Биографии Характеристики Анализ

Анализ стихотворения незнакомка блока. А

Авилова Софья Андреевна

иследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

~ ~

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Егорлыкская средняя общеобразовательная школа № 1

«Кафедра русского и литературы»

Исследовательская работа

Тема: «Специфические особенности использования средств художественной выразительности в стихотворении А.А.Блока «Незнакомка».

Авилова Софья Андреевна 9 «А» класс

Руководитель:

Мирошкина Тамара Алексеевна,

Научный руководитель:

Жаркова Лидия Петровна,

учитель русского языка и литературы

Ст.Егорлыкская

2013г.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1

История создания « Незнакомки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Глава 2

Средства художественной выразительности в стихотворении «Незнакомка»

2. Средства выразительности в стихотворении «Незнакомка» . . . . . . 6

2.1. Гипотеза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

2.2. Композиционные особенности стихотворения. . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

2.3. Художественная выразительность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

2.4. Образ – символ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

2.5. Анафора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

2.6. Звукопись стихотворения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

2.7. Числовая символика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Глава 3

Демоническое и святое в стихотворении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Введение

Проблемы изучения языка художественной литературы привлекают к себе все большее внимание исследователей.

Язык является важнейшим средством изображения художественной жизни в литературе. Язык – материал словесного искусства, как мрамор или бронза в скульптуре, краски в живописи, звуки в музыке. Литературные образы и все художественные произведения складываются из словесных образов. Словесный образ – это отдельное слово, сочетание слов, абзац, строфа, часть литературного произведения или даже целое художественное произведение, как неповторимый организованный элемент поэтической речи. Такая речь, по выражению Шкловского В.Б., «отличается от обычного разговорного языка «ощутимостью своего построения». Она привлекает к себе внимание особой звуковой организацией (ритмом, рифмой, созвучием, повторами), образностью, необычным расположением слов, употреблением различных средств художественной выразительности.

Поэтический язык в какой-то мере как бы отодвигает читателя от действительности с ее конкретностью и неповторимостью. В.Б. Шкловский пишет: «Искусство не рождается из слова, оно преодолевает слово. Словесными словосочетаниями он прорывается с миру…, стремясь увидеть то, что еще не увидено, описать существующее, но еще не описанное». Писатель ведет «борьбу» со словом, подчиняя его себе в соответствии со своей творческой идеей. Только точно найденное выражение, образное соединение слов способны отобразить в литературном произведении действительность в ее конкретности и индивидуальности. Вот почему так важно, чтобы писатель умел мастерски использовать средства художественной выразительности, богатства родного языка, знал тончайшие оттенки и нюансы данной речи.

Одним из величайших и неповторимых в своем творчестве мастеров поэтического слова, по моему мнению, является Александр Александрович Блок, тонкий лирик, уникальный художник с собственной драматичной судьбой. Данная работа посвящается звучному, яркому и всегда свежему его слову. Цель работы – изучить и проанализировать специфические особенности использования средств художественной выразительности в стихотворении «Незнакомка».

Постановка данной проблемы обусловила следующие задачи:

1. Изучить историю создания «Незнакомки».

2. Проанализировать использованные поэтом средства художественной выразительности.

3. Выявить и отметить особенности употребления стилистических приемов.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. В I главе рассматриваются история создания стихотворения «Незнакомка». Во II главе исследуются особенности поэтического языка Александра Блока, в частности, анализируются специальные изобразительные средства, такие как эпитет и олицетворение; также рассматриваются приём двойной антитезы, образ – символ, числовая символика, звукопись, анафора, использованные поэтом, своеобразие языка лирики поэта. III глава освещает вопрос о демоническом и святом в стихотворении, в чём тайна блоковского таланта.

В работе использованы методы исследования, систематизации, эксперимента, частично – поисковый, сопоставительный, наглядный.

Дискуссионный характер большинства теоретических работ, посвящённых творчеству Блока, недостаточная изученность художественно-смыслового своеобразия его поэтического слова, способов его художественного преобразования свидетельствуют об актуальности указанной проблематики. Несмотря на то, что простой и живой язык Блока понятен всем, тем не менее за его внешней простотой и ясностью почти всегда скрывается совсем иной, глубинный, не всем с первого взгляда понятный смысл. Я попыталась проанализировать традиционные и специфические средства художественной выразительности в стихотворении «Незнакомка», с объяснением которых становятся понятнее и ближе мысли поэта, его идеи, чувства, настроения. Хотя творчество А.А. Блока изучено достаточно хорошо (изучение поэтического творчества Александра Блока связано с именами таких авторитетных исследователей, как В.М.Жирмунский, Ю.Н.Тынянов, Л.И.Тимофеев, Д.Е.Максимов, В.А.Орлов, З.Г.Минц, Л.Я.Гинзбург, П. Громов, Л.Долгополов, А.Горелов), но до сих пор среди исследователей ведутся споры по тем или иным вопросам.

А «Незнакомка» восхищала и продолжает восхищать и читателей, и исследователей своим ярким, оригинальным и самобытным поэтическим языком, где каждая фраза, каждое слово выражает целый сложный и противоречивый мир поэта.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы на внеклассных мероприятиях, при изучении творчества Александра Блока на уроках литературы, для написания рефератов и в качестве иллюстративного материала в курсе лексики и стилистики.

1. История создания «Незнакомки».

Я впервые услышала «Незнакомку» А. А. Блока в исполнении совсем молоденькой девушки. Она читала таинственно, нараспев:

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

Казалось, я не слышала слов, а погружённая в сон, видела вечернее окно и в нём – неясный, плывущий в туманных сумерках силуэт женщины. В этом видении была тайна. Как в сказках, рассказываемых мне мамой на ночь. И теперь, когда читаю или слышу «Незнакомку», вижу то самое окно и тот самый силуэт. Кажется, с самих небес льётся чудная мелодия блоковского стиха. Как возможно было написать такие изумительные строки, используя самые обыкновенные слова?

Воистину, поэтический талант – божественный дар! А Блок – поэт, безусловно, особенный: по красоте стихов ему нет равных. Не зря К.И.Чуковский назвал его «разжалованным серафимом», тосковавшим по своей зазвездной родине. Именно эта тоска поэта по «очарованным берегам» и стала главным пафосом его стихотворения «Незнакомка». Откуда же происходила эта тоска?

Ещё в тысяча девятисотом году юноша – поэт написал первые строки о Той, которую назвал Прекрасной Дамой. Современники утверждали, что на протяжении нескольких лет Она была его «единственным светом», «единственным солнцем его мироздания». Поэты – символисты видели в Ней Вечную Женственность, а молодого поэта называли Её вестником и Её пророком. Однако нельзя было не заметить, что сквозь образ Таинственной Девы Блока как бы просвечивал образ реальной, земной женщины. Неудивительно, ведь поэт в ту пору был влюблён в свою будущую жену Л.Д.Менделееву. И не просто влюблён, а, как ему казалось, испытывал к ней чувство, которое было «выше всякой любви». Образ прелестной золотоволосой девушки, романтичной Офелии, какой виделась Любовь Дмитриевна поэту, угадывается в Прекрасной Даме. Но семейные проблемы после свадьбы, тяжёлые переживания вскоре разрушили этот образ. А вместе с ним уходил в небытиё и идиллический мир поэта, мир его сновидений и юношеских грёз. Именно в этот период появляется его вторая книга стихов, которая вызвала в поклонниках ранней лирики Блока бурное неприятие: его обвинили в измене Прекрасной Даме. А разве могло быть иначе?

Жизнь со всеми её гримасами врывалась в обитель поэта. Как это отразилось на творчестве А. А. Блока, К. И. Чуковский рассказывал в своей книге «Блок как человек и как поэт». Он писал: «Серафим из своего беспредметного мира прямо упал в петербургскую ночь. И с ним случилось чудо: он увидел людей. Первое, что узнал он о людях: им больно».

Боль эту Блок ощутил в себе. Чувства неблагополучия, назревающей катастрофы овладевают думой поэта: «Страшный мир» не пощадил никого, он перемалывал людей, растлевая души, а бежать от него было невозможно.

Весной тысяча девятьсот шестого года у Блока появилось излюбленное место под Петербургом – Приморский вокзал в Озерках, куда он ездил «пить красное вино». Здесь, в привокзальном кафе, он часто проводил целые ночи, спасаясь от вселенской тоски и семейных неурядиц. В одну из таких ночей и пригрезился поэтому образ Той, которой он бесповоротно изменил, но о которой бесконечно тосковал. Так появилось стихотворение «Незнакомка».

2. Средства художественной выразительности в стихотворении

«Незнакомка».

Каждое поколение по – своему понимает это произведение великого Мастера, находит в нём что – то своё, завораживающее, чарующее. Многие литературоведы и исследователи творчества Блока пытались постичь тайну его мастерства. Споры о Незнакомке ведутся до сих пор. Вот и я, обладая скромными литературоведческими знаниями, но являясь поклонницей поэзии Блока, решила обратиться к теме «Специфические особенности использования средств художественной выразительности в стихотворении А. Блока «Незнакомка».

Художественные средства – приёмы, которые делают художественную речь ярче и выразительнее.

2.1. Гипотеза.

Гипотеза: есть традиционные средства выразительности, а есть специфические. Чего больше в «Незнакомке» - традиционного или специфического? Предположим, что традиционных средств больше, чем специфических, но специфические более значимы? Или наоборот?

Обратимся к названию стихотворения. «Незнакомка». Само название, на мой взгляд, это и есть одно из специфических средств выразительности, указывающее на редкое или единичное использование данного слова.

Что же стоит за образом Незнакомки у Блока? Толкования этого образа в литературоведении различны: Незнакомка – трансформированный образ Прекрасной Дамы. Это обычная посетительница загородного ресторана, «падшая звезда». Это «смутное видение» лирического героя. Образ этой героини символизирует раздвоенность сознания героя, создает мотив двоемирия. Он уходит от грубой, пошлой действительности, однако окружающий мир никуда не исчезает, он продолжает существовать, именно в него приходит Незнакомка. Все это лишает образ лирического героя цельности, необходимой для гармонической, счастливой жизни, придает этому образу трагедийные ноты.

Блоковскую Незнакомку исследователи сравнивали с героиней Гоголя из повести «Невский проспект». У Гоголя панельная красотка сводит с ума несчастного художника, представ перед ним в виде неземного видения. Блок же рассматривает этот сюжет в ином ракурсе: иллюзия торжествует у него над пошлостью и однообразием жизни. Впоследствии эту тему поэт развивает в лирической драме «Незнакомка». Однако в этой пьесе Блок утверждает уже горько - ироническое отношение к ситуации: поэт у него обречен на вечную тоску по прекрасному идеалу.

Незнакомка - кто она? Реальная женщина или мечта поэта? Мы видим эволюцию женского образа в творчестве Блока. Незнакомка оделась в траур, она "спустилась с небес на землю", утратила ореол святости, который характерен был для Прекрасной Дамы. При этом замечаем приближение образа к действительности, к реальному миру, стремление поэта найти что-то неземное в обстановке земного, вознести до небес обыкновенную женщину.

Один из исследователей творчества Блока Л. К. Долгополов писал: «Незнакомка - «лишь смутное видение, возникшее в пьяном мозгу поэта, призрак, созданный хмельным воображением. И именно поэтому, в отличие от Прекрасной Дамы, образ Незнакомки уже не несет в себе никаких очистительных и «освободительных» функций».

А. В. Терновский же точно подметил: «Его упования, его представления об истинном и прекрасном несовместимы с действительностью. Мир, рождаемый его фантазией, лишен конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Но это - его «сокровище» - единственное спасение от мертвечины окружающего, возможность остаться самим собой, остаться живым. И этот мир, одухотворенный образом Незнакомки, поэт дарит читателям».

Всё произведение пронизано стремлением к красоте как к высшей правде, мечтой о подлинном, высоком чувстве и в то же время сознанием невозможности его в прозаически – пошлом мире.

К специфическим особенностям также отношу приём двойной антитезы: антитезы внешней (красота Незнакомки противопоставлена угарному миру ресторанной жизни) и антитезы внутренней (мир пошлой жизни противопоставлен духовному миру поэта). Внутренняя антитеза есть та пружина, которая придаёт энергию всему стихотворению.

2.2. Композиционные особенности стихотворения.

Проанализируем композиционные особенности стихотворения.

Стихотворение делится на две части.

1 часть

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит
окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится
крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно
кривится диск.

И каждый вечер
друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.

2 часть

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.


И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И
шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю
за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все
души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И
очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище ,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

(Ключевые слова – выделены жирным шрифтом)

В первых строфах А. Блок создаёт фантастический образ «страшного мира», который он по внутренней сути своей не может принять. Обилие эпитетов позволяет поэту живописать картину пошлой жизни: «горячий воздух», «тлетворный дух», «пьяные окрики», «переулочная пыль», «женский визг». Олицетворения придают поэтическому полотну фантастичность. Поэт как бы оживляет окружающую атмосферу, поэтому каждая деталь становится мистической, зловещей, и, в конечном счете, все вместе вырастает в образ кошмара: «горячий воздух дик и глух», «тлетворный дух» «правит окриками пьяными». А над всем этим живым кошмаром «бессмысленно кривится диск» ночного светила (в эзотерике - символ, связанный с демоническими силами) и «раздаётся детский плач».

В поэзии А.Блока детский плач нередко сопровождает описание «страшного мира». Что он означает в символике поэта? На основе исследования других стихотворений («Девушка пела в церковном хоре…», «Плачет ребёнок. Под лунным серпом…»и т.д.) осмелюсь утверждать, что плачущее дитя - бессознательный вестник вселенского горя, и плач его – это плач об обречённой, трагичной судьбе человека земной жизни.

Всё в первой части стихотворения подчинено одному: показать, что скука, праздность и пошлость бесцельной жизни есть та всепоглощающая пустота, которая является порождением духа зла и неизбежно ведёт к гибели. Наверно, неспроста в этой части количество строф - шесть. В числовой символике шесть - число самое зловещее, связанное со знаком Зверя. «Причастный тайнам ребёнок» прав: человек бесконечно одинок и беззащитен в этом отмеченном печатью гибели мире. Его единственный друг - горькая ирония! - собственное отражение в стакане с вином. В этом вся истина.

Ещё современники утверждали, что главное очарование блоковской лирики в его двойственном восприятии мира. Двойственность эта, и вправду, так органична, что мы, читатели, не замечаем, как это происходит: только что виденное нами в ресторане вдруг застилается туманом, исчезает куда-то, и вот, в мутно - голубом окне появляется Она, недосягаемая и прекрасная. А затем из ирреального мира Она нисходит к нам. «И медленно, пройдя меж пьяными», одинокая и задумчивая, «садится у окна».

Интонация, лексика, звучание стиха совершенно меняются:

И веют древними поверьями

Её упругие шелка

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

2.3. Художественная выразительность.

Художественной выразительности литературного изображения способст-вуют и такие широко распространенные средства языка, как эпитеты, сравнения, метафоры, метонимии. При помощи этих средств поэты могут выделить те или иные признаки или стороны изображаемых предметов или явлений, которые являются важными при данных определенных обстоя-тельствах.

Александр Блок очень часто прибегает к такому изобразительному средству языка, как эпитет.

Эпитет – образная характеристика какого – либо предмета или явления, выраженная прилагательным (иногда наречием или существительным).

В поэзии Блока эпитеты занимают особое место, в них ярко и самобытно отражаются своеобразие его лирики, особенности языка и стиля поэта. В этой связи можно привести исчерпывающее высказывание А.Н. Веселовского: "Если я скажу, что история эпитета есть история поэтического стиля в сокращенном издании, то это не будет преувеличением. И не только стиля, но и поэтического сознания".

Эпитеты Блока весьма разнообразны по своему лексическому составу, причем с годами они заметно изменялись, совершенствовались. В «Незнакомке» отбор эпитетов тщателен, преобладают возвышенные, с нале-том таинственности: « древние поверья», «бездонные очи», «траурные перья», «глухие тайны».

2.4. Образ – символ.

Образ - универсальная категория эстетики: предмет, явление, картина, творчески воссозданные в художественном произведении. Устойчивость словосочетания «образ-символ» указывает на соотнесённость художественного образа с явлениями внехудожественной действительности. Основополагающее свойство образа – его отделённость от эмпирического мира рамками художественной условности: образ отличается от реального объекта принадлежностью к «иллюзорному» миру литературного произведения. Образ обладает некоторыми свойствами: в нём не просто отражаются, но обобщаются черты тех или иных явлений реального мира, вычленяются их наиболее устойчивые, сущностные свойства. Образ создается при участии воображения, фантазии, вымысла – он не зеркальное отражение, а картина, пропущенная сквозь призму субъективного восприятия. Автор не воссоздаёт зримый образ предмета, а лишь направляет воображение читателя, активизирует ассоциативные связи. В сознании каждого читателя возникает свой, неповторимый, индивидуальный образ, сохраняющий, однако, заданное автором.

В стихотворении «Незнакомка» поэт - символист дважды использует весьма сильный образ тумана. Туман - то, что окутывает, делает неясными, размытыми очертания предметов и людей. Также Блок показывает, что за туманом - всегда тайна, которую хочется разгадывать.

Впечатление мистического оставляют и светозарные – искрящиеся и лучащиеся образы: здесь и «солнце», и «сокровище», и «души излучины».

2.5.Анафора.

Ярким средством выразительности в данном стихотворении является и анафора , т.е. единоначатие. Постоянно повторяющийся союз «и» является не только смысловым секретом. Он ещё придаёт звучанию стиха монотонность, которая достигается также с помощью однообразных конструкций и повторяющихся созвучий. Именно монотонность создаёт у читателя ощущение погружения в дрёму, через которую воспринимается всё описываемое в стихотворении.

И странной близостью закованный,

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный,

И очарованную даль.

И перья страуса склонённые

В моём качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

2.6.Звукопись стихотворения.

К специфическим особенностям использования средств художественной выразительности отношу и звукопись – важное средство стиля поэтики.

Использование звукового состава слов с целью звукоподражания, подчеркивания выразительных возможностей, музыкальности поэтической речи. Звукопись находит выражение прежде всего в звуковых повторах – аллитерации и ассонансе.

Звукопись первой части

Аллитерация – повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемый обычно для звуковой выразительности, но обладающий и изобразительными возможностями.

В «Незнакомке», связывая между собой разные по значению, но сходно звучащие слова, аллитерация тем самым устанавливает между ними нетрадиционные смысловые связи.

По веЧерам над реСторанами
ГоряЧий возДух Дик и глуХ,
И правит оКриКами пьяными
Весенний и ТлеТворный дуХ.

Вдали над пылью переулоЧной,
Над сКуКой загородных даЧ,

Чуть золотится Крендель булоЧной,
И разДается ДетСКий плаЧ.

И каждый вечер, за Шлагбаумами,
Заламывая КотелКи,
Среди Канав гуляют С дамами
ИСпытанные оСтряКи.

Над озером СКрипят уКлюЧины
И раздается женСКий визГ,
А в небе, ко всему приученный
БеССмыСленно Кривится дисК.

Звукопись второй части

И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стАн, шелкАми схвАченный,
В тумАнном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьЯными,
ВсегдАбез спутников, однА
ДышА духАми и тумАнАми,
ОнА сАдится у окнА.


И веЮт древними поверьями
Ее УпрУгие шелка,
И шлЯпАс трАурными перьями,
И в кольцах узкАя рукА.

Мы видим появление ассонанса. (Ассонанс – повтор гласных звуков.) Ещё К. И. Чуковский писал: «И кто же из нас не помнит того волнующего, переменяющего всю кровь впечатления, когда после сплошного «а» в незабвенной строке: «Дыша духами и туманами» - вдруг это «а» переходит в «е»: «И веют древними поверьями…». Именно употребление звукописи, которую, на мой взгляд, в данном стихотворении можно отнести к специфическим средствам выразительности, заставляет задуматься каждого над вопросом: из каких миров, из каких «очарованных далей» прибыла Она, «дыша» духами и туманами»? Таинственная, как легенда… Но почему Она выбрала для себя место здесь, в ресторане, среди глумливых пошляков и услужливых лакеев, в удушливой атмосфере пьяного угара и папиросного дыма, в том страшном своей пустотой, гибельном мире, который отмечен числом Зверя? Как могла оказаться здесь эта Женщина - Звезда? И не скрывается ли под её обликом другая? Кого же воспел на самом деле поэт?

2.7. Числовая символика.

Символ – центральная эстетическая категория символизма, сосредоточение абсолютного в единичном: он в свернутом виде отражает постижение единства жизни. Представления о символе у русских писателей-символистов конца XIX – начала XX века не совпадают с традиционными. Символ у Блока – важнейший «инструмент», необходимый для постижения реальности. Это средство познания - проникновения в мир мистических «сущностей» через мир простых и ясных, чувственно воспринимаемых «вещей».

Если вновь обратиться к числовой символике, то мы увидим, что часть стихотворения, посвященная Незнакомке, состоит из семи строф. Число семь – символ чистоты и святости. Но не будем спешить с выводами. Стихотворение составляют тринадцать строф. Тринадцать – несчастливое число в быту. В мистике - число Дьявола, это число обречённости, предрешённости страшного конца. Седьмая строфа, полная тайны, сомнений и недосказанности, на мой взгляд, является связующим звеном между первой и второй частями стихотворения.

3. Демоническое и святое в стихотворении.

Сам поэт говорил о созданном им образе Незнакомки: « Это вовсе не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно на синего и лилового». Исследователь С.Ю. Ясенский утверждал, что лиловый цвет и его оттенки в сознании Блока - символиста связывались с мировым хаосом, демоническим началом жизни и искусства. Но синее всегда означало звёздное и высокое, Божественное. Значит, в образе Незнакомки соединены два взаимоотрицающих начала: демоническое и святое. Как же могло так случиться?

Для того, кто хорошо знаком с творчеством А.А.Блока, ясно, что Вечная Дева, которую воспевал «зажигающий свечи отрок», «отошла» от него навсегда. Осталась лишь смертная тоска по Ней, и он готов был увидеть Её в любой, отнюдь не Божественной женщине. Поэт сам осознаёт это.

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Это значит: не важно, кто она, важно то, что вино помогает поэту видеть её неземной и Божественной. Но разве скрыл поэт от себя всю правду о ней?.. Во втором варианте «Незнакомки» образ её настолько заземлён, что сразу становится ясно, кто есть она. Зачем же тогда он воспел её, безнадёжно земную, привычную к терпкому вину и сладким утехам женщину? Ведь чем прекраснее звучал голос поэта, отнесённый трактирной девке, тем, кажется, глубже должно быть падение его, вестника и пророка Вечной Женственности. Воистину, это была измена!

Завесу над этим парадоксом, мне кажется, приоткрывает стихотворение, написанное месяцем раньше «Незнакомки». В нём есть такие строки:

Поверь, мы оба небо знали:

Звездой кровавой ты текла,

Я измерял твой путь в печали,

Когда ты падать начала.

Мы знали знаньем несказанным

Одну и ту же высоту.

И вместе были за туманом,

Чертя уклонную черту.

Стихотворение обращено к комете. Но разве не понятно, кто есть комета?..

Поэт знал глубину своего падения, но знал и высоту, с которой падал. В каждой женщине он прозревал утраченные ею Божественные черты. Для него она - бывшая звезда, упавшая с неба на землю. Он жалел её и горевал о её паденье, как и о своём тоже. Разве удивительно теперь, что за тёмной вуалью в синих «очах» обычной представительницы пошлого, пустого, гибельного мира поэт увидел и «берег очарованный», « и очарованную даль»?

«Незнакомка» - потрясающий шедевр, воспевший падшую звезду, обречённую и одинокую, как сам поэт. В стихотворении завораживает буквально всё: совершенство стиха, форма, ритмика. И особенно та изумительная блоковская музыкальность, которая здесь достигает своей вершины и которую разгадать, сколько бы мы ни пытались, так же невозможно, как невозможно понять запредельное.

К.И.Чуковский долго искал причину изысканной музыкальности блоковской лирики и, наконец, признался в своем бессилии, объяснив всё тем «серафимическим слухом», которым, по его мнению, был наделен поэт. «Наши дети никогда не поймут, чем она (поэзия А.А.Блока) волновала нас», – писал исследователь. И ошибся. Уже выросли правнуки, а лирика великого Блока продолжает околдовывать наши сердца. И в первом ряду самых завораживающих его произведений - стихотворение «Незнакомка», в котором сливаются земное и божественное, реальное и мистическое.

Так в чём тайна блоковского таланта? Почему его стихотворение, написанное в начале века минувшего, вызывает неподдельный интерес и у нынешнего поколения? Думаю, потому, что в «Незнакомке» Блок мастерски соединил традиционные и специфические особенности использования средств художественной выразительности. А может быть, потому, что после прочтения чарующих строк, ясных и глубоких по смысловому значению, остаётся ещё что – то большее, что пока ещё не открыто… А образ блоковской Незнакомки будет жить вечно, будоража души и сердца людей.

Заключение.


Предлагаемая работа не претендует на литературоведческий анализ поэтического текста. Из многообразия проблем, возникающих при анализе художественного произведения, я попыталась выделить сравнительно более узкую – эстетическую природу литературного поэтического произведения с учётом использования средств художественной выразительности.

Могучее оружие получил вместе с речью человек! Слово не только в состоянии передавать мысль во всех её оттенках и тонкостях, но и рисовать, изображать. Эта изобразительная способность слова – великое подспорье для поэта. Живой «показ» всегда убедительнее долгих и отвлечённых рассуждений. И очень многие приёмы работы над словом, накопленные долголетним опытом, сводятся именно к тому, чтобы шире и глубже использовать изобразительные средства языка.

В литературе язык занимает особое положение, поскольку он является тем самым строительным материалом, без которого не может быть создано художественное произведение. Художник слова – поэт, писатель – находит, по выражению Л.Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором. Всё это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка. Самое лучшее в языке, сильнейшие его возможности и редчайшая красота – в произведениях художественной литературы, и всё это достигается использованием средств художественной выразительности.

Тропы и стилистические фигуры помогают добиваться в речи удивительной выразительности. Важно, чтобы каждый из нас умел использовать богатства родного языка. Яркому, звучному и свежему слову не устанешь удивляться. Эстетическая функция языка и состоит в том, что он может напоить наши души целительным бальзамом красоты. Способствуют же этому изобразительно-выразительные средства языка.

Так давайте учиться у мастеров слова говорить и писать выразительно, учиться языковому мастерству.

Слово даже с нулевой стилистической окраской в определённом контексте, под пером мастера, может «проявиться» и ярко зазвучать.

Чем больше средств для выражения понятий, тем богаче язык. Процесс изучения, постижения родного языка нескончаем, так как нескончаемы глубины и богатства родного языка, в их числе и его изобразительно-выразительные средства как традиционные, так и специфические.

Подводя итоги, следует отметить, что был изучен, проанализирован, систематизирован определенный объём литературных источников. Мне представляется, что материалы работы могут быть востребованы как дополнительная литература в исследовательских целях для написания ре-фератов, докладов по данной тематике.

Приложение

Предполагаемые образы блоковских Незнакомок

И. Крамской. «Неизвестная» 1883г.

Список использованной литературы:

1. А.Блок «Избранные произведения». Москва, "Худ. литература", 1988г.

2. А.Блок, «Незнакомка», М., ОЛМА-ПРЕСС, ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2005г.

3. Аудиокнига «Стихи А.Блока» в исполнении В.Толубеева и Г.Колосовой.

4. Большой справочник литературы для школьников и поступающих в ВУЗы. «Дрофа», Москва, 2007г., (432страницы).

5. С.Р.Федякин. «Стихи о Прекрасной Даме». Москва. «Дрофа», 2007г.БК.

6. Т.Т. Крук. "Поэзия Александра Блока". Москва, "Просвещение", 1998г.

7. Учебник "Литература 20 века", 11 класс. Авторы: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин. Москва, "Родное слово", 2006г.

8. Учебно-методическая газета "Литература" №3 2004 г. (Номер посвящен творчеству А.Блока).

9. Фотографии и стихи А.Блока.

10. http.//az.lib.ru/b/blok. Символизм. Творчество А.Блока. 27.12.2007г.

11. www.airis.ru . А.Блок и его эпоха. Иллюстрации к произведениям. 25.12. 2007г.

12. www.osvita.ua . Материалы к анализу стихотворения А. Блока «Незнакомка». Электронная версия.

13. www.readr.ru . Блок А. О современном состоянии русского символизма. Электронная версия.

Стихотворение «Незнакомка» написано в тяжелый для Александра Блока период в личной жизни, когда у его жены, Л. Д. Менделеевой, начался роман с его другом, поэтом Андреем Белым. Оно родил ось из скитаний по петербургским пригородам, и конкретно — из впечатлений от прогулок в дачном поселке Озерки. Многие реальные черты и приметы в стихотворении отсюда: ресторан, пыль переулков, шлагбаумы. Жанр произведения — рассказ в стихах. Сюжет — встреча лирического героя с Незнакомкой в загородном ресторане. Основная тема — столкновение мечты и реальности. В основу композиции положен принцип противопоставления — антитезы. Мечта противопоставлена грубой действительности. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Одна часть (первые шесть строф) показывает реальность пошлого мира, вторая часть (последние семь строф) изображает романтический идеал. Два этих мира для Блока несовместимы. Мир его мечты хрупок и тонок, лишён реальных очертаний. Но этот мир — его единственное спасение и возможность оставаться самим собой.

Этот мир, одухотворённый образом Незнакомки, Александр Блок дарит своим читателям.
Стихотворение начинается описанием весеннего вечера. Однако свежего дыхания весны совсем не чувствуется — поэт называет весенний воздух тлетворным. Первая часть переполнена прозаическими деталями. Это и переулочная пыль, и скука загородных дач, и крендель булочной, и испытанные остряки, которые «среди канав гуляют с дамами». Автор пользуется грубой лексикой (лакеи сонные торчат), изображает неприятные звуки (детский плач; женский визг; скрип уключин). Пошлость заражает своим тлетворным духом всё вокруг. И даже
традиционно поэтический образ луны предстаёт здесь в искаженном виде:

А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

А вместо типичных для блоковской поэзии ассонансов (повторения гласных звуков) на а-о-е, придающих мелодичность стиху, мы слышим глухие аллитерации (повторение согласных звуков) и ассонансы на и (горячий воздух дик и глух; женский визг; кривится диск), которые режут слух. В этом мире вместо солнца «золотится крендель булочной», а любовь подменена прогулками дам с «испытанными остряками» (которые, вероятно, каждый день повторяют одни и те же шутки). «Испытанные остряки» гуляют с дамами не где-нибудь, а «среди канав »; образ ресторана тоже символичен — это воплощение пошлости. Автор изображает не просто вечерний ресторан, а пространство, где «горячий воздух дик и глух», где всеобщим помрачением правит «весенний и тлетворный дух». Здесь скука, пьянство и однообразное веселье приняли характер повторяющегося и бессмысленного вращения. О кружении жизни в этом автоматическом колесе говорит фраза: «И каждый вечер». Фраза эта повторяется трижды, как и союз и — этим достигается ощущение замкнутого круга (И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух; И раздаётся детский плач; И раздаётся женский визг). Все глаголы автор употребляет в настоящем времени. Этот мир отвратителен и страшен. Буквально во всём лирический герой ощущает отталкивающую дисгармонию звуков и запахов, красок и чувств. Утешение он находит в вине:

И каждый вечер друг единственный
В моём стакане отражён
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.

Мотив опьянения повторяется несколько раз: «пьяницы с глазами кроликов» кричат: «In vino
veritas!» — «Истина в вине!« (лат.). Незнакомка идёт «меж пьяными», о «влаге терпкой и таинственной» говорит сам лирический герой. Но опьянение — это ещё и погружение в мир мечты. Этому отвратительному миру противопоставлена Незнакомка, которая является «каждый вечер, в час назначенный» во второй части стихотворения. Аллитерации — повторение, грубое нагромождение согласных звуков в описании грязной улицы — сменяются повторением гласных звуков — ассонансами (Дыша духами и туманами, / Она садится у окна/ и веют древними поверьями / Её упругие шелка). Шипящие передают шелест шелка. Ассонансы и аллитерации создают ощущение воздушности женского образа. Незнакомка лишена реалистических черт, она вся окутана тайной. Этот образ отгорожен от грязи и пошлости реальной действительности возвышенным восприятием лирического героя. Незнакомка — идеал женственности и красоты, символ того, чего так не хватает лирическому герою, — любви, красоты, духовности. Таинственная Незнакомка «всегда без спутников, одна». Одиночество героев не только выделяет их из общей толпы, но и притягивает друг к другу:

И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

«Берег очарованный» — символ гармоничного, но недостижимого мира. Кажется, вот он, рядом, Но стоит протянуть руку — и он исчезает.

И перья страуса склоненные
В моём качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

Поэт употребляет вышедшее из широкого употребления слово очи, придающее образу Незнакомки возвышенность. Её синие бездонные очи (синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое) противопоставлены кроличьим глазам пьяниц. Незнакомка — трансформированный образ Прекрасной Дамы. Это обычная посетительница загородного ресторана или «смутное видение» лирического героя. Образ этот символизирует раздвоенность сознания лирического героя. Он очень хочет уйти от ненавистной ему действительности, однако она никуда не исчезает — и именно в этот мир приходит Незнакомка. Это вносит в образ лирического героя трагедийные ноты. Духи и туманы, бездонные синие очи Незнакомки и дальний берег — это всего лишь грёзы, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается лирическому герою именно в эти мгновения. Об этом он говорит в финале стихотворения: «Я знаю: истина в вине».

Автор использует разнообразные средства выразительности. Произведение выстроено на антитезе. Этот приём служит для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий. Противопоставлены две части стихотворения. Противопоставлены образы и пейзажи, запахи и лица, музыка стиха первой и второй части. Противопоставляются мечта и действительность.

Вот только несколько примеров: «горячий воздух дик и глух» — «дыша духами и туманами»; «скука загородных дач» — «очарованная даль»; «канавы» — «излучины» души. Ко второй части стихотворения поэт подбирает романтические эпитеты (берег очарованный; терпкое вино; очи синие бездонные) и метафоры (очи …цветут; души … излучины пронзило … вино).
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифмовка — перекрестная.

Какова композиция стихотворения? Что является содержанием стихотворения в 1-й части?

Какие художественные приёмы использует поэт для создания картины реального мира? Как воспринимает этот мир лирический герой? В чём сложность его восприятия? В чём Блок видит выход из бессмысленности существования? Кто такая Незнакомка? Каковы средства создания её образа? Как вы понимаете финальные строки стихотворения?

Композиционно стихотворение распадается на две части. 1-я часть создаёт реальный образ окрестностей города. Об этом свидетельствуют детали предметного мира: рестораны, крендель булочной, котелки, канавы, шлагбаумы и т. д. Автор иронично относится к этому миру, поэтому использует антитезу («весенний и тлетворный дух») и соединение представлений о высоком и низком: «А в небе, ко всему приученный, бессмысленно кривится диск». Он видит «дикость», «тлетворность», бессмысленность мира. Возникают образы мещанской пошлости: « … заламывая котелки, среди канав гуляют с дамами испытанные остряки». Концентрация безобразных образов велика. Она создаётся и с помощью звука. Мир заполнен детским плачем, женским визгом) скрипом уключин. Эта какофония возникает от аллитерации свистящих, шипящих и «р». Лирический герой, с одной стороны, противостоит миру пошлости (он «смирен и огпушён»). С другой стороны, он сын земли, слит с этим миром, оглушён «влагой терпкой и таинственной». Но именно она позволяет ему уйти в мир своей мечты, где и происходит встреча с Незнакомкой.



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

образовательная: закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, музыка, лингвистика, изобразительное искусство; учить учащихся анализировать текст, делать выводы и обобщения.

развивающая: развивать устную речь и эмоционально-образное, аналитическое мышление;

воспитательная: воспитывать интерес и любовь к поэзии Блока, изучение его стихотворений должно стать для учащихся открытием, школой высоких чувств, постижением высшей духовности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Урок сопровождается презентацией PowerPoint.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы урока. (1 слайд).

Вступительное слово учителя. (2 слайд).

Блок – поэт – символист, а у символистов творчество сосредоточенно в основном на выражении интуитивно постигаемых идей и смутных чувств посредством символа. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вячеслава Иванова, поэзия есть “тайнопись неизреченного”. Вторая по значимости категория поэтов символистов – Музыкальность. Поэзии А. Блока - поэзия намеков, которые читатель должен понять, расшифровать самостоятельно и в согласии с ними дорисовать картину реальности, или фантазии, или, условно говоря, “душевного пейзажа” - переживания или мироощущения поэта. А чтобы понять тайны поэзии, вспомним увлечённость Блока философией Соловьёва об идеале Всеединства – Вечной женственности. Не забываем и время жизни и творчества поэта. Подлинная жизнь с её остротой социальных противоречий постепенно входит в творчество Блока. “Страшный мир”... Так называется центральный цикл (вторая книга) стихов Блока. Так назвал Блок мир, в который он пришел в начале XX века. Ощущение неблагополучия жизни, ее трагических противоречий, порожденного ими “глухого мрака” - предпосылка всего творчества Блока.

Сегодня мы обратимся к стихотворению, навеянному всевозможными образами – символами, “Незнакомка”. Анализируя стихотворение, вы должны увидеть за внешним рядом образов второй ряд, не поддающийся однозначному толкованию. Услышать музыку стиха, постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну. И по возможности постараемся создать модель произведения Блока “Незнакомка”.

II. Выразительное чтение стихотворения. (2–9 слайд).

III. Целеполагание. (10 слайд).

Перед нами стоит задача: опираясь на текст стихотворения, создать модель произведения. Для этого нужно определить:

  • время написания стих;
  • ключевые слова – образы – символы (ассоциации);
  • композицию;
  • тему, (микротемы);
  • как выразительные средства помогают раскрыть тему (микротемы) (обязательно обратить внимание на звукопись, цветовую символику стихотворения);
  • лирический герой;
  • связать данное стих. со всем творчеством поэта, раскрыть идею произведения для осмысления мировосприятия;
  • собрать материал воедино: тема, символ, ключевые слова, ассоциации, выразительные средства, Добавить воображение, создать модель, которая бы раскрывала основную тему стихотворения.

Индивидуальное задание у доски: Цветовая символика стихотворения. (Учащийся работает с интерактивной доской)

Индивидуальное задание с места: один учащийся целенаправленно следит за звукописью стихотворения и вставляет свои замечания во время комментированного чтения.

IV. Пошаговое комментированное чтение стихотворения. Работа коллективная, с наводящими, направляющими вопросами учителя, приводящими к определённым размышлениям учащихся.

По ходу работы учащиеся заполняют таблицу. (Приложение 1)

1. Дайте характеристику времени написания стихотворения. (11 слайд. Слайд раскрывается после ответов учащихся, затем заполняется таблица).

Ответы учащихся: 1906 год. В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь - ЛД Менделеева, ушла к его близкому другу - поэту Андрею Белому. Время войн и революций. Это стих. принадлежит к периоду написания “Страшного мира”.

Обобщения учителя: Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный поселок Озерки. Торжественно-возвышенное настроение после стихов о Прекрасной Даме сменяется разочарованности в реальной действительности, чувство тревоги за мир, который нуждается в спасении.

2. Ключевые слова – образы – символы 1 строфы. Ассоциации. (12, 13 слайды. Раскрывается по мере ответов учащихся. В слабом классе слайды можно открывать перед ответом, с целью направить на рассуждение).

Ответы учащихся: Горячий воздух, ресторан, вечер, тлетворный дух. Картины “страшного мира”. Оксюморон – весенний и тлетворный. Место действия у Блока не просто ресторан, но – ресторан, как будто вся грязь и пошлость большого города сконцентрирована на одном месте. Здесь говорится об атмосфере города, о выжигающей пустоте и безысходности: “дик и глух” - город. В поле зрения поэта попадает обыденный быт городской жизни, от которого становится тягостно на душе.

Обобщения и добавления учителя: Отсутствие музыки означало для Блока отсутствие жизни, омертвелость. Диссонанс, который во многих стихах Блока враждует с музыкой жизни, это отражение антимузыкальности “страшного мира”. Развернутая метафора:

это не только о воздухе, а о жизни, дикой и глухой толпе, о человеческой душе, глухой к красоте, истине, к самой жизни. Для ранней лирики Блока было бы безусловно невозможным сочетание вечеров с ресторанами, там это было бы уродливым смешением лексических рядов. В “Незнакомке” это, оказалось возможным, поскольку сама жизнь перемешивает прекрасное и безобразное.

3. Ключевые слова – образы – символы 2 строфы. Ассоциации. (14 слайд.)

Ответы учащихся: над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, крендель булочной. Продолжается тема серой обыденности, в которую вторгается “чуть золотится крендель булочной”.

Ответ учащегося по цветовой символике (15 слайд Серый и чёрный цвет – олицетворение какого-то душевного кризиса, застоя, обыденности, навивают чувства безысходности, омертвления души. Крендель золотится – возможно, какой-то просвет вдали, надежда, жёлтый цвет меняется в золотистый. Хотя у Блока жёлтый цвет олицетворяет трагичность.

4. Ключевые слова – образы – символы 3 строфы. Ассоциации. (16 слайд)

Ответы учащихся: Среди канав, испытанные остряки, скрипят уключины, женский визг. Пошлая обыденность изображается иронически.Шлагбаум – символ препятствия. Преграждая путь людям, он не выпускают их из этого пошлого круга ресторанных увеселений.Повторения передают постоянство удручающего однообразия, удушающей скуки мещанского существования.

Ответ учащегося по звукописи (17 слайд): В парных строках третьей строфы дается только по два звука в сильной позиции: а-ы, и-ы. В этих же строках многослоговные слова утяжеляют чтение, и это хорошо отражает ту пошлую, тягостную обстановку, которая здесь описана. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков.

Обобщения и добавления учителя: Визг глубоко осознанно и болезненно воспринимался Блоком как антиэстетический звук - режущий, рвущий нервы, способный убить чуткую душу художника и человека.

5. Каким предстаёт перед нами образ лирического героя? (18, 19 слайды)

А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск… Луна как вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ делается плоской, как шутки “испытанных остряков, кривится, пораженная их нестерпимой пошлостью. Автор луну называет диском.

Лакеи сонные торчат, пьяницы с глазами кроликов - продолжается та же тема пошлости, которую отвергает лирический герой.

Обобщения и добавления учителя: Мотив этих двух строф - отчаяние от одиночества лирического героя.Оно звучит в смиренном и горьком признании:

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен,
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому.

6. Композиция. На сколько частей можно разделить стихотворение? (20 слайд)

Ответы учащихся: 2 части. Первая половина стихотворения рисует картину самодовольной и разнузданной пошлости, во второй части возникает контрастный образ Незнакомки.

Обобщения и добавления учителя: В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части - грязь и пошлость окружающего мира, а во второй - прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока: образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли.

(21 слайд). Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку - оказывается, на картинах Врубеля: “Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо... Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено...” . Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое; лиловый - тревожное.

7. Образы – символы второй части стихотворения. (22 слайд)

Ответы учащихся: каждый вечер (анафора), сон, девичий стан, в туманном окне. Образ тумана еще более усиливает таинственность появления Незнакомки. Лексика возвышенная. Переход к другой картине прямо противопоставлен окружающей пошлости.

Обобщения и добавления учителя: Здесь все хрупко, основано на таинственности, душа освобождается от пошлого давления повседневности, улетает в иные миры, открывая в своей глубине неведомые миру сокровища. Важно то, что душа человеческая на миг соприкоснулась с миром прекрасного. Мы ощущаем возвышенное поэтическое восприятие лирического героя обаяние и красоту таинственной героини. Это не реальная Незнакомка, а только видение поэта, образ, созданный его воображением.

8. Сравним звукопись второй части с первой. (23 слайд)

Ответы учащихся: Появление Незнакомки (Дамы из Космоса) сопровождается шуршащими звуками. Логически это можно объяснено тем, что она - или в черных шелках (“шелками черными шумна”), или со шлейфом, но можно сравнить с приходом чего-то таинственного, необъяснимого.

Ассонансы на А создаёт ощущение воздушности образа: “И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…”; “Девичий стАн, шелкАми схвАченный, // В тумАнно(А)м движется(А) о(А)кне…” и далее. Ассонансы на “У” придают утонченность образу Незнакомки: “И вею(У)т древними поверьями // Ее УпрУгие шелка, //И шляпа с траУрными перьями, //Ив кольцах Узкая рУка”.

9. Сравните лексику двух частей. (24 слайд)

Ответы учащихся: Лексика первой строфы (“И каждый вечер друг единственный...”) высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы (“А рядом у соседних столиков...”) - низкая (“лакеи”, “торчат”, “пьяницы”, “кричат”), тяготеет к лексике первой части. Таким образом эти две строфы как бы скрепляют части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки.

10. Найдите противоположные образы.

“Горячий воздух дик и глух” - “Дыша духами и туманами”; “женский визг” - “девичий стан”; “бессмысленный... диск” луны - “солнце”; “скука загородных дач” - “очарованная даль”; “канавы” - “излучины” души; “бессмысленный... диск” - “истина”.

Обобщения и добавления учителя: Образ Незнакомки исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя.

Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

Грязь окружающей пошлой обстановки не прикасается к ней, она как бы парит над нею, отделенная молчаливым одиночеством, своими “траурными перьями”. Она как посланница иного мира, чуждая всем и всему, как воплощенная Поэзия, Женственность.

11. Что видит и чувствует лирический герой? (25 слайд)

Ответы учащихся: Очи синие бездонные, берег очарованный, И очарованную даль.

Это реальные женские глаза, полные тайны и очарованья, это и символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города, существует пусть только в мечте. Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу: И странной близостью закованный..

За этим реальным или воображаемым обликом лирическому герою видится “берег очарованный и очарованная даль”. Берег - символ у Блока, значение которого - новая жизнь, новые открытия, новое понимание жизни и поэзии. Эта ассоциация приобретает значение реально существующей возможности приплыть к другому берегу жизни, уйти в “очарованную даль” от пошлости, которая минуту назад казалась непобедимой.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено…
Солнце - символ Женственности, символ счастья, любви.

Обобщения и добавления учителя: Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, построена на осмыслении происшедшего в душе переворота и переосмыслении устоявшегося, привычного, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала:

В моей душа лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Открытие поэзии, посвященность в тайны очарования другого мира, пусть и в воображении, утверждается как истина. Таким образом, красота, истина и поэзия оказываются связанными в неразделимом единстве.

12. Связь стихотворения с другими произведениями Блока.

V. Вывод по уроку.

По ходу беседы, анализа стихотворения заполнялась таблица, в которой отмечены все важные детали для полного понимания стихотворения.

Моделирование – это только один из приёмов анализа стихотворения. Порядок работы очень похож на порядок интерпретации стихотворения. Обращая внимание на детали, проникая в подтекст произведения, описывая свои чувства, мы создаём модель, опираясь на которую можно написать сочинение по стихотворении.

Выделим эти ключевые моменты:

Какова тема стихотворения?

Основной принцип построения? (Антитеза – противопоставление)

Каковы символы – образы в стих?

Как помогают выразительные средства раскрыть тему стих?

Каково место лирического героя в произведении?

Как связано данное стихотворение со всем творчеством поэта?

VI. Итог урока – модель стихотворения - видеоролик. (Видеоролик по стихотворению Блока “Незнакомка”).

VII. Домашнее задание.

1 Вариант. Сочинение-интерпретация стихотворения Блока “Незнакомка”.

2 Вариант. Модель стихотворения.

Литература.

1. Блок А.А. Избранные произведения. - Л., 1970.

2. В.В. Агеносов. Русская литература XX века. 11 класс. М.: Дрофа, 2000.

3. Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. Лирика А.А. Блока. М.: Просвещение, 2005.

Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания “Страшного мира”, когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в предметы торга. Здесь царит не красота, а жестокость, ложь и страдание, и выхода из этого тупика нет. Лирический герой отдается отраве хмеля и буйного разгула

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь - Любочка, внучка знаменитого химика Менделеева, ушла к его близкому другу - поэту Андрею Белому. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода “Страшного мира” все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.
Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их нет в его стихах.
“Незнакомка” - одно из самых характерных и красивых стихотворений этого периода. Блок описывает в нем реальный мир - грязную улицу со сточными канавами, проститутками, царство обмана и пошлости, где среди льющихся помоев прогуливаются “испытанные остряки” с дамами.

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро. Пошлость, грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. И хотя стихотворение и завершается словами “In vino veritas”, но образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни.
В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части - грязь и пошлость окружающего мира, а во второй - прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока. Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее ассонансами и аллитерациями сонорных звуков - [р], [л], [н]. Благодаря этому создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха.
Это стихотворение не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав однажды, и прекрасный образ волнует нас. Эти стихи трогают до глубины души своей мелодичностью; они похожи на чистую, великолепную музыку, льющуюся из самого сердца. Ведь не может быть так, чтобы не было любви, не было красоты, если есть такие прекрасные стихи.

Анализ стихотворения А. Блока "Незнакомка"

Образ таинственной незнакомки не раз раскрывался в искусстве. В живописи XIX века к нему обращался И. Крамской (картина "Неизвестная", 1883 г.), в XX веке художник И. Глазунов написал ряд полотен-иллюстраций к лирике А.Блока. Стихотворение "Незнакомка" написано Блоком 24 апреля 1906 г. в дачном поселке Озерки. Это был очень сложный период в личной жизни поэта. У его жены, Л.Д. Менделеевой, начался роман с Андреем Белым, близким другом поэта. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений от прогулок в Озерках. Многие реальные черты и приметы в стихотворении отсюда: ресторан, пыль переулков, шлагбаумы.

Жанр произведения — рассказ в стихах. Сюжет — встреча лирического героя с Незнакомкой в загородном ресторане. Основная тема — столкновение мечты и реальности. В основу композиции положен принцип противопоставления — антитезы. Мечта противопоставлена грубой действительности. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Одна часть (первые шесть строф) показывает реальность пошлого мира, вторая часть (последние семь строф) изображает романтический идеал лирического героя. Два этих мира для Блока несовместимы. Мир его мечты хрупок и тонок, лишён реальных очертаний. Но этот мир — его единственное спасение и возможность оставаться самим собой. Этот мир, одухотворённый образом Незнакомки, Александр Блок дарит своим читателям.

Стихотворение начинается описанием весеннего вечера. Однако свежего дыхания весны совсем не чувствуется, описывая весенний воздух, поэт употребляет эпитет тлет-ворным . Первая часть стихотворения переполнена прозаическими деталями. Это и переулочная пыль, и скука загородных дач, и крендель булочной, и испытанные остряки, которые «среди канав гуляют с дамами». Автор пользуется грубой лексикой (лакеи сонные торчат ), использует неприятные звуковые образы (детский плач; женский визг; скрип уключин). Пошлость реального мира заражает своим тлетворным духом всё вокруг. И даже традиционно поэтический образ луны предстаёт здесь в искажённом виде:

А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

В этой части автор умышленно нагромождает труднопроизносимые согласные звуки. Например: «По вечерам над ресторанами, / Горячий воздух дик и глух»: пвчрм ндрстрнм грч вздх дк глх. А вместо типичных для блоковской поэзии ассонансов (повторения гласных звуков) на а-о-е, придающих мелодичность стихотворению, мы слышим глухие аллитерации (повторение согласных звуков) и ассонансы на и (горячи й воздух ди к и глух; женский ви зг; кри ви тся ди ск), которые режут слух. В этом мире вместо солнца «золотится крендель булочной», а любовь подменена прогулками дам с «испытанными остряками» (которые, вероятно, каждый день повторяют одни и те же шутки). «Испытанные остряки» гуляют с дамами не где-нибудь, а «среди канав». Образ ресторана тоже cимволичен — это воплощение пошлости. Автор изображает не просто вечерний ресторан, а пространство, где «горячий воз-дух дик и глух», где всеобщим помрачением правит «весенний и тлетворный дух». Здесь скука, пьянство и однообразное веселье приняли характер повторяющегося и бессмысленного вращения. О кружении жизни в этом автоматическом колесе говорит фраза: «И каждый вечер». Фраза эта повторяется трижды, как и союз и — этим достигается ощущение замкну-того круга: (И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух; И раздаётся детский плач; И раздаётся женский визг). Все глаголы автор употребляет в настоящем времени. Этот мир отвратителен и страшен. Буквально во всём лирический герой ощущает отталкивающую дисгармонию звуков и запахов, красок и чувств. Утешение он находит в вине:

И каждый вечер друг единственный
В моём стакане отражён
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.

Мотив опьянения повторяется несколько раз: «пьяницы с глазами кроликов» кричат: «In vino veritas!» — «Истина в вине!» {лат.). Незнакомка идёт «меж пьяными», о «влаге терпкой и таинствен-ной» говорит сам лирический герой. Но опьянение — это ещё и погружение в мир мечты. Этому отвратительному миру противопоставлена Незнакомка, которая является «каждый вечер, в час назначенный» во второй части стихотворения. Аллитерации — повторение, грубое нагромождение согласных звуков в описании грязной улицы — сменяются повторением гласных звуков — ассонансами:

Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка.

Шипящие передают шелест шёлка. Повторение звуков [у], [е] создают ощущение воздушности женского образа. Незнакомка лишена реалистических черт, она вся окутана тайной. Этот образ отгорожен от грязи и пошлости реальной действительности возвышен-ным восприятием лирического героя. Незнакомка — идеал женственности и красоты, символ того, чего так не хватает лирическому герою, — любви, кра-соты, духовности. Таинственная Незнакомка «всегда без спутников, одна». Одиночество героев не только выделяет их из общей толпы, но и притягивает друг к другу:

И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

«Берег очарованный» — символ гармоничного, но недостижимого мира. Кажется, вот он, рядом, но стоит протянуть руку — и он исчезает. Образ Незнакомки экзотичен:

И перья страуса склонённые
В моём качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

Поэт употребляет вышедшее из широкого упот-ребления слово очи . Данный архаизм придает образу Незнакомки возвышенность. Её синие бездонные очи (синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое) противопоставлены кроличьим глазам пьяниц. Незнакомка — трансформированный образ Пре-красной Дамы. Кто она: обычная посетительница загород-ного ресторана или «смутное видение» лирического героя? Образ этот символизирует раздвоенность со-знания лирического героя. Он очень хочет уйти от ненавистной ему действительности, однако она никуда не исчезает — и именно в этот мир приходит Незнакомка. Это вносит в образ лирического героя трагедийные ноты. Духи и туманы, бездонные синие очи Незнакомки и дальний берег — это всего лишь грёзы, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается лирическому герою именно в эти мгновения. Об этом он говорит в финале стихотворения: «Я знаю: истина в вине».

Используя разнообразные средства выразительности, поэт выстраивает свое произведение на антитезе. Этот приём служит для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий. Противопоставлены две части стихотво-рения. Противопоставлены образы и пейзажи, за-пахи и лица, звуковые образы первой и второй частей стихотворения. Противопоставляются мечта и действительность. Вот только несколько примеров: «горячий воздух дик и глух» — «дыша духами и туманами»; «скука загородных дач» — «очарованная даль»; «канавы» — «излучины» души. Ко второй части стихотворения поэт подбирает романтические эпитеты (берег очарованный; терп-кое вино; очи синие бездонные) и метафоры (очи… цветут; души… излучины пронзило… вино). Стихотворение написано классическим стихотворным размером - четырёхстопным ямбом, рифмовка — перекрёстная.