Биографии Характеристики Анализ

Механизмы перцепции и развитие социальных навыков. Педагогическая социальная перцепция

- (лат. perceptio). 1) прием, собирание, возвышение пошлин. 2) бессознательное восприятие, ощущение, отнесенное к причине, его произведшей (псих. т.). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕРЦЕПЦИЯ [лат.… … Словарь иностранных слов русского языка

- (лат. perceptio представление, восприятие, от percipio ощущаю, воспринимаю), в совр. психологии то же, что восприятие. Лейбниц употреблял термин «П.» для обозначения смутного и бессознат. восприятия («впечатления») в противоположность… … Философская энциклопедия

ПЕРЦЕПЦИЯ - (от лат. percipio воспринимаю), восприятие (см.). Окружающая среда воздействует на нас в процессе нашей деятельности, и мы ее воспринимаем, перцепируем. Органом П., так же как и психики вообще, является наш мозг. П. не изолированный процесс, а… … Большая медицинская энциклопедия

Восприятие, воспринятие Словарь русских синонимов. перцепция сущ., кол во синонимов: 2 воспринятие (5) … Словарь синонимов

перцепция - (от лат. perceptio восприятие) процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т. п. (см. восприятие). Краткий психологический словарь. Р … Большая психологическая энциклопедия

- (от латинского perceptio представление, восприятие), то же, что восприятие … Современная энциклопедия

- (от лат. perceptio представление восприятие), то же, что восприятие. У Г. В. Лейбница смутное и бессознательное восприятие в противоположность ясному осознанию апперцепции … Большой Энциклопедический словарь

См. ВОСПРИЯТИЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

ПЕРЦЕПЦИЯ - (от лат perceptio – восприятие). Чувственное восприятие, отражение вещей в сознании через органы чувств … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Перцепция - (от латинского perceptio представление, восприятие), то же, что восприятие. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Антология разговорной речи. Некоторые аспекты теории. Литота - перцепция. Том 2 , Харченко В.К.. Каждый том пятитомника содержит теоретические сведения общего характера, а в качестве основного массива - лично собранные автором записи разговорных реплик, систематизированные по аспектам…
  • Антология разговорной речи. Некоторые аспекты теории. В 5 томах. Том 2. Литота - Перцепция , В. К. Харченко. Каждый том пятитомника содержит теоретические сведения общего характера, а в качестве основного массива - лично собранные автором записи разговорных реплик, систематизированные по аспектам…

Достаточно популярным предметом психологических исследований являются человека и животных. В зависимости от сложности принято выделять три уровня психики или реальности: это сенсорика и перцепция, представления и высший - вербально-логический уровень. Попробуем разобраться подробнее с первым.

Сенсорно-перцептивные процессы

Перцептивный - это воспринимающий, если сказать иначе. Восприятие представляет собой познание и в итоге формирование в сознании целостного образа предмета или явления окружающей среды. Сразу следует сказать, что непосредственные отличаются между собой. Несмотря на то что без отдельных ощущений, возникающих как результат действия реальности на органы чувств (сенсоры), восприятие не могло бы существовать, оно не сводится только к ним.

Ощущения создают базу, но перцептивный - это качественно другой процесс, более активный и осмысленный. Для примера можно сравнить то, как можно просто слышать звуки и внимательно слушать, видеть и целенаправленно смотреть, наблюдать за кем-то или чем-то.

Основные свойства восприятия

Большой теоретический труд посвящен детальному анализу сенсорно-перцептивной организации у человека, автором является известный советский психолог Б. Г. Ананьев. С точки зрения специалистов в этой области, можно выделить следующие характерные особенности восприятия:

Различия перцепции и апперцепции

Наряду перцепцией, выделяют тесно связанное с ней понятие апперцепции. Процесс перцептивный - это восприятие. Апперцепция также представляет собой прием и обработку зрительной, слуховой и другой информации. Добавление к основному понятию приставки ап- призвано показать всю сложность восприятия. Мы не просто слышим, видим, чувствуем вкус, запах и прикосновение - результат этого проходит через индивидуальную призму. В нее обязательно входит предыдущий перцептивный опыт, на основе которого выносится суждение о предмете. Так мы сравниваем каждый образ с имеющимися эталонами формы - круг это или треугольник, цвета - зеленый или оттенок морской волны и т. д.

Конкретные знания и умения, текущее состояние опосредуют наше изучение окружающего мира и определяют различия в восприятии разных людей. Большое влияние оказывают личные особенности - склонности, интересы, характер, образ жизни в целом, котрые влияют в том числе на восприятие нас самих.

Из чего же оно складывается? Как мы выяснили, перцептивный - это синоним слова воспринимающий. Воспринимать можно не только неодушевленные вещи, животных, отношение формируется и в плане “человек-человек”. Это означает, что даже в общении существует перцептивная сторона. То есть это восприятие и оценивание других людей. Перцептивное общение предполагает также умение чувствовать собеседника и настроение, понять его потребности и желания, мотивы поведения.

Есть ряд факторов, от которых может зависеть межличностное взаимодействие. Во-первых, это факт превосходства другого по определенным параметрам, в силу чего он будет восприниматься как авторитетная личность и, соответственно, иметь положительный образ. Во-вторых, внешняя привлекательность партнера. Большей симпатией пользуются красивые люди. В-третьих, отношение к наблюдателю. Если партнер относится к вам хорошо, то, скорее всего, это вызовет такие же ответные чувства. Каждый из этих пунктов способен снизить адекватность и существенно повлиять на впечатление о ком-либо.

ПЕРЦЕПЦИЯ (от лат. percipio - воспринимаю), восприятие (см.). Окружающая среда воздействует на нас в процессе нашей деятельности, и мы ее воспринимаем, перцепируем. Органом П., так же как и психики вообще, является наш мозг. П.-не изолированный процесс, а одно из проявлений целостной практической деятельности человека, протекающей в конкретных общественно-историч. условиях. Поэтому перцепция исторически своеобразна, и особенности ее связаны с уровнем общественной формации, к которой принадлежит человек, с классовой принадлежностью данного человека, с общественными его функциями, со степенью включения его в эти функции (а в связи с этим и с его возрастом). Т. о. и форма и содержание П. различны у людей разных исторических эпох, разных классов и разных возрастов. Здесь основное значение имеет труд, в процессе которого формируются наши П. Таким образом П. не есть пассивное восприятие внешних воздействий среды. «Человек в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность» (Ленин, IX сборник, стр. 273). Вопреки теориям ассоциацион-ной психологии восприятие не есть сумма ощущений отдельных свойств предмета; оно психофизиологически представляет собой целостное комплексное образование, систему или структуру, в к-рой не столько части определяют целое, сколько, напротив, само целое определяет свои части. Мы не можем поэтому оторвать наши восприятия от нашей направленности, от нашего мышления, от наших чувств. Лейбниц (Leibniz; 1646-1716) противопоставляет П. как «внутреннее состояние, воспроизводящее внешние вещи»-состояние смутное апперцепции (см.)--«сознанию, рефлективному познанию этого внутреннего состояния», т. е. осмысливанию, осознаванию непосредственного впечатления. Подробнее развил это учение Гербарт (Herbart; 1776-1871), к-рый понимал под П. непосредственную группу представлений (см.), вызываемую данными раздражениями, а под апперцепцией-изменение этой группы под влиянием ранее бывших групп-истолков?ние ее в связи с прошлым опытом, с предшествовавшими тенденциями. Гербарт указал на то, что напр., видя апельсин, мы перципируем в нем не только цвет и форму, но и шероховатость, тяжесть, запах и вкус, хотя и не воспринимаем их в данный момент, а только вспоминаем. Гер- барт полагал, что перцепция представляет собой сумму ощущений этих свойств объекта, он сводил восприятия к механике ощущений и представлений. Современная Gestaltpsycho-logie, справедливо отмечая неправильность такого толкования, не замечает того, что является основным в восприятии, а именно его социального содержания и значимости. Капиталист и рабочий по-разному перципируют, переживают увиденное ими фабричное здание: у первого восприятие этого объекта может быть неразрывно связано например с предвкушением прибылей, у второго - с неприятной мыслью о подневольном труде в условиях капиталистической эксплоатации и т. п. Несколько иначе понимает перцепцию Вундт (W. Wundt; 1832 - 1920). Как в зрительном поле отличают его центральную часть, наиболее ясную, от боковых полей зрения, менее ясных и становящихся все более смутными к периферии, так в наших восприятиях, по Вундту, мы можем различать ясные и отчетливые от смутных и расплывчатых. Прежде чем стать ясным и войти в связь с прежним опытом человека, впечатление обычно проходит зону неполной ясности, тогда мы называем его П. Понятие «опыт» носит у Вундта, как впрочем и у большинства буржуазных психологов, абстрактный, идеалистический характер. Тот факт, что в процессе П. принимает участие опыт человека, следует (вопреки Гербарту, Вундту, Gestalt-psycho logie и др.) понимать и изучать в свете единственно правильного представления о человеке как о «совокупности общественных отношений» (Маркс), как о представителе определенной общественно-исторической формации, определенного класса. П. является одним из орудий все большего познания человеком объективного мира, одним из компонентов сложной и исторически развивающейся деятельности, «отражающей объект» (Ленин). Лит.: Вундт В., Основы физиологической психологии, вып. 1-16, СПБ, без года ; Л а н-г е Н., Психологические исследования. Одесса, 1893; Лейбниц Г., Избранные философские, сочинения (нер. под ред. В. Преображенского), М., 1908; Л е и и н В., Материализм и эмпириокритицизм (Сочинения, т. XIII, М.-Л., 1928); Herbart J.,De attentionls men-sura causique primarlis, Regiom., 1822; он Hie, Psycho-logie als Wissenschaft, neu begrtindet auf Erfahrung, Methaphysik und Mathematik, Konigsberg, 1824-25; L eib"nitius G., Opera philosophica, recogn., Pars prior, Berolini, 1840.H. Добрынин.

Введение

Социальная психология – наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей

Психология обычно понимается как наука о человеческом поведении, а социальная психология – как раздел этой науки, имеющий дело с человеческим взаимодействием. Первостепенной задачей науки полагается установление общих законов путем систематического наблюдения. Социальными психологами такие общие законы разрабатываются для описания и объяснения человеческого взаимодействия.

Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук – психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей.

С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Актуальность темы обусловлена тем, что процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Объектом исследования является взаимодействие людей между собой посредством перцептивной стороны общения.

Предмет исследования – социальная перцепция, как социально-психологический аспект взаимодействия.

Целью работы является изучение структуры и механизмов социальной перцепции.

Понятие социальной перцепции

социальный перцепция мимика открытость

Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя, во многом определяет процесс общения, отношения, складывающиеся между партнерами, и способы, с помощью которых они осуществляют совместную деятельность. Таким образом, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения, условно она может быть названа перцептивной стороной общения.

Социальная перцепция – одно из наиболее сложных и важных понятий социальной психологии. Можно даже утверждать, что оно является одним самых значительных вкладов социальной психологии в современную и перспективную психологию Человека.

Его близость к общепсихологическому понятию «перцепция» ограничивается названием, самыми общими житейскими смыслами и тем, что и то и другое имеет отношение к механизмам и феноменам восприятия человеком различных явлений. На этом сходство исчерпывается. Перцепция – теоретическое понятие, характеризующее искусственно выделенный фрагмент целостного процесса познания и субъективного осмысления человеком Мира. Социальная перцепция – сложное, многосоставное понятие, пытающееся объяснить уникальное явление познания и понимания людьми друг друга.

Понятие социальная перцепция было впервые введено Дж. Брунером в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком.

Социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей.

Понятие «социальная перцепция» включает все то, что в общепсихологическом подходе принято обозначать различными терминами и изучать отдельно, пытаясь затем из кусочков слепить целостную картину психического мира человека:

– собственный процесс восприятия наблюдаемого поведения;

– интерпретацию воспринимаемых в терминах причин поведения и ожидаемых последствий;

– эмоциональную оценку;

– построение стратегии собственного поведения.

Перцептивный процесс

Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение. Термин «восприятие» не является наиболее точным при определении формирования представления наблюдателя о своем собеседнике, так как это более специфический процесс. В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как «познание другого человека» (А.А. Бодалев) в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком.

Процесс включает в себя взаимоотношения между субъектом восприятия и объектом восприятия.

Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей или иной группы. Когда субъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму иную группу в целом.

Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.

Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения.

Функции социальной перцепции

Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Взаимопонимание это социально – психическое явление, центром которого является эмпатия.

Эмпатия – способность к сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональное состояние на основе поступков, мимических реакций, жестов.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Известно, что эмпатия тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих точек зрения. Большое значение имеет и личный опыт разнообразных душевных переживаний, потому что трудно вообразить чувство другого, которое сам никогда не испытывал. Таким образом, в определенном смысле эмпатия – это способность делать вывод по аналогии, хотя подобное определение не дает исчерпывающего ответа на вопрос природе этого феномена.

Заключение

Таким образом, в данной работе мы выяснили, что социальная перцепция – это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп. Термин ввел американский психолог Дж. Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, от значимости ситуации.

В структуре социальной перцепции выделяются наблюдатель, наблюдаемый и социальная ситуация общения; каждый из структурных компонентов влияет на успешность социально-перцептивного процесса.

Среди наиболее важных, с точки зрения успешности, характеристик наблюдателя выделяются: возраст, профессия, состояние самооценки и содержание «Я-образа», социально перцептивные умения и навыки.

В соответствии с социальной ситуацией общения для осуществления социальной перцепции наблюдателем могут быть использованы различные механизмы социального познания.

Социальными психологами установлено, что восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира. Это происходит потому, что, во-первых, социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту. Воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремиться трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону.

Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных. В-третьих, восприятие социальных субъектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.

Мы выяснили, что область исследований, связанная с выяснением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку – это исследование аттракции. А аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека, результат данного процесса, качество отношений. И результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.

Человека окружает целый мир, который он воспринимает различными органами чувств. Несколько анализаторов, которые даются физиологически человеку, позволяют воспринимать мир во всем его многообразии. Это называется перцепцией, у которого имеются свои эффекты и механизмы. Уникальным является то, что во время перцепции человек делает нечто внешнее частью себя самого.

Как происходит процесс перцепции?.

Представьте ситуацию: на вас на улице пристально смотрит незнакомый человек. Что вы обычно делаете в такой ситуации? Какие мысли вас посещают? Одни люди отворачиваются, потому что смущаются. Другие начинают пристально смотреть, потому что чувствуют угрозу. Третьи спрашивают незнакомца, почему он на них смотрит, потому что им кажется, что от них чего-то хотят. Каждый человек отреагирует по-своему. Но что происходит в реальном мире?

По факту просто один человек пристально смотрит на другого, и все. Возможно, этот человек просто задумался о чем-то своем, из-за чего его взгляд остановился на вас. А вы уже успели подумать что-то свое (что он вас рассматривает, угрожает, что-то хочет).

Заметьте, вы сами себе придумываете, почему на вас смотрят, почему не улыбаются, почему не здороваются и т. д. Хотя на самом деле причина может быть невинна и проста. А вы уже понапридумывали!

Отсюда следует вывод, что не нужно оценивать внешний мир. На вас смотрят, пусть смотрят. С вами не здороваются, пусть не здороваются. Рядом с вами смеются, пусть смеются. Не реагируйте, потому что это не играет никакой роли в вашей жизни. Неужели вам важно, чтобы на вас смотрели и говорили, почему это делают? От этого вы познаете смысл жизни или у вас в кармане появятся крупные суммы денег? Не нужно оценивать внешний мир. Не поздоровались, и что из этого? Продолжайте жить и радоваться своему существованию и всему тому, что для вас действительно имеет значение.

Не реагируйте на мелочи, потому что настроение легко испортить, а вот быть счастливым намного труднее. Так, не портите себе настроение тем, что подумаете, будто весь мир настроен против вас. Лучше вообще ничего не думайте, а просто будьте на своей волне и занимайтесь своими делами и заботами.

Что такое перцепция?

Перцепция – это не просто восприятие окружающего мира, но и трактовка его. Можно обратить внимание на то, что каждый человек по-своему оценивает ту или иную ситуацию. Если на улице увидеть плачущего ребенка, то люди по-разному оценят происходящее:

  • Одни скажут, что он потерялся.
  • Другие начнут утверждать, что ребенок напуган.
  • Третьи могут подумать, что ребенок забил ножку.
  • Четвертые будут утверждать, что ребенок таким образом зовет мать.

По существу, ребенок просто плачет. А причины его плача и происходящей ситуации уже добавляют от себя люди.

В психологии под перцепцией понимается чувственное познание окружающего мира. Это происходит на уровне физиологии, когда человек ощущает те или иные проявления окружающего мира, а также на уровне эмоций, когда включает анализ и делание выводов.

Окружающий мир посредством перцепции воспринимается в целом. Это позволяет человеку его изучать, отделять от других предметов, обнаруживать определенную информацию, делать выводы и т. д.

Социальная перцепция

Человек активно участвует в жизни других людей. Социум строится на взаимоотношениях между людьми, которые должны быть доброжелательными и уважительными. Однако можно отметить, что не все люди по-доброму и по-хорошему друг к другу относятся. В чем причина? Здесь следует рассмотреть такое явление, как социальная перцепция.

Под данным понятием понимается установление таких отношений между людьми, которые основываются на их собственных оценках друг друга.

  • Как человек воспринимает другого?
  • Как оцениваются поступки, жесты, характер собеседника?
  • Как происходит процесс взаимодействия между индивидами?
  • Какие эмоции и чувства вызывает собеседник у человека?

Эти и многие другие критерии сказываются на том, как в дальнейшем люди будут строить между собой отношения.

Практически все люди ставят оценки. Они бывают отрицательными и положительными, поскольку индивид делит окружающий его мир на хорошее и плохое. Если что-то ему нравится, тогда он ставит положительную оценку; если что-то не нравится, тогда он ставит отрицательную оценку. Вроде выглядит, как увлекательная игра, так как вам позволено давать «плюсы» и «минусы» всему, что вас окружает. Не понравилось – «минус», понравилось – «плюс». И никто вас за это не осудит, не унизит, если ваша оценка не заденет чье-либо самолюбие.

Но в этой увлекательной игре есть один подводный камень, которого не замечает пловец, ставящий всем оценки. Отрицательные и положительные оценки не просто говорят о том, как именно человек относится к партнеру, вещи, явлению, животному и прочему. Отрицательные и положительные оценки не только поднимают или опускают рейтинг чего-либо. Эта увлекательная игра еще говорит самому человеку, который дает оценки, что он будет делать, а чего не будет.

Ставя положительную оценку чему-либо, вы тем самым даете себе «зеленый свет» и двигаетесь дальше или «красный свет» и от чего-то отворачиваетесь в случае с отрицательной оценки. Другими словами, своими оценками вы сами себе говорите: «Да, я это возьму…этим буду заниматься… с ним буду общаться…» или «Нет, я не хочу этого…. не хочу его больше видеть…. Мне это абсолютно неинтересно…». Но кто знает, что и в каких ситуациях вам полезно? Пока вы не попробуете, не узнаете. А своими оценками сами себя тормозите на пути развития, проб и приобретения опыта.

Очень легко поставить кому- или чему-либо положительную или отрицательную оценку. Оценивать – одно из увлекательных занятий человека, особенно если он находится в плохом настроении. Оценил весь мир отрицательными словами – и чувствуешь себя не так плохо, не так унижено. Но ведь именно этими самыми оценками вы сами себе даете «зеленый» или «красный» свет, чтобы пойти или не пойти, взять или не взять, сделать или не сделать. Своими же оценками вы сами себе устанавливаете рамки, которые в природе вообще не существуют.

Поставили отрицательную оценку – выстроили своеобразную стену между собой и тем, кому или чему вы поставили «минус». А вдруг это именно то, что вам нужно для счастья? Может, этот человек помог бы вам стать более успешным? А вы поставили ему отрицательную оценку лишь из-за того, что он пришел в порванной обуви.

Будьте аккуратны в том, что и кого вы оцениваете. Самый идеальный вариант – вообще избавиться от каких-либо оценок. Зачем себе выстраивать преграды? Ведь можно пойти куда угодно и сделать что угодно. Так начните жить более свободной жизнью, оставив процесс оценивания окружающего мира другим людям.

Таким образом, социальная перцепция включает:

  1. Индивидуальное восприятие происходящего.
  2. Личная трактовка происходящего и ожидаемого.
  3. Планирование собственного поведения.
  4. Эмоциональное оценивание.

Социальная перцепция осуществляется исключительно при взаимодействии человека с людьми, которая включает личные предубеждения, установки, возникающие эмоции и пр.

Механизмы социальной перцепции

В процессе социальной перцепции участвуют механизмы, которые делают данный процесс наполненным:

  • Идентификация. Человек ставит себя на место собеседника, чтобы понять его эмоции, мотивы, побуждения. Здесь человек исходит из собственных представлений о том, как действовал бы и что чувствовал собеседник в той или иной ситуации.
  • Стереотипизация. Оценивание человека в соответствии с тем, к какой группе людей его можно отнести. Здесь оценки ставятся по:
  1. Возрасту.
  2. Полу.
  3. Профессии.
  4. Материальному положению и т. д.
  • . Человек сопереживает собеседнику. Уловив эмоциональный настрой другого, можно понять, в каком состоянии он находится.
  • Каузальная атрибуция. Человека наделяют качествами, которые он проявляет в своих поступках. Делаются попытки выяснить причины его поведения. Выделяют виды:
  1. Личностная – причина кроется в самом человеке.
  2. Объектная – причиной выступает объект, на которого направлены действия.
  3. Обстоятельственная – причины кроются в условиях, в которых было совершено действие.
  • Рефлексия. Познание себя через другого человека. Обычно человек накладывает на окружающих те качества, которыми сам обладает.
  • . Человек испытывает конкретные устойчивые чувства по отношению к партнеру.

Эффекты социальной перцепции

На основе оценивания личностей друг друга возникают межличностные отношения. Однако здесь формируются стереотипы, которые приводят к эффектам социальной перцепции:

  • Эффект первичности – представления о человеке в момент знакомства с ним на основе имеющихся данных: одежда, внешность, слухи о нем и пр.
  • Эффект новизны – возникновение новой информации, которая корректирует или полностью перечеркивает то, что думал о партнере человек. Здесь часто наблюдается изменение отношений между людьми.
  • Эффект ореола – сохранность своего мнения, несмотря на то, что о человеке говорят другие люди. При этом качества партнера часто преувеличиваются или преуменьшаются. Человеку привычнее придерживаться сформированного мнения, нежели менять его на основе новых данных и опыта.
  • Эффект проекции – приписывание партнеру личных качеств, улучшая или ухудшая его. Если партнер оценивается положительно, тогда ему приписываются положительные личные качества, если отрицательно – недостатки.
  • Эффект средней ошибки – нейтрализация качеств другого человека, если не принято окончательное решение, как к нему относиться. Ярко выраженные черты усредняются.

Что в итоге дает перцепция?

Человек воспринимает мир не только органами чувств, но и своими эмоциями, мыслями, убеждениями и желаниями. Все это создает перцепцию, на основе которой человек формирует свое отношение к людям, вещам, событиям и пр. Что в итоге дает перцепция? Отношение человека, на основе которого создается мировоззрение.

Человек думает, что его жизнь никак не зависит от того, каким характером или мировоззрением он обладает. Однако это ошибочное мнение, поскольку все, что имеет человек, взаимосвязано между собой.

Жизнь человека складывается из того, какие решения он принимает и поступки совершает каждый день (это можно назвать формированием судьбы). Выводы и действия основываются на том, каким характером обладает человек, а он в свою очередь формируется благодаря тому, каким мышлением, мировоззрением и ценностями владеет индивид. Выходит, что для формирования своей счастливой судьбы человеку нужно обладать определенным типом мышления (мировоззрения), что будет влиять на развитие его характера, который будет проявляться в виде принятых решений и сделанных поступков.

Все зависит от того, что вы думаете. Не зря мудрецы говорят о том, что жизнь начинается с мысли, поскольку вскоре она воплощается в реальный мир. Вы подумали — и это повлияло на ваш характер, который позволил или не позволил совершить тот или иной поступок, приведший к конкретным последствиям. Как вы думаете, может ли пассивный по характеру человек достичь богатства? А может ли кушающий еду больше нормы индивид похудеть?

Ваши мысли толкают на определенные действия, но в силу своего характера вы их совершаете или нет. Любое ваше действие или бездействие приводит к определенным результатам, а это в целом формирует ту жизнь, которой вы живете или будете жить. Поэтому судьбу формирует сам человек! Ежедневно он принимает решения, совершает конкретные поступки, которые и приводят к определенным результатам, с которыми человек потом живет. Хотя мог бы жить совершенно с другими последствиями, если бы совершил иные действия и сделал другие выводы.