Биографии Характеристики Анализ

Когда был осетино ингушский конфликт. Двадцатилетняя трагедия: осетино-ингушский конфликт

Профилактика в стоматологии - это актуальная задача для сегодняшнего времени. Ведь мероприятия по профилактике стоят гораздо дешевле, чем лечение заболеваний и их осложнений. В медицине профилактика всегда подразделяется на виды. Рассмотрим некоторые из них.

Первичная профилактика

Данный вид направлен на предупреждение заболеваний зубов и полости рта. Сюда можно отнести санитарное просвещение, обучение населения правильной гигиене полости рта, профилактические осмотры.

Вторичная профилактика

Происходит выявление начальных признаков заболеваний, их плановое лечение и реминерализующая терапия.

Третичная профилактика

Здесь проводится лечение болезней в разгаре с целью предотвращения их прогрессирования и развития осложнений, а также реабилитация после потери зубов, то есть протезирование.

Еще одна классификация подразделяет стоматологическую профилактику на:

  • Общую . Сюда можно отнести рациональное питание и прием поливитаминов.
  • Местную . К ней относятся адекватная гигиена полости рта, регулярные осмотры у стоматологов, применение лечебно-профилактических средств.

Выделяют три основных направления профилактики:

  1. оздоровление всего организма;
  2. уменьшение воздействия патогенных факторов в ротовой полости;
  3. повышение сопротивляемости полости рта.

Существует также массовая профилактика. Она представляет одно из самых перспективных направлений. Здесь очень важно взаимодействие медицинских и социально-педагогических структур. Это обеспечит преемственность, так как профилактика должна начинаться уже в период беременности. Далее, с младенческого возраста, при появлении первых молочных зубов , родителям очень важно осуществлять за ними правильный уход и прививать детям самостоятельные навыки по гигиене полости рта.

На государственном уровне, в регионах с недостатком фтора, принято фторирование воды. Это позволяет в несколько раз уменьшить заболеваемость кариесом .

Очень важной частью профилактики является пропаганда ЗОЖ среди населения. Сюда входит организация режима труда и отдыха, правильное питание, отказ от вредных привычек . Ведь все это напрямую связано со здоровьем зубов. Например, частое употребление продуктов богатых углеводами, может негативно сказаться на состоянии зубов.

Таким образом, для эффективного устранения причин возникновения и развития заболеваний необходимо на государственном уровне разрабатывать и внедрять специальные программы стоматологической профилактики.

В заключение хочется вспомнить известного врача и ученого П. Г. Дауге, который писал, что эффективной и правильно организованной профилактика будет тогда, когда врачи-ортопеды останутся без работы.

Ф КГМУ 4/3-04/03

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра стоматологии детского возраста


Лекция на тему:

Профилактика стоматологических заболеваний у детей – определение, задачи.

Профилактика – это система государственных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждения болезней. Профилактика стоматологических заболеваний это лишь одна из составных частей интегрированной программы комплексной системы профилактики основных неинфекционных заболеваний. Это основано на общности факторов риска, способствующих возникновению многих заболеваний. Эпидемиологические исследования этиологии хронических инфекционных заболеваний (в том числе и стоматологических) привлекли внимание к тому, что такие факторы риска как курение, неправильное питание, низкая физическая активность, потребление алкоголя вызывают онкологические, сердечно-сосудистые, респираторные, стоматологические и др. заболевания, следовательно, профилактические мероприятия должны быть интегрированы.

Внедрение этих методов возможно на популяционном, групповом, индивидуальном уровнях.


  1. популяционный – применение средств и методов, которые необходимы всем детям данного региона и применение которых не требует непосредственного участия детского стоматолога. Это фторирование воды, рациональное сбалансированное питание, СПР и гигиеническое воспитание, мероприятия по охране здоровья и т.д. На этом этапе необходимо сформировать устойчивые навыки по гигиене полости рта. Участвуют в этой работе родители, воспитатели, методисты, средний медицинский персонал, учителя и т.д.;

  2. групповой – проведение врачом или при его непосредственном участии профилактических мер у определенных групп детей . Групповые методы профилактики, требуют осмысливания профилактических мероприятий для каждой группы. При этом – метод диспансерного наблюдения, формирование диспансерных групп, назначения профилактических средств, обучение гигиене полости рта, применение средств специфической и неспецифической профилактики;

  3. индивидуальный уровень – более высокий уровень требующий организации, больших затрат времени врача и ребенка, специальных средств, оборудования и специалистов.
Роль отечественных и зарубежных ученых в становлении специальности

Из дореволюционных ученых А.К.Лимберг на основе собственных наблюдений доказывал необходимость профилактического лечения зубов и прежде всего у детей. Он показал, что раннее лечение приводит к значительному снижению потери зубов у детей. В 1918 году П.Г. Дауге подготовил предложение об организации стоматологической помощи . Любая комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний у детей должна включать все возрастные группы от рождения до 14 лет 11 месяцев 29 дней. Базироваться на данных эпидемиологического исследования, иметь поэтапный план внедрения на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях. Возможность внедрения определяется уровнем развития стоматологической службы и материально-технической обеспеченностью программы. Основной метод внедрения профилактики, а при индивидуальном уровне, единственный – диспансеризация всех детей у стоматолога.

До 1970 года каких-либо научно-обоснованных внедренных или распространенных программ и систем профилактики стоматологических заболеваний в СССР не было. 1970г. появилось первое официальное издание «Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний». Этот документ впервые в истории страны показал необходимость , важное значение, и некоторые пути реализации профилактики стоматологических заболеваний как систему специальных мер, направленных на улучшение здоровья органов полости рта. Впервые была предпринята попытка комплексного решения проблемы, а также организованных мероприятий для проведения профилактики, в том числе с привлечением других специалистов. Была показана роль СПР, гигиены полости рта, антенатального периода, препаратов фтора в профилактике стоматологических заболеваний. В 1983 году был издан документ «методические рекомендации по внедрению комплексной системы профилактики стоматологических заболеваний в организованных коллективах детского населения». В 1984г. – приказ МЗ СССР №670 «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению», в котором профилактика стоматологических заболеваний впервые была отведена очень важная роль. В 1985г. приказом Министерств Здравоохранения и Просвещения Казахской ССР за № 709/101 было дано задание приступить к внедрению «Комплексной программы профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта» в школах и дошкольных учреждениях. В 1986 МЗ СССР выпустило методические указания «Организация профилактики основных стоматологических заболеваний». В них впервые была затронута проблема профилактики стоматологических заболеваний в плане организации, составления и реализации программ профилактики, показаны методы и пути их разработки , этапы, цели и задачи, широко использованы документы ВОЗ и, рекомендуемые ею подходы и методы. В 1988г. был приказ МЗ СССР №830 «О комплексной программе развития стоматологической помощи в СССР до 2000 года». В Республике Казахстан наиболее высокие показатели внедрения программ профилактики стоматологических заболеваний отмечались в 1991 году. За последние годы эти показатели снизились 2,2 раза. Таков краткий исторический путь стоматологических программ профилактики.

При внедрении и совершенствовании современных методов значителен вклад Е.В.Боровского, П.А.Леуса, Г.Н.Пахомова и многих других ученых. В Казахстане также придерживаются методов диспансеризации по Т.Ф.Виноградовой. Основные уровни: популяционный и групповой. Научной разработкой профилактики кариеса занимались А.И.Фефелов, Д.Л.Корытный, А.А.Кабулбеков, Т.К.Мукашев и др.; заболеваний пародонта: Д.Л.Корытный, Л.Я.Зазулевская, Т.Пилат, Г.А.Умбеталиев и др.; одонтогенных заболеваний челюстно-лицевой области – Т.К.Супиев, А.С.Галяпин, А.Ж.Есимов и др.

Большой вклад в разработку таких программ внесли: академик Т.Ш. Шарманов (рациональное сбалансированное питание), профессор Е.И. Гончарова (сроки профилактики стоматологических заболеваний в зависимости от динамики роста и развития зубов, росто-весовых показателей у детей), профессор Т.К. Супиев (профилактика одонтогенных заболеваний), профессор Д.Н. Джумадилаев (общие проблемы профилактики стоматологических заболеваний), доцент Т.К. Мукашев (профилактика стоматологических заболеваний на индивидуальном уровне), доцент М.А. Алдашева (профилактика стоматологических заболеваний с учетом экологических факторов).

Профилактический принцип был и остается основополагающим в медицине, актуальность которого не вызывает сомнения.

Иллюстративный материал:


  1. Презентация

ЛИТЕРАТУРА:


  1. Алдашева М.А. Профилактика основных стоматологических заболеваний у
детей.- Алматы, 2004.- 143 с.

  1. Курякина Н.В., Савельева Н.А. Стоматология профилактическая.- Москва,

  2. Медицинская книга, Н. Новгород. Издательство НГМА 2005.- 283 с.

  3. Персин Л.С. и др. Стоматология детского возраста. - М.: Медицина, 2008. – 640 с.

  4. Курякина Н.В. Детская терапевтическая стоматология. – М. –Н.Новгород, 2007– 744 с.

  5. Тулеутаева С.Т., Каспакова Л.А., Молдажанова А.Г. Стоматологиялық аурулардың алдын алуы бойынша дәрістер курсы.- Қарағанды, 2007

  6. Ш.Ш. Абралина, Ғ.С. Абылкаирова. Балаларда тісжегінің дамуына әкелетін қауіпті факторлар. Біріншілік профилактика және тісжегіні болжау. Семей, 2006- 22 б.

Контрольные вопросы (обратная связь):


  1. Профилактика – определение, задачи

  2. Виды профилактики

  3. Первичная профилактика: определение, задачи, методы

  4. Вторичная профилактика: определение, задачи, методы

  5. Третичная профилактика: определение, задачи, методы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Профилактика стоматологических заболеваний

Учебное пособие для студентов стоматологического факультета, врачей-интернов

Под редакцией В. И. Куцевляка

Утверждено ученым советом ХГМУ Протокол № 8 от 21.09.2000

Харьков ХГМУ 2001

Предисловие

Стоматологическая профилактика слагается из целого комплекса не­разрывно связанных между собой и взаимно дополняющих друг друга мероприятий организационного и лечебно-профилактического характера: правильного гигиенического режима, полноценного (рационального) пи­тания, организации своевременных врачебных осмотров и лечения зубов.

В соответствии с действующим учебным планом подготовки врачей-стоматологов предусмотрено изучение студентами профилактики стома­тологических заболеваний на протяжении двух семестров, а также в су­бординатуре и интернатуре.

Изучение этого материала затрудняет малочисленность, труднодос-тупность, разрозненность литературы и главное - отсутствие одного комплексного учебного пособия по профилактике стоматологических за­болеваний и зубочелюстных аномалий.

В определенной степени указанный пробел в учебной литературе должно восполнить предлагаемое учебное пособие. В нем представлен практически весь материал, раскрывающий содержание учебной програм­мы по профилактике стоматологических заболеваний. Новое переработан­ное издание дополнено наиболее современным теоретическим материалом и прогрессивными профилактическими методиками, являющимися руко­водством к практической деятельности будущих врачей.

УДК 616.314-053.2

Профилактика стоматологических заболеваний: Учебн. пособие для студентов стоматологического факультета, врачей-интернов / В. И. Куцевляк, В. В. Никонов, А. В. Самсонов и др.; под ред. В. И. Куцевля-ка.-Харьков: ХГМУ, 2001.- 217 с-Рус. яз.

Представлены современные концепции возникновения кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий. Рассмотрены традици­онные методы и новейшие достижения в профилактике основных стома­тологических заболеваний.

Подано сучасні концепцп виникнення Kapiecy зубів, захворювань па-родонту, зубощелепних аномалш. Розглянуто традицшш методи i новітнi досягнення в профілактиці основних стоматологічних захворювань.

Табл. 9. Ил. 51. Библиогр.: 34 назв.

Рецензенты: Р. Н. Дычко, зав. кафедрой стоматологии

детского возраста Днепропетровского государст­венного медицинского университета, д-р мед. на­ук, проф.

Л. А. Хоменко, зав. кафедрой детской терапевти­ческой стоматологии и профилактики стоматоло­гических заболеваний НМУ им. акад. А. А. Богомольца, д-р мед. наук, проф.

© Харьковский государственный

медицинский университет, 2001

2.6. Методы первичной профилактики основных стоматологических заболеваний у детей

Профилактика стоматологических заболеваний:

1) первичная - использование различных методов и средств для предупреждения возникнове­ния стоматологических заболева­ний. Начальные признаки пораже­ния тканей при проведении профи­лактических мероприятий могут стабилизироваться или подверг­нуться обратному развитию;

2) вторичная - применение тра­диционных методов лечения для остановки развившегося патологи­ческого процесса и сохранения тканей. Включает лечение кариеса зубов (пломбирование, эндодонтические процедуры), терапевти­ческое и хирургическое лечение за­болеваний пародонта и других за­болеваний полости рта;

3) третичная - восполнение анатомической и функциональной целости зубочелюстной системы. Предусматриваются использование средств, необходимых для замеще­ния отсутствующих органов и тка­ней, и проведение реабилитации пациентов, приближая насколько возможно их состояние к норме.

К методам первичной профилак­тики относятся:

Индивидуальная гигиена полости рта;

Профессиональная гигиена поло­сти рта;

Эндогенное использование препа­ратов фтора;

Применение средств местной про­филактики;

Стоматологическое просвещение.

Индивидуальная гигиена полости рта. Ведущим компонентом профи­лактики стоматологических заболе­ваний является гигиена полости рта. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют физиологическому процессу созревания эмали зубов. Биологически активные компонен­ты, входящие в состав средств гиги­ены, обогащают ткани зуба и паро­донта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, витаминами, по­вышают их устойчивость к вредным воздействиям. Регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой спо­собствует активации обменных процессов, улучшению кровообра­щения в тканях пародонта.

Индивидуальная гигиена - тща­тельное и регулярное удаление па­циентом зубных отложений с по­верхностей зубов и десен с помо­щью различных средств.

Зубные щетки - основной инст­румент для удаления отложений с поверхностей зубов и десен. Сейчас существует множество моделей зуб­ных щеток, предназначенных для удаления зубного налета с гладких, окклюзионных и проксимальных поверхностей зубов. Разработка но­вого дизайна щеток осуществляется с помощью компьютера.

Зубные щетки отличаются:

Размером головки;

Свойствами волокон;

Формой щеточного поля головки и расположением пучков;

Жесткостью;

Дизайном ручки.

Размер головки зубной щетки. В настоящее время (как взрослым, так и детям) рекомендуется исполь­зовать щетки с маленькой голов­кой, которыми легко можно мани­пулировать в полости рта и очи­щать труднодоступные поверхности зубов. Размер головки детской зуб­ной щетки должен быть 18-25 мм.

Свойства волокон. Для изготов­ления зубных щеток преимущест­венно используют синтетические волокна. В то же время в продаже еще встречаются щетки, изготов­ленные из натуральной щетины. Этот материал, естественно, усту­пает синтетическим волокнам по качеству. Его недостатками явля­ются наличие срединного канала, заполненного микроорганизмами, трудность содержания щетки в чистоте, невозможность идеальной обработки концов щетинок и сложность придания ей определен­ной жесткости.

Форма щеточного поля головки. В боковой проекции можно разли­чить несколько профилей головки зубной щетки - плоский, вогну­тый, выпуклый, многоуровневый. Щеткой с вогнутой формой рабо­чей части головки лучше очищать вестибулярные поверхности зубов, тогда как с выпуклой - язычные. Щетки, у которых щетинки распо­лагаются на разных уровнях, более эффективно, чем плоские, удаляют налет, особенно с проксимальных поверхностей зубов.

Расположение пучков волокон. В головке щетки щетинки органи­зованы в пучки, располагающиеся обычно в 3 или 4 ряда. Такое рас­положение позволяет лучше очис­тить все поверхности зубов. Пучки щетинок, как правило, имеют раз­личную высоту: более длинные (мягкие) по периферии, более ко­роткие - в центре. Каждая группа пучков способствует более тщатель­ному удалению налета в той или иной области зубного ряда. Прямые высокие волокна очищают налет в межзубных промежутках; корот­кие - в фиссурах. Пучки волокон, расположенные в косом направле­нии, проникая в зубодесневую бо­розду, удаляют зубной налет из пришеечной области.

Некоторые модели зубных щеток имеют силовой выступ для лучшего очищения моляров, особенно дистальных поверхностей последних моляров, и глубокого проникнове­ния в межзубные промежутки.

Часто зубные щетки снабжены индикатором - двумя рядами пуч­ков волокон, окрашенных разно­цветными пищевыми красителями, которые обесцвечиваются по мере использования. Сигналом для заме­ны щетки является обесцвечивание щетинки на половину ее высоты. Это обычно происходит через 2- 3 мес при ежедневной двухразовой чистке зубов.

Жесткость щетки зависит от со­става волокна, диаметра и длины щетинки, а также от количества щетинок в пучке.

Различают несколько степеней жесткости зубных щеток: очень же­сткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.

Рекомендации пациентам по ис­пользованию зубной щетки той или иной степени жесткости сугубо индивидуальны. Наиболее широ­ко применяют щетки средней сте­пени жесткости. Как правило, дет­ские зубные щетки изготавливают из очень мягкого или мягкого во­локна.

Дизайн ручки. Форма ручки зуб­ных щеток может быть прямой или изогнутой под разными углами, од­нако длина ее должна быть доста­точной, чтобы обеспечить макси­мальные удобства при чистке зубов. Детские зубные щетки «Oral-В», «Disney Mickey Mouse L-10» (для детей от 2 лет) и »Squish Grip» (от 4 лет) - очень мягкие, с маленькой головкой, индикаторными щетин­ками и удобной нескользящей руч­кой.

Приучить ребенка правильно чи­стить зубы можно с помощью зуб­ных щеток, у которых при чистке зубов (в течение 2-3 мин) изменя­ется первоначальный цвет ручки. Таким же свойством обладают зуб­ные щетки, у которых в ручку вмонтирована погремушка. При правильных (вертикальных) движе­ниях щетки издается звук, а при го­ризонтальных (неправильных) зуб­ная щетка «молчит».

Межзубные щетки. Специальные зубные щетки предназначены для очищения межзубных промежут­ков, пришеечных областей зу­бов, пространств под несъемными ортодонтическими конструкциями. Обычно они небольшого размера, их рабочая часть может состоять из одного пучка волокон, подстри­женного в виде конуса или не­скольких пучков, размещенных в одном ряду. С такими щетками ис­пользуют сменные ершики разного размера.

Электрические зубные щетки. Этот вид зубных щеток сейчас ис­пользуют довольно широко. При­мером может служить электриче­ская зубная щетка «Braun Oral-B Plak Control 3D». В этой щетке имеются 3 вида щетинок: мягкие FlexiSoft с губчатой структурой, бо­лее высокие - «силовые выступы», индикаторные. Маленькая головка щетки совершает пульсацию с час­тотой 20 000 колебаний в минуту, что разрыхляет зубной налет, и воз­вратно-вращательные движения с частотой 7600 колебаний в минуту, при которых удаляется налет даже с труднодоступных поверхностей. Одновременно с чисткой осуществ­ляется массаж десен.

Для детей разработаны специаль­ные детские электрические зубные щетки.

Методы чистки зубов. Очищение молочных зубов с момента прорезы­вания. С момента прорезывания первых молочных зубов их необхо­димо очищать не менее 1 раза в день специальной зубной щеточ­кой, которую родители надевают себе на палец.

С 1 года ребенку можно чистить зубы 2 раза в день мягкой детской зубной щеткой, с 2-2,5 лет - 2 раза в день, используя при этом мягкую зубную щетку и гелеобразную детскую зубную пасту. Контро­лем правильности чистки зубов во всех возрастных периодах должно служить отсутствие видимого на­лета.

Круговой метод Fones . Используя этот метод, вначале очищают вести­булярные поверхности сомкнутых зубов круговыми движениями, исключая краевую часть десны, затем открывают рот и очищают малень­кими вращательными движениями оральные поверхности, горизон­тальными или вращательными дви­жениями - окклюзионные поверх­ности зубов. Этот метод рекоменду­ется и детям, и взрослым.

Стандартный метод чистки зубов (Г.Н. Пахомов). Зубной ряд услов­но делят на несколько сегментов. Чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жеватель­ных зубов, последовательно перехо­дя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров рабочую часть зубной щетки располагают под углом 45 ° к зубу и производят очищающие дви­жения от десны к зубу, одновре­менно удаляя налет с зубов и десен. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными (воз­вратно-поступательными) движени­ями, при этом волокна щетки про­никают глубоко в фиссуры и меж­зубные промежутки.

Вестибулярную поверхность фронтальной группы зубов верхней и нижней челюс-тей очищают таки­ми же движениями, как моляры и премоляры. При чистке оральной поверхности ручку щетки распола­гают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов, при этом волокна находятся под острым уг­лом к ним и захватывают не только зубы, но и десну.

Заканчивают чистку всех сегмен­тов круговыми движениями.

Зубные нити (флоссы). Флоссы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов. Их изготавливают из специального синтетического волокна. Они могут быть вощеными и невощеными, круглыми и плоскими, иногда с ментоловой пропиткой. Кроме того, сущес-твуют суперфлоссы - нити с односторонним утолщением. Такая нить имеет жесткий кончик и сочетание невощеных фрагментов с более широкими нейлоновыми во­локнами. Она позволяет очищать контактные поверхности зубов, а также способствует более тщатель­ному удалению остатков пищи и налета с имеющихся в полости рта ортопедических и ортодонтических конструкций.

Способ применения зубных нитей. Нить длиной 35-40 см накручива­ют вокруг первой фаланги средних пальцев обеих рук. Затем осторож­но вводят натянутую нить (с помо­щью указательных пальцев - на нижней челюсти и больших паль­цев - на верхней челюсти) по кон­тактной поверхности зуба, стараясь не травмировать десневой сосочек. Несколькими движениями нити удаляют все мягкие отложения. По­следовательно производят очище­ние контактных поверхностей каж­дого зуба.

Дети могут самостоятельно поль­зоваться флоссами начиная с 9-10 лет. До этого возраста очищать контактные поверхности зубов у де­тей рекомендуется родителям.

Зубные пасты. Широкое распро­странение с 30-х годов XX столетия приобрели зубные пасты, которые обладают значительными преиму­ществами перед порошками и явля­ются более удобными и массовыми средствами гигиены. Их эффектив­ность в профилактике кариеса зу­бов и болезней пародонта обще­признанна.

Применение зубных паст в зна­чительной мере способствует сни­жению (в среднем на 25-30 %) ча­стоты кариеса постоянных зубов, улучшению гигиенического состоя­ния полости рта (на 24-46 %), уменьшению воспалительных явле­ний в тканях пародонта (на 33- 58 %).

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет,

остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать выраженным дезодо­рирующим и освежающим действи­ем и не давать побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

Основные компоненты зубных паст:

Абразивные вещества - обеспе­чивают очищающее и полирую­щее действие (химически осаж­денный мел, дикальцийфосфат, диоксид кремния, гидроокись алюминия и др.);

Связующие вещества - обеспечи­вают стабильность состава зубной пасты (натуральные и синтетиче­ские гидроколлоиды);

Увлажняющие вещества - спо­собствуют сохранению влаги в па­сте, получению пластичной одно­родной массы (многоатомные спирты);

Пенообразующие вещества (али­зариновое масло, лаурилсульфат натрия);

Отдушки и подсластители - обес­печивают органолептические свой­ства зубной пасты (мята перечная, сахарозаменители).

В последнее время нашли приме­нение гелеобразные зубные пасты, полученные на основе соединений окиси кремния и обладающие вы­сокой пенообразующей способно­стью. Такие пасты приятны на вкус, имеют разную окраску за счет добавляемых красителей, однако очищающая способность некото­рых из них ниже, чем паст, содер­жащих меловую основу или дикаль­цийфосфат.

Гельные зубные пасты обеспечи­вают более мягкое очищающее дей­ствие, не травмируя эмаль молоч­ных зубов, поэтому их также реко­мендуют использовать у детей до­школьного и младшего школьного возраста.

Зубные пасты могут содержать биологически активные компоненты, что позволяет применять их как

основные средства профилактики кариеса зубов и болезней пародонта.

Самым массовым лечебно-про­филактическим средством являются противокариозные фторидсодержащие зубные пасты. В качестве противокариозных добавок в состав зубных паст вводят фториды натрия и олова, монофторфосфат натрия, подкисленный фосфатами фторид натрия, а в последнее время и орга­нические соединения фтора (аминофториды).

Фториды увеличивают резистентность зубов к кислотам, образуе­мым микроорганизмами зубного налета, усиливают реминерализацию эмали и угнетают метаболизм микроорганизмов налета. По реко­мендациям ВОЗ (1984), оптималь­ная концентрация фторида в зуб­ных пастах должна составлять 0,11 %. В составе детских зубных паст фтористые соединения нахо­дятся в малом количестве - до 0,023 %.

Для полной минерализации твер­дых тканей зуба и повышения их резистентности к кариесу, помимо фторидов, необходимы и другие не­органические элементы.

Зубные пасты, содержащие фос­фаты калия, натрия, глицерофос­фаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, оказывают выраженное противокариозное дей­ствие. Подобный эффект дают так­же зубные пасты, имеющие в своем составе производные хитина и хитозана. Эти вещества обладают сродством к белкам и способны ингибировать адсорбцию Streptococcus mutans, mitis, sanguis на поверх­ности гидроксиапатита. Примене­ние противовоспалительных зубных паст является простой и доступной формой предупреждения и лечения болезней пародонта. В их состав вводят биологически активные ве­щества - лекарственные травы, соли, антисептики, ферменты, ви­тамины, микроэлементы.

Противовоспалительное действие оказывают зубные пасты с добавка­ми лекарственных трав: ромашки, зверобоя, гвоздики, тысячелистни­ка, аира болотного, календулы, шалфея, экстракта корня женьше­ня. Эти пасты способствуют умень­шению кровоточивости десен, об­ладают обезболивающим, противо­воспалительным и регенерирую­щим эффектом.

Для ускорения регенераторных процессов слизистой оболочки в зубные пасты вводят биологически активные компоненты - фермен­ты, масляные растворы витаминов А и Е, каротолин. Для снижения количества зубного налета и ингибирования роста кристаллов камня в зубные пасты включают также пирофосфаты натрия или калия, цитрат цинка, которые, не влияя на активность фторидов, способны ингибировать формирование твер­дых зубных отложений.

Компоненты, входящие в состав некоторых зубных паст, такие как ремодент, глицерофосфат каль­ция, синтетический гидроксиапатит, способствуют уменьшению по­вышенной чувствительности эмали за счет закрытия входных отверстий дентинных канальцев.

В состав большинства отбелива­ющих зубных паст в качестве абра­зива вводят диоксид кремния высо­кой концентрации, а также полиру­ющие компоненты и вещества, пре­пятствующие образованию твердых зубных отложений. Не рекоменду­ется использование отбеливающих паст у детей в период прорезывания постоянных зубов.

Жевательные резинки. Ксред­ствам, позволяющим улучшить ги­гиеническое состояние полости рта, относятся жевательные ре­зинки, которые внастоящее время рекомендуют использовать и де­тям.

Жевательная резинка, воздейст­вуя на ткани полости рта, способст­вует:

Увеличению скорости слюноотде­ления;

Стимуляции выделения слюны с повышенной буферной емкостью;

Нейтрализации кислот зубного налета;

Усилению омывания слюной труднодоступных участков поло­сти рта;

Нормализации клиренса сахарозы из слюны;

Удалению остатков пищи.

В настоящее время используют жевательные резинки, изготовлен­ные на основе сахарозаменителей, так как они обладают противокариозным эффектом. Сахарозамените-ли придают жевательной резинке сладкий вкус, но в отличие от саха­ра очень медленно разлагаются до кислот. Некоторые жевательные ре­зинки содержат противокариозные и противовоспалительные добавки: соединения фтора, лактат кальция, хлоргексидин. Пользоваться жева­тельной резинкой следует после каждого приема пищи и сладостей не более 10 мин. Не рекомендуется бесконтрольное, многократное ис­пользование жевательной резинки в течение дня.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта по­сле чистки зубов или приема пищи. Они улучшают очищение поверхно­стей зубов, предупреждают образо­вание зубного налета, дезодориру­ют полость рта. В состав эликсиров могут входить биологически актив­ные компоненты: фторид натрия, экстракты лекарственных растений, триклозан и ксидифон, препятству­ющие образованию зубного камня.

Профессиональная гигиена поло­сти рта. Профессиональная гигие­на - комплекс мер, устраняющих и предотвращающих развитие карие­са зубов и воспалительных заболе­ваний пародонта путем механиче­ского удаления с поверхностей зу­бов над- и поддесневых зубных от­ложений.

Профессиональная гигиена вклю­чает в себя:

Мотивацию пациента к борьбе со стоматологическими заболевани­ями;

Обучение пациента индивидуаль­ной гигиене полости рта;

Удаление над- и поддесневых зуб­ных отложений;

Полировку поверхности зуба (в том числе и корня);

Устранение факторов, способству­ющих скоплению зубного налета.

Профессиональная гигиена поло­сти рта как один из основных ком­понентов профилактики стоматоло­гических заболеваний должна про­водиться детям и подросткам стро­го индивидуально и через опреде­ленное время.

Длительность интервалов между посещениями врача-стоматолога за­висит от:

Гигиенического состояния поло­сти рта;

Интенсивности кариеса зубов;

Присутствия гингивита;

Выраженности пародонтита;

Степени прорезывания зубов.

Контролируемая чистка зубов - это чистка зубов, которую пациент осуществляет самостоятельно в присутствии специалиста (вра­ча-стоматолога, гигиениста и др.). Сначала зубы пациента обрабаты­вают окрашивающим средством и определяют ИГ. Затем пациент чис­тит зубы в своей обычной манере, и у него вновь определяют ИГ. Спе­циалист с помощью зеркала пока­зывает пациенту, какие поверхно­сти тот очищает недостаточно. При последующих посещениях контро­лируемую чистку зубов повторяют, оценивая навыки пациента.

Врач должен объяснить ребенку и родителям причины возникнове­ния и развития кариеса зубов и за­болеваний пародонта, образования зубных отложений, содержащих бактерии и продукты их жизнедеятельности, и методы контроля за их образованием. Должны быть также даны рекомендации по примене­нию средств профилактики и гиги­ены (зубных щеток, паст, зубных нитей, щеток для очищения меж­зубных промежутков, языка, зубо­чисток, гелей, полосканий и др.) и правилам пользования ими.

Профессиональная чистка зубов как компонент программы профи­лактики кариеса и воспалительных заболеваний пародонта была пред­ложена P. Axelsson и др. в 1970 г. в так называемой «Карлштадской мо­дели» (Швеция). Эта комплексная программа профилактики включала регулярное обучение пациентов чи­стке зубов, профессиональную чи­стку, местное применение фтори­дов, рекомендации по питанию. Профессиональную чистку прово­дил специально обученный стома­тологический персонал через опре­деленные промежутки времени (каждые 2 нед). Идея проведения процедуры полного удаления зуб­ного налета основывалась на дан­ных исследований, показавших, что при наличии плотного налета при­знаки гингивита и начального ка­риеса развиваются за 2-3 нед при условии, что в налете периодически присутствует сахароза.

Несмотря на отличные результа­ты, «Карлштадская программа» ока­залась дорогостоящей, поэтому в те­чение последующих десятилетий ис­следователи пытались выработать оптимальные интервалы между по­сещениями пациентов, чтобы сохра­нить положительный эффект профи­лактических программ и в то же вре­мя снизить их стоимость. Одним из примеров может служить программа Nexo (Дания) и ее модификация, внедренная И.Н. Кузьминой (1996) в Солнцевском районе Москвы. Осо­бенностью этих программ является планирование интервалов между проведением профессиональной чи­стки зубов в зависимости от индиви­дуальных особенностей ребенка.

При этом интервал между прове­дением профессиональной чистки зубов определялся на основании следующих факторов:

Заинтересованности родителей и детей в программе;

Поражаемости зубов кариесом у пациента;

Степени прорезывания (особен­ное внимание уделяется первым и вторым постоянным молярам) и наличию кариеса на жевательных поверхностях постоянных моля­ров.

Основные принципы проведения профессиональной чистки зубов у конкретного пациента:

Все зубы окрашивают красителем (обычно эритрозином). Врач по­казывает пациенту места наи­большего скопления налета. Обу­чение чистке зубов проводят с учетом индивидуальных особен­ностей гигиенического состояния полости рта;

Оставшийся налет удаляют при помощи абразивной фторидсодержащей полировочной пасты, где в качестве абразива преиму­щественно используют диоксид кремния. Удаление налета с жева­тельных поверхностей зубов про­водят вращающимися щеточка­ми, а с гладких поверхностей - мягкими резиновыми колпачка­ми, заправленными полировоч­ной пастой. Как щеточки, так и колпачки приводятся во враще­ние микромотором механическо­го наконечника. Апроксимальные поверхности зубов очищают от налета зубными нитями;

После очищения всех поверхно­стей зубов необходим контроль за тщательностью выполненной процедуры. Для самостоятельного контроля за качеством чистки зу­бов в домашних условиях пациен­ту можно рекомендовать исполь­зование окрашивающих зубной налет таблеток.

Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний играет важную роль в борьбе с заболеваниями полости рта. Это актуальные меры, ведь среди населения процент стоматологических болезней очень высок.

Комплекс мер по предотвращению стоматологических заболеваний разделяют на три этапа:

  • Первичная профилактика благодаря устранению причин заболеваний, предупреждает их. На этой стадии ведутся мероприятия для повышения устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
  • Вторичная профилактика стоматологических заболеваний направлена на предотвращение повторений и осложнений заболеваний.
  • Третичная профилактика применяется, когда уже невозможно предотвратить заболевание на первом, втором этапе. Здесь стоматологи пытаются с помощью замещения сохранить функции утерянных зубов.

Первичная задача - сохранить здоровье пациента, предотвратить заболевания полости рта (пример: профилактика (предупреждение развития) кариеса зубов). Если этого не удалось достигнуть, и болезнь начала развиваться, то вторичная задача - вылечить пациента от болезни, не дать появиться осложнениям и повторениям (пример: развитие пульпита и периодонтита - прогрессирование кариеса). На последнем этапе стоматологи занимаются восстановлением утраченных функций зубов. Чаще всего применяется ортопедическое замещение утерянных зубов (пример: лечение периодонтита и его осложнения не принесло результатов, пришлось удалить зуб, а пустое место заместить протезом).

Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беременных

В период беременности зубы и десны страдают в первую очередь. Это происходит из-за того, что развивающийся ребенок забирает большую часть кальция, который поступает в организм будущей матери. Если в женский организм поступает мало питательных веществ, то страдают зубы, ногти, волосы. Поэтому в период беременности и кормления грудью женщина должна принимать специальные витамины. Так же ухудшается кровообращение в дёснах, меняется химический состав слюны. Всё это повышает риск возникновения кариеса и развития болезней десен, поэтому особенно важно уделять внимание профилактическим мерам. Заболевания полости рта эффективнее и лучше всего лечить на этапе первичной профилактики стоматологических заболеваний. Это позволит избежать дальнейших осложнений. Первичная профилактика делится на два вида: антенатальную и постнатальную.

  • Антенатальная профилактика стоматологических заболеваний - это комплекс мер, который проводится у беременных женщин для того, чтобы предупредить у плода патологий органов и тканей полости рта.
  • Постнатальная профилактика - это комплекс мер, который проводится после рождения ребенка для того, чтобы предупредить развитие патологии органов и тканей полости рта.
  • Необходимо регулярно посещать стоматолога
  • Следить за чистотой полости рта
  • Массировать десны
  • Чистить язык
  • Правильно питаться
  • Получать необходимое количество ультрафиолета

Профилактика стоматологических заболеваний у детей раннего возраста

Родители должны начинать гигиенический уход за полостью рта ребенка с момента появления первого молочного зуба. До тех пор, пока нет зубов, полость рта можно очищать специальными салфетками. К моменту прорезывания у ребенка 8-10 зубов, родители должны очищать зубы у детей два раза в день мягкой детской зубной щеткой без применения зубной пасты. При этом особое внимание надо уделять зубам, которые находятся в стадии прорезывания. Когда появятся все зубы, можно постепенно вводить в использование мягкие зубные щетки и гелеобразную зубную пасту, подходящую по возрасту. Плохая гигиена полости рта, частые ночные кормления и постоянное питье сладких напитков между основными кормлениями провоцирует появление раннего кариеса. В раннем возрасте желательно показываться стоматологу раз в год с момента появления первых зубов. Контролем правильной чистки зубов во всех возрастных периодах должно служить отсутствие на них видимого налета.

Диагностика и профилактика стоматологических заболеваний у детей дошкольного возраста

В возрасте от 3 до 7 лет необходимо помогать ребенку чистить зубы. Нужно проверять качество чистки зубов и количество используемой пасты. Зубы важно чистить утром и вечером. Особенно большое внимание нужно уделять чистке зубов перед сном. Существуют факторы, которые могут спровоцировать появление кариеса: плохой уход за зубами, частое употребление сладостей, неправильный режим питания, большое количество углеводосодержащей пищи. В дошкольном возрасте рекомендуется посещать стоматолога 2-3 раза в год.


Профилактика стоматологических заболеваний у детей школьного возраста

В этом возрасте дети уже самостоятельно чистят зубы. Необходимо уделить большое внимание состоянию десен. Научить детей пользоваться зубной нитью и зубочистками. Если ребенок носит брекеты, чистке зубов, уходу за зубами и брекет системой необходимо уделить большое внимание. Ведь частички пищи могут застревать между конструкциями, провоцировать развитие кариеса, их необходимо тщательно очищать. С двенадцати лет можно водить ребенка на гигиеническую чистку зубов к стоматологу.