследствии заложен бульвар, снесли еще в 1782, а бульвар проложили летом 1796 года. Во главе строительных работ стоял архитектор С. Карин, занимавшийся и проектом, и непосредственно строительными работами. Первыми деревьями, высаженными на Тверском бульваре, стали березы, к сожалению, они не прижились, поэтому пришлось высадить липы. Потом на Тверском бульваре появились еще и клёны, вязы, дубы, ясень пенсильванский, хвойные породы, в том числе ель колючая голубая и туя. В скором времени Тверской бульвар стал одним из любимейших мест прогулок представителей московского дворянства. Здесь было большое число развлечений: работали фонтаны, были установлены мостики, беседки из зелени, даже бюсты знаменитых людей вдоль главной аллеи. В часы променада все проезды по бульвару, даже Страстная площадь, заставлялись экипажами гуляющей публики.

Ведущим стилем архитектуры Тверского бульвара на тот момент был классицизм. Необходимо отметить, что репрезентативный характер застройки во многом сохранился до настоящего времени. Тверской бульвар неоднократно воспевался и в прозе, и в стихах. Одним из таких сатириков-поэтов был князь Волконский, которого даже арестовали на месяц за его так называемые бульварные стихи. Кроме того, Тверской бульвар упоминается в стихах А.С. Пушкина, романах Л.Н. Толстого, рассказах А.П. Чехова, книгах других писателей.
Пожар, поразивший Москву в 1812 году, не прошел бесследно и для Тверского бульвара. Большинство построек по обеим его сторонам было уничтожено. Французские солдаты, вырубив все зеленые насаждения на бульваре, сделали его местом своей дислокации, разбив здесь лагерь. Постепенно бульвар восстановили, дополнительно высадили еще деревья, установили скамьи, поставили мостики и фонтаны.

В конце 1880 года на деньги, собранные по подписке, на Тверском бульваре появился памятник А.С. Пушкину. На открытии памятника произносили речи Достоевский и Тургенев, а подножие монумента было буквально засыпано лавровыми венками. Впоследствии памятник перенесли на Пушкинскую площадь. В николаевскую эпоху на бульваре были посажены шелковичные деревья, поздно дающие листву. Николай I, гулявший по Тверскому бульвару, обратил внимание на торчавшие палки, какими выглядели шелковичные деревья. На подобную реакцию императора быстро отреагировали, очистив бульвар от шелковичных деревьев.

В 80-х годах 19 века по Тверскому бульвару проложили линию конки, которую потом заменил трамвай. Что касается архитектуры конца 19 века, то в это время бульвар продолжает активно застраиваться, здесь появляются доходные дома, выполненные в стиле эклектики и модерн. Много претерпел Тверской бульвар и во время ожесточенных боев 1917 года. Столкновение между большевиками и юнкерами привело к многочисленным разрушениям. В конце бульвара сгорел дом, на месте которого в 1923 году установили памятник К.А. Тимирязеву.

Начало 20 века было ознаменовано тем, что на Тверском бульваре проводились книжные базары, которые стали доброй традицией. Архитектор В.И. Долганов стал инициатором реконструкции Тверского бульвара, которая состоялась 1946 году. Тогда были высажены молодые саженцы, появились новые скамейки. Гордостью бульвара стала чугунная ограда, созданная по проекту архитектора Г.И. Луцкого. В 1976 году на Тверском бульваре появился сквер, его разбили на месте целого квартала домов, который был снесен. Именно здесь у сквера на Тверском бульваре был открыт первый в Москве ресторан Макдональдс.

По материалам "Урок в Москве"

  • Тверской бульвар

    Бульварное кольцо было основано на месте стены Белого города, которая была окончательно разрушена к 1780 году. Последняя капитальная реконструкция кольца проводилась после Великой Отечественной войны, в 1947 году: были высажены кустарники и деревья, установлены скамьи и чугунная ограда.

    По Новопушкинскому скверу спускаемся к пересечению Сытинского переулка и Большой Бронной улицы

  • Усадьба Салтыкова

    Участок № 27 в XVIII в. занимала обширная усадьба Салтыкова, она выходила на Б.Бронную, Сытинский переулок и в проезд Тверского бульвара. Строения стояли по всему периметру участка, многие из них сохранились после пожара 1812 г., когда исчезли многие жилые и хозяйственные постройки нечетной стороны бульвара.

    По Сытинскому переулку выходим на нечетную сторону Тверского бульвара и направляемся к дому №25

  • Дом Герцена

    В этом доме, в угловой комнате второго этажа 25 марта 1812 года родился и жил до сентября 1812 года Александр Иванович Герцен, незаконнорожденный сын московского барина, помещика Ивана Алексеевича Яковлева и Генриетты Вильгельмины Луизы Гааг из Штутгарта. Впоследствии, уже взрослым, Герцен приезжал сюда в гости к своему двоюродному брату, Алексею Александровичу Яковлеву.

    Проходим к соседнему дому №23

  • Камерный театр

    С екатерининских времен украшает Тверской бульвар дом № 23. Значительно перестроенный, сменивший многих владельцев, главный дом городской усадьбы сегодня занимает драмтеатр им. А.С. Пушкина. Здание театра отличается скромным и лаконичным фасадом: первый этаж рустован, два верхних этажа, отделенные от первого протяженным козырьком, оформлены в едином конструктивистском стиле. На уровне третьего этажа размещается надпись «Московский драматический театр им. А.С. Пушкина».

    Продолжаем двигаться по нечетной стороне бульвара, пересекаем Богословский переулок и останавливаемся у дома №19

  • Дом К.М. Святополк-Мирской

    Жилой дом № 19 стоит на углу бульвара и Богословского переулка. На карте Хотева 1852 г. это сложное квадратное строение с запутанным внутренним двором, принадлежащее купчихе Анисье Яковлевой. Во второй половине XIX в. владение записано на Клеопатру Михайловну Святополк-Мирскую. Сохранилась фотография 1896 г., посвященная коронационным тожествам Николая I, на ней богатый двухэтажный дом на полуподвале, со скошенным углом и рустованными стенами, архитектора А.А.Мартынова.

    Чуть возвращаемся назад, по переходу попадаем на аллею Тверского бульвара и подходим к памятнику Есенину

  • Одним из последних памятников, установленных на Тверском бульваре, стал монумент С.А. Есенину, открытый в 1995 году к столетию со дня рождения поэта.

    Возвращаемся на нечетную сторону, подходим к дому №17, входим во двор через ворота в арке

  • Возвращаемся на улицу и переходим к дому №13

  • Дом Голохвастовых

    Участок дома № 13 по Тверскому бульвару в XIX веке принадлежал семье Голохвастовых. О Павле Ивановиче Голохвастове вспоминал А.И. Герцен в романе «Былое и думы». Родственник и друг семьи Герцена, Голохвастов спас их от пожара 1812 года, зазвав к себе в усадьбу: «Пойдемте ко мне, мой дом каменный, стоит глубоко на дворе, стены капитальные». Старый дом описывал как красивое здание с фасадом, украшенным пышным четырехколонным портиком, по бокам участка шли флигеля, но пожар не пожалел старого каменного здания. Дом пришлось восстанавливать.

    Проходим несколько метров и смотрим на небольшой особнячок под номером 11

  • Дом актрисы М.Н. Ермоловой

    Адрес «Тверской бульвар, дом 11» известен всей Москве, как адрес великой русской актрисы Марии Ермоловой. В здании создан музей ее памяти. Актриса жила в этом доме с 1889-1928 г. Комнаты помнят звук ее шагов. Сюда приходили В.И.Немирович-Данченко, К.С.Станиславский, Ф.И.Шаляпин. В гостях у актрисы бывали А.Ленский, А.Южин.

    Продолжаем движение по улице и подходим к дому №9

  • Доходный дом И.М. Коровина

    Дом 9 по Тверскому бульвару выделяется из общего ряда домов нечетной стороны. Высокий доходный дом, возвышаясь над деревьями, в то же время не смотрится как громоздкая, массивная постройка. Декоративная простота балконов и эркеров делает дом объемным, но одновременно легким.

    Подходим к пересечению бульвара и Малой Бронной улицы, смотрим на дом №7

  • По бульвару идем к площади Никитских ворот и останавливаемся у дома №1

    По переходу возвращаемся на сам бульвар, подходим к памятнику К.А. Тимирязеву

  • В октябре 1917 г. на Тверском прошли ожесточенные бои между вооруженными отрядами большевиков и юнкерами, из-за чего в начале бульвара сгорел дом. На его месте в 1923 г. поставили памятник К.А.Тимирязеву. Гранитная фигура в мантии почетного доктора Кембриджского университета вырублена из цельного куска шведского гранита. А во время войны 1941-1945 гг. на площадь упала крупная бомба, и ударной волной памятник снесло с постамента. Позже его вернули на место, но до сих по можно увидеть на постаменте выбоины от осколков.

    Смотрим напротив, на четную сторону бульвара

  • Здание ТАСС

    Корпус нового здания ТАСС, который появился на Никитской площади в 1977 году, называли одним из удачных архитектурных проектов 1970-х. Здание заняло место старой московской застройки. Здесь стоял угловой жилой дом № 2 и здание бывшего Тверского народного училища, находившегося здесь с первой половины XIX в. В доме 2 располагался роддом, детский сад, небольшие магазинчики. Он помнил бои 1917 и страшный взрыв 1941 г., когда в площадь попал немецкий снаряд. О нем писали в воспоминаниях М. Сабашников и К. Паустовский.

  • Дом Коробковой

    Дом № 6 на Тверском бульваре больше известен как дом Коробковой, или дом Санкт-Петербургского общества страхования, хотя зданием владело так же Товарищество Ярославской Большой мануфактуры, а в 1917 году оно досталось потомственному дворянину А.М. Константинову.

    Проходим несколько метров к дому №6

  • «Дом песни»

    Сейчас, глядя на дома 8, 10 и 12 по Тверскому бульвару, сложно определить, где кончается один и начинается другой. Они смотрятся как единое целое, а ведь когда в 1910 году был построен дом № 8, он был самым высоким домом по четной стороне Тверского бульвара.


Всего 36 фото

Тверской бульвар всегда необъяснимо привлекает меня и тянет оказаться здесь по поводу и без. Может быть это непреодолимое притяжение скрыто в самом названии бульвара и коллективное бессознательное живших здесь, гулявших по бульвару русских людей побуждает всех нас прикоснуться к отечественным истокам, узнать нечто важное, пусть бессознательно, но все же узнать и принять в себя. А может хочется просто оказаться в сердце Москвы и стать с ней единым целым, почувствовать как это... В общем, Тверской бульвар позвал меня к себе и в этот осенний день, что уже заканчивался, начинали сгущаться сумерки, позднее осеннее солнце уже только что село и в небе оставалось только его тускнеющее зарево. Бульвар выглядел пустынно, безлюдно и отстраненно. Но в этой осенней тишине и остановившимся времени Тверской как будто ждал и хотел что-то сказать и что-то услышать в ответ...Этот пост будет всего лишь зарисовкой осеннего Тверского бульвара, готовящегося к зиме, собирающегося замереть в своем долгом зимнем и зыбком сне...

Я не ставил для себя никаких определенных задач снять что-то конкретное, - ракурсы будут только те, что мне почему то захотелось снять. Мы пройдемся от Тверской до Никитских ворот. Параллельно я немного буду рассказывать о тех исторических объектах, что будут мне попадаться на глаза...

02.

На Тверском сейчас проходит три фотовыставки. Эта, в частности, - о "Байкал-Трофи 2015" - экспедиции, которая стартовала в День России 12 июня в Братске и финишировала в Иркутске 28 июня 2015 года.
03.


04.

Усадьба Римского-Корсакова, Тверской бульвар, 26. В этом месте находилась северная часть городской усадьбы И.Н. Римского-Корсакова - одного из фаворитов Екатерины II. Всего здесь было 6 строений. После войны князь решил перестроить свои владения и, для этого был приглашен известный архитектор Осип Бове. Здания не стали сносить и органично выделили их как центры протяженной архитектурной фасадной композиции. По свидетельствам современников дом Римского-Корсакова слыл одним из красивейших зданий в Москве.
05.


06.


07.



Новое здание МХАТ, Тверской бульвар, 22. Ранее здесь находился дом Кологривовых, приобретённый в 1819 году для московского обер-полицмейстера, затем (в середине XIX века) перешедший в собственность полиции (позже - градоначальника). В этом доме во время приёма был убит московский градоначальник П.П. Шувалов.
09.


10.

Вторая уличная фотовыставка - "Город. Обновление" и, интересна с точки зрения - как меняется архитектура в городе, при определенных и специфических условиях, в частности как меняется Москва и ее прежде заброшенные территории и промзоны.
11.


12.

Здесь памятник поэту Сергею Есенину, установленный на Тверском бульваре в 1995 году. На первом плане - здания по адресу Тверской бульвар,17 (слева) - доходный дом с хозяйственными постройками (1879, архитектор С.С. Эйбушиц) и Тверской бульвар,19 (справа) - доходный дом (1870-е, архитектор А. А. Мартынов). В этом доме с конца 1880-х годов жил выдающийся русский хирург Н.В. Склифосовский.
13.

Правее от МХАТа - жилой дом РЖСК работников просвещения «Первый шаг» (1928-1931, инженер Н.С. Жуков; 1941) по адресу Тверской бульвар, 20.
14.

Особняк П.П. Смирнова находится по адресу Тверской бульвар,18. Он реконструирован в 1901-1905 годах по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля. Является одним из ключевых памятников московского модерна и одной из самых известных построек этого архитектора.
15.


16.

Особняк Смирнова по праву считается одной из лучших работ Шехтеля. Петр Смирнов устраивал здесь концерты, благотворительные аукционы. Учитывая тот факт, что Тверской бульвар оставался единственным бульваром города на протяжении всего ХIX века, особняк всегда оставался в центре внимания московской общественной жизни…
17.


18.


19.


20.

Тверской бульвар,15, строение 5. Это флигель некогда стоявшей здесь городской усадьбы (1810, 1886, архитектор В.И. Мясников) - так называемый «Дом Михоэлса». Построен в 1810 году, перестраивался в 1886 году. Здесь проживал актер, художественный руководитель театра ГОСЕТа Соломон Михоэлс, а также писатель-переводчик Всеволод Иванов. Здесь бывали Есенин и Тышлер. Этот образец послепожарной Москвы (1812), как и вся усадьба, с конца девятнадцатого столетия и вплоть до Октябрьской революции находилась в собственности семьи Кириковых.
21.


22.

Об истории этого здания по адресу Тверской бульвар, 14, строение 4, где сейчас располагается отель "Ист-Вест" мне ничего не удалось найти..., кроме того, что он построен в русском стиле)
23.

Вот это симпатичное здание по адресу Тверской бульвар, 14, строение 1 справочники идентифицируют как "административное здание агентства ИТАР-ТАСС", однако здесь находится бизнес-центр "Тверской бульвар-14", где сейчас еще можно снять себе офис на шестом этаже и в мансарде)
24.

Построено здание в 1997-1998 гг. архитектором Д. М. Деевым и, по сути, является ново делом.
25.

Наверное, это самое яркое сейчас здание на Тверском, поэтому и захотелось снимок с ним выложить в заглавном фото этого материала. Как раз напротив этого здания растет так называемый «Пушкинский дуб», огороженный низенькой цепью. Ему более двухсот тридцати лет, он старше самого Тверского бульвара и рос когда то у городского вала. Гиляровский его особенно привечал)
26.


27.

Это дом знаменитой русской актрисы Марии Ермоловой по адресу Тверской бульвар,11. Здесь сейчас расположен музей её имени. Ермолова жила здесь с 1889 по 1928 гг. В основе усадьбы два здания, одно - главный дом, расположенный вдоль красной линии бульвара (строение 1), и флигель, слева, выходящий на улицу торцом (строение 2).
28.

Доходный дом Н.П. Ламановой (1908, архитектор Н.Г. Лазарев).
29.

Тверской бульвар,9. Здесь был построен доходный дом известного московского домовладельца, купца Ивана Михайловича Коровина. Дом возведен по проекту архитектора Ивана Гавриловича Кондратенко. Заказ на это здание он получил в 1906 году.
30.

Слева от "Дома Ермоловой" - довольно любопытный дом на Тверском под номером семь. Известен как "Дом Романова" или "Романовка" - дом меблированных комнат, где жили студенты консерватории и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Здесь снимал квартиру композитор В.С.Калинников, у которого в гостях бывали Н.А. Римский-Корсаков, М.А. Врубель, К.А. Коровин, Ф.И. Шаляпин.
31.
Основная часть здания относится к XVIII веку. По состоянию на 1753 год им владел коллежский советник С.Е. Молчанов. В дальнейшем усадьба перешла к тайному советнику Н.Н. Салтыкову, который подарил его дочери, вышедшей замуж за князя Я.И. Лобанова-Ростовского. В начале XIX века домом владел министр внутренних дел Д.И. Лобанов-Ростовский. После пожара 1812 года дом купил и перестроил в стиле ампир историк Д.Н. Бантыш-Каменский. С 1824 года усадьбой владел П.Б. Огарёв. В доме прошли детство и юность его сына, поэта и мыслителя Н.П. Огарёва.
35.

Ну, и в заключении - Площадь Никитских ворот. Вечерние и осенние сумерки...
36.

Ну, вот, пожалуй, и всё. Хоть снега и нет, сухо, но всё и вся его уже давно ожидают и смирились с неизбежным уходом лета и золотой осени...

Источники: Википедия - Тверской бульвар

В Москве очень любят красивые легенды об особняках. И даже если его правдивая история известна многим, все равно ее искажают ради красивой лжи.
Тверской бульвар не может похвастаться большим количеством зданий в стиле модерна. И этот особняк, который стоит почти на его середине, привлекает к себе особое внимание гуляющих.


Взгляд прохожих всегда останавливается на балконе с причудливым кованым орнаментом, напоминающем плывущий по волнам корабль. Правда, теперь решетку этого балкона закрывают уродливые буквы ресторана «Империя». Уже много лет краеведы любят рассказывать, что этот особняк подарил своей любовнице водочник Петр Петрович Смирнов. И никто из них не любит говорить правду. А ведь история его не имеет ничего общего с этим вымыслом, напраслиной, возведенной ради красного словца, на хорошего человека, заботливого семьянина, на женщину, с нелегкой как у всех в то время, судьбой.

У особняка интересная история. Еще в 1760-х годах он упоминается как принадлежащий конной гвардии ротмистру Василию Васильевичу Истлентьеву. В 1763 году дом перешел к камергеру генерал-поручику Александру Григорьевичу Петрово-Солово.
После пожара он принадлежал графу Владимиру Григорьевичу Орлову.
В 19 веке у него было много владельцев и много перестроек.
В результате получился добротный «ампирный особнячок», который во внутреннем своем строении сохранил следы разных эпох с разным уровнем пола, лабиринтом комнат и служб.

И вот 28 ноября 1900 года у потомственного почетного гражданина Николая Петровича Малютина этот особняк за 299 тыс. рублей покупает для своей семьи купец Петр Петрович Смирнов. Он уже семь лет к тому времени был счастливо женат на Евгении Ильиничне Морозовой. Они растили трех детей: Татьяну, Арсения и Алексея. В 1900 году появилась на свет еще одна дочь Ольга.

Петр Петрович был сыном Петра Арсеньевича Смирнова, создателя знаменитого московского водочного завода в Садовниках и его второй жены Натальи Александровны Таракановой.
Сам Петр Петрович в молодости занимался торговлей чаем в Петербурге и переехал в Москву только в 1893 году по настоянию отца, стремившегося привлечь сына в семейное дело.
На следующий год (1894) было учреждено «Товарищество водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных вин П.А. Смирнова» в Москве с основным капиталом в 3 млн. рублей, где Петр Петрович стал одним из директоров. Семья его росла, в родительском доме на Пятницкой им всем места не хватало, и Петр решил купить для них новый дом.



Архитектором он пригласил знаменитого тогда Федора Шехтеля. С ним Смирновы уже были знакомы. Он строил для их семьи. Петр Петрович поставил перед ним задачу создать достойное и красивое жилище для семьи с сохранением многоуровневого причудливого внутреннего устройства особняка. Но Смирнову хотелось, чтобы его дом стал украшением бульвара и выделялся на фоне остальной застройки. Поэтому Шехтель много внимания уделил именно уличному фасаду, при этом его дворовый фасад был предельно прост.


Доминантой бульварного фасада был, безусловно, большой кованый балкон-корабль, как бы плывущий над прохожими. В него выходила парадная зала.


Второй доминантой был высокий аттик с вытянутыми витражными окнами и картушем с монограммой владельца. Первый этаж был хозяйственным, а во втором Шехтель сделал великолепную анфиладу парадных залов и жилых комнат Евгении Ильиничны и Петра Петровича. Детская половина располагалась в мансарде. В дворовых постройках жила прислуга, была конюшня, которая выходила на Малый Гнездниковский переулок.

Парадная лестница была сделана из белого мрамора, балюстрада ее напоминала набегающую волну – любимый прием мастера. На втором этаже лестницы было сделано огромное окно с фасетным стеклом, которое переливалось всем цветами радуги в солнечную погоду. В вестибюле гостей встречали большие парадные портреты хозяев особняка. Все залы парадной анфилады были сделаны в разных стилях. Сын Петра Петровича потом вспоминал, что изучал историю и историю искусств по этим залам.



Парадная столовая была в романском стиле с деревянным панелями на стенах, цилиндрическим сводом потолка, мощным камином с двумя приземистыми колоннами. Свет в столовую проникал через тройное стрельчатое окно с витражами.

Большая гостиная, где хозяева устраивали большие приемы, музыкальные и театральные вечера, была выполнена в классическом стиле, богато украшена лепниной, покрашенный в зеленоватый цвет. В роспись потолка Шехтель поместил монограмму-вензель СПР - Смирновы Петр и Евгения.


Особым парадным помещением был огромный Египетский зал, для которого со двора была даже сделана специальная пристройка. Зал был декорирован рисунками с папирусов в золотисто-бежевых тонах.



Две мощные египетские колонны отделяли зал от коридора. Этот зал построили специально для проведения художественных выставок.

Хозяева предпочитали реалистическую живопись, что не очень сочеталось с египетским декором зала, по мнению Ильи Репина. Для Петра Петровича Шехтель сделал кабинет в готическом стиле, а для Евгении Ильиничны изящный будуар.



Доминантой будуара был парусный потолок весь украшенный лепным орнаментом из роз.
В оформлении розовой гостиной Федор Шехтель применил новый тогда прием освещения – в лепнину потолка с растительными мотивами по периметру были вставлены лампочки в виде распускающихся бутонов.


В этой лепнине с двух углов были изображены изящные женские фигуры в туниках.

Во всех помещениях была красивая мебель, картины и другие милые сердцу вещички. Был сделан большой зимний сад с диковинными растениями и небольшой зверинец.


Татьяна Смирнова в Зимнем саду.
Детские комнаты были оформлены по мотивам русских сказок. В доме были английские батареи, водяное отопление с собственной котельной. Имелась приточная вентиляция.

В этом особняке у Петра Петровича и Евгении Ильиничны в 1902 году появился на свет последний ребенок – сын Анатолий. А в 1910 году после непродолжительной болезни совсем молодым скоропостижно ушел из жизни Петр Петрович Смирнов. У него была банальная фолликулярная ангина, осложненная отеком и удушьем. Антибиотиков тогда не было и сердце не выдержало этой болезни. Евгения Ильинична осталась одна с пятью детьми. Ей надо было продолжать торговое дело мужа и растить детей. Их финансовое положение сильно осложнилось с введением сухого закона и государственной монополии на водку. Но вопреки всяким слухам и позднейшим измышлениям семья Евгении Ильиничны до самой революции проживала в этом особняке.
Никакому клубу его не сдавали и никакого синематографа она тут открывать не хотела. Старшая дочь и сын к тому времени создали свои семьи и жили в доме на Пятницкой. Революцию в этом доме встретила Евгения Ильинична с тремя младшими детьми. Дом заняли юнкера, которые вели из дома обстрел красноармейцев штурмующих соседний особняк градоначальства.
Послереволюционная судьба семьи очень печальна. Евгения Ильинична стремясь спасти семью, вышла замуж за итальянского делового партнера Смирновых и уехала с ним в Японию. Но детей им взять не разрешили, и они остались в России. Алексей и Анатолий погибли в 1920-е годы. Татьяне с дочкой удалось в 1926 году уехать в Париж. Сын Арсений много скитался по Средней Азии, где умер в середине 20 века.
В советское время в особняке были народный суд и военная прокуратура, судебные заседания проходили в Романском зале. В 1990-е большую часть особняка отдали Пенсионному фонду РФ. В 1994 году его потеснили, поместив сюда фирму «Мелодия», которую срочно выселяли из англиканской церкви храм Св. Андрея в Вознесенском пер.д.8 (его занимала тогда «Мелодия»). Сейчас в правом крыле здания и в дворовых помещениях находится Московское отделение Пенсионного фонда РФ. А парадные залы, восстановленные в 2006 году одной строительной фирмой, заняты сменяющими друг друга каждый год ресторанами. В прошлом году это был «клуб Шехтель», теперь ресторан (дом приемов и торжеств) «Империя»...
Которая изуродовала балкон ОКН.