Биографии Характеристики Анализ

Поэма "василий теркин" - энциклопедия великой войны. Cочинение «В чём состоит правда о Великой Отечественной войне, представленная в поэме "Василий Тёркин"

А. Т. Твардовский написал выдающееся произведение о войне - поэму «Василий Теркин».

Литературный герой Твардовского заслужил по праву, чтобы ему поставили памятник. Ведь вместе с ним памятник получают и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть или послушать музыку на привале.

Кем же был Василий Теркин? Простым бойцом, каких очень часто можно встретить на войне. Сам Твардовский говорит о нем:

Теркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой.

Он обыкновенный.

Произведение Александра Трифоновича написано легким, образным, народным языком. Стихи его так и запоминаются сами. Автор предлагает:

Словом, книгу с середины

И начнем. А там пойдет.

А он не унывает. Живет и радуется жизни. Сегодня этого качества так не хватает многим людям. Теркин не может не радовать своим жизнелюбием. Ведь он

В кухне - с места, с места - в бой.

Курит, ест и пьет со смаком

На позиции любой.

Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. Но вот вынужденная стоянка, «а мороз - ни стать, ни сесть...». И Теркин заиграл на чужой гармони.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Теркин - душа солдатской компании. Недаром товарищи так любят слушать его то шутливые, а то очень серьезные рассказы. Вот они лежат в болотах, где «перемокшая» пехота мечтает уже даже о том, «хоть бы смерть, да на сухом ». А Теркин усмехается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что, пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там - вся Россия!

Такой уж в нем был талант. Такой талант, что, лежа в сырости, засмеялись товарищи, легче им стало.

В главе «Теркин - Теркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой. Таких героев на дорогах войны можно было встретить множество.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

Настоящие бойцы, такие, как Теркин, не боятся смерти, не боятся риска. Они сражаются за Родину и совершают подвиги, не думая о награде, а «ради жизни на земле».

Василий Теркин стал одним из любимых литературных героев многих читателей. В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.

Мать-земля родная наша,

Вариант 4: 25.02.2012: 21.41

Вариант 1 2012: 25.02.2012: 21.41

Вариант 6: 25.02.2012: 21.38 Картина войны в поэме А. Твардовского «Василий Теркин»

Поэма А. Т. Твардовского "Василий Теркин- произведение выдающееся. И содержание его, и форма по-настоящему народны. Поэма стала одним из самых значительных произведений о Великой Отечественной войне. На первый взгляд может показаться, что "Василий Теркин- просто ряд эпизодов из жизни одного бойца. Но, внимательно прочитав и осмыслив всю поэму, читатель получает достаточно полное представление о ходе войны - от отступления в 1941 году до великой победы.

Война - это голод и холод, смерть, самопожертвование, героизм, терпение, глубокая боль за объятую огнем родину. Все это можно увидеть в поэме Твардовского. Поэт нарисовал впечатляющие картины военных лет. На войне "жить без пищи можно сутки, можно больше, и все эти тяготы нужно выносить терпеливо и достойно. Нужно быть каждый день готовым к смерти.

Яркая картина создана поэтом в главе "Перед боем. На пути следования бойцов оказывается родная деревня командира, и сжимается его сердце от тоски. Пробираться в родной дом ему приходится "вдоль стены, потому что вокруг война, немцы.

Забежал, поспал урывком,

Догоняй опять войну...

Так Твардовский описывает эту короткую побывку. Некогда насладиться бойцу радостью короткой встречи, а для жены его этот праздник "горький, грустный, потому что жалкие часы, если не минуты отведены ей для свидания с самым близким человеком и, быть может, эта их встреча последняя. Горько уходить командиру из родного дома, потому что "может, нынче в эту хату немцы с ружьями войдут.

С великим уважением говорит поэт о простой русской женщине, вынесшей на своих плечах в годы войны огромные страдания, и ей поэт отдает земной поклон.

Последние крохи отдают хозяйки солдату, зашедшему в их дом по пути к победе. Он для них не чужой, он родной, потому что, как и тысячи других, идет отдавать свою жизнь за Отечество.

В главе "ГенералТвардовский показывает единство простого сол и генерала. Война стала для них общей бедой, одно горе разлучило их с родным домом. Война объединяет и семьи:

Нынче жены все добры,

Беззаветны вдосталь,

Даже те, что до поры

Были ведьмы просто.

Любовь укрепляет в бойцах стремление к победе, ведь "любовь жены... на войне сильней войны и, быть может, смерти.

Трагическую, типичную картину рисует поэт в главе "Про сол-сироту. Герой этого эпизода, проходя мимо родных мест, не узнает родной деревни Красный Мост, не находит родного дома:

Ни окошка нет, ни хаты,

Ни хозяйки, хоть женатый,

Ни сынка, а был, ребята...

Плакал обо всем этом солдат, а о нем самом плакать было уже некому.

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

О смерти поэт говорит легко, потому что смерть эта во имя Родины: "страшный бой идет кровавый, смертный бой не ради славы,- ради жизни на земле. Гибнут солдаты при переправе, гибнут в неравных боях с немцем, но все же доходят до Берлина.

Твардовский, Сочинение

Когда перелистывает ь последнюю страницу поэмы А. Т. Твардовского "Василий Теркин", в глаза бросаются годы ее написания - 1941-1945. То есть Твардовский писал свое произведение не по воспоминаниям, а, если можно так выразиться, "но свежим следам". Он переживал войну вместе со своим героем. Более того, вряд ли автор в процессе создания поэмы знал, что станет с его героем завтра. Задуманный как образ простого, - может быть, даже лучше сказать простоватого, - русского парня, в котором сочетаются героизм и юмор, Василий Теркин перерос границы писательского замысла. Он стал жить самостоятельной жизнью, как любой другой участник войны. "На войне сюжета нету", как сказал Твардовский, так же и в поэме нет четко прослеживаемой сюжетной линии. Поэма строится в форме дневника, хроники жизни одного человека. Короткие эпизоды часто объединены лишь главным героем, если смотреть поверхностно. Но на самом деле "Василий Теркин" имеет достаточно стройный сюжет, сюжет жизни на войне. Также важно, что у поэмы нет ни начала, ни конца. Автор это особенно подчеркивает. Такое построение им позволяет не следить за развитием действия, а просто погрузиться на время в реальность, созданную авторским вдохновением.

Твардовский показал нам войну со всех ее сторон. Она может быть неприглядной, страшной, черной. Но даже и в самом пекле есть место шуткам, песням, музыке, смеху. Не могут без этого жить люди. Твардовский подчеркивает, что в русских солдатах серьезность, сосредоточенность, готовность рискнуть собой сочетаются с упорством, бесшабашностью, чувством юмора. Может быть, именно это помогало им стойко переносить тяготы войны.

Обширная картина войны возникает в представлении читателя, создаваясь из мелких сцен, эпизодов, деталей. Солдатские будни и солдатский досуг - всему этому есть место в поэме.

Вот, например, глава "Переправа", которую издают иногда даже отдельно от поэмы. Ночь, ледяная вода, внезапно прорезающий тьму свет прожекторов: перед читателем картина, набросанная весьма скупыми штрихами, но вполне представимая. Это лишь один из эпизодов, где Твардовский показывает неприкрытое лицо войны, ее страшный оскал.

В поэме не один раз встречается описание боев, но самое неизгладимое впечатлеиие производит глава "Поединок". Теркин один на один, без оружия, сражается с немцем. Для того чтобы усилить различие между двумя солдатами, русским и немецким, поэт представляет немца довольно отталкивающим существом. По большому счету здесь сошлись не два отдельных солдата» а две враждующие стороны, поэтому эпизод приобретает общенародные масштабы. Теркин дерется с немцем ожесточенно и самоотверженно, причем особенно нужно обратить внимание на то, что поединок происходит один на один, их никто не видит. В такой ситуации нет смысла показывать свою удаль, проявлять показной героизм. Теркин дерется, потому что видит в этом свой священный долг:

Не затем на смерть идешь,

Чтобы кто-нибудь увидел.

Хорошо б. А нет - ну что ж...

Не все, конечно, выживали даже в госпиталях. Кто-то умирал на руках у врачей, кто-то - прямо на поле боя, не успев проститься с родными. Письма домой продолжали идти, а человека уже не было в живых. Это война, у нее свои законы. Об этом пишет Твардовский в главе "Смерть и воин". Умирающий солдат разговаривает со склонившейся к нему Смертью, прося ее позволить ему хотя бы последний раз побывать на Родине, увидеть родных или:

... Смерть, а Смерть, еще мне там

Дашь сказать одно словечко?

Полсловечка?

Нет, не дам...

Теркин выжил в тот раз. Но ведь были миллионы людей, умолявшие смерть подарить им хотя бы еще немного времени. Смерть неумолима, она не отмеряет время своим жертвам. Разве легко умирать молодым? Полушутя пишет об этом Твардовский: не хочется умирать летом, в жару, или осенью, в слякоть, или зимой, в стужу. Но как же тяжело умирать весной, когда вся природа возрождается и зовет к жизни!

Редко, но и у солдата бывают "выходные". Солдаты любят хорошо поесть, поболтать на мирные темы, забыв, где находятся, любят попариться в баньке и спеть, любят сплясать под гармонь. Не против иногда и пропустить стаканчик-другой спирта. Солдат весел иногда и перед лицом самой страшной опасности. Он знает, что каждая секунда может стать последней, и все же смеется. Смеется назло врагам, назло смерти.

Сразу чувствуется, если человек пишет о том, что пережил сам, о том, что увидел и прочувствовал. В таких произведениях слышится правда. К числу подобных книг принадлежит и "Василий Теркин". Эта поэма - не только лишь о войне. Она о родной земле, где местечко Борки на болоте так же ценно, как сама столица. Она о миллионах Теркиных, совершивших подвиги или просто выполнивших свой священный долг. Она о том, как умеет сплачиваться русский народ в годы испытаний. Поэтому и можно с полным правом назвать "Василия Теркина" энциклопедией войны.

План ОТВЕТА

1. Замысел поэмы «Василий Тёркин».

2. Поэма - энциклопедия Великой Отечественной.

3. Образ бойца Василия Тёркина.

4. «Ради жизни на земле».

1.. Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» - это высочайшее достижение поэтического мастерства, проявление гражданской позиции, понимание сути русского национального характера. «Какая свобода...» - сказал об этой книге И. А. Бунин. Это самозабвенный порыв сказать правду о войне, обо всем, что она принесла с собой, что открыла, о чем заставила задуматься:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка -

Без чего? Без правды сущей

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

2. Поэму «Василий Тёркин» можно назвать энциклопедией Великой Отечественной войны. «Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный быт, тут сама жизнь, где рядом и героические подвиги, и обыденные поступки; тут и раздумье поэта, где переплелись и народная мудрость, и лукавая прибаутка, и глубокая мысль. Тут, наконец, рядом, казалось бы, несовместимое - кровь и слезы, шутка и смех. Все это написано простым и при этом ярким, образным языком» (Ю. Г. Разумовский).

3. «Василий Тёркин - лицо вымышленное от начала и до конца, плод воображения... И хотя черты, выраженные в нем, были наблюдаемы мною у многих живых людей - нельзя ни одного из этих людей назвать прототипом Тёркина...» - писал поэт. Глава «Переправа» во многом отразила пережитое поэтом еще во время финской войны, а «Перед боем» - впечатления горестного отступления наших войск «во глубину России»: «То была печаль большая, как брели мы на восток». Страшная картина гибели «наших стриженых ребят» настраивала солдат на осознание трудности борьбы с ненавистным врагом, на ратный подвиг, на горечь потерь в этой войне:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда...

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, -

Ни приметы, ни следа...

В момент отступления наших войск в 42-м поэт не упрекал, а восславлял солдата - подлинного героя и мученика войны, расплачивавшегося на фронте не только за собственные промахи, неопытность, неумелость, но и за все просчеты и ошибки, допущенные перед началом и в ходе войны высшими чинами и их окружением:

Худой, голодный,

Потерявший связь и часть,

Шел поротно и повзводно,

И компанией свободной,

И один как перст подчас.

Шел он, серый, бородатый,

И, цепляясь за порог,


Заходил в любую хату,

Словно чем-то виноватый

Перед ней, а что он мог?

Описывая будни и сражения, автор показывает героя в разных ситуациях, подчеркивая его смекалку, находчивость, задор, смелость, умение не унывать в трудную минуту жизни, своим оптимизмом зажечь других. Проплыв в ледяной воде с рапортом, «ни зубами, ни губами не работает», он, чуть оправившись, тут же с юмором говорит:

Доктор, доктор, а нельзя ли

Изнутри погреться мне,

Чтоб не все на кожу тратить?..

О скромности Тёркина поэт говорит в главе «О награде»:

- Нет, ребята, я не гордый.

Не заглядывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

Задушевность, непосредственность Тёркина раскрывается автором в главе «Гармонь»:

Только взял боец трехрядку,

Сразу видно, гармонист.

Для начала, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз...

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Встреча Тёркина со старым солдатом располагает к нему старика, который вспоминает свои бои, свое поколение и вместе с героем рассуждает о войне нынешней:

И сидят они по-братски

За столом плечо в плечо.

Разговор ведут солдатский,

Дружно спорят, горячо...

Отвечай: побьем мы немца

Или, может, не побьем?..

………………………………………..

Он вздохнул у самой двери

И сказал:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Тёркин,

Подружились мы с тобой.

Но еще не знал я, право,

Что с печатного столбца

Всем придешься ты по нраву,

А иным войдешь в сердца.

И действительно, Тёркин стал близок каждому солдату, сражающемуся на войне. Твардовский получал много писем от них с «подсказками»: «А вот бы еще отразить то-то и то-то...» Всем хотелось продолжения, всем хотелось, чтобы Тёркин не погиб, дожил до победы:

Праздник близок, мать-Россия,

Оберни на запад взгляд:

Далеко ушел Василий,

Вася Тёркин, твой солдат.

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег, -

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек...

4. И шел по дорогам этой войны простой русский солдат - Иванов, Петров, Сидоров - он же - Тёркин, чтобы прийти к той долгожданной цели, которая звалась Ее величество - Победа:

Переправа, переправа...

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый,

Смертный бой, не ради славы -

Ради жизни на земле.

Фигура Александра Трифоновича Твардовского значительна для современной русской литературы XX в. Свою поэму «Василий Теркин» он писал всю войну. И она запечатлела все, что происходило в те страшные и суровые годы, стала своеобразной летописью.

Поэма Твардовского включает опыт поэзии XIX и XX вв. Константин Симонов высоко оценил поэму: «Написать так, как написано, это никому из нас не дано». Главный герой поэмы - образ собирательный, вымышленный, вобравший в себя черты русского воина и человека. Теркин воплотил в себе еще и идею народного духа, его стремление к победе, несмотря ни на что. Каждая глава в поэме - это отдельный эпизод войны, а всего их три. Твардовский писал поэму таким образом, чтобы каждую ее часть могли прочитать в любом месте как отдельную историю. Все главы поэмы начинаются лирическим отступлением. Поэт напрямую обращается к своим читателям и этим делает их участниками событий. Объединяет всю поэму образ главного героя, Василия Теркина. Писалась поэма для простых солдат, которые отдавали свои жизни войне.

Поэма «Василий Теркин» - это «Книга про бойца», про обыкновенного русского солдата, идущем трудными дорогами войны. Поэт подчеркивает, что Теркин - один из многих, такой же, как все: Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе...
Но ведь именно такие простые солдаты и несли на себе весь груз войны. Поэтому образ ВасилВ Теркина был близок каждому, кто читал поэму.

Его фамилия сближается со словом «тертый»: он «жизнью тертый человек», «битый, тертый». Это боец, с которым автор подружился еще во время советско-финляндской войны. За саоЯ двадцать пять лет герой изведал «все худое», но остался «жив-здоров, бодрей, чем прежде». Он «сердцем щедрым наделен», и потому «горечь бедствий и потерь» оказывается ему нипочем, закаляется характер, проявляя его лучшие свойства. Это обобщенный образ русского «работника» - мужика- в крестьянина и солдата.

События поэмы развиваются на фронте, и это значимо, потому что Твардовскому важно ответил на вопрос: как победить? Это произведение вобрало в себя все: героизм, патриотизм и гуманизм. Любая война - это гибель людей, и для Теркина это суровая реальность. Он «принимает все, как есть». Его девиз - не унывать ни при каких обстоятельствах. Теркин просто выполняет свой долг, свою тяжкую работу. Война для него - необходимость, поставленная временем трудная «задача». Чтобы выполнить ее, герой проявляет героизм, сметливость и самоотверженность.

В главе «Переправа» Теркин с риском для жизни переплывает в ледяной воде реку, чтобы сообщить о переправе на другой берег своего взвода. Он выходит победителем из поединка с вражеским самолетом. Стойко переносит он все трудности войны. Он «парень хоть куда», «герой героем». Но в то же время он и мастер на все руки: может починить часы, заточить пилу, справиться с мировой «бедой-разрухой». У него и ранение, и контузия, пережил он смерть товарищей. Все это не забыто, «да не время вспоминать». Жизнь на войне продолжается, и пока человек жив, в ней есть место и прибаутке, и песне, и музыке.

Танкисты отдают Теркину гармонь своего погибшею товарища, признавая, что жизнь не стоит на месте, не кончается со смертью друга. Сам Теркин считает, что если «застигнет смертный час», то главной мыслью будет мысль о том, что напишут про них после, как вспомнят о них дети, внуки, «страна-держава». Но когда смерть приходит за ним, он шутит и просит дать ему время дожить до победы. - Яне худший и не лучший, Что погибну на войне. Но в конце ее, послушай, Дашь ты на день отпуск мне? Дашь ты мне в тот день последний, В праздник славы мировой,. Услыхать салют победный, Что раздастся над Москвой?

А потом просто гонит от себя смерть: «Прогоните эту бабу, я солдат еще живой».
Достоинства русской натуры выявляются в час тяжелых испытаний. Теркин ощущает себя частицей России, для него это не просто страна, а «мать-старуха», за которую он несет «ответ» перед всем миром:

Бой идет не ради славы - Ради жизни на земле-
Мысли героя часто возвращаются к мирной жизни. Он чувствует, что «от окопов пахнет пашней», бой напоминает ему полевую «страду». Но поля пусты, земля изрыта воронками, «мирные края» пахнут «орудийным...дымом». Теркин остро чувствует разрушительную силу войны, но не падает духом. Он верит в торжество добра и справедливости и старается передать эту веру окружающим. Он становится дорог читателям, понятен и близок каждому бойцу, как воплощение положительного национального героя:

То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег - В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек...

В 1954 г. поэма получает своеобразное продолжение. Твардовский пишет «Василий Теркин на том свете». Эта поэма сатирическая, а потому принципиально отличается от предыдущей. Поэт пишет о послевоенном времени, когда бюрократическая машина не давала жить победившим в Великой Отечественной войне. Фашизм уничтожили, а внутреннего врага - бюрократизм - победить оказалось труднее... И снова Василий Теркин выступает как национальный герой.«Василий Теркин на том свете» стала своеобразным всплеском боли поэта за русский народ-Победитель. Война и ее последствия оставили глубокий след в душе Твардовского.

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они - кто старше, кто моложе - Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь-
Речь не о том, но все же, все же, все же...