Биографии Характеристики Анализ

Сюжетный план поэмы есенина анна снегина. Анализ поэмы анна снегина есенина сочинение

«Анна Снегина» - это автобиографическое произведение Сергея Есенина, написанное им практически накануне своей смерти, в 1925 году. В ней поэт рассказывает о своих переживаниях, тревоге за народ и Россию, а так же вспоминает о своей первой юношеской любви – Анне Снегиной.

Главного героя поэмы зовут также как автора – Сергей. Он приезжает в родное село, где происходит встреча двух бывших влюбленных. Главные действия разворачиваются в феврале 1917 года. И именно в это время произошла революция, заставившая две деревни Криуши и Радово начать войну между собой.

Жители деревни Радово с интересом и душевным теплом встречают столичного поэта, они задают ему множество вопросов о Гражданской войне, как впоследствии это отразиться на жизни крестьян? Что касается его личных переживаний, то, несмотря на всю трагичность его прошлых отношений, любовь к девушке остается для него чем-то теплым, добрым и радостным. Он приезжает навестить Анну в ее деревню, они долго разговаривают, и понимают, что все еще любят друг друга. Именно в этот момент приходит известие с фронта, что ее муж, боевой офицер, трагически погибает. На этой почве между главными героями происходит сильный конфликт, приведший к разрыву.

Для рассказчика главной тревогой были проблемы связанные с революцией, а Анна страдает из-за личных переживаний. Немного позже, успокоившись, она просит прощения у Сергея говорит, что несправедливо его оскорбила, но и это не сближает их. Анна уезжает в Лондон, а мужчина покидает родное село и отправляется в Петербург.

События, происходящие в России, сильно повлияли на жизнь обоих героев, смешав общественное и личное, разъединив их навсегда. В конце поэмы Сергею приходит письмо из Лондона от Анны, которое вручил ему мельник. Женщина сильно тоскует по своему родному дому, и воспоминания о первой любви только усиливают ее грусть. Ведь главными ценностями жизни, были и остаются любовь, родина и природа. Именно они согревают человека в любой период его жизни. Поэма «Анна Снегина» - это лирическое и эпическое произведение, которое соединило в себе эти два жанра в одно целое. Сам герой произведения является не только рассказчиком, но и прямым участником этих событий.

Сергей Есенин – это великий поэт своего времени, со всей силой душевного переживания и тревоги предавший смысл Революции, своей любви, отношений. В поэме «Анна Снегина» он показывает свою любовь к народу, к его проблемам и бедам, описывает сложные ситуации, происходящие в его родном селе. Он раскрывает свое истинное отношение к войне, но несмотря на все события, проносит свою любовь через всю жизнь.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Почему доктор Старцев стал Ионычем? сочинение по Чехову

    Дмитрий Ионыч Старцев – главный герой повести А.П.Чехова «Ионыч». В начале произведения сообщается, что совсем недавно его назначили врачом в Дялиже, который находился в близи небольшого городка С. В С. Старцев познакомился с семьей Туркиных

  • В чем счастье в понимании Матрены Тимофеевны в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо сочинение

    Россия большая и великая страна, поэтому Некрасов создал такое замечательное произведение, в котором описал русский народ и бескрайние поля и дали страны.

  • Сочинение по картине Айвазовского Море. Лунная ночь 9 класс

    Ночь укрыла всё вокруг своим тёмным крылом. Спит всё вокруг под убаюкивающий шёпот волн. Небо с плывущими по нему белыми облаками, луна, море и одинокий парусник. Сквозь облака выглянула луна и осветила море холодным желтым цветом.

  • Сочинение Гражданский пафос Лирики Некрасова (поэзии)

    Поэзия Николая Алексеевича Некрасова занимает почетное и достойное место в русской литературе. Он писал в стиле «натуральной школы». По его идейным соображениям стихи должны отражать реальную обстановку окружающей среды

  • Недалеко от города Владимира, где река Клязьма сливается с рекой Нерль, в 12 веке был возведён чудный собор, получивший впоследствии название Храм Покрова.

О поэме Сергея Есенина "Анна Снегина"

Художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло на формирование взглядов не только их современников, но и потомков. Таким властителем дум был и остается поэт Сергей Есенин.

Образ времени со своими проблемами, героями, исканиями, сомнениями был в центре внимания литераторов XIX и XX веков. Сегодня все более укрепляется представление о Есенине как о крупном социальном мыслителе, обладающем обостренным восприятием своего времени. Поэзия Есенина - источник глубоких раздумий над многими социально-философскими проблемами. Это история и революция, государство и народ, деревня и город, народ и отдельная личность.

Осмысливая трагедию России 20-х годов, Есенин предопределил, предвидел все, о чем мы только недавно заговорили вслух после семидесятилетней безгласности. С потрясающей силой запечатлел Есенин то "новое", что насильственно внедрялось в быт русской деревни, "взрывало" его изнутри и привело теперь ко всем известному состоянию. Есенин написал в письме свои впечатления тех лет: "Был в деревне. Все рушится... Конец всему".

Есенина потрясло полное вырождение патриархальной деревни: убогий быт разоренной годами "междоусобного раздора" деревни, "календарный Ленин" вместо выброшенных сестрами-комсомолками икон, "Капитал" вместо Библии. Трагический итог всему этому поэт подводит в стихотворении "Русь советская":

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Поэма "Анна Онегина", написанная незадолго до смерти поэта - в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.

В центре поэмы - личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. В поэме тесно переплетаются лирическое и эпическое начала.

Личная тема здесь главная. "Эпические" события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре - судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина - символ чистоты белого снега - перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.

В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы - в рассказе возницы, который доставляет поэта, давно не бывшего в родных местах.

Скрытый конфликт благополучного села Радово ("У каждого сад и гумно") с бедствующей деревней Криуши, которая "пахала одной сохой", приводит к братоубийственной войне. Криушане, уличенные в воровстве леса, первыми начинают побоище: "...они в топоры, мы тож". А дальше и расправа с деспотичным старшиной, который представлял на селе власть:

В скандале убийством пахнет.

И в нашу и в их вину

Вдруг кто-то из них как ахнет! -

И сразу убил старшину.

Время революции и вседозволенности выдвинуло из рядов криушан местного лидера Прона Оглоблина, не имеющего каких-либо жизненных стремлений, кроме как "выпить в шинке самогонки". Этот сельский революционер - "драчун, грубиян", он "с утра по неделям пьян..." Старуха-мельничиха говорит так о Проне, считая его разрушителем, к тому же убийцей. Есенин подчеркивает пугачевское начало в Проне, который, как царь, стоит над народом:

Оглоблин стоит у ворот

И спьяну в печенки и в душу

Костит обнищалый народ:

"Эй вы! Тараканье отродье!

Все к Снегиной! Р-раз и квас

Даешь, мол, твои угодья

Без всякого выкупа с нас!"

"Тараканье отродье!" - вот как обращается к народу герой, в котором многие в былые времена увидели большевика-ленинца. Страшный, в сущности, тип, порожденный переломной эпохой. Пристрастие к спиртному отличает и другого Оглоблина, проновского брата Лабутю, кабацкого попрошайку, лгуна и труса. Он "с важной осанкой, как некий седой ветеран", оказался "в Совете" и живет, "не мозоля рук". Если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в связи с его гибелью трагическое звучание, то жизнь Лабути - жалкий, отвратительный фарс. Замечательно, что именно Лабутя "поехал первым описывать снегинский дом" и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником.

Мельник в поэме - это воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его образ пронизан лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых народных начал. Не случайно мельник постоянно соединяет людей. Мельник олицетворяет русский национальный характер в его "идеальном" варианте и этим как бы противостоит поэту, чья душа оскорблена и озлоблена и в ней чувствуется надрыв.

Когда "чумазый сброд играл по дворам на роялях коровам тамбовским фокстрот", когда лилась кровь и разрушались естественные человеческие связи, мы по-особому воспринимаем образ Анны Снегиной. Светло и грустно выглядит ее судьба, выписанной Есениным в лучших традициях русской классики. Героиня предстает перед нами в дымке романтического прошлого - "счастливой были" - и сурового настоящего. Мираж воспоминаний, "девушка в белой накидке" исчезли в "прекрасном далеке" юности. Теперь же героиня, овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, поражает своим христианским всепрощением:

Вам больно, Анна,

За ваш хуторской разор?

Но как-то печально и странно

Она опускала свой взор...

Анна не испытывает к крестьянам, разорившим ее, ни злобы, ни ненависти. Эмиграция тоже не озлобляет ее: со светлой грустью вспоминает она свое невозвратимое прошлое. Несмотря на драматизм судьбы помещицы Анны Снегиной, от ее образа веет добротой и человечностью. Гуманистическое начало звучит особенно пронзительно в поэме в связи с осуждением войны - империалистической и братоубийственной. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями: мельником и его старухой, возницей, событиями жизни А. Снегиной.

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Время перемен предстает в поэме в своем трагическом обличье. Поэтическая оценка событий поражает человечностью, "лелеющей душу гуманностью", ибо только поэт-патриот, испытанный гуманист, видя "сколько зарыто в ямах", сколько "уродов теперь и калек", мог написать:

Я думаю,

Как прекрасна

Тема урока: Поэма С.А. Есенина «Анна Снегина»: проблематика и поэтика

Цель урока: формирование представления об идейном содержании поэмы, о неонозначности оценки поэтом революции и ее результатов. Показать, что поэма С.А. Есенина «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

II. Актуализация знаний, проверка д/з.

III. Работа по теме урока:

1. Слово учителя

Поэма «Анна Снегина» закончена Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь советская». Он считал ее лучшим произведением из всех, написанных раннее.

О чем эта поэма? (о любви, революции и эмиграции )

В действительности, это наиболее яркое и крупное произведение Есенина не только о первой любви. Основное действие происходит с весны до поздней осени 1917 года, в период русской революции. «Мужицкие войны» двух соседних сел, зажиточного Радова и обделенного землей Криуши, причины деревенских «неурядов», захват усадьбы помещицы Снегиной и другие события даются здесь в оценке разных персонажей по-разному. Знаменательно и то, что поэма о революции рассказывает о любви, не получившей взаимности. Это придает произведению особую многозначность и помогает Есенину впервые в литературе 20-х годов подойти к теме революции, эмиграции и разобщенности русской интеллигенции с позиций национальных и общечеловеческих ценностей.

Как вы определили жанр произведения? (поэма)

Сам Есенин определил жанр «Анны Снегиной » как лироэпическая поэма. Как вы понимаете это определение? (лирическое, потому что выражаются чувства, эмоции; эпическое – присутствует сюжет, повествуется о событиях из жизни героев).

Основная часть поэмы воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом. Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.

События в поэме даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношение к ним автора. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена. Cюжет поэмы – история несостоявшейся судьбы героев на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой борьбы. В ходе анализа мы проследим, как развивается ведущий мотив поэмы, тесно связанный с основными темами: темой осуждения войны и темой крестьянства. Поэма лиро-эпическая. В основе лирического плана поэмы лежит судьба главных героев – Анны Снегиной и Поэта. В основе эпического плана - тема осуждения войны и тема крестьянства.

IV. Аналитическая беседа

– Расскажите, как идет развитие сюжета в 1-й главе.

(Молодой поэт, бывший солдат-дезертир, возвращается после 4 лет отсутствия в свое родное село. Просит возницу подвести его к знакомому мельнику. В доме мельника его встречают как друга. После чая поэт идет спать на сеновал и тут вспоминает свою молодость:

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

Далекие, милые были.

Тот образ во мне не угас...

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас.

Кроме сюжета даны в развитии и образы героев поэмы.)

Да, старый добрый мельник, на первый взгляд беззаботный и легкий человек, оказывается очень мудрым: местный большевик Прон для него не просто драчун, а защитник криушан, доведенных до отчаянья безземельем; Анна – не хладнокровная барыня, защищавшая свои угодья, а несчастная женщина, лишившаяся и мужа, и крова. В ходе поэмы узнаем историю Оглобина Прона: он гибнет от белоказацкой пули в «двадцатом годе».

Даны в развитии и образы главных героев. Они придают произведению биографический характер.

1. Сообщение ученика о прототипах героев:

Анна Снегина имеет прототип, это дочь богатого помещика Лидия Ивановна Кашина, с которой поэта связывала дружба. Отцу девушки принадлежали имение в Константинове, родном селе Есенина, хутор Белый Яр, леса за Окой, тянувшиеся на десятки километров в глубь Мещеры, а также ночлежные дома в Москве на Хитровом рынке.

Л. Кашина была красивой и образованной женщиной. В 1904 г. с отличием окончила Александровский институт благородных девиц, владела несколькими языками. Есенин часто бывал в ее доме, где устраивались литературные вечера и домашние спектакли. «Матери нашей, – вспоминала сестра поэта, – не нравилось, что Сергей повадился ходить к барыне... «Мне, конечно, нет дела, а я вот, что тебе скажу: брось ты эту барыню, не пара она тебе, нечего и ходить к ней»... Сергей молчал, и каждый вечер ходил в барский дом... Мать больше не пробовала говорить с Сергеем. И когда маленькие дети Кашиной приносили Сергею букеты из роз, только качала головой. В память об этой весне (1917 г.) Сергей написал стихотворение Кашиной «Зеленая прическа...».

Однако образ и судьба хозяйки константиновского имения расходятся в главном – в отношении к революции. Если героиня поэмы не принимает революцию, покидает Россию, то Кашина в 1917 году сама передала дом крестьянам и переехала в Москву, где работала переводчицей, машинисткой и стенографисткой.

Но Есенин писал свою героиню не только с Лидии Кашиной. Происхождение имени и фамилии героини также имеет свою историю. Имя Анна, что означает «богатая, чудесная, грация, миловидность», не случайно совпадает с именем Анны Алексеевны Сардановской, внучатой племянницы священника села Константиново. Ею в юности также был увлечен поэт. Анна Сардановская напоминает «девушку в белой накидке» именем, возрастом, запоминающейся чертой внешнего облика – смуглой кожей («смуглая рука») и даже тем, что любила белые платья и белые цветы. Кроме того, она и была той девушкой, которая полюбила другого и ласково сказала поэту «нет». Ранняя смерть Сардановской (скончалась в родах 7 апреля 1921 года) потрясла Есенина и романтизировала ее образ как образ единственной настоящей любви. И. Грузинов вспоминал, что весной 1921 года Есенин говорил ему: «У меня была настоящая любовь. К простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней. Приходил тайно. Все рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю ее. Горько мне. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил. Больше я никого не люблю».

Но самые удивительные совпадения имеются с третьей женщиной, которая «дала» есенинской героине фамилию. Эта женщина – писательница Ольга Павловна Снегина (1881–1929), которая подписывала свои произведения «О. П. Снегина», «Ольга Снегина», «Снежинка» и др. Знакомство Есенина и О. Снегиной состоялось в апреле 1915 года в ее литературном салоне. Известна дарственная надпись Снегиной на книге «Рассказы» (1911): «Весеннему Есенину за его «Русь». Полюбите Лизу из Морошкино и меня. 1915, апрель. Ольга Снегина». Речь идет о маленькой поэме Есенина «Русь» и героине повести «Село Морошкино», помещенной в подаренной Есенину книге и высоко оцененной М. Горьким в письме к автору. Любопытно, что псевдоним «Снегина» – перевод фамилии мужа, литератора, англичанина по происхождению Е. Сно (snow – в переводе с английского – снег). Так вот откуда появилось у Есенина в поэме упоминание «лондонской печати» на письме Снегиной! Эту печать он мог видеть на письмах, которые присылали ее родственники из Англии.

2. Аналитическая беседа:

Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает? (Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места. Из его слов мы узнаем «печальные вести» о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями – бедными и вороватыми криушанами. Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радова .)

Что общего между лирическим героем и автором? Можно ли их отождествлять? (Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью отождествлять с автором. Герой, в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные места, конечно, имеет с автором много общего и, прежде всего, в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям.)

Итак, вместе с героем, известным поэтом, мы возвращаемся на его родину. И в самом конце первой главы перед читателем оживает воспоминание лирического героя о юности, о первой любви: возвращение на родину – это возвращение к самому себе после нравственных мучений на войне, с которой он дезертировал:

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Я понял, что я – игрушка...

Во второй главе мы узнаем о том, что той самой девушкой была Анна Снегина, дочь помещицы, живущей по соседству: «Он был забавно / Когда-то в меня влюблен». Но герой уже не «скромный такой мальчишка», он стал не только писателем и «известной шишкой» – он стал другим человеком, и мысли, которые владеют им в эту минуту, вовсе не возвышенного характера: «Теперь бы с красивой солдаткой / Завесть хорошо роман». Потому и известие о Снегиных не вызывает в нем желания увидеться:

Ничто не пробилось мне в душу,

Ничто не смутило меня.

Таков герой в начале произведения. Что происходит с ним в третьей части?

– Как изображает автор облик лирической героини, проглядывающий в смутных видениях болезни? («Белое платье», «привздернутый нос», «стройный лик», «перчатки и шаль» – вот и все, что заметил или что посчитал нужным описать поэт. Облик героини так же неуловим, как неуловимо то чувство, что некогда жило в сердце юноши и теперь осторожно стало напоминать о себе)

Это почти забытое чувство влюбленности возвращается к поэту, и он не хочет нарушать его чистоту. И вот состоялась встреча.

3. Чтение эпизода по ролям:

«Я слушал ее и невольно...» и до слов «Есть что-то прекрасное в лете, / А с летом прекрасное в нас».

– Почему так насыщено многоточиями описание встречи поэта с Анной? (Появление этих знаков подобно занавесу, который задергивается всякий раз, когда любопытный и назойливый взгляд готов рассмотреть в складывающихся отношениях что-то пошлое. Этот занавес отделяет его, сегодняшнего, прошедшего через кабацкий угар, пресыщенного легкими победами, и того – шестнадцатилетнего, впервые полюбившего юношу, чье возвышенное чувство, внезапно возрождающееся, прекрасно настолько, что с ним ни в какое сравнение не идет вполне возможный банальный «роман».

Сцены мучительных разговоров лирических героев открывают в Есенине не только мастера создания речевых характеристик, но и блестящего психолога.)

– Сопоставьте портретные детали четвертой части с прежними. На что они указывают? («Скривленный заботой красивый и чувственный рот» и «тело ее тугое» – эти отнюдь не романтические определения обрамляют монолог героини, признающейся в «преступной страсти», у которой, сознает она, нет и не может быть будущего.)

– Как подчеркивает автор то, что и чувства героини мучительны, и признание дается ей с неимоверным трудом и болью? (В первую очередь надо обратить внимание на многоточия: их на 17 строк ее монолога 12! Речь героини прерывиста, и эту прерывистость удивительно подчеркивает аллитерация: повтор звонкого «б», звучащего напористо: было, безумно, любила, болит, – сменяется глухим «т»: жестокость, суд, тайна, страстью преступной зовут.)

С этим образом соотносится и облик героини.

Развитие отношений по банальной любовной схеме разрушит очарование светлых воспоминаний и может лишить поэта самой дорогой и сокровенной частицы его души.

Это прозрение освещает слова героини: «Уже светает. Заря как пожар на снегу...» В ее речи опять многоточия (на 11 строк ее слов их 10):

В ее воображении воспоминания рождаются постепенно, трепетное детское чувство стерлось в памяти.

– Когда это светлое чувство вернется к героине? Об этом читаем в пятой части.

– Какой предстает Анна перед читателем в конце поэмы?

– Чем закончится этот необычный роман?

Присланное из-за границы письмо сказало гораздо больше душе поэта, чем смогли выразить слова, доверенные бумаге.

– Как вы думаете, что символизирует синий цвет, вдруг возникающий в словах Анны?

(Синий цвет – это и цвет его души, и цвет горней обители, горнего мира, в котором соединяются души поэта и «девушки в белой накидке».)

- Оттуда, издалека смогла разглядеть лирическая героиня любовь поэта и свою любовь; воспоминание о возвышенном и чистом чувстве венчает их ожившие в этой любви души навечно, и поэма становится книгой о неосуществившейся, но счастливой любви. Именно так можно осмыслить концовку поэмы, где высветился и предстал перед нами единственный значимый для поэта образ:

Далекие милые были!..

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Обратите внимание, что обретение взаимности подчеркивается вводимыми изменениями в сравнении с первой частью: в отдельную строфу выделено двустишие с эмоциональным всплеском, обозначенным соединением восклицания с многоточием. А две строки, прежде говорившие о неразделенном чувстве, теперь превращаются в своеобразный венец – трехстишие, который венчает и взаимное чувство героев, и саму поэму.

Так в эпическое произведение о революции, о жизни в деревне в эти тревожные годы вплетается и лирический сюжет о любви и о горькой эмигрантской доле человека, в котором не умерло чувство любви к родине:

Теперь я от вас далеко...

В России теперь апрель.

И синею заволокой

Покрыта береза и ель.

… … … … … … … …

Я часто хожу на пристань

И, то ли на радость, то ль в страх,

Гляжу средь судов все пристальней

На красный советский флаг.

Теперь там достигли силы.

Дорога моя ясна...

Но вы мне по-прежнему милы,

Как родина и как весна.

V. Заключительное слово учителя.

- «Далекие, милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно. В конце поэмы изменилось всего одно слово, но смысл изменился значительно. Природа, родина, весна, любовь – эти слова одного ряда. И прав тот человек, который прощает.

Домашнее задание: Перечитать поэму С.Есенина «Чёрный человек»


Поэма, написанная Есениным, играет важную роль в жизни самого Сергея Александровича. В «Анне Снегиной» переданы максимально теплые чувства, наполненные тоской по родине. Все эмоции, которые отразил поэт в своем творении, поразительно отражают его состояние.

Переживания, встречающиеся на страницах поэмы, действительно личные. Есенин остро предчувствовал дальнейшее развитие России после революционных событий. Поэт глубоко тревожился о судьбе родины. Поэтому это никак не могло ни выявиться в произведении. Так что поэму считают автобиографичной, ибо даже главного героя зовут Сергей.

Рассказчик навещает село Радово после первой революции, но накануне следующей. 1917 год всерьез задел жителей деревни, места перестали быть такими яркими и манящими, как раньше. Люди тоже изменились по своей натуре. Из-за близости к народному быту, каждым жителям деревни, Сергей не может ни чувствовать перемены в жизни любого из них.

Тем самым, главный герой решает посетить давнюю знакомую, свою первую любовь, Анну Снегину. Вместе с Проном (простым человеком, защищающий крестьян) Сергей встречает помещицу, чтобы взять землю помещиков для бедных крестьян. Однако гости навещают не вовремя героиню: у той погибает муж.

Удивительный человек Прон – по своей натуре он тот, кто знает, чего хочет. Персонаж рьяно отстаивает интересы крестьян. Однако гражданская война, проклятая война, забирает его с собой. Истинного заступника своего народа. Поразительно!

Его место занимает брат по имени Лабутя, который и спокойно допускает смерть близкого. Когда расстреливали Прона, Лабутя, как истинный трус, прятался, сидел в засаде, дабы его не постигла бы та же участь. Автора тревожит то, что во время революции сумели уцелеть такие люди, как Лабутя. Они скорее пожертвуют родными людьми, но спасутся и смогут избежать смерти. От этого и бросает в дрожь, так как на свете есть подобные жители!

Анна Снегина является олицетворением красоты в поэме. В конце она покидает Россию. И писатель говорит, что в новой России, в той, где революция навела свои порядки, в ней больше делать нечего, в ней не место красоте.

Таким образом, в итоге рассказчика ужасает сложившееся положение в стране. Ужасает то бедствие, которое произошло благодаря революции, да войне. Потрясает нищета, царящая на родине. Однако, в отличие от первой своей любви, он не может спокойно покинуть пределы России. Слишком она ему дорога! Здесь его настоящий дом, его сердце!

Сочинение Анализ поэмы Есенина Анна Снегина

Поэма не просто показывает события, но и, в первую очередь, передаёт чувства героев. Речь идёт не столько о революции, но о встрече Есенина с его первой любовью.

Начинается всё с рассуждений поэта о Первой мировой, на которую его отправили, вот почему он и стал первым, как он себя называет, дезертиром. И вот, сбежав от ужасов войны за ненужные ему идеи и материальные ценности, Сергей возвращается в родные места. Тут же он удивляется поведению мужика, который подвозит его до мельницы, и с жадностью требует за доброе дело побольше денег. Жизнь в этих местах стала очень тяжелой.

Мельник со старухой очень рады Сергею. Старик становится причиной того, что Анна узнаёт о визите поэта, зовёт его в гости. Несколько раз в поэме приводится воспоминание о разговоре с Анной, точней, о признании ей в любви. Но она отказала ему. Окажется, что она вышла по любви за военного, но какая-то нежность и, может быть, чувство вины остались у неё перед Есениным. Они оба думают, как жизнь могла бы сложиться, будь они вместе… Но получилось, что он стал известным поэтом, она – важной дамой. В принципе, оба довольны. Он не влюблен ни в кого, а она счастлива в браке.

Когда они видятся, то оба испытывают смущение, оба восхищаются друг другом. Особенно легко Анне хвалить Сергея. Герой признаётся, что образ той любви в нём до сих пор не угас. В то же время он понимает, что отношения невозможны, в том числе по политическим причинам. Он за Ленина, за революцию, а Снегина, оказывается теперь врагом народа.

Скоро Есенин становится свидетелем революционных событий. Видит, как простой народ, обиженный судьбой, хочет просто отобрать имение Снегиной. А у той горе – муж погиб, она даже упрекает Есенина, что поэт «трусливо» жив.

Есенин уезжает, а когда вновь возвращается в эти края, то мельник передаёт ему письмо от Анны. Она за границей, даже восхищается новой страной, скучает по родной земле, всегда помнит Есенина как первую любовь.

Анализ стихотворения Анна Снегина по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Лермонтова Кавказ

    Написанное в начале девятнадцатого века стихотворение «Кавказ» до сих пор наполняет читателя свежим ветром гор, яркими впечатлениями. Здесь словами нарисована прекрасная картина

  • Анализ стихотворения Волшебная скрипка Гумилева

    К 1910 году, когда была написана Волшебная скрипка, Брюсов был состоявшимся поэтом, наряду с Гумилевым он трудился на поприще символизма. Поэтому данное стихотворное посвящение следует в большей степени считать подарком

  • Анализ стихотворения Безнадежность Бунина

    На самом деле русская природа по большей части – природа севера. Конечно, в России есть и юные регионы, но если смотреть по основным параметрам, то Россия все-таки именно северная страна. Суровая и стойкая как сосна.

  • Анализ стихотворения Есенина Письмо матери

    Сергей Есенин – знаменитый русский поэт, чьи стихотворения до сих пор читают и любят. Стихотворение «Письмо матери» было написано в 1924 году – в последний период творчества поэта, который считается самым ярким и запоминающимся.

  • Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

    «Я помню чудное мгновенье» – известное стихотворение А.С.Пушкина, которое он посвятил своей Музе – красавице Анне Керн. В стихотворении описаны реальные эпизоды из жизни писателя.

/ / Анализ поэмы Есенина «Анна Снегина»

Зачастую факты биографии поэтов, писателей и художников переосмысляются и ложатся в основу созданных ими стихотворений, романов и картин. Так произошло и в самой главной в творчестве Сергея Александровича Есенина поэме - « ».

В 1918 году, после разразившейся в России революции, поэт побывал на малой родине, в селе Константинове, и создал произведение-посвящение произошедшим там событиям.

На литературных критиков это произведение не произвело впечатления, они даже отнеслись к нему крайне негативно. А вот в читательской среде произвело настоящий фурор.

В то время много говорили о сходстве поэмы Сергея Есенина с романом в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», указывали на сходство фамилий главных героев.

На общие моменты у Сергея Александровича указывает, в первую очередь, печальная любовная история, вписанная во временной контекст. Перед взором читателей проходят разные исторические вехи, различные персонажи: Анна, ее мать-помещица, сам герой, Прон Оглоблин и его брат.

Даже возница, словами которого начинается поэма, отсылает нас к первым строкам гениального произведения Пушкина: «Так думал молодой повеса…». Подводя итог, можно смело утверждать, что «Анна Снегина» - грандиозная панорама русской жизни после октябрьской революции.

Действие поэмы Есенина разворачивается в двух деревнях, расположенных по соседству, Радово и Криуша. Драматизм выбранного исторического отрезка слышится во всем, в частности в стихотворном размере – трехстопном амфибрахии. За счет него повествование имеет более весомый и правдивый характер.

Как мы уже отмечали, поэма автобиографична. Это характерно для большинства произведений того времени. Главный герой, от лица которого ведется повествование, - молодой поэт, выходец из крестьян, который добивается призвания в годы, предшествовавшие революции. В этом описании мы с точностью до мелкой детали узнаем самого Сергея Есенина.

А вот за скрывается Лидия Кашина – первая любовь поэта, которая росла в соседнем от него имении. Именно ей он посвятил свои первые романтические стихотворения.

Воспоминания светлой поры детства возникают в самом начале произведения и проходят по нему как символ того счастья, которого уже не возвратить и не воскресить. Жизненные пути главного героя и Анны давным-давно разошлись: он стал известным поэтом, она вышла замуж. Но чувства остались где-то в самой глубине души, и при встрече вспыхивают едва теплящимся огоньком.

В судьбе Анны происходит резкий поворот – убивают мужа. И она обвиняет в этом главного героя, называя его жалким трусишкой. Рассказчик в ее глазах – дезертир. Он здесь, рядом, а муж умер. Возможно, подобное презрение оправдано, и она имеет на него право.

Оплотом революции в поэме становится грубый и озлобленный Прон Оглоблин, этого пьяницу и убийцу Есенин изображает со всей жестокой реалистичностью. Хотя и со своего автобиографичного героя поэт не снимает ответственности, ведь именно он вместе с Проном приходит отбирать землю у Снегиных.

Далее сюжетная линия переносит нас на несколько лет вперед: Гражданская война уже закончилась, Прон погиб, Анна находится в эмиграции. Но лондонское письмо, полученное героем, позволяет понять, что ничего не забыто, не уничтожено временем и всеми произошедшими событиями.

Неповторимость последней и самой важной поэмы в творчестве Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» заключается в широком охвате художественного пространства и в возможности проследить за лучшими движениями человеческой души.