Биографии Характеристики Анализ

Принято считать что письменной речи предшествует. Подготовка к егэ по русскому языку

Вариант № 2454391

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) При сооружении пирамид, помогая профессиональным строителям, крестьяне занимались транспортировкой камня, потому что эта работа не давала им умереть от голода и велась в удобное для них время.

2) Строительство пирамид было непосильным бременем для беднейших слоёв населения.

3) Пирамиды сооружались во время разлива Нила, когда прекращались сельскохозяйственные работы.

4) Когда разливался Нил, крестьянам нечего было делать, и, чтобы не умереть от голода, они вынуждены были против своей воли идти в каменоломни, заниматься транспортировкой камня.

5) Помогая профессильнальным строителям при строительстве пирамид, крестьяне только осуществляли транспортировку камня, при этом этот труд оплачивался.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Таким образом

Следовательно

Потому что

Благодаря этому


Ответ:

Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ТРУД. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 2. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ТРУД , -а; м.

1) Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация т. Производительность т. Право на т.

2) Работа, занятие. Упорный т. Дневные т. Заплатить за т.

3) Усилие, направленное к достижению чего-н. Взять на себя т. сделать что-н. С т. уговорил кого-н .

4) Результат деятельности, работы, произведение. Т. всей жизни. Научный т.

5) Привитие умения и навыков в какой-н. профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки т. Преподаватель по т.


(2)Труд на каменоломнях и транспортировке огромных каменных блоков был, несомненно, чрезвычайно тяжёлым, но за него платили деньги, а если учесть, что строительство велось во времена разлива Нила, когда крестьянам было нечего делать, то такую работу можно считать благом: она не давала людям умереть от голода.


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

опломбИровать

ободрИть

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Проблема ЭКОНОМИЧЕСКОГО роста и его темпов - одна из важнейших в макроэкономике.

Диетолог выписал пациенту ряд гомеопатических препаратов и помог подобрать ЭФФЕКТНУЮ диету.

ДЕМОКРАТИЧНЫЙ стиль управления подразумевает гармоничное распределение инициативы и ответственности между руководством и подчинёнными.

Вынос Боевого Знамени ВОИНСКОЙ части производится в порядке, установленном Строевым уставом

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

ПОЛОЩУЩИЙ бельё

много ВИШЕН

БОЛЕЕ ВЫШЕ прыгнуть

опытные ТРЕНЕРЫ

Ответ:

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Мне захотелось узнать, как разводить и ухаживать за первоцветами в домашних условиях.

2) Согласно плана в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.

4) Орхидеи, появившись на Земле вместе с другими цветковыми растениями, начали активно развиваться 40 миллионов лет назад.

5) Некоторые орхидеи выработали ложные приманки, основанные на пищевых инстинктах.

6) Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящим за его состоянием.

7) Благодаря языку мы можем познакомиться с теми идеями, которые были высказаны задолго до нашего рождения.

8) В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

нач..нать

р..дители

к..чаться

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..толковый, во..пользоваться;

пр..лестный, пр..клеивать;

о..делаться (испугом), по..тасовывать;

без..сходность, дез..нфекция;

кар..ерный, из..ясняться.

Ответ:

молодц..ватый

изнаш..вать

недоум..вать

кварц..вый

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

несмолка..мый

толка..шь

знач..мый

обурева..мый

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Лежа хлеба (не)добудешь.

Лучше (не)досолить, чем пересолить.

(Не)видно сегодня ни одного белеющего паруса.

Через окна, еще (не)закрытые на ночь, комната наполнилась удивительно свежим воздухом.

Утром ничто (не)напоминало вчерашнюю бурю.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) ни говорил гость, Катерина смотрела ТАК(ЖЕ) строго, как и прежде.

Только с признанием Ильи Ильича Ольге (В)НАЧАЛЕ второй части «Обломова» возникает завязка, а (ЗА)ТЕМ и действие романа, отсутствовавшее в первых главах.

(С)НАЧАЛА Марина держалась в деревне неуверенно и даже, увидев вдалеке Лену, зашла в высокую густую рожь, поросшую васильками, ЧТО(БЫ) только не попасться соседке на глаза.

Обломов рисует Штольцу свой идеал семейной жизни со ссылкой на духовные запросы, неведомые его предкам, но (В)ЦЕЛОМ выдерживая патриархально-идиллический дух: прогулки (В)ДВОЁМ после сытного завтрака, неспешные беседы с друзьями.

ГДЕ(ТО) в лесу раздавался протяжный вой, однако (НИ)КТО из охотников даже не вздрогнул.

Ответ:

Укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) пишется НН.

За прилавками с белокоча(1)ой капустой, за россыпями золотого лука, ра(2)их сортов моркови, за бочонками с мочё(3)ыми яблоками и солё(4)ыми огурцами, за поросячьими тушками стояли в белых фартуках продавцы.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович.

2) Свияжский был не только умный но и очень образованный человек.

4) Всё в комнате затихло и слышалось только слабое потрескивание восковых свечей.

5) Где-то в передней гремит ведёрко и слышится тихий плеск воды.

Ответ:

Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

Ответ:

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вам (1) по-моему (2) следует (3) всё-таки (4) проконсультироваться перед проведением эксперимента с работниками лаборатории.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

С самого начала июня (1) танковые соединения противника находились в центре внимания разведки (2) текущие донесения (3) которой (4) постоянно обсуждались на заседаниях генерального штаба.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

Ответ:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Письменная речь в общении вытесняет сегодня устную.

2) Чтобы владеть родным языком в совершенстве, необходимо ежедневно работать над своей речью.

3) Современная молодёжь активно общается в социальных сетях.

4) Интерес к русскому языку проявляется в обеспокоенности его судьбой.

5) Современные школьники изучают не только родной язык, но и иностранные языки.


(По М. А. Кронгаузу*)

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Предложение 3 объясняет содержание предложения 2.

2) В предложениях 4-7 содержится рассуждение.

3) В предложениях 8-10 представлено повествование.

4) Предложения 21-22 содержат рассуждение.

5) Предложения 30-35 включают описание.


(1)Современное общество озабочено тем, что язык начал изменяться.

(2)Особенно заметно происходит экспансия письменной речи, которая вытесняет устную из разных сфер. (З)Если раньше мы общались, разговаривали прежде всего устно, а письменная речь всё-таки служила для хранения, для передачи информации на расстоянии, через время, то сегодня письменная речь, вытесняя устную из некоторых сфер диалога, приобретает некую устность.

(4)Возникают разные способы оживления письменной речи, придания ей устности. (5)Собственно, в этом и состоят её сегодняшние изменения. (б)Означает ли это, что люди перестали разговаривать? (7)Думаю, что нет. (8)Я думаю, что, конечно, есть люди, которые полностью уходят в Интернет, и это ненормально. (9)Но для многих это спасение, потому что есть люди, которые всё-таки не приспособлены для устного общения, которые слишком застенчивы. (10)А здесь они вполне могут себя чувствовать уверенно; кто-то одинок, а в Интернете всегда можно найти собеседника. (11)И что показательно: русский язык, как мы знаем, в Интернете вышел, вырвался на второе место. (12)На самом деле он идёт примерно на равных с немецким языком, очень сильно отставая от английского, но тем не менее... (13) И чем больше русский язык присутствует в Интернете, тем больше он испытывает на себе давление новых условий коммуникации.

(14)Но я думаю, что молодое поколение находит какой-то разумный баланс. (15)Конечно, если мы посмотрим, скажем, на пятидесятилетнего и двадцатилетнего, то увидим, что их отношение к социальным сетям различно. (16)Для пятидесятилетнего или шестидесятилетнего есть вопрос: начинать функционировать в социальных сетях или не начинать? (17)А для двадцатилетнего этого вопроса в принципе нет. (18)То есть он будет белой вороной, если он не начнёт. (19)Так что в этом смысле мир изменился. (20)Письменной речи стало больше, она стала более устной, но всё-таки люди не онемели, просто немножко нарушился существовавший баланс.

(21)Для нас это непривычно, но пока, мне кажется, пути обратно нет. (22)Сегодняшние социальные сети и все эти гаджеты, про которые сегодня так много говорят, вовлекают человека в бесконечную коммуникацию, чего раньше не было.

(23)Так что, безусловно, изменения происходят, и я не то чтобы говорю, что всё правильно и всё замечательно. (24)Но вот так развивается мир, и можно по- разному к этому относиться, но я не могу этого изменить, значит, я, скорее, должен это описывать и фиксировать, чем ахать и охать по этому поводу. (25)Тем более что я вижу по своим детям: мы общаемся между собой, хотя они, конечно, довольно много времени проводят в Интернете. (26)Да и я теперь довольно много там провожу времени!

(27)И возникает вопрос: надо или не надо волноваться. (28)Как лингвист, я не очень волнуюсь, потому что понимаю, что это всё в результате окажется сбалансировано. (29)Но всё же я думаю, что наше волнение только на пользу языку, потому что всегда этот баланс возникает в борьбе противоположностей, в борьбе языковых радикалов и языковых консерваторов.

(30)И волноваться, мне кажется, стоит! (31)Это не так давно произошло, фактически лет десять-пятнадцать мы так активно обсуждаем проблемы русского языка, в 1990-е это не обсуждалось. (32)В советское время это обсуждалось, но только с точки зрения пуризма, например, с точки зрения невозможности говорить слово «пока», потому что это вульгарно и недопустимо. (ЗЗ)Но мы видим, что «пока» говорят все, и образованные люди в том числе. (34)Так что само волнение я расцениваю, скорее, как положительный фактор. (35)3начит, нам интересен русский язык!

(По М. А. Кронгаузу*)

* Максим Анисимович Кронгауз - доктор филологических наук, автор научных монографий и многочисленных публикаций в периодических и интернет-изданиях.

Ответ:

Из предложения 2 выпишите антонимы (антонимическую пару).


(1)Современное общество озабочено тем, что язык начал изменяться.

(2)Особенно заметно происходит экспансия письменной речи, которая вытесняет устную из разных сфер. (З)Если раньше мы общались, разговаривали прежде всего устно, а письменная речь всё-таки служила для хранения, для передачи информации на расстоянии, через время, то сегодня письменная речь, вытесняя устную из некоторых сфер диалога, приобретает некую устность.

(4)Возникают разные способы оживления письменной речи, придания ей устности. (5)Собственно, в этом и состоят её сегодняшние изменения. (б)Означает ли это, что люди перестали разговаривать? (7)Думаю, что нет. (8)Я думаю, что, конечно, есть люди, которые полностью уходят в Интернет, и это ненормально. (9)Но для многих это спасение, потому что есть люди, которые всё-таки не приспособлены для устного общения, которые слишком застенчивы. (10)А здесь они вполне могут себя чувствовать уверенно; кто-то одинок, а в Интернете всегда можно найти собеседника. (11)И что показательно: русский язык, как мы знаем, в Интернете вышел, вырвался на второе место. (12)На самом деле он идёт примерно на равных с немецким языком, очень сильно отставая от английского, но тем не менее... (13) И чем больше русский язык присутствует в Интернете, тем больше он испытывает на себе давление новых условий коммуникации.

(14)Но я думаю, что молодое поколение находит какой-то разумный баланс. (15)Конечно, если мы посмотрим, скажем, на пятидесятилетнего и двадцатилетнего, то увидим, что их отношение к социальным сетям различно. (16)Для пятидесятилетнего или шестидесятилетнего есть вопрос: начинать функционировать в социальных сетях или не начинать? (17)А для двадцатилетнего этого вопроса в принципе нет. (18)То есть он будет белой вороной, если он не начнёт. (19)Так что в этом смысле мир изменился. (20)Письменной речи стало больше, она стала более устной, но всё-таки люди не онемели, просто немножко нарушился существовавший баланс.

(21)Для нас это непривычно, но пока, мне кажется, пути обратно нет. (22)Сегодняшние социальные сети и все эти гаджеты, про которые сегодня так много говорят, вовлекают человека в бесконечную коммуникацию, чего раньше не было.

(23)Так что, безусловно, изменения происходят, и я не то чтобы говорю, что всё правильно и всё замечательно. (24)Но вот так развивается мир, и можно по- разному к этому относиться, но я не могу этого изменить, значит, я, скорее, должен это описывать и фиксировать, чем ахать и охать по этому поводу. (25)Тем более что я вижу по своим детям: мы общаемся между собой, хотя они, конечно, довольно много времени проводят в Интернете. (26)Да и я теперь довольно много там провожу времени!

(27)И возникает вопрос: надо или не надо волноваться. (28)Как лингвист, я не очень волнуюсь, потому что понимаю, что это всё в результате окажется сбалансировано. (29)Но всё же я думаю, что наше волнение только на пользу языку, потому что всегда этот баланс возникает в борьбе противоположностей, в борьбе языковых радикалов и языковых консерваторов.

(30)И волноваться, мне кажется, стоит! (31)Это не так давно произошло, фактически лет десять-пятнадцать мы так активно обсуждаем проблемы русского языка, в 1990-е это не обсуждалось. (32)В советское время это обсуждалось, но только с точки зрения пуризма, например, с точки зрения невозможности говорить слово «пока», потому что это вульгарно и недопустимо. (ЗЗ)Но мы видим, что «пока» говорят все, и образованные люди в том числе. (34)Так что само волнение я расцениваю, скорее, как положительный фактор. (35)3начит, нам интересен русский язык!

(По М. А. Кронгаузу*)

* Максим Анисимович Кронгауз - доктор филологических наук, автор научных монографий и многочисленных публикаций в периодических и интернет-изданиях.

(2)Особенно заметно происходит экспансия письменной речи, которая вытесняет устную из разных сфер. (З)Если раньше мы общались, разговаривали прежде всего устно, а письменная речь всё-таки служила для хранения, для передачи информации на расстоянии, через время, то сегодня письменная речь, вытесняя устную из некоторых сфер диалога, приобретает некую устность.


Ответ:

Среди предложений 30-35 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи подчинительного союза. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Современное общество озабочено тем, что язык начал изменяться.

(2)Особенно заметно происходит экспансия письменной речи, которая вытесняет устную из разных сфер. (З)Если раньше мы общались, разговаривали прежде всего устно, а письменная речь всё-таки служила для хранения, для передачи информации на расстоянии, через время, то сегодня письменная речь, вытесняя устную из некоторых сфер диалога, приобретает некую устность.

(4)Возникают разные способы оживления письменной речи, придания ей устности. (5)Собственно, в этом и состоят её сегодняшние изменения. (б)Означает ли это, что люди перестали разговаривать? (7)Думаю, что нет. (8)Я думаю, что, конечно, есть люди, которые полностью уходят в Интернет, и это ненормально. (9)Но для многих это спасение, потому что есть люди, которые всё-таки не приспособлены для устного общения, которые слишком застенчивы. (10)А здесь они вполне могут себя чувствовать уверенно; кто-то одинок, а в Интернете всегда можно найти собеседника. (11)И что показательно: русский язык, как мы знаем, в Интернете вышел, вырвался на второе место. (12)На самом деле он идёт примерно на равных с немецким языком, очень сильно отставая от английского, но тем не менее... (13) И чем больше русский язык присутствует в Интернете, тем больше он испытывает на себе давление новых условий коммуникации.

(14)Но я думаю, что молодое поколение находит какой-то разумный баланс. (15)Конечно, если мы посмотрим, скажем, на пятидесятилетнего и двадцатилетнего, то увидим, что их отношение к социальным сетям различно. (16)Для пятидесятилетнего или шестидесятилетнего есть вопрос: начинать функционировать в социальных сетях или не начинать? (17)А для двадцатилетнего этого вопроса в принципе нет. (18)То есть он будет белой вороной, если он не начнёт. (19)Так что в этом смысле мир изменился. (20)Письменной речи стало больше, она стала более устной, но всё-таки люди не онемели, просто немножко нарушился существовавший баланс.

(21)Для нас это непривычно, но пока, мне кажется, пути обратно нет. (22)Сегодняшние социальные сети и все эти гаджеты, про которые сегодня так много говорят, вовлекают человека в бесконечную коммуникацию, чего раньше не было.

(23)Так что, безусловно, изменения происходят, и я не то чтобы говорю, что всё правильно и всё замечательно. (24)Но вот так развивается мир, и можно по- разному к этому относиться, но я не могу этого изменить, значит, я, скорее, должен это описывать и фиксировать, чем ахать и охать по этому поводу. (25)Тем более что я вижу по своим детям: мы общаемся между собой, хотя они, конечно, довольно много времени проводят в Интернете. (26)Да и я теперь довольно много там провожу времени!

(27)И возникает вопрос: надо или не надо волноваться. (28)Как лингвист, я не очень волнуюсь, потому что понимаю, что это всё в результате окажется сбалансировано. (29)Но всё же я думаю, что наше волнение только на пользу языку, потому что всегда этот баланс возникает в борьбе противоположностей, в борьбе языковых радикалов и языковых консерваторов.

(30)И волноваться, мне кажется, стоит! (31)Это не так давно произошло, фактически лет десять-пятнадцать мы так активно обсуждаем проблемы русского языка, в 1990-е это не обсуждалось. (32)В советское время это обсуждалось, но только с точки зрения пуризма, например, с точки зрения невозможности говорить слово «пока», потому что это вульгарно и недопустимо. (ЗЗ)Но мы видим, что «пока» говорят все, и образованные люди в том числе. (34)Так что само волнение я расцениваю, скорее, как положительный фактор. (35)3начит, нам интересен русский язык!

(По М. А. Кронгаузу*)

* Максим Анисимович Кронгауз - доктор филологических наук, автор научных монографий и многочисленных публикаций в периодических и интернет-изданиях.

Список терминов:

1) контекстные синонимы

2) сравнение

3) фразеологизм

4) ряды однородных членов

6) противопоставление

7) заимствованная лексика

8) вопросно-ответная форма изложения

9) восклицательные предложения


(1)Современное общество озабочено тем, что язык начал изменяться.

(2)Особенно заметно происходит экспансия письменной речи, которая вытесняет устную из разных сфер. (З)Если раньше мы общались, разговаривали прежде всего устно, а письменная речь всё-таки служила для хранения, для передачи информации на расстоянии, через время, то сегодня письменная речь, вытесняя устную из некоторых сфер диалога, приобретает некую устность.

(4)Возникают разные способы оживления письменной речи, придания ей устности. (5)Собственно, в этом и состоят её сегодняшние изменения. (б)Означает ли это, что люди перестали разговаривать? (7)Думаю, что нет. (8)Я думаю, что, конечно, есть люди, которые полностью уходят в Интернет, и это ненормально. (9)Но для многих это спасение, потому что есть люди, которые всё-таки не приспособлены для устного общения, которые слишком застенчивы. (10)А здесь они вполне могут себя чувствовать уверенно; кто-то одинок, а в Интернете всегда можно найти собеседника. (11)И что показательно: русский язык, как мы знаем, в Интернете вышел, вырвался на второе место. (12)На самом деле он идёт примерно на равных с немецким языком, очень сильно отставая от английского, но тем не менее... (13) И чем больше русский язык присутствует в Интернете, тем больше он испытывает на себе давление новых условий коммуникации.

(14)Но я думаю, что молодое поколение находит какой-то разумный баланс. (15)Конечно, если мы посмотрим, скажем, на пятидесятилетнего и двадцатилетнего, то увидим, что их отношение к социальным сетям различно. (16)Для пятидесятилетнего или шестидесятилетнего есть вопрос: начинать функционировать в социальных сетях или не начинать? (17)А для двадцатилетнего этого вопроса в принципе нет. (18)То есть он будет белой вороной, если он не начнёт. (19)Так что в этом смысле мир изменился. (20)Письменной речи стало больше, она стала более устной, но всё-таки люди не онемели, просто немножко нарушился существовавший баланс.

(21)Для нас это непривычно, но пока, мне кажется, пути обратно нет. (22)Сегодняшние социальные сети и все эти гаджеты, про которые сегодня так много говорят, вовлекают человека в бесконечную коммуникацию, чего раньше не было.

(23)Так что, безусловно, изменения происходят, и я не то чтобы говорю, что всё правильно и всё замечательно. (24)Но вот так развивается мир, и можно по- разному к этому относиться, но я не могу этого изменить, значит, я, скорее, должен это описывать и фиксировать, чем ахать и охать по этому поводу. (25)Тем более что я вижу по своим детям: мы общаемся между собой, хотя они, конечно, довольно много времени проводят в Интернете. (26)Да и я теперь довольно много там провожу времени!

(27)И возникает вопрос: надо или не надо волноваться. (28)Как лингвист, я не очень волнуюсь, потому что понимаю, что это всё в результате окажется сбалансировано. (29)Но всё же я думаю, что наше волнение только на пользу языку, потому что всегда этот баланс возникает в борьбе противоположностей, в борьбе языковых радикалов и языковых консерваторов.

(30)И волноваться, мне кажется, стоит! (31)Это не так давно произошло, фактически лет десять-пятнадцать мы так активно обсуждаем проблемы русского языка, в 1990-е это не обсуждалось. (32)В советское время это обсуждалось, но только с точки зрения пуризма, например, с точки зрения невозможности говорить слово «пока», потому что это вульгарно и недопустимо. (ЗЗ)Но мы видим, что «пока» говорят все, и образованные люди в том числе. (34)Так что само волнение я расцениваю, скорее, как положительный фактор. (35)3начит, нам интересен русский язык!

(По М. А. Кронгаузу*)

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Современное общество озабочено тем, что язык начал изменяться.

(2)Особенно заметно происходит экспансия письменной речи, которая вытесняет устную из разных сфер. (З)Если раньше мы общались, разговаривали прежде всего устно, а письменная речь всё-таки служила для хранения, для передачи информации на расстоянии, через время, то сегодня письменная речь, вытесняя устную из некоторых сфер диалога, приобретает некую устность.

(4)Возникают разные способы оживления письменной речи, придания ей устности. (5)Собственно, в этом и состоят её сегодняшние изменения. (б)Означает ли это, что люди перестали разговаривать? (7)Думаю, что нет. (8)Я думаю, что, конечно, есть люди, которые полностью уходят в Интернет, и это ненормально. (9)Но для многих это спасение, потому что есть люди, которые всё-таки не приспособлены для устного общения, которые слишком застенчивы. (10)А здесь они вполне могут себя чувствовать уверенно; кто-то одинок, а в Интернете всегда можно найти собеседника. (11)И что показательно: русский язык, как мы знаем, в Интернете вышел, вырвался на второе место. (12)На самом деле он идёт примерно на равных с немецким языком, очень сильно отставая от английского, но тем не менее... (13) И чем больше русский язык присутствует в Интернете, тем больше он испытывает на себе давление новых условий коммуникации.

(14)Но я думаю, что молодое поколение находит какой-то разумный баланс. (15)Конечно, если мы посмотрим, скажем, на пятидесятилетнего и двадцатилетнего, то увидим, что их отношение к социальным сетям различно. (16)Для пятидесятилетнего или шестидесятилетнего есть вопрос: начинать функционировать в социальных сетях или не начинать? (17)А для двадцатилетнего этого вопроса в принципе нет. (18)То есть он будет белой вороной, если он не начнёт. (19)Так что в этом смысле мир изменился. (20)Письменной речи стало больше, она стала более устной, но всё-таки люди не онемели, просто немножко нарушился существовавший баланс.

(21)Для нас это непривычно, но пока, мне кажется, пути обратно нет. (22)Сегодняшние социальные сети и все эти гаджеты, про которые сегодня так много говорят, вовлекают человека в бесконечную коммуникацию, чего раньше не было.

(23)Так что, безусловно, изменения происходят, и я не то чтобы говорю, что всё правильно и всё замечательно. (24)Но вот так развивается мир, и можно по- разному к этому относиться, но я не могу этого изменить, значит, я, скорее, должен это описывать и фиксировать, чем ахать и охать по этому поводу. (25)Тем более что я вижу по своим детям: мы общаемся между собой, хотя они, конечно, довольно много времени проводят в Интернете. (26)Да и я теперь довольно много там провожу времени!

(27)И возникает вопрос: надо или не надо волноваться. (28)Как лингвист, я не очень волнуюсь, потому что понимаю, что это всё в результате окажется сбалансировано. (29)Но всё же я думаю, что наше волнение только на пользу языку, потому что всегда этот баланс возникает в борьбе противоположностей, в борьбе языковых радикалов и языковых консерваторов.

(30)И волноваться, мне кажется, стоит! (31)Это не так давно произошло, фактически лет десять-пятнадцать мы так активно обсуждаем проблемы русского языка, в 1990-е это не обсуждалось. (32)В советское время это обсуждалось, но только с точки зрения пуризма, например, с точки зрения невозможности говорить слово «пока», потому что это вульгарно и недопустимо. (ЗЗ)Но мы видим, что «пока» говорят все, и образованные люди в том числе. (34)Так что само волнение я расцениваю, скорее, как положительный фактор. (35)3начит, нам интересен русский язык!

(По М. А. Кронгаузу*)

ЕГЭ(1-3)- 4балла

В-1

1)Принято считать, что письменной (графически фиксируемой) речи предшествует устная (звучащая) речь, которая исторически намного старше письменной. (2)<…> на самом деле устная речь сравнительно редко предшествует письменной: в ситуациях жизни взрослого человека письменной речи всегда предшествует речь мысленная, а не устная. (3)Пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи,
и редко проговаривает его вслух.

ГЛАВНАЯ

    Предполагают, что устная (звучащая) речь, которая исторически намного старше письменной, редко используется в наше время, в отличие от письменной.

    Обычно считают, что устная речь предшествует письменной, но на самом деле ей предшествует речь мысленная, когда пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи.

    Известно, что в современном цивилизованном обществе устная речь предшествует письменной речи: пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи, как бы проговаривая его вслух.

    Чаще всего письменной речи предшествует не устная речь, когда пишущий проговаривает текст вслух, а мысленная речь, когда пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи.

Поскольку

Кроме того,

Иначе говоря,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    Знать названия и последовательность чисел. С. до десяти .

    кого-что . Определять точное количество кого-чего-н. С. деньги. Цыплят по осени считают (посл.).

    что . Пользоваться какими-л. единицами измерения. С. в килограммах.
    С. температуру по Цельсию, по Фаренгейту.

    кого-что кем-чем, за кого-что или с союзом «что» . Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим человеком. Считаю, что ты не прав .

4б – 5

3б – 4

2б – 3

1б – 2

ЕГЭ(1-3)- 4балла

В-2

1. (1)Естественный отбор как процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам, является в мире животных следствием непрекращающейся борьбы за существование. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

    В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение постепенно накапливаются признаки, полезные для человека.

    Основой естественного отбора является наследственная изменчивость,
    а отбирающим фактором деятельность человека.

    В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.

    Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора
    и оставить после себя полноценное потомство.

    Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают
    и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека.

С другой стороны,

Напротив,

Несмотря на это,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ , -я, м .

    Лицо, которое действует по чьему-н. поручению, выражает чьи-н. интересы, взгляды. П. завода. Полномочный п.

    Тот, кто представляет в своём лице какой-н. разряд, группу людей или какую-н. область деятельности. Лучшие представители офицерства.

    Выразитель чьих-л. интересов, мнений, взглядов и т.п. П. потребностей народа. Быть представителем чьих-л. интересов.

    Типичный образец того или иного разряда животных, растений и т.п. Этот цветок п. северной флоры.

4б – 5

3б – 4

2б – 3

1б – 2

ЕГЭ(1-3)- 4балла

В-3

1. (1)Известный учёный-психолог Л.С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления человеческой психики. (2)<…> объяснение этим проявлениям надо искать в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой. (3)Он, например, любил повторять: те, кто надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершают ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

    Известный учёный-психолог Л.С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления психики людей, а поиск этих объяснений вести в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой, а не внутри индивидуума.

    Выдающийся психолог Л.С. Выготский в своих научных трудах рассказывает о самых сложных и самых необычных формах человеческого поведения, но подробно не описывает их, потому что, по его мнению, явления эти необъяснимы.

    Известный учёный-психолог Л.С. Выготский любил повторять, что источник высших психических процессов не надо искать внутри индивидуума, чтобы не походить на обезьяну.

    Человек, который надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершает ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.

    По мнению Л.С. Выготского, задача психологии научиться объяснять сложнейшие проявления человеческой психики на основе изучения взаимодействия организма со средой и общественных отношений, а не на основе изучения процессов внутри индивидуума.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот,

Даже если

Затем чтобы

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОЧНИК, -а; м.

    Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.

    То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол. Сведения из верного источника.

    Тот, кто даёт какие-л. сведения, осведомляет о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.

    Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники .

4б – 5, 3б – 4, 2б – 3, 1б – 2

ЕГЭ(1-3)- 4балла

В-4

1. (1)Без атмосферы воздушной оболочки Земли наша планета была бы такой же безжизненной, как и Луна. (2)Солнечные лучи раскаляли бы освещённую сторону Земли, а на неосвещённой стороне царил бы ледяной холод. (3)Атмосфера <…> окутывает Землю, словно одеяло, сохраняет солнечное тепло и защищает растительный и животный мир от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных и космических лучей.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

    Атмосфера защищает растительный мир Земли от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных лучей.

    Атмосфера воздушная оболочка Земли обеспечивает жизнь на планете, сохраняя солнечное тепло и защищая всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей.

    Атмосфера окутывает Землю, как и Луну, словно одеяло, сохраняет солнечное тепло и защищает животный мир от вредного воздействия космических лучей.

    Без атмосферы солнечные лучи раскаляли бы освещённую сторону Земли, а на противоположной стороне царил бы мрак.

    Существование жизни на Земле обеспечивает атмосфера воздушная оболочка, которая защищает всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей и сохраняет солнечное тепло.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

с этой целью

потому что

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР , -а, м .

    Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить м. на Земле .

    Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить м .

    ед . Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

    Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м .

    Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений .

    ед . Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви. Жить
    в миру. Уйти из мира в монастырь.

    Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке голому рубашка (посл.). Решить на миру (на сельской сходке).

4б – 5

3б – 4

2б – 3

Восприятие речи. Чтобы понять значение обратной связи, напомним, что в речевой деятельности принимают участие субъект (S) и адресат (А), первый порождает речь, а второй ее воспринимает, поэтому следует рассматривать речевое действие не только в генеративном плане, с точки зрения его порождения, воспроизведения, но и в перцептивном, с точки зрения его восприятия. У адресата на первом этапе речевой деятельности , этапе прогнозирования , также рождается внутренний план высказывания (возможные реплики, ответы, вопросы, уточнения, возражения).

На втором этапе адресат воспринимает речь. Восприятие речи состоит из декодирования сказанного субъектом, понимания содержания и оценки полученной информации.

Процесс слушания или чтения включает следующие стадии:

1. переход с акустического или графического кода на код внутренней речи;

2. расшифровка синтаксических структур, грамматических форм;

3. понимание общего плана высказывания;

4. понимание замыслов и мотивов высказывания;

5. оценка полученной информации (содержания высказывания, его идеи, позиции говорящего и т.п.);

6. понимание выбора формы и языковых средств.

Понимание (как составная часть процесса восприятия ) включает два уровня : языковой и содержательный . Первый (языковой) без второго (содержательного ) возможен, второй без первого – нет. Очевидно, что полное понимание достигается не всегда. Эффективное восприятие возможно при активном желании воспринимающего понять речь автора высказывания.

Обратная связь (реагирование на высказывание).Оно может быть выражено вербально. Адресат подхватывает разговор и высказывает свое понимание ) – важный элемент контроля речевого действия, позволяющий оценить его результат. Наиболее полно обратная связь осуществляется в диалоге.

Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов – различных условий, при которых осуществляется коммуникация. Совокупность таких условий принято называть контекстом. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого.

Явный (или эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному наблюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скрытый (или имплицитный) контекст – это то, что не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их личностные характеристики (уровень образования, социальная принадлежность, характер и т.п.). В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам.

Поскольку главная цель речевого общения – это обмен информацией, то есть передача и восприятие смысла высказывания, человек стремится быть понятым. Для этого необходимо учитывать и правильно использовать факторы, оказывающие влияние на процесс общения. На основе таких факторов выделяются различные формы и типы речевой коммуникации. Исследование речевой деятельности органически связано с психологией, психофизиологией, социологией. В речевом общении изучаются различные аспекты, соответствующие поставленной говорящими цели: информативной, прескриптивной (воздействие на адресата), экспрессивной (выражение эмоций, оценок), межличностной (регулирование отношений между собеседниками), игровой (апелляция к эстетическому восприятию, воображению, чувству юмора) и др.



3. Виды речи как деятельности

Рассмотрев различные условия и факторы, влияющие на процесс речевой коммуникации, вернемся к понятию речевой деятельности.

Термин речь обозначает и процесс речи, и результат речевой деятельности, т.е. текст – устный, письменный или даже мысленный. Необходимо разграничивать эти значения.

Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Речь, доступная другим, и речь только для себя.

Внешняя речь имеет четыре вида, группирующиеся попарно:

говорение – аудирование (устная речь);

письмо – чтение (письменная речь).

Рассмотрим основные виды речи – говорение, аудирование, письмо и чтение – более подробно, в системе понятий теории речи.

Но на самом деле устная речь сравнительно редко предшествует письменной в ситуациях жизни взрослого человека: письменной речи всегда предшествует речь мысленная, а не устная. Пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи, и редко проговаривает его вслух.



Устная речь, как предполагают, возникла естественным путем на заре человеческого разума, удовлетворив потребность живого, непосредственного общения наших далеких предков. По-видимому, звуковая речь (в отличие от передачи информации при помощи запахов, радиоволн и пр., как у некоторых насекомых и даже млекопитающих) стала преобладать в общении людей в связи с ее преимуществами как универсальное средство контактов на небольшом расстоянии. Высказывались предположения, что этому способствовало строение гортани и других органов произношения, которые позже, уже в процессе устно-речевого общения, еще более усовершенствовались.

Во всяком случае люди считают, что они не прогадали, а выиграли, выбрав акустическую, звуковую, речь в качестве основного способа контактов, информационного обмена и самовыражения.

В то же время нельзя не признать, что система произносительных органов намного менее совершенна, чем речевые центры мозга, механизмы памяти и координации, система кодовых переходов и пр.

Вспомним, что устная речь имеет две стороны: отправление речевого сигнала и его прием; говорение и аудирование.

Говорение – это озвучивание мысли, кодовый переход с мыслительного кода, с кода внутренней речи, которая предшествует устному высказыванию, на звуковой (акустический) код, на код фонетический.

Термин говорение звучит несколько искусственно, он используется в специальной литературе: им обозначается действие отправителя устно-речевого сигнала. В этом действии всегда можно выделить ситуацию речи, ее мотивы и цели, содержание высказывания, его построение, словесное и грамматическое выражение и, наконец, переход к акустическому коду – к форме, которая может быть воспринята собеседником. Н.И. Жинкин, автор теории кодовых переходов в речи, считает фонему единицей перекодирования (Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982).

Бывает, что человек имеет время обдумать предстоящее высказывание, проговорить мысленно его несколько раз. Но даже в процессе быстрой речи говорение, произношение всегда несколько отстает от мысленного конструирования. Это опережение мысли Н.И. Жинкин назвал упреждающим синтезом речи. Его объем – это ключ к речевому развитию человека: чем больше упреждение, тем свободнее и правильнее говорит человек.

Кроме упреждающего синтеза, для свободной устной речи нужна гибкость произносительных механизмов, безошибочная их координация, моментальный выбор слов, свободное владение синтаксическими механизмами.

В этом и состоит знание языка, владение им с точки зрения теории речи.

Аудирование (слушание) это кодовый переход с акустического кода, в котором слушающий своим ухом, ушной раковиной принимает мысль, высказанную другим человеком, на код внутренней речи, на мыслительный код. В этом и состоит понимание воспринятой речи, ибо мысленный код каждого человека индивидуален в том смысле, что его память хранит фонд образов, схем, представлений, понятий и фонемных эталонов слов, связанных с образами, понятиями и пр.

Современная устная речь обладает существенными достоинствами по сравнению с письменной речью:

1. Она может беспрепятственно сочетаться с так называемыми невербальными средствами общения, вписываться в ситуацию, в поток жизни. Она непосредственно связана с жестами, мимикой, позами говорящего, с указаниями на окружающие предметы; устная речь, как правило, предполагает близость собеседников: они видят друг друга, в их общении участвует вся обстановка; общение реализуется не только их голосами, участвуют их лица, улыбки, телодвижения, все окружающее. Разумеется, в разговоре по обычному телефону, в передачах радио, в слушании магнитофонных записей все указанное отпадает. Но в телепередачах, в видеозаписях сохраняется, этим объясняется их высокая эффективность.

Люди, разговаривая по телефону, улыбаются, даже жестикулируют, но все это – впустую, собеседник этого не видит, лишь улавливает эмоциональные интонации.

Особо следует подчеркнуть роль интонаций. В языкознании описаны смысловые интонации, повышения и понижения голоса – это интонация законченности, интонация перечислительная, выделительная, незаконченности, интонация вопроса и пр.

Значительно большей выразительностью отличаются эмоциональные интонации, они обладают тончайшими оттенками, их насчитывается несколько десятков контрастных пар: интонации грусти и радости, мажорные и минорные, иронические и восторженные, презрительные и почтительные, наглые и застенчивые, интонации доброты и раздражения, ласковые и грубые, высокомерные и униженные...

Письменная речь не имеет адекватных средств выражения, лишь в небольшой мере компенсирует этот недостаток шрифтовыми выделениями, знаками препинания, а также описанием обстановки, на фоне которой протекает действие, описанием переживаний действующих лиц.

2. Достоинством устной речи является быстрота ее протекания, возможность быстрых реакций, обратной связи.

Устная речь оказалась не только пригодной, но даже удобной для создания графического кода – экономного, технологичного. А в самое последнее время она оказалась удобной и для электронной аппаратуры.

Недостатки устной речи:

1. помехонеустойчивость: общению в акустическом коде может помешать расстояние между говорящими, любой посторонний шум, дефекты индивидуального произношения говорящего, дефекты слуха воспринимающего речь;

2. моментальность протекания: устная речь сама по себе исчезает, причем даже сам говорящий обычно не может дословно повторить то, что он только что сказал. Из-за этого недостатка устная речь плохо выполняет историческую функцию – связь поколений: она зависит от не всегда точной и надежной памяти людей, передающих мифы, легенды, фольклорные произведения от поколения к поколению.

Письменная речь. Этот вид речи имеет много кодов: известно идеографическое письмо, иероглифическое, звукобуквенное (точнее – фонемное: в русском языке, как правило, буква обозначает фонему без учета позиционных чередований). Буквенное письмо используется во всех европейских языках, несмотря на то, что оно не самое экономное. Но оно легче иероглифического с точки зрения овладения им: в европейских алфавитах от 26 до 33 букв.

Правила обозначения фонем (или звуков речи) буквами и их сочетаниями определяет раздел языковедения – «Графика»; случаи, когда правила графики допускают варианты написаний, регулирует «Орфография». Пунктуация передает некоторые интонации (вопросительную, восклицательную, интонацию незаконченности и пр.), паузы, в какой-то степени участвует в выражении смысла предложений и текста и структуры последнего.

В современном цивилизованном обществе письменная речь играет настолько важную роль, что без нее оно существовать не может: письменная речь используется и в средствах коммуникации, и в познавательной деятельности, и в государственной деятельности, и в искусстве, и в личной жизни.

Устная речь уступает ей. Да и сама устная речь в немалой степени подвержена влиянию письменной, поэтому все чаще ее определяют как озвученную письменную речь: таковы доклады, лекции, дискуссии, радиопередачи, речь студентов и даже учащихся школ на семинарах, уроках, профессиональная речь врачей, юристов, государственных служащих и др.

В XX в. появились крупные исследования разговорной речи (Е.А. Земская, О.Б. Сиротинина).

Письменная речь имеет две стороны: письмо как письменное выражение мысли и чтение.

Письмо – это процесс, действие, перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через посредство звуковой ступени (эта ступень может выступать либо в устном произнесении высказывания перед его записью, либо в виде внутреннего проговаривания, в речедвигательном коде) на графический, буквенный, код. Очень важно подчеркнуть, что промежуточным звеном перекодирования служит фонема как психологический эквивалент ряда позиционно чередующихся звуков. В понятие «письмо» входят:

а) подготовка и формирование высказывания на внутреннем уровне с упреждением его синтеза (как и в устной речи);

б) кодовые переходы;

в) техника записи – начертание нужных графических знаков по правилам каллиграфии, соблюдение требований графических правил и орфографической нормы.

С точки зрения теории речи наиболее важна первая ступень, не менее важна вторая, но в жизни о них пишущий думает меньше, чем о третьей – технике письма. Происходит это, по-видимому, оттого, что первые две ступени «работают» на основе языковой интуиции, языкового чутья. Третья же ступень у многих не достигает уровня автоматизма.

Отметим достоинства письменной речи: это речь подготовленная, нормированная, она обычно проходит несколько стадий редактирования; высшей ступенью образцовости обладает художественная литература, а также научные и публицистические тексты.

Именно такая речь служит основой грамматики, грамматической теории и культуры речи. Все толковые словари, своды правил языка, большинство лингвистических исследований опираются на материал образцовых текстов.

Письменная речь в виде книг и различных документов сохраняется в течение сотен и даже тысяч лет, служит делу сохранения культурных ценностей. Написанные тексты обеспечивают стабильность самого языка, языковые контакты народов.

Владение письменной речью давно уже стало в цивилизованном мире принадлежностью каждого человека, критерием его культурного уровня.

Устная и письменная речь различаются по стилям: стили разговорные и стили письменно-книжные; по ситуациям использования: сфера быта, семьи, друзей, сфера интеллектуального труда. Говорящий или пишущий постоянно осуществляет отбор языковых средств, руководствуясь условиями общения. Сравнительно недавно возник термин, определяющий цель этого процесса, – коммуникативная целесообразность. Но есть и другие мотивы выбора: индивидуальный стиль говорящего или пишущего, его стремление к оригинальности, к остроумию, такт, вежливость и прочие мотивы.

Заметим, что изучение системы кодовых переходов «мысленный код – звучащий код» ставит под сомнение философское разграничение идеального и материального: как будто обычная операция перекодирования одного и того же содержания может преобразовать идеальное в материальное или наоборот.

Напомним, что термин речь обозначает и процесс речи, и результат речевой деятельности, т.е. текст - устный, письменный или даже мысленный. Необходимо разграничивать эти значения.

Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю . Речь, доступная другим, и речь только для себя.

Внешняя речь имеет четыре вида, группирующиеся попарно:

  • говорение аудирование (устная речь);
  • письмо чтение (письменная речь).

Типология внутренней речи будет рассмотрена в отдельной главе по ступеням ее глубины. Отдельная глава посвящена также монологу и диалогу - типам речи, выделенным еще в эпоху эллинской культуры.

Речь разграничивается также по стилям : выделяются устно-разговорные и письменно-книжные стили с более детальным разделением той и другой групп (они также будут рассмотрены в отдельной главе).

В литературоведении своя система типов: художественные произведения подразделяются по родам и жанрам.

  • Роды : эпос, лирика, драма. Эпические жанры: роман, повесть, рассказ, роман-эпопея, очерк, мемуары, сказка, былина и пр.
  • Поэтические жанры : поэма, баллада, ода, лирика - пейзажная, философская, гражданская, интимная и пр.
  • Драматические жанры : комедия, трагедия, драма, водевиль, киносценарий.

Жанры выделяются и в публицистике: интервью, репортаж, статья, заметка, фельетон; и в научной литературе: монография, научная статья, реферат, научный отчет, диссертация, учебник, пособие для студентов.

В ораторском искусстве свои жанры: судебная речь - в обвинении или в защите, полемика, дискуссия, приветственная речь (эпидейктическая), академическая лекция, церковная проповедь.

Отмечается также эпистолярный жанр, виды деловых бумаг, юридических документов и многое другое.

Каждый жанр, или вид литературного текста, подчиняется своим правилам, относительно устойчивым, так называемым «законам жанра». Эти правила касаются и содержания (например, широкий поток жизни в романе), и формы (например, несколько сюжетных линий в романе - композиционный прием). Отдельная глава по литературным видам и жанрам в данной книге не предусмотрена: эта тема необъятна, имеет длительную историю и лишь пересекается с основным стержнем данной книги.

Рассмотрим теперь основные виды речи - говорение, аудирование, письмо и чтение - более подробно, в системе понятий теории речи.

Устная речь

Но на самом деле устная речь сравнительно редко предшествует письменной в ситуациях жизни взрослого человека: письменной речи всегда предшествует речь мысленная, а не устная. Пишущий мысленно конструирует текст, предназначенный для записи, и редко проговаривает его вслух.

Устная речь, как предполагают, возникла естественным путем на заре человеческого разума, удовлетворив потребность живого, непосредственного общения наших далеких предков. По-видимому, звуковая речь (в отличие от передачи информации при помощи запахов, радиоволн и пр., как у некоторых насекомых и даже млекопитающих) стала преобладать в общении людей в связи с ее преимуществами как универсальное средство контактов на небольшом расстоянии. Высказывались предположения, что этому способствовало строение гортани и других органов произношения, которые позже, уже в процессе устно-речевого общения, еще более усовершенствовались.

Во всяком случае люди считают, что они не прогадали, а выиграли, выбрав акустическую, звуковую, речь в качестве основного способа контактов, информационного обмена и самовыражения.

В то же время нельзя не признать, что система произносительных органов намного менее совершенна, чем речевые центры мозга, механизмы памяти и координации, система кодовых переходов и пр.

Вспомним, что устная речь имеет две стороны: отправление речевого сигнала и его прием; говорение и аудирование.

Говорение - это озвучивание мысли, кодовый переход с мыслительного кода, с кода внутренней речи, которая предшествует устному высказыванию, на звуковой (акустический) код, на код фонетический.

Термин говорение звучит несколько искусственно, он используется в специальной литературе: им обозначается действие отправителя устно-речевого сигнала. В этом действии всегда можно выделить ситуацию речи, ее мотивы и цели, содержание высказывания, его построение, словесное и грамматическое выражение и, наконец, переход к акустическому коду - к форме, которая может быть воспринята собеседником. Н.И. Жинкин, автор теории кодовых переходов в речи, считает фонему единицей перекодирования.

Бывает, что человек имеет время обдумать предстоящее высказывание, проговорить мысленно его несколько раз. Но даже в процессе быстрой речи говорение, произношение всегда несколько отстает от мысленного конструирования. Это опережение мысли Н.И. Жинкин назвал упреждающим синтезом речи. Его объем - это ключ к речевому развитию человека: чем больше упреждение, тем свободнее и правильнее говорит человек.

Кроме упреждающего синтеза, для свободной устной речи нужна гибкость произносительных механизмов, безошибочная их координация, моментальный выбор слов, свободное владение синтаксическими механизмами.

В этом и состоит знание языка, владение им с точки зрения теории речи.

Аудирование - это кодовый переход с акустического кода, в котором слушающий своим ухом, ушной раковиной принимает мысль, высказанную другим человеком, на код внутренней речи, на мыслительный код. В этом и состоит понимание воспринятой речи, ибо мысленный код каждого человека индивидуален в том смысле, что его память хранит фонд образов, схем, представлений, понятий и фонемных эталонов слов, связанных с образами, понятиями и пр.

Современная устная речь обладает существенными достоинствами по сравнению с письменной речью:
1. Она может беспрепятственно сочетаться с так называемыми невербальными средствами общения, вписываться в ситуацию, в поток жизни. Она непосредственно связана с жестами, мимикой, позами говорящего, с указаниями на окружающие предметы; устная речь, как правило, предполагает близость собеседников: они видят друг друга, в их общении участвует вся обстановка; общение реализуется не только их голосами, участвуют их лица, улыбки, телодвижения, все окружающее.

Разумеется, в разговоре по обычному телефону, в передачах радио, в слушании магнитофонных записей все указанное отпадает. Но в телепередачах, в видеозаписях сохраняется, этим объясняется их высокая эффективность.

Люди, разговаривая по телефону, улыбаются, даже жестикулируют, но все это - впустую, собеседник этого не видит, лишь улавливает эмоциональные интонации.

Особо следует подчеркнуть роль интонаций . В языкознании описаны смысловые интонации, повышения и понижения голоса - это интонация законченности, интонация перечислительная, выделительная, незаконченности, интонация вопроса и пр..

Значительно большей выразительностью отличаются эмоциональные интонации, они обладают тончайшими оттенками, их насчитывается несколько десятков контрастных пар: интонации грусти и радости, мажорные и минорные, иронические и восторженные, презрительные и почтительные, наглые и застенчивые, интонации доброты и раздражения, ласковые и грубые, высокомерные и униженные...

Письменная речь не имеет адекватных средств выражения, лишь в небольшой мере компенсирует этот недостаток шрифтовыми выделениями, знаками препинания, а также описанием обстановки, на фоне которой протекает действие, описанием переживаний действующих лиц.

2. Достоинством устной речи является быстрота ее протекания, возможность быстрых реакций, обратной связи.

Устная речь оказалась не только пригодной, но даже удобной для создания графического кода - экономного, технологичного. А в самое последнее время она оказалась удобной и для электронной аппаратуры.

Теперь отметим недостатки устной речи:

  1. помехойеустойчивость: общению в акустическом коде может помешать расстояние между говорящими, любой посторонний шум, дефекты индивидуального произношения говорящего, дефекты слуха воспринимающего речь;
  2. моментальность протекания: устная речь сама по себе исчезает, причем даже сам говорящий обычно не может дословно повторить то, что он только что сказал. Из-за этого недостатка устная речь плохо выполняет историческую функцию - связь поколений: она зависит от не всегда точной и надежной памяти людей, передающих мифы, легенды, фольклорные произведения от поколения к поколению.

Письменная речь

Этот вид речи имеет много кодов: известно идеографическое письмо, иероглифическое, звукобуквенное (точнее - фонемное: в русском языке, как правило, буква обозначает фонему без учета позиционных чередований). Буквенное письмо используется во всех европейских языках, несмотря на то что оно не самое экономное. Но оно легче иероглифического с точки зрения овладения им: в европейских алфавитах от 26 до 33 букв.

Правила обозначения фонем (или звуков речи) буквами и их сочетаниями определяет раздел языковедения - «Графика»; случаи, когда правила графики допускают варианты написаний, регулирует «Орфография». Пунктуация передает некоторые интонации (вопросительную, восклицательную, интонацию незаконченности и пр.), паузы, в какой-то степени участвует в выражении смысла предложений и текста и структуры последнего.

В современном цивилизованном обществе письменная речь играет настолько важную роль, что без нее оно существовать не может: письменная речь используется и в средствах коммуникации, и в познавательной деятельности, и в государственной деятельности, и в искусстве, и в личной жизни.

Устная речь уступает ей. Да и сама устная речь в немалой степени подвержена влиянию письменной, поэтому все чаще ее определяют как озвученную письменную речь: таковы доклады, лекции, дискуссии, радиопередачи, речь студентов и даже учащихся школ на семинарах, уроках, профессиональная речь врачей, юристов, государственных служащих и др.

Не потому ли в XX в. появились крупные исследования разговорной речи (Е.А. Земская, О.Б. Сиротинина)?
Вспомним, что письменная речь имеет две стороны: письмо как письменное выражение мысли и чтение.
Письмо - это процесс, действие, перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через посредство звуковой ступени (эта ступень может выступать либо в устном произнесении высказывания перед его записью, либо в виде внутреннего прого-варивания, в речедвигательном коде) на графический, буквенный, код. Очень важно подчеркнуть, что промежуточным звеном перекодирования служит фонема как психологический эквивалент ряда позиционно чередующихся звуков.

В понятие «письмо » входят:

  • подготовка и формирование высказывания на внутреннем уровне с упреждением его синтеза (как и в устной речи);
  • кодовые переходы;
  • техника записи - начертание нужных графических знаков по правилам каллиграфии, соблюдение требований графических правил и орфографической нормы.

С точки зрения теории речи наиболее важна первая ступень, не менее важна вторая, но в жизни о них пишущий думает меньше, чем о третьей - технике письма. Происходит это, по-видимому, оттого, что первые две ступени «работают» на основе языковой интуиции, языкового чутья. Третья же ступень у многих не достигает уровня автоматизма.

Отметим достоинства письменной речи: это речь подготовленная, нормированная, она обычно проходит несколько стадий редактирования; высшей ступенью образцовости обладает художественная литература, а также научные и публицистические тексты.

Именно такая речь служит основой грамматики, грамматической теории и культуры речи. Все толковые словари, своды правил языка, большинство лингвистических исследований опираются на материал образцовых текстов.

Письменная речь в виде книг и различных документов сохраняется в течение сотен и даже тысяч лет, служит делу сохранения культурных ценностей. Написанные тексты обеспечивают стабильность самого языка, языковые контакты народов.

Владение письменной речью давно уже стало в цивилизованном мире принадлежностью каждого человека, критерием его культурного уровня.

Устная и письменная речь различаются по стилям : стили разговорные и стили письменно-книжные; по ситуациям использования: сфера быта, семьи, друзей, сфера интеллектуального труда. Говорящий или пишущий постоянно осуществляет отбор языковых средств, руководствуясь условиями общения. Сравнительно недавно возник термин, определяющий цель этого процесса, - коммуникативная целесообразность. Но есть и другие мотивы выбора: индивидуальный стиль говорящего или пишущего, его стремление к оригинальности, к остроумию, такт, вежливость и прочие мотивы.

Заметим, что изучение системы кодовых переходов «мысленный код - звучащий код» ставит под сомнение философское разграничение идеального и материального: как будто обычная операция перекодирования одного и того же содержания может преобразовать идеальное в материальное или наоборот.

Чтение - вслух и про себя.

Процесс чтения - это опять-таки кодовый переход с графического кода - напечатанного или написанного текста - на акустический и, обычно одновременно, на мыслительный код или сразу на мыслительный код через посредство речедвигательного кода.

Ступени процесса чтения:

  • восприятие графических знаков (техника чтения);
  • кодовые переходы;
  • понимание прочитанного через мыслительный код, через его знаки-эталоны, хранящиеся в памяти.

Бывают случаи, когда читаемый текст озвучивается, но чтец с удивлением обнаруживает, что он ничего не понял и не запомнил из прочитанного: мыслительный канал был занят чем-то другим. Это частая помеха в чтении и вслух, и про себя.

Скорость чтения вслух обычно ориентирована на темп устной речи, у носителей русского языка он, усредненно, составляет 120 слов в минуту. Оно может убыстряться или замедляться в зависимости от подготовленности слушателей, от трудности содержания читаемого, от внешних помех.

Тихое чтение у опытных чтецов может достигать большой скорости за счет увеличения «поля чтения» - от 4-6 слов до нескольких строчек. Существенную роль играет и дополнительное поле чтения - умение видеть конец предложения или абзаца, следующие абзацы. В XX в. возникло новое направление в технике чтения - так называемое «динамическое чтение», или скорочтение. Ему обучают по особой методике. Цель динамического чтения чисто информационная, поэтому пользоваться им рекомендуется в ситуациях просмотра и обзора литературы по той или иной теме. Динамическое чтение вызывает интерес у студентов, аспирантов, научных работников.

Эмоциональное, эстетическое богатство литературы, выразительность текста при скорочтении теряется.
Чтение в различных его видах стало каналом познания и культуры людей, потребностью и увлечением. Человек как читатель - одна из характеристик языковой личности.