Биографии Характеристики Анализ

Спрячьте ваш пессимизм от ребёнка.

Слово «склонность» здесь – потому, что не хочется называть ребенка пессимистом, ведь, по своей сути, это почти оксюморон, то есть объединение непримиримого, сочетание противоположных признаков, как живой труп или горячий снег. Ребенок – растущий человек, у которого все впереди, которому все должно быть интересно, любопытно. И самое естественное, что может быть в детстве, – это ожидание радости и приподнятое настроение.

Пессимизм же в настроении человека – это привычка видеть во всем только плохое, негативное, это постоянное ожидание неприятностей и бед. Такие люди боятся радоваться чему-либо. Услышав похвалу в свой адрес, получив желанное и дорогое поощрение, они не сияют от счастья, а погружаются в пучину сомнений. Пессимисты не позволяют себе испытывать положительные эмоции. В их восприятии жизнь мрачна, сера, скучна, полна неразрешимых проблем; и они могут в ней занимать только пассивную позицию, плыть по течению.

Пессимисты – несчастные люди, не способные (зачастую и не желающие) справляться с проблемами, не имеющие активной жизненной позиции. Если оптимист даже в сложной обстановке найдет позитив и опору для себя, то пессимист сумеет и в ситуации успеха увидеть негатив и подвох.

И что же делать, если вы заметили в вашем ребенке склонность к пессимизму?

Как же изменить отношение ребенка к жизни, к миру, к окружающим, к себе? Сначала нужно понять, что пессимизм для многих – очень удобная раковина, в которую можно спрятаться от трудностей, от выполнения каких-либо обязанностей. Возможность ничего не делать, если не хочется.

Следует деликатно объяснить ребенку, что такая позиция не дает ему развиваться, заранее обрекает на неудачи. Покажите, насколько привлекательнее образ оптимиста, который не боится радоваться и находит для этого поводы: хорошая погода, успешная учеба, школьные друзья, интересные дополнительные занятия и т.д. Покажите, насколько интереснее общаться с веселыми, уверенными в себе сверстниками, от которых можно зарядиться оптимизмом, уверенностью в себе, радостью.

Оптимист и пессимист по-разному оценивают одну и ту же ситуацию. От того, какой будет эта оценка, зависит, сколько сил, души, знаний, энергии они вложат в выполнение задания, следовательно, и конечный результат. Оптимистов не пугают трудности: задана сложная задача – прекрасно, есть возможность проверить свои знания (позиция же пессимиста: мне никогда ее не решить, нечего и стараться). Трудное задание у оптимиста вызывает дополнительный интерес, здоровый азарт, а для пессимиста первые же трудности – полный провал.

В результате оптимист справляется с заданиями быстро и качественно, он в бодром расположении духа и у него есть еще свободное время, которое он может использовать по своему усмотрению. Оптимисты быстрее добиваются успеха во всех видах деятельности (учебе, в спорте и т.д.), потому что они более энергичны, активны, предприимчивы, верят в успех и в себя.

Продемонстрировав преимущества оптимистичного отношения к жизни, помогите ребенку развить в себе такую же позицию.

  • Займитесь вместе с ребенком спортом. Хорошая физическая форма позволяет человеку с радостью смотреть на мир.
  • Научите ребенка в случае неприятностей, не «киснуть», а быстро исправлять свои ошибки.
  • Вместе воспитывайте активное отношение к жизни, деятельную позицию. Пусть вашим общим лозунгом станут слова «Я могу». Научите ребенка, даже когда нет полной уверенности, приниматься за дело с радостью и настраиваться на победу. Со временем такой подход к делу войдет в привычку и от пессимизма не останется и следа.
  • Помогите ребенку найти себе любимое занятие. Это будет дополнительно заряжать его положительной, светлой энергией, наполнять радостью, умиротворением, счастьем.
  • Научите ребенка планировать свой день, что поможет ему все успевать. Поставить себе несколько интересных важных задач и определить время, которое отводится на их решение. Но не забывайте и об отдыхе, который позволяет получить много позитивных впечатлений и взрослым, и детям.
  • Научитесь вместе с ребенком следить за своими мыслями и словами, стараться не ныть, меньше жаловаться, чаще улыбаться, искать любой, пусть самый незначительный, повод порадоваться.

Покажите ребенку, как легко быть доброжелательным и приветливым, открытым всему новому, интересному, как при этом жизнь становится ярче. Помогите ребенку развить в себе умение быть счастливым, уверенным, энергичным, то есть быть настоящим оптимистом.

Сейчас в сложный период нашей жизни, во время противостояний, хаоса, неразберихи в политике и обществе, как никогда важно сохранить свой дух спокойным и не поддаться всеобщей истерии, свой ум — ясным, душу — открытой для других.
И вдвойне актуально это, когда на нас смотрят наши малыши, наши дети и внуки.

Сегодняшняя тема не случайна. Растить детей в меняющемся мире нелегко.

Представьте, на каком уровне, какими тончайшими духовными нитями дети связаны с родителями, если уже достаточно маминого беспокойства, чтобы от нее «заразился» на ментальном уровне малыш, начав волноваться, капризничать и плакать. Какую безысходную тоску носят в себе дети, оставшиеся без родителей, ищущие материнского и отцовского тепла...

И поэтому я бы хотела с вами поговорить на тему оптимизма. Зачем это нам нужно и для чего.

Рождаясь, малыш еще не знает нашего мира, но он прекрасно чувствует окружающую обстановку. У спокойной и жизнерадостной мамы малышу комфортно и легко. Ему не нужно тратить свои энергетические ресурсы на внутреннюю «стабилизацию» и «равновесие» — они у него идут на полноценное развитие.

Совсем иная картина у деток, у которых обстоятельства жизни сложились так, что им постоянно приходится бороться, тревожиться, чего-то опасаться. Эти детки тратят много сил на восстановление «внутренней гармонии». Если уровень такой тревожности оказывается слишком высок, а в семье неблагоприятный психологический климат, у крохи может оказаться заметным даже отставание психических процессов, в первую очередь, эмоционально-волевой сферы.

Например, один ребенок имеет высокий порог боли, т.е. он малочувствителен к страданию. Его мозг смог выстроить сильную защиту для нервной системы, сохраняя тем самым ее от истощения. Другой ребенок равнодушен к окружающим, живет как бы в своем мирке — он либо не сумел развить, либо научился гасить свои эмоциональные проявления на неосознаваемом уровне...

Казалось бы, а какое это имеет отношение к оптимистам? Сейчас мы вплотную подобрались к этому вопросу.
Дело в том, что большое значение имеет не только темперамент, тип личности ребенка, с которым он приходит в наш мир. Не только обстоятельства протекающей беременности и родов. Но и то, насколько тепло и радостно, с верой в лучшее, или же с тревогой его встретили в этом мире .

Медицина знает много случаев, когда, казалось бы безнадежные дети, получившие серьезную физическую травму во время родов, выхаживались терпеливыми и сильными родителями-оптимистами, в результате чего они смогли преодолеть свои ограничения до невозможных для них высот и сохранить веру в лучшее.
Материнская вера в возможности ребенка, каким бы он не был — это очень сильное средство, способное творить чудеса.

Также встречаются и семьи, в которых здоровые физически дети вырастают с глубокой эмоциональной травмой в душе.

Мама-пессимист и мама-оптимист — это словно две разные планеты, сильно отличающиеся друг от друга особенностями своего «вращения» вокруг своей оси. Но, тем не менее, каждая может в разумных границах вносить свой полезный вклад в формирование психики у ребенка. Причем, без перекосов и крайностей, которые вредны, как вы знаете, в любом деле.

Пессимист интересно устроен: изначально он будет ожидать какого-то подвоха, сложности. Практически в любом деле он видит не возможности, а препятствия. А на бессознательном уровне он привыкает защищаться, продумывая компенсации своему возможному разочарованию. Например, пессимист, готовящийся к экзамену, будет твердить всем и себе самому, что «непременно завалит его, что он ничегошеньки не помнит, ой, какой ужас» и... получить выстраданную пятерку:))). А оптимист спокойно и честно скажет себе: «я старался, учил, все будет хорошо!» — и получить ту же ожидаемую пятерку.

Так и в воспитании мама-пессимист и мама-оптимист, могут преследовать одну и ту же цель — растить гармоничного, развитого и счастливого ребенка, но ведут себя не одинаково.

Например, упал малыш, чуть ушибся и заплакал. Мама-пессимист тревожно заохает, запричитает, даже если ничего серьезного нет. Малыш еще сильнее плачет, но уже не столько от боли, сколько от испуга, а вдруг случилось что-то плохое, раз мама так волнуется...

Мама-оптимист спокойно и ласково поднимет малыша, проверит ушиб и заверит, что тут «ничего страшного, дай я поцелую и все пройдет». И вот уже слёзки быстро высохли у малыша, он вновь бодр и весел, готов бежать дальше.

Есть бОльшая вероятность, что первый малыш вырастет излишне осторожным. Он десять раз подумает, прежде чем что-то начать. А второй — вырастет в стремительного, уверенного в себе человека, которого неприятности только мобилизуют достигать цели.

А теперь вопрос: как вырастить ребёнка-оптимиста? Который бы не тушевался при первых трудностях, но мог бы найти в себе достаточно уверенности и сил для их преодоления?

Есть несколько правил «НИКОГДА НЕ...»

  • никогда не говорите ребенку: «Что ты натворил!» Грубый окрик и неконструктивная критика отбивают желание исправить промах.
  • никогда не лепите ярлыки: «Неудачник!», «Горе луковое!», «Простофиля!», «Тупой!», «Растяпа!», «Маша-растеряша!» и т.п. Помните — ребенок вам доверяет, раз вы так считаете про него, то подобные ярлыки могут приклеиться на всю жизнь.
  • никогда не ставьте на первое место недостатки и промахи малыша: «Ты вечно меня перебиваешь...», «Ты что, оглох?», «Неужели ты не понимаешь, что...», «Рисунок ничего, но тут ты обвел не так, а эта корова разве бывает синей?!» Акцент на неудачах стирает программу успеха в жизни ребенка.
  • никогда не обрывайте попытки ребенка рассказать вам то, что его интересует: «Ой, ну ты опять со своей куклой, вон лучше книжку почитай...», «Отстань от меня, я устала...».
  • никогда, даже в самом страшном сне, не сравнивайте своего ребенка с другим сыном или другой дочкой той, «продвинутой», соседки, которая «всегда-все-делает-как-надо». Это совершенно разные «лекала».

А что лучше делать?

  • просыпайтесь с детьми в радости, подмечайте самые лучшие мгновения утра: веселый солнечный зайчик, сказочная комната, залитая солнышком, веселая труженица стиральная машина, заботливо гудящий чайник и др.
  • поощряйте деток видеть прекрасное вокруг себя на прогулке: красивый цветок, голубое небо, мило урчащая кошка, сильные и добрые папины руки и др.
  • больше смейтесь и играйте с детками в веселые игры — это их естественный язык. Малыши обожают веселье! А мама, которая позволила себе «оторваться», в игре с ребенком, как правило, чувствует себя помолодевшей.
  • любые трудности и неудачи разбираем, начиная с признания успеха у ребенка, например: «У тебя хорошо получилась вот эта гусеница — как живая! А вот лягушку можно здесь немного поправить — и будет здорово!»
  • научите деток мечтать и поощряйте развитие смелого воображения. «Сынок, а что, если бы наша машина вдруг стала летать? Нажал на кнопку — иии — рраз! Улетел к обезьянам! Нажал — иии — два! Уже в пустыне!.. Что бы ты стал делать там?»
  • правильно гасите проявления капризов на этапе их зарождения, а лучше всего — предвосхищайте. Чтобы этого достичь, нужно проанализировать реальные возможности ребенка, свой стиль воспитания, выделить часто возникающие проблемные ситуации и продумать другие пути разрешения. Об этом подробно разбирается в моем популярном тренинге «

Вы замечали, что дети в одной и той же ситуации ведут себя по-разному? И это разное отношение к событиям определяется тем, как ребенок воспринимает мир. Ведь не секрет, что дети, как и взрослые, могут быть оптимистами или пессимистами.

Очень четко подметил Уинстон Черчилль: «Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности.»

Ребенок-оптимист легко идет по жизни и все трудности пытается преодолеть. Ребенок-пессимист при малейшей трудности пассует и складывает руки. Все, он ничего сделать не может. Или не хочет? Как бы то ни было, с таким ребенком трудно.

Казалось бы, оптимист-пессимист, какая разница ?

Главная опасность пессимизма в том, что он способствует развитию депрессии. Причем, депрессия – это не просто плохое настроение, как многие думают.

Депрессия - серьезное заболевание, которое резко снижает трудоспособность. Депрессия у детей и подростков является серьезной проблемой. Она может привести к неуспеваемости, алкоголю или наркотикам, и даже самоубийству. Медики отмечают, что депрессия что может влиять даже на очень маленьких детей. Дети часто становятся замкнутыми, не в состоянии сосредоточиться и наслаждаться жизнью.

Одним из ранних признаков детской депрессии является , которая встречается все чаще и чаще. Она, как правило, нарастает постепенно, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала, начинаются проблемы в поведении в школе. Дети все больше нарушают дисциплину, проявляют агрессивность, склонность к правонарушениям. И практически любые воздействия родителей и педагогов не дают положительных изменений.

Поскольку депрессия - заболевание, оно требует вмешательства специалистов и достаточно хорошо поддается лечению.

А теперь вспомните, когда последний раз вы обращались к специалисту по вопросу лечения депрессии? Скорее всего, никогда. В нашем обществе это не принято, считается, что все пройдет само собой. Пройдет, но наверняка будет повторяться еще неоднократно, т.к. депрессия возникает в ответ на какие-то негативные ситуации, житейские трудности, которых в жизни полным-полно.

Что же делать, если ребенок – пессимист и все сразу видит в черном цвете?

«Оптимизм или пессимизм формируется у человека в детстве. Ребенок обретает то или иное мироощущение не только с помощью окружающей действительности, но и слушая критику родителей в адрес всего вокруг или в свой собственный. Если у ребенка развивается пессимистичный стиль мышления, то он, скорее всего, будет впадать в депрессию и терпеть неудачи. Однако, депрессии можно избежать.» считает Мартин Селигман и предлагает сделать ребенку "прививку от депрессии". Подробную программу смотрите в книге "Ребенок оптимист. Проверенная программа формирования характера" М.Селигман , издательство "Манн, Иванов и Феббер"

В каждом из нас иногда просыпается волнение и ожидание худшего. Иногда мысли о плохом исходе любого события можно быстро отсеять. А иногда мрачный настрой прочно укрепляется в нашем сознании. Обычно такого постоянно недовольного, хмурого человека, который ни в чем не видит положительных моментов, – называют пессимистом.Что же делать, если пессимистом оказались вы или ваш близкий человек? Заразен ли пессимизм? И главное – стоит ли с ним бороться?

Иногда пессимизм сравнивают с хандрой. Но следует понимать, что это совершенно разные явления. Хандра – это временное состояние человека, когда все видится в негативном свете. И работа не такая, и денег платят мало, и дома жена постоянно грызет – чему же тут радоваться? Но хандра возникает от усталости. Стоит человеку хорошенько отдохнуть, набраться новых сил – глядишь, и повышение заслужил, и жене цветов купил, и нарадоваться не может, какая она у него умница и красавица… Пессимизм – явление гораздо сложнее и глубже. Как правило, устойчивые мрачные мысли просто так не появляются. Чтобы понять, почему человек не может радоваться жизни – нужно выяснить, что случилось и когда именно всё вокруг человека начало обретать черный цвет.