Биографии Характеристики Анализ

Высказывания аристотеля о благородстве. Цитата аристотеля о государстве остается актуальной по сей день

Александр Грибоедов

Александръ Сергѣевичъ Грибоѣдовъ

русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин; статский советник (1828); Грибоедов известен благодаря блестяще рифмованной пьесе «Горе от ума» (1824), которую до сих пор весьма часто ставят в театрах России, она послужила источником многочисленных крылатых фраз

Краткая биография

– известный русский писатель, поэт, драматург, блестящий дипломат, статский советник, автор легендарной пьесы в стихах «Горе от ума», был потомком старинного дворянского рода. Родился в Москве 15 января (4 января по ст. ст.) 1795 г., с ранних лет проявил себя чрезвычайно развитым, причем разносторонне, ребенком. Обеспеченные родители постарались дать ему прекрасное домашнее воспитание, а в 1803 г. Александр стал воспитанником Московского университетского благородного пансиона. В одиннадцатилетнем возрасте он был уже студентом Московского университета (словесного отделения). Став в 1808 г. кандидатом словесных наук, Грибоедов заканчивает еще два отделения – нравственно-политическое и физико-математическое. Александр Сергеевич стал одним из образованнейших людей среди своих современников, знал около десятка иностранных языков, был очень одарен музыкально.

С началом Отечественной войны 1812 г. Грибоедов влился в ряды добровольцев, но непосредственно в военных действиях ему участвовать не приходилось. В звании корнета Грибоедов в 1815 г. нес службу в кавалерийском полку, находившемся в резерве. К этому времени относятся первые литературные опыты – комедия «Молодые супруги», представлявшая собой перевод французской пьесы, статья «О кавалерийских резервах», «Письмо из Брест-Литовска к издателю».

В начале 1816 г. А. Грибоедов выходит в отставку и приезжает жить в Санкт-Петербург. Работая в коллегии иностранных дел, он продолжает занятия на новом для себя писательском поприще, делает переводы, вливается в театрально-литературные круги. Именно в этом городе судьба подарила ему знакомство с А. Пушкиным. В 1817 г. А. Грибоедов попробовал силы в драматургии, написав комедии «Своя семья» и «Студент».

В 1818 г. Грибоедова назначили на должность секретаря царского поверенного, возглавлявшего русскую миссию в Тегеране, и это в корне изменило его дальнейшую биографию. Высылку на чужбину Александра Сергеевича расценивали как наказание за то, что он выступил секундантом в скандальной дуэли со смертельным исходом. Пребывание в иранском Тебризе (Тавризе) действительно было тягостным для начинающего писателя.

Зимой 1822 г. новым местом службы Грибоедова стал Тифлис, а новым начальником – генерал А.П. Ермолов, чрезвычайный и полномочный посол в Тегеране, командующий русскими войсками на Кавказе, при котором Грибоедов был секретарем по дипломатической части. Именно в Грузии он написал первый и второй акты комедии «Горя от ума». Третий и четвертый акты были сочинены уже в России: весной 1823 г. Грибоедов уехал с Кавказа в отпуск на родину. В 1824 г. в Санкт-Петербурге была поставлена последняя точка в произведении, путь которого к известности оказался тернист. Комедия не могла быть опубликована из-за запрета цензуры и расходилась в рукописных списках. Только небольшие фрагменты «проскользнули» в печать: их в 1825 г. включил в номер альманах «Русская Талия». Детище Грибоедова получило высокую оценку А.С. Пушкина.

Грибоедов планировал предпринять путешествие в Европу, однако в мае 1825 г. ему пришлось срочно возвратиться на службу в Тифлис. В январе 1826 г. в связи с делом декабристов его арестовали, держали в крепости, после чего доставили в Петербург: фамилия писателя несколько раз всплывала на допросах, к тому же при обысках находили рукописные копии его комедии. Тем не менее за отсутствием доказательств следствию пришлось освободить Грибоедова, и в сентябре 1826 г. он вернулся к выполнению служебных обязанностей.

В 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор, соответствовавший интересам России. Он сыграл в биографии литератора определенную роль: Грибоедов принимал участие в его заключении и доставил в Петербург текст соглашения. За заслуги талантливому дипломату была пожалована новая должность - полномочного министра (посла) России в Персии. В своем назначении Александр Сергеевич видел «политическую ссылку», планы на реализацию многочисленных творческих замыслов рушились. С тяжелым сердцем в июне 1828 г. Грибоедов покидает Петербург.

Добираясь до места службы, в течение нескольких месяцев он жил в Тифлисе, где в августе состоялось его венчание с 16-летней Ниной Чавчавадзе. В Персию он уехал уже с молодой супругой. В стране и за ее пределами существовали силы, которых не устраивало усиливавшееся влияние России, которые культивировали в сознании местного населения неприязнь к ее представителям. 30 января 1829 г. находившееся в Тегеране русское посольство подверглось жестокому нападению озверевшей толпы, и одной из его жертв стал А.С. Грибоедов, которого изуродовали до такой степени, что опознали потом только по характерному шраму на руке. Тело увезли в Тифлис, где последним его пристанищем стал грот при церкви Св. Давида.

Биография из Википедии

Происхождение и ранние годы

Грибоедов родился в Москве, в обеспеченной родовитой семье. Его предок, Ян Гржибовский (польск. Jan Grzybowski), в начале XVII века переселился из Польши в Россию. Фамилия Грибоедов представляет собой не что иное, как своеобразный перевод фамилии Гржибовский. При царе Алексее Михайловиче был разрядным дьяком и одним из пяти составителей Соборного уложения 1649 года Фёдор Акимович Грибоедов.

  • Отец - Сергей Иванович Грибоедов (1761-1814), отставной секунд-майор;
  • Мать - Анастасия Фёдоровна (1768-1839), в девичестве также Грибоедова - из смоленской ветви этого рода, причём её семейство было богаче и считалось более знатным;
  • Сестра - Мария Сергеевна Грибоедова (Дурново);
  • Брат - Павел (умер во младенчестве);
  • Жена - Нина Александровна Чавчавадзе (груз. ნინო ჭავჭავაძე) (4 ноября 1812 - 28 июня 1857).

По свидетельству родственников, в детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. Существуют сведения, что он приходился внучатым племянником Александру Радищеву (это тщательно скрывал сам драматург). В 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык.

В 1803 году его отдали в Московский университетский благородный пансион; через три года Грибоедов поступил на словесное отделение Московского университета. В 1808 году (в возрасте 13 лет) окончил словесное отделение университета со степенью кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на этико-политическое (юридическое) отделение философского факультета. В 1810 году получил степень кандидата прав и остался в университете для изучения математики и естественных наук.

Война

8 сентября 1812 г. корнет Грибоедов заболел и остался во Владимире, и, предположительно, вплоть до 1 ноября 1812 г. из-за болезни не появлялся в расположении полка. Летом, во время Отечественной войны 1812 года, когда неприятель появился на территории России, он вступил в Московский гусарский полк (добровольческое нерегулярное подразделение) графа Петра Ивановича Салтыкова, получившего дозволение на его формирование. Прибыв на место службы, он попал в компанию «юных корнетов из лучших дворянских фамилий» - князя Голицына, графа Ефимовского, графа Толстого, Алябьева, Шереметева, Ланского, братьев Шатиловых. С некоторыми из них Грибоедов состоял в родстве. Впоследствии он писал в письме к С. Н. Бегичеву: «Я в этой дружине всего побыл 4 месяца, а теперь 4-й год как не могу попасть на путь истинный» . Бегичев ответил на это так:

Но едва приступили к формированию, как неприятель вошёл в Москву. Полк этот получил повеление идти в Казань, а по изгнании неприятелей, в конце того же года, предписано ему было следовать в Брест-Литовск, присоединиться к разбитому иркутскому драгунскому полку и принять название иркутского гусарского. С. Н. Бегичев

До 1815 года Грибоедов служил в звании корнета под командованием генерала от кавалерии А. С. Кологривова. Первые литературные опыты Грибоедова - «Письмо из Брест-Литовска к издателю» , очерк «О кавалерийских резервах» и комедия «Молодые супруги» (перевод французской комедии «Le secre») - относятся к 1814 г. В статье «О кавалерийских резервах» Грибоедов выступил в качестве исторического публициста.

Восторженно-лирическое «Письмо из Брест-Литовска к издателю», опубликованное в «Вестнике Европы», написано им после награждения Кологривова в 1814 году «орденом Святого Равноапостольного Владимира 1-й степени» и праздника 22 июня (4 июля) в Брест-Литовске, в кавалерийских резервах, по этому поводу.

В столице

В 1815 году Грибоедов приехал в Петербург, где познакомился с издателем журнала «Сын Отечества» Н. И. Гречем и знаменитым драматургом Н. И. Хмельницким.

Весной 1816 года начинающий писатель оставил военную службу, а уже летом опубликовал статью «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады „Ленора“» - отзыв на критические замечания Н. И. Гнедича о балладе П. А. Катенина «Ольга».

Тогда же имя Грибоедова появляется в списках действительных членов масонской ложи «Соединённые друзья». В начале 1817 года Грибоедов стал одним из учредителей масонской ложи «Du Bien».

Летом поступил на дипломатическую службу, заняв должность губернского секретаря (с зимы - переводчика) Коллегии иностранных дел. К этому периоду жизни литератора также относятся его знакомства с А. С. Пушкиным и В. К. Кюхельбекером, работа над стихотворением «Лубочный театр» (ответ на критику М. Н. Загоскина в адрес «Молодых супругов»), комедиями «Студент» (совместно с П. А. Катениным), «Притворная неверность» (совместно с А. А. Жандром), «Своя семья, или Замужняя невеста» (в соавторстве с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким).

Дуэль

В 1817 году в Петербурге произошла знаменитая «четверная дуэль» Завадовского-Шереметева и Грибоедова-Якубовича.

Грибоедов жил у Завадовского и, будучи приятелем известной танцовщицы Санкт-Петербургского балета Авдотьи Истоминой, после представления привез её к себе (естественно, в дом Завадовского), где она прожила двое суток. Кавалергард Шереметев, любовник Истоминой, был с ней в ссоре и находился в отъезде, но когда вернулся, то подстрекаемый корнетом лейб-уланского полка А. И. Якубовичем, вызвал Завадовского на дуэль. Секундантом Завадовского стал Грибоедов, а Шереметева - Якубович; оба также обещали драться.

Первыми вышли к барьеру Завадовский и Шереметев. Завадовский, отличный стрелок, смертельно ранил Шереметева в живот. Поскольку Шереметева надо было немедленно везти в город, Якубович и Грибоедов отложили свой поединок. Он состоялся в следующем, 1818 году, в Грузии. Якубович был переведён в Тифлис по службе, там же оказался проездом и Грибоедов, направляясь с дипломатической миссией в Персию.

Грибоедов был ранен в кисть левой руки. Именно по этому ранению удалось впоследствии опознать обезображенный труп Грибоедова, убитого религиозными фанатиками во время разгрома русского посольства в Тегеране.

На востоке

В 1818 году Грибоедов, отказавшись от места чиновника русской миссии в США, получил назначение на должность секретаря при царском поверенном в делах в Персии Симоне Мазаровиче. Перед отъездом в Тегеран завершил работу над «Пробами интермедии». К месту службы отправился в конце августа, спустя два месяца (с кратковременными остановками в Новгороде, Москве, Туле и Воронеже) прибыл в Моздок, по дороге в Тифлис составил подробный дневник с описанием своих переездов.

В начале 1819 года Грибоедов завершил работу над ироничным «Письмом к издателю из Тифлиса от 21 января» и, вероятно, стихотворением «Прости, Отечество!», тогда же отправился в свою первую командировку к шахскому двору. По дороге в назначенное место через Тебриз (январь - март) продолжил вести путевые записки, начатые в прошлом году. В августе вернулся обратно, где принялся хлопотать за участь русских солдат, находившихся в иранском плену. В сентябре во главе отряда пленных и беглецов выступил из Тебриза в Тифлис, куда прибыл уже в следующем месяце. Некоторые события этого путешествия описаны на страницах грибоедовских дневников (за июль и август/сентябрь), а также в повествовательных фрагментах «Рассказ Вáгина» и «Ананурский карантин».

В январе 1820 года Грибоедов снова отправился в Персию, дополнив журнал путевых дневников новыми записями. Здесь, обременённый служебными хлопотами, он провёл больше полутора лет. Пребывание в Персии невероятно тяготило писателя-дипломата, и осенью следующего, 1821 года по состоянию здоровья (из-за перелома руки) ему, наконец, удалось перевестись поближе к родине - в Грузию. Там он сблизился с прибывшим сюда же на службу Кюхельбекером и начал работу над черновыми рукописями первой редакции «Горя от ума».

С февраля 1822 года Грибоедов - секретарь по дипломатической части при генерале А. П. Ермолове, командовавшем русскими войсками в Тифлисе. Этим же годом нередко датируется и работа автора над драмой «1812 год» (по всей видимости, приуроченная к десятилетнему юбилею победы России в войне с наполеоновской Францией).

В начале 1823 года Грибоедов на время покинул службу и вернулся на родину, в течение двух с лишним лет жил в Москве, в с. Дмитровском (Лакотцы) Тульской губернии, в Петербурге. Здесь автор продолжил начатую на Кавказе работу с текстом «Горя от ума», к концу года написал стихотворение «Давид», драматургическую сцену в стихах «Юность Вещего», водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (в кооперации с П. А. Вяземским) и первую редакцию знаменитого вальса «e-moll». К этому же периоду жизни Грибоедова принято относить и появление первых записей его «Desiderata» - журнала заметок по дискуссионным вопросам русской истории, географии и словесности.

Следующим, 1824 годом датируются писательские эпиграммы на М. А. Дмитриева и А. И. Писарева («И сочиняют - врут! и переводят - врут!..», «Как распложаются журнальные побранки!..»), повествовательный фрагмент «Характер моего дяди», очерк «Частные случаи петербургского наводнения» и стихотворение «Телешовой». В конце этого же года (15 декабря) Грибоедов стал действительным членом Вольного общества любителей российской словесности.

На юге

В конце мая 1825 года, в связи со срочной необходимостью вернуться к месту службы, литератор отказался от намерения посетить Европу и уехал на Кавказ. Впоследствии он выучит арабский, турецкий, грузинский и персидский языки. Первым преподавателем, обучавшим Грибоедова персидскому языку, был Мирза Джафар Топчибашев. Накануне этой поездки он завершил работу над вольным переводом «Пролога в театре» из трагедии «Фауст», по просьбе Ф. В. Булгарина составил примечания к «Необыкновенным похождениям и путешествиям…» Д. И. Цикулина, напечатанные в апрельских номерах журнала «Северный архив» за 1825 год. По дороге в Грузию наведался в Киев, где встретил видных деятелей революционного подполья (М. П. Бестужева-Рюмина, А. З. Муравьёва, С. И. Муравьёва-Апостола и С. П. Трубецкого), некоторое время прожил в Крыму, посещая имение своего давнего приятеля А. П. Завадовского. Грибоедов путешествовал по горам полуострова, разрабатывал план величественной трагедии о Крещении древних русичей и вёл подробный дневник путевых заметок, опубликованный лишь через три десятилетия после смерти автора. По утвердившемуся в науке мнению именно под влиянием южной поездки им была написана сцена «Диалог половецких мужей».

Арест

По возвращении на Кавказ Грибоедов, вдохновлённый участием в экспедиции генерала А. А. Вельяминова, написал известное стихотворение «Хищники на Чегеме». В январе 1826 года был арестован в крепости Грозная по подозрению в принадлежности к декабристам; Грибоедов был привезён в Петербург, однако следствие не смогло найти доказательств принадлежности Грибоедова к тайному обществу. За исключением А. Ф. Бригена, Е. П. Оболенского, Н. Н. Оржицкого и С. П. Трубецкого, никто из подозреваемых не дал показаний в ущерб Грибоедову. Под следствием он находился до 2 июня 1826 года, но так как доказать его участие в заговоре не удалось, а сам он категорически отрицал свою причастность к заговору, его освободили из-под ареста с «очистительным аттестатом». Несмотря на это некоторое время за Грибоедовым был установлен негласный надзор.

Возвращение на службу

В сентябре 1826 года вернулся на службу в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность; принял участие в заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора (1828) и доставил его текст в Петербург. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран; по пути на место назначения вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился там 22 августа (3 сентября) 1828 года на княжне Нине Чавчавадзе, с которой ему довелось прожить всего несколько недель.

Гибель в Персии

Иностранные посольства располагались не в столице, а в Тавризе, при дворе принца Аббаса-Мирзы, но вскоре по прибытии в Персию миссия отправилась представляться Фетх Али-шаху в Тегеран. Во время этого визита Грибоедов погиб: 30 января 1829 года (6 шаабана 1244 года хиджры) толпа из тысяч религиозных фанатиков перебила всех находившихся в посольстве, кроме секретаря Ивана Сергеевича Мальцова.

Обстоятельства разгрома русской миссии описываются по-разному, однако Мальцов был очевидцем событий, и он не упоминает о гибели Грибоедова, только пишет, что человек 15 оборонялись у дверей комнаты посланника. Вернувшись в Россию, он написал, что было убито 37 человек в посольстве (все, кроме него одного) и 19 тегеранских жителей. Сам он спрятался в другом помещении и, по сути, мог описать только то, что слышал. Все оборонявшиеся погибли, и прямых свидетелей не осталось.

Риза-Кули пишет, что был убит Грибоедов с 37 товарищами, а из толпы было убито 80 человек. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в знаменитой дуэли с Якубовичем.

Тело Грибоедова было доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида. Летом 1829 года на могиле побывал Александр Пушкин. Также Пушкин писал в «Путешествии в Арзрум», что встретил арбу с телом Грибоедова на горном перевале в Армении, впоследствии названном Пушкинским.

Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука. В возмещение пролитой крови он привёз Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах». Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов и изумрудов, украшал трон Великих Моголов. Теперь он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля.

На могиле Александра Грибоедова его вдова, Нина Чавчавадзе, поставила памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!» .

Творчество

По литературной позиции Грибоедов относится (по классификации Ю. Н. Тынянова) к так называемым «младшим архаистам»: его ближайшие литературные союзники - П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер; впрочем, ценили его и «арзамасцы», например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей - такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин.

Ещё в годы учёбы в Московском университете (1805) Грибоедов пишет стихотворения (до нас дошли только упоминания), создает пародию на произведение В. А. Озерова «Дмитрий Донской» - «Дмитрий Дрянской». В 1814 году в «Вестнике Европы» выходят две его корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В 1815 году он публикует комедию «Молодые супруги» - пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Автор использует очень популярный жанр «светской комедии» - произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность. В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе Грибоедов пишет статью «О разборе вольного перевода „Леноры“» (1816).

В 1817 году в свет выходит комедия Грибоедова «Студент». По свидетельствам современников, небольшое участие в ней принимал Катенин, но скорее его роль в создании комедии ограничивалась редактурой. Произведение имеет полемический характер, направлено против «младших карамзинистов», пародируя их произведения, тип художника сентиментализма. Основной пункт критики - отсутствие реализма.

Приёмы пародирования: введение текстов в бытовой контекст, утрированное использование перифрастичности (все понятия в комедии даются описательно, ничего не названо прямо). В центре произведения - носитель классицистичного сознания (Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел, я это знаю», подразумевает «я читал». Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в «Горе от ума» - это черта Чацкого.

В 1817 году Грибоедов принимает участие в написании «Притворной неверности» совместно с А. А. Жандром. Комедия представляет собой обработку французской комедии Николя Барта. В ней появляется персонаж Рославлев, предшественник Чацкого. Это странный молодой человек, находящийся в конфликте с обществом, произносящий критические монологи. В этом же году выходит комедия «Своя семья, или замужняя невеста». Соавторы: А. А. Шаховской, Грибоедов, Н. И. Хмельницкий.

Написанное до «Горя от ума» ещё очень незрело либо создано в соавторстве с более опытными на тот момент писателями (Катенин, Шаховской, Жандр, Вяземский); задуманное после «Горя от ума» - либо вовсе не написано (трагедия о князе Владимире Великом), либо не доведено дальше черновых набросков (трагедии о князьях Владимире Мономахе и Фёдоре Рязанском), либо написано, но в силу ряда обстоятельств не известно современной науке. Из поздних опытов Грибоедова наиболее заметны драматические сцены «1812 год», «Грузинская ночь», «Родамист и Зенобия». Особого внимания заслуживают и художественно-документальные сочинения автора (очерки, дневники, эпистолярий).

Хотя мировая известность и пришла к Грибоедову благодаря лишь одной книге, его не следует считать «литературным однодумом», исчерпавшим свои творческие силы в работе над «Горем от ума». Реконструктивный анализ художественных замыслов драматурга позволяет увидеть в нём талант создателя подлинно высокой трагедии, достойной Уильяма Шекспира, а писательская проза свидетельствует о продуктивном развитии Грибоедова как самобытного автора литературных «путешествий».

«Горе от ума»

Комедия в стихах «Горе от ума» задумана в Петербурге около 1816 года и закончена в Тифлисе в 1824 (окончательная редакция - авторизованный список, оставленный в Петербурге у Булгарина, - 1828 год). В России входит в школьную программу 9 класса (во времена СССР - в 8 классе).

Комедия «Горе от ума» - вершина русской драматургии и поэзии. Яркий афористический стиль способствовал тому, что она вся «разошлась на цитаты».

«Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха» (П. Чаадаев. «Апология сумасшедшего»).

«Его „Горе от ума“ без искажений и сокращений вышло в 1862 году. Когда самого Грибоедова, погибшего от рук фанатиков в Иране, уже более 30 лет не было на этом свете. Написанная как никогда вовремя - накануне восстания декабристов - пьеса стала ярким поэтическим памфлетом, обличающим царствующий режим. Впервые так смело и откровенно поэзия ворвалась в политику. И политика уступила, - написала в эссе „Александр Сергеевич Грибоедов. Горе от ума“ (в авторской рубрике „100 книг, которые потрясли мир“ в журнале „Юность“) Елена Сазанович. - Пьеса в рукописном виде прошлась по всей стране. Грибоедов в очередной раз съязвил, назвав „Горе от ума“ комедией. Шутка ли?! Около 40 тысяч экземпляров, переписанных от руки. Ошеломляющий успех. Это был откровенный плевок в высшее общество. И высшее общество над комедией не смеялось. Утерлось. И Грибоедова не простило…».

Музыкальные произведения

Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью. Он - автор нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано. Некоторые произведения, в том числе фортепианная соната - самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней. По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.

Другое

В 1828 году Грибоедов завершил работу над "Проектом учреждения Российской закавказской компании". В проекте с целью развития торговли и промышленности Закавказья предполагалось создать автономную управляющую компанию с обширными административными, экономическими и дипломатическими полномочиями для управления Закавказьем. Проект, как противоречащий его личной власти в Закавказье, был отвергнут И. Ф. Паскевичем.

Обширный раздел творческого наследия Грибоедова составляют его письма.

Память

Памятники

  • В Петербурге памятник А. С. Грибоедову (скульптор В. В. Лишев, 1959 год) находится на Загородном проспекте на Пионерской площади (напротив Театра Юного зрителя)
  • В центре Еревана есть памятник А. С. Грибоедову (автор - Оганес Беджанян, 1974 год), а в 1995 году была выпущена почтовая марка Армении, посвящённая А. С. Грибоедову.
  • В Алуште памятник А. С. Грибоедову установлен в 2002 году, к 100-летнему юбилею города.
  • В Москве памятник А. С. Грибоедову находится на Чистопрудном бульваре.
  • В Великом Новгороде А. С. Грибоедов увековечен в памятнике «Тысячелетие России», в группе скульптур «Писатели и художники».
  • В Волгограде, на средства армянской общины города, установлен бюст А. С. Грибоедова (на улице Советской, напротив поликлиники № 3).
  • В Тбилиси памятник А. С. Грибоедову находится на набережной Куры (скульптор М. Мерабишвили, архитектор Г. Мелкадзе, 1961).
  • В Тегеране у российского посольства есть памятник А. С. Грибоедову (скульптор В. А. Беклемишев, 1912).

Музеи и галереи

  • Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А. С. Грибоедова «Хмелита».
  • В Крыму, в Красной пещере (Кизил-Коба), в честь пребывания А. С. Грибоедова названа галерея.

Улицы

Улицы им. Грибоедова есть во многих городах России и странах ближнего зарубежья:

  • Альметьевске,
  • Петрозаводске,
  • Перми,
  • Челябинске,
  • Красноярске,
  • Калининграде,
  • Сургуте,
  • Симферополе,
  • Севастополе,
  • Брянске,
  • Екатеринбурге,
  • Новокузнецке,
  • Новороссийске,
  • Новосибирске,
  • Рязани,
  • Дзержинске (Нижегородская обл.),
  • Иркутске,
  • Махачкале,
  • Геленджике,
  • Коврове,
  • Твери,
  • Тюмени,
  • Кирове,
  • Ессентуках;

в Белоруссии - Бресте, Витебске, Минске;

на Украине -

  • Хмельницком,
  • Виннице,
  • Харькове,
  • Херсоне,
  • Ирпене,
  • Белой Церкви,
  • Черновцах;

в Армении - Ереване, Ванадзоре, Гюмри, Севане;

а также в городах Бельцы (Молдавия),Алматы (Казахстан), Батуми и Тбилиси (Грузия), Ашхабад (Туркменистан),

Театры

  • Смоленский драматический театр им. А. С. Грибоедова.
  • В Тбилиси есть театр имени А. С. Грибоедова, памятник (автор - М. К. Мерабишвили).
  • Бюст А. С. Грибоедова установлен на фасаде Одесского театра оперы и балета.

Библиотеки

  • Библиотека национальных литератур имени А. С. Грибоедова.
  • Центральная библиотека имени А. С. Грибоедова Централизованной библиотечной системы #2 ЦАО г. Москвы. К 100-летию со дня основания библиотеки в ней открыт мемориальный музей. Вручается премия имени А. С. Грибоедова.

Кинематограф

  • 1969 - Смерть Вазир-Мухтара, советский телеспектакль поставленный в Ленинграде в 1969 году, но запрещенный к показу. В роли А. С. Грибоедова - Владимир Рецептер.
  • 1995 - Грибоедовский вальс, художественный историко-биографический фильм Тамары Павлюченко. Снят к 200-летию со дня рождения А. С. Грибоедова и рассказывает о последних месяцах жизни. В роли А. С. Грибоедова - Александр Феклистов.
  • 2010 - Смерть Вазир-Мухтара. Любовь и жизнь Грибоедова - российский телесериал 2010 года, снятый по мотивам одноимённого романа Юрия Тынянова о последнем годе жизни. В роли А. С. Грибоедова - Михаил Елисеев.
  • 2014 - «Дуэль. Пушкинъ - Лермонтовъ» - российский фильм в стиле альтернативного мира. В роли выжившего старого Грибоедова - Вячеслав Невинный-младший.

Другое

  • Последним годам жизни А. С. Грибоедова Юрий Тынянов посвятил роман «Смерть Вазир-Мухтара» (1928).
  • 22 апреля 2014 года, в Санкт-Петербурге, Великой ложей России, была создана ложа «А. С. Грибоедов» (№ 45 в реестре ВЛР).
  • Общеобразовательная школа имени А. С. Грибоедова (Степанакерт).
  • Общеобразовательная школа № 203 имени А. С. Грибоедова в Санкт-Петербурге.
  • «Грибоедовские чтения»
  • ГБОУ г. Москвы гимназия № 1529 имени А. С. Грибоедова.
  • В Москве существует высшее учебное заведение - Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова (Москва).
  • Канал Грибоедова (до 1923 года Екатерининский канал) - канал в Санкт-Петербурге.
  • Самолет Airbus 330-243 (VQ-BBF) авиакомпании Аэрофлот назван именем А. C. Грибоедова.
  • Мемориальная доска Грибоедову в Санкт-Петербург (Б. Морская ул., 14)

    В нумизматике

    Памятная монета Банка России, посвящённая 200-летию со дня рождения А. С. Грибоедова. 2 рубля, серебро, 1995 год

    • В 1995 году Центральным банком Российской Федерации была выпущена монета (2 рубля, серебро 500) из серии «Выдающиеся личности России» с изображением на реверсе портрета А. С. Грибоедова - к 200-летию со дня рождения.
    • Медаль «А. С. Грибоедов 1795-1829 гг.» учреждена Московской городской организацией Союза писателей РФ и вручается писателям и литераторам, видным меценатам и известным издателям за подвижническую деятельность на благо русской культуры и литературы.

    Адреса в Санкт-Петербурге

    • 11.1816 - 08.1818 года - доходный дом И. Вальха - набережная Екатерининского канала, 104;
    • 01.06. - 07.1824 года - гостиница «Демут» - набережная реки Мойки, 40;
    • 08. - 11.1824 года - квартира А. И. Одоевского в доходном доме Погодина - Торговая улица, 5;
    • 11.1824 - 01.1825 года - квартира П. Н. Чебышева в доходном доме Усова - Николаевская набережная, 13;
    • 01. - 09.1825 года - квартира А. И. Одоевского в доходном доме Булатова - Исаакиевская площадь, 7;
    • 06.1826 года - квартира А. А. Жандра в доме Егермана - набережная реки Мойки, 82;
    • 03. - 05.1828 года - гостиница «Демут» - набережная реки Мойки, 40;
    • 05. - 06.06.1828 года - дом А. И. Косиковского - Невский проспект, 15.

    Награды

    • Орден Святой Анны II степени с алмазными знаками (14 марта 1828 года)
    • Орден Льва и Солнца I степени (Персия, 1829 год)
    • Орден Льва и Солнца II степени (Персия, 1819 год)


Оставил после себя не только открытия. Его высказывания стали крылатыми фразами и цитатами для людей во всём мире, афоризмы Аристотеля не перестали быть актуальными и сейчас. Подборку таких замечательных фраз греческого философа сделала Ольга Хлопкова , чтобы показать нам, что мудрость не стареет.

15 афоризмов Аристотеля из нашей жизни

Философ и мыслитель Древней Греции, Аристотель, обладал удивительной способностью давать четкие, законченные по смыслу определения тем или иным понятиям. Именно благодаря этому, его высказывания легко запоминались, повторялись и пронеслись через века. Мало кто из нас задумывается, что афоризмы Аристотеля, мы используем в своей речи и сегодня, иногда меняя слова, но суть остается неизменной.

  • Мы часто слышим «Из двух зол выбирай меньшее». А в «Никомаховой этике» Аристотеля: «Меньшее из зол надо выбирать» . Эту мысль продолжает древнеримский политик Цицерон: «Следует не только выбирать из зол наименьшее, но и извлекать из них самих то, что может в них быть хорошего».
  • «Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более».
  • «Желающий добиться успеха должен задавать правильные предварительные вопросы».
  • Не обошел он и денежную тему: «Нельзя гоняться за деньгами – нужно идти им навстречу».
  • Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.
  • Аристотель о любви: «Любовь – это теорема, которую необходимо доказывать каждый день».
  • Так же ясно Аристотель выделил признак дружбы.
    «Наслаждаться общением – главный признак дружбы».
  • Об отношении к людям:
    «Нам следует обращаться со своими друзьями так же, как мы хотели бы, чтобы друзья обращались с нами».
  • Каждый из нас когда-либо находился в ситуации, когда надо было разрядить обстановку. Что лучше всего справляется с этой задачей? Правильно, шутка. И по Аристотелю «шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых».
  • Понравился афоризм: «Остроумен тот, кто шутит со вкусом» .
  • По-моему, следующее изречение больше относится к человеческим взаимоотношениям: «Серьезное разрушается смехом, смех – серьезным».
  • Сложно спорить с тем, что «воспитание – лучший припас к старости» . Но здесь хочется вспомнить и английскую пословицу: «Не воспитывайте детей. Все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя!»
  • Мы задаем вопрос, что такое счастье. Ответ, что каждый понимает его по своему, имеет место быть, но все-таки это очень расплывчато. Не так давно мне попалась одна статья, прочитав которую, я смогла дать определение «счастья». Это отсутствие неудовлетворенности в своей жизни. Будь-то здоровье, дети, родители, любимый человек, дом, друзья, любимое дело, достаток, дающий многие возможности в жизни и так далее. Аристотель сказал более ясно и красиво: «Счастье на стороне того, кто доволен».
    Но он же был философом. Как же без рассуждений)):

    «Для одних счастье — это нечто наглядное и очевидное, скажем, удовольствие, богатство и почет. У разных людей разное; а часто даже для одного человека счастье – то одно, то другое: ведь, заболев, люди видят счастье в здоровье, впав в нужду – в богатстве, а зная за собой невежество, восхищаются теми, кто рассуждает о чем-нибудь великом и превышающем их понимание»

    Немного объемнее, но суть та же – быть довольным своей жизнью.

  • Да, и еще одно. Мне кажется, что нам следует помнить: «Достоинство речи быть ясной и не быть низкой» .
  • И в заключение главный философский вопрос «в чем смысл жизни?»
    «В чем смысл жизни? — Служить другим и делать добро» . А «чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать» . Аристотель)))

Если каждый будет этому следовать, то мир станет чуточку лучше…

Мне бы этого очень хотелось. А вам?

Ольга Хлопкова.

Благодарю Ольгу за активную поддержку конкурса, до окончания которого осталось всего три дня. Мысли Аристотеля не потеряют своей актуальности ещё многие века, ведь люди остаются теми же, человеческая природа не меняется.

Ещё несколько афоризмов Аристотеля, уже на греческом языке:

«Тот, кто дружит со всеми, никому не является другом» . Короткая фраза, имеющая глубокий смысл. Нормальный человек не способен одинаково относиться ко всем, настоящая дружба — редкий дар. А тот, кто пытается угодить всем для собственной выгоды, просто холодный эгоист.

«Каждый может рассердиться, это легко. А вот рассердиться на того, на кого надо, так сильно, как надо, по правильной причине, в нужный момент и нужным способом, вот это совсем не легко.» Наверное, сердиться так, как говорит Аристотель, — это высший пилотаж, доступный немногим. Но — опять прав!

«Правда и справедливость от природы имеют бОльшую силу, чем ложь и несправедливость». А вот это то, во что очень хочет верить каждый человек. Раз в это верил такой мудрец, как Аристотель, есть надежда, что так и есть!

И напоследок — актуальные особенно сейчас для Греции слова Аристотеля о жестоком налогообложении:

«…Цель тирании — нищета граждан, чтобы, во-первых, содержалась на их деньги стража её безопасности, и во-вторых, чтобы граждане были заняты и чтобы у них не оставалось времени для посягательств на режим. К такому результату стремится как наложение больших налогов, всасывание имущества граждан, так и затея строительств больших сооружений, истощающих государственную казну…»

Тут, по-моему, и комментарии не нужны. Налоги в Греции выросли значительно, некоторые — в несколько раз, появились новые. Граждане озабочены выживанием, поисками работы и не слишком активно участвуют в протестных акциях. А о сооружениях — достаточно вспомнить Олимпиаду 2004 года, проведенную с такой помпой, как будто она проходила не в маленькой стране с 10-миллионным населением, а где-нибудь в… ну, скажем, в Германии. Тогдашний премьер был большим поклонником этой державы. Олимпиада, кроме всего прочего, ознаменовалась скандалами по поводу взяток политикам от компании Siemens и много чего другого. А дорогущие олимпийские сооружения, за редким исключением, благополучно сгнили и разрушились за эти годы.

Тирания в данном случае — не правительства Греции, которое давно уже перестало что-то решать, как бы они там не надували щёки. Скорее — Евросоюза, хотя тут не буду лезть в политические дебри и искать причины всех проблем.

В общем, вы уже поняли, что афоризмы Аристотеля таковы, как будто он писал о нашей с вами жизни и о современном мире. Его фразы пробуждают работу ума, заставляют задуматься. После окончания конкурса я сама подберу интересные мысли Аристотеля, любопытно сравнить его понимание жизни и современность.

Аристотель: У всех людей есть цель, известная как отдельным личностям, так и человечеству в целом. Путь к ней непростой, и чтобы дойти до конца приходится одно отбрасывать, а другое – принимать.

Женщина-пьяница обрекает на несчастье не только себя, но и своих детей.

При выборе дела для себя нужно учитывать два критерия: выполнимость и праведность.

Аристотель – Злиться сможет абсолютно любой. А вот контролировать злость, научиться направлять ее против нужных событий, людей, выбирать время и место для злости – это целое искусство, подвластное единицам.

Самые громкие, яркие преступления зачастую совершаются не теми, кто нуждается, а теми, кто и так много чего имеет. Преступления для роскоши. Для славы.

От красноречивого оратора так же глупо требовать научных подтверждений словам, как гениального математика – просить излагать теоремы эмоционально. – Аристотель

Мы смертны. Живем недолго. Крохи по сравнению с миром. Но не должны чувствовать себя тленными, ненужными. Задача каждого человека – максимально приблизиться к бессмертию.

Продолжение цитат Аристотеля читайте на страницах:

Из справедливости выходят все добродетели.

Во времени имеется нечто неделимое, что мы называем “теперь”. Во времени ничего нельзя ухватить, помимо “теперь”. “Теперь” есть непрерывная связь времени, оно связывает прошедшее время с будущим и вообще является границей времени, будучи началом одного и концом другого. Так как “теперь” есть конец прошедшего и начало будущего, то время всегда начинается и кончается. И оно никогда не прекратится, потому что всегда начинается.

Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.

Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного установления конечной цели всякого рода деятельности и 2) отыскания соответственных, средств, ведущих к конечной цели.

Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.

Благодарность стареет быстро.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Свойство тирана - отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.

Познание начинается с удивления.

Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела.

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

Благодарность быстро стареет.

Наслаждаться общением – главный признак дружбы.

Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой.

Счастье человека состоит в беспрепятственном приложении его преобладающей способности.

Те, кто губит состоятельных людей или народную массу слишком решительными законами, в сущности, разрушает государственный строй.

Добродетель делает правильной цель, а рассудительность – средство для ее достижения.

Страдательные состояния души неотделимы от природной материи живых существ. Страдательные состояния существуют вместе с телом.

Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше.

Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.

Опьянение - добровольное сумасшествие.

Человек – это то, что он постоянно делает.

Разумный гонится за тем, что избавит от страданий, а не за тем, что приятно.

Работаем, чтобы иметь свободное время, и воюем, чтобы жить мирно.

Город – единство непохожих.

Больше должны ценить тех, кто растят и хорошо воспитывают детей, чем тех, кто их рожает.

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую жизнь.

Дружба не только неоценима, но и прекрасна: мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом - одно и то же.

Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.

Мы вместе ощущаем и движение, и время; и если даже темно и мы не испытываем никакого воздействия на тело, а какое-то движение происходит в душе, нам сразу же кажется, что вместе с тем протекло и какое-то время. И наоборот, когда нам кажется, что прошло какое-то время, вместе с тем, предполагается, что произошло какое-то движение.

Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастья, пособница вреда и бесчестя.

Честь – это награда, присуждаемая за добродетель.

Платон – друг, но истина дороже.

Воспитание – в счастье украшение, а в несчастье – прибежище.

Политика не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа.

Привычка находить во всем только смешную сторону – самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит на поверхности.

Когда гнев или какой-либо иной подобного рода аффект овладевает индивидом, решение последнего неминуемо становится невыгодным.

Воспитание нуждается в трех вещах:в даровании, науке, упражнении.

Умный многому сумеет научиться у врага.

В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное.

Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.

Кто спрашивает, почему нам приятно водиться с красивыми людьми, тот слеп.

Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание.

Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви.

В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными.

Счастье, по-видимому, заключается в досуге.

Серьезное разрушается смехом, смех – серьезным.

Друг всем - ничей друг.

Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое нибудь знание.

Это долг – ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.

Количество – это то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто.

Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.

То, что время или совсем не существует, или едва существует, будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая – в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию.

Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.

Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь истинных.

Хвалить людей в лицо - признак лести.

Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

Женщины, предающиеся пьянству, рожают детей, похожих в этом отношении на своих матерей.

Как преуспеть ученикам? – Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.

Все льстецы - прихвостни.

Для кого даже честь – пустяк, для того и все прочее ничтожно.

Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.

Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением.

Никто лучше мужественного не перенесет страшное.

Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.

Не любит тот, кто не любит всегда.

Мужество - добродетель, в силу которой люди в трудностях совершают прекрасные дела.

Хвалить людей в лицо – признак лести.

Образование есть украшение в счастье и убежище в несчастье.

Все льстецы – прихвостни.

Каждый может разозлиться – это легко; но разозлиться на того, кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно – это дано не каждому.

Человек по своей природе есть существо общественное.

Начало есть более чем половина всего.

Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.

Раб предпочитает раба, господин – господина.

Везение – это удачи, к которым непричастен испытующий разум.

Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляет кораблем или конем, то есть направляет их туда, куда нужно и полезно.

Хорошо рассуждать о добродетели – не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях – не значит еще быть справедливым на деле.

Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.

Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество.

Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению.

Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.

Пословица – сохранившийся обломок древней философии.

Большая часть тиранов вышла, собственно говоря, из демагогов, которые приобрели доверие народа тем, что клеветали на знатных.

Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости.

Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.

И в каком-то отношении вещи подвергаются воздействию со стороны времени – как мы имеем обыкновение говорить: “точит время”, “все стареет от времени”, “все со временем забывается”, но не говорим: “научился от времени” или “сделался от времени молодым и красивым”, ибо время само по себе скорее причина уничтожения: оно есть число движения. Движение же лишает существующее того, что ему присуще.

Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляют их туда, куда нужно и полезно.

Друг – это одна душа, живущая в двух телах.

Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия.

Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.

Мудрость – это самая точная из наук.

Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.

Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.

Все льстецы – прихвостни.

Нравственная добродетель сказывается в удовольствиях и страданиях:ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия, то и от прекрасных поступков уклоняемся из-за страданий.

Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.

Красота – это подарок бога.

Жизнь требует движения.

Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.

Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно.

Совершенно очевидно, что из числа полезных (в житейском обиходе) предметов следует изучать те, которые действительно необходимы, но не все без исключения.

Из двух зол выбирай меньшее.

Чересчур блестящий слог делает незаметными как характеры, так и мысли.

Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине.

Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.

Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра.

Достоинство стиля заключается в ясности.

Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

Воспитание – в счастье украшение, а в несчастье прибежище.

Многое может случиться меж чашей вина и устами.

Надежда – это сон наяву.

Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия – лучших, чем существующие.

У кого есть друзья, у того нет друга.

Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению.

Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия. И люди малодушные также завистливы, потому что им все представляется великим.

Ясность – главное достоинство речи.

О, друзья мои! Нет на свете друзей!

Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь, истинных.

Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.

Назначение человека – в разумной деятельности.

Надежда – это сон наяву.

Злонравие есть понимание всего в другую сторону.

Жизнь требует движения.

Остроумен тот, кто шутит со вкусом.

Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, пособница вреда и бесчестия.

Воспитание – лучший припас к старости.

Назначение человека - в разумной деятельности.

Когда гнев или какой-либо иной подобного рода аффект овладевает индивидом, решение последнего неминуемо становится негодным.

Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых.

Хорошо рассуждать о добродетели - не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит еще быть справедливым на деле.

“Теперь” – каждый раз иное, оно непрерывно возобновляется, мы мыслим о нем как о точке, но это не одна и та же точка. А поскольку мы мыслим о нем и ощущаем его, оно имеет смысл только в связи с человеческой душой. Без души, способной считать, будет существовать только субстрат времени, субстрат считаемого. И нам кажется, что время присуще всему на небе, на море и на земле только потому, что мы все это наблюдаем.

Друг всем – ничей друг.

Мужество – добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.

Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.

Деяние есть живое единство теории и практики.

Дружба не только неоценима, но и прекрасна; мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом – одно и то же.

Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.

Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг и войну ведем, чтобы жить в мире.

Тирания любит злых именно потому, что любит лесть, а свободный человек не может унижаться. Честный человек умеет любить, но он не льстит. Свойство тирана – отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.

Свойство тирана – отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.

Относительно избрания должностных лиц нужно заметить, что, когда выборы происходят из намеченных заранее кандидатов, создается опасное положение: если известное число лиц, даже и небольшое, захотят войти между собой в соглашение, то выборы всегда будут совершаться так, как они того пожелают.

Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.

Излишество в удовольствиях – это распущенность, и она заслуживает осуждения.

Тот, кто обозревает немногое, легко выносит суждение.

Мужество обнаруживается в страхах и дерзаниях, соразмерных человеку.

Преступление нуждается лишь в предлоге.

Тот, кто находит удовольствие в уединении, либо дикий зверь, либо Бог.

Невежда удивляется, что вещи таковы, каковы они суть, и такое удивление есть начало знания; мудрец, наоборот, удивился бы, если бы вещи были иными, а не таковыми, какими он их знает.

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание.Благодарность быстро стареет.Достоинство речи - быть ясной и не быть низкой.В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, пособница вреда и бесчестия.Друг всем - ничей друг.Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра.Жизнь требует движения.Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно.Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия - лучших, чем существующие.Кто спрашивает, почему нам приятно водиться с красивыми людьми, тот слеп.Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.Многое может случиться меж чашей вина и устами.Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.Надежда - это сон наяву.Наслаждаться общением - главный признак дружбы.Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.Невежда удивляется, что вещи таковы, каковы они суть, и такое удивление есть начало знания; мудрец, наоборот, удивился бы, если бы вещи были иными, а не таковыми, какими он их знает.Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.О, друзья мои! Нет на свете друзей!Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.Преступление нуждается лишь в предлоге.Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.Серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.Счастье человека состоит в беспрепятственном приложении его преобладающей способности.Тот, кто обозревает немногое, легко выносит суждение.У кого есть друзья, у того нет друга.Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь.Хороша книга, если автор в ней высказывает только то, что следует, и так, как следует.Хотя мы и смертны, мы не должны подчиняться тленным вещам, но, насколько возможно, подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего.Человек по своей природе есть существо общественное.Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела.Это долг - ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляют их туда, куда нужно и полезно.Воспитание - в счастье украшение, а в несчастье - прибежище.Все льстецы - прихвостни.Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь, истинных.Деяние есть живое единство теории и практики.Друг - это одна душа, живущая в двух телах.Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.Дружба не только неоценима, но и прекрасна; мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом - одно и то же.Женщины, предающиеся пьянству, рожают детей, похожих в этом отношении на своих матерей.И в каком-то отношении вещи подвергаются воздействию со стороны времени - как мы имеем обыкновение говорить: "точит время", "все стареет от времени", "все со временем забывается", но не говорим: "научился от времени" или "сделался от времени молодым и красивым", ибо время само по себе скорее причина уничтожения: оно есть число движения. Движение же лишает существующее того, что ему присуще.Излишество в удовольствиях - это распущенность, и она заслуживает осуждения.Каждый может разозлиться - это легко; но разозлиться на того, кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно - это дано не каждому.Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.Мудрость - это самая точная из наук.Мужество - добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.Мы вместе ощущаем и движение, и время; и если даже темно и мы не испытываем никакого воздействия на тело, а какое-то движение происходит в душе, нам сразу же кажется, что вместе с тем протекло и какое-то время. И наоборот, когда нам кажется, что прошло какое-то время, вместе с тем, предполагается, что произошло какое-то движение.Назначение человека - в разумной деятельности.Начало есть более чем половина всего.Не любит тот, кто не любит всегда.Никто лучше мужественного не перенесет страшное.Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.Остроумен тот, кто шутит со вкусом.Платон - друг, но истина дороже.Привычка находить во всем только смешную сторону - самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит на поверхности.Раб предпочитает раба, господин - господина.Свойство тирана - отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.Совершенно очевидно, что из числа полезных (в житейском обиходе) предметов следует изучать те, которые действительно необходимы, но не все без исключения.Страдательные состояния души неотделимы от природной материи живых существ. Страдательные состояния существуют вместе с телом."Теперь" - каждый раз иное, оно непрерывно возобновляется, мы мыслим о нем как о точке, но это не одна и та же точка. А поскольку мы мыслим о нем и ощущаем его, оно имеет смысл только в связи с человеческой душой. Без души, способной считать, будет существовать только субстрат времени, субстрат считаемого. И нам кажется, что время присуще всему на небе, на море и на земле только потому, что мы все это наблюдаем.Тот, кто находит удовольствие в уединении, либо дикий зверь, либо Бог.У всякого человека в отдельности и у всех вместе есть, можно сказать, известная цель, стремясь к которой они одно избирают, другого избегают.Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.Хорошо рассуждать о добродетели - не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит еще быть справедливым на деле.Человек - это то, что он постоянно делает.Ясность - главное достоинство речи.Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости.Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых.

знаменитый древнегреческий учёный и философ; ученик Платона; c 343 года до н. э. - воспитатель Александра Македонского; в 335/4 годах до н. э. основал Ликей (др.-греч. Λύκειον Лицей, или перипатетическую школу); натуралист классического периода; наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики; создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления; был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику

384 - 322 до н. э.

Многое может случиться меж чашей вина и устами.

Опьянение - добровольное сумасшествие.

Бедность - источник возмущений и преступлений.

Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.

Благодарность быстро стареет.

Для того чтобы совершать благородные поступки, необязательно царить над сушей и морями.

Все мы испытываем блаженство вдвойне, когда можем разделить его с друзьями.

Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим.

Не хорошо многовластье: один да будет властитель.

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.

Воспитание - в счастье украшение, а в несчастье прибежище.

Воспитание - лучший припас к старости.

Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении.

Все кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи.

Талантливые врачи придают исключительную важность точному знанию анатомии человека.

При каждом виде государственного устройства сущность гражданина меняется.

Больше должны ценить тех, кто растят и хорошо воспитывают детей, чем тех, кто их рожает.

Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать.

Добро для человека - это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью.

Нравственная добродетель сказывается в удовольствиях и страданиях: ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия, то и от прекрасных поступков уклоняемся из-за страданий.

Свойство добродетели состоит, скорее, в том, чтобы делать добро, а не принимать его, и в том, чтобы совершать прекрасные поступки, более, чем в том, чтобы не совершать постыдных.

Достоинство стиля заключается в ясности.

Друг - это одна душа, живущая в двух телах.

Никто не согласился бы жить без друзей, даже если бы ему предложили взамен все прочие блага.

Друг всем - ничей друг.

Нам следует обращаться со своими друзьями так же, как мы хотели бы, чтобы друзья обращались с нами.

О, друзья мои! Нет на свете друзей!

У кого есть друзья, у того нет друга.

Друга долго ищут, с трудом находят и трудно его сохранить.

В бедности и других жизненных несчастьях настоящие друзья - это надежное прибежище.

Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.

Дружба - это одна душа, живущая в двух телах.

Наслаждение общением - главный признак дружбы.

Чувство жизни относится к вещам, которые сами по себе доставляют удовольствие, потому что жизнь - благо по природе.

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

Жизнь требует движений.

Жить - значит делать вещи, а не приобретать их.

Из двух зол выбирай меньшее.

Познание начинается с удивления.

Это долг - ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.

Платон мне друг, но истина дороже.

Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине.

Хорошая книга - та, в которой сочинитель говорит то, что должно, не говорит того, что не должно, и говорит так, как должно.

В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными.

Все льстецы - прихвостни.

Хвалить людей в лицо - признак лести.

Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

Не любит тот, кто не любит всегда.

Именно смешные повадки людей делают жизнь приятной и связывают общество воедино.

Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия.

Матери больше любят своих детей, потому что они больше уверены, что это их дети.

Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.

Мудрость - это самая точная из наук.

Быть мужественным - значит обуздывать свой нрав. Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, т. е. направляет их туда, куда нужно и полезно.

Никто лучше мужественного не перенесёт страшное.

Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество.

Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.

Мужество - добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.

Мужество - это мужество перед страхом, так что, когда страх умерен, мужество увеличивается.

Мужество обнаруживается в страхах и дерзаниях, соразмерных человеку.

Мужчина в сравнении с женщиной лучше её по самой природе, а женщина хуже его, потому он властвует над ней, а она подчиняется ему.

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.

Надежда - это сон наяву.

Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению.

Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.

Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением.

Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.

Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.

Корень учения горек, а плоды его сладки.

На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади».

Остроумен тот, кто шутит со вкусом.

Политика - наилучшая [величайшая, важнейшая] из наук.

Принципы поступков - это то, ради чего они совершаются.

Совершать проступок можно по-разному… между тем поступать правильно можно только одним единственным способом…

Хвалу и осуждение получают в зависимости от того, по принуждению или нет совершен поступок.

В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное.

Преступление нуждается лишь в предлоге.

Привычка находить во всем только смешную сторону есть самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит всегда на поверхности.

Кто по природе принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, тот раб.

речь

Ясность - главное достоинство речи.

Скромность - середина между бесстыдством и стеснительностью.

Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.

Серьёзное разрушается смехом, смех - серьёзностью.

Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.

Совесть - это правильный суд доброго человека.

Человек достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости.

Справедливость не есть часть добродетели, а вся добродетель, и противоположность ее - несправедливость - не часть порочности, а порочность вообще.

Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда.

Пусть будет страх - некоторого рода неприятное ощущение или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинит нам неприятность.

Страх определяют как ожидание зла.

Счастье на стороне того, кто доволен.

Счастье, по-видимому, заключается в досуге.

Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия - лучших, чем существующие.

Везение - это удачи, к которым непричастен испытующий разум.

Не было еще ни одного великого ума без примеси безумия.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Цель умозаключения - найти метод, при помощи которого можно было бы из правдоподобных делать умозаключение о всякой выдвинутой проблеме и не впадать в противоречие, когда мы сами отстаиваем какое-нибудь положение.