Биографии Характеристики Анализ

Программа по курсу развития творческого воображения (ртв) на базе теории решения изобретательских задач (триз). Динозавры и ихтиозавры

Первый урок данного раздела является введением в основы классической Теории решения изобретательских задач . В нем даются ответы на такие главные вопросы: как и когда возникла ТРИЗ, каковы ее цели и какие проблемы она решает, в каких областях применяется?

Система методик ТРИЗ, как и другие , имеет свою базу и функции, и для того, чтобы понять ее и научиться применять, нужно, в первую очередь, детально изучить методы и принципы решения изобретательских задач, предлагаемые данной теорией. Об этом и будет рассказано ниже.

Краткая история ТРИЗ

«Надо учить творчество» - был уверен Генрих Саулович Альтшуллер. Эту идею он сделал основоположной в системе своих научных приоритетов. Сегодня его учение вызывает интерес не только обобщением многолетнего разнопланового опыта изобретательства, но и практикой самого автора, который, будучи, помимо ученого, инженером, уже в 17 лет получил первый патент, а к 25 годам имел их 10.

Именно заинтересованность Г. Альтшуллера всеми аспектами изобретательства, а не деталями конкретных разработок, стала причиной поиска алгоритма, который давал бы практическое руководство к тому, как сделать изобретение более легким. Автор будущей теории вместе со своим другом Рафаилом Шапиро в 1946 г. решили, что должна существовать некая методика изобретательства и постарались ее найти. Но анализ научной литературы того времени показал, что проблемами творчества интересовалась в основном психология , причем большинство работ имели предметом . Изучив сам метод, друзья убедились в его неэффективности и приступили к выработке собственной «методики изобретательства». В 1947 г. Г. Альтшуллер и Р. Шапиро принялись анализировать историю развития техники с целью выявления закономерностей открытий. В отличие от психологов, которые изучали познавательную деятельность человека как основу изобретения, они сосредоточили внимание на технических системах созданных самим человеком. После рассмотрения десятков тысяч авторских свидетельств и патентов, в 1948 г. родилась первоначальная теория решения изобретательских задач.

О разработанной методике Г. Альтшуллер написал в письме на имя Сталина с предложением начать преподавание. Но в некоторой мере резкие оценки ситуации с изобретательством в СССР высшему руководству страны не понравились. В результате - обвинение, следствие, 25 лет ГУЛАГа. В 1954 г., после реабилитации, Альтшуллер снова начал полноценно работать над ТРИЗ. Как итог, в 1956 г. в журнале «Вопросы психологии» была опубликована его первая статья о теории решения изобретательских задач. В 1970-е гг. произошло признание технологии Альтшуллера, появились первые школы. Вышли из печати такие труды как «40 приемов устранения противоречий (принципы изобретательства)», «Таблица основных приемов для устранения типовых технических противоречий», «Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)» и другие.

Сегодня снова наблюдается возрастание интереса к теории и практике ТРИЗ не только в России и странах СНГ, но и в США, Канаде, странах Европы, Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Во всем мире создаются компании, которые внедряют практику ТРИЗ в различные сферы деятельности. Особенно это касается промышленности, где методика Альтшуллера используется для получения перспективных решений производственных проблем. Теорию решения изобретательских задач изучают студенты многих специальностей и школьники всех возрастов, существуют обучающие ТРИЗ курсы подготовки для педагогов. В 1989 г. в Петрозаводске Г. Альтшуллер создал и возглавил Ассоциацию ТРИЗ, которая в 1997 г. стала международной.

Подробнее о ТРИЗ, в частности, про историю развития теории, вы можете прочитать в книге «Основы ТРИЗ ».

Цели, задачи и функции

Основная цель ТРИЗ (или даже миссия ) - выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем. ТРИЗ призван организовать творческий потенциал личности так, чтобы способствовать саморазвитию и поиску решений творческих задач в различных областях. Главная задача ТРИЗ - предложение алгоритма, позволяющего без перебора бесконечных вариантов решений проблемы найти наиболее подходящий вариант, отбросив менее качественные. Или, говоря более простыми словами, ТРИЗ позволяет решить изобретательскую задачу так, чтоб на выходе получить наиболее высокий КПД.

Новейший взгляд предлагает Анатолий Гин, специалист в области ТРИЗ, который разработал 5 принципов современной ТРИЗ-педагогики:

  • Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора.
  • Принцип открытости. Не только давать знания, но еще и показывать их границы. Использовать в обучении открытые задачи - задачи, стимулирующие самостоятельное генерирование идей.
  • Принцип деятельности. Освоение учениками знаний, умений навыков преимущественно в форме деятельности.
  • Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
  • Принцип идеальности. Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Бизнес и маркетинг. Так или иначе, нашла свое применение ТРИЗ и в этих областях. Все промышленные предприятия в своей деятельности вынуждены обращаться к информационному фонду ТРИЗ . В нем собраны указатели применения физических, химических и геометрических эффектов, банк типовых приемов устранения технических и физических противоречий, который постоянно пополняется.

Многие компании обращаются к услугам ТРИЗ-консультантов с целью развития навыков поиска решений своими сотрудниками, повышения их . В этом призван помочь особый раздел ТРИЗ, посвященный развитию творческого потенциала человека .

Теория решения изобретательских задач будет полезна и многим управленцам - в 90-е гг. разработчики ТРИЗ пришли к выводу, что законы развития технических систем схожим образом проявляют себя и в развитии других организованных систем, в том числе социальных. Прогрессивным в планировании деятельности также является использование инструментов ТРИЗ в SWOT-анализе. В маркетинговых исследованиях всегда применяется принцип характерный для ТРИЗ - дробление целевой аудитории на категории по социальным, демографическим и другим характеристикам. Он же лежит в основе диаграммы Кано, которая отображает, как предпочтения клиента распределяются в зависимости от категорий качества.

Теория находит свое применение и в других областях, таких как юриспруденция, искусство, литература и другие. Чтобы подробнее познакомиться со спектром задач, решаемых при помощи ТРИЗ, вы можете перейти на страницу с заданиями и примерами ТРИЗ (скоро) .

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Данная программа направлена на равитие логического, креативного мышления у учащихся 8-11 лет (расчитана на три года обучения). Содержит учебное (годовое) тематическое планирование, пояснительную записку (выполнена в соответствии с требованиями написания дополнительной образовательной рабочей программы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

Рассмотрено на методическом совете «Утверждаю»

Протокол №_1_от_30.08.11г. Директор МБОУ СОШ № 13

Е.А. Крайнев

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«ТРИЗ»

Возраст обучающихся 8-11 лет

Срок реализации 3 года

составитель :

Сидорова Е.И.

Саменкова О.В.

г. Арзамас, 2014г.

Пояснительная записка.

Актуальность программы в том, чтобы обеспечить развитие творческой личности ребенка. Творческая деятельность нацелена на освоение знаний, через введение в процесс обучения решения творческих заданий.

Программа способствует проявлению у ребенка самостоятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Учебный план рассчитан 3 года по 76 часов в каждом. Режим занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия - 45мин.

Данная программа адаптирована к условиям школы и связана с учебными программами начального звена и внеурочной деятельностью по ФГОС, способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. В программе учтены возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности детей.

Цель данной программы - развитие творческих и познавательных способностей ребенка, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

Задачи :

Развитие продуктивности мышления

Развитие критичности умственных способностей (умение проанализировать возможные решения и выбрать наиболее соответствующее идеальному конечному результату (ИКР)

Обучение детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения

Развитие у детей познавательных интересов

Формирование у ребенка стремление к размышлению и поиску

Ожидаемые результаты 1-го года обучения:

Реализация данной программы ориентирована:

На включение детей в постоянную поисковую деятельность

Усиление самостоятельной практической и творческой активности,

Развитие навыков контроля и самоконтроля.

Реализация данной программы 2-го года обучения ориентирована:

На развитие и совершенствование внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления. Эти качества ребенка важны для формирования полноценной самостоятельной мыслящей личности.

Ожидаемые результаты 3-го года обучения.

Реализация данной программы 3-го года обучения ориентирована:

на повышение уровня общей образованности учащихся;

на формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

Формирование изобретательских способностей – развитие наблюдательности, любознательности, пытливости мышления, сообразительности, активности, развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

1.Учебно - тематическое планирование.1-й год обучения

№ п/п

Теория

Практика

Всего

Понятие о фантазировании.

1 ч.

2 ч.

1ч.

2 ч.

Развитие ассоциативности.

1ч.

1 ч.

Критерии новизны.

1 ч.

1 ч.

Ассоциативные загадки.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

9-11

Метафоры.

1 ч.

2 ч.

3 ч.

12-13

Значение ассоциативности.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

14-16

Развитие ассоциативности. Обобщение.

1 ч.

2 ч.

3 ч.

17-19

Прием «Объединение».

1 ч.

2 ч.

3 ч.

20-22

1 ч.

2 ч.

3 ч.

23-25

Игры со словами.

1ч.

2 ч.

3 ч.

26-27

Конструктор игр.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

28-30

Придумывание сказок.

1ч.

2 ч.

3 ч.

31-33

Прием «Морфологический анализ». Обобщение

1 ч.

2 ч.

3 ч.

34-36

Признаки объектов.

1 ч.

2 ч.

3 ч.

37-39

Действия объектов.

1 ч.

2 ч.

3 ч.

40-42

Метод фокальных объектов.

1 ч.

2 ч.

3 ч.

43-45

Приемы фантазирования Дж. Родари «Круги по воде».

1 ч.

2 ч.

3ч.

46-48

Приемы фантазирования Дж. Родари «Бином фантазии»

1 ч.

2 ч.

3 ч.

49-51

Прием «Что потом».

1 ч.

2 ч.

3 ч.

52-54

Прием «Творческая ошибка»

1 ч.

2 ч.

3 ч.

55-58

1ч.

3 ч.

4 ч.

59-61

Прием «Оживление».

1 ч.

2 ч.

3 ч.

62-64

Прием «Увеличение-уменьшение».

1 ч.

2ч.

3 ч.

65-67

Прием «Ускорение-замедление»

1 ч.

2 ч.

3 ч.

68-70

Метод Робинзона.

1 ч.

2 ч.

3 ч.

71-73

Обобщение приемов фантазирования

1 ч.

2 ч.

3 ч.

74-75

Сказки о животных

2 ч.

2 ч.

Итоги обучения

1 ч.

1 ч.

Итого: 76 ч.

2.Учебно-тематическое планирование 2-й год обучения

№ П. П.

Теория

Практика

Всего

« Вопрошанка»: стереотип мышления; четкость выражения мысли.

1 ч.

1ч.

2 ч.

Логически-поисковые задания. Антонимы.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

«Составление предложения»,установление целостных: образов, связей, обобщений.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

«Шнек аналогов», выделение свойств предметов: умение классифицировать по признакам.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

10-11

«Поиск противоположных предметов».Палиндром.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

12-13

« Поиск предметов по заданным функциям».Синонимы.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

14-15

«Выражение мысли», умение точно выражать свою мысль. Поиск закономерностей.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

16-17

« Рассыпанное» предложение(слово).

1 ч.

1 ч.

2 ч.

18-19

Лишение объекта привычных функций и наделения новыми. Изобрази без предмета.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

20-21

Трансформация загадки и сказки.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

22-23

Изменение привычного действия на непривычное. Развитие быстроты реакции, мышления.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

24-25

1 ч.

1 ч.

2 ч.

36-27

1 ч.

1 ч.

2 ч.

28-29

1 ч.

1 ч.

2 ч.

30-31

Тренировка зрительной памяти. Логически-поисковые задания.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

32-33

Поиск закономерностей.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

34-35

Игра «Ассоциации».Развитие пространственного воображения.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

36-37

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

38-39

Психоросование - умение понять замысел другого. Тренировка внимания.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

40-41

1 ч.

1 ч.

2 ч.

42-43

Символическая аналогия. Тренировка зрительной памяти.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

44-45

Поиск закономерностей.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

46-47

1 ч.

1 ч.

2 ч.

48-49

Использование чувств человека, как ресурс, для решения задач.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

50-51

Тренировка внимания. Поиск закономерностей.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

52-53

Тренировка слуховой памяти. Нестандартные задачи.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

54-55

Поиск закономерностей.

1 ч.

1 ч.

2 ч.

56-57

58-59

60-61

62-63

64-65

67-68

69-70

72-72

74-75

Итого:

Совершенствование воображения.

Развитие быстроты реакции мышления.

Развитие концентрации внимания. Логически-поисковые задания.

Тренировка внимания. Нестандартные задачи.

Тренировка слуховой памяти. Логически-поисковые задания.

Тренировка зрительной памяти. Нестандартные задачи.

Поиск закономерностей.

Совершенствование воображения.

Развитие пространственного воображения

Выявления уровня развития познавательных процессов

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

76 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1ч.

1 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

1 ч.

Учебно-тематическое планирование-3-й год обучения

№ п/п

Теория

Практика

Всего

Путешествуем вместе с другом. Увлекательнейшее место в нашем городе. (выбор метода, выбор идеи, шаги методики)

Рисунок или рассказ, дополняющий идею

1 час

2 ч

Шкала фантазия. Анкетирование (новизна, убедительность, человековедческая ценность, художественная ценность, субъективная оценка) Оценивание своих работ и работ соседа. Умение сравнивать, анализировать, делать выводы, рассуждать.

1 час

2 ч

Методика решения задач. Противоречия.

1 час

2 ч

Методика решения задач. Идеальность.

1 час

2 ч

Методика решения задач. Ресурсы.

1 час

2 ч

Приемы разрешения противоречий разделение противоречивых свойств в пространстве

1 час

2 ч

Приемы разрешения противоречий продолжение

Разделение противоречивых свойств во времени

1 час

2 ч

Разделение противоречивых свойств между системой и подсистемой.

1 час

2 ч

Разделение противоречивых свойств между системой и надсистемой

1 час

2 ч

Разделение противоречивых свойств между системой и антисистемой.

1 час

2 ч

Схема решения задач.

1 час

2 ч

Картотека(синтез задач)

Составьте вопросы, используя противоречия

1 час

2 ч

Синтез задач. Дополните ваши задачи необходимой информацией

1 час

2 ч

Составление задач

1 час

2 ч

Методика решения задач. Противоречия, ресурсы.

1 час

2 ч

Методика решения задач. Идеальность, ресурсы.

1 час

2 ч

Методика придумывания пословиц

1 час

2 ч

Методика придумывания загадок

1 час

2 ч

Методика сочинения сказок

1 час

2 ч

Приемы фантазирования. Увеличить-уменьшить.

1 час

2 ч

Приемы фантазирования. Что хорошо, что плохо.

1 час

2 ч

Приемы фантазирования. Наоборот.

1 час

2 ч

Приемы фантазирования. Ускорение-замедление

1 час

2 ч

Приемы фантазирования. Составление метафор

1 час

2 ч

Приемы фантазирования. Составление творческих рассказов по картинке.

2 ч

Приемы фантазирования. Морфологический анализ

1 ч

1 ч

Подведение итогов обучения ТРИЗ-РТВ

1 час

ИТОГО:

76 часов

Методическое обеспечение:

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, сложнее становятся предлагаемые рисунки.

Методологическую основу 1-го года обучения данной программы составляют приемы развития творческого воображения (по С. И. ГИН). Основной идеей (С. И. Гин) является: обучение детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения. Методологическую основу 2-го года обучения данной программы составляют методы и приемы (по Холодовой О.А.), ориентированные на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей.

Методологическую основу 3-го года обучения решения изобретательских задач (ТРИЗ) составляет разработанная и опробованная "Программа курса развития творческого воображения для начальной школы".(Рубиной Н.В.) Управляемая фантазия позволяет человеку быстрее и проще адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, может быть поэтому курс РТВ активно используется психологами для диагностики и психологической коррекции детей начальных классов.

При отборе содержания и организации образовательного процесса опиралась на принципы:

Природосообразности

Научности

Доступности

Принцип комплексности

Принцип деятельного подхода

Форма реализации программы и организации учебных занятий – групповая, индивидуальная, коллективная.

Формами организации учебных занятий в данном курсе выделяются:

Творческие мастерские

Дидактические и сюжетно – ролевые игры

Экскурсии, наблюдения;

  1. Понятие о фантазировании.

Основная мысль: фантазированию можно научиться. На первом уроке дети вместе с учителем переделывают в рассказ известную сказку. Например: Снесла курочка яичко. И была у деда с бабой вкусная яичница на завтрак.

На втором уроке проводится контрольная работа. Примерное содержание работы:

Дорисуй фигуры и подпиши, что получилось

Сочини сказку про школьную принадлежность

Нарисуй фантастическое животное

2. Понятие о психологической инерции.

Основная мысль: для того, чтобы интересно придумывать, надо бороться с психологической инерцией. Учитель дает задачу- ситуацию, дети должны отгадать ее, задавая вопросы, на которые можно ответить только да или нет(Да-Нет).

3. Развитие ассоциативности. Критерии новизны.

Основная мысль: существуют приемы придумывания того, на что похожи рисунки и предметы. На доске изображается схематичный рисунок. Высказываются варианты, на что это похоже. Варианты записываются в столбик. Предлагается назвать 3-4 любых объекта, как можно более разнообразных и непохожих на данный рисунок (записываются во второй столбик). Нужно доказать, что рисунок похож на каждый из перечисленных объектов(указать, чем похож). Сравниваются варианты слов из 1 и 2 столбиков: где решение более интересно и почему.

4. Ассоциативные загадки.

Основная мысль: можно придумывать загадки, описывая, на что похож предмет. Выбрать объект. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: На что похоже?(всего3-4 сравнения). Заполнить правую часть таблицы: Чем отличается? Вставить слова-связки «как», «но не». Прочитать готовую загадку. Например: Что это: как забор, но не перелезть; как пила, но не пилит; как трава, но не растет?

5. Метафоры.

Основная мысль: существуют правила придумывания метафор. Последовательность сочинения метафор:

Что? (выбрать объект)

Что делает? (название действия объекта).

На что похоже?(выбрать другой объект, совершающий такое же действие).

Где? (назвать место, где находится один объект или происходит его действие).

Глагол 4 + сущ. 3 = метафора

6. Значение ассоциативности.

Основная мысль: использование ассоциаций помогает лучше запоминать. С помощью ассоциаций можно легко запоминать словарные слова. Для этого необходимо исходное слово связать с графическим образом буквы. Которую надо запоминать.

7 . Развитие ассоциативности. Обобщение.

8. Прием «Объединение».

Основная мысль: для придумывания необычных животных можно использовать прием «объединение».

9. Прием «Морфологический анализ».

Последовательность работы:

Выбрать объект

Заполнить левую часть таблицы «части»

Заполнить правую часть таблицы- «варианты частей»

Создать новые объекты комбинаций различных вариантов.

10 . Игры со словами. Основная мысль: анализ структуры слова позволяет играть с ним. Выполняется упражнение» Имена в числах и словах». Работа в группе « Почему не говорят?»

11 . Конструктор игр.

Основная мысль: при помощи «Морфологический анализ» можно придумывать новые игры. Игра: «что, с кем, где, когда…». Учитель называет вопрос, дети записывают ответ на него, после чего загибают верхний край листа от себя таким образом, чтобы закрыть записанное слово и передает листок другому. После завершения работы листок разворачивается и читается то. Что получилось. Интересно.

12 . Придумывание сказок.

Основная мысль : при помощи приема «Морфологический анализ» можно придумывать сказки. Разъясняется структура сказки, характерные признаки сказки(герои, злодеи, цель, волшебные предметы, волшебство, превращения, место действия).

13 . Признаки объектов.

Основная мысль: Можно сочинять загадки, описывая признаки объекта.

Выбрать объект

Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос «Какой?»

Заполнить правую часть таблицы: « Что такое же?»

14. Действия объектов.

Основная мысль: можно сочинять загадки и нелепицы, описывая действия предмета.

Последовательность сочинения:

Выбрать объект

Заполнить левую часть таблицы, какие действия он выполняет

Заполнить правую часть таблицы, какие еще объекты выполняют такие же действмя.

Вставить слова-связки «…но не…»

15 . Метод фокальных объектов.

Основная мысль: можно придумывать новое. Используя метод фокальных объектов.

Последовательность работы:

Выбрать предмет для усовершенствования.

Назвать 3-4 любых (случайных) объекта, как можно более далеких по смыслу.

Придумать признаки и действия случайных объектов

Перенести свойства случайных объектов на фокальный объект

Развитие идеи (н-р: горячая доска- доска батарея для обогревания класса)

16. Приемы фантазирования «Круги по воде»

Выбрать слово «камень» из 5-6 букв, не содержащие й,ы,ь,ъ

Записать все буквы слова на доске, затем рядом с данной буквой написать сущ. Составить рассказ с этими словами.

17. Приемы фантазирования «Произвольная приставка».

Два ученика на доске записывают по одному слову так, чтобы не видеть то, что пишет другой. Один на вопрос – кто?, другой –что? При помощи различных предлогов составляются словосочетания – развитие темы- сочинение с соответствующим названием.

18. Прием «Что потом».

Можно научиться придумывать продолжение сказок.

19 . Прием «Творческая ошибка».

Можно использовать ошибки в словах для придумывания сказки. Для образца можно использовать сказку Б. Заходера «Кит и кот».

20. Обобщение приемов фантазирования.

21. Прием «Оживление».

Что думают предметы? Нужно от лица этих предметов, прочитав их мысли, ответить на вопросы: « Что я люблю? С кем я дружу? Чего я не люблю? О чем мечтаю?» … Угадать по вопросам объект.

22. Прием « Увеличение – уменьшение».

Использование приемов фантазирования, связанных с изменением количества свойств объекта.

23. Прием « Ускорение-замедление».

Использование приемов фантазирования, связанных с преобразованием времени.

24. Метод Робинзона.

При фантазировании можно использовать ресурсы. Как решили бы современные Робинзоны, если бы оказались на необитаемом острове с теми предметами, которые лежат на парте, в портфелях?...

25. Обобщение приемов фантазирования.

26. Сказки про животных.

Можно научиться придумывать сказки про особенности животных.

27. Итоги обучения.

Деятельность по реализации системы творческих заданий представлена четырьмя направлениями, ориентированными на;

1) познание объектов, ситуаций, явлений;

2) создание новых объектов, ситуаций, явлений;

3) преобразование объектов, ситуаций, явлений;

4) использование объектов, ситуаций, явлений в новом качестве.

Остановимся на основных моментах реализации выделенных направлений на различных уровнях сложности.

“ТРИЗ ” реализовался в следующих направлениях.

“ Познание”.

Реализация первого направления работы предполагает выполнение учащимися творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений с целью накопления опыта творческой деятельности. Они представлены следующими тематическими сериями: “ Да- Нетки”, “Признаки”, “Природный мир”, “Технический мир”,”Организм человека”, “Театральная”,”Фантастические сюжеты”, “Что такое хорошо?” Эти задания предполагают применение методов дихотомии, контрольных вопросов, отдельных приемов фантазирования.

“Преобразование объектов”

Для создания опыта творческой деятельности учащимся предлагалось выполнить следующие задания по преобразованию объектов, ситуаций, явлений:

  • “ Вездеход на Марсе”;
  • “ Задача об укладке фруктов”;
  • “ Задача о сушке пороха”;
  • “ Задача об отделении микроба”;
  • “Придумай этикетку для бутылочки с ядом” и др.;

В результате выполнения у учеников расширились возможности преобразования объектов, ситуаций, явлений путем изменения внутрисистемных связей, замены системных свойств, выявления дополнительных ресурсов систем.

“ Использование в новом качестве”

Особенностью организации работы над творческими заданиями является использование ресурсного подхода в комплексе с ранее использованными методами. Учащимися выполняются следующие творческие задания:

  • “ Найди применение открытию древних в наши дни”;
  • “ Павианы и мандарины”;
  • “Задача о рекламном трюке”;
  • “ Задача о первых людях на Луне”;
  • Серии заданий “Проблемы третьего тысячелетия”;
  • “Вини - Пух решает вслух”;
  • “Нарния” и др.

“Создание нового”

При реализации второго направления учащимися выполняются творческие задания, ориентированные на создание нового:

  • “ Моя визитка”;
  • “ Составь загадку”;
  • “ Придумайте свой цвет (форму, материал, признак)”;
  • “ Изобрази свою память”;
  • “Придумай сказку (историю) о……..”;
  • “ Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)”;
  • “ Придумай телефон для глухих” и др.

Для выполнения этих заданий мы использовали отдельные приемы фантазирования(дробление, объединение, смещение во времени, увеличение, уменьшение, наоборот) и методов активизации мышления – синектики, метода фокальных объектов, морфологического анализа, контрольных вопросов. Освоение методов происходило преимущественно в групповой деятельности с последующим коллективным обсуждением.

Второй год обучения сориентирован на развитие познавательных способностей. Методы и приемы на занятиях РПС направлены на развитие у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Задания носят обучающий и развивающий характер.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет работу сделать динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.

Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект:

Развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование способности находить необычные способы достижения требуемого результата.

Развивающий аспект:

Развитие речи.

Развитие мыслительных способностей.

Развитие сенсорной сферы.

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект:

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»)

Модель занятия по РПС.

  1. «Мозговая гимнастика»-2мин.
  2. Разминка-3-5 мин.
  3. Тренировка психических механизмов 10 мин.
  4. Упражнения для снятия глазного напряжения.-2 мин.
  5. Логические поисковые задания.-10 мин.
  6. Веселая переменка -3 мин.
  7. Нестандартные задачи-10-15 мин.

Ожидаемые результаты 2-го года обучения.

Реализация данной программы ориентирована на развитие и совершенствование внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления. Эти качества ребенка важны для формирования полноценной самостоятельной мыслящей личности.

Методическое обеспечение:

Тема: Сочинение загадок по признакам.

Цель: развитие творческих способностей ребенка

Задачи:- научить ребенка сочинять загадки по признакам

Развитие наблюдательности, концентрации внимания, умения обобщать знания.

Развитие коммуникативных качеств ребенка.

Оборудование: тетради, карточки, презентация.

План урока.

  1. Игра «Да-нет»(кот)(4 мин)
  2. Это - удивительное домашнее животное. А как оно может удивлять? (ответы детей, из их наблюдений)(3 мин)
  3. Показ ролика про кота (Мурка).(1 мин)
  4. Задание: Попробуем замечать и снимать все то, что поражает и собирать под рубрикой «Удивительное рядом»(1 мин)
  5. Какими качествами обладает это животное? Зависит от характера, но упрямое животное, самолюбивое, обидчивое, игривое, преданное. Характер кошек свободолюбивый, и это практически единственные животные, которые не потеряли диких инстинктов в неволе, и ведут себя независимо и свободно. Как говорится в поговорке: «Собака любит хозяина, а кошка позволяет ему любить себя».
  6. Игры со словами.

К О Т

Каша Огонь Тень

Кит олень ткань

Камень осень тюлень

Задание: составить из слов каждой строчки предложения.

На ткани было изображение кита и оленя.

Осенью тюлень любит отдыхать на камне.

В тени кустов прохожие обнаружили костер, где на огне варилась каша.

3.Или Игра «Цепочка»(5 мин)

Учитель бросает ученику мяч и называет любое слово(существительное). Ученик возвращает мяч, называя признак данного объекта(прилагательное). Учитель придумывает другой объект, обладающий таким \же признаком, и бросает мяч другому ученику. Этот ученик называет новый признак и возвращает мяч и т, д.

Например: облако-белое-вата-мягкая-трава-гладкая-бумага-легкая-задача-длинная-веревка-мокрая-земля-грязная-одежда-дорогая-ваза-стеклянная и т. д.

4.Сочинение загадок.(7-10 мин)

С помощью признаков можно придумывать загадки.

(на доске заранее таблица)

Какой? Что такое же?

Выбрать объект.

Заполнить левую часть таблицы.

Заполнить правую часть таблицы.

Вставить слова связки(….но не…)

5.Работа в группах по сочинению загадок.(10-12 мин.)

Велосипед, молния, зуб, муха, клоун,

  1. Подведение итогов(2 мин)

Работа по ТРИЗРТВтехнологии

Цель работы по ТРИЗРТВтехнологии:

Развитие внимания, воображения, логического мышления учащихся.

Третий год обучения ставит следующие задачи:

1. Воспитательные:

– формирование у детей правильного отношения к окружающему миру,

основ анализа действительности;

– развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

2. Образовательные:

– повышение уровня общей образованности учащихся;

– формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

– умение анализировать и решать изобретательские, практические и со

циальные задачи;

– целенаправленное развитие системнодиалектического мышления.

3. Развивающие:

– развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

– развитие творческих способностей(беглости, гибкости, оригинальности

мышления);

– развитие пространственного мышления;

– развитие речи;

– умение анализировать, синтезировать, комбинировать;

– развитие творческого воображения.

Работа по ТРИЗРТВтехнологии с использованием следующих

методов:

1) системный оператор;

2) типовые приемы фантазирования;

3) кольца Луллия;

4) морфологический анализ («волшебная дорожка»);

5) методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки,

метафоры, творческие сочинения по

картине).

На основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) разработана и опробована "Программа курса развития творческого воображения для начальной школы".(Рубиной Н.В.) Управляемая фантазия позволяет человеку быстрее и проще адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, может быть поэтому курс РТВ активно используется психологами для диагностики и психологической коррекции детей начальных классов.

Алгоритм решения изобретательских задач:

  • Постановка инновационной общественно значимой цели (системы целей).
  • Путь к результату (исследовательская, изобретательская деятельность).
  • Результат деятельности (продукт).
  • Внедрение (применение).

Но начинать работу по ТРИЗу с маленькими детьми необходимо не с постановки цели, а на первое место нужно поставить деятельность ребёнка. Сначала не творческую, а репродуктивную (отобразительную, подражающую) деятельность, в процессе которой проявляется творчество, оригинальные решения, а затем новые идеи.

Одна из основных задач в формировании изобретательских способностей – развитие наблюдательности, любознательности, пытливости мышления, сообразительности, активности, самостоятельности.

Методическое обеспечение:

Типовые приемы фантазирования

Развитию творческого воображения помогают кольца Луллия . Устройство представляет собой 2–3 картонных круга на стержне, разделенные на сектора. На круге сверху крепится стрелка.

На большом круге в секторах расположены картинки с изображением реальных объектов. На малом круге – геометрические фигуры. Стрелка указала на дом и круг – дети должны ответить на вопрос: что может быть круглого в доме? Или: когда дом может быть круглым?

Морфологический анализ способствует развитию подвижности мышления, формированию умения находить множество вариантов решения проблемы. Начинать работу следует с «волшебной дорожки», по которой путешествует «герой». «Герой» – это цифра; если у нее хорошее настроение, обводим ее красным цветом. Это число увеличивается, когда встречается с другими числами. Если настроение у цифры плохое, обводим ее синим цветом – это число вычитается или на него делим.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

«Герой» 2

(крас. цвет) 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Дихотомия. Линейная «да – нет».Сужение поля поиска путем деления каждого полученного объекта

пополам.

Цель приема: закрепить понятия«до», «после», «между», «перед».

Учитель вкладывает в демонстрационную ленту числа от 0 до 1000 (десятки):

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100…

Загадываем одно из чисел и предлагаем детям отгадать его с помощью

вопросов и ответов «да» и «нет». Например: это число 50? Нет. Это число от 50 до 100? Нет. Это число меньше, чем 50? Да. Это число 20? Нет. Это числобольше, чем 20? Да. Это число между

20 и 40? Да. Это число 30? Да.

Лимерики. Это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в жанре нонсенса (нелепицы)

и рифмуются таким образом: первые четыре строчки – парной рифмой,пятая строка является выводом и может не рифмоваться. Например:

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я встретил двух свинок

Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

Составление загадок. При составление загадок используем модель

Какой? Кто такой же?

У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых

данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между

правыми и левыми столбцами «как»

или «но не». Например:

Какая? Кто такая же?

нарядная барышня Нарядная,

как барышня.

сверкающая звезда Сверкающая,

как звезда.

привлекающая модница Привлекающая

внимание внимание, но не модница.

Ответ: новогодняя елка.

Составление метафор. Метафора создается путем переноса свойств одного объекта на другой и основана на скрытом сравнении. Например: составим метафору про морковь. Работаем по алгоритму:

1. Что? Морковь.

2. Какая? Красивая.

3. Кто такая же? Принцесса.

4. Где? В огороде.

5. В каком? В веселом огороде.

6. Какого? Веселого огорода.

Что получилось? Принцесса веселого огорода. Составим предложение:

Оранжевая принцесса веселого огорода красовалась на солнышке.

Литература:

1.Гин С.И. Мир человека М. :Вита-Пресс, 2003

2. Гин С. И. Мир фантазии М. Вита-пресс, 2001

3.Холодова О.А. «Юным умникам и умницам» рабочие тетради в 2-х частях 3 класс

Изд-во «Рост» Москва 2007 г.

4. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам» методическое пособие 3 класс

Изд-во «Рост» Москва 2007 г.

5. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.

6. Бермус А.Г.Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии.-2004 г. - № 2.-с.84-85.

7. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.

8.Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии - М 1987

9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения –М. – 1986

10. Глазунова М.А. и др. Интегрированый_курс на основе ТРИЗ_педагогики //

Педагогика. – 2002. – № 6.

11. Зиновкина М . К знаниям через творчество // Учитель. – 1999. – № 5.

12. Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. Формирование талантливого мышления у до_

школьников. – Саратов, 2001.

13. Курышев В.А. ТРИЗовый подход при решении задач // Школьные технологии. –

2003. – № 4.

14. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвеще_

ние, 1977.

15. Сидорчук Т.А., Гуткович И.А. Методы развития воображения дошкольников. –

Ульяновск, 1997.

16. Ширяева В.А. Теория сильного мышления – учебный курс по ТРИЗ для стар_

шеклассников // Школьные технологии. –

2001. – № 3.

17. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные

технологии. – 2000. – № 5.

18.Рубина Н. В. «Планета неразгаданных тайн» Петрозаводск,1999


Разнообразие современных систем воспитания детей, порой, приводит многих родителей в замешательство при выборе воспитательной парадигмы для своего ребенка. Все педагогические системы в настоящее время поддерживают идею гармоничного развития, в равной мере уделяющего внимание интеллектуальной, эмоциональной, морально-нравственной и другим сферам личности ребенка. А главная задача развивающего воспитания – максимально эффективно адаптировать ребенка к предстоящей жизни, научить его справляться с непредсказуемыми ситуациями, в которые он будет попадать в ходе своей жизни, и здесь решающее значение играет способность быстро принимать эффективные, а зачастую, и нестандартные решения.

Одной из передовых педагогических технологий, активно поддерживаемой многими российскими практиками и теоретиками детского воспитания, является так называемая ТРИЗ или технология решения изобретательских задач, созданная в 1946 году Генрихом Альтшуллером. Уделив немалое время анализу данных собранных многочисленными патентными фондами, он пришел к выводу, что в основе всех изобретений лежат одинаковые предпосылки. Выделив и систематизировав их, он смог создать свою теорию, которую нередко называют не теорией решения изобретательских задач, а теорией поиска правильных решений, что гораздо точнее отражает суть метода.

Название этой системы ассоциируется скорее с научным творчеством, чем с воспитанием детей, однако и в воспитании детей использование данной методики дает очень эффективные результаты. Это не мешает использовать ТРИЗ и во «взрослой» жизни – в инженерном деле, бизнесе, политике и даже в творчестве. На самом деле, главное содержание теории – научить ребенка или взрослого не столько изобретать, сколько принимать правильные решения, руководствуясь определенными логикой и алгоритмами оценки текущей ситуации. В настоящее время активно используются даже аналитические компьютерные программы, построенные на основе технологии ТРИЗ, и имеющие возможность предоставлять готовые решения для любых областей человеческой деятельности.

Суть технологии ТРИЗ

Обычно, попадая в ситуацию, требующую от нас принятия какого-либо решения, поиска выхода из затруднительного положения, мы можем начать поиск оптимального варианта решения проблемы лишь опираясь на уже имеющийся опыт, используя метод проб и ошибок, ну и, конечно же, логику. Такой подход не является очень эффективным и при необходимости нестандартного решения может занять продолжительное время и вовсе не гарантирует успеха. Но что, если бы мы владели универсальными принципами поиска нестандартных решений, применимых к любой ситуации и сфере деятельности? Принципами, которые позволили бы вам подойти к проблеме системно, а не ситуативно? Именно этому и учит ТРИЗ.

Поиск решения, выхода из ситуации на основе технологии ТРИЗ основан на стандартизированных логических операциях, вырастающих из общих законов развития любых технических систем. Основная предпосылка ТРИЗ – любые, даже самые сложные технически, системы возникают не сами по себе, а на основе единых закономерностей, которые можно познать и использовать для рождения новых систем, а также для решения текущих задач. Теория изобретательских задач дает возможность не тратить время на метод проб и ошибок или на ожидание творческого озарения, а воспользоваться системным подходом и решить большую часть рутинной работы на интеллектуальном уровне, найдя оптимальное решение.

ТРИЗ в детском саду

Хотя технология ТРИЗ эффективно применяется практически во всех сферах человеческой деятельности, начинать формировать системное мышление лучше всего с самого раннего детства. Именно поэтому во многих детских садах и воспитательных системах для дошкольников все чаще используются элементы ТРИЗ, а в отечественной педагогической науке все чаще приходится слышать о появлении нового направления - ТРИЗ-педагогике.

Задачи ТРИЗ в дошкольном воспитании – это:

  1. Научить видеть объекты окружающего мира как многофункциональные, разносторонние.
  2. Научить ребенка выделять противоречия между объектами окружающего мира.
  3. Научить ребенка фантазировать и изобретать новое.
  4. Научить решать фантастические, сказочные, игровые задачи с помощью приемов ТРИЗ.
  5. Научить находить выход и эффективно решать реальные ситуации.

Эти задачи последовательно реализуются в ходе взаимодействия педагога и ребенка, постепенно приучая его к системному мышлению и нестандартному подходу в поиске решений любой ситуации.

Мы не будем сейчас подробно посвящать вас в тонкости разнообразных вариантов воспитательных программ для дошкольного возраста, созданных на основе ТРИЗ, это не сложно сделать самостоятельно изучив любую из предложенных в конце данной статьи книг по теории изобретательских задач. Отметим лишь, что их немало, и каждая предполагает подробные методические рекомендации для воспитателей по конкретному воплощению теории. В основе ТРИЗ-взаимодействия с детьми – коллективные игры и занятия, на которых детей учат выделять противоречивые свойства предметов и явлений и эффективно разрешать эти противоречия исходя из поставленной воспитателем задачи. При этом ТРИЗ-ориентированные воспитательные программы вовсе не заменяю основную педагогическую программу, а только подкрепляют ее, позволяя сделать процесс воспитания интересным, занимательным и перевести его на качественно новый уровень.

Основное средство, используемое в ТРИЗ не только для дошкольников, но и для более старших детей, - педагогический поиск . Когда ребенку не предлагают готовое решение, а дают возможность найти его самостоятельно, акцентируя внимание не столько на успешном результате решения задачи, сколько на эффективном применении алгоритма его поиска.

Методы ТРИЗ

Занятия ТРИЗ с детьми и взрослыми достаточно часто используют характерные методы, позволяющие изменить представление об исходной ситуации. Это дает возможность выявить новые, до сих пор неизвестные начинающему исследователю черты какого-либо объекта или системы в целом.

Самые часто используемые в ТРИЗ-системах методы – это:

  • Метод маленьких человечков – для простоты понимания сложных, составных процессов они изображаются в виде маленьких человечков, находящихся друг с другом в разных взаимоотношениях. Особенно часто метод маленьких человечков используется при решении задач, связанных с молекулярным уровнем. Так, человечки-молекулы газа не качаются друг друга, жидкости – держатся за руки, а твердых веществ – крепко сцеплены и руками и ногами.
  • Метод фокальных объектов – исходному объекту приписываются свойства изначально ему не присущие, нередко фантастические. Это разрывает шаблонное восприятие системы и позволяет найти неожиданные решения.
  • Системный оператор – для любой системы прорабатываются также подсистемы (составляющие части) и надсистемы (более крупные образования, например, для системы «дерево» надсистемой будет «растение»).
  • Ресурсы – вся система рассматривается с точки зрения ресурсов или их производных. Это дает возможность функционально подойти к решению задачи. Кроме этого, свойства ресурсов могут дополнять друг друга, расширяя тем самым возможности исследователя-изобретателя.
  • Противоречия – любая система обладает противоречивыми свойствами, относительно одной и той же функции. То есть свойство «А» какой-либо системы, позволяющее ей выполнять ей полезную функцию, обязательно предполагает отрицательное свойство «не-А», дающее возможность не выполнять функцию вредную.
  • Фантазирование – через объединение частей целого (например, конь и человек – это кентавр), уменьшение или увеличение, ускорение или замедление, дробление или объединение, статика или динамика, оживление и универсализация предметов и так далее.

Комбинирование этих методик позволяет выстроить единый воспитательный процесс, сделать его интересным, а самое главное – эффективным с точки зрения развития личности и познавательных способностей ребенка, системного видения мира и конструктивного решения жизненных задач.

Игры ТРИЗ в детском саду

Первые занятия в детском саду всегда носят игровую форму, и обучение ТРИЗ – не исключение. Начало критического мышления закладывается в ходе простых игр:

  • «Много-Мало» - детям предлагают быстро выразить условными жестами (сильно разведенные ладони – много, ладони вместе – мало, друг над другом - достаточно) свое отношении к услышанным фразам, типа: «Одна нога для всех людей – это…», «Ведро воды для слона – это…», «Ведро воды для воробья – это…» и так далее.
  • «Хорошо-Плохо» - дети отвечают на вопрос почему это хорошо или плохо применительно к одной и той же ситуации, причем ситуации постепенно вытекают одна из другой. Например, сладкие конфеты – это хорошо и вкусно, но еще и плохо, так как от этого могут заболеть зубы. Заболели зубы – это хорошо, так как это сигнал, что пора идти к врачу, но и плохо, так как можно пойти к врачу и заранее… и так далее.
  • «Разбежались» - группе детей предлагают быстро разбежаться по сторонам по какому-либо признаку, который называет воспитатель. Например, у кого одежда с карманами – направо, а у кого без карманов – налево; кого привел в садик папа – направо, кого не папа – налево.

В рамках данной статьи мы смогли изложить лишь самые общие моменты теории изобретательских задач. Чтобы познакомиться с этой системой поближе, вы можете прочитать одну из многочисленных книг по ТРИЗ, тем более, что это в большинстве случаев не только познавательное, но и увлекательное чтение. В качестве обязательных к прочтению книг мы можем рекомендовать вам:

  • «Творчество как точная наука» Альтшуллер Г.С.;
  • «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребенке творца» Шустерман З.Г., ШУстерман М.Н.;
  • «Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления» Орлов М.;
  • «Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день» Кизевич Г.;
  • «Новые приключения колобка или Наука думать для больших и маленьких» Шустерман З.Г.;
  • «И тут появился изобретатель» Альтов Г.;
  • «Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов» Иванов Г.И.;
  • «Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности» Альтшуллер Г.С., Верткин И.М.;
  • «ТРИЗ в детском саду» Гин.С.;
  • «Мир фантазии» серия книг;
  • «Мир загадок» серия книг.

Таким образом, ТРИЗ – это действенный эффективный метод, применяемый во всех сферах человеческой деятельности и для всех возрастов. Он позволяет системно подходит к решению задач, а также развивать критическое мышление. Дошкольный возраст – самое лучшее время для начала освоения такого способа мировосприятия, так как именно в этом возрасте закладываются основы будущих принципов взаимодействия человека и мира.

А напоследочек, ролик о том, как в петразоводском детском саду пользуются и активно внедряют методы ТРИЗ. Интересно)))