Биографии Характеристики Анализ

Трансперсональная психология и психотерапия. Методы трансперсональной терапии

Трансперсональная психология ("trans" и "persona" буквально можно перевести как надличностная ) — это направление в современной психологии , исследующее надличностные, сверхличностные состояния сознания. Трансперсональную психологию считают четвёртой силой в ряду с психоанализом , бихевиоризмом и гуманистической психологией .

Корни трансперсональной психологии уходят в мировые духовные практики, в историю культуры и религии. Трансперсональная психология базируется на холистической парадигме ("holos" — целостный), для которой целое больше, чем просто сумма его частей. Представителями данного направления являются С.Гроф, К.Уилбер, Ч.Тарт, А.Минделл, С.Криппнер и каждый, при этом, развивает своё направление исследований, свои методы.

В трансперсональной психологии изучаются высшие состояния сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, личностные ресурсы, множественность состояний сознания, парапсихологические феномены. Человек — это целостное создание и к нему нужен интегративный подход.

Можно выделить разнообразные подходы к самопознанию : телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, холотропное дыхание, медитация, работа со сновидениями, активное воображение. В отличие от традиционных видов психотерапии трансперсональные техники делают упор на непосредственное переживание и выражение эмоций , используя которые, — человек может получить прозрения свой личной истории, увидеть свои эмоциональные затруднения и межличностные проблемы и бессознательные силы, которые им движут.

К практическим методам, используемым в трансперсональной психологии относят холотропное дыхание и ребёфинг . Ребефинг (от англ. "rebirthing" — повторное рождение) говорит нам о том, как дышать энергией так же, как воздухом. Автором этой методики — Леонард Орр .

Особенностью холотропного дыхания, предложенного С.Грофом, является более глубокое и более быстрое дыхание с гипервентиляцией легких, побуждающая музыка и помощь в освобождении энергии через специфические приемы работы с телом.

В холотропном состоянии человек может получить такие откровения, которые невозможны при интеллектуальном разборе ситуации.

Гроф выделял два вида сознания : ориентированное на осязаемую реальность и направленное к неосязаемой внутренней реальности. Оба состояния являются реальными и взаимодействие между ними ценно само по себе.

Психика человека богаче, чем мы себе представляем. Наше подсознание таит в себе такие сокровища, которые не обнаружишь в обычном состоянии. Из глубин подсознания можно вытащить такие воспоминания о своей жизни, о которых активное сознание не имеет никакого представления. Причём, эти воспоминания могут быть живыми, интенсивными и превзойти реальные переживания материального мира.

Человек, прошедший через такой опыт, испытав ощущения, связанные со смертью и повторным рождением, резко меняют представление о самих себе, об окружающем мире. Он обретает чувство радости, безмятежности, появляется вкус к жизни. Также происходят качественные изменения течения заболеваний. Трансперсональные переживания имеют огромное значение для творчества и обладают особым терапевтическим потенциалом.

Установив связь с надличностной сферой своей психики, вы сможете разобраться с любыми трудностями, встречающимися на вашем жизненном пути.

Использование особого типа дыхания, запускающего целый каскад биохимических реакций, в результате которых нервная система изменяет свою работу. Эти изменения направлены на актуализацию тех нервных структур, которые ответственны за долговременную память, эмоциональные и бессознательные процессы

Таким образом, специальное дыхание создает уникальную физиологическую основу для глубинной терапии. Благодаря этому методу стало возможным найти легкий доступ к прошлому травматичному опыту и освободиться от многих психологических проблем. Осознание сути проблемы как озарение приходит к человеку. Некогда пережитая психологическая травма и негативно воздействующая на здоровье, поведение, взаимоотношения человека с окружающими, перестаёт восприниматься как травма.

В момент такого озарения происходит высвобождение здоровой жизненной энергии. Именно этот исцеляющий ресурс здесь и сейчас помогает «вырасти» человеку, сделать шаг вперёд и ощутить новые возможности. Травма воспринимается теперь с позиции взрослого человека, а не глазами маленького ребёнка (в случае актуализации травмы раннего возраста), травма воспринимается как полезный жизненный опыт, с позиции победителя, а не жертвы.

Методы работы с эмоциональными проблемами в трансперсональной психотерапии чаще всего используют различные технические приемы, вызывающие измененные состояния сознания, которые обеспечивают возникновение эмоционального катарсиса и трансперсональных переживаний. В основном, для достижения измененных состояний сознания используются различные техники дыхания - ребефинг, холотропное дыхание, вайвейшн.

В трансперсональном подходе используются телесно ориентированные техники - биоэнергетическая терапия, психосинтез,чувственное осознание, танцевальная терапия, различные упражнения из йоги, процессуальной терапии. Такие техники позволяют лучше осознать взаимосвязь между телом и душой, установить между ними взаимосвязь и наладить механизм выздоровления от заболеваний через осознавание и последующей трансформации проблемы. Последующие освобождение от телесных блоков и зажимов позволяет человеку, проходящему терапию почувствовать себя более расслабленным и гармоничным, за счет этого в дальнейшем более спокойным, свободным.

В трансперсональной психотерапии так же используются методы экзистенциальной терапии - помогая клиентам решить проблемы выбора, смыслов, свободы, ответственности, любви, счастья, самореализации.

Кроме применения выше указанных психотерапевтических методов, трансперсональные терапевты применяют техники, взятые из древних духовных практик - упражнения для ума и медитация. В процессе трансперсональной терапии, вы обучаетесь новым моделям отношения к себе и окружающему через осознание, то есть вы начинаете по-иному осмысливать переживания, человек развивает сознание.

В процессе самопознания происходит конструктивное переосмысление, которое позволяет преодолеть множество проблем, вытесненной информации и научиться более целостному и свободному проживанию и ощущению жизни.

Какие проблемы можно решить?

  • Тревога и страхи
  • Психосоматические заболевания
  • Неуверенное или агрессивное поведение
  • Зависимости (наркотическая, алкогольная, игровая, никотиновая и т.д.)
  • Апатия и депрессия
  • Последствия хронического стресса и экстренных ситуаций
  • Жизненные кризисы (эмоциональный, экзистенциальный, духовный)
  • Найти чувство равновесия и гармонии в жизни
  • Открыть свою сексуальность
  • Многочисленные психологические проблемы
  • Проблемы лишнего веса и переедания
  • Открытие творческой энергии и вдохновения
  • Раскрыть свою женственность или мужественность

Трансперсональный подход: регулярная группа и индивидуальная программа

И КОНЦЕПЦИЯ С. ГРОФА

Структура человеческой психики . В представлениях трансперсональной психологии, как явствует из самого наименования, заложено принципиально иное, неперсоналистическое понимание психики. Основные составляющие этого понимания включают в себя: глобальную категорию “сознание”, охватившую всю реальность Вселенной; системы конденсированного опыта (СКО), динамические смысловые сгущения, несущие в себе разнообразную информацию, относящуюся к жизни организма как такового, включая “память” о его рождении, гибели и возрождении, а также обширную область неосознаваемого, именующуюся у С. Грофа “трансперсональной областью”, под которой имеется в виду реальный и виртуальный опыт переживания необычных состояний. СКО включают в себя и добиографические, перинатальные- связанные с рождением- переживания. Говоря об уровнях перинатальных переживаний, С. Гроф выделяет четыре типичных паттерна, названных им “базовыми перинатальными матрицами” (БПМ): БПМ+1 - в которой биологическую основу составляет опыт симбиотического единства плода с материнским организмом; БПМ+2; в которой отражено начало биологического рождения, период предродовых схваток; БПМ+3, фиксирующую момент прохождения плода по родовым каналам; БПМ+4, соотносящуюся со стадией непосредственного появления ребенка на свет, его рождения. Соответственно, каждая базовая перинатальная матрица предполагает определенные переживания, которые в символическом виде воспроизводят предельные переживания человека, кристаллизовавшиеся в наиболее обобщенных мифах, духовных, религиозных и метафизических системах человечества. Среди них: мифы о золотом веке (рае) и матери+природе (1); об изгнании из рая, путешествии героя, аде (2); представления о шабашах, сатанинских оргиях, войнах и революциях, жертвоприношении Христа, птице Феникс (3); наконец - представления о спасении и искуплении грехов, очищении от скверны и богоявлении в виде лучезарного источника света (4).

Трансперсональные переживания . Понятие отражает переживания, выходящие далеко за пределы индивидуального существования: связь человека со Вселенной, (на макро+ и микроуровне); переживание различных уровней сознания (от внутриклеточного до сверхсознания); трансцендирование обычных временных и пространственных измерений; опыт встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями и т.п. С. Грофом разработана детальная картография бессознательного, в которой нашли свое место как социокультурные, религиозные, так и мистические и паранормальные феномены, составляющие специфику такого многомерного, динамичного, голографического по природе образования, каким представляется этому ученому и его единомышленникам психея.

Описание психотерапевтического процесса и его целей . В различных направлениях трансперсональной психологии с ее явно выраженной психотехнической направленностью (холотропное дыхание, ребефинг, вайвейшн) акцент делается на самоисследование и саморазвитие. Духовное развитие (под которым подразумевается обогащение новым сенсорным и визионерским опытом, трансформирующим личностные смыслы, и восприятие жизненных ситуаций в целом, и личностные трансформации, направленные на преодоление эгоцентрической отчужденности от мира), большая терпимость в духе “антипсихиатрического течения” Д. Купера и Р. Лэинга, отказ от медицинской модели отношений с клиентом, всемерная активизация последнего, в том числе и с помощью непосредственного физического контакта (“работа с телом”), применение восточных психотехник - все это определяет особую стратегию подхода к психотерапевтической практике. Стратегию, которую можно было бы обобщить следующим образом: желанными являются такие пациенты (клиенты), которые: а) не страдали и не страдают психическими заболеваниями; б) обладают определенными личностными особенностями, позволяющими им заботиться о своем внутреннем мире; в) отличаются достаточным уровнем сохранности соматического здоровья. Одной из главных особенностей терапевтического процесса является, таким образом, акцент не на изменении, а на самоисследовании, на “опыте”, на действовании, в котором могут произойти волнующие открытия и спонтанное самоисцеление. Поэтому трансперсональные сеансы объединяют в себе и групповую работу, и работу с телом, и предоставление информации, и экспериментирование с техниками изменения сознания. Принципиально неприемлемы при этом интерпретации; всякая позиция ведущего “над” отметается с самого начала. Партнерство и самостоятельность участников подобной работы усиливаются постоянной сменой ими ролей: испытателя и ассистента в ходе переживания терапевтических сеансов. Таким образом, не столько терапевтическая направленность, сколько иное, “инновационное образование”, глубоко персонализированное обучение трансперсональному опыту - такова общая концепция психологической помощи, реализующаяся в трансперсональной парадигме. Общей целью трансперсональной психотерапии провозглашается интеграция хилотропического и холотропического модусов бытия* - гармония соматического, духовного и душевного здоровья. Частной целью может выступать психологическая помощь людям, переживающим острые кризисные состояния**. Общая же стратегия психологической помощи состоит в том, чтобы “полностью эмпирически погрузиться в вышедшую на поверхность тему и по ее завершении вернуться к распутанному и полному переживанию настоящего” (Гроф, с. 285). Иными словами, речь идет о как можно более полном эмоциональном отреагировании болезненных переживаний, об их изживании и разрешении во внутреннем, а не во внешнем событийном и ситуативном плане.

Психотехники в трансперсональной психотерапии. Основное назначение психотехник, применяемых в трансперсональной психотерапии, состоит в активации бессознательного и обеспечении эмоционального отреагирования (на языке С. Грофа - “разблокирование энергии”, сдерживаемой эмоциональными и психосоматическими симптомами). В отличие от многосложных рационализаций в защиту расширенных пределов понимания и принятия психической нормы, техники в трансперсональной терапии чрезвычайно просты. Так, согласно методике “ребефинга” (от англ. “rebirth” - “возрождение”), разработанной Леонардом Орром, пациент ложится на спину и в течение часа с лишним производит глубокие вдохи ртом, чтобы насытить организм кислородом. В итоге наступает эффект гипервентиляции, позволяющий развиться торможению коры головного мозга и активировать подкорку, вызывая вытесненные из сознания переживания.

Техника “свободного дыхания” (разработанная отечественными последователями “ребефинга”) также предписывает особый способ беспрерывного (без пауз) чередования вдоха и выдоха в определенных ритмах, назначение которого - достижение гипервентиляции. Когда человек глубоко дышит, в его крови значительно повышается концентрация углекислого газа, что приводит к сужению сосудов. Кислород прочнее связывается с гемоглобином, и красные кровяные тельца хуже отдают его тканям. Возникает парадоксальное кислородное голодание от избытка воздуха. Примерно то же происходит у астматиков, при стенокардии и гипертонии, когда кровь в результате частого дыхания насыщена кислородом, а организм, его ткани задыхаются от недостатка кислорода. В этом+то состоянии у “испытателей” и возникает частичная потеря сознания, когда активируются переживания, не контролируемые корой головного мозга. Если добавить к этому специально подобранную музыку, как при методе холотропного дыхания С. Грофа, у человека в сумеречном состоянии сознания, лишенном коркового контроля, возникающие переживания обретают как бы гида, в роли которого выступают музыкальные фрагменты, содержанием своим отвечающие принципиальной последовательности прохождения базовых перинатальных матриц. По словам С. Грофа: “Сосредоточенности на эмоциях и ощущениях, несколько глубоких дыханий и побуждающей музыки бывает обычно достаточно для глубокого терапевтического

опыта” (Гроф, с. 269). Как и в других практиках психологической помощи, здесь необходимо соблюдать правило конфиденциальности, правило “стоп”, а также создание атмосферы доверительности и внимания друг к другу. В качестве дополнительной техники используются проективные рисунки “мандал”, при которых круг “мандалы” заполняется изображениями сенсорного и визионерского опыта, ведение дневников и свободное обсуждение опыта в группе наряду с телесными упражнениями в стиле райхианских и лоуэновских подходов.

Трансперсональная психология поэтому ставит не столько задачу развития личности или самоорганизации, сколько задачу на осознание и самопереживание себя в тотальной целостности с миром, в единении с пространством+временем, микро+ и макрокосмосом, в изживании тех узких, механистических и условных границ, которые налагает на человека архаичное, ограниченное определенной картиной мира представление.

Трансперсональная психология - это попытка современного мыслящего человечества продвинуться в своих отношениях с миром на качественно новую ступень, на ступень, с которой открывается уже не только принцип эволюции, но и принцип инволюции, принцип порождения низшего из высшего. В этой парадигме довольно отчетливо высвечивается понимание того, что мир зависим от наших устремлений и представлений. Безусловно, трансперсональная психология имеет и свои ограничения, и свои противоречия, которые осознаются в ней и составляют основу дальнейшего развития. Некоторые из них очевидны: чрезмерное внимание к мистическим и, в частности, языческим культам; весьма грубые, предоставляющие возможность спекулятивного и произвольного использования техники, в том числе и всякими “тренерами”, “психологами+целителями” и другими шарлатанами; некритическое отношение к галлюцинаторным и галлюцинаторноподобным переживаниям в различных стадиях регрессии и состояниях транса как к “мистическому опыту”*. Психотерапевтическая практика (в частности, сеансы с детьми) показывает: человек может пережить и испытать только то, что входит в культурную матрицу его сознания.


Похожая информация.


ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ одно из современных направлений психологии представляет большой интерес для современного человека. Дыхательные техники использовались человечеством с давних времен, но часто рассматривались лишь с позиций мистики и эзотерики. Усовершенствов опыт различных культур использования дыхания для достиженийизмененных состояний сознания, Станислав Гроф разработал дыхательную трансовую технологию – холотропное дыхание. Станислав Гроф один из первых начал рассматривать дыхательные техники и холотропное дыхание в частности с позиций современной науки. Им были проведены тысячи исследований человеческого сознания. Однако основы трансперсональной психологии были заложены еще К. Г. Юнгом и Роберто Ассаджиоли.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ позволяет обращаться к глубинным слоям психики и работать с давно забытыми травматическими событиями. Трансперсональные техники освобождают мощную энергию, накопленную в психологических защитах, оберегающих человека от обращения к травматическим переживаниям, и эта энергия используется для исцеления, осознания и решения актуальных в данный момент задач. Введение в измененные состояния сознaния используется кaк кaтaлизaтоp для мобилизaции внутpенней энеpгии исцеления. Во время данной работы бессознaтельное индивидa выбиpaет именно то пеpеживaние, котоpое является наиболее значимым в этот момент для личности, и способно вывести его в сознaние. Нa трансперсональных сеaнсaх человек откpывaет и метафорически, диссоциированно, без повторной травматизации пеpеживaет тpaвмы, конфликты и пpоблемы, вытесненные в бессознaтельное и послужившие пpичиной пaтологического состояния, освобождaется от них зa счет эмоционaльного и телесного отpеaгиpовaния. В процессе терапии изменяется жизненная позиция человека в отношении конкретных событий, меняются схемы поведения и реагирования в определенных ситуациях.

О МЕХАНИЗМЕ ДЕЙСТВИЯ МЕТОДА Метод клинической трансперсональной психотерапии позволяет обращаться к глубинным слоям психики и работать с давно забытыми травматическими событиями. Трансперсональные техники освобождают мощную энергию, накопленную в психологических защитах, оберегающих человека от обращения к травматическим переживаниям, и эта энергия используется для исцеления, осознания и решения актуальных в данный момент задач.

ПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ v Постстрессовые (последствия насилия, психологические травмы, связанные с участием в военных действиях, катастрофах) и кризисные состояния (возрастные и экзистенциальные кризисы), состояния тревоги, в том числе с паническими атаками. Особенность состояния данных пациентов состоит в том, что они не связывают эти проявления с истинной причиной, их вызвавшей. Трансперсональная терапия помогает переработать и утилизировать травматический опыт, при этом освобождается энергия, потраченная на вытеснение травмирующей ситуации из сознания (на формирование психологических защит), за счет чего уходят симптомы астении, снижается уровень тревоги, нормализуется сон, исчезает общая напряженность и происходит трансформация негативного опыта в позитивный. Далее формируются новые поведенческие стратегии. Человек начинает видеть в своей жизни смысл, у него появляется перспективное будущее.

v Невротические реакции, неврозы (особенно хронически протекающие, терапевтически к различным видам лекарственного лечения, с аллергическими или парадоксальными реакциями на медикаменты, в условиях субъективно малоразрешимой конфликтной ситуации). Как правило, подобные пациенты настроены весьма скептически к любой терапии и любые вербальные методики лишь усиливают их сопротивление. Различные переживания в процессе трансперсональной терапии дают возможность таким пациентам посмотреть на свою жизненную ситуации и на себя как бы со стороны, получить доступ к ранее заблокированным ресурсам и избежать множество защит, которые подобные пациенты легко выстраивают при работе в других методах. v Различные формы депрессий допсихотического уровня.

v Психосоматические заболевания: бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, начальные стадии сахарного диабета; некоторые виды кожных заболеваний (экзема, нейродермит, псориаз), отдельные заболевания желудочно-кишечного тракта (дискинезия желчных путей, гастриты). Использование трансперсональной терапии при психосоматической патологии, базируется на том принципе, что в основе развития и течении данных заболеваний решающую роль играет психо-эмоциональный фактор и причины, приведшие к данной форме реагирования кроются в глубоком детстве. v Вторичное бесплодие, мастопатии, миомы. v Психологическая реабилитация при лечении алкоголизма, наркоманий, токсикоманий (в комплексной терапии с наркологическим лечением) – выявление причин, приведших к употреблению психоактивных веществ, формирование нового поведения, снятие психологической зависимости.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ v Сердечно-сосудистые заболевания; v Недавние физические травмы; v Глаукома, отслоение сетчатки; v Тяжелая форма бронхиальной или сердечной астмы; . v Беременность (абсолютное противопоказание); v Эпилепсия; . v Психические заболевания (шизофрения, маниакальнодепрессивный психоз).

ЭТАПЫ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ v Этап 1. Предварительный. На этом этапе трудность состоит в том, что в своем большинстве пациенты фиксированы на формально предъявляемой жалобе и плохо понимают ее связь со своим психологическим состоянием. Необходимо объяснить больному связь между его заболеванием и психологическими проблемами личности. Больной должен осознать, что без решения внутриличностных проблем, вызывающих наркотизацию, невозможно выздоровление. Таким образом, основной задачей 1 -го этапа заключается в подготовке пациента к психотерапевтической работе, осознания им необходимости такой работы, формирования мотивации к лечению обсуждение с пациентом трансперсональных феноменов и их значимости в жизни конкретного человека с целью обесценивания его проблем, снижения остроты актуальных переживаний, достижения другого способа понимания ситуации путем переключения фокуса внимания больного на высшие, духовные категории.

v Этап 2. Индивидуальная трансперсональная психотерапия. Использование различных технических приемов, обеспечивающих возникновение измененных состояний сознания, с целью переживания специфических, по мнению Грофа, "трансперсональных феноменов". Измененные состояния сознания в практике трансперсональной психотерапии могут быть достигнуты с помощью специальных дыхательных техник, различных приемов медитации, визуализации абстрактных понятий. Этот этап является основным, поскольку именно он создает условия для переживания трансперсонального опыта и реализации оздоровительного потенциала трансперсональных феноменов.

v Основная задача 3 -го этапа психотерапевтической работы - адаптация больного к новым условиям, осознание проблем на основе трансперсонального опыта, полученного на первых 2 этапах и выбор новых поведенческих паттернов. Этот этап трансперсональной психотерапии реализуется в процессе общения с психотерапевтом и психологом, реже - во взаимодействиях группы пациентов.

В КАЧЕСТВЕ ПРАКТИКИ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ХОЛОТРОПНОЕ ДЫХАНИЕ v Холотро пное дыха ние (ХД) - метод трансперсональной психотерапии, заключающийся в гипервентиляции лёгких за счет учащённого дыхания. В результате вымывается СО 2 из крови, сосуды мозга сужаются, начинается торможение коры головного мозга, и активируется подкорка, что вызывает вытесненные из сознания переживания[

v Метод, сочетающий в себе такие элементы, как ускоренное дыхание, этническая, ритуальная и трансовая музыка, а также определённые формы работы с телом, порождает целый спектр переживаний, которые наблюдались во время других видов глубинного самоисследования. v Сторонники метода утверждают, что переживания, вызываемые при холотропном дыхании, имеют целительный и трансформативный эффект. Они также заявляют о том, что многие холотропные сеансы выводили на поверхность тяжёлые эмоции и неприятные физические ощущения самых разнообразных типов, а полное проявление этих эмоций и ощущений даёт возможность освободить человека от их беспокоящего влияния

КАРТОГРАФИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА v предполагает создание нового ее образа. В дополнение к традиционному представлению психоанализа о бессознательной части психики и заключенных там биографических воспоминаниях, высказывается гипотеза о существовании еще более глубоких областей бессознательного. В частности, выделяется перинатальная область психики, в которой сосредоточены переживания и образы смерти и рождения, и трансперсональная сфера, соотнесенная с широким спектром переживаний, традиционно рассматриваемых как религиозные, духовные, оккультные и мистические. Логика организации (архитектоники) психического предполагает слоеное содержание бессознательных областей, разделенных сенсорными барьерами, затрудняющими доступ в более глубокие области. Активизация сенсорных каналов объясняется тем, что методы, открывающие доступ к бессознательному, в первую очередь, усиливают деятельность чувственных органов. В результате и бессознательное также активизирует чувственные органы. Сенсорный барьер проявляется в неспецифических чувственных переживаниях, например, человек видит основные цвета и геометрические узоры, слышит различные звенящие звуки, у него возникают тактильные ощущения в различных частях тела, он чувствует запах и вкус.

v Все эти переживания абстрактны, не обладают символическим смыслом и малозначимы. Сенсорные барьеры отделяют обычное сознание от биографического уровня бессознательного и разделяют между собой перинатальную область и более глубокую и труднодоступную трансперсональную сферу бессознательного. Перинатальная область бессознательного располагается за областью индивидуального бессознательного. В индивидуальном бессознательном конденсируются индивидуальные психологические травмы, незавершенные гештальты, здесь располагается биография человека. Характер процессов, протекающих на этом сравнительно неглубоком уровне бессознательной сферы, схож с теми явлениями, которые описывает Фрейд и другие его последователи, однако в результате практической работы выявлены отличия. В частности, биографический материал может быть не только воспроизведен в памяти и реконструирован, но и пережит заново.

v Большинство СКО динамически связаны с процессом рождения, а значит, продуцируются в более глубокой сфере - в перинатальной области бессознательного. Во время сеансов голотропной терапии, при перемещении в перинатальную область бессознательного, интенсивность переживаний усиливается настолько, что участниками сеансов это воспринимается как процесс умирания. Боль может быть нестерпимой настолько, что человек ощущает себя как будто перешедшим границы индивидуального страдания и переживающим боль целой группы, всего человечества и даже всего живого. Переживания этого уровня обычно сопровождаются яркими физиологическими проявлениями, такими как удушье, учащенный пульс и сердцебиение, тошнота и рвота, изменение цвета кожных покровов, колебания температуры тела, спонтанное появление синяков, дрожь и судороги и пр. Это состояние рассматривается как столкновение со смертью. Подчеркивается, что при обычной аналитической работе в области биографического уровня бессознательного такие переживания возможны только в тех случаях, если человек когда-либо находился на грани жизни и смерти (состояния клинической смерти, серьезные операции, ситуации смертельной опасности). Для всех прочих опыт столкновения со смертью возможен только в условиях голотропной терапии. В дальнейшем происходит изменение состояния, и переживания уже характеризуют процесс рождения. Этот этап перинатальных переживаний определяется как процесс борьбы со смертью и возрождение. Он является очень важным, поскольку родовая травма даже в большей степени, чем события в биографии, ответственна за формирование проблем, и ее проработка в контексте голотропной терапии создает предпосылки для более полноценного излечения, чем аналитическая проработка постнатальных конфликтов. Ведь именно в перинатальной области формируются СКО, которые конденсируют на себе соответствующий биографический материал. Переживания смерти и возрождения весьма сложны и разнообразны. Проявляется такой опыт в четырех типичных паттернах, или констелляциях, переживаний, соответствующих стадиям биологического рождения.

    ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ направление, возникшее в США в конце 60 х гг. 20 в. Определяет себя как “четвертую силу в психологии и антропологии”, восполняющую односторонность предыдущих трех проектов: психоанализа, бихевиоризма и… … Философская энциклопедия

    трансперсональная психология - Этимология. Происходит от лат. trans сквозь, через + рersоna личность и греч. psyche душа + logos учение. Категория. Ряд психологических направлений. Специфика. Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C.Lilly,… … Большая психологическая энциклопедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Психотерапи … Википедия

    Западные психиатрия и психология, порожденные интересом к патологии, лишь недавно обратили внимание на психол. здоровье и благополучие, а обратив, начали понимать, что изучение абсолютно здоровых людей может послужить основой для создания моделей … Психологическая энциклопедия

    Консультативная психология и психотерапия … Википедия

    - (англ. existential therapy) выросла из идей экзистенциальной философии и психологии, которые сосредоточены не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут бытие, бытие в мире … Википедия

    Процессуально ориентированная психология, процессуальная работа (англ. process oriented psychology, Process Work) теоретическое и практическое направление в психологии, объединяющее широкий спектр областей, включая психотерапию, личностный рост и … Википедия