Биографии Характеристики Анализ

Гуманитарная соционика. Описание психотипа по Вайсбанду

Описание по функциям
1. F - силовая сенсорика

Решительный человек, способный оказать силовое давление, если того требует ситуация. Настроен на победу любой ценой. Чем больше препятствий встречает на пути, тем собраннее становится и активнее наступает. Уверен в своей правоте, ему чужды сомнения и колебания. Категоричен в оценках. Последнее слово оставляет за собой. Выставляет ультиматум: раз вы меня выбрали, то теперь подчиняйтесь. Умеет найти самое слабое место у противника. Если прямая атака успеха не приносит, начинает обход сбоку или с тыла. Нередко действует через третьи лица.

2. L - структурная логика

В уме хорошо просчитывает различные планы действий, останавливаясь на наиболее логичном для данной ситуации. Справляется с задачами на смекалку. Умеет сгруппировать людей вокруг себя под конкретную цель. Каждому отводит четкое место в своей команде. Уверенно координирует совместные действия. Контролирует лишь узловые пункты, не вникая в детали. Его интересует результат, а не процесс. Старается все просто и доступно объяснить, приводя наглядные примеры. Хорошо улавливает логику действий других людей, поэтому выиграть у него может лишь тот, кто постоянно ее меняет. В нестандартных, нелогичных ситуациях теряется.

3. I - интуиция возможностей

Периодически становится задумчивым. Уходит в себя, размышляя над перспективами дел и вновь открывающимися возможностями. Заставляя себя, добивается того, что другим кажется практически невозможным. Смело отвечает на вызов, когда ставят под сомнение его способности. Считает себя наделенным необыкновенным умом. Улавливает ситуацию в целом. Гибко перестраивается, если дело утратило перспективу. На людях с удовольствием демонстрирует свою эрудицию, фундаментальные знания. Не прочь выступить в роли покровителя или мецената.

4. R - этика отношений

Трудно дается установление личных отношений с людьми в неформальной ситуации. Нетерпим и неуступчив, склонен к диктату в отношениях. Не верит, что существуют чистые, платонические отношения. Нередко заявляет, что он "за справедливость" - за равные отношения со всеми. Тем не менее, имеет своих любимчиков или гонимых. Хорошо относится лишь к тем, кто уважает его друзей и выступает против его врагов. Сам строит себе систему этических ценностей, которая часто не согласуется с общепринятой. Не терпит, когда от него требуют личных обязательств. Тех, к кому привязался, долго не отпускает от себя. Стремится их всячески поставить в зависимость, "приручить".

5. Т - интуиция времени

Хорошо воспринимает слова успокоения, положительные прогнозы, веру в будущее. Пессимизм и суеверия злят его. Его успокаивает и расслабляет легкий, беспроблемный стиль общения, оптимистическое мировоззрение. Для любого дела отводит отрезок времени, по истечении которого выносит окончательное решение: продолжать его или прекратить. Больше одного шанса не представляет. Время смягчает его жесткий нрав. Потерпев ряд труднообъяснимых поражений, начинает задумываться о судьбе, может обратиться к религии, заняться благотворительностью.

6. E - этика эмоций

Если его довести, способен проявить беспощадную ярость. В такие минуты не может остановиться в гневе. Очень азартен. Любит соревнования, шумные компании, где можно расслабиться, эмоционально разрядиться. Любит, когда его воодушевляют, поднимают настроение. Его эмоциональное состояние во многом зависит от эмоций окружающих. Любит послушать музыку. Она настраивает его, создает душевное равновесие.

7. S - сенсорика ощущений

Комфорт, хорошие материальные условия для жизни - его заветное желание. Стремится обеспечить это себе и своим близким. Без этого чувствует себя нереализованным, неудачником. Не уважает людей хилых, со слабой физической подготовкой. Гордится своей хорошей физической формой или очень переживает, если ее нет. Из-за неумеренности влечений быстро растрачивает природный запас здоровья. Обижается, если его называют незаботливым человеком. Внешний вид либо недемонстративный, либо подчеркнуто статусный. У него плохо развито чувство гармонии, эстетический вкус. Сильно подвержен физическим инстинктам, в частности сексуальным. Телесные потребности удовлетворяет раньше духовных.

8. Р - деловая логика

Хороший хозяин, который умеет поставить дело. Из любых предприятий извлекает пользу. В делах не склонен к экономии. Мелкие суммы не ценит. Бережлив лишь в крупном. Имеет ремесленные навыки. Однако при большой рабочей нагрузке наймет людей, которые сделали бы это за него. Любит управлять сложной техникой в экстремальных ситуациях. Людей также проверяет в деле, бросая необученных "плавать" сразу на глубину.

Внешние признаки

СЛЭ лучше всего определяется по фигуре и характеру движений. СЛЭ с усиленной сенсорикой имеет, как правило, худую фигуру. Если это женщина, то часто имеет хрупкий, утонченный вид. Движения неторопливые, флегматичные. Со стороны производит впечатление спокойной уверенности в себе. Фигура СЛЭ с усиленной логикой иная. Она в той или иной степени плотная, коренастая, крепко сбитая. Движения раскованные, свободные. Когда стоит на месте, для него характерны непроизвольные колебания рук и всего тела, но спокойные, не резкие. Hoc - нейтральный, непримечательный. Брови часто с изломом, подвижные, иногда несимметричные. Показывая свое неудовлетворение, грозно сводит их к переносице. Глаза, если усилен сенсорный компонент, с возрастом становятся запухшие, обрамленные довольно крупными складками кожи у век. У логических подтипов глаза периодически прищуриваются. Губы - тяжелые, полные, малоподвижные, из-за чего иногда бывает некоторая невнятность речи. Одевается СЛЭ неброско. Старается придерживаться некоторого нейтрального стиля, неподверженного колебаниям моды. Если это женщина, то предпочитает неяркие, пастельного цвета тона. У мужчин часто официальный стиль одежды, костюм. В этом проявляется стремление СЛЭ не выделяться, оставаться в тени.

Манера общения

Для него характерна сдержанная, корректная манера вести беседу. Если усилен логический компонент, то общение очень раскованное, свободное, с улыбкой и проявлениями положительных эмоций. Часто первым здоровается. Свое отношение к обсуждаемому вопросу прямо не выражает. Старается внимательностью и чуткостью расположить человека к себе, задает ему много вопросов, расспрашивает о проблемах, просит высказать личное мнение. Все это делается в деликатной, корректной форме, что очень располагает людей к ответу. Во время диалога характерен следующий момент, позволяющий уверенно идентифицировать данный социотип. СЛЭ после реплики собеседника делает паузу, как бы задумывается, для того, чтобы осмыслить поступившую информацию и дать нужный ответ. Во время такого обдумывания склонён прищуривать глаза. Другая особенность его манеры общения это отсутствие боязни показать свою неосведомленость или непонимание какого-либо вопроса. Никогда не стесняется переспросить, уточнить. Когда объясняет сам, делает это неторопливо, с расстановкой, разъясняя все на простых примерах из практики. Заслуживает внимания с точки зрения внешней диагностики и его способ заканчивать разговор или дискуссию. После того как дал возможность всем высказаться, высказывается сам, как бы подводя итог. Последнее слово оставляет за собой. При необходимости может "посадить человека в лужу", разгромив его одной репликой или фразой, сказанной в подходящий момент. Если этот момент долго не наступает, может спровоцировать человека на активность, для того чтобы нанести удар в "больное" место.

Особенности поведения

Поведение СЛЭ характеризуется железной выдержкой и хладнокровием. Задуманную глобальную цель достигает во что бы то ни стало. На суету вокруг себя не обращает внимания. Если надо, не останавливается ни перед какими методами, не принимая во внимание этические нормы. Свою деятельность разворачивает вширь. Когда утрачивает контроль над делом ввиду его масштабов, отказывается от контролирования за наименее существенными его частями, передавая их в руки других людей, с которыми устанавливает взаимовыгодные отношения на договорной основе. В их деятельность после этого не вмешивается. Гибкий тактик, умеет подстраиваться под ситуацию, но при этом не упускает из виду глобальную цель. Идет лишь на временные уступки. Умеет расставить своих людей в зависимости от их полезности для достижения цели. Предпочитает неформальное и недемонстративное лидерство. Направляет людей, оставаясь в тени. От противников старается избавиться чужими руками. Характеризуется большой работоспособностью, настойчивостью, которая возрастает пропорционально количеству препятствий. В обычных условиях, без трудностей и азарта, ходит расслабленным, настроен пессимистически. При появлении трудностей оживляется, входит в азарт. Склонен выдвигать ультиматумы: либо так, как я хочу, либо вообще не буду делать. Его трудно вывести из себя, но если это произошло, не может остановиться в гневе. Для достижения цели привлекает к работе всех подчиненных, даже не готовых к ее выполнению. Эффективность оценивает только по конечному результату, не контролирует методы его достижения. Любит азартные игры, в которых нужно думать. Часто выигрывает в них, так как умеет вводить противника в заблуждение, провоцировать на ложный шаг.

Вы - без сомнения, волевой и решительный человек. Всегда ставите перед собой крупные, далеко идущие цели. Не любите зря тратить силы на мелкие, несущественные дела. Вы умеете хорошо и гибко реагировать на ситуации, идете на временные компромиссы, но не теряете из виду главную цель.

Ваш деятельный характер особенно хорошо проявляется в критических ситуациях. Ваше упорство в преодолении препятствий возрастает пропорционально их количеству. Вы очень азартны, хотя попусту не рискнете. Вы любите занятия, которые дают возможность проявлять такие качества, как смелость, находчивость, сила воли и хладнокровие в момент опасности. Вы обладаете хорошими организаторскими способностями. Вы умеете найти подходящих людей и правильно расставить в за-висимости от их деловых качеств и функциональной полезности, умеете направить их усилия на достижение главной цели.

Вы не стремитесь выставлять свои заслуги напоказ. Вы предпочитаете оставаться в тени, стимулируя других людей к нужной Вам деятельности. Для Вас характерно чувство ответственности за порученное дело. Основная проблема Вашей жизни -- недостаток такта и дипломатичности в отношениях с людьми. Иногда Вы открыто проявляете нетерпимость к чужим недостаткам и слабостям. Для достижения своих целей Вы порой способны переступить через интересы других людей, чем можете вызвать моральное осуждение окружающих в свой адрес.

Помните, что формула "цель оправдывает средства" не всегда бывает верна. Воспитывайте в себе терпимость, уважайте достоинство и чувство других людей. Глубокое изучение философии и религии, где обосновываются общечеловеческие ценности, поможет Вам глубже разобраться в сущности человека. Воспитывайте в себе вежливость и корректные манеры поведения.

Больше уважения проявляйте к лицам противоположного пола. Не теряйте чувства романтики, без которого Ваша жизнь может превратиться в бесцветное существование. Не ждите от своего партнера исключительной инициативы в проявлении чувств, старайтесь чаще демонстрировать ему свое расположение.

Другая Ваша проблема - чрезмерная концентрация внимания на недостатках в человеке. Это может послужить причиной несправедливого к нему отношения.

Будьте более чутки и внимательны, заботьтесь о людях не только на словах, но и на деле. Не оставляйте без ответа обращенные к Вам вопросы. Выслушивая человека, не думайте о постороннем, сконцентрируйтесь на его проблемах. Не преуменьшайте роль интеллектуального труда на производстве.

Чаще задумывайтесь о возможных последствиях своих поступков. Никогда не перекладывайте ответственность за просчеты в деле на других людей - это может отразиться на Вашей репутации в будущем. Пытайтесь контролировать те ситуации, которые выходят за рамки формального общения. Вы можете поставить себя в неловкое положение неуместными вопросами, которые могут быть восприняты окружающими как бестактные.

Гуленко В.В., Молодцов А.В.

Сенсорно-логический интроверт (СЛИ) – это один из соционических типов, также известный как «мастер». Типичным представителем такого типа является Жан Габен . Его дуал – интуитивно-этический экстраверт (советчик) Томас Гексли.

Описание психотипа по Вайсбанду

Айсберг в океане. Упрямый, замкнутый, почти всегда одинаково холодный и загадочный. Движения спокойные, точные, исключительно экономные. Со стороны кажется, что достигнутый результат всегда больше затраченных усилий. Неброское тихое упорство при обязательном завершении всего начатого, внутренняя ответственность за дело и скромность. «Англичане не демонстративны в своём отношении к труду», как недемонстративные они в проявлении своих чувств вообще. Поначалу может показаться, что они делают всё с прохладцей, спустя рукава. Но постепенно начинаешь понимать, что их неторопливость отражает общий ритм жизни – сочетание раскованности с отлаженностью.

Многие Габены с удовольствием придерживаются здорового режима питания, увлекаются вегетарианской пищей или сыроедением. Все без исключения представители этого типа великолепно умеют готовить, практически не учась этому. Ценят естественную красоту вкусовых ощущений, поэтому могут спокойно придерживаться бессолевой диеты и обходиться без острых приправ.

Серьёзно занимаются профилактикой своего здоровья, диетами, гимнастиками. Некоторые из них в стремлении выйти на максимально эффективный биоэнергетический режим и добиться полной концентрации ощущений увлекаются йогой, занимаются медитацией, стремятся познать пределы своих сенсорных возможностей.

Любят ходить пешком, причём в их походке чувствуются слаженность и размеренный автоматизм движений. На протяжении всей ходьбы Габены держат ровный, однажды заданный темп. Не любят останавливаться, дожидаясь отставших. Поэтому предпочитают ходить пешком в одиночестве. Ходьба для Габенов – ещё и способ сосредоточиться на своих мыслях. Процесс ходьбы для них иногда бывает важнее цели следования.

Габены наделены тонким ощущением гармонии цвета, линии и формы. Тонко чувствуют цветовые сочетания, ощущают меру насыщенности цвета, динамику линии, лёгкость и незагромождённость форм.

Не любят подавляющей монументальности. Им нравятся простые формы, лишённые декоративных излишеств. Умеют рационально использовать пространство – даже в тесном помещении могут создать иллюзию простора и ощущение неперегруженного пространства. (Образец габеновской эстетики точнее всего представлен эстетическими традициями Японии – сочетание гармонии и функциональности простых и естественных форм.)

В доме не терпят лишних вещей и без сожаления их выбрасывают. В быту умеют обходиться малым. Умеют организовать комфорт самыми минимальными средствами. Умеют создать ощущение уюта и благоустроенности при любых условиях и обстоятельствах.

Блок «эго». 2-я позиция. Творческая функция. Деловая логика

Представители этого типа наделены способностью действовать расчётливо, продуманно, целесообразно в любой, самой непредвиденной ситуации. Любую проблему, любую техническую задачу они решают методично и рационально. Из любой работы стараются извлечь максимум пользы, любую идею разрабатывают так, чтобы она реализовалась с максимальной отдачей.

Своё предназначение Габен видит в том, чтобы разрабатывать новые методики и новые технологии. Любое научное открытие интересует его с точки зрения именно практического приложения.

К любой работе применяет рациональный подход, причём его рационализм ставит в первую очередь своей целью повышение эффективности и облегчение условий труда.

Любую работу выполняет качественно, методично, в размеренном темпе, тщательно прорабатывая детали.

Рабочее место тщательно подготавливают, оборудуя всем необходимым. Рабочие инструменты у Габена всегда аккуратно разложены, иногда даже на одинаковом расстоянии друг от друга. Процесс подготовки к работе для Габена – такое же священнодействие, как и сама работа.

Что бы ни делал Габен, чем бы ни занимался, он всё делает неспешно, обстоятельно, получая максимум удовольствия от самого процесса работы.

С энтузиазмом может взяться за любое интересное дело, лишь бы оно приносило реальный, ощутимый результат. Может кропотливо и методично разбирать самые сложные и запутанные дела. Может успешно выполнять работу, которая другим кажется совершенно невыполнимой, например, починить безнадёжно испорченный прибор, используя для этого самые неожиданные приспособления. (Но вот если Габен откажется ремонтировать какую-либо вещь и посчитает, что она окончательно утратила свои функциональные свойства, её можно смело выбрасывать.)

Любую сложную и трудноразрешимую проблему умеет разделить на несколько поэтапных, посильно разрешаемых задач: «…А ты представь, что твоя проблема – это как огромная земляная гора, и разгрести её можно, только если будешь по горстке разносить землю в сторону. Хотя бы каждый день по одной горстке… А там глядишь, проблема сама собой решится».

Для Габена процесс решения проблемы – это такая же работа. Поэтому он старается решать её планомерно, последовательно, целенаправленно, с удовольствием. (Удовольствие доставляет сознание того, что дело, хоть и медленно, но продвигается.)

Габен умеет и любит услужить делом. Конкретная помощь в решении деловых, технических и бытовых вопросов – в его понимании, самый лучший способ доказать свою дружбу и добиться расположения.

Никогда не будет заниматься делом, которое не приносит ему морального удовлетворения. Важно, чтобы его работа хорошо оплачивалась, но может сделать её и бескорыстно, «в качестве подарка». Если работа его увлекает, с удовольствием занимается ею и в своё свободное время.

Своё мнение в деловых вопросах предпочитает доказывать результатами работы. Доволен, когда его труд получает высокую оценку. В любом деле стремится достичь высокого профессионализма. К оценке любой работы – и своей, и чужой – относится очень критично. Требователен и к себе, и к другим. Его похвалу бывает нелегко заслужить.

Оценивая эстетическую сторону выполняемой работы, придаёт немалое значение и оригинальности общего замысла. (Причём оригинальность иногда даже оценивает выше эстетики, поскольку Габен очень внушаем этим аспектом. Поэтому работа, не отличающаяся оригинальностью, даже если она эстетически безукоризненна, может не вызвать у него восторга. Так же им будет забракована и работа, не отвечающая его собственному представлению о заданной теме.)

Габен обожает инструктировать, объясняет все чётко и доходчиво. Умеет и любит обучать (и поучать). Ему приятно, когда по любому поводу к нему обращаются за советом или консультацией (чем великолепно пользуется его дуал Гексли). Считает своим долгом обучать даже самым простым вещам (например, подавая чай, тут же объясняет гостям, как он его заваривает).

Любит в доступной и доходчивой форме объяснять последовательность выполняемой им работы. Любит работать наглядно, в присутствии «зрителей». Например, чинит электроприбор и тут же объясняет, в чём причина его поломки, и как надо его правильно эксплуатировать. (Качество, высоко ценимое его дуалом Гексли , в руках которого всё очень быстро ломается, поскольку он обычно не утруждает себя чтением инструкций, но именно поэтому благодарен всякому, кто берётся починить его вещь.)

Блок «суперэго». 3-я позиция. Нормативная функция. Интуиция времени

Время Габена затрачивается на то, что доставляет ему удовольствие, на то, что ему приятно, на то, что его увлекает, и на то, что ему интересно. А поскольку его интерес насыщается иногда довольно быстро, в распорядке Габена периодически возникают непредвиденные пустоты, которые он спонтанно заполняет любимой работой, общением с друзьями, «самопознанием».

Любит неспешный, размеренный ритм жизни, хотя периодически у него возникает желание жить более интенсивно и деятельно.

Представители этого типа предпочитают жить по гибкому и мобильному графику, стараясь заранее ничего не загадывать и не планировать. Например, Габен может явиться на назначенную им встречу, но через 15 минут ощутить скуку и желание «сменить обстановку». А поскольку терпеть дискомфорт выше его сил, он обычно ссылается на непредвиденные, «неотложные дела» и уходит туда, где, как ему кажется, он сможет провести время более приятно и интересно.

Габену трудно быть пунктуальным, хоть он и старается везде успевать. Ему хочется выполнить все намеченные дела, хочется, чтобы работа была более продуктивной, а деятельность более плодотворной, поэтому он старается продуктивно расходовать время.

Иногда заставляет себя распланировать свой день и выполнить всё намеченное, но потом замечает, что процесс работы с оглядкой на часы не доставляет ему никакого удовольствия. И кроме того, постоянно возникают какие-то соблазны, от которых ему не хочется отказываться в угоду своему распорядку. Например, если он рассчитывает зайти к соседям «на минутку», но застаёт там приятное общество, к которому его приглашают присоединиться, – разве он сможет отказаться? Таким образом его «минутка» растягивается на несколько часов (а иногда может продлиться до утра).

Габену трудно везде успеть, трудно быть обязательным. Хотя ему бывает очень неприятно расплачиваться за свою вынужденную необязательность (при том, что он вообще не любит доставлять кому-либо неудобства или создавать какие-то проблемы). Именно поэтому Габен старается не давать никаких определённых обещаний. (Но то, что им обещано, как правило, выполняется – за исключением тех обещаний, которые даются им в принудительном порядке.) И именно поэтому Габену удобен такой партнёр, который не требует от него отчёта о неизвестно где и с кем проведённом времени, не требует никаких гарантий на будущее и снисходительно относится к изменению его планов, партнёр, который не заставляет его любой ценой придерживаться намеченного распорядка и не требует от него неукоснительного выполнения взятого на себя обязательства.

Таким партнёром для Габена является его дуал Гексли , показывающий образец ещё более расхлябанного графика, великолепно умеющий испытывать терпение Габена тем, что намеренно опаздывает на назначенную встречу или вообще на неё не приходит. С помощью такой тактики Гексли заставляет Габена особенно сильно желать назначенной встречи и великолепно использует фактор времени как своего рода тактический приём, как инструмент своей этической игры. И именно так это Габеном и воспринимается, поэтому он с удовольствием втягивается в эту полуигру-полуотношения, где все требования предъявляются как бы не всерьёз.

Габен не упустит случая продемонстрировать свою проницательность. Иногда на основании одной короткой встречи может рассказать о человеке много интересного: о его характере, о предполагаемых поступках, о его слабостях и комплексах.

Тренирует свою интуицию – пытается прогнозировать развитие своих взаимоотношений с тем или иным человеком на самой ранней стадии своего знакомства с ним.

Обычно навязывает свой темп развития отношений. Имеет обыкновение с самого начала резко сокращать психологическую дистанцию, задавая отношениям многообещающий тон. Может в первые же минуты знакомства претендовать на физическую близость и даже, если понадобится, сделать предложение «руки и сердца». Причём продолжения у таких отношений уже может и не быть. И Габен, как правило, это хорошо предчувствует.

Часто разыгрывает роль стабильно преуспевающего человека, у которого нет никаких проблем. Свои неприятности обычно не афиширует.

Имеет обыкновение часто заводить разговор о планах на будущее. Причём собственные перспективы представляет довольно оптимистично, в то время как о чужих планах высказывается в крайне скептической форме. Иногда склонен отговаривать от слишком смелых начинаний или от тех планов, которые не совпадают с его собственными намерениями. Причём, если для необходимой убедительности не хватает фактических аргументов, не сочтёт за грех и приврать – лишь бы только убедить и настоять на своём.

Такое поведение, опять же, объясняется его ориентацией на интуицию Гексли – на характерное для Гексли свойство завышать собственные возможности. Скептицизм Габена запрограммирован на то, чтобы избавить своего дуала от излишней самонадеянности и иллюзий, а показной самоуверенностью он предполагает поднять собственный престиж в глазах партнёра, стараясь во всех отношениях его заинтересовать и скорейшим образом к себе расположить.

Блок «суперид». 5-я позиция. Суггестивная функция. Интуиция возможностей

Как ни пытается Габен развивать в себе интуицию и способности к прогнозированию и предвидению, у него в этом плане возникают определённые трудности. Например, характер человека ему иногда удаётся понять только после того, как он с ним безнадёжно поссорится, не говоря уже о понимании собственного характера, который часто для него самого остаётся непостижимой загадкой, даже при том, что он много и с удовольствием занимается «самоанализом».

Габен часто оценивает возможности человека через его этическую оценку («… [такой-то] – хороший человек, способен многого добиться»).

Способность дать точную и лаконичную характеристику любому человеку, равно как и умение предсказать развитие взаимоотношений вызывают у Габена самое искреннее уважение.

Любая наука, любой научный метод, раздвигающий границы человеческих возможностей, воспринимается им с интересом и уважением.

Очень считается с мнением людей, умеющих находить выход из самых затруднительных положений. С удовольствием выслушивает рекомендации о том, как следует себя вести в непредвиденной ситуации или в случае опасности.

Очень внушаем всякими аномальными явлениями. Иногда может с самым серьёзным видом рассказывать про некое аномальное явление, которое якобы существует у него в доме. Может как таблицу умножения заучить «правила» защиты от «энергетических вампиров», а потом на полном серьёзе их преподавать.

С уважением относится к людям, наделённым сверхъестественными способностями. Пробует развить такие же способности и у себя.

В случае, если его собственная деятельность не получает должного признания, реагирует очень болезненно, поскольку сравнивает свои достижения с успехами других. Может ссылаться на свои звания и заслуги.

Нуждается в людях, способных найти и оценить его творческие способности, раскрыть его таланты и помочь в их реализации.

Не любит, когда критикуют его способности и возможности – это вызывает у него внутренний протест, поскольку обычно старается всесторонне развивать свои таланты. Серьёзно занимается самообразованием и самосовершенствованием.

Пример чужих успехов и достижений для него убедителен только в той форме, в какой это высказывается его дуалом Гексли . Только Гексли способен воодушевить Габена, подсказывая ему оригинальные и заманчивые идеи, увлекая его новыми, неизведанными возможностями.

Блок «суперид». 6-я позиция. Активационная функция. Этика отношений

Габен всегда радуется возможности завести добрые, хорошие отношения. Не прочь расширить круг новых знакомств. Счастлив, когда предоставляется случай оказать услугу друзьям. С готовностью предлагает свою помощь. Очень любит, когда к нему обращаются за советом.

Причём своих услуг Габен не навязывает – он просто оказывает их, без лишних слов. Оказание услуг считает лучшим способом завязывать знакомства.

Например, если Габен завязывает знакомство с женщиной, то появившись впервые в её доме, он часто сразу же начинает в нём что-нибудь ремонтировать, причём настолько увлекается этим занятием, что иногда, кажется, забывает о цели своего визита.

И вот тут можно проследить два направления в развитии ситуации: психологически несовместимая партнёрша сочтёт такое положение неудобным, постарается отвлечь его от этого занятия, предложит ему отдохнуть, расслабиться, что-нибудь выпить и т. д. И это будет серьёзной стратегической ошибкой с её стороны, поскольку Габен посчитает такое поведение проявлением волевой инициативы в развитии отношений. Ему покажется, что ситуация слишком форсируется, что в нём слишком заинтересованы, и партнёрша слишком торопится сократить дистанцию. В таком случае он довольно быстро почувствует психологический дискомфорт, почувствует, что теряет интерес к партнёрше и постарается побыстрее «сменить обстановку».

Совершенно по-другому поступает психологически совместимая партнёрша: она будет только поощрять его трудовой энтузиазм и подносить ему для починки всё, что у неё есть в доме поломанного (а может, человек только за этим и пришёл?). Причём будет занимать его работой до тех пор, пока Габен сам не объявит о своём желании отдохнуть, предварительно пообещав, что всё остальное он починит в следующий раз.

Вот тут ситуация складывается именно так, как это удобно его дуалу Гексли , то есть время свидания потрачено с пользой для хозяйства, кроме того, возникают какие-то полезные перспективы на будущее, да к тому же ещё и отношения развиваются так, что дистанция при этом не сокращается. А для Гексли это очень важно потому, что это важно для Габена. Гексли строит свои отношения как бы вне дистанции, потому что подсознательно знает, что так всего удобнее воспринимать их партнёру.

Габену действительно очень неудобны отношения с жёстко разграниченной дистанцией. Потому что строго оговорённая дистанция предполагает и определённые ограничения в поведении, предполагает какие-то этические рамки и какие-то жёсткие обязательства. А там, где начинаются рамки и обязательства, Габен чувствует себя очень неуютно. Он чувствует себя лишённым права выбора характера отношений в каждой отдельно сложившейся ситуации. Например, Габен, настроенный на гибкую этику Гексли , предполагает, что, когда говорят «мы можем быть с тобой хорошими товарищами», – это надо понимать как скрытый намёк на то, что «мы можем быть с тобой физически и духовно близкими людьми». Но когда придерживаясь «товарищеских отношений», партнёрша строго держит его на «пионерском расстоянии», Габен чувствует себя явно озадаченным. С другой стороны, сто́ит только назвать вещи «своими именами», как Габен начинает испытывать неловкость и, как следствие этого, психологический дискомфорт.

Габены очень не любят, когда об интимных вещах говорят открытым текстом – это для них всё равно, что упомянуть имя Бога всуе. (Поэтому Гексли об интимных отношениях говорит намёком, завуалированно.) Внутренне Габены очень брезгливы и чувствительны к любому проявлению пошлости.

Габен не любит, когда «вносят ясность» в отношения, не любит в них чётких разграничении прав и обязанностей. Всё время пытается «размыть границы» ограничений, сбить дистанцию отношений, сделать её независимой от прав и обязанностей. «Какие могут быть обязанности? Если мне хорошо с человеком, я и так для него все сделаю…»

Но вот если Габену плохо с человеком, он выходит из ситуации с такой же лёгкостью, с какой выходят из комнаты – просто поворачивается и уходит, не говоря куда и не объясняя причин. О себе может напомнить очень нескоро, совершенно неожиданно и даже именно тогда, когда его меньше всего хотят видеть. И при этом может искренне недоумевать, почему его не желают принимать в прежнем качестве. Разве он сделал что-нибудь плохое? Он всего лишь отдохнул от психологического дискомфорта, чтобы с новыми силами вернуться к любимому человеку. А то, что на восстановление душевных сил ему понадобилось слишком много времени, – это его личное дело и касается только его субъективных ощущений. (Хотя, конечно, в рамках «восстановления душевных сил», Габен может развивать отношения с несколькими партнёрами одновременно либо попеременно чередовать их.)

Как уже говорилось, Габен очень дорожит гармонией своих субъективных ощущений, равно как и своим душевным покоем, поэтому его этические отношения не всегда легко складываются.

Меньше всего проблем доставляют Габену чётко определённые дружеские отношения – для друзей у него всегда найдутся и время, и желание что-то сделать. Дружба, в его понимании, – отношения взаимные и добровольные.

Отношения с детьми всегда очень хорошие. Габены обожают своих детей и внуков. Вообще легко находят контакт с детьми. (Габены, как правило, – великолепные учителя.)

Проблемы начинаются, когда в отношения привносится чувство долга. Габен не любит никому и ничем быть обязан. Он будет навещать родственников только тогда, когда ему самому захочется с ними пообщаться; в противном случае общение с ними не доставит ему удовольствия. Габен старается избегать отношений, которые целиком и полностью базируются на обязанностях и обязательствах. «Визиты вежливости» к родственникам, где ему приходится выслушивать упрёки, наставления, либо, что ещё хуже, подробный отчёт о плохом самочувствии, для Габена – пытка 3-й степени.

Габен терпеть не может нравоучений. Ему проще «стать хорошим», когда его таковым считают.

Не позволяет себя «наказывать». Отвечает добром только, если чувствует, что к нему искренне расположены. Не допускает никаких попыток себя перевоспитать – сразу отдаляется или замыкается в себе.

Склонен к сочувствию и состраданию. Своих симпатий и антипатии не демонстрирует (разве что иногда намеренно не скрывает своих желаний).

Своих заслуг не выпячивает, но с неблагодарными людьми старается дела не иметь. Не любит ни о чём просить, поскольку и без просьбы умеет добиваться того, что ему нужно.

Партнёру, с которым ему хорошо, и с которым он себя приятно и спокойно чувствует, доверяет полностью и безоговорочно, позволяя ему даже некоторую фривольность в поведении.

Партнёру, с которым нет полного взаимопонимания, не доверяет и ревнует по малейшему поводу.

Считает себя слишком доверчивым, полагает, что его с лёгкостью можно обмануть. По этой причине мало кого подпускает к себе на близкую дистанцию.

Близкая дистанция возникает у него из отношений «вне дистанции» – на основании очень чуткой, гибкой и мобильной этики отношений, то есть именно такой, какая свойственна его дуалу Гексли . С представителями других психологических типов близкие отношения у Габена складываются довольно трудно и проблематично.

Блок «ид». 7-я позиция. Наблюдательная функция. Волевая сенсорика

Умеет оказывать сильнейшее волевое давление, причём никогда не использует для этого приказной тон.

В случае, когда Габену нужно подчинить человека своей воле, он это делает путём воздействия на его чувственную сенсорику – начинает выражать целую «гамму» неприятнейших ощущений: нетерпение, мучительное желание, раздражение, страдание, обиду, неприязнь. В результате такого воздействия создаётся нетерпимейший сенсорный дискомфорт, болезненно действующий на людей, сенсорика ощущений которых расположена на уязвимых или подсознательно регулируемых позициях.

Действуя таким методом, Габен сравнительно легко добивается удовлетворения многих своих желаний и требований.

Этим же способом он пользуется для того, чтобы резко «сократить дистанцию» со своим вечно ускользающим дуалом Гексли .

Габены не имеют представления о силе своего волевого воздействия. Они её не осознают, не ощущают, не отдают себе в ней отчёта. Часто сами себе они кажутся мягкими, покладистыми людьми. Не всегда понимают, почему другие им так быстро уступают, и обычно относят эти «уступки» за счёт «слабости человеческой натуры» или приписывают их вероятному совпадению желаний.

Со своей стороны, Габен внимательнейшим образом следит за тем, чтобы лично на него никакого волевого воздействия не оказывалось, причём это «наблюдение» у него реализуется подсознательно.

Каждый раз, когда на Габена производится попытка оказать давление, он начинает испытывать неприятные ощущения: страх, напряжение, волнение, раздражение. От этих ощущений он стремится как можно скорее избавиться, поэтому всегда самым простым и доступным способом выходит из ситуации – просто поворачивается и уходит, ничего не говоря и ни на какие вопросы не отвечая. Задержать его или вернуть – невозможно: под «волевое давление» Габен не возвращается. (Если это происходит в ситуации телефонного разговора, Габен может прервать разговор и отключить телефон, а в дополнение ко всему может ещё и уйти из дома, чтобы его уж точно никто не нашёл.)

Любая попытка лишить Габена возможности выхода из ситуации, опять же, ни к чему не приведёт – он, как партизан, перетерпит любое испытание, но давлению не подчинится и слабости своей не проявит. (В конфликтной ситуации иногда может создать видимость уступки, но это своего рода тактическая уловка.)

Как любой представитель 4-й квадры, Габен очень ценит свою внутреннюю свободу и независимость и никому не позволит на неё посягать: перед начальством не робеет, приказному тону не подчиняется, на команды не реагирует, в любой ситуации поступает только по собственному усмотрению.

Добиться от Габена какой-либо уступки можно только, если попросить его в мягкой, но настойчивой форме. Иногда даже достаточно в форме полунамёков. На прямое волевое давление нечего даже и рассчитывать.

Блок «ид». 8-я позиция. Демонстративная функция. Логика соотношений

В ситуации столкновения мнений Габену очень важно оставить за собой последнее слово. Очень важно, чтобы его точка зрения была признана. (Аспекты волевой сенсорики и логики соотношений иногда включаются в работу одновременно, поскольку расположены на одном блоке.) Включаясь в спор, Габен иногда даже как будто забывает, чего ради он это делает. И часто спорит не из соображения поисков истины, а из стремления навязать свою точку зрения или из желания показать себя не глупее других. Причём, чем ниже уровень интеллекта Габена, тем с большим апломбом он его демонстрирует.

Случается, что Габен использует в споре явно недопустимые приёмы: ссылается на какие-то малоизвестные, чуть ли не вымышленные авторитеты, цитирует какие-то сомнительные факты из малоавторитетных источников. И, что характерно, всегда настаивает на неоспоримости своих «доводов».

Спор с Габеном далеко не всегда доставляет интеллектуальное наслаждение его оппонентам. Собственные оригинальные мысли он, в силу своей слабой интуиции, как правило, не часто высказывает. Поэтому вся полемика обычно сводится к не всегда уместному цитированию, которое иногда только уводит в сторону от обсуждаемой темы, и, кроме того, теряя инициативу в споре, Габен начинает либо давить, либо нервничать и раздражаться – и то, и другое наблюдать бывает очень неприятно.

Габен не упустит случая продемонстрировать свои познания в самых различных областях, причём предварительная подготовка ему для этого не требуется. Интересы его действительно довольно обширны, но в силу этого зачастую поверхностны. Поэтому каждый раз, когда предоставляется возможность высказаться на знакомую ему тему, Габен это делает, практически не задумываясь и не слишком вдумываясь в смысл (по принципу «что вижу, о том и говорю»). Причём нелепость собственных высказываний его иногда вовсе не смущает: главное для него в этой ситуации – произвести впечатление «интересного» собеседника.

Такое впечатление, в первую очередь, рассчитано на его дуала Гексли , обычно воспринимающего человека таким, каким он себя преподносит.

Демонстративные рассуждения важны для Габена ещё и постольку, поскольку предполагают двойной психологический смысл. С одной стороны – это смысл его рассуждений, к которому он, казалось бы, даже не всегда прислушивается. С другой стороны – лукавая и многозначительная ирония, которую он в этот момент выражает взглядом и слегка сдерживаемой улыбкой, и которая не имеет никакого отношения к сути его рассуждений.

Вот именно эта многозначительная ирония и есть наиважнейший элемент его этической игры. Она переключает слушателя на совершенно другой план отношений, заставляя его воспринимать логические рассуждения Габена всего лишь как фон или как повод для привлечения внимания. И Гексли , со своей великолепной этической интуицией, это сразу же безошибочно понимает. Понимает, что о чём бы сейчас ни рассуждалось, для Габена – это всего лишь повод выйти «на контакт», это только способ привлечь к себе внимание и удержать его.

Этим же объясняется и стремление Габена произвести благоприятное впечатление по аспекту логики. Ему очень важно ни при каких обстоятельствах не уронить своего престижа перед аудиторией, поскольку Гексли не симпатизирует проигравшим. Кроме того, Габен, подсознательно сориентированный на поверхностный и переменчивый интерес Гексли, знает, как трудно привлечь его внимание и как трудно будет его удержать.

И всё же было бы неверно утверждать, что всегда и при всех обстоятельствах демонстративная рассудительность Габена – это только своего рода позёрство. Вовсе нет! Ведь существуют же какие-то аспекты, действительно занимающие их внимание! И анализируя их, Габены уже не претендуют на демонстративность. Это относится, например, к области изобразительного искусства, где мало кто сравнится с представителями этого типа в умении дать сравнительный анализ цветовой гаммы или композиции того или иного художника.

Аспект сенсорики ощущений – богатейшая тема для габеновской логики. Габен может усмотреть глубочайший философский смысл в композиционном расположении цветовых и тональных пятен. К примеру, любой из фильмов Андрея Тарковского в эстетическом плане является образцом габеновской философии. Здесь и строго симметричное построение кадра, и компоновка его в форме триптиха (3-частной композиции), и игра цветовых и тональных пятен, и игра плоскостей; здесь и пространственные и фактурные эффекты так, что их можно почувствовать как бы на ощупь, игра света и теней, игра звуков, символика звуков, символика ощущений. И вся эта сенсорная символика наполнена глубоким содержанием и философским смыслом. Через эти сенсорные символы выражаются и рассматриваются глубочайшие социальные, психологические, этические и философские аспекты.

(Габен – ревизор)

: Квадра - Дельта , клуб - управленцы , тип мышления - вихревой , группа коммуникабельности - хладнокровный .
Признаки Рейнина : аристократ, упрямый, беспечный, конструктивист, стратег, динамик, позитивист, результатер (левый), серьезный, рассудительный, квестим .
Дуальный тип: ИЭЭ-«Гексли» .

Описание социотипа СЛИ-«Габен»

Габен обладает сильными сенсорикой ощущений и деловой логикой, работающими следующим образом: деловая логика для сенсорики ощущений. То есть Габен будет стремиться минимумом действий добиться более качественного результата, который поможет ему гармонично жить. Габены разумны и рассудительны, будут избегать лишних действий (например, будут тщательно изучать пульт ДУ от ТВ, чтобы не слезать с дивана/кровати). Умеют заботиться и создавать вокруг себя уют и комфорт, однако немного тех людей, для которых они будут это делать. Спокойны и часто неторопливы - важнее сохранить свое ощущение комфорта и гармонии, нежели вписываться в чьи-то временные рамки и ускорять процессы.

Человек, который умеет минимальным количеством действий добиться нужных результатов. Поверхностно разбирается в вопросах отношений с людьми, лаконичен и эффективен. Умеет мастерить, чинить, разобраться в технике. Замкнутый человек. Даже самым общительным представителям требуется отдых от активного взаимодействия с людьми. Среди Габенов есть те, кто следит за собой и хочет хорошо выглядеть, равно как и те, кому этот вопрос не особо важен. Но надо заметить, что если такая цель поставлена, то идеальный внешний вид может быть достигнут небольшими усилиями и затратами. Знают, как следить за своим здоровьем, физическим состоянием.

Люди с таким информационным метаболизмом могут хорошо разбираться в технических предметах и технических вопросах, разбираться в физике процессов. Могут хорошо разбираться в финансах, в вопросах организации деятельности, рабочего процесса. Могут талантливо понимать, как и где можно сэкономить, или может заплатить и вложить деньги так, чтобы результат был оптимален.

Благодаря сильной сенсорике, могут неплохо чувствовать пространство вокруг себя, разбираться в вопросах здоровья и самочувствия, лечения – наиболее эффективными методами в данной конкретной ситуации и в зависимости от целей в будущем. Могут быть аккуратны, следить за внешностью минимальным количеством усилий но так, чтобы выглядело действительно стильно, аккуратно, эстетично. Однако, раз есть уверенность в этой функции, могут также и не обращать особого внимания на этот вопрос – и аккуратность и неряшливость могут быть свойственны любым ТИМам, вопрос в том, кому с этим проще и сколько усилий и с каким результатом потребуется для этого.

Часто уверены в себе, могут постоять за себя как морально, так и физически. Им сложно понять, как проявлять себя ярко и эмоционально, налаживать эмоциональный фон, веселить других, как грустить и переживать полную гамму чувств – в их эмоциях часто больше логики, анализа. И ситуацию проще именно осмыслить, с точки зрения целесообразности, удобства для себя и для кого-то другого, чем прочувствовать. Любят и ценят спонтанность, внезапные идеи, когда происходит что-то незапланированное и ценное и приятное для них. Хотя самим инициировать эти процессы сложнее – скорее это запрос по детскому блоку к кому-то другому. Им может хотеться общаться, точнее, чтобы с ними общались, их общения добивались, разными способами налаживая с ними контакт, устанавливая связь.

Сенсорика дает вполне конкретное мышление, мечтать и фантазировать Габенам сложнее, хотя, конечно, тоже могут. Но чаще относятся к такому скептически, или, по крайней мере, разумная часть не позволяет забыть о том, что реально происходит в мире и полностью погрузиться в мир воображения. При этом за счет сенсорики ощущений, находящейся в сильных функциях, могут обладать хорошим пространственным воображением, рисовать, обрабатывать, заниматься дизайном, оформлять. Могут понять при желании, что нужно сделать, чтобы позаботиться о себе и о других, как покормить, как полечить, как одеть. Если требуется что-то починить – то какими инструментами это лучше сделать, как именно.

Часто молчаливы, лаконичны и склонны выбирать одиночество. Могут быть ленивы и не амбициозны, не хвастливы, причем, в общем случае – трудолюбивы в той работе, которую берут на себя в связи со своим мастерством, могут кропотливо все выполнять, поддерживать рабочий процесс, развиваться в этом. А лень проявляется тогда, когда надо проявлять яркую инициативу, связанную с другими людьми, новыми идеями. В общем, последний абзац - это не ТИМное, но большинству представителей Габенов такое свойственно.

Им безусловно приятно, когда их хвалят и ими восхищаются, когда их труды оценены и признана их уникальность - часто им сложно оценить это самостоятельно. Погружаться в себя и проявлять равнодушие - нормальное состояние для многих представителей данного типа. Выстраивание планов идет автоматически, с целью выстраивания гармонии своего существования в физическом пространстве.

Психолог-консультант.

Интроверты. Кто они? Как их узнать в повседневной жизни?

Основная характеристика интроверта заключается в ориентации человека на свою субъективность, на свою внутреннюю жизнь, внутренние ценности.

Как правило, интроверты – это люди, склонные к рефлексии и созерцанию своего внутреннего мира. Они отличаются высоким интеллектом, образованы, начитаны, вежливы, интеллигентны. В то же время характер интроверта может быть определен как пассивный, застенчивый, с выраженным самообладанием, наблюдается склонность к пессимизму. Если девушка-интроверт идет на близкий контакт, то эта связь осмысленна, по-настоящему глубока и насыщена. То же верно и в отношении мужчины-интроверта.

Рассмотрим типы интровертов и разберем их с учетом четырех базовых психологических функций:

Интровертный мыслительный тип ориентируется прежде всего на субъективное содержание и направленность. Мышление такого рода отличается глубиной и оригинальностью, смелостью интерпретаций и представления результатов. Для такого человека факты имеют второстепенное значение, они часто подыскиваются в качестве примеров для подтверждения идей, которые были рождены внутри субъективности. Есть опасность подтасовки фактической реальности под образ, рожденный человеком с интровертированной установкой. Если окружающая действительность не будет вписываться в разработанный концепт, возможно игнорирование внешнего мира в угоду собственным теоретическим построениям.

Интровертный чувствующий тип производит впечатление молчаливых, отстранённых и холодных людей. Они как бы ищут образ, который живет внутри, и никогда его не находят. Их внутренний мир наполнен яркими переживаниями, внешнее проявление которых более чем сдержанно. Ориентируясь на внутренний оценочный ценз, они могут составлять этический костяк общества. Скудность выражаемых вовне переживаний может воспринимать извне как равнодушие, холодность и безразличие.

Интровертный ощущающий тип можно сравнить со сверхчувствительной фотопластинкой. По своей природе ощущения базируются на субъективной составляющей, т.е. объект изначально вторичен. Зато те впечатления, которые регистрируются органами чувств, ярки и безошибочны: малейшие детали внешности, вкуса, запаха, характер прикосновений, – замечается и фиксируется буквально все. Внешне интровертный ощущающий тип выглядит совершенно бесстрастно. Процесс переработки информации идет внутри. Юнг отмечал недостаток способности рационального суждения у людей данного типа. Их очень сложно понять, и сами они в подавляющем большинстве случаев относятся к себе без понимания.


Интровертный интуитивный тип порождает пророков, поэтов, художников. Этот тип людей обладает повышенной восприимчивостью к тому, что происходит в глубине их сознания. Склонные к мистическим мечтаниям, они скверно ориентируются в мире и окружающих их людях, редко доводят дела до логического завершения. Они часто игнорируют физические потребности своего тела, мирское для них как будто не существует, они теряются в своих фантазиях.

Ганс Айзенк связал свою двухфакторную модель личность (шкалы интроверсии/экстроверсии и нейротизма) с типами темперамента. Напомним, что под темпераментом понимаются врожденные индивидуальные психофизиологические характеристики, влияющие на динамику процессов торможения и возбуждения.

По шкале интроверсии Айзенк выделил два типа:

  • Интроверт стабильный или флегматик;
  • Интроверт невротичный или меланхолик.
Флегматики – это спокойные, уверенные в себе люди, осознающие свою ценность и нетерпящие пустого времяпрепровождения. У них высокая работоспособность и хорошая переносимость неблагоприятных условий среды.

Меланхолики отличаются обидчивостью, ранимостью, нерешительностью, высокой чувствительностью к окружающим, что в свою очередь оборачивается их уязвимостью. У них развито чувство прекрасного, среди них многие талантливые творческие деятели.

Широко распространено мнение о том, что интроверты – это социофобы. Разобравшись в мире интровертов, увидев, в чем сила интровертов, определив признаки интровертов, мы можем сделать вывод, что знак равенства между интровертами и социофобами глубоко ошибочен. Понимая психологию интроверта, можно ответить себе на вопрос о том, как эффективно общаться с ними и строить прочные взаимоотношения.