Биографии Характеристики Анализ

Чем отличался сергий радонежский от других детей. Б.К. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский

Чудесное научение грамоте отрока Варфоломея - условное название события, описанного в известном литературном памятнике - житии Сергия Радонежского , составленном его учеником Епифанием Премудрым . Совершившееся чудо, согласно житию, позволило отроку Варфоломею, будущему преподобному Сергию, овладеть грамотой, которая прежде не давалась ему. Легло в основу знаменитой картины Нестерова «Видение отроку Варфоломею ». Изображается на клеймах житийных икон преподобного Сергия.

Преподобный Сергий Радонежский, благодаря указанному событию, почитается православными как покровитель учащихся.

О литературном памятнике

Словарь книжников и книжности
Древней Руси

Будучи тоже одной из вершин русской агиографии , Житие Сергия Радонежского, как и Слово о Стефане Пермском, является ценнейшим источником сведений о жизни Московской Руси XIV в. Оно содержит большое количество имен, начиная от людей, переселившихся вместе с родителями Сергия из Ростовской области в Радонеж, и кончая митрополитом и великим князем московским, появляющимися в некоторых его эпизодах. В отличие от «Слова о житии и учении» это житие полно чудесами. В середине XV в. дополнил его в части посмертных чудес, но также кое в чем и сократил и перекомпоновал Пахомий Серб .

Г. М. Прохоров

Предыстория описываемого события

АВЕРЬЯНОВ : Родился он в семье ростовского боярина Кирилла. Соответственно, вся семья по преданию жила в небольшом селе рядом с Ростовом. Имеется в виду Ростов Великий. Там, где впоследствии было село Варница.

В крещении будущий святой получил имя Варфоломей и был одним из трех сыновей Кирилла и Марии : «первый Стефан, второй - этот Варфоломей, третий Петр…» В свой срок юного Варфоломея отдали обучаться грамоте, но учеба не продвигалась :

Старания учителя не приносили плода: «отрок не слушал его и не мог научиться» . Варфоломея бранили родители, учитель наказывал, товарищи укоряли, он же «со слезами молился Богу».

Чудесное научение грамоте

Совершенно иначе рассказывает об этом житие преподобного :

По окончании молитвы старца Варфоломей сообщил ему о своем желании знать грамоту и неспособности одолеть ее, а затем попросил его: «святой отче, помолись за меня Богу , чтобы смог я научиться грамоте». Старец, после усердной молитвы, подал мальчику кусок святой просфоры , Варфоломей же «открыл уста и съел то, что ему было дано». Старец предсказал ему, что с этого дня он будет знать грамоту лучше своих братьев и сверстников .

Старец хотел уйти, но Варфоломей «со слезами его молил, чтобы поселился старец в доме родителей его». Удивленный старец поспешил войти в дом его родителей. Гостю была предложена пища, однако старец прежде трапезы «вошел в молитвенный храм, то есть в часовню», взяв с собой и Варфоломея, которому велел читать псалом . Мальчик отказывался, старец же ответил, что с этого дня Господь дарует ему знание грамоты. «И случилось тогда нечто удивительное: отрок, получив благословение от старца, начал петь псалмы очень хорошо и стройно; и с того часа он хорошо знал грамоту». Родители и братья Варфоломея удивились произошедшей с ним перемене и «прославили Бога, давшего ему такую благодать» .

Когда Варфоломей со старцем вышли из часовни, родители поставили перед старцем пищу. Старец по окончании трапезы благословил родителей и хотел уйти, но они упросили его задержаться. Их тревожил вопрос о том, что означает чудо, которое предшествовало рождению Варфоломея

  1. Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?
  2. Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, были люди ти-хие и спокойные, почтенные и справедли-вые, очень религиозные, «с крепким и серьезным складом жизни». Сына с детст-ва приучали к труду (например, мальчика посылали следить за лошадьми в поле), не баловали. В их доме всегда прини-мали странников, и связанное с ними «ищущее, мечтательно противящееся обы-денности» начало сыграло свою роль в судьбе Варфоломея. Семи лет его отдали учиться грамоте, но наука не давалась мальчику, и родители по-доброму усове-щивали его.

    «Замечательны… отношения с родны-ми». И мать, и отец с ранних лет Варфоло-мея почувствовали в сыне необычное. Всегда тихий, молчаливый, ласковый, но «с некоторой печатью». Очень строго со-блюдал посты, и родителям казалось, что он слишком себя изнуряет. Мать упраши-вала сына не насиловать себя, но он поч-тительно, но твердо возражал.

  3. Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?
  4. Варфоломею не давалась наука, и маль-чик очень огорчался. Однажды забрели куда-то жеребята, и отец послал сына их разыскивать.

    В поисках жеребят он под дубом встре-тил старца-черноризца. Старец, увидев расстроенного мальчика, спросил, что случилось, и Варфоломей сквозь слезы рассказал ему о своих неудачах и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Старец помолился, а затем вы-нул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. «Отныне, — сказал он, — овладеешь грамотою лучше братьев и то-варищей».

  5. Какие качества характеризуют человека, по-святившего свою жизнь служению Богу и Руси?
  6. Сергия Радонежского отличали боголюбие, огромное терпение, смирение, трудо-любие, добросовестность, природная скром-ность, умение оставаться в тени, будучи для всех источником духовного света, лю-бовь к людям и родной земле и готовность посвятить ей свою жизнь.

  7. Прочитайте полностью повесть Б. К. Зайцева о Сергии Радонежском. Перескажите в классе эпи-зоды, которые произвели на вас наибольшее впе-чатление.
  8. Можно выбрать различные эпизоды долгого пути преображения Варфоломея в Сергия Радонежского. Рассказ лучше по-строить по плану.

    Обучение грамоте, неудачи и встреча со старцем. «Это дается тебе в знак благо-дати и для разумения Священного Писа-ния».

    «Варфоломей и Степан выбрали мес-то в десяти верстах от Хотькова» и основа-ли Троицкий монастырь. Затем «Варфо-ломей же в полном одиночестве продол-жал полуночный свой подвиг». Сергий в монастыре. Он упорен, тер-пелив, и он «боголюбив…». «Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример».

    «Братия желала, чтобы Сергий стал игу-меном».

    «Мамай решил покончить с непокор-ным Дмитрием…» «После трапезы Препо-добный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой». «Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст». «Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви». Материал с сайта

  9. Рассмотрите репродукцию картины М. Несте-рова «Видение отроку Варфоломею». Найдите в тексте жития эпизод, изображенный художником. Как передан на картине чудесный момент встречи со старцем?
  10. На картине изображен эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем. Мальчик искал пропавших жеребят, но как написа-но в тексте жития «нашел не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черно-ризца саном пресвитера». Очевидно, ста-рец его понял:

    Чего тебе надо, мальчик?

    Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил помолиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

    И под тем же дубом встал старец на мо-литву».

  11. Чем, на ваш взгляд, отличается канониче-ское (созданное по строгим правилам) житие, от художественного авторского текста?
  12. Авторский текст предполагает более свободное обращение с канонами, прави-лами, по которым создавалось житие: в нем есть эпизоды, которые важны писа-телю для создания образа героя, его отли-чает более свободная композиция. Кано-нический текст более строгий, в нем не чувствуется отношение автора к герою.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • рассказ варфоломея встреча со старцем
  • сочинение на тему преподобный сергий радонежский
  • преподобный сергей радоженский ответы на вопросы
  • как сергий радонежский обучался грамоте
  • тексты докладов по теме сергий радонежский

Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?

Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, были люди тихие и спокойные, почтенные и справедливые, очень религиозные, "с крепким и серьезным складом жизни". Сына с детства приучали к труду (например, мальчика посылали следить за лошадьми в поле), не баловали. В их доме всегда принимали странников, и связанное с ними "ищущее, мечтательно противящееся обыденности" начало сыграло свою роль в судьбе Варфоломея. Семи лет его отдали учиться грамоте, но наука не давалась мальчику, и родители по-доброму усовещивали его.

"Замечательны… отношения с родными". И мать, и отец с ранних лет Варфоломея почувствовали в сыне необычное. Всегда тихий, молчаливый, ласковый, но "с некоторой печатью". Очень строго соблюдал посты, и родителям казалось, что он слишком себя изнуряет. Мать упрашивала сына не насиловать себя, но он почтительно, но твердо возражал.

Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?

Варфоломею не давалась наука, и мальчик очень огорчался. Однажды забрели куда-то жеребята, и отец послал сына их разыскивать.

В поисках жеребят он под дубом встретил старца-черноризца. Старец, увидев расстроенного мальчика, спросил, что случилось, и Варфоломей сквозь слезы рассказал ему о своих неудачах и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Старец помолился, а затем вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. "Отныне, - сказал он, - овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей".

Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?

Сергия Радонежского отличали боголюбие, огромное терпение, смирение, трудолюбие, добросовестность, природная скромность, умение оставаться в тени, будучи для всех источником духовного света, любовь к людям и родной земле и готовность посвятить ей свою жизнь.

Прочитайте полностью повесть Б. К. Зайцева о Сергии Радонежском. Перескажите в классе эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление.

Можно выбрать различные эпизоды долгого пути преображения Варфоломея в Сергия Радонежского. Рассказ лучше построить по плану.

Обучение грамоте, неудачи и встреча со старцем. "Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания".

"Варфоломей и Степан выбрали место в десяти верстах от Хотькова" и основали Троицкий монастырь. Затем "Варфоломей же в полном одиночестве продолжал полуночный свой подвиг". Сергий в монастыре. Он упорен, терпелив, и он "боголюбив…". "Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример".

"Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом".

"Мамай решил покончить с непокорным Дмитрием…" "После трапезы Преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой". "Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст". "Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви".

Рассмотрите репродукцию картины М. Нестерова "Видение отроку Варфоломею". Найдите в тексте жития эпизод, изображенный художником. Как передан на картине чудесный момент встречи со старцем?

На картине изображен эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем. Мальчик искал пропавших жеребят, но как написано в тексте жития "нашел не то, чего искал. Под дубом встретил "старца черноризца саном пресвитера". Очевидно, старец его понял:

Чего тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил помолиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

И под тем же дубом встал старец на молитву".

Чем, на ваш взгляд, отличается каноническое (созданное по строгим правилам) житие, от художественного авторского текста?

Авторский текст предполагает более свободное обращение с канонами, правилами, по которым создавалось житие: в нем есть эпизоды, которые важны писателю для создания образа героя, его отличает более свободная композиция. Канонический текст более строгий, в нем не чувствуется отношение автора к герою.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к произведению «Преподобный Сергий Радонежский» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Жанр произведения - психологический рассказ. Герои - мальчик, дядя, мама, бабушка. Завязка - мальчик упрашивает дядю показать ему цифры и доставить небольшие детские радости. Кульминация - дядя резко обрывает мальчика, вызвав его бурные слезы. Развязка - ребенок учится писать цифры. Это рассказ о взаимоотношениях ребенка и взрослого, построенный на изложении отдельных моментов ссоры. О непонимании детских радостей, о нежелании взрослых идти ребенку навстречу, часто просто по причине собственной лени. Иногда дело
    Любимая сестра М. А. Булгакова Надежда Афанасьевна так вспоминала о начальной поре жизни будущего писателя: "1891 год. В Киеве на Госпитальной улице, которая, подобно большинству киевских улиц, шла в гору, в доме номер 4 у магистра Киевской духовной академии, доцента кафедры древней гражданской истории родился первенец. Отца звали Афанасий Иванович. Мальчик рос, окружённый заботой. Отец был внимателен, заботлив, а мать - жизнерадостная и очень весёлая женщина. Хохотунья. И вот в
    Какие нравственные черты человека опоэтизированы Хемингуэем в повести "Старик и море"? Какова основная идея повести? В основе повести лежит авторская идея "трагического стоицизма": перед лицом судьбы, несущей страдания и смерть, человек обязан сохранять достоинство и мужество. Поединок старика-рыбака с коварными силами океана, одновременно смертоносными и прекрасными, приводит к выводу о непобедимой силе человеческого духа, о том, что "человека можно уничтожить, но его нельзя победить". Почему мальчик всегда встречал старика и пытался
    Интегрированный урок в 8-м классе Литература и мировая художественная культура Урок проводится как итоговый после изучения по литературе «Жития Сергия Радонежского» и по МХК темы «Икона. Иконография святых». Оформление: записи колокольных звонов Троице-Сергиевой лавры; репродукции икон святого Сергия; репродукции картин М. Нестерова, Н. Рериха и других художников. Ход урока (Звучит колокольный звон.) Учитель. Звучат колокола колокольни Троице-Сергиевой лавры. Многие века колокольный звон сопровождал жизнь человека: оповещал о приближении врага, созывал ратников, воинов на битву, приветствовал победу,
    В качестве домашнего задания ребятам было предложено выполнить задание учебника (программа А. Г. Кутузова): обратить внимание на то, благодаря чему в нашем восприятии создаётся образ святого Сергия Радонежского, заступника и молитвенника за русскую землю. Подсказка к способу выполнения задания: отметь карандашом в тексте слова, характеризующие героя, на полях проставь условные обозначения (п. - поступок; пор. - портрет; пов. - поведение; др. - другие персонажи о герое; периф. - перифразы;
    Глава I Небольшое вступление, дающее краткое представление о содержании рассказа. Автор делится своими мыслями о детях и детстве, сетует на то, как трудно при воспитании детей быть рассудительным и "очень, очень умным дядей". Писатель как бы задается вопросом о разумности существующих методов воспитания. Глава II Описываются события, предшествовавшие ссоре дяди и племянника. Мальчик Женя просит купить ему бумагу и карандаши, чтобы в один день "выучиться читать, рисовать и писать цифры". Дядя из лени
    Сказки о музыке Как мальчик познакомился с нотками Вечером мальчик долго не мог заснуть. Уже давно спало солнышко, и спала вся Земля. Не спали только звезды. Они звенели в вышине. Мальчику очень хотелось поймать песенку звезд, но звезды были слишком высоко. - Музыка, помоги мне поймать песню звезд, - попросил мальчик. Звезды запели громче, и с небес спустилась фея. В ее бездонных глазах сверкали звезды. Ее солнечные локоны блестели, как песня солнышка.

В крещении будущий святой получил имя Варфоломей и был одним из трех сыновей Кирилла и Марии : «первый Стефан, второй - этот Варфоломей, третий Петр…» В свой срок юного Варфоломея отдали обучаться грамоте, но учеба не продвигалась :

Старания учителя не приносили плода: «отрок не слушал его и не мог научиться» . Варфоломея бранили родители, учитель наказывал, товарищи укоряли, он же «со слезами молился Богу».

Научение грамоте Варфоломея

Житие преподобного так описывает его научение грамоте :

По окончании молитвы старца Варфоломей сообщил ему о своем желании знать грамоту и неспособности одолеть её, а затем попросил его: «святой отче, помолись за меня Богу , чтобы смог я научиться грамоте». Старец, после усердной молитвы, подал мальчику кусок святой просфоры , Варфоломей же «открыл уста и съел то, что ему было дано». Старец предсказал ему, что с этого дня он будет знать грамоту лучше своих братьев и сверстников .

Старец хотел уйти, но Варфоломей «со слезами его молил, чтобы поселился старец в доме родителей его». Удивленный старец поспешил войти в дом его родителей. Гостю была предложена пища, однако старец прежде трапезы «вошел в молитвенный храм, то есть в часовню», взяв с собой и Варфоломея, которому велел читать псалом . Мальчик отказывался, старец же ответил, что с этого дня Господь дарует ему знание грамоты. «И случилось тогда нечто удивительное: отрок, получив благословение от старца, начал петь псалмы очень хорошо и стройно; и с того часа он хорошо знал грамоту». Родители и братья Варфоломея удивились произошедшей с ним перемене и «прославили Бога, давшего ему такую благодать» .

Когда Варфоломей со старцем вышли из часовни, родители поставили перед старцем пищу. Старец по окончании трапезы благословил родителей и хотел уйти, но они упросили его задержаться. Их тревожил вопрос о том, что означает чудо, которое предшествовало рождению Варфоломея :

Старец же ответил родителям, что их сына «Бог избрал до рождения его». Затем старец сообщил, что после его ухода они сами убедятся в том, что Варфоломей «хорошо знает всю грамоту и все святые книги понимает». Он добавил, что сын их будет «славен перед Богом и людьми из-за своей добродетельной жизни». Наконец, старец произнес Епифаний Премудрый .

Сочинение о Сергии Радонежском мы можем написать после того, как познакомимся с очерком Зайцева Преподобный Сергий Радонежский.

Преподобный Сергий Радонежский Зайцев

Жизнь Преподобного Сергия Радонежского была описана Борисом Зайцевым. Случилось это в 1925 году. В произведении Преподобный Сергий Радонежский Зайцев рассказывает об известном святом, которого на Руси все почитали, а чтобы и мы познакомились с Сергием Радонежским в предлагаю вам небольшое Зайцева Преподобный Сергий Радонежский, которое расскажет о родителях Варфоломея, о том, какие отношения складывались в семье, какие события случились с Варфоломеем в детстве.

Итак, очерк Зайцева переносит нас в семью бояр, которые были честными, скромными и справедливыми. Именно в такой семье и родился Варфоломей. Но еще до его рождения произошло чудо. Когда Мария, что носила под сердцем младенца, была в церкви на службе, все услышали троекратный крик ребенка из утробы матери. Женщина стала переживать, но ребенок родился здоровым, а когда его крестили и женщина рассказала о произошедшем с ней событием, священник сказал, что ребенок в будущем будет слугой Святой Троицы.

Это был ребенок, который очень любил природу, которому родители еще с детства привили чувство ответственности и долга. Будущему Преподобному Сергию очень тяжело давалась грамота и по этому поводу он сильно переживал, пока однажды в детстве, когда Варфоломей отправился на поиски жеребят, он не встретил старца. Этот старец, по просьбе мальчика. благословил его и сказал, что Варфоломей одолеет грамоту, и будет читать священное Писание. При этом старец сказал, что мальчик многих поведет за собой и приведет к пониманию божьих заповедей. Так оно и случилось. Мальчик стал поститься, ходил в церковь и стремился к монашеской жизни. После смерти родителей, Сергий ушел в лес, где была построена церковь имени Святой Троицы, а чуть позже к нему присоединились последователи. Уже в 23 года Варфоломей принимает постриг и теперь его знают, как Сергий.

Далее мы узнаем о том, как Сергий становится игуменом и как он творит чудеса, помогая и исцеляя людей, изгоняя из них бесов. Сергию, который был также озабочен угрозой со стороны орды, пришлось даже благословлять воинов на битвы, благословил он и войско Дмитрия, которое хоть и с потерями, но вышло победителем в сражении с монголо-татарами.
После смерти Сергия, от его сердца исходило благоухание, а проводить его пришло очень много людей.

Далее в сочинении о Сергии Радонежском выделю черты характера этого святого. И здесь мы видим его кротость, скромность подвижничества, смирение. Это человек, который своим примером учит нас правде, труду, вере, мужественности. А чтобы более подробно узнать о жизни святого, советую познакомиться с Зайцевым и его Преподобным Сергием Радонежским, и прочитать в полном варианте его произведение.

Сочинение по картине В. А. Серова «Мика Морозов» Сочинение на тему: Том Сойер - хулиган или озорник? (М. Твен. «Приключения Тома Сойера») Краткое содержание: Иван - крестьянский сын и чудо-юдо