Когда был осетино ингушский конфликт. Двадцатилетняя трагедия: осетино-ингушский конфликт
Профилактика в стоматологии - это актуальная задача для сегодняшнего времени. Ведь мероприятия по профилактике стоят гораздо дешевле, чем лечение заболеваний и их осложнений. В медицине профилактика всегда подразделяется на виды. Рассмотрим некоторые из них.
Первичная профилактика
Данный вид направлен на предупреждение заболеваний зубов и полости рта. Сюда можно отнести санитарное просвещение, обучение населения правильной гигиене полости рта, профилактические осмотры.
Вторичная профилактика
Происходит выявление начальных признаков заболеваний, их плановое лечение и реминерализующая терапия.
Третичная профилактика
Здесь проводится лечение болезней в разгаре с целью предотвращения их прогрессирования и развития осложнений, а также реабилитация после потери зубов, то есть протезирование.
Еще одна классификация подразделяет стоматологическую профилактику на:
- Общую . Сюда можно отнести рациональное питание и прием поливитаминов.
- Местную . К ней относятся адекватная гигиена полости рта, регулярные осмотры у стоматологов, применение лечебно-профилактических средств.
Выделяют три основных направления профилактики:
- оздоровление всего организма;
- уменьшение воздействия патогенных факторов в ротовой полости;
- повышение сопротивляемости полости рта.
Существует также массовая профилактика. Она представляет одно из самых перспективных направлений. Здесь очень важно взаимодействие медицинских и социально-педагогических структур. Это обеспечит преемственность, так как профилактика должна начинаться уже в период беременности. Далее, с младенческого возраста, при появлении первых молочных зубов , родителям очень важно осуществлять за ними правильный уход и прививать детям самостоятельные навыки по гигиене полости рта.
На государственном уровне, в регионах с недостатком фтора, принято фторирование воды. Это позволяет в несколько раз уменьшить заболеваемость кариесом .
Очень важной частью профилактики является пропаганда ЗОЖ среди населения. Сюда входит организация режима труда и отдыха, правильное питание, отказ от вредных привычек . Ведь все это напрямую связано со здоровьем зубов. Например, частое употребление продуктов богатых углеводами, может негативно сказаться на состоянии зубов.
Таким образом, для эффективного устранения причин возникновения и развития заболеваний необходимо на государственном уровне разрабатывать и внедрять специальные программы стоматологической профилактики.
В заключение хочется вспомнить известного врача и ученого П. Г. Дауге, который писал, что эффективной и правильно организованной профилактика будет тогда, когда врачи-ортопеды останутся без работы.
Ф КГМУ 4/3-04/03Карагандинский государственный медицинский университет
Кафедра стоматологии детского возраста
Лекция на тему:
Профилактика стоматологических заболеваний у детей – определение, задачи.
Профилактика – это система государственных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждения болезней. Профилактика стоматологических заболеваний это лишь одна из составных частей интегрированной программы комплексной системы профилактики основных неинфекционных заболеваний. Это основано на общности факторов риска, способствующих возникновению многих заболеваний. Эпидемиологические исследования этиологии хронических инфекционных заболеваний (в том числе и стоматологических) привлекли внимание к тому, что такие факторы риска как курение, неправильное питание, низкая физическая активность, потребление алкоголя вызывают онкологические, сердечно-сосудистые, респираторные, стоматологические и др. заболевания, следовательно, профилактические мероприятия должны быть интегрированы.
Внедрение этих методов возможно на популяционном, групповом, индивидуальном уровнях.
популяционный – применение средств и методов, которые необходимы всем детям данного региона и применение которых не требует непосредственного участия детского стоматолога. Это фторирование воды, рациональное сбалансированное питание, СПР и гигиеническое воспитание, мероприятия по охране здоровья и т.д. На этом этапе необходимо сформировать устойчивые навыки по гигиене полости рта. Участвуют в этой работе родители, воспитатели, методисты, средний медицинский персонал, учителя и т.д.;
групповой – проведение врачом или при его непосредственном участии профилактических мер у определенных групп детей . Групповые методы профилактики, требуют осмысливания профилактических мероприятий для каждой группы. При этом – метод диспансерного наблюдения, формирование диспансерных групп, назначения профилактических средств, обучение гигиене полости рта, применение средств специфической и неспецифической профилактики;
индивидуальный уровень – более высокий уровень требующий организации, больших затрат времени врача и ребенка, специальных средств, оборудования и специалистов.
Из дореволюционных ученых А.К.Лимберг на основе собственных наблюдений доказывал необходимость профилактического лечения зубов и прежде всего у детей. Он показал, что раннее лечение приводит к значительному снижению потери зубов у детей. В 1918 году П.Г. Дауге подготовил предложение об организации стоматологической помощи . Любая комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний у детей должна включать все возрастные группы от рождения до 14 лет 11 месяцев 29 дней. Базироваться на данных эпидемиологического исследования, иметь поэтапный план внедрения на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях. Возможность внедрения определяется уровнем развития стоматологической службы и материально-технической обеспеченностью программы. Основной метод внедрения профилактики, а при индивидуальном уровне, единственный – диспансеризация всех детей у стоматолога.
До 1970 года каких-либо научно-обоснованных внедренных или распространенных программ и систем профилактики стоматологических заболеваний в СССР не было. 1970г. появилось первое официальное издание «Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний». Этот документ впервые в истории страны показал необходимость , важное значение, и некоторые пути реализации профилактики стоматологических заболеваний как систему специальных мер, направленных на улучшение здоровья органов полости рта. Впервые была предпринята попытка комплексного решения проблемы, а также организованных мероприятий для проведения профилактики, в том числе с привлечением других специалистов. Была показана роль СПР, гигиены полости рта, антенатального периода, препаратов фтора в профилактике стоматологических заболеваний. В 1983 году был издан документ «методические рекомендации по внедрению комплексной системы профилактики стоматологических заболеваний в организованных коллективах детского населения». В 1984г. – приказ МЗ СССР №670 «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению», в котором профилактика стоматологических заболеваний впервые была отведена очень важная роль. В 1985г. приказом Министерств Здравоохранения и Просвещения Казахской ССР за № 709/101 было дано задание приступить к внедрению «Комплексной программы профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта» в школах и дошкольных учреждениях. В 1986 МЗ СССР выпустило методические указания «Организация профилактики основных стоматологических заболеваний». В них впервые была затронута проблема профилактики стоматологических заболеваний в плане организации, составления и реализации программ профилактики, показаны методы и пути их разработки , этапы, цели и задачи, широко использованы документы ВОЗ и, рекомендуемые ею подходы и методы. В 1988г. был приказ МЗ СССР №830 «О комплексной программе развития стоматологической помощи в СССР до 2000 года». В Республике Казахстан наиболее высокие показатели внедрения программ профилактики стоматологических заболеваний отмечались в 1991 году. За последние годы эти показатели снизились 2,2 раза. Таков краткий исторический путь стоматологических программ профилактики.
При внедрении и совершенствовании современных методов значителен вклад Е.В.Боровского, П.А.Леуса, Г.Н.Пахомова и многих других ученых. В Казахстане также придерживаются методов диспансеризации по Т.Ф.Виноградовой. Основные уровни: популяционный и групповой. Научной разработкой профилактики кариеса занимались А.И.Фефелов, Д.Л.Корытный, А.А.Кабулбеков, Т.К.Мукашев и др.; заболеваний пародонта: Д.Л.Корытный, Л.Я.Зазулевская, Т.Пилат, Г.А.Умбеталиев и др.; одонтогенных заболеваний челюстно-лицевой области – Т.К.Супиев, А.С.Галяпин, А.Ж.Есимов и др.
Большой вклад в разработку таких программ внесли: академик Т.Ш. Шарманов (рациональное сбалансированное питание), профессор Е.И. Гончарова (сроки профилактики стоматологических заболеваний в зависимости от динамики роста и развития зубов, росто-весовых показателей у детей), профессор Т.К. Супиев (профилактика одонтогенных заболеваний), профессор Д.Н. Джумадилаев (общие проблемы профилактики стоматологических заболеваний), доцент Т.К. Мукашев (профилактика стоматологических заболеваний на индивидуальном уровне), доцент М.А. Алдашева (профилактика стоматологических заболеваний с учетом экологических факторов).
Профилактический принцип был и остается основополагающим в медицине, актуальность которого не вызывает сомнения.
Иллюстративный материал:
Презентация
ЛИТЕРАТУРА:
Алдашева М.А. Профилактика основных стоматологических заболеваний у
Курякина Н.В., Савельева Н.А. Стоматология профилактическая.- Москва,
Медицинская книга, Н. Новгород. Издательство НГМА 2005.- 283 с.
Персин Л.С. и др. Стоматология детского возраста. - М.: Медицина, 2008. – 640 с.
Курякина Н.В. Детская терапевтическая стоматология. – М. –Н.Новгород, 2007– 744 с.
Тулеутаева С.Т., Каспакова Л.А., Молдажанова А.Г. Стоматологиялық аурулардың алдын алуы бойынша дәрістер курсы.- Қарағанды, 2007
Ш.Ш. Абралина, Ғ.С. Абылкаирова. Балаларда тісжегінің дамуына әкелетін қауіпті факторлар. Біріншілік профилактика және тісжегіні болжау. Семей, 2006- 22 б.
Контрольные вопросы (обратная связь):
Профилактика – определение, задачи
Виды профилактики
Первичная профилактика: определение, задачи, методы
Вторичная профилактика: определение, задачи, методы
Третичная профилактика: определение, задачи, методы
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Профилактика стоматологических заболеваний
Учебное пособие для студентов стоматологического факультета, врачей-интернов
Под редакцией В. И. Куцевляка
Утверждено ученым советом ХГМУ Протокол № 8 от 21.09.2000
Харьков ХГМУ 2001
Предисловие
Стоматологическая профилактика слагается из целого комплекса неразрывно связанных между собой и взаимно дополняющих друг друга мероприятий организационного и лечебно-профилактического характера: правильного гигиенического режима, полноценного (рационального) питания, организации своевременных врачебных осмотров и лечения зубов.
В соответствии с действующим учебным планом подготовки врачей-стоматологов предусмотрено изучение студентами профилактики стоматологических заболеваний на протяжении двух семестров, а также в субординатуре и интернатуре.
Изучение этого материала затрудняет малочисленность, труднодос-тупность, разрозненность литературы и главное - отсутствие одного комплексного учебного пособия по профилактике стоматологических заболеваний и зубочелюстных аномалий.
В определенной степени указанный пробел в учебной литературе должно восполнить предлагаемое учебное пособие. В нем представлен практически весь материал, раскрывающий содержание учебной программы по профилактике стоматологических заболеваний. Новое переработанное издание дополнено наиболее современным теоретическим материалом и прогрессивными профилактическими методиками, являющимися руководством к практической деятельности будущих врачей.
УДК 616.314-053.2
Профилактика стоматологических заболеваний: Учебн. пособие для студентов стоматологического факультета, врачей-интернов / В. И. Куцевляк, В. В. Никонов, А. В. Самсонов и др.; под ред. В. И. Куцевля-ка.-Харьков: ХГМУ, 2001.- 217 с-Рус. яз.
Представлены современные концепции возникновения кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий. Рассмотрены традиционные методы и новейшие достижения в профилактике основных стоматологических заболеваний.
Подано сучасні концепцп виникнення Kapiecy зубів, захворювань па-родонту, зубощелепних аномалш. Розглянуто традицшш методи i новітнi досягнення в профілактиці основних стоматологічних захворювань.
Табл. 9. Ил. 51. Библиогр.: 34 назв.
Рецензенты: Р. Н. Дычко, зав. кафедрой стоматологии
детского возраста Днепропетровского государственного медицинского университета, д-р мед. наук, проф.
Л. А. Хоменко, зав. кафедрой детской терапевтической стоматологии и профилактики стоматологических заболеваний НМУ им. акад. А. А. Богомольца, д-р мед. наук, проф.
© Харьковский государственный
медицинский университет, 2001
2.6. Методы первичной профилактики основных стоматологических заболеваний у детей
Профилактика стоматологических заболеваний:
1) первичная - использование различных методов и средств для предупреждения возникновения стоматологических заболеваний. Начальные признаки поражения тканей при проведении профилактических мероприятий могут стабилизироваться или подвергнуться обратному развитию;
2) вторичная - применение традиционных методов лечения для остановки развившегося патологического процесса и сохранения тканей. Включает лечение кариеса зубов (пломбирование, эндодонтические процедуры), терапевтическое и хирургическое лечение заболеваний пародонта и других заболеваний полости рта;
3) третичная - восполнение анатомической и функциональной целости зубочелюстной системы. Предусматриваются использование средств, необходимых для замещения отсутствующих органов и тканей, и проведение реабилитации пациентов, приближая насколько возможно их состояние к норме.
К методам первичной профилактики относятся:
Индивидуальная гигиена полости рта;
Профессиональная гигиена полости рта;
Эндогенное использование препаратов фтора;
Применение средств местной профилактики;
Стоматологическое просвещение.
Индивидуальная гигиена полости рта. Ведущим компонентом профилактики стоматологических заболеваний является гигиена полости рта. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют физиологическому процессу созревания эмали зубов. Биологически активные компоненты, входящие в состав средств гигиены, обогащают ткани зуба и пародонта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, витаминами, повышают их устойчивость к вредным воздействиям. Регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой способствует активации обменных процессов, улучшению кровообращения в тканях пародонта.
Индивидуальная гигиена - тщательное и регулярное удаление пациентом зубных отложений с поверхностей зубов и десен с помощью различных средств.
Зубные щетки - основной инструмент для удаления отложений с поверхностей зубов и десен. Сейчас существует множество моделей зубных щеток, предназначенных для удаления зубного налета с гладких, окклюзионных и проксимальных поверхностей зубов. Разработка нового дизайна щеток осуществляется с помощью компьютера.
Зубные щетки отличаются:
Размером головки;
Свойствами волокон;
Формой щеточного поля головки и расположением пучков;
Жесткостью;
Дизайном ручки.
Размер головки зубной щетки. В настоящее время (как взрослым, так и детям) рекомендуется использовать щетки с маленькой головкой, которыми легко можно манипулировать в полости рта и очищать труднодоступные поверхности зубов. Размер головки детской зубной щетки должен быть 18-25 мм.
Свойства волокон. Для изготовления зубных щеток преимущественно используют синтетические волокна. В то же время в продаже еще встречаются щетки, изготовленные из натуральной щетины. Этот материал, естественно, уступает синтетическим волокнам по качеству. Его недостатками являются наличие срединного канала, заполненного микроорганизмами, трудность содержания щетки в чистоте, невозможность идеальной обработки концов щетинок и сложность придания ей определенной жесткости.
Форма щеточного поля головки. В боковой проекции можно различить несколько профилей головки зубной щетки - плоский, вогнутый, выпуклый, многоуровневый. Щеткой с вогнутой формой рабочей части головки лучше очищать вестибулярные поверхности зубов, тогда как с выпуклой - язычные. Щетки, у которых щетинки располагаются на разных уровнях, более эффективно, чем плоские, удаляют налет, особенно с проксимальных поверхностей зубов.
Расположение пучков волокон. В головке щетки щетинки организованы в пучки, располагающиеся обычно в 3 или 4 ряда. Такое расположение позволяет лучше очистить все поверхности зубов. Пучки щетинок, как правило, имеют различную высоту: более длинные (мягкие) по периферии, более короткие - в центре. Каждая группа пучков способствует более тщательному удалению налета в той или иной области зубного ряда. Прямые высокие волокна очищают налет в межзубных промежутках; короткие - в фиссурах. Пучки волокон, расположенные в косом направлении, проникая в зубодесневую борозду, удаляют зубной налет из пришеечной области.
Некоторые модели зубных щеток имеют силовой выступ для лучшего очищения моляров, особенно дистальных поверхностей последних моляров, и глубокого проникновения в межзубные промежутки.
Часто зубные щетки снабжены индикатором - двумя рядами пучков волокон, окрашенных разноцветными пищевыми красителями, которые обесцвечиваются по мере использования. Сигналом для замены щетки является обесцвечивание щетинки на половину ее высоты. Это обычно происходит через 2- 3 мес при ежедневной двухразовой чистке зубов.
Жесткость щетки зависит от состава волокна, диаметра и длины щетинки, а также от количества щетинок в пучке.
Различают несколько степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.
Рекомендации пациентам по использованию зубной щетки той или иной степени жесткости сугубо индивидуальны. Наиболее широко применяют щетки средней степени жесткости. Как правило, детские зубные щетки изготавливают из очень мягкого или мягкого волокна.
Дизайн ручки. Форма ручки зубных щеток может быть прямой или изогнутой под разными углами, однако длина ее должна быть достаточной, чтобы обеспечить максимальные удобства при чистке зубов. Детские зубные щетки «Oral-В», «Disney Mickey Mouse L-10» (для детей от 2 лет) и »Squish Grip» (от 4 лет) - очень мягкие, с маленькой головкой, индикаторными щетинками и удобной нескользящей ручкой.
Приучить ребенка правильно чистить зубы можно с помощью зубных щеток, у которых при чистке зубов (в течение 2-3 мин) изменяется первоначальный цвет ручки. Таким же свойством обладают зубные щетки, у которых в ручку вмонтирована погремушка. При правильных (вертикальных) движениях щетки издается звук, а при горизонтальных (неправильных) зубная щетка «молчит».
Межзубные щетки. Специальные зубные щетки предназначены для очищения межзубных промежутков, пришеечных областей зубов, пространств под несъемными ортодонтическими конструкциями. Обычно они небольшого размера, их рабочая часть может состоять из одного пучка волокон, подстриженного в виде конуса или нескольких пучков, размещенных в одном ряду. С такими щетками используют сменные ершики разного размера.
Электрические зубные щетки. Этот вид зубных щеток сейчас используют довольно широко. Примером может служить электрическая зубная щетка «Braun Oral-B Plak Control 3D». В этой щетке имеются 3 вида щетинок: мягкие FlexiSoft с губчатой структурой, более высокие - «силовые выступы», индикаторные. Маленькая головка щетки совершает пульсацию с частотой 20 000 колебаний в минуту, что разрыхляет зубной налет, и возвратно-вращательные движения с частотой 7600 колебаний в минуту, при которых удаляется налет даже с труднодоступных поверхностей. Одновременно с чисткой осуществляется массаж десен.
Для детей разработаны специальные детские электрические зубные щетки.
Методы чистки зубов. Очищение молочных зубов с момента прорезывания. С момента прорезывания первых молочных зубов их необходимо очищать не менее 1 раза в день специальной зубной щеточкой, которую родители надевают себе на палец.
С 1 года ребенку можно чистить зубы 2 раза в день мягкой детской зубной щеткой, с 2-2,5 лет - 2 раза в день, используя при этом мягкую зубную щетку и гелеобразную детскую зубную пасту. Контролем правильности чистки зубов во всех возрастных периодах должно служить отсутствие видимого налета.
Круговой метод Fones . Используя этот метод, вначале очищают вестибулярные поверхности сомкнутых зубов круговыми движениями, исключая краевую часть десны, затем открывают рот и очищают маленькими вращательными движениями оральные поверхности, горизонтальными или вращательными движениями - окклюзионные поверхности зубов. Этот метод рекомендуется и детям, и взрослым.
Стандартный метод чистки зубов (Г.Н. Пахомов). Зубной ряд условно делят на несколько сегментов. Чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.
При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров рабочую часть зубной щетки располагают под углом 45 ° к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу, одновременно удаляя налет с зубов и десен. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными (возвратно-поступательными) движениями, при этом волокна щетки проникают глубоко в фиссуры и межзубные промежутки.
Вестибулярную поверхность фронтальной группы зубов верхней и нижней челюс-тей очищают такими же движениями, как моляры и премоляры. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов, при этом волокна находятся под острым углом к ним и захватывают не только зубы, но и десну.
Заканчивают чистку всех сегментов круговыми движениями.
Зубные нити (флоссы). Флоссы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов. Их изготавливают из специального синтетического волокна. Они могут быть вощеными и невощеными, круглыми и плоскими, иногда с ментоловой пропиткой. Кроме того, сущес-твуют суперфлоссы - нити с односторонним утолщением. Такая нить имеет жесткий кончик и сочетание невощеных фрагментов с более широкими нейлоновыми волокнами. Она позволяет очищать контактные поверхности зубов, а также способствует более тщательному удалению остатков пищи и налета с имеющихся в полости рта ортопедических и ортодонтических конструкций.
Способ применения зубных нитей. Нить длиной 35-40 см накручивают вокруг первой фаланги средних пальцев обеих рук. Затем осторожно вводят натянутую нить (с помощью указательных пальцев - на нижней челюсти и больших пальцев - на верхней челюсти) по контактной поверхности зуба, стараясь не травмировать десневой сосочек. Несколькими движениями нити удаляют все мягкие отложения. Последовательно производят очищение контактных поверхностей каждого зуба.
Дети могут самостоятельно пользоваться флоссами начиная с 9-10 лет. До этого возраста очищать контактные поверхности зубов у детей рекомендуется родителям.
Зубные пасты. Широкое распространение с 30-х годов XX столетия приобрели зубные пасты, которые обладают значительными преимуществами перед порошками и являются более удобными и массовыми средствами гигиены. Их эффективность в профилактике кариеса зубов и болезней пародонта общепризнанна.
Применение зубных паст в значительной мере способствует снижению (в среднем на 25-30 %) частоты кариеса постоянных зубов, улучшению гигиенического состояния полости рта (на 24-46 %), уменьшению воспалительных явлений в тканях пародонта (на 33- 58 %).
Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет,
остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать выраженным дезодорирующим и освежающим действием и не давать побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.
Основные компоненты зубных паст:
Абразивные вещества - обеспечивают очищающее и полирующее действие (химически осажденный мел, дикальцийфосфат, диоксид кремния, гидроокись алюминия и др.);
Связующие вещества - обеспечивают стабильность состава зубной пасты (натуральные и синтетические гидроколлоиды);
Увлажняющие вещества - способствуют сохранению влаги в пасте, получению пластичной однородной массы (многоатомные спирты);
Пенообразующие вещества (ализариновое масло, лаурилсульфат натрия);
Отдушки и подсластители - обеспечивают органолептические свойства зубной пасты (мята перечная, сахарозаменители).
В последнее время нашли применение гелеобразные зубные пасты, полученные на основе соединений окиси кремния и обладающие высокой пенообразующей способностью. Такие пасты приятны на вкус, имеют разную окраску за счет добавляемых красителей, однако очищающая способность некоторых из них ниже, чем паст, содержащих меловую основу или дикальцийфосфат.
Гельные зубные пасты обеспечивают более мягкое очищающее действие, не травмируя эмаль молочных зубов, поэтому их также рекомендуют использовать у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Зубные пасты могут содержать биологически активные компоненты, что позволяет применять их как
основные средства профилактики кариеса зубов и болезней пародонта.
Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются противокариозные фторидсодержащие зубные пасты. В качестве противокариозных добавок в состав зубных паст вводят фториды натрия и олова, монофторфосфат натрия, подкисленный фосфатами фторид натрия, а в последнее время и органические соединения фтора (аминофториды).
Фториды увеличивают резистентность зубов к кислотам, образуемым микроорганизмами зубного налета, усиливают реминерализацию эмали и угнетают метаболизм микроорганизмов налета. По рекомендациям ВОЗ (1984), оптимальная концентрация фторида в зубных пастах должна составлять 0,11 %. В составе детских зубных паст фтористые соединения находятся в малом количестве - до 0,023 %.
Для полной минерализации твердых тканей зуба и повышения их резистентности к кариесу, помимо фторидов, необходимы и другие неорганические элементы.
Зубные пасты, содержащие фосфаты калия, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, оказывают выраженное противокариозное действие. Подобный эффект дают также зубные пасты, имеющие в своем составе производные хитина и хитозана. Эти вещества обладают сродством к белкам и способны ингибировать адсорбцию Streptococcus mutans, mitis, sanguis на поверхности гидроксиапатита. Применение противовоспалительных зубных паст является простой и доступной формой предупреждения и лечения болезней пародонта. В их состав вводят биологически активные вещества - лекарственные травы, соли, антисептики, ферменты, витамины, микроэлементы.
Противовоспалительное действие оказывают зубные пасты с добавками лекарственных трав: ромашки, зверобоя, гвоздики, тысячелистника, аира болотного, календулы, шалфея, экстракта корня женьшеня. Эти пасты способствуют уменьшению кровоточивости десен, обладают обезболивающим, противовоспалительным и регенерирующим эффектом.
Для ускорения регенераторных процессов слизистой оболочки в зубные пасты вводят биологически активные компоненты - ферменты, масляные растворы витаминов А и Е, каротолин. Для снижения количества зубного налета и ингибирования роста кристаллов камня в зубные пасты включают также пирофосфаты натрия или калия, цитрат цинка, которые, не влияя на активность фторидов, способны ингибировать формирование твердых зубных отложений.
Компоненты, входящие в состав некоторых зубных паст, такие как ремодент, глицерофосфат кальция, синтетический гидроксиапатит, способствуют уменьшению повышенной чувствительности эмали за счет закрытия входных отверстий дентинных канальцев.
В состав большинства отбеливающих зубных паст в качестве абразива вводят диоксид кремния высокой концентрации, а также полирующие компоненты и вещества, препятствующие образованию твердых зубных отложений. Не рекомендуется использование отбеливающих паст у детей в период прорезывания постоянных зубов.
Жевательные резинки. Ксредствам, позволяющим улучшить гигиеническое состояние полости рта, относятся жевательные резинки, которые внастоящее время рекомендуют использовать и детям.
Жевательная резинка, воздействуя на ткани полости рта, способствует:
Увеличению скорости слюноотделения;
Стимуляции выделения слюны с повышенной буферной емкостью;
Нейтрализации кислот зубного налета;
Усилению омывания слюной труднодоступных участков полости рта;
Нормализации клиренса сахарозы из слюны;
Удалению остатков пищи.
В настоящее время используют жевательные резинки, изготовленные на основе сахарозаменителей, так как они обладают противокариозным эффектом. Сахарозамените-ли придают жевательной резинке сладкий вкус, но в отличие от сахара очень медленно разлагаются до кислот. Некоторые жевательные резинки содержат противокариозные и противовоспалительные добавки: соединения фтора, лактат кальция, хлоргексидин. Пользоваться жевательной резинкой следует после каждого приема пищи и сладостей не более 10 мин. Не рекомендуется бесконтрольное, многократное использование жевательной резинки в течение дня.
Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта после чистки зубов или приема пищи. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта. В состав эликсиров могут входить биологически активные компоненты: фторид натрия, экстракты лекарственных растений, триклозан и ксидифон, препятствующие образованию зубного камня.
Профессиональная гигиена полости рта. Профессиональная гигиена - комплекс мер, устраняющих и предотвращающих развитие кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта путем механического удаления с поверхностей зубов над- и поддесневых зубных отложений.
Профессиональная гигиена включает в себя:
Мотивацию пациента к борьбе со стоматологическими заболеваниями;
Обучение пациента индивидуальной гигиене полости рта;
Удаление над- и поддесневых зубных отложений;
Полировку поверхности зуба (в том числе и корня);
Устранение факторов, способствующих скоплению зубного налета.
Профессиональная гигиена полости рта как один из основных компонентов профилактики стоматологических заболеваний должна проводиться детям и подросткам строго индивидуально и через определенное время.
Длительность интервалов между посещениями врача-стоматолога зависит от:
Гигиенического состояния полости рта;
Интенсивности кариеса зубов;
Присутствия гингивита;
Выраженности пародонтита;
Степени прорезывания зубов.
Контролируемая чистка зубов - это чистка зубов, которую пациент осуществляет самостоятельно в присутствии специалиста (врача-стоматолога, гигиениста и др.). Сначала зубы пациента обрабатывают окрашивающим средством и определяют ИГ. Затем пациент чистит зубы в своей обычной манере, и у него вновь определяют ИГ. Специалист с помощью зеркала показывает пациенту, какие поверхности тот очищает недостаточно. При последующих посещениях контролируемую чистку зубов повторяют, оценивая навыки пациента.
Врач должен объяснить ребенку и родителям причины возникновения и развития кариеса зубов и заболеваний пародонта, образования зубных отложений, содержащих бактерии и продукты их жизнедеятельности, и методы контроля за их образованием. Должны быть также даны рекомендации по применению средств профилактики и гигиены (зубных щеток, паст, зубных нитей, щеток для очищения межзубных промежутков, языка, зубочисток, гелей, полосканий и др.) и правилам пользования ими.
Профессиональная чистка зубов как компонент программы профилактики кариеса и воспалительных заболеваний пародонта была предложена P. Axelsson и др. в 1970 г. в так называемой «Карлштадской модели» (Швеция). Эта комплексная программа профилактики включала регулярное обучение пациентов чистке зубов, профессиональную чистку, местное применение фторидов, рекомендации по питанию. Профессиональную чистку проводил специально обученный стоматологический персонал через определенные промежутки времени (каждые 2 нед). Идея проведения процедуры полного удаления зубного налета основывалась на данных исследований, показавших, что при наличии плотного налета признаки гингивита и начального кариеса развиваются за 2-3 нед при условии, что в налете периодически присутствует сахароза.
Несмотря на отличные результаты, «Карлштадская программа» оказалась дорогостоящей, поэтому в течение последующих десятилетий исследователи пытались выработать оптимальные интервалы между посещениями пациентов, чтобы сохранить положительный эффект профилактических программ и в то же время снизить их стоимость. Одним из примеров может служить программа Nexo (Дания) и ее модификация, внедренная И.Н. Кузьминой (1996) в Солнцевском районе Москвы. Особенностью этих программ является планирование интервалов между проведением профессиональной чистки зубов в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
При этом интервал между проведением профессиональной чистки зубов определялся на основании следующих факторов:
Заинтересованности родителей и детей в программе;
Поражаемости зубов кариесом у пациента;
Степени прорезывания (особенное внимание уделяется первым и вторым постоянным молярам) и наличию кариеса на жевательных поверхностях постоянных моляров.
Основные принципы проведения профессиональной чистки зубов у конкретного пациента:
Все зубы окрашивают красителем (обычно эритрозином). Врач показывает пациенту места наибольшего скопления налета. Обучение чистке зубов проводят с учетом индивидуальных особенностей гигиенического состояния полости рта;
Оставшийся налет удаляют при помощи абразивной фторидсодержащей полировочной пасты, где в качестве абразива преимущественно используют диоксид кремния. Удаление налета с жевательных поверхностей зубов проводят вращающимися щеточками, а с гладких поверхностей - мягкими резиновыми колпачками, заправленными полировочной пастой. Как щеточки, так и колпачки приводятся во вращение микромотором механического наконечника. Апроксимальные поверхности зубов очищают от налета зубными нитями;
После очищения всех поверхностей зубов необходим контроль за тщательностью выполненной процедуры. Для самостоятельного контроля за качеством чистки зубов в домашних условиях пациенту можно рекомендовать использование окрашивающих зубной налет таблеток.
Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний играет важную роль в борьбе с заболеваниями полости рта. Это актуальные меры, ведь среди населения процент стоматологических болезней очень высок.
Комплекс мер по предотвращению стоматологических заболеваний разделяют на три этапа:
- Первичная профилактика благодаря устранению причин заболеваний, предупреждает их. На этой стадии ведутся мероприятия для повышения устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
- Вторичная профилактика стоматологических заболеваний направлена на предотвращение повторений и осложнений заболеваний.
- Третичная профилактика применяется, когда уже невозможно предотвратить заболевание на первом, втором этапе. Здесь стоматологи пытаются с помощью замещения сохранить функции утерянных зубов.
Первичная задача - сохранить здоровье пациента, предотвратить заболевания полости рта (пример: профилактика (предупреждение развития) кариеса зубов). Если этого не удалось достигнуть, и болезнь начала развиваться, то вторичная задача - вылечить пациента от болезни, не дать появиться осложнениям и повторениям (пример: развитие пульпита и периодонтита - прогрессирование кариеса). На последнем этапе стоматологи занимаются восстановлением утраченных функций зубов. Чаще всего применяется ортопедическое замещение утерянных зубов (пример: лечение периодонтита и его осложнения не принесло результатов, пришлось удалить зуб, а пустое место заместить протезом).
Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беременных
В период беременности зубы и десны страдают в первую очередь. Это происходит из-за того, что развивающийся ребенок забирает большую часть кальция, который поступает в организм будущей матери. Если в женский организм поступает мало питательных веществ, то страдают зубы, ногти, волосы. Поэтому в период беременности и кормления грудью женщина должна принимать специальные витамины. Так же ухудшается кровообращение в дёснах, меняется химический состав слюны. Всё это повышает риск возникновения кариеса и развития болезней десен, поэтому особенно важно уделять внимание профилактическим мерам. Заболевания полости рта эффективнее и лучше всего лечить на этапе первичной профилактики стоматологических заболеваний. Это позволит избежать дальнейших осложнений. Первичная профилактика делится на два вида: антенатальную и постнатальную.
- Антенатальная профилактика стоматологических заболеваний - это комплекс мер, который проводится у беременных женщин для того, чтобы предупредить у плода патологий органов и тканей полости рта.
- Постнатальная профилактика - это комплекс мер, который проводится после рождения ребенка для того, чтобы предупредить развитие патологии органов и тканей полости рта.
- Необходимо регулярно посещать стоматолога
- Следить за чистотой полости рта
- Массировать десны
- Чистить язык
- Правильно питаться
- Получать необходимое количество ультрафиолета
Профилактика стоматологических заболеваний у детей раннего возраста
Родители должны начинать гигиенический уход за полостью рта ребенка с момента появления первого молочного зуба. До тех пор, пока нет зубов, полость рта можно очищать специальными салфетками. К моменту прорезывания у ребенка 8-10 зубов, родители должны очищать зубы у детей два раза в день мягкой детской зубной щеткой без применения зубной пасты. При этом особое внимание надо уделять зубам, которые находятся в стадии прорезывания. Когда появятся все зубы, можно постепенно вводить в использование мягкие зубные щетки и гелеобразную зубную пасту, подходящую по возрасту. Плохая гигиена полости рта, частые ночные кормления и постоянное питье сладких напитков между основными кормлениями провоцирует появление раннего кариеса. В раннем возрасте желательно показываться стоматологу раз в год с момента появления первых зубов. Контролем правильной чистки зубов во всех возрастных периодах должно служить отсутствие на них видимого налета.
Диагностика и профилактика стоматологических заболеваний у детей дошкольного возраста
В возрасте от 3 до 7 лет необходимо помогать ребенку чистить зубы. Нужно проверять качество чистки зубов и количество используемой пасты. Зубы важно чистить утром и вечером. Особенно большое внимание нужно уделять чистке зубов перед сном. Существуют факторы, которые могут спровоцировать появление кариеса: плохой уход за зубами, частое употребление сладостей, неправильный режим питания, большое количество углеводосодержащей пищи. В дошкольном возрасте рекомендуется посещать стоматолога 2-3 раза в год.
Профилактика стоматологических заболеваний у детей школьного возраста
В этом возрасте дети уже самостоятельно чистят зубы. Необходимо уделить большое внимание состоянию десен. Научить детей пользоваться зубной нитью и зубочистками. Если ребенок носит брекеты, чистке зубов, уходу за зубами и брекет системой необходимо уделить большое внимание. Ведь частички пищи могут застревать между конструкциями, провоцировать развитие кариеса, их необходимо тщательно очищать. С двенадцати лет можно водить ребенка на гигиеническую чистку зубов к стоматологу.