Биографии Характеристики Анализ

Брэдбери 451 градус по фаренгейту анализ произведения. Анализируем роман «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери

Антиутопия Брэдбери не была первой в своем роде, но, тем не менее, смогла стать своеобразным символом этого жанра. Она находится в тройке самых популярных антиутопий, и любой собеседник, увлекающийся фантастикой, назовет ее в числе прочитанных произведений. Но известность книги не принесла ей повсеместного понимания: немногие читатели вникают в смысл романа, в отличие от команды «Литерагуру». Мы постараемся разобраться в этом тексте вместе с вами.

Про историю создания романа «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери выделяет целую главу «Вложения по десять центов ««451 градус по Фаренгейту»» в своем произведении «Дзен в искусстве написания книг». Писатель удивляется феерическому успеху, называя произведение «грошовым романом» в связи с тем, что Брэдбери вложил 8 долларов восемьдесят центов при работе над первым вариантом текста в виде рассказа под названием «Пожарник».

Перечитывая свое произведение в последующие годы, он убеждался, что герои играли новые картины в его голове, когда он «задавал им вопросы». Они воспринимаются писателем, как существа, рожденные в его сознании, но управлять их действиями он не в силах. Так исчезла со страниц Кларисса, своими сумасшедшими разговорами возродившая интерес к содержанию книг у главного героя Монтага.

Рей Бредбери пишет свои произведения при полной увлеченности, каждое утро заставляя себя работать. «Для того чтобы научиться писать, надо писать». Так, перечитывая роман спустя продолжительное время с его выхода в свет, он понял, что имя главного героя (Монтаг) идентично названию компании, производящей бумагу, тогда как Фабер, который по сюжету книги является его идейным сторонником, — это марка производителя карандашей.

Сам роман назван «451 градус по Фаренгейту». Что примерно составляет 232 градуса по Цельсию и знаменует температуру, при которой начинает гореть бумага. Название дано в связи с тем, что Монтаг работает пожарным-наоборот, то есть сжигает книги.

Суть

Мы всего лишь обложки книг, предохраняющие их от порчи и пыли, – ничего больше.

Общество, описанное в антиутопии Рэя Брэдбери, получает информацию с экранов своих телевизоров, заполонивших все стены домов, с шума радиоприемников, и других распространителей удобоваримой и необходимой государству пропаганды. А вот книги, которые заставляют думать над всем, что происходит вокруг людей и внутри общества, в этом мире под запретом. Там, где они сжигаются, нет места бунтам и недовольствам. Общество, не способное мыслить, легко управляемо правительством, вот почему в условиях тоталитарного режима литература запрещена законом, от чего она подлежит немедленному уничтожению. Но наш герой, который по долгу службы очищает свой мирок огнем, внезапно увлекается запретным плодом и начинает способствовать укрывательству книг. Но все тайное становится достоянием бдительных стражей порядка.

Люди, разучившиеся общаться между собой, способны только лишь воспринимать ту информацию, которую подают, без необходимости ее осмысления. Это именно то будущее, которое нас ожидает, если мы продолжим существовать как стремительно развивающееся общество потребителей.

Жанр, направление

Роман написан в фантастическом жанре, представляющим нам мир ближайшего будущего. Антиутопия, под которой следует понимать художественную литературу, где обязательно фигурирует разоблачение отрицательных тенденций некоторых сфер общества и государства. Автор разоблачает пороки, показывая утрированную картину будущего, к которому неминуемо приведет такое положение вещей. Подробно и менее официально об этом жанре мы написали

Наряду с этим произведением стоит утопический мир Джорджа Оруэлла «1984» (), а так же антиутопия Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» ().

Главные герои и их характеристика

  1. Гай Монтаг (Монтэг в некоторых переводах) — главный герой, работающий на пожарной станции будущего. Основная его задача — выезжать по экстренным вызовам в случаях обнаружения в домах книг для их сжигания посредством специального устройства — бландспойта. Этот человек – дитя своей эпохи, он не задумывается о сути своей миссии, пока не сталкивается лицом к лицу с несколькими личностями, поколебавшими его уверенность в правильности государственного строя. Он последовательно разочаровывается в жене, которая равнодушна ко всему, кроме любимых экранов, в своей службе, где он видит лишь жестокость и слепые стремления угодить начальству, в своем обществе, где он больше не чувствует себя органично. Из апатичного раба рутины он превращается в сознательного и деятельного человека, способного спасти вековую мудрость от рук варваров.
  2. Кларисса Маклеллан — юная девушка, появившаяся на первых страницах романа, которая дала толчок для проявления интереса героя к книгам и к тому, что в них заключено. Ее семью считали ненормальной, постоянно подозревая их в чтении. По вечерам их окна горели, и можно было наблюдать, как вся родня общается между собой, издавая громкие звуки, что вызывало жуткое недоумение и раздражение у всех соседей в округе. В экранизации романа героине было отведено больше времени, чем в тексте. Она исчезает бесследно, а Монтагу остается только гадать, куда она делась. Скорее всего, она ушла в леса, где скрывались хранители книжных знаний.
  3. Битти Брансмейстер — начальник пожарной части, первый заподозривший об интересе главного героя к содержанию книг. Автор знаменитой цитаты «Хранить книги — не преступление. Преступление — читать их». Почуяв желание Гая прикоснуться к запретному, персонаж проучивает своего подчиненного, но к желаемому результату это не приводит. Его разговоры с Гаем – основа сюжета, ведь в них автор излагает свои идеи.
  4. Милдред – апатичная, бесчувственная, безучастная ко всему жена главного героя, являющаяся полным отражением общества, описываемого Рэем Брэдбери. Она целыми днями сидит на диване в комнате с экранами, почти не разговаривает и на книги, обнаруженные в руках мужа, реагирует с опаской. Она без зазрения совести предает его, заявляя о находке.
  5. Фабер — друг и единомышленник Монтага, профессор, не сумевший предотвратить принятие закона, запрещающего книги. Первоначально он относится к Гаю с опасением. Когда он понимает, что главный герой стремится узнать внутренний мир книг, бывший преподаватель английского языка стремится помочь собеседнику.
  6. Темы

    1. Главная тема романа — роль книги в жизни человека . Через утопию писатель демонстрирует мир, который может быть реальностью в случае отказа от чтения литературы. Книги заключают в себе опыт наших предков, который людям стоит перенимать для движения вперед. Читатели задаются вопросами, которые обществу массового потребления не знакомы. Поэтому оно зависимо от правительства и очень уязвимо. Людям, которые не способны мыслить самостоятельно, информация поносится под нужным ракурсом, что дает государству все рычаги для полного управления.
    2. Семья. Автор доказывает необходимость общения и поощрения общих семейных интересов. Многие люди замыкаются в себе и своих гаджетах, игнорируя важность семейных уз. Это прямой путь к отчуждению от родных и близких, которое сулит человеку одиночество и незащищенность. Ведь кто, как не родственники, сможет помочь в трудную минуту, поддержать и понять? Увы, герой поздно осознал разрушающую роль экранов в своей личной жизни, поэтому потерял любимую женщину.
    3. Верность и предательство. Те, кому доверял Гай, предали его, повинуясь тому, что им внушили власти. Когда пропаганда становится выше морали, выше чувств и привязанностей, личность разрушается, а на ее месте появляется покорный и апатичный раб, не способный на эмоции и мысли.
    4. Тема технического прогресса. Мы должны понимать, что техника – это средство, а не цель нашего существования. Нельзя допустить, чтобы общество ценило гаджеты и виртуальную реальность выше, чем людей. Кроме того, прогресс не должен вытеснять достижения прошлых эпох, они могут соседствовать друг с другом, только тогда все поколения достигнут гармонии взаимопонимания, которое выступает гарантией взаимовыгодного обмена опытом.

    Проблематика

    1. Конфликт общества и личности . Гай Монтаг вступает в конфликт с обществом, начиная читать книги, вместо их уничтожения. Будучи пожарным, призванным для их уничтожения, он становится двойным агентом — на заданиях, вместо уничтожения литературы, он забирает их часть себе домой. Герой выделяется среди людей, с которыми вынужден делить век. Как белая ворона Чацкий, он не понят и изгнан, считается преступником за желание узнать новое и мыслить, тогда как общество разучилось думать и существовать самостоятельно.
    2. Пропаганда и манипулирование обществом посредством СМИ . Телевидение заполняет все проблемы, которые образовались после запрета литературы. Средства массовой информации становится прекрасным способом манипулирования, они «зомбировали» население, оставаясь единственным каналом для получения какой-либо информации. Однако, все, что показывают в экранных комнатах, подносится под выгодным ракурсом, а шансы заметить «что-то неладное» в подаваемой информации сводятся к нулю из-за неумения мыслить.
    3. Проблема бездуховности так же рождается из-за отсутствия книг и изобилия «информационного фастфуда» телевизионных экранов, которые на правах монополии участвуют в воспитании населения. Моральные ценности, в результате, заменяются потребительскими.
    4. Проблема исторической памяти. Литература, собравшая все открытия и изобретения, все осмысленное и обдуманное столетиями, является памятью поколений. Это сборник архивов всего созданного человеком с момента появления письменности. В обществе, где книги запрещены, возможность сохранения всего этого теряется, что становится залогом полного регресса для общества.
    5. Проблема утраты традиций и ценностей прошлых эпох. Технический прогресс, заменивший хрустящую книгу в руке, может принести пользу и вред, в зависимости от того, как использовать эту находку. Но без альтернативы, которую дает та же литература, общество не может судить, так ли оно распоряжается своими возможностями. Несмотря на улучшение качества показываемого изображения и увеличение диагоналей экранов, техника может оставаться лишь красивой обложкой для апофеоза пустоты.

    Смысл

    Идея Рэя Брэдбери такова: без опоры на опыт прошлых поколений, на свободное и честное искусство, будущее, которое описано в романе «451 градус по Фаренгейту», неизбежно. Люди все чаще в выборе между книгой и развлекательным видео выбирают второе, уровень образованности населения падает, за счет чего происходит массовая деградация и развивается неспособность мыслить, влекущая за собой застой в каждой сфере деятельности человека. Вместо того чтобы самому узнать, а заодно и проверить, те сведения, которые так удобно и просто подаются на экранах, зритель довольствуется поверхностной картиной мира, которую заботливо укладывают в 5 минут эфирного времени. А если бы тот же зритель сам нашел, к примеру, разносторонние факты о том, что ему подают под пропагандистским соусом, то его мировоззрение было объективнее и богаче. В искусстве, которое является лишь одним из источников информации и хранителей культуры, сохранились те крупицы истины, которые могли бы пролить свет на истинное положение вещей. К сожалению, мрачные прогнозы автора сбываются в отдельных странах, где уровень грамотности низок, а вот показатели ханжества, бедности и агрессии зашкаливают. Люди убивают друг друга, даже не задумываясь о том, зачем это нужно, если изначально все религии имели мирный посыл, а все государственные деятели должны вести народ к процветанию.

    Также понятна мысль писателя о том, что человек, так же как и Гай Монтаг, не должен бояться выделяться из толпы, даже если все общество выступает против него. Желание мыслить и узнавать нечто новое — естественная потребность, а в век информационных технологий — вовсе необходимость.

    Критика

    Из-за своей остросоциальной направленности роман не сразу увидел свет. Перед этим роман прошел множество цензурных изменений. Так, он потерял многочисленные ругательные слова перед выпуском книги для школьного издания.

    В 1980 году писателем было замечено, что издательство выпускает его книгу в сокращенном виде, исключая неприемлемые для них сцены. Данную практику писателю удалось прекратить после требования печати в полном виде.

    В советской критике спектр рецензий разнообразен: от резко негативных отзывов до хвалы и даже лести.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА- ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 «С-Э» КЛАССЕ.

ТЕМА УРОКА: «451 по Фаренгейту» (повесть-антиутопия)

ЦЕЛЬ: повторить художественные средства, исследование компонентов сюжета, развитие навыков работы с материалом, представленном в рамках произведения как оксюморон.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  1. Проверка уровня знаний по материалу повести; умения анализировать текст и делать выводы, навыков представления проекта и презентации.

Воспитательные:

  1. Формирование эстетических идеалов посредством демонстрации творческих способностей учащихся и использования взаимосвязи видов искусств;
  2. Развитие нравственных качеств;
  3. Обеспечить ситуацию эмоционального переживания
  4. Привитие любви к чтению, формирование осознанной необходимости читать книги

Развивающие:

  1. Продолжить формирование развития речи учащихся путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений;
  2. Продолжить формирование дискуссионных навыков;
  3. Развитие навыков исследовательской работы, отбора и поиска материала

ТИП УРОКА: Урок-исследование.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, экран, компьютер, текст повести в бумажных и электронных книгах

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА: текст повести, компьютерная презентация

Планируемый результат:

1)Предметный:

системное обобщение полученных на уроках 9 классов сведений о построении и компонентах сюжета, художественных средствах, знаний по теме, развитие умения делать сопоставительный анализ, развитие навыков работы с текстом произведения, развитие навыков самостоятельного исследования, поиска и отбора материала к уроку

2)Личностный:

а)Мотивационный - желание вернуться к пройденному материалу и перечитать повесть; желание сопоставлять художественный текст и реальный мир

б)Ценностный - развитие уровня моральных ценностей, развитие положительной самооценки за счет успешного выступления на уроке, умения работать в команде, понимание ценности полученного на уроках по литературе 20 века опыта, развитие системы морально- нравственных ценностей.

полученные навыки по развитию речи и умению вести диалог, дискуссию, выстраивать систему аргументации и контраргументации могут быть применены как на предметах гуманитарного цикла(истории), так и за пределами школы- коммуникативный результат,ориентирование в системе духовных ценностей современного мира.

ПЛАН:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Чтение стихотворения, задающее проблематику урока. Постановка целей и задач урока.
  3. Компьютерная презентация
  4. Демонстрация элементов ученических исследований..
  5. Работа над худ. приёмами и структурой текста.
  6. Представление тематических исследований.
  7. Слово учителя.
  8. Командная работа на скорость.
  9. Рефлексия. Заключительное слово учителя.
  10. Домашнее задание.

ХОД УРОКА.

1. Вступительное слово учителя. Ход урока

Технологии

Формирование УУД

  1. Чтение стихотворения. СЛАЙД №1

Межпредметная (интегрированная)

Цель применения: развитие вкуса, развитие ассоциативного мышления, эмоциональное введение в тему урока

Личностные УД: 1.Смыслообразование:

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и

Внешняя);

социально ориентированный взгляд на мир

2.Нравственно-этическая ориентация:

Огонь свечи, огонь костра,
Огонь могучего пожара.
Огни – они все мастера
Ниспосланного людям дара.

Двух мастеров прислал Господь,
И Мир наш стал таким уютным.
А третий – явно чёрта плоть,
Беду лишь мастер нёс беспутный.

Свеча дарила людям свет,
Костёр стал очагом в их доме.
И Ада страшного ответ –
Пожар рычал, как зверь в загоне.

Кто скажет: что же есть огонь?
Он наказание иль благо?
Что означали дым и вонь
В пылу горящего Рейхстага?

  1. Слово учителя: итак, речь идёт о двойственной природе огня. Как это связано с темой нашего урока? Что означает само название повести Рэя Бредбери?
  2. Какими словами начинается повесть? Как представлен главный герой? Слайд №2

ИКТ- технология.

Цель применения:

Большая скорость подачи информации, создание атмосферы, соответствующей жанру- антиутопия, знакомство с творчеством художников- психоделиков.

1.Общеучебные УД:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Ставить и формулировать проблемы;

Использовать общие приёмы решения задач

2. Личностные УД: Нравственно-этическая ориентация:

Эстетические потребности, ценности и чувства

  1. Слово учителя. Мы смогли убедиться, что перед нами необычное, алогичное произведение. К какому жанру его следует отнести? АНТИУТОПИЯ СОЦИАЛЬНАЯ Слайд №3
  2. Какой прием для создания образа этого странного мира использовал Рэй Бредбери? (ОКСЮМАРОН)

Слайд -4-5

Интегрированная технология

(обществознание+ литература)

Цель применения:

эмоциональное воздействие на аудиторию, развитие эстетического вкуса, использование взаимосвязи видов искусств, художественной литературы и социальных реалий

Общеучебные УД:

Использовать общие приёмы решения задач;

Ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и

письменной форме, в том числе творческого и исследовательского

характера.

  1. Прежде чем приступить к анализу повести, попрошу представить Ваши тематические исследования

Варианты ответов.

1. Когда и как написана повесть? Слайд 6

2. Эта повесть посвящена цензурному гнёту. А было ли нечто подобное в жизни самого автора? Ведь бывают мистические совпадения. Были в истории факты сожжения книг? Представьте материалы исследования.

Возможные варианты:

Цензура в древности

Один из наиболее библио- катаклизмов устроил по совету Ли Сы китайский император Цинь Ши Хуан в 221 г . до н . э . Учёных же он велел живыми закопать в землю . Ирония состояла в том , что вскоре после этого его династию свергли неграмотные простолюдины . Из - за уничтожения книг Сыма Цянь испытывал огромные сложности с источниками при сочинении своей хроники « Ши цзи ».

Цензура при католической церкви


Подписи к слайдам:

451° по Фаренгейту Урок учителя русского языка и литературы Гордеева Э.В. Лицея №1 пос. Львовский по повести Р. Бредбери

Жечь было наслаждением. Какое-то особое наслаждение видеть, как огонь пожирает вещи, как они чернеют и меняются. Медный наконечник брандспойта зажат в кулаках, громадный питон изрыгает на мир ядовитую струю керосина, кровь стучит в висках, а руки кажутся руками диковинного дирижёра, исполняющего симфонию огня и разрушения, превращая в пепел изорванные, обуглившиеся страницы истории. Символический шлем, украшенный цифрой 451, низко надвинут на лоб, глаза сверкают оранжевым пламенем при мысли о том, что должно сейчас произойти: он нажимает воспламенитель - и огонь жадно бросается на дом, окрашивая вечернее небо в багрово-жёлто-чёрные тона…. Менестрель огня

Социальная антиутопия: «О, эта ужасная тирания большинства!...»

ОКСЮМОРОН [греч. - "острая глупость"] - термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий. Пример: "Смотри, ей весело грустить/ Такой нарядно-обнаженной" (Ахматова). Частный случай оксюморона образует фигура contradictio in adjecto , - соединение существительного с контрастным по смыслу прилагательным: "убогая роскошь" Сюжетообразующий приём Тоталитарная демократия

The possession of unlimited power will make a despot of almost any man . Thomas Bailey Обладая неограниченной властью, практически любой человек становится тираном. Thomas Bailey «… - В конце концов, мы живем в век, когда люди уже не представляют ценности. Человек в наше время - как бумажная салфетка: в нее сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают... Люди не имеют своего лица.» Дядя Клариссы «451 по Фаренгейту» Повесть о тоталитарной власти

Обложка первого издания романа Этот роман Рей Бредбери писал на взятой напрокат пишущей машинке в публичной библиотеке Лос-Анджелеса. В основу текста лёг неизданный рассказ «Пожарный» (1949), а также рассказ «Пешеход». А впервые роман был напечатан частями в первых выпусках журнала Playboy

Роман «451 градус по Фаренгейту» стал жертвой цензуры с самого начала своего выхода. В 1967 году издательство Ballantine Books начало публикацию специального издания книги для средних школ. Свыше семидесяти пяти фраз были изменены, чтобы исключить привычные брэдберивские ругательства « damn », « hell » и упоминание абортов, два фрагмента были переписаны, однако пометок о внесённых коррективах не имелось, и большинство читателей даже не догадывалось о них, поскольку мало кто читал оригинальную версию. В СССР впервые издан в 1956 году. А рецензии на это произведение советские читатели могли прочесть уже во второй половине 1954 года. И отзывы на книгу были разные: от почти отрицательных до очень положительных. Что интересно, отрицательные отзывы (притом в идеологических журналах ЦК КПСС типа «Коммунист») не привели к запрету. История цензуры Книги обладают способностью бессмертия. Они самые долговечные плоды человеческой деятельности. Смайлс. С.

Роман «451 градус по Фаренгейту» рассказывает о тоталитарном обществе, в котором литература находится под запретом, а пожарные должны сжигать все запрещённые книги, которые обнаружат, причём - вместе с жилищами владельцев. Владельцы книг при этом подлежат аресту, одного из них даже отправляют в сумасшедший дом. Автор изобразил людей, потерявших связь друг с другом, с природой, с интеллектуальным наследием человечества. Люди спешат на работу или с работы, никогда не говоря о том, что они думают или чувствуют, разглагольствуя лишь о бессмысленном и пустом, восторгаются только материальными ценностями. Дома они окружают интерактивным телевидением проецирующимся сразу на стены, в которых встроены вакуумные колбы, и заполняют своё свободное время просмотром телевизионных передач, бесконечных и бестолковых сериалов. Однако «благополучное», на первый взгляд, государство находится на пороге тотальной разрушительной войны, которой все же суждено начаться под занавес произведения. Сюжет

Говорящие имена

Гай Монтэг- Значение имени Гай-римское: радостный Значение имени Гай-греческое рожденный землей Теософский корень имени отражает Душу Главный герой Как это началось? Как вы попали туда? Как выбрали эту работу и почему именно эту? Вы не похожи на других пожарных. Я видала некоторых - я знаю. Когда я говорю, вы смотрите на меня. Когда я вчера заговорила о луне, вы взглянули на небо. Те, другие, никогда бы этого не сделали. Те просто ушли бы и не стали меня слушать. А то и пригрозили бы мне.

Mildred (Милдред)- староанглийское Нежный, мягкий+ сила Имя Кларисса в переводе с латыни означает «самая светлая», «светлейшая». Это превосходная степень от прилагательного «Клара» - светлая

Идея, символика и центральный узел сюжета

Идея позаимствована у предшественников(у Оруэлла)- воздействие на настоящее путём замалчивания и фальсификации прошлого; оригинальная- извращение сути понятий, преобразуемых в свою противоположность- пожарный, сжигающий дома. Идея повести 451° по Фаренгейту

Есть, должно быть, что-то в этих книгах, чего мы даже себе не представляем, если эта женщина отказалась уйти из горящего дома. Должно быть, есть! Человек не пойдёт на смерть так, ни с того ни с сего. «Этот пожар мне не потушить до конца моей жизни»

Механический пес спал и в то же время бодрствовал, жил и в то же время был мертв в своей мягко гудящей, мягко вибрирующей, слабо освещенной конуре в конце темного коридора пожарной станции… Он хватал свою жертву, вонзал в нее жало и возвращался в конуру, чтобы тут же затихнуть и умереть – как будто выключили рубильник. Для него рассчитана траектория, и он следует по ней. Символ мира …Мы вкладываем в него только одно - преследовать, хватать, убивать. Какой позор, что мы ничему другому не можем его научить! … Гай Монтэг

Вопросы, обращённые к человечеству

Как всё это началось, - я говорю о нашей работе, - где, когда и почему?

Пусть люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют своё ничтожество. Вот! А книга - это заряженное ружьё в доме соседа. Сжечь её! Разрядить ружьё! Надо обуздать человеческий разум. Почём знать, кто завтра станет очередной мишенью для начитанного человека?

Я влюблен, очень влюблен.- Он попытался вызвать в памяти чей-нибудь образ, но безуспешно.- Я влюблен,- упрямо повторил он. - Какая жалость! - воскликнула она.- Вы ни в кого не влюблены! - Это ваш одуванчик виноват,- сказал он.- Вся пыльца сошла вам на подбородок. А мне ничего не осталось. Любовь?

… У людей нет времени друг для друга… Кларисса. Как изменились отношения между людьми в этом мире? Любовь? В ту ночь возле её постели он почувствовал, что, если она умрёт, он не сможет плакать по ней. Ибо это будет для него как смерть чужого человека, чьё лицо он мельком видел на улице или на снимке в газете… И это показалось ему таким ужасным, что он заплакал. Он плакал не оттого, что Милдред может умереть, а оттого, что смерть её уже не может вызвать у него слёз. Глупый, опустошённый человек и рядом глупая, опустошённая женщина…

Семья? Я вижу, ваших мужей сегодня нет с вами. - О, они то приходят, то уходят, - сказала миссис Фелпс. - То приходят, то уходят, себе места не находят… Пита вчера призвали. Он вернётся на будущей неделе. Так ему сказали. Короткая война. Через сорок восемь часов все будут дома. Так сказали в армии. Короткая война. .. Три женщины беспокойно ёрзали на стульях, нервно поглядывая на пустые грязно-серые стены. - Я не беспокоюсь, - сказала миссис Фелпс. - Пусть Пит беспокоится, - хихикнула она. - Пусть себе Пит беспокоится. А я и не подумаю. Я ничуть не тревожусь

Мы хотим быть счастливыми, говорят люди. Ну и разве они не получили то, чего хотели? Разве мы не держим их в вечном движении, не предоставляем им возможности развлекаться? Ведь человек только для того и существует. Для удовольствий, для острых ощущений. И согласитесь, что наша культура щедро предоставляет ему такую возможность. Мы хотим быть счастливыми! Удовольствие!

… Кларисса... Ты никогда не говорила с ней. А я говорил. Такие люди, как Битти, боятся ее. Не понимаю! Почему они боятся Клариссы и таких, как Кларисса? Но вчера на дежурстве я начал сравнивать ее с пожарниками на станции и вдруг понял, что ненавижу их, ненавижу самого себя. Я подумал. что, может быть, лучше всего было бы сжечь самих пожарных…. Гай Монтег. Clarissa . Чем она опасна?

Наследственность и среда - это, я вам скажу, любопытная штука. Не так-то просто избавиться от всех чудаков, за несколько лет этого не сделаешь. Домашняя среда может свести на нет многое из того, что пытается привить школа. Вот почему мы всё время снижали возраст для поступления в детские сады. Теперь выхватываем ребятишек чуть не из колыбели. .. А что касается девушки, то это была бомба замедленного действия. Семья влияла на её подсознание... Её интересовало не то, как делается что-нибудь, а для чего и почему. А подобная любознательность опасна. … «… Она была не такая…!»

К описанному Брэдбери все и идет. За десятилетия книга не потеряла своей актуальности. Даже наоборот. Проблемы, очерченные писателем в вроде бы фантастическом свете, обозначились резче и предметней для нас, современников. Читатель» Либрусека » Насколько фантастичен этот мир?

Вторжение в психику …изображения на стенах - это «реальность». Вот они перед вами, они зримы, они объемны, и они говорят вам, что вы должны думать, они вколачивают это вам в голову. Ну вам и начинает казаться, что это правильно - то, что они говорят. Вы начинаете верить, что это правильно. Вас так стремительно приводят к заданным выводам, что ваш разум не успевает возмутиться и воскликнуть: «Да ведь это чистейший вздор!»

Мне нужно поговорить, а слушать меня некому. Я не могу говорить со стенами, они кричат на меня. Я не могу говорить с женой, она слушает только стены. Я хочу, чтобы кто-нибудь выслушал меня.

В конце концов люди этого мира погибают в атомной бомбардировке. Почему, как Вам кажется, мы не испытываем от данного факта ужаса, что было бы естественно?

…дети иногда бывают похожи на родителей, а это очень забавно... Миссис Бауэлс Дети-чудовища Девять дней из десяти они проводят в школе. Мне с ними приходится бывать только три дня в месяц, когда они дома. Но и это ничего. Я их загоняю в гостиную, включаю стены - и все. Как при стирке белья. Вы закладываете белье в машину и захлопываете крышку. - Миссис Бауэлс хихикнула. - А нежностей у нас никаких не полагается. Им и в голову не приходит меня поцеловать. Скорее уж дадут пинка. Слава богу, я еще могу ответить им тем же. ..

Они убивают друг друга. Неужели всегда так было? Дядя говорит, что нет. Только в этом году шесть моих сверстников были застрелены. Десять погибли в автомобильных катастрофах. Я их боюсь, и они не любят меня за это. Дядя говорит, что его дед помнил еще то время, когда дети не убивали друг друга. Я боюсь своих сверстников … Кларисса

В школе по мне не скучают,- ответила Кларисса.- Видите ли. они говорят, что я необщительна. Будто бы я плохо схожусь с людьми. Странно. Потому что на самом деле я очень общительна. Все зависит от того, что понимать под общением. Люди ни о чем не говорят. .. Сыплют названиями - марки автомобилей, моды, плавательные бассейны и ко всему прибавляют: "Как шикарно!" Все они твердят одно и то же. Как трещотки. А ведь в кафе включают ящики анекдотов и слушают все те же старые остроты или включают музыкальную стену и смотрят, как по ней бегут цветные узоры, но ведь все это совершенно беспредметно, так - переливы красок. Мне 17 лет, и я сумасшедшая!

Урок по телевизору, урок баскетбола, бейсбола или бега, потом урок истории - что-то переписываем, или урок рисования - что-то перерисовываем, потом опять спорт. Знаете, мы в школе никогда не задаем вопросов. По крайней мере большинство. Сидим и молчим, а нас бомбардируют ответами,а потом еще сидим часа четыре и смотрим учебный фильм. Где же тут общение? Сотня воронок, и в них по желобам льют воду только для того, чтобы она вылилась с другого конца. Да еще уверяют, будто это вино. К концу дня мы так устаем, что только и можем либо завалиться спать, либо пойти в парк развлечений - задевать гуляющих или бить стекла в специальном павильоне для битья стекол, или большим стальным мячом сшибать автомашины в тире для крушений. Или сесть в автомобиль и мчаться по улицам - есть, знаете, такая игра: кто ближе всех проскочит мимо фонарного столба или мимо другой машины. Да, они, должно быть, правы, я, наверно, такая и есть, как они говорят. У меня нет друзей. И это будто бы доказывает, что я ненормальная. Но все мои сверстники либо кричат и прыгают как сумасшедшие, либо колотят друг друга. Вы заметили, как теперь люди беспощадны друг к другу?

У меня нет детей! Да и кто в наше время, будучи в здравом уме, захочет иметь детей?- Миссис Фелпс

Машина мчалась, машина ревела, машина увеличивала скорость. Она … она неслась как пуля, выпущенная из невидимого ружья. Монтэг споткнулся и упал. Я погиб! Все кончено! Но падение спасло его. Нет, это была не полиция, просто машина, полная подростков, - сколько им могло быть лет? От двенадцати до шестнадцати? Шумная, крикливая орава детей отправилась на прогулку, увидели человека, идущего пешком,- странное зрелище, диковинка в наши дни! - и решили: "А ну, сшибем его!" На рассвете они то ли вернутся домой, то ли нет, то ли будут живы, то ли нет - ведь в этом и была для них острота таких прогулок. "Они хотели убить меня",- подумал Монтэг. Он стоял пошатываясь. В потревоженном воздухе оседала пыль. Он ощупал ссадину на щеке. "Да, они хотели убить меня, просто так, ни с того ни с сего, не задумываясь над тем, что делают". - Может быть, это они убили Клариссу! И ему захотелось с криком броситься за ними вдогонку. Эпизод последний…

Солнце горит каждый день. Оно сжигает Время. Вселенная несётся по кругу и вертится вокруг своей оси; Время сжигает годы и людей, сжигает само, без помощи Монтэга. А если он, Монтэг, вместе с другими пожарниками будет сжигать то, что создано людьми, а солнце будет сжигать Время, то не останется ничего. Всё сгорит Солнце не остановится. Значит, похоже, должен остановиться он, Монтэг, и те, с кем он работал бок о бок. Где-то вновь должен начаться процесс сбережения ценностей… Необходимость разрушения мира

…Вся наша культура мертва. Самый остов её надо переплавить и отлить в новую форму. Фабер

Хор ангелов великий час восславил, И НЕБЕСА РАСПЛАВИЛИСЬ В ОГНЕ. Отцу сказал: "Почто Меня оставил?» А Матери: "О, не рыдай Мене...« А.А. Ахматова

Личная ответственность каждого за лицо мира Недопустимость тоталитарного режима Неоценимая значимость книжной информации- она формирует внутренний мир человека, делает его личностью. А не марионеткой Значение любви, взаимопонимания, «живого» общения и иных традиционных ценностей Неразрывная связь между поколениями, любовь между родителями и детьми Проблематика романа

Моя любимая книга Брэдбери. Рецензировать её всё равно, что рецензировать Евангелие. Rest in peace , маэстро…. Бесподобное произведение! Хочется, очень хочется чтобы оно так и осталось фантастикой... Это не просто книга, это классика на все времена!!! Жаль, что актуальность сего произведения присутствовала тогда в прошлом, присутствует сейчас в настоящем и похоже будет актуально еще долгое время в будущем. Одна из книг, по отношению к которой (и самому факту знакомства с ней) делишь людей на своих и чужих. Автор предвидел много лет назад то, что мы видим сегодня и приближаемся к будущему (не дай Бог такого). К описанному Брэдбери все и идет. За десятилетия книга не потеряла своей актуальности. Даже наоборот. Проблемы, очерченные писателем в вроде бы фантастическом свете, обозначились резче и предметней для нас, современников. Писатель почти пророк. Он кожей чувствует ложь современной цивилизации и тупик, в который она катится и уже почти вкатилась.Глубокий психолог.Его произведения-притчи и пророчества вместе.Пророчества, которые уже сбываются. Когда читала, не могла отделаться от впечатления, что автор обладал даром предвидения. Жуть берет, когда начинаешь понимать, что все, описанное в книге, постепенно начинает сбываться. Одни "ракушки" в ушах Милдред чего стоят...И стены-телевизоры. В общем, всем надо прочитать и задуматься, а то и в правду скоро книги начнем жечь... Оценка читателей

У нас особое домашнее задание- напишите письмо от имени Клариссы или Гая Монтэга - их завет потомкам- что нужно делеть каждому, чтобы этот мир не превратился в антиутопию? Домашнее задание


20 октября 1953 года на прилавках американских магазинов появился новый роман-антиутопия Рея Брэдбери под названием «451 градус по Фаренгейту».

В эпиграфе этого научно-фантастического произведения указано, что 451 градус по Фаренгейту это температура, при которой воспламеняется бумага.

Брэдбери рассказывает нам о гипотетическом тоталитарном обществе, опирающемся исключительно на потребительское мышление и массовую культуру. Все книги, потенциально способные заставить людей задуматься о жизни, надлежит сжечь. Даже хранение литературы становится настоящим преступлением, а способные критически мыслить люди – преступниками. Так называемые «пожарные» сжигают все обнаруженные книги вместе с домами их провинившихся владельцев (которых также арестовывают, иногда отправляя в дом для сумасшедших).

Гай Монтэг, главный герой романа, как раз служит таким «пожарным». Поначалу он уверен, что делает свою работу исключительно в интересах всего человечества. Но довольно быстро разочаровывается в своих первоначальных идеалах, навязанных ему обществом, становится изгоем и уходит «за город», присоединившись к «маргиналам», заучивающим книги наизусть, чтобы сохранить знания для потомков…

Примечательно, что это гениальное художественное произведение было написано в здании публичной лос-анджелевской библиотеки на пишущей машинке, которую Рэй Брэдбери взял напрокат.

Интересно и первое издание книги – она выходила в печать несколькими частями в первых выпусках журнала Playboy – на фото как раз первый номер 1953 года, с Мэрилин Монро на обложке —

Брэдбери рисует нам мир, люди которого теряют связь не только с накопленным предками интеллектуальным наследием, но и с природой, друг с другом. Они вечно куда-то бегут, не разговаривая о своих чувствах и мыслях, трепятся только о материальных ценностях… Стены их домов – кинескопы, позволяющие сутки напролёт смотреть бессмысленные сериалы и телепередачи, а также общаться в аналоге «скайпа» с роднёй и друзьями (буквально так – надевая наушники! Книга, напоминаю, написана 60 лет назад!)

Жизнь людей упрощена до предела – она полностью состоит только из развлечений. Даже похороны отменены, чтобы никого не беспокоить – трупы людей кремируются за считанные минуты.

При этом вся эта «стабильность» — колосс на глиняных ногах. Всё это время страна находится на пороге войны, которая под занавес всё же начинается.

Про то, как главный герой книги понимает, что возможна и другая жизнь, дабы не спойлерить, я тут рассказывать не буду (как можно догадаться, не обошлось без женщин).

Примечательно, что «451 градус…» с самого своего выхода стал настоящей жертвой цензуры. Издательство Ballantine при публикации версии для средних общеобразовательных школ изменило более 70 фраз, включающие любимые ругательства Брэдбери, упоминания абортов; полностью были переписаны два больших фрагмента книги. При этом никаких пометок о правке издательство не сделало…

Урезанная версия книги перестала выходить только с 1980 года.

В СССР романы был издан довольно быстро – в 1956 году. При этом, несмотря на отрицательные отзывы, оставленные, например, журналом «Коммунист», книга печаталась и была доступна, так как активно использовалась для критики «разлагающегося западного общества потребления»…

Хотя как раз в нашей стране и существовали описанные в романе люди-книги. В советских лагерях сидели зэки, знавшие наизусть запрещённую религиозную литературу и стихи, а также с удовольствием делившиеся информацией с окружающими. Пример такого знатока (в данном случае знатока Уголовного Кодекса) показал в своём недавнем продолжении «Утомлённых солнцем» Никита, свет наш, Михалков —

Справедливости ради стоит отметить, что и до революции в нашей стране было нечто подобное некоторым эпизодам романа Брэдбери. Так, знаменитый русский писатель Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи» (1926) описывал, как в обязанности пожарных (!!!) одной из московских частей (район Сущёво) было вменено сжигать книги, запрещённые цензурой. Поразительное совпадение, наводящее на мысль – а не читал ли Рэй Гиляровского?

Удивительна и чисто техническая сторона романа, прорицательский технологический гений Брэдбери, который в год смерти Сталина описал такие вещи как:

— портативный радиоприёмник (типа «Ракушка», появившийся только 26 лет спустя);

— модели телевизоров: от переносных миниатюрных, до ТВ размером со стену (современные панели, появившиеся только лет 15 назад). При этом телевизоры были не только «в цвете, но и в объёме» (то есть 3D)…


– одно из наиболее известных произведений в жанре антиутопии, роман, принёсший Рэю Брэдбери всемирную славу. В произведении изображено будущее, в котором дома сделаны из несгораемых материалов, а пожарники занимаются не тушением пожаров, как сейчас, а сжиганием книг, которые в новом обществе запрещены.

Оригинальное название: Fahrenheit 451.
Жанр: фантастика, антиутопия.
Язык оригинала: английский.
Дата первой публикации: 1953.
Издательство: Ballantine Books.

Это мир, в которым очень не хотелось бы очутиться, но который, к сожалению, всё больше становится похож на наш собственный. Он населён не думающими и чувствующими людьми, а потребителями, не способными на глубокие чувства и на оригинальные мысли. Непохожесть, инаковость здесь считается преступлением, за людьми ведётся постоянный контроль, и тот, кто начинает слишком много думать и задавать лишние вопросы, вскоре навсегда исчезает под колёсами равнодушной административной машины. Люди разучились говорить о важных вещах и слышать друг друга, все их разговоры лишены содержания, они разучились чувствовать. Большинство из них проводят время за бессмысленными играми, разъезжают по городам на сверхскоростных машинах и смотрят бессодержательные и бесконечные телешоу, из которых нельзя вынести никаких конкретных идей. Искусство стало полностью абстрактно, оно потчует невзыскательную публику спецэффектами, глупыми шутками, пережёванными остатками давно забытых великих идей. Люди стали грубее и злее друг к другу, браки стали пустой формальностью, ведь мужья и жёны совершенно не интересуют друг друга, люди безразличны к чужой смерти, потерям. Где-то далеко идёт война, в которой участвует их страна, но никому нет дела до её жертв, для них вся жизнь стала игрой, главное здесь – не останавливаться и ни о чём не задумываться, спешить получать удовольствие, развлекаться, не замечая боли вокруг себя.

«Нет, нет, книги не выложат вам сразу всё, чего вам хочется. Ищите это сами всюду, где можно, - в старых граммофонных пластинках, в старых фильмах, в старых друзьях. Ищите это в окружающей вас природе, в самом себе. Книги - только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое».

В «Фаренгейте» можно увидеть немало похожего уже на то, что происходит сейчас. Брэдбери был поражён тем, как нацисты некогда сжигали книги, воспринимал это как личную трагедию, впечатление от этого воплотились в романе. Главный герой романа – Гай Монтэг, один из пожарников. Вначале книги не представляют для него никакой ценности, он с радостью смотрит на то, как они горят, любуясь пламенем, «огненной саламандрой», веря, что он выполняет нужную работу, не зная, что когда-то пожарники должны были тушить огонь, а не разжигать его. Однако постепенно в Монтэге происходит перемена, он встречает тех странных людей, для которых книги – это не просто бумага, которые готовы отдать за них свою жизнь, сгореть вместе с ними или бороться за то, чтобы люди получили знания, заключённые в них. Гай сам нарушает правила, ему становится интересно, о чём же говорится в книгах, что в них такого важного и правду ли говорят, что в них нет ничего, кроме непонятной чепухи, которая сводит людей с ума.

Обложка первого издания романа

«451 градус» – замечательное произведение, сравнительно небольшое по объёму, но крайне любопытное, содержащее многие важные и близкие мне мысли. Этот роман особенно близок должен быть тем, кто так же трепетно относится к искусству и книгам, кто в этом родственен Брэдбери. Среди многих существующих антиутопий это, пожалуй, одна из самых правдоподобных. Но, в отличие от «1984 » Оруэлла или «Мы » Замятина, здесь, как мне кажется, ещё остаётся для людей какая-то надежда на возрождение, т.к. находятся герои, понимающие ценность знания, книг, самой жизни, способные сохранить тексты в своей голове и передать их тем людям в будущем, которые будут готовы их воспринять.

Необычность данной версии антиутопии ещё и в том, что люди, в общем, вполне неплохо живут по обычным меркам. Они не страдают от голода и холода, у них есть всё необходимое, нет только того, что и делает жизнь ценной. Поэтому никто не удивляется, когда его сосед ни с того ни с сего пытается покончить с собой. Да и мало кого это волнует. Хранители книг здесь становятся апостолами нового учения, словно апостолы Христа. Их предназначение — возродить мир после большой войны, передать то, что ещё осталось от прошлого. Не случайно одной из книг, которую героям удаётся удержать в памяти, оказывается Библия.

Тимофей Кузьмин

В этой статье вы найдете подробный анализ романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», написанный в формате школьного сочинения.

Впервые я прочитала книгу Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» примерно в 14 лет. Уже тогда она произвела на меня неизгладимое впечатление, и я стала считать этот роман одним из своих любимых.

Жанр романа и история создания

Позже в школе мы познакомились с жанром антиутопии. Читая книгу «Мы» Евгения Замятина, я невольно проводила аналогии с романом Брэдбери. Когда я прочла роман Джорджа Оруэлла «1984», я поняла, что для жанра антиутопии, конечно, характерны общие для всех произведений в этом жанре черты: гротеск, порой даже абсурдность, символизм, обилие метафор, элемент фантастики.

Эту книгу Брэдбери трудно классифицировать, ведь роман можно назвать и научной фантастикой (писатель предвидел многие из достижений науки – например, радиоприемники-втулки – это современные плееры, телевизорные стены – плазменные панели), и антиутопией. Произведение имеет социально-философский подтекст, оно было актуальным в 1953 году, когда было напечатано, ведь наверняка Рэй Брэдбери писал роман, будучи впечатленным эпохой маккартизма – эпохой «охоты на ведьм», когда либерально мыслящая интеллигенция преследовалась, существовала цензура.

В романе тех, кто думает не так, как большинство, точнее, тех, кто вообще думает и разговаривает друг с другом, считают сумасшедшими. Так, наверное, было и в действительности, в реальности, которая окружала писателя в то время, с той лишь разницей, что таких людей не лечили, а объявляли их произведения вне закона. Брэдбери описывает будущее Америки и всего мира, но это будущее имеет определенную связь с настоящим – причем, как настоящим 1953 года, так и настоящим ХХI века. Но об этом – позже.

Интересно, что писатель создавал свой роман в публичной библиотеке. Я думаю, Рэй Брэдбери любит библиотеки и книги, ведь только искренне любящий книги и литературу автор может так написать о них. Также в книге очень много цитат из других источников, из Библии, книг эпохи Просвещения, современной нам литературы (действие романа происходит в будущем, поэтому эти книги для героев считаются старыми).

Образы и символы

Роман наполнен символами. Огонь – самый сильный символ романа. Огонь в руках пожарного, который символизирует разрушение (в отличие от обыденного представления о пожарных, которые тушат пожар, сохраняя, а не разрушая) – губителен. Он уничтожает книги, последние оплоты творческой мысли, ведь картины в музеях давно заменены интерактивными и абстрактными («Сплошь абстракция!» — восклицает Кларисса в романе), в кафе «трещат» все те же старые музыкальные композиции и остроты…

Главные герои, их краткие характеристики, взаимодействия и сюжет

А люди уже давно перестали мыслить. Они не задумываются над вопросами бытия, над фундаментальными ценностями – их ценности уже давно заменены материальными. К примеру, жена Монтэга, главного героя, Милдред, только и думает о том, как бы приобрести еще одну телевизорную стену. Она в связи с бытующим мнением считает, что это принесет в их дом радость, но на самом деле даже она несчастна. Хотя, Милдред не задумывается о таких категориях, как счастье и несчастье.

Монтэг сначала являет собой такой же символ разрушения. Жечь для него – наслаждение. Но вскоре он знакомится с Класиссой Маклеллан, новой соседкой, прелестной 16-летней девушкой, которой скоро должно исполниться 17 (и это Кларисса шутливо приводит как довод в пользу своей «ненормальности»).

Кларисса не такая, как другие люди вокруг пожарного. Она пробует на вкус дождь, не любит жестокости, замечает каждую мелочь окружающего мира, любит общаться с людьми и даже с природой. Кларисса не спеша гуляет пешком, не терпит реактивных автомобилей и не дружит со сверстниками – ведь они считают ее антисоциальной.

Монтэг и Кларисса появляются вместе на страницах романа лишь в его начале, но благодаря девушке главный герой начинает меняться. Он постепенно понимает, что что-то не так. Понимает, что ему не нравится пустота и обыденность жизни в данном обществе, что у него нет ничего общего с ним; понимает, что ему на самом деле нравится спорить, размышлять, читать книги – что запрещено!

Далее Монтэг знакомится с Фабером, профессором, который читает, размышляет, словом, живет не так, как нужно, и всецело поддерживает идеи революции. Сюжет в романе развивается стремительно, но внутренне Монтэг меняется только в самом конце. Окончательно – только тогда, когда он знакомится у костра с «людьми-книгами». И здесь появляется уже другой образ огня. Огонь, из которого сможет возродиться феникс – появятся новые книги, люди снова будут общаться друг с другом, чувствовать, любить друг друга и мир… Новая эра.

Главная мысль романа, что хотел сказать автор читателям

О символах в романе можно говорить бесконечно. Телевизорные стены, механический пес, огонь, книги, «люди-книги», бомбардировка города и прочие, прочие. Самое важное – с помощью этих символов понять главную идею. И я, прочитав роман, поняла ее.

«451 градус по Фаренгейту» — книга -предостережение. Причем, предостережение, актуальное для нас, поколения XXI века. Сейчас, если задуматься, большинство людей стали мало разговаривать друг с другом. Появился Интернет, который части молодежи заменяет реальную жизнь. Старшее поколение, вернее, некоторые из его членов, увлекаются телевизором.

Библиотеки становятся уже не так актуальны… Но я, прочитав эту книгу, только порадовалась, что читаю много и сейчас. Потому что электронная книга, фильм или телепередача не заменят настоящего чтения. Как и виртуальное общение не заменит реального. Ведь жизнь ценна только настоящим, истинным, своими красками, впечатлениями. Теми эмоциями и чувствами, которые вызывают у нас люди. Нужно любить этот мир, как любила его героиня произведения Брэдбери Кларисса. И я люблю этот мир именно так.

Роман «451 градус по Фаренгейту» анализировала dusksun.