Биографии Характеристики Анализ

Игорь Павлович Назаров Таежные отшельники: Лыковы и мы. Страх быть свободным

Про семью отшельников-старообрядцев Лыковых мир узнал в 1982 году с легкой руки корреспондента "Комсомольской правды" Василия Михайловича Пескова.

Он написал серию очерков под общим названием "Таёжный тупик" именно они вызвали большой резонанс в СССР. Сам автор признается, что ему с трудом дались эти записи. Он не хотел писать про религию, хотя и не скрывал что сам является атеистом и указывал, что попали на житье-бытье в лесах Лыковы именно из-за своей веры.

В очерках, как и в книге это посвящено мало строк.
Песков пишет о том как выживали отшельники: что ели, где спали, как хозяйствовали...
По идеи историю отшельников надо начинать с рассказа о церковном расколе трехвековой давности. Именно после этого мноиге старообрядцы бежали в труднодоступные районы, где ставили свои селения и жили вдали от мирского. В деревню, где жили Лыковы миряне пришли все же. И Карп Осипович с Акулиной Карповной приняли решение бежать в тайгу. Шли они по реке, тащили лодку с припасами на веревках, как бурлаки, пока не выбрали место для жилья...

Геологи, которые первые увидели избушку Лыковых в 1978г, не знали кто там живет. Они увидели утоптанную тропу, два лабаза, потемневшую от времени избушку. Встретил их сам глава семьи Карп Осипович Лыков и две его дочери Наталья и Агафья.

Дочери Лыковы Агафья и Наталья


Карп Осипович рассказал, что они православные христиане, которые молятся тут и им "с миром жить не можно". Одна из дочерей рыдала, и кричала что "это нам за грехи", вторая молчала. Сыновей Карпа Осиповича геологи увидели только в пятый свой приход. Савин и Михаил были первое время настроены настороженно, но по мере того, как люди приходили к Лыковым все чаще и чаще, отшельники показывали свой добрый и незлобивый нрав. Оказались людьми кроткими, работящими, очень простыми и крайне отсталыми социально. Почти 40 лет на тот момент они жили вдали от мира и не знали что творится в жизни. Они не знали электричества, смеялись и не верили что на Луне были люди ("Как же так - месяц божественно светит - там только ангелы и могут бывать...", говорил старший Лыков).

Агафья сначала показалась Пескову умственно-отсталой, юродивой, но поговорив с ней и узнав поближе он понял, что она отсталая социально, но с разумом все у нее в порядке. Она обладала чувством юмора, могла посмеяться над собой. Умела по хозяйстсву все. Хотя при этом говорила что пока жива была мать "Тятенька картошку не копал, а маменька на кедрину не лазила..."
Питались Лыковы просто: картошка, немного ржи, репа. Охотиться им было сложно потмоу что не было ружей, капканов. Они ставили ловчии ямы, что позволяло добыть по паре оленей в год. Дальше суточного перехода никуда не ходили. Только один раз, когда Михаил догнал марала, за которым шел два дня, вся семья ради мяса совершила долгий переход по тайге.
Мать Агафьи, Акулина Карповна, умерла в 1961 году когда выдался неурожай. Морозы побили всходы, и голод был страшный. Ели кору, солому, даже кожанную обувь. Акулина Карповна скончалась от голода.

Карп Осипович Лыков

Люди, которые стали приходить к Лыковым, помогали им. Приносили одежду, топоры, мотыги - нехватка железа была очень острой. Их единственный топор был сточен почти до обуха, а ножи вытерты так, что и резать ими было почти нельзя.
Михаил рассказывал, что когда он первый раз пришел в поселок геологов, то увидел кучу железного лома - для него было просто богатство! Он долго стоял перед ней, но не смог взять даже ржавой железки, хотя как признался: "Греховные мысли посещали..."
Лыковым показывали телевизор, очень их удивила лампочка, которая "яркая как солнце, глазам больно, а перстом тронул - жжется пузырек". Телевизор признали бесовским порождением, но смотрели в поселке у геологов его с удовольствием...
Правда, сами Лыковы робко говрили, что люди им были посланы свыше, за их молитвы в помощь.

Вскоре умер Михаил в октябре 1981г от воспаления легких, потом Савин в декабре того же года, через 10 дней умерла Наталья. Как говорил старший Лыков "от горя по умершим братьям". Карп Осипович и Агафья остались вдвоем.(Причиной такой скоропостижной смерти называют контакт с миром, люди принесли микробы, которых отшельники не знали. Не, знаю - мне такая вресия кажется сомнительной... Первая смерть наступила лишь через 3 года после первого контакта с геологами...)

Братья Михаил и Савин

Их все время просили переселиться поближе к людям, но они неизменно отказывались своим кротким: "Нам в миру не можно..."

Карп Осипович Лыков и Агафья

Нашлись у Лыковых и родственники, они упорно звали их к себе, но Карп Осипович твердо отказался ехать даже в гости, а вот Агафья решилась.
Пилот вертолета с удивлением вспоминал, как она без испуга вошла в крылатую машину и улыбалась весь полет. Поразил ее по настоящему поезд - "Дом на колесах, который бежит, а за окном все мелькает. Чисто кругом."
Очень понравилось Агафье у родни, но она не осталась. Сказала, что не может представить себе как же так жить-то в миру. Ее возвращение очень обрадовало отца...
Карпу Осиповичу и Агафье подарили коз, кур, уток, привезли собаку. Агафья до того не видела коз, и знала их только по рассказам матери.

Отец старел, и почти все работы легли на плечи Агафьи. В 1987 году они решили переселиться. Агафья начала все приготовления. Построила лабаз на новом месте, перенесла припасы, выкопала погреб, перевела живность. Летом ей помогли срубить дом пожарные. Но отец не успел вселиться в новый дом. Умер у нее на руках. Агафья мало рассказывает об этом, только упоминает, что спрашивал он сколько время "по нашему" и она отвечала "перед рассветом", а потом зазвенел иконы и к отцу пришли ангелы. На этом месте Агафья Лыкова умолкла и больше ничего не говорила.
После смерти отца, она на лыжах за 8 часов добралась до поселка геологов, и упала без чувств в доме местной фельдшерицы. Три дня она прометалась в лихорадке, как вспоминают ее саму еле спасли. На похороны Карпа Осиповича Лыкова собрались все друзья, знакомые родственники.
С этого вермени Агафья жила уже одна...

Когда у нее спрашивали как она одна в тайге зимой? Отвечала: "Страха в душе нет. Чего бояться? Медведи спят, только смотри, чтобы под лесину не попасть, да ногу не подвернуть".
Следующее лето вышло на диво медвежьим - косолапые ломились в хлев, пытались разрыть могилу отца Агафьи. Отшельница отпугивала их выстрелами из ружья, подаренного добрыми людьми, да развешивала "пужала" - красную кофту, праздничный красный сарафан, свое детское платьице...

После того, как Агафья осталась одна, она задумалась о чине иночества, приезжала в монастырь старообрядческий игумении Максимиллы, жила там не долго, правда постриг по старообрядчеству получила. Ее религиозные разногласия с монахинями часовенного согласия стали камнем преткновения.
Правда постриг в монахини позволил Агафье иметь своих послушниц. С ней пять лет прожила Надежда Усик, которая воочию наблюдала жизнь отшельницы.
В 2011 году к Агафье приезжал священник старообрядческой церкви о. Владимир Гошкоредя. Он был первым старообрядческим священником посетившим Агафью.
В 2014 к ней приехал старообрядческий митрополит Корнилий (Титов).

Старообрядческие священники у Агафьи Лыковой

Агафья стала ворцерковленной. Правда безпоповцы ее стали обвинять чуть не в предательстве. Часовенные наставники Зайцев и игуменья Максимилла писали ей, что "Кого у себя приняла, все, крышка, бросай все, приезжай в монастырь..." Зайцев даже приезжал к Агафье и ругал ее за приобщение к РПсЦ. Но Агафья осталась при своем мнении, сказала что без священичества и век уже закончился был, и было бы второе пришествие...

Все кто попадал а Агафье в избушку отмечали ее доброту и щедрость. Никому не отказывает она в приюте. Люди, как и прежде, помогают ей.
Она жива до сих пор. Переписывается с близкими ей людьми. (Агафья, как и все дети Лыковых, благодаря своей матери умели читать и писать.) Правда в январе этого года попала в больницу с болью в ногах и спине. Ей оставили спутниковый телефон на экстренный случай, и она позвонила когда боль стала невыносима. Врачи сказали что угрозы особой нет, но возраст, да и организм уже выработался и тяжело дальше будет жить в таких условиях. Кто знает - может сейчас удастся уговорить упрямую отшельницу перебраться в более комфортные условия... Но она рвется к своим козам и избушке, мечтая умереть там, где вся ее родня похоронена.

В 1978 году, во время геологического облета Саянской тайги, в предгорьях Алтая летчики заметили в диком и глухом лесу, возле горной реки Еринат, странный участок. Он напоминал обработанную землю с грядками. Неужели здесь, так далеко от цивилизации, живут люди? Позже исследовавшая эту часть Саян группа геологов обнаружила Лыковых.

В прессе первые сообщения об обнаружении семьи отшельников появились в 1980 году. Об этом рассказала газета «Социалистическая индустрия», позже - «Красноярский рабочий». А в 1982 году цикл статей, описывающих жизнь в тайге, появился в «Комсомольской правде». О существовании Семьи Лыковых узнал весь Советский Союз.

История семьи

40 лет святые отшельники, как окрестила их пресса, провели в строгом уединении. Поначалу Лыковы жили в одном из поселений староверов, которые были не редкостью в глухих местах у реки Абакан. В 20-х годах советская власть начала проникать и в отдаленные уголки Сибири, и глава семейства, Карл Осипович, принял решение уйти ещё дальше в лес. Семья Лыковых на тот момент состояла из 4-х человек. За мужем последовала жена Акулина и двое детей - 11-летний Савин и 4-летняя Наталия.

Нехитрый скарб был погружен на лодку, которую семейство тащило по притоку Абакана, Еринату, с помощью веревок, как бурлаки. Беглецы так стремились уйти подальше от враждебного мира, что не прекращали свой путь в течение 8-ми недель. Двое младших детей - Дмитрий и Агафья - родились уже в изоляции.

Первое время от людей они не скрывались, жили, не таясь. Но в 1945 году на заимку вышел патруль, преследовавший дезертиров. Это заставило семью уйти ещё дальше в лес.

Причины бегства

Что же заставило Лыковых бежать и жить, как отшельники, в тайге? В 17-м веке в результате церковной реформы в Русской православной церкви произошел раскол. жесткий и амбициозный человек, решил унифицировать церковные обряды и привести их в соответствие с византийскими. Однако Византии на тот момент давно не существовало, и взгляд патриарха был обращен на греков, как на прямых наследников древней культуры. Греческая церковь на тот момент претерпела многочисленные изменения под турецким влиянием.

В результате реформы были произведены существенные изменения в обрядах. Традиционные двуперстное знамение, сугубая аллилуйя и восьмиконечное распятие были признаны богопротивными, а отказавшиеся от новых обрядов люди были преданы анафеме. Началось повсеместное преследование староверов. В результате этих гонений многие бежали подальше от властей и организовывали собственные поселения, где можно было сохранить свои верования и обряды. Новая советская власть опять стала притеснять староверов, и многие ушли ещё дальше от людей.

Состав семьи

Семья Лыковых состояла из шести человек: Карп Осипович с женой Акулиной Карповной и их дети - Савин, Наталия, Дмитрий, Агафья. На сегодняшний день в живых осталась только младшая дочь.

Отшельники в лесу занимались земледелием, ловили рыбу и охотились. Мясо и рыбу солили, заготавливали на зиму. Семейство сохраняло свои обычаи, избегало контактов с окружающим миром. Акулина обучила детей грамоте, Карп Осипович вел календарь. Святые отшельники совершали домашние богослужения. Каждый член семьи имел свое место в маленькой общине, свой характер. Расскажем немного подробнее о каждом.

Карп Осипович

Прирожденный лидер. В миру он был бы председателем колхоза или начальником на заводе. Строгий, самобытный, уверенный. Быть первым, быть главой - сама его суть. Он возглавлял свою небольшую общину и твердой рукой направлял всех её членов.

В беспокойные 30-е годы он принял непростое решение - уйти от людей. Глухая тайга не пугала его. За мужиком безропотно последовали супруга и дети. Для них Карп Осипович был непререкаемым авторитетом во всем. Именно он говорил, как правильно нужно молится, что и когда есть, как работать и относиться друг к другу. Дети звали его «тятенька» и беспрекословно слушались.

Свое положение Карп Осипович поддерживал. Он носил высокую шапку из камуса, сыновья же имели головные уборы, похожие на монашеский клоблук из холстины. Некоторые виды работ отец семейства не выполнял, полностью полагая их на других членов семьи.

Даже в старости старик был бодр. Он активно общался с посетителями, не боялся нового. Без страха заходил в вертолет, исследовал радио и другие вещи, принесенные геологами. Его интересовало, что «люди измыслили». Увидев самолеты и движущиеся звезды (спутники), он не сомневался, что это изобретения большого мира. В феврале 1988 года Карп Осипович скончался.

Акулина Карповна

Лыковы в тайге прожили всю жизнь, и первой покинула этот мир мать семейства. По некоторым данным, женщина родилась в алтайском селе Беи. Будучи ещё ребенком, она научилась читать и писать. передала она и своим детям. Писали ученики на бересте, вместо чернил используя сок жимолости, а вместо ручки - заостренную палочку.

Какой была эта женщина, с детьми на руках уходившая в след за мужем от людей? Ей пришлось пережить множество испытаний, чтобы сохранить свою веру. Плечом к плечу с Карпом Осиповичем она тянула лодку со всем своим имуществом, чтобы жить, как отшельники Сибири. Она рубила лес, помогала строить дом, корчевать пни, рыть погреб, ловила рыбу и сажала картошку, следила за огородом, домом. Она мастерила одежду на всю семью, топила печь и готовила еду. На ней лежало воспитание четверых детей.

Умерла Акулина Карповна в 1961 году от истощения и переутомления. На смертном одре все мысли её были о судьбе детей.

Дмитрий

Младший из сыновей. Он не был фанатически религиозен, но молился, как все. Настоящей его любовью и домом была тайга. Тайны природы с детства увлекали его, он знал всех зверей, их повадки, тропы. Повзрослев, стал ловить зверей. До этого жизнь в тайге проходила без теплых шкур и питательного мяса.

Охотник был поразительно вынослив. Он мог весь день рыть ловчие ямы или преследовать марала, ходил по снегу босой, ночевал зимой в тайге. Характер добрым, миролюбивым. С родными он не конфликтовал, охотно брался за любую работу. Работал с деревом, берестой, плел из хвороста.

В лагере геологов Дмитрий был частым и желанным гостем. Особенно впечатляла его лесопилка - работа, над которой нужно было сидеть не один день, на станке делалась за минуты.

В октябре 1981 года семья Лыковых сообщила в лагере, что Дмитрий болен. По описанию присутствующий среди геологов медик поняла, что это воспаление легких, и предложила помощь. Однако отшельники отказались. Когда семья вернулась домой, то Дмитрий уже не дышал. Он умер в одиночестве на полу крошечной хибарки.

Савин

Старший сын был религиозен и строг. Он был жестким человеком, не терпевшим послаблений. Невысокого роста, с небольшой бородой, Савин был сдержан и даже надменен.

Он самостоятельно освоил выделку кож лосей и маралов и смог пошить для всей семьи легкие сапоги. До этого отшельники сибирской тайги носили берестяные калоши. Савин возгордился и стал пренебрегать мелкими работами, ссылаясь на болезнь. Это порождало напряженность в семье.

Но основной конфликт состоял в другом. Савин был религиозен до фанатизма, требовал от домочадцев тщательнейшего соблюдения обрядов, постов, праздников. Он поднимал семью молиться ночью, читал богослужебные книги и знал Библию наизусть.

По мере взросления Савин стал претендовать на лидерство в семье, начал поучать и поправлять постаревшего отца. Этого Карп Осипович допустить не мог и противостоял сыну. Старик понимал, что из-за строгости сына всем придется нелегко.

В поселке геологов старший сын строго следил за домочадцами. Он считал подобное приобщение к миру греховным, постоянно одергивал: «Нам это не можно!» Особенно пенял за интерес к новому он на своего младшего брата, Дмитрия.

После смерти Дмитрия Савин слег. Обострилась болезнь живота. Ему нужно было лечиться, пить травы и лежать, но он упрямо вышел с домочадцами копать картошку. Тогда выпал ранний снег. Сестра Наталия сидела возле больного, пыталась помочь, ухаживала. Когда Савин умер, женщина сказала, что тоже умрет от горя.

Наталия

Наталия и ее младшая сестра были очень похожи. Наталия была крёстной Агафьи. После смерти матери все женские обязанности свалились на старшую дочь, которая изо всех сил пыталась заменить братьям и сестрам умершую. Она научилась ткать и шить одежду. Её уделом стало кормить, обшивать, лечить семью, сохранять мир среди домочадцев. Но слушались её плохо, в серьез не воспринимали, что очень огорчало женщину.

На похоронах Савина Наталья свалилась без сил и покинула этот мир через 10 дней после смерти брата. Последние слова её были обращены к младшей сестре: «Жалко мне тебя. Одна остаешься…».

Агафья

Босая, чумазая, беспокойная, со странной растянутой речью, она сначала напоминает сумасшедшую. Но, привыкнув к манере общения, понимаешь, что женщина адекватна и не растеряла социальные навыки. Весь её мир состоял из небольшого участка тайги.

Женщина может полностью себя обслужить, умеет готовить, шить, работать топором. Она любит тайгу и свой небольшой огородик.

Вместе с Дмитрием Агафья ходила в лес, ловила маралов, разделывала туши и сушила мясо. Она знает повадки животных, съедобные и лекарственные травы.

Как самая младшая, с острой памятью, она помогала Савину в подсчете дней. Это дело было очень важным для верующих, так как благодаря точному календарю соблюдался пост, отмечались праздники. Когда однажды возникла путаница, все члены семьи были очень обеспокоены, восстановить исчисление времени было важнейшим делом. Острая память юной Агафьи помогла восстановить ход событий, и календарь поразил пришедших геологов своей точностью. Летоисчисление велось по старому обычаю, от Адама (от сотворения мира).

Быт

Жизнь отшельников в тайге проходила в избушке на берегу горного притока реки Еринат, в труднодоступном, диком месте.

На звериных тропах рыли ловчие ямы, а потом сушили мясо на зиму. Рыбу, выловленную в реке, ели сырой, пекли на костре и сушили. Заготавливали ягоды, грибы и орехи.

На огороде выращивали картошку, ячмень, пшеницу, репу, лук, горох. Ткали ткани из конопли, чтобы обеспечить себя одеждой.

Отшельники в тайге устроили хорошо продуманное хозяйство. Огород располагался на склоне горы под уклоном и был разделен на три участка. Культуры были посажены в соответствии со своими биологическими нуждами. Картошку не выращивали на одном месте больше трех лет, чтобы не ухудшался урожай. Для остальных растений было установлено чередование. Болезни посадкам не угрожали.

За подготовкой семян тщательно следили. Размножали их на специальном участке, сроки посева строго соблюдались. Перед посадкой клубни картофеля прогревались.

Успешность ведения хозяйства можно подтвердить тем, что который семья выращивала на протяжении 50 лет, не только не выродился, но и улучшился. В лыковском картофеле высокое содержание крахмала и сухого вещества.

Ничего не зная о химии и биологии, удобряя землю по традиции прошлого века, Лыковы добились успехов в огородничестве. Листья, шишки, травы использовались для удобрения яровых и конопли, а для овощей припасали золу. Трудолюбие и знания помогли выжить отшельникам.

Отшельники в тайге обходились без соли, для добывания огня использовали кремень и кресало.

Известность

В 1982 году о Лыковых были написаны несколько статей в газете «Комсомольская правда». Автор этих материалов, журналист часто посещал заимку и изложил свои наблюдения в книге «Таежный тупик».

С медицинской стороны за семьей наблюдал врач Назаров Игорь Павлович. Он предположил, что причиной смерти молодых Лыковых стало отсутствие иммунитета ко многим современным вирусам из-за отсутствия контактов с внешним миром. Это привело к пневмонии. Свои впечатления от посещения семьи он изложил в книге «Таёжные отшельники».

Агафья сегодня

Несмотря на запрет отца, Агафья предпринимает поездку к цивилизации, но все же возвращается в тайгу. В 1988 году младшая из семьи Лыковых остается одна. Собственными силами она строит себе новое жилище. В 1990 году она пытается примкнуть к но по прошествии некоторого времени снова возвращается к прежней жизни.

Сегодня женщина по-прежнему живет в 300 километрах от ближайшего жилья. Власти помогли ей обзавестись фермой. На заимке теперь живут козы, куры, пес и 9 кошек. Иногда её посещают геологи и привозят необходимые вещи. Есть у староверки и сосед - геолог Ерофей Седой, один из который обеспечил семье контакт с цивилизацией. Дальние родственники неоднократно предлагали женщине переехать к людям, но она отказалась.

Другие отшельники

Случай семьи Лыковых не уникален. Семья стала известной из-за широкого освещения в прессе благодаря посещению журналиста. Отшельники в тайге живут годами, существуют тайные монастыри, скрытни, где обитают люди, ушедшие от цивилизации по своему желанию. Много в Сибири и удаленных деревень, существующих абсолютно автономно.

Менять свой образ жизни он не собирается. В 56 километрах от Тюмени в Ялуторовском районе живет Виктор Бобок. В лесу, между болотами и озерами когда-то обитали сборщики живицы - сосновой смолы, от артели которых осталась пара развалившихся бараков. Чуть позже это место облюбовали охотники.

Рядом с артелью они построили свой кордон, где смотрителем устроился Виктор Бобок. Со временем и это хозяйство пришло в запустение. А Виктор так и остался здесь жить - без электроэнергии, средств связи и вдали от цивилизации. Менять свой образ жизни он не собирается.


Нежданные гости

До дома Виктора Бобка просто так не добраться. Провожатым стал рыбак и охотник Виталий. «Знакомые охотники говорят, он неделю пьет. Вряд ли сможет с нами поговорить, но попробовать стоит. Если испортится, потом долго к нему не проехать будет», - предупредил Виталий. При въезде в лес еще встречаются дома, редкие грибники, а через несколько километров - никого. И вдруг показывается несколько бесхозных построек.

Виктор никого не ждет у себя: знакомые приезжают без спросу, а те, кто заплутал или заехал по ошибке, узнают дорогу и быстро покидают это место. Время подходило к обеду. В этот день он поздно встал, долго собирался, а когда залез в лодку, чтобы проверить улов и поставить новые сети, приехали нежданные гости. Выбравшись из лодки на шаткий мостик, Виктор сказал: «Кто сюда едет, никогда не спрашивает разрешения».


Он дергает старую дверь - никаких замков, ковриков перед входом или в прихожей его дома. Внутри одна комната с печью и три окна. В углу небольшой, заставленный посудой и заложенный бумагами стол. По стенам — продавленные диваны. За шторкой — неубранная кровать.

Потолок измазан известью. «Пьяное художество», - прокомментировал Виктор.

Во дворе различные хозяйственные постройки, бочки, лавки с тряпками, сети, стол с грязной посудой и баня, капитальная, с комнатами для отдыха, широким предбанником и резным зеркалом. Но Виктор ее не топит. Тут же несколько недостроенных строений, длинный деревянный гараж, который по назначению никогда не использовался, синий вагончик охотников и беседка.


Официально Виктор Бобок работает смотрителем, следит за домом и двумя озерами. В месяц получает восемь тысяч наличными. Еще восемь тысяч рублей пенсии переводят ему на пластиковую карту. Из собственности у него несколько пакетов вещей. Ему 69 лет и почти сорок из них он живет в лесу. По началу выбирался в город, ездил на родину на Украину. А теперь почти безвылазно один. «И любовь была, куда она делась. Да только какая дура в лес пойдет жить», - спрашивает Виктор, ковыряя пальцем стол.

За длинным рублём

Первое время вместе с Виктором работали еще три смотрителя. Трудились все, сменяя друг друга. Но потом сменщики по разным причинам разбежались, так он остался один.


Родился Виктор в селе Редьковка Репкинского района Черниговской области Украины. Говорит, что от родного села ничего не осталось - расселили после трагедии в Чернобыле. «У меня ведь два брата были. Несколько лет назад друг мне звонил, сказал, что старший отошел в мир иной. А другой в Израиле проживал - женился на еврейке. Что с ним — не знаю. Он еще мальчишкой бросил школу и уехал работать на шахты. Потом возвращался домой и снова уезжал. Помню, он на заработанные деньги купил часы и поспорил с другом, что они противоударные. Раз об стену ударил — не повредил, а потом как швырнет — разлетелись», - вспоминает Виктор.

Он окончил десять классов в поселке Любеч. Два года в армии, служил в небольшом немецком городке Ордруфе. В месяц получал 20 марок и 12 пачек сигарет. Германии толком и не видел. После демобилизации обустроился в Чернигове, работал каменщиком на заводе ЖБИ, вслед за другом переехал в Киев. Стал термистом.

«А потом слышу, авантюрист один бригаду на заработки набирает. Говорит, мол поедем в Тюмень. Пообещал кучу денег, по тыще в месяц. Думал, вернусь, куплю лодку, буду по Днепру на моторке гонять. Ага, до сих пор гоняю. Родители говорили, куда ты прешься. Но я ведь молодой


был, как остановить. Столько лет прошло, как вернуться обратно, - сам у себя спрашивает Виктор. - В Рощино можно было приехать, заплатить за билет 50 рублей 50 копеек, и через три часа ты уже в Киеве. Последний раз был там в 1980-х. Теперь напрямую не улететь».

Первое время Виктор Бобок работал на стройках Тюменской области: возводил утятники в Онохино, строил школы в Червишево и Бухтале. От напряженной работы на стройке начало шалить здоровье. Предложили стать смотрителем — согласился. За несколько лет сменил три места, и все в лесных сторожках. Жил в Нижнетавдинском районе. А в 2001 году пригласили сюда, в Ялуторовский район.

«Надоела стройка - хлопнула спина. Кирпичи стало тяжко таскать. Так и перешел в сторожа. Жил на озерах Сингуль, Кучак, у пожарников, охотников, строителей. С последнего места ушел - слишком людно было. Куда мне теперь из сторожей? Не уследишь - петуха пустят, и все, и нет ничего. Все махом спалится. Сколько домов егерских пожгли. Но я, конечно, не егерь. Егерь должен в лесу зверя считать, да охотников гонять. А я так - базу сторожу», - продолжил рассказ Виктор и позвал на экскурсию по окрестностям.

Рядом с его домом еще один, попросторнее. Когда-то в нем стояли кровати, висели шторы, а здание отапливалось. О былой роскоши напоминает лишь трюмо и чугунные батареи. Виктор говорит, что много раз эти охотничьи угодья перепродавали, и кто теперь хозяин, он не знает.

Идем к трактору. «Раньше ходил пешком 14 километров до деревни. Помню, печка дома не заладилась - дым повалил в комнату. А ночью комната стынет. Чего утра ждать? Собрался, взял нож и пошел в деревню за печником. Нашел, печку сладили. С трактором совсем другое дело жить, в деревню за хлебом и сгущенкой с кофе можно поехать, а не пойти. Пенсию хапнуть. Если закоротить контакты, то и телефон зарядишь. Он у меня выключен всегда, но иногда звоню».

Сашка и животные

К домику подъезжает внедорожник. Виктор спешит к нему. Рыбак Сашка сдвигает в сторону грязную посуду и какие-то коробки и достает из черного пакета на стол пять пачек сигарет, колбасу, холодец, сало, огурцы, несколько булок хлеба. Его товарищ Володя ищет спички, чтобы поставить чайник на черную от копоти и жира газовую плиту. К столу зовут и Виктора. Тот отмахивается и нервно достает сигарету.

Этот Сашка три года назад привез Виктору черную кошку Багиру, которая лежит на печи. По весне она ловит зайцев, говорят, размером с себя. Виктор как-то залез на крышу и нашел там несколько шкурок.

«Ладно заяц по земле бегает, но как она белку-то поймала? Кошка хорошая, меня от мышей спасает. Когда не было живности дома, только за зиму в бутылку из под шампанского поймал 93 штуки», - говорит он.

Когда-то Виктор держал кур, но их съела куница. Однажды зимовал поросенок. Но помнит он совсем других зверей. «Пурга у меня была, собачка и кот Кеша. Зимой собака войдет в дом, ляжет у порога, а кот ее начнет вылизывать. Дружно жили. А потом все. Похоронил их тут недалеко, - Виктор закуривает еще одну сигарету. - Что-то не охота другой собаки. Зайцы зимой под окном бегают. А сегодня иду на озеро, на дороге маленький гадюченок. Перешагнул и пошел дальше. Пусть живет. Еще зимой на озере жила стая волков. А рядом - кабаны дикие: свинья и пять поросят. Как-то раз я на лыжах вышел к озеру, вижу уже только следы трех хрюшек. Через пару дней уже двое осталось. А потом один. Пока всех не съели — не ушли отсюда волки».

Виктор признается, что несколько лет назад перестал охотиться — стало жалко животных. «Чем старше становишься, тем жальче. Весной, правда, убил селезня. Застрелил. Привез. Супчику сварил на костре. А потом думаю, вот зачем я убил. Он в гости прилетел, а я убил. Поставил ружье. И теперь стреляю в небо только в Новый год. Вот и вся охота у меня. Это когда в городе живешь, убить кого-нибудь хочется, а когда живешь рядом с ними - жалко. Кругом друзья», - задумчиво произносит он и добавляет, что никогда ни от кого не закрывает дверь.

Костыли

Есть у Виктора и своя традиция — встречать Новый год двумя выстрелами из ружья в небо и с бутылкой шампанского. Правда, прошлый

праздник проспал — откупорил алкоголь раньше положенного. В новый год как и во все остальные дни у него работает радио, а вот телевизор давно не смотрел. «Электричества нет. Да и зачем оно мне? На лампочку что ли смотреть?» - спрашивает он.

Прошлый год для Виктора был памятный: несколько раз ездил в Тюмень. В углу комнаты, обтянутые паутиной, стоят костыли. В прошлом году полез на охотничий буран и повредил ахиллово сухожилие. Зашивать повезли во ОКБ №2. Сам Виктор выбраться из глуши не мог — позвонил Сашке. «Я что, ненормальный болеть», - возмущается он и утверждает, что за все время болел один раз — простыл этим летом. Сушил траву, было жарко, вот и открыл окна. А ночью прихватило. Лечит себя Виктор травами, заваривает по рецепту травницы Лидии Суриной. Ее книгу только и хранит дома.

Правда, вспоминает еще случай, но там обошлось без экстренной помощи: купался в речке, хлебнул воды и потерял вставные зубы. Пришлось делать новые. Если ему нужна помощь, в первую очередь звонит Сашке. Ему позвонил, и когда у его беседки убили человека.

«В прошлом году, по весне, приехали знакомые, с которыми в бригаде раньше работал. Капалуху застрелили, ободрали, я пошел варить. Конечно, выпивали. Напарники поругались. Один ушел музыку слушать в машину, а другой подошел к нему и вставил нож в горло. Бах. Я закричал: «Что ты натворил!» Руки на голову и пошел к нему. Дурак. Он мог и меня пырнуть. Я в лес убежал. А что, ждать пока аппетит разгорится. Телефон в кармане как раз был. Звоню в деревню, мол, убийство. Выходил из леса, но душегуб мне снова сказал убираться. Судили его, я ездил на суд. Червонец дали. Ни с того ни с сего. Открывает дверь и как в стог сена бух ему. Я не успел испугаться, понял лишь, что в сонную артерию. Человека убил», - Виктор заканчивает историю матами, отмахивается и уходит к костру.

Кузьмич

Виктор, зажигая от костра одну сигарету за другой, шутит, что живет за границей. О том, что происходит в мире, узнает от гостей да из новостей по радио. Приемник в комнате включается первым. Раньше новости доносило «Эхо Москвы», а после того, как частота стала недоступна, - «Комсомольская правда» и «Вести ФМ».

«Ох, сегодня Соловейку слушал. Ему бы лет на 100 раньше родиться. Лев Давыдович ему бы сам маузер перезаряжал. А вообще, я тут все время один. К такой жизни я привык. А вот в городе дурею: там машины одни. Пешком только такие как я ходят», - рассуждает он.

Себя хозяином охотничьего кордона Виктор не считает. «Никак оно наше не бывает. Не мое это все. Мы гости тут, - закуривает еще одну сигарету и цокает языком. - Домой охота. К отеческим гробам. Как только сейчас туда? Родители в Редьковке лежат. Мать с 1915 года была, отец — с 1913. Больше ста лет было бы. Помню, мне четыре года, Сталин умер. С крыши уже капало. Отец пришел и говорит матери: «Топишь печь, ничего не знаешь. Рябый сдох». В деревне только одна учительница плакала. Остальные перекрестились».

Когда Виктора спрашиваешь о счастье, он хмурится. «Несчастным не чувствую. А счастливым? Как это? Меряется ли чем-то счастье это? Есть небо — счастье. А ночью на звезды гляжу: медведица движется, за год кружок сделала. Все ближе к свечке», - продолжает он и замечает, что тут ведь даже никуда не уйти. С двух сторон озера, с третьей - болото.

О переезде в деревню Виктор не думает: «Кто тебе предложит в деревне жить? Да и что делать в деревне? Тут можно тоже делать, что и в деревне».

На прощание сравнивает себя с Кузьмичом из фильма «Особенности национальной охоты». «Как-то так получилось, что в лес ушел. Понравилось в лесу. Человек ко всему привыкает. О чем в детстве мечтал — не помню. Я просто хотел стать. О чем можно жалеть вообще? Не жалею, ни зову, не плачу. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? А вообще, что я копаюсь в своей голове? Я таких вопросов не задаю. Что есть, то и есть. Потому что — вот и все».

Елена Познахарёва, фото Павла Захарова

Сибирские просторы всегда были привлекательны для различного рода вольных людей, желающих жить вдали от основной цивилизации и общественных институтов. Да и сама по себе Сибирь была открыта вольными казаками, уходившими в те бескрайние дали в поисках свободы и независимости. Староверы, бежавшие от чудовищного преследования, находили своё пристанище в глухих таёжных регионах Западной и Восточной Сибири. При этом чем глубже они заходили, тем сильнее считалась у них вера. Чем более суровые условия их ожидали в сибирской пустыни, тем выдержанней и крепче они верили в Бога, уповая лишь на Его милость.

Отшельники были во все времена, в любом обществе когда-либо имелись такие люди, для которых свобода, независимость и вольная жизнь - это не просто слова, но нечто совершенно иное, чем для простого обывателя. Свобода и воля для таких людей - это то, что даёт им силы, что заставляет действовать, преодолевать преграды и невзгоды, бороться и не сдаваться. Это нечто, что сидит в их нутре, заставляя жить, то, ради чего вообще хочется жить.

Так получилось, что для общества отшельники выглядят чудаками, а зачастую вообще безумцами. Скудный быт, порой аскетические условия и общая суровость региона превращают отшельников в каких-то чудаков. Плюс к тому, зачастую имеет место религиозный фанатизм. Вроде бы, что вам всем не живётся-то нормально? Почему вас так тянет в глушь? Что там такого, мёдом что-ли намазано? - Не понимает обыватель.

Сибирские отшельники - особый вид людей. Отшельники проживают и в других регионах, в более тёплых. Однако отшельники Сибири интересны как раз именно всей этой суровостью и выдержанностью, которыми они обладают в избытке по сравнению с нами, городскими пижонами.

Староверы Лыковы

Самыми известными и интересными сибирскими отшельниками являются Лыковы. Про них уже много имеется различного материала, статей, фото, видеофильмов. История переселения Лыковых в Саянскую тайгу начинается в 30-е годы прошлого века, тогда несколько семей старообрядцев бежали от надвигающейся угрозы Советской власти. Но самыми суровыми староверами была семья Карпа Осиповича Лыкова, ибо Лыковы ушли дальше всех: по течению реки Большой Абакан - к устью Ерината. Состав семьи Лыковых: Карп Осипович - отец, Акулина Карповна - мать, Савин - сын, Наталья - дочь, Дмитрий - сын, Агафья - дочь.

Карп Осипович и Агафья Лыковы

Савин и Дмитрий Лыковы


Агафья Лыкова в наши дни

Агафьина деятельность

Лыковы жили в атмосфере крайней изоляции, имея лишь немногочисленные контакты с другими людьми, быт их был крайне аскетичным и простым. В 1978 году геологи случайно наткнулись на их заимку на реке Еринат - и весть о семье староверов разлетелась по всему Союзу в виде сенсации. Живя в атмосфере изоляции, Лыковы не имели иммунитета ко многим заболеваниям, и после встречи с людьми, пришедшими из посетить, все, кроме Агафьи, заболели и вскоре скончались. В крови Агафьи обнаружены антитела к клещевому энцефалиту и Боррелиозу. Агафья Лыкова, последняя ныне живущая из рода Лыковых, до сих пор проживает на этом месте. В разные времена к ней подселялись люди, жили какое-то время, помогали ей, но на сегодняшний момент она проживает одна в глухой саянской тайге. Самая известная отшельница.

Отшельник Виктор

Когда-то сибирский отшельник Виктор работал на барже в Красноярском порту, а сейчас проживает в небольшой избе на берегу Енисея, примерно в 55 километрах к югу от Красноярска. Свою избу он построил сам, как и обустроил весь необходимый быт. Виктор занимается ловлей рыбы, которой полно в Енисее, сбором дикорастущих растений, грибов и ягод, коими богата сибирская тайга.

Читает Библию и наслаждается одиночеством на фоне бескрайних просторов тайги. В 47 лет он бросил свою прежнюю жизнь и решил переселиться в тайгу. С виду слегка заурядный, но добрый человек.

Саянские отшельники

В Республики Тыва, в далеком Восточном Саяне в районе озера Дерлик-Холь на охотничей базе под началом Архимадрита Константина обосновались отшельники старообрядцы. В диких и труднодоступных местах, куда просто так еще и не дойдёшь (доедешь), они проживают уже около 8 лет. С верой в Господа и молитвами. Когда отшельники только заселили этот край, проходящие мимо охотники поначалу только посмеивались, пугали их комарами да медведями, но после многих лет таёжной жизни бывалые охотники сами начали просить совета у этих людей.

Матушка Анастасия, Архимадрит Константин и матушка Илария

Заготовка дров

Архимадрит Константин, ранее проживающий в Самаре, ушел в тайгу с другими людьми еще 8 лет назад, однако сейчас их осталось только трое - остальные вернулись в цивилизацию. Занятие у них традиционно таёжное: заготовка кедрового ореха, сбор дикорастущих растений, ну и, конечно, рыбалка. Щука, хариус, таймень, ленок. Постные блины на огарках восковых свечей и скудный рацион питания сибирских отшельников. Туристы и охотники иногда помогают им припасами, которые отшельники употребляют очень экономно, живут впроголоть. Одно время в газетах про них шла нехорошая молва, монахов обвиняли в различных делах, но ничего не подтвердилось. Людей вывезли вертолетом на большую землю, а сейчас журналисты утихли и не лезут в их жизнь.

Антипины

С 1982 по 2002 год семья отшельников Антипиных прожили в глухой сибирской тайге. Глава семейства Виктор Антипин (Марцинкевич) с детства мечтал жить на природе в её первозданном виде. Виктор уговорил свою 15-летнюю падчерицу уйти с ним в тайгу за сотни километров от цивилизации. У них родилось шестеро детей. Однако история отшельников закончилась печально. Виктор умер в 2004 году в тайге один от голода либо от простуды после того, как его семья покинула его.

Виктор Марцинкевич, не желая носить прежнюю фамилию, сменил её на фамилию жены - Антипин. По его мнению, приставка "Анти" в ней обозначала его взгляды как "против", т.е. противника цивилизации. Они поселились за 200 км от ближайшего населенного пункта в Эвенкийской тайге, в 1983 году у них родился сын Северьян, который вскоре умер от простуды. Через год родился еще один сын - Ваня, который умер от клещевого энцефалита в возрасте 6 лет. Зимой 1986 года родилась дочь, которую они назвали Оленья из-за того, что в эту лютую зиму Виктору удалось добыть оленя, который прокормил их.

Далее Антипины перебрались на Бирюсу, Виктор устроился на работу, семье выделили участок леса, где они выращивали овощи. После этого у них родились Витя, Миша и Алеся. Питались они добытым зверем, рыбой, орехами, ягодами, грибами, выращенными овощами. Одежду шили сами, перешивали из старой. Все дети умели читать и писать. Сейчас дети живут своей жизнь, работают.

Алтайские отшельники Наумкины

Под влиянием эзотерических воззрений семья Наумкиных, ранее проживающая в городе Бийске, в начале 90-х годов продали 2 квартиры и перебрались жить в алтайскую тайгу из-за того, что у отца семейства Александра Наумкина начались проблемы со здоровьем. В 1993 году у них родился сын Оджан. Наумкины проживают в землянке, оборудованной для постоянной оседлой жизни.

Наумкины

Оджан возле огорода


Питание отшельников "по-отшельницки" скудное: грибы, ягоды, овощи из огорода - мясная пища бывает нечасто. Наумкины вполне доброжелательны, без явного религиозного фанатизма. Журналисты Оджана прозвали Маугли, потому что он родился и вырос в лесу, однако образование, которое ему дали родители, не подтверждает это прозвище. В 2013 году они переехали в Приморье, 12 ноября 2013 года Оджан впервые получил Свидетельство о рождении, а на следующий день - паспорт. Родители не держат его и не заставляют жить в лесу. Оджан же сам не против жизни в городе, так же, как и в лесу. Как и отец, Оджан занимается рисованием.

Отшельник Юрий

В Куйбышевском районе Новосибирской области с 91-го года проживает отшельник Юрий Глущенко. Единственные соседи Юрия - три кошки и пес Борзик. Без религиозного фанатизма, обычный мужчина советской закалки проживает в труднодоступном месте среди болот и топей Западной Сибири. 25 лет он живет без благ цивилизации, питается таёжными дарами, грибами, ягодами, как и все таежные отшельники.

В избе полный порядок и чистота, небольшой чёрно-белый телевизор и электричество непонятного происхождения. Мобильник есть, но здесь он не ловит. Юрий присматривает за лесом, держит его в порядке - ведь это его родной дом. Весьма аккуратный и работящий человек, решивший уйти от общества по каким-то причинам. Говорят, из-за несчастной любви, но мы-то с вами знаем, что не из-за неё, а потому, почему и остальные отшельники уходят - из-за стремления к вольной, уединенной жизни, без суеты и городской грязи.

Якутский отшельник

В далекой Якутии вот уже около 25 лет проживает отшельником один человек. Имени его, увы, не узнал пока. Сейчас ему около 75 лет. Приехал в Якутию он в 1976 году для работы в артели, далее был арест и побег из камеры, в итоге был пойман и отсидел 10 лет. Как освободился, так осел там же. Сам по себе не уголовник, а скорее просто слегка хулиганистого склада ума (сидел за анашу). Был влюблён в местную якутянку, потом пытался застрелиться от несчастной любви, но гладкоствольное ружье дало аж 2 осечки за раз.

Рассказывает о своей жизни, на фоне избы и якутских лошадей

Заготовка питьевой воды

Весьма разговорчив и эмоционален, с большой аутентичной бородой. Лечит желудок одуванчиком, но при этом в избе имеются пустые бутылки Столичной. Живёт с молодой женщиной-якуткой, при этом бутыли от Столичной могут принадлежать ей, а не ему, поскольку говорил, что водку не пьёт. Традиционно для якутского крестьянина разводит лошадей якутской породы, которые не боятся сильных морозов.

Отшельники плато Путорана

На далеком севере, там, куда добраться не так легко, даже по сибирским меркам, на знаменитом плато Путорана проживают два отшельника: Борис Чевучелов и Виктор Шереш. В разных местах, на своих заимках. Борис работает на гидропосту от местной ГЭС, а Виктор на гидрометеостанции на реке Курейка. Удивительные люди: имеют семьи, но предпочитают жить и обитать в этих суровых местах плато Путорана.

Вольный охотник Виктор Шереш

Борис Чевучелов


Гидропост Бориса

Климат плато Путорана суров. Зимы холодные и длинные, лето дождливое и короткое. Горная местность с её безжизненными камнями вулканического происхождения. Лесотундра богата ягодой и зверем. Реки изобилуют рыбой. Хариус, таймень, голец, где-то щука и окунь, стаи тугуна и другой сибирской рыбы. Надеяться можно только на свои силы - Заполярье слабости не прощает. Помимо своих основных дел они занимаются пушниной и время от времени помогают с заброской туристам, прибывшим на плато Путорана. Отшельники стали главными героями документального фильма А. Свешникова "Люди плато Путорана".

Сибирские просторы всегда были привлекательны для различного рода вольных людей, желающих жить вдали от основной цивилизации и общественных институтов. Да и сама по себе Сибирь была открыта вольными казаками, уходившими в те бескрайние дали, в поисках свободы и независимости. Староверы, бежавшие от чудовищного преследования, находили своё пристанище в глухих таёжных регионах Западной и Восточной Сибири. При этом чем глубже они заходили, тем сильнее считалась у них вера. Чем более суровые условия их ожидали в сибирской пустыни, тем более выдержанней и крепче они верили в Бога, уповая лишь на Его милость. 30+ фото.

Отшельники были во все времена, в любом обществе когда-либо имелись такие люди, для которых свобода, независимость и вольная жизнь, это не просто слова, но нечто совершенно иное, чем для простого обывателя. Свобода и воля для таких людей - это то, что даёт им силы, что заставляет действовать, преодолевать преграды и невзгоды, бороться и не сдаваться. Это нечто, что сидит в их нутре, заставляя их жить, то, ради чего вообще хочется жить.

Так получилось, что для общества отшельники выглядят чудаками, а зачастую вообще безумцами. Скудный быт, порой аскетические условия и общая суровость региона превращают отшельников в каких-то чудаков. Плюс к тому зачастую имеет место быть религиозный фанатизм. Вроде бы: что вам всем не живётся то нормально? Почему вас так тянет в глушь? Что там такого, мёдом что-ли намазано? - не понимает обыватель.

Сибирские отшельники - это особый вид людей. Отшельники проживают и в других регионах, в более тёплых. Однако отшельники Сибири интересны как раз именно всей этой суровостью и выдержанностью, которыми они обладают в избытке, по сравнению с нами, городскими пижонами.


СТАРОВЕРЫ ЛЫКОВЫ.

Самыми известными и, поэтому, самыми интересными сибирскими отшельниками являются Лыковы. Про них уже много имеется различного материала, статей, фото, видеофильмов. История переселения Лыковых в Саянскую тайгу начинается в 30-е годы прошлого века, тогда несколько семей старообрядцев бежали от надвигающейся угрозы Советской власти. Но самыми суровыми были семья Карпа Осиповича, которые ушли дальше всех, по течению реки Большой Абакан к устью Ерината. Состав семьи Лыковых: Карп Осипович - отец, Акулина Карповна - мать, Савин - сын, Наталья - дочь, Дмитрий - сын, Агафья - дочь.


Лыковы жили в атмосфере крайней изоляции, имея лишь не многочисленные контакты с другими людьми, быт их был крайне аскетичным и простым. В 1978 году геологи случайно наткнулись на их заимку на реке Еринат и весть о них разлетелась по всему Союзу в виде сенсации. Живя в атмосфере изоляции люди не имели иммунитета ко многим заболеваниям, после встречи с другими людьми все, кроме Агафьи заболели и вскоре скончались. В крови Агафьи обнаружены антитела к клещевому энцефалиту и Боррелиозу. Агафья Лыкова, последняя ныне живущая из рода Лыковых, до сих пор проживает на этом месте. В разные времена к ней подселялись люди, жили какое-то время, помогали ей, но на сегодняшний момент она проживает одна, в глухой саянской тайге. Самая известная отшельница.




ОТШЕЛЬНИК ВИКТОР.

Когда-то сибирский отшельник Виктор работал на барже в Красноярском порту, а сейчас проживает в небольшой избе на берегу Енисея, примерно в 55 километрах к югу от Красноярска. Свою избу он построил сам, как и обустроил весь необходимый быт. Виктор занимается ловлей рыбы, которой полно в Енисеи, сбором дикорастущих растений, грибов и ягод, коими богата сибирская тайга.


Читает Библию и наслаждается одиночеством на фоне бескрайних просторов тайги. В 47 лет он бросил свою прежнюю жизнь и решил переселиться в тайге. С виду слегка заурядный, но добрый человек.


САЯНСКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ.

В Республики Тыва, в далеком Восточном Саяне, в районе озера Дерлик-Холь, на охотничей базе, под началом Архимадрита Константина обосновались отшельники старообрядцы. В диких и труднодоступных местах, куда просто так еще и не дойдёшь (доедешь), они проживают уже около 8 лет. С верой в Господа и молитвами. Проходящие мимо них охотники по началу подсмеивались над ними, когда отшельники только заселили этот край. Пугали их комарами да медведями, но после многих лет таёжной жизни бывалые охотники сами начали просить совета у этих людей.



АНТИПИНЫ.

С 1982 по 2002 год семья отшельников Антипиных прожили в глухой сибирской тайге. Глава семейства Виктор Антипин (Марцинкевич) с детства мечтал жить на природе в её первозданном виде. Виктор уговорил свою 15-летнюю падчерицу уйти с ним в тайгу за сотни километров от цивилизации. У них родилось шестеро детей. Однако история отшельников закончилась печально. Виктор умер в 2004 году в тайге один от голода либо от простуды, после того, как его семья покинула его.


Виктор Марцинкевич, не желая носить прежнюю фамилию сменил её на фамилию жены Антипин, по его мнению приставка "Анти" в ней обозначала его взгляды, как "против", т.е. противника цивилизации. Они поселились за 200 км от ближайшего населенного пункта в Эвенкийской тайге, в 1983 году у них родился сын Северьян, который вскоре умер от простуды. Через год родился еще один сын Ваня, который умер от клещевого энцефалита в возрасте 6 лет. Зимой 1986 года родилась дочь, которую они назвали Оленья, из-за того, что в эту лютую зиму Виктору удалось добыть оленя, который прокормил их.

Далее Антипины перебрались на Бирюсу, Виктор устроился на работу, семье выделили участок леса, где они выращивали овощи. После этого у них родились Витя, Миша и Алеся. Питались они добытым зверем, рыбой, орехами, ягодами, грибами, выращенными овощами. Одежду шили сами, подшивали из старой. Все дети умели читать и писать. Сейчас дети живут своей жизнь, работают.


Питание отшельников "по-отшельницки" скудное. Грибы, ягоды, овощи из огорода, мясная пища бывает не часто. Наумкины вполне доброжелательны, без явного религиозного фанатизма. Журналисты Оджана прозвали Маугли, потому что он родился и вырос в лесу, однако образование, которое ему дали родители не подтверждает это прозвище. В 2013 году они переехали в Приморье, 12 ноября 2013 года Оджан впервые получил Свидетельство о рождении, а на следующий день - паспорт. Родители не держат его и не заставляют жить в лесу, Оджан же сам не против жизни в городе, так же, как и в лесу. Так же, как и отец, Оджан занимается рисованием.



АЛТАЙСКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ НАУМКИНЫ.

Под влиянием эзотерических воззрений семья Наумкиных в начале 90-х годов, ранее проживающие в городе Бийске, продали 2 квартиры и перебрались жить в алтайскую тайгу, из-за того, что у отца семейства Александра Наумкина начались проблемы со здоровьем. В 1993 году у них родился сын Оджан. Наумкины проживают в землянке, оборудованной для постоянной оседлой жизни.



ОТШЕЛЬНИК ЮРИЙ.

В Куйбышевском районе Новосибирской области с 91-го года проживает отшельник Юрий Глущенко. Единственные соседи Юрия - три кошки и пес Борзик. Без религиозного фанатизма, обычный мужчина советской закалки, проживает в труднодоступном месте среди болот и топей Западной Сибири. 25 лет он живет без благ цивилизации, питается таёжными дарами, грибами, ягодами, как и все таежные отшельники.


В избе полный порядок и чистота, небольшой чёрно-белый телевизор и электричество, непонятного происхождения. Мобильник есть, но здесь он не ловит. Юрий присматривает за лесом, держит его в порядке, ведь это его родной дом. Весьма аккуратный и работящий человек, решивший уйти от общества по каким-то причинам. Говорят, из-за несчастной любви, но мы то с вами знаем, что не из-за неё, а потому, почему и остальные отшельники уходят - из-за стремления к вольной, уединенной жизни, без суеты и городской грязи.


ЯКУТСКИЙ ОТШЕЛЬНИК

В далекой Якутии вот уже около 25 лет проживает отшельником один человек. Имени его, увы, не узнал пока. Сейчас ему около 75 лет. Приехал в Якутию он в 1976 году для работы в артели, далее был арест и побег из камеры, в итоге был пойман и отсидел 10 лет. Как освободился, так осел там же. Сам по себе не уголовник, а скорее просто слегка хулиганистого склада ума (сидел за анашу). Был влюблён в местную якутянку, потом пытался застрелиться от несчастной любви, но гладкоствольное ружье дало аж 2 осечки за раз.


Весьма разговорчив и эмоционален, с большой, аутентичной бородой. Лечит желудок одуванчиком, но при этом в избе имеются пустые бутылки Столичной. Живёт с молодой женщиной якуткой, при этом бутыли от Столичной могут принадлежать ей, а не ему, по скольку говорил, что водку не пьёт. Традиционно для якутского крестьянина разводит лошадей якутской породы, которые не боятся сильных морозов.


ОТШЕЛЬНИКИ ПЛАТО ПУТОРАНА

На далеком севере, там, куда добраться не так легко, даже по сибирским меркам, на знаменитом плато Путорана проживают два отшельника. Борис Чевучелов и Виктор Шереш. В разных местах, на своих заимках. Борис работает на гидропосту от местной ГЭС, а Виктор на гидрометеостанции на реке Курейка. Удивительные люди, имеют семьи, но предпочитают жить и обитать в этих суровых местах плато Путорана.


Климат плато Путорана суров. Зимы холодные и длинные, лето дождливое и короткое. Горная местность, с её безжизненными камнями вулканического происхождения. Лесотундра богата ягодой и зверем. Реки изобилуют рыбой. Хариус, таймень, голец, где-то щука и окунь, стаи тугуна и другой сибирской рыбы. Надеяться можно только на свои силы - Заполярье слабости не прощает. По мимо своих основных дел они занимаются пушниной, и время от времени помогают с заброской туристам, прибывшим на плато Путорана. Отшельники стали главными героями документального фильма А. Свешникова "Люди плато Путорана".



ДЕРСУ УЗАЛА.

Легендарный таёжный охотник, живший в 1849-1908 годах. Дерсу Узала всю свою жизнь провёл в Уссурийской тайге. Он жил под открытым небом, добывал себе пропитание сам - охотой и лишь частично вступая в контакт с цивилизацией. Летом его жильём была тайга, зимой - он устраивался в небольшие охотничьи зимовья. Дерсу вёл размеренную и спокойную жизнь в гармонии с природой, оберегая её и защищая от разных злодеев. Китайские браконьеры охотились как за женьшенем, так за Амурским тигром, ставили различные ловушки, самоловы на дичь. Но Дерсу не поддерживал такое отношение к природе - он брал от неё лишь столько, сколько надо, чтобы прокормиться и поддерживать своё существование, так же, как это делают дикие звери, живя на воле. Они не убивают свою добычу ради денег или ради какой-то материальной выгоды, они убивают её, а правильнее сказать добывают - лишь для поддержания своей жизни и не более.

Дерсу Узала был по происхождению нанаец или гольд, как он любил называть. У Дерсу была когда-то семья - жена и дети. Но однажды их всех не стало - они заболели оспой. Дерсу остался один. Тоска от потери мучила его, бесстрашного таёжного скитальца, но он не в силах был ни чего поделать.

Как то раз Дерсу наткнулся на группу людей, отдыхавший на биваке после трудного дня скитания по тайге. Вернее сказать, как настоящий таёжный житель он увидел их присутствие уже давно, но решился пойти на контакт лишь после того, как не нашёл в них ни чего опасного для себя.

Это были - великий русский учёный Владимир Клавдиевич Арсеньев в сопровождении солдат.

Дерсу их сильно напугал, ну представьте сами - по среди ночи вдруг вы слышите какие-то шорохи и кто-то крадётся. Солдаты сразу похвастались за винтовки, но вдруг увидели уставшего гольда, кричавшего со своим нанайским акцентом: "Не стреляйте!". Владимир Арсеньев принял Дерсу к себе, накормил его и предложил ему - знающему таёжного жители сопровождать их и подсказывать по местности, на что Дерсу с удовольствием согласился!


И так началась великая дружба двух замечательных людей - Дерсу и Арсеньева, которого он звал "Капитан". Они прошли по Уссурийской тайге многие километры, прошли через лето, зимы, различные преграды и испытания, бывало даже чуть не погибли, но всё же остались в живых, благодаря проницательности и умению нашего таежного обитателя.

Однажды старость достигла смелого таёжного охотника. Дерсу понял об этом, когда обратил внимание на свою слепоту. Он стал очень плохо видеть, точнее сказать он чуть не ослеп и перестал метко попадать по цели, которую бил в былые годы "на ура". Дерсу упал духом и разочаровался в себе. Вы только представьте, что человек, основное занятие которого охота - вдруг становится полуслепым. Это настоящая трагедия, но ни чего не поделаешь, годы своё берут.

В 1907 году Дерсу Узала бросил свою таёжную жизнь и поехал вместе со своим другом Арсеньевым к нему в Хабаровск, в цивилизацию. Но что такое жизнь в цивилизации для таёжного жителя? Это тоже самое, что цивилизованного человека, который ни разу не был в глухом лесу - отправить жить в тайгу. Всё для него было чуждо. Деревья рубить нельзя, за воду надо платить, спать надо в кровати - ни какой свободы. Он чувствовал себя как в четырёх стенах, как зверь в клетке.

И вот весной 1908 года он не выдержал, простился со своим "капитаном", с его женой и сыном, которого он называл "маленький капитан", и отправился к себе домой, в уссурийскую тайгу, к истокам реки Уссури. Арсеньев подарил ему своё ружьё, в надежде, что с ним он вряд ли промахнётся. Но, к глубочайшему сожалению он не дошёл до своего дома - он был убит недалеко от железнодорожной станции в посёлки Корфовский, предположительно из-за ружья, ведь это было хорошее ружьё. Там его и похоронили, а в наши дни приблизительно на этом месте поставили большую гранитную глыбу в память о нём.

Памятник Дерсу Узала установленный недалеко от места его гибели. Станция Корфовская.


Но история знаменитого таёжного охотника не окончилась, он остался в памяти многих людей и отразился во многих произведениях его друга В.К.Арсеньева, а так же про него сняли два фильма, один из которых режиссёра Акиры Куросавы получил многочисленные награды.

Роман Арсеньева "Дерсу Узала", 1923 г.


Максим Мунзук в роли Дерсу Узала в фильме Акиры Куросавы 1975 года.


ЖИЗНЬ В ТАЙГЕ. ПОДГОТОВКА К ОТШЕЛЬНИЧЕСТВУ.

Постараюсь тут описать все действия человека, который решил жить в тайге - уйти в отшельничество. Чтобы автономная жизнь в тайге не превратилась в смерть - нужно хорошо подготовиться. Для начала нужно определиться с конкретным регионом, выбрать примерное место. Затем посмотреть, что оно из себя представляет, и планировать подготовку исходя из этого места. Главным инструментом получения теоретических знаний об автономной жизни в тайге - будет интернет! Что именно смотреть можно определить из следующих пунктов.


Какие деревья, кустарники там преобладают. Это может быть елово/пихтовый лес, может быть кедр сибирский, лиственница, может только сосновый, может смешанный с лиственными породами, может исключительно лиственный. Тайга везде разная бывает. Это можно узнать в картах, обычно пишут что растёт в районе.
Наличие водных ресурсов. Есть ли по близости реки, озёра, ручьи. Собственно без воды не стоит идти вовсе и искать место не далеко от воды. Хорошо бы, если будет основная река/озеро в некотором расстоянии от предполагаемого места (чтобы с воды не было видно) и рядом с местом ещё ручей/родник.
Расстояние от близлежащих населённых пунктов. Отдалённость играет важную роль в вопросе конспирации поселения - чем дальше располагается место, тем больше вероятность того, что вы не будете иметь не желательные встречи. Но совсем далеко углубляться думаю не стоит, так как не надо исключать походы в цивилизацию за чем либо. Место должно быть не интересно для простого обывателя (турист, охотник, рыболов, лесоруб).
Наличие живности. Соблюдать меры безопасности, чтобы избежать нежелательных гостей, таких как медведь, стая голодных волков и т.д. Знать, какие животные тайги обитают в вашем регионе. Изучать способы охоты.
Итак, можно исходить из этих пунктов для определения подготовительных действий. Можно сказать, что для отшельника пригодиться всё, но это не так. Не к чему забивать свою голову не нужной информацией, а сосредоточить внимание исключительно на том, что пригодиться именно для автономной жизни в тайге.

В первую очередь это вопрос строительства. Стоит интересоваться способами постройки дома, как это сделать наиболее удобно и практично. В тайге лучше строить бревенчатый дом. Исходным материалом будут хвойные породы деревьев. Отсюда уже стоит прикидывать какие нужны для этого инструменты и материалы.

Затем стоит вопрос добывания пищи - это охота, рыбалка, собирательство, выращивание растений, содержание скота. Изучать способы, характерные именно для этого региона. Не стоит забивать голову изучением выращивания тех растений, которые по определению не возможно вырастить там. Нужно определиться с продуктами, которые вы будете брать с собой на первое время. Следует определиться с тем, какую одежду придётся брать туда и какую не стоит. Изучать методы изготовления одежды своими руками например из шкур животных, изготовление ниток и верёвок.


Что нужно для физической подготовки? Главное это много ходить. Ходите везде и всюду, перестаньте пользоваться общественным транспортом совсем. Выходите по раньше, чтобы успеть. Начните с малого и постепенно увеличивайте расстояние. Измеряйте его с помощь карты города (удобно через Дубльгис) Дома через день проделывайте упражнения для мышц ног - приседания, подъём "на носочки" (для тренировки икр) Рекомендую делать через день. После того как пришли домой, залезайте в ванну и обливайте ноги под холодным душем, так вы снимите усталость с ног, закалите их и смоете грязь.

Можно брать с собой рюкзак с грузом. Упражнения для рук: подтягивания на турнике, вертикальных брусьях, отжимания от пола, занятие с гантелями. Этого более чем достаточно для поддержания формы и небольшого наращивания мышц. Рекомендую так же через день, чтобы мышцы успели отдохнуть и восстановиться. Можно чередовать с приседаниями, можно всё в один день делать.

Также стоит, по удобным для вас дням ходить в походы в лес, даже если лес отличается от того места, куда вы собрались. Рекомендую ходить в одиночные походы, это закаляет психику для прибывания в лесу, научит самостоятельности и независимости. Использовать походы стоит не для жарки шашлычков, а для осваивания конкретных практических навыков. В первую очередь это элементарные навыки выживания в таёжном лесу, разведения огня, постройка временного жилища и т.д. Да и просто привыкать находиться в лесу, в одиночестве.

Моральная сторона вопроса. В связи с модой на здоровое питание, экопоселения и прочее, ваш боевой дух думаю не будет сломлен в течении подготовки, он будет наоборот подпитываться всевозможной пропагандой здорового образа жизни. Так что если вы решились изначально, то думаю не передумаете в будущем.

Наилучшим вариантом будет съездить в близлежащие от места деревни и по консультироваться с местными о жизни в тайге, лучше у охотников.


СПИСОК СНАРЯЖЕНИЯ

Обувь. Ботинки, сапоги болотные, кеды, валенки, унты.
Одежда. Носки несколько пар, штаны 2 пары, несколько футболок, куртка, тёплая кофта (лучше флисовая), дождевик (не полиэтиленовый), накомарник, перчатки хб, шерстяные носки, термобельё, п/комбинезон, зимняя куртка с капюшоном, шапка, шерстяной свитер с горлом, флисовая кофта, балаклава или платок "Арафатка", зимние ботинки, непромокаемые унты, перчатки/варежки.
Снаряжение. Рюкзак не меньше 80 л., спальник, коврик-пенка, ножи, налобный фонарик (диодный), карты, компас, газовая горелка, лыжи, снегоступы, кусок полиэтилена для навеса.
Инструменты. Скобель, циркуль, карандаши, ножовки, пила большая, отвес, два топора, стамески, напильники, точильные бруски, плоскогубцы, рубанок, полиэтилен для крыши, стекло (оргстекло), петли.
Бытовые принадлежности. Ёмкости под воду (вёдра, тазик, канистры), котлы, кастрюли, тарелки, ложки, вилки, лопата, свечи, верёвки (толстая и тонкая), банные принадлежности, набор для шитья, средства для разведения огня, сода, маток проволоки, ножи бытовые.
Электричество. GPS навигатор, автономный источник питания, смартфон, запасные аккумуляторы, диодные фонари, диодные светильники, радио приёмник, рации.
Запас еды. (см. ниже).
Рыболовные снасти. Спиннинг, катушки, блесны, лески, поплавки, крючки, грузила, сеть.
Охота. Ружьё, патроны, комплект для снаряжение патронов, капканы, петли на зайца и другую дичь.
Медицина. Аптечка, репелленты от комаров, спирали.
Для досуга. Гитара, книги (справочники по дикоросам, охоте, рыбалке, строительству, ремёслам, мед. помощи, скотоводству, садоводству), тетради, ручки, шахматы (если будет с кем играть) .


ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ НА ГОД НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, УЧИТЫВАЯ ДНЕВНЫЕ НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИ АКТИВНЫХ НАГРУЗКАХ В ТАЙГЕ

То, что придётся закупать в ближайшем районном центре.

80 гр – порция

240гр – в день

21900гр – год 1 наименование

87600гр – в год 4 наименования

300г - день

109500гр – год

Масло растительное

7л - в год

30гр – день

11 кг – год

Аналогично на соления.

100гр – день

12 кг – год

100гр – день

12кг – год

Яичный порошок

20гр – день

7.3кг - год

Перловка – 352 р.– 16р/кг
Геркулес – 484 р.– 22р/кг
Рис – 616 р. – 28р/кг
Пшено – 484 р. – 22р/кг
Мука – 1540 р. – 14 р/кг
Масло подсолнечное – 336 р. – 48р/литр
Соль (для еды) – 99р. – 9р/кг
Соль (для соления)- 99р. – 9р/кг
Специи – 50 р.
Яичный порошок – 1460р – 200/кг
Мясо (сушёное) – 2040р. – 170р/кг
Курица (сушёная) – 1440р. – 120р/кг
Плюсом ко всему прочему надо будет взять поливитамины с повышенным содержанием кальция, так как с кальцием будет проблема в тайге, горная вода его вымывает. Употреблять их можно не каждый день. Мясо лучше хранить в сушёном виде.