Биографии Характеристики Анализ

Примеры рационального использования пользование человека. Природопользование нерациональное

Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

Билет № 4

1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.

3. Определœение и сравнение средней плотности населœения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.

Вся история человеческого общества - это история его взаимодействия с природой. Человек с давних пор использует её в своих хозяйственных целях: охота͵ собирательство, рыболовство, в качестве природных ресурсов.

На протяжении нескольких тысячелœетий характер связей человечества с окружающей средой претерпел большие изменения.

Этапы влияния общества на природную среду:

1) около 30 тысяч лет назад - собирательство, охота и рыболовство. Человек приспосабливался к природе, а не изменял её.

2) 6-8 тысяч лет назад - сельскохозяйственная революция: переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; происходило слабое преобразование естественных ландшафтов.

3) средние века - увеличение нагрузки на землю, развитие ремёсел; потребовалось более широкое вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов.

4) 300 лет назад - промышленная революция: быстрое преобразование естественных ландшафтов; рост масштабов воздействия человека на окружающую среду.

5) с середины XX века - современный этап научно-технической революции: коренные сдвиги в технической базе производства; наблюдаются резкие сдвиги в системе ʼʼобщество - природная средаʼʼ.

Сегодня активная роль человека в использовании природы нашла своё отражение в природопользовании как особой сфере хозяйственной деятельности.

Природопользование - совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.

Виды природопользования:

1) рациональное;

2) нерациональное.

Рациональное природопользование - отношение к природе, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ означает прежде всœего заботу о сохранении экологического равновесия в окружающей среде и полностью исключает восприятие природы в качестве неисчерпаемой кладовой.

Данное понятие предполагает интенсивное развитие экономики - ʼʼвглубьʼʼ, за счёт более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, применения малоотходных технологий, создания культурных ландшафтов, охраны видов животных и растений, создания заповедников и т.п.

К сведению:

· В мире насчитывается более 2.5 тысяч крупных заповедников, резерватов, природных и национальных парков, которые вместе занимают площадь 2.7 % земной суши. Крупнейшие по площади национальные парки находятся в Гренландии, Ботсване, Канаде, на Аляске.

· В наиболее развитых странах использование вторичного сырья в производстве чёрных и цветных металлов, стекла, бумаги, пластмасс уже достигает 70 % и более.

Нерациональное природопользование - отношение к природе, при котором не учитываются требования охраны окружающей среды, её улучшения (потребительское отношение к природе).

Такой подход предполагает экстенсивный путь развития экономики, ᴛ.ᴇ. ʼʼвширьʼʼ, благодаря вовлечению в хозяйственный оборот всё новых и новых географических районов и природных ресурсов.

Примеры такого отношения:

Уничтожение лесов;

Процесс опустынивания из-за неумеренного выпаса скота;

Истребление некоторых видов растений и животных;

Загрязнение вод, почв, атмосферы и т.п.

К сведению:

· Подсчитано, что один человек за свою жизнь ʼʼизводитʼʼ около 200 деревьев: на жилище, мебель, игрушки, тетради, спички и т.д. Только в виде спичек жители нашей планеты ежегодно сжигают 1.5 млн. кубометров древесины.

· На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-320 кг мусора, в странах Западной Европы - по 150-300 кг, в США - по 500-600 кᴦ. Каждый горожанин в США за год выбрасывает 80 кг бумаги, 250 металлических банок, 390 бутылок.

Сегодня большинство стран проводит политику рационального природопользования; созданы специальные органы охраны окружающей среды; разрабатываются природоохранные программы и законы, различные международные проекты.

И самое главное, что человек должен усвоить при своём взаимодействии с природной средой, это то, что всœе континœенты планеты взаимосвязаны, нарушая равновесие на одном из них, изменяется и другой. Лозунг ʼʼПрирода - мастерская, а человек в ней - работникʼʼ сегодня потерял смысл.

Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования." 2017, 2018.

  • 3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.

    3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.

    1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

    Вся история человеческого общества - это история его взаимодействия с природой. Человек с давних пор использует её в своих хозяйственных целях: охота, собирательство, рыболовство, в качестве природных ресурсов.

    На протяжении нескольких тысячелетий характер связей человечества с окружающей средой претерпел большие изменения.

    Этапы влияния общества на природную среду:

    1) около 30 тысяч лет назад - собирательство, охота и рыболовство. Человек приспосабливался к природе, а не изменял её.

    2) 6-8 тысяч лет назад - сельскохозяйственная революция: переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; происходило слабое преобразование естественных ландшафтов.

    3) средние века - увеличение нагрузки на землю, развитие ремёсел; потребовалось более широкое вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов.

    4) 300 лет назад - промышленная революция: быстрое преобразование естественных ландшафтов; рост масштабов воздействия человека на окружающую среду.

    5) с середины XX века - современный этап научно-технической революции: коренные сдвиги в технической базе производства; наблюдаются резкие сдвиги в системе «общество - природная среда».

    В настоящее время активная роль человека в использовании природы нашла своё отражение в природопользовании как особой сфере хозяйственной деятельности.

    Природопользование - совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.

    Виды природопользования:

    1) рациональное;

    2) нерациональное.

    Рациональное природопользование - отношение к природе, которое означает прежде всего заботу о сохранении экологического равновесия в окружающей среде и полностью исключает восприятие природы в качестве неисчерпаемой кладовой.

    Данное понятие предполагает интенсивное развитие экономики - «вглубь», за счёт более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, применения малоотходных технологий, создания культурных ландшафтов, охраны видов животных и растений, создания заповедников и т.п.

    К сведению:

    · В мире насчитывается более 2.5 тысяч крупных заповедников, резерватов, природных и национальных парков, которые вместе занимают площадь 2.7 % земной суши. Крупнейшие по площади национальные парки находятся в Гренландии, Ботсване, Канаде, на Аляске.

    · В наиболее развитых странах использование вторичного сырья в производстве чёрных и цветных металлов, стекла, бумаги, пластмасс уже достигает 70 % и более.

    Нерациональное природопользование - отношение к природе, при котором не учитываются требования охраны окружающей среды, её улучшения (потребительское отношение к природе).

    Такой подход предполагает экстенсивный путь развития экономики, т.е. «вширь», благодаря вовлечению в хозяйственный оборот всё новых и новых географических районов и природных ресурсов.

    Примеры такого отношения:

    Уничтожение лесов;

    Процесс опустынивания из-за неумеренного выпаса скота;

    Истребление некоторых видов растений и животных;

    Загрязнение вод, почв, атмосферы и т.п.

    К сведению:

    · Подсчитано, что один человек за свою жизнь «изводит» около 200 деревьев: на жилище, мебель, игрушки, тетради, спички и т.д. Только в виде спичек жители нашей планеты ежегодно сжигают 1.5 млн. кубометров древесины.

    · На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-320 кг мусора, в странах Западной Европы - по 150-300 кг, в США - по 500-600 кг. Каждый горожанин в США за год выбрасывает 80 кг бумаги, 250 металлических банок, 390 бутылок.

    В настоящее время большинство стран проводит политику рационального природопользования; созданы специальные органы охраны окружающей среды; разрабатываются природоохранные программы и законы, различные международные проекты.

    И самое главное, что человек должен усвоить при своём взаимодействии с природной средой, это то, что все континенты планеты взаимосвязаны, нарушая равновесие на одном из них, изменяется и другой. Лозунг «Природа - мастерская, а человек в ней - работник» сегодня потерял смысл.

    2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.

    Западная Европа - это более 20 государств, отличающихся историческим, этническим, природным, экономическим, социальным и культурным своеобразием.

    Наиболее крупные страны региона: ФРГ, Италия, Франция, Испания, Великобритания, Швеция и др.

    Характеристики региона Западной Европы:

    1) Экономико-географическое положение:

    а) регион расположен на материке Евразия, на западе части света Европы;

    б) большая часть стран имеет выход к морям, которые являются главными районами мировых морских перевозок (Атлантический океан связывает Европу с Америкой, Средиземное море - Африкой и Азией, Балтийское море - со странами Европы);

    в) рассматриваемый регион граничит с другими экономически развитыми регионами, что положительно влияет на развитие его экономики;

    г) регион находится в относительной близости ко многим развивающимся странам, что означает близость к источникам сырья и дешёвой рабочей силы.

    2) Природные условия и ресурсы:

    · рельеф: сочетание равнинного и горного рельефа;

    · минеральные ресурсы: размещены неравномерно, часть месторождений истощены.

    Промышленные запасы: нефти и газа (Франция, Нидерланды); угля (Рурский бассейн в ФРГ, Уэльский и Ньюкаслинский - в Великобритании и др.); железной руды (Великобритания, Швеция); руды цветных металлов (ФРГ, Испания, Италия); калийных солей (ФРГ, Франция). В целом обеспечение данного региона хуже, чем Северной Америки и др. регионов.

    · почвы: весьма плодородны (бурые лесные, коричневые, серо-коричневые);

    · земельные ресурсы: большая часть земель занята под пашни и пастбища.

    · климат: преобладание умеренного климатического пояса, на юге - субтропического, на севере - субарктического; температуры лета (8-24 градуса выше нуля) и зимы (от минус 8 до плюс 8 градусов); количество осадков колеблется от 250 до 2000 мм в год;

    · агроклиматические ресурсы: благоприятны для выращивания таких сельскохозяйственных культур, как рожь, пшеница, лён, картофель, кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, виноград, цитрусовые (на юге) и др. В итоге можно сказать, что регион хорошо обеспечен теплом и влагой, кроме южной части.

    · воды: реки (Рейн, Дунай, Сена, Луара и др.); озёра (Женевское и др.); ледники (в горах);

    · водные ресурсы: обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения составляет 2.5-50 тыс. кубометров за год, что свидетельствует о хорошем, но неравномерном обеспечении.

    · леса: смешанные, широколиственные и хвойные;

    · лесные ресурсы: леса занимают 30 % территории, большая часть из них вырублена; наибольшие запасы в Швеции и Финляндии.

    · ресурсы Мирового океана: в районе Северного моря и шельфовой зоны Бискайского залива добывают нефть и газ; большая часть морей обладает значительными рыбными ресурсами.

    · ресурсы нетрадиционной энергетики: геотермальные источники в Исландии и Италии; перспективно использование энергии ветра во Франции и Дании.

    · рекреационные ресурсы:

    · Западная Европа - центр мирового туризма, 65 % туристов земного шара - во Франции, Испании, Италии и т.п.

    3) Население:

    а) численность - свыше 300 млн. человек;

    б) плотность населения - от 10 до 200 чел./квадр.км;

    в) II тип воспроизводства; рождаемость, смертность и естественный прирост низкие;

    г) преобладание женского населения;

    д) старение населения;

    е) индоевропейская языковая семья:

    · языковые группы и народы: германская (немцы, англичане), романская (французы, итальянцы);

    · межнациональные проблемы в странах: Испания (баски), Франция (корсиканцы), Великобритания (северная часть Ирландии);

    · религии: протестантизм, католицизм;

    ж) уровень урбанизации около 80 %; крупнейшие города: Роттердам, Париж, Рим, Мадрид и т.д.

    з) регион Западной Европы является мировым очагом трудовой миграции (въезд рабочей силы);

    и) трудовые ресурсы: (высококвалифицированные)

    40-60 % - заняты в сфере услуг и торговли;

    30-35 % - в промышленности и строительстве;

    5-10 % - в сельском хозяйстве.

    4) Экономика:

    Западная Европа - один из экономических и финансовых центров мира; по темпам экономического развития в последнее время регион стал отставать от США и Японии.

    Условия, влияющие на развитие:

    Высокий технологический уровень;

    Высококвалифицированный персонал;

    Наличие уникальных природных ресурсов;

    Большая гибкость и приспособленность производственной структуры малых и средних фирм к потребностям мирового рынка.

    Отрасли промышленности:

    а) энергетика базируется на собственных и привозимых ресурсах. В странах севера и юга Европы большое значение имеют гидроресурсы. Исландия использует геотермальную энергию. Регион лидирует в мире по развитию атомной энергетики.

    б) чёрная металлургия:

    Районы старых разработок: Рур в ФРГ, Лотарингия во Франции;

    Ориентация на импорт жёлтой руды привела к сдвигу предприятий к морю: Таранто в Италии, Бремен в ФРГ.

    в) цветная металлургия: использует концентраты руд из Африки и Азии (Германия, Бельгия).

    г) машиностроение определяет индустриальное лицо Западной Европы. Регион производит всё: от простых металлоизделий до самолётов. Особенно хорошо развито автомобилестроение: фирмы «Фольксваген» (ФРГ), «Рено» (Франция), «Фиат» (Италия), «Вольво» (Швеция).

    д) химическая промышленность: ФРГ - производство красителей и пластмассы, Франция - синтетического каучука, Бельгия - химических удобрений и соды, Швеция и Норвегия - лесохимии, Швейцария - фармацевтики.

    Сельское хозяйство характеризуется высокой производительностью и разнообразием. Ввозятся лишь товары тропического земледелия и фуражное зерно. Преобладает животноводство (крупный рогатый скот, овцеводство, свиноводство, птицеводство). Используемые культуры в растениеводстве: пшеница, ячмень, кукуруза, картофель, сахарная свекла (Франция, ФРГ), виноград, маслины, оливки (Италия, Испания).

    Транспорт высокоразвит. Велика роль автомобильного, морского транспорта (порты: Роттердам, Марсель, Гавр и т.д.). Увеличивается доля трубопроводного и авиационного транспорта. Развита густая транспортная сеть.

    5) Внутренние различия региона:

    Высокоразвитые: ФРГ, Франция, Великобритания, Италия;

    Среднеразвитые: Швеция, Испания и т.д.;

    Менее развитые: Португалия, Греция.

    6) Внешние экономические связи: страны объединены в Европейский союз; наблюдается высокий уровень региональной интеграции в рамках Единого европейского экономического пространства.

    3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин.

    Возьмём к примеру - Алжир и Францию, и сравним их показатели.

    · неравномерная плотность населения:

    От 200 до 600 чел./квадратный метр (на побережье);

    От 1 чел./кв.метр и менее (остальная часть);

    · факторы, повлиявшие на подобное распределение людей по территории:

    1) природные: сухой, жаркий климат, малое количество вод, неплодородные почвы на преобладающей территории Алжира не способствуют большой плотности в данных континентальных условиях северной части Африканского материка; значительное увеличение плотности на Средиземноморском побережье (север страны), является следствием более мягкого климата, больших запасов питьевой воды и т.д.;

    2) исторические: издавна большая часть Алжира - район кочевого проживания населения.

    · плотность населения высокая, его размещение более равномерное, чем в Алжире:

    От 50 до 200 чел./кв.метр (в среднем по стране);

    До 600 чел./кв.метр и более (в районе Парижа);

    · факторы, повлиявшие на такое распределение:

    1) природные: благоприятный климат, достаточное количество осадков, нет резких перепадов температур, как в пустынях Алжира; плодородные почвы; обилие рек, озёр; выходы к морям;

    2) исторические: давность освоения этой территории;

    3) экономические: промышленно развитый регион.

    3-ий вопрос в билете нагляднее всего рассматривать на примерах довольно контрастных по всем показателям (природным, экономическим, историческим, социальным и т.д.) стран - таких, как страны Африки, Азии в сравнении с государствами Западной Европы.

    Билет № 5

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. Нижегородский филиал

    Реферат по естествознанию на тему:

    Выполнила:

    Студентка 1 курса ДЛС-401

    Игумнова Анна

    Учитель: Куликова Т.В.

    Введение

    Нерациональное природопользование

    Пути решения проблемы

    Заключение

    Введение

    Современный мир - это мир сильных и часто разрушительных воздействий человека на природу в процессе использования природных ресурсов, необходимых для жизнедеятельности человеческого общества. Этот комплекс взаимоотношений общества и природы принято называть природопользованием.

    Природопользование - это комплекс мер, направленных обществом на изучение, освоение и использование природной оболочки.

    Различают нерациональное и рациональное природопользование. Приведенное выше определение относится скорее к нерациональному природопользованию. Рациональное природопользование не отрицает хозяйственной деятельности, но предполагает снижение его негативного влияния на природу.

    Рациональное природопользование - это комплекс мер, направленных обществом на изучение, освоение и использование природной оболочки, а также на прогноз последствий этого использования, на ликвидацию этих последствий или сведение их к возможному минимуму.

    В качестве примеров рационального природопользования иногда приводят создание крупных заповедников и национальных парков. Вряд ли это правильно, поскольку может возникнуть впечатление, что рациональное природопользование возможно только при отсутствии хозяйственной деятельности. Примером рационального природопользования является применение безотходных технологий, замкнутых производственных циклов, использование современных очистных сооружений, экологически чистых видов топлива.

    Однако преобладающим видом природопользования на планете в настоящее время остается нерациональное природопользование. Человечество, понимая вред нерационального природопользования, по-прежнему использует опасные методы освоения и переработки природных ресурсов Земли. Почему? Причина самая простая - экономическая.

    Нерациональное природопользование не требует усилий и затрат, направленных на преодоление негативных последствий хозяйственной деятельности. Оно оказывается более простым, дешевым и, как следствие, экономически выгодным.

    Нерациональное природопользование

    природопользование легкодоступный истощение ресурс

    Нерациональное природопользование - это система природопользования, при которой в больших количествах и не полностью используются легкодоступные природные ресурсы, что приводит к быстрому истощению ресурсов. В этом случае производится большое количество отходов и сильно загрязняется окружающая среда.

    Такой вид природопользования приводит к экологическим кризисам и экологическим катастрофам.

    Экологический кризис -- это критическое состояние окружающей среды, которое угрожает существованию человека.

    Экологическая катастрофа -- изменения в природной среде, нередко вызванные воздействием хозяйственной деятельности человека, техногенной аварией или природным катаклизмом, приведшие к неблагоприятным изменениям в природной среде и сопровождающиеся массовой гибелью людей или ущербом здоровью населения региона, гибелью живых организмов, растительности, большими потерями материальных ценностей и природных ресурсов.

    Последствия нерационального природопользования:

    Уничтожение лесов;

    Процесс опустынивания из-за неумеренного выпаса скота;

    Истребление некоторых видов растений и животных;

    Загрязнение вод, почв, атмосферы и т.п.

    Ущербы, связанные с нерациональным природопользованием.

    Исчислимые ущербы:

    а) экономические:

    потери вследствие снижения продуктивности биогеоценозов;

    потери вследствие снижения производительности труда, вызванного ростом заболеваемости;

    потери сырья, топлива и материалов в связи с выбросами;

    затраты вследствие сокращения срока службы зданий и сооружений;

    б) социально-экономические:

    затраты в области здравоохранения;

    потери вследствие миграции, вызванной ухудшением качества среды;

    дополнительные затраты на отдых:

    Условно-исчислимые:

    а) социальные:

    увеличение смертности, патологических изменений в организме людей;

    психологический ущерб вследствие неудовлетворенности населения качеством среды;

    б) экологические:

    необратимые разрушения уникальных экосистем;

    исчезновение видов;

    генетический ущерб.

    Пути решения проблемы

    1.Восстановление лесных ландшафтов после вырубок и пожаров, интенсификация побочных лесопользований, восстановление биоразнообразия, повышение биопродуктивности

    2. Сохранение диких животных и растений в ботсадах, зоопарках, питомниках, специальных вольерах; использование генофонда для изучения, пополнения естественных популяций, экспонирования, гибридизации, интродукции

    3. Расчистка, реставрация угодий, увеличение площади производительных земель для нужд сельского хозяйства, влагозадержание

    4. Рациональное распределение и расходование водных ресурсов, развитие поливного земледелия, осушение переувлажненных территорий, повышение продуктивности сельского хозяйства

    5. Для улучшения состояния воздушной среды необходимо шире внедрять бестопливные источники энергии, установить на промышленных предприятиях оборудование по очистке выбросов, автомобильный транспорт обеспечить эффективными нейтрализаторами выхлопных газов.

    Заключение

    В настоящее время проходя по улице, пребывая на отдыхе можно обратить внимание на загрязненную атмосферу, воду и почву. Хотя и можно говорить о том, что природных ресурсов России хватит еще на века, но увиденное заставляет задуматься о последствиях нерационального природопользования.

    Ведь если все так и будет продолжаться, то этих многочисленных запасов через сто лет будет катастрофически мало. Ведь нерациональное природопользование приводит к истощению (и даже исчезновению) природных ресурсов.

    Существуют факты, которые реально заставляют задуматься над этой проблемой:

    1.Подсчитано, что один человек за свою жизнь «изводит» около 200 деревьев: на жилище, мебель, игрушки, тетради, спички и т.д. Только в виде спичек жители нашей планеты ежегодно сжигают 1.5 млн. кубометров древесины.

    2. На каждого жителя Москвы в среднем за год приходится 300-320 кг мусора, в странах Западной Европы - по 150-300 кг, в США - по 500-600 кг. Каждый горожанин в США за год выбрасывает 80 кг бумаги, 250 металлических банок, 390 бутылок.

    Таким образом, пора задуматься о последствиях человеческой деятельности и сделать вывод каждому человеку, живущему на этой планете.

    Если продолжать нерациональное природопользование, то в скором времени источники природных ресурсов просто опустошаться, что приведет к гибели цивилизации и всего мира.

    Список литературы

    1. https://ru.wikipedia.org/

    2. Олейник А.П «География. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы»,2014.

    3. Потравный И.М., Лукьянчиков Н.Н. «Экономика и организация природопользования», 2012.

    4. Скуратов Н.С, Гурина И.В «Природопользование: 100 экзаменационных ответов»,2010.

    5. Е. Полиевктова «Кто есть кто в экономике природопользования»,2009.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Влияние постоянного природопользования человека на окружающую среду. Сущность и цели рационального природопользования. Признаки нерационального природопользования. Сравнение рационального и нерационального природопользования, их иллюстрация примерами.

      контрольная работа , добавлен 28.01.2015

      Природные ресурсы и их классификация: космические ресурсы, климатические ресурсы, водные ресурсы. Энергетические ресурсы: возобновимые и невозобновимые. Общие инженерные принципы природопользования. Очистка газов от пыли: принципы, методы и схемы.

      реферат , добавлен 25.10.2007

      Взаимодействие человека с природой. Природопользование и его планирование. Состояние экологии в результате экономической деятельности. Мониторинг системы стратегического планирования. Пути решения проблемы природопользования в Российской Федерации.

      реферат , добавлен 27.09.2007

      Жизнедеятельность организмов. Непосредственная среда жизнедеятельности человека. Сущность и структура природопользования. Суть проблемы оптимизации природной среды. Основания природопользования. Природные ресурсы и ущерб от загрязнения природной среды.

      дипломная работа , добавлен 16.10.2008

      Природные ресурсы как элементы природы, которые используются при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения потребностей общества и общественного производства. Классификация природных ресурсов. Принцип платности природопользования.

      лекция , добавлен 15.11.2009

      Понятие и задачи науки природопользования, рациональное и нерациональное природопользование. Назначение, формы и методы экологического контроля. Капитальные затраты при восстановлении окружающей среды, экологический аудит, паспортизация и сертификация.

      контрольная работа , добавлен 26.03.2010

      Ресурсы Республики Мордовии и их использование: водные, животные, лесные ресурсы и полезные ископаемые. Особо охраняемые территории и введение Красной книги, загрязнение атмосферы, отходы производства и потребления. Охрана объектов природопользования.

      курсовая работа , добавлен 14.11.2012

      Основные этапы формирования природоохранной концепции. Характеристика компонентов природопользования. Задачи и способы защиты окружающей среды. Методы очистки воды. Нерациональное и рациональное природопользование. Принцип "экологичное - экономично".

      контрольная работа , добавлен 04.05.2011

      Нерациональное природопользование: понятие и последствия. Оптимизация использования ресурсов в процессе производства. Охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности. Необходимость создания особо охраняемых природных территорий.

      реферат , добавлен 27.05.2014

      Сущность, объект, предмет, основные меры и средства рационального природопользования. Классификация и характеристика природных ресурсов. Принципы экологического нормирования. Состав показателей и нормативы качества окружающей среды и пределы их изменений.

    Природопользование — это деятельность человеческого общества, направленная на путем использования .

    Выделяют рациональное и нерациональное природопользование.

    Нерациональное природопользование

    Нерациональное природопользование - это система природопользования, при которой в больших количествах и не полностью используются легкодоступные природные ресурсы, что приводит к быстрому истощению ресурсов. В этом случае производится большое количество отходов и сильно загрязняется окружающая среда.

    Нерациональное природопользование характерно для хозяйства, развивающегося путем нового строительства, освоения новых земель, использования природных ресурсов, увеличения числа работающих. Такое хозяйство приносит сначала неплохие результаты при сравнительно низком научно-техническом уровне производства, но быстро приводит к уменьшению природных и трудовых ресурсов.

    Рациональное природопользование

    — это система природопользования, при которой достаточно полно используются добываемые природные ресурсы, обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов, полно и многократно используются отходы производства (т.е. организовано безотходное производство), что позволяет значительно уменьшить загрязнение окружающей среды.

    Рациональное природопользование характерно для интенсивного хозяйства, которое развивается на основе научно-технического прогресса и хорошей организации труда при высокой производительности труда. Примером рационального природопользования может быть безотходное производство, в котором полностью используются отходы, в результате чего снижается расход сырья и сводится к минимуму загрязнение окружающей среды.

    Одним из видов безотходного производства является многократное использование в технологическом процессе воды, взятой из рек, озер, буровых скважин и т.д. Использованная вода очищается и вновь участвует в производственном процессе.

    Система мер, направленных на поддержание взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, называется охраной природы. Охрана окружающей среды — это комплекс различных мероприятий, направленных на обеспечение функционирования природных систем. Рациональное природопользование подразумевает обеспечение экономной эксплуатации природных ресурсов и условий существования человечества.

    К системе особо охраняемых природных территорий относятся заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы. Инструментом контроля состояния биосферы является мониторинг окружающей среды — система непрерывных наблюдений за состоянием природной среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.

    Охрана природы и рациональное природопользование

    В процессе становления науки экологии произошло смешение понятий о том, что определяет суть этой науки в общем и структуру экологического цикла наук в частности. Экологию стали трактовать как науку об охране и рациональном использовании природы. Автоматически все, что касается природного окружения, стали называть экологией, в том числе охрану природы и охрану окружающей человека среды.

    При этом два последних понятия были искусственно смешаны и в настоящее время рассматриваются в комплексе. Исходя из конечных целей охрана природы и охрана окружающей среды близки между собой, но все же не идентичны.

    Охрана природы нацелена прежде всего на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей средой с целью сохранения и восстановления природных ресурсов и предупреждения вредного влияния результатов хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека.

    Охрана окружающей среды концентрирует свое внимание прежде всего на потребностях самого человека. Это комплекс различных мероприятий (административно-хозяйственных, технологических, юридических, общественных и пр.), направленных на обеспечение функционирования природных систем, необходимых для сохранения здоровья и благосостояния человека.

    Природопользование направлено на удовлетворение потребностей человека путем рационального использования природных ресурсов и природных условий.

    Природопользование — это рассматриваемая в комплексе совокупность воздействий человечества на географическую оболочку Земли, совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов. Задачи природопользования сводятся к разработке общих принципов осуществления всякой деятельности человека, связанной либо с непосредственным пользованием природой и ее ресурсами, либо с воздействиями на нее.

    Принципы рационального природопользования

    Практическое применение экологического знания можно видеть прежде всего в решении вопросов природопользования. Только экология как наука способна создать научную основу эксплуатации природных ресурсов. Внимание экологии направлено в первую очередь на законы, лежащие в основе естественных природных процессов.

    Рациональное природопользование предполагает обеспечение экономной эксплуатации природных ресурсов и условий с учетом интересов будущих поколений людей. Оно направлено на обеспечение условий существования человечества и получение материальных благ, на максимальное использование каждого природного территориального комплекса, на предотвращение или существенное снижение возможных вредных последствий процессов производства или других видов человеческой деятельности, на поддержание и повышение продуктивности природы, поддержание ее эстетической функции, обеспечение и регулирование экономичного освоения ее ресурсов с учетом сохранения здоровья людей.

    В противовес рациональному, нерациональное природопользование сказывается в снижении качества, растрате и исчерпании природных ресурсов, подрыве восстановительных сил природы, загрязнении окружающей среды, снижении ее оздоровительных и эстетических достоинств. Оно ведет к ухудшению природной среды и не обеспечивает сохранения природно-ресурсного потенциала.

    Природопользование включает:

    • извлечение и переработку природных ресурсов, их охрану, возобновление или воспроизводство;
    • использование и охрану природных условий среды жизни человека;
    • сохранение, восстановление и рациональное изменение экологического равновесия природных систем;
    • регуляцию воспроизводства человека и численности людей.

    Охрана природы, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов — общечеловеческая задача, участвовать в решении которой должен каждый живущий на планете.

    Природоохранная деятельность ориентирована главным образом на сохранение многообразия форм жизни на Земле. Совокупность видов живых организмов на нашей планете создает особый фонд жизни, который называется генофондом. Это понятие шире, чем просто совокупность живых существ. Оно включает не только проявившиеся, но и потенциальные наследственные задатки каждого вида. Мы еще не все знаем о перспективах использования того или иного вида. Существование какого-то организма, кажущееся сейчас ненужным, в будущем может оказаться не только полезным, но и, быть может, спасительным для человечества.

    Главная задача охраны природы — не защита какого-то количества видов растений или животных от угрозы исчезновения, а сочетание высокого уровня продуктивности с сохранением в биосфере широкой сети центров генетического разнообразия. Биологическое разнообразие фауны и флоры обеспечивает нормальный круговорот веществ, устойчивое функционирование экосистем. Если человечество сможет решить эту важную экологическую задачу, в будущем можно рассчитывать на производство новых продуктов питания, лекарственных средств, сырья для промышленности.

    Проблема сохранения биологического разнообразия живых организмов на планете в настоящее время является наиболее острой и значимой для человечества. От того, каким образом будет решена эта проблема, зависит возможность сохранения жизни на Земле и самого человечества как части биосферы.

    Нерациональное природопользование

    Нерациональное природопользование - это система производства, при которой широкомасштабно осваиваются легкодоступные природные ресурсы, при этом происходит их быстрое истощение ввиду не полной переработки. Таким образом, распространяется большое количество отходов и происходит загрязнение окружающей среды.

    Такое природопользование характерно для быстрого развития хозяйства при отсутствии достаточно развитого научно-технического потенциала, и, хотя поначалу такая деятельность может давать неплохие результаты, впоследствии она всё же приводит к пагубным последствиям по отношении к экологической среде.

    Примером нерационального природопользования может служить кампания по освоению целины в СССР в 1955-1965 годы. Причинами провала этой компании послужил ряд факторов: освоение целины началось без подготовки при отсутствии инфраструктуры - не было ни дорог, ни зернохранилищ, ни квалифицированных кадров. Природные условия степей также не принимались во внимание: не учитывались песчаные бури и суховей, не были способы обработки почв и адаптированные к этому типу климата сорта зерновых.

    Стоит отметить, что распашка земель производилась форсированными темпами и при огромных затратах. Благодаря такому колоссальному сосредоточению средств и людей, а также природным факторам новые земли в первые годы давали сверхвысокие урожаи, а с середины 1950-х годов - от половины до трети всего производимого в СССР хлеба. Однако стабильности добиться так и не удалось: в неурожайные годы на целине едва ли могли собрать посевной фонд. Помимо этого из-за нарушения экологического равновесия и эрозии почв в 1962-1963 гг. появились пыльные бури. Так или иначе, освоение целины вступило в стадию кризиса, а эффективность возделывания снизилась на 65 %.

    Все эти данные говорят лишь о том, что освоение почв происходило экстенсивным путём, но к эффективному результату, тем не менее, этот путь так и не привёл. Напротив, структура почв начала разрушаться, уровень урожая заметно уменьшился, а средства так и не оправдали своего вложения. Всё это, безусловно, свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов в попытке быстро и сразу решить все сельскохозяйственные проблемы, не имея в качестве твёрдой опоры ни науки, ни высококачественных технологий, ни соответствующего уровня инфраструктуры, благодаря чему исход мог бы быть совсем иной.

    Различия между рациональным и нерациональным природопользованием

    Сравнив предварительно два понятия рациональное и нерациональное природопользование и проиллюстрировав их на примерах, мы можем соотнести их значения, сравнить и выявить фундаментальные различия между ними. Эти различия можно существенно обозначить в качестве двух путей развития: интенсивного и экстенсивного.

    Первый путь полностью соответствует рациональному природопользованию. Он указывает на эффективное расходование ресурсов, которое вносит ощутимый вклад как в производство в целом, так и в высококлассные безотходные технологии, делая тем самым производство экологически безопасным и не несущим вреда природе. Кроме того интенсивный путь зачастую в полном объёме удовлетворяет культурные и материальные потребности общества.

    Второй же путь, напротив, применим к нерациональному природопользованию. Его основными признаками являются непропорциональное соотношение между затраченными ресурсами и результатом, ориентирование на пространственное (количественное), а не на высокотехнологичное (качественное) значение, а также чаще всего несостоятельность в удовлетворении общественных потребностей. И, наконец, экстенсивный путь наносит колоссальный ущерб по природе посредством действий, не опирающихся на какие-либо научные разработки или технологии, выбросов химически вредных и опасных веществ, прочих отходов производства в окружающую среду. В том числе иногда этот урон может достигать экологической катастрофы и быть причинами отрицательных глобальных процессов и явлений, протекающих по всему миру.

    рациональное нерациональное природопользование