Биографии Характеристики Анализ

Метод монографического описания истории. Методы экономической науки

Экономическое исследование базируется на конкретных методах, определяю­щих содержание и последовательность действий научного работника; при этом различают общенаучные и специфические методы исследова­ния. Первые имеют более широкое применение. К ним относятся методы научной абстракции, индуктивный, дедуктивный, сравни­тельного анализа, экспериментальный и некоторые другие. К спе­цифическим методам исследования науки «Экономика предприятия» относятся статистико-экономический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый, экономико-математический.

Метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе по­знания от внешних явлений, несущественных сторон и выделении общих, существенных признаков, в познании сущности явлений. Хотя абстрактное представление о явлении будет менее полным, но оно позволяет глубже понять в нем самое главное, существен­ное. Абстрагирование лежит в основе формирования экономичес­ких законов, понятий, категорий.

Метод индукции предполагает формулировку общего вывода на основе единичных фактов, то есть рассуждение ведется от частно­го к общему, от фактов к теории. Метод дедукции, напротив, ос­нован на переходе от общего к частному и единичному. Взятые вместе, эти методы дают возможность выдвигать научные гипотезы - предположения, необходимые для объяснения какого-либо явления, требующие проверки на опыте и теоретического обосно­вания для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Метод сравнительного анализа состоит в сопоставлении част­ных и обобщающих экономических показателей с целью выявле­ния наилучших результатов. Любой предприниматель обязан со­поставлять свои затраты с затратами конкурентов, сравнивать альтернативные варианты своей деятельности. Хорошо известный прием исследования «затраты - результаты» также, по существу, основан на методе сравнительного анализа.

Эксперимент, являющийся основным методом в естественных науках, широко применяется и для изучения экономических явле­ний. Он позволяет выявить влияние различных факторов на изуча­емое явление, закономерности его развития, проверить истинность гипотез.

Статистико-экономический метод - это совокупность при­емов, используемых для всесторонней характеристики обществен­ных явлений посредством обработки массовых цифровых данных. Основные из них - группировка, расчет средних и относительных величин, графическое изображение экономических показателей, индексный анализ.

Группировка предусматривает расчленение изучаемой совокуп­ности предприятий или иных объектов на группы по существен­ным признакам с целью изучения характерных типов предприятий, наметившихся структурных сдвигов, закономерностей их развития. Анализ средних величин позволяет определить типичные значения варьирующих признаков и измерить степень их колеблемости во­круг среднего уровня. Относительные величины нужны для анализа структуры и динамики развития изучаемых явлений, сопоставления показателей однотипных объектов и т. д. Графическое представле­ние экономических закономерностей позволяет в наглядной форме отразить их наиболее существенные аспекты.


Монографический метод предусматривает тщательное изучение отдельных объектов, которые достаточно типичны для данной со­вокупности предприятий или отличаются высокими хозяйствен­ными результатами. Это позволяет выявить передовые методы ра­боты, применяемые в них, и разработать рекомендации для всех остальных.

Расчетно-конструктивный метод позволяет разработать на­учно обоснованные решения той или иной проблемы на пер­спективу. Он обосновывает наиболее рациональное и реально возможное решение вопроса.

Балансовый метод используется для координации и взаимной увязки всех показателей, отражающих сущность изучаемого яв­ления или процесса. Он нужен, в частности, при разработке планов, чтобы обеспечить их сбалансированность по различ­ным параметрам.

Экономико-математические методы весьма разнообразны и де­лятся на две большие группы - статистические (включая регрес­сионный анализ) и математическое моделирование, которое широко используется для опти­мизации структуры сельскохозяйственного производства, выбора оптимальных вариантов развития. Обработка статистических дан­ных с помощью регрессионного анализа позволяет выявить фак­торы, которые оказывают наибольшее влияние на конечные ре­зультаты, и выразить это влияние в математическом виде.

Данный исследовательский метод является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований.

Обычно в психологических исследованиях используется не один какой-нибудь метод, а целый набор различных методов, которые взаимно контролируют и дополняют друг друга.

1.2. Диагностические методы

К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых. 1

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Использование определенных и конкретных тестов в психологии наиболее отчетливо проявляет общие теоретические установки исследователя и всего исследования. В отечественной психологии различные диагностические методы рассматриваются в качестве средств определения наличного уровня развития психологических особенностей. Именно потому, что результаты любых тестирований характеризуют наличный и сравнительный уровень психического развития человека, обусловленный влиянием множества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом испытании, результаты диагностического испытания не могут и не должны соотноситься с возможностями человека, с особенностями его дальнейшего развития, т.е. эти результаты не имеют прогностического значения.

Основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор и т.п.), а это искажает результаты эксперимента. Данный недостаток диагностических методик требует тщательного подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и сочетания их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к испытуемому, и с психологическим наблюдением за особенностями поведения испытуемых в ходе эксперимента.

Достоинство диагностических методов состоит в очень широком спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощью данных методов, – от исследования степени овладения дошкольниками различными персептивными и мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны учебной деятельности и выявления личностных особенностей испытуемых до изучения специфики внутриколлективных отношений.

Отличие диагностических методов от методов неэкспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его. Общая особенность этих двух классов исследовательских методов – это отсутствие возможности исследователю проникнуть в изучаемое явление, не вскрывая закономерности его изменения и развития, не объясняя его.

от греч. monos - один, единый и grapho - пишу) - метод, состоящий в том, что данную проблему или группу проблем тщательно и со многих сторон анализируют на одном соц. объекте ("случае"), после чего делают гипотетический вывод от этого объекта к более широкой области сходных объектов. В социологии XIX в. М.м. широко использовал Ле Пле, при исследовании отдельных семей (их бюджетов, окружения и др.). Школа Ле Пле разрабатывала также проблематику и схемы исследования локальных общностей, прежде всего деревенских общин. На дальнейшее развитие М.м. большое влияние оказали описания жизни первобытных об-в и культур. Методы полевых исследований, заимствованные из этнографии, культурной и соц. антропологии, были использованы для анализа классовой, демография., организационной, экологич. (соц.-пространственной) структур современных местных общностей (различн. территориальных, городских, сельских и т. п. сооб-в). Изучались на протяжении многих лет также культура, образ жизни, судьбы отдельных лиц и целых семей и групп, входящих в эти общности. В достаточно крупной общности представлены почти все соц. процессы, характерные для об-в в целом, поэтому из монографич. исследований локальных общностей возможны более широкие выводы. М.м. в такого рода исследованиях применяли социологи школы чикагской (см.) и др. См. также Изучение случая. А.Д. Ковалев.

Взгляды педагогов 16 - н. 20 в.в. на проблему обучения дошкольников математике

Формированию математических представлений у детей способствовали: народные игры, наблюдения за трудом взрослых, помощь взрослым, устное народное творчество.

В 16-19 веках педагоги под влиянием практики пришли к выводу о необходимости специальной подготовки детей 4-7 лет к усвоению математики. Ими высказаны предложения о содержании и методах обучения детей в семье. Специальных пособий по математической подготовке они не разрабатывали, а включали свои идеи в книги по воспитанию и обучению.

Я.А.Каменский – чешский педагог (17в.) - в произведении «Материнская школа» предлагал обучать детей 4-6 лет считать в пределах 20, сравнивать числа, применять меры измерения и знакомить детей с геометрическими фигурами.

И.Г.Песталоцци – швейцарский педагог (18в.) - в произведении «Как Гертруда учит своих детей» предлагал учить счету конкретных предметов, учить осознавать арифметические действия и определять время. Большое внимание уделял наглядности. Разработал систему обучения счету, в основе которой лежали число, форма и слово.

В России в 18 в. Л.Ф .Магницкий издал первую печатную русскую книгу «Арифметика». Предлагал обучать детей нумерации, выполнять арифметические действия, решать примеры и задачи без пояснения.

К.Д.Ушинский (19в.) предлагал обучать детей-дошкольников счёту отдельных предметов и групп, счёту десятками; выполнять арифметические действия.

Л.Толстой (в 19 веке) выпустил «Азбуку», в которой в разделе «Счет» рекомендовал учить детей считать вперед и назад в пределах 100 и знакомить с цифрами. Обучение предлагал осуществлять через игру.

Ф.Фребель в нач. 19 века создал пособие «Дары», в котором предлагал обучение счету через усвоение ряда чисел, ознакомление с геометрическими формами, величиной, ориентировкой в пространстве с помощью специальных дидактических пособий «Дары» (строительные детали).

М. Монтессори (конец 19 - нач.20 вв.) в книге «Дом ребенка» предложила специальный дидактический материал, с помощью которого формировалось представление о числах в пределах 1000, о цифрах, геометрических фигурах, величинах.

Идея монографического метода принадлежит немецкому педагогу А.В.Грубе (19в., «Руководство к счислению в элементарной школе…»).

Его последователи:

Немецкий педагог В.А. Лай (к. 19 – н. 20в.) в «Руководстве к первоначальному обучению арифметике…»,

- В.А. Евтушевский (к. 19в.) «Методика арифметики»,



- Д.Л. Волковский (в 1914 г.) этот метод перенес в детский сад, издав книгу «Детский мир в числах».

В переводе монографический метод означает «описание числа». Суть метода состоит в следующем: т.к. дети способны воспроизвести группу предметов в пределах 100, то каждое число изучается путём рассматривания соответствующего количества точек (или чёрточек), сравнивается с другими числами (из каких чисел оно состоит, сколько раз в него вмещается то или иное число, на сколько оно больше или меньше других чисел). Арифметическим действиям детей не обучают, т.к. считается, что они сами вытекают из знания детьми состава чисел. Весь изучаемый материал располагался по числам и изучались все действия для каждого числа.

По сравнению с Грубе, Лай использовал специальные числовые фигуры, т.е. каждое число он изображал в удобной для восприятия форме, и считал, это если дети легко воспроизводят эти числовые фигуры, то они запомнили соответствующее число.

Евтушевский этот метод упростил, предлагая вести обучение в пределах 20 , а не 100.

В современной методике ознакомления с числами использованы положительные стороны монографического метода: воспроизведение групп предметов, применение числовых фигур и счётных карточек, изучение состав числа.

Методологической основой разработки темы курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, законодательные, нормативные и инструктивные документы, а также личные исследования автора. Для реализации методологической основы в конкретных исследованиях в процессе работы над курсовой работой могут быть ис­пользованы следующие общенаучные методы исследования: монографический, статистический, эксперимен­тальный, расчетно-конструктивный, экономико-математиче­ский и др.

Монографический метод – подробное изучение отдельных явлений, характерных для совокупности с целью всестороннего раскрытия определенных закономерностей.

Статистический метод используется при изучении массо­вых явлений с целью установления их взаимосвязей, закономер­ностей развития и влияния на конечные результаты производст­ва. Основные приемы статистического метода: группировки, по­казатели динамики, индексы, корреляционно - регрессионный анализ и т.д.

Экспериментальный метод связан со специальной провер­кой и внедрением новых форм и способов организации производ­ства, учета и отчетности, финансирования и кредитования, контроля (аудита) и обоснованием эффективности их внедрения.

Расчетно-конструктивный метод связан с разработкой нескольких вариантов решений организационно - экономиче­ской задачи, из которых выбирается наиболее эффективный. Он позволяет полнее учесть все условия и факторы, влияющие на хозяйственно-финансовую деятельность организации.

Экономико-математический метод связан с изучением количественных характеристик экономических процессов, рас­сматриваемых в неразрывной связи с их качественными харак­теристиками. Этот метод предполагает широкое применение ма­тематической статистики, теории вероятности, математического программирования, математического моделирования экономических процессов и др. Экономико-математическими методами можно решать большой круг планово-экономических, учетно-статистических и управленческих задач.



5 Объем, структура и содержание курсовой работы

Курсовая работа в законченном виде должна включать: титульный лист (приложение А), содержание (оглавление), введение, текстовое изложение (содержание) работы, выводы и предложения, список использованной литературы, приложения.

Общий объем работы не должен превышать 35 – 40 страниц машинописного текста или 45 – 50 страниц рукописного текста, не считая приложений.

Во введении следует раскрыть актуальность выбранной темы, ее теоретическое и практическое значение, определить цель, задачи, объект, субъект и предмет исследования, указать методы и методологическую основу исследования. Объем введения не должен превышать 3 страниц машинописного текста.

Основной текст (содержание) курсовой работы состоит из 3 глав, каждая из которых состоит как минимум из 2 параграфов, но при этом желательно не более 4.

Первая глава курсовой работы должна быть посвящена изучению теоретических основ темы исследования. В ней раскрывается сущность, экономическая природа исследуемого явления, раскрываются основные этапы, исторические аспекты в развитии научной мысли по теме исследования.

В данной главе необходимо критически рассмотреть и проанализировать взгляды различных ученых – экономистов по основным вопросам выбранной темы исследования. Студент должен привести и обосновать свою позицию исходя из рассмотренных различных взглядов ученых и дать оценку различным вариантам и аспектам учета, внутрихозяйственного контроля и анализа.

Обзор литературы должен составлять 10-12 страниц машинописного текста.

Во второй главе приводится организационно-экономическая характеристика объекта исследования.

В данной главе необходимо рассмотреть и привести организационную структуру объекта исследования, рассмотреть и проанализировать в динамике основные экономические показатели деятельности объекта исследования (приложение). Основное внимание следует уделить анализу затрат на производство продукции. В данном случае целесообразно проанализировать структуру затрат (приложение) на производство продукции, динамику затрат и т.д. Также в данной главе целесообразно привести структуру управления, рассмотреть ее основные звенья. Так как управленческий учет в организации подчинен целям управления, также необходимо по возможности привести основные приоритетные направления предоставления информации, необходимой для принятия управленческих решений.

В третьей главе следует раскрыть основную идею исследования. Здесь излагаются собственные исследования студента, приводятся соответствующие расчеты, раскрывается действующая практика учета затрат и исчисления себестоимости продукции в исследуемой организации, выявляются достоинства и недостатки на основе критического ее осмысления.

Третья глава курсовой работы по дисциплине управленческий учет должна включать в себя как рассмотрение вопросов, касающихся современного состояния производственного учета в организации, так и разработанный проект или разработанные направления совершенствования учета затрат для целей управления, в соответствии с выбранной темой курсовой работы. В случае отсутствия сложившейся системы управленческого учета необходимо сделать конкретные разработки системы управленческого учета по объекту исследования.

Выполняя курсовую работу студент должен рассмотреть и проанализировать как ведется учет затрат в рамках объекта исследования:

1. Изучить, и описать первичный учет затрат. Рассматривая данный вопрос необходимо охарактеризовать основные формы первичных документов, используемых в организации, рассмотреть имеющийся документооборот и выявить основные недостатки в первичном учете затрат.

2. Рассмотреть синтетический и аналитический учет затрат в рамках выбранной темы. Описывая синтетический и аналитический учет необходимо привести установленный в организации порядок аналитического учета. Критически рассмотреть используемые регистры аналитического учета. Также в данном разделе необходимо привести основные корреспонденции счетов по учету затрат в рамках выбранной темы. Корреспонденции счетов должны быть проиллюстрированы с использованием цифрового материала организации в виде схемы бухгалтерский проводок (приложение В). Также в данном разделе необходимо дать характеристику используемым регистрам синтетического учета и выявить и их недостатки. Также в третьей главе необходимо критически рассмотреть порядок калькулирования себестоимости продукции. При этом следует рассмотреть существующие объекты исчисления себестоимости продукции, калькуляционые единицы и калькуляционный период.

3.Далее на основании выявленных во второй главе потребностях в управленческой информации и на основании критически рассмотренного порядка учета затрат студент должен предложить и обосновать свой проект или основные направления и предложения по совершенствованию производственного учета затрат с целью формирования релевантной информации для принятия управленческих решений.

В данном разделе студент может предложить и обосновать выбор различных передовых методов производственного и систем управленческого учета. Разрабатываемые вопросы должны носить практический характер, с целью применения разработанного проекта на практике в организации (объекте исследования). При этом необходимо учитывать и отраслевую специфику при разработке конкретного проекта. Например студент может предложить и обосновать управленческий учет затрат на производства с применением отдельных счетов по элементам и калькуляционных счетов в единой системе, либо предложить учет затрат на производство в самостоятельной системе счетов. Также можно разработать и предложить номенклатуру статей затрат на производство продукции, либо разработать номенклатуру объектов учета калькурирования себестоимости продукции и т.д.

Выводы и предложения являются своеобразным итогом всей курсовой работы. Они должны быть четкими и лаконичными по форме, содержать основные выводы и предложения, направлен­ные на устранение недостатков и совершенствование, рационализацию методов решения вопросов, рассмотренных в курсовой работе. Они должны вытекать из анализа тех или иных проблем в рамках темы исследования. В выводах и предложениях в краткой форме приводятся основные выводы и направления совершенствования по результатам проведенного исследования.

Объем выводов и предложений не должен превышать 4 – 5 страниц.

Курсовая работа может содержать приложения в виде таблиц, диаграмм, схем, учетных регистров, и т.п. Приложения должны быть сгруппированы в строгом со­ответствии с изложением текста курсовой работы. Каждое приложение должно иметь название, раскрывающее его содер­жание. В тексте курсовой работы должна быть дана ссылка на приложения.

Список использованной литературы должен содержать не менее 25 источников. В список литературы включаются монографии, учебники, статьи в периодических изданиях, а также по мере необходимости основные нормативные документы по бухгалтерскому учету.

В приложении к курсовой работе приводится такой материал, как разработанные и усовершенствованные документы для внутреннего использования, организационная структура и структура управления и т.д.

6 Оформлениекурсовой работы

При написании курсовой работы следует обратить внимание на ее оформление. Работа может быть представлена в рукописном, но преимущественно в машинописном виде, компьютерный шрифт Times New Roman, цвет черный, кегль 14, межстрочный интервал 1,5, выравнивание по ширине, автоматический перенос слов, абзац 1,25, в таблицах кегль 12, интервал 1,0.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью - рукописным способом. Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

Основная часть может делиться на разделы, подразделы и пункты. Пункты, по необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста отчета на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый раздел содержал законченную информацию. За Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквой без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точки.

Разделы следует нумеровать арабскими цифрами без точки и записывать с абзацного отступа. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела ставится точка. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

1. Методические и методологические основы учета затрат

1.2 . Нумерация пунктов первого раздела

2. Современное состояние учета затрат на производство и исчисления себестоимости продукции

2.2. Нумерация пунктов второго раздела

Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точками.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть проведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, о, г, ь, й, ы, ъ), после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

а)_____________

б)_____________

в)_____________

ГОСТ предусматривает размер левого поля – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20мм.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в центре нижней части листа без точки.

Каждый новый раздел начинается с новой страницы. С новой страницы начинаются введение и выводы и предложения.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы. Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

Расстояние между названием главы и текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние делают между заголовками раздела и пункта. Абзацы начинаются с новой (красной) строки и печатаются отступом равным пяти ударам.

Правила оформления курсовой работы предусматривают единый порядок размещения текста работы, приложений, применение стандартного формата бумаги (А4).

Текст курсовой работы должен быть изложен стилистически и орфографически грамотно.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «Х».

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы в курсовой работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Тц=(SПУЗ+SПЗ) х (1+Кр), (1)

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерации арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В. 1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

В курсовой работе допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть по другой в пределах одной страницы.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица 1.1», если она приведена в главе 1.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовок и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Таблица 2.6

Методика расчета трансфертных цен на продукцию птицеводства

Если таблица переносится на другой лист, то на новом листе необходимо написать «Продолжение таблицы», при этом заглавие на новой странице не проставляется. В приведенных в работе таблицах не должно быть свободных мест, если значение показателя отсутствует, то необходимо проставить прочерки.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упомянуты впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати.

Пример:

Совокупные затраты

безубыточности

Точка Выручка

безубыточности

Постоянные затраты

Объем производства продукции

Рис. 6. Модель безубыточности основанная на нелинейной зависимости

показателей

Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рис. 1». Слово «рис.» и его наименование располагают посередине строки. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рис. 1.1. Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения главы. Например, Рисунок 1.3.

Приложение оформляют как продолжение курсовой работы на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.

В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа, за исключением справочного приложения «Библиография», которое располагают последним.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени.

Приложения обозначают арабскими цифрами, начиная с 1. После слова «Приложение» следует цифра, обозначающая его последовательность.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

В списке литературы указывают на первом месте законы Российской Федерации, затем, на втором - подзаконные акты (Указы Президента, Постановления Правительства РФ, нормативные акты, инструкции министерств и ведомств). После законов и подзаконных актов указываются учебники, учебные пособия, периодические издания в алфавитном порядке по фамилиям авторов.

Список фактически использованной литературы должен содержать перечень источников, использованных при выполнении курсовой работы. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с ГОСТ 7.32.-91.

При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц.

Например:

В списке литературы необходимо указать фамилии и инициалы авторов, название книги или статьи, название, место и год издания. Например:

Друри К. Учет затрат методом стандарт-костс, - М.: «Аудит», 1998. –221с.

Для статей необходимо также указать название журнала и его номер.

Широбоков В.Г. Формирование себестоимости и доходов в системе управленческого учета// Экономика перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий. -1998 .-№7 - С-25-27.

Безруких П.С., Кашаев А.Н., Коммисарова И.П. Учет затрат и калькулирование в промышленности. – М.: Финансы и статистика, 1989.-223с.

Интернет источники приводятся в самом конце списка литературы и оформляются следующим образом:

«Об одном из подходов к пониманию содержания управленческого учета»// официальный сайт экспертно-консультационного совета по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития России. www.cma.org.ru

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.

Использованные в работе цифровые данные, выводы, мысли других авторов в пересказе и цитаты в обязательном порядке должны сопровождаться ссылками на использованные работы. Эти ссылки могут быть сделаны в виде квадратных скобок, например [ 3, с.15], с указанием номера источника в списке литературы, где находится данное высказывание.

Пересказ мыслей и выводов других авторов следует делать без искажения этих мыслей. Цитаты должны быть тщательно выверены и заключены в кавычки. Студент несет ответственность за точность приводимых данных и объективность изложения мыслей других авторов.