Биографии Характеристики Анализ

Известные натюрморты русская живопись описание. Натюрморт как жанр изобразительного искусства. (Краткая характеристика)

Натюрморт (франц. Nature morte – мёртвая природа), один из жанров живописи, изображающий дары природы (плоды, цветы, рыба, дичь), а также вещи, сделанные руками человека (столовая утварь, вазы, часы и т. д.). Иногда неодушевлённые предметы соседствуют с живыми существами – насекомыми, птицами, животными и людьми.

Натюрмортные мотивы встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности. Сохранилось предание о том, что древнегреческий художник Апеллес, столь искусно изобразил виноград, что птицы приняли его за настоящий и стали клевать.

Впервые упоминания о натюрморте можно найти в XV-XVI веках. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной.

Как самостоятельный жанр натюрморт сложился в 17 в. и тогда же пережил свой яркий расцвет в творчестве голландских, фламандских и испанских мастеров. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием национальных реалистических школ живописи.

В Голландии существовало несколько разновидностей натюрморта. «Завтраки» и «десерты» художники писали так, что казалось, будто человек где-то рядом и сейчас вернётся. На столе дымится трубка, скомкана салфетка, не допито вино в бокале, надрезан лимон, надломлен хлеб (П. Клас, В. Хеда, В. Калф).

Популярны были также изображения кухонных принадлежностей, ваз с цветами и, наконец «Vanitas» («суета сует»), натюрморты на тему бренности жизни и её кратковременных радостей, призывавшие помнить об истинных ценностях и позаботиться о спасении души. Любимые атрибуты «Vanitas» – череп и часы (Ю. ван Стрек. «Суета сует»).

Для голландских натюрмортов , как и вообще для натюрморта 17 в., характерно присутствие скрытого философского подтекста, сложная христианская или любовная символика (лимон был символом умеренности, собачка – верности и т. д.)

Фламандцы, напротив, писали крупные, порой огромные полотна, предназначенные для украшения дворцовых зал. Их отличают праздничное многоцветье, обилие предметов, сложность композиции. Такие натюрморты называли «лавками» (Я. Фейт, Ф. Снейдерс ). В них изображали столы, заваленные дичью, дарами моря, хлебами, а рядом – хозяев, предлагающих свой товар. Изобильная снедь, словно не умещаясь на столах, свисала, вываливалась прямо на зрителей.

В Италии и Испании подъёму натюрморта во многом способствовало творчество Караваджо. Излюбленными темами натюрморта были цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь и т. п. (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.).

Испанские художники предпочитали ограничиваться небольшим набором предметов и работали в сдержанной цветовой гамме. Формы просты и благородны; они тщательно вылеплены светотенью, почти осязаемы, композиция строго уравновешена (Ф. Сурбаран. «Натюрморт с апельсинами и лимонами», 1633; А. Переда. «Натюрморт с часами»).


В России первые натюрморты появились в 18 в. в декоративных росписях на стенах дворцов и картинах-«обманках», в которых предметы воспроизводились настолько точно, что казались настоящими (Г. Н. Теплов, П. Г. Богомолов, Т. Ульянов).

В 19 в. традиции обманки были переосмыслены. Натюрморт переживает подъём в первой пол. 19 в. в творчестве Ф. П. Толстого , переосмыслившего традиции «обманок» («Ягоды красной и белой смородины», 1818), художников венециановской школы , И. Т. Хруцкого. В обыденных предметах художники стремились увидеть красоту и совершенство.

В 18 в. к жанру натюрморта обратился французский мастер Ж.-Б. С. Шарден . Его картины, изображающие простую, добротную утварь (миски, медный бак), овощи, немудрёную снедь, наполнены дыханием жизни, согреты поэзией домашнего очага и утверждают красоту повседневного бытия. Шарден писал также аллегорические натюрморты («Натюрморт с атрибутами искусств», 1766).

Новый расцвет жанра наступает в кон. 19 – нач. 20 в., когда натюрморт становится лабораторией творческих экспериментов, средством выражения индивидуальности художника. Натюрморт занимает значительное место в творчестве постимпрессионистов – В. Ван Гога , П. Гогена и прежде всего П. Сезанна . П. Пикассо , А. Матисса

Красота природы всегда тревожила сердца и умы людей. Художники, с их особенным эстетическим восприятием, пытались во все времена сочетать живое и неживое. Натюрморт - созвучие предметов быта и природы. Особенность композиции позволяет художнику донести до зрителя эмоциональную насыщенность картины.

Натюрморт с цветами настолько живописен сам по себе, что не требует многообразия дополнительных деталей. Колорит освещения, сочетание линий и красок, форма и фактура позволяют создать неповторимую драматургию образа.

Что такое натюрморт?

Натюрморт в переводе с французского языка означат «мертвая природа». Он оформился в самостоятельный жанр живописи в XVII веке. Натюрморт полностью посвящен изображению вещей. Это отличает его от портретной, пейзажной, исторической тематики. Объекты живой природы (рыба, дичь, фрукты, цветы) присутствуют в натюрморте. Но являются оторванными от своей естественной среды. Например, рыба и дичь - на столе, фрукты - в тарелке, цветы - в вазе.

Изображения людей, зверей или насекомых можно встретить в натюрморте. Но они, скорее, являются дополнением к основному мотиву. Потому что цель натюрморта - фактура предметов, концентрация на деталях. Это эстетическая сосредоточенность на контрасте форм, цвета, общего фона.

Художник сам выбирает композицию для своей картины: предметы быта, драпировку. Он может изменить, передвинуть или полностью изъять какую-либо деталь. Вся композиционная цельность зависит полностью от художника.

Символизм натюрморта

Все предметы в натюрморте содержат определенный смысл, тайный подтекст. Предметы разговаривают со зрителем на языке символов.

  • Череп - символ бренности жизни.
  • Хрустальный бокал - хрупкость.
  • Пустой стакан (в отличие от полного) - напоминание о смерти.
  • Золотая, серебряная посуда - привычка к роскоши.
  • Ключи - сокрытие или разглашение тайны.
  • Змеи, ящерицы - коварство и хитрость.
  • Мухи, пауки - злобность.
  • Орех в скорлупе - душа, скованная грехом.

Разнообразие значений предметов зависит от эпохи, страны, в которой был написан натюрморт. Цветы в вазе несут скрытое значение старости и увядания, если они осыпались. Яркие и свежие символизируют молодость, красоту.

Фиалки, незабудки говорят о чистоте, невинности. Яркие, красные цветы - о гордости, надменности. Оливковая веточка - символ мира. Бутоны цветов - скрытые возможности. Ландыши, колокольчики - скромность, нежность. Летающие бабочки вокруг вазы с цветами означают бессмертие, перерождение и возрождение человеческой души.

Натюрморт с цветами

Набольший расцвет натюрморта как жанра выражен в полотнах фламандских, нидерландских художников. Предметы быта, кухонная утварь идеализируются, становятся важными действующими лицами в картине.

Популярность цветочных мотивов связана с традицией голландцев выращивать сады, комнатные растения. Пышность зелени, разнообразие оттенков, лучи солнца и капли дождя в листьях привлекательны для эстетического вкуса художника.

Натюрморт с цветами становится востребованным после появления полотен таких мастеров, как Ян Давидс де Хем, Амброзиус Босхарт Старший, Бальтазар ван дер Аст.


Французский импрессионизм поддержал развитие натюрморта как отдельного жанра. Цветовые пятна, насыщенный свет, передача воздушного потока в полотне - новые принципы восприятия окружающего мира - внесли Гюстав Курбе и Эдуард Мане, Эдгар Дега и Клод Моне, Поль Сезанн и Ренуар.

Русские живописцы (Игорь Грабарь, Константин Коровин, Исаак Левитан) несколько иначе видели стиль натюрморта. На первое место они ставили достоверность изображения. Поэтому так реалистичны их картины. Натюрморт, цветы переходят в достоверную плоскость, поражая своей эмоциональной убедительностью.

Современная живопись

Актуален натюрморт с цветами и в наши дни. Это картины, написанные маслом, акварелью, карандашом. Энергетика пространства, натуральная цветовая гамма, современные возможности фотоискусства вносят свои коррективы в жанр натюрморта. Это садовые и дачные цветы, роскошные авторские букеты и скромная весенняя листва.

Такие картины отлично вписываются в интерьер дома. Их цветовая насыщенность, красочная эмоциональность добавят необходимые акценты в декор квартиры. Разнообразие аранжировки цветов, предметов, современных реалий зависит от эстетической фантазии художника.

Для него характерны внимание к живописной разработке световой среды, к разнообразию фактуры различных материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя - от изысканно скромного колорита "монохромных завтраков" В. Хеды и П. Класа до напряженно-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа ("десерты"). Голландский натюрморт отличает обилие работавших в этом жанре мастеров и разнообразие типов: кроме "завтраков" и "десертов", "рыбы" (А. Бейерен), "цветы и фрукты" (Я. Д. де Хем), "битая дичь" (Я. Венике, М. Хондекутер), аллегорический натюрморт "vanitas" ("суета сует") и др. Голландский вариант термина "Натюрморт" - "stilleven" (первоначальный смысл - "неподвижная модель") - возник только в конце 17 в., объединив все эти разновидности. Фламандский натюрморт (главным образом "рынки", "лавки", "цветы и фрукты") выделяется размахом композиций: они многосоставны, величественны и динамичны; это - гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт). В 17 в. развивается также немецкий (Г. Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Вожен) натюрморт. С конца 17 в. во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства. Рядом с натюрмортом цветов (Ж. Б. Моннуайе и его школа), охотничьим Н. (А. Ф. Депорт и Ж. Б. Удри) лишь изредка появляются образцы бытового натюрморта. Но в 18 в. во Франции работает один из самых значительных мастеров натюрморта - Ж. Б. С. Шарден, чьи произведения выделяются особой глубиной содержания, свободой композиций и богатством колористических решений. Его образы мира повседневных вещей демократичны по своей сути, интимны и человечны, словно согреты поэзией домашнего очага. В середине 18 в. возник термин "nature morte", который отразил пренебрежительное отношение к натюрморту со стороны академических кругов, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была "живая натура" (исторический жанр, портрет и др.). Но передовое искусство разрушало академическую иерархию жанров, тормозившую развитие натюрморта. Композиционные штампы натюрморта изживались, и заново оценивались закономерности этой картинной формы. В 19 в. судьбы натюрморта определяют ведущие мастера живописи, работающие во многих жанрах и вовлекающие натюрморт в борьбу эстетических и художественных идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане и импрессионисты во Франции, эпизодически обращавшиеся к натюрморту). Вместе с тем 19 в. долго не выдвигал в натюрморте крупных мастеров, специализирующихся именно в этом жанре. На фоне рутинного салонного натюрморта 2-й половины 19 в. выделяются, в общем, традиционные работы француза А. Фантен-Латура и американца У. Харнета, своеобразно возродившего тип "trompel"oeil". Подъём натюрморта связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем. В конце 19 в. экспрессивные возможности натюрморта вплоть до остродраматического выражения социальной и нравственной позиции художника воплощаются в творчестве голландца В. ван Гога. Пластическое совершенство живописи, верной как природе, так и высоким идеалам картины, возрождает в натюрморте француз П. Сезанн. Этот жанр становится принципиальным для его творческой концепции, оказавшей большое влияние на развитие натюрморта (как и живописи в целом) в искусстве 20 в. С начала 20 в. натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера фовизма (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма (Ж. Брак, П. Пикассо, Х. Грис и др.), используя заложенные в специфике натюрморта аналитические возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Проблемы (или же мотивы) натюрморта привлекают и мастеров более поздних течений - от художников, в разной мере сочетающих ориентацию на классическое наследие с новыми открытиями в живописи (Пикассо во Франции, А. Канольдт в Германии, Дж. Моранди в Италии), до представителей сюрреализма и "поп-арта", чьи произведения в целом выходят за рамки исторически сложившегося жанра Н. Реалистические традиции Н. (нередко с подчёркнутой социальной тенденцией) в 20 в. представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии.

В русском искусстве натюрморт появился в 18 в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир ("обманки" Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др.). Дальнейшее развитие русском натюрморте носит эпизодический характер. Его некоторый подъём в 1-й половине 19 в. (Ф. П. Толстой, школа А. Г. Венецианова, И. Т. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Во 2-й половине 19 в. к натюрморту этюдного характера лишь изредка обращаются И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. И. Левитан; подобное положение натюрморта в художественной системе передвижников следовало из их представления о главенствующей роли сюжетно-тематической картины. Самостоятельное значение натюрморта-этюда возрастает на рубеже 19 и 20 вв. (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет русского натюрморта приходится на начало 20 в. К его лучшим образцам относятся: импрессионистические по своим истокам, но по-разному обогащенные новыми художественными веяниями работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря, М. Ф. Ларионова; тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников "Мира искусства" (А. Я. Головин и др.): романтизированно-приподнятые и остродекоративные образы П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и др. живописцев круга "Голубой розы"; яркие, пластичные Н. мастеров "Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, Н. С. Гончарова) с их культом единства цвета и формы и пафосом самого процесса интерпретации натуры[...] 2 .

В 17-18 вв. в северной Европе натюрморт занимал важное место. Вокруг него организовывалось пространство дома, его “разгадывали”, с ним “играли”. Натюрморт принимал самое активное участие в самой гуще изысканной бытовой культуры барокко, рококо, да и классицизма. И лишь с уходом “галантного века” роль натюрморта в быту становится все более орнаментальной и украшательной.

По отношению к живописи многочисленные книги эмблем играли своего рода роль словаря, откуда обильно черпались символы. Так, вслед за эмблематическим искусством, возникает искусство изображения простых, обыденных вещей, наделенных иным, возвышенным смыслом. Возникает искусство натюрморта. Самый крайний реализм здесь естественно сочетается с самым крайним иносказанием, аллегорией. И чем реалистичнее изображены предметы, тем интереснее для зрителя их смысловая загадка. Иногда можно слышать мнение о всяком “соре” который “натащили” в свои картины нидерландские мастера натюрморта XVII-XVIII веков. Но то вовсе не “сор”. Символическое видение обыденных предметов, вовсе не случайно собранных вместе, заставляет говорить о высокой культуре осмысления жизни в Нидерландах, раздираемых религиозными и мировоззренческими спорами.

В XVII веке в Нидерландах было множество мастеров натюрморта. Но, если в самом начале века картины голландских и фламандских мастеров имели больше общих черт, то уже к концу века наметилось их своеобразие. Произведения голландских художников более сдержаны, выровнены по колориту, в них заметно пристальное внимание к деталям, к каждой отдельной вещи. Фламандские же произведения более динамичны, ярки и предметы в них составляют сложную композицию. И это вовсе не “мертвая натура”, но бурлящая жизнь.

Возникают и различные центры натюрморта в Нидерландах. В деловом, буржуазном Харлеме рождались “завтраки”, в аристократическом Утрехте, издавна славящимся разведением цветов, - цветочные букеты, в портовой Гааге - обильные рыбные композиции, в Лейдене (университетском городке) - “ученые” натюрморты (так называемые “Vanitas”, посвященные бренности жизни).

На этих странных картинах предметы, изъятые из реального окружающего пространства, составляли свой необычный и сильно символизированный мир. И в мире том нет случайных предметов. Еще во второй половине XVI века в Праге при дворе императора Рудольфа II, страстно любившего искусство, возникает общество, названное “кругом рудольфинцев”. В него входили ученые и астрологи, алхимики, художники и поэты. Высшей целью здесь считали познание Универсума, его основных законов, извечных связей мира и человека. Очень скоро это общество становится центром нового художественного направления - “маньеризма”. Для “рудольфинцев” нет “незначащих” предметов или явлений. Важен и ход планет, и полет птицы, и движение бактерий под микроскопом (тогда только открытым), и рост простой полевой травы. И слить все это в единой гармонии должен именно художник на своем полотне.

Но поскольку в самом предмете, в его форме, особенностях содержится его смысл, то и передавать предмет на полотне нужно с большой тщательностью. Так закономерно входит в живопись “обманка” - до иллюзии правдивое изображение предмета (обычно это насекомое, либо капли воды), выродившееся уже к концу XVIII века в простое фокусничание.

При этом, даже точное изображение предмета вовсе не читалось однозначно. Наоборот, вещи, намеренно выключаясь из привычного окружения, являли совсем иной, а часто и противоположный смысл. Так, например, натюрморты с драгоценной утварью и изысканными яствами, которые современники относили к типу “роскошных”, чаще “прочитывались” ими как призыв к отказу от излишеств.

Если сравнивать символическое, наполненное прихотливыми смыслами, искусство натюрморта с литературой, то из всех литературных жанров более всего подойдет, пожалуй, лирическая поэзия. Недаром, уже с эмблематикой связана именно поэзия. И недаром, параллельно с расцветом натюрморта, переживает свой подъем в Нидерландах XVII века именно лирическая поэзия (особенно это явно при сравнении натюрморта с, так называемой, “поэзией на случай”, где подробно описывались мелкие детали быта). И как невозможно полностью рационально описать лирическое стихотворение, так не существует ни одного более или менее подробного описания символики конкретного натюрморта. Зрителю предлагается игра - основываясь на реальных свойствах предмета, угадать его символическое значение в композиции составленной художником.

Иногда, правда, художник помогал зрителю. Так на картине Артсена “Мясная лавка” (1551 г.) на первом плане представлен стол ломящийся от различных сортов мяса, рыбы, колбасы. На заднем же плане, в самой глубине, помещена сцена бегства в Египет - бегства от всего этого богатства, несущего неминуемую гибель.

Часто художник прямо включал в картину текст. Непременно это делалось в ученых лейденских натюрмортах “Vanitas” (лат. “пустота, тщетность, бесполезность, ложность, бессодержательность”). Обычными здесь стали цитаты из Библии или из античных авторов, посвященные теме “суеты сует”: “Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой” (из Книги пророка Исаии), “Дни человека, как трава, как цвет полевой, так он цветет” (из Псалтыри), “Прошедший мимо розы, не ищи ее более” (из Горация). Текст помещался или в красивом картуше, или был тщательно выписан на ветхом листе бумаги (древность становилась синонимом достоверности), или помещен на раскрытой странице старинного тома, или составлял заглавие как бы случайно брошенной книги.

И каждый объект на картине тогда соответствует тексту: роза, цветы полевые, насекомые - традиционный символ краткого человеческого существования, а бабочки и стрекозы - символ спасения души. Постепенно для таких натюрмортов отбирались особо значимые предметы. Песочные часы напоминали о быстротечности жизни, букеты цветов - о увядании и преходящем, дымящиеся лампы, трубки - о кратковременности, а королевские регалии - о всех богатствах, которые с собой в иную жизнь не возьмешь. Особо выделялся человеческий череп - яркий символ бренности, пустые (или наполовину выпитые) стеклянные бокалы, означавшие хрупкость человеческого существования и огарок свечи - символ угасшей жизни.

Часто в натюрмортах “Vanitas”встречаются “случайные” россыпи старых книг (уже ушдшего времени), измерительные приборы (уже не нужные), флейты и скрипки (“звук их так прекрасен и мимолетен”). Во французских натюрмортах появляются персонажи, пускающие мыльные пузыри - человеческая жизнь уподобляется тончайшим и неверным пузырям. А в Англии, после 1649 года, во многих “Vanitas” появляются портреты казненного Карла I Стюарта - конец этого короля лишь подтверждал мысль о бренности земного счастья и шаткости земной власти.

Очень часто символом бренности служат цветы и травы. Особенно, если цветы и травы - полевые. Помещенные на фоне пустого проема окна они еще более подчеркивают безнадежность. Иногда листья цветов изъедены насекомыми, а рядом разбросаны пустые раковины или орехи.

Собственно цветочные натюрморты разделялись на “гирлянды” и “букеты”. Особенно трудными для понимания являются “гирлянды”. В жанре “гирлянд” писали известные мастера - Я. Брейгель Бархатный, Д. Сегерс, Я.Д. де Хем. Особенную славу на этом поприще снискал монах ордена иезуитов отец Д. Сегерс. В знак восхищения его мастерством коронованные европейские особы одаривали его дорогими подарками - золотым крестом с аллегорическими фигурами из эмали, золотыми костями и золотой палитрой и т.д. Написанным им цветам поэты посвящали стихи.

Гирлянда, оборачивающаяся вокруг центрального изображения (а оно могло быть очень различным, чаще всего - это портрет, выполнявшийся другими мастерами), напоминала известный символ Вечности - змею, обвившуюся вокруг крылатых часов. Потому и композиции такие имели прославительное значение. В саму гирлянду вплетались белые лилии и колосья хлеба, традиционно связанные с Христом или Марией и говорившие о чистоте прославляемого. Кроме того, многое здесь символизировало времена года: цветы - весну, колосья и фрукты - лето, виноград и овощи - осень, лимоны - зима (“все меняется, неизменной остается лишь добрая память”).

Язык цветов, заимствованный еще Возрождением из средневековой символики, был в XVII веке понятен практически любому воспитанному аристократу. И потому гирлянды легко “читались” зрителями. Богоматери посвящали подснежники, померанец, розы, ирисы; обращение ее к Христу символизировалось тюльпанами; веткой чертополоха - страсти Христа; триумф небесной любви часто выражался нарциссом.

Гирлянды обвиваются не только вокруг портретов. Часто это часы, евхаристическая чаша, бокалы вина и даже картуш с текстом. Иногда же небольшой венок помещается прямо в кубок. Эта композиция восходит к одной из известных эмблем: кубок с широкой чашей, наполненной вином, в которой плавает цветочный венок. Надпись гласила: “Что не думаешь об участи смертных?” Так торжественная гирлянда по смыслу смыкалась с “Vanitas”.

Натюрморты в виде букетов (в вазе, кувшине или просто на столе) обычно составлялись трех видов. И главный акцент на картине попадал на различные предметы. В радиальной композиции (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в место схождения стеблей. Композиции второго типа, словно ковром, заполняют все пространство полотна. Тогда выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Третья разновидность композиционно встроена в фигуру треугольника. Здесь наиболее значимый цветок служит центральной осью, а остальные цветы симметрично группируются вокруг него. Впрочем строгая симметричность скоро нарушается и излюбленной становится, разработанная Я.Д. де Хемом S-образная форма букета с изящными завитками, предвосхищающими стиль рококо.

Складывается даже своеобразная иконографическая схема с четким делением на пространственные зоны. Внизу, возле вазы, обычно расположены знаки бренности - сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи; в центре - символы скромности и чистоты (средней умеренности), окруженные пышными недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т.д.); увенчивает композицию крупный цветок, чаще обладающий положительным значением, этакий венец добродетели (да еще в окружении бабочек и стрекоз). Сама же ваза уподоблялась при этом хрупкому сосуду, однако могла иметь и толкование тела, как “сосуда мерзости и греха”.

Многочисленные стеклянные, хрустальные, да и глиняные сосуды, с цветами и без них, воспринимались как нечто хрупкое, неверное, готовое вот-вот разбиться. Дорогие сосуды лишь подчеркивали это ощущение, неся дополнительный смысл тщетности богатства. Содержимое же сосудов трактовалось по-разному. Вода - тема крещения, очищения, вино - тема причастия. Однако вино, особенно недопитое, могло символизировать и не до конца прожитую жизнь, и остаток бесполезной роскоши.

Почти всегда цветочные натюрморты дополнялись предметами, разбросанными на столе. Чаще всего, это пустые раковины - знак пустых плотских удовольствий. Плоды лимона, который снаружи красив, а внутри кисел. Яйцо - традиционный знак Воскресения. Лопнувший плод граната - символ плодородия, Христа и его искупительной жертвы. Земляника - знак мирского наслаждения и соблазна. И все это вместе (цветы, сосуды, предметы) служило единой идее.

В середине XVII века особое распространение получили натюрморты с изображениями пресмыкающихся и земноводных. Их наличие в натюрморте опровергает его значение как “мертвой природы”. Скорее сюда подходит Нидерландское его название - “stilleven” (“тихая, недвижная жизнь”).

Чаще других их составляли итальянские живописцы. Но и у голландцев встречаются ящерицы и змеи, ползающие в жесткой траве. Это вовсе не пристрастие живописца к пресмыкающимся. Просто змея издавна была символом коварства и зла, а трава - хрупкого человеческого существования. Часто при этом в траве помещали привлекательные ягоды - “удовольствие таит в себе зло”. Мыши, лягушки, ежи также считались дьявольскими животными и часто изображались вместо змеи. Излюбленным анималистическим сюжетом стало изображение змеи, хватающей бабочку. Так зло поглощает всякую надежду на спасение.

Большую же часть представителей натюрмортной фауны составляют насекомые. Важное значение здесь имеет традиционное представление о трех этапах бытия (земное существование, смерть, посмертная жизнь души). Наиболее ярким воплощением этих представлений в натюрмортах стало изображение гусеницы, куколки и бабочки. Так изображение бабочки, готовой вспорхнуть с раковины, однозначно “читалось” как “душа, покидающая бренное тело”. Такую же антиномию жизни-смерти изображала бабочка рядом с гусеницей или улиткой. Муха или паук считались символами зла, смерти, греха, скупости. Потому муха, сидящая на яблоке или персике традиционно ассоциируется с темой грехопадения.

Из животных побольше, белка, например, символизировала упорный труд, без которого невозможны земные блага. Но иногда, она же могла представлять и легкомыслие. Заяц - “ознаменование слуха, чуткости, изобилия, робости, пужливости, страха”. Раки или омары - превратность мира, но и мудрости, благоразумия, медленности. Часто встречается изображение попугая. Вопреки распространенному мнению, в Средневековье эта птица уподоблялась праведникам и символизировала красноречие, благодарность, или представляла верующего. Обезьяна же воспринималось как животное, передразнивающее людские поступки и символизирующее различные пороки, грешника и даже самого дьявола. Она же, привязанная или прикованная - пристрастие к порокам и мирским делам. Если же обезьяна смотрелась в зеркало - это воспринималось как изображение суетности.

Нередко в натюрмортный мир заходит кошка. За положительные качества этого животного - ловкость и стремление к свободе - его часто посвящали Богоматери (особенно с полоской в виде креста на спинке). Но обычно этот зверек ассоциировался с темными силами, магией. Уже в Средние века кошка символизировала дьявола, а мышь - душу, постоянно подвергающуюся опасностям. В Новое время кошка, особенно подцепившая когтями большой кусок мяса, устойчиво напоминала о плотских наслаждениях. Потому так характерны (особенно для Снейдерса и его школы) изображения кошек, обезумевших при виде стола, заваленного рыбой и дичью. Собака же, наоборот, как антипод кошки - верный страж, который старается отогнать вороватого зверька от обильного стола.

Многочисленные золотые и серебряные вещи (вазы, кубки, декоративные изделия), как и символы власти (королевские венцы, скипетры), бесспорно принадлежат в натюрмортах кругу смерти. Искреннее любование изысканными редкостями прекрасно сочетается у художника с морализаторством. Иногда, особенно в поздних натюрмортах, попадает в поле зрения живописца и мелкая скульптура. Это, несомненно, поле мифологических персонажей. Согнувшийся под тяжестью часов сатир - время, побеждающее дьявольское, плотское начало в человеке; разувающийся Меркурий - успокоение от суетных земных забот и т.д. 3 .

мертвая природа - жанр изобразительного искусства, главным образом станковой живописи, посвященной изображению неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы, атрибуты какой-либо деятельности.

Отличное определение

Неполное определение

НАТЮРМОРТ

франц. nature morte – мертвая природа), один из жанров живописи. В натюрмортах изображаются дары природы (плоды, цветы, рыба, дичь), а также вещи, сделанные руками человека (столовая утварь, вазы, часы и т. д.). Иногда неодушевленные предметы соседствуют с живыми существами – насекомыми, птицами, животными и людьми.

Натюрморты, включенные в сюжетные композиции, встречаются уже в живописи Древнего мира (настенные росписи в Помпеях). Сохранилось предание о том, что древнегреческий художник Апеллес столь искусно изобразил виноград, что птицы приняли его за настоящий и стали клевать. Как самостоятельный жанр натюрморт сложился в 17 в. и тогда же пережил свой яркий расцвет в творчестве голландских, фламандских и испанских мастеров.

В Голландии существовало несколько разновидностей натюрморта. «Завтраки» и «десерты» художники писали так, что казалось, будто человек где-то рядом и сейчас вернется. На столе дымится трубка, скомкана салфетка, не допито вино в бокале, надрезан лимон, надломлен хлеб (П. Клас, В. Хеда, В. Калф). Популярны были также изображения кухонных принадлежностей, ваз с цветами и, наконец «Vanitas» («суета сует»), натюрморты на тему бренности жизни и ее кратковременных радостей, призывавшие помнить об истинных ценностях и позаботиться о спасении души. Любимые атрибуты «Vanitas» – череп и часы (Ю. ван Стрек. «Суета сует»). Для голландских натюрмортов, как и вообще для натюрморта 17 в., характерно присутствие скрытого философского подтекста, сложная христианская или любовная символика (лимон был символом умеренности, собачка – верности и т. д.) Вместе с тем художники с любовью и восторгом воссоздавали в натюрмортах многообразие мира (переливы шелков и бархата, тяжелые ковровые скатерти, мерцание серебра, сочные ягоды и благородное вино). Композиция натюрмортов проста и устойчива, подчинена диагонали или форме пирамиды. В ней всегда выделен главный «герой», например бокал, кувшин. Мастера тонко выстраивают взаимоотношения между предметами, противопоставляя или, наоборот, сопоставляя их цвет, форму, фактуру поверхности. Тщательно выписаны мельчайшие детали. Небольшие по формату, эти картины рассчитаны на пристальное рассматривание, долгое созерцание и постижение их скрытого смысла.

Фламандцы, напротив, писали крупные, порой огромные полотна, предназначенные для украшения дворцовых зал. Их отличают праздничное многоцветье, обилие предметов, сложность композиции. Такие натюрморты называли «лавками» (Я. Фейт, Ф. Снейдерс). В них изображали столы, заваленные дичью, дарами моря, хлебами, а рядом – хозяев, предлагающих свой товар. Изобильная снедь, словно не умещаясь на столах, свисала, вываливалась прямо на зрителей.

Испанские художники предпочитали ограничиваться небольшим набором предметов и работали в сдержанной цветовой гамме. Посуда, фрукты или раковины на картинах Ф. Сурбарана и А. Переды степенно расставлены на столе. Их формы просты и благородны; они тщательно вылеплены светотенью, почти осязаемы, композиция строго уравновешена (Ф. Сурбаран. «Натюрморт с апельсинами и лимонами», 1633; А. Переда. «Натюрморт с часами»).

В 18 в. к жанру натюрморта обратился французский мастер Ж.-Б. С. Шарден. Его картины, изображающие простую, добротную утварь (миски, медный бак), овощи, немудреную снедь, наполнены дыханием жизни, согреты поэзией домашнего очага и утверждают красоту повседневного бытия. Шарден писал также аллегорические натюрморты («Натюрморт с атрибутами искусств», 1766).

В России первые натюрморты появились в 18 в. в декоративных росписях на стенах дворцов и картинах-«обманках», в которых предметы воспроизводились настолько точно, что казались настоящими (Г. Н. Теплов, П. Г. Богомолов, Т. Ульянов). В 19 в. традиции обманки были переосмыслены. Натюрморт переживает подъем в первой пол. 19 в. в творчестве Ф. П. Толстого, переосмыслившего традиции «обманок» («Ягоды красной и белой смородины», 1818), художниковвенециановской школы, И. Т. Хруцкого. В обыденных предметах художники стремились увидеть красоту и совершенство.

Новый расцвет жанра наступает в кон. 19 – нач. 20 в., когда натюрморт становится лабораторией творческих экспериментов, средством выражения индивидуальности художника. Натюрморт занимает значительное место в творчестве постимпрессионистов – В. Ван Гога, П. Гогена и прежде всего П. Сезанна. Монументальность композиции, скупые линии, элементарные, жесткие формы в картинах Сезанна призваны выявить конструкцию, основу вещи и напомнить о незыблемых законах мироустройства. Художник лепит форму цветом, подчеркивая ее материальность. В то же время неуловимые переливы цветовых оттенков, особенно холодного голубого, сообщают его натюрмортам ощущение воздуха и простора. Линию сезаннистского натюрморта продолжили в России мастера «Бубнового валета» (И. И. Машков, П. П. Кончаловский и др.), соединив ее с традициями русского народного творчества. Художники «Голубой розы» (Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин) создавали ностальгические, стилизованные под старину композиции. Философскими обобщениями проникнуты натюрморты К. С. Петрова-Водкина. В 20 в. в жанре натюрморта решали свои творческие задачи П. Пикассо, А. Матисс, Д. Моранди. В России крупнейшими мастерами этого жанра были М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов, А. М. Герасимов, В. Ф. Стожаров и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что такое натюрморт?

Натюрморт (от фр. nature morte — «мертвая природа») — жанр искусства, изображающий неодушевленные предметы в специально созданной композиции.

Рассмотрим немного подробнее, что такое натюрморт, на какие виды его можно разделить.

Нидерландский натюрморт XVII века

В нидерландском натюрморте этой эпохи по большей части запечатлевали размеренную, словно застывшую жизнь.


В это время в Голландии натюрморт как жанр развивался достаточно интенсивно, чему способствовали различные факторы. В это время был высок уровень научного развития в математике, физике, естествознании, общественных науках. Мореплаватели привозили из-за границы много новых предметов, возникли новые технологии изготовления различных вещей, на витринах было расставлено множество различных красивых товаров.


Можно выделить два вида популярных натюрмортов в это время — цветочный и ученый.

Цветочный натюрморт

С 40-х гг. XVII века натюрморт стал развиваться как самостоятельный жанр. Популярность его легко объяснима: в то время традиционным считалось иметь роскошные сады, активно заниматься разведением цветов.


Представители: Амброзиус Босхарт Старший, Бальтасар ван дер Аст, Ян Давид де Хем.

Ученый натюрморт

Считается интеллектуальным типом натюрморта. Чтобы понять такой натюрморт, человеку необходимо разбираться в Библии и религиозной символике. Нередко в этом жанре используются иллюзии для создания обмана зрения. Наибольшую популярность они приобрели в середине XVII века в Голландии и за ее границей.


В числе популярных художников следующие: Якоб де Гейн Младший, Флорис ван Дейк, Ханс ван Эссен, Амбориусы Босхарты Старший и Младший, Клара Петерс, Давид Байли, Мария ван Остервейк, Корнелис Бризе, Абрахам Миньон, Виллем ван Алст, Ян ван Хейсум.

Натюрморт в России XVIII-XX вв.

Как жанр натюрморт оформился в России в начале XVIII в. До XIX века он считался низшим жанром, понимали его ограниченно в основном как простую композицию, например, постановку из фруктов и цветов. Изначально в натюрморте изображали дары моря и земли, различные вещи.


В XX веке этот жанр поднялся на ступеньку выше, это время его расцвета в России. Начались поиски новых цветов, форм, композиций. В течение буквально 15 лет натюрморт изменился от импрессионизма до абстрактного искусства.

В 30-40-е гг. двадцатого столетия развитие жанра немного приостановилось, но в 50-х происходит новый подъем, и натюрморт упрочняет свое положение в числе других живописных жанров.


Русские художники, работавшие в это время: Петр Кончаловский, Виктор Тетерин, Сергей Захаров, Николай Позднеев, Илья Мешков, Константин Коровин, Сергей Осипов, Майя Копытцева, Евгения Антипова, Ярослав Крестовский, Капитолина Румянцева и т. д.

Натюрморт XX-XXI вв.

Натюрморт в эту эпоху — широкое поле для экспериментов. Этот жанр развивается в различных областях:



Теперь, зная, что такое натюрморт, при желании вы можете попрактиковаться в этом жанре. Вам пригодится статья , также полезные материалы вы найдете в разделе .