Биографии Характеристики Анализ

Станислав Гроф: Людьми управляют матрицы. Станислав Гроф: «Людьми управляют матрицы


Станислав Гроф - без преувеличения, Фрейд XXI века. Живой классик. Некоторые даже полагают, что Гроф - основатель новой религии, которая позволяет своим адептам избежать физической смерти.

                  Мы скоро встретимся едва ль.
                  За болью боль,
                  За далью - даль.

                  В. Пелевин

На самом деле всё не так фантастично: просто он даёт людям возможность вспомнить обстоятельства своего рождения. И видит в этом будущее психиатрии, а шире - вообще духовной эволюции человечества, которое, по его мнению, зашло сейчас в тупик.

Он до сих пор лично даёт тренинги по всему миру (недавно прошёл такой тренинг в Москве - «Приключение открытия себя») и преподаёт в Калифорнийском институте интегральных исследований. Выглядит он намного моложе своих 78 лет. На сеансах так называемого «холотропного дыхания» Гроф заново «рождался» более четырёх тысяч раз. Именно такое количество сеансов провёл психиатр-новатор за свои более чем 45 лет практики. Тысячи раз возвращался в сознание новорождённого - может, потому и выглядит так молодо?

Гроф мне симпатичен тем, что он ввёл в психологию понятие «духовный опыт». Раньше человек, который пережил откровение, помещался в дурдом, его состояние гасилось транквилизаторами. Теперь для таких моментов есть законное место в жизни человека, и его даже не будут считать сумасшедшим.

Гроф написал более десяти научно-просветительских книг, создал успешно функционирующую Международную трансперсональную организацию, подготовил более ста тысяч сертифицированных преподавателей… Его тренинги посетили миллионы человек по всему миру. Обладатель высших научных степеней и престижных наград, Гроф является, кроме того, весьма состоятельным человеком. Казалось бы, можно уже «выйти на пенсию» и почивать на лаврах! Но нет.

Одна из книг Грофа называется «Неистовый поиск себя» (1990): вот, кажется, то, что он реализует на своём примере, - «вечный бой» с тенью, поиск совершенства. Но если разобраться, в системе Грофа пресловутый «неистовый поиск себя» - проблема, стоящая лишь перед духовно раздробленными личностями, и то лишь до излечения. В ходе практики она переходит в стоящую перед психически здоровыми людьми другую задачу - сверхзадачу расширения сознания, духовной эволюции. И первым этапом в этой борьбе, которую Гроф со свойственным ему оптимизмом называл «приключением», должно стать преодоление невидимой «последней границы» - барьера человеческого, за которым лежат таинственные области, о которых мало что можно поведать словами, кроме того что «здесь могут водиться тигры», как в известном рассказе Р. Брэдбери.

Как отмечает Гроф по итогам своих собственных «путешествий» в бессознательное (или, точнее, «сверхсознательное») и наблюдений за тысячами «путешествий», предпринятых его пациентами, выйти за этот предел позволяют три состояния: приём ЛСД (который является нелегальным наркотиком), предложенная Грофом методика холотропного дыхания и психодуховный кризис, или «духовное обострение i «. Общим для этих трёх ситуаций, как пишет Гроф в предисловии к книге «Зов ягуара» (2001), является то, что они вызывают необычные состояния сознания, в том числе тот их подвид, который он называет «холотропными» ii , то есть запредельными, в отличие от обыкновенного опыта, который он называет «гилотропным», то есть земным.

Гроф отмечает в «Зове ягуара», что в психоделической терапии (в настоящее время запрещённой, но бывшей легальной в молодые годы Грофа) такие состояния вызывались приёмом психоактивных препаратов, в том числе ЛСД, псилоцибина, мескалина, триптамина, производных амфетамина (ДМТ, экстази и др.). В методе холотропного дыхания, разработанного Грофом и его женой Кристиной в 1975 году, для изменения сознания применяется сочетание так называемого связанного дыхания (когда между вдохом и выдохом, выдохом и вдохом не делается паузы) и музыки, вводящей в состояние транса (часто этнической, трайбл: африканские барабаны, тибетские трубы и т. п.); иногда дополнительно применяется работа с телом. В случае «духовных обострений» холотропные состояния возникают самопроизвольно, отмечает Гроф, и их причины обычно неизвестны. Таким образом, третий метод - неконтролируемый, первый - нелегальный: остаётся только холотропное дыхание.

Гроф проводил свои исследования на протяжении более сорока пяти лет. Начал он с опытов с ЛСД. После открытия психотропных свойств препарата в 1943 году некоторое время предполагалось, что он вызывает симптомы, аналогичные шизофрении (и поэтому рекомендовался для приёма врачам-психотерапевтам), но впоследствии эта гипотеза была опровергнута. После запрещения этого препарата в США в конце 1960-х Гроф стал применять в своих исследованиях метод специального холотропного дыхания, в котором активно использовал опыт, полученный в ходе экспериментов с психоактивными препаратами (в том числе меры предосторожности).

Возможно, прототипом специфического дыхания, используемого в холотропном методе, было учащённое дыхание пациентов Грофа под ЛСД - в случае когда всплывшая из глубин подсознания проблема не могла быть сразу проработана, интегрирована в здоровую психику. Такое дыхание помогало им оставаться в расширенном состоянии сознания и разряжать тот психологический материал, который проявлялся в виде неприятных симптомов. Так «бэд трип» превратился в метод психотерапии.

Кислота несла в первую очередь освобождение, величайшую свободу постигать непостижимое, путешествовать в мирах, скрытых от человека эпохи модерна. Система приоритетов полностью подменялась, скучные рутинные картинки жизни обыкновенного современного человека казались пошлой насмешкой над собой, ибо, вкусив единожды райского яблока, достаточно нелепо пытаться поверить в то, что это и есть настоящее, что именно для этого пришёл ты в этот мир. Неслучайно первые противники вещества пытались ассоциировать природу кислотного трипа с шизофреническим припадком.

Гроф никогда об этом не говорил, но естественным выводом из его медицинской практики может стать предположение - только предположение - о том, что сам Гроф, возможно, находился под действием ЛСД, когда изобрёл свой холотропный метод. Подобным же образом, например, лауреат Нобелевской премии за 1962 год Фрэнсис Крик открыл под воздействием ЛСД знаменитую двойную спираль молекулярной структуры ДНК. Так или иначе, опыты Грофа с ЛСД относятся к периоду, когда этот препарат был совершенно легален.

Исследования в сфере психоделической терапии и личный опыт холотропного дыхания позволили Грофу сделать открытие, что за «последней границей» человеческого сознания - сознанием эмбриона - не стоит глухая стена (как может предположить материалист, исходя из предположения, что человеческая жизнь ограничена промежутком между зачатием и смертью). За этой «стеной», как выяснил Гроф, тоже есть жизнь, точнее, много форм жизни. Там лежат «сверхчеловеческие» миры, где время и пространство, ограничения памяти мозга и вообще текущего человеческого рождения перестают быть сдерживающими факторами. А именно - перестают сдерживать то, что всегда живёт внутри нас и ведёт свой «неистовый поиск» и до, и после нашей физической смерти. В некоторых философских и религиозных системах это «что-то» называется «душа», «сознание», «истинное Я».

Но даже не это, эмпирическое, доступное каждому доказательство существования пресловутой «жизни после смерти», самое удивительное в опытах Грофа. Главное, с высоты духовного, сверхчеловеческого сознания становится очевидно: границы человеческого и те психологические барьеры, которые вызывают различные патологические эффекты, не дающие человеку стать собой, а затем пойти дальше, возвыситься над собой, - границы эти создаются не прихотью судьбы и подпитываются не чьей-то злобной волей, а самим человеком - точнее, его ложной, ограниченной самоидентификацией.

То есть получается, мы сами - изо всех сил - держим запертыми свои «двери восприятия», не давая войти в них истинному здоровью, процветанию и свободе. Как говорил своим ученикам , как писал в своих книгах - и как доказывает своей медицинской практикой Гроф, - человек тратит на поддержание своих психических барьеров очень значительные силы (намного большие, чем он может себе позволить!). И эти силы можно использовать гораздо более рационально и выгодно. Например, эти силы, которыми человек держит свои «двери восприятия» на замке, могли бы помочь ему в путешествии за эти двери, а значит, позволить ему стать счастливой и духовно развитой личностью. И даже более того - шагнуть дальше, за границы человеческого, которые мы, получается, сами же себе установили. В конечном итоге Гроф «неистово ищет» сверхчеловека - и призывает каждого из нас включиться в этот поиск.

Фактически Гроф за свою долгую жизнь создал целое новое направление не просто психоанализа, а тотальной сверхгуманистической психокоррекции, которая может быть полезна не только душевнобольным людям, но всем и каждому. С точки зрения Стэна, нам всем не мешало бы «подлечиться» по его методу - ведь, надо признать, даже самые здоровые люди по уровню сознания далеки от идеалов, которые демонстрируют духовно развитые личности, учителя человечества, просветлённые мистики. Стэн Гроф не мистик, просто он ставит планку выше, намного выше, чем это делают обычно в психотерапии.

Он обращает наше внимание на трагический разрыв между тем, к чему стремилось человечество, и тем постгуманистическим, механистическим обществом, к которому оно в настоящее время пришло. Гроф, будучи сам профессиональным медиком, доктором медицины, психиатром с пятидесятилетним опытом, выросшим на школе традиционно психоанализа, отмечает, что современная наука грешит однобокостью, граничащей со слепотой. Традиционная медицина упорно закрывает глаза на то, что проблема психического здоровья человека органически связана с проблемой его духовного развития, даже более того, она фактически противопоставляет эти процессы. Всё, что выходит за рамки традиционного мировосприятия, ограниченного весьма узкими рамками, получает ярлык «ненормальности». В одном из своих интервью Гроф отмечает: с точки зрения современной медицины получается, что если отбросить ритуалы, оставив лишь специфическое поведение и необычные состояния сознания, то любая религия и духовность вообще - это чистая патология, форма душевного расстройства. Буддийская медитация, с точки зрения психиатра, это кататония, Шри Рамакришна Парамахамса был шизофреником, Св. Иоанн Креститель - дегенератом, а Гаутама Будда - поскольку он ещё, так сказать, способен был на адекватное поведение - как минимум стоял на грани безумия…

Одна из проблем современной медицины, по мнению Грофа, в том, что она склонна рассматривать любые изменённые состояния сознания , возникающие при определённых обстоятельствах у совершенно здоровых людей, как патологические проявления или даже один из симптомов шизофрении . Фактически медицина сейчас бессильна отличить пророческое видение (примеры которых предлагают нам священные писания разных народов мира: Библия , Коран , Тора , Бхагават-Гита и др.) от болезненного шизофренического бреда, наркотический транс - от транса религиозного. Где в таком случае провести границу «нормального»? И следующий отсюда вопрос: где вообще провести границу «реального», что такое вообще реальность, в которой мы живём? И кто мы такие на самом деле, что может и чего не может так называемый «человек»?

Антипсихиатрическое движение, питавшееся теми же идеями сопротивления использованию психиатрии в интересах власти и насилию над пациентами, разрослось, вышло за рамки первоначального замысла, включило в себя и другие протесты против дискриминации Иных - прежде всего гей-движение. Сас, причисленный к основателям антипсихиатрии, в дальнейшем её развитии уже не участвовал. Он занимался своими делами.

Гроф начал свою медицинскую карьеру с традиционного психоанализа по Фрейду, однако вскоре в ходе своей практики понял однобокость традиционного подхода: ведь фрейдист вынужден сводить всё к сексуальному желанию, либидо, якобы основной движущей силе человека. Но самое главное, что не устраивало Грофа, - сам по себе метод словесно-ориентированного «проговора» на кожаной кушетке хотя и приводит в случае успеха к постановке точного диагноза и выявлению события, вызвавшего патологию, не всегда эффективен для действительного избавления пациента от гнёта этого события и собственно патологических симптомов. Постепенно Стэн пришёл к пониманию того, что не просто формальное вспоминание, а непосредственное переживание заново этих ключевых событий iii - в том числе самого травматичного в жизни любого человека события - его собственного рождения! - гораздо лучше способно помочь как в излечении от недуга, так и расширении сознания.

Сразу стоит отметить, что современная медицина не подтверждает тот факт, что человек может вспомнить собственное рождение и тем более внутриутробный опыт. Фактически даже наоборот, есть данные, что мозг человека не способен помнить ничего, что происходило с организмом до двух лет. Однако опыт Грофа и миллионов людей, пользующихся методом холотропного дыхания, говорит об обратном. Чтобы понять, «насколько глубока кроличья нора», на которую указал Гроф, нужно отметить, что опыт людей на сеансах холотропного дыхания не ограничивается перинатальными (испытанными в момент рождения) или даже пренатальными (эмбриональными, внутриутобными) переживаниями. Он включает в себя в высшей степени яркие и необычные опыты, переживания, которые до изобретения этой методики были доступны лишь продвинутым мистикам и святым различных конфессий, а также людям, принимавшим ЛСД. В частности, это активизация чакр , переживания прошлых воплощений, предвидение, ясновидение и яснослышание, отождествление с другими лицами, с животными, растениями, предметами и даже всеми творениями сразу (Матерью-Природой), всей планетой Земля, более того - переживания встреч со сверхчеловеческими и духовными, божественными, а также инопланетными существами, существами из других вселенных...

Для того чтобы, минуя сопротивление, добраться до истинных причин симптомов, Фрейд поначалу использовал гипноз. Будучи погружённым в это сумеречное состояние, пациент легко мог обнаружить связь своей болезни с событиями прошлого, в ходе которых случилось вытеснение и какое-то не очень удобное желание было замещено. (Гипноз был необходим, потому что в нормальном, бодрствующем, состоянии пациент из-за силы сопротивления никак не мог вспомнить ничего подобного.) Пережив под гипнозом свои тайные желания, пациент излечивался, переживая состояние катарсиса сродни тому, которое переживали зрители древнегреческих трагедий. Фрейд назвал это «катарсическим лечением».

Всё это может звучать как фантастика или, опять же, бред сумасшедшего или наркомана. И действительно, в отличие от пренатальных и перинатальных воспоминаний, которые в ряде случаев подтверждались фактически, опровергнуть или подтвердить такие переживания не представляется возможным. Так же как, скажем, невозможно дознаться, действительно ли католический святой, основатель ордена Иезуитов Игнатий де Лойола в своих медитациях постиг крестные муки Христа! Наука, как уже говорилось выше, в таких случаях просто не может зафиксировать принципиальную разницу между «истинным» и «ложным».

Как отмечает один из исследователей (и последователей) Грофа, Владимир Майков, в своей статье «Мир Станислава Грофа» , тот же самый закон соотношения неопределённостей, который выдающийся немецкий физик В. Гейзенберг открыл в мире квантовом, применим и к миру психологии, миру человеческой души: чем точнее мы пытаемся определить координаты события, тем более неопределённым становится наше знание о том, что же в действительности произошло.

Более того, физика в настоящее время пришла к пониманию, что на самом микроскопическом уровне невозможно провести исследование без того, чтобы не внести изменения в свойства материала. Если, к примеру, слиток золота можно измерять сколько душе угодно без ущерба для «испытуемого», то, скажем, один кварк золота неизбежно претерпит существенные изменения. К тому же микроскопические частицы, составные части материи, представляют из себя скорее процесс, волну, чем материальную частицу… То же и с глубинными исследованиями человеческой психики - при достаточно глубоком погружении в этот вопрос человек как бы перестаёт быть человеком, а предстаёт некой эволютой сознания, взятой в определённом приближении, и только в этом приближении он - человек.

К примеру, некто начинает практиковать холотропное дыхание, чтобы избавиться от психологической травмы или перебороть жизненный кризис. Наконец он видит и с превышающей доступную в обычной жизни ясностью переживает, скажем, собственное рождение, то есть как бы заново рождается. Пережив и интегрировав (то есть растворив) эту травму, он идёт всё глубже, вскрывая другие - перинатальные - травмы. Переживает, интегрирует и их. Возможности «вспоминания» в данном конкретном теле как бы исчерпаны; психологические травмы, казалось бы, тоже. Но потом начинают происходить странные вещи: человек погружается в опыты вне тела, вне этой жизни, переживает другие воплощения, опыты планетарного, нечеловеческого сознания, наконец, опыт рождения Вселенной, затем… Ему открывается бесконечность перспективы - которая на самом деле существовала всегда и везде. Фактически исчезает всё, что делало его человеком, делает вывод В. Майков, отмечая парадокс: зачастую полное психическое исцеление пациенты Грофа испытывали только пережив именно эти «запредельные», внетелесные и внеземные опыты…

В общем, получается, весь фокус в том, с чем мы себя идентифицируем - ключевой момент, к слову сказать, в Йоге . Любопытно в этой связи, что жена Грофа Кристина, которая является соавтором метода холотропного дыхания и последних книг Грофа, была ученицей Свами Муктананды Парамахамсы , лидера традиции сиддха-йоги, до самой его смерти (ухода в махасамадхи) в 1982 году.

Но вернёмся от научно не доказуемых феноменов холотропного метода и йоги, которые кому-то могут показаться фантастикой, к реальности медицинской практики Грофа. Факт остаётся фактом: в ходе сеансов холотропного дыхания сотни тысяч людей нашли исцеление своих психических недугов и эмоциональных проблем. А Стэн Гроф - пожалуй, самый великий «психонавт» планеты - не сбавляет темпа своих исследований и психотерапевтической работы, которая по сути является «неистовым поиском» сверхчеловеческого: вечным поиском Божественного. Как любил повторять пресловутый Гейзенберг, «первый глоток из стакана естествознания делает атеист, но на дне стакана ожидает Бог». Ведь истина - где-то там, на дне кроличьей норы.

Первого августа выходит новая книга Грофа, написанная им в соавторстве с женой Кристиной, - «Холотропное дыхание: Новый подход к самоисследованию и терапии» iv .

_________________________

i В оригинале - Spiritual Emergency, термин, введённый Стэном и Кристиной Гроф. Они написали в соавторстве книгу «Духовный кризис» (Spiritual Emergency: When Personal Transformation Becomes A Crisis (1989))

ii Термин «холотропный» образован от греческих корней holos , что значит «целое», и trepein , что значит «двигаться в направлении». Вместе они означают «двигаться по направлению к целостности».

iii То, что у К. Кастанеды называется техникой «вспоминания», не имеющей ничего общего с рациональным словесным анализом, и, кстати, тоже, как и у Грофа, включающей особое дыхание. Кастанеда неоднократно подчёркивает в своих книгах и интервью, что вспоминание основных, самых эмоционально насыщенных и судьбоносных событий своей жизни - необходимый предварительный этап для обретения человеком целостности и - затем - развития сверхспособностей.

iv Книга выходит на английском языке. Оригинальное название: «Holotropic Breathwork: A New Approach to Self-exploration and Therapy».



Станислав Гроф (чеш. Stanislav Grof, 1 июля 1931 Прага, Чехословакия) — американский психолог и психиатр чешского происхождения, доктор философии по медицине, один из основателей трансперсональной психологии и пионеров в изучении изменённых состояний сознания, почётный член Российского психологического общества. Внёс значительный вклад в развитие психологической науки.

В 1956 году окончил Карлов университет, в 1965 году защитил докторскую диссертацию по медицине. С 1956 по 1967 гг. С. Гроф — практикующий психиатр-клиницист, активно изучает психоанализ.

С 1961 года он возглавил в Чехословакии исследования применения ЛСД и других психоделических средств для лечения психических расстройств. В 1967-1969 годах, получив стипендию Фонда поддержки психиатрических исследований (США), прошел двухлетнюю стажировку в университете Джона Хопкинса, потом продолжил исследования в Мэрилендском центре психиатрических исследований.

В 1973-1987 годах работал в институте «Эсален» (штат Калифорния, США). В этот период вместе с женой Кристиной он разработал технику холотропного дыхания — ставшего уникальным методом психотерапии, самопознания и личностного роста.

В настоящее время С.Гроф — профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований, а также проводит обучающие семинары для профессионалов. Один из основателей Международной трансперсональной ассоциации (ITA), ее президент в 1978-82 годах.

Книги (19)

Надличностное видение. Целительные возможности необычных состояний сознания

Укоренены ли наши эмоциональные состояния и поведение исключительно в химии мозга и жизненном опыте или они могут быть и выражениями намного более обширных и универсальных энергий? Какие особые состояния сознания в наибольшей степени способствуют интеграции и исцелению, и как мы можем научиться этим состояниям?

В этой небольшой книге, обобщающей результаты работы всей его жизни, Станислав Гроф отвечает на эти вопросы и затрагивает множество других. Вы узнаете о мирах шамана и мистика, о том, как ваши околородовые переживания влияют на вас сейчас, чему вас смогут научить надличностные переживания, и многое другое.

Неистовый поиск себя

Духовное развитие — это врожденная способность каждого человеческого существа к эволюции. Это движение по направлению к целостности, к раскрытию подлинного потенциала индивида.

Оно является таким же общим и естественным для всех, как рождение, физический рост и смерть; это неотъемлемая часть нашего существования

Станислав Гроф известен как один из самых авторитетных исследователей необычных состояний сознания и их исцеляющего потенциала. Для широкого круга людей, интересующихся эффективными психотехнологиями, Гроф прежде всего разработчик метода холотропного дыхания .

Родился он 1 июля 1931 года в столице Чехословакии Праге. Там же, а также в небольшом чешском городке прошло его детство. Так как для этого человека мистическая сторона жизни впоследствии оказалась очень важной, отметим, что его родители не настаивали на обращении своих двух сыновей к какой-либо конкретной религии, решив, что они сами сделают выбор, когда повзрослеют. Очевидно, это были мудрые, толерантные люди. Культурология, антропология и психология интересовали Грофа с подросткового возраста. Однако знаковой для самоопределения молодого человека оказалась прочитанная им незадолго до окончания школы книга З. Фрейда "Введение в психоанализ". Глубоко впечатлённый прочитанным, юноша решает стать психоаналитиком и поступает в медицинский университет. Влияние некоего специфически медицинского цинизма не обходит Грофа стороной — он утверждается на атеистических позициях. Он умён, пытлив, много читает и теперь может с уверенностью утверждать, что мистические откровения, переживаемые святыми и пророками, — всего лишь формы душевных расстройств, для каждого из которых в науке есть название. Такая позиция была обусловлена и марксизмом, который в социалистической Чехословакии мыслился вершиной философии. В то время в университете считалось немыслимым изучать концепции, тяготевшие к идеализму и мистицизму.

В университетские годы Гроф присоединяется к группе талантливых аналитиков-фрейдистов. Со временем опьянение психоанализом стало проходить, и появилось осознание его громоздкости и ограниченности возможностей. В 1956 году Гроф получает диплом врача от Медицинской школы Карлова университета и степень доктора наук от Чехословацкой Академии Наук.

Когда учёный только начинал свою деятельность психиатра, ему довелось участвовать в экспериментальном психоделическом сеансе. Этот сеанс в итоге заставил молодого доктора пересмотреть и своё мировоззрение, и профессиональные методы работы. В ходе сеанса он подвергся одновременному воздействию ЛСД (этот препарат тогда только проходил испытания в научных лабораториях) и света стробоскопической лампы. ои переживания, — вспоминает Гроф, — были очень близки тем, о которых я читал в великих мистических писаниях всего мира. И хотя мой ум находился под сильным действием препарата, я был способен видеть всю иронию и парадокс ситуации. Божественное проявилось и овладело мной в современной научной лаборатории во время эксперимента, проводимого в коммунистической стране с веществом, произведённым химиком двадцатого века". Особенно испытуемого поразило ощущение, что его сознание не фокусируется в мозгу, а пребывает вне тела. Спустя некоторое время доктор уже работал в группе, которая занималась сравнительным изучением обычных психозов и состояний психики людей, подвергшихся воздействию психотропов. Кроме того, он работает как практикующий психиатр-клиницист. В 1967 году его приглашает для исследовательской работы американский Университет Джонса Хопкинса. Вскоре учёный полностью обосновывается в США. С 1973-го по 1987 год доктор Гроф работает в калифорнийском Институте Эсален в Биг Суре.

В ходе экспериментов с ЛСД Гроф выяснил, что для всех людей могут быть доступны переживания, выходящие за пределы биографического опыта. И эти переживания нельзя объяснить состоянием наркотического опьянения. Ведь люди выходили за рамки своего сознания и вспоминали не только впечатления младенчества, собственного рождения, но и жизнь своих предков и других людей, детали которой не могли быть известны испытуемым, зато подтверждались впоследствии реальными свидетелями. Но не только границы времени оказалось возможным раздвинуть. Человек переходил границы своего тела и отождествлял себя с другим человеком, животным или растением. В случае с людьми были многократные подтверждения, что отождествляемый действительно делал, чувствовал, говорил то, что транслировал пациент. А относительно жизни животных и растений Гроф как-то сказал, что в изменённом состоянии сознания её можно лучше узнать, чем через канал Discovery. Ведь если телесный образ человека приобретает вид орла, то он наблюдает мир глазами этой птицы со всеми её оптическими особенностями.

Гроф был уверен, что ЛСД не вещество, вызывающее экспериментальный психоз, а катализатор, повышающий энергетический уровень психики и позволяющий видеть её динамику. Оно помогло сделать важное открытие: психика неизмеримо больше, чем её мыслили западные психиатры. Человеческое сознание оказалось способным быть холотропным, то есть целостным. На Востоке об этом говорили давно. В в одном из интервью Гроф признаётся, что ему близка восточная точка зрения: то, что мы видим, является трансформацией Брахмана и порождением космического сознания. На язык Запада это можно перевести так: всё, что есть в этом мире, мы можем воспринимать как некий объект, которому соответствует некое субъективное состояние.

Кроме того, Гроф выяснил, что пребывание в изменённом состоянии сознания может иметь терапевтический эффект. Ведь многие "психозы" являются ни чем иным, как духовным кризисом, таящим в себе не только опасности, но и большие возможности. Если правильно понять смысл изменений, происходящих с человеком, поддержать его на пути трансформации, то включаются механизмы самоисцеления. Вот как объясняют этот феномен последователи Грофа: "При энергизации нашей психики, когда взбадривается наши латентные состояния, происходит автоматическое восстановление целостной коммуникативной ткани нашего сознания как сознания Божественного ".

Важным событием для учёного оказалась встреча в 1975 году с женщиной, ставшей вскоре его женой и переживающей необычно выраженный духовный кризис. Кристина находилась в состоянии, сходном с состоянием человека, испытывающего на себе воздействие ЛСД, без употребления этого препарата. Станислав Гроф бережно поддерживал процесс активной духовной трансформации в супруге, который занял, по признанию самой Кристины Гроф, 12 лет. "К руглосуточное участие в этом процессе, происходившем со столь эмоционально близким мне человеком, открыло совершенно новые аспекты и измерения, которые ускользали от меня при работе с необычными состояниями в профессиональном контексте ", — пишет, вспоминая эти годы, Станислав Гроф. Наступил момент, когда Кристина стала активно помогать мужу. Когда официально было запрещено применять препарат ЛСД, супруги изобрели метод холотропного дыхания, имеющий тот же эффект, что ЛСД-терапия, и считающийся более экологичным.

Гроф, как основатель и президент Международной трансперсональной ассоциации (МТА), и Кристина организовали научные международные конференции в Соединённых Штатах, в бывшей Чехословакии, в Индии, Австралии и Бразилии. Создали они и Сеть поддержки в духовном кризисе.

Следует сказать, что научное сообщество далеко не единодушно поддерживает идеи и методы трансперсональной психологии. По крайней мере, когда в 1990 году специалисты этого направления подали прошение в Американскую психологическую ассоциацию о создании отдела трансперсональной психологии, им в этом было отказано вследствие "ненаучного" состояния данной области психотерапии.

В настоящее время Станислав Гроф с супругой живёт в Калифорнии, в Милл-Вэлли, и является профессором психологии Калифорнийского института интегральных исследований (КИИИ). Кроме того, он проводит обучающие семинары для профессионалов, пишет книги, выступает с лекциями по всему миру.

Основные труды Грофа, переведённые на русский язык:

  • Человек перед лицом смерти (вместе с Джоан Хэлифакс).
  • За пределами мозга: смерть, рождение и трансценденция в психотерапии.
  • Путешествие в поисках.
  • Духовный кризис: когда преображение личности становится кризисом (редактор-составитель, вместе с К. Гроф).
  • Неистовый поиск себя (вместе с К. Гроф).
  • Холотропное сознание: три уровня сознания и как они дают форму нашим жизням (вместе с Хэл Беннеттом).
  • Космическая игра: исследование рубежей человеческого сознания.
  • Надличностное виденье: исцеляющие возможности необычных состояний сознания.
  • Революция сознания: трансатлантический диалог (совместно с П. Расселом и Э. Ласло).
  • Психология будущего: уроки современных исследований сознания.
  • Зов Ягуара (фантастический роман).
  • Величайшее путешествие: сознание и тайна смерти.
  • Когда невозможное возможно: приключения в необычных реальностях.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

(р. 1931) -чешско-американский психолог и психиатр, специалист в области клинической психологии и психотерапии. Д-р медицины. Профессиональную карьеру начал в Праге (Карлов ун-т, 1956) с исследования связи между действием различных психоделиков и симптоматологией шизофрении. После перехода в НИИ психиатрии начал систематическое изучение диагностических и терапевтических возможностей серии ЛСД -сеансов в рамках психоаналитически ориентированной терапии. С 1967 г. продолжал исследования эффективности ЛСД-психотерапии в США. Перешел к психоделической терапии (термин X. Осмонда), в которой вместо постепенного раскрытия различных слоев бессознательного главное значение придается вызыванию глубоких религиозных и мистических переживаний, часто минуя конфликтные области в традиционном психоаналитическом понимании. Основываясь на клинических данных, полученных при проведении психоделических исследований (1967-1973), показал, что эти переживания обладают уникальным терапевтическим потенциалом при лечении различных эмоциональных расстройств. В конце 1960-х гг. совместно с А.Маслоу, Э. Сьютич, Д. Фейдимэн и др. основал Журнал трансперсональной психологии. В 1978 г. совместно с М. Мэрфи и Р. Прайсом организовал Международную трансперсональную ассоциацию и был ее первым президентом. В своих книгах совместно с К. Гроф изложил основные идеи, касающиеся природы действия ЛСД, развил общую теорию ЛСД - психотерапии, подробно разобрал практические аспекты психоделической психотерапии, перешел к теоретическому обоснованию трансперсональной психологии, направленной на трансцен-денцию личностного начала. Совместно с К. Гроф разработал холотропную терапию (холономическую интеграцию) - нефармакологический метод психотерапии и самоисследования в измененных состояниях сознания. Внес существенный вклад в развитие трансперсонального движения и в подготовку трансперсональных психологов и психотерапевтов. В рус. пер. автор книг: За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии, М., 1992, 1993 идр. А. В. Россохин

ГРОФ СТАНИСЛАВ

Станислав Гроф, известный американский врач и ученый чешского происхождения, более сорока лет исследовавший необычные состояния сознания и духовного роста, один из основателей и виднейших представителей трансперсональной психологии, родился в Праге 1 июля 1931 г. С 1956 по 1967 г. С. Гроф является практикующим психиатром-клиницистом. На этот же период приходится его увлечение психоанализом. В 1959 г. Гроф удостаивается престижной премии Кюф-фнера - национальной чехословацкой награды, ежегодно вручаемой за наиболее выдающийся вклад в области психиатрии. Начиная с 1961 г. он возглавляет в Чехословакии исследования по использованию ЛСД и других психоделиков для лечения психических расстройств. В начале своей медицинской карьеры, являясь классическим психоаналитиком, искренне верит в то, что психоделические вещества, применяемые в психиатрии в контролируемых условиях, могут значительно ускорять процесс психоанализа. Однако вскоре огромнейший диапазон переживаний во время сессий ЛСД-психотерапии убедили его в теоретических ограничениях фрейдовой модели психики и лежащего в ее основе механистического мировоззрения. В результате этих исследований возникла новая, отличная от Фрейда картография психики, которая состоит из трех областей: 1) личного и биографического бессознательного, разработанного Фрейдом; 2)трансперсонального бессознательного, разработанного Юнгом; 3) перинатального бессознательного, являющегося своеобразным «мостом» между личным и трансперсональным бессознательным и наполненным символизмом и конкретными переживаниями смерти и возрождения. Сформулированная и постоянно развиваемая Грофом расширенная картография психического соответствует не только большинству картографии западной психологии, но и практически всем известным восточным и мистическим картографиям. Уникальность и универсальность грофовской картографии заключается в том, что независимо от того, каким путем духовно-философского развития следует человек, ему неизбежно приходится решать одни и те же задачи с точки зрения овладения определенным уровнем энергии. В 1967 г. Гроф получает стипендию Фонда поддержки психиатрических исследований (США), а также ему предоставляется возможность пройти двухлетнюю стажировку в Университете Джона Хопкинса. Затем, уже перебравшись на постоянное место жительства в США, он продолжил научно-исследовательскую деятельность в Мэрилендском центре психиатрических исследований. В период с 1973 по 1987 г. С. Гроф живет и работает в институте Эсален (Биг-Сур, Калифорния). В этот период вместе с женой Кристиной он разрабатывает технику холотропного дыхания, которая является уникальной методикой психотерапии, самопознания и личностного роста. Для того чтобы понять сущность и значение техники холотропного дыхания, необходимо разобраться с терминологией, используемой Грофом. Каждый человек на протяжении своей жизни имеет переживания необычайной интенсивности и насыщенности, что, как правило, свойственно экстремальным ситуациям человеческой жизни (экстаз, катастрофа, смерть, духовное преображение, катарсис) Среди этих нетрадиционных состояний выделяются холотропные, или целостные состояния сознания, обладающие особо мощным терапевтическим и обновляющим потенциалом (от holos - «целый» и trepein - «двигаться к»). Обычные, или хилотропные, состояния (hile - «земля») представляют собой типичные уравновешенные состояния человеческой жизни. Многочисленные исследования холотропных состояний сознания показывают, что эмоциональные и психосоматические заболевания, включая множество состояний, которые в настоящее время могут быть диагностированы как психозы, не могут быть адекватно объяснены, исходя из проблем послеродового развития, являются ли эти проблемы отклонениями в развитии либидо или девиациями в формировании объективных взаимоотношений. В соответствии с проведенными Грофом исследованиями эти эмоциональные и психосоматические заболевания имеют, как правило, многоуровневую структуру с корнями как в перинатальной, так и в трансперсональной областях. Таким образом, психопатология, по мнению Грофа, наиболее полно объясняется с учетом не только биографической, но также перинатальной и трансперсональной динамики. Стратегия лечения, таким образом, представляется более успешной: неосознаваемые перинатальные переживания образуют матрицы сложных эмоций и телесных ощущений, которые образуют потенциальный источник для различных форм психопатологии. Холотропная стратегия в психотерапии основывается на данных изучения необычных состояний сознания, главной целью является активизация бессознательного, освобождение энергии, содержащейся в эмоциональных и психосоматических симптомах, и трансформация этих симптомов в поток переживания. Роль терапевта в холотропной терапии заключается в поддержке процесса переживания с полной верой в него и без попыток управлять им или изменять его. Согласно исследованиям Грофа, травма рождения, феномен собственной смерти и рождения, мистерия смерти являются скрытым сгустком энергии, своеобразной структурой, активизирующейся всякий раз, когда человек сталкивается с ситуацией угрозы жизни или испытывает любые другие экстремальные переживания. Эта структура активизируется в человеке каждый раз, когда он делает некое сверхусилие к тому, что называют ростом, индивидуацией, раскрытием, творчеством. Пройдя через перинатальный опыт, человек подключается к гигантским полям переживаний, которые не происходили с ним конкретно как с отдельным существом, но происходили с человеком, как с принадлежащим к роду человек разумный, роду живых, к роду существ, населяющих эту планету. Основанная на богатейшем клиническом опыте, грофовская картография содержит в себе правила вхождения в холотропный мир и условия переживания момента, адекватного моменту рождения, так же наполненному энергией, символикой и богатством возможностей переживания. Согласно Грофу, человеческая психика устроена таким образом, что, входя в разные состояния, являющиеся устойчивыми местами в топологии развивающегося сознания, человек передвигается в них свободно, без всяких усилий Стратегия вхождения в находящийся за пределами слов и мышления холотропный мир заключается в воздержании от злоупотребления вербальным языком. Гроф является одним из основателей Международной трансперсональной ассоциации (ITA), долгое время являлся ее президентом. В 1993 г. он награжден почетной премией Ассоциации трансперсональной психологии за выдающийся вклад в развитие трансперсональной психологии. В настоящее время С. Гроф - профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований. Кроме того, он проводит обучающие семинары для профессионалов («Трансперсональные тренинги Грофа»), а также выступает с лекциями и семинарами по всему миру. С. Гроф является автором и соавтором более ста статей и четырнадцати книг, переведенных на двенадцать языков мира.

В энциклопедиях по психологии имя Станислава Грофа идет третьим, после Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, в ряду крупнейших новаторов науки о тайнах человеческой души. Революционные открытия Грофа, до сих пор игнорируемые официальной медициной, вдохновили культовых режиссёров братьев Вачовски на создание кинотрилогии «Матрица». Всемирно известный учёный дал «Правде.Ру» эксклюзивное интервью.

Уважаемый Станислав, позвольте поблагодарить Вас, что в год своего 75-летия Вы нашли время для столь серьезного и масштабного разговора с нами. Ещё Карл Юнг утверждал, что психика младенца не является « tabula rasa ». Вы на основе многолетних клинических исследований пришли к выводу, что наше бессознательное содержит перинатальные (то есть дородовые) и трансперсональные области. Но почему же официальная медицина игнорирует эти открытия?

Современные исследования в области сознания принесли массу доказательств того, что модели человеческой психики, доминирующие сегодня в официальной психологии и психиатрии, поверхностны и неадекватны. На основе многолетних данных психоделических исследований мне пришлось создать чрезвычайно расширенную модель психики путем добавления двух больших областей – перинатальной и трансперсональной.

Перинатальная область относится к воспоминаниям о внутриутробной жизни и биологическом рождении. Эта область состоит из четырех базовых перинатальных матриц, соответствующих четырем стадиям родов - от блаженного покоя в матке до появления на свет. Трансперсональная сфера содержит опыт отождествления с другими людьми, другими биологическими видами, эпизоды из жизни наших предков, как людей, так и животных, а также историческое коллективное бессознательное, как его трактовал Юнг.

Моя картография психики имеет огромное сходство со взглядами Юнга, за исключением фундаментальной вещи. Я был удивлен и разочарован тем, что Юнг яростно отрицал, что биологическое рождение имеет какое-то психологическое значение, что оно является главной психотравмой. Даже незадолго до смерти в одном из интервью Юнг отрицал всякую возможность такого значения.

Традиционные психиатры, и в Америке, и у вас прекрасно знают о существовании перинатального и трансперсонального опытов, поскольку они спонтанно проявляются у некоторых пациентов. Но, в отличие от меня, эти медики не считают их нормальной составляющей человеческой психики, а рассматривают как результаты неизвестных патологических процессов, поражающих мозг. То есть людей, чье бессознательное вышло на перинатальный и трансперсональный уровни, считаютстрадающими психозом, психически больными.

Сопротивление значительной части академических кругов открытиям современных исследований сознания понятно. Новые революционные данные требуют радикального пересмотра всего психологического и психиатрического мышления, аналогичного тому, через что пришлось пройти физикам в начале ХХ века, когда они перешли от ньютоновского понимания материи к квантово-релятивистской картине мира. Новые сведения в области исследований сознания ставят под вопрос основные философские положения западной науки, подрывают ее материалистическую направленность. Основанная на клинических данных, трансперсональная психология предлагает мировоззрение, сходное с мировоззрением великих мировых религий и восточных духовных философий.

- А помните ли вы свой первый трансперсональный опыт?

Он был настолько необычным и поразительным, что его просто невозможно забыть. Это произошло в ноябре 1956 года в лаборатории чешского НИИ психиатрии, когда я добровольцем принимал участие в ЛСД-сеансе. Замысел эксперимента заключался в воздействии мощной стробоскопической лампой в момент кульминации моих ЛСД-ощущений. Моё сознание оставило тело, и все границы Вселенной растворились. Я испытал внушающий и по сей день трепет опыт Космического Разума, перестал быть отдельным существом и стал самим Мирозданием.

Этот опыт я описываю в своей книге «Когда невозможное становится возможным. Приключения в необычных реалиях», скоро выходящей в русском переводе. Опыт полувековой давности был настолько сильным, что на всю жизнь вызвал у меня интерес к необычным состояниям сознания. Конечно, он не смог тогда сразу разрушить мое материалистическое мировоззрение, которое было привито учёбой в коммунистической Чехословакии. Потребовались годы ежедневных наблюдений во время психоделических сеансов, как и моих собственных, так и пациентов, а позже и на сеансах холотропного дыхания и немедикаметозных методов терапии, разработанных мною вместе с

Кристиной. Сегодня, повторю, я абсолютно убежден – современная система взглядов и понятий нуждается в радикальном пересмотре.

После двадцатилетних официальных исследований, которые проводились и в СССР Марией Телашевской, психоделики были запрещены. Вас не смущают упреки, что необычные состояния сознания, в которых проявляются перинатальные и трансперсональные уровни, связаны с психоактивными веществами?

Я много лет думал, что для необычных состояний сознания необходимы сильные психоактивные вещества, такие как ЛСД. И был удивлен, когда обнаружил, насколько глубокое воздействие на психику имеют такие простые методы, как более быстрое дыхание или вызывающая воспоминания музыка. Но ведь шаманы и аборигенные культуры знали это тысячелетиями и использовали священные технологии в целительной, ритуальной и духовной практиках. Научные наблюдения, в том числе и антропологов, показали, что разрыв между т.н. «нормальным состоянием сознания» и необычным состоянием не так велик, как было принято думать. Более того, у многих людей такие состояния могут быть спонтанными, возникать прямо посреди повседневной жизни.

Но ведь традиционная психиатрия по-прежнему рассматривает такие состояния как психоз, требующий, в основном, медикаментозного лечения?

В этом суть проблемы. Когда мы осознаем, что перинатальный и трансперсональный опыты – нормальная часть человеческой психики, то начнем совершенно по-другому задавать вопросы о таких эпизодах и отвечать на них. Ведь вопрос ныне заключается не в том, как мозг порождает необычные переживания и какие якобы патологические процессы их вызывают. Для меня ясно, что переживания, возникающие в таких состояниях, представляют собой нормальные составляющие человеческой психики. Вопрос в другом – почему некоторым людям, чтобы погрузиться в глубины своего бессознательного, нужны психоделические вещества или мощные немедикаментозные техники, а у других это возникает спонтанно?

Трансперсональная психология считает, что, когда необычные состояния сознания правильно понимаются и поддерживаются, они могут быть целительными, трансформирующими и эволюционными. Кристина и я называем их «духовными авариями», потому что они представляют собой не только кризис, но и возможность самостоятельно выйти на высший уровень сознания и психологического действия.

- Ваше утверждение, что мистический опыт доступен каждому человеку, вызвало ожесточенные споры…

Наши достижения в области психоделических исследований и холотропного дыхания убедили нас в том, что способность к мистическим переживаниям является главным правом человека от рождения. В принципе они могут быть у любого человека, только некоторым людям это дается легче, чем другим. Есть люди, которым трудно, несмотря на всё их желание, войти в такие состояния, и они пытаются их вызвать различными способами. Но есть и те, у кого мистические состояния возникают прямо посреди дня, иногда помимо их воли, и им сложно соотнести себя с обычной реальностью. Кстати, ко второй категории принадлежал мой великий предшественник Карл Юнг. Он использовал свою возможность легкого доступа к бессознательному как источнику новой, революционной психологии.

В своей книге «Психология будущего», выпущенной и в России, Вы опять ставите вопрос о необходимости обсуждения юридических, социальных и медицинских аспектов психоделиков. Такая дискуссия в прошлом году началась в научном сообществе Великобритании. Может быть, стоит ее провести на уровне Всемирной организации здравоохранения, чтобы снять налет тайны с этой темы?

Всемирная организация здравоохранения принимает важное участие в контроле за психоактивными веществами, а все страны-члены ВОЗ обязаны выполнять её рекомендации. Психоделические вещества, в том числе и ЛСД, в настоящее время включены в «Перечень №1» с определением «лекарственный препарат без терапевтической ценности и с высоким потенциалом злоупотребления».

Я считаю, что для специалистов с многолетним опытом очевидна ошибочность такого определения. Исследования показали, что при правильном и контролируемом применении психоделические вещества обладают большим терапевтическим потенциалом, а, с точки зрения психологии, не вызывают привыкания. Тем более, что повсеместно нарастает недовольство официальной психиатрической терапией, сводящейся к стандартному подавлению психических симптомов транквилизаторами. Симптомы подавляются, но основные психологические проблемы не решаются. К тому же, люди становятся все более осведомленными о побочных эффектах

Применяемых устарелых методов.

Обнадеживает, что в последние годы в научном климате начались перемены. Желание найти альтернативы зашедшим в тупик методам традиционной психиатрии привело к официальному разрешению исследовательских программ психоделической терапии в некоторых центрах США, Швейцарии, Израиля и ряда других стран. Насколько я знаю из статей в западной прессе, в частности, в газете «Гардиан», официально начаты программы исследований методов терапии с использованием ЛСД, псилоцибина, диметилтриптамина (ДМТ), метилен-диокси-метамфетамина (ММДА) и кетамина.

- То есть исследователи возвращаются к опыту исследований 50-х годов прошлого века?

Я думаю, что западное общество сейчас лучше подготовлено для принятия психоделической терапии, чем полвека назад. Как я помню, тогда вся психотерапия сводилась к вербальному, то есть словесному, общению между врачом и пациентом. Сильные эмоции и активное поведение во время сеанса назывались «внешним выражением подсознательных психических процессов» и оценивались как нарушения правил терапии.

Психоделические же сеансы вызывали психомоторное возбуждение, драматичные эмоции, яркие познавательные перемены. Они походили скорее на кадры из фильмов по антропологии, где рассказывалось о целебных церемониях и ритуалах туземных культур, нежели на то, что традиционно можно было увидеть в кабинете психотерапевта.

Кроме того, многие наблюдения, полученные после психоделических сеансов, ставили под угрозу материалистические представления о человеческой психике и устройстве Вселенной, основанные на ньютновско-декартовской парадигме. Помню, что еще в период работы в Чехословакии один из пациентов Ричард после ЛСД-сеанса сообщил мне, что во время «путешествия» от неких сущностей получил информацию с просьбой передать родственникам некоего Ладислава, что с ним в ином мире всё хорошо. Они продиктовали ему название города Кромериче, что в Моравии, где живут родственники, и даже номер телефона. Я записал эти сведения в медицинскую карту и, как человек тогда ещё материалистических взглядов, оставил их без внимания. Когда же любопытство взяло верх и через пару недель я позвонил по записанному номеру в Кромериче и назвал услышанное пациентом имя, то на той стороне трубки прозвучали рыдания и слова: «Мы потеряли Ладислава три недели назад…»

Да, за последние десятилетия в психотерапии произошла настоящая революция. Были разработаны мощные эмпирические техники, которые придают особое значение глубокой регрессии, прямому выражению сильных эмоций и упражнениям, приводящим к всплеску физической энергии. Среди новых подходов я бы выделил гештальт-практику, биоэнергетику, примитивную терапию, ребёфинг (возрождение через дыхание) и холотропное дыхание. И для врачей, практикующих в этих направлениях, введение психоделики явилось бы не внезапной переменой в практике, а следующим логическим шагом. Надеюсь, что возрождение интереса к психоделическим исследованиям, которые, безусловно, требуют тщательной юридической и медицинской проработки, вернет этот необычный инструмент в руки надежных докторов.

Но поможет ли это спасти человечество, которое с каждым годом, похоже, все больше и больше, погружается в хаотичную трясину деструктивности, жадности и животных инстинктов?

Психоделические исследования и опыты с холотропным дыханием, лечение людей, попавших в «духовные аварии», совершенно точно подтвердили учение Юнга о черных и зловещих сторонах человеческой психики. Их Юнг удачно назвал Тенью. Я сам много писал о перинатальных и трансперсональных корнях человеческой жестокости и жадности. В частности, в книге «Психология будущего» есть глава «Эволюция сознания и выживание человека: трансперсональный ракурс глобального кризиса».

На основе многолетних клинических исследований трансперсональная психология пришла к выводу: все аспекты современного мирового кризиса – экономические, политические, военные, религиозные, экологические – имеет один общий знаменатель.

И этот знаменатель таков. Корни человеческой жестокости и жадности лежат глубоко в перинатальной и трансперсональной областях бессознательного. То есть намного глубже, чем классическая психиатрия себе представляет. Традиционные же формы вербальной (словесной) психотерапии оперируют исключительно на уровне послеродовой биографии и не достигают уровня, на котором возникают истинные проблемы. Если же человек выходит на эти уровне спонтанно, в результате «духовной аварии», то его объявляют страдающим психозом и задерживают естественный процесс трансформации

Применением транквилизаторов.

Вот почему для выживания человеческого вида необходима систематическая работа по духовному раскрытию личности, прежде всего, тех, кто находится в состоянии психодуховной трансформации.

Кажется, что мы вовлечены в страшную гонку за временем, прецедента которой не было в истории человечества. Если мы будем придерживаться старых стратегий, которые чудовищно разрушительны, то род человеческий не выживет уже в этом веке. Нас может спасти только глубокая внутренняя трансформация достаточно большого количества людей, и официальная психология и психиатрия здесь показали свою полную неспособность.

Станислав, Ваши взгляды на решающую роль духовной, а не животной доминанты в психике человека во многом схожи со взглядами великих русских философов и писателей. Кого бы Вы выделили из них для себя лично? И насколько близки нашему менталитету Ваши революционные идеи, доказывающие полное банкротство чистого материализма?

Когда мы с Кристиной в 1989 году были официально приглашены в Советский Союз, то были потрясены, насколько наши русские коллеги оказались открытыми для новых идей, в том числе и в академических кругах. На встречу с нами люди приехали из дальних мест – из Грузии, из Сибири…Меня очень тронуло, когда ко мне подходили для автографа с переводом «Областей человеческого бессознательного», выпущенного благодаря подпольным типографиям в самиздате. Конечно, поскольку я был воспитан в коммунистической стране, то самиздат для меня не был в диковинку. Но это была же не политическая книга, а чисто научная! Я сохранил такую книгу как дорогой сувенир на память о моем визите в Россию. Но она, к сожалению, сгорела в феврале 2001 года во время пожара в нашем доме вместе со всей моей библиотекой и другим имуществом.

Я думаю, что есть много причин для открытости россиян трансперсональной психологии. И прежде всего, глубокая духовность, свойственная русским людям. Мой близкий друг и выдающийся психолог в России Владимир Майков включил в свою книгу по истории трансперсональной психологии огромное количество людей русского происхождения, сыгравших неоценимую роль в развитии новой науки о человеческой душе. Среди них много известных имён, таких как Елена Блаватская, Георгий Гурджиев, Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Лев Толстой и Василий Налимов.

Другую причину растущей популярности трансперсональной психологии в России я вижу в том, что при советской власти психология и психиатрия ограничивались небольшим количеством философски приемлемых подходов, например, основанных на работах Ивана Павлова. Когда старая система пала, возник духовный вакуум, и российские специалисты проявили искренне желание приобщиться к самым последним достижениям в области изучения сознания.

И в отличие от американских университетов, в большинстве которых кафедры психологии и психиатрии в течение многих десятилетий возглавляют консерваторы биологического, неофрейдистского и бихевиористического направлений, в России гораздо более ученых, которые поддерживают трансперсональную психологию. Я это почувствовал и во время поездки в Санкт-Петербург летом 2001 года. Очень надеюсь вскоре вновь побывать в великой России и готов принять участие в самых острых и откровенных дискуссиях на темы изучения человеческого бессознательного, психоделической и холотропной терапии.

Наша справка.

Станислав Гроф родился 1 июля 1931 года в Праге. С 1956 по 1967 г.г. был практикующим психиатром-клиницистом. В 1961-66 годах возглавлял лабораторию исследований применения ЛСД и других психоделиков для лечения психических расстройств в НИИ психиатрии Минздрава ЧССР. В 1959 году Грофу присуждается премия Кюффнера - награда Академии наук ЧССР «за наиболее выдающийся вклад в области психиатрии».

В 1967 году Станислав Гроф уезжает в США в университет Джона Хопкинса. В 1968-1973 руководит лабораторией исследований психоделиков в Мэрилендском центре психиатрических исследований – единственном месте в США, где официально продолжались исследования с ЛСД.

С 1973 по 1987 годы Станислав Гроф и его жена Кристина работают во всемирно известном Институте Эсален (Биг-Сур, Калифорния), где создают уникальную холотропную психотерапию, основанную на особых техниках дыхания, работы с телом и специально подобранной музыке. В настоящее время Гроф проводит тренинги по холотропному дыханию, выступает с лекциями, принимает активное участие в работе Международной Трансперсональной Ассоциации.

Огромную известность Станиславу Грофу принесли его научные труды - «Области человеческого бессознательного», «За пределами мозга», «Путешествие в поисках себя», «Психология будущего» и другие.. В мировом бестселлере «Человек перед лицом смерти» (совместно с Джоан Халифакс) Гроф обнародовал клинические данные о мистических озарениях, которые были зафиксированы у смертельно больных раком во время сеансов с ЛСД-25. Эта книга оказалась в центре внимания многих религиозных деятелей – так, ссылки на неё имеются в знаменитой книге крупнейшего православного мыслителя отца Серафима (Роуза) «Душа после смерти».

Впервые в нашей стране Гроф побывал в 1963 году, приезжал и в 70-е годы, чтобы ознакомиться с исследованиями неврозов у обезьян в Сухумском питомнике. Но настоящей сенсацией стал приезд супругов Гроф в апреле 1989 года по приглашению Минздрава СССР. В Психоэндокринологическом центре на Арбате Станислав и Кристина прочли лекции по холотропному дыханию перед тысячами поклонников своих идей, которые съехались со всего Союза. Тогда же издательство АН СССР выпустило ряд книг Грофа тиражом 500 экземпляров. В настоящее время на русском языке выпущены практически все труды ученого, за исключением «ЛСД-психотерапии». Телеканал ТНТ заканчивает работу над четырехсерийным документальным фильмом о жизни и работах великого новатора, который увидит свет в этом году.

От редакции.

Мы выражаем признательность директору Института трансперсональной психологии Владимиру Майкову за помощь в установлении прямого контакта со Станиславом Грофом.

Мы готовы предоставить слово оппонентам доктора Грофа, в частности директору Центра судебной и социальной медицины имени Сербского Татьяне Дмитриевой по всему комплексу вопросов, затронутых знаменитым учёным в своем интервью.

Обращаем внимание , что психоактивные вещества, упоминаемые Станиславом Грофом (ЛСД, псилоцибин, ДМТ,МДМА и кетамин), в настоящее время официально запрещены на международном уровне для производства, распространения и употребления в любом качестве. Согласно данным и выводам официальной медицины, употребление данных веществ, в особенности бесконтрольное, представляет угрозу здоровью человека, может стать причиной психических расстройств и деструктивного поведения.