Биографии Характеристики Анализ

Организация композиции. впечатление от пространства

Тут выложена электронная книга автора, которого зовут Голубева Ольга Леонидовна .
В электронной библиотеке ALIBET вы можете скачать бесплатно или читать онлайн электронную книгу Голубева Ольга Леонидовна - Основы композиции. Учебное пособие в формате txt, без регистрации и без СМС; и получите от книги Основы композиции. Учебное пособие то, что вы пожелаете.

Размер файла с книгой Основы композиции. Учебное пособие равен 67.58 KB

ПРЕДИСЛОВИЕ
Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными для художников, архитекторов, музыкантов, то есть всех тех, кто занимается творчеством.
Знание основ композиции, влияющее на развитие творческой личности, должно закладываться еще в детстве. Оно формирует элементарную грамотность восприятия произведений искусства. А ведь «человеку необходимо искусство, то есть бескорыстная, облагораживающая душу страсть» (Ле Корбюзье). Его роль в формировании личности очень важна. Не только труд, но и искусство создает человека. Когда оно отходит на второй план, общество не развивается, а деградирует.
В данной книге сделана попытка в доступной форме рассмотреть основы композиции, следуя авторской методике преподавания дисциплины. Этот разговор немыслим без конкретных примеров и анализа классических произведений искусства. Автор убежден, что обучение основам композиции базируется на глубоком знании и осмыслении творческого опыта, накопленного человечеством в области культуры. Предложенная книга является итогом двадцатилетней педагогической деятельности и предназначена для использования в процессе обучения преподавателями и студентами художественных учебных заведений. Она также дает читателю возможность самостоятельного освоения основ композиции.
Творческая профессия в первую очередь требует знания законов гармонии и средств, помогающих создавать гармоничные произведения. Данная книга последовательно познакомит вас с этими законами и средствами гармонизации композиции, ее видами и спецификой каждого вида. Все новые понятия, закономерности, композиционные приемы отрабатываются на системах упражнений, в основе которых лежит апробированная методика преподавания теории основ композиции. Во многих случаях упражнения проиллюстрированы студенческими работами, которые являются не столько образцами для подражания, сколько стимулом в творческих поисках. Выполняя предложенные упражнения, вы тем самым углубляете свои знания и нарабатываете необходимые приемы для самостоятельного творчества.
Автор не ставит перед собой цели сделать вас художником, а видит свою роль в том, чтобы помочь разобраться в сложных проблемах композиции, научиться ставить перед собой творческие задачи и находить средства их решения. Собственное художественное видение, знание законов композиции, высокий профессиональный исполнительский уровень – вот три непременных качества, которыми должен обладать художник для создания своих произведений.
Автор выражает благодарность рецензентам за советы по дальнейшему улучшению книги, а также различным учебным заведениям, которые в свое время знакомили автора со своими методиками преподавания художественных дисциплин.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Результатом творческого процесса является произведение, форма выражения которого может быть самой разнообразной. Это и архитектурное сооружение, и живописное полотно, и ювелирное украшение, а также театрализованное представление, песня, киноэпопея, обычный керамический горшок, национальный костюм, дизайн автомобиля и т. д. Но произведение будет представлять художественную ценность только в том случае, если оно создано по законам гармонии и несет в себе художественный образ.
Художественный образ – это выражение творцом своего «Я», своего ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. Это внутреннее состояние, душевный настрой художника, остро чувствующего, пропускающего через себя и передающего нам, зрителям, свое понимание действительности. Это форма отражения, воспроизведения объективной реальности с позиции определенного эстетического идеала в искусстве. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, части и целого, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в творческом процессе этих противоположностей в единый, целостный художественный образ творец получает возможность создания яркого, эмоционально выразительного произведения. Именно с художест- венным образом связана способность искусства доставлять человеку (зрителю, читателю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждающее в нем чувство прекрасного.
Художественный образ произведения может быть выражен символом, принадлежащим к определенной культуре или эпохе, что потребует для его прочтения дополнительных знаний. Но существуют художест- венные произведения, образы которых понятны всему человечеству, независимо от времени их создания.
История искусств убедительно доказывает, что существуют определенные художественные средства выражения, используемые для создания произведений. Это форма, цвет, фактура и т. д. Профессионально и грамотно применяя эти средства, можно добиться наибольшей выразительности при создании художественных образов. Посмотрим, например, на картину Петрова-Водкина «Купание красного коня». «Центром композиции и всего художественного замысла становится пылающий, героически призывный образ коня, воскрешающий карающих коней Георгия Победоносца на многих древних иконах.
Символический смысл этого гордого огнеподобного коня несет в себе вполне определенное конкретное понятие или идею, но даже и сейчас мы воспринимаем образ не просто как более или менее условное, ярко красочное изображение сцены купания коней, а как мечту о красоте, как поэтическое истолкование национальных художественных заветов, как символ энергии, благородства и могучей, сдерживаемой волей силы» 1*.
Одним из основных изобразительных средств выражения художественного образа является форма. Как считал Клее, ее рождение происходит из точки, которая при движении дает линию. Смещение линии строит плоскость, встреча плоскостей образует тело. Это утверждение можно наглядно продемонстрировать, используя в процессе обучения компьютер.
Точка, линия, пятно – все это элементы организации плоскостной композиции. В зависимости от конфигурации линия и пятно воздействуют на зрителя. Этот процесс происходит на ассоциативном и интуитивном уровнях, а также на уровне памяти. Существует и чисто физическое восприятие формы человеком. Рядом с огромным, активным пятном на стене мы начинаем ощущать дискомфорт. Чем богаче духовный мир зрителя, выше его культурный уровень, тем красочнее и разнообразнее палитра его сопереживаний с художником, создателем формы.
1* Костин В.И, К.С.Петров -Водкин. М„ 1966. С. 48.
СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА
ФОРМА
Разберем четыре варианта простейших форм пятна. На самом деле их существует гораздо больше, но все они могут быть отнесены к этим четырем основным.
Квадрат. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. При определенных условиях – тяжелая форма, которой чуждо движение, тем более «полет».
Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз – сверхнеустойчива. В этой форме явно выражена борьба противоположностей, что в свою очередь необходимо для создания вполне конкретных образов.
Круг. В этой форме более чем в какой-либо другой выражена идея природы, Земли, мироздания. Поэтому такие понятия, как «добро», «жизнь», «счастье», в наибольшей степени ассоциируются у человека с формой круга или его производными.
Форма «амебы». Ее текучесть выражает неустойчивые по характеру образы. Романтичность, меланхолия, пессимизм – вот их диапазон.

Линиям также свойственно выражение образа. Замкнутая линия, ограничивающая силуэт пятна, зависит от восприятия формы этого пятна. Линии, строящиеся на округлых кривых, ближе к образам круга, эллипса и других подобных форм. Угловатые ломаные линии напоминают треугольник. В линии всегда заложено больше движения, нежели в пятне, поскольку здесь сказывается его оптическая весомость. Движение может быть стремительным, направленным или медленным, менее целенаправленным, хаотичным, тем самым формирующим различные образы. Одна линия – это один уровень ощущений, несколько повторяющихся линий увеличивают воздействие. Разные по характеру линии обогащают восприятие, усложняют образ, но могут довести его и до абсурда.
Помимо пятен и линий к элементам композиции на плоскости относится точка. Это тоже форма, без которой в отдельных случаях просто нельзя обойтись. Активность восприятия точки зависит от ее «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов.

К. Шмидт. Фрагмент фасада здания в Санкт-Петербурге. 1911-1912
Совокупность тех и иных форм обогащает художественный образ, дает ему разностороннюю эмоциональную характеристику, усложняет ассоциативный строй. Но нельзя сказать, что использование более простых форм и меньшего их количества приводит к созданию менее значимых произведений.
Необходимо подчеркнуть, что именно выразительность формы является тем основополагающим фундаментом, на котором будет держаться все здание художественного образа. Ощутив воздействие форм на зрителя, художник в своем творчестве обычно активно использует такие приемы, как стилизация и трансформация. Они позволяют через реально существующие, узнаваемые предметы и их формы передать тот или иной образ.
Стилизация – это один из приемов визуальной организации образного выражения, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета и отбрасываются ненужные детали (колючий ежик, умная сова). Стилизуют по собственному существующему принципу (колючий ежик) и по привнесенному свойству (умная сова).
Трансформация – это изменение формы предмета, то есть трансформирование ее в необходимую сторону: округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание угловатости и т. д.
Обычно в работе над формой стилизацию и трансформацию применяют одновременно. Один прием дополняет другой и развивает основную пластическую тему (идею). Попробуйте разобраться в этом самостоятельно. Для этого вам предлагается решить первую творческую задачу, которая создаст основу для дальнейшего изучения затронутых проблем.
Но почувствовать образ и создать форму, выражающую его, еще недостаточно. Важно учесть, как она будет работать на зрителя. Оказывается, каждая форма, как целая, так и ее детали, воспринимается нами по-разному. Более простая по силуэту прочитывается быстрее, сложная – дольше, но глубина созданного образа от этого не зависит.
Так, легче узнается силуэт руки с растопыренными пальцами, нежели с прижатыми друг к другу. Хотя форма пятна во втором случае более простая, но, оказывается, менее выразительная. Выразительность формы зависит от найденного силуэта. Работа над си-
дуэтом, выраженным пятном, линией или контуром, – один из важнейших этапов в создании произведения. В процессе работы над силуэтом становится ясно, что для решения данного образа случайно и что типично, характерно. Силуэт может быть решен темным пятном на светлом фоне или, наоборот, светлым на темном. Контраст для прочтения формы обязателен. Он может быть выражен в тоне, цвете, фактуре, выявлен освещением. Но читаемость и значимость их будет неодинакова. Так, на темном фоне белый силуэт активнее действует на зрителя, получается более запоминаемым. В отличие от силуэта, решенного темным пятном, белый или светлый силуэт должен быть более обобщающим, с меньшим количеством деталей. Поэтому найденное черное пятно, возможно, потребует их корректировки, если для создания определенного образа будет необходимо изменить тональность.
Однако форма бывает не только плоской, но и объемной. Поэтому, работая над выразительностью объемной формы, не забывайте о ее восприятии. Объем сильнее воздействует на зрителя, и впечатление от перевернутой пирамиды будет значительнее, чем от треугольника.

В. Вазарелли. Силуэты. 1945

Д. Бисти. Иллюстрация к книге Е. Исаева «Суд памяти». 1973
Особое значение для придания выразительности художественному образу приобретают пропорции формы. Разбираясь в ощущениях, создаваемых квадратной фигурой, мы не акцентировали внимания на соотношении размеров ее сторон. Оно было 1:1. Попробуем изменить это соотношение, сделав его, к примеру, 1:10. Теперь в зависимости от расположения фигуры будут подчеркиваться и ее характеристики: или повысится устойчивость, или фигура станет более легкой, развивая возможность движения.
Для раскрытия художественного образа важны не только пропорции цельной формы, но и ее частей. Пропорциональное соотношение частей с целым дает различные вариации его трактовки.
Обратимся к шедевру мирового искусства – греческому храму Парфенон. Знаток античной архитектуры Н. Брунов писал: «Для грека характерно очеловечивание сил природы – антропоморфизм… Ордер классического греческого храма является также главным носителем человеческого начала: он осуществляет на языке архитектуры монументализированного человека-героя» 1*.
Интересны исследования римского архитектора Витрувия, который занимался поисками канона пропорций человеческого тела, использованного при строительстве греческих храмов. «Композиция храмов основана на соразмерности, правила которой должны тщательно соблюдать архитекторы. Она возникает из пропорции, которую по-гречески называют «аналогия».
Пропорция есть соответствие между элементами произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем основана всякая соразмерность. Ибо дело в том, что никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет точно такого членения, как у хорошо сложенного человека. Ведь природа сложила человеческое тело так, что лицо от подбородка до верхней линии лба и корней волос составляет десятую часть тела… голова вместе с шеей, начиная с ее основания от верха груди до корней волос, – шестую часть… ступня составляет шестую часть… Желая сделать так, чтобы они (колонны) были пригодны к поддержанию тяжестей и обладали правильным и красивым обличьем, они измерили след мужской ступни по отношению к человеческому росту и, найдя, что ступня составляет шестую его долю, применили это соотношение к колоннаде и, сообразно с толщиной ее ствола, вывели ее высоту в шесть раз больше, включая сюда и капитель. Таким образом, дорийская колонна стала воспроизводить в зданиях пропорции, крепость и красоту мужского тела» 2*.
1* Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры. M., 1935. Т. 2. С. 80-81.
2* Витрувий. Десять книг об архитектуре. М.(1936. С. 79.

Микеланджело. Давид. 1501-1504
Последующие исследования показали, что «тело» колонны (такое название дали греки) находится в соотношении 1:5. Воспроизводя в
колонне крепость мужского тела, строители возложили тяжесть антаблемента на его плечи, тем самым получив эти пропорции.
Памятники архитектуры могут вызывать у нас ассоциации разного типа. Существует, к примеру, воплощенный в пирамиде образ величия или архитектурный образ, воспроизводящий человеческое тело (античные греческие храмы).

Было бы отлично, чтобы книга Основы композиции. Учебное пособие автора Голубева Ольга Леонидовна дала бы вам то, что вы хотите!
Если так получится, тогда можно порекомендовать эту книгу Основы композиции. Учебное пособие своим друзьям, установив ссылку на данную страницу с книгой: Голубева Ольга Леонидовна - Основы композиции. Учебное пособие.
Ключевые слова страницы: Основы композиции. Учебное пособие; Голубева Ольга Леонидовна, скачать, бесплатно, читать, книга, электронная, онлайн

«Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым и так далее. Таким образом, можно сделать вывод, что ни одно из средств и законов композиции в отдельности не создадут гармоничное произведение, так как все взаимозависимо или уравновешено».

Популярный учебник по основам композиции, предназначенный в первую очередь для студентов художественных вузов, который будет весьма полезен начинающим операторам. В своей книге автор касается самых важных тем: способов выражения художественного образа, организации, видам и законам композиции, средствам для ее гармонизации, а также особенностям восприятия формы на плоскости. Емкое и практичное пособие снабжено огромным количеством иллюстраций и упражнений для лучшего усвоения материала.


«У точечной композиции всегда проглядывается центр; он может быть центром симметрии в буквальном смысле или условным центром в несимметричной композиции, вокруг которого компактно и примерно равноудаленно располагаются композиционные элементы, составляющие активное пятно. Точечная композиция всегда центростремительна, даже если части ее как бы разбегаются от центра, фокус композиции автоматически становится главным элементом, организующим изображение. Значение центра наиболее подчеркивается в круговой композиции».

Еще одно учебное пособие для студентов художественных вузов и школ. Автор не только перечисляет основные типы, формы и средства построения композиции, но и достаточно подробно объясняет различия между ними, уделяя особое внимание ассоциативной и предметной композициям, а также проводит композиционной анализ на примере натюрморта, пейзажа, портрета и сюжетных картин. Эта относительно небольшая книга идеально подойдет тем, кто только начал изучать основы композиции.


«В теории композиции, естественно, конструктивные и смысловые связи рассматриваются вместе. Первые носят более общий характер и вытекают из природы нашего восприятия искусства, вторые конкретны и содержатся в данном отдельном произведении искусства. Одни существуют для других. Если в структуре вообще элементы могут быть заменены - лишь бы сохранился тип связей, закон формообразования, - то в композиции и отдельные компоненты не могут быть заменены без ущерба для целого. Итак, композиция произведения искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла».

Фундаментальное исследование известного российского художника и теоретика искусства Николая Николаевича Волкова, посвящено теоретическому осмыслению композиции. Автор выводит собственное определение понятия «композиция», вычленяет и описывает основные структурные элементы и факторы композиции, опираясь на многочисленные примеры из живописи различных временных периодов и используя авторитетные искусствоведческие источники. Книга издана в двух томах: первый посвящен непосредственно теоретическим изысканиям, а во втором приводятся иллюстрации с отсылками на соответствующие страницы текста первого тома.


«В хорошо разработанном по композиции снимке, где сюжет развивается в пространстве, и фотограф достаточно убедительно выявил и передал эти пространственные характеристики объекта в целом, ясно различаются его основные глубинные зоны: зона основного объекта изображения, второй план и фон. Каждая из этих зон несет свою смысловую и изобразительную нагрузку. Главный объект изображения есть основное звено повествования. Второй план, как правило, передает среду, обстановку, которая «работает на сюжет» и обладает большой характеризующей силой. Однако в ряде случаев и в некоторых жанровых разновидностях снимков, в своеобразных композиционных решениях портрета и даже жанровых сцен второго плана в кадре может и не быть. А вот третий компонент глубинной композиции - фон - в кадре есть всегда, хотя в одних случаях он играет весьма активную роль, а в других ему отводится самое скромное место».

Одно из лучших учебных пособий по композиции, написанное известным советским кинооператором Лидией Павловной Дыко на основе ее лекций по фотокомпозиции, прочитанных на кинооператорском факультете ВГИКа. В своей книге автор перечисляет основные законы и принципы построения композиции, а также касается важных вопросов работы со светом и тональным рисунком при создании изображения. Это не единственный учебник по композиции в библиографии Лидии Павловны, необходимо также упомянуть легендарное пособие «Фотокомпозиция», соавтором которого выступил Анатолий Головня, и которое по праву считается едва ли не лучшим русскоязычным учебником по фотокомпозиции.


«Помимо укрупнения сюжетно важного объекта и его размещения на центральной оси плоскости изображения, акцент на сюжетном центре можно задать еще и с помощью тонального контраста, когда главный объект выделяется за счет контраста тонов (светлый объект на темном фоне и наоборот). Подводя промежуточный итог, можно констатировать, что снимки с фронтальной точкой съемки в совокупности с центральной компоновкой сюжетного центра статичны, а объекты, размещенные таким образом, могут выглядеть застывшими. Однако, если сюжет вашего снимка повествовательный, то самое простое решение - поместить главный объект на центральной оси, делящей снимок на две равные части».

Относительно новое учебное пособие по фотокомпозиции, позиционируемое автором как «иллюстрированный самоучитель». Действительно, количество фотографий в книге зашкаливает, что делает процесс обучения более наглядным и доступным. Учебник написан лаконичным и простым языком, особое внимание автор уделят работе с фоном, визуальному восприятию цвета, а также особенностям композиции при портретной и пейзажной съемке.


«Rules of composition have been formulated to aid designers create harmonious images which are pleasing to the eye. The most common of these rules are the ‘golden section’ and the ‘rule of thirds’. The golden section is the name given to a traditional system of dividing the frame into unequal parts which dates back to the time of Ancient Greece. The rule of thirds is the simplified modern equivalent. Try to visualise the viewfinder as having a grid which divides the frame into three equal segments, both vertically and horizontally. Many photographers and artists use these lines and their intersection points as key positions to place significant elements within the picture».

Практичное англоязычное руководство по созданию фотографии, которое переведено на русский язык. Автор подробно разбирает процесс работы над художественной фотографией, подробно останавливаясь на композиции, кадрировании, расположению камеры и технических аспектах съемки. В книге приводится очень много примеров, а каждый параграф сопровождается практическими заданиями для самостоятельной работы.


«Композиция - это искусство выстраивать элементы в кадре для создания привлекательного образа. Ваша задача - выбрать объект и расположить элементы в кадре соответствующим образом. Линии и формы - важные составляющие композиции. Линии притягивают (или отталкивают) взгляд зрителя к кадру. Они задают направление, S-образные кривые линии мягко ведут к пространству кадра, завлекая зрителя все глубже, в то время как прямые более откровенны. Кривые - более мягкие; прямые производят более жесткое впечатление».

Красочное руководство, которое понравится не только фотографам, но и начинающим видеооператорам. Помимо стандартной информации о том, как нужно правильно настраивать экспозицию, работать со светом и цветом, в книге имеется множество уроков, помогающих разобраться в основах композиции, переосмыслить пространственные отношения, и нарушать усвоенные правила для выработки собственного стиля. Отдельная глава пособия посвящена особенностям построения композиции в условиях спортивной съемки.


«Один из видов дизайна кадра, в котором успех наиболее предсказуем, - схема «кадр в кадре». Как с любой композицей, проверенной формулой, эта схема несет в себе риск чрезмерного использования и появления клише, но эта опасность - лишь свидетельство того, что такая композиция работает. Просто для ее применения нужно несколько больше тщательности и воображения. Привлекательность «кадра в кадре» отчасти связана с законами композиции, но на более глубоком уровне дело здесь все зависит от восприятия. Рамки внутри рамок действуют как своего рода окна, приглашая зрителя заглянуть в них».

Перевод книги (оригинальное название «The Photographer’s Eye: Composition and Design for Better Digital Photos») известного британского фотографа Майкла Фримана. Первая половина учебного пособия отдана под основы композиции и визуального повествования, причем некоторые параграфы имеют довольно специфические и интригующие названия: «Сшивка и расширение», «Гештальт-восприятие», «Визуальный вес», «Окружности и прямоугольники», «Несколько пунктов» и так далее. Несмотря на претенциозный русский перевод названия, книга действительно будет полезна для широкого круга специалистов.


«Understanding lines is one of the primary requirements of photography. Virtually every photograph, of course, has lines in it. Some of these lines do more than merely divide or connect objects. They may also suggest moods and rhythm, create patterns, indicate directions and structure. The various qualities of the lines in a photograph combine to produce an overall impression, called line».

Олдскульное англоязычное издание с потрясающими черно-белыми иллюстрациями призвано развить у читателей чувство композиции и научить мыслить визуально. В основной части книги рассматриваются различные элементы композиции: линии, структуры, текстуры, перспектива, формы. В конце дается огромный комплекс упражнений, при помощи которых можно улучшить свой критический взгляд и научиться видеть мир через объектив камеры.


«Which context should support your shot selection? Before you can make a decision about where to place the camera, you need to understand exactly what should dominate the composition, what should be included and excluded from it, and what meaning will be conveyed by the shot beyond what is coon tained in the frame. One strategy is to identify the themes and ideas that lie at the heart of your story, its essence, its core ideas. What is your story really about? Effective stories have strong core ideas that add emotional depth and context, allowing the audience to connect with what you are showing them».


Это пособие, в отличие от предыдущего, предназначено не для фотографов, а исключительно для режиссеров и операторов, желающих развить свой «кинематографический глаз». На примере известных фильмов автор разбирает основные принципы построения композиции кадров и сцен, а также описывает различные ошибки, которые могут совершить начинающие кинематографисты. Название глав книги уже говорит о ее специфике: «Medium shot», «Long shot», «Extreme long shot», «Abstract shot», «Steadicam© shot» и т.д.

И в завершении рекомендуем обратиться книг для видеооператоров, в которой представлено несколько отличных книг по композиции: Брюс Блок «Визуальное повествование», Сергей Медынский «Компонуем кинокадр» и Питер Уорд «Композиция кадра в кино и на телевидении».

О. Л. Голубева

Основы композиции

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений высшего и среднего художественного образования, изучающих курс «Основы композиции»

Москва 2001 «Изобразительное искусство»

Федеральная программа книгоиздания России

Рецензент: доктор искусствоведения Н.К. Соловьев

Одним из основных изобразительных средств выражения художественного образа является форма. Как считал Клее, ее рождение происходит из точки, которая при движении дает линию. Смещение линии строит плоскость, встреча плоскостей образует тело. Это утверждение можно наглядно продемонстрировать, используя в процессе обучения компьютер.

Точка, линия, пятно – все это элементы организации плоскостной композиции. В зависимости от конфигурации линия и пятно воздействуют на зрителя. Этот процесс происходит на ассоциативном и интуитивном уровнях, а также на уровне памяти. Существует и чисто физическое восприятие формы человеком. Рядом с огромным, активным пятном на стене мы начинаем ощущать дискомфорт. Чем богаче духовный мир зрителя, выше его культурный уровень, тем красочнее и разнообразнее палитра его сопереживаний с художником, создателем формы.

1* Костин В.И, К.С.Петров -Водкин. М„ 1966. С. 48.

СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

Разберем четыре варианта простейших форм пятна. На самом деле их существует гораздо больше, но все они могут быть отнесены к этим четырем основным.

Квадрат. Законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы. При определенных условиях – тяжелая форма, которой чуждо движение, тем более «полет».

Треугольник. Активная форма, развивающаяся на плоскости и в пространстве, несущая в себе потенциальные возможности движения. Может выражать или вызывать агрессивные образы. В положении вершиной вверх она устойчива, вершиной вниз – сверхнеустойчива. В этой форме явно выражена борьба противоположностей, что в свою очередь необходимо для создания вполне конкретных образов.

Основы композиции. Голубева О.Л.

М.: 2004. - 120 с.

В данной книге сделана попытка в доступной форме рассмотреть основы композиции, следуя авторской методике преподавания дисциплины. Этот разговор немыслим без конкретных примеров и анализа классических произведений искусства. Автор убежден, что обучение основам композиции базируется на глубоком знании и осмыслении творческого опыта, накопленного человечеством в области культуры. Предложенная книга является итогом двадцатилетней педагогической деятельности и предназначена для использования в процессе обучения преподавателями и студентами художественных учебных заведений. Она также дает читателю возможность самостоятельного освоения основ композиции. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений высшего и среднего художественного образования, изучающих курс «Основы композиции».

Формат: pdf

Размер: 10,1 Мб

Скачать: yandex.disk

Формат: doc

Размер: 3 ,6 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 4
Художественный образ 6
Средства выражения художественного образа 8
Форма 8
Цвет 18
Фактура 32
Восприятие формы на плоскости 38
Организация композиции 44
Законы композиции 47
Равновесие 47
Единство и соподчинение. Композиционный центр 55
Средства гармонизации композиции 64
Ритм 65
Контраст, нюанс, тождество 71
Пропорции 76
Масштаб 85
Виды композиции 90
Фронтальная композиция 91
Объемная композиция 96
Глубинно-пространственная композиция 106
Заключение 116
Рекомендуемая литература 117

Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными для художников, архитекторов, музыкантов, то есть всех тех, кто занимается творчеством.
Знание основ композиции, влияющее на развитие творческой личности, должно закладываться еще в детстве. Оно формирует элементарную грамотность восприятия произведений искусства. А ведь «человеку необходимо искусство, то есть бескорыстная, облагораживающая душу страсть» (Ле Корбюзье). Его роль в формировании личности очень важна. Не только труд, но и искусство создает человека. Когда оно отходит на второй план, общество не развивается, а деградирует.
В данной книге сделана попытка в доступной форме рассмотреть основы композиции, следуя авторской методике преподавания дисциплины. Этот разговор немыслим без конкретных примеров и анализа классических произведений искусства. Автор убежден, что обучение основам композиции базируется на глубоком знании и осмыслении творческого опыта, накопленного человечеством в области культуры. Предложенная книга является итогом двадцатилетней педагогической деятельности и предназначена для использования в процессе обучения преподавателями и студентами художественных учебных заведений. Она также дает читателю возможность самостоятельного освоения основ композиции.

Федеральное агентство по образованию РФ Омский государственный институт сервиса Кафедра дизайна, рисунка и живописи

М. С. Михальченко Э. В. Васильева Т. Н. Моисеева

Основы композиции в дизайне среды

Учебное пособие

УДК 000. 00 М 69

Михальченко, М.С.

Основы композиции в дизайне среды: учебное пособие / М. С. Михальченко, Э. В. Васильева, Т. Н. Моисеева – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2007. – с.

Цель данного пособия – систематизировать теоретический материал по основам композиции в дизайне среды.

Учебное пособие раскрывает вопросы композиционного мышления. Устанавливает единую систему терминов. Дается понятие основных категорий композиции. Рассматривает различные виды композиций (раппортную, монокомпозицию), способы формообразования, характер выразительных средств и приемов. В первой части рассматриваются специфика формальной композиции, во второй – особенности стилизации и построения объемнопространственных структур.

Пособие разработано в соответствии с действующей рабочей программой. Изложенный в программе материал соответствует требованиям Государственного стандарта по дисциплине «Основы композиции в дизайне среды» для студентов специальности 052400 «Дизайн».

Данное пособие предназначено для студентов I курса, обучающихся по специальности 052400 «Дизайн», специализации 052403 «Дизайн среды».

Учебное пособие написали: М. С. Михальченко – глава 17, Э. В. Васильева – введение, главы 1-9, приложения 1-9, словарь терминов, заключение, Т. Н. Моисеева – предисловие, главы 10-16, приложения 10-16, предметноалфавитный указатель.

Библиогр.: 22 назв. Рис. . Табл. 7. Прил.16. Предм. Указ.

Рецензент секретарь СД России по Сибирскому Федеральному округу, председатель правления ОО СД России, член СД России Н. И. Ярох

Ответственный за выпуск зав. кафедрой «ДРЖ», профессор М. С. Михальченко

© Омский государственный институт сервиса, 2006

Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Глава 1. Особенности построения курса по дисциплине «Основы композиции в дизайне среды». Роль дизайнера в искусстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 Глава 2. Понятие композиции. Виды и специфика композиционной организа-

ции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Глава 3. Организация формальной композиции на основе образно-ассоциати-

вного мышления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Глава 4. Средства и законы в формальной композиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 Глава 5. Ритм. Соотношение элементов формальной композиции по принци-

пам, нюанс, тождество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Глава 6. Взаимосвязь пространства и элементов в композиции. . . . . . . . . . . . 29

Глава 7. Орнаментальная композиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 7.1. Понятие метричности, мотива, раппорта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 7.2. Виды орнамента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36 7.3. Принцип композиционной структуры орнамента. . . . . . . . . . . . . . . . 37

Глава 8. Визуальное восприятие формы. Выразительные графические средства в зрительных иллюзиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 8.1. Зрительное восприятие формы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43 8.2. Восприятие точки, линии на плоскости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 8.3. Виды оптических иллюзий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44 8.4. Формообразование в модульной форме. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 8.5. Выразительные графические средства в зрительных иллюзиях. . . . .46

Глава 9. Творческие источники дизайна. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 Глава 10. Стилизация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 10.1. Понятие «Стилизация» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56

10.2. Отличие стилизации от стилевых направлений. . . . . . . . . . . . . . . . .57 10.3. Стилизация объектов природного и предметного мира по собствен-

ному или заданному свойству. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60

Глава 11. Приёмы художественного обобщения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64 11.1. Способы обобщения и трансформации формы. . . . . . . . . . . . . . . . . 64

11.2. Образно-ассоциативное мышление. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69 11.3. Аллегория и метафора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 Глава 12. Знак, символ, пиктограмма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75

12.1. Общие закономерности и различия в построении: знак, символ, пик-

тограмма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75 12.2. Знак иконический. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 12.3. Знак-индекс. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 12.4. Композиция знака. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 12.5. Технология нанесения знаков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83

12.6. Психофизиологические характеристики знаков. . . . . . . . . . . . . . . . .86 Глава 13. Объёмно-пространственная композиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89

13.1. Принципы структуры объёмно-пространственной композиции в графическом изображении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89

13.2. Понятие об основных видах объёмно-пространственной компози-

ции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94

13.3. Визуальное выражение физических свойств условного материала.96 Глава 14. Композиция серии графических листов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 14.1. Организация серии графических листов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .100 14.1.1. Понятие: «серия графических листов» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101 14.1.2. Восприятие серии графических листов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 14.1.3. Пространство в серии графических листов. . . . . . . . . . . . . . . . . .102 14.1.4. Категория времени в серии графических листов. . . . . . . . . . . . . 104 14.1.5. Развитие темы в серии графических листов. . . . . . . . . . . . . . . . . 105 14.2. Композиционный строй серии графических листов. . . . . . . . . . . . 107 14.2.1. Пропорциональные отношения в серии. . . . . . . . . . . . . . . . . .107 14.2.2. Выявление акцента. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109

Глава 15. Принципы построения двухфигурной композиции. . . . . . . . . . . . . 111 15.1. Понятие многофигурная композиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 15.2. Размещение элементов многофигурной композиции на плоскос-

ти. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112

15.3. Плановость в многофигурной композиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113 15.4. Взаимосвязь объектов в многофигурной композиции. . . . . . . . . . .115 15.5. Плановость цвета в многофигурной композиции. . . . . . . . . . . . . . 116

Глава 16. Монокомпозиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119

16.1. Принципы организации системы «монокомпозиция» . . . . . . . . . . .119 16.2. Способы ритмического объединения элементов. . . . . . . . . . . . . . . 123 16.3.Организация композиционного центра, или доминанты. . . . . . . . . 124 16.4. Построение монокомпозиции «Натюрморт» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 Глава 17. Обобщение информации о принципах построения различных видов композиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132

17.1. Композиция в контексте историко-художественного процесса. . .132

17.2. Функция композиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137 17.3. Способы мышления в композиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 138 17.4. Категории композиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140

17.5. Контрольная работа по ассоциативным девизам с применением законов построения формальной композиции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .147 ПРИЛОЖНИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .148 Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148 Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 Приложение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 Приложение 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 Приложение 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 Приложение 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 Приложение 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154 Приложение 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155

Приложение 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 Приложение 10. Стилизация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157

Приложение 11. Знак, символ, пиктограмма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 Приложение 12. Объемно-пространственная композиция. . . . . . . . . . . . . . . .160 Приложение 13. Серия графических листов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 Приложение 14. Двухфигурная композиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166

Приложение 15. Монокомпозиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169 Приложение 16. Контрольная работа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .171 Словарь терминов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172 Предметно-алфавитный указатель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174

Предисловие

Цель данного пособия – изложить теоретический материал лекционного курса по дисциплине «Основы композиции в дизайне среды». Пособие разработано в соответствии с действующей рабочей программой. Изложенный в программе материал соответствует требованиям Государственного стандарта по дисциплине «Основы композиции в дизайне среды» для студентов специальности 052400 «Дизайн». Может быть использовано студентами для подготовки к занятиям.

Пособие предназначено для студентов I курса, специальности 052400 «Дизайн», специализации 052403 «Дизайн среды» дневной формы обучения. Теоретический курс «Основы композиции в дизайне среды» является пропедевтической дисциплиной. Она предполагает систематическое изложение предмета в сжатой и элементарной форме, дающее представление о нём в целом.

Учебное пособие раскрывает проблемы композиционного мышления. Устанавливает единую систему терминов, дает понятие основных категорий композиции. Подвергает анализу различные виды композиций (раппортную, монокомпозицию), способы формообразования, характер выразительных средств и приемов. В первой части рассматриваются специфика формальной композиции, во второй – особенности стилизации и построения объемнопространственных структур.

Данное издание систематизирует и обобщает разрозненную информацию о композиции, её закономерностях, приемах, средствах выражения и гармонизации. Подняты актуальные проблемы для художников-дизайнеров, архитекторов – проблемы организации пространства, поиска творческого источника.

Пособие написано на основе многолетнего опыта преподавания дисциплины, а также теоретической базы и арсенала методик преподавания, вобравших в себя совокупный опыт с момента возникновения школ дизайна до сегодняшнего дня. Особенностью данного издания, является его тесная связь с программой практического курса «Основы композиции в дизайне среды», полный охват и освещение вопросов, решаемых в ходе практических занятий и подготовки к ним.

Теоретический материал представлен в семнадцати главах, которые в свою очередь, имеют подразделы. В конце каждой главы даны контрольные вопросы и задания для практического выполнения. В целях большей наглядности и систематизации информации, тексты снабжены таблицами и иллюстративным материалом, помещенным в приложении – схемы, рисунки. Пособие проиллюстрировано учебными работами студентов Омского Государственного Института Сервиса, специализации «Дизайн среды», выполненные в ходе практических занятий под руководством авторов данного издания. Пособие содержит библиографический список рекомендуемой литературы, словарь терминов и алфавитно-предметный указатель, в котором указаны основные

Учебное пособие написали: М. С. Михальченко – глава 17, Э. В. Васильева – введение, главы 1-9, заключение, словарь терминов, Т. Н. Моисеева – предисловие, главы 10-16, предметно-алфавитный указатель.

Моисеева Т. Н.

Введение

Курс дисциплины «Основы композиции в дизайне среды» предназначен для освоения студентами основных закономерностей формальной композиции. Программа ориентированна на развитие у студентов навыков владения художественно-образным языком, что позволит им в дальнейшем успешно решать творческие задачи в процессе дизайнерской деятельности. Изучение данного курса имеет межпредметные связи со специальными дисциплинами. На формирование умения свободно пользоваться законами композиции влияют профессиональные навыки, приобретенные на занятиях рисунком и живописью. Использование различных выразительных графических средств (тушь, гуашь, акварель, карандаш, цветная бумага) позволит создать авторские образно-ассоциативные композиции. Курс дисциплины построен на последовательном усложнении композиционных и графических задач, что помогает освоить основы формообразования пространственной и предметной среды.

Целью дисциплины является развитие творческих способностей и образного мышления студентов в области средового дизайна. Цель обуславливает постановку ряда конкретных задач, определяет структуру работы:

заложить основы формообразования пространственной и предметной среды;

научить создавать гармоничные формы, объемы, объем и пространство посредством графики и цвета;

грамотно применять знания стилизации и трансформации различных объектов при создании пространственной среды;

обучить методик и организации творческого процесса;

на основе анализа учебно-экспериментальных работ научить определять набор последовательных действий в зависимости от проектных задач.

«Основы композиции в дизайне среды» является базовой дисциплиной и предполагает углубленное изучение основ композиции на основе самостоятельного изучения учебно-методической литературы и выполнения рекомендуемых в процессе обучения практических заданий.

Особенности построения курса по дисциплине «Основы композиции в дизайне среды»

Роль дизайнера в искусстве

Дисциплина «Основы композиции в дизайне среды» является исходной базой для формирования целостной системы знаний о законах художественно-композиционного творчества в области дизайна и практического развития профессионального чувства композиции у будущего дизайнера.

Цель композиции в дизайне – создание утилитарной формы, имеющей эстетическую ценность. Дизайнер должен обладать способностью формировать образные представления, преобразовывать сложные явления действительности, осуществлять синтез образного

и логического. Результатом творческого процесса является произведение, форма выражения которого может быть разнообразной. Но любое произведение будет представлять художественную ценность, если оно создано по законам гармонии и несет в себе художественный образ.

По словарю С. И. Ожегова художественный образ – это способ

и форма освоения действительности в искусстве, характеризуется неразделимым единством чувств и смысловых моментов [ 16 , с. 432]. Художественный образ – это выражение творцом своего внутреннего состояния, ощущения, личностного видения мира. В художественном образе происходит слияние и взаимопроникновение конкретного и абстрактного, частного и общего, рационального и эмоционального, необходимого и случайного, элементов и целого.

Решая различные проектные задачи, будущие специалистыдизайнеры должны научиться устанавливать меру значимости разнообразных формообразующих факторов композиции. Определение композиции исходит из того, что она главная форма произведения искусства и связана не только с задачей оформлять содержание, а так же со спецификой данного вида искусства, с его специфическими средствами и ограничениями. Структуру основ композиции дизайна среды составляют средства и законы гармонизации. Выразительность авторской идеи зависит от выбранных категорий композиции таких, как ритм, композиционный центр, контраст, тождество, статика, динамика, соподчиненность и т. д. Главные результаты в процессе обучения зависят от реально развитых способностей

студента. Будущие дизайнеры должны на собственном опыте убедиться в том, что без определенной системы невозможно создать целостное художественное произведение. Для решения поставленной учебной задачи необходимо глубокое проникновение в суть таких базовых понятий, как силовые линии, силовое поле, композиционная активность и ее направленность, доминанта, пространственная связь элементов в композиции на плоскости и др. На протяжении всей работы над заданиями по композиции важно свести до минимума вероятность субъективизма, сугубо личностных предпочтений и образных стереотипов. В общем виде творчество можно характеризовать, как процесс создания чего-то нового, ранее не существовавшего или неизвестного. Процесс обучения должен быть направлен на формирование способности к творчеству.

В процессе выполнения композиционных работ важно соединить момент эксперимента и собственную творческую идею. По словарю, идея – представление, отражающая обобщение опыта и выражающая отношение к действительности, основная, главная мысль, определяющая содержание художественного произведения . Условно выделяется, как идейный вывод, «жизненный урок», естественно вытекающий из целого постижения произведения. Чувственный процесс бытия произведения сам аккумулирует время в момент становления. Так эксперимент из движущего процесса превращается в саморазвивающийся процесс. Случайное пятно, линия, элемент могут привести к новой изобразительной версии. Важно формирование у студента навыка восприятия абстрактной формы не как вспомогательного инструмента при изображении чего- либо, а как самого предмета изображения. Желание повторить случай превращает его в художественный прием, творческий метод, становится стилевой характеристикой в творческой манере художника. В ходе обучения для экспериментальных поисковых композиций важен высокий уровень владения художественным материалом и передача с его помощью форм с различной характеристикой. В процессе работы студент осваивает «вялые», «агрессивные», «решительные» линии, «пушистые», «злые», «сонные» пятна, «изящные», «звонкие», «колючие» формы, которые начинают приобретать в композиции неизобразительных форм самостоятельную ценность, систематическая последовательность изучения композиционной грамоты, возможностей графического материала, экспериментальных вариантов приводит к целостности и гармонии образноассоциативной формы художественного произведения . В основу

методики практических заданий по композиции лежит принцип «от общего к частному».

В целом, дизайн-деятельность представляет логическую триаду: осознать – прочувствовать – выразить. Современный дизайнер должен обладать профессиональной интуицией, которая развивается в процессе обучения. Конечный результат работы по данной дисциплине – это взаимосвязь чувствования и практического умения. Особенности построения курса сводятся к:

выполнению большого количества кратковременных и упрощенных упражнений, дающих возможность ознакомиться с приемами композиционной организации, познать отдельные ее закономерности, приобрести начальные навыки в использовании ху- дожественно-графических средств в решении композиционных задач;

разделению в работе над формальной композицией на отдельные задания по образноассоциативным девизам, графическим приемам, законам и средствам гармонизации композиции;

возможности обсуждения результатов промежуточных стадий работы, сравнения творческих эскизов с другими авторами, выявлению лидеров, постоянного и продуктивного диалога студента с преподавателем;

способности в ясной логичной форме построить композиционное произведение, созвучное своему времени, определить состав необходимых изобразительно-художественных средств, представить чистовой результат работы в яркой целостной художественной форме. Владение средствами композиции, доведенное до профессионального уровня, открывает путь к виртуозному исполнению дизайнерских задач.

Процесс художественно-композиционной подготовки сложен и неоднозначен. В этом процессе формируется и развивается творческая индивидуальность дизайнера, который должен развивать ху- дожественно-проектное мышление, владеть средствами формальнокомпозиционной выразительности в связи с возрастающей ролью дизайна в обществе.

Свою историю слово «дизайн» берет от итальянского «desegno»

- понятие, которым в эпоху Возрождения обозначали проекты, рисунки, а так же лежащие в основе работы идеи. Сегодня дизайн – это комплексная, междисциплинарная, проектно-художественная деятельность, интегрирующая технические, гуманитарные знания,