Чем отличался сергий радонежский от других детей. Б.К. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский
Чудесное научение грамоте отрока Варфоломея - условное название события, описанного в известном литературном памятнике - житии Сергия Радонежского , составленном его учеником Епифанием Премудрым . Совершившееся чудо, согласно житию, позволило отроку Варфоломею, будущему преподобному Сергию, овладеть грамотой, которая прежде не давалась ему. Легло в основу знаменитой картины Нестерова «Видение отроку Варфоломею ». Изображается на клеймах житийных икон преподобного Сергия.
Преподобный Сергий Радонежский, благодаря указанному событию, почитается православными как покровитель учащихся.
О литературном памятнике
Словарь книжников и книжности
Древней Руси
Будучи тоже одной из вершин русской агиографии , Житие Сергия Радонежского, как и Слово о Стефане Пермском, является ценнейшим источником сведений о жизни Московской Руси XIV в. Оно содержит большое количество имен, начиная от людей, переселившихся вместе с родителями Сергия из Ростовской области в Радонеж, и кончая митрополитом и великим князем московским, появляющимися в некоторых его эпизодах. В отличие от «Слова о житии и учении» это житие полно чудесами. В середине XV в. дополнил его в части посмертных чудес, но также кое в чем и сократил и перекомпоновал Пахомий Серб .
Г. М. Прохоров
Предыстория описываемого события
АВЕРЬЯНОВ : Родился он в семье ростовского боярина Кирилла. Соответственно, вся семья по преданию жила в небольшом селе рядом с Ростовом. Имеется в виду Ростов Великий. Там, где впоследствии было село Варница.
В крещении будущий святой получил имя Варфоломей и был одним из трех сыновей Кирилла и Марии : «первый Стефан, второй - этот Варфоломей, третий Петр…» В свой срок юного Варфоломея отдали обучаться грамоте, но учеба не продвигалась :
Старания учителя не приносили плода: «отрок не слушал его и не мог научиться» . Варфоломея бранили родители, учитель наказывал, товарищи укоряли, он же «со слезами молился Богу».
Чудесное научение грамоте
Совершенно иначе рассказывает об этом житие преподобного :
По окончании молитвы старца Варфоломей сообщил ему о своем желании знать грамоту и неспособности одолеть ее, а затем попросил его: «святой отче, помолись за меня Богу , чтобы смог я научиться грамоте». Старец, после усердной молитвы, подал мальчику кусок святой просфоры , Варфоломей же «открыл уста и съел то, что ему было дано». Старец предсказал ему, что с этого дня он будет знать грамоту лучше своих братьев и сверстников .
Старец хотел уйти, но Варфоломей «со слезами его молил, чтобы поселился старец в доме родителей его». Удивленный старец поспешил войти в дом его родителей. Гостю была предложена пища, однако старец прежде трапезы «вошел в молитвенный храм, то есть в часовню», взяв с собой и Варфоломея, которому велел читать псалом . Мальчик отказывался, старец же ответил, что с этого дня Господь дарует ему знание грамоты. «И случилось тогда нечто удивительное: отрок, получив благословение от старца, начал петь псалмы очень хорошо и стройно; и с того часа он хорошо знал грамоту». Родители и братья Варфоломея удивились произошедшей с ним перемене и «прославили Бога, давшего ему такую благодать» .
Когда Варфоломей со старцем вышли из часовни, родители поставили перед старцем пищу. Старец по окончании трапезы благословил родителей и хотел уйти, но они упросили его задержаться. Их тревожил вопрос о том, что означает чудо, которое предшествовало рождению Варфоломея
- Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?
- Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?
- Какие качества характеризуют человека, по-святившего свою жизнь служению Богу и Руси?
- Прочитайте полностью повесть Б. К. Зайцева о Сергии Радонежском. Перескажите в классе эпи-зоды, которые произвели на вас наибольшее впе-чатление.
- Рассмотрите репродукцию картины М. Несте-рова «Видение отроку Варфоломею». Найдите в тексте жития эпизод, изображенный художником. Как передан на картине чудесный момент встречи со старцем?
- Чем, на ваш взгляд, отличается канониче-ское (созданное по строгим правилам) житие, от художественного авторского текста?
Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, были люди ти-хие и спокойные, почтенные и справедли-вые, очень религиозные, «с крепким и серьезным складом жизни». Сына с детст-ва приучали к труду (например, мальчика посылали следить за лошадьми в поле), не баловали. В их доме всегда прини-мали странников, и связанное с ними «ищущее, мечтательно противящееся обы-денности» начало сыграло свою роль в судьбе Варфоломея. Семи лет его отдали учиться грамоте, но наука не давалась мальчику, и родители по-доброму усове-щивали его.
«Замечательны… отношения с родны-ми». И мать, и отец с ранних лет Варфоло-мея почувствовали в сыне необычное. Всегда тихий, молчаливый, ласковый, но «с некоторой печатью». Очень строго со-блюдал посты, и родителям казалось, что он слишком себя изнуряет. Мать упраши-вала сына не насиловать себя, но он поч-тительно, но твердо возражал.
Варфоломею не давалась наука, и маль-чик очень огорчался. Однажды забрели куда-то жеребята, и отец послал сына их разыскивать.
В поисках жеребят он под дубом встре-тил старца-черноризца. Старец, увидев расстроенного мальчика, спросил, что случилось, и Варфоломей сквозь слезы рассказал ему о своих неудачах и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Старец помолился, а затем вы-нул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. «Отныне, — сказал он, — овладеешь грамотою лучше братьев и то-варищей».
Сергия Радонежского отличали боголюбие, огромное терпение, смирение, трудо-любие, добросовестность, природная скром-ность, умение оставаться в тени, будучи для всех источником духовного света, лю-бовь к людям и родной земле и готовность посвятить ей свою жизнь.
Можно выбрать различные эпизоды долгого пути преображения Варфоломея в Сергия Радонежского. Рассказ лучше по-строить по плану.
Обучение грамоте, неудачи и встреча со старцем. «Это дается тебе в знак благо-дати и для разумения Священного Писа-ния».
«Варфоломей и Степан выбрали мес-то в десяти верстах от Хотькова» и основа-ли Троицкий монастырь. Затем «Варфо-ломей же в полном одиночестве продол-жал полуночный свой подвиг». Сергий в монастыре. Он упорен, тер-пелив, и он «боголюбив…». «Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример».
«Братия желала, чтобы Сергий стал игу-меном».
«Мамай решил покончить с непокор-ным Дмитрием…» «После трапезы Препо-добный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой». «Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст». «Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви». Материал с сайта
На картине изображен эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем. Мальчик искал пропавших жеребят, но как написа-но в тексте жития «нашел не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черно-ризца саном пресвитера». Очевидно, ста-рец его понял:
Чего тебе надо, мальчик?
Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил помолиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.
И под тем же дубом встал старец на мо-литву».
Авторский текст предполагает более свободное обращение с канонами, прави-лами, по которым создавалось житие: в нем есть эпизоды, которые важны писа-телю для создания образа героя, его отли-чает более свободная композиция. Кано-нический текст более строгий, в нем не чувствуется отношение автора к герою.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- рассказ варфоломея встреча со старцем
- сочинение на тему преподобный сергий радонежский
- преподобный сергей радоженский ответы на вопросы
- как сергий радонежский обучался грамоте
- тексты докладов по теме сергий радонежский
Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?
Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, были люди тихие и спокойные, почтенные и справедливые, очень религиозные, "с крепким и серьезным складом жизни". Сына с детства приучали к труду (например, мальчика посылали следить за лошадьми в поле), не баловали. В их доме всегда принимали странников, и связанное с ними "ищущее, мечтательно противящееся обыденности" начало сыграло свою роль в судьбе Варфоломея. Семи лет его отдали учиться грамоте, но наука не давалась мальчику, и родители по-доброму усовещивали его.
"Замечательны… отношения с родными". И мать, и отец с ранних лет Варфоломея почувствовали в сыне необычное. Всегда тихий, молчаливый, ласковый, но "с некоторой печатью". Очень строго соблюдал посты, и родителям казалось, что он слишком себя изнуряет. Мать упрашивала сына не насиловать себя, но он почтительно, но твердо возражал.
Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?
Варфоломею не давалась наука, и мальчик очень огорчался. Однажды забрели куда-то жеребята, и отец послал сына их разыскивать.
В поисках жеребят он под дубом встретил старца-черноризца. Старец, увидев расстроенного мальчика, спросил, что случилось, и Варфоломей сквозь слезы рассказал ему о своих неудачах и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Старец помолился, а затем вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. "Отныне, - сказал он, - овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей".
Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?
Сергия Радонежского отличали боголюбие, огромное терпение, смирение, трудолюбие, добросовестность, природная скромность, умение оставаться в тени, будучи для всех источником духовного света, любовь к людям и родной земле и готовность посвятить ей свою жизнь.
Прочитайте полностью повесть Б. К. Зайцева о Сергии Радонежском. Перескажите в классе эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление.
Можно выбрать различные эпизоды долгого пути преображения Варфоломея в Сергия Радонежского. Рассказ лучше построить по плану.
Обучение грамоте, неудачи и встреча со старцем. "Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания".
"Варфоломей и Степан выбрали место в десяти верстах от Хотькова" и основали Троицкий монастырь. Затем "Варфоломей же в полном одиночестве продолжал полуночный свой подвиг". Сергий в монастыре. Он упорен, терпелив, и он "боголюбив…". "Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример".
"Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом".
"Мамай решил покончить с непокорным Дмитрием…" "После трапезы Преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой". "Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст". "Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви".
Рассмотрите репродукцию картины М. Нестерова "Видение отроку Варфоломею". Найдите в тексте жития эпизод, изображенный художником. Как передан на картине чудесный момент встречи со старцем?
На картине изображен эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем. Мальчик искал пропавших жеребят, но как написано в тексте жития "нашел не то, чего искал. Под дубом встретил "старца черноризца саном пресвитера". Очевидно, старец его понял:
Чего тебе надо, мальчик?
Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил помолиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.
И под тем же дубом встал старец на молитву".
Чем, на ваш взгляд, отличается каноническое (созданное по строгим правилам) житие, от художественного авторского текста?
Авторский текст предполагает более свободное обращение с канонами, правилами, по которым создавалось житие: в нем есть эпизоды, которые важны писателю для создания образа героя, его отличает более свободная композиция. Канонический текст более строгий, в нем не чувствуется отношение автора к герою.
Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к произведению «Преподобный Сергий Радонежский» уже в твоих закладках.Дополнительные сочинения по данной теме
Жанр произведения - психологический рассказ. Герои - мальчик, дядя, мама, бабушка. Завязка - мальчик упрашивает дядю показать ему цифры и доставить небольшие детские радости. Кульминация - дядя резко обрывает мальчика, вызвав его бурные слезы. Развязка - ребенок учится писать цифры. Это рассказ о взаимоотношениях ребенка и взрослого, построенный на изложении отдельных моментов ссоры. О непонимании детских радостей, о нежелании взрослых идти ребенку навстречу, часто просто по причине собственной лени. Иногда дело
Любимая сестра М. А. Булгакова Надежда Афанасьевна так вспоминала о начальной поре жизни будущего писателя: "1891 год. В Киеве на Госпитальной улице, которая, подобно большинству киевских улиц, шла в гору, в доме номер 4 у магистра Киевской духовной академии, доцента кафедры древней гражданской истории родился первенец. Отца звали Афанасий Иванович. Мальчик рос, окружённый заботой. Отец был внимателен, заботлив, а мать - жизнерадостная и очень весёлая женщина. Хохотунья. И вот в
Какие нравственные черты человека опоэтизированы Хемингуэем в повести "Старик и море"? Какова основная идея повести? В основе повести лежит авторская идея "трагического стоицизма": перед лицом судьбы, несущей страдания и смерть, человек обязан сохранять достоинство и мужество. Поединок старика-рыбака с коварными силами океана, одновременно смертоносными и прекрасными, приводит к выводу о непобедимой силе человеческого духа, о том, что "человека можно уничтожить, но его нельзя победить". Почему мальчик всегда встречал старика и пытался
Интегрированный урок в 8-м классе Литература и мировая художественная культура Урок проводится как итоговый после изучения по литературе «Жития Сергия Радонежского» и по МХК темы «Икона. Иконография святых». Оформление: записи колокольных звонов Троице-Сергиевой лавры; репродукции икон святого Сергия; репродукции картин М. Нестерова, Н. Рериха и других художников. Ход урока (Звучит колокольный звон.) Учитель. Звучат колокола колокольни Троице-Сергиевой лавры. Многие века колокольный звон сопровождал жизнь человека: оповещал о приближении врага, созывал ратников, воинов на битву, приветствовал победу,
В качестве домашнего задания ребятам было предложено выполнить задание учебника (программа А. Г. Кутузова): обратить внимание на то, благодаря чему в нашем восприятии создаётся образ святого Сергия Радонежского, заступника и молитвенника за русскую землю. Подсказка к способу выполнения задания: отметь карандашом в тексте слова, характеризующие героя, на полях проставь условные обозначения (п. - поступок; пор. - портрет; пов. - поведение; др. - другие персонажи о герое; периф. - перифразы;
Глава I Небольшое вступление, дающее краткое представление о содержании рассказа. Автор делится своими мыслями о детях и детстве, сетует на то, как трудно при воспитании детей быть рассудительным и "очень, очень умным дядей". Писатель как бы задается вопросом о разумности существующих методов воспитания. Глава II Описываются события, предшествовавшие ссоре дяди и племянника. Мальчик Женя просит купить ему бумагу и карандаши, чтобы в один день "выучиться читать, рисовать и писать цифры". Дядя из лени
Сказки о музыке Как мальчик познакомился с нотками Вечером мальчик долго не мог заснуть. Уже давно спало солнышко, и спала вся Земля. Не спали только звезды. Они звенели в вышине. Мальчику очень хотелось поймать песенку звезд, но звезды были слишком высоко. - Музыка, помоги мне поймать песню звезд, - попросил мальчик. Звезды запели громче, и с небес спустилась фея. В ее бездонных глазах сверкали звезды. Ее солнечные локоны блестели, как песня солнышка.
В крещении будущий святой получил имя Варфоломей и был одним из трех сыновей Кирилла и Марии : «первый Стефан, второй - этот Варфоломей, третий Петр…» В свой срок юного Варфоломея отдали обучаться грамоте, но учеба не продвигалась :
Старания учителя не приносили плода: «отрок не слушал его и не мог научиться» . Варфоломея бранили родители, учитель наказывал, товарищи укоряли, он же «со слезами молился Богу».
Научение грамоте Варфоломея
Житие преподобного так описывает его научение грамоте :
По окончании молитвы старца Варфоломей сообщил ему о своем желании знать грамоту и неспособности одолеть её, а затем попросил его: «святой отче, помолись за меня Богу , чтобы смог я научиться грамоте». Старец, после усердной молитвы, подал мальчику кусок святой просфоры , Варфоломей же «открыл уста и съел то, что ему было дано». Старец предсказал ему, что с этого дня он будет знать грамоту лучше своих братьев и сверстников .
Старец хотел уйти, но Варфоломей «со слезами его молил, чтобы поселился старец в доме родителей его». Удивленный старец поспешил войти в дом его родителей. Гостю была предложена пища, однако старец прежде трапезы «вошел в молитвенный храм, то есть в часовню», взяв с собой и Варфоломея, которому велел читать псалом . Мальчик отказывался, старец же ответил, что с этого дня Господь дарует ему знание грамоты. «И случилось тогда нечто удивительное: отрок, получив благословение от старца, начал петь псалмы очень хорошо и стройно; и с того часа он хорошо знал грамоту». Родители и братья Варфоломея удивились произошедшей с ним перемене и «прославили Бога, давшего ему такую благодать» .
Когда Варфоломей со старцем вышли из часовни, родители поставили перед старцем пищу. Старец по окончании трапезы благословил родителей и хотел уйти, но они упросили его задержаться. Их тревожил вопрос о том, что означает чудо, которое предшествовало рождению Варфоломея :
Старец же ответил родителям, что их сына «Бог избрал до рождения его». Затем старец сообщил, что после его ухода они сами убедятся в том, что Варфоломей «хорошо знает всю грамоту и все святые книги понимает». Он добавил, что сын их будет «славен перед Богом и людьми из-за своей добродетельной жизни». Наконец, старец произнес Епифаний Премудрый .
Сочинение о Сергии Радонежском мы можем написать после того, как познакомимся с очерком Зайцева Преподобный Сергий Радонежский.
Преподобный Сергий Радонежский Зайцев
Жизнь Преподобного Сергия Радонежского была описана Борисом Зайцевым. Случилось это в 1925 году. В произведении Преподобный Сергий Радонежский Зайцев рассказывает об известном святом, которого на Руси все почитали, а чтобы и мы познакомились с Сергием Радонежским в предлагаю вам небольшое Зайцева Преподобный Сергий Радонежский, которое расскажет о родителях Варфоломея, о том, какие отношения складывались в семье, какие события случились с Варфоломеем в детстве.
Итак, очерк Зайцева переносит нас в семью бояр, которые были честными, скромными и справедливыми. Именно в такой семье и родился Варфоломей. Но еще до его рождения произошло чудо. Когда Мария, что носила под сердцем младенца, была в церкви на службе, все услышали троекратный крик ребенка из утробы матери. Женщина стала переживать, но ребенок родился здоровым, а когда его крестили и женщина рассказала о произошедшем с ней событием, священник сказал, что ребенок в будущем будет слугой Святой Троицы.
Это был ребенок, который очень любил природу, которому родители еще с детства привили чувство ответственности и долга. Будущему Преподобному Сергию очень тяжело давалась грамота и по этому поводу он сильно переживал, пока однажды в детстве, когда Варфоломей отправился на поиски жеребят, он не встретил старца. Этот старец, по просьбе мальчика. благословил его и сказал, что Варфоломей одолеет грамоту, и будет читать священное Писание. При этом старец сказал, что мальчик многих поведет за собой и приведет к пониманию божьих заповедей. Так оно и случилось. Мальчик стал поститься, ходил в церковь и стремился к монашеской жизни. После смерти родителей, Сергий ушел в лес, где была построена церковь имени Святой Троицы, а чуть позже к нему присоединились последователи. Уже в 23 года Варфоломей принимает постриг и теперь его знают, как Сергий.
Далее мы узнаем о том, как Сергий становится игуменом и как он творит чудеса, помогая и исцеляя людей, изгоняя из них бесов. Сергию, который был также озабочен угрозой со стороны орды, пришлось даже благословлять воинов на битвы, благословил он и войско Дмитрия, которое хоть и с потерями, но вышло победителем в сражении с монголо-татарами.
После смерти Сергия, от его сердца исходило благоухание, а проводить его пришло очень много людей.
Далее в сочинении о Сергии Радонежском выделю черты характера этого святого. И здесь мы видим его кротость, скромность подвижничества, смирение. Это человек, который своим примером учит нас правде, труду, вере, мужественности. А чтобы более подробно узнать о жизни святого, советую познакомиться с Зайцевым и его Преподобным Сергием Радонежским, и прочитать в полном варианте его произведение.
Сочинение по картине В. А. Серова «Мика Морозов» Сочинение на тему: Том Сойер - хулиган или озорник? (М. Твен. «Приключения Тома Сойера») Краткое содержание: Иван - крестьянский сын и чудо-юдо