Биографии Характеристики Анализ

Фокусы с химическими реакциями. Химические фокусы для детей в домашних условиях

Поставьте на столик литровую пластиковую бутылку, полную воды. Потом бросьте в бутылку несколько нафталиновых или камфарных шариков (применяемых для защиты одежды от моли), и они загадочным образом начинают плавать вверх и вниз в толще воды. Это может продолжаться практически бесконечно и выглядит очень занятно.

Секрет фокуса состоит в том, что "вода" на самом деле вовсе не является ею. Это — химический препарат, о чём будете знать только вы сами.

Вам нужно взять четыре чайные ложки пищевой соды и четыре чайные ложки кристаллов лимонной кислоты и смешать их друг с другом в большой кружке.

Залейте эту смесь литром воды; в течение минуты или около того она будет пениться и шипеть. Когда пена осядет, перелейте "воду" в литровую бутылку. Теперь вам нужно только бросить в эту бутылку с "водой" шарики и наблюдать эффект.

Вы можете исполнять этот фокус в каждом своем выступлении. Зрелище получается завораживающее.

Возьмите с тарелки медную монету и зажмите её пинцетом. Затем опустите монету в стакан с водой, и она моментально станет серебряной. Показав её с обеих сторон, внесите серебряную монету в пламя свечи. Тут же произойдёт моментальная вспышка, и монета под воздействием пламени вдруг станет золотой.

Секрет фокуса: Хотя медная монета, пинцет и горящая свеча — самые обычные, фокус получается, потому что вместо воды используется раствор цинка, внешне ничем не отличающийся от воды.


Понадобятся картон, жидкое мыло, таз, вода. Вырежьте из картона незатейливую лодку. Наполните таз водой и обмакните незаметно палец в жидкое мыло.

Покажите зрителям лодку. Предложите им спустить её на воду и убедиться, что она не тонет. То, что она неподвижна, доказывает, что ей нужен мотор.

Объявите всем, что вы изобрели самый крохотный мотор для лодки, который только может быть в мире, — такой микроскопический, что его даже не видно. Сделайте вид, что достаёте его из кармана. Распишите элегантную форму, отличный дизайн, приятную окраску.

Далее заберите у зрителей воображаемый мотор и приладьте к лодке. До этих пор вы не должны ничего касаться своим намыленным пальцем. Но как только вы изобразили, что мотор приставлен к лодке, дотроньтесь этим пальцем до места рядом с У-образным разрезом (на рисунке — крестик). Теперь, как только вы спустите лодку на воду, она, на удивление всем, помчится к другому краю таза.

Секрет фокуса: до появления мыла одинаковые силы поверхностного натяжения тащили лодку во все стороны. Мыло ослабило взаимодействие воды с лодкой в её кормовой части, и сила натяжения на носу привела лодку в движение.

Мгновенное превращение


Откупорьте флакон с "волшебной" жидкостью. Произнесите магическое заклинание. Жидкость мгновенно на глазах у зрителей превратится в сплошную массу сверкающих всеми цветами радуги кристаллов.

Секрет фокуса: Этот фокус проделывается с кристаллами мирабилита. Такое вещество под названием "горькая соль" широко используется в медицине. Для демонстрации понадобится 100 г мирабилита.

Вскипятите в чистой кастрюле три четверти стакана воды, затем, не снимая с огня, понемногу всыпьте в воду это вещество, всё время помешивая. Соль начнёт оседать на дно. Медленно и осторожно заполните горячим раствором большой флакон и плотно закупорьте его. Когда получившийся в результате этого перенасыщенный раствор остынет, можно приступать к показу фокуса.

Откупорив флакон, незаметно бросьте в него ещё один кристаллик "горькой соли" — и сразу же произойдёт требуемое превращение. Можно воспользоваться "волшебной палочкой" — карандашом, на котором заранее закреплено несколько крупинок мирабилита.

условиях домашних

Спросите у зрителей, хотят ли они увидеть фокус? Передайте кому-нибудь из них целое варёное яйцо и предложите очистить от скорлупы.

Когда зритель это сделает, все действительно увидят фокус. Это будет слово, записанное на белке яйца. Зрители будут поражены тем, каким же образом запись оказалась внутри яйца.

Секрет фокуса: Перед показом фокуса вы проделали с яйцом следующее. Взяли смесь квасцов, чернил и уксуса и написали ею то, что необходимо, на скорлупе обычного яйца — в данном случае слово "фокус".

Потом выдержали яйцо в крепком рассоле или уксусе, чтобы стравить следы с его поверхности, и сварили яйцо вкрутую — вся надпись окажется на поверхности белка под скорлупой. Чтобы теперь увидеть написанное, нужно просто очистить обычное яйцо, без единой трещинки. Такое заранее подготовленное яйцо можно использовать для предсказания карты, цифр и так далее.

Свеча, зажгись!


Довольно эффектный трюк из разряда "химические фокусы". Обычная свеча сама собой не зажигается. Поэтому придётся сделать фальшивую свечу. Стеклянную пробирку облейте снаружи стеарином. Фитиль пропустите через отверстие в МЕТАЛЛИЧЕСКОМ колпачке, который плотно закрывает пробирку. В пробирку налейте спирт, чтобы фитиль хорошо пропитался, и облейте колпачок стеарином.

Свеча, конечно, должна зажечься от прикосновения волшебной палочки. Обычную стеклянную палочку можно сделать волшебной, если на её конец набрать немного заранее приготовленной кашицы из марганцево-кислого калия и серной кислоты (ОСТОРОЖНО! НЕ КАСАТЬСЯ РУКАМИ!).

Сделав несколько пассов "волшебной палочкой", вы приказываете свече: "Зажгись!" — и дотрагиваетесь до фитиля палочкой. И свеча тут же зажигается.

Любой зритель хоть раз в жизни хотел узнать секреты иллюзионистов и фокусников, в этой статье мы расскажем, как сделать простые фокусы для детей в домашних условиях. Для начинающих магов 8 – 10 лет можно придумать целое представление и незабываемое шоу для сверстников на день рождения дома и не только.

Интересные фокусы для детей не требует особых навыков и специального оборудования, ребенок 8 – 10 лет с легкостью с ними справиться. Для начала представления нужно тщательно подготовиться и отточить навыки, чтобы сделать фокус идеальным. Удивительный трюк на дне рождения заставит вашего отпрыска купаться в овациях и аплодисментах, а также поднимет его самооценку.

  1. Чтобы трюки были выполнены по всем правилам, малышу стоит придумать костюм и сценический образ. Спросите у своего чада, кем он больше хочет быть, уличным фокусником – выполняющего карточные трюки, иллюзионистом как Дэвид Копперфильд или вообще настоящим магом и волшебником. Судя по предпочтениям своего ребенка, смастерите нужный реквизит и костюм соответствующий образу.
  2. Научиться поражать публику фокусами несложно, главное развить ловкость рук и добиться мастерства в отвлечении. Простые фокусы для детей могут быть основаны на физических и химических свойствах предметов и веществ.

К примеру, легкие химические фокусы выполняются при помощи жидкостей (вода, масло, газировка, молоко и т.д.). Показывая такие самые простые чудеса в детском саду или на день рождения дома для 10 летних ребятишек, можно параллельно приучать их науке. В 10 год жизни ребятишки становятся более социализированными, а такие трюки отлично развивают навыки общения и лидерские качества.

Как проткнуть пакет с водой, чтобы вода не разлилась

Для этой научной уловки вам понадобиться плотный полиэтиленовый пакет, карандаш и вода. В пакет наливается обыкновенная водопроводная вода, для эффектности можно подкрасить ее пищевыми красителями или просто акварелью. Затем завязываем пакетик с набранной водой и протыкаем его карандашом. И вуаля! Пакет не протекает и жидкость осталось на своем месте.

Вся хитрость заключается в свойстве жидкости, это всего лишь физика, но со стороны смотрится как необыкновенное чудо.

Как просунуть монетку сквозь стол

Фокусы с монетами для детей, наверное, самые востребованные. Как часто мы видим в фильмах, как у маленьких карапузов взрослые дяденьки из-за уха достают монетку? А ведь это всего лишь ловкость рук, но находясь дома можно немного изменить фокус с монетой. Для этого нужен обыкновенный стол и монетка. Изюминка этого волшебства заключается в проникновении монеты через поверхность стола. Выполнить его достаточно просто.

  • Первым делом нужно расположиться за столом так, чтобы зритель не видел ваших ног под столом. Все действо совершается при помощи двух рук. Активная рука (правая) постоянно находится на виду, а левая находиться под столом (создаем вид, что мы ловим монету). Самый сложный момент заключается в том, чтобы незаметно скинуть монетку с края стола в левую руку.
  • Делая, это движение тремя пальцами создаем видимость держания монетки. Затем одновременно хлопаем ладонью правой руки по столу, а левой стучим монетой из-под низа. Далее просто достаем монетку и выставляем все это как магию.

Фокус монета сквозь стол

Воздушный шар, который не может лопнуть

Эта махинация похожа на предыдущую с водой и карандашом. Только вместо пакета используем воздушный шарик, а карандаша – длинную, тонкую и острую спицу. Чтобы хитрость получилась, предварительно нужно наклеить на шарик малюсенький кусочек прозрачного скотча. Клеить нужно с двух сторон симметрично. Можно взять еще несколько шариков, но без скотча. Это делается для того чтобы показать, что шарики обыкновенные, и лопаются от иголки.

Затем малыш надувает «заколдованный» шарик, и прокалывает его в места наклеенного скотча насквозь. И о чудо! Шарик не лопнул, только нужно заранее потренироваться.

Вода превращается в лед

Забавный трюк с замораживанием жидкости, основан на химических свойствах воды. Как известно при температуре ниже 0 градусов, жидкость превращается в лед. Но этот фокус зрелищный, особенно если выполнить его на день рождения у 10 летних сверстников, которые еще не знают законов физики и химии.

  • Нужно взять пластиковую бутылку набрать в нее водопроводную воду и положить в морозильную камеру в холодильник примерно на два часа. Обязательно следите, чтобы вода не заледенела, а лишь стала очень холодной близкой к застыванию. Затем можете достать лед для напитков и начинайте лить на него ледяную жидкость из бутылки, все будут в восторге от увиденного замерзания и превращения жидкости в твердое состояние, т.е. в лед.
  • Также можно предложить публике попробовать мороженое из любимого газированного напитка. Для начала, перед вашим шоу, взболтайте бутылку с газировкой и положите в холод как указывалось выше. Постоянно следите чтобы напиток не затвердел, это время для разных холодильников индивидуально. Поэтому время от времени ходите и проверяйте, чтобы не образовался лед.
  • Затем, когда время подошло для представления, достаньте бутылку с газировкой (главное не трясите, чтобы не испортить фокус) открывайте крышку постепенно выпуская газ. Затем в охлажденную емкость тихонько наливайте напиток, и вы увидите, как на глазах он превращается в мороженое. Так же эту магию можно устроить прямо в бутылке. Для этого охлажденную газировку нужно встряхнуть.
  • Если вы предпочитаете экспериментировать с водой, то ее можно налить в холодную чашку и бросить в нее кусочек льда. Эффект будет тот же, только жидкость замерзает не сразу, а как бы клеится к льдинке. Размешав ложкой или соломинкой у вас получиться однородная масса. Если вы используете сладкий напиток, то его вполне можно есть как мороженное и предложить желающим. Получается своего рода молекулярная кулинария.

Спичечный коробок

  • Смешной и самый простой фокус при помощи коробка из-под спичек сделает даже малыш в детском саду. Для начала нужно подготовить реквизит, возьмите спичечный коробок и вытащите из него внутреннюю коробочку для хранения спичек, разрежьте ее по центру и переверните одну из половинок тыльной стороной. Затем при помощи скотча или бумажки склейте коробочку, чтобы она состояла из двух половинок, повернутых в разные стороны.
  • Далее вкладываете в склеенную коробочку спички и засовываете их обратно в коробок. Следующие действия: берется коробок и выдвигается внутренняя коробочка на половину (так чтобы не было видно склейки) наблюдатели видят спички, затем коробок закрывается и поворачивается тыльной стороной к зрителю.

Все думают, что, перевернув коробок и открыв его все спички вываляться. Но не тут-то было! Вы выдвигаете коробочку, а спички остались на месте и для зрителя магия заключается в том, что коробочка внутри перевернулась сама.

Фокус с веревками

Вам понадобятся два участника и две одинаковые веревочки. Для начала одному участнику (№1) завязывают веревочку на запястьях в виде наручников. Второму участнику повязывают веревочку на одну руку, саму веревку пропускают через «путы» первого (крест-накрест) и завязывают второй конец веревки участнику №2. Затем просят их освободиться от пут, не снимая веревки с запястий и не разрезая их.

Со стороны это дело выглядит очень не хитро, и кажется, что высвободиться невозможно. Но выход есть и вот как: у участника №2 берется веревка где-то в середине и его петельку продевают в петлю на запястье первого участника. Затем продетую петлю №2, участник №1 одевает себе на ту руку, через которую проводилась петля второго. И участник №2 скидывает петлю у №1 и освобождается.

Фокус с веревкой

Наборы для фокусов

Набор фокусов для детей можно подарить своей крохе на день рождения или просто купить для логического развития и мышления. Готовые наборы можно приобрести в интернет магазинах, к таким наборам как правило прилагается инструкция чтобы выполнять трюки.

Это могут быть химические или физические опыты, иллюзионы, карточные уловки, розыгрыши и многое другое. Эти простые фокусы в домашних условиях подготавливают ребенка к науке и играя вместе с родителями у него формируются ораторские способности и развивается творческий потенциал.

Опыт с газировкой

Хитроумная абракадабра с газировкой с первого взгляда завораживает и сбивает с толку наблюдающих. Сам трюк заключается в восстановлении смятой алюминиевой банки из-под газировки с последующим наливанием напитка из якобы «пустой» тары.

Для начала вам понадобиться пол литровая баночка любимого напитка (не вскрытая). А также иголка, скотч и черный кружок бумаги (размером под отверстие в банке). Первым делом нужно проткнуть банку иголкой в каком-нибудь месте (желательно повыше и ближе к верху).

  • Тем самым мы выпускаем давление и часть напитка из банки. После, когда напиток выйдет примерно на одну треть, заклеиваем отверстие скотчем. Затем аккуратно сминаем саму банку, придавая ей использованный вид. Черный кружочек бумаги кладем на крышку. Издали будет создаваться вид, что банка открыта и в ней есть отверстие.
  • Для представления все готово, теперь вы говорите зрителям, что с помощью магии сможете восстановить баночку с желанной газировкой. Вы берете смятую тару и аккуратно показываете, что она вроде бы пуста.
  • Затем со словами – абракадабра, слегка потрясите бутылку и сделайте таинственные жесты руками (из-за внутреннего давления газа в банке от встряхивания, ее начнет распирать и оставшийся напиток выпрямит погнутый алюминий). Затем, отвлекая другими руками, и словами аккуратно и незаметно уберите черный кружочек большим пальцем руки. Далее вы открываете крышку бутылки (открывая кольцо) и наливаете напиток в стакан.

Крышка из бумаги

Еще один опыт, построенный на науке и физике. Опять жидкость, стакан, но теперь еще бумага. Наполните стакан водой (где-то на половину), и отрежьте кусочек бумаги чуть больше диаметра горлышка стакана. Затем накройте листом бумаги стакан и быстро переверните, придерживая бумагу.

И о чудо, вода не пролилась, а осталась в стакане. Видоизменить этот опыт можно при помощи красителя для жидкости и можно взять разные объемы сосудов. Это может быть маленький стакан, литровая банка, ваза и др. Главное, чтобы горлышко у сосудов было ровное.

Крутой трюк с водой в стакане

Профилизация образования привела не столько к тому, что учащиеся стали углубленно изучать заявленные в профиле предметы, но главным образом к тому, что дети получили официальное подтверждение того, что одни уроки являются важными, а другие второстепенными, а тогда, следовательно, их можно и не учить. Химия, как один из наиболее сложных предметов в школе, уже давно подвергается дискриминации. Это касается и отсутствия централизованного снабжения реактивами и оборудованием (чрезвычайно дорогими для школьного бюджета), и сокращения общего количества часов преподавания вдвое, а по органической химии втрое, и немотивированной проверки хранения и учета прекурсоров, и бытующего отношения к химии, как области знаний, весьма вредной и опасной для общества в целом. Если к этому еще добавить ухудшение психофизического состояния детей, практически повсеместное отсутствие мотивации к обучению вследствие углубляющегося экономического, социального и культурного кризиса в стране, то становится понятным насколько сложно вести преподавание химии в школе, особенно если она работает по гуманитарному профилю. В нашем варианте положение усугубляется еще и тем, что профиль является двойным: юридическим и кадетским, а форма обучения – школа-интернат. Отсюда, как следствие, низкий уровень знаний и соответственно качества образования по химии, да и по другим предметам естествознания. Для того чтобы пробудить интерес у детей к обучению, учителю приходится постоянно искать новые, часто нестандартные формы работы. Одним из таких мероприятий хорошо себя зарекомендовал вечер химических фокусов.

Название вечера вполне оправдано, так как любые химические явления для большинства учащихся воспринимаются как фокусы вследствие отсутствия знаний и навыков наблюдения и анализа происходящих процессов. Это обстоятельство, однако, дает и очевидный положительный результат – радостную эмоциональную реакцию зрителей, доходящую временами до восторга. Образовательная задача при проведении такого вечера тоже может быть решена, если организатор путем логических упражнений подведет участников к «разоблачению этой химической магии», к объяснению сути опытов. Это может быть проведено и на конкурсной основе, как в индивидуальном, так и в коллективном первенстве, что еще более накалит эмоциональный фон.

Сценарий вечера

Вечер проводит учитель химии, облаченный в мантию и соответствующий головной убор. Учителю могут ассистировать один или два учащихся – членов химического кружка, имеющие навыки экспериментальной работы. Место действия – кабинет химии, так как наличие демонстрационной тяги необходимо. Помещение можно оформить в стиле алхимической лаборатории с помощью химической или бытовой посуды и различных приспособлений, портретов мыслителей античности и средневековья, их цитат, подходящих данным обстоятельствам. Весьма уместно соответствующее музыкальное сопровождение.

Ведущий:

Добрый вечер, почтеннейшая публика!

Сегодня мы с вами попадем в мир таинства и магии, но магии химической. Нас поведет в свои владения чародейка Химия, покажет свои чудеса, задаcт загадки. Вам следует быть очень внимательными, поскольку Химия благосклонна лишь к тем, кто умеет наблюдать, размышлять, искать истину, не боится тяжелой работы, но осторожен и бережлив. Кто из вас сможет приоткрыть завесу над секретами Химии, к тому она будет очень щедра.

Итак, мы начинаем!

1. Какие чудеса возможны без волшебной палочки?! Сейчас мы с ее помощью добудем огонь.

(Ведущий предварительно готовит смесь из слегка растертых кристаллов перманганата калия и концентрированной серной кислоты. В качестве волшебной палочки лучше использовать пластмассовую трубочку. Один ее конец можно украсить пером павлина, в другой набрать приготовленную смесь и затем этим концом прикоснуться к влажному фитилю спиртовки. Спирт загорается. Опыт следует повторить несколько раз. Тушить пламя – закрывая колпачком спиртовки. После проведения опыта конец трубочки с остатками смеси следует отрезать ножницами, а палочку использовать для следующего опыта. )

2. Итак, мы получили огонь, но что-то не видно дыма. Горячее пламя! Пламя без дыма! А дым без огня?! Все знают, что так не бывает! И только Химии подвластно все!

(Для проведения этого опыта можно использовать курительницу для ароматических масел, куда налить несколько капель 25% раствора аммиака или замаскировать флакон с раствором аммиака цветной бумагой, придав ей причудливую форму. Погрузить трубочку в концентрированную соляную кислоту, а затем поднести к испарениям аммиака. Образуется белый дым хлорида аммония. )

3. Известно, что огонь можно затушить с помощью воды, а зажечь пламя водой кому под силу?! Только Химии!

(Ведущий в чашку Петри на вату насыпает слегка растертые кристаллы перманганата калия, наливает глицерин и затем из пипетки капает несколько капель концентрированной серной кислоты. Происходит возгорание. )

4. А может ли Химик разжечь настоящий костер одним только усилием воли? Конечно!

(Ведущий на дне фарфоровой чашки делает предварительно кашицу из растертых кристаллов перманганата калия и концентрированной серной кислоты вокруг смеси, не касаясь ее помещает сухие деревянные стружки. Между пальцами незаметно для зрителей ведущий держит ватку, смоченную спиртом. В нужный момент фокусник проделывает пассы над костровищем и надавливает на ватку таким образом, чтобы капли спирта попали в окислительную смесь. Костер моментально разгорается. )

5. Но чудеса Химии на этом не кончаются. Сейчас мы получим пламя в жидкости.

(Ведущий предварительно наливает в цилиндр концентрированную серную кислоту слоем 3-4 см, затем осторожно с помощью воронки с длинным носиком приливает этиловый спирт таким образом, чтобы жидкости не смешивались. Измельченные кристаллы перманганата калия всыпает небольшими порциями в цилиндр. На границе с серной кислотой они образуют окислительную смесь, которая взаимодействует со спиртом. Появляются яркие, непрерывно потрескивающие вспышки.

Внимание! Смесь нельзя встряхивать! Затем осторожно нейтрализовать! )

6. Химии огонь подвластен. Он может все сжигать на своем пути, а может быть ласковым, кротким.

(Ведущий предварительно мочит в воде и отжимает носовой платок, затем смачивает его спиртом или эфиром и поджигает, держа щипцами, от пламени спиртовки. Сгорает только органический растворитель. Мокрый платок не загорается. )

7. Древние боги Гефест и Вулкан управляли подземным пламенем, они рождали потоки лавы, извергали пепел и камни, но они были богами. А могут ли служители Химии сотворить извержение вулкана?

(Ведущий насыпает в тигель горкой бихромат аммония, в центр холмика капает несколько капель этилового спирта. Тигель можно поставить на коническую колбу, имитируя гору. Под колбу с тиглем следует положить большой лист белой бумаги для сбора оксида хрома. С помощью большой горящей лучины ведущий зажигает смесь. Реакция экзотермична, протекает бурно. Раскаленные частицы зеленого оксида хрома разлетаются, создавая впечатление извержения вулкана. )

8. Химия может сотворить даже огненную метель.

(В бутыль или колбу объемом 2-10 литров предварительно налить 25% -ный раствор аммиака, смочить стенки, а избыток жидкости вылить в склянку для слива растворов. Бутыль закрыть пробкой. Ведущий в ложечку для сжигания веществ помещает только что полученный оксид хрома и разогревает в пламени спиртовки, а затем вносит в бутыль с аммиачно-воздушной смесью и сбрасывает порошок. Образуется сноп искр, кружащихся в бутыли. Бутыль не следует плотно закрывать. )

9. Но самое удивительное огненное чудо – это рождение в химическом пламени змей.

(Ведущий помещает 4-5 таблеток сульфадиметоксина в горку растертых 2-3 таблеток сухого спирта и поджигает спирт лучиной. Через некоторое время горения из горки начинают вылезать черные змеи. )

Итак, почтеннейшая публика, кудесница Химия представила вам свои возможности. Постарайтесь найти ответы на ее загадки. А может быть кто-то захочет стать ее помощником? Мы все ждем новых чудес!

Литература

  1. Енякова Т. М. «Внеклассная работа по химии» – М.: Дрофа, 2004. – 176 с.
  2. Алексинский В. Н. «Занимательные опыты по химии» - М.: Просвещение, 1995. – 96 с.

Если вы раздумываете, как отметить день рождения ребенка, возможно, вам понравится идея устроить детское научное шоу. В последнее время научные праздники приобретают все большую популярность. Занимательные опыты и эксперименты нравятся практически всем детям. Для них это что-то магическое и непонятное, а значит интересное. Стоимость проведения научного шоу довольно высокая. Но это не повод отказывать себе в удовольствии наблюдать изумленные детские лица. Ведь можно обойтись собственными силами, не прибегаю к помощи аниматоров и праздничных агентств.

В этой статье я сделала подборку простых химических и физических опытов и экспериментов, которые без проблем можно провести в домашних условиях. Все, что нужно для их проведения, наверняка найдется у вас на кухне или аптечке. Никаких особых навыков от вас также не потребуется. Все, что нужно – это желание и хорошее настроение.

Я постаралась собрать простые, но зрелищные опыты, которые будут интересны детям разных возрастов. К каждому опыту я подготовила научное объяснение (не зря же я училась на химика!). Объяснять детям суть происходящего или нет – решать вам. Все зависит от их возраста и уровня подготовки. Если дети маленькие, объяснение можно пропустить и сразу перейти к зрелищному опыту, сказав лишь, что узнать секреты подобных «чудес» они смогут, когда подрастут, пойдут в школу и начнут изучать химию и физику. Возможно, это вызовет у них интерес к учебе в будущем.

Хотя я выбирала наиболее безопасные опыты, к их проведению все равно нужно относиться очень серьезно. Все манипуляции лучше выполнять в перчатках и халате, на безопасном расстоянии от детей. Ведь тот же уксус и марганцовка способны причинить хлопот.

И, конечно же, при проведении детского научного шоу нужно позаботиться об образе сумасшедшего ученого. Ваш артистизм и харизма во многом определят успех мероприятия. Превратиться из обычного человека в смешного научного гения совсем не сложно – для этого достаточно взъерошить волосы, надеть большие очки и белый халат, измазаться сажей и сделать соответствующее вашему новому статусу выражение лица. Вот как выглядит типичный сумасшедший ученый.

Перед тем, как устраивать научное шоу на детском празднике (кстати, это может быть не только день рождения, но и любой другой праздник), следует проделать все опыты в отсутствие детей. Прорепетировать, что потом не было неприятных сюрпризов. Мало ли что может пойти не так.

Детские эксперименты можно проводить и без праздничного повода – просто так, чтоб интересно и полезно провести время с ребенком.

Выберите наиболее понравившиеся вам опыты и составьте сценарий праздника. Чтобы сильно не нагружать детей наукой, пусть и занимательной, разбавьте мероприятие веселыми играми.

Часть 1. Химическое шоу

Внимание! При проведении химических опытов следует быть предельно осторожными.

Пенный фонтан

Практически все дети любят пену – чем больше, тем лучше. Как ее сделать, знают даже малыши: для этого нужно налить в воду шампуня и хорошенечко ее взбултыхать. А может ли пена образовываться сама по себе без встряски и быть к тому же цветной?

Спросите у детей, что представляет собою, по их мнению, пена. Из чего она состоит и как ее можно получить. Пусть выскажут свои предположения.

Затем объясните, что пена - это пузырьки, заполненные газом. Значит, для ее образования нужно какое-то вещество, из которого будут состоять стенки пузырьков, и газ, который будет их заполнять. Например, мыло и воздух. Когда мыло добавляют в воду и перемешивают, воздух попадает в эти пузырьки из окружающей среды. Но газ можно получить и другим путем – в процессе химической реакции.

Вариант 1

  • таблетки гидроперита;
  • марганцовка;
  • жидкое мыло;
  • вода;
  • стеклянный сосуд с узким горлом (желательно красивый);
  • стаканчик;
  • молоток;
  • поднос.

Постановка опыта

  1. Воспользовавшись молотком, растолките таблетки гидроперита в порошок и высыпьте его в колбу.
  2. Поставьте колбу на поднос.
  3. Добавьте жидкого мыла и воды.
  4. Приготовьте в стаканчике водный раствор марганцовки и влейте его в колбу с гидроперидом.

После слияния растворов перманганата калия (марганцовки) и гидроперида (перекиси водорода) между ними начнет происходить реакция, сопровождающаяся выделением кислорода.

4KMnO 4 + 4H 2 O 2 = 4MnO 2 ¯ + 5O 2 ­ + 2H 2 O + 4KOH

Под действие кислорода присутствующее в колбе мыло начнет пениться и вылизать из колбы, образуя своеобразный фонтан. За счет марганцовки часть пены будет окрашиваться в розовый цвет.

Посмотреть, как это происходит, можно на видео.

Важно: стеклянный сосуд должен иметь узкое горлышко. Полученную пену в руки не брать и детям не давать .

Вариант 2

Для образования пены подойдет и другой газ, например, углекислый. Окрасить пену можно в любой цвет, какой пожелаете.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • пластиковая бутылка;
  • сода;
  • уксус;
  • пищевой краситель;
  • жидкое мыло.

Постановка опыта

  1. Налейте в бутылку уксуса.
  2. Добавьте жидкого мыла и пищевого красителя.
  3. Насыпьте соды.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии соды и уксуса происходит бурная химическая реакция, сопровождающаяся выделением углекислого газа CO 2 .

Под его действием мыло начнет пениться и вылизать из бутылки. Краситель окрасит пену в выбранный вами цвет .

Веселый шарик

Что за день рождения без воздушных шариков? Покажите детям шарик и спросите, как его надуть. Ребята, конечно же, ответят, что ртом. Объясните, что шарик надувается за счет углекислого газа, который мы выдыхаем. Но надуть им шарик можно и по-другому.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • сода;
  • уксус;
  • бутылка;
  • воздушный шарик.

Постановка опыта

  1. Насыпьте внутрь воздушного шарика чайную ложку соды.
  2. Налейте в бутылку уксуса.
  3. Наденьте шарик на горлышко бутылки и высыпьте соду в бутылку.

Результат и научное объяснение

Как только сода и уксус вступят в контакт, начнется бурная химическая реакция, сопровождающаяся выделением углекислого газа CO 2 . Воздушный шарик начнет на глазах надуваться.

CH 3 -COOH + Na + − → CH 3 -COO − Na + + H 2 O + CO 2 ­

Если взять шарик-смайлик, это произведет на ребят еще большее впечатление. По окончанию опыта завяжите шарик и вручите его имениннику.

Демонстрацию опыта смотрите на видео .

Хамелеон

Могут ли жидкости менять свой цвет? Если да, то почему и как? Перед тем, как ставить эксперимент, обязательно задайте детям эти вопросы. Пускай подумают. Вспомнят про то, как окрашивается вода, когда в ней полощешь кисточку с краской. А можно ли обесцветить раствор?

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • крахмал;
  • спиртовая горелка;
  • пробирка;
  • стакан;
  • вода.

Постановка опыта

  1. Насыпьте щепотку крахмала в пробирку и добавьте воды.
  2. Капните йода. Раствор окрасится в синий цвет.
  3. Зажгите горелку.
  4. Нагрейте пробирку до обесцвечивания раствора.
  5. Налейте в стакан холодной воды и погрузите туда пробирку, чтобы раствор остыл и снова окрасился в синий.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии с йодом раствор крахмала окрашивается в синий цвет, поскольку при этом образуется соединение темно-синего цвета I 2 *(C 6 H 10 O 5) n . Однако это вещество неустойчиво и при нагревании снова распадается на йод и крахмал. При охлаждении реакция идет в другую сторону и мы опять видим, как раствор синеет. Эта реакция демонстрирует обратимость химических процессов и их зависимость от температуры .

I 2 + (C 6 H 10 O 5) n => I 2 *(C 6 H 10 O 5) n

(йод - желт.) (крахмал - прозр.) (темно-синий)

Резиновое яйцо

Все дети знают, что яичная скорлупа очень хрупкая и от малейшего удара может разбиться. Вот было бы хорошо, если бы яйца не бились! Тогда можно было бы не переживать, как донесешь яйца домой, когда мама посылает тебя в магазин.

Для проведения эксперимента понадобятся:

Постановка опыта

  1. Чтобы удивить ребятишек, к этому опыту нужно готовиться заранее. За 3 дня до праздника налейте в стакан уксуса и поместите в него сырое куриное яйцо. Оставьте на трое суток, чтобы скорлупа успела полностью раствориться.
  2. Покажите детям стакан с яйцом и предложите всем вместе произнести волшебное заклятье: «Трын-дырын, бум-бурым! Яйцо, стань резиновым!».
  3. Достаньте яйцо при помощи ложки, оботрите салфеткой и продемонстрируйте, как оно теперь может деформироваться.

Результат и научное объяснение

Яичная скорлупа состоит из карбоната кальция, который при реакции с уксусом растворяется.

CaCO 3 + 2 CH 3 COOH = Ca(CH 3 COO) 2 + H 2 O + CO 2 ­

Благодаря наличию пленки между скорлупой и содержимым яйца, оно сохраняет свою форму. Как выглядит яйцо после уксуса, смотрите на видео .

Секретное письмо

Дети любят все загадочное, а потому этот эксперимент наверняка покажется им настоящим волшебством.

Возьмите обыкновенную шариковую ручку и напишите на листе бумаги секретное послание от инопланетян или нарисуйте какой-то тайный знак, о котором нельзя знать никому, кроме присутствующих ребят.

Когда дети прочитают, что там написано, скажите, что это большая тайна и надпись надо уничтожить. Причем стереть надпись вам поможет волшебная вода. Если обработать надпись раствором марганцовки и уксуса, затем перекисью водорода, то чернила смоются.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • марганцовка;
  • уксус;
  • перекись водорода;
  • колба;
  • ватные палочки;
  • шариковая ручка;
  • лист бумаги;
  • вода;
  • бумажные полотенца или салфетки;
  • утюг.

Постановка опыта

  1. Нарисуйте на листе бумаги шариковой ручкой рисунок или надпись.
  2. Насыпьте в пробирку немного марганцовки и добавьте уксуса.
  3. Смочите ватную палочку в этом растворе и проведите по надписи.
  4. Возьмите еще одну ватную палочку, смочите ее водой и смойте полученные разводы.
  5. Промокните салфеткой.
  6. Нанесите на надпись перекись водорода и еще раз промокните салфеткой.
  7. Прогладьте утюгом или положите под пресс.

Результат и научное объяснение

После всех манипуляций вы получите чистый лист бумаги, что очень удивит детей.

Перманганат калия - очень сильный окислитель, особенно если реакция происходит в кислой среде:

МnO 4 ˉ+ 8 Н + + 5 еˉ = Мn 2+ + 4 Н 2 O

Крепкий подкисленный раствор марганцовки буквально сжигает многие органические соединения, превращая их в углекислый газ и воду. Для создания кислой среды в нашем эксперименте используется уксусная кислота.

Продуктом восстановления перманганата калия является диоксид марганца Мп0 2 , имеющий бурую окраску и выпадающий в осадок. Чтобы его удалить, мы используем пероксид водорода Н 2 O 2 , восстанавливающий нерастворимое соединение Мп0 2 до хорошо растворимой соли марганца (II).

МnO 2 + Н 2 O 2 + 2 Н + = O 2 ­ + Мn 2+ + 2 Н 2 O.

Предлагаю посмотреть, как исчезают чернила, на видео .

Сила мысли

Перед постановкой эксперимента спросите у детей, как затушить пламя свечи. Они, конечно же, вам ответят, что свечку надо задуть. Спросите, верят ли они, что вы сможете загасить огонь пустым стаканом, произнеся волшебное заклинание?

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • уксус;
  • сода;
  • стаканы;
  • свечи;
  • спички.

Постановка опыта

  1. Насыпьте в стакан соды и залейте ее уксусом.
  2. Зажгите несколько свечей.
  3. Поднесите стакан с содой и уксусом к другому стакану, немного переклонив его, чтобы полученный в процессе химической реакции углекислый газ перетек в пустой стакан.
  4. Пронесите стакан с газом над свечами, как бы поливая им пламя. При этом сделайте загадочное выражение лица и произнесите какое-нибудь непонятное заклинание, например: «Куры-буры, муры-пли! Пламя, больше не гори!». Дети ведь должны думать, что это волшебство. Секрет раскроете после восторгов.

Результат и научное объяснение

При взаимодействии соды и уксуса выделяется углекислый газ, который, в отличие от кислорода, не поддерживает горение:

CH 3 -COOH + Na + − → CH 3 -COO − Na + + H 2 O + CO 2 ­

CO 2 тяжелее воздуха, а потому не улетает вверх, а оседает вниз. Благодаря этому свойству мы имеем возможность собрать его в пустой стакан, а потом «вылить» на свечи, тем самым загасив их пламя.

Как это происходит, смотрите на видео .

Часть 2. Занимательные физические опыты

Джин-силач

Этот эксперимент позволит детям взглянуть на привычное для них действие с другой стороны. Поставьте перед детьми пустую бутылку из-под вина (этикетку лучше предварительно снять) и протолкните в нее пробку. А затем переверните бутылку вверх дном и попытайтесь вытряхнуть пробку наружу. У вас, конечно же, ничего не получится. Задайте детям вопрос, можно ли как-то достать пробку, не разбивая бутылку? Пускай скажут, что они думают по этому поводу.

Поскольку через горлышко пробку ничем подцепить нельзя, значит, остается одно – попробовать вытолкнуть ее изнутри наружу. Как это сделать? Можно позвать на помощь джина!

В качестве джина в этом эксперименте будет выступать большой полиэтиленовый пакет. Для пущего эффекта пакет можно разрисовать цветными маркерами – нарисовать глазки, нос, рот, ручки, какие-то узоры.

Итак, для проведения эксперимента понадобятся:

  • пустая винная бутылка;
  • пробка;
  • полиэтиленовый пакет.

Постановка опыта

  1. Скрутите пакет трубочкой и засуньте его в бутылку так, чтобы ручки оказались снаружи.
  2. Переворачивая бутылку, добейтесь того, чтоб пробка оказалась сбоку от пакета поближе к горлышку.
  3. Надуйте пакет.
  4. Аккуратно начните вытягивать пакет из бутылки. Вместе с ним выйдет и пробка.

Результат и научное объяснение

По мере надувания пакет расширяется внутри бутылки, изгоняя из нее воздух. Когда мы начинаем вытягивать пакет, внутри бутылки создается вакуум, за счет чего стенки пакета обхватывают пробку и увлекают ее за собой наружу. Вот такой вот сильный джин!

Чтобы увидеть, как это происходит, посмотрите видеоролик .

Неправильный стакан

Накануне эксперимента спросите у детей, что будет, если перевернуть вверх дном стакан с водой. Они ответят, что воды выльется. Скажите, что так происходить только с «правильными» стаканами. А у вас есть «неправильный» стакан, из которого вода не выливается.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • стаканы с водой;
  • краски (можно обойтись и без них, но так опыт выглядит зрелищнее; лучше использовать акриловые краски – они дают более насыщенные цвета);
  • бумага.

Постановка опыта

  1. Налейте в стаканы воды.
  2. Добавьте в нее красок.
  3. Смочите края стаканов водой и положите поверх них по листу бумаги.
  4. Плотно прижмите бумагу к стеклу, придерживая ее рукой, переверните стаканы вверх дном.
  5. Немного подождите, пока бумага не прилипнет к стеклу.
  6. Не спеша уберите руку.

Результат и научное объяснение

Наверняка все дети знают, что нас окружает воздух. Хотя мы его не видим, он, как и все вокруг, имеет вес. Мы ощущаем прикосновение воздуха, например, когда на нас дует ветер. Воздуха много, а потому он давит на землю и все, что находится вокруг. Это называется атмосферное давление.

Когда мы прикладываем бумагу к мокрому стакану, она прилипает к его стенкам за счет силы поверхностного натяжения.

В перевернутом стакане между его дном (находящимся теперь вверху) и поверхностью воды образуется пространство, наполненное воздухом и парами воды. На воду действует сила тяжести, которая тянет ее вниз. При этом пространство между дном стакана и поверхностью воды увеличивается. В условиях постоянной температуры давление в нем уменьшается и становится меньше атмосферного. Общее давление воздуха и воды на бумагу изнутри получается немного меньше, чем давление воздуха снаружи. Поэтому вода и не выливается из стакана. Однако через некоторое время стакан потеряет свои волшебный свойства, и вода все же выльется. Это обусловлено испарением воды, увеличивающей давление внутри стакана. Когда оно станет больше атмосферного, бумага отпадет и вода выльется. Но вы до этого момента можете не доводить. Так будет интереснее.

Посмотреть ход опыта можно на видео .

Прожорливая бутылка

Спросите у детей, любят ли они покушать. А любят ли кушать стеклянные бутылки? Нет? Бутылки не едят? А вот и не правы. Это обычные бутылки не едят, а волшебные – очень даже не прочь перекусить.

Для проведения эксперимента понадобятся:

  • вареное куриное яйцо;
  • бутылка (для пущего эффекта бутылку можно разрисовать или как-то приукрасить, но так, чтоб детям было видно, что происходит внутри ее);
  • спички;
  • бумага.

Постановка опыта

  1. Очистите от скорлупы вареное яйцо. Кто же есть яйца в скорлупе?
  2. Подожгите кусок бумаги.
  3. Бросьте горящую бумагу в бутылку.
  4. Положите яйцо на горлышко бутылки.

Результат и научное объяснение

Когда мы забрасываем в бутылку горящую бумагу, воздух в ней нагревается и расширяется. Закрыв горлышко яйцом, мы препятствуем поступлению воздуха, в результате чего огонь гаснет. Воздух в бутылке остывает и сжимается. Создается разность давления внутри бутылки и снаружи, за счет чего яйцо всасывается в бутылку .

Пока что на этом все. Однако со временем я планирую добавить в статью еще несколько экспериментов. В домашних условиях можно, например, поставить опыты с воздушными шарами. Поэтому, если вас заинтересовала данная тема, добавьте сайт в закладки или подпишитесь на рассылку обновлений. Когда добавлю что-то новенькое, сообщу вам об этом по e-mail. На подготовку данной статьи у меня ушло много времени, так что просьба уважительно относиться к моему труду и при копировании материалов обязательно проставлять активную гиперссылку на эту страничку.

Если вы когда-то проводили домашние опыты для детей и устраивали научное шоу, пишите о своих впечатлениях в комментариях, прикрепляйте фото. Будет интересно!

Химия – это наука, которая в практическом применении дает возможность увидеть множество самых ярких и красивых превращений. Изменение цвета растворов, горение и превращения веществ – такие опыты не могут оставить равнодушными никого.

Именно поэтому, если у вас есть доступ к несложным и безопасным химическим реагентам, следует попробовать осуществить трюки, описанные ниже. Это доставит массу удовольствия всем зрителям, исполнителю. Позволит обогатить свои знания и расширить кругозор.

Кругом туман

Достаточно интересный и несложный в исполнении опыт. Для подготовки и осуществления требуется:

  • раствор соляной кислоты (не слишком разбавленный, но и не концентрированный);
  • нашатырный спирт;
  • стеклянные емкости (лучше, чаши);
  • стеклянная палочка.

Исполнение: кислоту нужно налить в одну емкость, а нашатырный спирт в другую. Затем обе их поставить рядом друг с другом и наблюдать образование невероятных белых клубов тумана, которые будут стелиться по столу, скатываться и падать вниз белоснежными пушистыми облаками. Стеклянную палочку можно опустить в раствор кислоты и затем поднести к нашатырному спирту. Таким образом, можно управлять клубами, образующимися на поверхности палочки.

Секрет: при взаимодействии соляной кислоты и нашатырного спирта происходит образование хлорида аммония, который и имеет вид тяжелого белого тумана.

При работе с такими реактивами следует тщательно исполнять требования по технике безопасности. Кроме того, нельзя вдыхать образующийся дым, это опасно для здоровья!

Огненное кольцо

Этот фантастически красивый опыт можно сделать даже дома. Подробное исполнение, демонстрация и используемые материалы можно посмотреть на этом видео:

Изопропиловый спирт достать сможет лишь тот, кто имеет доступ к химическим реактивам. А вот зимняя стеклоомывающая жидкость – вполне доступное вещество для всех желающих.

Сверкающие кристаллы

Этот трюк может осуществить каждый дома. Для его исполнения понадобится:

  • глауберова соль (кристаллогидрат сульфата натрия), другое название мирабилит;
  • обычная вода – третья часть стакана;
  • электрическая плита;
  • эмалированная посуда.

Эффект: на глазах у изумленной публики, вы совершаете несколько пасов волшебной палочкой, и из открытого сосуда начинают вылетать сверкающие кристаллики вещества, переливающиеся на свету.

Исполнение: жидкость готовится из пересыщенного раствора глауберовой соли. Для этого нужно в эмалированной посуде на плите вскипятить воду, и добавить 100 грамм вещества. Не прекращая помешивать, прокипятить в течение нескольких секунд. Затем горячий раствор аккуратно налить в стеклянный сосуд и плотно закупорить. На палочку прилепить немного пластилина и прикрепить несколько оставшихся на дне посуды кристалликов соли. Теперь можно открывать сосуд с реактивом и вносить эти частички внутрь. Реакция начнется незамедлительно. Вылетающие кристаллы имеют разную окраску и очень эффектны.

Не допускать попадания вылетающих кристаллов на тело!

Огонь и фиолетовые клубы дыма

Этот трюк невероятно эффектен. Да и трюком его не назовешь, это настоящее химическое превращение. Для исполнения понадобятся следующие реактивы:

  • металлический алюминий в виде порошка;
  • раствор йода;
  • дистиллированная вода;
  • чашка из закаленного стекла;
  • пипетка.

Исполнение: в чашку насыпаем порошок алюминия. Затем добавляем йод, не избыток, но и не малое количество. Сначала ничего не происходит. Но как только мы добавим в качестве катализатора несколько капель воды, реакция последует незамедлительно. Смесь загорится ярким, искрящим пламенем, и в воздух поднимутся клубы ярко-фиолетового дыма.

Суть опыта: вода начинает активизировать йод, который, в свою очередь, снимает защитную пленку с алюминия. Дальше металл реагирует с йодом с воспламенением и возгонкой галогена. При сублимации пары йода имеют фиолетовую окраску.

Посмотреть и оценить этот эффектный фокус в действии можно по этому адресу:

Опыт проводить нужно на открытом воздухе или в вытяжном шкафу. Во время реакции от смеси держаться подальше!