Биографии Характеристики Анализ

Как возникает конфликт и как выйти из конфликта. О разрешении конфликтов

Конфликты — это неотъемлемая часть жизни людей .

Умение вести себя грамотно в неблагоприятных обстоятельствах является залогом спокойствия и уверенности в себе.

По этой причине любому человеку полезно изучить примеры того, какими могут быть конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Понятие и психология конфликтологии

— что это такое? Если говорить кратко, это столкновение интересов, мнений и взглядов .

В результате конфликта возникает кризисная ситуация, при которой каждый участник столкновения стремится навязать другой стороне свою точку зрения.

Неостановленный вовремя конфликт может привести к открытому противостоянию , при котором предмет спора отодвигается на второй план и на первое место выходят амбиции сторон.

Как правило, в результате конфликта не появляется проигравших и победителей, поскольку все участники затрачивают е силы и в итоге не получают положительных эмоций.

Особенную опасность представляют внутренние конфликты, когда человека мучают раздирающие его противоречивые мысли и желания. Затяжные состояния внутренних конфликтов нередко заканчиваются депрессиями и неврозами.

Современному человеку необходимо уметь вовремя распознать начинающийся конфликт, предпринять грамотные шаги по недопущению разрастания конфликта и его ликвидации на стадии зарождения.

Если все же конфликт погасить сразу не удается, необходимо уметь выстраивать правильную и грамотно выходить из конфликта с минимальными потерями.

Как возникает?

В результате многочисленных исследований было определено, что большинство конфликтов возникают без наличия соответствующих намерений у их участников .

Часто люди непроизвольно реагируют на конфликтогены других людей, либо сами являются источником конфликтогенов, в результате чего и зарождается стрессовая ситуация.

Конфликтогены — слова, действия, поступки, приводящие к конфликту. Они возникают при наличии каких-либо психологических проблем у участников, либо используются целенаправленно для достижения поставленных целей.

Большинство конфликтогенов проявляется по следующим причинам:

  • жажда превосходства . Стремление доказать свою значимость;
  • агрессивность . Изначально агрессивное поведение по отношению к другим людям, вызванное негативным эмоциональным состоянием;
  • эгоизм . Стремление достичь своих целей любой ценой.

Как возникают конфликты? Истинные причины и способы разрешения:

Популярные приемы урегулирования ситуации

Наиболее эффективные стратегии, которые используются чаще всего на практике для регулирования конфликта:


О способах решения конфликтов в этом ролике:

Методы разрешения

С научной точки зрения существуют конкретные методы разрешения конфликта:

Структурные

Чаще всего используются в профессиональной сфере. К ним относятся:

Конструктивные

Как противостоять агрессии и успешно разрешить конфликт? Подобные способы разрешения конфликтов больше используются в общении.

Для успешного разрешения ситуации при помощи конструктивных методов необходимо сформировать у участников адекватное восприятие ситуации , расположить их к открытому взаимодействию, создать атмосферу доброжелательности и доверия, совместно определить корень проблемы.

К конструктивным стилям относятся:

Интегральный

Позволяет каждой стороне ощутить себя победителем . Подобный эффект достигается при наличии у сторон согласия отказаться от своих первоначальных позиций, пересмотреть ситуацию и найти решение, удовлетворяющее всех.

Метод может применяться только в том случае, если участники спора демонстрируют гибкость мышления и способность приспосабливаться к новым обстоятельствам.

Компромисс

Наиболее мирный, зрелый способ разрешения ситуации.

Стороны принимают решение о взаимных уступках с целью устранения негативных факторов, вызвавших спор.

Подобное поведение людей позволяет не только мирно урегулировать появляющиеся противоречия без ущерба для кого-либо , но и выстроить долгосрочные коммуникативные связи.

Выход из конфликта

Как выходить из конфликтных ситуаций? Чтобы выйти из сложившейся неприятной ситуации нужно предпринять следующие шаги :

  1. Перестать употреблять слова или совершать действия, провоцирующие отрицательную ответную реакцию оппонента.
  2. Не реагировать на подобное поведение со стороны собеседника.
  3. Демонстрировать расположение по отношению к другому человеку. Делать это можно при помощи жестов, мимики, слов. Улыбка, поглаживание по плечу, пожатие рук, употребление вежливых фраз — все это способствует сглаживанию споров.

    Собеседник сразу же приобретает позитивный настрой и ситуация вскоре разрешается.

Примеры конфликтных ситуаций

В обществе

Лучше всего разрешать, используя конструктивные методы .

Например, соседи многоквартирного дома могут вступить в конфликт, вызванный распределением парковочных мест на дворовой территории.

Одни соседи будут настаивать на организации четкой разметки, в соответствии с которой каждой машине отводится определенное место для парковки. Другие жильцы будут выступать за возможность свободной расстановки автомобилей.

В данной ситуации наиболее эффективными методами разрешения спора будет построение диалога , совместное разрешение ситуации при помощи компромисса.

Жильцам достаточно организовать собрание и принять на нем решение, что часть площади во дворе отводится под индивидуальные парковки, а другая часть остается сторонникам произвольной парковки.

Между сотрудниками

Лучше решать структурными методами.

Например, сотрудники одного коллектива могут вступить в конфликт в связи с неспособностью вместе работать в одном направлении .

Каждый определяет для себя спектр обязанностей, который не одобряется его коллегой. Результат — возникновение конфликтной ситуации и неэффективность совместной работы.

Руководителю сотрудников, вступивших в спор, необходимо применить методы разъяснения требований, установления целей и назначения вознаграждения.

Каждому сотруднику будет разъяснен принцип его работы, четкий спектр должностных обязанностей. Перед коллегами будут поставлены совместные цели , достигнув которых, они получат обещанное вознаграждение (премия, повышение и т.д.).

Как правильно разрешать конфликты? Узнайте из видео:

Формы завершения

Что относится к форме завершения конфликта? Столкновение интересов может быть завершено следующим образом:

  1. Разрешение . Предпосылками может стать наличие у сторон желания прекратить спор и не возвращаться к нему в дальнейшем. Для окончательного разрешения конфликта может потребоваться привлечение третьих лиц. Особенно это актуально в сфере профессиональных взаимоотношений.
  2. Затухание . Спор может перестать быть актуальным для одной из сторон, либо для всех участников процесса. В первом случае вторая сторона не находит отклика на собственные слова и действия и оказывается вынужденной прекратить конфликт. Во втором случае стороны одновременно принимают решение о нежелании продолжать спор по причине усталости, окончания аргументов, потери интереса к предмету спора и т.д.

    Данный вид завершения конфликта не всегда является , поскольку при возникновении нового стимула спор может возобновиться с новой силой.

  3. Урегулирование . Стороны приходят к компромиссу, достигают взаимных договоренностей. В результате спор разрешается посредством конструктивного диалога и эффективного межличностного взаимодействия.
  4. Устранение . Основа конфликта устраняется, преобразуется, видоизменяется и т.д. Иными словами, предмет спора перестает быть актуальным на текущий момент времени и факт столкновения интересов автоматически пропадает.
  5. Перерастание в новый спор . Невыясненные противоречия по одному вопросу могут стать источником возникновения новых конфликтов, порожденных первичным спором. Особенно часто подобный эффект наблюдается , когда замечание, высказанное одним из супругов по какому-либо вопросу, перерастает во взаимный обмен упреками.

Завершение — не всегда разрешение

Всегда ли завершение конфликта означает его разрешение? Важно не путать понятия завершение конфликтной ситуации с ее разрешением.

Завершение конфликта — это момент окончания действий сторон на текущий момент времени, прекращение спора по различным причинам (затухание, перерастание в новый спор и т.д.)

Завершение спора в настоящий момент не гарантирует, что он вновь не возникнет спустя некоторое время. Это связано с тем, что источник конфликта никуда не деля, и стороны не достигли никакого результата.

Разрешение конфликта предполагает осознанное применение методов и приемов, направленных на исправление возникшей негативной ситуации.

Разрешенный конфликт позволяет сторонам примириться и более не возвращаться к предмету спора.

Таким образом, конфликт может возникнуть в любой сфере жизни человека в результате столкновения его интересов с интересами других людей .

Существует множество способов выхода из конфликта. Важно уметь применять их на практике до того, как ситуация перешла на серьезный уровень.

О том, как общаться с другими людьми, если у вас с ними различные точки зрения по некоторым вопросам, в этом видео:

2018-08-09T22:15:14+00:00

Как бы вы охарактезовали глобальные

как бы вы охарактезовали глобальные проблемы человечества?

как возникают и разрешаются конфликты в обществе?

1, Глобальные проблемы человечества Мира и разоружения — Реальная возможность уничтожения стран, континентов. Накопленных средств массового уничтожения достаточно для многократного истребления всего живого

Экологическая — Ухудшение состояния окружающей среды

Демографическая – Возможность перенаселения развивающихся стран, сокращение численности населения развитых стран

Энергетическая и сырьевая – Растущие масштабы вовлеченных ресурсов производства

Продовольственная – Обеспеченность продовольствием растущее население

Преодоление отставания развивающихся стран – Высокая смертность, безработица, низкий уровень жизни и образования

Использование Мирового океана — Загрязнение, неравномерное освоение, использование в военных и –политических целях

Мирное освоение космоса — Перспективы развития, создающиеся техникой, наукой, производством.

2, Согласно определению конфликт — это столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.

С самого начала возникновения конфликта как научного понятия его теоретики разделились на два основных направления:

· одни рассматривают конфликт в качестве деструктивного элемента, «социального зла», разрушающего общественную систему;

· другие, начиная с Георга Зиммеля, считают конфликт конструктивным явлением, формой проявления развития.

Методы разрешения политических конфликтов часто делят на две группы:

1) с применением насилия (войны, революции, различного рода перевороты, погромы, теракты и пр.);

2) ненасильственные методы (переговоры, посредничество, арбитраж и пр.).

В современных условиях к наиболее плодотворным методам «снятия» конфликтных ситуаций относятся переговоры.

Источник:
Как бы вы охарактезовали глобальные
как бы вы охарактезовали глобальные проблемы человечества? как возникают и разрешаются конфликты в обществе? 1, Глобальные проблемы человечества Мира и разоружения — Реальная возможность
http://astrang.ru/task/383366

Как возникают конфликты

это может вам помочь Несколько секретов продвижения сайтов в интернете Всем известно, что только профессионалы хорошо делают свое дело

Как возникают конфликты

КОНФЛИКТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ ВОЗНИКНОВЕНИЕ,

РАЗВИТИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

Каждый читатель, я думаю, согласится с тем, что в нашей жизни конфликтные ситуации возникают слишком часто. Если говорить, например, о работе руководителя, то 70-80% ее находится под гнетом скрытых и явных противоречий и противостояний, игнорирование которых приводит к конфликтам.

Поэтому в настоящей главе мы сосредоточимся в основном на двух вопросах данной проблемы, мало освещенных в литературе, но являющихся очень важными и трудными.

Во-первых, это закономерности, по которым возникают и разгораются конфликты . Знание этих закономерностей позволяет ликвидировать конфликты в самом зародыше.

Второе важное направление — овладение техникой, приемами анализа ситуации, позволяющими докопаться до сути конфликта. Анализ большого числа конфликтов показал, что конфликтующие, как правило, не могут сформулировать истинные причины конфликта, «зацикливаясь» на наиболее возмущающих их моментах, лежащих на поверхности и являющихся следствием более глубоких причин.

Понятно, что лечение без диагноза обрекает на худший исход. Первый аспект является основой профилактики конфликтов, второй — главным в их разрешении.

Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников.

Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Слово это означает «способствующие конфликту».

Конфликтогенами мы называем слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту.

Слово «могущие» является здесь ключевым. Оно раскрывает причину опасности конфликтогена. То, что он не всегда приводит к конфликту, уменьшает нашу бдительность по отношению к нему. Например, неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, поэтому и допускается многими с мыслью о том, что «сойдет». Однако часто не «сходит» и приводит к конфликту.

Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть даже такой афоризм: «Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами».

На самом деле этим грешим все мы, а не только представительницы прекрасного пола. Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства.

Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями. Закономерность: эскалация конфликтогенов Гораздо большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности — эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем: На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Как возникают конфликты

Приведем одно наблюдение.

В автобус вошла девушка — стройная и симпатичная. Проходя по проходу, она случайно, так как автобус дернулся, толкнула мужчину средних лет. «Ну ты, корова!» — отреагировал тот. В ответ девушка предложила ему выйти с ней на следующей остановке, что он и сделал. Выйдя, она достала из сумочки баллончик и брызнула ему в лицо. Мужчина упал, а девушка вскочила в автобус и уехала.

Как видно, ни грубиян, ни решительная попутчица не только не смогли оставить без внимания действия другой стороны, но каждый из них употреблял конфликтогены, неизмеримо более сильные, по существу, максимально сильные из всех возможных в данной ситуации. То есть эскалация конфликтогенов нашла здесь свое подтверждение.

Подобных примеров можно привести множество. Объединяет их то, что повсюду действует названный закон. Собственно, достаточно проанализировать процесс возникновения любой ссоры, чтобы убедиться в этом. Рассмотренный конфликт относится к числу тех, когда участники его стали таковыми без всякого желания: ни один из них, садясь в автобус, не предполагал конфликтовать.

Закономерность эскалации конфликтогенов можно объяснить следующим образом. Получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив обидой на обиду.

При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с «запасом». Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

Житейская ситуация. Муж зашел на кухню и, случайно задев стоящую на краю стола чашку, уронил ее но пол. Жена: «Экий ты неуклюжий. Всю посуду в доме перебил». Муж: «Потому что все не на своем месте. Вообще в доме бардак». Жена: «Если бы от тебя было хоть какая-то помощь! Я целый день но работе, а тебе с твоей мамочкой только бы указывать. » Результат же неутешителен: настроение и того и другого испорчено, конфликт налицо, и вряд ли супруги довольны таким поворотом событий.

Этот эпизод практически весь состоит из конфликтогенов. Неловкость мужа — первый из них. Но этот конфликтоген может привести, а может и не привести к конфликту. Все зависит от реакции жены.

А она, действуя по закону эскалации, не только не пытается разрядить ситуацию, но и в своем замечании от частного случая переходит к обобщению, «на личность». Пытаясь оправдаться, муж поступает так же, действуя по принципу «лучшая защита — нападение». И так далее — по закону эскалации.

Мы устроены, к сожалению, весьма несовершенно: болезненно реагируем на обиды и оскорбления, проявляем ответную агрессию.

Безусловно, требованиям высокой морали отвечает умение сдержаться, а еще лучше — простить обиду. К этому призывают все религии и этические учения, однако, несмотря на все увещевания, воспитание и обучение, число желающих «подставить другую щеку» не множится.

Как возникают конфликты

Вероятно, это объясняется тем, что потребность чувствовать себя в безопасности, комфортно и оберегать свое достоинство относится к числу основных потребностей человека, и потому покушение на нее воспринимается крайне болезненно.

Автор хочет обратить внимание читателя на то, * что действительно необходимо научиться противиться эскалации конфликтогенов и * как этого достичь. Игнорирование закономерности эскалации конфликтогенов — это прямая дорога к конфликту.

Хотелось бы, чтобы каждый постоянно помнил об этом. Тогда конфликтов будет меньше, особенно тех, в которых не заинтересован ни один из его участников.

Ибо первый конфликтоген может быть (а чаще всего и бывает) непреднамеренным, результатом стечения обстоятельств, как было, в частности, и в обоих рассмотренных выше житейских ситуациях.

Нередко участники занятий, проводимых автором по данной теме, рассмотрев множество ситуаций и убедившись в нашей подверженности действию рассматриваемого закона, сравнивают его с известным принципом механики: сила противодействия равна действующей силе, но противоположно к ней направлена.

Действительно, здесь много общего, но есть и принципиальные отличия. Первое заключается в том, что у людей противодействие обычно сильнее действия (а не равно ему), а второе — в том, что принцип механики действует независимо от нашей воли, а эскалацию конфликтогенов мы все же можем остановить усилием воли. Первое является отягчающим обстоятельством, второе — вселяющим надежду.

Это одна из схем, по которой рождаются конфликты . Две другие приводятся далее.

Данная схема помогает понять, почему 80% конфликтов возникает самопроизвольно, без всякого желания всех, ставших участниками конфликта. Первый конфликтоген часто появляется ситуативно, помимо воли людей (в вышеприведенных примерах это были толчок автобуса и нечаянно задетая чашка), а дальше вступает в действие эскалация конфликтогенов. и вот уже конфликт налицо.

Схема показывает, что для предотвращения конфликтов надо как-то прервать цепочку конфликтогенов.

Отсюда непосредственно вытекают первые два правила из числа приводимых ниже.

Правила бесконфликтного общения

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген. Не забывайте, что если не остановитесь сейчас, то позднее сделать это будет практически невозможно — так стремительно нарастает сила конфликтогенов! Чтобы выполнить первое правило, поставьте себя на место собеседника: не обиделись бы Вы, услышав подобное? И допустите вероятность, что положение этого человека в чем-то уязвимее Вашего. Способность ощутить чувства другого человека, понять его мысли называется эмпатией. Таким образом, мы пришли еще к одному правилу:

Как возникают конфликты

Правило 3. Проявляйте эмпатию к собеседнику. Существует понятие, противоположное понятию конфликтогена. Это благожелательные посылы в адрес собеседника. Сюда относится все, что поднимает настроение человеку: похвала, комплимент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, сочувствие, уважительное отношение и т.д.

Правило 4. Делайте как можно больше благожелательных посылов. Следует вкратце сказать о гормональных основах наших состояний. Конфликтогены настраивают нас на борьбу, поэтому сопровождаются выделением в кровь адреналина, придающего нашему поведению агрессивность.

Сильные конфликтогены, вызывающие гнев, ярость, сопровождаются выделением норадреналина. И наоборот, благожелательные посылы настраивают нас на комфортное, бесконфликтное общение, они сопровождаются выделением так называемых «гормонов удовольствия» — эндорфинов.

Каждый из нас нуждается в положительных эмоциях, поэтому человек, одаривающий благожелательными посылами, становится желанным собеседником.

Источник:
Как возникают конфликты
это может вам помочь Несколько секретов продвижения сайтов в интернете Всем известно, что только профессионалы хорошо делают свое дело Как возникают конфликты КОНФЛИКТЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
http://psy.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=1763&r=

Лекция 10

1. Социальный конфликт: сущность и особенности проявления.

2. Субъекты социального конфликта.

3. Динамика социальных конфликтов и их разрешение.

Каждый человек на протяжении жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Социальная неоднородность общества, имущественная дифференциация, различия в престиже, власти и т.д. нередко приводят к конфликтам. Большинство социологических школ и направлений исходит из того, что конфликт — нормальное явление в общественной жизни.

Всеобщей гармонии интересов в обществе нет, существуют объективные противоречия между интересами социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряжённости борьбы за удовлетворение их потребностей. Существование объективных противоречий между социальными группами ещё не есть конфликт, но конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп.

Ключевым в конфликтологии является понятие «социальная напряжённость». В научной литературе под социальной напряжённостью понимаются явления, связываемые с ростом недовольства различных социальных групп и общностей, возникновением противоречий и столкновений интересов, т.е. кризиса общественных отношений .

Необходимое условие вызревания социальной напряжённости — возникновение социальных противоречий , то есть взаимоисключающих сторон и тенденций в различных явлениях. Противоречия не всегда порождают социальную напряжённость, они прежде всего источник самодвижения и развития объективного мира, и большая часть противоречий разрешается без противостояния общественных сил и интересов.

Многочисленность и сложность определений конфликта объясняется исключительной сложностью, подвижностью и многомерностью самого явления. Р. Дарендорф, один из классиков современной социологии, отмечал: «Термин «конфликт» может быть использован при характеристике споров, соперничества, дискуссий и напряженности так же, как и для острых социальных столкновений. Конфликт может принимать форму гражданской войны или парламентских дебатов, забастовки или хорошо отрегулированного протеста». Поэтому предлагается следующее определение:

Конфликт — такой способ взаимодействия людей, социальных институтов и социальных общностей, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, препятствуют реализации её целей (интересов) .

Перечисление важнейших признаков конфликта предлагают Р. Макк и Р. Снайдер. По их мнению, конфликт не существует, если не наличествует часть его основных признаков. Авторы этой концепции насчитывают восемь признаков, но основными считают первые пять:

1) необходимым условием конфликта является наличие как минимум двух сторон-участниц , причем стороны понимаются достаточно широко — от отдельных индивидов до общественных классов;

2) конфликт возникает в связи с наличием дефицита , который может быть: а) позиционный (невозможность одновременного исполнения одной роли или функции двумя субъектами, что ставит их в отношения состязательности), б) дефицит источников (недостача каких-то ценностей, так что два субъекта единовременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере);

3) конфликт возникает только в том случае, если стороны стремятся к получению выгоды за счёт друг друга . То есть успех одной стороны означает неудачу другой, а само конфликтное поведение выглядит как стремление ликвидировать, или, как минимум, поставить под контроль другую сторону;

4) действия конфликтующих сторон направлены на достижение несовместимых и взаимоисключающих целей или ценностей и, следовательно, сталкиваются;

5) одним из наиважнейших аспектов конфликтных отношений является власть . При конфликте всегда идет речь о попытке достижения, изменения или сохранения общественной позиции — способности контролировать и направлять поведение другой стороны.

Один из важнейших вопросов конфликтологии — кто и почему становится участником конфликта?

Марксистская теория конфликта исходит из того, что главной движущей силой социальных изменений выступают общественные противоречия, которые в условиях классово-антагонистических формаций реализуются в формах классовой борьбы. Классообразующим признаком выступают отношения собственности. Следовательно, основу социальных конфликтов составляет борьба за собственность . Эта борьба как социальное противоборство возможна в двух видах:

а) за изменение принципов распределения материальных благ (революционный путь),

б) за изменение критериев распределения материальных благ в рамках сложившейся общественной системы (путь реформ).

Выдвигая на передний план экономические факторы социальных конфликтов, марксистская теория конфликта отводит политическим факторам роль следствий и проявлений экономических конфликтов.

Иное видение причин конфликта предлагает Р. Дарендорф . В целом поддерживая положения теории конфликта, он считает, что в основе социальных конфликтов лежат политические факторы: борьба за власть, престиж, авторитет и др. Конфликт может возникнуть в любом обществе, где есть господствующие и подчинённые. Причиной конфликта становится стремление людей к доминированию и борьбе за приоритетные позиции в группе, общности .

Из сказанного можно сделать вывод, что основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы . Их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование власти, поэтому в конфликтах принимают участие политические организации (государственный аппарат, партии, парламентские фракции и т.д.), которые являются выразителями воли больших социальных групп и основными носителями социальных интересов.

Социальный конфликт обычно принимает форму борьбы политических, этнических, религиозных и других лидеров, которые действуют на основе сформировавшихся в обществе механизмов. Массы выходят на улицу лишь в редкие моменты наивысшего обострения ситуации.

Р. Дарендорф относит к субъектам конфликта три вида социальных групп:

первичные группы (непосредственные участники конфликта, находящиеся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей),

вторичные группы (стремятся быть не замешанными в конфликт, но вносят свой вклад в его разжигание, а на стадии обострения конфликта могут стать первичной стороной),

третьи силы (заинтересованные в разрешении конфликта)

Социальные конфликты многообразны, как многообразны формы организации и жизнедеятельности общества. Чаще всего социологи подразделяют конфликты на рациональные (когда поведение конфликтующих сторон диктуется рассчитанными ходами с учётом шансов на выигрыш) и иррациональные (когда инерция развёртывания конфликта приводит к потере его первоначальной цели, а на передний план выходит «победа» над противником). Как видим, в качестве критерия берётся поведение участников конфликта.

Другая типология исходит из места конфликтов в социальной системе: институциональные (осуществляющиеся в рамках наличествующих социальных институтов) и внеинституциональные (выходящие за эти рамки).

По формам разрешения конфликты могут быть насильственными и мирными , по степени зрелости — зарождающимися, зрелыми и угасающими . Содержательная типология конфликтов предполагает выделение экономических (трудовых), политических, национальных, конфессиональных (религиозных) .

Оригинальную классификацию конфликтов предложил специалист в области менеджмента Д. Дэн. По его мнению, глубина конфликта колеблется от незначительных стычек до более серьёзных столкновений и кризисов , которые угрожают существованию отношений между участниками конфликта.

Правильная идентификация конфликта даёт возможность определить адекватные меры реагирования и управления конфликтной ситуацией.

Возникает вопрос: как решать возникший конфликт? Всякий раз это особая проблема, требующая совершенно конкретного подхода, но обязательно должен соблюдаться принцип: конфликту каждого уровня соответствующий уровень решения.

Не менее важно учитывать, что любой конфликт — политический, этнический, трудовой — начинается задолго до того, как он приобретает видимость, становится явным. Если конфликтность ситуации не была вовремя обнаружена и эффективно разрешена, то конфликт проходит несколько стадий развития :

латентная (скрытая) стадия обострения противоречий.

Первая стадия разбивается на две фазы :

а) накопления и обострения противоречий в системе межличностных и групповых отношений из-за расхождений интересов, ценностей и установок участников конфликта, но противоречия ещё не вышли за рамки скрытого проявления, и

б) начинается с инцидента (повода) , то есть события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами противоположности их интересов, целей, ценностей. Конфликт на второй фазе выходит из скрытого состояния в открытое и выражается в различных формах конфликтного поведения.

эскалация конфликта , то есть активное его развитие.

Вторая стадия конфликта — основная, для неё характерно конфликтное поведение , то есть действия, направленные на прямую или косвенную блокаду достижения противостоящей стороной её целей, интересов и т.д. Для вступления в эту фазу необходимо не только понять противоположность своих интересов интересам другой стороны, но и сформировать установку на борьбу, психологически быть готовым к ней. На этой фазе конфликт интересов принимает форму острых разногласий, которые индивиды и группы не только не стремятся урегулировать, но и углубляют, в эмоциональной сфере нарастает агрессивность и враждебность. На этой же стадии наступает перелом в настроении участников конфликта к переоценке ценностей , происходит пересмотр позиций сторон , начинается поиск возможных вариантов решения проблемы , то есть это ещё и фаза выбора . Если найден способ решить противоречия, то наступает третья стадия:

Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку участников конфликта. Полное разрешение конфликта означает прекращение конфликта на объективном и субъективном уровне, в этом случае «образ врага» трансформируется в «образ партнёра», а установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняется внутренняя установка на борьбу, поэтому не менее важна

На этой стадии предпринимаются усилия по окончательному устранению противоречий интересов и целей сторон, ликвидируется социально-психологическая напряжённость и в группе прекращается борьба. Урегулированный конфликт способствует сплочённости групп, повышает уровень удовлетворённости в группе.

Длительность стадий может быть больше или меньше, они могут смещаться, а разрешение конфликта может произойти и на первой, и на второй стадии — все зависит от конкретных условий протекания конфликта.

Формы проявления конфликтов очень многообразны и зависят от их типа, уровня, степени зрелости. Забастовка, например, может носить как организованный характер, так и вылиться в столкновения, саботаж, уличные беспорядки.

Способы регулирования конфликтов и формы разрешения тоже могут быть различными:

деструктивные , предполагающие решение конфликта за счёт одностороннего подавления одной стороны другой;

паллиативные , то есть приблизительные, не разрешающие конфликт, но смягчающие его остроту, чаще всего это компромисс , когда каждая сторона отступает от части своих требований до такого варианта, который приемлем для всех участников конфликта;

интегративный (или конструктивный ), когда вырабатывается новый вариант решения, не совпадающий ни с одним из первоначальных, но при этом каждая сторона может считать его своим. Это самый сложный способ разрешения конфликта, так как требует вмешательства экспертов и посредников, но он даёт возможность полного разрешения конфликта, чего не дают другие варианты (при первом одна из сторон не получает вообще никакого выигрыша, и конфликтность с её стороны сохраняется, второй способ не даёт полного удовлетворения никому, хотя и сглаживает остроту столкновения интересов).

В заключение отметим, что поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, следует научиться распознавать их и управлять ими, чтобы конфликты протекали наиболее безболезненно как для участников конфликта, так и для общества в целом.

Вопросы для повторения : 1. Что такое «социальный конфликт»? 2. Каковы основные причины социальных конфликтов? 3. Приведите примеры социальных конфликтов разных типов и уровня из жизни современной России.

4. Какие стадии в своём развитии проходит конфликт? В чём заключается своеобразие каждой стадии? 5. Какие способы разрешения социальных конфликтов Вы знаете?

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, Сибирское отд., 1989. 186 с.

Дмитриев А.В. Конфликт на российском распутье // Социологические исследования. 1993. N9. С. 3-17.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса. М.: Аспект-пресс, 1995. 320 с.

Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика,1990.355 с.

Краснов Б.Н. Конфликты в обществе//Социально-политический журнал. 1992. N6-7. С. 14-22.

Социальные конфликты: генезис и механизм их разрешения // Радугин А.А, Радугин А.К. Социология: Курс лекций. Воронеж: Воронеж. арх.-строит. акад., 1994. С. 96-108.

Социальные взаимодействия и социальные конфликты // Социология: Курс лекций. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994.С.212-231.

Сперанский И.В. Конкретные факторы и причины конфликтов // Социально-политический журнал. 1996. N3. С. 130-138.

Сперанский И.В. Конфликтогенные факторы социальной напряжённости // Социально-политический журнал.1996. N2. С.152-162.

Источник:
Лекция 10
1. Социальный конфликт: сущность и особенности проявления. 2. Субъекты социального конфликта. 3. Динамика социальных конфликтов и их разрешение. Каждый человек на протяжении жизни
http://lektsiopedia.org/lek-8283.html

Понятие и виды конфликтов в обществе

Факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни людей, народов и стран большую роль, чем хотелось бы самим людям: все хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в результате этого «по-своему» возникает война.

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его.

Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника. В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса или престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями в случае победы последних может привести к понижению руководителя в должности, ограничению его прав по отношению к подчиненным, падению престижа и, наконец, к его уходу из коллектива.

Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.

Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, требуют тщательного анализа всего конфликта, установления его возможных причин и последствий.

1. Общая теория конфликтов

Конфликт – это спор, столкновение двух или человек или групп за обладание одним и тем же социальным благом, которое имеет одинаково высокую ценность для обеих сторон. Иными словами, конфликт возникает только тогда, когда это благо нельзя поделить. В автобусе конфликт возникает из-за свободного места, конфликт между народами – из-за жизненно важной территории, между религиями – из-за символа веры или истинной интерпретации этого символа. Приведем некоторые примеры конфликтов:

1) В Бразилии были обнаружены богатые месторождения золота и алмазов, что повлекло за собой активное освоение и заселение ее территорий выходцами из Португалии. После обнаружения золота на Риу-Гранди были разработаны богатые месторождения в Оуру Прету и годом позднее – в Сабаре. «Золотая лихорадка» вызвала кровавые столкновения между жителями Бразилии, которые прекратились лишь в 1720 г., когда золотодобывающая провинция Минас-Жераис отделилась от Сан-Паулу. Индейцев, живших в золотоносных областях, колонисты истребляли, изгоняли, превращали в рабов, часть их ассимилировалась.

2) В 1966–1976 гг. в Китае проходила «культурная революция». Эта грандиозная кампания была направлена против партийно-бюрократической иерархии. Весной 1966 г. отряды «красных охранников», состоявшие в основном из школьной и студенческой молодежи, начали массовые акции против партийного аппарата, привилегий высших слоев и «западного влияния», переросшие затем в террор.

3) В 1992 г. в Индии после разгрома мечети в Айодхье начались религиозные столкновения между мусульманами и индусами. Наибольшим числом жертв они сопровождались в Бомбее, где погибли 40 и были ранены 250 человек. Всего же в столкновениях погибли 233 человека. Мечеть в Айодхье, построенная в 1528 г., долгие годы служила причиной раздоров между мусульманами и индусами. Ее разрушение стало отражением острейшего конфликта между приверженцами этих двух религий.

4) В 1952 в Египте произошел военный переворот, возглавляемый Г А. Насером, с целью свержения короля Фарука, находившегося у власти с 1936 г. Причиной послужили растущая коррупция и бездарное правление короля.

Участники конфликта называются субъектами конфликта. Вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт – это предмет конфликта. Им могут быть территория проживания, деньги, жилище, власть и т.д. Причина и повод конфликта отличаются от предмета конфликта. Поводом для конфликта может служить незначительное происшествие.

Конфликт принимает разные формы и масштабы. Самая распространенная форма – ссора друзей, родственников, незнакомых людей, на улице, в транспорте и т.д. Более серьезная форма – бунт, мятеж, забастовка; они могут завершиться революцией, переворотом, войной. Под масштабом конфликта понимают количество участвующих людей и серьезность последствий.

По отношению к субъекту выделяются следующие типы конфликтов:

1) Внутриличностный конфликт, который выражается борьбой противоречий внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

2) Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. Конфликт между личностями может проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

3) Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения, которых придерживаются её участники. Соблюдение групповых норм обеспечивает принятие или не принятие индивида группой.

4) Межгрупповые конфликты, которые часто возникают из-за отсутствия четкого согласования между группами.

По формам конфликты можно разделить на:

· полномасштабный – открытая социальная борьба, в которой четко представлены противоборствующие стороны, их интересы, объект борьбы, стратегия и тактика поведения.

· неполный конфликт – вовлекает меньшее число участников, у него слабо структурированы интересы и состав сторон, он в меньшей степени легализован и не отличается открытым поведением.

По длительности все конфликты делятся на:

По природе возникновения выделяют:

· деловые конфликты – имеют производственную основу и возникают в связи с поиском путей решения сложных проблем, с отношением к имеющимся недостаткам, выбора стиля руководителя и т.д.

· эмоциональные конфликты – имеют сугубо личностную природу. Источник этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости.

С точки зрения причин конфликтной ситуации существуют три типа конфликтов:

1) конфликт целей, когда ситуация характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем;

2) конфликт познания или когда существует ситуация, в которой у участвующих сторон расходятся взгляды, идеи и мысли по решаемой проблеме;

3) чувственный конфликт, появляющийся в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем своего поведения, ведения дел, взаимодействия или поведения в целом.

По направлению конфликты делятся на:

Конфликты, имеющие «вертикальную» линию, наиболее нежелательны для руководителя, так как его действия рассматриваются всеми сотрудниками через призму этого конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя в любом его шаге будут видеть происки по отношению к его оппонентам. А поскольку информационности или подготовки подчиненным часто недостает, чтобы квалифицированно оценить действия руководства, то недопонимание компенсируется обычно домыслами, преимущественно агрессивного характера. В результате конфликт усугубляется.

Конфликты также бывают: открытыми и скрытыми.

По характеру объективности либо субъективности причин конфликта можно подразделить соответственно на объективные и субъективные.

Предметная сторона конфликта зависит от интересов, актуальной мотивации. Так, трудовые конфликты связаны с удовлетворением потребностей конкретных целей в процессе трудовой деятельности, политические – с властными отношениями, экологические – порождены глобальными проблемами современного поведения участников и т.д.

Таким образом, существует великое множество всевозможных видов конфликтов. Ниже будут рассмотрены только некоторые виды межличностных, межгрупповых конфликтов и конфликтов между группой и личностью, так как они наиболее распространены и представляются более всего интересными.

2. Межличностные конфликты

Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

На поведение людей в возникновении межличностных конфликтов и в их разрешении значительное влияние оказывают различия в типах людей, что необходимо учитывать при попытках предупреждения конфликтов и их разрешения. О. Крегер и Дж. Тъюсон считают, что различные предпочтения характеров людей лежат в основе их взаимодействия и без их учета невозможно разрешить ни одного конфликта. «Мы считаем, что любая модель разрешения конфликтов, не учитывающая межличностные различия, обречена на провал». Особенности личности проявляются в ее темпераменте и характере.

Уровень личностного развития – еще один важный фактор, влияющий на возникновение межличностного конфликта. Личность развивается и совершенствуется в процессе ее социализации, активного усвоения и воспроизводства социального опыта. Человеку приходится корректировать свои действия в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения окружающих. Для этого проявления своего темперамента и характера приходится держать под постоянным контролем. Когда личность справляется с этой задачей, у нее меньше трений с окружающими.

Межличностные конфликты возникают в самых разнообразных сферах взаимодействия людей, например конфликты в педагогическом образовании.

2.1 Конфликты в педагогическом общении

Трудности во взаимодействии, которые могут вести к конфликтам, нередко возникают между студентами и преподавателями. Наиболее распространенная причина конфликтов – неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту.

Влияние на оценку могут оказывать личностные качества студента, его поведение на лекциях и практических занятиях.

Встречаются и другие субъективные моменты при оценке знаний студента преподавателем. Бывают сомнения в оценке – поставить «хорошо» или «удовлетворительно» студенту. В такой ситуации преподаватель ориентируется на оценки, проставленные в зачетке.

Иногда студенты, в случаях неадекватной оценки их знаний, конфликтуют в открытой форме, но чаще студент уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, ненависти, презрения, враждебности, ревности, жажды мести и т.д., которыми делится со всем своим окружением.

Межличностные конфликты с коллегами и руководством существуют и в такой высокостатусной группе, как преподаватели высшей школы. Стычки могут возникать из-за несовпадения мнений по какой-то обсуждаемой на кафедре проблеме, не обязательно научной, например, при обсуждении требований трудовой дисциплины. Одни преподаватели относятся к этим требованиям как к неизбежности, а другие – могут считать их чисто субъективными, не относящимися к учебному процессу.

Межличностные конфликты между руководством кафедры и преподавателями могут возникать из-за неравномерного распределения нагрузки, особенно в тех в тех случаях, когда предоставляется возможность дополнительного заработка.

Межличностные столкновения могут возникать между преподавателями и лидерами, организующими неформальную жизнь кафедры.

Основная роль в предупреждении и разрешении межличностных конфликтов на уровне преподаватель – студент выпадает на преподавателя, который может использовать для этого некоторые неизбежные в этих случаях методики и требования: при отчете студента необходимо психологически расположить его к максимально возможному плодотворному ответу, исключить возникновение стрессовой ситуации; в случае неудовлетворительного ответа взаимодействие студент – преподаватель должно заканчиваться осознанием студентом того, что его ответ не удовлетворяет не преподавателя, а не отвечает требованиям программы; ни в какой форме и ни по какому поводу не допускаются оскорблениястудента; владение собой и своими эмоциями в любой ситуации.

Предупреждение конфликтных ситуаций при взаимодействии преподаватель – преподаватель, преподаватель – руководство зависит от многих факторов, в том числе и от следующих: компетенции руководителя и его искусства управления межличностным взаимодействием; высокого уровня личностного развития каждого преподавателя; предоставление возможностей для реализации творческого потенциала каждого участника учебной группы; равномерное распределение рабочей нагрузки на всех преподавателей; постоянное совершенствование методики взаимодействия с обучаемыми; оправданные и одобренные учебной группой введение новаций.

3. Конфликты между личностью и группой

Являясь важнейшей ячейкой общества, организация соединяет и координирует людей, специализирующихся на разных типах деятельности, включает их в единый трудовой процесс, решает не только производственные задачи, но и создает условия для развития своих членов.

Конфликт в организации – это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка.

Предтечей конфликта в организации является социальная напряженность в коллективе. Выделяют две группы факторов, способствующих возникновению социальной напряженности в трудовом коллективе: внутренние и внешние.

К внутренним факторам относятся: невыполнение руководством организации своих обещаний и нежелание объяснить людям действительное состояние дел; нарушение режима производства из-за постоянного срыва поставок сырья и материалов; невозможность для членов трудового коллектива хорошо заработать; отсутствие видимых результатов предметной заботы об улучшении условий труда, быта и отдыха работников; конфронтация персонала управления и работников из-за не справедливого распределения материальных благ и фонда оплаты труда; внедрение инноваций и радикальных преобразований без учета интересов работников; подстрекательская деятельность неформальных лидеров.

Внешние факторы: дестабилизация обстановки в стране, столкновение интересов различных политических групп; возникновение острого дефицита на продукты и товары первой необходимости; ущемление социальных льгот в новых законодательных актах; резкое ослабление правовой социальной защиты интересов членов трудового коллектива; обеспечение честного и добросовестного труда, незаконное обогащение отдельных граждан.

В организациях различают: внутренние конфликты и конфликты с внешней средой.

Внутренние конфликты возникают в рамках организации и разрешаются, как правило, через существующие нормативы и соглашения, т.е. так называемые правила игры, принятые на определенном уровне и между заинтересованными сторонами. К этим конфликтам относятся:

1) межиндивидуалъный конфликт – расхождение личных целей сотрудников. Примером такого конфликта может служить конфликт между авторитарным стилем управления руководителя и стремлением некоторых подчиненных к инициативе и творчеству;

2) внутригрупповой конфликт – между соперничающими сотрудниками внутри подразделения или между руководителями подразделений по вопросу «Кто важнее в иерархии отдела или предприятия?». Здесь часто возникают смешанные мотивации, связанные с амбициями, карьерными целями;

3) межгрупповой конфликт – например, конфликт между совладельцами предприятий.

4) Конфликты с внешней средой – это конфликты в большинстве своем руководителей и владельцев предприятий с конкурентами, клиентами, поставщиками, с собственным профсоюзом.

3.1 Организационные конфликты

Основными типами конфликтов в организациях являются организационные, производственные, трудовые и инновационные конфликты.

Организационный конфликт – это столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентаций. Они возникают вследствие несовпадения формальных организационных начал и реального поведения членов коллектива. Такое рассогласование происходит:

· когда работник не выполняет, игнорирует требования, предъявляемые ему со стороны организации. Например, прогулы, нарушения трудовой и исполнительской дисциплины, некачественное выполнение своих обязанностей и т.п.;

· когда требования, предъявляемые к работнику, противоречивы, неконкретны. Например, низкое качество должностных инструкций, непродуманное распределение должностных обязанностей и т.п. может привести к конфликту;

· когда имеются должностные, функциональные обязанности, но само их выполнение вовлекает участников трудового процесса в конфликтную ситуацию. Например, исполнение функций ревизора, нормирования, оценки, контроля.

Организационные конфликты содержат проблемы, связанные в первую очередь с организацией и условиями деятельности. Ситуацию здесь определяют: состояние оборудования и инструмента, планирования и техдокументации, норм и расценок, заработной платы и премиальных средств; справедливость оценки «лучших», «худших»; распределение заданий и загрузка людей; выдвижение и повышение и т.д.

Сегодня организация, как и общество в целом, постепенно выходят из кризиса и переходят в качественно новую фазу своего существования – фазу развития. Интенсификация развития в организации, особенно производственной, может быть обусловлена более высокой степенью взаимодействия различных сил. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к расширению базы конфликта и сокращению времени его вызревания.

Такой конфликт является необходимым для развития любой организации. Подобные конфликты чаще всего проявляют себя в виде несоответствия между стоящими перед коллективом задачами и устаревшими формами организации, призванными обеспечить их решение. Их субъектами могут выступать как группы работников, так и отдельные личности; как рабочие или служащие, так и представитель администрации.

По мере развития процессов приватизации предприятия преобразуются в организационно-правовые формы, свойственные рыночной экономике. Любая из этих организаций формирует органы, необходимые для ее управления, обеспечивающие ее работу и представляющих ее интересы.

Так, в акционерном обществе реальное право на ведение хозяйства, распоряжение и пользование собственностью имеет правление во главе с председателем. Здесь в качестве причин конфликтов могут выступать: различие в оценке советом директоров и членами правления стиля и методов управления вышестоящих органов; случаи рассогласования интересов правления и совета директоров по вопросам внутрипроизводственной деятельности; искусственное рассогласование интересов производства и управления, когда возникают трения между руководителями цехов, участков, служб и членами правления по вопросам участия членов правления в заседаниях в рабочее время; рассогласование интересов правления и территориальных органов управления, в частности управы района.

3.2 Производственные конфликты

Производственные конфликты – это специфическая форма выражения противоречий в производственных отношениях трудового коллектива. Производственные конфликты существуют на всех уровнях. Можно выделить следующие типы производственных конфликтов:

I. Конфликты внутри малых производственных групп.

Внутригрупповые конфликты возникают в малых группах, между людьми, осуществляющими совместную деятельность.

В любых человеческих отношениях время от времени бывают разногласия. И на работе, и в семье, и в отношениях между влюбленными случаются конфликтные ситуации. Многие люди переживают их довольно болезненно. И совершенно напрасно. Нужно научиться правильно относиться к таким ситуациям и знать, как грамотно разрешить конфликт.

Психологи советуют относиться к позитивно - как к возможности прояснить и даже модифицировать отношения.

Учимся разрешать конфликты

При возникновении конфликта обязательно нужно дать партнеру выпустить пар: постараться выслушать все его претензии спокойно и терпеливо, не перебивая и не комментируя. В таком случае внутреннее напряжение снизится и у вас, и у вашего оппонента.

После того как эмоции выплеснуты, можно предложить обосновать претензии. При этом надо следить за ситуацией, чтобы противоположная сторона конфликта снова не перешла с конструктивного обсуждения проблем на эмоциональное. Если же это происходит, нужно тактично направлять спорщика на интеллектуальные выводы.

Притушить негативные эмоции партнера можно сделав ему искренний комплимент или напомнив ему о чем-то хорошем и приятном из общего прошлого.

Уважительное отношение к оппоненту - обязательное условие того, как разрешить конфликт правильно. Оно произведет впечатление даже на чрезвычайно разгневанного человека. Если же в такой ситуации партнера оскорбить, перейти на личности, разрешить конфликт точно не удастся.

Что делать, если оппонент не сумел сдержать себя и перешел на крик? Не сорваться на ответную ругань!

В случае если чувствуете виноватым в конфликте себя, не бойтесь извиниться. Помните, что на это способны только умные люди.

Некоторые приемы поведения в конфликтной ситуации

Есть несколько проверенных приемов, касающихся того, как разрешить конфликт.

Прием №1. Попробуйте представить себя комментатором, наблюдающим за ссорой. Посмотрите на конфликт как бы со стороны, и прежде всего - на себя.

Мысленно отгородитесь непроницаемым колпаком или бронежилетом - сразу почувствуете, что колкости и неприятные слова оппонента словно разбиваются о поставленную вами преграду, и уже не ранят так остро.

Увидев с позиции комментатора, каких качеств не хватает вам в конфликте, наделите ими себя в воображении и продолжайте спор так, как будто они у вас есть.

Если так делать регулярно, недостающие качества действительно появятся.

Прием №2. Как разрешить конфликт между спорящими? Этот очень простой прием часто помогает не только снять напряжение, но и вовсе избежать противостояния. Нужно просто отойти или отодвинуться подальше от противника. Чем ближе конфликтующие стороны физически, тем накал страстей сильнее.

Прием №3. Удивите оппонента в момент конфликта нестандартной фразой или шуткой. Это просто замечательный способ того, как разрешить конфликт. С человеком, настроенным шутить, ругаться сложно!

Прием №4. Если абсолютно понятно, что собеседник сознательно провоцирует конфликт, оскорбляет и просто не дает шанса ответить, в такой ситуации лучше уйти, сказав, что не желаете продолжать разговор в таком тоне. Лучше перенести его "на завтра".

Взяв тайм-аут, вы успокоитесь, получите передышку, чтобы найти правильные слова. А человек, который провоцировал ссору, за это время потеряет свою уверенность.

Чего нельзя допускать при конфликте

Хорошее владение собой - залог успешного

Нужно научиться сдерживать эмоции и При конфликте с партнерами или клиентами категорически запрещены:

  • раздражительный тон и ругань;
  • явная демонстрация собственного превосходства;
  • критика оппонента;
  • отыскивание в его действиях негативных намерений;
  • снятие с себя ответственности, обвинение во всем партнера;
  • игнорирование интересов оппонента;
  • преувеличивание своей роли в общем деле;
  • давление на «болевые места».

Лучший способ выйти из конфликта - не доводить до него

Психологи советуют относиться к конфликту как к позитивному фактору. Если в самом начале построения отношений, заметив конфликтные моменты, не замалчивать их, можно на корню пресечь серьезные ссоры.

Нужно постараться «затушить пожар» еще до того, как он разгорелся. Поэтому лучший способ того, как разрешить конфликт - не доводить до него. Ведь в жизни и без того немало сложностей, и нервные клетки еще пригодятся.

Часто причиной противостояния становится накопление невысказанного негатива. Человека что-то раздражает в поведении коллеги или просто выводит из себя какая-то привычка любимого, но он не знает, как сказать об этом, чтобы не испортить отношения. Поэтому терпит и молчит. Эффект получается прямо противоположным. Накопленное раздражение рано или поздно выплескивается в неконтролируемой форме, что может привести к серьезному конфликту. Поэтому очень важно не доводить до «точки кипения», а спокойно и тактично высказать свои претензии сразу же, как только они возникли.

Когда не стоит избегать конфликта

Но бывают случаи, когда не стоит, потому что именно она поможет разрешить проблему. Сознательно идти на конфликт можно, если:

  • нужно разрядить обстановку, выяснив наболевшее с близким человеком;
  • есть необходимость разорвать отношения;
  • уступить оппоненту означает для вас предать свои идеалы.

Но нужно помнить, что намеренно идя на конфликт, выяснять отношения надо интеллигентно.

Памятка «Как грамотно разрешить конфликт»

Чтобы выйти из конфликтной ситуации как можно быстрее и с наименьшими потерями, предлагаем такую последовательность действий.

1. Прежде всего существование конфликта нужно признать. Нельзя допускать ситуации, когда люди чувствуют противостояние и действуют согласно выбранной ими тактике, но открыто об этом не говорят. Разрешить такой конфликт без совместного обсуждения сторон не получится.

2. Признав конфликт, необходимо договориться о переговорах. Они могут быть как с глазу на глаз, так и с участием посредника, который устраивает обе стороны.

3. Определить, что именно составляет предмет противостояния. Как показывает практика, стороны конфликта зачастую видят суть проблемы по-разному. Поэтому нужно найти точки соприкосновения в понимании спора. Уже на этом этапе важно определить, возможно ли сближение позиций.

4. Разработать несколько вариантов решений, учитывая все возможные последствия.

5. После рассмотрения всех вариантов, остановиться на том, который устроит обе стороны. Зафиксировать решение письменно.

6. Реализовать решение. Если этого не сделать сразу, конфликт только углубится, а вести повторные переговоры будет намного сложнее.

Надеемся, что наши советы помогут вам если не избежать конфликтов, то выйти из них достойно.

Конфли́кт (от лат. conflictus ) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами .

История понятия

Существует обыденное представление, что конфликт - это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Классификация конфликтов

Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.

Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:

    Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к ее решению.

    Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.

    Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.

    Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» - страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения старших по должности.

    Улучшаются отношения между людьми.

    Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

Деструктивные (дисфункциональные)конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.

Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:

    Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.

    Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.

    Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции - только как об отрицательной, а о своей позиции - как об исключительно положительной.

    Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.

    Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.

    Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.

Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций , обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Внутриличностный конфликт имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы, однако чаще всего это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему различные требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, жены, мужа и т. д.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязывать его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта - рассогласование личных потребностей и требований производства.

Межличностный конфликт - это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта - это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства .

Межгрупповой конфликт - это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.

Причины конфликтов

Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях.

    Распределение ресурсов. В любых организациях, даже самых крупных и богатых, ресурсы всегда ограничены. Необходимость их распределять практически всегда приводит к конфликтам, так как люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.

    Взаимозависимость задач. Если один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи, то это всегда возможность для конфликтов. Например, руководитель подразделения объясняет низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно ремонтировать оборудование. Ремонтники же, в свою очередь, жалуются на нехватку специалистов и винят отдел кадров, который не может принять на работу новых работников.

    Различия в целях. Вероятность такой причины возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на расширении ассортимента продукции, ориентируясь на потребности рынка, а производственные подразделения заинтересованы в увеличении объёма выпуска существующей номенклатуры изделий, поскольку освоение новых видов связано с объективными трудностями.

    Различия в способах достижения целей. Очень часто руководители и непосредственные исполнители могут иметь разные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. При этом каждый считает, что его решение самое лучшее, и это является основой для конфликта.

    Неудовлетворительные коммуникации. Неполная или неточная информация или отсутствие необходимой информации часто является не только причиной, но и деструктивным следствием конфликта.

    Различие в психологических особенностях являются еще одной причиной возникновения конфликтов. Она отнюдь не главная и основная, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый человек обладает определенными личностными особенностями: темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и уникален. Однако порой психологические различия участников совместной деятельности бывают столь велики, что мешают ее осуществлению и повышают вероятность возникновения всех типов конфликтов. В таком случае можно говорить о психологической несовместимости людей.

Некоторые специалисты-психологи считают, что существуют конфликтные типы личности.

Управление конфликтами

Наличие многочисленных причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, но совсем не обязательно приводит к конфликтному взаимодействию. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Однако, вступив в конфликт, каждая из сторон, как правило, начинает делать все для того, чтобы была принята ее точка зрения, и мешает другой стороне делать то же самое. Поэтому в таких случаях необходимо управление конфликтами, чтобы сделать их последствия функциональными (конструктивными) и уменьшить количество дисфункциональных (деструктивных) последствий, что, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.

Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтами.

К структурным методам относят:

    Четкую формулировку требований, то есть разъяснение требований к результатам работы как каждого конкретного работника, так и подразделения в целом, наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил и выполнения работы.

    Использование координирующих механизмов, то есть строгое соблюдение принципа единоначалия, когда подчиненный знает, чьи требования он должен выполнять, а также создание специальных интеграционных служб, которые должны увязывать между собой цели различных подразделений.

    Установление общих целей и формирование общих ценностей, то есть информирование всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также о состоянии дел в различных подразделениях.

    Использование системы поощрений, которая основана на критериях эффективности работы, исключающая столкновение интересов различных подразделений и работников.

Стратегии управления конфликтами

Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:

Стратегии поведения участников конфликта

    Настойчивость (принуждение) , когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами. Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей.

    Уход (уклонение) , когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.

    Приспособление (уступчивость) , когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он скорее всего не сможет эффективно руководить подчиненными.

    Компромисс . Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определенной степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.

Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворенности из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.

    Сотрудничество , когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Эта стратегия основана на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах - это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

Инструкция

Конфликт - это столкновение интересов. Чтобы понять, из-за чего и как он возник, необходимо попытаться восстановить предшествующие ему события, заново проиграть в голове ситуацию. Прежде чем пытаться убедить в своей правоте других, необходимо задуматься, какое решение устроит все стороны. С чем они готовы считаться, а что будет отвергнуто категорически. Основываясь на своих интересах, четко обозначив их, можно уже приступать к устранению разногласий с другими участниками конфликта. Ведь, как правило, они возникают, когда люди имеют противоположные точки зрения по какому-либо вопросу, хотя вынуждены действовать коллективно.

Конфликты редко возникают на ровном месте. Как правило, этому предшествует некая история личных взаимоотношений или делового сотрудничества. Конфликтами, вместе с тем, иногда называют и ссоры, стихийно возникающие между практически незнакомыми людьми, интересы которых могут пересекаться совершенно неожиданно.

Встречаются, к сожалению, и люди с «конфликтным» характером. Они гораздо чаще выходят из себя, проявляя нетерпение к чужой точке зрения, могут зачастую провоцировать своих собеседников. Выплеснув эмоции, люди подобного склада чувствуют себя обычно вполне удовлетворенными. Важно учитывать особенности характера участников конфликта. Например, для свойственно бурное проявление эмоций и выяснение отношений. Вместе с тем, подобные люди отличаются отходчивостью. Переждав некоторое время, с ними уже можно обсудить варианты решения проблем в спокойной атмосфере.

Иначе дело обстоит, когда участники конфликта находятся на разных ступенях иерархической лестницы. Например, если начальник в прошлом уже не раз устраивал скандал казалось бы на ровном месте, впредь стоит задуматься, что можно сделать, чтобы исключить возможность повтора подобных случаев. Если объективных причин для конфликта нет, а изменить свое отношение к поведению руководства никак не получается, увы, стоит задуматься о поиске . Не стоит из-за излишне склонного к конфликтам начальства подвергать свою нервную систему дополнительным нагрузкам в условиях и без того непростой современной жизни, полной стрессов.

Парадоксально, но, по мнению ряда специалистов, конфликты могут быть полезны. Если постараться тщательно проанализировать возникновение конфликта, можно почерпнуть немало очень полезной информации. С помощью этих сведений будет проще наладить рабочую обстановку или взаимопонимание в семье. Для этого надо лишь понять, какими были цели участников, какие события послужили катализатором конфликта, в чем заключалось столкновение интересов сторон. Ответив хотя бы на эти основные вопросы, в будущем можно грамотно выстроить свое поведение и взаимоотношения с окружающими людьми, чтобы избежать повторения конфликтных ситуаций.