Биографии Характеристики Анализ

Механизмы перцепции и развитие социальных навыков. Гендерные особенности перцепции

ПЕРЦЕПЦИЯ (от лат. percipio - воспринимаю), восприятие (см.). Окружающая среда воздействует на нас в процессе нашей деятельности, и мы ее воспринимаем, перцепируем. Органом П., так же как и психики вообще, является наш мозг. П.-не изолированный процесс, а одно из проявлений целостной практической деятельности человека, протекающей в конкретных общественно-историч. условиях. Поэтому перцепция исторически своеобразна, и особенности ее связаны с уровнем общественной формации, к которой принадлежит человек, с классовой принадлежностью данного человека, с общественными его функциями, со степенью включения его в эти функции (а в связи с этим и с его возрастом). Т. о. и форма и содержание П. различны у людей разных исторических эпох, разных классов и разных возрастов. Здесь основное значение имеет труд, в процессе которого формируются наши П. Таким образом П. не есть пассивное восприятие внешних воздействий среды. «Человек в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность» (Ленин, IX сборник, стр. 273). Вопреки теориям ассоциацион-ной психологии восприятие не есть сумма ощущений отдельных свойств предмета; оно психофизиологически представляет собой целостное комплексное образование, систему или структуру, в к-рой не столько части определяют целое, сколько, напротив, само целое определяет свои части. Мы не можем поэтому оторвать наши восприятия от нашей направленности, от нашего мышления, от наших чувств. Лейбниц (Leibniz; 1646-1716) противопоставляет П. как «внутреннее состояние, воспроизводящее внешние вещи»-состояние смутное апперцепции (см.)--«сознанию, рефлективному познанию этого внутреннего состояния», т. е. осмысливанию, осознаванию непосредственного впечатления. Подробнее развил это учение Гербарт (Herbart; 1776-1871), к-рый понимал под П. непосредственную группу представлений (см.), вызываемую данными раздражениями, а под апперцепцией-изменение этой группы под влиянием ранее бывших групп-истолков?ние ее в связи с прошлым опытом, с предшествовавшими тенденциями. Гербарт указал на то, что напр., видя апельсин, мы перципируем в нем не только цвет и форму, но и шероховатость, тяжесть, запах и вкус, хотя и не воспринимаем их в данный момент, а только вспоминаем. Гер- барт полагал, что перцепция представляет собой сумму ощущений этих свойств объекта, он сводил восприятия к механике ощущений и представлений. Современная Gestaltpsycho-logie, справедливо отмечая неправильность такого толкования, не замечает того, что является основным в восприятии, а именно его социального содержания и значимости. Капиталист и рабочий по-разному перципируют, переживают увиденное ими фабричное здание: у первого восприятие этого объекта может быть неразрывно связано например с предвкушением прибылей, у второго - с неприятной мыслью о подневольном труде в условиях капиталистической эксплоатации и т. п. Несколько иначе понимает перцепцию Вундт (W. Wundt; 1832 - 1920). Как в зрительном поле отличают его центральную часть, наиболее ясную, от боковых полей зрения, менее ясных и становящихся все более смутными к периферии, так в наших восприятиях, по Вундту, мы можем различать ясные и отчетливые от смутных и расплывчатых. Прежде чем стать ясным и войти в связь с прежним опытом человека, впечатление обычно проходит зону неполной ясности, тогда мы называем его П. Понятие «опыт» носит у Вундта, как впрочем и у большинства буржуазных психологов, абстрактный, идеалистический характер. Тот факт, что в процессе П. принимает участие опыт человека, следует (вопреки Гербарту, Вундту, Gestalt-psycho logie и др.) понимать и изучать в свете единственно правильного представления о человеке как о «совокупности общественных отношений» (Маркс), как о представителе определенной общественно-исторической формации, определенного класса. П. является одним из орудий все большего познания человеком объективного мира, одним из компонентов сложной и исторически развивающейся деятельности, «отражающей объект» (Ленин). Лит.: Вундт В., Основы физиологической психологии, вып. 1-16, СПБ, без года ; Л а н-г е Н., Психологические исследования. Одесса, 1893; Лейбниц Г., Избранные философские, сочинения (нер. под ред. В. Преображенского), М., 1908; Л е и и н В., Материализм и эмпириокритицизм (Сочинения, т. XIII, М.-Л., 1928); Herbart J.,De attentionls men-sura causique primarlis, Regiom., 1822; он Hie, Psycho-logie als Wissenschaft, neu begrtindet auf Erfahrung, Methaphysik und Mathematik, Konigsberg, 1824-25; L eib"nitius G., Opera philosophica, recogn., Pars prior, Berolini, 1840.H. Добрынин.

Почему мы воспринимаем человека именно так? Как формируется наше отношение к людям?

Контактируя с людьми, мы, сами того не замечая, оцениваем каждого из них и делаем выводы о самом человеке и его качествах. При этом с кем бы мы ни общались и какова бы ни была продолжительность этого контакта, всегда запускается процесс восприятия одного индивида другим. Как понять другого и на основе знания выстроить именно те отношения, которые необходимы с данным человеком – один из главных вопросов психологии.

Определение

Понятие социальной перцепции можно охарактеризовать так: это восприятие одной социальной единицы другой. Психология показывает нам те механизмы, используя которые мы контактируем, выстраиваем отношения, даем характеристику и понимаем, чего ожидать от человека, не только исходя из его личных качеств, но и оценивая его социальную принадлежность. Для этого за основу нашим подсознанием берется система социальных стереотипов – устойчивых представлений, которые возникают внутри одной из социальных общностей – группы.

Поскольку социальная перцепция чаще всего рассматривается как коммуникация между индивидуумами, психологи выделили как частный случай межличностную перцепцию. Межличностная перцепция обусловлена эмоциональными проявлениями и представлениями взаимодействующих людей.

Психологические особенности межличностного взаимодействия основаны на эмоциональном базисе. Он включает различные виды явлений, в том числе и эмоциональные реакции личности, такие как аффекты, чувства, эмоции.

Поскольку человек постоянно находится во взаимодействии с иными людьми как в своей социальной группе, так и за ее пределами, возникают феномены социальной перцепции. По мнению психологов, люди из одной социальной группы будут иметь схожие реакции на одну и ту же ситуацию, будут давать одинаковую оценку и руководствоваться схожими критериями, поскольку шкала восприятия и оценочные системы у них общие.

Именно поэтому часто возникают сложности у детей, которые переходят из одной школы в другую. Первое время класс, в который попал новичок, воспринимает его как субъекта из чужой социальной группы, при этом практически все дети одинаково реагируют на него: присматриваются, изучают. При этом, чтобы влиться в коллектив, новому ученику придется не только научиться быть похожим на всех остальных, но и, в первую очередь, включить механизм познания через интерес к группе, в которой он выстраивает общение.

Куда приводит восприятие

Общение как социальная перцепция может быть реализовано в виде:

1. Обмена информацией.

2. Эмоционального обмена.

3. Выработки единого информационного контекста. На основе стереотипов формируется межличностное восприятие. При этом особенности, препятствующие объективно воспринимать личностям друг друга, образуют следующие эффекты социальной перцепции.

  • Эффект первичности. Только познакомившись с человеком, мы составляем свое мнение на основании уже доступной информации: как он выглядит, как говорит и пр.
  • Эффект новизны – появилась новая информация, и вдруг «открылись глаза». Новая информация как бы вычеркнула старую либо ее основательно подкорректировала. В этом случае может произойти резкое изменение отношения к человеку. Воспринимающий его внезапно увидит в нем что-то хорошее или снимет «розовые очки».
  • Эффект ореола – это тот самый случай, когда что бы вам ни говорили о человеке, вы никому не поверите и не измените своего мнения о нем.
  • Эффект проекции – мы приписываем человеку свои собственные качества, искусственно «улучшая» или «ухудшая» его за счет них.
  • Эффект средней ошибки – возможен тогда, когда вы еще не приняли окончательного решения о том, каково ваше отношение к человеку, – в этом случае вы временно максимально нейтрализуете черты и качества этого человека.

Виды социальной перцепции:

  • Самопознание – индивид воспринимает и познает сам себя.
  • Индивидуальная – восприятие между двумя личностями – в этом случае они находятся в процессе познания друг друга.
  • Восприятие человеком группы, при этом процесс восприятия и познания происходит между личностью и социальной группой и всеми ее членами.
  • Межличностное групповое– познание как внутри каждой группы, так и между ее членами.

Наука выделяет следующие наиболее важные функции социальной перцепции:

1. Самопознание – самовосприятие и самооценка человеком самого себя.

2. Познание другого индивидуума.

3. Установление контактов в коллективе при осуществлении совместной деятельности.

Как работают механизмы перцепции

В основе взаимоотношений лежат механизмы социальной перцепции. Они основаны на интересе и необходимости взаимодействовать постоянно или время от времени. Это следующие инструменты коммуникации.

Идентификация – мы познаем объект, уподобляясь ему. Когда вам говорят: «Встань на мое место», – это призыв к идентификации. Конечно, это не единственный способ восприятия, но им чаще всего пользуются в процессе общения. Идентификация очень близка к эмпатии.

Наиболее интересно рассмотреть работу этих механизмов в рамках взаимоотношений «учитель – ученик». Как работает педагогическая социальная перцепция? Для любого педагога необходимо не только подчеркнуть свой статус, но и не оттолкнуть ученика.

Включить механизмы перцепции в рамки образовательного процесса – вот главная задача учителя. Показать детям, как они работают, можно и не используя сложную терминологию. Отличными являются понятия перцепция и апперцепция.

Если перцепция представляет собой более примитивное проявление бессознательного, неосознанное восприятие внутренних процессов и окружающих объектов, то апперцепция – это четкая, осмысленная категория восприятия, она связана с прошлым духовным опытом, в ее основе лежат знания и способности человека. То есть это осознанный акт познания человека, и его восприятие основывается на мировоззрении и опыте.

И если сущность социальной перцепции раскрывается через непосредственное и каждодневное общение, то апперцепция – это скорее инструмент в руках профессионалов, не только изучающих восприятие и механизмы, но и управляющих этими процессами. Автор: Руслана Капланова

ПЕРЦЕПЦИЯ

ПЕРЦЕПЦИЯ

(лат. perceptio ). 1) прием, собирание, возвышение пошлин. 2) бессознательное восприятие, ощущение, отнесенное к причине, его произведшей (псих. т.).

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ПЕРЦЕПЦИЯ

[лат. perceptio ] - психол. восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

ПЕРЦЕПЦИЯ

бессознательное восприятие какого-либо впечатления.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ПЕРЦЕПЦИЯ

восприятие вообще; в более тесном смысле, бессознательное восприятие впечатлений, в отличие от апперцепции - восприятия сознанием.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ПЕРЦЕПЦИЯ

лат. perceptio . Сознательное представление; сбор, прием.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Перце́пция

(лат. perceptio) психол. восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Перцепция

перцепции, ж. [лат. perceptio ] (филос.). Восприятие.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Перцепция

и, мн. нет, ж. (нем. Perzeption лат. perceptio понимание, восприятие, постижение).
психол. Восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.
Перцептивный - относящийся к перцепции.
|| Ср. апперцепция .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПЕРЦЕПЦИЯ" в других словарях:

    - (лат. perceptio представление, восприятие, от percipio ощущаю, воспринимаю), в совр. психологии то же, что восприятие. Лейбниц употреблял термин «П.» для обозначения смутного и бессознат. восприятия («впечатления») в противоположность… … Философская энциклопедия

    ПЕРЦЕПЦИЯ - (от лат. percipio воспринимаю), восприятие (см.). Окружающая среда воздействует на нас в процессе нашей деятельности, и мы ее воспринимаем, перцепируем. Органом П., так же как и психики вообще, является наш мозг. П. не изолированный процесс, а… … Большая медицинская энциклопедия

    Восприятие, воспринятие Словарь русских синонимов. перцепция сущ., кол во синонимов: 2 воспринятие (5) … Словарь синонимов

    перцепция - (от лат. perceptio восприятие) процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т. п. (см. восприятие). Краткий психологический словарь. Р … Большая психологическая энциклопедия

    - (от латинского perceptio представление, восприятие), то же, что восприятие … Современная энциклопедия

    - (от лат. perceptio представление восприятие), то же, что восприятие. У Г. В. Лейбница смутное и бессознательное восприятие в противоположность ясному осознанию апперцепции … Большой Энциклопедический словарь

    ПЕРЦЕПЦИЯ, перцепции, жен. (лат. perceptio) (филос.). Восприятие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    См. ВОСПРИЯТИЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ПЕРЦЕПЦИЯ - (от лат perceptio – восприятие). Чувственное восприятие, отражение вещей в сознании через органы чувств … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Перцепция - (от латинского perceptio представление, восприятие), то же, что восприятие. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Антология разговорной речи. Некоторые аспекты теории. Литота - перцепция. Том 2 , Харченко В.К.. Каждый том пятитомника содержит теоретические сведения общего характера, а в качестве основного массива - лично собранные автором записи разговорных реплик, систематизированные по аспектам…
  • Антология разговорной речи. Некоторые аспекты теории. В 5 томах. Том 2. Литота - Перцепция , В. К. Харченко. Каждый том пятитомника содержит теоретические сведения общего характера, а в качестве основного массива - лично собранные автором записи разговорных реплик, систематизированные по аспектам…

Понятие перцепции

Определение 1

Перцепция представляет собой когнитивный процесс прямого активного отображения человеком разных явлений, объектов, событий, ситуаций.

Если данное познание направлено на социальные объекты, то явление называется социальной перцепцией. Механизмы социальной перцепции можно ежедневно наблюдать в нашей повседневной жизни.

Упоминание о перцепции встречались уже в античном мире. Огромный вклад в развитие данного понятия внесли философы, физиологи, деятели искусства, физики. Но самое большое значение этому понятию придаёт психология.

Перцепция - это важная психическая функция познания, которая проявляется в качестве сложного процесса преобразования и получения чувственной информации. Посредством перцепции индивид формирует цельный образ объекта, воздействующий на анализаторы. Таким образом, перцепция - это своеобразная форма сенсорного отображения.

Характеристики и свойства перцепции

Данное явление обладает следующими основными характеристиками :

  • выявление отдельных признаков;
  • корректная абсорбция информации;
  • формирование точного сенсорного образа.

Перцепция связана с логическим мышлением, вниманием и памятью. Она зависит от мотивации человека и обладает эмоциональной окраской определенного вида.

Основные свойства перцепции:

  • структурность,
  • апперцептивность,
  • предметность,
  • контекстность,
  • осмысленность.

Факторы перцепции

Перцептивные факторы бывают двух видов:

  • внутренние,
  • внешние.

К внешним факторам относятся:

  • интенсивность,
  • размер,
  • новизна,
  • контрастность,
  • повторяемость,
  • движение,
  • узнаваемость.

К внутренним факторам перцепции относятся:

  • мотивация, которая заключается в том, что человек видит то, что считает важным или то, в чём сильно нуждается;
  • установки личностного восприятия, когда индивид ожидает увидеть то, что видел ранее в подобной ситуации;
  • опыт, который дает возможность человеку воспринимать то, чему научил его прошлый опыт;
  • характерологические особенности личности.

Взаимодействие с социумом при помощи восприятия

Широко применяется в психологии понятие разновидности нашего восприятия - социальная перцепция.

Определение 2

Социальная перцепция – понимание и оценивание человеком самого себя, других людей, иных социальных объектов.

Этот термин был введен в 1947 году психологом Д. Брунером. Введение в психологию этого понятия позволило учёным иначе посмотреть на проблемы и задачи человеческого восприятия. Человек - существо социальное и является субъектом большого количества разных взаимоотношений. Позитивное или негативное отношение индивида к окружающим людям зависит от восприятия и оценки партнёров по общению.

Социальная перцепция проявляется в нескольких формах:

  • восприятие человеком;
  • восприятие членами группы;
  • групповое восприятие.

Механизмы социальной перцепции

Перцепция обладает определенными особенностями функционирования её механизмов. Существуют следующие механизмы социальной перцепции:

  • стереотипизация, которая представляет собой формирование стойкого образа или представления о людях и явлениях, свойственных всем представителям одной соцгруппы;
  • идентификация, выражаемая в интуитивном отождествлении и познании личности или группы в ситуации коммуникации, при котором возникает сравнение или сопоставление внутренних состояний партнёров;
  • эмпатия, подразумевающая эмоциональное сопереживание окружающим, способность понимать других людей путем оказания им эмоциональной поддержки и вживания в их переживания;
  • рефлексия, то есть самопознание посредством взаимодействия с другими людьми;
  • аттракция - познание других людей, основанное на позитивном стойком чувстве;
  • каузальная атрибуция, представляющая собой процесс прогнозирования чувств и поступков окружающих людей.

Специфика межличностного познания заключается в том, что оно учитывает как различные физические особенности, так и особенности поведения. Поэтому социальная перцепция имеет огромную зависимость от эмоций, мотивов, мнений, установок, предубеждений обоих партнёров. В социальной перцепции наблюдается также субъективная оценка другого человека.

Перцепция - сложный механизм психологического взаимодействия индивида и воспринимаемого им объекта. Данное взаимодействие происходит под влиянием большого количества факторов.

Перцепция — это познавательная функция психики, формирующая индивидуальное восприятие мира. Данная функция представляет собой отражение явления или объекта целиком при его прямом влиянии на рецепторные поверхностные части органов чувств. Одним из стержневых биологических процессов психики, определяющих сложнейшую операцию приема и трансформации информации, приобретаемой через органы чувств, которые формируют персонализированный целостный образ предмета, оказывающего влияние на анализаторы посредством комплекса ощущений, вызываемых этим объектом, считается функция восприятия или перцепция.

Перцепция в психологии это процесс прямого активного отображения познавательной сферой субъекта внутренних объектов и внешних предметов или явлений. В виде формы чувственного отображения предмета, перцепция объединяет в себе выявление предмета как нераздельного, различение в нем отдельных качеств, обнаружение информативного содержания в нем, соответствующего цели действия, выработку чувственного образа. Перцепция является процессом осознания стимуляции сенсорных рецепторов.

Социальная перцепция

Зарождение и дальнейшее успешное развитие межличностного коммуникативного взаимодействия возможно исключительно при условии, что между участвующими лицами в данном процессе существует взаимопонимание. То, насколько субъекты отражают чувства и качества друг друга, понимают и воспринимают окружающих, а при помощи них и собственную личность, во многом обуславливает процесс коммуникации, отношения, формирующиеся между участниками, и методы, посредством которых они реализуют совместную деятельность. Поэтому процесс познания и постижения одним субъектом другого выступает в качестве обязательной составляющей общения. Такую составляющую условно можно назвать перцептивным аспектом общения.

Социальная перцепция являет собой одно из особо серьезных и наиболее важных явлений социальной психологии. Было введено впервые определение социальная перцепция Д. Брунером после формирования качественно другого взгляда на восприятие субъектом субъекта.

Перцепция в психологии это действие, которое зарождается в ходе взаимодействия индивидуумов друг с другом и объединяет в себе восприятие, прохождение, уразумение и оценку индивидами социальных объектов.

Понятие перцепция объединяет в себе:

  • индивидуальный процесс восприятия наблюдаемых действий;
  • трактовку воспринимаемых причин действий и ожидаемых последствий;
  • построение стратегии персонального поведения;
  • эмоциональное оценивание.

Социальная перцепция восприятие является процессом восприятия в социальном смысле социальных объектов. Это процесс, зарождающийся при личностном взаимодействии, базирующийся на естественных коммуникациях и протекающий в виде восприятия и постижения индивидом.

Межличностная перцепция характеризуется зависимостью от эмоциональных реакций, взглядов, установок, представлений, увлечений и предубеждений. Природа отношений межличностного характера значительно отличается от сущности отношений общественной направленности. Так как специфической чертой межличностного взаимодействия является наличие эмоционального базиса. Поэтому взаимодействие межличностного характера следует рассматривать в качестве причины психологического «микроклимата» коллектива. Эмоциональный фундамент межличностных отношений объединяет в себе все виды эмоциональных реакций личности, такие как чувства, эмоции.

Выделяют определенные механизмы социальной перцепции. В первую очередь, следует к ним отнести идентификацию, и .

Процессы социальной перцепции имеют существенную разницу в восприятии объектов несоциального характера. Данное отличие состоит в том, что объекты социального характера не обладают пассивными и безразличными чертами в отношении к персоне восприятия. К тому же, социальные модели всегда характеризуются наличием оценочных интерпретаций и смысловых суждений. В некотором смысле перцепция является интерпретацией. Однако интерпретация другого лица или группы лиц всегда имеет зависимость от прошлого социального опыта воспринимающего субъекта, поведенческих реакций объекта восприятия в конкретный момент, системы ценностных ориентиров воспринимающего лица и других факторов.

Существуют основополагающие функции перцепции, к которым можно отнести: познание себя, партнера по коммуникации, организацию коллективной деятельности, основанной на взаимопонимании и установлении необходимого эмоционального взаимоотношения.

Функции перцепции необходимы для лучшего понимания сути восприятия. В ходе коммуникативных действий необходимо наличие взаимопонимания с целью эффективного усвоения информации. Восприятие участника коммуникации называется перцептивной стороной коммуникативного взаимодействия. Данный процесс можно представить в качестве внутреннего фундамента процесса общения, достигшего довольно высокого уровня развитости.

Феномен социального восприятия основан на взаимопонимании субъектов. Поэтому необходимо отметить, что существует несколько уровней взаимопонимания. Первый уровень наступает при совпадении системы социальных значений и индивидуальных смыслов у общающихся индивидов, и отсутствуют совпадения в степени взаимного оценивания личностных качеств.

Примером этого уровня перцепции может служить профессиональное коммуникативное взаимодействие. Следующий уровень наблюдается при совпадении не только смысловых систем, но и степени взаимного оценивания личностных качеств. Наблюдается он при взаимной удовлетворенности субъектов собственными эмоциями, которые возникают по отношению одного лица к другому. Третий уровень – это когда имеется высокая степень взаимно направленного доверия индивидов и их открытости. Общение на данном уровне предполагает отсутствие друг от друга секретов, в значительной мере затрагиваемых интересы партнера.

Как и любой другой психический процесс, перцепция характеризуется своими свойствами.

Свойства перцепции включают предметность (восприятие объектов не в качестве бессвязного комплекса ощущений, а в качестве образов, составляющих определенные предметы), структурность (воспринимается предмет сознанием в качестве смоделированной структуры, абстрагированный от ощущений), апперцептивность (воздействует содержание психики), константность (неизменность восприятия предмета при изменении стимула), осмысленность (объект воспринимается посредством сознания, затем мысленно называется и относится к классу) и избирательность (выделение одних предметов над другими). Свойства перцепции развиваются зависимо от возрастного периода личности.

Механизмы социальной перцепции

Индивидуум вступает в коммуникативное взаимодействие всегда как личность, аналогично с этим он и воспринимается товарищем по общению как личность.

Общение как перцепция предполагает наличие межличностного восприятия – выработку первоначального впечатления и межличностное восприятие в целом. Поэтому можно выделить механизмы социальной перцепции, которые представляют собой специфические способы, обуславливающие интерпретацию, понимание и оценивание индивидом партнера по коммуникативному взаимодействию. К наиболее распространенным механизмам причисляют каузальную атрибуцию, идентификацию, эмпатию, аттракцию, социальную . Ниже представлено более подробное описание данных механизмов.

Каузальная атрибуция представляет собой приписывание субъекту причин поведенческого реагирования. Каждый индивид непреднамеренно выстраивает собственные предположения о причинах действий воспринимаемого индивида, почему именно он ведет себя подобным образом. Приписывая партнеру различные причины поведения, наблюдающий делает это, основываясь на сходстве его поведенческих реакций либо с каким-либо известным ему лицом либо известным образом личности, или основываясь на анализе собственных мотивов, которые могли бы проявиться у индивида в подобной ситуации.

Казуальная атрибуция действует по принципу аналогии и зависит от некоторых аспектов самоощущения личности, которая воспринимает и подвергает оценке другого.

Способ постижения другого, при котором гипотеза о его душевном состоянии выстраивается, основываясь на попытках поставить на место товарища по коммуникации себя, называется идентификацией. Другими словами, происходит сопоставление себя со вторым индивидом. В ходе идентификации усваиваются нормы партнера, его ценностные ориентиры, поведенческие реакции, привычки и вкусы. Идентификация обладает особым личностно-значимым смыслом на конкретном возрастном этапе, примерно в переходном периоде и юношеском возрасте. Так как на этом этапе идентификация во многом обусловливает характер взаимоотношений между молодым человеком и значимым окружением.

Общение как перцепция заключается в понимании общающимися лицами друг друга и опосредуется не только исключительно наличием общей системы шифровки либо дешифровки информации и совместно направленным действием, но и специфическими особенностями восприятия индивидом индивида.

Эмпатия представляет собой сопереживание эмоциональной направленности другому индивиду. Посредством эмоциональных откликов индивид постигает внутреннее состояние партнера. Эмпатия основывается на умениях верно представлять и понимать, что происходит у другого индивида внутри, как он оценивает окружающую среду, что он переживает. Эмпатийность во взаимодействии со вторым участником общения нередко рассматривается в качестве одной из наиболее нужных профессиональных черт психолога, социального работника и педагога.

Аттракция переводится, как привлечение, и может быть выражена в качестве особой формы постижения другого субъекта, основанной на выработке в отношении его стабильного позитивного чувства. В этом случае понимание товарища по взаимодействию возникает вследствие формирования к нему привязанности, приятельского или более глубокого отношения интимно-личностного характера.

Посредством перцепции и последующей интерпретации среды и социального окружения, также субъект воспринимает, а затем и интерпретирует собственную личность, действия и мотивы.

Социальной рефлексией именуют процесс и следствие самовосприятия индивидом в социальном контексте. Под социальной рефлексией в качестве инструмента социальной перцепции имеется в виду осмысление личностью собственных индивидуальных характеристик и то, каким образом они выражаются во внешнем реагировании, а также постижение того, какой она воспринимается окружением.

Межличностная перцепция восприятие, как правило, управляются всеми вышеперечисленными механизмами.

Эффекты социальной перцепции

Определенные особенности, которые препятствуют адекватному восприятию друг друга взаимодействующими партнерами, называются эффектами социальной перцепции. К ним относят: эффект ореола, проекции, первичности, новизны, средней ошибки.

Межличностная перцепция предполагает взаимное оценивание участниками коммуникативного взаимодействия, но по прошествии времени наблюдается отсутствие изменений в оценочных суждениях партнеров. Это происходит вследствие естественных причин и именуется эффектом ореола. Другими словами, сложившееся однажды суждение одного участника о другом не видоизменяется, несмотря даже на то, что новая информация о субъекте коммуникации накапливается и возникает новый опыт.

Эффект социальной перцепции может наблюдаться в ходе формирования об индивиде первого впечатления, когда общее хорошее впечатление ведет в целом к позитивному оцениванию и, наоборот, неблагоприятное впечатление провоцирует преобладание негативных оценок.

С подобным социальным эффектом имеют тесную связь такие эффекты, как первичность и новизна. Во время восприятия незнакомого индивида преобладает эффект первичности. Противоположным данному эффекту считается эффект новизны, состоящий в том, что информация полученная последней, является более значимой. Эффект новизны работает при восприятии ранее знакомого индивида.

Также выделяют эффект проекции, который являет собой приписывание приятному собеседнику собственных достоинств, а неприятному – собственных недостатков, другими словами наиболее отчетливо выявлять у собеседников именно те качества, которые ярко выражены у воспринимающего индивида. Эффект средней ошибки выражается в тенденции смягчать оценивание наиболее ярко выраженных черт партнера в сторону среднего.

Перечисленные эффекты следует рассматривать в качестве выражения особого процесса, сопутствующего восприятию индивида индивидом. Такой процесс носит название стереотипизация.

Таким образом, понятие перцепция представляет собой отражение вещей и ситуаций действительности во время их воздействия на органы чувств людей. При этом важную роль играет возрастной период, в котором находится воспринимающий индивид.