Биографии Характеристики Анализ

Тест «Односоставные предложения. Односоставные предложения (8 класс) Русский язык вариант 2 древнерусские зодчие

Вариант 3.

Обязательная часть

1.(1 балл). Определите, в каких словах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите эти слова и поставьте правильно ударение.

бралА, начАтый, бантЫ, донельзЯ

2. (1 балл). Запишите, вставьте пропущенные буквы ы – и после ц в словах:

Крепкие мышц..., артисты ц...рка, надвигающийся ц...клон.

3. (1 балл) Запишите, вставьте нужное окончание в имена существительные:

Приказ о наступлени…, петь в консерватори…, узнать о зачислени…

4. (1 балл). Вставьте пропущенные буквы в словах. Запишите их в два столбика.

Пр…добрый человек,пр…гадкий мальчуган, пр…ободрить товарища, пр…хорошенькая девица, пр…подавать урок, пр…бытие поезда.

6. (1 балл) Определите, в каких словосочетаниях допущены ошибки. Напишите правильно.

Несколько дворян, пара сапог, шесть апельсин, много басней.

7. (1 балл) Определите допущенные ошибки, связанные с неправильным определением рода имен существительных, и выпишите правильные словосочетания.

Умное шимпанзе, узкое авеню, вкусный кольраби, молотый кофе.

8. (1 балл) Вставьте пропущенные буквы. Выпишите предложения, в которых есть слово с пропущенной буквой Ь?

Легко дышит...ся. Ему трудно извинит…ся. Всё сбудет…ся.

9. (1 балл) Выпишите строчку, во всех словах которой пишется буква А.

1) к..рикатура, погл..щать, вопл..тить, тр..нслировать;

2) благосл..влять, спарт..киада, об..гащать, р..сток;

4) уд..литься, об..няние, выр..щенный, спл..титься.

10. (1 балл) Выпишите предложения, в которых вместо пропущенной должна стоять буква Е.

Вдруг как выпрыгн…т!

Не уме…шь дружить – один остан…шься.

От искры бор разгора…тся.

С кем хлеб-соль вод…шь?

11. (1 балл) Выпишите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

Грибоедов создал (не)традиционную для своего времени комедию.

Девушка выглядела очень (не)весёлой.

- (Не)хотя мы поели и вышли на улицу.

И, головы седой (не)поднимая, опять сидела тихо у огня.

12. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Выпишите предложение, в котором нужно поставить запятую перед союзом и.

1)Туман редел и становилось темнее.

2)На море не видно ни одного огонька и не слышно ни одного всплеска

3)Жара и усталость взяли свое,

13. (1 балл) В следующих предложениях знаки препинания не расставлены.

Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

1.Вскоре стланик и ольха сменились берёзой и лиственницей

2.Дом старосты не отличался ни величиной ни добротностью ни пышностью отделки.

3. Человек хочет не только понимать законы природы но и использовать природные силы в своих целях.

14. (1 балл). Среди приведенных найдите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) и выпишите его, исправив ошибку.

1) В пьесе «Чайка» сюжетная линия развивается в нескольких направлениях.

2) В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.

3) Наука изучает законы окружающего мира и при этом опирается на опыт предшествующих поколений.

15. (1 балл). Прочитайте первую часть предложения и четыре варианта его продолжения. Выберите из предложенных грамматически правильное продолжение предложения, запишите.

Обнаружив в кометах органические вещества,

1) была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.

2) это даёт основания для важных выводов.

3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.

16. (1 балл) В каком предложении вместо слова ОБОРОТНЫЙ нужно употребить слово ОБОРОТИСТЫЙ?

Выпишите это предложение, заменив в нем слово.

1) На ОБОРОТНОЙ стороне листа был написан телефон.

2) Фабрика не может класть на депозит ОБОРОТНЫЕ средства.

3) К тому времени Порфирий скопил немалый ОБОРОТНЫЙ капиталец.

4) Попандопуло был ОБОРОТНЫМ дельцом с сомнительной репутацией.

17. (1 балл). В следующих предложениях знаки препинания не расставлены. Выпишите предложение, где нужно поставить одну запятую.

1) Море пенилось и бушевало и грозило всякими бедами отважному судёнышку.

2) Море и ветер внезапно утихли.

3) Моряки как на кораблике так и в лодке почувствовали себя лучше но ещё долго не верили в своё спасение.

18. (1 балл) Укажите правильное объяснение постановки запятой перед и в предложении:

В горах ударил гром (?) и хлынули потоки воды.

1.Простое предложение, перед союзом И запятая нужна.

2.ССП, перед союзом И запятая не нужна.

3.Простое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

Прочитайте ниже приведенный текст и выполните задания 19–21

(1)... (2)Одним из главных обсуждавшихся там вопросов было ограничение морских вооружений. (З)Это произошло впервые в истории мировой политики. (4)Конференция установила предельное водоизмещение линейных кораблей, максимальный калибр их артиллерии, а также утвердила суммарное водоизмещение для флота каждой страны-

участницы. (5)Поскольку некоторые из стран уже заложили новые линейные корабли, которые, будучи достроенными, намного превысили бы лимит водоизмещения, было решено использовать эти корпуса для новой конструкции авианосцев, чья верхняя палуба представляет собой площадку для взлёта и посадки самолётов. (6)... появился ещё один класс кораблей, которым суждено было в будущем стать основной ударной

силой военных флотов, сменив в этом качестве линкоры.

19. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

После Вашингтонской конференции та роль, которая раньше отводилась морским флотам, всё чаще стала связываться с флотами авиационными.

В 1921 году в Вашингтоне состоялась международная конференция, на которую были приглашены представители всех стран-победительниц в Первой мировой войне.

Флот, созданный для утверждения могущества Германии, на деле стал фактором её поражения.

«Золотой век» линейных кораблей (броненосцев) остался в прошлом, но ещё почти два десятилетия они продолжали оставаться самыми сложными боевыми машинами, созданными человеком.

20 Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

Однако, Наоборот, Впрочем, Так.

21. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

ограничение было (предложение 2)

это произошло (предложение 3)

заложили корабли (предложение 5)

намного превысили (предложение 5)

Дополнительная часть

22. (3 балла) Вставьте пропущенные гласные. Выпишите слова той строки, во всех словах которой пропущена безударная гласная, проверяемая ударением.

1) прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст

2) в..рховье, разв..твление, ш..птаться

3) отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать

4) осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет

23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Берестяные грамоты Новгорода - бесценное открытие в археологии: в них запечатлелась оригинальная история русской книги.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на время действия, о котором говорится во второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

24. (3балла) В следующем предложении знаки препинания не расставлены. Запишите предложение и расставьте отсутствующие знаки препинания.

Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

Я думал о людях, чья жизнь была связана с этой историей, и мне захотелось узнать, что с ними стало.

25. (3 балла). Определите, слитно или раздельно следует писать в каждом из данных предложений выделенные слова. Запишите предложения, раскрывая скобки.

1) Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным.

2) Великий шёлковый путь начинался в Китае, (ЗА)ТЕМ шёл через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а (ОТ)ТУДА в Европу.

3)Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО ЖЕ время не понимал, ОТЧЕГО дом стал таким пустынным.

4)Великий шёлковый путь начинался в Китае, ЗАТЕМ шёл через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а ОТТУДА в Европу.

26. (3 балла) Из приведенных в скобках слов выберите нужные:

Гарантийный, гарантированный (работа, паспорт, ремонт, мастерская, срок).

Генеральный, генеральский (сражение, план, чин, погоны, уборка квартиры).

Гармоничный, гармонический (человек, общество, ряд, колебание, ансамбль, спектакль).

27. (3 балла) Составьте и запишите словосочетания со следующими паронимами.

нетерпимый - нетерпеливый, заразный - заразительный,

28. (3 балла) Прочитайте текст.

Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными, в южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске, купола церквей делали медными и золотистыми, часто золотили. Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными.

Определите, в каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте и выпишите его.

В северных городах церкви строили белоснежными, в южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске.

Купола церквей делали медными и золотистыми, часто золотили.

Церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными из-за разной окраски их стен.

Древнерусские зодчие в северных и южных городах выделяли церкви среди остальных городских зданий, прибегая к разным цветовым решениям при окраске стен, покрывая купола позолотой.

Помимо изменения климата, опасность для человечества представляет наблюдаемое сегодня исчезновение многочисленных видов растений и животных. Биологическое разнообразие планеты - это результат миллионов лет эволюции. Человек, несмотря на высокую ступень его развития, продолжает оставаться зависимым от окружающей среды и процессов, происходящих в

дикой природе, и снижение биологического разнообразия не может не повлиять на человека прямо или косвенно.

Текст 3. (группа 3)

А. К. Толстой

Благовест.

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло.

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовёт и манит

Он в край родимый,

В край благодатный,

Забытый мною, -

И, непонятной

Томим тоскою,

Молюсь и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого.

Далёко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я

Лечу небесные,

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает.

Задания:

1.Прочитайте стихотворение Алексея Толстого.

2. О чём напомнил колокольный звон поэту? (о родном крае)

Молюсь и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я

От дела злого.

    Почему стихотворение называется «Благовест »?

(Слово «благовест» буквально означает «благая (радостная) весть» о начале

богослужения).

5. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

На выполнение задания каждой группе отводится не более 5-7 минут. Затем каждая группа вслух читает текст и отвечает на вопросы перед классом.

      Работа с иллюстративным и видеоматериалом:

Обязательно на уроке должны присутствовать иллюстрации различных храмов. Можно использовать слайдовую презентацию (см. диск). Перед работой с текстами о храме Василия Блаженного или после можно предложить учащимся посмотреть мультфильм «Московская легенда» о святом Василии Блаженном. Дать задание внимательно рассмотреть этот собор, попробовать его описать или попросить детей рассказать о храме, что они знают. Для рассказа можно использовать памятку:

    Как называется храм? Почему?

    Где он находится?

    Когда и в честь какого события был построен?

    Опиши его архитектурные особенности: как он выглядит, что в нём необычного.

      Работа с аудиоматериалом:

На уроке учитель может использовать фрагмент звукозаписи разных видов колокольного звона (благовест, перезвон, трезвон, набат).

Задание:

Прослушайте звукозапись колокольного звона. Попробуйте определить, какие виды колокольного звона прозвучали).

– я узнал много нового (красный)

– я узнал не очень много нового (синий)

– я не узнал ничего нового (серый)

В конце урока учитель раздаёт детям звёздочки (или другие фигурки). Внутри они белые. На доске высвечивается задание: закрась звёздочку в соответствующий цвет.

2. Интерактивные формы работы:

(см. 1.1. Работа по актуализации опорных знаний)

    Дополнительный материал для учителя:

У каждого человека есть дом, в котором он живёт вместе со своими родственниками. Это общий дом для всех членов одной семьи, – начала урок Ольга Петровна. – Есть общий дом и для верующих в Бога людей. Этот дом называют храмом . Это специальное место для молитв, для проведения обрядов и богослужений . Верующие во Христа люди любят свой дом, потому что в храме душа верующего встречается с Богом, находит спокойствие и защиту.

Храм – это священное место, дом Бога на земле. Его главное назначение – призывать к вышнему миру, помочь человеку вернуться к Богу. Храм символизирует корабль для спасения души человека. Священные сооружения есть и в других религиозных культурах: мечеть у мусульман, синагога у евреев, буддийские монастыри – дацаны.

В православной культуре храмом мы можем назвать и собор, и церковь, и часовню. Все эти слова обозначают помещение, в котором происходит христианское богослужение.

Часовня – этонебольшая храмовая постройка без помещения для алтаря , главного места в храме . Собором называют храм, где богослужения совершает духовенство нескольких храмов . Есть кафедральные храмы – это главные храмы города или монастыря.

Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию. Отсюда и соответствующие названия: собор Василия Блаженного, часовня Иверской иконы Божией Матери.

Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. Для строительства выбирали самое высокое место, чтобы храм было видно издалека. К храму нужно подниматься не только физически, но и духовно, преодолевая соблазны.

В северных городах, где фоном были серые бревенчатые дома, церкви строили белоснежными. Белый цвет – символ чистоты и света. Белокаменные храмы похожи на невесту в подвенечном уборе.

А в южных городах, где постройки белили, церкви оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске. Храмы могут быть и разноцветными, как будто сложены из камней-самоцветов. Это подчёркивает, что церкви отражают не земной мир, а божественный.

В храме нет ничего неосмысленного, случайного. Храм строится по особым правилам , канонам . Люди не сами придумали, каким должен быть храм. Само здание храма строится либо в виде креста – символа Христа, либо в виде круга – символа вечности, либо в виде корабля, плывущего по житейскому морю, где люди спасаются от жизненных бурь.

Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Завершается храм куполом, символом неба, на котором ставят главу с крестом. Крест – главный знак христианства, знак спасения людей. Христос умер на кресте, и крест над храмом – знамя Его победы над смертью.

В русской архитектуре появились храмы с куполами различной формы – шлемовидные (такие строили во Владимире и Пскове) и луковичные (Троице-Сергиева Лавра, храмы Ярославля и Переяславля-Залесского. Купол - как пламя горящей свечи, обозначающей молитвенное горение . Именно поэтому наши предки старались даже в самые тяжелые времена по возможности золотить кресты и купола храмов.

Число куполов всегда символично, например: один соответствует Божиему Единству, семь – семь Таинств церкви, тринадцать символизируют Иисуса Христа и двенадцать его учеников. Но чаще всего встречаются трёх и пятиглавые купола.

Над входом в храм обычно строится колокольня, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольня – это образ высоты, непоколебимости, крепости. Вначале колокола не имели определённого места и подвешивались в удобных нишах внутри храма. Затем начали строить специальные звонницы. Колокола должны были висеть высоко, чтобы звук их разносился далеко.

Первые колокола появились с приходом христианства на Русь, а стали распространяться в ХIV веке. Церковные колокола были своеобразным оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокольный звон сопровождает молитву и сопутствует духовной жизни человека. Колокола звучали и в дни торжеств, и когда приходила беда: колокол оповещал о приближении врага, созывал воинов на битву, был призывом криком помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.

Звоны могут меняться друг за другом в зависимости от характера служб. Благовест – это колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один колокол. Звон означает удары в несколько колоколов одновременно.

Различают перезвон (перебор) и трезвон . Перезвоном называют удары попеременно в разные колокола. Трезвон – радостный звон одновременно во все колокола. А во времена бедствий звучит набат – звон большого колокола. Звонить в колокола может только звонарь. Разрешается подниматься на колокольню и звонить всем желающим только на Пасхальной неделе, на первой неделе после Пасхи.

1. Словарик:

храм – 1) здание для исполнения религиозных обрядов и служб

2) (перен.) место, внушающее чувство почтения, благоговения

собор – 1)главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо.

2) (спец.) собрание высшего христианского духовенства

церковь – 1) религиозная организация духовенства и верующих, религиозная община

2) здание, в котором происходит христианское богослужение

часовня – небольшая христианская культовая постройка без помещения для алтаря.

алтарь – главная часть храма, где находится престол.

канон – (в архитектуре) свод предписаний, правил и образцов храмостроительства.

    Отрывки из художественных произведений (или художественные произведения ):

Татьяна Шорохова

ХРАМ

Его я видел много раз,

Но близко так – впервые.

Смотрю, не отрывая глаз,

На главки золотые.

На колокольню, на кресты,

На голубя на крыше…

Ему оттуда, с высоты,

Кажусь я ростом ниже.

На купол солнце льёт и льёт

Сиянье золотое,

И кажется, что храм поёт

Застывшей красотою.

*** А. А. Блок

Люблю высокие соборы,

Душой смиряясь, посещать,

Входить на сумрачные хоры,

В толпе поющих исчезать.

Боюсь души моей двуликой

И осторожно хороню

Свой образ дьявольский и дикий

В сию священную броню.

В своей молитве суеверной

Ищу защиты у Христа,

Но из-под маски лицемерной

Смеются лживые уста.

И тихо, с изменённым ликом,

В мерцаньи мертвенном свечей,

Бужу я память о Двуликом

В сердцах молящихся людей.

Вот – содрогнулись, смолкли хоры,

В смятеньи бросились бежать…

Люблю высокие соборы,

Душой смиряясь, посещать.

*** И. И. Козлов

Вечерний звон.

(отрывок)

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!

*** Евгений Санин

Как будто бы к солнцу лучистому,

С самой собою борясь,

Душа устремилась к чистому,

А мир её – снова в грязь…

Но храмы – не просто здания

С восьмиконечным крестом:

Здесь место для покаяния,

Дарованного Христом.

О, тяжкая ноша каинства!

Иду в храм, с собою борясь.

И – чудо церковного таинства

Смывает всю мира грязь!

*** (По Е. И. Осетрову. Живая Древняя Русь.)

Что такое Кижи?

Две многоглавые церкви, отделённые одна от другой колокольней. Все из дерева. Двадцать две главы Преображенского собора.

Множество, множество куполов, покрытых лемехами – резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами всё здание устремляется вверх, в заоблачные выси…

Преображенская церковь – памятник русской воинской славе. Построена она в 1714 году, когда в Северной войне боевое счастье стало служить войскам Петра. Шведы постоянно опустошали озёрный Русский Север. Избавление от всегдашней угрозы было радостным событием.

Впечатление от Преображенской церкви усиливает и высота здания, достигающая около 40 метров. Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя. Место фресок занимали иконы. Творения здешних художников простонародны, бесхитростны по композиции, голосисты по своим краскам.

По соседству с колокольней – Покровская церковь, опоясанная резным деревянным кружевом…

Так что же такое Кижи?

Кижи – завещание потомкам, наказ любить свою страну.

Кижи – это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.

III . Дидактические карточки и задания для учащихся:

Задания I уровня:

Задание на выбор одного правильного ответа:

    Храм символизирует

А) голубя

Б) корабль

    Найди неверный ответ:

А) Колокольный звон сопровождает молитву в храме

Б) Колокольный звон предупреждает о приближении врага

В ) Колокольный звон звучит только во время церковных праздников

Г) Колокольный звон заставляет человека задуматься о своей духовной жизни

Задания I I уровня:

Задание на соотнесение:

    Соотнесите понятия и их значения. Соедините стрелками слова из первого столбика со словами из второго.

Свод правил в храмостроительстве

кафедральный

Храмовая постройка без алтаря

Колокольный звон о начале службы в храме

Святой-безумец, обладающий даром прорицания

благовест

Главная часть храма

блаженный

Главный храм города

Задания II I уровня:

Придумайте вопросы к данным словам:

Ц Е Р К О В Ь

Х РА М С О Б О Р

АЛ Т А Р Ь

IY . Задания для самостоятельной работы и проектная деятельность:

    Выполнение домашнего задания

1. Подготовь рассказ об одном из известных храмов.

2. Подбери свои пословицы, поговорки, загадки о храмах и о колокольном звоне, колоколах.

3.Раскрась понравившийся храм.

    Творческая мастерская:

1.Подготовь свои рисунки к выставке «Храм – дом Божий».

2. Напиши сочинение на одну из тем:

«Моё соприкосновение с храмом»,

« Что я знаю о храме …(Василия Блаженного)»

3.Памятник тысячелетию России имеет форму колокола.

Почему? Поговори со своими родителями, какой памятник предложили бы Вы?

Нарисуй его. Докажи, почему именно такой.

    Подготовка к итоговому проекту:

1. При написании домашнего сочинения ученик может описывать любой

понравившийся храм. Предлагается использовать материал о местных святынях.

    Индивидуальное задание: подготовить сообщение о святом Василии Блаженном.

    Подбери материал о любом храме (о местной святыне) или составь

вместе с родителями слайдовую презентацию.

    «Православие и поэзия», «Православие в художественных образах» дети, которые выбрали эти темы для своих проектных работ, продолжают подбирать материал для них. В свои работы они включают стихи о храме или фотографии (репродукции) картин, посвящённых этой теме.

Урок № 2. Первые храмы на Руси

Цель: создание условий для приобщения учащихся к православным святыням через знакомство с историей появления первых храмов на Руси

Задачи:

    образовательные: Узнать, когда появились первые храмы на Руси и в честь каких событий они были построены.

    развивающие: Развивать познавательные процессы и творческие способности

    воспитательные: 1. Формировать любовь и уважение к духовной культуре русского народа, её традициям. 2. Способствовать развитию нравственных качеств личности.

Ключевые слова: храм, Бог, красота.

Учителю предлагаются следующие виды работы:

I . Предлагаемые формы и методы работы.

1.Работа с информацией:

Учитель может рассказать ученикам об истории появления первых храмов, используя следующий текст (см. текст в Дополнительном материале для учителя).

А ученики в это время заполняют таблицу, написанную на доске или предложенную как раздаточный материал, где указаны все храмы, о которых шла речь в тексте. Дети указывают, где они был построены. На это задание отводится 5-7 мин. После все дети проверяют, правильно ли они заполнили табличку.

Название

Где построен

Храм Христа Спасителя (Рождества Христова)

Храм Вознесения

с. Коломенское около Москвы

Храм Покрова

На реке Нерль около города Владимира

Церковь святого Василия

Москва, Красная площадь

Церковь Успения Богородицы (Десятинная)

Спасо – Преображенский собор

Чернигов

Храм святой Софии

Константинополь

Храм святой Софии

Храм святой Софии

Новгород

Храм святой Софии

– Почему Софийских храмов четыре? Где находится главный Софийский храм?

1.2. Работа с дополнительным текстом:

Работа по группам. Каждая группа получает карточку с текстом и заданиями к нему. Учитель может использовать на уроке не все тексты, а наиболее понравившиеся.

Текст 1.

Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.

Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж – луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков…

На рассвете, когда над заречными Муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывёт и плывёт среди неоглядных просторов…

Задания к тексту:

    Прочитайте текст.

    Какие чувства и мысли вызывает у вас описание храма?

    Объясните выделенные слова. Воспользуйтесь словарём.

мироздание* – Вселенная

духмяный* – издающий сильный, приятный запах; душистый

лазоревый* – светло-синий, цвета ясного неба, небесно-голубой

светотень* – градация (деление) освещённости предметов

    Какие сравнения вызывает храм у вас?

Текст 2.

Место для храма было выбрано неподалёку от Боголюбова. Оно располагалось при впадении реки Нерли в Клязьму.

Место это невысокое, в половодье заливается водой. Древние мастера нашли мудрый выход. Они стали строить толстые стены. Присыпали землю снаружи. Так вырос искусственный холм четырёхметровой высоты, в глубине которого скрывается мощный фундамент. На нём и стали воздвигать храм. Холм же вскоре зазеленел травой и не стал казаться искусственным. Лишь очень внимательный взгляд мог заметить, что уж слишком правильна его четырёхугольная форма. Храм же благодаря холму был приподнят надо всей округой. Вот и призывал он людей стремиться к горнему (вышнему) миру, чистому и священному.

Православный календарь. Праздники. Цели и задачи: ... Выберем православные праздники. (Стираются праздники светские, а православные остаются). Православные праздники. Православный календарь. У православных есть...

  • Основы православной культуры

    Программа

    2003. 2. Бородина А.В. История религиозной культуры : Основы православной культуры . Учеб-метод. пособие для учителя... письменности и культуры , его роль в возрождении православной культуры . Роль курса «Основы православной культуры» в сохранении...

  • В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    тОрты
    повторИт
    вероисповедАние
    начАвший

    Вопрос A2

    В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

    Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.
    Он славился мудростью и раздавал ЖИЗНЕННЫЕ советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.
    В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.
    Мастерство вырастает из тонкого и ДЛИТЕЛЬНОГО наблюдения за окружающими людьми.

    Вопрос A3

    Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

    широкая авеню
    до двух тысяч двенадцатого года
    поезжай за мной
    несколько песен

    Вопрос A4

    Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
    Познакомившись с выставкой художников-импрессионистов,

    начинаешь понимать особенности их живописи.
    многие картины произвели сильное впечатление.
    возникает желание ещё раз увидеть известные полотна живописцев.
    многие картины были мне известны по репродукциям.

    Вопрос A5

    Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

    Великолепием этих дворцов восхищался А.С. Пушкин, который жил здесь летом 1818 года, в период создания поэмы «Руслан и Людмила», и запечатлел незабываемый образ петергофских парков и фонтанов в прекрасных строфах, посвящённых описанию сказочных садов Черномора.
    Только благодаря языку человек овладевает знаниями и опытом предшествующих поколений, всего человечества.
    Государственную дорогу из Москвы в Сибирь - Сибирский почтовый тракт - начали строить более чем двести пятьдесят лет назад.
    Те, кто слушал голос Достоевского, декламирующего пушкинского «Пророка», вспоминал об этом с восторгом.

    Вопрос A6

    В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

    Скороговорки - это народно-поэтическая миниатюра, шутка, в которой умышленно подобраны слова с труднопроизносимыми сочетаниями.
    Джинсовую ткань впервые изготовили в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой.
    Северную полярную страну, которая располагается под созвездиями Большая Медведица и Малая Медведица, французы стали именовать «Арктик».
    В русском языке есть устаревшие слова, которые несут на себе отпечаток своей эпохи.

    Вопрос A7

    (1) ... (2) Особенно это относится к запятой. (3) Употребление запятой, например, при однородных членах предложения, для выделения приложений, обособленных причастий, деепричастий обычно определяется именно синтаксической структурой предложения. (4) Частично на грамматической основе строятся также правила употребления точки с запятой, двоеточия, к примеру, в сложноподчинённых предложениях, тире при составном сказуемом с опущенной связкой. (5) ... во всех этих и подобных случаях в основе правил всё же лежит смысл высказывания. (6) Отражая грамматическую структуру текста, знак препинания прежде всего организует смысловое членение письменной речи, подчёркивает стилистические особенности письменного текста.


    Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

    Исходным моментом для построения предложения и для выбора знаков препинания является смысловая сторона речи.
    Пунктуация в русском языке в значительной степени отражает синтаксическую структуру предложения, подчиняется ей.
    Русская пунктуационная система наряду с обязательными правилами содержит указания, допускающие варианты для выражения смысловых оттенков письменного текста.
    Пунктуация связана с интонацией: обе служат средствами выражения смысла речи, причем интонация выполняет эту функцию в устной речи, а пунктуация - в речи письменной.

    Вопрос A8


    Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в ПЯТОМ предложении?

    Однако
    В настоящее время
    Следовательно,
    Потому что

    Вопрос A9


    Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

    всё лежит (предложение 5)
    знак препинания организует, подчёркивает (предложение 6)
    употребление обычно определяется (предложение 3)
    строятся употребления (предложение 4)

    Вопрос A10


    Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

    сложносочинённое
    сложноподчинённое
    простое с однородными членами
    сложное бессоюзное

    Вопрос A11


    Укажите предложение, в котором есть сочинительный союз.

    6
    2
    3
    4

    Вопрос A12


    Укажите значение слова ОРГАНИЗОВАТЬ (предложение 6).

    основывать
    учреждать
    подготавливать
    оформлять

    Вопрос A13

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одно Н?
    Коржи были румя(1)ые, пахучие, бабушка смазала их масле(2)ым перышком и посыпала солью, крупной, как толчё(3)ое стекло, от коржей шёл пар, они светились, как два маленьких посоле(4)ых солнца.

    1,2,3
    2
    3
    1,3,4

    Вопрос A14

    В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

    заж..гательный, б..калея, к..мпоновать
    нат..рать, инт..ллигенция, к..сательная
    взб..раться, ост..новился, св..детельствующий
    эфф..ктивный, (быть) ст..рожилом, поп..рчить

    Вопрос A15

    В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

    пр..подать, пр..проводитъ, пр..неприятно
    бе..пристрастный, не..гибаемый, ни..вергаться
    без..мянный, мед..ститут, вз..скательный
    в..южный, собез..янничать, под..ем

    Вопрос A16

    В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

    чита..мый, слыш..шь
    повер..вший, законч..шь
    нагружа..мый, замёрзн..шь
    выдерж..шь, определя..мый

    Вопрос A17

    В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
    А. доверч..вый
    Б. письм..цо
    В. ландыш..вый
    Г. болот..стый

    А, Б, Г
    А, Б, В
    Б, В
    А, Г

    Вопрос A18

    В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

    Радугами полегли широколистые травы. На карминном листе сборчатой манжетки сверкают (не)просохшие капли росы.
    Вводное слово (не)является членом предложения и может быть заменено другим вводным словом или устранено из предложения.
    Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами (не)выносимо жгло мне шею и щеки, нельзя было дотронуться до раскалённых краев брички, густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух.
    Ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты - (не)сомненный признак постоянной погоды - высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню.

    Вопрос A19

    В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

    Немое беспокойство КАК(БЫ) таится в ленивой пышности осенних цветов, которые после своего роскошного цветения КАК(БУДТО) осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни.
    Борей - северный и СЕВЕРО(ВОСТОЧНЫЙ) порывистый, холодный ветер - (ЗА)ЧАСТУЮ скрывается за горными хребтами, собирается с силами и обрушивается ураганом на прибрежные города и стоящие в гаванях корабли, вырывает с корнем деревья, бросает на камни застигнутые врасплох суда.
    Ох, эти проселки! Весело ехать по глубоким колеям, тут надо держаться (ПО)КРЕПЧЕ, но, ухватившись за сиденье обеими руками, ВСЁ(ТАКИ) пристально следишь за тем, как, лоснясь, бегут серо-зеленые волны травы, как тень от облачка то там, то здесь на мгновение затушёвывает их.
    Розовые кусты ТО(ЖЕ) ещё давали в третий раз за это лето бутоны, и розы, георгины, пионы и астры ТАК(ЖЕ) цвели своей холодной высокомерной красотой.

    Вопрос A20

    Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
    Огромные сосны расступились () и в неровном ярко-синем квадрате неба арбузной коркой смутно зажелтел бледный месяц.

    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    Вопрос A21


    Художники (1) пишущие натюрморты (2) передают в своих картинах красоту даров природы и (3) созданных руками человека (4)вещей.

    1,2
    1,3
    1,2,3,4
    1,2,4

    Вопрос A22

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
    Во-первых (1) вежливость - это проявление уважения. Во-вторых (2) вежливость - это и готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. И неотъемлемый элемент вежливости (3) конечно же (4) своевременное и у местное речевое проявление - речевой этикет.

    1
    1,2
    2,3,4
    1,2,3,4

    Вопрос A23

    Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

    На прогулке в лесу этот смешной мальчуган то свистит то сшибает палкой сухие листья.
    Николай вечно забывал в гостях или шляпу или трость или зонтик.
    Мысли и воспоминания и мечты бродили в голове Оленина.
    Каждый раз Настя находила под водой то вымокшую в воде еловую ветку то жестяную банку то лиловый от холода и мёртвый лист водяной лилии.

    Вопрос A24

    Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
    По правилам орфографии толстовского времени слово «мир», используясь в разных значениях, писалось по-разному: миръ - это «отсутствие войны», «согласие, тишина и покой» и мiръ - это «весь свет», «все люди».

    Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
    Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
    Вторая часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
    Первая часть сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

    Вопрос A25

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Жителям Земли наиболее важно знать астероиды (1) орбиты (2) которых (3) близко подходят к орбитам их планеты.

    1
    2
    1,3
    2,3

    Вопрос A26

    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Всем нужны книги (1) но (2) когда люди приходят в библиотеку (3) нередко они теряются в книжном океане и начинают со сложного (4) потому что не имеют представления о простом.

    1,2
    2,3
    1,3,4
    1,2,3,4

    Вопрос A27

    Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными, в южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске, купола церквей делали медными и золотистыми, часто золотили. Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными.


    В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    В северных городах церкви строили белоснежными, в южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске.
    Купола церквей делали медными и золотистыми, часто золотили.
    Церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными из-за разной окраски их стен.
    Древнерусские зодчие в северных и южных городах выделяли церкви среди остальных городских зданий, прибегая к разным цветовым решениям при окраске стен, покрывая купола позолотой.

    Вопрос A28

    (1) Помогите мне. (2) Спасите меня. (3) Я не хочу умирать. (4) Маленький кусочек свинца в сердце, в голову - и всё? (5) И моё горячее тело уже не будет горячим?.. (б) Пусть будут страдания. (7) Кто сказал, что я боюсь страдать? (8) Это дома я многого боялся. (9) Дома. (10) А теперь я всё уже узнал, всё попробовал. (11) Разве не достаточно одному столько знать? (12) Я ведь пригожусь для жизни. (13) Помогите мне. (14) Ведь это даже смешно - убивать человека, который ни чего не успел совершить. (15) Я даже десятого класса не окончил. (16) Помогите мне. (17) Я не о любви говорю. (18) Чёрт с ней, с любовью. (19) Я согласен не любить. (20) С меня хватит, если на то пошло. (21) У меня мама есть. (22) Что будет с ней?.. (23) А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове? (24) Я ещё не успел от этого отвыкнуть. (25) Я ещё нигде толком не побывал. (26) Я, например, не был ещё на Валдае. (27) Мне ведь нужно посмотреть, что это за Валдай? (28) Нужно? (29) Кто-то ведь написал: «И колокольчик - дар Валдая...» (30) А я даже таких строчек написать не смогу. (31) Помогите мне. (32) Я всё пройду. (33) До самого конца. (34) Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду единоборствовать с танками, буду голодать, не спать, мучиться...

    (35) Кому я говорю всё это? (36) У кого прошу помощи? (37) Может быть, вот у них, у этих брёвен, которыми укреплён блиндаж? (38) 0ни и сами не рады, что здесь торчат. (39) Они ведь соснами шумели так недавно... (40) А когда мы уезжали на фронт, помнишь нашу теплушку? (41) Мы стояли у раскрытых дверей и пели какую-то торжественную песню. (42) И у нас были гордо подняты головы. (43) Эшелон стоял на запасных путях. (44) Где? (45) На Курском вокзале. (46) По домам нас не пустили. (47) Я только успел позвонить домой. (48) Наших никого не было. (49) Только старуха соседка Ирина Макаровна. (50) Сколько она мне крови попортила! (51) Она спросила меня, где стоит эшелон.

    - (52) Жалко, - лицемерно сказала она, - не сможет мама повидаться-то с тобой.

    (53) И я повесил трубку и вернулся к своим. (54) А через час появилась у вагона Ирина Макаровна и сунула мне сверток. (55) А потом, когда мы пели, она стояла в маленькой толпе случайных женщин. (56) Кто она мне? (57) Прощай, Ирина Макаровна. (58) Прости меня, разве я знал? (59) Я никогда не смогу понять это... (60) В свёртке были сухари и четвертинка подсолнечного масла. (61) И я поклялся сохранить один сухарь как реликвию... (62) Съел.

    (63) А чего же я прошу? (64) А разве не сам я, когда прилетела «рама» и все полезли по щелям, стоял на виду?

    - (65) Лезь скорей! - кричали мне.

    (66) А я не прятался. (67) Ходил один и посмеивался вслух. (68) Если бы они знали, что у меня внутри делается! (69) Пусть никто не знает, что мне страшно. (70) Но себе-то самому я могу сказать правду? (71) Вот я и говорю. (72) Я не Петька Любимов. (73) Мой сосед по квартире. (74) Когда началась война, он по вечерам выходил на кухню и говорил.

    Тест. Односоставные предложения

    Вариант I

    1. Укажите верное утверждение.

    1) Предложения, в которых имеются два главных члена (подлежащее и сказуемое), являются двусоставными.

    2) Предложения, в которых имеются две основы, являются двусоставными.

    3) Предложения, в которых есть второстепенные члены, являются двусоставными.

    1) В нем нет подлежащего.

    2) Основная форма сказуемого-глагола - 1-е или 2-е лицо.

    3) Действие совершается определенным лицом.

    1) От добра добра не ищут. 2) Торопимся в школу. 3) Что посеешь, то и пожнешь. 4) В городе наконец построили бассейн.

    1) Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. 2) В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными. 3) В южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске. 4) Купола церквей делали медными и золотистыми. 5) Их часто золотили. 6) Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными. (По Б.Рыбакову)

    5. Найдите предложение, в котором нет и не может быть подлежащего. Как называется это предложение?

    1) Но вот наступила осень. 2) Захолодало. 3) Пожелтели деревья. 4) Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. 5) Потом листья опускались на землю. (По Г.А. Скребицкому)

    6. Найдите безличное предложение и напишите, чем выражено в нем сказуемое.

    1) Дохнул холодом на лес январь. 2) Уткнулись в сугробы и спят елочки. 3) Утонули по колено в снегу тонконогие осинки и березки. 4) Не страшен им мороз. 5) А вот большим деревьям от него плохо. 6) Трещат они, стонут на весь лес. (Из журнала «Юный натуралист»)

    1) Весна. 2) Ночь. 3) Весь лес, и небо над ним, и все кругом залито прозрачным лунным светом. 4) Молодой месяц тонким лимонным ломтиком желтеет в вершинах деревьев. 5) От него разлилась в воздухе душистая, терпкая зелень. (Г.А. Скребицкий)

    8. Найдите грамматические основы в предложениях.

    1) Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне. 2) Сделанное утром проверяй вечером. 3) Смелость города берет. 4) Друзья познаются в беде. 5) Небо рогами не проткнуть.

    1) Если заводишь друга, смотри в его сердце. (Пословица) 2) Правда - воздух, без которого дышать нельзя. (И.С. Тургенев) 3) Сидя за рулем, особенно замечаешь, что делается вокруг. (В.Г. Лидин)

    Вариант II

    1. Укажите неверное утверждение.

    1) Если в предложении имеется только один главный член (подлежащее или сказуемое), то оно является односоставным.

    2) Если в предложении имеется одна основа, то оно является односоставным.

    3) Односоставные предложения с одним главным членом подлежащим называются назывными.

    2. Определите вид односоставного предложения по следующим признакам:

    1) В нем нет подлежащего.

    2) Сказуемое-глагол имеет форму 3-го лица множественного числа или форму прошедшего времени множественного числа.

    3) Глагол выражает действие, которое важно само по себе, и не имеет значения, кто совершает это действие.

    3. Определите, какие из этих предложений обобщенно-личные.

    1) Береги платье снову, а честь смолоду. 2) Береги эту книгу. 3) На уроке математики первоклассники считают предметы. 4) Цыплят по осени считают.

    4. Укажите неопределенно-личные предложения.

    1) Как делают бумагу? 2) Спиливают обыкновенное дерево, очищают от коры, сучков. 3) Затем мелко-мелко рубят. 4) И варят с кислотой, очищая от ненужных примесей. 5) При этом в раствор переходят все составные части древесины. 6) И лишь целлюлоза остается твердой.

    5. Найдите предложение, в котором есть только один главный член - подлежащее. Как называется это предложение?

    1) Осень. 2) Хлюпает дождик. 3) Как ему не надоест целый день хлюпать? 4) Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. 5) А потом пойдут туманы. (По С.Черному)

    6. Найдите безличное предложение и укажите, чем выражено в нем сказуемое.

    1) Не все рады снегу. 2) Птицам трудно отыскивать под снегом зернышко, гусеницу или жука. 3) И голодные птицы летят поближе к жилью, к людям. 4) Иногда им улыбается удача. 5) Они отыщут где-нибудь птичью столовую, обрадуются, слетятся со всех сторон. (По Н.Калининой)

    7. Найдите назывные предложения. Какую роль они играют в тексте?

    1) В природе есть праздники. 2) Ледоход. 3) Первая зелень. 4) Первый снег. 5) Первые соловьи. 6) И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. 7) В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. (По В.Пескову)

    8. Найдите грамматические основы в предложениях:

    1) Клин клином вышибают. 2) Рыбе дождь не страшен. 3) Соль едят во всем мире. 4) Огонь маслом не заливают. 5) Два медведя в одной берлоге не уживутся.

    9. Охарактеризуйте предложения из задания 8 по наличию главных членов.

    10. Найдите в составе сложных предложений односоставные и определите их вид.

    1) У многих народов дуб считался самым красивым деревом, и к нему относились с почтительностью и любовью. (Н.Верзилин) 2) Когда открываешь книгу с рисунками или фотографиями, то словно попадаешь в другой мир. (Е.Каменева) 3) Синее-синее небо, на котором ярко блестит солнце.

    II
    Анализ текста


    Писать о феврале навзрыд,
    Пока грохочущая слякоть
    Весною черною горит.

    Достать пролетку. За шесть гривен,
    Чрез благовест, чрез клик колес
    Перенестись туда, где ливень
    Еще шумней чернил и слез.

    Где, как обугленные груши,
    С деревьев тысячи грачей
    Сорвутся в лужи и обрушат
    Сухую грусть на дно очей.

    Под ней проталины чернеют,
    И ветер криками изрыт,
    И чем случайней, тем вернее
    Слагаются стихи навзрыд.

    Это стихотворение было опубликовано в 1913 году, когда Пастернак, блестяще окончивший университет, принял участие в издании альманаха небольшой группы «Лирика». Среди пяти стихотворений молодого поэта, напечатанных в этом выпуске, первым было то, которое мы с вами сейчас читаем. Позже Пастернак неизменно открывал им свои сборники. Как вы думаете: почему?

    Наверное, потому, что придавал этому стихотворению особое значение.

    В чем же заключается это особое значение? О чем стихотворение?

    Первое слово - февраль. Название последнего месяца зимы напоминает о грядущей весне.

    Какие еще приметы весны мы видим в произведении?

    Это строки «Пока грохочущая слякоть / Весною черною горит», «….ливень / Еще шумней чернил и слез», «…тысячи грачей / Сорвутся в лужи…», «…проталины чернеют».

    Значит, стихотворение о весне?

    Нет, не только. В нем есть и другая мысль. Февраль, приближение весны, по мнению художника, время поэтического творчества, позволяющее поэту выразить самые сокровенные чувства.

    В каких словах звучит эта мысль?

    Февраль. Достать чернил и плакать!

    Писать о феврале навзрыд…

    С каким глаголом обычно употребляется наречие навзрыд?

    Обычно оно употребляется с глаголом плакать.

    Глагол плакать есть и у Пастернака. Но в чем особенность его употребления поэтом?

    Наречие навзрыд здесь относится не к слову плакать, а к слову писать и в последней строфе к словосочетанию слагаются стихи.

    Чего достигает этим поэт?

    Возникает совершенно новый, до сих пор не известный поэзии образ. Писать, слагать стихи навзрыд - значит выражать в них все те самые серьезные переживания и эмоции, которые обычно заставляют нас навзрыд плакать.

    Поэт не случайно так любил одно из первых своих стихотворений. В нем, с одной стороны, выразились особенности эстетики и поэтики раннего Пастернака, который верил в слитность окружающего мира и человека, в невозможность отделить человека от природы, поэзию от жизни. С другой стороны, это юношеское произведение с непривычными образами воплотило в себе и отчетливо выраженную проясненность принципов художника, характерную для поздней лирики Пастернака. Поэтому поэт и возвращается к нему в каждом новом сборнике.

    Для ранней лирики поэта характерен также необычайный синтаксис. Какие особенности синтаксического построения произведения бросились вам в глаза?

    Стихотворение насыщено односоставными предложениями.

    Найдите в тексте односоставные предложения и определите вид каждого из них.

    Февраль. Назывное.

    Достать чернил и плакать! Безличное.

    Писать о феврале навзрыд… Безличное в составе сложного.

    Достать пролетку. Безличное.

    За шесть гривен, / Чрез благовест, чрез клик колес / Перенестись туда… Безличное в составе сложного.

    Какова роль односоставных предложений в этом поэтическом тексте?

    Назывное предложение, как обычно, начинает текст и тем самым вводит читателя в атмосферу конца зимы и начала весны.

    Безличные предложения сами по себе и в составе сложных взаимосвязанно выражают внутреннее состояние человека и состояние природы, помогают автору создать особый эмоциональный настрой текста, а также передать неразрывную слитность природы, жизни, окружающего мира с поэзией.

    Какие выводы мы можем сделать, подводя итоги нашей работы?

    Односоставные предложения занимают важное место как в художественной, так и в разговорной речи, являются ярким изобразительно-выразительным средством языка.

    Васильевых И. П., Гостева Ю. Н. ЕГЭ 2017. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2
    ВАРИАНТ 27Часть 1Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
    Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
    1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
    (1)Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. (2)В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными, в южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске, купола церквей делали медными и золотистыми, часто золотили. (3)<...>церковные постройки на перекрёстках и площадях становились заметными.1)В северных городах церкви строили белоснежными, в южных оставляли в красноваторозовой кирпичной окраске.2)Древнерусские зодчие делали купола церквей медными и золотистыми, часто золотили.
    3)Благодаря позолоченным и медным куполам, а также окраске стен, отличной от цвета стен других зданий, церкви в древнерусских городах становились заметными.
    4)Древнерусские зодчие в северных и южных городах выделяли церкви среди остальных городских зданий, прибегая к разным цветовым решениям при окраске стен, покрывая купола позолотой.
    5)Церковные постройки на перекрёстках и площадях становились заметными из-за разной окраски их стен.
    Ответ:
    2.Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
    Наоборот, / Именно поэтому / Во-первых, / Вопреки этому / А

    3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛОЩАДЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
    ПЛОЩАДЬ, -и; ж.
    1)Пространство земли, проектируемое или предназначенное для каких-л. целей. Пахотная п.
    2)Незастроенное, обрамлённое какими-либо зданиями, зелёными насаждениями место в пределах города или села, составляющее часть городского, сельского пространства. Красная п. в Москве.
    3)Помещение, предназначенное для какой-либо цели и обычно измеряемое в квадратных метрах поверхности пола. Жилая п. Расширить п.
    4)Одна из количественных характеристик плоских геометрических фигур и плоскостей. П. треугольника.
    Ответ:_____________________________.
    4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
    тОрты / повторИт / вероисповедАние / начАвший / обогналА
    Ответ:_____________________________.
    5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
    Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.
    Мастерство вырастает из тонкого и ДЛИННОГО наблюдения за окружающими людьми.
    В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.
    Он славился мудростью и часто давал ЖИТЕЙСКИЕ советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.
    В товарищеском матче футболисты продемонстрировали высокую ТЕХНИЧЕСКУЮ подготовку.
    Ответ:_____________________________.
    6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
    более АККУРАТНО / до ДВУХТЫСЯЧНОГО года / ПРОПАХ сеном / несколько ПЕСЕН с ИХНИМИ высказываниями
    Ответ:_____________________________.
    7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    A)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1) Великолепием дворцов восхищался А.С. Пушкин, который жил здесь летом 1818 года, в период создания поэмы «Руслана и Людмилы», и запечатлел незабываемый образ петергофских парков и фонтанов в прекрасных строфах, посвящённых описанию сказочных садов Черномора.
    Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2) Утро было матово-сиреневое, как будто мир освещали невидимые, хорошо замаскированные фонари с фарфоровыми лиловыми абажурами.
    B)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) В притче присутствует колоссальный обобщающий элемент, благодаря которому частный, казалось бы, случай оказывается применимым к тысячам случаев во все врена и у всех народов.
    Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4) Только благодаря языка человек овладевает знаниями и опытом предшествующих поколений, всего человечества.
    Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 5) Те, кто слушал голос Достоевского, декламирующего пушкинского «Пророка», с восторгом вспоминал о нём: он потрясал.
    6)Северную полярную страну французы стали называть «Арктик», располагающуюся под созвездиями Большая Медведица и Малая Медведица, отсюда и русское слово «Арктика» - северная область земного шара.
    7)Познакомившись с выставкой художников-импрессионис-тов, возникает желание ещё раз увидеть известные полотна живописцев.
    8) С годами менялась не только художественная манера Валентина Серова, все сильнее тяготевшего к импрессионизму и модернизму, но и его мироощущение.
    9) Русский поэт сказал о Париже, что «в дождь он расцветает, как серая роза».
    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
    Ответ:
    А Б В Г Д
    8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
    б..калея / эффективный / к..сичка / г..ристый / нат..ратьОтвет:_____________________________.
    9.Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
    пр..подать, пр..успел / в..южный, под..ём / несгибаемый, и..гиб / по..скочил, о..блеск из..ск, мед..нститут
    Ответ:_____________________________.
    10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
    отверд..вать / отворач..вать / письм..цо / ослаб..вать / ландыш..вый
    Ответ:_____________________________.
    11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
    овладева..щий / замёрзн..шь / заполн..вший / определя..мый / нагружа..мый
    Ответ:_____________________________.
    12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
    На карминном листе сборчатой манжетки ярко сверкают на солнце ещё (НЕ)ВЫСОХШИЕ капли росы.
    Вводное слово (НЕ)ЯВЛЯЕТСЯ членом предложения и может быть заменено другим вводным словом или устранено из предложения.
    Солнце, пока (НЕ)ЖЕЛАЯ склоняться к западу, жаркими лучами жгло мне шею и щёки, и нельзя было дотронуться до раскалённых краёв брички, а над дорогой, наполняя воздух, поднималась густая пыль.
    Ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты - (НЕ)СОМНЕННЫЙ признак постоянной погоды - высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню.
    (НЕ)КАЖДЫЙ знает, что Государственную дорогу из Москвы в Сибирь - Сибирский почтовый тракт - начали строить более чем двести пятьдесят лет назад.
    Ответ:_____________________________.
    13.Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
    КАК(БУДТО) лёгкое беспокойство таится в ленивой пышности осенних цветов, которые после своего роскошного цветения (БЕЗ)СОЖАЛЕНИЯ осыпают на землю бесчисленные семена будущей жизни.
    Борей - северный и СЕВЕРО(ВОСТОЧНЫЙ) порывистый, холодный ветер - (ЗА)ЧАСТУЮ скрывается за горными хребтами, собирается с силами и обрушивается ураганом на прибрежные города и стоящие в гаванях корабли, вырывает с корнем деревья, бросает на камни застигнутые врасплох суда.
    Ох, эти просёлки! Весело ехать по глубоким колеям, тут надо держаться (ПО)КРЕПЧЕ, но, ухватившись за сиденье обеими руками, ВСЁ(ТАКИ) пристально следишь за тем, как, лоснясь, бегут серо-зелёные волны травы, как тень от облачка то там, то здесь на мгновение затушёвывает их.
    (В)МЕСТО нежных ирисов на клумбах уже давно красовались пышные георгины, но розовые кусты всё ТАК(ЖЕ) были усыпаны бутонами.
    Джинсовая ткань (В)ПЕРВЫЕ появилась в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой, (ПО)ЭТОМУ эта ткань и получила такое название.
    Ответ:_____________________________.
    14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
    Коржи были румя(1)ые, пахучие, бабушка смазала их масле(2)ым пёрышком и посыпала солью, крупной, как толчё(3)ое стекло. От коржей шёл пар, они светились, как два маленьких посоле(4)ых солнца.
    Ответ:_____________________________.
    15.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
    1)Огромные сосны расступились и в неровном ярко-синем квадрате неба арбузной коркой смутно зажелтел бледный месяц.
    2)Во время прогулки в лесу Петруша обыкновенно то свистит то сшибает палкой сухие листья.
    3)Всякий вечно случайно оставлял в кухне или шляпу или кнут или что-нибудь подобное.
    4) Разные мысли и смутные воспоминания и неясные мечты бродили в голове Оленина.
    5)Каждый раз Настя находила под водой то вымокшую в воде еловую ветку то жестяную банку то лиловый от холода лист водяной лилии.
    Ответ:
    16.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
    Художники (1) пишущие натюрморты (2) передают в своих картинах красоту даров природы и (3) созданных руками человека (4) вещей.
    Ответ:_____________________________.
    17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
    Во-первых (1) вежливость - это проявление уважения к людям. Во-вторых (2) вежливость - это готовность оказать помощь тому, кто в ней нуждается, проявив при этом деликатность, такт. И неотъемлемый элемент вежливости (3) конечно же (4) своевременное и уместное речевое проявление - речевой этикет.
    Ответ:_____________________________.
    18.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
    Жителям Земли наиболее важно знать астероиды (1) орбиты (2) которых (3) близко подходят к орбите их планеты.
    Ответ:_____________________________.
    19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
    Всем нужны книги (1) но (2) когда люди приходят в библиотеку (3) нередко они теряются в книжном океане и начинают со сложного (4) потому что не имеют представления о простом.
    Ответ:_____________________________.
    Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
    (1)Помогите мне. (2)Спасите меня. (3)Я не хочу умирать. (4)Маленький кусочек свинца в сердце, в голову - и всё? (5)И моё горячее тело уже не будет горячим?.. (б)Пусть будут страдания. (7)Кто сказал, что я боюсь страдать? (8)Это дома я многого боялся. (9)Дома. (10)А теперь я всё уже узнал, всё попробовал. (11)Разве не достаточно одному столько знать? (12)Я ведь пригожусь для жизни. (13)Помогите мне. (14)Ведь это даже смешно - убивать человека, который ничего не успел совершить. (15)Я даже десятого класса не окончил. (16)Помогите мне. (17)Я не о любви говорю. (18)Чёрт с ней, с любовью. (19)Я согласен не любить. (20)С меня хватит, если на то пошло. (21)У меня мама есть. (22)Что будет с ней?.. (23)А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове? (24)Я ещё не успел от этого отвыкнуть. (25)Я ещё нигде толком не побывал. (26)Я, например, не был ещё на Валдае. (27)Мне ведь нужно посмотреть, что это за Валдай? (28)Нужно? (29)Кто-то ведь написал: «И колокольчик - дар Валдая...» (30)А я даже таких строчек написать не смогу. (31)Помогите мне. (32)Я всё пройду. (33)До самого конца. (34)Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду единоборствовать с танками, буду голодать, не спать, мучиться...
    (35)Кому я говорю всё это? (36)У кого прошу помощи? (37)Может быть, вот у них, у этих брёвен, которыми укреплён блиндаж? (38)Они и сами не рады, что здесь торчат. (39)Они ведь соснами шумели так недавно... (40)А когда мы уезжали на фронт, помнишь нашу теплушку? (41)Мы стояли у раскрытых дверей и пели какую-то торжественную песню. (42)И у нас были гордо подняты головы. (43)Эшелон стоял на запасных путях. (44)Где? (45)На Курском вокзале. (46)По домам нас не пустили. (47)Я только успел позвонить домой. (48)Наших никого не было. (49)Только старуха соседка Ирина Макаровна. (50)Сколько она мне крови попортила! (51)Она спросила меня, где стоит эшелон.
    - (52)Жалко, - лицемерно сказала она, - не сможет мама повидаться-то с тобой.
    (53)И я повесил трубку и вернулся к своим. (54)А через час появилась у вагона Ирина Макаровна и сунула мне свёрток. (55)А потом, когда мы пели, она стояла в маленькой толпе случайных женщин. (56)Кто она мне? (57)Прощай, Ирина Макаровна. (58)Прости меня, разве я знал? (59)Я никогда не смогу понять это... (60)В свёртке были сухари и четвертинка подсолнечного масла. (61)И я поклялся сохранить один сухарь как реликвию... (62)Съел.(63)А чего же я прошу? (64)А разве не сам я, когда прилетела «рама» и все полезли по щелям, стоял на виду?
    - (65)Лезь скорей! - кричали мне.
    (66)А я не прятался. (67)Ходил один и посмеивался вслух. (68)Если бы они знали, что у меня внутри делается! (69)Пусть никто не знает, что мне страшно. (70)Но себе-то самому я могу сказать правду? (71)Вот я и говорю. (72)Я не Петька Любимов. (73)Мой сосед по квартире. (74)Когда началась война, он по вечерам выходил на кухню порассуждать.
    - (75)Немцы, гады, прут... (76)Надо всем вставать на защиту. (77)Вот у меня рука подживёт - пойду добровольцем.
    - (78)Тебя и так призовут, Петенька, - говорили ему.
    - (79)Так - не штука. (80)Так всякий пойдёт. (81)А когда Родина в опасности, нужно не ждать. (82)Самому идти.
    (83)И спрашивал меня:
    - А ты Родину-то любишь?
    - (84)Люблю, - говорил я. - (85)Этому меня ещё в первом классе научили.
    (86)А однажды я встретил его в военкомате. (87)Это когда я повестки разносил. (88)Он меня не видел. (89)Разговаривал с капитаном каким-то.
    - (90)Товарищ капитан, - сказал он, - вот я освобождение принёс.
    - (91)Какое освобождение?
    - (92)Броня. (93)Как специалист броню получил.
    - (94)Ну зайдите вон туда и оформляйте,- сказал капитан.
    (95)Броня так броня. (96)Вот так Петька. (97)Какой же он специалист незаменимый, когда он часовщиком на Арбате в мастерской работал! (98)И пошёл Петька оформляться. (99)Прошёл мимо меня. (100)Остановился. (101)Покраснел.
    - (102)Видал? - спросил меня. - (103)Вот так-то, умирать кому охота?
    (104)Наверно, он и сейчас по брони живёт. (По Б. Окуджаве)
    Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) - поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни.
    20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
    1)Повествователь готов сражаться с фашистами, противостоять танкам, пройти все тяготы войны.
    2)Петька Любимов ушёл добровольцем на фронт, чтобы защищать Родину в минуту опасности.
    3)Повествователь не ожидал, что его соседка Ирина Макаровна придёт к теплушке, чтобы передать ему свёрток с сухарями и маслом.
    4)Даже самому себе повествователь не признавался, что на войне ему очень страшно.
    5)Сосед повествователя по квартире Петька Любимов на самом деле не входил в число незаменимых специалистов, в которых даже в военное время остро нуждались в тылу.
    Ответ:_____________________________.
    21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
    1)Предложения 53-55 содержат повествование.
    2)В предложениях 58-59 представлено описание.
    3)В предложениях 63-64 содержится рассуждение.
    4)Предложения 66 и 67 противопоставлены по содержанию.
    5)В предложениях 98-101 перечислены последовательные действия персонажа.
    Ответ:_____________________________.
    22. Из предложений 47-51 выпишите фразеологизм.
    Ответ:_____________________________.
    23. Среди предложений 1-10 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.
    Ответ:_____________________________.
    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.
    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами. Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
    24. «Рассказчик говорит о себе предельно честно, не скрывая своих слабостей. Эмоциональность речи рассказчика создаётся с помощью разнообразных средств выразительности, среди которых приёмы: (А)___(«Я ещё ...» в предложениях 24-25), (Б)___(предложения 32-33, 72-73) и синтаксические средства выразительности: (В)___(предложения 22, 23, 35, 36) и (Г)___(предложения 50,68, 97)».
    Список терминов:
    1) анафора
    2) метафора
    3) цитирование
    4) вопросительные предложения
    5) эпитет
    6) парцелляция
    7) противопоставление
    8) риторическое восклицание
    9) литота
    Ответ:
    А Б В Г
    Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1.
    Часть 2
    Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
    25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
    Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
    Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстра-ции из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
    Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.