Биографии Характеристики Анализ

Усадьба ярополец чернышевых адрес как добраться. Заброшенная усадьба Ярополец Чернышевых — «Русский Версаль

Недалеко от древнего российского городка Ярополец , что в окрестностях Волоколамска , располагалась усадьба, которую в свое время по праву называли «Русским Версалем » Это бывшее поместье Чернышевых .

Здесь тишина и запустение. Парадный вход в усадьбу обрамлен живописными башнями. Дом полуразрушенный, но поставлена новая крыша - похоже на вялотекущую реставрацию. Окна первого этажа забраны решетками, двери закрыты наглухо. Такие же грустного вида флигеля и служебные постройки виднеются рядом. Зданием можно полюбоваться через забор. Этого вполне достаточно для впечатлений, особенно если путешествуешь с детьми: травмоопасно.

Про Чернышевых и усадьбу

Кто такие Чернышевы? Это интересно, поэтому немножко истории.

Началась его история с конца семнадцатого века, когда в 1684 году царевна Софья пожаловала обширное ярополецкое имение со всеми окрестными селами Петру Дорофеевичу Дорошенко - бывшему украинскому гетману. Петр Дорофеевич прожил в имении последние четырнадцать лет жизни и был похоронен недалеко от своей усадьбы.

После его смерти имение отошло к его сыновьям, которые поделили наследство, и в 1717 году один из наследников мятежного гетмана продал свою половину Григорию Петровичу Чернышеву .

Первый из Чернышевых, Григорий Петрович, удивительная личность. Предки его носили фамилию Чернецкие и были поляками. Григорий служил в денщиках у Петра Первого. Царь его жаловал, особенно за успехи во время шведской кампании. Григорий Петрович стал кавалером ордена святого Андрея Первозванного, сенатором и графом. В 1717 году он купил половину вотчины Ярополец.

У него был сын Захар Григорьевич (1722—1784 гг.), генерал-фельдмаршал, известный полководец, бравший Берлин в 1760 году. Карьера его была еще более блистательной: зачислен в гвардию уже в 13 лет,в 19 лет - капитан, в 20 - посол в Вене, позже - участник войны за австрийское наследство, Семилетней войны с пруссаками, в 36 лет - генерал-поручик. При Екатерине II пожалован в генерал-аншефы, управлял Военной Коллегией, был генерал-губернатором Белоруссии. В 1782 назначен московским главнокомандующим и градоначальником Москвы (получается, один из предшественников Лужкова!) . В соответствии с «Учреждением об управлении губерний Всероссийской империи» создал структуру губернских государственных учреждений, провел подбор чиновников, осмотр зданий присутственных мест, разграничение территорий со смежными с Московской губерниями (Тверской, Смоленской, Владимирской, Рязанской). 4 октября 1782 объявил о торжественной церемонии «открытия Московской губернии». Деятельность Чернышева получила одобрение императрицы, в октябре 1782 она изъявила свое «благоволение за успех в делах». При Чернышеве был произведен ремонт стены Китай города, вдоль Ка-мер-Коллежского вала выстроены 15 застав с караульными помещениями. Построенный Чернышевым дом на Тверской улице был после его смерти выкуплен казной и стал официальной резиденцией высших чинов московской администрации.

Но был и такой момент, когда казалось, что карьера этого замечательного человека резко оборвалась. В 1762 году З.Г.Чернышев неожиданно подал в отставку после того, как увидел, что в "фавор" попали безвестные братья Орловы, а он, как ему показалось, был обойдён вниманием новой императрицы. Впрочем, через два года вновь был принят на службу и обласкан, но благодаря этой отставке возник «Русский Версаль».

Захар Григорьевич - самолюбивый человек, выразил свои неудовлетворённые амбиции в ансамбле создании роскошного дворцово-паркового ансамбля родового майоратного имения.. Привлечены были лучшие архитекторы Баженов, Казаков и их ученики. В резиденции сановного вельможи был выстроен двухэтажный дворец (в стиле раннего классицизма, с мотивами французского рококо), хозяйственные корпуса; в ансамбль так же вошла уже существовавшая церковь с колокольней.

Строительство усадьбы началось в середине восемнадцатого века (в начале 1760-х годов), и какой-то момент переросло в создание представительской резиденции. В ходе строительства между четырнадцатью селами и деревнями были проложены новые прямые дороги, в самом Ярополче построена барская усадьба с дворцом , храмом, служебными постройками , огромным парком. Центром композиции стала большая площадь перед дворцом, обнесенная каменной стеной с пятью воротами. От ворот в разные концы поместья разбегались лучи проспектов.
На парадный двор с площади вели оригинальные ворота в виде двух крепостных башен, делая усадьбу похожей на феодальный замок , на башнях развевались штандарты Чернышевых , над проездом размещался родовой герб. Дуговые аллеи соединяли двухэтажный дворец с двумя каре хозяйственных корпусов. Здание дворца, возведенное в 1760-х годах в стиле французского неоклассицизма , несвойственном Подмосковной усадьбе , является произведением высокого художественного уровня. При создании образа дворца применялась плоская декорация из лопаток, филёнок и оконных наличников с гирляндами и лепными замками. Предположительно, автором проекта являлся ведущий мастер неоклассицизм а того времени — Жан-Батист Валлен-Деламот, автор таких известных зданий в Петербурге, как Академия художеств и Гостиный двор. В пользу этого предположения говорит, например, тот факт, что примерно в это же время по его проекту строился дворец для Ивана Григорьевича Чернышева , брата владельца усадьбы.
Схема постройки соответствовала тогдашнему представлению об идеальном городе-резиденции и сближала Ярополец с французским Версалем, чем и было вызвано, что усадьбу современники называли «Русским Версалем »

В 1774 году Чернышев добивается от императрицы указа об учреждении в Яропольце майоратного имения . После этого усадьба не подлежит дроблению, продаже или конфискации и передается по наследству старшему в роду. А в 1775 году Екатерина II самолично посетила подмосковную резиденцию Чернышева в связи с чествованием победы русского оружия в войне с Турцией. В честь приезда императрицы на нижней террасе воздвигли обелиск , облицованный цветными мраморами и гранитом. Государыня осталась довольна, заметив, "что если бы Ераполч был ближе к Москве, выбрала бы его себе ".

В 1787 году пожар уничтожает первоначальное убранство усадьбы. На сохранившихся фотографиях можно увидеть более поздние интерьеры дворца. Среди помещений выделялся «Голубой Зал », в котором размещалась портретная галерея Чернышевых . В отличие от других галерей ее составляли не живописные, а исключительно скульптурные изображения. Члены семьи были увековечены в барельефах работы Ж.-Д. Рашетта и мраморных бюстах Ф.И. Шубина.

Спустя год после пожара, в 1788 году над галереями-переходами к основному объему надстраивается второй этаж, а флигелям пристраиваются, башни с винтовыми лестницами.
Следующее изменение облика усадьбы, согласно хроникам, происходит в конце первой половины XIX века - 1830-1840 годах пристраиваются дугообразные переходы, связывающие дворец со служебными корпусами.

Одна из сестер внучатого племянника фельдмаршала , причастному к декабристскому движению З. Г. Чернышева (1798 - 1826), Софья, вышла замуж за действительного статского советника Ивана Кругликова, которому решением правительственного Сената в январе 1832 года было предоставлено право принять фамилию и герб рода графов Чернышевых. С этого момента Ярополецкое имение числиться за Чернышевыми-Кругликовыми. В июле 1847 года скончалась С.Г. Чернышева. И.Г. Чернышев-Кругликов ходатайствовал об утверждении неделимого имения его супруги за их малолетним сыном Ипполитом. Вскоре, в ноябре 1847 года умирает и сам Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов. По достижении совершеннолетия Ипполит становится владельцем и распорядителем всего недвижимого имущества. Деловая переписка с Ипполитом Ивановичем подтверждает его управление имением почти до конца XIX века. Затем Софья Кругликова выходит замуж за Безобразова и до 1917 года усадьбой владели Чернышевы-Безобразовы.




Мебель из усадьбы Чернышева




Судьба внутреннего убранства и коллекций. Все ценные предметы из усадьбы Чернышевых, как и из других усадеб Подмосковья, были вывезены и переданы в Государственный художественно-исторический музей, созданный в 1920г. на территории закрытого Ново-Иерусалимского монастыря. Позднее он стал называться опытно-показательный краеведческий музеем Московской области. Такой как бы музейный колхоз. В декабре 1941 года, в ходе боев под Москвой, саперы дивизии "Райх" взорвали "Новый Иерусалим". При взрывах и пожарах погибла вся музейная экспозиция и большая часть музейных коллекций в фондохранилищах.
Судьба усадьбы. В период с 1920 г. по 1928 г. здесь была сельская больница, а потом - санаторий им. Павлика Морозова. Во время войны усадьба была сильно разрушена, и поэтому больше никак не использовалась. За одним исключением: в 1953 г. на территории усадьбы проходили съемки кинофильма "На графских развалинах".


Про парк и окрес тности

За усадьбой к пруду спускается парк. Только ради него стоило сюда приехать! Широкие аллеи, древнего вида липы, прекрасные разного размера и в разной степени заросшие пруды, протекающая через сад река лама, дальний сосновый лес… В центре парка возвышается гранитный обелиск в честь визита императрицы Екатерины II в 1775 году. (Аналоги: Архангельское, Кусково). Наиболее хоженая тропа с асфальта в парк проходит так, что усадебный дом остается по правую руку.

Постепенно спускаясь по склону, вы услышите усиливающийся звук падающей воды. Откуда же здесь, в парке XVIII века, на совершенно равнинной, тихой речке Ламе мог взяться водопад? Он рукотворный. О нем пойдет речь в другом посте.

Усадьбу Чернышевых, расположенную на северо-востоке Волоколамского района по истине можно назвать «русским Версалем». Этот дворцово-парковый ансамбль был отстроен елизаветинским генералом Захаром Григорьевичем Чернышевым (1722-1784 г.г). Получив в 1752 году в наследование от отца часть земель Ярополецкой волости, Захар Григорьевич и не думал, что спустя каких-нибудь 12-15 лет начнет здесь бурное строительство небывалого доселе размаха.

В 1766 году генерал начал межевание земель, а двумя годами позже развернул строительство дома. Замысел отставного вельможи З.Г. Чернышева поражал своей масштабностью. В центре архитектурной композиции усадьбы стоял дворец (в 1788 году дополненный вторым этажом и оригинальными башнями с винтовыми лестницами), отстроенный в стиле раннего классицизма с элементами французского рококо.

Кроме него в ансамбле имелись хозяйственные постройки, конные и скотные дворы, липовый парк, спускавшийся к пруду. Над созданием «Версаля» трудились архитекторы Баженов, Казаков и их ученики. Такой увидела Чернышевскую подмосковную резиденцию императрица Екатерина II, посетившая эти места в 1755 году. К этому времени на территории усадьбы был разбит сад, с дивными оранжереями, украшенными барельефами, театр, мечеть, сооруженная в честь победы в войне с Турцией (1774 год).

В память о визите императрицы в центре парка был поставлен обелиск. Эту эпоху можно считать периодом рассвета рода Чернышевых и их фамильной усадьбы. Однако вскоре мужская линия известной фамилии обрывается. Тезка именитого фельдмаршала, его внучатый племянник, Захар Григорьевич Чернышев (1798-1826 г.г.) стал известен русской истории как участник Восстания Декабристов.

После его смерти владение усадьбой перешло одной из его сестер. Фамильным имением родственники Чернышева владели до 1917 года. С приходом большевиков к власти, усадьба Чернышевых стала использоваться как сельская больница, а затем как санаторий им. Павлика Морозова. В 1941 году Ярополец был оккупирован фашистами.

Тогда усадьба Чернышевых быстро утратила свой прежний лоск и совершенство русского Версаля. Некогда прекрасные пышные оранжереи, Храм и дворец запустели, превратившись в графские развалины именитого рода Чернышевых. Это печальное словосочетание прославило усадьбу его плачевным состоянием. В 1953 году здесь был снят советский фильм «Графские Развалины».

Мог ли представить отставной фельдмаршал, какая судьба уготована его родовому гнезду, ставшему для него впоследствии местом обретения вечного покоя? О торжественном убранстве мраморной усыпальницы графа Чернышева сегодня лишь очень отдаленно напоминают руины Храма Казанской Божьей Матери.

Эта Церковь была реконструирована вдовой фельдмаршала в 1798 году, и стала местом, куда был перенесен прах основателя родовой усадьбы. Но трудно назвать Храм Казанской Божьей Матери усадьбы Чернышевых местом обретения покоя. Это место, словно магнит для вандалов, безмолвно хранит в себе их бесчеловечные зверства. Поругано всё, и генеральское надгробье, и церковный иконостас, и даже массивные мраморные колонны кому-то помешали своим торжественным видом…
Адрес: Волоколамский р-н, село Ярополец











Анна ★★★☆☆

(24-09-2018)

С учётом предыдущих отзывов ничего не изменилось. Церковь в лесах и огорожена глухим забором, но реставрация вряд ли идёт полным ходом. Бродит некий сторож, но он говорит, что он охраняет не церковь, а усадьбу напротив, а сторож церкви вообще-то есть, но неизвестно где и когда появится. Под забором можно проползти на пузе в щель, если не видят местные мальчишки, которые ревниво замещают сторожа по собственной инициативе. Внутрь церкви не попасть. Единственное, что можно, - заглянуть в щель и сфотографировать, ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

просунув фотоаппарат сквозь решётку.

Константин ★★★☆☆

(18-04-2018)

Центральная часть усадьбы и церковь окружены глухим забором. В парке запустение. На церкви ведутся какие-то работы, стоят леса. Согласно плакату - противоаварийные работы.

Наталья ★★★★★

(30-08-2016)

Грустно из-за состояния строений, но выглядят они даже сейчас очень величественно.
Очень любопытно!

Osen ★★★★★

(3-05-2016)

Ездили 7 марта.Усадебный дом за забором, подойти к нему невозможно. Церковь напротив великолепна, хотя тоже обнесена забором,но поближе подойти все же можно. Это обязательно стоит увидеть!Рекомендую.

Екатерина ★★★★★

(5-10-2015)

Были проездом в октябре 2015 г. Через дырку в заборе попали на территорию. Очень впечатляет. Внутрь храма также залезли. Словами не передать какое количество разнообразных звуков там внутри. Ребенок со словами "приведения" выскочил обратно. Я прошла дальше, но не намного. Уж очень жутко и страшно было от всех этих завываний. Но даже в разрушенном состоянии собор великолепен.

Сейчас вся эта красота находится за забором, но пройти на территорию и в храм и в усадьбу можно. Главное аккуратно. Особенно в храме. то и дело что то отваливается, да и колонны внутри,боюсь, скоро завалятся все почти. Так что пока есть возможность, стоит посетить это место. Очень красиво.

Очень люблю бывать "на графских развалинах" (там снимался одноименный фильм, детский детектив 1958 года). К многочисленным комментариям добавлю, что история с театром, по-видимому, легенда. Во-первых, содержать такой монументальный театр было бы не по силам даже графам Чернышевым. Во-вторых, кто бы в него ходил в такой глуши? Архитектурное решение Казанского храма объясняется тем, что одна половина его планировалась как усыпальница графского рода, а вторая - как собственно церковь.
Как нам стало известно, руины замка Чернышевых также находятся на балансе МАИ. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Поэтому скорой реставрации его ожидать не стоит - вузу такое не под силу.

По тем остаткам, которые сейчас возможно лицезреть, однозначно можно сказать, что эта усадьба была одной из самых величественных в Подмосковье, местный Версаль.
Церковь великолепна даже в нынешнем состоянии. Очень, очень жаль, что ситуация столь плачевна.
Следует совместить посещение Яропольца с Иосифо-Волоцким монастырем. Объекты находятся недалеко.

Очень величественные развалины. Все за забором. Но к храму можно подойти с южной стороны. Внутрь залезть можно только через окно в алтарной части: рисковать не стали - вероятность получить по голове упавшим камнем с потолка очень велика. Жаль, что скоро смотреть будет не на что. Храм до 1966 года действовал. 50 лет хватило для приличного руинирования.

Историю с театром озвучивают, обычно, и в музее. В прошлом годе еще слыхал.Но слишком много противоречий.
Поэтому на том, что сейчас есть и остановимся!. Дыра,
как и раньше, сзади у колокольни. Можно залезть и в храм,со времени последнего посещения упала одна колонна внутри,делайте выводы!Внутри красиво и жутко!Но впечатляет, однозначно.Под усыпальницей Чернышева,в западной части (прислоненная пирамида к стене!), кто то копался!Но барельефы на цоколе хорошо видны! Стоит там побыть, некоторое время, одному и без шума.Если есть воображение, получите массу удовольствия!!! Что бы не привлечь внимание сторожа,
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

он в "основном" здании живет, не ставьте машины перед
забором.Нужно просочиться сразу сзади, тогда будет
больше времени!Здание с курдонером, тоже огорожено
забором, внутри пустота и куча строительных материалов
(сейчас больше!). Вход в парк свободный(к обелиску),
на пруду появились даже лавочки, да и пляжик чистый!
Против "ворот" под аркой(боковых), высится старое дерево,утверждают -около 300 ему яко бы,но старое-однозначно! А у обелиска очень "пьяный" лесок,ну очень странный- в глаза бросается!

Satriani ★★★☆☆

(28-04-2014)

Были в апреле 2014, усадьба и церковь огорожены высоким забором с замком, однако следов реставрации замечено не было. Будьте внимательны все, кто хочет посетить!

Были осенью 2013 года, удалось попасть и в церковь и в усадьбу, церковь - вне всяких похвал, особенно удивительно, что ее внутренние колонны сделаны из дерева (сверху облицовка) и до сих пор без ухода не развалились, к примеру тот же замок Храповицкого сделанный из камня и построенные около 100 лет назад выглядит более хлипковато. В усадьбе, для любителей развалин смотреть особо нечего - самое интересное там, так это подвал с низкими сводами (попасть можно как снаружи в подвал так и в дырку в полу). ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Интерес представляет обелиск в парке и сам парк с завезенными туда деревьями, зимой без листвы очень красивое, но грустное зрелище.

Можно представить, как усадьба выглядела в старые времена, ощутить размах и роскошь построек.
Церковь уникальна, вторую похожую не сыскать, хотя бы потому, что изначально планировался вовсе не храм, а театр -оттого нестандартность архитектуры и внутренней планировки.
Поезжайте - не пожалеете! Удачного путешествия!

точка указана НЕ ВЕРНО, усадьба немного дальше по дороге, мимо не проедете..
-------
проникнуть не составляет труда по инструкции ниже.
в хране есть дыра в подвал, там правда 1 комната и больше ничего, другой проход заывален
--------
в самой усадьбе смотреть нечего, видимо она тоже будет санаторием, внетри новые стены и видно, что разбиты на комнаты, старого вообще ничего не осталось, так что нет смысла даже зализать во внутрь (вход слева через последнее окно)
да и сторожига следит за залезающими! :)
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

-------
стоит после неё спустится вних на старую ГЭС, тк она не действующая то очень красиво смотрится перелив между верхним и нижним озерами (водопад метра 3-4 высотой полукруглый)
снаружи можно еще пару фоток сделать...

Билан ★★★★★

(30-07-2013)

Посетили усадьбу и храм 28.07.13. И там и там вокруг железный забор, но на территорию храма можно попасть через дырку в заборе сзади. А в сам храм через окно спереди. Внутри очень впечатляющие виды, некоторые части пола, колонн и лепнина неплохо сохранились. На территорию усадьбы можно попасть через пристройку и дыру в заборе(справа если смотреть с дороги) либо через ворота, со стороны ГЭС. Однако там живет тетка-охранница, но если с ней хорошо поговорить, и объяснить что бы ломать ничего не собираетесь...продолжение src="/jpg/plus.gif">

а только пофоткаете, она вас не только пропустит но и расскажет много интересного.

Усадьба производит впечатление. Если бы была отреставрирована - безо всякого сомнения это была бы самая значительная усадьба Подмосковья. Очень жаль, что все в упадке. Расположена близко от усадьбы Гончаровых, можно без проблем пешком пройти от одной к другой (можно через парк, а можно по дороге. Со стороны дороги забор глухой, и это портит весь вид. Зимой не проблема, можно залезть на сугроб и сделать фото. Со стороны парка забор решетчатый, подойти можно довольно близко к усадьбе и рассмотреть детали. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Сторожей не обнаружено. Сейчас от усадьбы до обелиска накатана отличная горка для детей и взрослых. Церковь напротив производит тоже очень сильное впечатление - необычная архитектура, большой размер - очень горько видеть, что она разрушается, состояние ужасное - местами детали фасада обвалились, на крыше растут березы. Сзади возле колокольни забора нет, пройти можно, но мы не стали - не хотелось получить кирпичом по голове, рассудили, что без каски на территорию соваться не стоит

Елена ★★★★★

(30-11-2012)

Удивительное место: с озера вид на саму усадьбу загадочный и прекрасный. Посаженные ранее липы (сад с обелиском) создают фантастическую атмосферу. Хорошо бы восстановить данного места - пусть и для нужд жителей Яропольца. Церковь великолепная (но увы процветает вандализм). Странно, что данная церковь в таком состоянии и нет прихода, т.к. я читала, что данный храм в советское время не закрывался и никто его в советское время не ломал.

Сегодня ездили в Ярополец в надежде посмотреть усадьбу,но к сожалению.и усадьба и церковь обнесена высоким забором за которым только верх зданий можно увидеть.Встретили компанию пытавшуюся внутрь попасть,но как они сказали,"бешеная бабка,никого не пускает".Ну а мы уж не стали нервировать сторожиху,ограничились тем что видно сдороги было.Будем надеятся,что всё-таки отреставрируют усадьбу и мы увидим всю красоту.Там ведь действительно есть на что посмотреть.

Развалины живописнейшие и уныния лично я не испытываю.
Дело в том, что помню прекрасно эти места еще с 79-го года - так с тех пор сильней не разрушилось ничего. Значит, еще сто лет простоит. А там, глядишь, научатся потомки реставрировать:)

Андрей ★★★☆☆

(29-08-2011)

Были 28.08.2011. Унылое зрелище. Может быть раньше было и красиво, но сейчас...... Все огорожено железным забором. Теоретически туда попасть можно, но если вы не хотите, чтобы на вас накричала злая женщина (то ли сторож, то ли еще кто то) возьмите экскурсовода в городском музее. Музей в центре города напротив бюста Ленина и Крупской.

Поставил 3, чтобы быть нейтральным. Изначально поехали в усадьбу Гончаровых (она по идее как рядом). Ту мы сразу нашли, а вот до этой так и не дошли. Хотя местные сказали куда и сколько топать. В итоге долшли до какого-то забора, но за ним вообще полное уныние. Искать в конечном счете эту усадьбу больше не стали, только прогулялись по лесу вдоль речки. Об этой подробнее в отзыве про усадьбу Гончаровых.

Кира ★★★★☆

(5-07-2010)

Усадебный дворец со стороны дороги обнесен глухим забором. Вроде ведутся реставрационные работы.
Но вот со стороны "парка" по-моему можно подобраться, там заборчик "прозрачный".

Парк замечательный, долго гуляли, у пруда можно хорошо посидеть.
Церковь очень интересная, в правой ее части усыпальница, правда через окно ее плохо видно -
"В апсиде усыпальницы ещё сохраняются остатки монументального надгробия графа Чернышева. Это плоская пристенная пирамида, высотой около 4 метров, в основании которой мощный ступенчатый цоколь, украшенный барельефами. На цоколе, как на пьедестале покоится база (нижняя часть) колонны, на которую был водружён чёрный мраморный саркофаг."

На мой взгляд, этот объект представляет гораздо больший интерес, чем усадьба Гончаровых, которая привлекает лишь тем, что там бывал Наше Всё.
За усадьбой замечательный парк, а перед правым крылом главного здания стоит мраморная ванна (точнее, половина). Достаточно интересный экспонат!
Церковь, хоть и разрушена и, похоже, не восстанавливается (на 07.09.08), представляет собой редкий для Москвы и области образец архитектуры, более свойственный для северной столицы.

Были 6.09.2008. Сама усадьба - все те же руины и запустение. Напротив церковь Казанской божьей матери - увы! почти разрушена.

Стоит пойти за усадьбу пройти по парку, подивиться на заросший парк (см. фото) и выйти на остатки одной из первых электростанций: рукотворный водопад редкое зрелище в Подмосковье.

Алексей ★★★★★

(28-12-2006)

Был в ноябре 2006 года. В усадьбе идут работы по восстановлению. Сделали перекрытия из железных балок, в окна поставили решетки. На территории постоянно живет сторож. Очень интересно, что там будет через годик.

Саша ★★★★★

(28-12-2005)

Сейчас в усадьбе Гончаровых открыта Казанская церковь - не побоюсь этого слова, шедевр архитектуры конца XVIII века.
А еще близ усадеб, которые стоят почти друг напротив друга, находится ярополецкая плотина, сооруженная на реке Ламе в 1980-х для сохранения прекрасного леса на этих землях. Это место настолько красиво, что туда специально приезжают новобрачные.
Ярополец - место уникальное. Вы ощутите это,когда пройдетесь неторопливо по булыжным дорожкам, хранящим легкие шаги Александра Сергеевича...

По решёткам в первом этаже "дворца", сравнительно новой кровле и начатой было кирпичной ограде по колено можно догадаться, что во время оно планировалось это всё отреставрировать. Но не сложилось. На церкви, кстати, действительно очень редкой для православных храмов (алтарь-то должен быть на восток от входа) конструкции даже есть проржавевшая доска "памятник архитектуры. Охраняется государством". Пыльно. С потолка осыпается штукатурка. В двух местах провалились подклеты. Дети с шумом бегают по кафельному полу. Мерзость запустения. И парк тоже заброшен.
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

В путеводителе сказано, что на территории регулярного парка, окружающего дворец, сохранился обелиск, поставленный в память о посещении усадьбы Екатериной II в 1775году (мы не видели). Даже сейчас, в развалинах, просматривается грандиозность сооружения, действительно размах, с которым когда-то все было здесь построено. Напротив усадьбы – такая же по размахам, величественная Казанская церковь. По оригинальности композиции я пока не встречал ничего более интересного.Два объема, предела, перекрытые высокими куполами, украшенные орнаментами. Между ними общий притвор с колоннами и изящным портиком. Кажется это тоже дворец, театр – а не просто церковь. Над портиком еще можно разглядеть герб владельцев усадьбы – храм когда-то был родовой усыпальницей

  • по 7 на страницу
  • по 25 на страницу

Усадьба Чернышёвых Ярополец (Ерополч) в Волоколамском районе Московской области как архитектурный ансамбль возникла в 1770-е годы. Идея "Русского Версаля" принадлежит полководцу графу З.Г.Чернышеву (это он руководил штурмом Берлина в 1760 году). Дворец с полукруглыми крыльями и пристройками-каре, центральные ворота в форме башен, большой парк с обелисками, оранжереи с бассейнами, пруд, уникальная церковь Казанской иконы Божией Матери и даже мечеть с минаретами - так выглядела усадьба в XIX веке. Усадьбу посещала Екатерина II, в честь её с парке установлен обелиск. Сейчас усадьба находится в плачевном состоянии, но под охраной и закрыта от посещения. Планируется масштабная реставрация, которая уже началась с Казанской церкви.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, сентябрь 2016

1. План усадьбы Чернышевых в ее лучшие годы: 1 - дворец (1770-е гг.), 2- церковь Казанской иконы Божией Матери (1798 г.), 3 - оранжереи с бассейнами, 4 - стены-кулисы у оранжереи и у здания каре, 5 - каре хозяйственных построек примыкающих к дворцу, 6 - хозяйственные постройки, 7 - рига, 8 - въездные "Красные ворота", 9 - коллонада, 10 - балюстрада, 11 - бюст Дорошенко П.Д. (его могила, с часовней над ней, находится недалеко и о ней будет отдельная статья), 12 - обелиск в честь Екатерины II

Историческая справка:
Первые сведения о селе Ярополец относятся к XIV веку. В разных источниках село именуется Ерополч, Ерополча. Современное название села Ярополец в конце XIX века относилось к усадьбе Гончаровых (о ней будет отдельная статья), а усадьба Чернышевых-Кругликовых называлась Ярополчем.
До 1684 года Ерополч был царским дворцовым селом. В 1684 г. по повелению царевны Софьи село Ерополч с соседними деревнями и землями было пожаловано Петру Дорофеевичу Дорошенко - плененному гетману Украины. После кончины гетмана его сыновья разделили наследство между собой, а в 1717 г. одна из частей имения перешла к Чернышёвым.

Григорий Петрович Чернышев, купивший в 1717 г. землю у наследников гетмана Дорошенко, являлся генерал-губернатором Московской губернии. Граф Чернышев, ввиду занятости на государственной службе, почти ничего не строил на своих подмосковных землях, за исключением Казанской церкви, заложенной в 1742 г.
После смерти в 1745 г. Г.П.Чернышева имение наследует его сын - Захар Григорьевич Чернышев, известный как блестящий полководец, руководивший в ходе войны с Фридрихом II штурмом Берлина в 1760 году, фаворит Екатерины Второй. Он и считается основателем усадьбы.
З.Г.Чернышев решил превратить свою ярополецкую усадьбу в «русский Версаль». На площадь перед церковью, игравшую роль торгового и культурного центра всей округи, в соответствии с новым планом стекались пять дорог, связывавших усадьбу с периферией владений (прообразом стал Версаль с лучами-аллеями). К середине 1770-х гг. было завершено строительство парадного усадебного ансамбля. Дворец был выстроен из кирпича в стиле переходном от барокко к классицизму. После подписания в 1774 г. мира с Турцией на территории усадьбы построили мечеть (не сохранилась). Тогда же усадьбу Чернышевых посещала Екатерина II, в честь её был построен обелиск в саду (сохранился до наших дней). З.Г.Чернышев умер в 1784 г, а в 1787 г., в усадьбе случился страшный пожар, интерьеры дворца были почти полностью уничтожены. Восстановительные работы заняли несколько десятилетий.
В 1780 г. на месте прежнего храма началось строительство уникального по своей архитектуре храма Казанской иконы Божией Матери, который достраивала уже вдова З.Г.Чернышева - Анна Родионовна.
В XIX веке обустройством усадьбы занимался Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов. В этот период, в 40-е годы ХIХ века, был перестроен главный дом с флигелями, хозяйственные дворы были соединены с главным домом полукруглыми переходами.
После 1917 года усадьба была национализирована и в ней располагается районная больница, затем санаторий им. Павлика Морозова, в годы Великой отечественной войны - госпиталь. В 1924 г. «большая коллекция географических карт, рисунков, гравюр, фарфора, бронзы и около тысячи книг» были распределены между центральными музеями и областным краеведческим музеем, который формировался на базе Новоиерусалимского монастыря.
В годы Великой Отечественной войны усадьба была занята немцами, в здании дворца ими устроен штаб с 30 октября 1941 года по 17 января 1942 года. Служебные постройки, примыкающие к парадному двору, были заняты фашистскими военными частями. Чернышевская усадьба неоднократно подвергалась бомбардировкам, дом-дворец сожжен в ноябре, остались одни только стены. Произведения исскуства, вывезенные из усадьбы в Новоиерусалимский монастырь, погибли во время немецкой оккупации.
Сейчас усадьба принадлежит Московскому авиационному институту, планируется масштабная реконструкция.

2. А так усадьба Чернышёвых выглядит сейчас, вид из космоса

3. Центральная часть парка усадьбыЧернышевых, XVIII в. Террасный регулярный липовый сад, спускающийся к пруду и обширному пейзажному парку. Схематический обмер Н.Л Целищевой

4. Еще один, безымянный план учадьбы

5. Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1780-1798 годы, архитектор неизвестен, а идеологом строительства является граф З.Г.Чернышев. Храм уникален своим устройством - состоит из двух симметричных частей, соединенных сквозным поперечным проходом (притвором), служащим одновременно вестибюлем для каждой из частей. К торцам прямоугольного в плане здания пристроены две одинаковые по форме апсиды: северо-восточная является церковным алтарем, а юго-западная служит усыпальницей Чернышевых. После строительства сюда был перенесен прах фельдмаршала З.Г.Чернышева, умершего в 1784 году и похороненного ранее в другом месте. Виднеющийся между куполами объект - колокольня (1839-1869 гг.), стоящая за церковью. Сейчас церковь и колокольня восстанавливаются (или все-таки реставрируются?)

6. План церкви Казанской иконы Божией Матери в усадьбе Чернышевых Ярополец

7. Въездные "Красные ворота" и дворец усадьбы Чернышевых

8. "Красные ворота" в форме башен

9. Слева видна часть бывшей пристройки в форме каре

10. Дворец Чернышевых

11. Отдельно стоящая хозяйственная постройка, справа виден флигель с 9 фото

12.

13. Правый флигель у дороги. От бывшей пристройки-каре остались только заброшенные четыре флигеля по углам

14. Входные ворота с правой стороны усадьбы, остатки правого каре

15. Эти же ворота с внутренней стороны усадьбы

16.

17. Еще один правый угловой флигель

18. Главный усадебный дом - дворец Чернышёвых

19. План приспособления дворца усадьбы Чернышевых 1952 года

20.

21. Заросшие ворота в бывшем левом каре со стороны двора усадьбы

22.

23. Флигель с фото 13, но со стороны двора

24. "Красные ворота" со стороны двора и церковь Казанской иконы Божией Матери

25. Декоративные архитектурные элементы на фасаде дворца

26.

27. Это фото уже за пределами двора. Дальний верхний правый флигель бывшего правого каре

28. он же

29. Недостроенное здание на месте правого каре

30. Дворец со стороны парка

31.

32. Обелиск в честь Екатерины II в центре парка, поставленный в память посещения усадьбы Екатериной II в 1775 г. Вид со стороны дворца

33. Парк

34.

35. Обелиск в честь Екатерины II в центре парка, поставленный в память посещения усадьбы Екатериной II в 1775 г.

36. Вид на обелиск со стороны пруда

37. Красный пруд

38. Усадьба Чернышёвых, 1924-1928 гг.

39. Усадьба Чернышёвых, фото начала XX века

Записи из этого журнала по тегу «усадьба»

  • Пушкинский праздник в Захарово

    Пушкинский праздник очередной раз отметили в Захарово. В усадьбе Захарово музея-заповедника имени А.С.Пушкина прошел 43-й Пушкинский праздник.…

Недалеко от древнего российского городка Ярополец , что в окрестностях , располагалась усадьба, которую в свое время по праву называли «Русским Версалем » Это бывшее поместье Чернышевых .

Началась его история с конца семнадцатого века, когда в 1684 году царевна Софья пожаловала обширное ярополецкое имение со всеми окрестными селами Петру Дорофеевичу Дорошенко - бывшему украинскому гетману. Петр Дорофеевич прожил в имении последние четырнадцать лет жизни и был похоронен недалеко от своей усадьбы.

После его смерти имение отошло к его сыновьям, которые поделили наследство, и в 1717 году один из наследников мятежного гетмана продал свою половину Григорию Петровичу Чернышеву . Из-за своей занятости на государственной службе, новый хозяин не много уделял внимание своему приобретению, воспринимая имение лишь как доходное хозяйство. Однако, несмотря на такое отношение, он выстраивает в 1742 году на территории усадьбы каменную .

После смерти Григория Петровича Чернышева имение наследует его сын - Захар Григорьевич Чернышев , известный как блестящий полководец , руководивший, в ходе войны с Фридрихом II, штурмом Берлина в 1760 году, фаворит Екатерины Второй . Императрица высоко ценила администраторские способности Захара Григорьевича и назначала его на руководящие посты. Именно Захар Григорьевич Чернышев и стал основателем одной из известнейших русских усадеб .

Строительство усадьбы началось в середине восемнадцатого века (в начале 1760-х годов), и какой-то момент переросло в создание представительской резиденции. В ходе строительства между четырнадцатью селами и деревнями были проложены новые прямые дороги, в самом Ярополче построена барская усадьба с дворцом , храмом, служебными постройками , огромным парком. Центром композиции стала большая площадь перед дворцом, обнесенная каменной стеной с пятью воротами. От ворот в разные концы поместья разбегались лучи проспектов.
На парадный двор с площади вели оригинальные ворота в виде двух крепостных башен, делая усадьбу похожей на феодальный замок , на башнях развевались штандарты Чернышевых , над проездом размещался родовой герб. Дуговые аллеи соединяли двухэтажный дворец с двумя каре хозяйственных корпусов. Здание дворца, возведенное в 1760-х годах в стиле французского неоклассицизма , несвойственном Подмосковной усадьбе , является произведением высокого художественного уровня. При создании образа дворца применялась плоская декорация из лопаток, филёнок и оконных наличников с гирляндами и лепными замками. Предположительно, автором проекта являлся ведущий мастер неоклассицизма того времени — Жан-Батист Валлен-Деламот, автор таких известных зданий в Петербурге, как Академия художеств и Гостиный двор. В пользу этого предположения говорит, например, тот факт, что примерно в это же время по его проекту строился дворец для Ивана Григорьевича Чернышева , брата владельца усадьбы.
Схема постройки соответствовала тогдашнему представлению об идеальном городе-резиденции и сближала Ярополец с французским Версалем, чем и было вызвано, что усадьбу современники называли «Русским Версалем »

В 1774 году Чернышев добивается от императрицы указа об учреждении в Яропольце майоратного имения . После этого усадьба не подлежит дроблению, продаже или конфискации и передается по наследству старшему в роду. А в 1775 году Екатерина II самолично посетила подмосковную резиденцию Чернышева в связи с чествованием победы русского оружия в войне с Турцией. В честь приезда императрицы на нижней террасе воздвигли обелиск , облицованный цветными мраморами и гранитом. Государыня осталась довольна, заметив, "что если бы Ераполч был ближе к Москве, выбрала бы его себе ".

В 1787 году пожар уничтожает первоначальное убранство усадьбы. На сохранившихся фотографиях можно увидеть более поздние интерьеры дворца. Среди помещений выделялся «Голубой Зал », в котором размещалась портретная галерея Чернышевых . В отличие от других галерей ее составляли не живописные, а исключительно скульптурные изображения. Члены семьи были увековечены в барельефах работы Ж.-Д. Рашетта и мраморных бюстах Ф.И. Шубина.

Спустя год после пожара, в 1788 году над галереями-переходами к основному объему надстраивается второй этаж, а флигелям пристраиваются, башни с винтовыми лестницами.
Следующее изменение облика усадьбы, согласно хроникам, происходит в конце первой половины XIX века - 1830-1840 годах пристраиваются дугообразные переходы, связывающие дворец со служебными корпусами.
Усадьба оставалась во владении семьи Чернышевых до 1917 года. Последними владельцами были Чернышевы-Безобразовы - потомки сестры Захара Григорьевича - Софьи.

После октября 1917 года судьба усадьбы повторила судьбу многих дворянских усадеб России . В период с 1920 г. по 1928 г. годные к использованию помещения в зданиях усадьбы были приспособлены под нужды сельской больницы . Позднее в них расположился санаторий имени Павлика Морозова. Медицинской направленности очень способствовала обширная территория, прекрасный парк, и протекавшая в нем река.

В первые месяцы Великой Отечественной войны усадьба попала под немецко-фашисткую оккупацию и после нанесенного фашистами ущерба какое либо практическое использование усадьбы стало невозможным. Лишь в 1953 году на территории усадьбы проходили съемки кинофильма с иронично-пророческим названием - «На графских развалинах»

Сейчас территория усадьбы отгорожена от дороги двухметровым железным забором . На территорию усадьбы проход закрыт, возможно, по соображениям безопасности. Хочется отметить, что несмотря на разрушения, принесенные временем и историей, усадьба хранит остатки былой красоты и величия, и хочется верить, что ее смогут и успеют восстановить.

Как добраться

На автомобиле из Москвы или Истры   116 км.

Наиболее быстрой дорогой для поездки в Ярополец следует признать трассу М9 (новорижское шоссе, Балтия). Если ехать из Истры, то встать на Балтию можно за . Затем, проехав по новорижскому шоссе до Волоколамска, въехать в город и держаться северного направления Направление на Лотошино, Ярополец будет обозначено указателями.