Биографии Характеристики Анализ

В небе тают облака и лучистая на зное. «В небе тают облака…» Ф

«В небе тают облака…» Фёдор Тютчев

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века -
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Анализ стихотворения Тютчева «В небе тают облака…»

Радостная картина жаркого августа, наполненная жизнью и гармонией, - тема стихотворения 1868 г. Лирического субъекта поэтического текста привлекают панорамные виды природы: в первом катрене представлено изображение по вертикали, сверху вниз, во второй части задействован горизонтальный план, устремленный в перспективу.

Начинает пейзажную зарисовку образ облаков - легких, невесомых, тающих в небесной синеве. Река сравнивается с «зеркалом стальным», которое отражает небо. Внимательный герой-наблюдатель замечает, как переливается прозрачная вода, освещенная солнцем: «лучистая» река будто светится «в искрах» мелких брызг.

О характере погоды свидетельствует лексема «зной», которая употребляется дважды - в начале и конце текста, замыкая композицию. В центральном катрене возникает упоминание о течении времени: вместе с ним логично развивается и мотив жары.

Взгляд созерцателя устремляется вдаль, на кромку далекого леса. Дубовая чаща характеризуется антропоморфическим эпитетом «немая»: выбор определения свидетельствует о спокойной штилевой погоде. Ряд олицетворений, оживляющих детали природы, продолжается фразой: «Тень ушла». Далее по тексту возникает изображение полей, наделенных свойством «дышать». Завершает умиротворяющий пейзаж яркий обонятельный образ «запаха медового».

Завершающий катрен начинается с вывода созерцателя, который сообщает свою оценку увиденному. Эпитет «чудный» отражает сиюминутные впечатления - волнующие, волшебные, прекрасные. Затем следует обобщение масштабного характера, апеллирующее к категориям вневременного, «вечного строя». Финальные строки утверждают мысль о гармонии, которая проявляется в непрерывном течении явлений мудрой природы. В заключительном эпизоде возникает драматический контекст, указывающий на конечность человеческого существования, однако он не нарушает оптимистическое звучание поэтического произведения. Герой, восхищенный усыпляющим спокойствием жаркого дня, стремится передать завораживающее великолепие земного мира, окружающего человека.

Стройность и законченность композиции, напевность, классическая ритмическая организация, в центре которой находится четырехстопная хореическая строка, - таковы формальные особенности стихотворения. На его основе композитор Чичков создал хоровое произведение, которое исполняется а капелла.

Федор Тютчев «В небе тают облака» 1868

В небе тают облака, И, лучистая на зное, В искрах катится река, Словно зеркало стальное... Час от часу жар сильней, Тень ушла к немым дубровам, И с белеющих полей Веет запахом медовым. Чудный день! Пройдут века - Так же будут, в вечном строе, Течь и искриться река И поля дышать на зное.

Тема стихотворение любовь к природе. В стихотворении «В небе тают облака…», поэт показывает необычайную красоту природы в летний знойный день. В этом произведении он указывает на то, что с течением времени природа не теряет своей свежести и живости, она будет такой прекрасной и через многие годы. Он описывает чистое безоблачное небо, на котором «тают облака» и от этого становиться еще жарче, даже река от зноя стала «словно зеркало стальное». Он описывает реку, как некое живое существо, «река катиться», но в тоже время говорит, что река «зеркально стальное» используя антитезу. Река катиться (как живое существо, искриться (радуется теплому, ясному дню)), но с другой стороны река (стальное(неживое) зеркало). Мы слышим звуки реки т.к. автор использует звукоподражание искР ах, Р ека, зеР кало. Во втором четверостишие создается реалистичная картина природы. Тютчев опять же оживляет ее. «Тень ушла», «дубравы немые». Для описания полей, поэт использует запахи и очень естественно передает их медовый аромат. Он очень нежно и бережно относится к природе. В этом стихотворении также используется звукоподражание (ч,ш,щ,х) С помощью них мы чувствуем спокойствие,умиротворение, усталость от жары. «Чудный день!» - наиболее эмоциональное место стихотворения, его кульминация, где автор восклицает, наслаждаясь увиденной красотой. А в последних строках, Тютчев размышляет о вечности. «Пройдут века», а красота природы останется неизменной, таким же жарким будет летний зной, и также будут наслаждаться люди медовым ароматом полей. И «так же будут, в вечном строе, течь и искрится река, и поля дышать на зное». Мне кажется этим стихотворением, автор передает своё внутреннее состояние. Увиденный пейзаж очень помогает автору передать глубину мыслей и помогает понять общий смысл бытия и показать значимость и единство человека и природы

«Весенний дождь» Афанасий Фет 1842

Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листям барабанит.

Тема стихотворения- отражается в его названии. Прочтя, полностью тихотворение, можно заметить, что автор сумел обойтись без употребления слова «дождь» - ключевыми словами, передающими картину ливня, выступают контекстные синонимы«завеса» , «что-то барабанит» , «две капли

Стихотворение начинается с описания будничной и повседневной картины, когда «в разрывы облак солнце блещет» и ничто не напоминает о предстоящей грозе. Автор использует измененную форму слов (разговорную) (облак,а не облаков и купаяся-а не купаясь), тем самым выражая к природе свои трепетные,родные и нежные чувства. Разве что воробей, купающийся в нагретом за день весенним солнцем песке, является первым предвестником дождя.

Однако постепенно мир меняется, и вот уже «от неба до земли, качаясь, движется завеса». Судя по всему, дождь идет стеной, и от этого создается необычный эффект, словно бы опушка стоящего вдалеке леса отгорожена золотистой ширмой, сотканной из воды и солнечных лучей. Насыщенность стихотворению придуют глаголы (трепещет, брызнули, движется, барабанит ) создают особую динамическую атмосферу, помогают «услышать» звонкие удары дождевых капель.

«Две капли брызнули в стекло, от лип душистых медом тянет» - этот прозаический и нечем неприметный пейзаж, окрашенный в серые тона непогоды, автору удается наполнить весенней свежестью и теплотой. Поэтому когда незваный гость-дождь приходит в сад и «по свежим листьям барабанит», это вызывает чувство радости и умиротворения, а не разочарования. Примечательно, что в самом стихотворении нет ни одного слова о дожде, и, вместе с тем, оно не оставляет сомнений в том, что именно автор видит за своим окном, и почему представшая картина вызывает в нем неподдельное счастье.

Николай Некрасов «Перед дождем» 1846

Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей сухой и острой Набегает холодок. Полумрак на всё ложится; Налетев со всех сторон, С криком в воздухе кружится Стая галок и ворон. Над проезжей таратайкой Спущен верх, перед закрыт; И "пошел!" - привстав с нагайкой, Ямщику жандарм кричит...

Тема стихотворения – слияние человека и природы. Стихотворение проникнуто грустью и печалью и это очень отчетливо передает автор состоянием природы. В этом стихотворении Некрасов попытался передать тот удивительный момент, когда природа буквально преображается на глазах, готовясь к предстоящей грозе.

Автор использует довольно сильные и яркие образы описывая, в первом четверостишии, приближение грозы.Он использует олицетворение (ель стонет) (ветер гонит стаю туч) (шепчет темный лес) будто бы природа предупреждает всех, что сейчас будет, что-то плохое.

Второе четверостишие дает понять нам, что на дворе стоит глубокая, осень. Это можно понять по эпитетам (На ручей, рябой и пестрый) речку завалило уже яркими, сухими листьями. Но автор не говорит об этом, потому что его главная идея показать динамику событий.

Три первых четверостишие это градация. С помощью нее Некрасов показывает динамичность, показывает что вот -вот и сейчас пойдет дождь. Именно поэтому появляются образы испуганных галок и ворон, предвещая скорый дождь и одновременно внося динамичность и хаос в размеренную жизнь. И опять же автор не пишет, что пошел дождь, это можно понять, потому что именно перед дождем птицы собираются в стаи, кружатся и кричат.

Заканчивается стихотворение появлением нового персонажа-жандарма, который погоняет окриком ямщика. И это пренебрежение (пошел!) свидетельствует о том, что непогода разыгралась не на шутку. Еще немного и на землю упадут тяжелые капли холодного осеннего дождя. Примечательно, что в этом стихотворении Некрасов словно умышленно нагнетает обстановку. Подбирая такие метафоры, чтобы они создали у читателя иллюзию присутствия на проселочной дороге, где ни человеку, ни животным неоткуда ждать помощи в случае непогоды. Причем, поэт не утрирует события, а очень реалистично показывает, что от предстоящего дождя не стоит ждать ничего хорошего, ему никто не рад, включая мрачный лес, птиц и одиноких путников.

Я пришел к тебе с приветом...Фет 1843

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь - но только песня зреет.

Стихотворение написано на тему любви. Оно представляет собой обращение к возлюбленной. В стихотворении 4 строфы: первые две - о пробуждении природы, вторые две - о состоянии души лирического героя. Строфы выдержаны в строгом соответствии друг другу - этот прием называется психологическим параллелизмом. Все стихотворение - одно предложение.Это не случайно, так как создается целостная картина гармонии природы и чувства человека.

При помощи простых и образных фраз Афанасий Фет мастерски рисует картину теплого весеннего утра, безмятежного и окрашенного в радужные тона благодаря тому, что именно в этот момент происходит встреча автора с возлюбленной. Он пришел не на свидание, а лишь для того, чтобы пожелать своей избраннице доброго утра и «рассказать, что солнце встало» . Он особенным образом выделяет утреннее солнце и наделяет его энергией и живительной силой. Эпитет «горячим» придает солнечному свету живительную силу. Четвертая строка «по листам затрепетало» вызывает звуковую и зрительную ассоциации. Вся строфа наполнена энергией света. Очарование девушкой, к которой поэт испытывает самые нежные чувства, смешивается с восхищением красотой окружающего мира, который неторопливо пробуждается, готовится к предстоящему дню и " весенней полон жаждой". Именно созвучие чувств и ощущений приводит поэта в столь благодушное расположение духа, он готов рассказать о своей любви не только избраннице, но и всему миру

Второе четверостишие описание не столько явления природы, сколько внутренне состояние и чувства, которые переполняют самого автора. Идет градация. Сначала лес проснулся, потом он весь проснулся, веткой, птицей и вот он уже полон жаждой. Градация отображает внутренние переживания лирического героя, который неимоверно счастлив, что пришло утро. Утро дает ему силу, потому, что он снова сможет увидеть свою возлюбленную.

В третьей строфе можно увидеть, что лирический герой видит в своей возлюбленной богиню или царицу, он даже душу готов отдать ей на служение и это для него не тяга, а счастье. Эти чувства настолько переполняют лирического героя, что в душе уже зарождается песня вечной любви:

Что не знаю сам, что буду

Петь – но только песня зреет.

Эти строки наиболее ярко отражают состояние влюбленности его души, которая излучает радость и веселье – душа поэта поет.

Николай Некрасов «Я не люблю иронии твоей…»1850 г

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим,-

Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты -

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска…

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны…

Стихотворение посвящено теме любви. Оно обращено к Авдотье Яковлевне Панаевой. В нем автор раскрывает и передает все свои чувства и переживания. Некрасов описывает один из банальных моментов, когда чувства, буквально вчера еще приносившие тепло и радость, сегодня оказались ничем, они попросту пропали.

В этом стихотворении лирический герой хочет донести до своей избранницы, что люди, имеющие самое дорогое на свете - жизнь, не должны растрачивать её на пустые слова, несущие за собой лишь разочарования. Как показано в стихотворении, лирический герой, словно в последний раз разговаривая со своей любимой, пытается воззвать к былым чувствам. Он прекрасно понимает, что способствовал столь быстрому затуханию ее чувств и принимает эту вину. Единственное, о чем он просил свою благоверную в этом произведении – избавить его от проявления жестокой иронии. Только лишь против этого бушует его сердце.

С первого четверостишия можно понять, что любовь между людьми прошла. Некрасов пишет "горячо любившим", именно "любившим", а не "любящим", и, значит, между героями стихотворения уже нет любви, от неё остался лишь "остаток чувства", а всё остальное заполнила страсть, которой так же, суждено будет уйти.

Во втором четверостишии лирический герой, не смотря на свои ревнивые тревоги и мечты, откладывает момент расставания с любимой. Он знает, что конец их отношениям придет, но просит не торопить ее этот момент. Лирический герой прекрасно понимает, что развязка отношений неизбежна, и нельзя ничего изменить.

«К. Б. (Я встретил вас - и все былое…)» Федор Тютчев

Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян духовеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне,-

И вот - слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в нас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Стихотворение написано на любовную тему. Инициалы в заглавии обозначают сокращение переставленных слов «Баронессе Крюнденер». В любимой женщине перед поэтом предстоит картина его прошлого, где «веет весною». Встретив её, жизнь поэта принимает яркие краски былого счастливого прошлого. Но это оказываются не только воспоминания, а сам идеал любви Тютчева, который он нашёл и осознал в этой женщине. Все для него оживляется, сердцу становится тепло, а душевная пустота заполняется любовью.

В первой строфе Тютчев отмечает, что при встрече с «ней» в его сердце поселилась удивительная теплота, и сравнивает свое чувство с теплым солнечным днем. Все мертвое ожило у него внутри при чувстве влюбленности, которую явно герой не думал больше повстречать. «Отжившее сердце» пожилого поэта, уже уставшее страдать и чувствовать, неожиданно погружается в «золотое время». Эпитеты противопоставлены друг другу. Золотой цвет теплый, радостный, и с ним связано олицетворение: «… и сердцу стало так тепло», Воспоминания растопили лед в сердце поэта, заставили сердце гореть, любить. Обратим внимание на местоимения в этой строфе: поэт дважды использует «я», указывающее на первое лицо, а также встречаем местоимение «Вас» - вежливое обращение к любимой женщине. Лирический герой не говорит своей возлюбленной «ты», а «Вы», «Вас», так как для него эта женщина – божество, недосягаемый идеал, неосуществленная мечта.

Во второй части окружающий пейзаж, состояние природы перекликается с личными переживаниями героя: Тютчев противопоставляет осень (свой возраст) весне (молодости). Как весна пробуждает природу от зимней спячки, так и любовь пробуждает поэта к жизни, наполняя его энергией и жизнелюбием. Со встречей с любимой к поэту приходит оживляющая душу весна.

Используемые в произведении аллитерация (з-с, д-т, б-п) и ассонанс (о, а, е) передают тончайшие движения и порывы человеческой души, отражая всю нежность, душевный трепет и глубину чувств поэта. Поэт использует анафору (Тут не одно..//Тут жизнь…, И то же…// И та же…), повторы, антитезу «весна-осень», параллелизм, градацию (бывают дни, бывает час).

Не случайно почти каждая строфа заканчивается умолчанием: поэт будто бы что-то не договаривает, не пускает читателя в сокровенные уголки своей души. Но в конце – восклицательное предложение, оно подчеркивает радостное настроение. Жизнь продолжается, и в пожилом возрасте человек способен любить так же страстно, как молодой.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.