Биографии Характеристики Анализ

Функциональные обязанности тифлопедагога доу.

«Кто такой тифлопедагог?» – с таким вопросом на улицы Минска вышли студенты педагогического университета. Прохожие недоуменно пожимали плечами. О том, что тифлопедагог – это специалист, который осуществляет воспитание и обучение детей с нарушениями зрения, а также реабилитацию поздноослепших, из опрошенных не знал никто. Что ж, это действительно редкая, штучная профессия. Портал расспросил белорусских тифлопедагогов об их повседневных обязанностях, трудностях и радостях; в сотрудничестве с психологом составил портрет идеального специалиста для работы со слабовидящими и незрячими детьми; узнал, где в Беларуси готовят тифлопедагогов.

Будни и праздники тифлопедагогов

Людмила Михайловна Гутырчик работает учителем-дефектологом в ГУО «Специальные ясли-сад №19 г. Минска для детей с нарушениями зрения». Ее путь в тифлопедагогику был извилистым. Окончив технический вуз, она 12 лет трудилась инженером, любила свое дело и не помышляла о смене профессии. Однако в трудные 90-е, лишившись работы и отчаявшись найти вакансию по специальности, пришла в детский сад на место помощника воспитателя. Немного освоившись на новом месте, Людмила Михайловна, которой к тому времени исполнилось 38 лет, решила поступать в педагогический институт. Приемная комиссия долго отказывалась принимать документы: «Вы, зрелая женщина, мать двоих детей, собираетесь сдавать вступительные экзамены вместе со вчерашними школьниками?!» Но Людмила Михайловна была настойчива в своем стремлении и все-таки стала студенткой дефектологического факультета. Тифлопедагогом она работает уже 19 лет. О своих профессиональных обязанностях, трудностях и победах Людмила Гутырчик рассказала порталу

«Ставка тифлопедагога – 20 часов в неделю, рабочий день длится 4 часа, это время отведено для непосредственных занятий с детьми. Оформление документации, подготовка методических пособий, чтение специальной литературы осуществляется в свободное от занятий время. В начале и конце учебного года тифлопедагог проводит педагогическую диагностику детей по четырем направлениям: познавательная деятельность, пространственное ориентирование, зрительное восприятие, социально-бытовая ориентировка. Детей, в зависимости от диагнозов, возраста и индивидуальных особенностей, распределяют по подгруппам – в каждой не более 4 человек. Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно по коррекционной программе для детей с нарушениями зрения, индивидуальные занятия с каждым ребенком – 2-3 раза в неделю. Для каждого занятия полагается подготовить план-конспект. При составлении календарных планов своей работы тифлопедагог ориентируется на требования и стандарты Проекта программы коррекционно-развивающей работы «Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения». (Ознакомиться с этим документом можно на сайте www.asabliva.by – интересующиеся старшеклассники и абитуриенты получат достаточное представление о профессии тифлопедагога.) В свои занятия тифлопедагог также включает специальные игры и упражнения, направленные на подготовку детей к лечению на ортоптических аппаратах и закрепление результатов лечения глаз».

Людмила Михайловна Гутырчик признается: «Всегда радуюсь, когда дети справляются с заданиями»

Людмила Гутырчик уверена: «Тифлопедагогу очень важно быть увлеченным своим делом, гореть желанием научить подопечных тому, что выведет их на более высокую ступень развития – личностного, интеллектуального. Порой приходится быть строгой, но дети не обижаются. Они всегда безошибочно чувствуют, как к ним относится взрослый – с искренней любовью, уважением, заботой об их благе или с завуалированным равнодушием… Общаясь с детьми на занятиях, всегда стремлюсь получить обратную связь – убедиться, что они услышали меня, правильно поняли, усвоили преподанную информацию. Для этого прошу повторить, рассказать своими словами, объяснить, почему они так думают, иногда намеренно предлагаю неверное решение задачи – как ликуют дети, когда им удается «уличить» меня в ошибке! Вообще, желание и умение вести с ребенком диалог ценны для любого педагога, а для тифлопедагога особенно... Бывает, на занятиях дети отвлекаются, шалят – в подобных случаях замечание может быть неэффективным, поэтому я обычно переключаю их внимание, предлагая сыграть в какую-нибудь спокойную игру или выполнить увлекательное упражнение за столом. Если два воспитанника повздорили друг с другом, обязательно беседую с обоими и помогаю найти путь к примирению... Я открыта к общению с родителями, всегда готова оказать поддержку, помочь советом. Увы, не все взрослые проявляют интерес к достижениям и трудностям своих детей, некоторые закрывают глаза на объективные ограничения своего ребенка, ждут и требуют от него невозможного. В таких ситуациях не навязываюсь, но считаю своим долгом сделать шаг навстречу, демонстрирую готовность к сотрудничеству, диалогу. И если до родителей удается достучаться, найти с ними взаимопонимание, расцениваю это как важную победу – ведь если родители и педагог действуют сообща, ребенок только выигрывает… Поскольку я работаю в детском саду, в мои обязанности не входит обучение слабовидящих и незрячих детей чтению и письму шрифтом Брайля, это программа специальной школы. Однако если родители не возражают, с радостью даю уроки. Незрячие дети, приходя в школу уже обученными шрифту Брайля, чувствуют себя намного увереннее, быстрее адаптируются. И узнавать об успехах бывших воспитанников, когда они звонят или приходят в гости, это огромная, ни с чем не сравнимая радость».

Не только Артему и Катюше весело и интересно на занятиях у Людмилы Михайловны Гутырчик

Валентина Валентиновна Масловская пришла в педагогику по стопам своей бабушки, много лет вдохновенно проработавшей учительницей начальных классов. Валентину Валентиновну с детства привлекало общение с малышами, поэтому после окончания школы она поступила в педагогическое училище на факультет дошкольного воспитания, а затем начала работать воспитателем в детском саду для детей с нарушениями зрения. Стремление приносить максимальную пользу слабовидящим и незрячим детям, их родителям побудило молодого педагога продолжить обучение в педагогическом вузе и получить специальность «тифлопедагогика». С 2006 года Валентина Масловская – учитель-дефектолог столичного детского сада №19 для детей с нарушениями зрения, она рассказала порталу о том, за что любит и ценит свою работу: «Профессия тифлопедагога очень творческая и, на мой взгляд, подходит для тех, кто, искренне любя детей, умеет сочинять увлекательные истории, сказки, стихи, хорошо рисует, не лишен актерского дара. Литературные и художественные способности, умение выразительно и эмоционально произносить текст, искусство перевоплощения в различные образы помогают превратить любое занятие в яркое, запоминающееся действо. По своему опыту знаю: сумеешь заинтересовать детей, вовлечь их в обучающую игру – и они будут ловить каждое твое слово, легко впитают нужную информацию и прочно запомнят ее. Например, недавно мы с детьми 3-4 лет изучали тему «Овощи». Усвоить, какие овощи в огороде открыты взору, а какие прячутся под землей, ребятам помогал крот. Сначала они строили подземный ход зверька, старательно обходя препятствия – картошку, свеклу, морковь, редиску, репу. Потом, выглянув из «норы», рассказали кроту, что на грядках растут огурцы, помидоры, капуста, кабачки, тыквы. Глаза у маленьких исследователей горели от восторга, и к концу занятия ребята были настоящими экспертами по овощам… Безусловно, у начинающего тифлопедагога должна быть добротная теоретическая подготовка. С теплотой и признательностью вспоминаю преподавателей кафедры тифлопедагогики Белорусского государственного педагогического университета – благодаря им я получила глубокие знания для уверенного старта в профессии. Совершенствовать педагогическое мастерство помогает самообразование и общение с коллегами – с удовольствием и большой пользой для себя посещаю конференции, круглые столы тифлопедагогов, участвую в заседаниях методических объединений… Особенно много души и труда я, как и любой другой тифлопедагог, вкладываю в занятия с незрячими детьми. Порой бывает непросто научить таких ребят элементарным бытовым навыкам: мыть руки, завязывать шнурки, пользоваться ложкой. Но все трудности забываются, когда видишь положительные результаты своей работы – в такие моменты за спиной вырастают крылья. А как приятно, когда на улице сталкиваешься с бывшими воспитанниками, и они бурно радуются встрече, набрасываются с объятиями – не передать словами!»

На занятиях у Валентины Валентиновны Масловской Саша и Данила – тифлопедагог для каждого воспитанника находит интересное задание

Татьяна Маратовна Терро – учитель коррекционных занятий в столичной специальной школе для детей с нарушениями зрения №188, работает там с 1996 года. Будучи старшеклассницей, от любимой учительницы она узнала о том, что в педагогическом институте начинают готовить специалистов для работы с детьми с нарушениями зрения, и заинтересовалась. Татьяна Маратовна вспоминает: «Вообще, я собиралась учиться на логопеда, но услышав о новой специальности на дефектологическом факультете, подумала: «Логопедом я всегда успею стать…» – и была первой абитуриенткой, подавшей документы на тифлопедагогику. О том, что найду себя в профессии тифлопедагога, я поняла во время первой выездной практики в Гродненскую школу-интернат. Мы, первокурсники, быстро и легко подружились с воспитанниками, каждый вечер они приходили к нам в гости, играли на баяне. Я осознала тогда, что незрячие дети, в сущности, такие же, как и обычные... Преподаватели во главе с Зоей Григорьевной Ермолович, первым заведующим кафедрой тифлопедагогики Минского пединститута, окружили нас, студентов, родительской заботой и вниманием, всегда были готовы поддержать, помочь в трудной ситуации. Мы ценили такое отношение к себе и старались оправдывать надежды своих наставников… Работа тифлопедагога – это постоянный творческий поиск оптимальных для конкретного ребенка заданий, упражнений, а также стимулов для преодоления трудностей. Налить в чашку жидкость, заварить чай, сделать бутерброд, разогреть пищу в микроволновке, почистить картошку, приготовить салат, сварить кашу, пришить пуговицу, поутюжить одежду – для того чтобы обучить незрячих детей этим навыкам, иногда требуются месяцы. Бывает, ребенок опускает руки – в таких ситуациях важно ободрить его, вдохнуть веру в собственные силы и возможности. И как это здорово – разделить радость, а порой настоящее ликование ребенка, который с твоей помощью маленькими шагами пришел к своей очередной победе! Такие минуты для меня дорогого стоят. Но особое воодушевление я испытываю, когда незрячие воспитанники, преодолевая свои страхи и нередко стеснение, оказываются способны проделывать путь из дома в школу и обратно без сопровождающих лиц. Попытайтесь представить, сколько мужества требуется таким детям, чтобы в одиночку пройти по узкому тротуару рядом с оживленной трассой; перейти дорогу по пешеходному переходу, который не оборудован звуковым устройством, дублирующим сигналы светофора; добраться до остановки и обратиться к прохожим с просьбой сообщить, когда к остановке подъедет автобус или троллейбус, идущий по нужному маршруту; зайти в салон и найти свободное место; выйти на нужной остановке, если их названия не объявляют… В начале учебного года для родителей первоклассников я провожу мастер-классы, на которых учащиеся старших классов демонстрируют, каким социально-бытовым умениям и навыкам они научились в школе. Вместе с коллегами я стремлюсь вселить в родителей надежду на то, что их слабовидящий или незрячий ребенок будет способен позаботиться о себе, сможет приобрести востребованную профессию, его жизнь будет насыщенной и интересной».

Татьяна Маратовна Терро учит Яну пришивать пуговицы

«Совершенствуем умение воспринимать макет школы», – объясняет цель занятия Татьяна Маратовна Терро

Элеонора Ивановна Ковалько пришла в специальную школу для детей с нарушениями зрения №188 г. Минска после окончания географического факультета БГУ. Она с детства мечтала работать в школе – как ее отец, беззаветно преданный учительскому труду, Иван Семенович Королевич. Элеонора Ивановна уверена: «Любовь к детям и профессии я унаследовала от отца. Он научил меня получать удовольствие не только от открытий и достижений, но и от преодоления трудностей, неминуемых в работе педагога. Мое намерение начать вхождение в профессию с должности воспитателя группы продленного дня отец поддержал. Я быстро сблизилась с учащимися, почувствовала, что они мне очень интересны, как младшие друзья. Стремление понимать своих воспитанников, быть им полезной, передавать им свои знания, развивать их способности потребовало знаний их особенностей. Для начала мне пришлось освоить чтение и письмо шрифтом Брайля. Через несколько лет я стала дипломированным тифлопедагогом... В школе я являюсь учителем географии и воспитателем группы продленного дня 2 «А» класса. Каждое утро ребята встречают меня с неподдельной радостью, наперебой делятся новостями, рассказывают о своих успехах и проблемах, порой доверяют секреты и тайны – все это наполняет меня ощущением счастья... У слабовидящих и незрячих детей чрезвычайно высока потребность в признании их достижений, поэтому мы с коллегами стараемся создавать для наших учащихся ситуации успеха, целенаправленно развиваем их творческие способности. Так, воспитанники нашей школы занимаются музыкой, танцами, декламируют и сочиняют стихи и рассказы, конструируют, рисуют, делают аппликации. Радость творчества окрыляет детей, делает сильнее духом, а общественное признание, победы в состязаниях возвышают их в собственных глазах, приносят радость их родителям... В нынешнем году учащаяся 3 «А» класса нашей школы Марианна Бабич заняла 1-е место на районном, а затем и на городском конкурсе «Маленькая фея». Сколько усилий, кропотливого труда, времени было затрачено со стороны девочки, ребят из группы поддержки, педагогов, родителей! Репетиции были ежедневными, длились по несколько часов – дети, которые участвовали в хореографическом номере, в буквальном смысле валились с ног от усталости. Маленькие артисты очень волновались, ведь им предстояло продемонстрировать свое мастерство на большой, незнакомой и, главное, невидимой для многих из них сцене. Соперниками были учащиеся массовых общеобразовательных школ, гимназий. И тем слаще оказалась для всех нас неожиданная победа... С первого класса наши воспитанники ходят на экскурсии по Минску, многие ребята нашей школы ездят по достопримечательным местам Беларуси – в этом есть и моя заслуга. Поначалу возникали трудности в организации экскурсий. Но первые поездки прошли настолько увлекательно, у начинающих экскурсантов было столько ярких впечатлений и положительных эмоций, что к нам потянулись другие воспитанники, в том числе незрячие, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Я окончила курсы экскурсоводов, разрабатываю вместе с учащимися, их родителями и педагогами экскурсионные и краеведческие проекты и очень рада, что наши ребята с интересом знакомятся с богатой историей, культурой, природой страны, учатся ценить красоту нашей прекрасной Беларуси».

Элеонора Ивановна Ковалько и учащиеся 2 «А» класса в группе продленного дня

Элеонора Ивановна Ковалько проверяет, как Яна, Влад и Ульяна справились с домашним заданием

Психологический портрет идеального тифлопедагога

Какими личностными качествами должен обладать человек, чтобы найти себя в тифлопедагогике? Кто может получать истинное удовлетворение от работы с особенными людьми и способен действительно помогать им? На вопросы портала ответила медицинский психолог Надежда Георгиева.

«Хорошим тифлопедагогом станет тот, кто искренне считает, что люди с физическими нарушениями – это вовсе не больные, обделенные или ущербные члены общества, которые являются обузой для здоровых соотечественников и обречены на полное лишений, страданий, совершенно безрадостное существование. Они просто немного другие – как представители иных рас, и жизнь каждого из них так же уникальна и бесценна, как жизнь любого другого человека. Тифлопедагог с этим убеждением общается со своими подопечными не из позиции «сверху», а на равных, чем быстро завоевывает их доверие и расположение, а значит, в его распоряжении оказываются более широкие возможности для помощи незрячим и слабовидящим детям. Он ориентируется не на нарушения своих воспитанников, а на ресурсы – внимателен к их интересам, склонностям, способностям, мечтам и с воодушевлением стремится развивать потенциал каждого ребенка.

Я твердо убеждена, что для тифлопедагога очень полезен личный опыт страданий – физических или моральных. Если мучения не ожесточили человека, а, наоборот, сделали более чутким, отзывчивым, терпеливым, он лучше понимает окружающих, оказавшихся в непростой жизненной ситуации, и способен оказывать им реальную поддержку и помощь. Так, слабовидящие и незрячие дети склонны к депрессивным состояниям, у них могут возникать суицидальные мысли. Для тифлопедагога, закаленного собственными страданиями, не составит труда ободрить и обнадежить ребенка, который начал раскисать, пал духом. А вот людям, выросшим в тепличных условиях и не имевшим возможности научиться действенному состраданию, обычно трудно найти общий язык с теми, кто имеет серьезные нарушения здоровья. Поэтому обладателей синдрома принца (принцессы) работа со слабовидящими и незрячими детьми часто тяготит, разочаровывает.

Для эффективной работы с особенными людьми недостаточно страстного желания помогать им, готовности отдавать другим много сил и душевного тепла. Тифлопедагогу необходимо быть эмпатичным – понимать и принимать чужие позитивные и негативные переживания, уметь вместе с подопечными радоваться и грустить. Также важно, чтобы он был коммуникабельным – не испытывал серьезных затруднений в общении с разными людьми и, главное, получал удовольствие от самого процесса взаимоотношений, обмена эмоциями. Тифлопедагог регулярно общается с родителями учащихся, дает рекомендации по физической и психологической адаптации слабовидящих и незрячих детей в социуме. Конечно, родители смогут почерпнуть больше полезной информации, если специалисту нравится курировать группы взаимоподдержки, организовывать праздники, встречи семей, и он без сожаления готов тратить на эти мероприятия личностные ресурсы и свободное время.

Еще одно условие успеха в профессии – неутолимое желание постоянно обновлять свои специальные знания и внедрять их в практику, живой интерес к опыту коллег. Большинство современных исследований по тифлопедагогике не переведены на русский язык, и для того чтобы быть по-настоящему компетентным, необходимо хорошо знать иностранные языки, прежде всего английский. Владение международными языками позволяет тифлопедагогу знакомиться в Интернете с научными статьями, описаниями новых методик работы, недублированными тематическими видео о людях с сенсорными ограничениями, а также делает возможным общение с зарубежными коллегами.

Очень важно, чтобы тифлопедагог трудился с ощущением, что ему по силам делать мир незрячих детей добрее и ярче. Поэтому здорово, если он инициативен и смекалист – не ожидая денежных дотаций, умеет воплощать свои профессиональные идеи и задумки по принципу дешево и сердито. Например, проводит занятия с детьми, активно применяя бесплатно скачанные из Интернета аудиоматериалы; организует в учебном заведении зооуголок с питомцами, уход за которыми не требует больших затрат; обустраивает сенсорную комнату, используя подручные материалы. Много полезного для себя извлечет специалист, который регулярно читает книги и публицистические материалы, смотрит художественные и документальные фильмы о незрячих и слабовидящих людях.

И последнее. Тифлопедагог обязательно должен заботиться о своем психологическом комфорте и здоровье, чтобы не допустить эмоционального выгорания и профессиональной деформации. Так, в общении с учащимися ему следует устанавливать четкие рамки и правила, знать, как действовать в случае агрессивного поведения ребенка. Желательно, чтобы в распоряжении тифлопедагога было несколько проверенных способов отключиться от работы и восстановить душевные силы. Это может быть творчество, рукоделие, спорт, общение с животными и др.

Где учат на тифлопедагога?

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка – единственный в стране вуз, где можно получить специальность «тифлопедагогика». Подготовка тифлопедагогов осуществляется на факультете специального образования, где также готовят логопедов, сурдопедагогов, олигофренопедагогов – специалистов, которые работают с детьми с особенностями психофизического развития. К этой группе относятся дети с нарушениями зрения, слуха, интеллектуальной сферы, речи, трудностями в обучении, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, аутистическими нарушениями. Для поступления необходимо сдать 3 экзамена в форме централизованного тестирования: белорусский / русский язык, история Беларуси, биология. Обучение может быть бюджетным и платным, на дневной форме длится 4 года, на заочной – 5 лет.

Преподаватели кафедры тифлопедагогики БГПУ имени Максима Танка

Как и все будущие педагоги, наши студенты изучают общую и специальную педагогику и психологию, возрастную и педагогическую психологию, методики работы с детьми различных нозологических групп, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутизмом, тяжелыми и множественными нарушениями развития и др. Также они постигают основы логопедии и в будущем могут работать с детьми с нарушениями речи. Конечно, наиболее пристально наши студенты изучают тифлопедагогику и тифлопсихологию, осваивают методики коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, и специальные методики обучения и воспитания незрячих и слабовидящих детей. Среди специфических дисциплин – обучение чтению и письму рельефно-точечным шрифтом Брайля, тифлографика (создание и умение «читать» рельефные изображения), краткопись и плоское письмо, тифлотехника (приборы и специальные средства, которые помогают незрячим людям ориентироваться в быту и окружающем мире). Кстати, все нуждающиеся в жилье студенты-бюджетники дневной формы обучения с первого курса получают место в общежитии.

Наши выпускники не испытывают сложностей с поиском рабочего места. Полученные профессиональные знания и практические навыки позволяют им работать учителями-дефектологами дошкольных учреждений, в которых созданы условия для воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития, специальных общеобразовательных школ для детей с нарушениями зрения и классов интегрированного обучения средних общеобразовательных школ, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, в общеобразовательных дошкольных учреждениях и школах (на пунктах коррекционно-педагогической помощи). Специальные детские сады для детей с нарушениями зрения находятся в Минске, Гомеле, Гродно, Жлобине, Лиде, Пинске, Мозыре, Речице. Школы-интернаты для слабовидящих и незрячих детей есть в Гродно, Молодечно, Шклове, Жабинке, Василевичах. В Минске расположена специальная общеобразовательная школа №188 для детей с нарушениями зрения».

РАБОТА ТИФЛОПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

По последним данным (Материалы Всероссийской научно-практической конференции) в настоящее время 1,6 млн.детей, проживающих в Российской Федерации, нуждаются в коррекционном образовании, из них 353 тыс.детей посещают группы и учреждения дошкольного образования компенсирующего вида.

Большая часть детей имеют функциональные нарушения зрения (косоглазие и амблиопия), эти нарушения называют еще функциональным слабовидением. У части детей наблюдаются органические поражения зрительного анализатора, и они относятся к группе истинно слабовидящих детей.

По определению «Слабовидящие – дети, у которых вследствие аномалий рефракции, заболеваний сред глаз, сетчатки и зрительного нерва острота зрения (с коррекцией) понижена до 0,05-0.4.

Наряду со снижением остроты зрения, наблюдаются также разные по степени нарушения других зрительных функций - световой и контрастной чувствительности, временной разрешающей способности, цветоразличения, поля зрения и другие. При всем этом у большого количества детей имеется сложная структура дефекта, то есть сочетание двух-трех нарушений развития (зрения и речи, зрения – речи - психических функций, зрения- опорно-двигательного аппарата).

Очевидно, что снижение зрительных функций приводит к нарушению нормального взаимодействия ребенка со средой, притом, что опыт взаимодействия играет важную роль в развитии ЦНС.

Теория и практика обучения детей с нарушением зрения указывает на то, что нарушение зрения неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижает количество и качество воспринимаемой информации.

Доказано, что снижение функций обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, снижает уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира.

Дети с нарушением зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, пространственного расположения предметов, в выполнении практических действий, в ориентировании в малом и большом пространствах.

Кроме того, недостатки зрительного восприятия обуславливают формирование нечетких образов – представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций, что значительно затрудняет их познавательную деятельность.

Наблюдаются нарушения памяти, внимания, без чего невозможно восприятие информации о внешнем мире. Сформированные, но не включенные в разные виды деятельности, представления быстро распадаются.

Для детей с нарушением зрения является характерным низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать сюжетные изображения, а также переводить зрительную информацию в речевой план. У детей возникают трудности, связанные с темпом работы, с качеством выполнения заданий, наблюдается быстрая истощаемость нервной системы.

На основании вышеизложенного понятно, что дети с нарушением зрения нуждаются в специальной помощи, суть которой заключается в ее комплексности, то есть в тесном взаимодействии тифлопедагогов, логопедов, педагогов-психологов, воспитателей.

Специфика работы логопедов, психологов, воспитателей в детском саду для детей с нарушением зрения заключается в том, что от них требуются знания в области офтальмологии: знание диагноза, остроты зрения каждого ребенка, очковой коррекции, использование приемов снятия зрительного напряжения, соблюдение требований гигиены зрения, в области тифлопедагогики: владение соответствующими приемами обучения, применение специальных средств наглядности (чучел, муляжей, рельефных картинок, цветных изображений определенной величины и интенсивности окраски).

Специалисты строят работу с детьми не только с учетом коррекции выявленных нарушений, но и с учетом развития механизмов компенсации, то есть способности в условиях зрительной недостаточности эффективно, на полисенсорной основе обрабатывать информацию.

Координатором в системе взаимодействия и преемственности в коррекционной работе является тифлопедагог, так как в его ведении находится глобальная проблема.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ТИФЛОПЕДАГОГА.

Тифлопедагог планирует и проводит коррекционную работу по исправлению выявленных отклонений.

Развивает у детей компенсаторные возможности познания окружающего мира. Консультирует воспитателей по проведению занятий, посещает занятия воспитателя и анализирует усвоение детьми программы, на основании чего организует индивидуальную работу с детьми.

Обеспечивает взаимосвязь и преемственность в коррекционной работе со всеми специалистами и воспитателями.

Проводит работу с родителями.

ОСНОВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ТИФЛОПЕДАГОГА.

    Карты обследования, индивидуальные карты сопровождения, протоколы МПК.

    Перспективный план.

    Календарный план

    План работы с родителями.

    Взаимодействие с воспитателями и специалистами.

ТИПЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ ТИФЛОПЕДАГОГОМ.

Занятия по совершенствованию сенсорных эталонов.

Расширение знаний о сенсорных эталонах; закрепление представлений о

системе сенсорных эталонов; расширение умения пользоваться сенсорными

эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;

Формирование умений пользоваться сенсорными эталонами при анализе

свойств и качеств предметов;

Расширение представлений о свойствах и качествах предметов реального мира;

Занятия по расширению способов обследования предметов.

Уточнение предметных представлений,

Формирование умения узнавать предметы в разных модальностях;

Формирование умения выделять признаки опознания,

Формирование навыков зрительного, осязательного и полисенсорного

восприятия объектов.

Занятия по расширению и коррекции представления о предметах и явлениях окружающего мира..

Расширение и углубление знаний о предметах;

Формирование способов обследования предметов на полисенсорной основе;

Закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира за

счет включения их в новые виды деятельности.

Занятия по совершенствованию глубины пространства.

Развитие пространственного восприятия за счет формирования

нестереоскопических способов восприятия глубины пространства,

Формирование умений переносить знания в свободное пространство и

практическую деятельность.

Занятия по развитию пространственного ориентирования.

Формирование пространственных представлений,

Обучение ориентировке на основе представлений.

Расширение опыта ориентировки в окружающем мире.

Занятия по совершенствованию умения воспринимать сюжетное изображение.

Формирование и закрепление умения детально, последовательно и целостно

воспринимать сюжетное изображение;

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и

отношения на основе выделения информативных признаков;

Развитие связной речи.

Занятия по развитию зрительно-моторных координаций.

Развитие навыка прослеживания глазами за действием руки;

Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул;

Развитие умения пользоваться ручкой, карандашом (проводить линии,

соединять точки, писать цифры, буквы) .

Занятия по развитию сохранных анализаторов.

Развитие осязательного восприятия;

Развитие слухового восприятия

Развитие обоняния.

Занятия по развитию психических функций:

Развитие внимания;

Развитие памяти (зрительной, слуховой, осязательной)

В работе с детьми с нарушением зрения должны соблюдаться определенные условия проведения занятий:

    Освещенность рабочего места подбирается индивидуально в соответствии с особенностями зрительной системы (снижение чувствительности к свету или ее повышение- светобоязнь);

    Поза ребенка во время занятий не должна оказывать негативного влияния на его осанку;

    Оптимальное расстояние от глаз наглядного материала 20-30 см;

    Не допущение зрительного утомления Длительность зрительной работы не должна превышать 10-15 минут.

    В перерывах для отдыха – визуальная фиксация удаленных объектов или же адаптация к белому или зеленому фону средней яркости.

Определенные требования к наглядному материалу.

    Каждое изображение должно иметь четкий контур, высокий контраст с фоном (до 60-100%).Лучше воспринимается отрицательный контраст (темное на белом, светло-желтом, светло-зеленом), чем положительный (белое на черном).

    Важно ограничивать информационную емкость изображений и сюжетных ситуаций с целью исключения избыточности, затрудняющей опознание. Имеют значение количество и плотность изображений, степень их расчлененности.

    Учет педагогом индивидуального темпа зрительной работы ребенка.

    Увеличение времени экспозиции наглядных пособий (особенно когда объект воспринимается осязательно-зрительным путем).

    Расположение иллюстрационного материала в вертикальной плоскости перед взором ребенка.

    Подключение руки для обведения формы или контура для прослеживания, использование рельефных (выпуклых) контуров.

    Не допускается расположение объектов для рассматривания на фоне окна, фоне одежды педагога.

    Не допускается расположение объектов на фоне бликующих поверхностей (окрашенных)

    Включение в процесс зрительного восприятия слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых ощущений, что позволяет сформировать у детей стойкие, качественные представления о предметах и явлениях окружающего мира.

РАБОТА ТИФЛОПЕДАГОГА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ.

Работа тифлопедагога с воспитателями не ограничивается помощью в проведении занятий, в посещении занятий. Для улучшения качества работы, осуществления специфики воспитатели должны быть вооружены специальными знаниями. Помочь им в этом должен тифлопедагог. Для этого, исходя из потребностей воспитателей, тифлопедагогом готовятся консультации.

Примерный перечень:

    Памятка для воспитателей по зрительной патологии группы, в которой дается:

    название и краткое описание нарушения

    возможности видения при данной патологии

    факторы. влияющие на ухудшение зрения

Особенности работы со слепыми детьми

Особенности работы со слабовидящими детьми

Особенности работы с детьми с амблиопией и косоглазием.

Коррекционная среда группы и перечень пособий по развитию сохранных анализаторов.

Требования к организации зрительной работы с детьми

Особенности работы по формированию навыков ориентировки в пространстве со слепыми и слабовидящими детьми

Дидактические игры в воспитании и обучении детей с нарушением зрения.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Работа тифлопедагога с родителями направлена на вовлечение родителей в домашний педагогический процесс по развитию зрительного или осязательного (в зависимости от патологии) восприятия. Для осуществления домашнего педагогического процесса родители должны быть соответствующим образом подготовлены.Для этого тифлопедагогом проводятся для них индивидуальные консультации, показательные занятия. Широко используется настенная информация в виде статей с конкретными рекомендациями по вопросам семейного воспитания детей.

Задействуются возможности интернета. Создаются закрытые группы в социальной сети, где выкладываются фото-, видеоматериалы и текстовые документы для ознакомления родителей с работой педагогов, проводятся онлайн-консультации.

Тематика консультаций для родителей.

    Семейное воспитание детей с нарушением зрения.

    Помогайте детям познавать окружающий мир.

    Косоглазие и амблиопия, причина их возникновения.

    Правильное питание для глаз.

    Отдых для глаз, лечение солнцем.

    Коррекционные игры и упражнения, способствующие развитию зрения.

    Как помочь ребенку с нарушенным вниманием.

    Что такое осязательное восприятие и как его развивать.

    Развиваем тактильные ощущения у детей дома и на улице

    Слабовидящий ребенок в семье.

ПРОГРАММЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.

    От рождения до школы.

    Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Под ред. Л.И.Плаксиной М., 2003 г.

    Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. Научный рук-ль. В.А.Феоктистова.СПб., «Образование» 1995 г.

ЛИТЕРАТУРА.

    Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. СПб.,1995 г.

    Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции. СПб., РГПУ им.А.И.Герцена,2003 г.

    Охраняем и развиваем зрение.Г.В.Никулина,Л.В.Фомичева,СПб., 2002 г.

    Развиваем восприятие у ребенка.М.Э.Бернардская, И.В.Блинникова, О.Г.Солнцева, М., Просвещение, 2001г.

    Сборник научных трудов «Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих»,Ленинград,1982 г.

Наши дети - это наше золото, которым мы дорожим и стараемся оберегать всевозможными способами. Их здоровье для любящих родителей всегда на первом месте. К сожалению, дети иногда рождаются с некоторыми недостатками или же приобретают их в совсем юном возрасте. Нередко при этом наблюдается нарушение зрения, и тогда приходится обращаться к разным специалистам, в число которых входит тифлопедагог. Это профессия, возможно, мало кому знакома, и поэтому попробуем разобраться в ней.

Немного ясности

Тифлопедагог - это тот человек, который, являясь ведущим специалистом, координирует и направляет коррекционно-педагогическую работу со слабовидящими детьми, включая тех, кто лишен зрения с рождения.

Свою деятельность специалист может вести по некоторым направлениям:

  • проведение обследования учащихся;
  • корректирующие специальные занятия с детьми дошкольного возраста;
  • активное участие в жизни школы;
  • помимо самих детей, специалист работает и с их родителями.

Чтобы специалист смог эффективным образом выполнять свои обязанности, он должен быть знаком с особенностями развития всех своих пациентов. Помимо этого, тифлопедагог - это тот человек, который непосредственным образом участвует в периоде обучения детей в школе. Все это он может узнать в ходе специального обследования, которое проводится на основе специальных схем и методик по работе со школьниками, имеющими зрительную патологию в той или иной степени.

Исходя из результатов обследования, можно понять, какая именно методика подойдет школьнику в соответствии с выявленными его возможностями. При этом для каждого учащегося разрабатывается специальная программа, которой специалист придерживается в ходе занятий.

Особенность профессии

Сложно переоценить значение такого специалиста, как тифлопедагог. Это важная профессия, поскольку до 90 % всей информации человек воспринимает непосредственно через зрение. Здоровые и зоркие глаза - это один из важных факторов полноценного существования в социуме и способность выживать в диких условиях природы. Однако, к сожалению, бывают разные ситуации, в результате которых можно потерять зрение или же быть слепым с рождения. В этом случае восполнять недостаток приходится иными путями.

Как правило, те люди, которые потеряли зрение, немного по-другому воспринимают окружающий мир. У них обычно существенно улучшается слух и приобретается особенная чувствительность на пальцах. Тем не менее в таких случаях просто необходима помощь со стороны, особенно в случае с детьми.

Обязанности специалиста

Главная обязанность такого специалиста, как тифлопедагог, научить слабовидящих либо полностью слепых детей получать и обрабатывать всю информацию об окружающем мире. Для этого служат уроки чтения, где используются специальные книжки со шрифтом Брайля.

Также важно привить им навыки и умения по самостоятельному обслуживанию. Но крайне важно научить детей с подобными ограниченными возможностями правильно ориентироваться в пространстве. Также задача педагога включает не только специальное обучение, но и приемы нравственного, эстетического и физического воспитания.

Большинство детей, которые слабо видят или полностью потеряли зрение, не желают останавливаться на каком-либо достигнутом результате, а хотят идти дальше в своем развитии. Любой инвалид по зрению хочет получить высшее образование, освоить интересную для себя профессию, по которой намерен работать в дальнейшем. Многие при этом останавливают свой выбор на какой-нибудь творческой или научной специальности. В этом кроется и заслуга педагогов, которые обучают всех детей необходимым навыкам, чтобы они в будущем могли работать в различных сферах производства.

История

В настоящее время существует целая наука под названием "тифлопедагогика", которая происходит от слияния двух слов: греческого τυφλός (слепой) и "педагогика" - и является разделом дефектологии. Однако у всего было начало, и основоположником этой науки является педагог из Франции В. Гаюи (1745-1822), который придерживался взглядов Д. Дидро.

У себя на родине и в России Гаюи основал первое образовательное учреждение, где слепой ребенок может получить хорошее образование. Благодаря ему было сформировано систематическое обучение слепых или слабовидящих. К тому же с этого времени к людям этой «категории» стали относиться более гуманно, как к любому полноценному человеку, который тоже нуждается в получении образования и рабочего места.

Тут стоит отметить еще одну личность - Л. Брайля (1809-1852), который является автором системы, изменившей традиционно используемое обучение слепых людей. Она основывается на комбинациях шеститочия и охватывает не только буквенные, математические, но и прочие символы. В результате слепые могут свободно писать и читать. Сам Брайль слепой с трехлетнего возраста. Сначала он был воспитанником Парижского национального института для лиц, потерявших зрение, а затем его деятельностью стала работа тифлопедагога.

Во Франции первая книга со была напечатана в 1852 году, а в России она появилась спустя некоторое время - в 1885 году. В России школы для незрячих начали появляться с 1807 года, и в течение XIX века было открыто несколько подобных учебных заведений. Обучение по тем временам стоило больших денег - около 300 рублей за год.

Можно ли стать тифлопедагогом

Если кто-либо заинтересовался данной профессией, то ее можно освоить в любом педагогическом вузе на факультете дефектологии. Однако одного желания мало, необходимо уметь работать с незрячими детьми. Также важно понимать, как инвалид по зрению воспринимает мир и как устроена его психика.

Помимо этого, нужно обладать многими необходимыми качествами. Нужно всегда оставаться добрыми к детям, любить их, быть ответственным. Но самое главное - это иметь стремление помогать слабым.

Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии у детей с патологий зрения невозможно осуществить только на общеобразовательных занятиях. Дети одной категории, большинство из которых имеют различные отклонения в психофизическом развитии, нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога. Квалификационная характеристика тифлопедагога подтверждается государственным нормативным документом, который определяет назначение тифлопедагога, содержание и сферу его профессиональной деятельности, а также характеристику основных знаний умений и навыков по данной специальности.

Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики - подготовки детей к различным видам деятельности. Тифлопедагог решает также задачу снятия психоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей аппаратного решения.

Тифлопедагог должен быть подготовлен к профессиональной деятельности по обучению и воспитанию детей с дефектом зрения. Ее основой является - управление процессами обучения, воспитания и развития слепых и слабовидящих.

Тифлопедагог совместно с воспитателем, медицинским персоналом и родителями осуществляет гармоничное, всестороннее воспитание и обучение детей в соответствии с программой, проводит профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми с учетом патологии зрения и других нарушений, несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей, осуществляет разъяснительную работу с населением и дошкольными учреждениями по охране зрения детей.

В соответствии с действующим положением тифлопедагогом может быть лицо, имеющее высшее дефектологическое образование (специальность - тифлопедагог), его работа контролируется заведующим дошкольного учреждения. Недельная нагрузка тифлопедагога составляет 20 часов. Оформление документации и подготовка к занятиям в рабочее время не входят. При организации и планировании своей работы тифлопедагог руководствуется имеющимися коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями (разработанными или адаптированными).

Направления работы тифлопедагога

1) Тифлопедагогическое обследование детей.

2) Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.

3) Участие в методической работе дошкольного учреждения.

4) Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.

Тифлопедагогическое обследование детей.

Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, обшей медицинской и офтальмологической карт). Это позволяет ему составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями. Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и комплекции зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет при этом выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным (или остаточным - у слепых) зрением и уровень развития сохранных анализаторов.

При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой помощи, наметить основные задачи обучения.

Обследование проводится тифлопедагогом в начале, середине и конце учебного года. По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей. Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных картах. В конце учебного года тифлопедагог анализирует и обобщает данные всех проведённых обследований. Так он получает возможность проследить динамику развития ребёнка в процессе коррекционного обучения.

Проведение тифлопедагогом специальных коррекционных занятий.

На основании полученных о детях данных, тифлопедагог комплектует их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии. Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно, планируя их по коррекционным программам. Длительность каждого подгруппового занятия составляет 15 минут - в младшей и средней группах, 25 минут - в старшей, и 30 минут - в подготовительной группе. С детьми, которые в силу ряда причин в начале учебного года не могут участвовать в общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях, тифлопедагог также ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им индивидуальным программам обучения. С детьми, не имеющими тяжелой зрительной патологии и сопутствующих заболеваний, но испытывающими на данном этапе обучения значительные трудности в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками, тифлопедагог проводит индивидуальные коррекционные занятия один - два раза в неделю. Длительность каждого индивидуального занятия от 10 (в младшей и средней) до 20 минут (в старшей и подготовительной группах).

Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога - подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате. Подобные занятия в ряде случаев можно проводить и с небольшими подгруппами детей. Следует отметить, что по заданиям тифлопедагога воспитатели групп также проводят с детьми специальные игры и упражнения, направленные на подготовку к участию в лечебно-воспитательном процессе и на закрепление результатов лечения зрения.

Индивидуальную коррекционную работу тифлопедагог осуществляет не только в специально созданных условиях своего кабинета, но и включаясь в общеобразовательные занятия. В повседневной жизни детей в детском саду он индивидуально работает с детьми, нуждающимися в формировании навыков самообслуживания, умений вступать в контакт с другими детьми и воспитателями и т.д. Как правило, это дети с глубокой зрительной патологией или имеющие такое сопутствующие заболевание, как ЗПР. Занимаясь индивидуально с трудными детьми, тифлопедагог показывает воспитателям приемы коррекционного воздействия.

Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог в коррекционной работе с детьми, - подготовить их к восприятию того материала, который преподносят на общеобразовательных занятиях, самостоятельному участию в других видах деятельности.

Схема проведения специальных коррекционных занятий тифлопедагога:

1) закрепление материала предыдущих занятий;

2) преподнесение нового материала;

3) физкультминутка;

4) закрепление нового материала;

5) заключительная часть.

Тифлопедагог на своих занятиях в рамках общеобразовательного обучения решает следующие коррекционные задачи:

1) формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

2) формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

3) обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов, - формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:

Развитие зрительного восприятия;

Развитие осязания и мелкой моторики;

Ориентировка в пространстве;

Социально-бытовая ориентировка.

Развитие зрительного восприятия.

Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из нескольких этапов. На начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением: выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются задачи, которые перед ними ставит тифлопедагог.

Занятия тифлопедагога по развитию восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом. Так, на каждом этапе лечения ребенка на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.

В период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Так, предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т.д.

В период ортоптического лечения с детьми проводят специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей учат, например, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.

На этапе стереоскопического лечения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и т.п. Например, такие игры, как «Распредели игрушки по величине». «Разложи по величине геометрические фигуры». «Прокати мяч в воротики», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку». «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку» и т.д.

Со слепыми дошкольниками, имеющими остаточное зрение (0,01 - 0,04), тифлопедагог проводит индивидуальные занятия по развитию остаточного зрения. Комплекс упражнений для занятий с этими детьми подбирается для каждого ребенка с учетом рекомендаций врача - офтальмолога. Дети выполняют упражнения, развивающие умение сосредотачивать зрительное внимание на зрительном объекте, формирующие навыки нахождения их в поле восприятия и узнавания. Проводят также игры и упражнения, в которых повышается световая и цветовая чувствительность глаз, точность узнавания игрушек и предметов.

На занятиях по развитию зрительного восприятия тифлопедагог знакомит детей с основными правилами охраны зрения (например, соблюдение правильной позы при выполнении графических упражнений, рассматривание картинок; умение правильно пользоваться дополнительным освещением и т.д.). Детей подводят к пониманию необходимости ношения очков и лечения на аппарате.

Важнейшая задача - обучение детей приемам правильного использования своего зрения и оказания ему помощи. Так, тифлопедагог учит детей быть внимательными при зрительном рассматривании игрушек, предметов и изображений; формирует алгоритм зрительного восприятия; внимательно слушать словесные описания тифлопедагога и сопоставлять с ними зрительно воспринимаемые объекты; вырабатывает у детей согласованные движения глаз и руки. Детям дают также представления о том, что зрительную информацию об окружающем мире необходимо дополнять той, которую можно получить с помощью слуха, осязания, двигательно-тактильной чувствительности и т.д.Необходимо отметить роль словесной регуляции тифлопедагогом зрительного восприятия детей. Он направляет рассматривание детьми игрушки или предмета по определенному плану, последовательно, корригирует и активизирует его. С этой целью тифлопедагог задает детям вопросы, использует словесные инструкции: «Как называется эта игрушка (предмет)?», «Какого цвета игрушка?», «Рассмотри игрушку внимательно», «Обведи взором контур игрушки», «Найди глазами части этой игрушки: назови их», «Какой формы игрушка» и т.д.

Непременное условие успешности работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия - активное включение в процесс зрительного обследования речи самих детей.

Развитие осязания и мелкой моторики

Тифлопедагог ставит перед собой задачу научить дошкольников с нарушением зрения получать информацию об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использовать умения в самостоятельной игровой, учебной, бытовой деятельности.

Первые занятия тифлопедагог посвящает знакомству детей со строением рук, названием пальцев, учит выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности. Тифлопедагог формирует у детей последовательное осязательное обследование игрушек и предметов ближайшего окружения по определенному плану:

  • правильно брать их в руки (грибок надо брать за ножку и т.д.);
  • обследовать двумя руками, сверху вниз;
  • обращать внимание на детали;
  • выделять все осязательно воспринимаемые признаки, отличающие ту или иную игрушку, предмет, т.е. те, по которым они могут быть узнаны.

Например, при обследовании куклы ребенок должен уметь выделить ее голову, туловище, руки и ноги; при обследовании игрушки, изображающей животное, - выделить голову, туловище, лапы (ноги), хвост.

Свои действия при осязательном обследовании дети должны научиться сочетать с целенаправленным зрительным восприятием. С целью обучения детей зрительному контролю за действиями своих рук тифлопедагог предлагает задания, в которых надо обвести предмет по контуру; подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвести их рукой и точно наложить.

На первых этапах обучения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения, требующие одновременного использования и зрения, и осязания. Позже детей учат обследовать и узнавать игрушки, предметы, геометрические эталоны только осязательно. Важнейшим приемом на первых этапах обучения выступают совместные обследующие действия ребенка и тифлопедагога, сопровождаемые словесными описаниями тифлопедагога, а позже - самого ребенка. Вопросы, которые тифлопедагог задает ребенку, направляют его осязательное обследование, помогают выделить необходимые признаки и словесно их обозначить.

Тифлопедагог включает занятия игры и упражнения, повышающие осязательную чувствительность пальцев рук, развивающие точность и координированность движений рук. Детям предлагается разложить разные по форме и величине камушки, детали конструктора, элементы различных мозаик; разные по форме и материалу, из которого сделаны, мелкие игрушки и т.д.

Для укрепления мышц руки, развития силы пальцев предлагаются упражнения с использованием различных мячей, резиновых и поролоновых губок.

В занятие по развитию осязания и мелкой моторики тифлопедагог включает различные виды предметно-практической деятельности детей. Проводится также обучение детей элементам письма и рисования; детей с глубокой зрительной патологией обучают чтению рельефных рисунков.

Развитие у дошкольников со зрительной патологией, осязания и мелкой моторикой расширяет их познавательные возможности, способствует развитию мыслительной деятельности и речи; обогащает их представления об окружающем мире, позволяет лучше ориентироваться в нем.

Обучение ориентировке в пространстве.

Обучение детей ориентировке в пространстве тифлопедагог осуществляет по специально разработанным методикам. Они включают в себя несколько этапов:

На первом этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их практической ориентировке «на себе»;

На втором этапе - дать детям представления о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя», детям прививаются навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке;

Третий этап - обучение детей моделированию предметно практических построений;

Четвертый этап - обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.

Основные задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной патологией:

Формирование потребности в самостоятельной ориентировке;

Преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;

Овладение ориентировкой на своем теле;

Обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве (за столом, на листе бумаги, в книге);

Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем;

Обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми;

Ознакомление с приемами ориентировки при помощи вспомогательных средств (трость, звуковые сигналы).

Решение этих задач предполагает осуществление комплексного подхода к определению содержания программы.

Современные исследования тифлопедагогической и тифлопсихологической наук, а также опыт работы с дошкольниками в абилитационном Центре Санкт-Петербурга выявили условия овладения незрячими дошкольниками умениями ориентировки в окружающем пространстве:

Развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов
воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира);

Развитие общих представлений (накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия);

Развитие движений (сформированность правильной позы, походки при ориентировке и обследовании);

Развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, формирование интереса к данному виду деятельности).

Работа тифлопедагога проводится во взаимодействии с воспитателем. Тифлопедагог осуществляет опережающее обучение, предварительное знакомство детей с тем, что будет преподнесено на занятиях воспитателем. Он готовит детей к овладению трудными видами деятельности, формирует алгоритм действий, показывает и обрабатывает способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира. Воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой).

При обучении ориентировке на собственном теле используются следующие приемы: зрительно - осязательное обследование ребенком своего тела; рассматривание себя в зеркале; нахождение и называние частей своего тела; соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка; словесное обозначение их пространственного расположения; зрительно - осязательное обследование ребенком куклы: выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения.

Особое внимание уделяется умению детей различать правую и левую стороны «на себе», так как ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя.

Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя» тифлопедагог формирует у детей навыки использования зрения в ориентировке, развивает умение выделять различные ориентиры. Основой обучения на этом этапе является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела. Большое внимание уделяется усвоению понятий «близко - далеко», «ближе - дальше».

Для развития полисенсорного восприятия пространство необходимо научить детей узнавать по звуковой характеристике различные игрушки, предметы, действия окружающих. Дети упражняются в узнавании предметов с помощью зрения и осязания, а затем определяют их расположение в пространстве с помощью слухового восприятия.

Следующим этапом коррекционного обучения является формирование у детей умения создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями.

Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем является следующим, более сложным этапом работы. Проводится оно последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке в пространстве по картинке - плану; знакомство с условными изображениями предметов: формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства.

Приобретенные детьми навыки работы со схемами способствуют развитию их пространственного мышления, что значительно облегчает зрительно - пространственную ориентировку. Представления об окружающем пространстве расширяются. Дети овладевают навыками самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях (в группе, спальне), но и в незнакомом замкнутом пространстве.

Обучение социально-бытовой ориентировке

В курсе обучения социально-бытовой ориентировке тифлопедагог активно использует сформированные у детей компенсаторные навыки. Формируются навыки предметно-практической деятельности. Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Тифлопедагог применяет метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используются также словесная регуляция и коррекция действий детей. Наглядный материал для занятий по социально-бытовой ориентировке подбирается с учетом получения максимума разносторонней информации об изучаемых объектах или явлениях. Детей знакомят с предметами ближайшего окружения, учат выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением.

Полученные представления расширяются и закрепляются в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, на экскурсиях и в беседах.

Большое место на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке отводится сюжетно-ролевой игре. В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке у детей формируется понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентироваться в простейших бытовых и социальных ситуациях.

Методическая работа

Составляющей частью деятельности тифлопедагога является методическая работа, в которую входят следующие направления:

Посещение общеобразовательных занятий с целью изучения того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают, как овладевают приемами предметно-практической деятельности;

Выступления на педагогических советах для ознакомления воспитателей с особенностями развития, воспитания и обучения детей со зрительной патологией, а также с коррекционными программами и методиками;

Организация и проведение семинарских занятий по той или иной проблеме, обсуждение опыта работы;

Индивидуальное консультирование воспитателей по конкретным вопросам воспитания и обучения детей, методам коррекционной работы;

Показ занятий с детьми с целью ознакомления воспитателей с конкретными методами и приемами коррекционной работы;

Пропаганда тифлопедагогических знаний (организация выставок специальной литературы с аннотациями и рекомендациями по использованию, демонстрация дидактических материалов).

Работа с родителями

Одним из важнейших направлений работы является систематическая и целенаправленная работа с семьями детей с нарушениями зрения. Она включает в себя несколько направлений:

Выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания и обучения, развития школьников с нарушениями зрения;

Консультация для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам, касающимся конкретного ребенка;

Проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, оказания ему действенной помощи в выполнении определенных видов деятельности;

Выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями тифлопедагога;

Выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома;

Выставки детских работ, выполненных на занятиях тифлопедагога; задания на дом (на выходные дни, на лето).

Ольга Бурякова
Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога с детьми младшего дошкольного возраста

Зрение –

прекраснейший дар природы,

помогающий познавать окружающий мир.

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи. Всем нам известно, что больший процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор с помощью различных функций зрения. С самого рождения ребёнка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. Поэтому глаза малыша с нарушенным зрением заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии у детей с патологией зрения невозможно осуществить только в непосредственно образовательной деятельности. Эти дети нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога .

Важнейшая задача тифлопедагога – это формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.

Коррекционное обучение начинается сразу же, как только ребёнок приходит в детский сад. Здесь малыш знакомится с воспитателями, со мной, тифлопедагогом , с медсестрой-ортоптисткой. Этот период является сложным не только для ребёнка, но и для педагогов. Процесс адаптации маленьких воспитанников осложняется ношением очков и привыканием к окклюдору.

Одним из самых основных методов восстановления остроты слабовидящего глаза является метод прямой окклюзии, когда из акта зрения выключается лучшевидящий глаз и малыш вынужден использовать для ориентировки плоховидящий глаз. Происходит процесс социальной депривации.

Социальная депривация – это лишение и ограничение условий для полнокровного общения ребёнка с окружающим миром, которая вызывает болезненные переживания, приводит к агрессии, к самоизоляции, к срыву различных видов детской деятельности.

Поэтому, в этот период моей основной целью коррекционной деятельности является целенаправленное воспитание у детей с нарушением зрения желания вступать в тесный контакт с детьми и взрослыми , т. е. с ближайшим окружением, чтобы у ребёнка был интерес к происходящему вокруг. Это является одним из условий успешности коррекционной работы . Для этого я широко использую игровые приёмы. К детям вместе со мной «приходят» сказочные герои, например, Колобок, Снеговик, Клоун Кеша, лесные жители – медвежонок, белочка.

В период адаптации, в период привыкания слабовидящих детей к окклюзии, тифлопедагог не проводит первичного диагностического обследования зрительного восприятия, так как я считаю, что это обследование будет необъективным. Поэтому, в первой младшей группе не три , а только два диагностических обследования (в декабре и в апреле) . Следующая, не менее важная особенность коррекционного обучения в первой младшей группе – это вид занятий. Тифлопедагог проводит только фронтальные занятия совместно с воспитателем, т. к. принцип отбора детей для коррекционной работы по остроте зрения , который используется всеми тифлопедагогами (специальная коррекционная работу проводится с детьми , у которых острота зрения ниже 0,4, здесь утрачивает свою силу. Очень сложно 2-х летнему ребёнку точно определить остроту зрения.

На первый план в коррекционной работе выходит специальный вид занятий, которые проводит тифлопедагог – предаппаратная подготовка. Предаппаратная подготовка включает в себя проведение специальных игр и упражнений, которые знакомят детей с картинками таблицы Орловой. В дополнение к этому разработаны специальные рекомендации для воспитателей групп по проведению предаппаратной подготовки.

Детей с нарушением зрения уже с 2-х лет обучаем различным упражнениям для глаз, превратив их в игру, используем игрушки, мячи, всевозможные яркие атрибуты и пособия (дети следят за движением игрушки в руках педагога или показывают Мишке, Ёжику, как умеют быстро моргать, закрывать глаза, широко открывать и т. д.). На первых порах малыши даже моргать по указанию не умеют, но, играя, быстро осваивают простейшие комплексы зрительных гимнастик. Обязательно в содержание занятия включаются комплексы зрительной гимнастики. Роль её велика для развития и активизации зрительных мышц, стимуляции различных зрительных функций и для снятия утомления, и напряжения глаз. Эффективно использовать сочетание физкультминутки со зрительной гимнастикой.

Особое внимание в коррекционной работе с младшими дошкольниками уделяется играм и упражнениям, которые развивают зрительное восприятие и ориентировку в пространстве, осязание и мелкую моторику. На начальном этапе развития зрительного восприятия тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина) .

Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются и коррекционные задачи . Дети учатся :

Узнавать и называть основные цвета и формы («Найди красный цвет» , «Найди круг» );

Соотносить предметы и изображения по цвету и по форме («Помоги мышке спрятаться» , «Соедини воздушный шар с ниточкой соответствующего цвета» );

Различать, выделять и сравнивать величину предметов («Найди большие и маленькие игрушки» , «Собери пирамидку» .

Тифлопедагог в коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия включает задания, которые способствуют активизации деятельности амблиопичного глаза. (Амблиопия – нарушение зрения, связанного с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатомической причины). Сюда относятся задания на обводку по контуру, обводку через кальку, обводку по точкам, штриховку, упражнения с мозаикой и т. д. Обучение ориентировке в пространстве начинается с ознакомления детей с групповой комнатой, спальней, раздевалкой. Как открыть дверь, как расположены кровати в спальне, затем учим выделять, определять и называть предметы вокруг себя и в ближайшем окружении.

При монокулярном характере зрения восприятие осуществляется только одним глазом. Дети при монокулярном характере зрения испытывают затруднения в ориентировке, особенно там, где необходима зрительная ориентировка. Игры на развитие пространственной ориентировки в большом и малом пространстве включаются в различные виды детской деятельности (прогулка, занятия и др.) . Для развития зрительной пространственной ориентировки в микропространстве я использую задачи-лабиринты. Лабиринты могут быть разными : взятыми из методической литературы, а чаще всего придумываю сама, ведь не всегда можно найти лабиринт по той теме, которая изучается в данное время. Главное при составлении лабиринтов для детей от 3-х до 5-ти лет помнить, что в лабиринтах должен быть один вход и один выход.

В коррекционную деятельность по развитию осязания и мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста включаю упражнения для рук, знакомлю детей с названием пальцев, учу выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности, (например, дотронуться до игрушки указательным пальцем или погладить мягкую игрушку всей рукой).

Особое внимание уделяю формированию у детей последовательного осязательного обследования игрушек и предметов. (Например, при обследовании куклы ребёнок выделяет её голову, туловище, руки, ноги; при обследовании игрушки, изображающей животное, - голову, туловище, лапы, хвост). С целью обучения детей зрительному контролю за действиями своих рук предлагаю задания, в которых надо обвести предмет по контуру (пальцем, указкой, рукой, фломастером) ; подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвести их рукой и точно наложить. На первых этапах провожу с детьми игры и упражнения , которые требуют одновременного использования и зрения, и осязания. Затем дети учатся обследовать и узнавать игрушки и предметы, геометрические эталоны только с помощью осязания, например, «Чудесный мешочек» , «Угадай на ощупь» . Для детей, имеющих очень низкое зрение, такие умения приобретают огромное компенсаторное значение.

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве проводится в тесной взаимосвязи с воспитателями групп :

Воспитатели младших групп выполняют рекомендации и задания, которые еженедельно записываются тифлопедагогом в «Тетради взаимосвязи» .

Воспитатели средней группы совместную работу выполняют по общему со мной плану развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики.

Совместная с воспитателем НОД (лепка, аппликация, конструирование, рисование) .