Биографии Характеристики Анализ

Система образования: школы и учителя в античном мире. Учитель вечен на земле! Из истории образования и учительства

Во времена, когда воспитание стало переходить в самостоятельную функцию общества, люди стали задумываться над синтезированием опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: "Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют". Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Еще в древности в работах философов Фалеса из Милета, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура и других хранилось много глубоких мыслей, связанных вопросами воспитания. В античной Греции впервые появился термин "педагогика", который затем укрепился в качестве названия науки о воспитании.

Также в Греции берут свое начало и многие другие педагогические понятия и термины, такие как: школа (schole), в переводе "досуг", гимназия (от греч. gymnasion [гимнасий] - школа физического развития, а позже просто средняя школа) и т. п.

Основоположником педагогики в Древней Греции считается Сократ. Он учил своих учеников диалогу, полемике и умению мыслить логически. У Сократа имелся свой метод обучения (метод поиска истины), ключевым моментом в нем была вопросно-ответная система, которая является сутью логического мышления.

Платон, ученик Сократа, читал лекции в собственной школе, которая называлась Платоновской академией. В теории Платона "восторг и познание" были неразделимы, значит, учение должно приносить радость, учитель должен сделать этот процесс приятным и полезным.

Ученик Платона Аристотель создал свою перипатетическую школу (ликей). Аристотель любил прогуливаться со своими учениками во время занятий, отсюда и название ("перипатео" - прохаживаюсь (греч.)). Он учил общей культуре человека и много принес педагогике: ввел возрастную периодизацию, полагал, что все должны получать знания одинаково, считал нужным создание государственных школ, а семейное и общественное воспитание считал как нечто неделимое. Аристотель первым сформулировал принципы природосообразности и природолюбия. На сегодняшний день мы боремся за то, чтобы любовь к природе закладывалась с ранних лет, а Аристотель преподавал это еще в древности. Аристотель немалое значение придавал нравственному воспитанию, он считал, что с привычки сквернословить вытекает привычка к плохим деяниям. На воспитание Аристотель смотрел как на некую неделимость духовного, умственного и физического воспитания, однако воспитание физическое должно предшествовать воспитанию интеллектуальному.

Однако в те времена имелся и дугой способ воспитания детей, который был использован в Спарте. Спартанское воспитание предписывало всем детям, которые были старше 7 лет, воспитание не в своей семье, а в строгих ситуациях выживания, разнообразных физических испытаний, а также всевозможных тренировочных битв и побоищ. На протяжении всего процесса воспитания требовали безоговорочного повиновения, а любой проступок влек за собой суровое физическое наказание. При обучении чтению и письму уделяли внимание только самомунеобходимому, все оставшееся обучение сводилось к безоговорочному повиновению, умению побеждать и умению стойко переносить любые трудности.

В Древней Греции образованию детей уделялось большое внимание. Греки стремились воспитать детей здоровыми и интеллектуально развитыми. К V веку до н.э. среди свободных афинян неграмотных не было. Все учебные заведения в Афинах принадлежали частным лицам. Дети, чьи отцы пали на поле боя, защищая отечество, обучались за государственный счёт. Однако это случалось крайне редко, так как обычно ответственность за ребёнка брали родственники. Андрей Валентинович Стрелков, кандидат исторических наук, рассказывает об образовании в Древней Греции.

В греческом языке слово «пайс» означает ребёнок. Образование детей называлось общим термином «пайдэяс». Образование включало в себя обучение - знакомство ребёнка с некой суммой знаний обычно на начальной стадии, а далее следовало воспитание, то есть введение в духовную культуру, обучающую поведению в обществе. «Пайдеяс» означает не только процесс, но и результат процесса, то есть то, как меняется человек в результате образования. Речь идёт об образовании приблизительно с VI века до н.э по IV век н.э. За эту тысячу лет происходили разные изменения в процессе образования.

Греки, где бы они ни были, какую землю ни завоёвывали, первым делом создавали театры и школы. Александр Македонский завоевал Египет, именно там сохранилось много рукописей о практической стороне греческой системы образования. Греческий мир состоял из сотен полисов (городов-государств), единого государства ещё не существовало. Каждый из свободных членов полиса (кроме женщин и рабов) имел право на земельную собственность и обладал политическими правами. Каждый гражданин был обязан, как воин защищать своё государство, что включало в себя защиту своей собственности и гражданского статуса. Афины были демократической республикой, а в Спарте преобладала аристократическая олигархия, но везде главным органом власти было собрание граждан.

Образование до 7 лет

Греки разделали время жизни ребёнка на возрастные категории: до 7 лет - это маленький ребёнок, «пайдион». До 7 лет ребёнок не обучался, но он получал воспитание, за которое отвечала его мать. Отец не вмешивался в жизнь ребёнка до 7 лет, даже мальчика. Ребёнок обучался греческому языку, но не формально, а просто в процессе жизни. С IV века в Греции существовало рабство, и в состоятельных семьях были кормилицы. Лучшими няньками считались спартанки. Считалось, что ребёнок не должен быть избалованным, но и не должен быть забитым, иначе он не сможет стать полноценным гражданином в будущем. Дети большую часть времени проводили на улице, просто играли. Были игры с мячом, но это не были традиционные спортивные игры. Мяч представлял из себя кожаный шар набитый шерстью, либо травами. Были игры в бабки. Известны также всевозможные погремушки и куклы с ручками и ножками на шарнирах, лошадки и повозки на колёсиках.

В зажиточных семьях игрушки выполнялись из слоновой кости, а в простых семьях дети играли с глиняными игрушками. Дети разных социальных слоёв могли свободно общаться. Также не было ограничения в общении между девочками и мальчиками этого возраста. Это сплачивало будущих граждан в коллектив, так как они знали друг друга с детства. Мамы не должны были идти на завод работать, и поэтому не было никаких детских садов. Откуда взялась цифра «7» неизвестно, так сложилось. Платон говорил, что желательно начинать обучение с 6 лет, а Аристотель утверждал, что с 5 лет, а один из философов стоиков - с 3 лет. Однако счастливого детства малышей в Греции не лишали, и до 7 лет они были «вольными птицами».

Образование с 7 лет

Государственные школы были известны только в эпоху эллинизма (II-III век), а затем все школы были частными. Был всего один преподаватель, который назывался либо грамматист (учитель первой степени), либо дидаскал. Учитель второй степени - грамматик; учитель третьей степени - ритор. Иногда по финансовым соображениям в некоторых школах объединяли первую и вторую ступень. Система обучения была практически одинаковой. Грамматиста и дидаскала не стоит путать с педагогом. Педагог - раб в зажиточных семьях, сопровождающий ребёнка в школу. У ребёнка почти весь день был занят. Несмотря на статус раба, к педагогу относились уважительно, так как ему вверяли жизнь ребёнка. Должность грамматиста считалась не престижной, так как любой малограмотный человек мог открыть школу, и учителя зарабатывали мало. Это подтверждает поговорка, если о человеке долго не слышали, говорили, что он либо умер, либо стал школьным учителем. Поговорка эта связана с Дионисием младшим, отец которого был великим политическим деятелем добившимся больших высот. Однако сын, несмотря на богатое образование, оказался бездарным, и в итоге стал тираном. Тираном ему не суждено было пробыть долго, началась гражданская война и его свергли. Потом он опять пробовал проявить себя на политической арене, но вновь безуспешно, и в итоге стал школьным учителем, чтобы привлекать к себе как можно меньше внимания, тем самым показывая, что он безопасный, боясь, как бы его не убили.

В школе были ступени, пока ученик не освоит одну ступень, он не мог пойти дальше. Первая ступень обычно занимала 4 года, то есть от 7 до 11 лет. Вторая ступень - до 18 лет. Разделений на возрастные категории в школе не было. Экзаменов тоже.

Гимнастическая часть обучения, то есть спорт, выполнялась в обнажённом виде и являлась признаком эллинства. Один из иудейских царей пытался внедрить систему обнажённого спорта у себя в стране, чем вызвал гнев духовных лидеров общества.

В целом была спортивная, грамматическая и музыкальная подготовка. Платон считал, что человек не умеющий участвовать в хороводе, то есть не умеющий петь и танцевать, считается необразованным. Андрей Стрелков говорит, что мы не достаточно оцениваем древнегреческую культуру, то есть музыкальную часть драматургии, о которой знаем в основном из текстов, в то время, как музыка и танец играли в греческом театре очень большую роль.

Первоначально музыке обучали только в начальной школе, а потом перенесли в среднюю школу. Греки знали, и об этом писали Платон и Аристотель, что музыка оказывает самое сильное воздействие на душу человека. Существует миф о том, как Марс играл бравурную музыку на двойной флейте, а бог Аполлон исполнял мелодичные произведения на кифаре. Кифара - разновидность лиры, один из самых распространённых музыкальных инструментах в Древней Греции. На этом инструменте играли только мужчины. Стихи всегда исполнялись под музыку.

(Аполлон играет на Кифаре)

В VIII веке до н.э. греки заимствовали у финикийцев алфавитную систему письменности. В школе учили алфавит из 24 букв, сначала от альфы до омеги, потом наоборот. Потом изучали слоги из двух букв, потом трёх. Это была обычная зубрёжка. Тетради представляли из себя деревянные дощечки, покрытые воском. Писали острым концом ручки, а потом плоским её концом затирали написанное, чтобы вновь начать писать. Иногда писали (царапали) на черепках. Папирус использовался крайне редко, так как это был дорогой материал. Писали в форме буквы Г, то есть справа налево, доходя до ряда ниже и продолжая писать слева направо до конца ряда, потом опять вниз и вновь, справа налево.

Буквы в греческом языке писались подряд, без пробелов и знаков препинания, поэтому когда в средней школе ученики изучали классику: Еврепида, Ксенофонта, Гомера, они должны были на первой стадии понять, что вообще там написано, то есть разделить слова. С самого начала изучали Гомера, читали только вслух. С IV века, с появлением библиотек, появилось и тихое чтение. Четвёрка классиков - это Гомер, Еврипид, Минандер и Домосфин. Детей учили тому, как надо писать. Тексты не просто читались, но и толковались. Гомер - это школа Греции, его произведения учили тому, как должен вести себя герой и т.п. Такого предмета, как история, не было, он входил в литературу. Школьники писали изложения и сочинения.

В уроки математики входили предметы: арифметика, геометрия и астрономия. Детей учили и считать. У них не было цифр, а были буквы. Первые 9 букв - единицы; вторая девятка - десятки; третья - сотни.

В древнегреческом школьном образовании существовал календарь. Недель не было, так как недели - это иудейское изобретение, пришедшее в западный мир во время Римской империи в первом веке. Месяцы греки выделяли, учились во все рабочие дни, кроме праздников, которых было около сотни в году. В каждом полисе были свои праздники. Некоторые были однодневными, другие длились больше недели, например, праздник Дионисия. Иногда отмечались особые дни, в связи со смертью высокопоставленных лиц, либо особым деянием правителя, когда указывалось: «В этот день закрыть все лавочки и рынки, рабы не работают, дети не ходят в школу».

(Предположительно боевая стойка в панкратионе. Древнегреческая краснофигурная амфора, 440 до н. э.

1. Когда, по мнению ученых, возникло воспитание как сознательная

передача опыта собирательства и охоты?

а) 5 млн лет тому назад в) около 1 млн лет тому назад

б) 2-3 млн лет тому назад г) 50 тыс. лет тому назад

2. Укажите две традиционные концепции происхождения первобыт-

ного воспитания как процесса постепенного приспособления детей к

существовавшему тогда порядку вещей

[а] Эволюционно-биологическая - происхождение воспитания у перво-

бытных людей связано с присущей высшим животным инстинктив-

ной заботе о потомстве

[б] Трудовая - происхождение воспитания связано с развитием и ус-

ложнением трудовой деятельности первобытного человека как не-

обходимым условием его дальнейшего существования

[в] Психологическая - происхождение воспитания связано с проявле-

нием у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым.

3. К какому периоду относится зарождение воспитания как особого

вида человеческой деятельности в первобытном обществе? Факто-

 Несколькими буквами показаны правильные ответы на тестовое задание типа

«Несколько вариантов ответа».

ром такого становления оказалась эволюция материальных связей

между людьми первобытной эпохи

а) 50 тыс. лет назад в) 20-15 тыс. лет назад

б) 40-35 тыс. лет назад г) 5-4 тыс. лет назад

4. Укажите четыре отличительных признака воспитания в раннюю

первобытную эпоху

[б] Цель и содержание воспитания стали сословно-семейными, т.е. дети

воспитывались на примере родителей, а воспитание представителей

различных социальных слоев приобретало заметные различия

[в] Единственными показателями при дифференциации обучения явля-

лись пол и возраст детей

[г] Воздействие воспитания было минимальным.

[д] Появились дома молодежи (по сути, предшественники школ) для де-

тей и подростков

[е] Основной формой воспитания были совместные игры и занятия

[ж] Воспитание постепенно сосредоточивалось в руках специально на-

значенных для этого лиц, т.е. появление зачатков организованных

форм воспитания

5. Укажите четыре основные черты воспитания на исходе первобыт-

но-общинного периода

[а] Воспитание готовило к повседневной жизни всех одинаково, т.е. ос-

нову составляло групповое, коллективное начало

[б] Воспитание представителей различных социальных слоев (вождей, жре-

цов, воинов, рядовых членов общины) приобретало заметные различия

[в] Дети воспитывались на примере родителей. Они воспринимали опыт и

информацию предшественников со слов родителей, путем подражания

[г] Единственными показателями при дифференциации обучения явля-

лись пол и возраст детей

[д] Для детей элиты увеличился срок детства и соответственно усили-

лось воспитательное воздействие

[е] Действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл

6. Как в первобытном обществе называлась процедура посвящения

детей во взрослые? Подготовка молодежи к проведению этого рели-

гиозного обряда представляла собой своего рода прообраз школы

а) Возмужание в) Канонизация

б) Причастие г) Инициация

7. В каком обществе широко использовались инициации?

а) Рабовладельческом в) Феодальном

б) Первобытном

Тема 2. Воспитание и обучение в условиях

цивилизаций Древнего Востока

1. В какой из древних цивилизаций воспитание и обучение детей ос-

новывалось на идее, согласно которой каждый человек должен раз-

вивать свои нравственные, физические и умственные качества, что-

бы стать полноправным членом своей касты?

а) Древний Китай в) Древний Египет

б) Древняя Индия г) Древняя Месопотамия

2. Кому из мыслителей Древнего мира принадлежит едва ли не первая в

истории человечества идея всестороннего развития личности, где преи-

мущество перед образованностью отдавалось нравственному началу?

а) Соломон в) Платон

б) Сократ г) Конфуций

3. Школы Древнего Востока, где готовили писцов клинописных тек-

стов (по-шумерски «эдуббы»)

а) Дома ячеек в) Дома табличек

б) Дома клинописи г) Дома карточек

4. Древнейший тип письма

а) Пиктограмма в) Клинопись

б) Иероглифы г) Фонетическое письмо

5. Назовите мыслителя Древнего мира, чей подход к обучению за-

ключен в емкой формуле: согласие между учеником и учителем, лег-

кость обучения, побуждение к самостоятельным размышлениям

а) Соломон в) Кришна

б) Конфуций г) Сократ

6. Что согласно идеям буддизма было главной задачей воспитания в

Древней Индии?

а) Красноречие в) Совершенство в искусстве войны

б) Физическое воспитание г) Внутреннее совершенство человека

7. Как в Древней Индии называли учителя?

а) Декан в) Мудрец

б) Гуру г) Благородный муж

8. В начале I тыс. до н.э. писцы Междуречья для написания исполь-

а) Глиняные таблички в) Бересту

б) Папирус г) Деревянные таблички, покрытые воском

9. Мыслитель Древнего мира, центральным элементом учения кото-

рого был тезис о правильном воспитании как непременном условии

процветания государства

а) Аристотель в) Соломон

б) Конфуций г) Сократ

10. Одна из высших каст в Древней Индии, имеющая наиболее ши-

рокую программу образования

а) Вайшьи в) Шудра

б) Кшатрии г) Брахманы

11. Государство Древнего Востока, особо уделявшее внимание выра-

ботке у детей и подростков нравственных качеств и, прежде всего,

умения слушать и слушаться

а) Древняя Месопотамия в) Древний Египет

б) Древний Китай г) Древняя Индия

Тема 3. Воспитание и школа в Античном мире

Средиземноморья

1. В каком из древних государств воспитание полноправных граждан

было целиком и полностью в ведении государства? Здесь был осуще-

ствлен один из первых известных человечеству опытов огосударст-

вления личности

б) Древний Китай г) Город-государство Спарта

2. Древнегреческий деятель, которого Платон называл первым вос-

а) Плутарх в) Гесиод

б) Гомер г) Евклид

3. Мыслитель Древнего мира, главным дидактическим достижением

которого называют его «майевтику» («повивальное искусство») -

диалектический спор, подводящий к истине посредством продуман-

ных наставником вопросов

а) Платон в) Аристотель

б) Сократ г) Демокрит

4. В каком из древних государств целью воспитания стало всесторон-

нее гармоничное формирование личности, прежде всего с развитым

интеллектом и культурой тела?

а) Древний Рим в) Город-государство Афины

б) Древний Египет г) Город-государство Спарта

5. Кто в Древнем мире впервые поставил в центр нравственного вос-

питания вечные общечеловеческие ценности и где система воспитания

разительно отличалась от других систем следующими чертами: преоб-

ладание веры над наукой; доминирование нравственно-религиозного

воспитания над обучением; осознание высокой важности трудового

воспитания; выдвижение идеала взаимопомощи, смирения, аскетизма?

а) Древние римляне в) Ранних христиане

б) Древние греки г) Древних индийцы в эпоху буддизма

6. Философ, создавший первую теорию воспитания, в которой госу-

дарство является доминирующим и определяющим фактором

а) Платон в) Сократ

б) Аристотель г) Эпикур

7. Где целью государственного воспитания было воспитание войнов?

а) В Афинах в) В Риме

б) В Спарте г) В Египте

8. Создатель первой в истории образования Академии

а) Аристотель в) Квинтилиан

б) Ломоносов г) Платон

9. В Древней Греции «палестра» означала

а) Начальную школу в) Музыкальную школу

б) Массовую школу г) Гимнастическую школу

10. Кто из древнегреческих философов в основу своей философской

концепции положил тезис «Познай самого себя»?

а) Демократ в) Платон

б) Сократ г) Аристотель

11. Какие науки изучались в школе кифариста?

а) Словесные науки в) Музыка

б) Гимнастика г) Религия

12. Кто из философов Античности впервые высказал идею необходи-

мости государственного дошкольного воспитания?

а) Платон в) Аристотель

б) Сократ г) Демокрит

13. Тривиальная школа в Древнем Риме означала

а) начальную школу в) школу пятиборья

б) среднюю школу г) музыкальную школу

14. Создатель первого в истории образования Лицея

а) Коменский в) Платон

б) Аристотель г) Сократ

15. Какой из предметов не входил в «семь свободных искусств»?

а) Грамматика в) Риторика

таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь»

а) Демокрит в) Платон

б) Аристотель г) Эпикур

17. Как назывались учителя высшего ранга, странствующие по Древ-

ней Греции?

а) Схоласты в) Эфоры

б) Эпикурийцы г) Софисты

18. Кого в учебных заведениях Афин называли «педагогом»?

а) Воспитателя в) Учителя

б) Детоводителя г) Грамотного человека

19. Доминирующий очаг воспитания детей в Древнем Риме

а) Семья в) Школа

б) Храм г) Форум - место общественных сборищ римлян

20. Учебное заведение в Древнем Риме, готовившие ораторов и поли-

тических деятелей

а) Грамматическая школа в) Риторская школа

б) Тривиальная школа г) Палестра

21. Основной принцип в организации воспитания и обучения в Древ-

них Афинах

а) Агонистика в) Аскетизм

22. Какое воспитание преимущественно давали девочкам в Древней

а) Семейное в) Хозяйственное

б) Военное г) Кулинарное

23. Государственное воспитательное учреждение в Древних Афинах,

посещаемое юношами 16-18 лет для занятий литературой, политикой,

гимнастикой, философией и т.д.

а) Мусическая школа в) Эфебия

б) Школа грамматиста г) Гимнасий

24. Учитель в школе грамматиста в Древних Афинах, который обу-

чал детей чтению, письму и счету

а) Дидаскал в) Педагог

б) Кифарист г) Пайдоном

25. Как назывались в Древней Греции и Риме приспособления для

упражнения в счете?

а) Счетные палочки в) Стило

б) Разноцветные камешки г) Абак

Тема 4. Воспитание и школа в Византии

и на Ближнем Востоке (VII-XVII вв.)

1. Величайшая из добродетелей в Византийской империи

а) Покорность в) Образованность

б) Скромность г) Выносливость

2. Как в Константинополе называлась высшая школа, которая была

организована при императоре Феодосии II в 425 г.?

а) Квадривиум в) Аудиториум

б) Тривиум г) Ликей

3. Язык культуры и воспитания в Византийской империи

а) Латинский в) Славянский

б) Греческий г) Арабский

4. Государство, унаследовавшее эллинско-римскую культуру и обра-

зованность, славившееся во всем средневековом мире высокой куль-

турой домашнего воспитания

а) Византия в) Англия

б) Франция г) Исламский мир

5. Свод правовых и богословских нормативов, регулирующих всю

жизнь мусульманина

а) Коран в) Шариат

б) Адат г) Сунна

6. Одно из основных качеств человека, воспитываемого в исламской

традиции, как в семье, так и вне неё

а) Образованность в) Жестокость

б) Покорность г) Скромность

7. Частная религиозная школа начального обучения в исламском мире

а) Калам в) Китаб

б) Фикх г) Медресе

8. Что, по мнению арабо-мусульманских ученых и мыслителей, надо

избегать в воспитательном процессе?

а) Энциклопедизм в) Аскетизм

б) Самовоспитание г) Фанатизм

9. Священная книга, содержащая более 50 тысяч кратких поучений

(хадисов), четко регламентирующих религиозную и светскую жизнь

мусульманина, служащих ему образцом поведения

а) Коран в) Адат

б) Шариат г) Сунна

10. Что для мусульман являлось важнейшим институтом воспитания?

а) Государство в) Семья

б) Мечеть г) Школа

Тема 5. Воспитание и школа в странах Западной Европы

в эпоху раннего Средневековья

1. Религия, главным образом определяющая специфику школы вос-

питания в средневековой Европе

а) Язычество в) Ислам

б) Христианство г) Буддизм

2. Обучение в средневековой Европе с V в. по XVII в. шло на

а) Латинском языке в) Французском языке

б) Греческом языке г) Старославянском языке

а) Пятью свободными искусствами в) Семью свободными искусствами

б) Шестью свободными искусствами г) Восьмью свободными искусствами

4. Естественное и богоугодное дело в школах средневековой Западной

Европы, создаваемых церковью

а) Физическое воспитание

б) Жестокие наказания

в) Развитие свободной личности

5. Человек, получивший образцовое воспитание в Западной Европе в

раннее Средневековье

а) Рыцарь в) Монах

б) Ремесленник г) Купец

6. Чем определялись цель и содержание каждого предмета в период

Средневековья?

а) Всесторонним гармоничным формированием личности

б) Служебным отношением к религии

в) Развитием науки и стремлением к прогрессу

7. Какие предметы входили в полный курс средневековых наук, на-

зываемых «свободными искусствами»?

а) Грамматика, риторика, диалектика

б) Грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астроно-

мия, музыка

в) Грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астроно-

мия, медицина

г) Грамматика, риторика, диалектика, арифметика, астрономия

8. Главные типы церковных учебных заведений в раннесредневеко-

вой Европе

[а] Городские школы [г] Епископальные (кафедральные) школы

[б] Монастырские школы [д] Гильдейские школы

[в] Университеты

9. Учебное пособие средневековой Европы, написанное на латыни,

напоминающее современный букварь

а) Абецедарий в) Библия

б) Псалтырь г) Веды

10. Что в период Средневековья называли «венцом наук»?

а) Грамматику в) Богословие

б) Диалектику г) Медицину

11. Основная форма обучения в среде ремесленников и купцов в пе-

риод Средневековья

а) Монастырь в) Профессиональная школа

б) Университет г) Ученичество

12. Когда в Западной Европе при соборах и монастырях стали появ-

ляться первые университеты?

а) В IX в. в) В XIII в.

б) В XII в. г) В XV в.

13. Как в эпоху средневековья назывались школы для детей купцов?

а) Гильдельские в) Городские

б) Ремесленные г) Цеховые

14. В университетах Западной Европы образовались первые факуль-

теты, какой из перечисленных лишний?

а) Артистический г) Филологический

б) Богословский д) Медицинский

в) Юридический

15. В воспитательной системе рыцарство юным рыцарям необходимо

постичь: «основные ……, войны и религии».

а) начала чести в) начала любви

б) начала жизни г) начала семьи

16. Школы в эпоху Средневековья, организованные и содержащиеся

на средства ремесленников, дававшие общеобразовательную подго-

товку на родном языке

а) Гильдельские в) Городские

б) Цеховые г) Ремесленные

17. Какой факультет выполнял функции подготовительного отделе-

ния в средневековом университете?

а) Начального обучения в) Филологический

б) Артистический

18. Что в рыцарском воспитании являлось средством воспитания на-

стойчивости и способности правильно ориентироваться?

а) Участие в турнирах в) Игра в шахматы

б) Фехтование г) Умение петь и слагать стихи

19. Педагог в средневековой Европе, нанятый общиной на контракт-

ной основе для открытия городской школы

а) Магнискола в) Схоласт

б) Ректор г) Дидаскол

20. Идеология в Западной Европе, стремившаяся примирить, сбли-

зить науку и богословие, светское знание и христианскую веру

а) Патристика в) Теология

б) Философия г) Схоластика

Тема 6. Школа и воспитание в Западной Европе

в эпоху Возрождения и Реформации

1. Какая страна стала родиной эпохи Возрождения?

а) Германия в) Англия

б) Франция г) Италия

2. Критика схоластического образования содержится в книге

а) «Утопия» Т. Мора в) «Город Солнца» Т. Капанеллы

б) «Опыты» М.Монтеня г) «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле

3. В какой строке все имена представляют эпоху Возрождения?

а) Т. Мор, Ф. Рабле, Д. Локк в) Т. Мор, Т. Кампанелла, Сократ

б) Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень г) В.де Фельтре, Т. Мор, Я.А. Коменский

4. Сторонники римско-католической церкви, определившие в качестве

основных средств борьбы с Реформацией инквизицию и воспитание

а) Иеронимиты в) Гуманисты

б) Иезуиты г) Схоласты

5. Кому принадлежит следующий труд: «Золотая книжка, столь же

полезна, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о но-

вом острове Утопии»?

а) Томмазо Кампанелло в) Томас Мор

б) Франсуа Рабле г) Эразм Роттердамский

6. В каком произведении король отдал своего сына ученым-схоластам,

а потом - учителям гуманистам?

а) «Город солнца» в) «Гаргантюа и Пантагриель»

б) «Облака» г) «Эмиль, или О воспитании»

7. Движение передовых мыслителей Западной Европы, поставивших

в центр своего мировоззрения человека, идеала духовно и физически

развитой личности

а) Реформация в) Гуманизм

б) Контрреформация

8. Учебное пособие на немецком языке для начальных народных

школ Германии

а) Катехизис в) Абецедарий

а) Франсуа Рабле в) Эразм Ротердамский

б) Томас Мор г) Томмазо Кампанелло

10. Кто написал знаменитый роман «Гаргантюа и Пантагрюель»?

а) Франсуа Рабле в) Ян Коменский

б) Жан-Жак Руссо г) Томас Мор

11. Общественное движение в Западной Европе (XVI в.), выдвинувшее

лозунг всеобщего образования детей всех сословий на родном языке

а) Реформация в) Гуманизм

б) Контрреформация

12. Учебное заведение повышенного общего образования, впервые

появившееся во Франции в середине XV в.

а) Дворцовые школы в) Коллежи

б) Гимназии г) Школы иезуитов

13. «Отец» первых гимназий в Германии, едва ли не лучших типов

учебных заведений повышенного общего образования Западной Ев-

ропы XV-XVII вв.

а) М. Лютер в) Ф. Меланхтон

б) И. Штурм г) А. Агрикола

14. Как назывались общественные школы в Западной Европе, одной

из целей которых было научить совместно работать и уважать труд?

а) Дворцовые школы в) Гимназии

б) Школы иезуитов г) Школы иеронимитов

Тема 7. Воспитание, обучение и педагогическая мысль

в славянском мире, Киевской Руси и Русском

государстве (до XVII в.)

1. Высшая социальная и нравственная ценность при воспитании ря-

довых общинников у предков восточных славян

а) Подготовка к ратному делу

б) Умственное воспитание и овладение культовым знанием

г) Ученичество и наследственная передача профессиональных навыков

2. Писчий материал начального обучения в Древней Руси

а) Глиняные таблички в) Береста

б) Пергамент г) Папирус

3. Как назывался обычай восточных славян отдавать детей знати в

другую семью до 7-8-летнего возраста?

а) Наставничество в) Инициация

б) Кумовство г) Крещение

4. Государство, ознакомление с практикой образования и педагогиче-

ской мыслью которого оказало огромное воздействие на воспитание

и обучение в средневековой Руси

а) Англия в) Франция

б) Византия г) Италия

5. На Руси первая «школа учения книжного» открылась в 988 г. в городе

а) Новгород в) Москва

б) Рязань г) Киев

6. Особый дом у восточных славян, где с 12-летнего возраста жили и

совершенствовались в военном деле будущие дружинники

а) Дом молодежи в) Гридница

б) Урочище г) Училище

7. Первое высшее учебное заведение в истории России, основанное в

1687 г. в г. Москве

а) Типографское училище в) Школа математических и навигацких наук

б) Киево-Могилянская академия г) Славяно-греко-латинская академия

8. Хрестоматийное собрание поучений и проповедей из ряда религи-

озных источников, используемое в Древней Руси при обучении и вос-

питании детей

а) Абецедарий в) Изборник

б) Псалтырь г) Часослов

9. Где осуществлялась подготовка ребенка к взрослой жизни в Рус-

ском государстве XIV-XVI вв?

а) В монастырских школах в) В государственных школах грамоты

б) Вне школы г) В военных учреждениях

10. Письменный памятник средневековой Руси XIV-XVI вв., содер-

жащий сведения об идеалах, программе, формах воспитания и став-

ший вершиной русской педагогической мысли того времени

а) «Домострой» в) «Послание Геннадия»

б) «Поучения детям» г) «Русская правда»

11. Где впервые на Руси появилось высшее учебное заведение?

а) в Санкт-Петербурге в) в Киеве

б) в Москве г) во Львове

12. Какой из подходов к воспитанию и обучению в Русском государстве

призывал придерживаться достоинств русской педагогической традиции?

а) Латинофильский в) Славяно-греко-латинский

б) Византийско-русский г) Старообрядческо-начетнический

а) Владимир Мономах в) Ярослав Мудрый

б) Кирилл Туровский г) Княгиня Ольга

14. Первая государственная школа повышенного образования в Рос-

сийском государстве, основанная в 1681 г. в г. Москве

а) Типографское училище

б) Училище при Андреевском монастыре

в) Школа в Богоявленском монастыре

г) Славяно-греко-латинская академия

Тема 8. Школа и педагогика в странах

Западной Европы (XVII - XIX вв.)

1. Крупнейший педагог, выдающийся общественный деятель XVII в.,

основоположник педагогики Нового времени, автор трудов по вопро-

сам обучения и воспитания детей - «Материнская школа», «Великая

дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа».

а) Френсис Бэкон в) Вольфганг Ратке

б) Жан-Жак Руссо г) Ян Амос Коменский

2. Исторический период эпохи Просвещения, характеризующийся небыва-

лым для того времени подъемом новых педагогических идей, трактатов

а) Вторая половина XVI - конец XVII в.

б) Последняя треть XVII - конец XVIII в.

в) XVIII - первая треть XIX в.

3. Кто разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию?

а) Фридрих Дистервег в) Жан-Жак Руссо

б) Ян Амос Коменский г) Хуан Луис Вивес

а) Ян Амос Коменский (1592-1670) в) Жан-Жак Руссо (1712-1778)

б) Фридрих Фребель (1782-1852)

5. Ян Амос Коменский стоял на философских позициях

а) Позитивизма в) Сенсуализма

б) Метафизики г) Религиозного идеализма

6. Какие факторы, по мнению Ж.Ж.Руссо, влияют на воспитание че-

ловека и какому должен быть отдан приоритет?

а) Культура, религия, школа. Религиозное воспитание

б) +Природа, люди, вещи. Воспитание, даваемое природой, - главное

в) Труд, коллектив, школа. Трудовое воспитание

7. Какие 4 типа школ были предложены Я.А. Коменским?

а) Тривиальные, элементарные, коллегиумы, университеты

б) Материнские, родного языка, латинские, академические

в) Материнские, пропедиа, педиа, философские

8. Кто был непосредственным предшественником Я.А. Коменского в

выработке дидактических принципов?

а) Хуан Луис Вивес в) Ратихий (Ратке)

б) Эразм Ротердамский г) Мартин Лютер

9. На сколько периодов, по мнению Ж.Ж. Руссо, делится воспитание?

10. Какая из нижеперечисленных работ принадлежит Ж.Ж.Руссо?

а) «Великая дидактика» в) «Мир чувственных вещей в картинках»

б) «Мысли о воспитании» г) «Эмиль, или О воспитании»

предоставлять для восприятия чувствами»

а) Жан-Жак Руссо (1712-1778)

б) Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870)

г) Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

12. Согласно теории Дж. Локка

а) Все идеи и принципы имеют врожденную основу

б) Все человеческие знания протекают из опыта

в) Происходит припоминание «высших идей»

картинках»

а) Л.Н. Толстой в) К.Д. Ушинский

б) Я.А. Коменский г) М. Монтессори

гавшей программу воспитания «джентльмена»

а) И.Г. Песталоцци в) Дж. Локк

б) Д. Дидро г) Ж.-Ж. Руссо

15. Кто из названных педагогов впервые научно обосновал дидакти-

ческие принципы и правила?

а) Дж. Локк в) К.Д. Ушинский

б) И.Г. Песталоцци г) Я.А. Коменский

16. Кто является основателем теории и практики дошкольного вос-

а) М. Монтессори в) Ф. Фребель

б) А.С. Симонович

17. Кем из педагогов впервые было обосновано значение родного

языка в первоначальном воспитании и обучении ребенка?

а) К.Д. Ушинским в) Я.А. Коменским

б) В.Ф. Одоевским

18. Формирование характера ребенка, по мнению Дж. Локка, должно

происходить

а) В семье в) В состязаниях

б) В школе

19. Кто из названных педагогов - основоположник классно-урочной

а) Фридрих Дистервег (1790-1866)

б) Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841)

в) Ян Амос Коменский (1592-1670)

г) Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

20. Кто из названных педагогов впервые на практике соединил обу-

чение с производительным трудом?

а) Ж.Ж. Руссо в) И.Г. Песталоцци

б) Я.А. Коменский г) Дж. Локк

21. Какой принцип положен в основу педагогической системы Я.А.

Коменского?

а) Принцип научного образования в) Принцип свободной творческой личности

б) Принцип добровольности г) Принцип природосообразности

22. Какую цель преследовал Дж. Локк, создавая систему «воспитания

джентльмена»?

а) Воспитать атеиста, свободного от предрассудков, умеющего соеди-

нять личное счастье с благоденствием нации

б) Воспитать делового, практичного юношу с манерами аристократа,

будущего предпринимателя

в) Воспитать прежде всего человека, а не чиновника, не солдата, не су-

цесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов

и постепенно восходить ко все более сложному?

а) И.Г. Песталоцци в) Ф. Дистервег

б) Ф. Фребель г) И.Ф. Гербарт

а) Ф. Фребель в) И.Г. Песталоцци

б) Я.А. Коменский

25. Какая из нижеперечисленных систем является системой взаимно-

го обучения?

а) План Трампа в) Йена-план

б) Белл-ланкастерская

Тема 9. Школа и педагогика в России в XVIII-XX вв.

1. Какое учебное заведение было создано в Петровскую эпоху?

а) Смольный институт в) Кадетский корпус

б) Цифирная школа г) Московский университет

2. Кто впервые в России ввел классно-урочную систему в академиче-

ской и университетских гимназиях?

а) М.В. Ломоносов в) Петр I

б) И.И. Бецкой г) Екатерина II

3. В каком городе России и когда учреждается Академия наук?

а) Москва, 1687 г. в) Москва, 1755 г.

б) Петербург, 1725 г. г) Петербург, 1752 г.

4. Видный общественный деятель времен Екатерины II, руководив-

ший делом реорганизации образования и его развитием в России

а) М.В. Ломоносов в) Н.И. Новиков

б) Л.Ф. Магницкий г) И.И. Бецкой

5. Один из инициаторов и активный участник создания Московского

университета (1755 г.)

а) Л.Ф. Магницкий в) М.В. Ломоносов

б) Н.И. Новиков г) И.И. Бецкой

6. В каком году в России была впервые создана государственная сис-

тема преемственных школ?

а) 1764 в) 1917

7. Первое государственное среднее женское учебное заведение в Европе

а) Женская гимназия (1864 г.)

б) Смольный институт благородных девиц (1764 г.)

в) Царскосельский (Александровский) лицей (1811 г.)

г) Императорский женский лицей (1755 г.)

8. С чьим именем связано создание в России воспитательных домов?

а) И.И. Бецкой в) Петр I

б) М.В. Ломоносов г) Николай II

9. Какая книга стала основным учебным пособием для русской шко-

лы в конце XVIII в.?

а) «Российская грамматика» в) «Закон Божий»

б) «О должностях человека и гражданина»

10. Учебное учреждение в России XIX в., дававшее законченное сред-

нее образование и право поступления в университет

а) Уездное училище в) Гимназия

11. Какое учебно-воспитательное учреждение было организовано на

основе активности, творчества, свободы учеников?

а) Смольный институт

б) Яснополянская школа

в) Морской кадетский корпус

12. С какого периода основой политики России в области просвеще-

ния стал лозунг «православие, самодержавие, народность»?

а) Конец XVIII в.

б) Конец XIX в.

13. Основатель научной педагогики в России, опирающейся на идею

народности

а) М.В. Ломоносов в) Я.А. Коменский

б) К.Д. Ушинский г) Л.Н. Толстой

14. В каком учебном заведении Российской империи на изучение

древних языков отводилось 40% учебного времени?

а) Университет в) Классическая гимназия

б) Духовная семинария г) Лицей

15. Какая из нижеперечисленных работ написана К.Д. Ушинским?

а) «Родное слово» в) «Лебединая песня»

б) «Общая педагогика» г) «Домострой»

16. Какое учебное заведение Российской империи занимало в системе об-

разования промежуточное положение между гимназией и университетом?

а) Прогимназия в) Духовная семинария

б) Лицей г) Дворянский институт

17. Основатель новой школы в хирургии, крупный общественный

педагогический деятель России

а) К.Д. Ушинский в) Н.А. Добролюбов

б) В.И. Водолазов г) Н.И. Пирогов

18. Мыслитель, писатель, вошедший в историю образования России

книг для начального обучения

а) Н.Г. Чернышевский в) Н.В. Гоголь

б) Л.Н. Толстой г) Ф.М. Достоевский

а) Я.А. Коменский

б) П.Ф. Лесгафт

в) К.Д. Ушинский

20. Что, по мнению Л.Н.Толстого, должно быть основным принципом

организации обучения?

а) Соревновательность в) Свобода

б) Наглядность г) Принуждение и наказание

21. Продолжите слова Л.Н.Толстого: «Для того, чтобы ученик учился

хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился

охотно, нужно, чтобы то, чему учат ученика, было...

а) наглядно и понятно

б) понятно и занимательно

в) просто и осознанно

22. Что провозглашалось основой школьного обучения в первые го-

ды советской власти?

а) Нравственность в) Свободное развитие личности

б) Труд г) Всестороннее развитие личности

23. В какой период в советской школе получили распространение

комплексные программы?

а) 1920-е годы

б) 1940-е годы

в) Послевоенный период

24. Советский педагог, ядром теории которого являлось его учение о

коллективе (идея воспитательного коллектива)

25. Выдающийся советский педагог, занимавшийся обоснованием

принципов марксистской перестройки педагогической науки и раз-

работкой основ трудовой политехнической школы

а) Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933)

б) Павел Петрович Блонский (1884-1941)

в) Антон Семенович Макаренко (1888-1939)

г) Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934)

а) Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970)

б) Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933)

в) Антон Семенович Макаренко (1888-1939)

г) Надежда Константиновна Крупская (1869-1939)

Образование

Кого в Древней Греции называли педагогами? Обязанности педагога в Древней Греции

4 мая 2015

Ещё до нашей эры люди старались всеми способами изучить окружающий мир. В те времена таинства постройки архитектурных зданий крылись в математических расчетах, на которых основывался «фундамент» будущего проекта. Именно греческие математики сумели дать толчок для науки. И мало кто знает, что выходцы из этой страны построили все те систематические каноны воспитания детей, которые в дальнейшем развивали европейские ученые и философы.

О чем идет речь? Конечно же, об учителях. Греки первыми поняли, что знания не достаточно просто сохранять - их необходимо передавать дальше. Только так можно развиваться и совершенствоваться. Именно древние эллины ввели систему обязательного начального образования и активно развивали систему школ по всей стране. Даже своенравные спартанцы оценили весь потенциал педагогики и те возможности, которые она открывает перед будущими поколениями.

В данной статье рассмотрим все тонкости обучения и раскроем важный вопрос в образовательной сфере - кого в Древней Греции называли педагогами?

Недетские хлопоты

Каждая пара, которая в итоге становилась семьей, обзаводилась детьми. А с появлением младенца на супругов уже автоматически возлагались все обязанности рода: это и почитание традиций, и принятие религии, и все культовое обязанности, присущие поколению.

Рождение первенца было воистину настоящим торжеством. Двери дома, где находилась кормилица, украшали оливковыми ветвями или шерстяными нитками. Младенца купали в чане с водой, в которую добавляли оливковое масло и вино.

Но не всегда мужчины были уверены в своем отцовстве. Они выжидали около недели, чтобы распознать свои черты лица в ребенке, и уж тогда устраивали настоящий праздник для всех гостей.

Воины с детства

Воспитание в Древней Греции проводилось в сочетании с культурными традициями конкретного рода. Существовали, конечно, и общие каноны для всего народа, но каждая семья была индивидуальна и со своими желаниями.

Большинство делали упор на воспитании защитника родины, это беспрекословно относилось к мужской половине.

С самого детства родители своих чад растили на мудрых изречениях Гомера. В этих произведениях было все расписано и структурировано, в особенности правила поведения человека в обществе. Мужчина был должен отдавать долг перед родиной, подвиги должны были совершаться только для своего народа.

Видео по теме

Развитие не по годам

Подготовка к взрослой жизни проводилась отдельно для мальчиков и девочек, для каждых делался свой акцент в обучении.

Мужчины были обязаны уметь писать, читать, знать несколько песен военного характера, изучать историю и смыслить в религиозных обрядах. Конечно же, большой уклон шел на физическую подготовку бойцов. Испытания были не из легких. Молодые люди испытывали настоящие тяготы воина: голод, боль, невыносимая жара, холод и так далее.

После таких подготовительных «курсов» мальчиков загоняли на алтарь богини Артемиды и били розгами. Те, кто вынес это очередное испытание, отправлялись странствовать по стране без всяких средств для проживания и даже с минимумом одежды. Выдержав и это, они допускались к трапезе с солидными мужчинами и становились элитой общества.

Женская доля

Что касается прекрасной половины, то они до семи лет находились под опекунством своей кормилицы или же няньки. Далее их учили прясть, ткать, ухаживать за хозяйством. Но вот образовательным моментам из разряда «читать, писать» уделялось по минимуму времени.

К примеру, в Афинах воспитание девушек напрямую зависело от родителей и их пожеланий, а вот в Спарте юные красавицы занимались гимнастическими упражнениями и борьбой наравне с мужчинами-воинами.

Также девушек учили пению и танцам, так как женская роль в религиозных обрядах была ведущей.

Учение - свет

Первые древние школы Греции возникли в V в. до н.э. Содержание образования было весьма разносторонним, уклон уходил в разные науки.

Родители практически с рождения определяли, кем быть ребенку, и в зависимости от пожеланий отправляли в одну из школ:

1. Милетская школа - в приоритете гуманитарные, прикладные и философские науки.

2. Собрание пифагорейцев - познание свойств числа и теории единства мира.

3. Учебное заведение Гераклита Эфесского - изучение явлений природы и войны.

4. Элейская школа - открывали проблемы познания чего-либо.

5. Атомисты - изучали атомы и материальные частицы.

Древние школы Греции всё же имели общие черты: поиски первоначального существования человека, открытые философские учения и размышления и объяснения неопознанных явлений, которые возникали в окружающей среде.

Это тем самым обуславливалось единство народа, и различие между умами не было колоссальным.

Определение не по назначению

И всё-таки, кого в Древней Греции называли педагогами?

Скорее всего, вы подумаете, что это те люди, которые получали специальное образование, чтобы в дальнейшем иметь какие-то полномочия в данной сфере. Но это не совсем так.

В древнее время оборот «рабы-педагоги» содержал отождествленные по смыслу слова. Это в основном были мужчины, которые оказались непригодны для физического труда в какой-либо сфере работы, поэтому берегли домашний очаг. Культ семьи и быта стоял на первом месте.

В обязанности такого раба входило следить за детьми до семи лет. Педагог-воспитатель охранял своего подопечного при выходе из дома, сопровождал в школу и на общественные мероприятия. Также вкладывал знания о грамоте на элементарном уровне.

Всё это продолжалось до того возраста, когда дети переступали порог зрелости и некой мудрости.

Не исключали и женщин в такой профессии. Они были преподавательницами греческого языка, и в основном их приставляли к маленьким детям.

Концепции воспитания

Не только в наше время люди (например, при исторических исследованиях) задаются вопросом о том, кого в Древней Греции называли педагогами.

В те времена учения о воспитательных методах зарождались как особые течения философии. Теоретические концепции продвигали великие философы - Демокрит, Сократ, Платон и Аристотель. Они отождествляли воспитательные процессы с законами природы и раскрывали семейные традиции через философские учения.

Демокрит изучал сознание человека и его функции.

Сократ установил факт, что самое лучшее воспитание - это диалог с учениками, так как только с помощью обоюдного восприятия информации получится хороший результат.

Платон больше изучал проблему рабовладения в педагогике. Он написал два труда - «Государство» и «Законы».

Аристотель на всё смотрел сквозь призму природного мира. Цель воспитания в его понимании делилась на две части: развитие разумной и волевой сторон души.

В свое время Древняя Греция кратко, но четко диктовала собственные каноны в учебных процессах. И такие виды познания детской психологии распространялись не только в этой стране.

Передача знаний в поколения

В наши дни эти древние знания - и есть то, чем оперируют преподаватели, и неважно, какой предмет. Всё равно истоки приводят к Древней Греции.

Философские учения не всегда могут быть понятны обычному прохожему, но тому, кто стремится познать мир, трудности не страшны.

И людям, которые хотят и стремятся работать в сфере образования, советуем рассмотреть вопрос о том, кого в Древней Греции называли педагогами. Ведь проходит множество лет, значение некоторых слов меняется, а в итоге страдают самые ценные сокровища - дети.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

ПЕДАГОГИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Введение

2. Воспитание в Древней Греции

3. Педагогическая мысль в Древней Греции

Заключение

Список литературы

Введение

Педагогика - наука о воспитании - уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

История отечественной школы и педагогики советского периода крайне драматична и противоречива. Движение образования по восходящей линии происходило в обстановке репрессий, диктатуры и цензуры официальных властей, слабого использования опыта российской и зарубежной педагогики. В советский период сформировалась система воспитания, жестко подчинявшая личность и её интересы обществу. Система коммунистического воспитания оказалась мощной и эффективной. Сомневающихся уничтожали или заставляли молчать. В данной работе будет рассмотрена такая важная тема как ""История педагогики"". Будет дан обзор эпох образования. В отдельной части будет рассмотрена личность А. С. Макаренко.

В трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Квинти-лиана, Варлаама, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Конфуция) можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании.

Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает природу».

Сократ видел верный путь проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». В поисках истины многие руководствуются сократовским тезисом: «Я знаю, что я ничего не знаю».

Аристотель высоко ценил миссию воспитателя: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые -- достойную жизнь».

До сих пор актуален принцип, сформулированный Конфуцием: «Учиться и время от времени повторять изученное».

Сенека считал, что образование должно формировать самостоятельную личность: «Пусть говорит он (ученик) сам, а не его память».

В следующих классических трудах воплотились педагогические идеи и наставления. Это -- трактаты Конфуция «Беседы и суждения», Плутарха «О воспитании», Квинтилиана «Ораторское образование», Авиценны «Книга исцеления», Аверроэса «Система доказательств», «Опыты» Монтеня.

1. Педагогика в Древней Греции

Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. На одном из древнеегипетских папирусов запечатлено изречение: «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Уже в трудах древнегреческих философов Фалеса из Милета (ок. 625 -- ок. 547 гг. до н. э.), Гераклита (ок. 530--470 гг. до н. э.), Демокрита (460 -- нач. V в. до н. э.), Сократа (469--399 гг. до н. э.), Платона (427--347 гг. до н. э.), Аристотеля (384--322 гг. до н.э.), Эпикура (341-- 270 гг. до н.э.) и других содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа (schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion[гимнасий] -- общественная школа физического развития, а впоследствии просто средняя школа и др.).

Родоначальником педагогики Древней Греции считается Сократ. Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал своего ученика последовательно развивать спорное положение и приводил его к осознанию абсурдности этого исходного утверждения, а затем наталкивал собеседника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения получил название «сократовский». Главное в методе Сократа -- это вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению. Ученик Сократа -- философ Платон -- основал собственную школу, где читал ученикам лекции. Эта школа получила название Платоновской академии (слово «академия» происходит от мифического героя Академа, в честь которого была названа местность вблизи Афин, где Платон основал свою школу).

В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание -- единое целое, поэтому познание должно приносить радость, и само слово «школа» в переводе с латинского означает «досуг», а досуг связан всегда с чем-то приятным, поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.

Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик, известный философ Аристотель, который создал свою школу (ликей), так называемую перипатетическую школу (от греч. перипатео -- прохаживаюсь). Аристотель имел обыкновение во время чтения лекций прогуливаться в ликее со своими слушателями.

Аристотель написал трактаты по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, искусству поэзии, риторике и педагогике. В его школе речь шла, прежде всего, об общей культуре человека. Аристотель много внес в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государственными и все граждане должны получать одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание он рассматривал как части целого. Он сформулировал принцип образования -- принцип природосообразности, природолюбия. Сегодня в XX веке мы ратуем за экологизацию всего процесса воспитания, стремимся, чтобы чувство природы закладывалось в каждом еще со школьных лет. Но у Аристотеля это уже было.

Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию, считая, что «из привычки так или иначе " сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». В целом он рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного, причем, по его мнению, физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному.

Но существовал и другой подход к воспитанию, который был реализован в Спарте.

Спартанское воспитание предполагало, чтобы все дети с 7 лет воспитывались вне родительской семьи, в суровых условиях выживания, физических испытаний, тренировочных боев и сражений, физических наказаний и требований беспрекословного послушания. В чтении и письме учились только самому необходимому, остальное подчинялось одной цели -- беспрекословному послушанию, выносливости и науки побеждать.

2. Воспитание Древней Греции

В Древней Греции были две основные системы воспитания: спартанская и афинская.

Спартанская система воспитания имела преимущественно военно-спортивный характер. Это было обусловлено необходимостью подавлять частые восстания бесправного большинства населения (илотов, периэков, рабов, занимавшихся земледелием) против спартиатов-рабовладельцев, а также военными конфликтами.

Особое место занимала военная подготовка и физическое воспитание. Главной целью спартанской системы воспитания было подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать в повиновении рабов.

Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев.

С семи лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в государственные учреждения - агеллы, где воспитывались до 18 лет под руководством назначаемого государством лица - педонома.

Мальчиков приучали к выносливости путем закаливания организма, умению владеть оружием, бдительному надзору за рабами, дисциплине. К примеру, мальчики-спартиаты носили легкую, одинаковую зимой и летом одежду, ели простую пищу.

В Спарте получила свое начало система физических упражнений, распространившаяся затем и по другим древнегреческим государствам, так называемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья.

С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою, учили военной музыке и декламации стихов о военной доблести. Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась краткая, лаконичная речь. Старшие подростки принимали участие в своеобразных практических занятиях - криптиях, ночных облавах на рабов.

Достигнув 18 лет, юноши поступали в эфебию, где проходили подготовку к военной службе, участвуя в маневрах, охраняя порядок в городах.

Спартанская система воспитания включала в себя определенные элементы и для девушек: кроме традиционных (навыки домоводства, ухода за ребенком, музицирования) существовала специальная система военно-физических упражнений.

Для того чтобы в будущем произвести здоровое и крепкое потомство, девушки должны были позаботиться об укреплении и соответствующей тренировке своего тела.

Девушки, так же как и юноши занимались пятиборьем: бегали, прыгали, боролись, бросали диск и кидали копье. Действующие в Спарте уставы исключали для девушек изнеженный образ жизни.

Роль семьи, в системе спартанского воспитания была незначительной. В воспитании детей, являвшемся делом государственным, принимали участие все взрослые граждане, особенно старики, умудренные жизненным опытом.

Спартанская система воспитания, являющая собой первый в истории человеческой цивилизации опыт огосударствления личности, была неэффективной даже в военном и политическом отношении.

Жестокость и прагматизм спартанской системы воспитания, его специализация, направленная на развитие физической природы и подавляющая личность в человеке, отсутствие широкой гуманистической образованности и культуры, досуга послужили причиной упадка Спарты.

Однако надо отдать должное, что некоторые принципы спартанской системы воспитания, в области военно-физической подготовки, были использованы в XVIII-XIX в. в. во Франции и России при создании кадетских корпусов и других военно-учебных учреждений закрытого типа.

Целью афинской системы воспитания было воспитать господствующую верхушку рабовладельческого государства в духе калокагатии (от греч. слов “kalos” и “agathos” - сочетание физических и нравственных достоинств).

Афинская педагогика выдвигала как идеал сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Формированию гармонически развитой личности подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики, начиная с 7 лет.

В школе грамматиста мальчики получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста, где изучали музыку, пение, декламацию. Достигнув 12-16 лет, подростки занимались гимнастикой в школе - палестра под руководством педотриба (специалиста по отдельным видам гимнастики).

Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Здесь же уделялось внимание гражданской подготовке подростков, проводились беседы на политические и нравственные темы.

Но более основательную в этом плане подготовку юноши 16-18 лет из состоятельных и знатных семей получали в государственном учебном заведении - гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а также здесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие. Более высокий уровень образования давала - эфебия.

Продолжая заниматься политическими науками юноши изучали здесь законы афинского государства (правоведение) и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание курса в эфебии означало, что ее выпускники становились полноправными гражданами Афин.

Девочки по традиции получали домашнее воспитание и образование на женской половине дома. Уделом женщины являлось домашнее хозяйство.

Афинская система воспитания из-за высокой платы за обучение была недоступна детям несостоятельных в материальном отношении родителей, а дети рабов полностью исключались из нее.

Аристократический характер афинского образования проявлялся и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который с раннего детства становился пожизненным предназначением рабов.

Сыновья бедных родителей (демоса) вынуждены были обучаться у своих отцов ремеслу, которое дало бы им обеспечение в жизни. В области нравственного воспитания также сильна была рабовладельческая аристократическая тенденция: детей богатых и знатных родителей оберегали от общения с рабами т от "неприличных знакомств".

Мальчика-аристократа приучали к осознанию необходимости защищать и охранять рабовладельческий государственный строй, к соблюдению своего достоинства, к мужеству и храбрости, необходимым свободорожденному мужу. педагогика теория древний греция

3. Педагогическая мысль Древней Греции

В Древней Греции педагогика зарождалась как особая отрасль философии, занимавшаяся проблемами воспитания. Утверждалась мысль: "Кто не философ, да не войдет в педагогику".

Древнегреческая система воспитания получила теоретическое обоснование в трудах великих философов - Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.

Демокрит (ок.460-370 г. г. до н. э) дал развернутую теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания. Демокрит одним из первых сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую он определил термином "микрокосм".

Демокрит высказал такие педагогические идеи, как необходимость семейного воспитания, где главное учить следовать примеру родителей; важность в ходе обучения и воспитания упражнений, ибо "хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы"; высокое значение приучения ребенка к труду, а при нерадивости и принуждения к нему, поскольку "учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда".

Сократ (ок.470-399 г. г. до н. э) посвятил жизнь философскому творчеству и педагогической деятельности. В своей педагогической практике довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с учениками.

Сократ впервые стал сознательно использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, работать над понятиями. На начальном этапе обучения Сократ системой вопросов побуждал учеников самих находить истину. Посредством умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию тех положений, которые являются истинными.

При этом собеседнику-ученику казалось, что он сам, самостоятельно пришел к этим новым для него мыслям, а не учитель навел его на них. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск были лучшими путями образования человека.

Педагогическими принципами Сократа были: отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством.

Платон (ок.427-347 г. г. до н. э) изложил свои мысли о воспитании в политических и философских трактатах "Государство" и "Законы". Платон решительно утверждал право на образование только за рабовладельцами, считал, что все другие классы в этом отношении должны "крепко-накрепко закрыть уши".

Главная задача педагогики, считал Платон, передать потомкам принципы добродетели, и этим самым укрепить разумную часть души.

Аристотель (384-322 г. г. до н. э) отразил вопросы воспитания в таких сочинениях, как "Политик" и "Этика".

Педагогические воззрения философа связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной, животной, разумной.

Этим трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное, умственное, которые неразрывны. Цель воспитания - развитие высших сторон души: разумной и животной (волевой).

Одним из первых Аристотель высказал мысль о природосообразности воспитания и сделал попытку возрастной периодизации - до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости, от 14 лет до 21 года.

Главная цель воспитания по Аристотелю - нравственное развитие личности, воспитание таких качеств, как умение повелевать рабами, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество. Основной путь формирования моральных черт личности - это воспитание привычки к той или иной деятельности.

Заключение

Одной из вершин педагогического мастерства Древней Греции было искусство воспитания молодежи, достигнутое Сократом (ок.470-399 до н. э.). Сократ не оставил после себя трактатов, книг, но его дела и мысли известны от множества его учеников и почитателей. В своей педагогической практике Сократ довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог с учеником. Именно в диалоге и совместно с учеником он искал истину. Впервые он стал сознательно использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, работать над понятиями. В этом он сближался с софистами.

Список литературы

1. Пискунов. ""История педагогики"" - М.: Просвешение 2011г.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010

3. История педагогики: Учеб. пособие в 2 частях / Под ред. А.И. Пескунова. - М.: НОРМА-М, 2012. - 1 часть

4. История педагогики: Учеб. пособие в 2 частях / Под ред. А.И. Пескунова. - М.: НОРМА-М, 2013. - 2 часть

5. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России: Хрестоматия. - М.: Юристъ. 2011

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Отличительные особенности идеалов и практики воспитания и обучения в Спарте, Афинах и Древней Греции. Педагогические взгляды Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля. Тенденция развития школьного образования и типы учебных заведений в эпоху Средневековья.

    курс лекций , добавлен 30.07.2009

    Характеристика истории образования в античности, ее значение для современной культуры, истоки педагогических традиций. Системы образования, воспитания и обучения в Древней Греции, Спарте и Древнем Риме. Анализ методов и особенностей античной педагогики.

    реферат , добавлен 15.09.2010

    Александр Нил (Нейлл) - "последний классик" свободного воспитания. Мыслители Древней Греции о воспитании. Гуманистические идеалы Возрождения, основные идеи новой педагогики. Эпоха Просвещения, всесилие воспитания. Ж.-Ж. Руссо, "естественная природа".

    реферат , добавлен 05.01.2009

    Педагогика как наука о воспитании детей и молодёжи, ее роль в жизни общества и развитии личности. Этапы развития и формирования педагогики в эпоху Возрождения, в период расцвета науки, литературы, искусства. Возрастная периодизация в образовании.

    реферат , добавлен 22.02.2013

    Спартанская и афинская системы воспитания в Древней Греции. Подготовка в спартанской системе мужественных, дисциплинированных воинов, способных держать в повиновении рабов. Афинская педагогика: воспитание в духе калокагатии. Римская педагогическая мысль.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

    Центры обучения писцов при дворцах и храмах. Изображение картин воспитания и обучении в эпоху Греции легендарным Гомером в поэмах "Илиада" и "Одиссея". Зарождение и эволюция педагогической мысли в Древней Греции, требования к минимальному обучению.

    презентация , добавлен 29.03.2016

    Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции. Обучение детей и юношества в Афинах. Мысли Демокрита и других мыслителей о воспитании и их значение в истории педагогики. Мнение Платона о формирование в детях нравственности и добродетельности.

    реферат , добавлен 01.07.2011

    Всестороннее и гармоничное развитие личности как главная задача античного образования. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля о сущности воспитания. Научные идеи и концепции философов: методика, психологические основы, возрастная периодизация.

    презентация , добавлен 14.11.2014

    Развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции. Эфебия как общественное учреждение, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу. Эйрены как члены общины, имевшие определенные гражданские права.

    презентация , добавлен 21.06.2013

    Теории возникновения воспитания. Общие и отличительные черты воспитания в Афинах и Спарте. Роль университетов как центров средневековой культуры и образования. Педагогика Возрождения, нового времени и современности, выдающиеся деятели и их взгляды.