Биографии Характеристики Анализ

В гаванях афинского порта пирей краткое содержание. волны качаются два

Дисциплина: история Древнего мира

Тема: «В гаванях афинского порта Пирей»

5 класс

Тип урока: объяснение нового материала, 1 акад. час.

Цели урока :

Знание : знать роль Афин в истории Древней Греции

Понимание : понимать специфику античной демократии

Применение : выполнять тест по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»

Анализ : анализировать исторические документы

Синтез : формулировать выводы по теме

Оценка : проводить самооценку по предложенным критериям.

Оборудование: раздаточный материал, копии исторических документов, иллюстративный материал, мультимедийные презентации.

План урока:

    Проверка домашнего задания.

    Подготовка к восприятию нового.

    Объяснение нового материала.

    Закрепление изученного.

    Домашнее задание.

Ход урока

I этап. Проверка домашнего задания .

Выполнить тест по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»:

Вариант 1.

    Где находится Спарта?

А) в долине реки Эврот в Лаконии;

Б) на севере Греции;

В) на о. Сицилия.

    Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?

А) рабов;

Б) оливковое масло;

В) хлеб.

А) Гомер;

Б) Гесиод;

В) Эсхил.

    Как по - гречески назывался простой народ?

А) илоты;

Б) полис;

В) демос.

    Где проводились Олимпийские игры?

А) на горе Олимп;

Б) в Олимпии;

В) в Афинах.

    В каком городе Древней Греции было два царя?

А) в Спарте;

Б) в Афинах;

В) в Фивах.

    Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?

А) раз в четыре года;

Б) раз в десять лет;

В) каждый год.

    Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию в 490 г. до н. э.?

А) Ксеркс;

Б) Дарий I ;

В) Кир.

    Вождь афинского демоса в V в. до н. э.:

А) Сократ;

Б) Перикл;

В) Дракон.

    Битва, в которой греки окончательно разгромили персов (479 г. до н. э.):

А) при Марафоне;

Б) при Фермопильском ущелье;

В) при Платеях.

Вариант 2.

    Где находятся Афины?

А) в Аттике;

Б) на севере Греции;

В) на о. Крит.

    Что произошло в 490 г. до н. э.?

А) Марафонская битва;

Б) взятие греками Трои;

В) распад державы Александра Македонского.

    Как назывался Совет знати в Афинах?

А) археопаг;

Б) демос;

В) полис.

    Чем заканчивается поэма Гомера «Илиада»?

А) похоронами Гектора;

Б) взятием Трои при помощи деревянного коня;

В) возвращением Одиссея в Итаку.

    Чем занимались спартанцы?

А) ремеслом;

Б) военным делом;

В) земледелием.

    Что ввозили торговцы в Грецию из колоний и других стран?

А) вино;

Б) оливковое масло;

В) пшеницу.

    Девять правителей Афин, ежегодно избиравшихся жребием:

А) стратеги;

Б) архонты;

В) Народное собрание.

    Кто в Афинском полисе платил налог за право жить в этом государстве?

А) рабы;

Б) граждане Афин;

В) купцы – переселенцы.

    Высший орган власти в Спарте?

А) Народное собрание;

Б) Совет старейшин;

В) цари.

    Что означает греческое слово «демократия»?

А) власть народа;

Б) власть знати;

В) власть тирана.

11. Почему Греция – небольшая по размерам страна, к тому же разделённая на десятки государств (городов-полисов) – сумела дать отпор могущественной Персидской державе? Укажите битвы, в которых произошли столкновения греков и персов, какие и них были успешны, а какие закончились поражением.

II этап. Подготовка к восприятию нового .

Почему Греция – небольшая по размерам страна, к тому же разделённая на десятки государств (городов-полисов) – сумела дать отпор могущественной Персидской державе?

Ответы учащихся :

А) греки мужественно сражались за свою родину и отстояли свою независимость;

Б) на время войны 30 греческих городов объединили свои силы в борьбе с персами;

В) войско персов состояло из наёмников, в любой момент они могли отказаться от участия в войне, оставить поле боя;

Г) проявился незаурядный талант полководца Фемистокла.

III этап. Изучение нового материала .

Проблемный вопрос :

Какие факторы сделали Афины главным городом Древней Греции?

    Задание для учащихся: заполнить 1-ую и 2-ую части таблицы.

Что прославило

Афины?

1. Победы в Греко-персидских война:

Марафонское сражение;

Саламинское сражение;

военный талант Фемистокла.

2. После победы при Саламине и Платеях жители Афинотстроили заново свой город, сожжённый Ксерксом.

Афин?

1. Для борьбы с персами Афины создали военный союз

греческих государств – Афинский морской союз.

2. После окончания войны по договору персам и их военнымкораблям было запрещено плавать в Эгейском море.

3. Во многих освобождённых греческих городах по примеру Афин была установлена власть демоса – демократия.

Что способствовало процветанию

Афин?

    Большой военный флот – 400 триер.

    Налоги переселенцев.

    Активная торговля и пошлины купцов.

    Использование труда рабов гражданами Афин, запрет по закону убивать раба и возможность для него стать вольноотпущенником по закону.

    Превращение Афин в крупнейший центр ремесла и торговли.

    Задание для учащихся: заполнить 3-ю часть таблицы.

Использование мультимедиа: отрывок учебного материала – описание порта.

А) Карта - схема порта Пирей

Б) Кому разрешалось находиться в военном порту? Чем вы можете это объяснить?

В) Кто мог быть афинским гражданином? На какие категории делились афинские граждане?

Работа учащихся с текстом и иллюстрацией учебника (стр. 165).

Г) Какие группы населения Аттики мы могли бы встретить ещё в торговой гавани? В чём их отличие от граждан?

Д) Какой ещё доход получала Афинская казна? (новое понятие «налог»)

Е) Чем торговали купцы и простые граждане в торговой Афинской гавани?

1-ый вариант – что привозили? (новое понятие «пошлина»)

2-ой вариант – что вывозили?

Ж) Откуда купцы привозили в Аттику живой товар?

3. Задание для учащихся: заполнить правую часть таблицы.

Работа учащихся с документами.

Ответ

Какие факторы делали власть демоса в Афинах неустойчивой?

    Бесправное положение рабов.

    Незаинтересованность рабов в результатах своего труда.

    Протест рабов.

Описание рабства древнегреческими философами.

Аристотель. Политика.

Во всех ремёслах … нужны бывают соответствующие для них инструменты … и из этих инструментов одни являются неодушевлёнными, другие – одушевлёнными … раб же является в известной степени одушевлённой частью собственности …

Ксенофонт. О доходах.

Никий, сын Никерата, владел в рудниках тысячью рабами: он их отдавал внаём фракийцу Сессии под условием, чтобы тот платил ему за каждого раба ежегодно по одному оболу (мелкая монета) чистого дохода и потом сдал обратно то же самое число рабов.

Демосфен. Против Никострата.

Они предложили дать мне этих рабов для допроса под пыткой … Я ответил им при свидетелях, что готов пойти с ними в совет и допросить рабов …

Стела, столбец 1:

165 драхм – фракиянка, 144 драхмы – скиф,

240 драхм – сириец, 72 драхмы – ребёнок из Карии,

161 драхма – иллириец, 60 драхм – лидиянка

Вопросы для обсуждения:

    Где применялся труд рабов?

    Как обращались с рабами?

    Кто мог быть рабом в древне Греции?

Текст для обсуждения на уроке.

Знаменитые серебряные рудники Аттики, расположенные в Лаврийских горах, были громадным подземным городом площадью около 150 кв.км. Входами в него служили 2000 шахт, уходящих в землю на глубину до 150 м. Ходы в рудниках были такими низкими, что один метр считался предельной высотой. А много было таких, по которым можно было передвигаться только ползком, лёжа на боку. Тысячи заживо погребённых людей жили и работали в этом смрадном аду.

Стены каменных нор обдирают плечи и грудь. Маленькие глиняные светильники, расставленные в изредка выбитых нишах, единственные светлые точки в кромешной тьме, мигают и захлёбываются от недостатка кислорода.

Рабочего дня нет. Есть рабочие сутки. Только на несколько часов, выронив из ослабевших рук орудия: молот, клин или лопату- можно забыться тяжёлым сном. Иногда в шахтах появляется вода. Чёрная и неподвижная, она кажется кровью, пролитой тысячами погибших людей. Её вычерпывают глиняными сосудами, которые передаются из рук в руки.

    Приведите доказательства изнурительного, смертельно опасного труда людей на серебряных рудниках.

    Кто трудился на рудниках, почему?

    Каковы причины вооружённых выступлений рабов в Древней Греции?

IV этап. Закрепление нового материала .

Вывод учащихся:

В V веке до н.э. после победы над Персией Афины стали процветающим полисом, главным центром ремесла и торговли в Древней Греции. Однако бесправное положение рабов постепенно становилось тормозом для процветания и укрепления могущества Афин, а также вызывало протест против афинян – граждан.

V этап. Домашнее задание . § 36, задание № 36 в рабочей тетради.

§ 1 Пирей – главный морской порт

Греко-персидские войны, завершившиеся в 449 г. до н.э., привели к обогащению греческих городов, участвовавших в войне и, в первую очередь, Афин. Персам было запрещено выводить свой флот в Эгейское море, а поскольку других соперников у греков не было, то морская торговля вновь стала развиваться. Центром греческой морской торговли стала Аттика, куда свозились товары со всего Эгейского моря.

К середине V в. до н.э. главным морским портом Афинского полиса стал Пирей, расположенный на юго-западе Аттики. Пирей с Афинами соединяла дорога, протяженностью 5-6 км., с обеих сторон обнесенная защитными сооружениями, называемыми «Длинные стены», построенными на случай неожиданного нападения. Сам город имел выгодное географическое положение. Он располагался на небольшом полуострове, связанный с материком узким перешейком, который обороняли войска. Все это обеспечивало Афинам защиту от неожиданного нападения как с суши, так и с моря.

В порту находилось три гавани: две военные и одна торговая. Военные гавани имели узкие входы, которые запирались натянутыми железными цепями или канатами. Со стороны суши военные гавани были обнесены стенами, препятствующие не только проникновению посторонних, но и защищавшими от вражеских соглядатаев. По законам Афинского полиса лишь граждане, то есть люди, чья благонадежность не вызывала сомнения, так как их родители тоже являлись гражданами, имели право служить на военных кораблях. В порту располагалось 400 военных кораблей, называемых триерами. У каждой триеры было свое закрепленное место. В портовых складах хранились необходимые для починки кораблей материалы: паруса, канаты, весла, якорные цепи. В гаванях без устали трудились пришедшие сюда из разных областей Аттики бедняки. Они выполняли обязанности гребцов и матросов, трудились на верфях, участвуя в починке старых кораблей и постройке новых. Нередко в гаванях появлялись и богатые афиняне - земледельцы и торговцы, каждый из которых по законам Афинского полиса обязан был за собственный счет построить и снарядить боевой корабль.

§ 2 Главный ходовой товар – рабы

Самая большая гавань Пирея стала центром торговли. Сюда прибывали корабли из отдаленных колоний, из Египта и Карфагена, а также других областей Африки. В Пиреи доставлялись ткани и ковры, слоновья кость, рыба, зерно и, конечно, рабы. Пришедшее в порт торговое судно встречали афинские должностные лица, в чью обязанность входило получить с купца пошлину - денежный сбор, позволявший торговать в Афинах. Завершив удачную торговлю, купцы закупали местные товары: оливковое масло, вино, изделия ремесленников (глиняные сосуды, статуи, браслеты и серебряные кубки). Некоторые купцы, видя, как бойко идет торговля, переселялись в Афины. Таких купцов называли метеками, что в переводе с греческого обозначает «переселенец». В отличие от афинских граждан метеки платили в афинскую казну особый налог, предоставлявший им право проживать в городе.

В результате развития торговли было принято решение о постройке рядом с гаванями города Пирей. Он был построен под руководством греческого архитектора Гипподама Милетского. План города считался для того времени очень передовым: улицы были широкими и длинными и пересекались под прямым углом. На территории города находились харчевни и постоялые дворы, в которых приезжие могли отдохнуть после путешествия. Метеки владели собственными домами. Жители и гости города имели возможность посещать театр, а всем необходимым в быту торговали на рыночной площади.

Одним из самых ходовых товаров как в Афинах, так и во всей Греции являлись рабы. Рабами становились чужеземцы, взятые в плен или купленные жителями колоний у местного населения, а также моряки, с захваченных пиратами кораблей. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве, в ремесленных мастерских, при сборе урожая и в серебряных рудниках. Цены на рабов устанавливались в зависимости от их возраста, профессиональных навыков и физического здоровья. Так, например, погонщик ослов стоил 140 серебряных монет, называемых драхма. Раб для работы в рудниках 180 драхм, ювелирных дел мастер - 360 драхм. Известно также, что бык стоил 50 драхм, а свинья - 3 драхмы. При этом афинская семья тратила на еду полдрахмы в день.

§ 3 Итоги урока

Подведем итоги урока:

1)в V в. до н.э. Афинское государство превратилось в центр международной морской торговли;

2)главным портом Аттики стал город Пирей, куда свозились товары из многих стран;

3)самым ходовым товаром стали рабы.

Список использованной литературы:

  1. Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство афинян. – М., 2003.
  2. Грицак Е. Афины и Акрополь. – М., 2005.
  3. Колобова К. М., Древний город Афины и его памятники. – Л., 1961.
  4. Строгецкий В.М. Афины и Спарта. Борьба за гегемонию в Греции в V в. до н. э. (478-431 гг.). – М., 2008.
  5. Суриков И.Е. Древняя Греция: история и культура – М., 2005.
  6. Суриков И.Е. Солнце Эллады. История афинской демократии. – М., 2008.
  7. История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия. – Минск, М., 2000.
  8. Суриков И.Е. Древняя Греция: история и культура – М: 2005.
  9. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. – Л., 1981.

Использованные изображения:

5 Б класс

Конспект урока по теме: «В гаванях Афинского порта Пирей»

Тема урока: «В гаванях Афинского порта Пирей»

Цели и задачи:

1. Контроль качества знаний учащихся по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»;

2. Показать роль Афин в истории Древней Греции;

3. Углубить знания учащихся об античной демократии;

4. Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы;

5. Работать с иллюстрациями учебника и историческими документами.

Оборудование:

Литература:

1) А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. М. Просвещение. 2013

2) О.В. Арасланова и К.А. Соловьева. Поурочные разработки по истории Древнего мира.

Основные понятия: верфь, пошлина, налог, вольноотпущенник

План урока

I . Оргмомент (1 мин)

(опрос + тест) (25 мин.)

(15 мин.)

1. В военных гаванях (3-4 мин)

2. В торговой гавани (3-4 мин)

3. Тяжелая участь рабов (3-4 мин)

I V. Итоги урока. Рефлексия (2-3 мин.)

V. Домашнее задание

Ход урока

I. Оргмомент (1 мин.)

Приветствие учащихся

Проверка их явки и готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания (25 мин.)(опрос)

1. Повторение домашнего задания (3 мин)

2. Опрос (17 мин)- 2 раза

Кто предвидел вторжение персов? (Фемистокл)

В чем состояло спасение Эллады, по мнению Фемистокла? (Создание военного флота)

К чему призывал греков Фемистокл, живших в разных городах? (Прекратить вражду и объединиться для борьбы с опасным врагом).

Из скольких эллинских государств состоял союз? (30)

В каком году царь Ксеркс повел свои полчища в Элладу? (В 480 г. до н.э.)

Кто составлял основу армии Ксеркса? (покоренные народы)

Что Ксеркс приказал сделать со строителями, которые строили мост, соединявший берега Азии и Европы? И какое наказание назначил морю? (Велел отрубить головы строителям и приказал стегать море кнутами)

Куда первоначально вторглось войско Ксеркса? (в Северную Грецию)

Кто возглавил греческое войско, преградившее путь персам в Фермопильском ущелье? (царь Леонид)

Почему персам удалось победить греков в Фермопильском ущелье? (Потому что к Ксерксу пришел местный житель и за награду показал обходную тропу, ведущую через горы в тыл защитникам Фермопил)

Какой подвиг совершили 300 спартанцев? (Царь Леонид остался с тремястами спартанцами на верную смерть, в то время как основному войску приказал отступать, прикрывая их)

На чем настаивали многие командиры на общем совете военачальников? (отвод флота к Коринфскому перешейку)

А кто был против этого? (Фемистокл)

Почему Греция - небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств - сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла.)

Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость.)

3. Тест «Греко-персидские войны» (5 мин)

III. Изучение нового материала (15 мин)

Итак, после побед при Саламине и Платеях, жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Греки стали освобождать захваченные персами острова Эгейского моря и города Малой Азии. Для борьбы с персами Афины создали военный союз приморских греческих государств – Афинский морской союз. Таким образом, ребята мы с вами переходим к изучению новой главы учебника: «Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии».

Кто мне может сказать, что такое «демократия»? (власть народа) . Власть демоса - демократия была установлена в освобожденных от власти персов полисах.

Как вы думаете, где демократия достигла наибольшего расцвета? (В Афинах)

И сейчас мы с вами выясним, как жили жители афинского порта Пирей.

А для начала прочитайте 1 абзац §36 и ответьте на вопрос: Что же представлял собой порт

Откройте с.172, рассмотрите план расположения порта.

Что означает красная линия с зубчиками? (стены укреплений)

Как они расположены на плане? (стены укреплений располагались вокруг порта, загораживали его со всех сторон)

Что показывают две параллельные линии на плане? (дорога, соединявшая Афины с Пиреем, с обеих сторон были обнесены Длинными стенами)

Сколько гаваней находилось в Пирее? (3 гавани – две морские и одна торговая)

1. В военных гаванях

Сейчас мы с вами поподробнее узнаем о жизни в военных гаванях, для этого читаем п.1 §36 и ответим на вопросы:

Кто служил на военных кораблях (только афинские граждане)

Кто по закону считался гражданином? (коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами)

Объясните значение слова «верфь? (место, где чинили старые и строили новые корабли)

Что должны были сделать богатейшие граждане по афинским законам? (за свой счет снарядить по боевому кораблю)

Предположите, на основе этого факта кому принадлежала власть в Афинах? (богатым людям, знати)

А теперь рассмотрите иллюстрацию на странице 173 и ответьте на вопросы:

Как вы можете доказать, что это торговая гавань?

Теперь давайте оглядимся по сторонам, поодаль, на заднем плане, что увидели? (стены, огораживающие порт)

На пристани чем заняты люди?

Корабль на переднем плане готовится к отплытию или только что прибыл?

Не далеко стоит еще один корабль, он зашел в гавань, что мог с собой привезти, что так ценилось греками? (прочитать п.2 на стр.172)

За счет чего пополнялась казна Афинского государства? (За счет налогов, взимались с купцов, торговавших в Афинах, переселенцев за право жить в Афинах)

Как делилось население Афин? Чем отличались в своих правах? (граждане, переселенцы, рабы)

3. Тяжелая участь рабов

Где применялся труд рабов в Греции? (Во всех ремеслах, но самым тяжелым был труд рабов в серебряных рудниках)

Как обращались с рабами? (Рабы считались одушевленной частью собственности владельцев, «инструментом» в работе ремесленников. Их могли пытать на допросах, бить, продавать, как скот)

Кто мог быть рабом в Древней Греции? (Чужеземцы, взятые в плен, купленные за морем или захваченные пиратами)

Кого называли вольноотпущенниками? (рабов, которые отпускали владельцы на свободу)

I V. Итоги урока. Рефлексия (2-3 мин.)

1. Почему именно Афины становятся могущественным полисом Древней Греции? (здесь развивается торговля, есть военные корабли, четкие законы, накапливаются богатства)

2. Какой город был соединен с портом Пирей специальной укрепленной дорогой?

3. Какие гавани были в порту?

4. Что ты мог увидеть в военной гавани, в торговой?

5. На какие группы делилось население порта?

6. Какая из групп была самой бесправной?

7. Где использовали труд людей этой группы?

V. Домашнее задание

2. Подготовить рассказ от имени путешественника, посетившего древний порт Пирей

Ответы. Тест 6. 1 - А; 2 - Б; 3 - БАВ; 4 - БВАЕДГ; 5 - В.

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с афинским портом Пирей, который сами афиняне называли «ртом Афин».

Предыстория

Афины расположены не на берегу моря, а в нескольких километрах от него. Поэтому Афины не были изначально портовым городом. Порт у Афин появился во время , в V веке до н.э., во время правления Фемистокла. Благодаря появлению порта и военного флота афиняне смогли одолеть персов превосходящих числом.

События

Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя - как отец, так и мать - были гражданами. В гаванях было много бедных граждан, пришедших сюда на заработки. Это были гребцы и матросы, рабочие на верфях, где чинили старые и строили новые корабли. Изо дня в день здесь стучали топорами, пропитывали днища триер смолой, затыкали образовавшиеся в плавании щели.

В гаванях можно было увидеть и богача, например, землевладельца или купца. Он пришёл, чтобы выполнить почётную, но разорительную обязанность. По афинским законам богатейшие граждане должны были за свой счёт снарядить по боевому кораблю.

Множество кораблей из разных стран и городов прибывало в самую обширную из гаваней Пирея. Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из других областей Африки - слоновую кость, из причерноморских колоний - зерно, солёную рыбу и рабов (рис. 2).

Рис. 2. В торговой гавани Пирея ()

Жадные до новостей афиняне кидались к вновь прибывшему купцу с вопросом: «Что нового?» Узнавали о ценах на хлеб и другие товары. Раскрыв рот, слушали рассказы о дальних странах, о встречах с пиратами и морскими чудовищами.

Перед разгрузкой корабля купец, привезший товары, платил пошлину за право торговать в Афинах. Деньги шли в казну Афинского государства. Сборщиками пошлины были граждане, избранные по жребию на эту должность.

Купцы везли за море изделия афинских ремесленников: великолепные сосуды из глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. В больших количествах вывозили вино и оливковое масло, которые скупали у земледельцев Аттики. Это привело к тому, что земледельцы меньше прежнего сеяли хлеб, зато в больших количествах выращивали виноград и оливки. Теперь разорение им не грозило.

Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживавших в Афинах. Переселенцы говорили по-гречески, одевались так же, как и остальные афиняне, поклонялись тем же богам, но должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве. Граждане такого налога не платили.

В Пирее, как и в других городах Эллады, торговали людьми, как скотом. Продавали чужеземцев, взятых в плен, купленных за морем или захваченных пиратами (рис. 3).

Рис. 3. Труд рабов ()

Богатые афиняне покупали рабынь для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Невольников охотно приобретали владельцы мастерских. В кузнице, например, раба заставляли носить уголь, раздувать мехами огонь в пылающей печи, бить по раскалённому металлу тяжёлым молотом. Зажиточные земледельцы также покупали одного-двух рабов. Им поручали собирать оливки, давить ногами и прессом виноград.

Самая ужасная участь ожидала тех, кто попадал в серебряные рудники на юге Аттики. Глубоко под землёй, страдая от недостатка воздуха и света, тысячи рабов добывали драгоценную руду.

Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку по названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс.

Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например, няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы - сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду.

Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.
  1. W-st.ru ()
  2. Greece-info.ru ()
  3. Rabpower.ru ()

Домашнее задание

  1. Где расположен Пирей?
  2. На какие группы делилось население Афинского полиса?
  3. Какими правами обладали граждане, переселенцы?
  4. Где использовался труд рабов?

1. Пирей - главный морской порт

Греко-персидские войны, завершившиеся в 449 г. до н.э., привели к обогащению греческих городов, участвовавших в войне и, в первую очередь, Афин. Персам было запрещено выводить свой флот в Эгейское море, а поскольку других соперников у греков не было, то морская торговля вновь стала развиваться. Центром греческой морской торговли стала Аттика, куда свозились товары со всего Эгейского моря.

К середине V в. до н.э. главным морским портом Афинского полиса стал Пирей, расположенный на юго-западе Аттики. Пирей с Афинами соединяла дорога, протяженностью 5-6 км., с обеих сторон обнесенная защитными сооружениями, называемыми «Длинные стены», построенными на случай неожиданного нападения. Сам город имел выгодное географическое положение. Он располагался на небольшом полуострове, связанный с материком узким перешейком, который обороняли войска. Все это обеспечивало Афинам защиту от неожиданного нападения как с суши, так и с моря.

В порту находилось три гавани: две военные и одна торговая. Военные гавани имели узкие входы, которые запирались натянутыми железными цепями или канатами. Со стороны суши военные гавани были обнесены стенами, препятствующие не только проникновению посторонних, но и защищавшими от вражеских соглядатаев. По законам Афинского полиса лишь граждане, то есть люди, чья благонадежность не вызывала сомнения, так как их родители тоже являлись гражданами, имели право служить на военных кораблях. В порту располагалось 400 военных кораблей, называемых триерами. У каждой триеры было свое закрепленное место. В портовых складах хранились необходимые для починки кораблей материалы: паруса, канаты, весла, якорные цепи. В гаванях без устали трудились пришедшие сюда из разных областей Аттики бедняки. Они выполняли обязанности гребцов и матросов, трудились на верфях, участвуя в починке старых кораблей и постройке новых. Нередко в гаванях появлялись и богатые афиняне - земледельцы и торговцы, каждый из которых по законам Афинского полиса обязан был за собственный счет построить и снарядить боевой корабль.

2. Главный ходовой товар - рабы

Самая большая гавань Пирея стала центром торговли. Сюда прибывали корабли из отдаленных колоний, из Египта и Карфагена, а также других областей Африки. В Пиреи доставлялись ткани и ковры, слоновья кость, рыба, зерно и, конечно, рабы. Пришедшее в порт торговое судно встречали афинские должностные лица, в чью обязанность входило получить с купца пошлину - денежный сбор, позволявший торговать в Афинах. Завершив удачную торговлю, купцы закупали местные товары: оливковое масло, вино, изделия ремесленников (глиняные сосуды, статуи, браслеты и серебряные кубки). Некоторые купцы, видя, как бойко идет торговля, переселялись в Афины. Таких купцов называли метеками, что в переводе с греческого обозначает «переселенец». В отличие от афинских граждан метеки платили в афинскую казну особый налог, предоставлявший им право проживать в городе.

В результате развития торговли было принято решение о постройке рядом с гаванями города Пирей. Он был построен под руководством греческого архитектора Гипподама Милетского. План города считался для того времени очень передовым: улицы были широкими и длинными и пересекались под прямым углом. На территории города находились харчевни и постоялые дворы, в которых приезжие могли отдохнуть после путешествия. Метеки владели собственными домами. Жители и гости города имели возможность посещать театр, а всем необходимым в быту торговали на рыночной площади.

Одним из самых ходовых товаров как в Афинах, так и во всей Греции являлись рабы. Рабами становились чужеземцы, взятые в плен или купленные жителями колоний у местного населения, а также моряки, с захваченных пиратами кораблей. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве, в ремесленных мастерских, при сборе урожая и в серебряных рудниках. Цены на рабов устанавливались в зависимости от их возраста, профессиональных навыков и физического здоровья. Так, например, погонщик ослов стоил 140 серебряных монет, называемых драхма. Раб для работы в рудниках 180 драхм, ювелирных дел мастер - 360 драхм. Известно также, что бык стоил 50 драхм, а свинья - 3 драхмы. При этом афинская семья тратила на еду полдрахмы в день.

3. Итоги урока

Подведем итоги урока:

1) в V в. до н.э. Афинское государство превратилось в центр международной морской торговли;

2) главным портом Аттики стал город Пирей, куда свозились товары из многих стран;

3) самым ходовым товаром стали рабы.

К занятию прикреплены файл «Это интересно!» и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/V-gavanyakh-afinskogo-porta-Pirey