Биографии Характеристики Анализ

Предпосылки и основные этапы гражданской войны во Франции. «Гражданская война во Франции

Значение слова "«Гражданская война во Франции»"

«Гражданская война во Франции», произведение К. Маркса, в котором на основе глубокого анализа и обобщения опыта Парижской Коммуны 1871 развивается учение о государстве и диктатуре пролетариата. Вышло в июне 1871 в Лондоне на английском языке под названием «Гражданская война во Франции. Воззвание Генерального Совета Международного Товарищества Рабочих» за подписями членов Генерального Совета. Написано К. Марксом под свежим впечатлением героической борьбы парижских коммунаров.

«Гражданская война во Франции» состоит из 4 разделов: в 1-м даётся характеристика правительства национальной обороны (4 сентября 1870 - май 1871), превратившегося с первых дней своего возникновения, по выражению К. Маркса, в правительство национальной измены; во 2-м говорится о возникновении Коммуны и начале гражданской войны, спровоцированной версальцами ; в 3-м даётся характеристика Коммуны и всемирно-историческое значения её деятельности; в 4-м освещена история героической гибели Коммуны.

К. Маркс показывает, что французская буржуазия, ставившая свои эгоистические классовые интересы выше национальных, заключила союз со своим недавним врагом - прусским правительством, чтобы общими усилиями задушить восстание французского пролетариата. К. Маркс подчёркивает, что только рабочий класс выступил единственным носителем подлинного патриотизма, а его революционное правительство - Коммуна - являлось подлинно национальным правительством и в то же время интернациональным в полном смысле слова.

Коммуна блестяще подтвердила высказанную К. Марксом ещё в 1852 (см. «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» ) мысль о необходимости слома пролетариатом старой буржуазной государственной машины. К. Маркс показал, что Коммуна была прообразом государства нового типа - диктатуры пролетариата: «...она была, по сути дела, правительством рабочего класса, результатом борьбы производительного класса против класса присваивающего; она была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 17, с. 346). Мероприятия Коммуны представляют собой первый опыт создания нового государственного аппарата на основе выборности, сменяемости и ответственности должностных лиц перед народом; она уничтожила орудия материальной власти буржуазного государства - полицию и армию, заменив их всеобщим вооружением народа. Социально-экономические мероприятия Коммуны, как показывает К. Маркс, проводились в интересах рабочего класса и имели своей целью подорвать командные экономические позиции буржуазии.

К. Маркс вскрыл также слабые стороны и ошибки Коммуны, которые явились одной из причин её поражения. Характеризуя Коммуну как новый тип государства, К. Маркс даёт в своей работе уничтожающую критику буржуазного парламентаризма. Но в то же время К. Маркс, как указывает В. И. Ленин, считал, что пролетарская партия должна использовать «...даже “хлев” буржуазного парламентаризма, особенно когда заведомо нет налицо революционной ситуации...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 46).

В новых исторических условиях эпохи империализма учение К. Маркса и Ф. Энгельса о государстве и диктатуре пролетариата обогатил и поднял на новую, высшую ступень В. И. Ленин. Он создал новую теорию социалистической революции, теорию о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой капиталистической стране. В. И. Ленин открыл Советскую власть как наилучшую историческую форму диктатуры пролетариата, зародышем которой была Парижская Коммуна.

«Гражданская война во Франции» К. Маркса выдержала множество изданий. На русском языке была опубликована впервые в 1871 в Цюрихе (нелегальное народническое издание). В 1891 вышло в Берлине юбилейное издание на немецком языке с введением Ф. Энгельса (которое, однако, было искажено оппортунистическим руководством германской социал-демократической партии). В 1905 был издан русский перевод книги «Гражданская война во Франции» под редакцией В. И. Ленина (Одесса, издание «Буревестник»). «Гражданская война во Франции» опубликована в т. 17 2-го издания Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса (I960), в новейшем издании ИМЛ - в «Избранных произведениях» К. Маркса и Ф. Энгельса (т. 2, 1966). Всего в России до октября 1917 вышло 13 изданий. После Великой Октябрьской социалистической революции в СССР до января 1971 опубликованы на русском, языках народов СССР и иностранных языках 64 издания общим тиражом 2054 тыс. экз. Это произведение неоднократно издавалось также в социалистических странах и в др. странах мира.

Лит.: Белкин И., О работе К. Маркса «Гражданская война во Франции», «Исторический журнал», 1941, №5; Иванов Н. Н., В. И. Ленин - редактор русского издания «Гражданской войны во Франции», «Вопросы истории КПСС», 1964, №6; Кириллов А. А., Работа К. Маркса «Гражданская война во Франции», в кн.: Карл Маркс и военная история, М., 1969; Рябов Ф. Г., «Гражданская война во Франции» (Из истории издания и распространения работы К. Маркса), в кн.: Французский ежегодник. 1964, М., 1965.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

С какими событиями только не проводят наблюдатели украинских потрясений. И Аншлюс ГДР, и армяно-азербайджанский конфликт в Баку (!)... Внесу и я свои пять копеек в этот бред, помянув Гражданскую войну во Франции XVI века. Сходство очевидно. :) Сторонники Майдана это конечно католики. Киев - аналог ультра-католического Парижа. "Правый Сектор" = "Лига". Президенты - ничтожества, олигархи выступают в роли принцев крови и местных феодалов. И еще одно сходство. Несмотря на зашкаливающий уровень ФГМ участников французской ГВ, и католиков и гугенотов порой посещали светлые идеи типа взять прокурора за галстук и хрянсуть его фейсом об тейбл народоправства и цареубийства.

Промышленно развитые Юг и Восток это гугеноты. Рано или поздно они выдвинут своего Генриха Наварского, который примет униатство о войдет в Киев на президентский трон. И т.д. и т.п. Кстати, а еще не появились на Украине персонажи, которые видя майдановцев выдают себя за титушек, и экспроприируют их, а потом увидя титушек преображаются в майдановцев, по опыту папы Планше?

Казалось, XVI-ое столетие начиналось благоприятно для французского королевства. Владения французских королей были компактно расположены в центре континента, население страны быстро росло, в городах процветали торговля и ремесла. Правивший страной король Франциск I (1494-1547 г.) продолжил политику своих предшественников направленную на укрепление королевской власти. Его вассалы постепенно стали превращаться в подданных короны. В провинциях создали институт губернаторов, представителей короля имевших широкие полномочия. Губернаторы противостояли местным элитам - феодалам и городам. В качестве королевских губернаторов и наместников Франциск задействовал представителей аристократии. Эти люди становились более зависимыми от короля и, постепенно, из самостоятельных властителей превращалась в придворных. На прочие административные должности финансовых деятелей, статс-секретарей и канцлера король назначал образованных представителей третьего сословия. В городах выборные чиновники постепенно заменялись королевским назначенцами.

Активная внешняя политика и стремление содержать роскошный двор побуждали короля искать новые пути пополнения казны. Основной подушный налог, выплачиваемый французским крестьянством за время правления Франциска I возрос с 9 до 16 миллионов ливров. При Франциске все большее распространение получила практика продажи государственных должностей. Все эти способы пополнения королевской казны применялись абсолютистским режимом вплоть до Французской революции 1789 г.

Несмотря на рост налогообложения торговля и земледелие Франции при Франциске I продолжают развиваться. Для французского крестьянства, освобожденного от крепостной зависимости, первая половина XVI столетия стала в некотором роде «золотым веком». Процветанию крестьян способствовали высокие цены на продукты питания. В 1536 г. Франциск I даровал льготы иностранным фабрикантам, были заведены фабрики шелковых изделий, а в Фонтенбло основана мануфактура для тканья ковров. Король покровительствовал и морскому флоту. В Марселе создали база королевских галер. А в 1534 г. французский мореплаватель Жак Картье открыл Канаду.

Стремясь наглядно продемонстрировать свою власть во всех провинциях французского королевства, Франциск I всю свою жизнь кочевал по стране. За ним следовал многочисленный по тем временам двор, насчитывавший около полутора тысяч придворных и слуг. Кочевая жизнь короля доставляла окружающим мало удовольствия.

Великий итальянский скульптор Бенвенуто Челлини, приглашенный на службу к Франциску, писал: «Теперь мы должны были следовать за двором, и это было непрекращающееся мученье. Ибо за королем постоянно следует кортеж из двенадцати тысяч лошадей, и это самое меньшее; потому что, когда в мирное время весь двор в сборе, то это составляет более восемнадцати тысяч человек, и среди них более двенадцати тысяч всадников. Иногда мы приезжали в такие места, где едва ли было два дома, и на манер цыган ставились хижины из холста, и мне часто приходилось много страдать».

Важнейшим внешнеполитическим событием эпохи стало противостояние между французской династией Валуа и австрийской династией Габсбургов. До той поры отношения между двумя правящими домами были вполне корректными и еще в 1515 г. Франциск подписал со своим будущим непримиримым врагом Карлом V договор о дружбе. Но имперские амбиции двух молодых европейских как бы мы сегодня сказали «сверхдержав» вели к противостоянию между ними. Кульминацией конфликта стало прямое столкновение Франциска I и Карла V в борьбе за титул Императора Священной Римской империи. Франциск прилагал все усилия для победы. Но немецкие курфюрсты сделали выбор в пользу его соперника, что привело к началу череды войн между Францией и империей Габсбургов продолжавшихся до середины XVIII в.

Боевые действия в многочисленных войнах, которые вел Франциск, шли с переменным успехом. Свой дебют на поле брани Франциск I провел успешно. В 1516 г. король покорил Миланское герцогство, попутно нанеся тяжелое поражение считавшимся до той поры непобедимым швейцарским наемникам. Но самое известное сражения короля Франции, битва при Павии (в Северной Италии) 24 февраля 1525 г. стала и самой большой его неудачей. В этом бою испанские мушкетеры и немецкие ландскнехты под командованием имперского генерала Антонио де Лейва разбили французских рыцарей и швейцарских наемников Франциска I. Сам король был взят в плен и увезен пленником в Мадрид. В обмен свое освобождение Франциск отказался от своих притязаний на Италию, прав на Фландрию и Артуа, а так же был готов заплатить огромный выкуп. Карл V потребовал еще и Бургундию на что Франциск I был вынужден формально согласится, чтобы получить свободу. Однако, вернувшись в 1526 г. во Францию король немедленно отказался от всех обещаний и даже сформировал новую антигабсбургскию коалицию вместе с папой, герцогом Милана, Флоренцией и Венецией.

В борьбе со своим соперником Франциск I проявил известную широту взглядов, граничившую, по мнению современников, с полной беспринципностью. Венцов дипломатических усилий короля стал союз с турецким султаном Сулейманом Великолепным, заключенный в 1528 г. против Карла V. Прежде, когда Франциск боролся за трон империи, он пугал немецких курфюрстов турецкой угрозой. Теперь имперские пропагандисты обвиняли самого короля в «нечестивом альянсе». Другим важным союзником Франциска стали немецкие протестантские князья.

ФРАНЦУЗСКИЙ РЕНЕССАНС

Годы правления Франциска I были эпохой блестящего расцвета культуры. Тесные контакты с Италией познакомили французскую элиту с достижениями Итальянского Ренессанса. В ходе Итальянских войн конца XV начала XVI вв. суровые галлы, вторнувшись на север полуострова, открыли для себя носовые платки, паркеты, лепнину потолков и парчевые платья. Множество искусных итальянских ремеслеников были вывезены во Францию в числе пленных. И для них нашлось немало работы. Узнавшие о новой жизни дворяне, сносили свои средневековые замки и строили на их месте современные итальянские «палаццо» (дворцы). Те кому это было не по карману удовлетворялись дорогой посудой и картинами итальянских мастеров.
Смягчению средневековых нравов еще царивших при дворе, способствовали женщины. Аристократы знакомились с ножами и вилками, нижним бельем и хорошими манерами. Сам король, желая предстать перед современниками в качестве покровителя наук и искусств, скупал полотна Рафаэля и Тициана, украшал свои дворцы античной и современной скульптурой. В противовес Сорбонскому университету, славившемуся как оплот католической ортодоксии, было основано новое высшее учебное заведение. Позже оно стало известно как Коллеж де Франс.

Увлечение Франциска I античностью зашло так далеко, что он именовал себя «французским Геркулесом», что было несколько экстравагантно для христианского монарха XVI века.
Кочевой образ жизни короля способствовал постройке ряда королевских замков, среди которых своим великолепием выделяются дворцы долины Луары, замок Фонтенбло в окрестностях Парижа и Лувр. К работе над этими проектами были привлечены итальянские архитекторы. Среди приглашенных итальянских мастеров кроме Бенвенуто Челлини, выделяются такие имена как Леонардо да Винчи, Андреа дель Сарто, Джованни Баттиста Россо, Франческо Приматиччо (во Франции его звали Ле Приматис), братья Джусти, Джироламо делла Роббиа, Себастьяно Серлио и другие.

Но французское Возрождение славно не только итальянскими именами. Франсуа Рабле (1494—1553 гг.), автор знаменитого сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» был человеком широких знаний, изучал медицину и естественные науки. Выдающимися деятелями радикального течения гуманизма были Этьен Доле и Бонавентура Деперье. Первый из них открыл в Лионе типографию, которая печатала труды античных авторов, а второй был автором сатирических диалогов и юмористических рассказов. Изобразительное искусство Франции подражает итальянским образцам. Но со временем французские мастера начинают создавать оригинальные произведения. Это, прежде всего, относится к самым известным скульпторам - Гужону и Жермену Пилону. Крупнейшими архитекторами французского Возрождения были Пьер Леско и Филибер Делорм.

СЮЖЕТ:
ФРАНЦУЗСКОЕ ДВОРЯНСТВО В НАЧАЛЕ XVI В.

Для Франции этого периода типичен так называемый «феодализм принцев». Близкие родственники короля - Орлеаны, Алансоны и Бурбоны владели целыми удельными княжествами «апанажами». Хотя каждый из этих апанажей и уступал королевскому домену, все вместе, владения принцев крови составляли значительную экономическую и политическую силу. Особенно крупные апанажи находились в центре Франции и в районе Орлеана. Принцам крови по знатности уступала титулованая знать, д’Альбре, Наварра, де Фуа и др. Их земли в основном располагались на юго-западе страны. За особые заслуги преставители этой прослойки могли получить титул пэра Франции. Они же занимали высшие государственные должности. Некоторые из принцев крови и представителей титулованной знати, имели собственные дворянские свиты, своего рода мини-армии. Даже еще в начале XVI в. они вели войны друг с другом, а власти предпочитали смотреть на это сквозь пальцы.

Основная масса дворян продолжала, как и их предки, жить в провинции. Средства для существования они частично получали со своих фьефов (поместье), частично от своего феодала, при котором они выполняли почетные обязанности. Многие служили в королевской армии.

Начиная с XVI в. происходит разделение дворянства на придворное и провинциальное. Придворное дворянство, постоянно жило при королевском дворе и, будучи в свите короля, удостаивалось денежных пожалований, синекюр. Оно участвовало в политических делах. Провинциальное дворянство было обречено на прозябание и в лучшем случае принимало участие в деятельности местных институтов власти.

В том же XVI в. французские дворянство пополняется еще одной категорией - «дворянством мантии». Последнее состояло из чиновников высшей судебной инстанции королевства - парижского парламента. Уже в XV в. члены парламента стали несменяемыми. В начале XVI столетия их должности стали наследственными, а позднее членам парламента был дарован и дворянский титул. Старое «дворянство шпаги» рассматривало «дворянство мантии» как нечто второсортное, но последние компенсировали свою «неполноценность» богатством и политическим влиянием, выступали как сплоченная корпорация.

Конец сюжета

НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ ВО ФРАНЦИИ

Терпимость Франциска I способствовала быстрому распространению во Франции идей Реформации. В Мо, под покровительством сестры короля жили некоторые интеллектуалы - реформаторы. С этим религиозным течением тесно связаны и многие деятели французского Ренесанса, например поэт Клеман Маро (1496—1544 гг).
Покровительство Франциска I протестантам не было причудой. Они были необходимы королю в качестве противовеса в переговорах с Римом и с императором Карлом V. Короли Франции издавно поддерживали доктрину галликанства, связанную со стремлением к автономии католической церкви Франции от папского престола. Похожие идеи не чужды и умеренным реформаторам. К тому же, немецкие протестанты были потенциальными союзниками в борьбе против амбиций Карла V, главного врага Франциска в Европе. В 1534 г. Франциск I даже пытался пригласить к себе в страну лидеров немецкой Реформации - Меланхтона и Буцера. Кальвин, посвящал королю Франции свои произведения.

Но веротерпимость короля подошла к концу, когда во Франции стали распространятся радикальные воззрения кальвинистов. Их называли «гугенотами».

Точное происхождения этой клички неизвестно, но большинство исследователей сходятся на том, что она имеет отношение к кальвинисткой Швейцарии Согласно одной из версий это название происходит от немецкого слова «Eidgenosse» - «союзник», так еще называли членов швейцарской конфедерации. По другой связано с именем Гуго Безансона, одного из лидеров швейцарских кальвинистов.

Дворянство и горожане юга страны стали массами переходить в новую веру. Юг Франции - Прованс, Лангедок, Гасконь и Наварра издавно имели репутацию более культурных областей, где долго сохранялось влияние древнеримской и провансальской цивилизации. Все это сочеталось у них со стремлением к политической независимости от Парижа. Это уже было серьезно.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения Франциска, стало так называемое «дело пасквилей». Антикатолическое и антилютеранское воззвание пастора Антуан Маркур в течение одной ночи с 17 на 18 октября 1534 г. было распространено в Париже и Амбуазе. Одно из посланий даже оказалось прибитым к дверям королевской спальни в Амбуазе, что показывает степень распространения кальвинизма среди королевских приближенных. В ответ на этот демарш Франциск I объявил себя правоверным католиком и начал гонения против еретиков. В течение трех месяцев шли жестокие казни, причем король сам во главе процессии обходил приготовленные для еретиков костры. В 1535 г. в стране запретили книгопечатание, дабы остановить распространение еретической литературы. Позже оно возобновилось, но уже под контролем государства. Во время гонений пострадали многие деятели французского Возрожения. Этьен Доле был сожжен на костре как атеист, Клеман Маро бежал в Швейцарию.

Многие французские интеллектуалы, например тот же Рабле, крайне отрицательно относились и к католической и к реформаторской церквям. Но как раз эти интеллектуалы и пострадали больше всего во время гонений.

Вскоре Франциск несколько смягчил свою политику по отношению к гугенотам. Все же король нуждался в поддержке протестантских князей Германии. 16 июля 1535 г. в Кюси был издан указ о веротерпимости. Но он в основном остался на бумаге. Как и во многих других европейских странах, французские протестанты были оплотом внутренней оппозиции и потенциальными союзниками внешних врагов. Карл V искал союза с французскими гугенотами точно так же как Франциск стремился к сближению с германскими князьями-протестантами. Поэтому королевская власть не могла быть терпима к религиозным меньшинствам.
После 1539 г. в Париже учрежден специальный суд, названный «Огненной палатой», за то, что он имел право приговаривать к сожжению по делам связанным с ересью. В 1545 г. французские войска провели карательные экспедиции против еретиков-вальденсов, живших юго-западнее Турина. Было разрушено 22 деревни и около 4000 человек убито.

Смерть Франциска I в 1547 г. положила конец блестящей эпохе французского ренессанса. Ей на смену шли более мрачные времена. На первый взгляд ничто не предвещало беды. Взошедший на престол второй сын Франциска, Генрих II (1519 г. - 1559 г) зарекомендовал себя продолжателем политики отца. При нем совершенствуется административная система королевства. Постепенно она принимает форму, отдалено напоминающую знакомую нам министерскую систему. Важнейшими вопросами управления заведуют четыре «государственные секретаря». Появляется и пост «генерального контролера» казны - своего рода министра финансов старого режима. Экономика страны при Генрихе II растет быстрыми темпами. Стремительно развиваются города. Населения Парижа достигло 200 тыс. человек и он стал крупнейшим городским центром Европы.

…Семейная жизнь у Генриха II к удовольствию романистов складывалась не просто. Он был женат на Екатерине Медичи, талантливой женщине из прославленного рода правителей Флоренции. От этого брака у них было 10 детей, что, казалось бы, обеспечило блестящее будущие династии Валуа. Правда, наряду с законной супругой при дворе блистала и легендарная Диана де Пуатье, фаворитка короля, которой к тому времени исполнилось 45 лет, что к удивлению современников не мешало ей оставаться красавицей.

Французское королевство продолжало вести нескончаемые войны со своими соседями. Сражения шли одно за другим с переменным успехом. В 1550 г. закончилась война с Англией, начатая еще при Франциске I. По ее результатам Генрих присоединил к своим владениям гавань Булон.

В 1548 г. французские войска вторглись в Лотарингию, захватили крепости Туль, Верден, Мец и Нанси. Но атака на Страсбург не удалась. Германский император Карл V предпринял ответный удар, осадив Мец. Крепость оказала ему упорное сопротивление под руководством талантливого полководца Франциска Гиза.

Как и многие другие эпизоды французской истории того времени, героизированая версия осады Меца представлена в романе А. Дюма «Две Дианы».

В Италии французы предприняли неудачный поход на Неаполь. В Нидерландах 10 августа 1557 г. потерпели поражение при Сен-Кантене. Население Франции сильно страдало от непосильного налогового гнета, роста государственных расходов на войну. Дела французов шли все хуже, и лишь финансовый кризис, поразивший Испанию, позволил Генриху II заключить мир со своим врагом, королем Испании Филиппом II.
Согласно Като-Кембризскому миру Генрих сохранил за собой Каоле и Сен-Кантен, а так же епископства Мец, Труа и Верден. В то же время французы обязались отчистить Пьемонт и Савойю, что означало конец попыткам французских королей завоевать Италию. Завершение итальянских войн имело важное значение для французской внутренней политики. С наступлением мира значительное число дворян оказались без работы. Это сделало возможным их участие в грядущей гражданской войне.

Автор XVI в. Клод де Сейсель писал: «Надо сказать, что постоянное войско многочисленное и лучше оплачивается и содержится, чем в какой либо другой известной нам стране, и заведено оно для защиты королевства..., а также для содержания дворянства; и должности там так распределены, что довольно большое число дворян разных состояний может жить спокойно, хотя бы и не было никакой войны в королевстве».

НАЧАЛО ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

В чем же заключались причины конфликта, терзавшего Францию более полувека?

При Генрихе II продолжали накаляться отношения между французами - католиками и протестантами. Сам король зарекомендовал себя ревностным приверженцем Рима. Если его отец жег еретиков десятками, сын отправлял на костер сотни. Экуанский эдикт 1559 г. учреждал институт уполномоченных. От них требовалось преследовать протестантов. Однако и реформаторский лагерь во Франции постепенно стал радикализироваться. Умеренные лютеранские течение постепенно вытесняет воинствующий кальвинизм о чем уже в 1562 г. писал венецианский посланник при французском дворе. Посол так же добавлял, что «люди моложе 40 лет редко остаются верными католицизму».

Другую причину указывает французский историк Л. Кристиани. Религиозные войны «были, прежде всего, войнами проистекавшими из малолетства или несостоятельности носителя центральной власти. Они были так же войнами соперничавших феодалов - Гизов против Бурбонов и Шатийонов».

Родовитое дворянство юга Франции мечтало о большей независимости от королевской власти, которая, по их мнению, попирает древние дворянские привилегии. Среди дворян-гугенотов страшную ненависть вызывало имя короля Людовика IX прославившегося своими жестокими расправами над непокорными феодалами. В самом начале гражданской войны, прах этого короля был вырыт протестантами из могилы и развеян по ветру. О старых привилегиях тосковали и многие города южной Франции, не забывшие времена былой провансальской вольности.

Наконец, как и в прошлых столетиях, для многих французов участие в религиозных движениях или аристократических заговорах было доступной их понимаю формой выражения социального недовольства. Быстрый рост французской экономики замедлился в конце правления Генриха II.

Может Генрих и сумел бы как-то разрешить разгорающийся религиозный конфликт, если бы не трагическая случайность. Для укрепления мира между Францией и Испанией король решил выдать свою дочь Елизавету Валуа за Филиппа II. В честь свадьбы дочери король устроил трехдневный турнир, в котором сам принимал участие. На второй день состязаний он вызвал на бой капитана своей гвардии графа Монтгомери. Во время стычки копье графа сломалось при ударе о панцирь короля и осколок поразил Генриха, как говориться, не в бровь, а в глаз. Несмотря на помощь лучших врачей король скончался через две недели после турнира, 10 июля 1559 г.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И РЕВОЛЮЦИЯ ЦЕН

Во Францию, раньше чем в прочие европейские страны стало попадать большое количество обесцененных (в следствие экспорта драгоценных металлов из Америки) испанских монет. Цены в стране резко поползли вверх. Французские товары - сукно, полотна, стеклянные и металлические изделия подорожали настолько, что стали неконкурентноспособными в странах, до которых еще не докатилась «революция цен». Они уже не находили сбыта за пределами Франции. Предприятия работавшие на экспорт оказались в глубоком кризисе. Прибыли купцов и владельцев мануфактур стали сокращаться, хотя некоторые мастера работавшие на нужды двора или поддерживаемые государством были мало затронуты неблагоприятной внешнеэкономической коньюкторой. Крестьянство, ремесленники и подмастерья страдали от инфляции распостранившейся из Испании по всей Европе… Кризис затронул и французское дворянство. Ранее оно решала свои финансовые проблемы за счет военной добычи. Но война с Испанией складывалась для французов не слишком удачно, а мир, заключенный между Валуа и Габсбургами, полностью исключил возможность пополнения кошельков благородного сословья за счет грабежа.

Конец сюжета

ПРОРОЧЕСТВА НОСТРАДАМУСА

Согласно легенде, гибель Генриха II предсказал живший в ту эпоху астролог - самый знаменитый предсказатель в истории человечества - Мишель де Нотрдам (1503-1566 гг.) известный так же как Нострадамус. Он родился в городке Сен-Реми в Провансе, получил медицинское образование, а затем много путешествовал. С 1550 г. Нострадамус стал выпускать альманахи с предсказаниями событий на предстоящие 12 месяцев. Пророчества излагались в форме четверостиший.

Работа Нострадамуса заинтересовала Екатерину Медичи. По ее приказу астролог переехал в Париж. Легенда гласит, что он предсказал Екатерине, что все ее сыновья будут последовательно занимать французский престол. По возвращению домой в Прованс Нострадамус стал европейской знаменитостью. В 1564 г. он заявил юному Генриху Наваррскому (будущему Генриху IV) что он со временем получит «все наследство».
Предвиденье Нострадамуса объяснялось тем, что проницательный астролог жил в эпоху затяжных внутриполитических и внешнеполитических конфликтов. Он предсказывал углубление и расширения противостояния и, как правило, не ошибался. Попытки использовать пророчества Нострадамуса касательно более отдаленного будущего успехов не имели. Так летом 1981 г. французский журнал «Пари матч» усмотрел у Нострадамуса пророчество о том, что в скором времени «русские войдут в Париж и за семь дней его разрушат». Однако по ряду причин советское вторжение в Европу все же не состоялось...

Конец сюжета

Со смертью короля, страну захлестнула волна беспорядков. На юге вспыхнули возглавляемые гугенотами выступления против представителей королевской администрации и сборщиков налогов. Дворяне юга стали захватывать церковные земли. На престол взошел старший сын короля Генриха, Франциск II, слабый и болезненный юноша. Молодой король страдал от туберкулеза. На престоле он пробыл чуть больше года и скончался в декабря 1560 г. Правда в свое недолгое правление Франциск сумел насладиться королевской жизнью предаваясь обжорству и слодострастию. Трон унаследовал его девятилетний брат Карл, ставший королем Карлом IX(1550-1574 гг.).

Кризис таких масштабов мог бы стереть с лица земли страну с менее развитой политической культурой. К счастью для французского государства, в нем существовала группировка, считавшая, что в ее интересах отстаивать интересы французской монархии как таковой. Эта партия получила с 1563 г. название «политиков», хотя точнее их было бы назвать «государственниками». Наиболее крупными ее представителями были канцлер Мишель Лопиталь, находившийся у власти с 1560 по 1568 г. и вдова Генриха II Мария Медичи. Их опорой стали чиновники, юристы и часть дворянства севера Франции. «Политики» придерживались идеи божественного происхождения монаршей власти, которая способна обеспечивать закон и порядок в государстве. В вопросах веры они считали возможным компромисс между католиками и протестантами и были готовы проводить политику веротерпимости в государственных интересах. Сам Лопиталь был преверженцем взглядов Эразма Ротердамского, и так яростно выступал против религиозных войны, что партия Гизов даже сомневалась в его приверженстве католичеству. Про Екатерину Медичи папский нунций (посланник) писал, что «королева не верит в бога».

В 1562 г. издан очередной эдикт, предоставлявший гугенотам право свободного богослужение. Этот компромисс не устраивал католический клан Гизов, который поспешил спровоцировать новый виток конфликта. 1 марта 1562 г отряд Франциска Гиза напал на гугенотов проводивших богослужение в местечке Васси и перебил их до последнего человека. Это привело к началу долгой череды гражданских войн.

Первая война закончилась в 1563 г. Амбуазским эдиктом снова предоставившим гугенотам свободу вероисповедания. Однако мир не был долгим, гражданская война вспыхнула снова. Гугеноты закрепились в нескольких городах на севере и юге страны, где они составляли большинство населения, в крепостях Ла-Рошель, Лашарите, Монтобан и Коньяк. Твердыней протестантов стал приморский город Ла-Рошель, поскольку через него еретики могли получать помощь от своих единоверцев из Англии, Нидерландов и Германии.

В гражданскую войну оказались вовлечены и иностранные государства. Англия имела в этом конфликте и религиозные и династические интересы. Мария Гиз (из клана Гизов, старшая дочь Клода Лотарингского) - была матерью королевы Шотландии Марии Стюарт, главной противницы королевы Англии Елизаветы I. Война против Гизов для Елизаветы стала кровным делом, а поддержка гугенотов протестантским долгом. Кроме того, открылась возможность мутить воду в соседней крупной державе и ловить в ней жирную рыбку. В 1562 г. первые контингенты английских войск высадились в Гавре, для поддержки гугенотов. Не остался в стороне и король Испании Филипп II. Гражданская война во Франции соответствовала его интересам, поскольку выводила Францию из числа активных игроков на европейской политической сцены. Победа антииспански настроенных протестантов была ему не выгодна. Поэтому Филипп ограничился умеренной поддержкой католиков. На стороне протестантов сражались и отряды немецких наемников.

Как и большинство гражданских войн, борьба между французскими католиками и гугенотами сопровождалась многочисленными актами насилия против мирного населения. Целые деревни вырезались за то, что их население было «папистами» или «еретиками». Самые дальновидные следовали примеру отца Планше (слуги героя романа «Три мушкетера» д’Артеньяна). Тот сидел около дороги в засаде с аркебузой и если видел католика, то становился протестантом, а если видел протестанта, быстро превращался в католика…

Вслед за войной королевство поразила эпидемия чумы. Некогда процветавшая экономика Франции пришла в упадок. Снизилось производство зерна. Выросли площади необрабатываемых земель. Производство полотна и шелка уменьшилось наполовину.

А что же королевская власть? Последние монархи из дома Валуа оказались не способны эффективно править страной. Франциск II, Карл IX, Генрих III чаще всего были марионетками в чужих руках - своих близких, фавориток и придворных кланов. Недуги, возможно результат наследственного сифилиса, сводили их в могилу одного за другим. Недаром в ту эпоху стали «популярны» заговоры, ставившие своей задачей похищение короля с последующим использованием монарха в корыстных интересах.

ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ

15 августа 1570 г. был подписан очередной мир - Сен-Жерменский. Вновь (в который раз) гугенотам гарантирована свобода вероисповедания. А наряду с ней право занимать государственные должности и право свободного богослужения в двух городах каждого департамента Франции.
Вдовствующая королева-мать, Екатерина Медичи фактически управлявшая страной все эти нелегкие годы, решила пойти на важный государственный акт, способный примирить враждующие стороны. Был составлен проект брака между сестрой короля Карла IX Маргаритой Валуа и Генрихом Бурбоном, королем Наварры. Последний считался одним из вождей протестантской партии. Двор предложил и другие уступки гугенотам - они были приближены ко двору. Составили проект войны с Испанией: война должна была «трудоустроить» французское дворянства. Командующим армией предполагалась назначить другого вождя протестантов - адмирала Гаспара де Колиньи. Но подобные планы не могли не вызвать недовольства как со стороны католиков, так и со стороны Испании.

Французский историк Мише называл адмирала Колиньи «идолом провинциального дворянства». Адмирал отличался, честностью, мужеством, прямотой и государственным умом.

Согласование брака между Генрихом Наварской и Маргаритой Валуа оказалось нелегким делом. Ведь речь шла об официальном брачном союзе между католичкой и протестантом! Екатерина Медичи даже пришлось сфабриковать письмо от французского посла в Риме, о якобы данном понтификом согласии на этот брак. На церемонию бракосочетания съехалось множество дворян-гугенотов, что еще больше усугубило подозрения католиков. Дело шло к кровавой развязке.

24 августа 1572 г., в день Святого Варфоломея, между 2 и 4 часами утра колокола парижских церквей ударили в набат. Это был сигнал, по которому католики Парижа бросились избивать гугенотов - как своих соседей, так и гостей съехавшихся на свадьбу Генриха и Маргариты. Во время погрома погибло и немало иностранцев, в основном немцев и фламандцев. Дома гугенотов были помечены белыми крестами, чтобы облегчить убийцам поиск жертв.

Число жертв погрома колебалось от 3 до 9 тысяч человек. Адмирал Колиньи пал одним из первых, его изуродованное тело вздернули на висилице. Генрих Наваррский и принц крови Генрих де Конде, военноначальник гугенотов, были силой приведены к Карлу IX. Тот предложил им выбор между «обедней, смертью или Бастилией». Генрих Наваррский сразу же узрел преимущества католической веры, а вот принц де Конде заколебался и его чуть было не зарезал взбешенный король. Руку монарха отвела Екатерина Медичи, видевшая в вождях гугенотов противовес усилившимся Гизам. Избиения протестантов шли в других городах Франции.

Испанский посол так описывал события Варфоломеевской ночи в письме Филиппу II: «Когда я это пишу, они убивают всех, они сдирают с них одежду, волочат по улицам, грабят их дома, не давая пощады даже детям. Да будет благословен господь, обративший французских принцев на путь служения его делу! Да вдохновит он их сердца на продолжение того, что они начали!»

Парижская бойня потрясла Европу. Почему же Варфоломеевская ночь так запомнилась современникам? Ведь подобные избиения иноверцев были не редкостью в истории того времени.

Во-первых, кровавые события произошли в столице Франции, в одном из крупнейших городов Европы, что гарантировало широкую огласку. Даже царь Московии Иван IV Грозный, не входивший в число ведущих гуманистов столетия, узнав об этих событиях, осудил их в письме Габсбургскому императору Максимильяну II.

Во-вторых, жертвами той страшной ночи оказались приглашенные на свадьбу гости, и это обстоятельство придало всему случившемуся оттенок вероломного преступления.

Наконец среди погибших было много представителей знатнейших дворянских родов Франции, что не могло пройти незамеченным.

Мотивы резни до сих пор являются предметом пристального внимания историков. Первоначально французскому двору, посчитавшему, что верхушка партии гугенотов перебита, было выгодно представлять Варфоломеевскую ночь актом веры и заранее спланированной акцией. В Риме в этом духе была издана книга «Военная хитрость Карла IX». Тезис о вероломном заговоре католиков поддерживали и многочисленные протестантские памфлеты. Но уже осенью 1572 г. из Парижа стала распространятся версия о «протестантском заговоре». Екатерина Медичи даже утверждала, что она дала согласие только на «устранение» трех-четырех лидеров гугенотов включая адмирала Колиньи, а остальные - жертвы «перегибов на местах». Свидетельств о «заговоре гугенотов» нет и, по-видимому, эта версия властей шита белыми нитками.

Что же произошло 24 августа 1572 года на самом деле? Вероятнее всего Варфоломеевская ночь явилась реакцией “политиков” на усиление партии гугенотов. Екатерина Медичи, центральная фигура в этих событиях, заключила сделку с лидерами католического лагеря - кланом де Гизов, преследуя две цели. Во-первых, она стремилась избежать затяжной и кровопролитной войны с Испанией за Нидерланды, за которую ратовал Колиньи. Во-вторых, по возможности максимально ослабить лагерь гугенотов, чтобы положить конец гражданской войне.

Если так, то ее расчеты не вполне оправдались. Войны с Испанией действительно удалось избежать за счет ухудшения отношений с протестантской Европой. Однако гражданская война во Франции разгорелась с новой силой.

Дано по "История Нового Времени", Аванта т. 36

Гражданская война во Франции («Гражда́нская война́ во Фра́нции»,)

произведение К. Маркса, в котором на основе глубокого анализа и обобщения опыта Парижской Коммуны 1871 (См. Парижская Коммуна 1871) развивается учение о государстве и диктатуре пролетариата. Вышло в июне 1871 в Лондоне на английском языке под названием «Гражданская война во Франции. Воззвание Генерального Совета Международного Товарищества Рабочих» за подписями членов Генерального Совета. Написано К. Марксом под свежим впечатлением героической борьбы парижских коммунаров.

«Гражданская война во Франции» состоит из 4 разделов: в 1-м даётся характеристика правительства национальной обороны (4 сентября 1870 - май 1871), превратившегося с первых дней своего возникновения, по выражению К. Маркса, в правительство национальной измены; во 2-м говорится о возникновении Коммуны и начале гражданской войны, спровоцированной версальцами (См. Версальцы); в 3-м даётся характеристика Коммуны и всемирно-историческое значения её деятельности; в 4-м освещена история героической гибели Коммуны.

К. Маркс показывает, что французская буржуазия, ставившая свои эгоистические классовые интересы выше национальных, заключила союз со своим недавним врагом - прусским правительством, чтобы общими усилиями задушить восстание французского пролетариата. К. Маркс подчёркивает, что только рабочий класс выступил единственным носителем подлинного патриотизма, а его революционное правительство - Коммуна - являлось подлинно национальным правительством и в то же время интернациональным в полном смысле слова.

Коммуна блестяще подтвердила высказанную К. Марксом ещё в 1852 (см. «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта ») мысль о необходимости слома пролетариатом старой буржуазной государственной машины. К. Маркс показал, что Коммуна была прообразом государства нового типа - диктатуры пролетариата: «...она была, по сути дела, правительством рабочего класса, результатом борьбы производительного класса против класса присваивающего; она была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 17, с. 346). Мероприятия Коммуны представляют собой первый опыт создания нового государственного аппарата на основе выборности, сменяемости и ответственности должностных лиц перед народом; она уничтожила орудия материальной власти буржуазного государства - полицию и армию, заменив их всеобщим вооружением народа. Социально-экономические мероприятия Коммуны, как показывает К. Маркс, проводились в интересах рабочего класса и имели своей целью подорвать командные экономические позиции буржуазии.

К. Маркс вскрыл также слабые стороны и ошибки Коммуны, которые явились одной из причин её поражения. Характеризуя Коммуну как новый тип государства, К. Маркс даёт в своей работе уничтожающую критику буржуазного парламентаризма. Но в то же время К. Маркс, как указывает В. И. Ленин, считал, что пролетарская партия должна использовать «...даже “хлев” буржуазного парламентаризма, особенно когда заведомо нет налицо революционной ситуации...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 46).

В новых исторических условиях эпохи империализма учение К. Маркса и Ф. Энгельса о государстве и диктатуре пролетариата обогатил и поднял на новую, высшую ступень В. И. Ленин. Он создал новую теорию социалистической революции, теорию о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой капиталистической стране. В. И. Ленин открыл Советскую власть как наилучшую историческую форму диктатуры пролетариата, зародышем которой была Парижская Коммуна.

«Гражданская война во Франции» К. Маркса выдержала множество изданий. На русском языке была опубликована впервые в 1871 в Цюрихе (нелегальное народническое издание). В 1891 вышло в Берлине юбилейное издание на немецком языке с введением Ф. Энгельса (которое, однако, было искажено оппортунистическим руководством германской социал-демократической партии). В 1905 был издан русский перевод книги «Гражданская война во Франции» под редакцией В. И. Ленина (Одесса, издание «Буревестник»). «Гражданская война во Франции» опубликована в т. 17 2-го издания Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса (I960), в новейшем издании ИМЛ - в «Избранных произведениях» К. Маркса и Ф. Энгельса (т. 2, 1966). Всего в России до октября 1917 вышло 13 изданий. После Великой Октябрьской социалистической революции в СССР до января 1971 опубликованы на русском, языках народов СССР и иностранных языках 64 издания общим тиражом 2054 тыс. экз. Это произведение неоднократно издавалось также в социалистических странах и в др. странах мира.

Лит.: Белкин И., О работе К. Маркса «Гражданская война во Франции», «Исторический журнал», 1941, №5; Иванов Н. Н., В. И. Ленин - редактор русского издания «Гражданской войны во Франции», «Вопросы истории КПСС», 1964, №6; Кириллов А. А., Работа К. Маркса «Гражданская война во Франции», в кн.: Карл Маркс и военная история, М., 1969; Рябов Ф. Г., «Гражданская война во Франции» (Из истории издания и распространения работы К. Маркса), в кн.: Французский ежегодник. 1964, М., 1965.

С. З. Левиова.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Гражданская война во Франции" в других словарях:

    - «ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ВО ФРАНЦИИ. Воззвание Генерального Совета Международного Товарищества Pабочих», произв. К.Маркса, в котором на основе обобщения историч. опыта Парижской Коммуны 1871 была развита марксистская теория классовой борьбы,… … Философская энциклопедия

    Организованная вооруж. борьба за гос. власть между классами и социальными группами внутри страны, наиболее острая форма классовой борьбы. В классово антагонистич. обществе Г. в. представляет «... естественное, при известных… … Философская энциклопедия

    Организованная вооружённая борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри страны, наиболее острая форма классовой борьбы (См. Классовая борьба). В классово антагонистическом обществе Г. в. представляет… … Большая советская энциклопедия

    Сверху вниз, слева направо: Вооружённые силы Юга России в 1919 году, повешение австро венгерскими войсками рабочих … Википедия

    Гражданская война в России Сверху вниз, слева направо: Донская армия в 1919 году, повешение большевиков солдатами Чехословацкого корпуса, красная пехота на марше в 1920 году, Л. Д. Троцкий в 1918 году., тачанка 1 й Конной армии … Википедия

    Гражданская война в России Сверху вниз, слева направо: Донская армия в 1919 году, повешение большевиков солдатами Чехословацкого корпуса, красная пехота на марше в 1920 году, Л. Д. Троцкий в 1918 году., тачанка 1 й Конной армии … Википедия

    Гражданская война в России Сверху вниз, слева направо: Донская армия в 1919 году, повешение большевиков солдатами Чехословацкого корпуса, красная пехота на марше в 1920 году, Л. Д. Троцкий в 1918 году., тачанка 1 й Конной армии … Википедия

    Гражданская война в России Сверху вниз, слева направо: Донская армия в 1919 году, повешение большевиков солдатами Чехословацкого корпуса, красная пехота на марше в 1920 году, Л. Д. Троцкий в 1918 году., тачанка 1 й Конной армии … Википедия

    Гражданская война в России Сверху вниз, слева направо: Донская армия в 1919 году, повешение большевиков солдатами Чехословацкого корпуса, красная пехота на марше в 1920 году, Л. Д. Троцкий в 1918 году., тачанка 1 й Конной армии … Википедия

Во 2-ой половине XVI в. Франция всту­пила в период политического кризиса, проявлением которого стали религиозные (гражданские) войны, длившиеся с короткими передышками 32 года (1562-1594). Конфессиональные знамена этих войн - католицизм и кальвинизм - скрывали их социально-по­литическую сущность. Причина религиозных войн крылась в изменении политического строя и традиционных форм отношений в обществе в связи с формированием абсолютизма. Поводом послужила обстановка, сложившаяся во Франции вскоре после окончания итальянских войн. Напряженность, оппозиционные настроения абсолютизму, не проявлялись особенно резко, пока шли войны: дворянство кормилось ими, "беспокойные" элементы-наёмничеством, горожане и крестьяне надеялись на облегчение положения после победы. Мир в Като-Камбрези (1559), оказался бесплодным для Франции, обнажил всю сложность экономической и внутриполитической обстановки в стране. К середине XVI в. последствия "революции цен" и тяжесть налогового бременя. В то же время стала сказываться реакция на политику абсолютизма в среде господствующего класса. В 1559 г. произошла смена власти: на рыцарской турнире был смертельно ранен Генрих II. Наследовал старший сын, 15-летний Франциск II. (1559-1560) при дворе возросло влияние Лотарингских герцогов Гизов, родственников Марии Стюарт, супруги молодого короля. Франциск Гиз, главнокомандующий королевской армией, и его брат Карл Гиз - кардинал, возглавила феодально-аристократическое крыло недовольных проабсолютистаской политикой, защитница престола и католической веры. Принц крови Антуан Бурбон и принц Конде возглавляли гугенотскую аристократию (кальвинизм, гугеноты - сообщник, сотоварищ). Гугенотская аристократия локализовалась преимущественно в юго-западных и южных областях Франции. К тому же новая вера содействовала укреплению нарушенных абсолютизмом вассальных связей титулованной знати с провинциальным дворянством, которое составляло ее опору. Обе группировки в ущерб друг другу стремились сначала подчинить своему влиянию короля, а в ходе войн перешли к антидинастиче­ской борьбе, выдвигая каждая своего кандидата на престол.

Амбуазский заговор - попытка дворцового переворота, спровоцированная в 1560 г. гугенотской аристократией во главе с принцем Конде. Целью заговора было отстранение Гизов, созыв Генеральных штатов и обеспечение интересов принца крови Антуана Бурбона и гугенотов. Для этого южное дворянство предприняло поход на королевский замок Амбуаз. Заговор был раскрыт, мятежные дворяне казнены, Конде арестован. Только неожиданная смерть Франциска II спасла принца от казни. Франциску II наследовал его брат Карл IX- юн , регентшей стала королева-мать Екатерина Медичи, пыталась примирить противоборствующие группы. После Амбуаэского заговора следующим шагом, - расправа над гугенотами, учиненая католиками в Шампани. В 1562 г. отряд герцога Лотарингского Франциска Гиза расправился с небольшой группой гугенотов, со­бравшихся в местечке Васси для отправления культа. Убийство в Асси положило начало религиозным войнам.

Первый период религиозных войн: 1562-1570. Не отличалась ожесточением. Обе феодальные группировки стремились захватить короля и править от его имени. Католическая Сторона находила поддержку в северной части Франции, она опира­лась на Париж, ее программа - "Один король, один закон, одна вера". Юг Франции объединился вокруг Бурбонов и крупных фео­дальных фамилий, выступавших под знаменем протестантизма. Вожди гугенотов - Конде и адмирал Колиньи. Первый Период войн закончился эдиктом примирения в Сен-Жермене (1570). Гугеноты получили право на богослужение в пределах предместьев двух городов каждого губернаторства Франции, а также право занимать общественные должности, им были предоставлены крепости Монтобан, Коньяк, Ларошель, Лашарите. Вождь гугенотов адмирал Гаспар Колиньи был призван ко двору. Второй период: 1572-1576. Гугеноты и католики стали выступать против правящей династии. Главным событием второго периода была расправа над гугенотами в Париже. В ночь на 24 августа 1572 г. - праздник св. Варфоломея - дворяне-католики и парижская толпа перебили несколько сотен гугенотов из числа па­рижан и дворян, прибывших в Париж из провинций по случаю бракосочетания сестры Карла IX Маргариты Валуа и вождя гугенов Генриха Наваррского.

Воплощением идей гугенотов стало создание сепаратистской гугенотского государства на юге Франции - Гугенотская конфедерация . Высшим органом этого союза были Генеральные штаты, на ассамблеи который собирались представители городов конфедерации, а также дворянства. Большую роль в создании и укреплении Гугенотской конфедерации сыграли провинциальные штаты. Окончательное оформление Гугенотской конфедерации произошло на съезде гугенотов в Ниме в 1575 г. Второй период религиозных войн закончился удовлетворением требований гугенотов: предоставлением свободы отправления культа повсюду, кроме Парижа и территории королевского двора, право организовать свои отделения при судебных палатах (парламентах) провинций,гугенотам разрешалось воспользоваться еще 8 крепостями помимо ранее полученных. Король также согласился признать преступлением убийства, совершенные вВарфоломеевскую ночь, возвратить конфискованное у гугеноток имущество и разрешить политическую организацию гугенотов, сло­жившуюся после Варфоломеевской ночи. В 1576 г., образо­валась Католическая лига . Оформлению этой лиги предшествовало появление в 60-е годы многочисленных лиг "для охраны католиче­ской церкви", В их состав входили представители бюргерства и дворянства, причем если первые занимали проабсолютистскую позицию, то требования вторых мало отличались от притязаний гугенотов, мечтавших о возврате к феодальной вольнице. Во главе католиков стоял Генрих Гиз, в создании лиги принимал участие король Генрих III, вступивший на престол в 1575 г. В своей декларации Католическая лига предлагала полностью восстановить и впредь сохранять католическое Богослужение и обеспечить Генриху III авторитет его власти, службу и повиновение его подданных, выдвигались требования вернуть провинциям их права и старинные вольности. Декларация получила силу закона на Генеральных штатах в Блуа в 1576 г.

Третий период: 1580-1594. Последний период религиозных войн характеризовался поисками Генрихом III выхода из кризиса путем принятия непопулярных мер, обостривших и без того слож­ную обстановку, а также появлением на политической арене Генри­ха Наваррского в качестве вождя гугенотов, активизацией Католи­ческой лиги и образованием Парижской лиги и, наконец, гибелью короля. Очередное перемирие, последовавшее осенью 1577 г., было использовано Генрихом III для роспуска всех организаций - как протестантской, так и католической ориентации. Обстановка осложнялась инфляцией и ростом налогов. Поддан­ные во всех бедах обвиняли короля. Добавился страх за будущее французского престола - кончина последнего мужского представите­ля династии Валуа - герцога Алансонского, младшего брата бездет­ного Генриха III, привела к тому, что дофином Франции стал пер­вый принц крови из династии Бурбон гугенот Генрих Наваррский. Гизы, выдвинули своего кандидата на престол - кардинала Карла Бурбона. Обстановка побуждала к восстановлению Ка­толической лиги, возглавили сыновья Ф.Гиза - Генрих Гиз, Карл, герцог Майенский, и Людовик - кардинал и архиепископ Реймсский. Эта лига в 1584 г. заключила тайный договор с испанским королем Филиппом II в целях защиты католической религии и истребления ереси во Франции и Нидерландах. Согласно договору, Генрих Наваррскии лишался права на престол, наследни­ком объявлялся кардинал Бурбон - дядя Генриха Наваррского. В 1585 сформировалась Парижская лига , вошли торговцы, ремесленники, городские низы и часть зажиточного бюргер­ства, а также судейское чиновничество, студенты Сорбонны и низшее католическое духовенство. Власть в Парижской лиге сосредо­точилась в руках «Совета 16» . Лига вступила в сношения с другими городами, предлагая им создавать подобные организации. Осложнение обстановки заставило Генриха III в 1585 г. отме­нить все указы в пользу гугенотов, папа Сикст V - буллой лишил Генриха Наваррского как еретика права наследовать французский престол. Во внутриполитические дела Франции вмешивались Англия и Испания. Дерзость лигёров и Генриха Гиза, претендовавших на право руководить действиями короля, сближение католиков с испанским королем Филиппом II побудили Генриха III в апреле 1588 г. к союзу с Генрихом Наваррским, позиция короля вызвала волнение в Париже. 12 мая 1588 г. на улицах города стали возводить баррикады.

В распоряжении Генриха III оставались одни наемники. Король покинул Париж и скрылся в Шартре. Власть в Париже оказалась у Гиза. Парижские бюргеры желали восстановить в городе ком­муну и желали примирения и возвращения короля в Париж. Ген­рих III пошел на перемирие и вернулся. Созванные им в октябре 1588 г. в Руане Генеральные штаты были свидетельством новой попытки стабилизировать обстановку в стране. Ассамблея Генеральных штатов решила продолжать войну. Доведенный до отчаяния король приказал убить Генриха Гиза. В декабре 1588 г. Приглашённый в Лувр герцог Гиз был зверски заколот. Генеральные штаты, антиабсолютистскую позицию которых поддерживал Гиз, были распущены. Похороны Гиза превратились в демонстрацию. Войска короля были разбиты лигёрами. Лига вновь стала центром антироялистского движения, ведшего к образованию городских республик и креплению сепаратистских тенденций. Франция, к укреплению единства которой на протяжении второй половины XV - первой половины XVI в. стремились короли, подверглась расколу. В этой экстремальной ситуации в соответствии с договором с Генрихом Наваррским, заключенным в апреле 1588 г. Генрих III присоединяется со своими отрядами к гугеноту. Целью предполагаемой операции становится Париж. Однако последнему королю династии Валуа не суждено было осуществить свой план. В августе 1589 г. он был заколот доминиканским монахом Жаком Клеманом, пробравшимся в его военный лагерь. Начавшийся период безвластья стал не менее тяжелым, чем предыдущие годы. Францию опустоши­ли дворянские отряды и иноземные наемники. Испанский король Филипп II в 1592 г. ввел в Париж из Нидерландов свой гарнизон . Во многих городах вспыхнули восстания, пришло в движение и кресть­янство. Страна оказалась на грани национальной катастрофы. Развернула свои решительные действия армия Генри­ха Наваррского , в середине 1598 г. приблизиться к Парижу и начать осаду, сжег в окрестностях все мельници и разобрал мосты. Париж сопротивлялся около трех месяцев: воен­ные силы города превосходили армию Генриха Наваррского. В городе продолжала работу ассамблея Католической лиги, обсуждался вопрос о престолонаследии. Это обстоя­тельство подтолкнуло Генриха Наваррского к решению о принятии католичества: «Париж стоил мессы». Торжественное отрече­ние от кальвинизма состоялось в июле 1593 г. в соборе Сен-Дени, за этим в феврале 1594 г. последовала коронация в Шартре. Генрих Бурбон, король Наварры, стал королем Франции под именем Генриха IV (1594-1610). На престоле утвердилась династия Бурбонов. Спустя месяц, в марте 1594 г., Генрих IV вошел в Париж. Генрих IV принял разумное решение не преследовать своих противников и не конфисковывать их имущество.

Ген­рих IV попытался прежде всего разрешить конфессиональный конф­ликт.

Гарантией мира в послевоенной Франции стал Нантский эдикт , обнародованный Генрихом IV в 1598 г.

Воззвание Генерального Совета Международного Товарищества Pабочих», произв. К.Маркса, в к-ром на основе обобщения историч. опыта Парижской Коммуны 1871 была развита марксистская теория классовой борьбы, революции, гос-ва и диктатуры пролетариата. Написано в апр.- мае, опубликовано в июне 1871 в форме воззвания Ген. совета 1-го Интернационала, в 1871-72 переведено на ряд языков (в т. ч. на рус. яз.) и издано в разных странах. В теоретич. отношении наиболее важной является 3-я глава.

Анализируя события первой пролет. революции, Маркс раскрыл сущность Парижской Коммуны: «Ее настоящей тайной было вот что: она была, по сути дела, правительством рабочего класса, результатом борьбы производительного класса против класса присваивающего; она была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 17, с. 346). Переиздавая в 1891 «Г. в. во Ф.», Энгельс в своем введении, датированном днем двадцатой годовщины Парижской Коммуны, также подчеркивал: «Это была диктатура пролетариата» (там же, т. 22, с. 201).

В «Г. в. во Ф.» Маркс существенно развил дальше положение о необходимости слома бурж. гос. машины, впервые сформулированное им в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1851-52): 1) он конкретизирует теперь само понятие слома, дифференцирует этот сложный процесс: «Задача состояла в том, чтобы отсечь чисто угнетательские органы старой правительственной власти, ее же правомерные функции отнять у такой власти, которая претендует на то, чтобы стоять над обществом, и передать ответственным слугам общества» (там же, т. 17, с. 344); различая правомерные и чисто угнетательские функции гос-ва, Маркс углубляет понимание его классовой сущности; 2) в характерных чертах зарождающегося пролет. гос-ва он увидел теперь ту политич. форму, к-рая должна заменить разбитую гос. машину буржуазии; это должно быть гос-во типа Парижской Коммуны.

Маркс развивает здесь высказанную еще в «Немецкой идеологии» мысль о революции как двуедином процессе изменения обстоятельств и самих людей (см. там же, с. 347). В черновых набросках Маркс обращает внимание на тот факт, что возникшее пролет. гос-во не устраняет сразу классовой борьбы, но оно создает условия, при к-рых «...эта классовая борьба может проходить через свои различные фазы наиболее рациональным и гуманным путем»; высказывает важную мысль о необходимости «...гармоничной национальной и интернациональной координации общественных форм производства» (там же, с. 553).