Биографии Характеристики Анализ

Каспийский регион. Какие перспективы ждут каспийский регион избранное

Как уже упоминалось, по итогам каспийского саммита лидерам России, Ирана, Туркменистана, Казахстана и Азербайджана удалось подписать конвенцию, которая позволила сделать вывод о том, что проблема Каспийского региона наконец-то началась решаться, хотя вопрос о разделе акватории и о морских вооружениях так и не был решён - принятие окончательной Конвенции о статусе Каспия отложено до следующего саммита. Ключевым пунктом документа стало признание суверенитета над Каспийским морем и, соответственно, его ресурсами только самих прикаспийских государств, и только их флаги могут быть установлены на судах в Каспийском море, по крайней мере, до подписания итоговой конвенции. В декларации получило отражение намерение всех государств региона поддерживать добрососедские отношения и все проблемы решать исключительно мирным путём. В соответствии с этим введён запрет на предоставление странами Каспия своих территорий посторонним государствам для агрессии против соседей. Это, в частности, означает, что в случае развязывания странами Запада войны против Ирана, они не смогут найти стратегическую опору на прикаспийских территориях. Также в декларации отражено право всех прикаспийских государств Владимир Путин в ходе пресс-конференции по итогам заседания.

Сложившаяся в Каспийском регионе ситуация определяется тем, что в этом богатом углеводородными ресурсами регионе пересеклись интересы ведущих мировых держав - России, США, Китая и Европейского Союза. Исторические реалии показывают, что с одной стороны великие державы ищут пути налаживания сотрудничества с представителями региона на дву- и многосторонней основе, в том числе в энергетической сфере и в интересах принятия мер по устранению угрозы международного терроризма. С другой - в той или иной форме ведут «большую игру», определяемую национальными, геополитическими и геоэкономическими интересами.

Для России Каспийский регион является традиционной зоной национальных интересов. Россия заинтересована в укреплении своих позиций на Каспии и в том, чтобы не допустить здесь доминирования третьих сил. Ее политика направлена на решение трех основных стратегических задач: защита и наращивание собственных позиций на Каспии, сохранение стабильности в регионе, развитие регионального сотрудничества.

После «принуждения Грузии к миру», признания Россией и некоторыми странами мира независимости Абхазии и Южной Осетии изменилась геополитическая ситуация не только на Южном Кавказе, но и в зоне Каспия. Своими действиями Россия ограничила влияние США, Великобритании и в целом Запада не только на Южный Кавказ, но и на зону Каспия.

Однако борьба за изменение статуса этого региона не закончилась, наоборот - обострилась. Настолько, что вполне можно ожидать попыток Запада организовать смену власти в странах Каспийского региона на режимы, менее лояльные Москве. В Иране или Туркмении, где сильны властные структуры, сделать это будет практически невозможно, но это вполне может произойти в Азербайджане.

Россия, проявляя добрую волю и желая сохранить стабильность в Азербайджанской республике и на всем Южном Кавказе, неоднократно препятствовала определенным, в том числе зарубежным, заинтересованным силам организовать государственные перевороты и ввергнуть азербайджанский народ в пучину кровавых столкновений.

В октябре 2005 азербайджанскими спецслужбами был предотвращен государственный переворот, который планировал бывший министр экономического развития Азербайджана Фархад Алиев совместно с бывшим министром финансов Фикpетом Юсифовым, председателем Партии Народного фронта Али Керимли, экс-спикеpом Расулом Гулиевым и другими политиками и бизнесменами. Вряд ли бы история завершилась благополучно, если бы не помощь российских спецслужб. Тогда президент Азербайджана Ильхам Алиев встретился с директором Службы внешней разведки России Сергеем Лебедевым и назвал очень важным сотрудничество спецслужб двух стран.

Естественно, что российские власти преследовали этим шагом несколько целей. Во-первых, что было самым главным, не допустить гражданской войны, гибели ни в чем неповинных людей. Во-вторых, не допустить геополитического усиления соседнего государства на Южном Кавказе. В-третьих, лишить США и страны НАТО предлога для ввода в Азербайджан «миротворческих» сил с задачей противодействия экспансии соседнего государства. Как известно, силы НАТО легко входят в страну, но долго уходят, если вообще уходят. Применительно к разговору о данном регионе можно со 100-процентной вероятностью предположить, что они не уйдут никогда: еще в период Первой мировой войны Клемансо говорил, что «одна капля нефти стоит одной капли крови наших солдат», а Гитлер во время второй мировой войны, напав на СССР, стремился во что бы то ни стало овладеть бакинской нефтью. В послевоенный период стало еще более очевидно, что нефть является мощным оружием влияния в международных отношениях. Наступила эпоха "нефтяной дипломатии". Сейчас идет борьба мировых держав за ресурсы, поиск альтернативных источников энергоресурсов, разведывание и разработка новых месторождений природного топлива, поиск наиболее оптимальных транспортных маршрутов для доставки нефти и газа в страны-импортеры, которые не хотят повторения нефтяных «кризисов» 1973 и 1978 гг. Одним из таких месторождений, причем весьма богатым не только нефтью, но также и газом, известняком, солью, песком и пр., уникальными рыболовными и рекреационными ресурсами является Каспийское море. Эксперты разных стран дают различные цифры относительно объема запасов «черного золота» в регионе, но неоспорим тот факт, что хотя запасы нефти здесь и не превышают запасы Персидского залива, но в 2 раза больше запасов Северного моря. Особенно актуален данный вопрос в свете предстоящего уменьшения выработки нефти на Аляске и в Северном море.

МИД Российской Федерации еще в 1994 году предпринимал активные дипломатические усилия по предотвращению заключения Азербайджаном, Казахстаном и Туркменией контрактов с западными компаниями по освоению нефтегазовых месторождений дна Каспийского моря. 27 апреля 1994 года в связи с намечавшимся заключением контракта между Азербайджаном и консорциумом западных компаний МИД Российской Федерации направил ноту Великобритании, в которой заявлял об отсутствии у Азербайджана права на разведку и добычу нефти на шельфе Каспийского моря. 12 сентября 1994 года в адрес Азербайджана и Туркмении, 16 сентября - в адрес Казахстана были направлены ноты МИД Российской Федерации, цель которых заключалась в том, чтобы не допустить появления на Каспии иностранных (не российских) компаний. Однако они никоим образом не остановили процесс заключения контрактов между Азербайджаном, Казахстаном и Туркменией с западными компаниями по освоению нефтегазовых месторождений Каспийского моря. Более того, ноты МИД РФ не имели под собой правового основания: все прикаспийские государства суверенны, полноправные субъекты международного права и имеют полное право на заключение любых видов договоров в своих национальных секторах Каспийского моря, которые были определены еще в советский период; во-вторых, в существующем правовом статусе Каспийского моря, определяемом известными российско-иранским 1921 года и советско-иранским 1940 года договорами, оговорены, в основном, вопросы судоходства и рыболовства и они не содержат статей, касающихся освоения минеральных ресурсов дна моря, и, следовательно, не могут служить препятствием для начала этих работ.

каспийский море региональный безопасность

Кавказско-каспийский регион как геополитическая конструкция

Буров Александр Александрович,

аспирант кафедры управления, по­литологии и социологии Пятигорского государственного лингвистиче­ского университета.

Статья посвящена анализу статуса Кавказско-Каспийского региона как геополитической конструкции, чья роль в последние годы радикально меняется в связи с трансформацией системы полити­ческих отношений на Кавказе в целом. Современная ситуация в ре­гионе, обострившаяся в связи с августовскими событиями в Южной Осетии, характеризуется стремительным развитием острых политиче­ских процессов, радикализацией общественно-политической жизни, активным внешним вмешательством в региональные события, что ста­вит под угрозу политическую стабильность и на прилегающих россий­ских территориях. Кавказско-Каспийский регион стал геополитическим, военно-стратегическим, экономическим и коммуникационным плацдармом, который приобретает стратегическое значение для всех субъектов современной геополитики. Регион играет важную геостратегическую роль, которая должна рассматриваться в контексте политико-интеграционных процессов, происходящих на Кавказе в целом.

В настоящее время Кавказско-Каспийский регион превратился в эпицентр широкомасштабных событий и про­цессов. В данном регионе обозначилось столкновение местных, региональных и глобальных политических интересов России, Западной Европы, США, а также влиятельных государств Востока - Ирана и Турции и других государств, претендующих на роль региональных лидеров. Растущее внимание региону уделяют Китай, Япония и другие госу­дарства. Все это делает Кавказско-Каспийскую региональную систему политических отношений геополитическим «локусом» несколь­ких крупномасштабных проектов, требующих сотрудничества стран всего континента.

Кавказско-Каспийский регион связан с Россией качественно более тесны­ми историческими, экономическими, политическими и культурны­ми отношениями, нежели с Западом. С другой стороны, российская геопо­литика на Северном Кавказе является пассивной, тогда как США, НАТО и Европейский Союз целенаправленно реализуют здесь свои политические интересы.

Кавказско-Каспийский регион непосредственно граничит с такими «проблем­ными» регионами, как Средне-Азиатский и Ближне­восточный, проблемы которых могут при неблагоприятным стечении об­стоятельств «вплеснуться» и на его территорию . Главной проблемой вышеперечисленных геополитических соседей является неурегулированные межэтнические отношения (проблема курдов в Турции, армяно-азербайджанский конфликт и т.д.), политическая нестабильность (Таджикистан), бурный рост религиозного фундамента­лизма (Афганистан), политический экстремизм (Израиль, Палестина, Па­кистан) и терроризм (Чечня).

Кавказско-Каспийский регион занимает в геополитике, как и Кавказский - в целом, стратегическую нишу. По мнению А. Нюдюрбегова с географической точки зрения Кавказско-Каспийский регион это: во-первых, плацдарм, стягивающий на себя Черноморское и Каспийское морские пространства; во-вторых, с военно-стратегической точки зрения - важнейший плацдарм для давления и наступления в любом направлении, на любую страну не только данного региона, но и прилегающих регионов; в- третьих - это плацдарм для контроля над коммуникациями; в-четвёртых, с экономической точки зрения - это не только мировой перекресток транспортных путей по осям Восток-Запад, Север-Юг, но и регион с прилегающими к нему огромными углеводородными ресурсами. Министерство энергетики США оценивает ресурсы Каспийского бассейна в следующих цифрах: нефть - от 17 до 33 млрд. баррелей, потенциальные запасы 230 млрд. баррелей (около 27,5 млр.т.); газ - разведано 232 трлн. куб. футов, потенциально 350 трлн. куб. футов. Таким образом, Каспийский регион Государственным департаментом США определяется как «наиболее значительный игрок на мировом нефтяном рынке в предстоящем десятилетии » . Как заметил бывший госсекретарь США Д. Бейкер, «в XXI в. каспийская нефть может иметь та­кое же значение для индустриального мира, какое сегодня имеет нефть Персидского залива» .

Кавказско-Каспийский регион долгое время был периферийным в мировой политике. Его становление в качестве самостоятельной общности явилось следствием распада СССР и последующего ослаб­ления позиций России в южных постсоветских государствах. Стремле­ние республик Закавказья и Центральной Азии закрепить новый, суве­ренный статус послужило для крупных мировых и региональных по­литических сил поводом для начала целенаправленных действий по вовлечению этих стран в сферу своего влияния. Процесс осознания центрально-азиатскими и южнокавказскими республиками своей незави­симости от России, являющийся базовым условием для реализации целого ряда интересов ведущих государств и негосударственных акто­ров, во многом инициировался и координировался последними.

См. Данил Хачатуров Росгосстрах https://forbes.ru/profile/danil-hachaturov .

В настоящее время Кавказско-Каспийский регион постепенно становится объектом интересов практиче­ски всех ведущих мировых геополитических сил. Особый интерес со стороны многих ведущих держав мира связан не только и не столько с наличием огромных за­пасов углеводородного сырья, но и с тем, что регион постепенно становится ключе­вым в геостратегии мировых конкурирующих сил. Возрастающая напряженность в регионе – неизбежное следствие геополитической ситуации, способствующей гео­стратегической конкуренции .

Необходимо отметить, что Кавказско-Каспийский регион имеет ряд особенностей, которые влияют на национальную безопасность России : специфические национальные особенности народов, проживающих на Се­верном Кавказе; высокий риск обострения этнических и религиозных проблем; долговременная основа для возникновения внутренних вооруженных кон­фликтов; непрекращающиеся попытки Запада формировать и поддерживать проза­падную ориентацию в южно-кавказских и центрально-азиатских государствах.

Исключительно важной, ключевой геополитической проблемой оказывающее существенное значение в процессах политической интеграции является «Геополитический статус Каспийского моря» . Статус Каспийского моря стал предметом рассмотрения международных форумов, согласований и консультаций раз­личного уровня, обсуждения в средствах массовой информации. В отно­шениях прикаспийских государств этот вопрос выделяется в числе акту­альных, приобретает стратегическое качество в национальной, региональ­ной, глобальной политике .

Длительные дискуссии по поводу международно-правового статуса Каспия привели лишь к тому, что он приобрел статус «моря раздора» . Суть проблемы заключается в том, что Каспийская пятерка никак не может разделить самое большое в мире озеро (которое давно уже принято именовать морем), а с ним и его недра, в частности, нефть .

С точки зрения нормы международного морского права, Каспий отно­сится к закрытым (замкнутым) морям. В соответствии с этой классификаци­ей возможны два подхода к управлению им: либо посредством деления на национальные сектора, либо путем совместного управления.

Каспий почти 250 лет был зоной Российско-Иранских политических и экономических интересов. В начале 90 годов XX в. Каспийское море перестало быть внутренним озером СССР и на его берегах появились новые суверенные государства - бывшие республики ушедшего в небытие истории Советского Союза (Казахстан, Туркмения, Азербайджана). С увеличением числа прикаспийских субъектов международного права с двух до пяти каспийские и околокаспийские проблемы стали быстро на­растать. Молодые наследники Союза Советских Социалистических Республик объявили свои права на его богатства. Боязнь вновь попасть в «ко­лониальную» зависимость своего более крупного и мощного соседа оттал­кивало лидеров этих стран от делового партнерства с политической и хо­зяйственной элитой России .

В последнее время на всех совещаниях, связанных с геополитической проблематикой, обсуждаются три блока ключевых проблем: 1) статус Каспия, его ресурсов и соответственно, принципы их раздела; 2) ситуация с осет­ровыми во всем бассейне; 3) развитие транспортно-транзитных мощностей (привязанных, в частности, к Астраханской области) .

Международные конференции в Алма-Ате, Ашхабаде, Тегеране, Москве, повестку которых определяла проблема статуса Каспийского моря констатировали: наличие принципиальных разногласий в подходах к ее решению; вполне обозначившуюся перспективу политизации; опасность затягивания переговоров на неопределенно долгий срок; неурегулирован­ность правовых отношений не является препятствием для односторонних действий государств на Каспии, но существенно ограничивает возможности решения актуальных проблем морепользования на интеграционной ос­нове.

В ходе консультаций и обсуждений обозначились наиболее дискуссионные аспекты вопроса о статусе Каспийского моря: 1) приоритетность решения проблем межгосударственных отношений и, прежде всего, право­вой статус моря или его разрешение поэтапно, ни через согласование и оп­ределение путей взаимодействия в других сферах - экологии, использова­нии биоресурсов, судоходстве и др.; 2) региональное качество решения во­проса или с участием государств, активно заявивших наличие своих инте­ресов на Каспии; 3) распространение национальной юрисдикции на при­брежные участки моря или разграничение всего водного пространства на национальные сектора и признание за ними полной и исключительной юрисдикции прибрежного государства.

Общей, принципиальной основой для всех участников переговоров является убеждение в том, что: а) характер международного взаимодейст­вия на Каспийском море - проблема глобальная; б) обеспечение сотрудни­чества всех прибрежных государств на Каспии необходимо, для реализа­ции этого целесообразно создание центра регионального сотрудничества; в) взаимодействие осуществимо только на основе полного паритета всех прикаспийских государств.

Кавказско-Каспийский регион относится к типу «функ­циональных» регионов и его формирование было призвано способст­вовать решению задач целого ряда политических акторов. Концепция региона изначально формулировалась как инструмент экспансионист­ских устремлений крупных западных держав, связанных с проникно­вением на ранее «закрытое» постсоветское пространство.

Геополитическое значение Кавказско-Каспийского региона понимают не только в Евразии, но и «за океаном». Американские геополитики давно сформулировали свое отношение к этому региону «поли­тическое влияние на этот обширный регион служит ключом к глобальному контролю» . Администрация президента США Б. Клинтона определяла задачу своей политики не больше и не меньше как «преобразование всего этого региона и международной системы вокруг него» .

Участие в геополитической игре такого субъекта, как США, несет в себе угрозу превращение самих стран этого региона в объекты геополити­ческого манипулирования этой мировой империи. При этом «малым стра­нам» этого региона нечего даже и думать о том, что эта сверхдержава будет расценивать их в качестве равноправных партнеров .

Интерес к Кавказско-Каспийскому региону в США усилился тогда, ко­гда была распространена информация о наличии в недрах больших про­мышленных запасов нефти и газа . Оптимизм середины 90-х гг. XX в. не­сколько спал в начале XXI в. в связи с возникшими сомнениями в отноше­нии огромных запасов каспийской нефти . Однако сам миф о «каспийском Клондайке», несомненно, будет еще долго выгоден для США, поскольку служит оправданием их агрессивной внешней политики .

Исследуя стратегию США в Кавказско-Каспийском регионе, аналитики указывают, что в рамках реализации своих стратегических планов США расширяют зону своего влияния на Ближнем Востоке до Кавказского хребта и устьев р. Волги. «Значимость Черноморско-Каспийского региона стала для США настолько весомой, что проблемы Каспия были выделены американской администрацией в отдельное на­правление внешней политики. Были созданы специальный отдел по ре­гиону и целевая группа в составе Совета национальной безопасности при президенте США, учрежден пост специального советника президента и госсекретаря по вопросам энергетики Каспийского региона. ЦРУ создало специальное оперативное подразделение по отслеживанию политических процессов в прикаспийских странах. Разработкой каспийской стратегии Вашингтона в настоящее время занимаются несколько сот специалистов в администрации, конгрессе и научно-исследовательских центрах США» .

О стратегических интересах США в рассматриваемом регионе свидетельствует и принятие Министерством обороны страны «Плана объединенных командований», согласно которому терри­тория Кавказа и Центральной Азии - потенциальные театры боевых дейст­вий, как считают авторы плана, - передаются в зону ответственности Центрального командования США с 1 октября 1998 г. Таким образом, эта зона будет включать в себя пространство, где проходят основные транс­портные магистрали и коммуникационные линии региона, а также распо­ложено более 70 % всего мирового запаса энергоресурсов.

В 2001-2002 гг. США начало проводить политику вытеснения Рос­сии с Кавказа и Средней Азии. Каспий оказался как раз в самом центре этой новой геополитической игры «великих держав». Как известно, точ­ным «барометром» настроений политической элиты США являются пуб­ликации в «свободной» западной прессе. Когда летом 2002 г. в трех изда­ниях - « The Washington Post », « The Times » и « The Financial Times » - одна за другой появились статьи, написанные почти в одних и тех же, преиму­щественно оскорбительных для России, выражениях, стало очевидно, что Западом развязана широкомасштабная пропагандистская кампания по дис­кредитации Российской армии и обоснованию необходимости ввести «ме­ждународный миротворческий контингент» (т.е. американский спецназ) в регион .

США пытаются уменьшить свою зависимость от поставок арабской нефти, что в конечном итоге снизит их зависимость от ближневосточных шейхов с их «пропалестинскими» настроениями . Что­бы добраться до нефтяных месторождений Каспия, они пользуются под­держкой нефтяных магнатов разного рода деспотов. Экспансия США на Кавказско-Каспийский регион нацелена на то, чтобы поставить под контроль богатейшие нефтегазовые месторождения Каспийского моря, вы­теснив оттуда Россию.

Россия тоже заявила о том, что Каспий является зоной ее жизненно важных интересов. Но сделано это было гораздо позже США: 21 апреля 2000 г. на заседании Совета Безопасности президент РФ В. Путин под­твердил, что Каспий является «традиционной зоной национальных интере­сов России» .

Парадоксальным в сложившейся ситуации стало, что сама Россия усердно спо­собствовала Западу в собственном вытеснении из Кавказско-Каспийского региона . Полити­ка России способствовала тому, что произошла интернационализация соревнования за влияние в регионе. Располагая благоприятными географическими и исторически­ми обстоятельствами для отстаивания своих интересов, постсоветская Россия так и не сумела выработать прагматичной политики в этом регионе. Необдуманными дей­ствиями и политическими просчетами она сама в значительной степени расшатала свое положение на Кавказе.

Анализируя геополитические «локусы» Кавказско-Каспийского ре­гиона, следует выделить следующие: образы «энергетической кладовой», «транспортного коридора», «буферной зоны», «зоны нестабильности». Взаимодействие этих и других образов пространства формирует несколько концептуальных границ региона, иногда совпадающих с государственными, а иногда пересекающих их. Каждый из таких образов, являясь результатом ос­мысления акторами собственных интересов и пространственных реа­лий, оказывает серьезное влияние на динамику политических процес­сов в регионе, во многом предопределяя становление и задавая вектор развития региональной системы политических отношений.

Вместе с тем, ситуация, сложившаяся в последние годы в Кавказско-Каспийском регионе, приобретает все более глобальную значимость. Чрезвычайно актуальными становятся проблемы нефти и газопроводов, условия добычи минералов, а также развернувшееся геополитическое соперничество региональных и мировых держав.

Ситуация усугубляется еще и тем, что в стратегическом плане прилегающая к региону территория России имеет низкий уровень промышленного развития, отставание по большинству социально-экономических показателей, высокий уровень безработицы, теневой экономики и организованной преступности. Все это негативно сказывается на безопасности России, особенно с позиций возможного повышения роли Кавказско-Каспийского региона в связи с усилением напряженности из-за военного, политического и экономического проникновения США и НАТО в Грузию, Азербайджан и в перспективе в Армению.

Отсутствие должного внимания к вопросам Кавказско-Каспийского региона со стороны прежнего руководства страны после распада Советского Союза привело к тому, что Россия едва не утратила свое влияние в этом стратегически важном месте. Отчасти этим объясняется тот факт, что в регионе получил определенное распространение религиозный экстремизм, и мы являемся свидетелями попыток международного терроризма пустить свои корни в прикаспийских регионах.

Высокая значимость Кавказско-Каспийского региона в аспекте российских национальных интересов предопределяется тем, что Россия является и прикаспийским государством, и территорией потенциального и реаль­ного транзита каспийских энергоресурсов, и государством, в значи­тельной степени включенным в глобальный уровень политики. Зани­маемое Россией положение сопряжено с особыми сложностями, но одновременно создает для нее дополнительные возможности - как в исследуемом регионе, так и за его пределами. При этом ситуация в ре­гионе характеризуется стремительным развитием острых политиче­ских процессов, радикализацией общественно-политической жизни, активным внешним вмешательством в региональные события, что ста­вит под угрозу политическую стабильность и на прилегающих россий­ских территориях.

В Кавказско-Каспийском регионе у России можно обозначить как минимум три варианта геополитического сценария:

1.Неблагоприятный – уход России из региона в качестве активного и самостоятельного геополитического игрока. При этом варианте Россия становится проводником чужих идей и интересов, а Каспий попадает в зону международных отношений «третьих стран», заочно решающих его судьбу. При такой ситуации страны-субъекты региона полностью устраняются из непосредственного живого диалога и становятся марионеточными .

2. Благоприятный – Россия становится игроком-лидером и через Каспий выходит в зону Индо-Персидского региона. Данный вариант будет свидетельствовать о полном вовлечении Ирана в российскую геостратеги­ческую игру и усиления конфронтации с США .

3. Средний/промежуточный вариант - сохранение в Кавказско-Каспийском регионе многополярности и усиления напряженности в деле урегулирования так назы­ваемого «каспийского узла».

Факторы, определяющие первоочередные задачи кавказско-каспийской геополитики России, по мнению Д.Б. Малышевой таковы:

Обладание энергетическими ресурсами Каспия, в разработку которых уже сделаны значительные капиталовложения;

Поддержание конкурентоспособности российских маршрутов вывода энергоносителей на мировой рынок; модернизация трубопроводов и диверсификация их направлений;

Определение правового статуса Каспия путем соглашения всех 5 приморских стран;

Недопущение в Каспийский бассейн ВМС внешних для него стран либо всемерная локализация ущерба от их появления;

Модернизация транспортных коммуникаций;

Противодействие военно-политическим угрозам, содействие в разрешении региональных конфликтов;

Сохранение и рациональное управление природной средой Каспия.

Успешные действия США и блока НАТО в целом по геополитическому проникновению на Каспий и в Центральную Азию после 11 сентября 2001 г. создают новые угрозы статусу РФ в регионе, требуют обеспечить адекватные меры по восстановлению баланса геополитических сил .

Тем не менее, очевидно, что Кавказско-Каспийский регион до сих пор остается все еще регионом мира и согласия только благодаря тому, что Россия играет роль сдерживающего фактора для проникновения сюда стран «третьего мира».

Таким образом, за последнее десятилетие Кавказ и в более широком плане Кавказско-Каспийский регион, долгое время считавшийся далекой периферией геополитических интересов ведущих государств мира, чуть ли не в одночасье оказался в центре соперничества различных стран и поли­тических сил, поскольку стал рассматриваться в качестве источника баснословных природных ресурсов, прежде всего углеводородного сырья. Углеводородные ресурсы региона на глазах превратились в одну из стержневых проблем современной международной политики. Наряду с энергоресурсами регион богат запасами таких полезных ископаемых, как железные, медные и хромовые руды, глауберова соль, хлориды, фосфориты, асбест и т.д., а также биоресурсами. В Каспийском море сосредоточено около 90% мировых запасов осет­ровых рыб. Осетровые и черная икра составляют существенную статью экспорта, приносящую значительные доходы прикаспий­ским странам. К тому же, Кавказско-Каспийский регион имеет большие перспективы стать важным узлом комплексных трансконтинентальных транспортных систем по ли­нии Юг-Север и Восток-Запад .

Он превратился в эпицентр широкомасштабных событий и про­цессов всемирно-исторического значения. Неожиданно здесь завя­зались многосложные узлы местных, региональных и глобальных интересов. Он оказался в фокусе интересов России, Западной Европы, США, а также влиятельных государств Востока - Ирана и Турции и других государств, претендующих на роль региональных лидеров. Растущее внимание региону уделяют Китай, Япония и другие госу­дарства. Все это делает Кавказско-Каспийскую региональную систему политических отношений важным перекрестком для несколь­ких крупномасштабных проектов, требующих сотрудничества стран всего континента.

При анализе места и роли Кавказско-Каспийского геостратегического региона как в мировой по­литике, так и в политической стратегии России следует рассматривать его как единое целое безотносительно к государствен­ным, административным, этнонациональным и иным границам, раз­деляющим его изнутри. Обоснованность такого подхода определяется общностью тесных многовековых экономических, культурных, поли­тических и иных связей, исторических судеб, близостью форм, стан­дартов и стереотипов повеления, особенностями менталитета и др. У народов Кавказа есть и общие дела, интересы, особенно в обеспе­чении и поддержании в регионе мира и стабильности, преодолении последствий войн и конфликтов, предотвращении нового витка кон­фронтации, защите его этнокультурного и природно-экологического своеобразия.

Литература.

1. Аббасбейли А.Н. Проблемы военно-политической безопасности стран каспийского бассейна// Каспийский регион: политика, экономика,культура. – 2007. - № 4. – С. 10.

2. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегиче­ские императивы. М., 1999. С. 256.

3. Бисимбаева А. Море раздора – озеро надежды?! 24.07. 2003 Код доступа: http:// forum. bakililar. az/ Геополитика Каспийского региона / Жильцов Сергей Сергеевич и др. - Москва: Международные отношения, 2003.

4. Гаджиев К.С.Геополитика Кавказа. - М., 2001. -С.44.

5. Гарнетт Ш.У. США и Каспийский бассейн // Вестник аналитики. 2001. № 1. С. 89.

6. Гржейщак С. Е. Нефть и газ Каспия в системе политических и экономических координат // Астраполис. 2002. № 2 (3).

7. Гусейнов В. Каспийская проблема: геополитические и экономические аспекты // Вестник аналитики. 2001. № 2. С. 89-144.

8. Гусейнов В.А. Каспийская нефть. Экономика и геополитика. М., 2002. С. 40.

9. Дмитриев А.В., Карабущенко П.Л., Усманов Р.Х. Геополитика Каспийского региона (Взгляд из России): Монография. Астра­хань, 2004. – С. 166.

10. Жильцов С.С., Зонн И.С., Ушков А.М. Геополитика Каспийского региона. - М., 2003.

11. Кумкумбаев С. Каспий на перекрестке геополитических интересов // Caspian . London , 1999-2000.№1.

12. Малышева Д.Б. Россия и Каспийский регион: проблемы безопасного развития. - М., 2002. - С.5-8.

13. Миллер Н.Н. Каспийская региональная система политических отношений и перспективы политики России. Дисс. … канд. полит. наук. - Пятигорск, 2004.

14. Мошечков С. Каспий остается неподеленным // Российская Федерация се­годня. 2002. Май. № 9.

15. Нартов Н.А. Геополитика: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.И. Старове­рова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 20004. – С.228.

16. Нюдюрбегов А. Каспий - Калининград: геополитическая ситуация и вопросы защиты национальных интересов России. – Код доступа: http://lit.lib.ru/

17. О долговременной стратегии США в каспийском регионе // Журнал теории и прак­тики Евразийства. 07.01.2003.Орлов А. Персидский залив в Каспийском море // Итоги. 1997. № 36. С. 37.

18. Российская газета от 24.04.2001. -С. 7.

19. Россия и Каспийский регион: проблемы безопасного развития / Малышева Д. Б. и др. Институт мировой экономики и международных отношений РАН. - Москва: Б/и, 2002.

20. Рубан Л.С. Каспий - море проблем. М ., 2003.

21. Рублева Т. Прощай, Кавказ! США начинают операцию по вытеснению России // Не­зависимая газета. 27.08.2002. С. 1.

22. США делят мир // Коммерсант- Daily . 1998. № 35; Толипов Ф.Ф. Война в Афга­нистане и геополитическая трансформация в Центральной и Южной Азии // Полис. 1998. №6.

Также реализация инициативы Шелкового пути позволяет по-новому позиционировать целые регионы. Выстраивать политику в фарватере экономической выгоды Как позиционирует себя на современном этапе Каспийский регион, выясняли на Международном симпозиуме под названием "Будущее региона: геополитические вызовы и перспективы", прошедшем 23 декабря в Баку. В работе симпозиума приняли участие ведущие политологи, эксперты и общественные деятели из России, Турции, Казахстана, Грузии и Азербайджана, среди которых генеральный директор турецкой телекомпании Ülke TV Гасан Озтюрк, российский политолог Максим Шевченко, журналист-исследователь, независимый эксперт Орхан Джемаль.

Участники симпозиума сошлись во мнении, что назрела необходимость создания новой экспертной площадки по международному информационному партнерству, собрать которую можно уже в следующем году в Астане. Одной из ключевых тем обсуждения на мероприятии стали вопросы транспортных коридоров и трубопроводов.

Большинство экспертов отметили, что региональные и внешние силы никоим образом не должны оказывать политическое и военное давление на участников этих экономических проектов.

Любое государство, обладающее теми или иными природными ресурсами или товарами, вправе выбирать наиболее выгодный для него маршрут поставки своей продукции. Представитель казахстанской делегации, член президиума Национальной палаты предпринимателей "Атамекен", председатель Комитета информационно-коммуникационных технологий, образования и инноваций НПП РК Мурат Абенов подчеркнул, что Национальная палата предпринимателей, Союз транспортников Казахстана Kazlogistics видят большие перспективы в использовании возможностей Транскаспийского транспортного маршрута.

Особенно после открытия международного железнодорожного коридора Баку - Тбилиси - Карс, давшего возможность для транзита китайских и доставки казахстанских товаров через Азербайджан, Грузию в Турцию и далее в Европу. Таким образом, идет диверсификация логистических маршрутов для наших предпринимателей и открываются для них большие возможности в вопросе экспорта производимых ими товаров. В свою очередь азербайджанский политолог Эльхан Шаиноглу высказал мнение, что такие крупные проекты, как Баку - Тбилиси - Карс, транспортный коридор Север - Юг, должны способствовать разрешению территориальных проблем, иначе невозможно достичь хороших результатов в экономической сфере, когда между странами существуют нерешенные политические вопросы. Обсуждение этих актуальных проблем, которые остро стоят перед странами региона, будет способствовать нахождению точки соприкосновения для дальнейшего развития взаимовыгодных отношений.

Будет определен правовой статус Каспия Реализуя свои национальные интересы на Каспии, Казахстан руководствуется как геополитическими мотивами, так и экономической рентабельностью. Наличие крупнейших запасов углеводородного сырья, значительная доля которых приходится на казахстанский сектор Каспийского моря, актуализирует вопрос об определении международного правового статуса водоема. В этом отношении позитивны итоги совещания министров иностранных дел прикаспийских государств, прошедшего в Москве в начале декабря, где согласованы все ключевые вопросы по проекту конвенции о правовом статусе Каспийского моря.

Подписание конвенции намечается в ходе предстоящего саммита глав прикаспийских государств в Казахстане в 2018 году, организуемого по приглашению Президента Нурсултана Назарбаева.

Предвидя такой поворот событий, Координационный комитет Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), созданный по инициативе АО "НК "ҚТЖ", совместно со всеми участниками транскаспийского маршрута успешно и оперативно решает вопросы по созданию привлекательных и взаимовыгодных для всех стран-участниц условий для привлечения грузопотоков на этот маршрут.

Выступая в качестве локомотива развития трансконтинентального маршрута, дочерняя компания АО "НК "ҚТЖ" - АО "KTZ Express" в начале ноября 2017 года организовала отправку первого контейнерного поезда из Казахстана по маршруту ТМТМ с использованием новой соединительной линии Баку - Тбилиси - Карс. Казахстанские порты задают тон модернизации каспийской инфраструктуры.

Понимая экономические перспективы своего географического расположения, страны Каспийского региона активно развивают свою портовую инфраструктуру. Имеющаяся портовая инфраструктура Казахстана - порты Актау (пропускная способность 19,5 миллиона тонн в год) и Курык (шесть миллионов тонн в год) позволяет сократить время движения по морю на четыре часа. Необходимость модернизации своих морских портов понимают и другие страны Каспийского бассейна.

Бакинский международный морской торговый порт также является составной частью ТМТМ, реализуемого в рамках проекта нового "Великого Шелкового пути". Ожидается, что в 2018 году он обработает более пяти миллионов тонн грузов. С целью эффективного использования транзитных возможностей Азербайджана в поселке Алят строятся новые терминалы и Зона свободной торговли.

Доля перевалки грузов, идущих через Россию, в ее каспийских портах составляет лишь 0,8 процента. Поэтому в ноябре 2017 года правительство РФ утвердило Стратегию развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года. Согласно стратегии, в Дагестане будет создан Каспийский транспортно-логистический комплекс.

Вместе с тем, по данным Ассоциации морских перевозчиков РФ, грузооборот морских портов Каспийского бассейна России за январь-ноябрь 2017 года упал на 35,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Российские эксперты объясняют столь печальную динамику уходом наливных грузов из российских портов на Каспии в порты Азербайджана. Развитие портовых мощностей осуществляется и в Туркменистане, где ожидается ввод в эксплуатацию нового порта в Туркменбаши. Новый хаб будет обладать пропускной способностью 17-18 миллионов тонн в год. А с учетом действующего порта пропускная способность достигнет 25-26 миллионов тонн в год. В Иране на Каспии располагается город-порт Чалус, но он фактически является курортной зоной.

Реально грузоперевалкой в иранской акватории Каспия занимается порт Бендер-Энзели, ныне именуемый "свободная экономическая зона (СЭЗ) Энзели". 30 марта 2017 года состоялась церемония открытия нового портового комплекса на территории этой СЭЗ.

Данный объект оснащен 22 причалами. На финальных стадиях ввода этого нового порта в эксплуатацию его пропускная способность составит 15 миллионов тонн грузов в год. Таким образом, мы наблюдаем, что в настоящее время страны Каспийского региона, учитывая растущий интерес Китая к переориентации своей торговли на Евразию в рамках проекта "Экономический пояс Шелкового пути", уже перешли от обсуждения планов и перспектив транспортного сотрудничества к поступательной реализации масштабных проектов в направлении модернизации береговой инфраструктуры.

Каспийский регион в конце XX - начале XXI в. находится в фокусе внимания международной политики и общественности и стал восприниматься не как самозамкнутый и статичный, а в динамике глобального геополитического взаимодействия. В то же время он фактически стал полем многовекторного соперничества и противоборства между теми государствами и силами, которые хотели бы доминировать в этом стратегически важном регионе мира.

15 августа 2017 года в Астрахани состоялся международный круглый стол-видеомост «Каспийский регион в фокусе внимания международной политики: интересы внерегиональных держав» - шестое заседание Каспийского экспертного клуба. Организатором мероприятия выступили Центр международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» и телеканал «Астрахань 24». В обсуждении приняли участие российские, казахстанские и азербайджанские эксперты.

Модератор встречи, руководитель Центра «Каспий-Евразия» Андрей Сызранов отметил в своем выступлении: «Важнейшим внешним фактором, оказывающим влияние на Каспийский регион, является значительное расширение круга стран, имеющих здесь свои геополитические и геоэкономические интересы. Наряду с традиционными геополитическими игроками: Россией, США, Великобританией, Турцией и Ираном, все большую политико-экономическую активность здесь проявляют Франция, Германия, Китай, Саудовская Аравия. Регион - важнейший узел между Севером и Югом. Ситуация на Каспии во многом определяется политическими факторами, а именно общностью и различиями национальных интересов прикаспийских и околокаспийских государств, геополитическим раскладом в регионе и международной обстановкой в целом. Эти факторы актуализируют вопрос обеспечения безопасности региона. Зона Каспийского моря и прикаспийских территорий сегодня привлекают к себе внимание многих стран мира не только своими богатыми запасами углеводородов, но и особенностями геополитического и геостратегического порядка, что и предопределяет экономические, политические и военно-стратегические интересы ведущих субъектов мировой политики».

Владислав Кондратьев , руководитель Информационно-аналитического портала «CASP-GEO»: «Сегодня «американские геополитики уделяют Каспийскому региону значительное внимание, в первую очередь, потому что Каспий занимает ключевое положение на Евразийском континенте, доминирование в котором является долгосрочной внешнеполитической целью США. При характеристике геополитической важности Каспийского региона, обычно выделяют такие факторы, как выгодное географическое и военно-стратегическое положение Каспия на евразийском континенте, значительные запасы углеводородных полезных ископаемых, пересечение в регионе стратегически важных транспортных коридоров, богатство биологических ресурсов. Рассчитывать на то, что политика Вашингтона на Каспии в ближайшей перспективе изменится не приходится».

Астраханский политолог Ксения Тюренкова рассказала об образе Каспийского региона в западных СМИ, отметив при этом, что данный образ ассоциируется, в основном, с военной тематикой. «Европейская риторика в отношении Каспия в последнее время носит характер геополитической заинтересованности и, в то же время, обеспокоенности».

Замир Каражанов , главный редактор Информационно-аналитического центра «Caspian Bridge» подчеркнул, что при все разнообразии интересов и внешнеполитических ориентаций, прикаспийские страны должны находить точки соприкосновения, согласования общей, каспийской политики, причем не только в области энергетического взаимодействия, но и гуманитарного сотрудничества, туризма. Также эксперт обратил внимание коллег на то, что в зоне Каспия свой особый интерес имеют арабские монархии Ближнего Востока.

Азербайджанский эксперт, руководитель проекта «Большой Ближний Восток» Али Гаджизаде дал подробный анализ политики Саудовской Аравии в Каспийском регионе. В частности, он отметил, что арабы стремятся проводить в регионе политику, направленную, прежде всего, на сдерживание Ирана.

Эдуард Полетаев , руководитель Общественного фонда «Мир Евразии» затронул тему безопасности на Каспии. Он отметил, что интересы внешних игроков на Каспии достаточно тесно переплетаются как между собой, так и во взаимоотношениях со странам Прикаспия.

Политолог Эдуард Захарьяш обратил внимание на то, что множество стран и международных организаций реализуют свои интересы в Каспийском регионе. «Скажу без преувеличения, мировые державы заинтересованы в каспийской нефти и газе. И поэтому вопросы коллективной безопасности для каспийских стран сегодня приоритетны. Разыгрывать только "свою карту" здесь чрезвычайно опасно. Выход - в общем подходе, в согласованной каспийской политике каждой из пяти стран региона. Необходимо создавать общие механизмы каспийской безопасности».

Ильгар Велизаде , глава клуба политологов «Южный Кавказ» высказал мнение, что Каспий издревле являлся зоной взаимодействия мировых цивилизаций. Сегодня же, по его мнению, регион представляет интерес для ведущих стран мира с разных позиций, например, для реализации трех крупных транспортных энергетических «маршрутов»: «Север-Юг», «Запад-Восток» и «Юг-Запад». Эксперт также отметил, что решение насущных проблем каспийской политики странами региона невозможно без общих согласованных подходов и действий.

Казахстанский эксперт, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев считает, что наибольшую активность в зоне Каспия проявляют прежде всего США и Евросоюз. Но в то же время, заметна активность и восточных «игроков», к примеру, Китая, который действует в каспийском транспортно-логистическом направлении неторопливо, но масштабно и целенаправленно.

Сергей Новоселов , доцент кафедры политологии и международных отношений Астраханского государственного университета убежден, что Каспийский регион занимает важное место во внешней политике США, и не столько из-за экономических интересов, сколько по причине противодействия влиянию России и Ирана.

Руководитель Астраханского отделения Молодежной ассамблеи народов России Азамат Аминов обратил внимание на то, что в зоне Каспия реализуются интересы не только региональных стран, но и околокаспийских государств, в частности, Узбекистана, который сегодня заинтересован в углублении экономического сотрудничества со странами Каспийского региона.

Нурбек Шаймаков , заведующий сектором межрегионального сотрудничества отдела стран СНГ и регионов России министерства международных и внешнеэкономических связей Астраханской области обратил внимание, что самым острым вопросом, во многом определяющим взаимоотношения прикаспийских государств и требующим неотложного решения, является вопрос о правовом статусе Каспия.

Эксперты сошлись во мнении, что вышеперечисленные аспекты актуализируют создание единой системы обеспечения безопасности в Каспийском регионе для предотвращения возникновения и развития конфликтных ситуаций. В данном контексте стоит отметить, что создание системы безопасности в регионе значительно осложняется разнополярностью внешнеполитических векторов прикаспийских государств и активным влиянием внешних сил на геополитику региона.

Необходима кропотливая работа, в противовес негативному внешнему влиянию на безопасность Каспийского региона, реализация следующих стабилизирующих мер: создание механизма сотрудничества в области безопасности в Каспийском регионе, конструктивное разрешение различных противоречий внутри региона, взвешенное выстраивание отношений с международными структурами безопасности.

В геополитике России чрезвычайно актуальна проблема обеспечения ее национальной безопасности. Современная внешняя политика, проводимая по принципу «Ребята, давайте жить дружно!», губительна для России.

Каспийский нефтедобывающий регион включает в себя Каспийское море и окружающие его нефтегазоносные территории Азербайджана, России, Казахстана, Туркмении и Ирана. Доказанные запасы нефти в Каспийском регионе составляют 5,1 млрд т, доказанные запасы газа - 8 трлн м3. С 1998 по 2004 г., по мере подтверждения новых запасов нефти в регионе, их величина относительно мировых доказанных возросла с 2,6 до 3,3%. Общемировая доля региона по доказанным запасам газа составляет около 5%. Большая доля доказанных запасов нефти приходится на Казахстан (3,6 млрд т) и Азербайджан (1 млрд т). Запасы нефтяных месторождений каспийского сектора Туркмении оцениваются в 230 млн т. В российском секторе моря-озера около 300 млн т нефти. Основная часть доказанных запасов газа приходится на Туркмению (2,92 трлн м3) и российскую часть Прикаспия* (2,5 трлн м3). В каспийском секторе Казахстана выявлено 1,9 трлн м3, Азербайджана - 0,72 трлн м3 газа. В пределах акватории Каспийского моря находятся углеводородные месторождения-гиганты, такие как Азери-Чираг-Гюнешли и Шах-Дениз в азербайджанском секторе, Кашаган в казахстанском.

С конца 90-х годов добыча нефти и газа в Каспийском регионе быстро растет. Добыча нефти с 1992 по 2003 г. возросла почти вдвое: с 40,3 до 76,8 млн т в год; еще большими темпами увеличивается добыча газа: с 1998 по 2003 г. она возросла с 23,7 до 77,1 млрд м3 в год.

Ныне в Каспийском регионе три главных нефтедобытчика - Казахстан (лидер по объему добычи и доказанным запасам), Азербайджан и Туркмения. Газ добывают те же страны и Россия. Главный разработчик газовых месторождений -Туркмения. Иран добычу нефти и газа на Каспии не ведет. Он имеет спорные с Азербайджаном и Туркменией месторождения и перспективные на углеводороды геологические структуры и, судя по всему, не намерен приступать к освоению своей части Каспийского моря до окончательного урегулирования статуса водоема.

Интерес зарубежных нефтяных компаний к Каспийскому морю определяется исчерпанием мировых запасов минерального топлива. Обеспеченность доказанными ресурсами нефти на сегодняшний день не превышает полувека. Каспийское море по величине своих нефтяных запасов примерно равно Северному морю. Европейские потребители североморской нефти будут постепенно переориентированы на потребление ресурсов Каспия.

Современные процессы глобализации не могли не затронуть богатый стратегическими топливными ресурсами Каспийский регион, который будучи расположен в центре Евразии, оказался в переходной зоне между Западной и Восточной цивилизациями, между богатым Севером и бедным Югом. Главных геополитических игроков в в прикаспийском регионе можно объединить в четыре группы.

Во-первых, это экономически и политически значимые для современного мира страны, имеющие свои интересы вдали от своих государственных пределов, - США, страны ЕС. В недалеком будущем к ним смогут прибавиться Китай и Япония. Во-вторых, это страны, прилегающие к Каспийскому региону (либо расположенные относительно недалеко от него) и соперничающие между собой за расширение своего влияния в регионе или за контроль над потоками энергоресурсов из него: Грузия, Армения, Узбекистан, Афганистан, Украина, Болгария, Греция и др. В-третьих, это страны, имеющие в Каспийском регионе интересы идеологического характера, выражающиеся в виде панисламизма (братства всех исламских народов) - Саудовская Аравия, Пакистан, ОАЭ - и пантюркизма (объединение народов, говорящих на тюркских языках, в границах единого государства) - Турция. И, наконец, в-четвертых, сами страны Каспийского региона, в числе их Россия.

Рассмотрим теперь стратегию различных стран или их групп в Каспийском регионе.

Соединенные Штаты Америки и страны ЕС

создав мощную и многокомпонентную экономику, заинтересованы в ее сохранении и дальнейшем развитии. В США проживает 4,5% мирового населения, но на них приходится 22% совокупного ВВП стран мира. Борьба за топливные и иные минеральные ресурсы между странами «богатого Севера» и «бедного Юга» неизбежна, так как рост ВВП и потребления ресурсов в развивающихся странах опережает этот рост в развитых странах. По мнению аналитиков, за весь 2005 г. общий рост ВВП в развитых странах не превысил 4%, в развивающихся составил почти 6%.

Вашингтон видит себя в роли гаранта стабильности, необходимой для обеспечения свободного потока нефти из Каспийского региона на западные рынки. Каспийская нефть (пусть даже и не в таких больших объемах, как ожидалось ранее), во-первых, расширит для США выбор поставщиков топлива, уменьшив, таким образом, зависимость от какого-либо одного поставщика, например стран ОПЕК. Во вторых, расширение числа поставщиков ставит нефтеэкспортеров в определенную зависимость от США, что создает рычаги воздействия на эти страны в случае проведения ими политики, неугодной вашингтонской администрации.

Для США развитие других государств противоречит их национальным интересам. Из принятой в 1998 г. стратегии национальной безопасности на XXI в., США оставляют за собой право применять военную силу против тех стран, развитие которых не будет устраивать Соединенные Штаты. Сейчас для Вашингтона очень важно создание и поддержание эффективных рычагов воздействия на государства и группы государств, потенциально способных бросить вызов США. Для этого американцы стараются взять под контроль основные потоки финансов и грузов, воспрепятствовать научному сотрудничеству стран в неугодных Соединенным Штатам сферах (например, сотрудничеству России и Ирана в области ядерной энергетики).

Во время президентского срока Б. Клинтона США объявили Каспийско-Черноморский регион зоной своих жизненных интересов. Его значимость для США стала настолько велика, что проблемы Каспийского региона были выделены администрацией США в отдельное направление внешней политики: были созданы специальный отдел по региону, целевая рабочая группа в составе Совета безопасности при президенте, был учрежден пост специального советника президента и госсекретаря по вопросам энергетики Каспийского региона.

После террористических актов в сентябре 2001 г. во внешней политике США возросла военная составляющая. Для усиления собственной безопасности США включили в сферу своего геополитического влияния вместе с прикаспийскими странами (Азербайджан, Казахстан и Туркмения) остальные страны Средней Азии и Закавказья, которые могут повлиять на положение в Каспийском регионе (Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Грузия). США принадлежит идея создания сил немедленного реагирования, охраняющих объекты нефтедобывающей и транспортной инфраструктуры в Каспийском регионе. Руководство среднеазиатских и закавказских стран в целом охотно поддержало новые инициативы США.

Экономическая нестабильность в прикаспийских странах, неурегулированный статус Каспийского моря, военно-политические конфликты (карабахский, абхазский, югоосетинский) в регионе являются объектами американской политики. С одной стороны, они создают угрозу американским интересам в регионе. С другой же - эти неблагополучные процессы используются американцами для обоснования своего политического и экономического присутствия в регионе в качестве советников и миротворцев.

В отличие от США, страны Евросоюза в Каспийском регионе имеют почти исключительно экономические интересы. Главная цель - обеспечение собственной энергетической безопасности в XXI в. Новый поставщик нефти и газа уменьшает зависимость Европы от ближневосточной и российской нефти. Нефтяные запасы Северного моря могут иссякнуть уже через 10-15 лет. Поэтому, например, в Германии за последние 3 года доля каспийской нефти возросла с 1 до 7% в общем энергопотреблении. Вторая цель некоторых стран ЕС в Каспийском регионе - сохранение и развитие собственной нефтедобывающей отрасли за счет работы своих нефтяных компаний на более богатых месторождениях за пределами своей страны. Такую стратегию осуществляют «Statoil» (Норвегия), «British Petroleum» (Великобритания), «Total» (Франция) «Eni» (Италия).

Страны-соседи Каспийского региона

Интересы стран-соседей Каспийского региона лежат в плоскости евро-американской стратегии по созданию западного вектора транспортировки каспийских энергоресурсов. При этом нельзя сказать, что эти страны так же остро заинтересованы в транзите каспийских энергоресурсов, как США или Западная Европа. Для обеспечения своих потребностей в энергоресурсах им достаточно получить доступ даже к незначительной доле потока нефти или газа на Запад.

Из этой группы стран только Грузия, которая практически не имеет своих запасов нефти и газа, жизненно заинтересована в транзите каспийских энергоресурсов. Проходящие через ее территорию нефтепроводы Баку-Супса и Баку-Тбилиси-Джейхан, а также строящийся газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум способны дать значительные отчисления на восстановление лежащей в руинах грузинской экономики. При этим новые маршруты транспортировки углеводородов призваны уменьшить энергетическую зависимость от России, ослабить экономическое и политическое влияние великого северного соседа в Закавказье.

Турция занимает особое место в геополитике Каспийского региона. Эта страна активно участвует в создании и укреплении западного вектора транспортировки каспийских энергоресурсов, причем в обход не только России, но и своих же проливов Босфор и Дарданеллы. Американо-турецкая стратегия создания многовекторности энергопотоков из Каспийского региона является борьбой против трубопроводной монополии России, через территорию которой пока идет основной поток нефти и газа из Каспийского региона. Через Россию проходит и самый мощный из существующих каспийских нефтепроводов - нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Пропускная способность его первой очереди 28 млн т нефти в год, труба соединяет западноказахстанские месторождения (в том числе и крупнейшее из них - Тенгиз) с российским портом Новороссийск.

Прикаспийские государства

Политика самих прикаспийских государств - Азербайджана, Казахстана и Туркмении направлена на скорейшее привлечение иностранных инвестиций для разработки своих углеводородных ресурсов, создание новых трубопроводов, уменьшающих транспортную зависимость от России. Наиболее ярко подобная стратегия выражена у Азербайджана. Причины того - самое западное положение в регионе, хорошая геологическая изученность морского дна, прозападная ориентация политической элиты и тесные культурные связи с Турцией.

Казахстан оказался в трудном геополитическом положении. Ему приходится играть на противоречиях между Россией, США и КНР. Допустив западные нефтяные компании к разработке своих нефтяных и газовых месторождений, Казахстан заинтересован в развитии западных маршрутов транспортировки углеводородов. Однако ему не так просто, как Азербайджану, избавиться от России при выборе маршрутов транспортировки нефти - в силу своего географического положения и тесных экономических связей.

Туркмения экспортирует газ на северо-запад через территорию России по системе газопроводов Средняя Азия-Центр, а также в Иран, куда недавно был проведен газопровод Корпедже-Корд-Куй. Такие маршруты транспортировки определяются самим географическим положением страны. Экспорт газа по дну Каспийского моря при существующих мировых ценах нерентабелен. Во внешней политике Туркмения придерживается стратегии нейтралитета, что облегчает ей выбор новых маршрутов транспортировки газа. Нефтяные запасы Туркмении малы и не привлекают зарубежные компании.

Иран не заинтересован в скором освоении каспийских месторождений. Имея значительные запасы нефти и газа в Персидском заливе, эта страна рассматривает Каспийское море как резервный бассейн нефти и газа. Очевидно, что Иран заинтересован в сохранении природной среды Каспия. Иран сам не ведет добычу нефти и газа на Каспии, но закупает определенное количество нефти и газа у Туркмении и Казахстана. Ему это выгодно, поскольку каспийское топливо идет на энергоустановки удаленного от Персидского залива севера страны, при этом эквивалентные объемы иранских углеводородов отправляются на экспорт.

Российские интересы в Каспийском регионе

В условиях, когда Каспийский регион из задворок СССР превратился в важный объект мировой геополитики, выбор Россией верной стратегии в отношении этого региона чрезвычайно важен для сохранения ее экономической и военной безопасности. Нужно признать, что в настоящее время внешнеполитические усилия, предпринимаемые нашей страной для подтверждения своего высокого статуса в регионе, явно недостаточны. Действия России на Каспии в постсоветский период либо являлись ответом на инициативы прикаспийских соседей по СНГ***, либо были подчинены интересам национальных нефтедобывающих компаний (ЛУКОЙЛ, ЮКОС и др.), которые отнюдь не всегда совпадают с государственными.

Сегодня основные направления политики России на Каспии заключаются в следующих основных позициях:

Стремление контролировать как можно больший объем экспортируемых каспийских углеводородов,

Представить «Газпром» монополистом транспортировки газа из Средней Азии,

Расширить свое участие в проектах добычи каспийских нефти и газа, главным образом в казахстанском секторе акватории.

Общий недостаток этой стратегии - ее узость и недальновидность. Российские интересы в регионе пока не обеспечивают безопасности, не препятствуют грубой экономической и военно-политической экспансии Запада, ведут к подрыву экологического равновесия Каспия, повышают взрывоопасность региона, приводя к росту социальных проблем.

В геополитике России чрезвычайно актуальна проблема обеспечения ее национальной безопасности. Современная внешняя политика, проводимая по принципу «Ребята, давайте жить дружно!», губительна для России. Стабильное и безопасное развитие России невозможно без противоречия Западу во главе с США. История показывает, что положение российского государства между цивилизациями Запада и Востока является геополитически неблагоприятным, его можно сравнить с положением между молотом и наковальней. России (СССР) исторически свойственна роль миротворца, лидера на Евразийском пространстве. Для предотвращения развития дестабилизирующих сил на Каспии, в Средней Азии и Закавказье Россия должна определить для себя твердые принципы внешней политики.

* Доказанные запасы Астраханского газоконденсатного месторождения.

** Идея сооружения газопровода Давлатабад-Герат-Кандагар-Мултан-Гвадар (пакистанский порт на Аравийском море) с пропускной способностью 15 млрд м3 газа в год уже долгое время занимает важное место в туркменской стратегии по расширению рынков сбыта своего газа и уменьшению транспортной зависимости от России.

*** При решении вопроса о разделе акватории Каспийского моря в 90-х годах Россия проявляла непоследовательность и противоречивость. В зависимости от интересов того или иного прикаспийского государства, Россия по-разному предлагала делить Каспий. Прикаспийские соседи, заметив отсутствие у самой России твердой позиции по этому вопросу, стали гораздо меньше прислушиваться к ее мнению.

М.Г. Жулинский

аспирант кафедры экономической и социальной географии

Московского педагогического государственного университета,

учитель географии школы № 96 г. Москвы

Источник в интернете: