Биографии Характеристики Анализ

В какой природной зоне находится город чунцин. Чунцин, город в китае

КНР Статус Город центрального подчинения Мэр Тан Лянчжи История и география Площадь 82 403 км² Высота центра 237 ± 1 м и 243 м Часовой пояс UTC+8 Население Население 30 751 600 человек (2017 ) Плотность 373 чел./км² Национальности ханьцы (94 %), туцзя (5 %), мяо (1 %) Цифровые идентификаторы Телефонный код +86 23 Почтовый индекс 400000–409900 Автомобильный код 渝A, B, C, F, G, H ISO CN-50 Прочее Аббревиатура 渝, Yú www.cq.gov.cn/ Аудио, фото и видео на Викискладе

Видео по теме

Население

Официальные границы города центрального подчинения задают территорию длиной в 470 км с востока на запад и шириной 450 км с севера на юг, общей площадью в 82 403 км², из которых 1473 км² (1,79 %) занимает урбанизированная зона, а 80 930 км² (98,21 %) приходятся на пригородные и сельские районы. При этом следует учитывать особенности территориального деления принятые в Китае: в Китае нет официального понятия «населённый пункт», а «город центрального подчинения» - это административная единица, такая же как «провинция». Так, к городу центрального подчинения Чунцин относится 31 район, 8 уездов и 4 автономных уезда. Однако при этом территория города центрального подчинения Чунцин не представляет собой целиком застроенную домами и дорогами зону. Это большая по площади территория, равная площади Австрии.

По данным Департамента статистики Чунцина по итогам 2017 года урбанизированное население составило в сумме 19 706 800 человек, а сельское - 11 044 800 человек .

Для отличия от всего «города центрального подчинения Чунцин» (то есть административной единицы), по отношению к собственно городу Чунцин и его ближайшим пригородам в местной прессе часто используется неофициальный термин «главная городская зона» (кит. упр. 主城区 , палл. : чжучэнцюй ).

Чунцин граничит с провинциями Хубэй и Хунань на востоке, Гуйчжоу на юге, Сычуань на западе и Шэньси на севере. Через территорию города центрального подчинения протекают 80 рек, наиболее значительные из которых Янцзы , Цзялин , Уцзян , Фуцзян , Чицзян и Даниньхэ .

Климат

Короткая и относительно мягкая зима и жаркое, с высокой влажностью воздуха лето. С октября до апреля повышенная влажность воздуха является причиной частых густых туманов, что дало городу прозвище «Столица туманов» (кит. упр. 雾都 , палл. : Уду ).

Чунцин лежит в субтропической зоне. Средняя годовая температура 18,2 °C. Зимой температура опускается до 6-8 °C, а летом лежит между 27 и 38 °C. Среднестатистическое годовое количество осадков лежит между 1000 и 1100 мм. Наиболее комфортное время года с апреля по октябрь.

Климат Чунцина
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Средний максимум, °C 9,5 11,6 16,8 22,2 25,9 28,1 32,2 32,8 26,5 21,3 15,7 10,9 21,1
Средняя температура, °C 7,6 9,3 13,9 18,7 22,5 24,8 28,4 28,7 23,5 18,8 13,6 9,1 18,2
Средний минимум, °C 5,6 6,9 10,9 15,1 19 21,5 24,5 24,5 20,4 16,2 11,5 7,2 15,3
Норма осадков, мм 20 21 37 102 159 166 171 138 149 96 53 26 1138
Источник: Гонконгская обсерватория

Городской ландшафт

История

Возник более 3 тыс. лет назад. В древности город являлся столицей царства Ба и носил название Цзянчжоу . Название «Чунцин» («двойное торжество») возникло в 1189 году, когда третий сын императора Сяо-цзуна стал начальником области Гунчжоу, получив титул «князь Гун» (恭王), и в том же году после отречения отца стал императором под именем Гуан-цзун . В честь этого Гунчжоу было поднято в статусе с «области»-чжоу до «управы»-фу ; так как Гуан-цзуну в этом году пришлось дважды праздновать повышение в статусе (сначала до князя, а потом до императора), то он повелел переименовать Гунчжоу в Чунцинфу («управа двойного празднования»).

В 1891 г. Чунцин стал открытым портом, где была оборудована таможня, наблюдалось процветание в судоходстве, торговле, финансовом деле и перерабатывающей промышленности. Постепенно он стал играть роль узлового пункта, связующего Юго-Запад Китая и верховье Янцзы с внешним миром.

В 1929 г. Чунцину официально был придан статус города. В 1937 году сюда из Нанкина незадолго до его оккупации японскими войсками переехали правительственные учреждения Китайской Республики. В период антияпонской войны в 1937-1945 после оккупации японцами Нанкина Чунцин выполнял роль столицы государства. В 1939 году Чунцину был придан статус города, находящегося в непосредственном подчинении Административного совета (правительства Китайской Республики). После того, как в 1946 г. гоминьдановское правительство вернулось в Нанкин, Чунцин остался в прямом подчинении у Административного совета.

В 1949 г. после провозглашения Китайской Народной Республики Чунцин одно время оставался городом центрального подчинения, кроме того, он был местом пребывания Юго-Западного Бюро ЦК КПК и Юго-Западного Военно-Политического Комитета, политическим, хозяйственным и культурным центром Юго-Западного Китая. Лишь в 1954 году, когда в стране была упразднена система административного деления на большие административные регионы, Чунцин стал городом провинциального (Сычуань) подчинения.

С 1997 года Чунцин стал городом центрального подчинения. Власти города предпринимают активные меры по урбанизации региона, за счёт государственных средств ведётся строительство магистралей, создаётся городская инфраструктура на всей территории муниципального образования.

Административное деление

Карта административного деления Чунцина

Чунцин административно подразделяется на 26 районов, 8 уездов и 4 автономных уезда.

Районы
Название Иероглифы Пиньинь
1 Юйчжун 渝中区 Yúzhōng Qū
2 Дадукоу 大渡口区 Dàdùkǒu Qū
3 Цзянбэй 江北区 Jiāngběi Qū
4 Шапинба 沙坪坝区 Shāpíngbà Qū
5 Цзюлунпо 九龙坡区 Jiǔlóngpō Qū
6 Наньань 南岸区 Nán"àn Qū
7 Бэйбэй 北碚区 Běibèi Qū
8 Цицзян 綦江区 Qíjiāng Qū
9 Дацзу 大足区 Dàzú Qū
10 Юйбэй 渝北区 Yúběi Qū
11 Банань 巴南区 Bānán Qū
12 Ваньчжоу 万州区 Wànzhōu Qū
13 Фулин 涪陵区 Fúlíng Qū
14 Цяньцзян 黔江区 Qiánjiāng Qū
15 Чаншоу 长寿区 Chángshòu Qū
16 Хэчуань 合川区 Héchuān Qū
17 Юнчуань 永川区 Yǒngchuān Qū
18 Цзянцзинь 江津区 Jiāngjīn Qū
19 Наньчуань 南川区 Nánchuān Qū
21 Туннань 潼南区 Tóngnán Qū
22 Тунлян 铜梁区 Tóngliáng Qū
24 Жунчан 荣昌区 Róngchāng Qū
25 Бишань 璧山区 Bìshān Qū
27 Улун 武隆区 Wǔlóng Qū
30 Лянпин 梁平区 Liángpíng Qū
31 Кайчжоу 开州区 Kāizhōu Qū
Уезды
Название Иероглифы Пиньинь
26 Дяньцзян 垫江县 Diànjiāng Xiàn
28 Фэнду 丰都县 Fēngdū Xiàn
29 Чэнкоу 城口县 Chéngkǒu Xiàn
32 Уси 巫溪县 Wūxī Xiàn
33 Ушань 巫山县 Wūshān Xiàn
34 Фэнцзе 奉节县 Fèngjié Xiàn
35 Юньян 云阳县 Yúnyáng Xiàn
36 Чжунсянь 忠县 Zhōng Xiàn
Автономные уезды
Название Иероглифы Пиньинь
20 Юян-Туцзя-Мяоский автономный уезд 酉阳土家族苗族自治县 YǒuYáng Tǔjiāzú Miáozú Zìzhìxiàn
23 Сюшань-Туцзя-Мяоский автономный уезд 秀山土家族苗族自治县 XiùShān Tǔjiāzú Miáozú Zìzhìxiàn
37 Шичжу-Туцзяский автономный уезд 石柱土家族自治县 Shízhù Tǔjiāzú Zìzhìxiàn
38 Пэншуй-Мяо-Туцзяский автономный уезд 彭水苗族土家族自治县 Péngshuǐ Miáozú Tǔjiāzú Zìzhìxiàn

Экономика

Чунцин отличается от других китайских городов-миллионеров тем, что лежит не на равнине, а на холмах и горах, у впадения реки Цзялинцзян в Янцзы. В Китае он известен как единственный крупный город, где нет велосипедистов. Нерегулярная сеть улиц сориентирована по профилю склонов и берегам рек. Центр города расположен на полуострове длиной 6 км и шириной 3 км, сформировавшимся в устье Цзялинцзян. Из-за тесноты пространства улицы города узкие, большие площади и парки - скорее, исключение. Типичны мрачноватые переулки вдали от главных магистралей, прежде всего в старой (восточной) части городского центра. Они не красивы, но крайне любопытны для неспешных туристов.

Чунцин расположен в 2400 км от устья реки Янцзы и издавна являлся воротами Красного Бассейна и провинции Сычуань, к которым он в культурном отношении относится. Тем не менее большого торгового значения город не имел. Ситуация мало изменилась и тогда, когда в 1891 г. под нажимом Великобритании город стал договорным портом, благодаря чему получил таможенные и торговые привилегии для импортных товаров. Только в 1935 г. город был электрифицирован. Однако три года спустя национальное правительство под натиском японцев бежало на юг и сделало Чунцин китайской столицей военного времени. Многократно японцы бомбардировали город с воздуха. Люди укрывались в бомбоубежищах, оборудованных в недрах гор. С переездом правительства в Чунцин сюда были переведены многие фабрики и заводы, заложив фундамент для послевоенного развития. После 1949 г. Чунцин стал центром оборонной промышленности Китая. Особенно динамично город стал развиваться с началом эры реформ. При этом он существенную выгоду получает от богатых газовых и угольных месторождений на подчиненной ему территории.

Монастырь Лоханьсы и Деловой центр

Скальные скульптуры

Самое древнее и значительное городское святилище возникло в 1064-1067 гг., когда некий дззнский монах повелел высечь на скале первые изображения Будды. Более четырехсот статуэток Будды, боддхисаттв и благочестивых основателей сохранилось на двух скальных стенах высотой 3,5 м и длиной 21 и 24 м, образующие коридор позади входа. Несколько раз в течение столетий монастырь разрушался; нынешний вид он приобрел в 1885 г., когда по инициативе одного монаха на пожертвования верующих лежавший в руинах храм был отстроен заново. Однако все здания сгорели в 1942 г. при воздушном налете. Реставрация началась в 1945 г. Как центральный буддистский монастырь города это святилище ежедневно посещает множество верующих. Здесь заседает правление Объединения буддистов Чунцина. В монастыре проживает небольшое число монахов.

Зал пятисот лоханей (архатов)

Название монастыря указывает на его главную достопримечательность: Зал пятисот лоханей. Изготовленные из глины фигуры сидящих монахов выше человеческого роста - их точное число пятьсот двадцать четыре - расположены длинными рядами, они кажутся живыми и отчасти очень забавными. Оригиналы были разрушены в годы культурной революции; нынешние статуи - реконструкция 1980-х гг.

Главный зал

В главном зале находится много декоративных статуй. В середине -Будда Шакьямуни с двумя своими ближайшими учениками (бронза, эпоха Мин) , далее - бирманский нефритовый Будда, а по бокам - шестнадцать скульптур, изображающих учеников Гаутамы. Картина на стене трактует сюжет о том, как Будда Гаутама покидает дворец своих родителей и становится монахом. Монастырь лежит между высотными домами в центре города (улица Luohansi Jie; ответвление Minzu Lu) . Время работы: ежедн. 8.30-18.00. Популярен вегетарианский монастырский ресторан.

Памятник героям-освободителям

В 200 м к юго-западу от монастыря в 1945 г. был воздвигнут памятник в честь победы над Японией высотой 27,5 м - башня внутри с винтовой лестницей, по которой можно подняться. Сегодня это центр деловой части. Почти теряясь между новыми высотными домами, он стоит в сети современно оформленных пешеходных зон с магазинами, лавочками, банками, кинотеатрами, барами, ресторанами и ларьками. Здесь концентрируется деловая и торговая жизнь Чунцина.

Площадь Чаотяньмынь

Это - острый угол полуострова у слияния Янцзы и Цзялинцзян -важных судоходных рек Китая. Площадь с широким панорамным обзором рек (700 м к северо-востоку от монастыря Лоханьсы) оформлена в амбициозном современном стиле. Вид вниз на реку открывается не на восток, как можно было бы предположить, а на северо-запад, потому что Янцзы делает здесь большую петлю. Вдоль речных берегов в ряд расположились причалы для судов.

Пипашань и западные районы города

Городской музей Чунцина

Основанный в 1951 г., с тех пор, правда, несколько обветшавший городской музей Чунцина у горы Пипашань (2 км к западу от делового центра) своими экспонатами трехтысячелетней истории (бронзовое оружие, керамика, живопись) иллюстрирует культурное развитие Красного Бассейна. Большой интерес представляют прежде всего, скульптуры и надгробные рельефы эпохи Хань. Естественнонаучный отдел привлекает скелетами динозавров. Надписи на английском языке отсутствуют. Pipashan Zhengjie 72. Время работы: ежедн. 9.00-11.30, 14.00-16.50.

Парк Пипашань гунъюань

Наиболее возвышенную центральную часть города (345 м над уровнем моря) венчает павильон. Подняться к нему стоит в сумерках, когда огни пробиваются сквозь дымку и световая реклама окрашивает туман в различные цвета.

Народная площадь (Renmin Guangchang)

Единственный большой парк в черте города был заложен в начале 1950-х гг. в 1 км к северо-западу от городского музея. Здесь доминирует монументальное, примечательное по стилю здание. Народная аудитория представляет собой курьезный памятник в социалистически-китайском стиле, воздвигнутый в 1951-1953 гг. с элементами подражания имперской архитектуре. Характерным признаком является дугообразная конусовидная крыша, высотой 65 м. Формой и цветом крыша напоминает зал Моления об Урожае в алтаре Неба в Пекине. Передний зал, поменьше, высоко над фасадом, имитирует башенную надстройку пекинских ворот Небесного мира. Огромный зал на четыре тысячи мест, используемый для конференций и культурных мероприятий, открыт для осмотра. Во флигелях, строго симметрично простирающихся по обеим сторонам, расположена Народная гостиница (Жэньмннь биньгуань) , в которой в эпоху социализма останавливался, конечно же, не простой народ, а командированные партийные функционеры.

Музей «Трех ущелий»

Здание из стекла и бетона напротив - примечательное произведение современной архитектуры. В нескольких отделах представлена естественная и культурная история района «Трех ущелий». Многие экспонаты были найдены в местах, которые навсегда остались под водой после строительства плотины на Янцзы. Время работы: ежедн. 9.30-17.00.

Приезд и отъезд

Чунцин имеет гражданский транспортный аэропорт (Jiangbei Jichang, в 25 км к северу от города) , железнодорожные вокзалы и речной порт на Янцзы, выше ущелий. Здесь начинаются и заканчиваются круизы по реке через ущелья. В Чэнду и Дацзу ходят автобусы-экспрессы (автовокзал рядом с главным вокзалом) .

В центре города лучше всего передвигаться на своих двоих. Метро - пока проведена лишь одна линия, от центра города на юго-запад - го-стям-туристам почти не понадобится. Особый транспорт - два фуникулера, соединяющих центр города с противоположными берегами обеих больших рек.

Тушеное мясо с картошкой по-сычуаньски в разных вариациях нигде не найти в таком обилии ресторанчиков и закусочных, как на улице Wuyi Lu, которую называют также «Huoguo Jie», то есть «Улица мяса с картошкой». Параллельная ей улица Bayi Lu в деловом центре юго-восточнее памятника героям-освободителям - еще одно средоточие кулинарного искусства города.

Один из крупнейших городов центральной части Китая Чунцин - флагман правительственной кампании, направленной на развитие западных регионов страны. Здесь строятся новые объекты инфраструктуры и проводится реструктуризация отраслей промышленности в попытке привлечь новые инвестиции.

Чунцин в цифрах 2002 г. Рост с 2001 г. (%) Национальный рейтинг
Площадь (км2) 82000 26
Численность (миллионов человек) 31,1 0,3 20
ВВП (миллиардов юаней) 197,1 12,7 23
ВВП на душу населения (миллиардов юаней) 6437 24,8 18
Средняя зарплата (юаней) 10960 15,1 18
Розничная торговля потребительскими товарами (миллиардов юаней) 76,3 9,1 20
На сто городских семей приходится:
- компьютеров 25,3 46,2 5
- видео и CD проигрывателей 67,1 12,4 4
- мобильных телефонов 53,9 57,1 16
Индекс потребительских цен (%) -0,4 10
Экспорт (миллиардов USD) 1,12 -4,7 23
Экспорт предприятиями с иностранным капиталом (миллиардов USD) 0,1 5,5 26
Импорт (миллиардов USD) 0,91 -6,1 25
Импорт предприятиями с иностранным капиталом (миллиардов USD) 0,28 27 21
Общее число зарегистрированных иностранных компаний 1388 -7,6 23
Использованные иностранные инвестиции за этот год (миллионов USD) 196 -23,7 23

Чунцин - один из важнейших торговых и промышленных центров центральной части Китая. С 1937 по 1945 год, когда Наньцзин был оккупирован японскими войсками, Чунцин стал столицей правительства националистов. Несмотря на то, что город подвергался довольно сильным бомбардировкам со стороны японцев, его население в этот период троекратно увеличилось. Сюда были перенесены многие ключевые учреждения и предприятия, которые в дальнейшем послужили основой индустриальной мощи города. Будущий глава КНР Дэн Сяо Пин стал первым мэром Чунцина после прихода к власти коммунистов в 1949 году.

В 1997 году Чунцин вышел из состава провинции Сычуань и стал муниципалитетом центрального подчинения. В принципе, сейчас это самый большой город в мире. Его быстро растущее население уже перевалило за 31 млн. человек, его площадь равна 82 тыс. кв. км, что больше территории Австрии. Но с другой стороны, после того, как в 1997 году к муниципалитету были присоединены соседние округа Ваньсянь (Wanxian), Фулин (Fuling) и Цяньцзян (Qianjiang), 97% его территории стали составлять сельские районы, в которых и проживает основная часть населения. Чтобы ускорить процесс урбанизации, местное правительство планирует ежегодно переселять в города по 500 тыс. человек в течение ближайших 20 лет.

Город раскинулся на берегах Янцзы в 2500 км к западу от Шанхая. Это идеальное место для выхода на рынки центральных районов Китая, пока еще не достаточно развитых. Раньше иностранных инвесторов отпугивало плохое состояние дорог. Но постепенно Чунцин становится все привлекательнее в их глазах, будучи единственным в регионе городом центрального подчинения.

Чунцин стал главным проводником правительственной программы, направленной на промышленное развитие провинций, расположенных в западной и центральной части страны, и на сглаживание экономического неравенства между этими территориями и восточным побережьем. Эта программа, а также вступление Китая в ВТО способствовали началу экономического подъема в этом регионе. Для многих отраслей промышленности правительством было установлено освобождение от уплаты налогов сроком на 5 лет, а после этого периода для них начинает действовать фиксированная налоговая ставка в 15%. Но бюрократический аппарат Чунцина все еще имеет репутацию неповоротливого и консервативного. Пока что ему с трудом удается переманивать иностранных инвесторов из более доступных прибрежных районов. Но и в Чунцин уже пришло несколько крупных компаний.

За первые 8 месяцев 2003 года ВВП муниципалитета составил 137,7 млрд. юаней (рост в 11,1 %). За этот же период объемы экспорта выросли на 52 % до уровня 960 млн. USD, а импорта на 44% до 640 млн. USD. За 2002 год было использовано иностранных инвестиций на сумму 196 млн. USD. Начиная с 1997 года доход на душу городского населения ежегодно рос на 7,2 %, и в 2002 году он равнялся 7238 юаней.

Развитие инфраструктуры

Для того, чтобы обеспечить поступление долгосрочных инвестиций, Чунцин сделал ставку на развитие своей инфраструктуры. В ближайшее десятилетие муниципальное правительство собирается потратить на инфраструктуру 240 млрд. юаней. К 2010 году предполагается реализовать 107 крупных проектов. 100 млрд. юаней из этой суммы предназначено на строительство логистического центра, который станет самым большим в западном Китае. Кроме того, к 2010 году планируется увеличить пропускную способность местного аэропорта в 5 раз. Будет инвестировано 15 млрд. юаней в расширение речных портов. В 2003 году началось сооружение порта Цуньтань (Cuntan), который сможет принимать до 700 тыс. контейнеров в год. Стоимость работ оценивается в 1,5 млрд. юаней.

Также будет выделено 94,4 млрд. юаней на развитие городских коммуникаций. Будет построено 2 тыс. км скоростных автомагистралей (в 2003 году общая их протяженность составляла 400 км). Кроме того, 6 тыс. км дорог свяжут Чунцин с другими ключевыми городами. Автомобильное сообщение охватит 90% деревень в провинции.

Две кольцевые и 8 радиальных автострад соединят Чунцин с крупнейшими городами в соседних провинциях Сычуань, Гуйчжоу и Хубэй. Предусмотрено строительство новых магистралей до Суйнин (Suining), Чанша (Changsha), Лучжоу (Luzhou). Первая кольцевая автодорога протяженностью 75 км была построена в городе в 2001 году, а в 2005 году начнется сооружение дополнительной 186-километровой автострады.

Через реки Янцзы и Цзялин (Jialing) перекинуто более 20 мостов. К 2010 году будет построено еще 8 мостов через Янцзы. В начале 2003 года началась прокладка 160-километровой железнодорожной ветки Суйнин - Чунцин (4,6 млрд. юаней), благодаря которой путь до Чэнду (Chengdu) будет занимать всего 4 часа. В декабре 2002 года началось возведение нового моста Ваньчжоу (Wanzhou) через Янцзы в рамках строительства 300-километровой железной дороги Ваньчжоу - Ичан (Yichang) (16 млрд. юаней). Мост должен быть завершен к маю 2005 года.

Одним из 10 ключевых проектов, предусмотренных программой по развитию западных регионов страны, является 625-километровая железнодорожная линия Юйхуай (Yuhuai), которая соединит Чунцин с городом Хуайхуа (Huaihua) в провинции Хунань. Она сможет перевозить 5 млн. пассажиров ежегодно. Строительство началось в 2003 году, завершить его планируется к 2006 году, и стоимость его составит 20 млрд. юаней.

Производство подвижного состава для монорельсовой дороги Чунцина будет вестись совместно с японской компанией Hitachi. Строительство этого первого в Китае монорельса обойдется в 3,5 млрд. юаней. Часть средств, а именно 240 млн. USD, была получена в виде займа от правительства Японии. Монорельсовая дорога позволит разгрузить транспортную систему Чунцина, не оказывая негативного влияния на достаточно сложную экологическую обстановку в городе. Ветка протянется на 13,5 км, она будет состоять из 14 станций. Пуск в эксплуатацию намечен на июнь 2004 года. Монорельс в Чунцине также входит в десятку приоритетных направлений правительственной программы по развитию запада страны.

Численность трудоспособного населения Чунцина довольно внушительна. Примерно миллион человек задействован в многочисленных проектах по развитию инфраструктуры. Местное правительство пообещало выделить 600 млрд. юаней на строительство новых городских кварталов общей площадью 600 кв. км к 2012. Ожидается, что к концу 2010 года число городских жителей муниципалитета должно вырасти до 16 млн. человек (в 2001 году городское население составляло 10 млн. человек).

В последнее время Чунцин часто испытывает серьезные проблемы с электроснабжением, что заставляет местное правительство вкладывать значительные средства в строительство электростанций и в развитие городских сетей энергоснабжения. Регион обладает большим количеством источников гидроэлектроэнергии, но из-за низкого уровня воды и из-за слишком большого спроса на электроэнергию, довольно часто возникают перебои в энергоснабжении. В жаркие летние месяцы, когда температура может достигать 400С, из-за чрезмерного использования кондиционеров воздуха город нередко оказывается на грани энергетического коллапса. Эти проблемы скорее всего будут продолжаться и в будущем. Для того, чтобы решить их, центральное правительство пересмотрело план подачи электроэнергии от ГЭС Three Gorges Dam, чтобы часть ее поступала и в Чунцин.

Увеличение объемов газоснабжения

Город собирается также инвестировать 817 млн. юаней в расширение сетей подачи природного газа в ответ на прогнозируемый рост его потребления в ближайшие несколько лет. Новые трубопроводы и хранилища позволят в 2 раза увеличить газоснабжение города до 6 млн. кубометров в день.

Завершение первой стадии проекта водохранилища Three Gorges позволило увеличить глубину русла Янцзы, благодаря чему суда водоизмещением 10 тонн могут проходить по реке до Чунцина круглый год. Когда водохранилище будет полностью заполнено водой, ожидается настоящий бум речного судоходства. Путешествие вверх по Янцзы от морского побережья до Чунцина занимает примерно неделю.

Город планирует строить новые речные порты, делая ставку на развитие контейнерных перевозок. Благодаря новым портам грузооборот Чунцина будет ежегодно увеличиваться на 50 млн. тонн и составит в будущем 100 млн. тонн грузов в год. Также проводится модернизация уже существующих портов и доков.

Предусмотрено строительство 4х гражданских аэропортов в разных частях города, что позволит Чунцину стать самым крупным центром воздушных сообщений в западном регионе Китая. В расширение международного аэропорта Цзянбэй (Jiangbei) инвестируется 200 млн. юаней. Когда в конце 2004 года он откроется после реконструкции, его пропускная способность составит 7 млн. пассажиров в год.

В июне 2003 года открылся аэропорт Ваньчжоу, способный принимать 250 тыс. пассажиров ежегодно. Его строительство обошлось в 450 млн. юаней. К концу 2006 года должно завершиться сооружение аэропорта Цяньцзян. Планируется также построить второй международный аэропорт.

В марте 2003 года южнокорейская авиакомпания Asiana Airlines возобновила рейсы из Сеула в Чунцин, после того как в 2002 году воздушное сообщение между этими городами было приостановлено в виду отсутствия спроса. В июне 2003 года начала действовать Sanxia General Airlines, единственная местная авиалиния в Чунцине, головной офис которой находится в Лянпин (Liangping). Эта авиакомпания будет осуществлять туристические и чартерные рейсы, а также полеты по тушению пожаров и спасательные операции.

Промышленность Чунцина в последние годы развивается быстрыми темпами. Проводится реструктуризация ключевых отраслей, таких как автомобильная, химическая и фармацевтическая промышленность. Многочисленные военные заводы, созданные после 1949 года и стратегически важные в свое время, сейчас потеряли конкурентоспособность, и в результате конверсии переориентируются на выпуск гражданской продукции. Один из бывших заводов по производству вооружений стал совместным предприятием между американской компанией Cummins Engine и китайской China National Heavy Truck.

В рамках строительства ГЭС Three Gorges Dam многие предприятия были закрыты и перенесены на другое место. Правительство воспользовалось этой ситуацией, чтобы провести технологическую модернизацию перемещаемых государственных предприятий, и подготовило ряд законопроектов с целью привлечения иностранных инвесторов к этому процессу. Многие крупные государственные заводы были реорганизованы в совместные предприятия с иностранными компаниями, например такими как Yamaha и BP.

Компания BP планирует к 2004 году дополнительно инвестировать 140 млн. USD в свое совместное предприятие Yangtze River Acetyls с целью расширения его производственных мощностей на 75%. Таким образом, этот завод станет крупнейшим производителем ацетила в Китае. BP и Sinopec создали Yangtze River Acetyls в 1999 году, первоначально вложив в него 200 млн. USD. Последующие инвестиции позволили начать выпуск других видов продукции, например этил ацетата и бутил ацетата.

Компания Chongqing Iron and Steel приобрела на аукционе завод по производству листового проката, который принадлежал обанкротившемуся американскому концерну Enron. Завод будет демонтирован в США и переправлен на территорию Чунцина (в июле 2003 года часть его уже была перевезена). Производственная мощность этого завода составляет 360 тыс. тонн в год, он должен начать работать на новом месте в 2005 году. Всего в 2002 году в муниципалитете Чунцина было произведено примерно 2 млн. тонн сырой стали и 1,6 млн. тонн сталелитейной продукции.

Производство высококачественного алюминия

В конце 2002 года компания Southwest Aluminum Industry Group начала строительство технологической линии по выпуску алюминия стоимостью 1,4 млрд. юаней. Это самое крупное алюминиевое производство в Китае. Линия должна быть запущена в 2005 году, она сможет ежегодно выпускать 300 тыс. тонн высококачественного алюминия и алюминиевых сплавов, в 2 раза увеличив производство подобной продукции в юго-западном регионе Китая.

В апреле 2003 года корпорация Tycoon Corporation, базирующаяся в провинции Хунань, объявила о намерении построить в Чунцине самый большой в мире завод по производству электролитического марганца. Завершить строительство, стоимость которого составит 100 млн. юаней, планируется в первой половине 2004 года. Завод будет выпускать до 300 тыс. тонн электролитического марганца в год.

Чунцин занимает 4ое место в Китае по выпуску автотранспортных средств и 5ое - по выпуску легковых автомобилей. В состав автомобильной отрасли Чунцина входит около 400 фабрик по производству запчастей. В автомобильном производстве в муниципалитете занято примерно 300 тыс. работников.

В Чунцине находится компания Changan Automobile, 4ое по величине автостроительное предприятие Китая и самый крупный производитель мини-вэнов. Changan Automobile выпускает малолитражные автомобили и мотоциклы в сотрудничестве с японской Suzuki. Кроме того, совместно с американским концерном Ford Motors компания открыла завод стоимостью 98 млн. USD, в котором партнерам принадлежит по 50%. Завод был пущен в эксплуатацию в январе 2003 года. На первом этапе планируется выпускать 20 тыс. малолитражек Fiesta в год, к 2005 году годовое производство должно возрасти до 150 тыс. машин. На заводе работает 800 человек. Помимо сборочного конвейера, здесь имеется также покрасочный и сварочный цеха.

Рост доходов

Компания Changan Automobile объявила, что за первые 9 месяцев 2003 года ее чистая прибыль составила 1,1 млрд. юаней, в то время как за тот же период 2002 года прибыль равнялась 394 млн. юаней. За третий квартал 2003 года было продано 86 тыс. автомобилей, а годом раньше этот показатель был на уровне 67 тыс.

Среди других автопроизводителей можно упомянуть завод Qingling, специализацией которого является выпуск легких грузовиков, и завод Chuanqi, занимающего лидирующие позиции на рынке тяжелых грузовиков. В 2002 году Qingling продал рекордное количество грузовиков - 32787 шт., но по итогам года чистая прибыль компании снизилась на 44 %.

Традиционно сильны позиции Чунцина в экспорте мотоциклов. Несмотря на недавние трудности, вызванные падением цен и обострением конкуренции, с начала 2003 года этот сектор постепенно наращивает темп. За первый квартал 2003 года на экспорт было продано 195 тыс. мотоциклов на общую сумму 66 млн. USD, что на 43% лучше показателей за тот же период 2002 года. Эти успехи отчасти связаны с выходом на новые экспортные рынки и с предложением новых моделей продукции для европейских и ближневосточных покупателей.

Хотя доминирующей отраслью в Чунцине продолжает оставаться тяжелая промышленность, город добился значительного прогресса и в сфере высоких технологий. В 2001 году муниципальное правительство приняло ряд законопроектов, направленных на поощрение развития этого сектора, в первую очередь в области разработок программного обеспечения и производстве интегральных схем. Зона развития высоких технологий Чунцина, основанная в 1991 году, раскинулась на площади 12 кв. км. Она создавалась с целью привлечения предприятий, охватывающих широкий спектр высокотехнологичных отраслей, но пока здесь представлены только компании, специализирующиеся в 2 областях - электронных информационных технологиях и производстве запчастей для автомобилей.

В начале 2003 года зарегистрированная на бирже NASDAQ компания UTStarcom (США), крупнейший поставщик телекоммуникационного оборудования на рынок Китая, открыла на территории Зоны завод стоимостью 25 млн. USD, где она может ежегодно производить 1 млн. телефонных аппаратов с системой личного доступа. UTStarcom намерена также вложить примерно 72 млн. USD в создание научно-исследовательского центра в Чунцине и расширить свою производственную гамму за счет оборудования для широкополосного доступа и мобильных систем 3G.

Одна из крупнейших американских страховых компаний Liberty Mutual выступила с предложением создать промышленный парк с целью привлечения иностранных инвестиций. Парк будет располагаться недалеко от завода Ford Motors. Ожидается, что инвестиции в Парк смогут составить несколько миллионов USD. В южной части Чунцина расположен Промышленный парк Эрлан (Erlang) площадью 10 кв. км. Его ключевые отрасли- электронные информационные технологии и производство запчастей для автомобилей и мотоциклов. На территории районов Шапинба (Shapingba) и Наньпин находится также Зона развития высоких технологий.

Зона развития экономики и техники, которая занимает 10 кв. км в районе Наньпин, расположена в 3х км от центра города, в начале шоссе Чунцин - Чэнду. Она была основана в 1990 году и три года спустя получила государственный статус. Здесь представлены такие иностранные компании как Honda, Ericsson и Kansai Paint. В мае 2003 года руководство Зоны развития экономики и техники Наньпин объявило, что был одобрен план строительства логистического центра в городе Юаньянь (Yuanyan) вблизи от крупнейшего порта Чунцина. Этот проект потребует инвестиций в размере 1 млрд. юаней.

Созданный в 2002 году Парк химической промышленности Чаншоу (Changshou) - крупнейший подобный парк в бассейне реки Янцзы. Он имеет доступ к разведанным месторождениям природного газа этого региона (320 млрд. кубометров). Основная продукция Парка - метанол, хлоропреновый каучук и другие продукты нефтепереработки.

Многонациональный бизнес

Среди транснациональных корпораций, представленных в Чунцине, можно выделить Nokia, ABB, American Standard, Rockwell, Isuzu, а также Northern Telecom, Hutchison Whampoa, Mobil, Goldlion Group, Samsung. Отдельным инвесторам удалось заключить особо выгодные контракты, что частично компенсирует им некоторые недостатки Чунцина, к примеру плохое транспортное сообщение и высокий уровень загрязнения окружающей среды.

В июне 2003 года французская компания Lafarge заплатила 240 млн.юаней за 70% акций цементного завода в Чунцине. Через месяц завод возобновил производство под новым названием Chongqing Lafarge Co. Ожидается, что годовой объем выпускаемой продукции составит 1,8 млн. тонн.

В 2002 году PepsiCo инвестировала 10 млн. USD в новую технологическую линию на своем совместном предприятии в Чунцине, что позволило увеличить выпуск безалкогольных напитков на 6 млн. пакетиков в год. По заявлениям PepsiCo, компания контролирует 75% рынка безалкогольных напитков в муниципалитете. Французская розничная сеть Carrefour вложила 29 млн. USD в создание трех своих супермаркетов в Чунцине. Немецкая сеть Metro также проявляет активность и открывает на территории Зоны развития экономики и техники самый крупный в западном Китае супермаркет и клубные торговые центры. Американский гигант розничной торговли Wal-Mart планирует открыть три магазина в Чунцине.

Воспользовавшись правительственной программой, направленной на привлечение в сферу образования зарубежных и частных инвестиций, австралийская IT-компания Amnet приобрела в конце 2002 года Чунцинский университет Хайлянь (Hailian). В первом семестре после того, как Amnet стала владельцем университета, число принятых на учебу выросло на 40%. Компания собирается выкупить и другие образовательные учреждения в городе. В 2003 году в Чунцине открылась первая международная школа, 80% в которой принадлежит трем гражданам Сингапура. В начале нового учебного года в школе училось 200 детей.

16 крупных частных компаний, расположенных в Чунцине, собираются учредить частный банк. Среди них производитель мотоциклов Lifan Industrial Group, который взял на себя обязательство вложить в создание банка 1 млрд. юаней, и кроме того заявил, что постарается найти иностранных инвесторов для 15% акций. Местные власти поддержали этот план. В Чунцине сосредоточено более 300 финансовых институтов. Здесь открыли свои филиалы Bank of Nova Scotia, HSBC, канадская Sun Life Insurance.

В последние годы основными работодателями в Чунцине выступают частные компании, по мере того как государственные предприятия сдают свои позиции. Ярким представителем частного бизнеса является сеть ресторанов традиционной кухни Cygnet Hotpot, основанная уроженцем Чунцина Ляо Чангуан (Liao Changguang). Бывший служащий конструкторского бюро превратил свое предприятие в ведущую сеть в Китае и был первым, кто стал работать на условиях франшизы.

Государственные финансы испытывают серьезную нагрузку в связи с необходимостью переселить большое количество людей, лишившихся своих домов в результате сооружения ГЭС Three Gorges Dam. Более 1 млн. жителей Чунцина вынуждено переехать из-за этого строительства, вызывающего много споров и разногласий. В июне 2003 года уровень воды в водохранилище Three Gorges поднялся до отметки 135 метров, и в августе была введена в строй первая очередь ГЭС.

Политика муниципальных властей поощряет переселение людей в пригороды малых и средних городов для того, чтобы дать крестьянам возможность работать на местных фабриках в дополнение к их доходам от сельского хозяйства. Самые значительные изменения происходят в округе Ваньчжоу, где необходимо переселить 300 тыс. человек, и где создается 5 новых городов и 33 села. Все это обойдется в 8,4 млрд. юаней. Центральное правительство распорядилось, чтобы другие провинции Китая оказали финансовую помощь регионам, пострадавшим в результате строительства Three Gorges Dam. Например, город Фулин, где 68 тыс. человек останутся без крова, получил инвестиций на сумму 1,6 млрд. юаней, в том числе и от производящей безалкогольные напитки компании Wahaha, расположенной в Ханчжоу.

Чунцин ежегодно выделяет 40 млн. юаней на социальную защиту и профессиональную переподготовку безработных. Более 50 компаний получили специальные гранты за то, что они нанимают работников, сокращенных с других предприятий. В последнее время тысячи жителей муниципалитета лишились права на полное пенсионное обеспечение. В ответ на это Чунцин выступил инициатором создания новой пенсионной системы при поддержке Всемирного банка и страховой компании ING Insurance.

За последние несколько лет город преобразился и приобрел внешний лоск. Гонконгские компании Cheung Kong Holdings и Hutchison основали в Чунцине свой филиал Hutchison Enterprises (Chongqing) с целью развития местного рынка недвижимости. В марте 2003 года Hutchison заявила, что инвестирует 500 млн. USD в строительство роскошных особняков в городе. Компания уже построила здесь офисный и торговый центры.

Городское строительство

В августе 2003 года, еще один гонконгский девелопер компания Shui On Group заключила контракт с муниципальным правительством на проведение реновации старых городских кварталов площадью 2 млн. кв. км. Компания вложит более 10 млрд. юаней в этот проект, который предусматривает строительство новых жилых комплексов, деловых и торговых центров. На счету Shui On Group очень удачная застройка района Синьтяньди (Xintiandi) в центре Шанхая.

Паромный терминал Чаотяньмэнь (Chaotianmen) был превращен в вымощенную мрамором площадь, украшенную растениями в горшках и скульптурами. Многие старые здания вдоль набережной были снесены, и на их месте раскинулись парки, которые во время наводнений играют также роль буферной зоны.

Район Цзянбэй площадью 76 кв. км, ранее застроенный старыми фабриками и ветхими домами, постепенно приобретает новый современный облик. Австралийская компания Belt Collins взяла на себя работы по планированию городской инфраструктуры и садово-паркового дизайна этой территории, в чье развитие правительство планирует вложить 100 млрд. юаней в течение ближайших 15-20 лет, и где предполагается поселить 800 тыс. человек. Частные лица активно покупают здесь жилье. Концерн Hutchison Whampoa приобрел жилой комплекс в Цзянбэй, и старается привлечь сюда покупателей из центральных провинций Китая.

Загрязненный воздух представляет серьезную угрозу для здоровья местных жителей. Кислотные дожди, висящий над городом зимой и летом смог, который в жаркий период усугубляется повышенной влажностью - все это делает Чунцин малопривлекательным для жизни. Проект Three Gorges Dam вероятно обострит проблему загрязнения воды в Янцзы, т.к. в результате его осуществления течение реки должно замедлится. Муниципальное правительство приняло ряд мер для борьбы с неблагоприятной экологической обстановкой. К февралю 2003 года было закрыто почти 2200 наиболее загрязняющих производств. Были прекращены работы в примерно 700 каменных карьерах, основных источников запыления атмосферы, и еще 554 карьера будет закрыто к июню 2004 года.

Инвестиции в экологию

В период 2003 - 2007 гг. Чунцин намерен инвестировать 26 млрд. юаней в создание природоохранной инфраструктуры. В 2002 году Всемирный банк согласился выделить льготный кредит на сумму 250 млн. USD на строительство сооружений для очистки промышленных сточных вод и переработки твердых отходов. К борьбе с экологическими проблемами были привлечены иностранные компании, с рядом которых были основаны совместные предприятия. Например, австралийская компания Citect и филиал Chongqing Power Co. создали предприятие, специализирующееся на десульфуризации дымовых газов и на очистке сточных вод.

Довольно амбициозная программа по улучшению экологической обстановки в районе ГЭС Three Gorges Dam в ближайшее десятилетие предусматривает инвестиции в размере 10 млрд. юаней. Из них 1,5 млрд. юаней муниципальное правительство направит на строительство 19 мощных очистительных сооружений. Как сообщают, до 2003 года примерно 2/3 промышленных сточных вод и все бытовые сточные воды города сбрасывались в Янцзы.

Кроме того, низкоурожайные сельскохозяйственные угодья площадью 183 тыс. га, расположенные в гористой местности, будут превращены в леса и луга. Еще 1,1 млн. га пустошей предполагается засадить деревьями и травами. Сейчас растительностью покрыто только 23% территории муниципалитета, а к 2010 году, когда будут завершены вышеперечисленные мероприятия, эта цифра должна увеличиться до 36%. Сейчас центральное правительство доплачивает фермерам в шести округах Чунцина за то, чтобы в ближайшие годы они сажали на своих землях деревья вместо зерновых культур. Фермер получает 30 юаней и 150 кг зерна за каждые 0,17 га, засаженных деревьями.

Город Чунцин расположен на окраине Сычуанской низменности на Юго-Западе страны в месте соединения двух рек Цзялинцзян и Янцзы. река с её притоками. Здесь осталось множество исторических и культурных памятников периода Троецарствия. Всемирной известностью этого города пользуются три расщелины на Янцзы и наскальные рисунки в Дацзу. Невзирая на то, что городу уже более трех тысяч лет, первые поселения возникли 30 тысяч лет назад. Раньше на месте города находилась столица царства Ба. Само слово Чунцин переводится, как двойное празднование. Такое название городу удалось получить за счет своего правителя, праздновавшего дважды собственное возведение в сан князя, а затем и в сан императора.

Чунцин: как добраться

Международный цзянбэйский аэропорт расположен всего в 23 км от Чунцина. Из этого места осуществляются рейсы в 26 городов Китая, а также в Тайланд и Японию. На сегодняшний день идет возведение еще двух новых аэропортов. На территории города работают три железные дороги направлением Сычуань-Гуйчжоу, Хунань-Чунцин и Чэнду - Чунцинэ.

Также добраться до города можно с помощью расположенного в Чаотяньмэнь речного вокзала - места слияния рек Цзялинцзян и Чанцзян. Все те туристы, которые хотят отправиться на экскурсию трех ущелий Янцзы должны именно на этом вокзале сесть на теплоход. Начиная с 2005 года, на территории города работает линия метрополитена (монорельс), протяженность которой составляет 18 км и включает в себя 18 станций. Начинается линия с подземного участка, расположенного в деловом районе Чунцина, и идет вдоль южного берега реки на запад по наземной эстакаде. Далее линия метрополитена сворачивает на юг, и заканчивается ближе к западной части города.

Цены в магазинах и ресторанах Чунцина

В Китае, в частности в Чунцине один из самых лучших шоппингов во всем мире. Тут приехавшие на отдых туристы могут приобрести по весьма демократичным ценам не только национальные поделки, но и одежду, и обувь - копии всемирно известных брендов.

Город Чунцин знаменит своим фирменным блюдом, которое называется хого и представляет собой пряный и острый суп, ингредиенты, входящие в его состав ограничиваются исключительно фантазией повара. Одним из символов города также считается жгучий перец, перед тем как употребить пищу с обильным добавлением такой специи, рекомендуется жевать анис. Выделяемые анисом вещества способны снизить чувствительность ротовой полости.

Что стоит обязательно посмотреть в Чунцине

Одним из мест, которое обязательно следует посетить туристам - это три ущелья на реке Янцзы: Силенся, Уся и Цютанся. Протяженность этого участка составляет 193 км, при этом начинается он на западе в Байдичене и заканчивается у Наньцзингуана на востоке. Экскурсия по трем ущельям начинается на речном вокзале в Чунцине.

Барельефы Дацзу, находящиеся в городе, представляют собой большую художественную ценность, они являются прекрасным образцом храмового, пещерного искусства. Расположены такие барельефы в 15 километрах от уездного городка Дацзу на знаменитой горе Баодиншань. Самым популярным среди туристов местом стал Дафовань, который занимает лидирующее место не только по степени сохранности и художественному уровню картин, но и по масштабу их размещения. Входной билет в это место стоит около 50 RMB, а добраться до места можно автобусом от автостанции Дацзу - стоимость проезда 3 RMB.

Кроме того, всем туристам, приехавшим на отдых в Чунцин, непременно, будет интересно посетить такие места, как: музей Хунъяньцунь, Гэлэшань, мемориальный комплекс Кунъюань, резиденцию Кун Сянси, Гуйюань, резиденцию Чжан Чжичжуна, а также бывшую резиденцию Чан Кайши.

Погода Чунцина

Климат города довольно своеобразен, окруженный заводами и горами, омываемый двумя большими реками - город почти все время окутан густым туманом и смогом, через которые время от времени пробиваются лучи солнца. Субтропическая обильная растительность этого города не меняет в зависимости от сезона своего цвета, от этого может показаться, что в Чунцине просто остановилось время. Единственное, что может напоминать о том, что время не стоит на месте - это появление новых дорог на фоне привычных темно-зеленых пальм. Здесь относительно мягкая и короткая зима, влажное и жаркое лето. Густые туманы возникают над городом в период с октября по апрель, они вызваны высокой влажностью воздуха. Такое природное явление стало причиной того, что местные жители прозвали город - Столица туманов. Чунцин расположен в зоне субтропиков. Среднегодовой градус в этом месте составляет +18.2 С. С наступлением зимы температура воздуха может опуститься до 6-8 градусов тепла, а с наступлением лета колеблется между отметкой +27 и +38 градусов. Годовое среднестатистическое количество осадков составляет около 1 тысячи мм. Для поездки в Чунцин самым комфортным временем станет период с апреля по октябрь.

Любителям речных круизов в Чунцине

Для тех туристов, которые не представляют своего отдыха без речных круизов, Чунцин предлагает совершить плавание по реке Янцзы. Во время такого путешествия можно посмотреть на каньоны рек Сяонинхэ и Данинхэ рассекающих горы Ушань, три ущелья Санься, также можно увидеть древнейшие письмена, высеченные на порожистой гряде по центру Янцзы в Юньяне.

Речной круиз покажет туристам необычайные рельефы гор расположенных в уезде Фэнцзе карстовых грот, и высокогорный отель в горах Хунчиба на реке Уси, невероятной красоты водопад в горах Ушань на реке Цзыян и многое другое. После завершения возведения конструкции под названием Саньсяское водохранилище в долине Янцзы возникнет огромное по своему размеру рукотворное озеро площадью больше тысячи кв. км и протяженностью в 600 км. Именно оно будет местом экскурсий, отдыха и туристических круизов.

Зачем туда ехать в Чунцин

В Чунцине почти все в традиционном китайском стиле, этот город является одним из немногих больших городов Китая, в котором не чувствуется иностранное влияние. Это придает ему особенный, истинно китайский шарм - чайные и рисовые поля, черепичные крыши, детишки на спинах ортодоксальных бабулек в плетеных коробах.

Чунцин по праву можно считать одним из самых дешевых больших мегаполисов Китая, многие туристы могут назвать его грязным, однако эта грязь, пожалуй, причисляется уже к местному колориту. Чунцин является прекрасным местом для тех туристов, которые хотят узнать - что же собой представляет настоящий Китай.

April 6th, 2015

Вероятно, вы даже не слышали об этом городе. Мегаполис, который в скором времени может обогнать по численности населения самый большой город мира - Токио. Это 30-ти миллионный город Чунцин (Chongqing) в Китае. Только здесь старые кварталы могут исчезнуть за одну ночь, а на их месте столь же быстро вырасти новые - огромные, более высокие, обеспечивающие крышу над головой постоянно растущему населению.

Этот город усеян мостами немыслимых размеров, которые где-нибудь в другом месте стали бы его визитной карточкой и главной туристической достопримечательностью. Но здесь их слишком много, а главная их функция - транспортировка миллионов жителей к месту работы. Смотрите фотографии «китайского Детройта» в фотопроекте Тима Франко «Metamorpolis», который показывает с какой пугающей скоростью разрастается Китай, и как сельские жители, приехавшие сюда за хлебом, пытаются приспособиться к совершенно новому образу жизни.

1. Сегодня, второй по численности населения город мира, китайский Чунцин, расположенный в очень красивом месте - между горами, на берегу двух рек Янцзы и Цзялинцзян, до 1997 года был самым обычным городом. (Фото: Tim Franco/Chongqing, Metamorpolis).

Чунцин – один из важнейших торговых и промышленных центров центральной части Китая. С 1937 по 1945 год, когда Наньцзин был оккупирован японскими войсками, Чунцин стал столицей правительства националистов. Несмотря на то, что город подвергался довольно сильным бомбардировкам со стороны японцев, его население в этот период троекратно увеличилось. Сюда были перенесены многие ключевые учреждения и предприятия, которые в дальнейшем послужили основой индустриальной мощи города. Будущий глава КНР Дэн Сяо Пин стал первым мэром Чунцина после прихода к власти коммунистов в 1949 году.

В 1997 году Чунцин вышел из состава провинции Сычуань и стал муниципалитетом центрального подчинения. В принципе, сейчас это самый большой город в мире. Его быстро растущее население уже перевалило за 31 млн. человек, его площадь равна 82 тыс. кв. км, что больше территории Австрии. Но с другой стороны, после того, как в 1997 году к муниципалитету были присоединены соседние округа Ваньсянь (Wanxian), Фулин (Fuling) и Цяньцзян (Qianjiang), 97% его территории стали составлять сельские районы, в которых и проживает основная часть населения. Чтобы ускорить процесс урбанизации, местное правительство планирует ежегодно переселять в города по 500 тыс. человек в течение ближайших 20 лет.

2. В 1997 году все изменилось. Чунцин стал частью большого контролируемого властями проекта Китайской Народной Республики по обеспечению рабочими местами миллионов китайцев из сельской местности. (Фото: Tim Franco/Chongqing, Metamorpolis).

Город раскинулся на берегах Янцзы в 2500 км к западу от Шанхая. Это идеальное место для выхода на рынки центральных районов Китая, пока еще не достаточно развитых. Раньше иностранных инвесторов отпугивало плохое состояние дорог. Но постепенно Чунцин становится все привлекательнее в их глазах, будучи единственным в регионе городом центрального подчинения.

Чунцин стал главным проводником правительственной программы, направленной на промышленное развитие провинций, расположенных в западной и центральной части страны, и на сглаживание экономического неравенства между этими территориями и восточным побережьем. Эта программа, а также вступление Китая в ВТО способствовали началу экономического подъема в этом регионе. Для многих отраслей промышленности правительством было установлено освобождение от уплаты налогов сроком на 5 лет, а после этого периода для них начинает действовать фиксированная налоговая ставка в 15%. Но бюрократический аппарат Чунцина все еще имеет репутацию неповоротливого и консервативного. Пока что ему с трудом удается переманивать иностранных инвесторов из более доступных прибрежных районов. Но и в Чунцин уже пришло несколько крупных компаний.

За первые 8 месяцев 2003 года ВВП муниципалитета составил 137,7 млрд. юаней (рост в 11,1 %). За этот же период объемы экспорта выросли на 52 % до уровня 960 млн. USD, а импорта на 44% до 640 млн. USD. За 2002 год было использовано иностранных инвестиций на сумму 196 млн. USD. Начиная с 1997 года доход на душу городского населения ежегодно рос на 7,2 %, и в 2002 году он равнялся 7238 юаней.

3. Жители сельских районов из западной и центральной части Китая стали массово мигрировать в Чунцин. Привилегированное положение города способствовало быстрому развитию металлургической промышленности, машиностроения, строительства, химической и текстильной отраслей, пищевой промышленности и торговли. (Фото: Tim Franco/Chongqing, Metamorpolis).

4. Сегодня Чунцин - это огромная строительная площадка. Из-за своего специфического положения - между холмами и реками - город может только расти в высоту. Остекление террасы - это единственная возможность для жителей города создать свой маленький уголок природы в этих каменных джунглях. (Фото: Tim Franco/Chongqing, Metamorpolis).

Через реки Янцзы и Цзялин (Jialing) перекинуто более 20 мостов. К 2010 году построено еще 8 мостов через Янцзы. В начале 2003 года началась прокладка 160-километровой железнодорожной ветки Суйнин – Чунцин (4,6 млрд. юаней), благодаря которой путь до Чэнду (Chengdu) будет занимать всего 4 часа. В декабре 2002 года началось возведение нового моста Ваньчжоу (Wanzhou) через Янцзы в рамках строительства 300-километровой железной дороги Ваньчжоу – Ичан (Yichang) (16 млрд. юаней). Мост должен завершен к маю 2005 года.

Одним из 10 ключевых проектов, предусмотренных программой по развитию западных регионов страны, является 625-километровая железнодорожная линия Юйхуай (Yuhuai), которая соединит Чунцин с городом Хуайхуа (Huaihua) в провинции Хунань. Она сможет перевозить 5 млн. пассажиров ежегодно. Строительство началось в 2003 году и стоимость его составит 20 млрд. юаней.

Производство подвижного состава для монорельсовой дороги Чунцина будет вестись совместно с японской компанией Hitachi. Строительство этого первого в Китае монорельса обойдется в 3,5 млрд. юаней. Часть средств, а именно 240 млн. USD, была получена в виде займа от правительства Японии. Монорельсовая дорога позволит разгрузить транспортную систему Чунцина, не оказывая негативного влияния на достаточно сложную экологическую обстановку в городе. Ветка протянется на 13,5 км, она будет состоять из 14 станций. Пуск в эксплуатацию намечен на июнь 2004 года. Монорельс в Чунцине также входит в десятку приоритетных направлений правительственной программы по развитию запада страны.

5. В Чунцине нет места для старых зданий, здесь строят лишь огромные небоскребы, которые способны поместить растущее население города. (Фото: Tim Franco/Chongqing, Metamorpolis).

Численность трудоспособного населения Чунцина довольно внушительна. Примерно миллион человек задействован в многочисленных проектах по развитию инфраструктуры. Местное правительство пообещало выделить 600 млрд. юаней на строительство новых городских кварталов общей площадью 600 кв. км к 2012. К концу 2010 года число городских жителей муниципалитета достигло 16 млн. человек (в 2001 году городское население составляло 10 млн. человек).

В последнее время Чунцин часто испытывает серьезные проблемы с электроснабжением, что заставляет местное правительство вкладывать значительные средства в строительство электростанций и в развитие городских сетей энергоснабжения. Регион обладает большим количеством источников гидроэлектроэнергии, но из-за низкого уровня воды и из-за слишком большого спроса на электроэнергию, довольно часто возникают перебои в энергоснабжении. В жаркие летние месяцы, когда температура может достигать 40С, из-за чрезмерного использования кондиционеров воздуха город нередко оказывается на грани энергетического коллапса. Эти проблемы скорее всего будут продолжаться и в будущем. Для того, чтобы решить их, центральное правительство пересмотрело план подачи электроэнергии от ГЭС Three Gorges Dam, чтобы часть ее поступала и в Чунцин.

6. Увлекательный и пугающий мир невероятно быстро растущего города решил показать в своем фотопроекте французский фотограф Тим Франко. Впервые он приехал в Чунцин пять лет назад. Трансформация города за столь короткий промежуток времени произвела на него огромное впечатление и стала отправной точкой для создания этой уникальной серии фотографий. (Фото: Tim Franco/Chongqing, Metamorpolis).

Город собирается также инвестировать 817 млн. юаней в расширение сетей подачи природного газа в ответ на прогнозируемый рост его потребления в ближайшие несколько лет. Новые трубопроводы и хранилища позволят в 2 раза увеличить газоснабжение города до 6 млн. кубометров в день.

Завершение первой стадии проекта водохранилища Three Gorges позволило увеличить глубину русла Янцзы, благодаря чему суда водоизмещением 10 тонн могут проходить по реке до Чунцина круглый год. Когда водохранилище будет полностью заполнено водой, ожидается настоящий бум речного судоходства. Путешествие вверх по Янцзы от морского побережья до Чунцина занимает примерно неделю.

Город планирует строить новые речные порты, делая ставку на развитие контейнерных перевозок. Благодаря новым портам грузооборот Чунцина будет ежегодно увеличиваться на 50 млн. тонн и составит в будущем 100 млн. тонн грузов в год. Также проводится модернизация уже существующих портов и доков.

Предусмотрено строительство 4х гражданских аэропортов в разных частях города, что позволит Чунцину стать самым крупным центром воздушных сообщений в западном регионе Китая. В расширение международного аэропорта Цзянбэй (Jiangbei) инвестируется 200 млн. юаней.

7. На протяжении нескольких лет фотограф раз за разом возвращался в Чунцин, чтобы запечатлеть очередные изменения и адаптирующихся к ним сельских жителей. (Фото: Tim Franco/Chongqing, Metamorpolis).

В марте 2003 года южнокорейская авиакомпания Asiana Airlines возобновила рейсы из Сеула в Чунцин, после того как в 2002 году воздушное сообщение между этими городами было приостановлено в виду отсутствия спроса. В июне 2003 года начала действовать Sanxia General Airlines, единственная местная авиалиния в Чунцине, головной офис которой находится в Лянпин (Liangping). Эта авиакомпания будет осуществлять туристические и чартерные рейсы, а также полеты по тушению пожаров и спасательные операции.

Промышленность Чунцина в последние годы развивается быстрыми темпами. Проводится реструктуризация ключевых отраслей, таких как автомобильная, химическая и фармацевтическая промышленность. Многочисленные военные заводы, созданные после 1949 года и стратегически важные в свое время, сейчас потеряли конкурентоспособность, и в результате конверсии переориентируются на выпуск гражданской продукции. Один из бывших заводов по производству вооружений стал совместным предприятием между американской компанией Cummins Engine и китайской China National Heavy Truck.

В рамках строительства ГЭС Three Gorges Dam многие предприятия были закрыты и перенесены на другое место. Правительство воспользовалось этой ситуацией, чтобы провести технологическую модернизацию перемещаемых государственных предприятий, и подготовило ряд законопроектов с целью привлечения иностранных инвесторов к этому процессу. Многие крупные государственные заводы были реорганизованы в совместные предприятия с иностранными компаниями, например такими как Yamaha и BP.

8. Фотограф стал свидетелем жизни этого невероятного города: его старых жителей, которые на фоне огромных многоквартирных домов, сажали свои грядки и пасли скот, шумных днем и ночью строительных площадок, появляющихся как грибы после дождя мегалитических мостов, мощных эстакад, туннелей и новых линий метро. (Фото: Tim Franco/Chongqing, Metamorpolis).

9. На одних фотографиях можно увидеть типично городские пейзажи, на других же, кажется, что кто-то построил массивные жилые комплексы прямо посреди поля. (Фото: Tim Franco/Chongqing, Metamorpolis).

В конце 2002 года компания Southwest Aluminum Industry Group начала строительство технологической линии по выпуску алюминия стоимостью 1,4 млрд. юаней. Это самое крупное алюминиевое производство в Китае. Линия должна быть запущена в 2005 году, она сможет ежегодно выпускать 300 тыс. тонн высококачественного алюминия и алюминиевых сплавов, в 2 раза увеличив производство подобной продукции в юго-западном регионе Китая.

В апреле 2003 года корпорация Tycoon Corporation, базирующаяся в провинции Хунань, объявила о намерении построить в Чунцине самый большой в мире завод по производству электролитического марганца. Завершить строительство, стоимость которого составит 100 млн. юаней, планируется в первой половине 2004 года. Завод будет выпускать до 300 тыс. тонн электролитического марганца в год.

Чунцин занимает 4ое место в Китае по выпуску автотранспортных средств и 5ое – по выпуску легковых автомобилей. В состав автомобильной отрасли Чунцина входит около 400 фабрик по производству запчастей. В автомобильном производстве в муниципалитете занято примерно 300 тыс. работников.

В Чунцине находится компания Changan Automobile, 4ое по величине автостроительное предприятие Китая и самый крупный производитель мини-вэнов. Changan Automobile выпускает малолитражные автомобили и мотоциклы в сотрудничестве с японской Suzuki. Кроме того, совместно с американским концерном Ford Motors компания открыла завод стоимостью 98 млн. USD, в котором партнерам принадлежит по 50%. Завод пущен в эксплуатацию в январе 2003 года. На первом этапе планируется выпускать 20 тыс. малолитражек Fiesta в год, к 2005 году годовое производство должно возрасти до 150 тыс. машин. На заводе работает 800 человек. Помимо сборочного конвейера, здесь имеется также покрасочный и сварочный цеха.

10. Чунцин - слишком большой, массивный, перенаселенный город, который вскоре может стать самым населенным мегаполисом мира. И только люди в этих бетонных джунглях кажутся такими крошечными и трогательными. (Фото: Tim Franco/Chongqing, Metamorpolis).

Среди транснациональных корпораций, представленных в Чунцине, можно выделить Nokia, ABB, American Standard, Rockwell, Isuzu, а также Northern Telecom, Hutchison Whampoa, Mobil, Goldlion Group, Samsung. Отдельным инвесторам удалось заключить особо выгодные контракты, что частично компенсирует им некоторые недостатки Чунцина, к примеру плохое транспортное сообщение и высокий уровень загрязнения окружающей среды.

В июне 2003 года французская компания Lafarge заплатила 240 млн.юаней за 70% акций цементного завода в Чунцине. Через месяц завод возобновил производство под новым названием Chongqing Lafarge Co. Ожидается, что годовой объем выпускаемой продукции составит 1,8 млн. тонн.

В 2002 году PepsiCo инвестировала 10 млн. USD в новую технологическую линию на своем совместном предприятии в Чунцине, что позволило увеличить выпуск безалкогольных напитков на 6 млн. пакетиков в год. По заявлениям PepsiCo, компания контролирует 75% рынка безалкогольных напитков в муниципалитете. Французская розничная сеть Carrefour вложила 29 млн. USD в создание трех своих супермаркетов в Чунцине. Немецкая сеть Metro также проявляет активность и открывает на территории Зоны развития экономики и техники самый крупный в западном Китае супермаркет и клубные торговые центры. Американский гигант розничной торговли Wal-Mart планирует открыть три магазина в Чунцине.

Воспользовавшись правительственной программой, направленной на привлечение в сферу образования зарубежных и частных инвестиций, австралийская IT-компания Amnet приобрела в конце 2002 года Чунцинский университет Хайлянь (Hailian). В первом семестре после того, как Amnet стала владельцем университета, число принятых на учебу выросло на 40%. Компания собирается выкупить и другие образовательные учреждения в городе. В 2003 году в Чунцине открылась первая международная школа, 80% в которой принадлежит трем гражданам Сингапура. В начале нового учебного года в школе училось 200 детей.

11. (Фото: Tim Franco/Chongqing, Metamorpolis).

16 крупных частных компаний, расположенных в Чунцине, собираются учредить частный банк. Среди них производитель мотоциклов Lifan Industrial Group, который взял на себя обязательство вложить в создание банка 1 млрд. юаней, и кроме того заявил, что постарается найти иностранных инвесторов для 15% акций. Местные власти поддержали этот план. В Чунцине сосредоточено более 300 финансовых институтов. Здесь открыли свои филиалы Bank of Nova Scotia, HSBC, канадская Sun Life Insurance.

В последние годы основными работодателями в Чунцине выступают частные компании, по мере того как государственные предприятия сдают свои позиции. Ярким представителем частного бизнеса является сеть ресторанов традиционной кухни Cygnet Hotpot, основанная уроженцем Чунцина Ляо Чангуан (Liao Changguang). Бывший служащий конструкторского бюро превратил свое предприятие в ведущую сеть в Китае и был первым, кто стал работать на условиях франшизы.

Государственные финансы испытывают серьезную нагрузку в связи с необходимостью переселить большое количество людей, лишившихся своих домов в результате сооружения ГЭС Three Gorges Dam. Более 1 млн. жителей Чунцина вынуждено переехать из-за этого строительства, вызывающего много споров и разногласий. В июне 2003 года уровень воды в водохранилище Three Gorges поднялся до отметки 135 метров, и в августе была введена в строй первая очередь ГЭС.

12. (Фото: Tim Franco/Chongqing, Metamorpolis).

Политика муниципальных властей поощряет переселение людей в пригороды малых и средних городов для того, чтобы дать крестьянам возможность работать на местных фабриках в дополнение к их доходам от сельского хозяйства. Самые значительные изменения происходят в округе Ваньчжоу, где необходимо переселить 300 тыс. человек, и где создается 5 новых городов и 33 села. Все это обойдется в 8,4 млрд. юаней. Центральное правительство распорядилось, чтобы другие провинции Китая оказали финансовую помощь регионам, пострадавшим в результате строительства Three Gorges Dam. Например, город Фулин, где 68 тыс. человек останутся без крова, получил инвестиций на сумму 1,6 млрд. юаней, в том числе и от производящей безалкогольные напитки компании Wahaha, расположенной в Ханчжоу.

Чунцин ежегодно выделяет 40 млн. юаней на социальную защиту и профессиональную переподготовку безработных. Более 50 компаний получили специальные гранты за то, что они нанимают работников, сокращенных с других предприятий. В последнее время тысячи жителей муниципалитета лишились права на полное пенсионное обеспечение. В ответ на это Чунцин выступил инициатором создания новой пенсионной системы при поддержке Всемирного банка и страховой компании ING Insurance.

За последние несколько лет город преобразился и приобрел внешний лоск. Гонконгские компании Cheung Kong Holdings и Hutchison основали в Чунцине свой филиал Hutchison Enterprises (Chongqing) с целью развития местного рынка недвижимости. В марте 2003 года Hutchison заявила, что инвестирует 500 млн. USD в строительство роскошных особняков в городе. Компания уже построила здесь офисный и торговый центры.

13. (Фото: Tim Franco/Chongqing, Metamorpolis).

В августе 2003 года, еще один гонконгский девелопер компания Shui On Group заключила контракт с муниципальным правительством на проведение реновации старых городских кварталов площадью 2 млн. кв. км. Компания вложит более 10 млрд. юаней в этот проект, который предусматривает строительство новых жилых комплексов, деловых и торговых центров. На счету Shui On Group очень удачная застройка района Синьтяньди (Xintiandi) в центре Шанхая.

Паромный терминал Чаотяньмэнь (Chaotianmen) был превращен в вымощенную мрамором площадь, украшенную растениями в горшках и скульптурами. Многие старые здания вдоль набережной были снесены, и на их месте раскинулись парки, которые во время наводнений играют также роль буферной зоны.

14. (Фото: Tim Franco/Chongqing, Metamorpolis).

Район Цзянбэй площадью 76 кв. км, ранее застроенный старыми фабриками и ветхими домами, постепенно приобретает новый современный облик. Австралийская компания Belt Collins взяла на себя работы по планированию городской инфраструктуры и садово-паркового дизайна этой территории, в чье развитие правительство планирует вложить 100 млрд. юаней в течение ближайших 15-20 лет, и где предполагается поселить 800 тыс. человек. Частные лица активно покупают здесь жилье. Концерн Hutchison Whampoa приобрел жилой комплекс в Цзянбэй, и старается привлечь сюда покупателей из центральных провинций Китая.