Биографии Характеристики Анализ

Когда родился и умер вещий олег. Каким был Вещий Олег

Красна птица опереньем, а человек уменьем.

Русская народная пословица

В 882 году князь Олег вещий захватил Киев, хитростью умертвив его князей Аскольда и Дира. Сразу же после въезда в Киев он произнес свои знаменитые слова, что отныне суждено Киеву быть матерью городов Русских. Князь Олег произнес эти слова не случайно. Он был весьма доволен тем, насколько удачно было выбрано место для строительства города. Пологие берега Днепра, были практически неприступными, что позволяло надеяться, что город будет надежной защитой для своих жителей.

Наличие преграды со стороны водной границы города было очень актуальным, поскольку именно по этой части Днепра проходил знаменитый торговый путь из варяг в греки. Этот путь представлял и себя путешествие через крупные русские реки. Он брал свое начало в Финском заливе Байкальского моря, которое на тот момент называлось Варяжским. Далее путь шел через реку Неву к Ладожскому озеру. Путь из варяг в греки продолжался устьем реки Волхов до озера Ильни. Оттуда он мелкими реками добирался до истоков Днепра, а оттуда уже проходил до самого Черного моря. Таким путем, начинаясь в Варяжском море и заканчиваясь в Черном море, и проходил известный до сих пор торговый путь.

Внешняя политика вещего Олега

Князь Олег Вещий после захвата Киева решил продолжить расширение территории государства, за счет включения в него новых территорий, которые были заселены народами, издревле плативших дань хазарам. В результате в состав Киевской Руси вошли племена:

  • радимичи
  • поляне
  • словене
  • северяне
  • кривичи
  • древляне.

Кроме того, князь Олег Вещий навязал свое влияние и другим соседствующим племенам: дреговичам, уличам и тиверцам. В то же время к Киеву подошли угорские племена, вытесненные с территории Урала половцами. В летописях не сохранилось данных о том прошли ли эти племена с миром по Киевской Руси, либо были выбиты из нее. Но доподлинно можно сказать то, что на Руси долго мирились с их пребыванием вблизи Киева. Это место вблизи Киева и по сей день называет Угорским. Эти племена позднее перешли через реку Днепр, захватили близлежащие земли (Молдавию и Бессарабию) и отправились вглубь Европы, где обосновали государство Венгерское.

Новый поход на Византию

907 год ознаменуется новым поворотом внешней политики Руси. Предвкушая большую добычу, русичи отправляются войной на Византию. Таким образом, князь Олег вещий становится вторым русским князем объявившим войну Византии, после Аскольда и Дира. В состав войска Олега входило почти 2000 кораблей по 40 воинов на каждом. Берегом их сопровождала конница. Византийский император позволил русскому войску беспрепятственно грабить близлежащие окрестности Константинополя. Вход же в бухту города, носящей название Бухта Золотого Рога, был перекрыт цепями. Летописей Нестор описывает невиданную жестокость русского войска, с которой они разоряли окрестности византийской столицы. Но даже этим они не могли угрожать Константинополю. На выручку пришла хитрость Олега, который приказал оборудовать все корабли колесами . Далее по земле, при попутном ветре, на всех парусах отправиться на столицу Византии. Так и сделали. Над Византией нависла угроза поражения, и греки, осознав всю горесть нависшей над ними опасности, решили заключить мир с неприятелем. Киевский князь потребовал от проигравших оплатить по 12 (двенадцать) гривен на каждого воина, на что греки согласились. В результате 2 сентября 911 года (по данным летописей Нестора) между Киевской Русью и Византийской империей был составлен письменный мирный договор. Князь Олег добился выплаты дани русским городам Киеву и Чернигову, а также права беспошлинной торговли для русских купцов.

«Победой прославлено имя твое.

Олег! Твой щит на вратах Царьграда».

А. С. Пушкин

Со школьной парты нам знаком сказ «Песнь о Вещем Олеге», где рассказывалось о славных делах первого в истории Киевского князя, полководца и основателя Великорусской державы. Ему принадлежит высказывание, легшее в историю: «Киев – мать городов русских». Но почему Вещий Олег получил такое прозвище?

Исторический портрет

Дата, когда родился Великий князь, его биография неизвестна (по мнению историков, он был чуть младше Рюрика). Родом Олег из Норвегии (селение Халоголанд) из семьи зажиточных бондов.

Бонд (или «карл») – сословие (характеристика) викингов древней Норвегии. Бонды не принадлежали к знати, но были свободны и владели собственным хозяйством.

Родители нарекли мальчика именем Одд. Когда Одд подрос, за смелость юношу прозвали Орваром («стрела»). Сестра Одда обручилась с предводителем варягов Рюриком и впоследствии стала его женой.

Орвар верой и правдой служил Рюрику и носил звание «Главный полководец». Вождь варягов Рюрик не ошибся в выборе ставленника, когда на смертном одре (в 879 году) завещал Одду новгородский престол и опеку над единственным сыном – Игорем. Орвар стал другом и отцом княжичу, воспитав Игоря образованным, мужественным человеком.

Ответственно отнесся Одд и к титулу, пожалованному ему Рюриком. За годы княжения (879-912), он поддерживал и выполнял главную цель властителей тех времен – расширение границ своей страны и приумножение богатства княжеских владений.

Почему «Олег», когда князя зовут Оддом? Олег не является личным именем. Это тронный титул, употребляемый вместо нареченного имени. Кто такой «Олег»? В буквальном переводе это означает «Священный». Звание часто встречается в скандинавских летописях. Одд получил титул «Олег», что значит «Священный жрец и вождь».

Внешняя и внутренняя политика

Получив власть, Одд подчиняет себе непокорные племена, отказывающие платить дань. Спустя несколько лет Олег покоряет славянские и финно-угорские племена. У его ног оказались кривичи, чудь, весь и словены. Вместе с варягами и новыми воинами древнерусский князь отправляется в воинственный поход и захватывает крупные города Любеч и Смоленск.

Владея сильным войском, князь намеревается покорить Киев, в котором властвовали воеводы-самозванцы Дир и Аскольд.

Но Олег не собирался тратить жизни воинов на вооруженный захват Киева. Многолетняя осада города его также не устраивала. Князь применил хитрость. Замаскировав корабли под безобидные торговые судна, Одд вызвал киевских правителей за пределы городского вала якобы для переговоров.

По легенде, на встрече Олег представил Аскольду и Диру нового ставленника Киева, подопечного Игоря. А затем безжалостно расправился с неразумными врагами. Покорив Киев, Одд объединил Восточную и Северную Русь, создав Киевскую Русь (Древнерусское государство).

Вся политика Великого князя (внешняя и внутренняя) основывалась на получение максимальной выгоды для Руси. Отчаянный Одд шел на уникальные по задумке и смелости шаги для претворения планов. Именно Олег стал зачинателем новой эры, по факту сумев объединить политику и военные действия. Его портрет и легендарные подвиги нашли отражение в двух знаменитых писаниях: «Новгородская летопись» и «Повесть временных лет».

Подытожив, можно так описать достижения киевского владыки:

Внешняя политика:

  1. Сумел договориться с варягами о прекращении кровопролитных набегов на Русь. Для этого русичи платили ежегодную дань.
  2. Провел успешные походы в районе Каспия против арабского халифата.
  3. 885 год – удачный военный поход на уличей (племя восточных славян, живших на юго-западе Руси и занимающих территорию от Дуная до Днепра).
  4. После осады Константинополя в 907 году добился выгодных условий торговли с русскими купцами.
  5. Подчинил Киеву тиверцев, древлян, восточных хорватов. Вятичей, сиверян, дулибив и радимичей (славянские племена).
  6. Покорил финно-угорские племена (мерю и чудь).

Внутренняя политика:

  1. Установил грамотную политику взимания дани с подчиненных Киеву земель.
  2. Убедил войска покоренных племен к верности и служению, что обеспечило успехи в дальнейших военных походах.
  3. Создал оборонительное строительство в приграничных зонах.
  4. Реанимировал языческий культ на Руси.

Культура и достижения

Русь под владычеством Олега представляла собой гигантскую территорию, населенную многочисленными славянскими племенами. С приходом к власти Одда первобытнообщинные славянские племена сформировались в единое мощное государство, признаваемое всем миром.

Каждое племя, объединенное в общую страну, верно хранило свои традиции, обычаи и верования.

Упрочнение контактов с Византией и Восточными странами дало толчок к бурному развитию экономики Руси. Активно разрастались и строились города, осваивались земли, развивались ремесла и искусство.

Поселения. До прихода к власти Олега основная масса русичей проживала в слабо укрепленных селениях. Люди прятали поселки от набегов врагов, располагая их в лесных низинах. При правлении Киевского князя ситуация изменилась. IX век ознаменовался распространением укрепленных городищ.

Возводились городища по берегам водоемов, у слияния рек. Удобные в обороне, такие поселения были выгодными и в плане хозяйственно-торговых отношений. Благодаря обширной застройке городищами, Русь в сагах Скандинавии называли «Гардарикой» («страна городов»).

Старинная летописная книга гласит, что Москву заложил и основал князь Киевский Олег Вещий в год 880.

Система. С политикой Одда историки связывают период становления государства. Ежегодная, обязательная дань с племен, объезды жителей ради собирания мзды составило основу для зарождения первого прообраза налоговой и судебной государственной системы.

Русская азбука. Олег прославился введением на Руси русской азбуки. Оставаясь непреклонным, суровым и верным язычником, Киевский князь сумел понять ценность славянской письменности, которую создали два христианских монаха.

Олег возвысился над собственной религиозной ограниченностью ради просвещения и культуры. Ради великого будущего русского народа. С его правления история Руси превращается в историю мощного, единого государства – великую Киевскую Русь.

С кем воевал Олег

Легендарный полководец посвятил двадцать пять лет правления расширению своих земель. Ради безопасности Киева и подчиненных районов Одд овладел землями древлян (883 год).

Древляне – восточнославянское племя, проживающее на территории украинского Полесья (запад Киевской области).

Князь обложил древлян суровой данью. А вот к остальным завоеванным племенам (радимичи и северяне) Олег был снисходительней. Эти племена были данниками каганата Хазарского. Одд переманил северян более легкой мздой по сравнению с теми суммами, которые заставляли платить слуги каганата. А радимичи сами охотно перешли под крыло Олегу, наслышанные о справедливых порядках, установленных в княжестве.

898 год ознаменовался нападением на Киевскую Русь венгров. Представители некоторых славянских племен (тиверцы и уличи) были союзниками мадьяр (венгров). Поддерживаемые славянами сражения с венграми стали затяжными. Но Олегу удалось сломить сопротивление и еще больше расширить границы Киевской Руси.

Одд сохранил народностям, влившимся в государство, власть старейшин, племенных князей и внутреннее самоуправление. От славянских племен требовалось лишь признание Олега, как великого князя и оплата подати.

За короткое время Древнерусское государство приняло к себе днепровские земли и районы по притокам Днепра и получило выход к Днестру. У многих славян не было желания объединяться с кем-либо. Но киевский князь не мог примириться с «эгоизмом» соседей. Олегу нужна была мощная страна, сильное и крепкое государство.

На этом фоне нередко возникали военные конфликты с независимыми славянскими племенами. Только в конце X века подавляющее большинство племен соединилось с Киевом. Теперь правители Древней Руси получили возможность разобраться с Хазарским каганатом.

От чего умер киевский князь

Смерть Великого князя окутана тайной, как и его жизнь. Приняв в детском возрасте посвящение в волхвы, Одд превратился в самого могущественного мага своего времени. Князь оборотень, как называли его соплеменники, умел управлять силами природы. Правителя не брала ни смерть от ножа, ни гибель от стрелы, ни колдовской черный наговор. Победить его смогла змея.

Как умер князь? По старинному преданию Олег погиб от укуса змеи. Встретившись в походе с волхвами, Одд получил от них предсказание об опасности, исходящей от любимой княжеской лошади. Олег заменил скакуна. Когда конь умер, князь вспомнил предсказание мудрецов.

Посмеявшись над провидцами, князь повелел привести его к останкам верного спутника. Увидев кости животного, Одд произнес: «Этих ли косточек мне бояться?» Поставив ногу на лошадиный череп, князь получил смертельный укус от змеи, выползшей из глазницы.

Взгляд современников. Загадка гибели Олега превратилось в сложную задачу исследователей. Рассказывая, как опухла ужаленная нога князя, как мучился Одд от яда, летописцы не говорят, где получил князь смертельный укус и где находится могила великого полководца.

Одни источники утверждают, что захоронен князь в предгорьях Шековицы (гора рядом с Киевом). Другие указывают на могилу, расположенную в Ладоге.

Исследователь исторических событий В. П. Власов в конце XX века обосновал вероятность смерти полководца. Ученый дал гипотезу, что если Одд в это время пребывал в Киеве, он мог пострадать от лесостепной, степной и обычной гадюки (эти виды – самые опасные из обитающих в той местности).

Но для смерти от нападения гадюки необходимо, чтобы змея ужалила непосредственно в сонную артерию. Укус в незащищенное от одежды место не мог повлечь за собой летальный исход. Учитывая, что змея не смогла бы прокусить плотный сапог, которые носили тогда.

Змеиный укус не мог явиться причиной гибели Вещего Олега. Единственным объяснением его гибели после нападения змеи – неграмотное лечение.

Обратившись за помощью к экспертам-токсикологам, Власов сделал окончательный вывод. Смерть Олега последовала из-за наложенного на укушенную ногу жгута. Жгут, передавливая отечную конечность, лишил ее кровоснабжения, результатом стало полная интоксикация организма и гибель человека.

Что князь сделал для Руси

Князь Олег вошел в историю Руси, как первый русский полководец, строитель градов русских и гениальный объединитель славянских племен. До прихода Одда к власти Восточно-Европейская равнина была сплошь заселена воюющими друг с другом многочисленными племенами славян без общих законов и единых границ. Откуда пришли они на эти земли, неизвестно.

Со времени прихода Олега началось формирование великого государства. Договоры о беспошлинной торговлей с Византией, умелое руководство и талантливая политика князя дало начало русской нации. Олег – первый человек, объявивший себя русским князем, а не чужестранным, как это было до него.

После смерти князя бразды правления отошли к его регенту Игорю Рюриковичу. Игорь пытался следовать пути Олега, но не сумел. Правление ставленника оказалось гораздо слабее. Княжича сгубило предательство хазар, не выполнивших договоренности и убивших полководца в жестоком бою. За гибель князя отомстила жена Игоря – псковская княгиня Ольга. Но это уже другая история и судьба.

Почему Олега прозвали «Вещим»?

За годы правления Киевский князь прославился как умный, дальновидный политик. Сильный, бесстрашный и хитрый. Олега не зря прозвали «Вещим», во времена язычества его считали великим провидцем, предчувствующим опасности. Происхождение прозвища имеет две версии.

Византийские «приключения»

Упрочив позиции в Киеве, Олег с могучей, подготовленной дружиной отправился на Константинополь – показать силу русскую, богатырскую и заодно расширить территорию страны.

Византию той поры возглавлял Лев IV. Увидев бессчетную рать, огромное количество судов, он запер входы в город и обнес гавань крепкими цепями. Но Олег нашел выход из создавшейся ситуации. Он взял Царьград хитростью, со стороны суши, где не мог пройти ни один корабль.

Князь прославился неординарным решением. Он водрузил суда на колеса и отправил их в атаку. Попутный ветер помогал ему – задумку Олега одобрила сама природа! Увидев фантастическое зрелище, угрожающе плывущих по земле военных судов, Лев IV немедленно сдался, открыв ворота города.

Наградой в победе стал договор, по которому Киевская Русь диктовала свои условия торговых отношений с Византией и превратилась в могущественное государство Азии и Европы.

Но хитрые византийцы задумали отравить Олега и его рать. На пиру в честь князя, осторожный и умный Одд отказался от заморской еды и запретил кушать воинам. Голодным дружинникам он сказал, что пищу и питье им дали отравленными, и вороги желают лишить их жизни. Когда правда открылась, за князем Киевским закрепилось прозвище «Вещий».

С того времени Византия уважала княжение Олега и великую Киевскую Русь. А прибитый над воротами Константинополя щит князя еще больше уверовал его дружинников в могущественное правление Одда.

Тайны волхвования

По иной версии Олега прозвали «Вещим» из-за увлеченности волхвованию (волшбе). Киевский князь был не просто талантливым и удачливым полководцем и гениальным политиком, о котором сочиняли поэмы и песни. Он был волхвом.

Волхв – почитаемый класс мудрецов, древнерусских жрецов. Чародеи и колдуны, волшебники и маги имели огромное влияние в древности. Их сила и мудрость заключалась в обладании тайн мироздания, недоступных остальным людям.

Не потому ли Киевскому князю удавалось все? Казалось, что Олег подвластен лишь силам небесным, и они ему помогают укреплять и расширять Русь. Великий княже не сделал ни одного неверного шага, не проиграл ни одного сражения. Кто, кроме мага, способен на такое?

Первый, самый загадочный и самый успешный правитель славян вдохнул жизнь в единое государство – Русь. И эта страна, детище Вещего Олега, пропитанная могуществом и волшебством, так и идет по жизни – с гордо поднятой головой и открытым сердцем. Непобежденная и мудрая Россия.

). Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию .

Происхождение Олега

В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная в «Повести временных лет », и по Новгородской Первой летописи . Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и «ПВЛ »), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века .

После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году , Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря .

Вокняжение в Киеве

Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города . В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет ни единого упоминания у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в и . Есть сомнения и в отношении договора 907 года , текст которого представляет собой почти дословную компиляцию договоров и гг. Возможно, поход всё же был, но без осады Царьграда. ПВЛ в описании похода Игоря Рюриковича в 944 году передаёт «слова византийского царя» к князю Игорю: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и ещё к той дани ».

Эти сведения противоречат русско-византийскому договору 911 года , где Олег именуется великим князем русским , но в то же время они лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода (см. ниже).

Имя русского предводителя в сообщении не названо и в русских летописях поход не упомянут. Возможно, смутным намёком на него является фраза Новгородской летописи об Олеге «другии сказывают, будто ушёл он за море… ».

С личностью Олега иногда пытаются связать некого русского предводителя H-l-g-w , который по данным хазарского источника (так называемого «Кембриджского документа »), захватил по договорённости с Византией хазарский город Самкерц на Таманском полуострове , но был разбит наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь . Византийцы сожгли греческим огнём суда русов и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. Имя H-l-g-w восстанавливают как Хлгу, Хелгъ, Хелго . Он именуется в документе правителем Русии , что делает очень заманчивым его отождествление с Олегом. Однако описываемые события относятся к правлению Игоря - поход русов на Византию совпадает по описанию с походом 941 года , а поход на Персию с набегом русов в 944 году на богатый закавказский город Бердаа близ реки Куры . В историографии были попытки трактовать это сообщение как свидетельство дуумвирата Игоря и Олега, в этом случае жизнь Олега продлевается до середины 40-х годов X века , а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.

Упоминание об Олеге иногда видят в сообщении арабского географа аль-Масуди о двух могущественных славянских правителях. Первый из них носит имя ал-Дир и отождествляется с летописным князем Диром , имя второго в некоторых рукописях читается как Олванг: «Вслед за ним (Диром), следует царь ал-Олванг, у которого много владений, обширные строения, большое войско и обильное военное снаряжение. Он воюет с Румом, франками, лангобардами и другими народами. Войны между ними ведутся с переменным успехом» .

Смерть



Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет » сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение - появление «звезды великой на западе копейным образом» . По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице . Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге , но в то же время говорит, что он ушёл «за море» .

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея , смертельно ужалившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде , который также был смертельно ужален на могиле любимого коня . Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд - герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века . Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями. Вот как погиб Орвар Одд спустя годы :

И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро. От этого укуса так ослабел Одд, что им пришлось помогать ему идти к берегу, и когда он пришёл туда, сказал он: «Вам следует теперь поехать и вырубить мне каменный гроб, а кто-то пусть останется здесь сидеть подле меня и запишет тот рассказ, который я сложу о деяниях своих и жизни». После этого принялся он слагать рассказ, а они стали записывать на дощечке, и как шёл путь Одда, так шёл рассказ [следует виса]. И после этого умирает Одд .

Некоторое время было принято отождествлять Олега с былинным богатырём Вольгой Святославичем .

Образ Вещего Олега в искусстве

В драматургии

В литературе

Летописный рассказ о смерти Олега положен в основу литературных произведений:

  • Высоцкий В. С.
  • Рылеев К. Ф. 1825.
  • Васильев Б. Л. «Вещий Олег»
  • Панус О. Ю. «Щиты на вратах», ISBN 978-5-9973-2744-6

В кино

  • Легенда о княгине Ольге (1983; СССР) режиссёр Юрий Ильенко , в роли Олега Николай Олялин .
  • Покорение / Honfoglalás (1996; Венгрия), режиссёр Габор Кольтаи , в роли Олега Ласло Хельей .
  • Сага о викингах / A Viking Saga (2008; Дания, США) режиссёр Микаэль Моуяль , в роли Олега Саймон Брээджер (в детстве), Кен Ведсегор (в молодости).
  • (2015; Россия) - документальный фильм Михаила Задорнова о Вещем Олеге.

Напишите отзыв о статье "Олег Вещий"

Примечания

  1. в переводе Д. С. Лихачёва
  2. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  3. Вещий - происходит от слова «ведающий», родственные слова «вещун», «ведьма ». См., напр., Словарь М. Фасмера .
    Словарь Даля - Вещий, кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, смотрок, предусмотрительный.
  4. Татищев В. Н. . История Российская. - Т. 1. - С. 113.
  5. Пчёлов Е. В. Рюриковичи. История династии. - С. 48-50.
  6. Фурсенко В. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.
  7. Лурье Я. С.
  8. «Повесть временных лет». Год 907.
  9. Походы 860 и 941 гг. отражены также и в западноевропейских источниках. Литературные параллели с походом Вещего Олега в 907 году можно найти только в датских легендах, записанных Саксоном Грамматиком в XII веке : легендарный викинг середины IX века Рагнар Лодброк в сражении против жителей Геллеспонта поставил бронзовых коней (поэтический образ корабля викингов) на колёса и направил их на врагов.
  10. Повесть временных лет . В год 6420.
  11. Аль-Масуди так указывает дату набега: «и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года. » На основании рассказа историки определяют дату - .
  12. См. Каспийские походы русов . Поход 913/914.
  13. Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. - М., 2000. - С. 472.
  14. Шайкин А. А. «Сица знаменья не на добро» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2002. № 3 (9). С. 107.
  15. Одд, сын Грима с острова Рамстад. Родители назвали его Хрольв; приёмный отец - Одд.
  16. Коня, согласно саге, звали Факси («Грива »).
  17. Вариант саги:
    Бродя и вспоминая, оказался он на том месте, где был похоронен конь его. Протекавший ручей подмыл берег, и кости коня оказались видны. Увидав череп, Одд сказал: «Не моего ли коня Факси этот череп?» - и с силой ударил по черепу копьём. Череп отлетел прочь, а из-под него метнулась потревоженная змея и укусила Одда чуть выше щиколотки…
    «Древняя Русь в свете зарубежных источников». М., 1999.
  18. Ловмяньский X. Русь и норманны. - М., 1985. - c. 135-140.
  19. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. - Л., 1985. - С. 245.
  20. «Ярославу сущу в новѣгородѣ и оурокомъ дающю. ҂в҃ . гривенъ. ѿ года до года. кыєву. а тысѧщю новѣгородѣ гривенъ раздаваху. и тако даху вси посадницѣ новьгородьстии»; «и оустави варѧгом̑ дань даӕти. ѿ новагорода. т҃ . гривенъ на лѣт. мира дѣлѧ єже до см҃рти Ярославлѧ даӕше варѧгом». См. Полное собрание русских летописей. - Москва, 1962. - Т. 2: Ипатьевская летопись. - Стб. 17, 114-115.
  21. О приёмах вычисления летописцами дат событий русской истории IX-X вв. см. статьи В. Г. Лушина «Некоторые особенности хронологической сегментации ранних известий Повести временных лет», «Симметричность летописных дат IX - начала XI вв.» и «882 - 862-852» в сборнике «Историко-археологические записки». [Кн.] I. 2009. С. 22 - 44.
  22. См. М. Фасмера , со ссылкой на В. Томсена
  23. Proceedings of the 23rd International Congress of Onomastic Sciences August 17-22, 2008, York University, Toronto, Canada
  24. См. список в статье Helge
  25. Кузьмин А. Г. со ссылкой на древнеболгарскую надпись 904 года , в которой употребляется титул византийского императора «олгу таркан », где олгу означает великий.
  26. Галкина Е. С. М., «Вече», 2002. - С.365. Халегу - иран. «творец», «создатель».
  27. Грот Л. П. // Шведы и Русский Север. (К 210-летию Александра Лаврентьевича Витберга). Материалы Международного научного симпозиума. Киров, 1997. - С. 153-158.
  28. Акулович В. И., Брунцев В. А. в сборнике Труды Санкт-Петербургского Государственного Института Культуры. Том 207. Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России. 131, 143.

Литература

  • // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. - СПб. ; [М .] : Тип. т-ва И. В. Сытина , 1911-1915.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Мельникова Е. А. // БРЭ . Т.24. - М., 2014.
  • Пчёлов Е. В. Рюриковичи. История династии. - М .: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 479 с. - ISBN 5-224-03160-5 .
  • Татищев В. Н. Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т. 1. История Российская . Часть 1: - Репринт с изд. 1963, 1964 гг.. - М .: Ладомир, 1994. - 500 с.
  • Славянская энциклопедия. XVII век: в 2 т. Т.1 А-М/ Автор-составитель В. В. Богуславский. - М.: ОЛМА-ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2003. - 3000 экз. - ISBN 5-224-02249-5

Ссылки

  • - М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. - 659 с. // «Ізборник». Історія України IX-XVIII
  • Изданіе второе. С.-ПЕТЕРБУРГЪ. Типографія Александрова. 1908. // «Ізборник». Історія України IX-XVIII
  • Рыдзевская Е. А. статья «»
  • Мельникова Е. А. // Ad fontem. У источника. Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. - М.: 2005.
  • Черникова Т. В. . Проект РВИО и ВГТРК . .

Отрывок, характеризующий Олег Вещий

Через два часа после этого князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик всё уже знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отворилась, старик молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал как ребенок.

Через три дня отпевали маленькую княгиню, и, прощаясь с нею, князь Андрей взошел на ступени гроба. И в гробу было то же лицо, хотя и с закрытыми глазами. «Ах, что вы со мной сделали?» всё говорило оно, и князь Андрей почувствовал, что в душе его оторвалось что то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть. Он не мог плакать. Старик тоже вошел и поцеловал ее восковую ручку, спокойно и высоко лежащую на другой, и ему ее лицо сказало: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?» И старик сердито отвернулся, увидав это лицо.

Еще через пять дней крестили молодого князя Николая Андреича. Мамушка подбородком придерживала пеленки, в то время, как гусиным перышком священник мазал сморщенные красные ладонки и ступеньки мальчика.
Крестный отец дед, боясь уронить, вздрагивая, носил младенца вокруг жестяной помятой купели и передавал его крестной матери, княжне Марье. Князь Андрей, замирая от страха, чтоб не утопили ребенка, сидел в другой комнате, ожидая окончания таинства. Он радостно взглянул на ребенка, когда ему вынесла его нянюшка, и одобрительно кивнул головой, когда нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели.

Участие Ростова в дуэли Долохова с Безуховым было замято стараниями старого графа, и Ростов вместо того, чтобы быть разжалованным, как он ожидал, был определен адъютантом к московскому генерал губернатору. Вследствие этого он не мог ехать в деревню со всем семейством, а оставался при своей новой должности всё лето в Москве. Долохов выздоровел, и Ростов особенно сдружился с ним в это время его выздоровления. Долохов больной лежал у матери, страстно и нежно любившей его. Старушка Марья Ивановна, полюбившая Ростова за его дружбу к Феде, часто говорила ему про своего сына.
– Да, граф, он слишком благороден и чист душою, – говаривала она, – для нашего нынешнего, развращенного света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным там что то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес! Ведь что он перенес! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж теперь – эта дуэль! Есть ли чувство, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас. И за что же? Ну кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив? Я понимаю, ведь он прежде мог дать почувствовать, а то год ведь продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа!
Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него. – Меня считают злым человеком, я знаю, – говаривал он, – и пускай. Я никого знать не хочу кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге. У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только на столько, на сколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины. Да, душа моя, – продолжал он, – мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных; но женщин, кроме продажных тварей – графинь или кухарок, всё равно – я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!… – Он сделал презрительный жест. – И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня. Но ты не понимаешь этого.
– Нет, я очень понимаю, – отвечал Ростов, находившийся под влиянием своего нового друга.

Осенью семейство Ростовых вернулось в Москву. В начале зимы вернулся и Денисов и остановился у Ростовых. Это первое время зимы 1806 года, проведенное Николаем Ростовым в Москве, было одно из самых счастливых и веселых для него и для всего его семейства. Николай привлек с собой в дом родителей много молодых людей. Вера была двадцати летняя, красивая девица; Соня шестнадцати летняя девушка во всей прелести только что распустившегося цветка; Наташа полу барышня, полу девочка, то детски смешная, то девически обворожительная.
В доме Ростовых завелась в это время какая то особенная атмосфера любовности, как это бывает в доме, где очень милые и очень молодые девушки. Всякий молодой человек, приезжавший в дом Ростовых, глядя на эти молодые, восприимчивые, чему то (вероятно своему счастию) улыбающиеся, девические лица, на эту оживленную беготню, слушая этот непоследовательный, но ласковый ко всем, на всё готовый, исполненный надежды лепет женской молодежи, слушая эти непоследовательные звуки, то пенья, то музыки, испытывал одно и то же чувство готовности к любви и ожидания счастья, которое испытывала и сама молодежь дома Ростовых.
В числе молодых людей, введенных Ростовым, был одним из первых – Долохов, который понравился всем в доме, исключая Наташи. За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек, что в дуэли с Безуховым Пьер был прав, а Долохов виноват, что он неприятен и неестествен.
– Нечего мне понимать, – с упорным своевольством кричала Наташа, – он злой и без чувств. Вот ведь я же люблю твоего Денисова, он и кутила, и всё, а я всё таки его люблю, стало быть я понимаю. Не умею, как тебе сказать; у него всё назначено, а я этого не люблю. Денисова…
– Ну Денисов другое дело, – отвечал Николай, давая чувствовать, что в сравнении с Долоховым даже и Денисов был ничто, – надо понимать, какая душа у этого Долохова, надо видеть его с матерью, это такое сердце!
– Уж этого я не знаю, но с ним мне неловко. И ты знаешь ли, что он влюбился в Соню?
– Какие глупости…
– Я уверена, вот увидишь. – Предсказание Наташи сбывалось. Долохов, не любивший дамского общества, стал часто бывать в доме, и вопрос о том, для кого он ездит, скоро (хотя и никто не говорил про это) был решен так, что он ездит для Сони. И Соня, хотя никогда не посмела бы сказать этого, знала это и всякий раз, как кумач, краснела при появлении Долохова.
Долохов часто обедал у Ростовых, никогда не пропускал спектакля, где они были, и бывал на балах adolescentes [подростков] у Иогеля, где всегда бывали Ростовы. Он оказывал преимущественное внимание Соне и смотрел на нее такими глазами, что не только она без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа краснели, заметив этот взгляд.
Видно было, что этот сильный, странный мужчина находился под неотразимым влиянием, производимым на него этой черненькой, грациозной, любящей другого девочкой.
Ростов замечал что то новое между Долоховым и Соней; но он не определял себе, какие это были новые отношения. «Они там все влюблены в кого то», думал он про Соню и Наташу. Но ему было не так, как прежде, ловко с Соней и Долоховым, и он реже стал бывать дома.
С осени 1806 года опять всё заговорило о войне с Наполеоном еще с большим жаром, чем в прошлом году. Назначен был не только набор рекрут, но и еще 9 ти ратников с тысячи. Повсюду проклинали анафемой Бонапартия, и в Москве только и толков было, что о предстоящей войне. Для семейства Ростовых весь интерес этих приготовлений к войне заключался только в том, что Николушка ни за что не соглашался оставаться в Москве и выжидал только конца отпуска Денисова с тем, чтобы с ним вместе ехать в полк после праздников. Предстоящий отъезд не только не мешал ему веселиться, но еще поощрял его к этому. Большую часть времени он проводил вне дома, на обедах, вечерах и балах.

ХI
На третий день Рождества, Николай обедал дома, что в последнее время редко случалось с ним. Это был официально прощальный обед, так как он с Денисовым уезжал в полк после Крещенья. Обедало человек двадцать, в том числе Долохов и Денисов.
Никогда в доме Ростовых любовный воздух, атмосфера влюбленности не давали себя чувствовать с такой силой, как в эти дни праздников. «Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете – остальное всё вздор. И этим одним мы здесь только и заняты», – говорила эта атмосфера. Николай, как и всегда, замучив две пары лошадей и то не успев побывать во всех местах, где ему надо было быть и куда его звали, приехал домой перед самым обедом. Как только он вошел, он заметил и почувствовал напряженность любовной атмосферы в доме, но кроме того он заметил странное замешательство, царствующее между некоторыми из членов общества. Особенно взволнованы были Соня, Долохов, старая графиня и немного Наташа. Николай понял, что что то должно было случиться до обеда между Соней и Долоховым и с свойственною ему чуткостью сердца был очень нежен и осторожен, во время обеда, в обращении с ними обоими. В этот же вечер третьего дня праздников должен был быть один из тех балов у Иогеля (танцовального учителя), которые он давал по праздникам для всех своих учеников и учениц.
– Николенька, ты поедешь к Иогелю? Пожалуйста, поезжай, – сказала ему Наташа, – он тебя особенно просил, и Василий Дмитрич (это был Денисов) едет.
– Куда я не поеду по приказанию г"афини! – сказал Денисов, шутливо поставивший себя в доме Ростовых на ногу рыцаря Наташи, – pas de chale [танец с шалью] готов танцовать.
– Коли успею! Я обещал Архаровым, у них вечер, – сказал Николай.
– А ты?… – обратился он к Долохову. И только что спросил это, заметил, что этого не надо было спрашивать.
– Да, может быть… – холодно и сердито отвечал Долохов, взглянув на Соню и, нахмурившись, точно таким взглядом, каким он на клубном обеде смотрел на Пьера, опять взглянул на Николая.
«Что нибудь есть», подумал Николай и еще более утвердился в этом предположении тем, что Долохов тотчас же после обеда уехал. Он вызвал Наташу и спросил, что такое?
– А я тебя искала, – сказала Наташа, выбежав к нему. – Я говорила, ты всё не хотел верить, – торжествующе сказала она, – он сделал предложение Соне.
Как ни мало занимался Николай Соней за это время, но что то как бы оторвалось в нем, когда он услыхал это. Долохов был приличная и в некоторых отношениях блестящая партия для бесприданной сироты Сони. С точки зрения старой графини и света нельзя было отказать ему. И потому первое чувство Николая, когда он услыхал это, было озлобление против Сони. Он приготавливался к тому, чтобы сказать: «И прекрасно, разумеется, надо забыть детские обещания и принять предложение»; но не успел он еще сказать этого…
– Можешь себе представить! она отказала, совсем отказала! – заговорила Наташа. – Она сказала, что любит другого, – прибавила она, помолчав немного.
«Да иначе и не могла поступить моя Соня!» подумал Николай.
– Сколько ее ни просила мама, она отказала, и я знаю, она не переменит, если что сказала…
– А мама просила ее! – с упреком сказал Николай.
– Да, – сказала Наташа. – Знаешь, Николенька, не сердись; но я знаю, что ты на ней не женишься. Я знаю, Бог знает отчего, я знаю верно, ты не женишься.
– Ну, этого ты никак не знаешь, – сказал Николай; – но мне надо поговорить с ней. Что за прелесть, эта Соня! – прибавил он улыбаясь.
– Это такая прелесть! Я тебе пришлю ее. – И Наташа, поцеловав брата, убежала.
Через минуту вошла Соня, испуганная, растерянная и виноватая. Николай подошел к ней и поцеловал ее руку. Это был первый раз, что они в этот приезд говорили с глазу на глаз и о своей любви.
– Sophie, – сказал он сначала робко, и потом всё смелее и смелее, – ежели вы хотите отказаться не только от блестящей, от выгодной партии; но он прекрасный, благородный человек… он мой друг…
Соня перебила его.
– Я уж отказалась, – сказала она поспешно.
– Ежели вы отказываетесь для меня, то я боюсь, что на мне…
Соня опять перебила его. Она умоляющим, испуганным взглядом посмотрела на него.
– Nicolas, не говорите мне этого, – сказала она.
– Нет, я должен. Может быть это suffisance [самонадеянность] с моей стороны, но всё лучше сказать. Ежели вы откажетесь для меня, то я должен вам сказать всю правду. Я вас люблю, я думаю, больше всех…
– Мне и довольно, – вспыхнув, сказала Соня.
– Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви, я ни к кому не имею, как к вам. Потом я молод. Мaman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, – сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга.
– Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас, как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо.
– Вы ангел, я вас не стою, но я только боюсь обмануть вас. – Николай еще раз поцеловал ее руку.

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.
– Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне.
Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.
– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу"ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г"афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова"ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.
Несмотря на то, что Иогель не признавал эту мазурку настоящей, все были восхищены мастерством Денисова, беспрестанно стали выбирать его, и старики, улыбаясь, стали разговаривать про Польшу и про доброе старое время. Денисов, раскрасневшись от мазурки и отираясь платком, подсел к Наташе и весь бал не отходил от нее.

Два дня после этого, Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в английскую гостинницу». Ростов в 10 м часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в английскую гостинницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостинницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони, Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся.
Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его.
– Давно не видались, – сказал он, – спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором.
– Я к тебе заезжал, – сказал Ростов, краснея.
Долохов не отвечал ему. – Можешь поставить, – сказал он.
Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. – «Играть на счастие могут только дураки», сказал тогда Долохов.
– Или ты боишься со мной играть? – сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневной жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким нибудь странным, большей частью жестоким, поступком выходить из нее.
Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но прежде, чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему:
– А помнишь, мы говорили с тобой про игру… дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать.
«Попробовать на счастие, или наверное?» подумал Ростов.
– Да и лучше не играй, – прибавил он, и треснув разорванной колодой, прибавил: – Банк, господа!
Придвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него.
– Что ж не играешь? – сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру.
– Со мной денег нет, – сказал Ростов.
– Поверю!
Ростов поставил 5 рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, т. е. выиграл десять карт сряду у Ростова.
– Господа, – сказал он, прометав несколько времени, – прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах.
Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить.
– Поверить можно, но боюсь спутаться; прошу класть деньги на карты, – отвечал Долохов. – Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, – прибавил он Ростову.

Вещий Олег – князь новгородский с 879 года и великий князь киевский с 882 года. Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, как регент его малолетнего сына Игоря, Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив, тем самым, два главных центра восточных славян. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик рассматривается как основатель Древнерусского государства. В летописи «Повесть временных лет» приводится его прозвище Вещий (знающий будущее, предвидящий будущее). Назван так сразу по возвращении из похода 907 года на Византию.

Имя

Русское произношение имени Олег возникло, вероятно, от скандинавского имени Helge, что означало изначально (на протошведском – Hailaga) «святой», «обладающий даром исцеления». Из саг известны несколько носителей имени Helgi, время жизни которых датируют VI–IX веками. В сагах также встречаются близкие по звучанию имена Ole, Oleif, Ofeig. Саксон Грамматик называет имена Ole, Oleif, Ofeig, но их этническая принадлежность остаётся неясной.

Среди историков, не поддерживающих норманскую теорию, предпринимались попытки оспорить скандинавскую этимологию имени Олега и связать его с исконно славянскими, тюркскими или иранскими формами. Некоторые исследователи также отмечают, что, учитывая факт написания «Повести временных лет» в XI веке христианскими монахами, прозвище «Вещий» не может считаться аутентичным. Современные историки видят в нём христианские мотивы или даже христианскую пропаганду. Так, в частности, российский историк и археолог В. Я. Петрухин считает, что прозвище «Вещий» и легенда о гибели князя Олега были внесены монахами в летопись с целью показать невозможность языческого предвидения будущего.

Происхождение Олега

В летописях излагаются две версии биографии Олега: традиционная (в «Повести временных лет») и по Новгородской Первой летописи. Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода (на котором основывается и «Повесть временных лет»), однако содержит неточности в хронологии по событиям X века. Согласно «Повести временных лет», Олег был родичем (соплеменником) Рюрика. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись считает его шурином – братом жены Рюрика, которую называет Ефандой. Точное происхождение Олега в «Повести временных лет» не указывается. Предания, связанные с его личностью сохранились также в полумифической скандинавской саге об Одде Орваре (Стреле), что свидетельствует о широкой известности князя в Скандинавии. После смерти основателя княжеской династии Рюрика в 879 году Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря.

Вокняжение в Киеве

В 882 году князь Олег вещий захватил Киев, хитростью умертвив его князей Аскольда и Дира. Сразу же после въезда в Киев он произнес свои знаменитые слова, что отныне суждено Киеву быть матерью городов Русских. Князь Олег произнес эти слова не случайно. Он был весьма доволен тем, насколько удачно было выбрано место для строительства города. Пологие берега Днепра, были практически непреступными, что позволяло надеяться, что город будет надежной защитой для своих жителей.

Наличие преграды со стороны водной границы города было очень актуальным, поскольку именно по этой части Днепра проходил знаменитый торговый путь из варяг в греки. Этот путь представлял и себя путешествие через крупные русские реки. Он брал свое начало в Финском заливе Байкальского моря, которое на тот момент называлось Варяжским. Далее путь шел через реку Неву к Ладанежскому озеру. Путь изваряг в греки продолжался устьем реки Волхов до озера Ильни. Оттуда он мелкими реками добирался до истоков Днепра, а от туда уже проходил до самого Черного моря. Таким путем, начинаясь в Варяжском море и заканчиваясь в Черном море, и проходил известный до сих пор торговый путь.

Внешняя политика Олега

Князь Олег Вещий после захвата Киева решил продолжить расширение территории государства, за счет включения в него новых территорий, которые были заселены народами, издревле плативших дань хазарам. В результате в состав Киевской Руси вошли племена:

  • радимичи
  • поляне
  • словене
  • северяне
  • кривичи
  • древляне.

Кроме того, князь Олег навязал свое влияние и другим соседствующим племенам: дреговичам, уличам и тиверцам. В то же время к Киеву подошли угорские племена, вытесненные с территории Урала половцами. В летописях не сохранилось данных о том прошли ли эти племена с миром по Киевской Руси, либо были выбиты из нее. Но доподлинно можно сказать то, что на Руси долго мирились с их пребыванием вблизи Киева. Это место вблизи Киева и по сей день называет Угорским. Эти племена позднее перешли через реку Днепр, захватили близлежащие земли (Молдавию и Бессараббию) и отправились в глубь Европы, где обосновалигосударство Венгерское.

Поход на Византию

Отдельного упоминания заслуживает знаменитый поход Олега на Константинополь, после которого он получил свое историческое прозвище – «Вещий». Согласно «Повести временных лет», князь снарядил войско в 2000 ладей, по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев VI Философ, в страхе перед многочисленным врагом приказал закрыть ворота города, оставив на разорение пригороды Царьграда. Однако Олег пошел на хитрость: «он приказал своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». После этого якобы до смерти перепуганные греки предложили завоевателям мир и дань. Согласно мирному договору от 907 года, русские купцы получили право беспошлинной торговли и прочие привилегии. Несмотря на то, что упоминание об этом походе можно встретить в любом пособии по истории средневековой Руси, многие историки считают его легендой. О нем не встречается ни одного упоминания у византийских авторов, которые подробно описывали похожие набеги в 860-м и 941-м годах. Сомнения вызывает и сам договор от 907 года, который, по мнению исследователей, является компиляцией схожих соглашений от 911-го, когда Олег направил посольство дабы подтвердить мир. Более того, описание возвращения русов с богатой добычей: даже паруса на их ладьях были из золотого шелка, сравнивают с возвращением из Царьграда воеводы Владимира, а после норвежского короля – Олафа Трюггвасона, описанным в норвежской саге XII века: «Говорят, после одной великой победы повернул он домой в Гарды (Русь); они плыли тогда с такой большой пышностью и великолепием, что у них были паруса на их кораблях из драгоценных материй, и такими же были и их шатры».

Встреча с мудрецом и смерть

Обстоятельства смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение – появление «звезды великой на западе копейным образом». По киевской версии, отражённой в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская первая летопись помещает его могилу в Ладоге, но в то же время говорит, что он ушёл «за море».

В обоих вариантах присутствует легенда о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.

Эта легенда находит параллели в исландской саге о викинге Орваре Одде, который также был смертельно ужален на могиле любимого коня. Неизвестно, стала ли сага поводом для создания древнерусской легенды об Олеге или, напротив, обстоятельства гибели Олега послужили материалом для саги. Однако если Олег является исторической личностью, то Орвар Одд – герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий не ранее XIII века. Колдунья предсказала 12-летнему Одду смерть от его коня. Чтобы не дать свершиться предсказанию, Одд с другом убили коня, бросили в яму, а труп завалили камнями.

Дата смерти Олега, как и все летописные даты русской истории до конца X века, носит условный характер. Историк А. А. Шахматов отметил, что 912 год является также годом смерти византийского императора Льва VI – антагониста Олега. Возможно летописец, знавший, что Олег и Лев были современниками, приурочил окончание их правлений к одной и той же дате. Аналогичное подозрительное совпадение – 945 – и между датами смерти Игоря и свержения с престола его современника, византийского императора Романа I. Учитывая к тому же, что новгородская традиция относит смерть Олега к 922 году, дата 912 становится ещё более сомнительной. Продолжительность княжения Олега и Игоря составляет по 33 года, что вызывает подозрение в былинном источнике этих сведений.

Польский историк XVIII века Х. Ф. Фризе выдвигал версию, что у Вещего Олега был сын, Олег Моравский, который после смерти отца был вынужден покинуть Русь в результате борьбы с князем Игорем. Родственник Рюриковичей Олег Моравский стал последним князем Моравии в 940 году, согласно сочинениям польских и чешских писателей XVI–XVII века, однако его родственная связь с Вещим Олегом является лишь предположением Фризе.

Образ Вещего Олега

К приведенной выше краткой справке об Олеге, которая стала общепринятой традицией, добавим несколько научных комментариев.

  1. Во-первых, по археологическим данным в IX в. Новгорода как такового еще не существовало. На месте Новгорода располагалось три обособленных поселка. Их в единый город связал Детинец, крепость, построенная в конце Х в. Именно крепость в те времена именовали «городом». Так что и Рюрик, и Олег сидели не в Новгороде, а в неком «Старгороде». Им могли быть либо Ладога, либо Рюриково городище под Новгородом. Ладога, укрепленный город на Волхове, расположенный недалеко от впадения Волхова в Ладожское озеро, был в VII – первой половине IX в. самым крупным торговым центром северо-восточной Балтики. По археологическим данным город основали выходцы из Скандинавии, однако в дальнейшем здесь было смешанное население – норманны соседствовали со славянами и финно-уграми. К середине IX в. относится страшный погром и пожар, уничтоживший Ладогу. Это вполне может согласовываться с летописным известием о большой войне 862 г., когда ильменские словене, кривичи, весь, меря и чудь «прогнали за море варягов», собиравших с них дань в 859-862 гг., а потом принялись воевать между собой («и встал род на род…»). После разрушения середины IX в. Ладога отстроилась, но никогда уже не обретала прежнего значения. При Несторе памяти о былом величии Ладоги или значимости Рюрикова городища уже не было, он писал два столетия спустя после времени призвания варягов. А вот слава Новгорода, как крупного политического центра, достигла пика, что и заставило летописца верить в его древность и именно в Новгороде разместить первых правителей Руси.
  2. Вторая оговорка будет касаться происхождения, деятельности и гибели Вещего Олега. Первая Новгородская летопись, которая, по мнению ряда исследователей, даже старше ПВЛ, называет Олега не князем, а воеводой при Игоре сыне Рюрика. Олег сопровождает Игоря в его походах. Именно князь Игорь расправляется с Аскольдом, а потом идет в поход на Ромейскую (Византийскую) империю и осаждает Царьград. Олег, по версии Первой Новгородской летописи, находит свой конец, когда уходит из Киева на север в Ладогу, где его поджидает легендарная змея. Укушенный ею, он умирает, но не в 912 г., а в 922 г. Сообщает Новгородская летопись и еще одну версию гибели Олег: некоторые говорят, что Олег ушел «за море» и там умер.
  3. Третий комментарий будет связан с возможным участием Олега в восточных походах русов. Русские летописи говорят, что он удачно воевал с хазарами, а восточные источники рассказывают еще и о Каспийских, направленных против Персии, походах русов, которые приходятся на время Олега. Некоторые историки считают, что смутные и отрывочные сообщения восточных документов на данный счет можно гипотетически связать не только со временем, но и с разными историческими деятелями.

Волей летописца, создавшего «Повесть временных лет», его преемников XIII-XVII вв., первых русских историков и, конечно А.С. Пушкина, который поэтически пересказал предание ПВЛ о Вещем Олеге, легендарный Олег стал частью всей последующей русской истории. Его образ князя-воителя, защитника русской земли и создателя Русского государства стал частью самоидентификации российского народа в течение всей его последующей за IХ столетием истории.

Олег Вещий

Первый великий князь Киевский. Годы княжения приблизительно: 869-912. Летописное предание связывает появления Олега в России с призванием Варягов, называет его князем Урманским (т. е. Норманнским), шурином князя Игоря, а иногда племянником Рюрика. "Регентство" Олега (869 г.) летопись объясняет его родством с Рюриком, который, умирая, вручил свое княжество за малолетством сына Игоря Олегу. Впрочем, есть случаи, где Олег называется воеводой Игоря. Княжение свое Олег начал в Новгороде и скоро прославился "устройством земли", завоевательной и дипломатической деятельностью: он строил города и устанавливал подати, покорял соседние народы и облагал их данью, пытался заводить дипломатические сношения с Византией, вполне понимая важность их для народа, жившего по великому пути "из Варяг в Греки". Этот период его княжения Новгородский летописец называет "те времена и лета Ольговы". В Новгороде Олег княжил три года (до 872 г.), а затем начал свое движение на юг, стремясь распространить и закрепить на нем свою княжескую власть. Прежде всего он овладел городом днепровских кривичей - Смоленском, затем Любечем в земле северян. Оба города он закрепил за собой, посадив в них наместников с достаточным гарнизоном. Двигаясь на юг вниз по Днепру, Олег дошел до Киева, в котором, по летописному преданию, княжили отделившиеся от дружины Рюрика мужи его - Аскольд и Дир. Олег выманил их хитростью из города и, убив, завладел Киевом. Последний он сделал своим стольным городом и назвал "матерью городов русских". С присоединением земель, подвластных киевским князьям Олег завладел всем великим водным путем, а чтобы обезопасить его от набегов кочевников, решил утвердить свое могущество в степях. С этой целью им был построен ряд городков и острожков. Укрепив ими свои юго-восточные границы, Олег распространил свое завоевательное движение к востоку и западу от Днепра. Так, в 883 году он за ставил древлян платить ему дань по черной кунице с дыма. В 885 г. Олег пошел на северян, плативших дань хозарам и, покорив, обложил их легкой данью, имея в виду показать преимущества русской власти пред хозарским игом. По-видимому, благодаря такому образу действий Олега, радимичи в 885 г. согласились давать ему дань, которую они платили прежде хозарам. После многолетней борьбы (по летописи 20 лет) Олег покорил дулебов, хорватов и тиверцев. Уличей ему совсем не удалось подчинить своей власти. Упорное сопротивление их объясняется тем, что племена эти с малочисленным и слабым торговым классом не видели смысла в соединении с Русью. В 907 году Олег, собравши многочисленное войско из варягов, новгородских славян, полян, чуди, кривичей, мери, северян, древлян, радимичей, хорватов, дулебов и тиверцев, сушей и морем двинулся в поход на Царьград. Подобного рода предприятия пользовались сочувствием окрестных племен, связанных торговыми интересами с Русью и Византией. Этот поход Олега, имевший важное значение для дальнейшего развития Киевского княжества, врезался в народную память. Предания украшают его баснословными подробностями, указывающими на то, что народ считал его крупным военным предприятием, отличным от случайных хищнических набегов. Летописный рассказ об осаде и взятии Царьграда расцвечен вымыслом, возвышающим храбрость, а главное - хитрость князя, превзошедшего ею греков. Испуганные Олегом императоры греческие, не допуская русского князя штурмовать их столицу, предложили ему путем переговоров придти к мирному соглашению. Олег принял это предложение и послы его заключили с греками условия, по которым греки должны были дать по 12 гривен на корабль и уклады на те русские города, где сидели Олеговы мужи. На основании этих условий был заключен мир, подтвержденный клятвой обеих сторон. Русские выговорили себе право в течение шести месяцев брать у греков съестные припасы (месячину) и мыться в банях сколько угодно. Торговать им разрешалось повсюду беспошлинно. При отправлении русских в обратный путь греки обязывались снабдить их провизией и корабельными снастями. Византийские императоры внесли в договор статьи, согласно которым русские могли входить в город лишь в сопровождении греческих чиновников, чрез заранее указанные ворота, без оружия, и не более 50 человек сразу, и селиться в месте, указанном правительством. Этот первый договор Олега сохранился не в полном своем составе, а лишь в летописном пересказе.

Олег возвратился на родину с богатой добычей и слава о его удачном походе разнеслась повсюду. Народ назвал князя, победившего хитрых греков, - Вещим. В 911 году Олег, от имени своего и "иже суть под рукой его светлых бояр", послал - "от рода русского", в Царьград послов, которые и заключили известный договор русских с греками 911 г. Заключен он в сентябре 911 г. при императорах Льве, Александре и Константине. Из текста видно, что в России того времени было много князей, частью туземных, славянского происхождения, частью иноземных пришлецов, управлявших целой "волостью".

Содержание договора определяет основания для обвинения русского или грека в преступлении. Затем, в договоре русские и греки обязывались помогать взаимно торговым кораблям тех и других, попавшим в несчастье. Договор обязывал также выкупать русских и греческих невольников и военнопленных тех стран, куда будут ездить купцы договаривающихся сторон. Согласно договору, русским разрешалось, между прочим, служить у греческих императоров. По заключении договора императоры богато одарили послов и дали приказ водить их по церквям и знакомить с христианской верой. В 912 году послы возвратились в Киев. Есть предание, что осенью того же года Олег ходил на север в Новгород и Ладогу, где и скончался. О смерти его существует поэтическое сказание, известное в стихотворной обработке Пушкина. Личность и деятельность Олега вообще многократно служили предметами литературной обработки.

"Полное собрание Русских летописей" (под 6367, 6387, 6390―92, 6411, 6412, 6420 гг. Тома I, II, IV, V, VII); Сочинения: Соловьева, Бестужева-Рюмина, Иловайского. "Действительно ли поход Олега под Царьград - сказка" (Вопрос Д. Иловайскому Н. Ламбина "Журн. М. Н. Просвещения", 1873 г., № 7). Д. Мейчик: "Система преступлений и наказаний по договорам Олега, Игоря и Правды Ярославовой". ("Юридический Вестник", 1875 г. № 1-3). Сергеевич: "Договоры Русских с Греками" (Журнал М. Н. Просвещения, 1882 г., январь). М. Владимирский Буданов; "Хрестоматия по истории Русского права", вып. I, издание 3, Киев 1893 г.; (Здесь помещен критический текст договора 981 г., в примечаниях договор 907 г.). Сравнительная таблица статей договора Олега и Игоря и литература, касающаяся договоров Олега. - Обзор сказаний об Олеге сделан в статье: "К истории поэтических сказаний об Олеге Вещем". ("Журн. М. Н. Пр.", 1902, август; 1903 ― ноябрь).

В. Фурсенко.

{Половцов}

Олег Вещий

князь-правитель Киева с 882 г., опекун в. к. Игоря, родств. Рюрика; † 912.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Олег Вещий" в других словарях:

    Ст. слав. Ольгъ Вѣщии … Википедия

    - (т.е. знающий будущее) (умер 912), древнерусский князь. По летописным сообщениям, родственник легендарного Рюрика (см. РЮРИК (князь)), ставший после его смерти новгородским князем (879). В 882 году Олег совершил поход в землю кривичей и захватил… … Энциклопедический словарь

    - (т. е. знающий будущее) (умер 912), древнерусский князь. По летописным сообщениям, родственник полулегендарного Рюрика (см. Рюрик Синеус Трувор), ставший после его смерти новгородским князем. В 882 О. совершил поход в землю кривичей и захватил их … Большая советская энциклопедия

    - (ск. 912 или 922), великий русский князь. Большинство летописей называет его родственником Рюрика, Воскресенская и некоторые другие летописи племянником Рюрика, Иоакимовская шурином Рюрика, «князем урманским», мудрым и храбрым, Новгородская… … Русская история

    Олег Вещий - ОЛЕГЪ, по прозванію Вѣщій, вел. князь Кіевскій. Повѣсть временныхъ лѣтъ разсказываетъ, что Рюрикъ, умирая (879), передалъ княженіе въ Новгородѣ своему родств ку О., поручивъ ему опеку надъ своимъ малолѣтн. сыномъ Игоремъ. Воинственный,… … Военная энциклопедия

    Олег Вещий Прощание Вещего Олега с конем. В. Васнецов, 1899 … Википедия