Биографии Характеристики Анализ

Люди с активной жизненной позицией примеры. Виды пассивной жизненной позиции

Активная жизненная позиция - это залог успеха личности в любом начинании. А возникает она из-за восприятия статичного мира, если видеть его, так сказать «под нужным углом», то вы и не заметите, как обретёте активную жизненную позицию, и во всём вас будет преследовать только успех, а на неудачи никто и внимания не обратит. Что значит активная жизненная позиция человека и как она формируется? Попробуем разобраться с этим.

Например, при анализе качества жизни преподавателей физического воспитания мы могли бы подумать, насколько важные для них измерения такие же, как и другие преподаватели в школе. Кроме того, по словам Крейтлера и Крейтлера, такие вопросы, как «как ваша ситуация в настоящее время по сравнению с прошлой неделей или раньше, будучи больной» или «как такое заболевание изменило ваше здоровье», являются вариантами углубления анализа качества жизни учитывая траекторию истории, например, о болезни.

Были проверены две версии инструмента. Однако такие сравнения можно считать наивными в тот момент, когда мы рассматриваем, как обсуждает Кастиель, особенности в способах восприятия и реагирования на стимулы с учетом социокультурного контекста. Таким образом, понятие стрессорного агента, учитывая широкий контекст здоровья и качества жизни, будет связано как с индивидуальной способностью справляться с определенными ситуациями, так и с конъюнктурными непредвиденными обстоятельствами, в которых они происходят в сложной сети взаимосвязей.

Что такое активная жизненная позиция?

Чтобы лучше и легче понять, что такое активная жизненная позиция личности, приведём простой жизненный пример . Прошли выборы на пост губернатора вашего города, избрали совершенно нового человека, который раньше эту должность не занимал. Уже через месяц вы заметили, что в вашем дворе поставили новые турники, песочница, качели, всё яркое и исправное. Ещё через несколько недель вы увидели, что газоны на улицах похорошели, деревья вдоль дороги постригли или подрубили, а недалеко от вашего дома открылся новый детский сад.

Таким образом, представляется последовательным размышлять о необходимости не рассматривать только крайние подходы к оценке качества жизни, поскольку как преувеличенный прагматизм, так и чисто психометрические подходы, такие как отсутствие научной строгости, не помогают прояснить концепцию и Их формы оценки. Поэтому важно, чтобы, рассматривая качество жизни как важное для нашего общества, его концепцию и формы оценки следует обсуждать и рассматривать с учетом исторического прогресса и индивидуальных потребностей и управления общественным здравоохранением.

Всё это говорит о том, что губернатор оправдал надежды и ожидания, он сделал и продолжает делать для города всё, что в его силах, тратя деньги на благое дело. У него в запасе ещё много интересных идей, поэтому через полгода в заросшем городском лесочке появилась красивая аллея. Он ведёт активную жизнь , улучшая свой город. Именно этот постоянный неиссякаемый запас новых идей, проявление знаний людских нравов и умений пользоваться своей властью и говорит об активной жизненной позиции.

Однако эти инструменты имеют важные ограничения, поскольку, предлагая индикаторы, они не могут оценить специфику каждого субъекта в каждом контексте оценки. В этом же контексте Пирес, Матиелло и Гонсалвис критикуют использование оценок, которые учитывают расстояние между тем, что считает желательным, и тем, что эффективно оценивается, поскольку они могут быть весьма субъективными. На них все еще могут оказывать сильное влияние социальные механизмы отставки и низкие ожидания, вызванные хронической нищетой, как по их окружению, то есть неудовлетворенностью лихорадкой безудержного и растущего потребления, признаком постиндустриального общества.

Как стать активным человеком

Очень многие люди при подаче резюме задаются вопросом: а что работодатель имеет в виду под жизненной активностью, что мне нужно написать/ответить? Когда вас спрашивают, имеете ли вы активную жизненную позицию, это попросту перефразированный вопрос: «Будете ли вы подавать нам идеи для бизнеса или жить от зарплаты до зарплаты?» Конечно же, второй вариант мало кому понравится, поэтому формирование активной жизненной позиции - очень важно.

Авторы также утверждают, что, как правило, выбор различных показателей оценки напрямую связан с интересами использования тех, кто устанавливает, и потому, что они настолько различны, может даже относиться к «различным качествам жизни». Таким образом, взаимодополняемость методологий, то есть использование стандартизованных инструментов оценки, которые облегчают сравнение с другими исследованиями в сочетании с качественными анализами, которые позволяют более приблизить к реальности, подлежащей исследованию, является вариантом Для изучения.

На самом деле, просто проснуться с утра и вдруг понять, что вы стали активным невозможно. Активная жизненная позиция характеризуется вашими действиями, мыслями, идеями. Люди, которые точно имеют активную жизненную позицию, соответствуют её структурным компонентам:

  1. Нормативно-оценочный подход к собственным действиям - человек ничего не делает внезапно или наобум, его действия продуманы и оценены, возможные последствия прокручены в голове не раз. Если вы научитесь трезво и твёрдо оценивать свои действия и составлять план будущей работы , то никогда не опростоволоситесь, и всегда будете держать себя среди самых уважаемых и надёжных во всей компании коллег или друзей;
  2. Мотивоционно-побуждающий подход. Одной только твёрдой оценки и плана недостаточно, если вы не хотите заниматься той или иной работой. Обязательно должна быть какая-то мотивация ваших действий, например, вы хотите дослужиться до начальника отдела, получать большую зарплату и купить или построить дом в пригороде, как всегда мечтали, однако и сама работа должна вам нравиться иначе мотивации к действиям не будет никакой;
  3. Практически-действенный подход - эта фаза проявляется уже непосредственно во время работы. Вы не ленитесь выполнять поручения, предлагаете что-то новое для проекта, умеете отстаивать своё мнение, если кто-то усомнится, но не являетесь ярым фанатиком и чётко оцениваете свои возможности и задачу. Здесь собрались и предыдущие два пункта, так как без них всё вышеописанное выполнить невозможно.


Таким образом, мы проверили, что анализ качества жизни должен претерпеть улучшения, учитывая как его операционный аспект, так и его эпистемологические основы. Можно предположить, что такие концепции, как универсальность, индивидуальность и автономия, которые являются довольно распространенными в оценке качества жизни, следует использовать с осторожностью. Более того, если, с одной стороны, необходима взаимодополняемость более общего и количественного анализа с использованием качественных фокусных подходов, с другой стороны, необходимо идти дальше в основных предположениях конструкции, которые в значительной степени основаны на В производственных системах или в состоянии здоровья в контексте болезни или личного образа жизни.

Как результат вашей работы над собой, вы станете более ответственным, жизнерадостным, чтобы подавать идеи, находчивым и надёжным среди коллег, сумеете работать в команде.

Чаще всего именно женщин волнует воспитание в себе активной жизненной позиции, и не зря, это очень важно для прекрасной половины, дабы поддерживать порядок в семье, содержать себя в чистоте и красоте, да и вообще, быть счастливой, не совершая глупых поступков. А счастливая женщина, как известно, не может не нравиться и не быть красивой.

Мы утверждаем, однако, что хотя статус здоровья очень важен для жизни людей, не все аспекты жизни человека обязательно являются медицинской или санитарной проблемой. Использование классических подходов к исследованию более всеобъемлющим образом и диалектика может способствовать продвижению исследований в этой области.

Специализированная литература указывает на большую социальную и научную значимость качества жизни. Несмотря на это, тема по-прежнему представляет собой много концептуальных неточностей, и различные подходы анализа могут быть полезны для разъяснения темы. Тот факт, что качество жизни имеет разные индивидуальные значения , затрудняет оценку и использование его в научных исследованиях и должно быть преодолено с учетом различных перспектив науки. Исследования вмешательства, которые разъясняют более четкие возможности для улучшения качества жизни людей, являются недостаточными и необходимыми.

И выяснили, что дело в самом человеке и его жизненной позиции . Так почему у одних людей все получается, а у других - нет? В чем секрет успеха ? Мы все ищем какую-то методику, которая поможет нам справиться с проблемами и достичь успеха во всем… Но причины успеха или неуспеха не в методике, а в нашей голове.

Отверстие и страус: уникальность человеческой болезни. Уроки литературы: к целостной модели качества жизни. Многомерное качество жизни: новый показатель качества жизни у взрослых. Центр концептуального подхода к улучшению качества жизни. Разработка инструмента оценки качества жизни Всемирной организации здравоохранения. Гейдельберг: Спрингер, с. 41.

Если мы хотим, чтобы старение было положительным, более продолжительная жизнь должна сопровождаться продолжением возможностей для здоровья, участия и безопасности. Всемирная организация здравоохранения приняла термин «активное старение», чтобы выразить процесс достижения этого видения.

Если мы и вправду хотим «прожить жизнь так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» и собрались начинать новую жизнь, то нам нужно сначала «поменять голову», а точнее - жизненную позицию в целом. Именно она играет определяющую роль в том, достигнем ли мы успеха в жизни, а если правильнее - будем ли мы счастливы и удовлетворены.

Что такое «активное старение»? Активное старение - это процесс оптимизации возможностей для здоровья, участия и безопасности с целью улучшения качества жизни по мере старения людей. Активное старение распространяется как на отдельных лиц, так и на группы населения. Это позволяет людям реализовать свой потенциал для физического, социального и психического благополучия на протяжении всей своей жизни и для их участия в жизни общества в соответствии с их потребностями, желаниями и способностями; обеспечивая при этом необходимую защиту, безопасность и уход.

Как сформировать активную жизненную позицию?

Различия между активной и пассивной жизненной позицией, как видно, лежат в области ответственности за себя и свою жизнь. Проактивный человек берет ее на себя, реактивный - все время норовит переложить на кого-то или что-то. Значит, все, что нужно сделать для формирования активной жизненной позиции и отказа от пассивной, в общих чертах сводится к двум пунктам:

  1. Взять на себя ответственность за то, что сейчас с нами происходит и происходило раньше
  2. Взять на себя ответственность за свое будущее

Однако, взять эту самую ответственность - не такая простая задача для того, кто с детства привык ее избегать и вырос среди таких примеров… Ее даже увидеть не всегда получается. Предлагаю следующий план для решения задачи смены пассивной жизненной позиции на активную:

Алгоритм формирования активной жизненной позиции

  1. Первый пункт самый сложный. Слишком «очевидно», что «виновато» в нашем положении правительство, экология, начальник, родители, муж (жена), квартирный вопрос, время такое… В чем же наша-то ответственность? Во-первых, в том, что мы ничего не делали, а просто плыли по течению, принимая то, что оно несет. Я встречала людей, которые в 50 лет оправдывали свои неудачи тем, что их родители не так воспитали! Хочется спросить: «А где ты -то был последние 35 лет после того, как родители тебя воспитывали?» Причем ведь не может человек совсем ничего не делать, даже абсолютное бездействие - это тоже наш выбор , который имеет последствия. И выбор у нас всегда был и остается.
  2. Во-вторых, наша ответственность в том, как мы относимся к обстоятельствам нашей жизни. Если они вызывают у нас депрессию, возмущение или еще какой вид, и мы поглощены переживанием этих эмоций - то все ясно, эти обстоятельства нам нравятся! Признаемся себе в этом честно! Чтобы признаться было легче, можно прочитать книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» - очень хорошо промывает мозги. Наша реакция - это тоже наш выбор, и это надо постараться признать. На одни и те же обстоятельства люди реагирует по-разному, так что не надо больше говорить, что «Меня довели» и «Я не мог иначе». И если бы мы в свое время реагировали иначе в сотне случаев, то мы имели бы сейчас совсем другие обстоятельства… Подумаем об этом в красках. Чувствуете, как окрыляет сознание своей свободы и того, что от вас все зависит? Человеку очень не комфортно чувствовать себя жертвой, даже если он всю жизнь так чувствовал.
  3. После того, как удалось признаться в том что мы - виновники того, что с нами происходит и происходило, не стоит тратить силы на то, чтобы ругать себя последними словами и, опять же, впадать в депрессию от своей никчемности. Наоборот, все негативные эмоции лучше выбросить, а жалость к себе - в первую очередь. «Слезами горю не поможешь». С этой привычкой непросто справиться, но возможно. Причем, не надо пытаться побороть в себе эту жалость или гнев - от внимания такие эмоции только разрастаются. Энергию лучше направить на более конструктивный вопрос: «Что теперь делать?» Теперь, когда мы осознали свою свободу в выборе реакции, мы можем поискать положительные моменты и возможности в обстоятельствах. И вот мы уже задумываемся о будущем.
  4. Следующий очень важный вопрос: Чего мы хотим? Не «хотелось бы дачу на Мальдивах…», а реально - чего? А принимая во внимание то, что этого придется достигать, прилагая ряд усилий и принося определенные жертвы? - Просто так ведь ничего не бывает. Еще одна черта реактивной позиции - «хотеть, чтобы у нас все было, а нам за это ничего не было». Именно за счет этой нашей любви к «халяве» живут десятки и сотни тысяч мошенников, которых сейчас столько развелось. Они предлагают легкое решение всех наших проблем - и решают таким образом свои. А наши проблемы не решаются - зато у нас появляется повод возмущаться их нечестностью и жалеть себя бедненького, которого опять «кинули»… Но согласитесь, если у нас, например, есть здоровье (обстоятельства) и мы хотим стать олимпийским чемпионом, то нам придется приготовится к тому, что нас ждут годы изнурительных тренировок - иначе никак. Почему же в других областях жизни должно быть по-другому?
  5. Определившись с желаниями, трансформируем их в цели. Здесь возникает еще один важный вопрос: «Что мы готовы сделать и чем пожертвовать для достижения своих целей?» Готовы ли мы дополнительно учиться и работать, чтобы разбогатеть, например? В обстоятельствах, в которых мы находимся, у нас есть два пути: потрудиться для создания других обстоятельств или научиться с жить и радоваться с имеющими (для чего тоже придется потрудиться). Может, мы выберем второй путь - главное, что это наш выбор. И мы уже не чувствуем себя жертвой и не имеем морального права ныть. Зато можем подумать над тем, что мы можем сделать для того, чтобы что-то изменить в лучшую сторону - наладить или порвать отношения, например. Главное - определиться с целями. Успешный человек, который сам строит свою жизнь, имеет план этого строительства - без плана ничего построить нельзя.

Описать в одной статье все нюансы того, чем отличается активная и пассивная жизненная позиция и как поменять одну на другую, конечно, нереально. Но надеюсь, что мне удалось хотя бы в общих чертах прояснить этот вопрос. Формирование активной позиции происходит исключительно в нашей голове - путем осознания и принятия на себя ответственности. В принципе, это единовременный акт, но углубление позиции и перестройка привычных реакций займет какое-то время.

Тут очень могут помочь различные книги и тренинги по успеху. Они все говорят по сути одно и тоже, но пока мы не усвоили эту философию как «свою родную», нам необходимо повторение и разъяснение. И только после того, как мы укрепимся в активной жизненной позиции , приняв на себя ответственность за свою жизнь и обозначив свои цели, можно начинать искать конкретные методики, которые помогут нам эффективнее этих целей достигнуть или создавать для себя методики самим - это уж кому как нравится. Успехов вам! До новых встреч !

Активная жизненная позиция - это необходимый элемент для успешной социализации человека. Попробуем вникнуть в смысл этого определения. Каждый человек в силах повлиять на окружающую его действительность. То есть мир не статичен, он постоянно меняется под воздействием людей. Человек, обладающий активной жизненной позицией, заинтересован в усовершенствовании бытия. Такой индивид концентрирует свое внимание не только на личных переживаниях, но и на

Активная жизненная позиция характерна далеко не для каждого человека. Стремление преобразовывать этот мир требует множества В частности, это собственные принципы, мировоззрение, убеждения,

То есть человека, которого просто не устраивает существующая действительность, нельзя назвать личностью с активной жизненной позицией. Стоит помнить, что прежде чем что-либо критиковать и ломать, необходимо иметь представление о том, как будет выглядеть новое, более усовершенствованное бытие.

Активная жизненная позиция, прежде всего, предполагает деятельность. Не достаточно просто теоретически реконструировать действительность, нужно также двигаться в этом направлении. Каждый человек справляется с этой задачей по-разному. Один направляет все свои силы на решение глобальных проблем, другой заботится о благополучии собственной страны, третий стремится помочь людям, которые окружают его.

Необходимо, чтобы активная жизненная позиция гармонично сочеталась с разумностью, желанием помочь другим и чувством меры. В ином случае за стремлением к преобразованиям могут последовать исключительно негативные последствия. К примеру, человек обладает некими идеалами, которые он желает реализовать на практике, но его эгоцентризм мешает пониманию того, что большинство людей придерживается совершенно иного мировоззрения. Отсюда можно сделать простой вывод. Человек должен направлять свою деятельность на благо общества, а не на удовлетворение собственных интересов.

Социальная позиция индивида подразделяется на несколько граней. Это может быть подчинение указаниям лидера, но самостоятельное и активное поведение по отношению к другим участникам группы.

Жизненная позиция может выражаться и в соблюдении всех норм и требований социума, но в стремлении к лидерской позиции в коллективе.

Стремление к преобразованию мира может привести и к негативным последствиям. Активная жизненная позиция в некоторых случаях выражается в пренебрежении общественными нормами, поиске собственного «Я» вне социума, к примеру, в преступных группировках, среди хиппи.

Это может быть и стремление построить собственную действительность. К примеру, человек не принимает нормы социума, имеет свое представление о том, каким должен быть мир, и активно привлекает других людей для усовершенствования бытия. К примеру, к таким людям можно отнести революционеров.

Чаще всего активной жизненной позицией обладают именно молодые люди. Это неудивительно, ведь именно молодежь всегда являлась своеобразным двигателем в делах преобразования мира. У молодых людей менее консервативные взгляды, у них имеются свежие идеи и оригинальное мировоззрение. Как известно, у подростков много энергии, необходимо направлять ее на созидание, иначе переизбыток сил может привести к негативным результатам.

Подведем итоги. Активная жизненная позиция - это антипод равнодушия и отстраненности. Человек, обладающий рассматриваемым качеством, интересуется всем происходящим в стране и в мире, принимает живое участие в любых начинаниях, хочет внести определенный вклад в окружающую его действительность.

Вряд ли работодателю придет в голову отказать интересному кандидату из-за пары заезженных фраз в его резюме. Но лучше избегать клише: второго шанса произвести впечатление у вас не будет. Мы решили разобраться, как заставить коммуникабельность и стрессоустойчивость работать на вас.

Не будьте таким стрессоустойчивым

Личным качествам кандидата сегодня уделяют все больше внимания: работодатели ищут тех, кто поладит с коллегами, разделит корпоративные ценности и будет заинтересован в работе. И чем заметнее, что в компанию ищут не абстрактного специалиста, а человека с определенными личными качествами, тем сложнее их правильно описать.

Что делать, если список из коммуникабельности, умения работать в команде, активной жизненной позиции и стрессоустойчивости - это набор клише, а работодатель требует в вакансии именно этих качеств? Попробуйте подкрепить их доказательствами: так абстрактный пионер-герой в голове работодателя живо превратится в человека с опытом и интересной историей.

«Коммуникабельный: 2 года подрабатывал барменом-врачевателем душ в ночном клубе».

«Стрессоустойчивый: за две недели закрыл сделку со сложным клиентом, который до этого довел до слез трех моих предшественников».

«Пунктуальный: 3 года успешно работал в компании, где с опоздавших на работу взимались денежные штрафы».

Не зацикливайтесь на стандартном наборе фраз, ищите синонимы. Коммуникабельность легко заменить на общительность и умение располагать к себе. Стрессоустойчивость - на способность преодолевать трудности. Активную жизненную позицию заметят сразу, если на фотографии в резюме у вас открытая и приятная улыбка. А любовь к учебе - если увидят внушительный список сертификатов о .

Длинный перечень личных качеств в резюме неуместен. Идеальный список - не больше 5-7 пунктов. Какие качества выбрать, если вы разносторонний человек? Взгляните на текст вакансии: работодатель наверняка намекнул на то, что ему действительно важно.

Разделите навыки и личные качества

Навыки - это умения, которые вы приобрели в процессе работы или учебы. А вот личные качества - это особенности характера, которые не так-то просто приобрести и еще сложнее потерять. Поэтому место им в разделе «О себе»: именно там рекрутер будет их искать.

Не загружайте резюме информацией личного характера, не имеющей прямого отношения к будущей работе. HR-специалисту совершенно необязательно знать, что у вас дружная семья и талантливые дети. О хобби можно упомянуть, но буквально в одном предложении. Распространенная ошибка во многих резюме - они содержат массу ненужной информации, но лишены и намека на то, почему человек подходит именно для этой вакансии.

Фразы, которые стоит вычеркнуть из англоязычного резюме

Если вы не слишком хорошо владеете языком, то в резюме на английском у вас могут остаться те самые клише, от которых вы только что избавились в русском. Многие из них можно просто вычеркнуть, вторую часть стоит подкрепить доказательствами.

Вот фразы, которые точно набили оскомину англоязычным рекрутерам.

Results-oriented professional, bottom-line orientation - специалист, ориентированный на достижение результата.

Superior (or excellent) communication skills - высочайшие способности к коммуникации.

Strong work ethic - строгое соблюдение трудовой этики.

Met or exceeded expectations - соответствую или превосхожу ожидания.

Proven track record of success - есть подтвержденный список достижений.

Works well with all levels of staff - хорошо срабатываюсь с сотрудниками всех уровней.

Team player - умею работать в команде.

Составить резюме без словесного мусора, направленное на ваши карьерные цели, помогут эксперты сервиса «Готовое резюме».

Активная жизненная позиция - это залог успеха личности в любом начинании. А возникает она из-за восприятия статичного мира, если видеть его, так сказать «под нужным углом», то вы и не заметите, как обретёте активную жизненную позицию, и во всём вас будет преследовать только успех, а на неудачи никто и внимания не обратит.

Что такое активная жизненная позиция?

Чтобы лучше и легче понять, что такое активная жизненная позиция личности, приведём простой жизненный пример. Прошли выборы на пост губернатора вашего города, избрали совершенно нового человека, который раньше эту должность не занимал. Уже через месяц вы заметили, что в вашем дворе поставили новые турники, песочница, качели, всё яркое и исправное. Ещё через несколько недель вы увидели, что газоны на улицах похорошели, деревья вдоль дороги постригли или подрубили, а недалеко от вашего дома открылся новый детский сад.

Всё это говорит о том, что губернатор оправдал надежды и ожидания, он сделал и продолжает делать для города всё, что в его силах, тратя деньги на благое дело. У него в запасе ещё много интересных идей, поэтому через полгода в заросшем городском лесочке появилась красивая аллея. Он ведёт активную жизнь, улучшая свой город. Именно этот постоянный неиссякаемый запас новых идей, проявление знаний людских нравов и умений пользоваться своей властью и говорит об активной жизненной позиции.

Как стать активным человеком

Очень многие люди при подаче резюме задаются вопросом: а что работодатель имеет в виду под жизненной активностью, что мне нужно написать/ответить? Когда вас спрашивают, имеете ли вы активную жизненную позицию, это попросту перефразированный вопрос: «Будете ли вы подавать нам идеи для бизнеса или жить от зарплаты до зарплаты?» Конечно же, второй вариант мало кому понравится, поэтому формирование активной жизненной позиции - очень важно.

На самом деле, просто проснуться с утра и вдруг понять, что вы стали активным невозможно. Активная жизненная позиция характеризуется вашими действиями, мыслями, идеями. Люди, которые точно имеют активную жизненную позицию, соответствуют её структурным компонентам:

  1. Нормативно-оценочный подход к собственным действиям - человек ничего не делает внезапно или наобум, его действия продуманы и оценены, возможные последствия прокручены в голове не раз. Если вы научитесь трезво и твёрдо оценивать свои действия и составлять план будущей работы, то никогда не опростоволоситесь, и всегда будете держать себя среди самых уважаемых и надёжных во всей компании коллег или друзей;
  2. Мотивационно-побуждающий подход. Одной только твёрдой оценки и плана недостаточно, если вы не хотите заниматься той или иной работой. Обязательно должна быть какая-то мотивация ваших действий, например, вы хотите дослужиться до начальника отдела, получать большую зарплату и купить или построить дом в пригороде, как всегда мечтали, однако и сама работа должна вам нравиться иначе мотивации к действиям не будет никакой;
  3. Практически-действенный подход - эта фаза проявляется уже непосредственно во время работы. Вы не ленитесь выполнять поручения, предлагаете что-то новое для проекта, умеете отстаивать своё мнение, если кто-то усомнится, но не являетесь ярым фанатиком и чётко оцениваете свои возможности и задачу. Здесь собрались и предыдущие два пункта, так как без них всё вышеописанное выполнить невозможно.

Как результат вашей работы над собой, вы станете более ответственным, жизнерадостным, чтобы подавать идеи, находчивым и надёжным среди коллег, сумеете работать в команде.

Чаще всего именно женщин волнует воспитание в себе активной жизненной позиции, и не зря, это очень важно для прекрасной половины, дабы поддерживать порядок в семье, содержать себя в чистоте и красоте, да и вообще, быть счастливой, не совершая глупых поступков. А счастливая женщина, как известно, не может не нравиться и не быть красивой.

Формирование активной жизненной позиции личности - центральная задача нравственного воспитания, поставленная XXV съездом КПСС, в которой концентрируются усилия общества развитого социализма по воспитанию духовно-нравственного облика советского человека, отражается эффективность идеологической работы партийных, общественных организаций. Это свидетельствует не только о большом значении для всей системы нравственного воспитания этой проблемы, но и о сложности ее решения.

Следовательно, на первый план как в теоретическом, так и в практическом аспектах выступает выяснение ее сущности, содержания механизма формирования, организации воспитательного процесса. Успешное решение этих вопросов возможно лишь на основе марксистско-ленинской этической теории, с учетом реальной практики нравственного воспитания в условиях строительства коммунистического общества.

Будучи специфической формой социальной активности личности, жизненная позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественно-политической, духовно-нравственной и т. д. Как нравственная активность, жизненная позиция выражает моральное напряжение личности, ее готовность к практическому действию. В конечном счете жизненная позиция личности - это ее нравственная позиция, оптимизирующий фактор ее деятельности.

Когда речь идет о жизненной позиции личности как деятельности, то следует иметь в виду два противоположных полюса ее проявления - активность и пассивность.

Активная жизненная позиция характеризуется проявлением храбрости, мужества в борьбе за утверждение добра и преодоление морального зла, систематичностью нравственных поступков личности, масштабностью и общественной значимостью поднимаемых нравственных проблем. Реализация этой позиции связана с утверждением положительных норм в жизнедеятельности людей, она ориентируется на критерий коммунистической нравственности: нравственно все то, что способствует, содействует созиданию коммунистического общества.

Об активной жизненной позиции следует говорить не только применительно к личности. Заслуга марксизма-ленинизма состоит в том, что бесконечные и разнообразные действия живых личностей были обобщены как действия социальных групп, как действия классов. Марксизм-ленинизм не растворил личность в массе, как иногда утверждают наши идейные противники, не принес ее «в жертву» классу, а указал на более широкие масштабы проявления социальной, в том числе нравственной, активности личности в рамках социальной группы, класса, всего общества. В современных условиях социалистическая личность получает более широкие возможности для проявления активной жизненной позиции.

Антиподом активной жизненной позиции является пассивность. Она проявляется в инертности личности, равнодушии к общественным проблемам, в нежелании участвовать в разрешении той или иной конфликтной нравственной ситуации, в расхождении слова и дела. Пассивная позиция личности не менее опасна для дела нравственного воспитания, чем явно негативная позиция, связанная с проявлением морального зла. В этом смысле пассивная позиция также «активна», ибо она бездеятельна. Уяснение сущности жизненной позиции неразрывно связано, таким образом, с анализом ее направленности.

Определяя направленность деятельности личности - положительную или отрицательную, жизненная позиция оказывает регулирующее воздействие на практическое поведение, стимулируя полезную нравственную деятельность на благо общества и противодействуя проявлению морального зла. В реальной действительности они не отделены непреодолимой преградой и находятся в постоянном взаимодействии.

Стержнем жизненной позиции выступает мировоззрение личности, ее убеждения, ее установка на духовно-нравственные ценности. В жизненной позиции находит свое концентрированное выражение внутренний мир личности. Если в процессе нравственного воспитания более или менее ясно то, что закладывается на «входе» во внутренний мир личности, и молено судить о том, что появляется «на выходе» по поступкам и поведению людей, то внутренний мир личности еще не поддается взору воспитателя. Это обстоятельство еще раз свидетельствует в пользу анализа жизненной позиции как деятельности, в которой проявляется мировоззрение, убеждения, внутренние установки личности, обусловливающие ее активность.

Ориентируясь на положительные нравственные ценности социализма, коммунизма, личность проявляет свою активность, утверждая в действительности все передовое, прогрессивное. И наоборот, руководствуясь ценностями иного порядка, скажем, ставя в качестве своей непосредственной практической цели накопительство, стяжательство и т. д., человек может деградировать как личность.

Как социально-нравственная категория активная жизненная позиция выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов. Она тесно связана с таким духовным качеством советского человека, как коммунистическая устремленность к высоким общественным целям, представляющая собой сплав высоких устремлений личности, ее сознательности, воли и практического действия.

Сочетание общественных и личных интересов, более того, сознательное подчинение личных интересов общественным, когда в результате воспитания общественные интересы становятся внутренними личными интересами,- неотъемлемые черты активности жизненной позиции. Нравственное воспитание направлено на то, чтобы воспитать в человеке эту способность.

Активная жизненная позиция предполагает сознательное отношение к общественному долгу, единство знаний и убеждений, единство слова и дела как повседневной нормы поведения. В совокупности этим и определяется содержание активной жизненной позиции.

Единство знаний и убеждений, слова и дела реализуется в нравственном поступке. Актуализация этой проблемы в нравственном воспитании вполне закономерна. Она связана с приобщением к знанию в широком смысле этого слова массы трудящихся. Задача состоит не только в том, чтобы дать глубокие знания о закономерностях развития природы, общества и мира человека, но и в том, чтобы воплотить эти знания в высоконравственное поведение. Речь, следовательно, идет о чрезвычайно важной стороне нравственного воспитания, его способности формировать человека с такими моральными свойствами, которые были бы адекватны выдвинутым обществом целям.

Знания сами по себе, в том числе знание принципов и норм морали, не всегда являются достаточной гарантией высокой нравственности человека на деле. В реальной жизни знания у отдельных людей нередко уживаются с безответственностью, сопровождаются притуплением общественных чувств.

Если в результате издержек нравственного воспитания сложился индивидуалист, думающий только о своем эгоистическом благополучии, то знание норм морали и права он может использовать для личной наживы, карьеры или какой-нибудь другой собственной выгоды. И поэтому знание принципов и норм общественной морали автоматически еще не ведет к освобождению от нравственных пороков. Здесь все зависит от того, насколько системе нравственного воспитания удалось «переплавить» эти знания в прочные нравственные убеждения, а затем в моральные поступки.

Противоречия между словом и делом в практическом поведении могут возникать, в частности, на почве неглубокого, поверхностного и формального усвоения знаний о существе общественных отношений в нашем обществе. Если усилия личности направлены на уяснение лишь общих положений, то она может стать на путь морального догматизма, который выражается в приукрашивании или, наоборот, охаивании действительности. И если в процессе усвоения знания упускается из виду механизм возникновения, развития и воздействия того или иного явления, то у человека появляется шаблон, который отнюдь не способствует самостоятельному мышлению. Моральные силы личности в этом случае гасятся, теряют свою действенность.

Высказывается иногда и такая точка зрения, что неизбежной причиной расхождения между словом и делом является моральный скептицизм, неверие в реальные силы коллектива и человека. Такое положение может возникнуть, если слово не подкрепляется делом и личность на себе это испытывает. Нередко указанное явление возникает в производственной среде, когда неорганизованность и Неритмичность в работе, бесхозяйственность ведут к штурмовщине, к невыполнению производственных планов, в конечном счете к ослаблению эффективности нравственного воспитания. Вот почему в организации социалистического соревнования особое внимание партийных и общественных организаций обращается на воспитание единства слова и дела у всех тружеников нашего социалистического общества.

Требование единства слова и дела не является чем-то внешним и чуждым человеку. Оно соответствует всей направленности развития социалистической личности, внутренне созвучно ее нравственным убеждениям, отучает человека от беспочвенного мечтательства. Единство слова и дела может выступать и в качестве элементарной нормы нравственности, порядочности. В нем есть общечеловеческое содержание, веками закрепляемое и развиваемое прогрессивными традициями народа. В сущности требование единства слова и дела - это требование доверия в процессе общения между людьми, требование нравственной надежности личности. В повседневной жизни оно облекается в форму заявлений, обязательств. Было бы, конечно, известной идеализацией утверждать, будто в деятельности каждого человека оно всегда получает реальное выражение. Нередко действия людей сводятся к пустым декларациям, они могут брать на себя заведомо невыполнимые обязательства. Разрыв между словом и делом может иметь место и в сфере пауки, когда схоластическое теоретизирование подменяет реальное изучение явлений. Расхождение между словом и делом может свести на нет любые воспитательные мероприятия.

Борьба с расхождением между словом и делом, формирование активной жизненной позиции личности - это повышение коммунистической идейности, воспитание устремленности к высоким общественным целям, которые зиждятся на практическом воплощении убеждений в практические дела. Вместе с тем ликвидация расхождения между словом и делом - это повышение профессиональной и идейной подготовки труженика социалистического общества, со знанием дела воплощающего в жизнь коллективные и собственные решения.

В условиях развитого социализма данное требование обогащается новым нравственным содержанием. Оно включает в себя в качестве неотъемлемой составной части обязанности личности по отношению к обществу, коллективу, другим людям, что нашло свое законодательное закрепление в новой Конституции СССР 1977 г. Выполнение требования единства слова и дела способствует нравственному самоутверждению личности, ведет к повышению ее ответственности за порученное дело. Вся практика коммунистического строительства, опыт соревнования свидетельствуют о намерении трудящихся сдержать взятое на себя слово, воплотить его в конкретные практические дела.

Для своего нормального функционирования развитой социализм вырабатывает и соответствующие данному этапу общества более высокие нормы нравственности, выступающие регуляторами поведения. Свои регулятивные функции они осуществляют в виде предписаний для всех видов жизнедеятельности. Выдвигаемые новые требования нравственности не являются произвольными образованиями, они отражают то, что уже сложилось в обществе, и одновременно указывают цель для морального воспитания. Выдвижение задачи формирования активной жизненной позиции у каждого советского человека - это новое требование ко всей системе нравственного воспитания на этапе развитого социалистического общества, перерастающего в общество на коммунистических началах.