Биографии Характеристики Анализ

Значение мистраль, ветер в энциклопедии брокгауза и ефрона.

Реферат на тему:

Мистраль (ветер)



Сформированный ветром-мистралем Пробковый дуб

Мистраль (фр. mistral ) - холодный северо-западный ветер, дующий с Севенн на средиземноморское побережье Франции в весенние месяцы и являющийся настоящим бичом сельского хозяйства долины Роны и всего Прованса. Мистраль является разновидностью катабатического ветра. Часто ветер настолько силён, что вырывает с корнем деревья. В любом случае, его постоянное влияние заметно и на одиноко растущих деревьях, которые зачастую наклонены к югу.

В восточной части Лазурного Берега действие мистраля намного слабее.

Также мистраль является причиной необыкновенно солнечной погоды и ясного неба Ривьеры, унося в море облака и пыль. Кроме того, он отгоняет в море теплые прибрежные воды, на место которых приходят более холодные глубинные воды, заодно богатые питательными веществами.

Мистраль образуется при встрече атлантического антициклона и североморского циклона.


Мистраль в искусстве
  • В романе «Граф Монте-Кристо» мистраль обозначен как один из бичей Прованса.

…мистраль - один из трех бичей Прованса, двумя другими, как известно, или как, может быть, неизвестно, считались Дюранса и парламент.

  • В стихотворении Бунина «Ночь».

Ледяная ночь, мистраль
(Он еще не стих).
Вижу в окна блеск и даль
Гор, холмов нагих.
Золотой недвижный свет
До постели лег.
Никого в подлунной нет,
Только я да Бог.
Знает только он мою
Мертвую печаль,
Ту, что я от всех таю...
Холод, блеск, мистраль.

  • Великий философ ХIХ века Фридрих Ницше написал стихотворение " К мистралю", которое, скорее всего, и имеет в виду Бунин в стихотворении "Ночь":

Мистраль - ветер, туч застрельщик,
мути тать, небес метельщик
воющий, как ты мне мил!
Ты да я - два первых сына
недр одних, - удел единый
нам навеки рок судил.

Здесь, по скользким горным тропам,
я пляшу к тебе галопом,
в такт под песнь твою и вой:
ты без вёсел роешь воды,
ты, ближайший брат свободы, -
над пучиною морской.
И разбужен кличем ранним,
я несусь по скальным граням
вниз, к прибою у песка.
Ха! - ты тут: победно -чистый
ток брильянтово -лучистый, -
с гор слетел, издалека.

На убитых неба гумнах
лошадей твоих безумных
с колесницей я видал,
и - как вздрогнул ты рукою,
когда им над головою
бич твой молнией упал! -

Как ты спрыгнул с колесницы,
чтобы вниз скорей вонзиться,
что стрела короткий, -
с круч в глуби врезался с разгона,
словно розы небосклона
золотой пронизал луч.

В пляс пустись у волн по спинам,
по обманным их глубинам:
пляски - новые дела!
Нам - всё новые мотивы,
нам искусство - волей живо,
нам наука весела!
Загребём, где вьются травы,
все цветы себе для славы,
для венка - листок -другой!
Спляшем словно менестрели,
меж распятьем и борделем,
богом, миром - танец свой!

Тот, кто слаб плясать с ветрами,
кто обвязан весь бинтами,
словно инвалид, до глаз,
кто - с ханжами, слабаками,
добродетели гусями, -
вон из рая: рай для нас!

Вихрем пыли из-за ставен
мы чихать больных заставим,
сгоним мы отродье их!
Мы очистим берег целый
от их взглядов помертвелых,
от дыханий их гнилых!
Тот, кто небо омрачает,
мир чернит, как тень, шныряет, -
сдуем с неба мы того!
Взвоем... и одной судьбою
воет, воли дух, с тобою
буря счастья моего. -

Чтобы вечно счастье это
помнилось, его завета
знак - венок тебе я дам.
На, швыряй его всё выше,
взвей его по неба крыши
и взнеси его к звездам!

Перевод В. М. Бакусев, 1990г.

  • Мистраль описан в биографическом романе Ирвинга Стоуна "Жажда жизни", посвященному жизни и творчеству великого голландского живописца Винсента Ван Гога:

"Окрестности Арля - самые гиблые, самые проклятые места во всем Провансе. Сегодня вы почувствовали, какое тут солнце. Можете себе представить, что происходит с этими людьми, если оно палит их постоянно, день за днем? Уверяю вас, у них все мозги выжжены. А мистраль! Вы еще не нюхали мистраля? Бог мой, вот увидите. Мистраль, словно бич, обрушивается на город и не стихает двести дней в году. Если вы пытаетесь пройти по улице, мистраль швыряет вас, прижимая к стенам домов. Если вы в открытом поле, он валит вас с ног и вдавливает в землю. Он переворачивает вам все кишки, - вам уже кажется, что вот-вот всему конец, крышка. Я видел, как этот дьявольский ветер вырывает оконные рамы, выворачивает с корнями деревья, рушит изгороди, хлещет людей и животных так, что, того и гляди, разорвет их в клочья."

"Мистраль подул вновь. Казалось, природа неистовствовала. На небе не было ни облачка. Солнце пекло и слепило, стояла страшная сушь, жару сменял пронзительный холод. Сидя в комнате, Винсент писал натюрморт: синий эмалированный кофейник, ярко-синяя с золотом фарфоровая чашка, белый молочник в бледно-голубых квадратиках, синий майоликовый кувшин с красными, зелеными и коричневыми узорами, два апельсина и три лимона."

Перевод Н. Банников, 1991


Примечания

  1. Граф Монте-Кристо - www.vseknigi.ru/adventure/duma/graf/122.htm
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 13.07.11 14:45:16
Похожие рефераты:

На средиземноморское побережье Франции в весенние месяцы и являющийся настоящим бичом сельского хозяйства долины Роны и всего Прованса . Мистраль является разновидностью катабатического ветра . Часто ветер настолько силён, что вырывает с корнем деревья. В любом случае, его постоянное влияние заметно и на одиноко растущих деревьях, которые зачастую наклонены к югу.

Мистраль в искусстве

…мистраль - один из трёх бичей Прованса, двумя другими, как известно, или как, может быть, неизвестно, считались Дюранс и парламент.

  • В стихотворении Бунина «Ночь».

Ледяная ночь, мистраль
(Он ещё не стих).
Вижу в окна блеск и даль
Гор, холмов нагих.
Золотой недвижный свет
До постели лег.
Никого в подлунной нет,
Только я да Бог.
Знает только он мою
Мертвую печаль,
Ту, что я от всех таю…
Холод, блеск, мистраль.

  • Великий философ ХIХ века Фридрих Ницше написал стихотворение « К мистралю», которое, скорее всего, и имеет в виду Бунин в стихотворении «Ночь»:

Мистраль - ветер, туч застрельщик,
мути тать, небес метельщик
воющий, как ты мне мил!
Ты да я - два первых сына
недр одних, - удел единый
нам навеки рок судил…

(Перевод В. М. Бакусев, 1990 г.)

  • Мистраль описан в биографическом романе Ирвинга Стоуна «Жажда жизни », посвященному жизни и творчеству Винсента Ван Гога :

«Окрестности Арля - самые гиблые, самые проклятые места во всем Провансе. Сегодня вы почувствовали, какое тут солнце. Можете себе представить, что происходит с этими людьми, если оно палит их постоянно, день за днём? Уверяю вас, у них все мозги выжжены. А мистраль! Вы ещё не нюхали мистраля? Бог мой, вот увидите. Мистраль, словно бич, обрушивается на город и не стихает двести дней в году. Если вы пытаетесь пройти по улице, мистраль швыряет вас, прижимая к стенам домов. Если вы в открытом поле, он валит вас с ног и вдавливает в землю. Он переворачивает вам все кишки, - вам уже кажется, что вот-вот всему конец, крышка. Я видел, как этот дьявольский ветер вырывает оконные рамы, выворачивает с корнями деревья, рушит изгороди, хлещет людей и животных так, что, того и гляди, разорвет их в клочья.»
(Перевод Н. Банников, 1991)

Мирей Матье в автобиографии «Моя судьба» описывает мистраль:

«Вскоре подул мистраль, который все сметает на своем пути и безжалостно „заглатывает“ человеческие голоса. Я хорошо с ним знакома ещё с той поры, когда он пригвождал меня вместе с моим велосипедом к стене. Должно быть, он поклялся напомнить мне изречение „Нет пророка в своем отечестве“! Но я в свой черед поклялась доказать обратное. Мистраль разбушевался вовсю. Пригибал деревья к земле, беспощадно трепал украшенный тремя ключами стяг фестиваля, уже развевавшийся над главной башней дворца. Хуже того: он грозил повалить железный каркас, на котором были закреплены прожекторы. Так что пришлось даже объявить перерыв, чтобы пожарные могли укрепить растяжки. Благодаря Жанине Рейс, благодаря её наставлениям я была уверена, что могу петь и при любом шквале. Так оно и вышло. Выйдя после перерыва на сцену, я сказала зрителям, которые по-прежнему сидели на своих местах: „Славно дует мистраль, не правда ли?!“»

Мистраль также дует и в Италии. Один из ранних рассказов У. Фолкнера , описывающий невероятную силу и власть женщины над всем сущим, сметающей, как и мистраль, всё на своём пути, так и называется «мистраль». Дело происходит в Италии.

«Ветер начался на закате. Солнце коснулось горных вершин, бездонная голубизна неба потемнела, подёрнулась бутылочной зеленью, и только что едва видимые, размытые контуры горы, на которой стояла часовня с распятием и поблекшими, увядшими цветами, проступили резко очерченной чернью. И одновременно с этим потянул ветер: плотная и тугая стена воздуха с вкрапленными в неё льдистыми пылинками. Ветки деревьев упруго, без дрожи согнулись, словно придавленные тяжкой ладонью, а наша кровь стала стынуть, хотя мы все ещё шли, - мы остановились чуть позже, когда тропа превратилась в деревенскую, мощенную плитами улицу.»
(Перевод Андрея Кистяковского)

  • Российский поэт Саша Чёрный, пребывая в 1927 году в одном из прибрежных городков Франции, Ла-Фавьер, писал:

(Из стихотворения «Мистраль»)

…У моря ли сядешь - лопочет песок,
Струится за шиворот, хлещет в висок,
Колючие брызги врываются в нос,
И ветер горланит, как пьяный матрос…

  • В песне Сергея Минаева «Вояж» были слова:

…Несёт меня мистраль
В дальнюю даль,
Где мне прошлого не жаль….

И всего Прованса . Мистраль является разновидностью катабатического ветра . Часто ветер настолько силён, что вырывает с корнем деревья. В любом случае, его постоянное влияние заметно и на одиноко растущих деревьях, которые зачастую наклонены к югу.

Мистраль в искусстве

…мистраль - один из трёх бичей Прованса, двумя другими, как известно, или как, может быть, неизвестно, считались Дюранс и парламент.
  • В стихотворении Бунина «Ночь».

Ледяная ночь, мистраль
(Он ещё не стих).
Вижу в окна блеск и даль
Гор, холмов нагих.
Золотой недвижный свет
До постели лег.
Никого в подлунной нет,
Только я да Бог.
Знает только он мою
Мертвую печаль,
Ту, что я от всех таю…
Холод, блеск, мистраль.

  • Великий философ ХIХ века Фридрих Ницше написал стихотворение « К мистралю», которое, скорее всего, и имеет в виду Бунин в стихотворении «Ночь»:

Мистраль - ветер, туч застрельщик,
мути тать, небес метельщик
воющий, как ты мне мил!
Ты да я - два первых сына
недр одних, - удел единый
нам навеки рок судил…

(Перевод В. М. Бакусев, 1990 г.)

  • Мистраль описан в биографическом романе Ирвинга Стоуна «Жажда жизни », посвященному жизни и творчеству Винсента Ван Гога :

«Окрестности Арля - самые гиблые, самые проклятые места во всем Провансе. Сегодня вы почувствовали, какое тут солнце. Можете себе представить, что происходит с этими людьми, если оно палит их постоянно, день за днём? Уверяю вас, у них все мозги выжжены. А мистраль! Вы ещё не нюхали мистраля? Бог мой, вот увидите. Мистраль, словно бич, обрушивается на город и не стихает двести дней в году. Если вы пытаетесь пройти по улице, мистраль швыряет вас, прижимая к стенам домов. Если вы в открытом поле, он валит вас с ног и вдавливает в землю. Он переворачивает вам все кишки, - вам уже кажется, что вот-вот всему конец, крышка. Я видел, как этот дьявольский ветер вырывает оконные рамы, выворачивает с корнями деревья, рушит изгороди, хлещет людей и животных так, что, того и гляди, разорвет их в клочья.»
(Перевод Н. Банников, 1991)

Мирей Матье в автобиографии «Моя судьба» описывает мистраль:

«Вскоре подул мистраль, который все сметает на своем пути и безжалостно „заглатывает“ человеческие голоса. Я хорошо с ним знакома ещё с той поры, когда он пригвождал меня вместе с моим велосипедом к стене. Должно быть, он поклялся напомнить мне изречение „Нет пророка в своем отечестве“! Но я в свой черед поклялась доказать обратное. Мистраль разбушевался вовсю. Пригибал деревья к земле, беспощадно трепал украшенный тремя ключами стяг фестиваля, уже развевавшийся над главной башней дворца. Хуже того: он грозил повалить железный каркас, на котором были закреплены прожекторы. Так что пришлось даже объявить перерыв, чтобы пожарные могли укрепить растяжки. Благодаря Жанине Рейс, благодаря её наставлениям я была уверена, что могу петь и при любом шквале. Так оно и вышло. Выйдя после перерыва на сцену, я сказала зрителям, которые по-прежнему сидели на своих местах: „Славно дует мистраль, не правда ли?!“»

Мистраль также дует и в Италии. Один из ранних рассказов У. Фолкнера , описывающий невероятную силу и власть женщины над всем сущим, сметающей, как и мистраль, всё на своём пути, так и называется «мистраль». Дело происходит в Италии.

«Ветер начался на закате. Солнце коснулось горных вершин, бездонная голубизна неба потемнела, подёрнулась бутылочной зеленью, и только что едва видимые, размытые контуры горы, на которой стояла часовня с распятием и поблекшими, увядшими цветами, проступили резко очерченной чернью. И одновременно с этим потянул ветер: плотная и тугая стена воздуха с вкрапленными в неё льдистыми пылинками. Ветки деревьев упруго, без дрожи согнулись, словно придавленные тяжкой ладонью, а наша кровь стала стынуть, хотя мы все ещё шли, - мы остановились чуть позже, когда тропа превратилась в деревенскую, мощенную плитами улицу.»
(Перевод Андрея Кистяковского)

  • Российский поэт Саша Чёрный, пребывая в 1927 году в одном из прибрежных городков Франции, Ла-Фавьер, писал:

(Из стихотворения «Мистраль»)

…У моря ли сядешь - лопочет песок,
Струится за шиворот, хлещет в висок,
Колючие брызги врываются в нос,
И ветер горланит, как пьяный матрос…

  • В песне Сергея Минаева «Вояж» были слова:

…Несёт меня мистраль
В дальнюю даль,
Где мне прошлого не жаль….

Напишите отзыв о статье "Мистраль (ветер)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Мистраль (ветер)

Мы опять попробовали посмотреть через память нашего нового знакомого... И тут же поняли, почему он явился такой лёгкой мишенью для захвата...
По одежде и окружению это выглядело, как если бы происходило около ста лет назад. Он стоял по середине огромной комнаты, где на полу лежали, полностью нагими, два женских тела... Вернее, это были женщина и девочка, которой могло быть от силы пятнадцать лет. Оба тела были страшно избиты, и видимо, перед смертью зверски изнасилованы. На бедном Арно «не было лица»... Он стоял, как мертвец, не шевелясь, и возможно даже не понимая, где в тот момент находился, так как шок был слишком жестоким. Если мы правильно понимали – это были его жена и дочь, над которыми кто-то очень по-зверски надругался... Хотя, сказать «по-зверски» было бы неправильно, потому, что никакой зверь не сделает того, на что способен иногда человек...
Вдруг Арно закричал, как раненное животное, и повалился на землю, рядом со страшно изуродованным телом своей жены (?)... В нём, как во время шторма, дикими вихрями бушевали эмоции – злость сменяла безысходность, ярость застилала тоску, после перерастая в нечеловеческую боль, от которой не было никакого спасения... Он с криками катался по полу, не находя выхода своему горю... пока наконец, к нашему ужасу, полностью затих, больше не шевелясь...
Ну и естественно – открывши такой бурный эмоциональный «шквал», и с ним же умерев, он стал в тот момент идеальной «мишенью» для захвата любыми, даже самыми слабыми «чёрными» существами, не говоря уже о тех, которые позже так упорно гнались за ним, чтобы использовать его мощное энергетическое тело, как простой энергетический «костюм»... чтобы вершить после, с его помощью, свои ужасные, «чёрные» дела...
– Не хочу больше это смотреть... – шёпотом произнесла Стелла. – Вообще не хочу больше видеть ужас... Разве это по-людски? Ну, скажи мне!!! Разве правильно такое?! Мы же люди!!!
У Стеллы начиналась настоящая истерика, что было настолько неожиданным, что в первую секунду я совершенно растерялась, не находя, что сказать. Стелла была сильно возмущённой и даже чуточку злой, что, в данной ситуации, наверное, было совершенно приемлемо и объяснимо. Для других. Но это было настолько, опять же, на неё не похоже, что я только сейчас наконец-то поняла, насколько больно и глубоко всё это нескончаемое земное Зло ранило её доброе, ласковое сердечко, и насколько она, наверное, устала постоянно нести всю эту людскую грязь и жестокость на своих хрупких, ещё совсем детских, плечах.... Мне очень захотелось обнять этого милого, стойкого и такого грустного сейчас, человечка! Но я знала, что это ещё больше её расстроит. И поэтому, стараясь держаться спокойно, чтобы не затронуть ещё глубже её и так уже слишком «растрёпанных» чувств, постаралась, как могла, её успокоить.
– Но ведь есть и хорошее, не только плохое!.. Ты только посмотри вокруг – а твоя бабушка?.. А Светило?.. Вон Мария вообще жила лишь для других! И сколько таких!.. Их ведь очень и очень много! Ты просто очень устала и очень печальна, потому что мы потеряли хороших друзей. Вот и кажется всё в «чёрных красках»... А завтра будет новый день, и ты опять станешь собой, обещаю тебе! А ещё, если хочешь, мы не будем больше ходить на этот «этаж»? Хочешь?..
– Разве же причина в «этаже»?.. – горько спросила Стелла. – От этого ведь ничего не изменится, будем мы сюда ходить или нет... Это просто земная жизнь. Она злая... Я не хочу больше здесь быть...
Я очень испугалась, не думает ли Стелла меня покинуть и вообще уйти навсегда?! Но это было так на неё не похоже!.. Во всяком случае, это была совсем не та Стелла, которую я так хорошо знала... И мне очень хотелось верить, что её буйная любовь к жизни и светлый радостный характер «сотрут в порошок» всю сегодняшнюю горечь и озлобление, и очень скоро она опять станет той же самой солнечной Стеллой, которой ещё так недавно была...
Поэтому, чуточку сама себя успокоив, я решила не делать сейчас никаких «далеко идущих» выводов, и подождать до завтра, прежде чем предпринимать какие-то более серьёзные шаги.
– А посмотри, – к моему величайшему облегчению, вдруг очень заинтересованно произнесла Стелла, – тебе не кажется, что это не Земная сущность? Та, которая напала... Она слишком не похожа на обычных «плохих земных», что мы видели на этом «этаже». Может потому она и использовала тех двоих, земных чудищ, что сама не могла попасть на земной «этаж»?
Как мне уже показалось ранее, «главное» чудище и правда не было похожим на остальных, которых нам приходилось здесь видеть во время наших каждодневных «походов» на нижний «этаж». И почему было бы не представить, что оно пришло откуда-то издалека?.. Ведь если приходили хорошие, как Вэя, почему так же не могли придти и плохие?
– Наверное, ты права, – задумчиво произнесла я. – Оно и воевало не по земному. У него была какая-то другая, не земная сила.
– Девочки, милые, а когда мы куда-то пойдём? – вдруг послышался тоненький детский голосок.

Мистраль – это достаточно с сильными порывами, сухой и холодный ветер, который приходит с северо-западной или же с северной стороны. Сильнее всего заметно появление этого ветра в Провансе и Лангедоке. Также он очень выразительным является по всему берегу средиземного моря во Франции, здесь он зачастую может вызвать даже бурю.

Непосвященному может показаться, что ветер Мистраль звучит как то необычно, однако странного здесь абсолютно ничего нет. Объясняется это тем, что перевод с провансальского будет произноситься, как «мастерски». Данное слово и по звучанию и по смыслу схоже со словом «маэстро», и это не зря. На корсиканском, а также на итальянском языке это название звучит, как «маэстрале».

Скорее всего, причиной называть так ветер, послужило то, что он умеет артистично сыграть на колоколах. Именно поэтому в некоторых провинциях Франции, колокольни возводят, так сказать, открытого типа, делается это для того, чтобы порывы ветра могли достичь колоколов. Такие колокольни обычно обрамляют не стенами, как обычно, а решетками.

Мистраль может достигать скорости свыше девяноста километров в час, в то же время средняя скорость равна около пятидесяти километрам. Как правило, порывы этого необыкновенного ветра происходят в ясную и прохладную погоду. Тем самым Мистраль в отличие от других ветров, обуславливает, можно сказать, радостное расположение духа. Создавая атмосферу ясного и свежего настроения.

Больше всего рады Мистралю тогда, когда на Францию надвигаются частые дожди. Тут-то Мистраль, словно мастер хорошего настроения , вступает в схватку с тучами, попутно выдувая пыль, после чего воздух становится практически идеально чистым и прозрачным. Во время такого явления можно в деталях разглядывать горы находящиеся на расстоянии ста пятидесяти и более километров. Прозрачность и чистота воздуха, во все времена манила на юг Франции живописцев, в частности импрессионистов, которые ценили подобные явления по-особенному.

На средиземноморском побережье Франции в долине реки Рони .

Название

Название "мистраль" происходит от прованского слова, означающего "властный", и соответственно своему названию он иногда дует с силой 200 километров в час. Мистраль относится к известным ветров, скажем таких как фен в Альпах, памперо в Южной Америке, чинчук в североамериканский Скалистых горах, гарматан в Северо-Западной Африке и евроклидон, ветер, который загадывается в Библии в Деяния 27:14.

Описание

Нам безразлично мистраль, у нас игра!

Мистраль рождается в бесконечном "конфликте" между высоким атмосферным давлением, что над Центральной Францией и низким давлением, что над Средиземноморьем. Его большая мощь происходит от того, что называется эффектом пропасти между горами. Он особенно сильно дует в ущелье Донзар, который служит ему, как тоннель, между Альпами и Центральным Французским массивом.

Летом мистраль развеет тучи, а зимой он делает холод несносным, он может вызвать поздние заморозки в том регионе умеренного климата. В любое время года во всем своем дискомфорте местные жители обвиняют мистраль.

"Три, шесть или девять дней", - говорит старый прованское пословица о том, сколько времени дуть мистраль. Но этот властный ветер может дуть намного дольше девять дней. Например, 1965 году он дул непрерывно 23 дня!

Человек научился жить с Мистраль. Параллельные изгороди защищают поля, а старые сельские дома почти никогда не имеющих окон с северной стороны. Хотя и мистраль холодный и иногда очень неприятный ветер, его все-таки можно рассматривать как мастера ландшафтной архитектуры.

Аккуратные строчки параллельно расположенных изгородей, беспорядочно разбросанные на видвитряних склонах холмов кучки деревень и деревья, кажется, потеряли все ветки и листья с одной стороны, - так выглядит ландшафт Прованса, на юго-востоке Франции, а приложил к нему руку ветер, называется мистраль.