Биографии Характеристики Анализ

Анализ стихотворения Цветаевой «Родина. Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Родина

Цветаева, с ее обостренным мироощущением, конечно, не могла миновать в своем творчестве тему Родины. И воплотила ее в собственных, по-личному заостренных мотивах и формулировках.

РОДИНА
О неподатливый язык!
Чего бы попросту - мужик,
Пойми, певал и до меня:
- Россия, родина моя!

Но и с калужского холма
Мне открывалася она -
Даль - тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь
Рок, что повсюду, через всю
Даль - всю ее с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись
Домой
Со всех - до горних звéзд -
Меня снимающая мест!

Недаром, голубей воды,
Я далью обдавала лбы.

Ты! Сей руки своей лишусь, -
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля -
Гордыня, родина моя!
12 мая 1932

Дата создания стихотворения отражает обстоятельства, в которых в то время существовала Цветаева. Трудности эмигрантской жизни с каждым годом усугублялись. В марте 1932 г. семья Эфронов в очередной раз была вынуждена поменять квартиру и теперь обживалась в Кламаре. К бытовым сложностям прибавлялись политические. За 6 дней до написания стихотворения выстрелом русского эмигранта П.Т. Горгулова был убит французский президент П. Думер. Это событие вызвало вспышку ксенофобских настроений в стране и обострение противоречий в эмигрантской среде. Русским пришлось с новой силой испытать тягостное чувство изгнанников, лишенных почвы, опоры, защиты. Цветаева имела свое мнение по поводу поступка Горгулова, но общая атмосфера не могла не сказаться на ее душевном состоянии. Возможно, совокупность этих обстоятельств реализовала давно зревшую потребность выяснить и сформулировать тот смысл слова «Родина», который бы позволил обрести почву, опору и защиту внутри себя.

Понятие оказывается не только емким, а сложным, трудно найти подходящие слова, язык ощущается «неподатливым «. Но все сложное начинается с простого. Первоначальное понимание Родины закреплено в народном сознании: это страна, в которой родился человек, где он живет. Об этой родине «певал мужик и до меня» .

С духовным ростом и открытием новых горизонтов меняется и представление о Родине. При этом связь с «простонародным» значением не уничтожается. Об этом свидетельствует вторая строфа стихотворения. Она содержит неточные рифмы, характерные для народных песен: холма / она / земля / моя . Расширение сознания, переход на другой уровень мироощущения отражается во фразе: «Мне открывалася она - Даль - тридевятая земля! » С просторечной формой глагола открывалася соединяется местоимение она - выделенное курсивом, что подчеркивает новое качество ощущения Родины: теперь это - неизведанная даль, влекущая самой своей недоступностью, как манит сказочный мираж тридевятого царства - тридесятого государства.

Почему эта даль оказывается такой необходимой, почему так тянет туда? Об этом говорится в третьей строфе. Потому что этого требует личностный уклад героини, с его «всемирной отзывчивостью», по Достоевскому. Для человека с таким духовным масштабом, каким наделена героиня, невозможно замыкать себя в отдельной точке пространства, ему нужен весь мир. Эта потребность становится настолько мощной, что доходит до болевого ощущения, не отпускает пожизненно, осознается как судьба, с которой не спорят, а повинуются ее указаниям.

Судьба приводит героиню в чужеземные края, проводит ее сквозь новые события и впечатления, и мотив получает дальнейшее развитие. Теперь представление о далекой Родине оборачивается на покинутую Россию. Ее черты, усвоенные с рождения, за годы разлуки не забылись, а создали образ, увиденный и осознанный на расстоянии, родной по-новому. «Даль, отдалившая мне близь » одолевает влияние обстоятельств, среди которых проходит жизнь, обостряет ощущение их чуждости и наделяется необычайной привлекающей аурой. С той же силой, с какой в прежние времена тяга к неизведанным просторам тянула к ним из России, теперь тоска по покинутому дому тянет вернуться обратно с любых мест, даже возвышенных до «горних звéзд ». Поэтому призыв «домой» так же отмечается курсивом, как перед этим подчеркивалось стремление в «даль».

Осознавая глубинную укорененность полюсов представления о Родине, героиня осознает, что они определили и ее личную отдаленность от любой окружающей среды, круга обычных людей: «Недаром, голубей воды, Я далью обдавала лбы » и привели к статусу чужеземки во всех смыслах.

Таким образом размышление о том, что такое Родина, подводит к героиню к открытию центрального мотива, который определяет ее мировоззренческие ориентиры и выстраивает линию судьбы. Неизменность, прочность, масштабность этого принципа заставляет ее в любых обстоятельствах, в любом физическом и душевном состоянии выполнять его волю. Осознав его значение, героиня обращается к нему напрямую, на «ты», словно приносит клятву на верность.

Нынешняя Родина носит название «гордыни». Словари определяют это понятие так: «Гордыня - непомерная гордость ». Непомерная - значит превосходящая привычные рамки. Но как раз такой масштаб чувств и свойственен безграничной душе героини. В ее понимании гордыня - гордость, достигающая наивысшего уровня. А гордость - это прежде всего чувство собственного достоинства, статус, определяющий нерушимую личностную цельность. Подобно тому, как Родина - страна рождения - объединяет в единое целое входящие в ее состав земли и народы, которые наделены разными, порой противоположными качествами, - так гордыня соединяет «распри » разнонаправленных чувств и мыслей в нерасторжимое, внутренне прочно и логично связанное целое - и таким образом позволяет сохранить собственный духовный мир в любых обстоятельствах.

Наше прочтение, конечно, - лишь попытка приблизиться к пониманию цветаевского текста. Мы не стали включать в анализ «фактор поэта», так как этот важнейший ракурс получил множество разноплановых трактовок, о которых мы поговорим в .

Марина Цветаева, является знаменитым русским поэт, каждое произведение которой всегда по своему необычно и наполнено огромной силой переживания, сострадания, искренности и так далее. Хочется отметить, что Марина стала одной из немногих женщин, которым удалось стать известной, благодаря стилю написания своих стихотворений.

Производя на свет свои стихотворения Марина Цветаева никогда не забывала о своей родине, о том месте где она выросла и повзрослела. Её малой родиной стал Тарус, именно там она провела свои детские и отроческие годы, именно там повзрослела, и обрела свой взгляд на мир.

Так сложилась её жизнь, что ей пришлось уехать вслед за мужем за границу. Именно произведения, написанные на чужбине наполнены особой любовью и трепетом к родине, тоской и печалью, которую испытывала автор.

Одним из таких произведений стало стихотворение "Родина", которое как нельзя лучше отражает её любовь к своей малой родине. Анализируя стихотворение каждый сможет увидеть и почувствовать, что значит для Цветаевой родина.

Стихотворение "Родина" написано после октябрьской революции, в то время, когда данный поэт и её муж находились в эмиграции. Стоит отметить, что эта эмиграции стала для автора вынужденной, и в ней она очень сильно тосковала по своей Родине.

Данное произведение как нельзя лучше показывает чувства поэта, всё это можно легко отметить в литературных приемах, которыми наполнено стихотворение. Так же интересным будет заметить, что всё стихотворение построено на так называемой антитезе, противопоставление её родины чужой, холодной стране.

Анализ стихотворения Родина Цветаевой

Осмысление своих отношений с родной страной – важный момент в творческой биографии каждого литератора. Поэты пытались определить свое место на родине, место родины в мире и в своей душе еще со времен романтиков, которые обращались к истории своего государства и на ее фоне рефлексировали о настоящем положении дел.

Поэты двадцатого века, пережившие революцию, наблюдавшие крах национального сознание и построение «с нуля» новой идеологии, особенно остро ставили вопрос отношений «я – родина» и «родина – мир», стараясь при этом не только осмыслить такие отношения, но и дать им какую-то эмоциональную оценку – «хорошо» или «плохо». Марина Цветаева нередко в своем творчестве обращается к этой теме.

Стихотворение «Родина» - яркий пример того, как эмоциональная поэтическая оценка не может расположиться на шкале между «плюсом» и «минусом», и требует иных категорий мышления. Очень близко по настроению это стихотворение к подобным произведениям Блока, с творчеством которого, как и с ним самим лично, поэтесса была знакома. Уже в первой строфе утверждается сложность задачи, которую берет на себя автор – говорить о родине.

Язык при этом называется «неподатливым»; и оспаривается мнение о том, что говорить о родной стране – это легко. Последний стих первой строфы повторится дважды – «чужбина» во второй строфе станет частью оксюморона «родина – чужбина», на котором и построена центральная часть стиха; в финале родина называется «гордыней». Важна лексическая коннотация этого слова – гордыня у читателя призвана вызывать ассоциации с одним из смертных грехов; такая сакральность нагнетает пафос стихотворения. Обращение «ты» в начале последней строфы в таком контексте может вызывать ассоциации с обращениями к библейскому Богу; и тогда лирическая героиня представляется чуть ли не мученицей, которая отдает на плахе жизнь за веру в Землю Обетованную. Четкого сюжета стихотворение не имеет, пространственно-временные отношения тоже нарушены.

По мере развития авторской мысли пространство всё больше расширяется – «калужский холм», «даль», «до горних звезд», а потом резко сужается до кинематографического крупного плана, в который умещаются только губы и плаха. Героиня, в начале утвердившая, что говорить о родине невозможно, начинает говорить о «дали» (ср. «Большое видится на расстоянии» - Есенин; заявления Гоголя о том, что из Рима ему «лучше видно Россию»). О родине как о чужбине ей говорить легче, и легче прийти к осознанию неразрывной связи себя и родины.

Эта мысль полна высокого пафоса. Полностью выразить его Цветаевой помогает выбор интонационного типа стиха. «Родина» - говорной стих ораторского типа с большим количеством восклицаний и характерной для этого типа высокой лексикой («горних» - очевидно отсылает к одической традиции; «распрь», «сей»), сложностью синтаксических конструкций. Так авторская мысль находит свое выражение в метрическом, синтаксическом, лексическом и интонационном характере стихотворения.

Анализ стихотворения Родина по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс

    Стихотворение Лебедушка похоже на балладу или сказку. Здесь птицы - главные герои: лебедь, орел... В них тоже сказочные мотивы, ведь лебедушка символизирует в народном сознании девушку

  • Анализ стихотворения Некрасова Умру я скоро

    Произведение «Умру я скоро» было написано русским поэтом Некрасовым в 1867 году. Вообще, стих написан не просто так. Он посвящается другу, который якобы неизвестен. Стихотворение «Не может быть» было отправлено Некрасову человеком

  • Анализ стихотворения Баратынского Признание

    «Признание» было написано в 1824 году. Стихотворение в основе, которого, лежит лирическое произведение. Здесь прослеживается и поэзия и элегия. Главный герой выражает своё отношение к любимой женщине и раскрывает свою душу.

Судьба Марины Цветаевой сложилась таким образом, что примерно треть своей жизни она провела за границей. Сначала училась во Франции, постигая премудрости словесности, а после революции эмигрировала сперва в Прагу, а позже в свой любимый Париж, где обосновалась вместе с детьми и мужем Сергеем Эфронтом, в прошлом – белогвардейским офицером. Поэтесса, чьи детство и юность прошли в интеллигентной семье, где детям буквально с первых лет жизни прививались высокие духовные ценности, с ужасом восприняла революцию с ее утопическими идеями, которые впоследствии обернулись кровавой трагедией для целой страны. Россия в старом и привычном понимании перестала существовать для Марины Цветаевой, поэтому в 1922 году, чудом добившись разрешения на эмиграцию, поэтесса была уверена, что навсегда сможет избавиться от кошмаров, голода, неустроенного быта и страха за собственную жизнь.

Однако вместе с относительным достатком и спокойствием пришла нестерпимая тоска по Родине, которая была настолько изматывающей, что поэтесса буквально грезила возвращением в Москву. Вопреки здравому смыслу и приходящим из России сообщениям о красном терроре, арестах и массовых расстрелах тех, кто когда-то являлся цветом русской интеллигенции. В 1932 году Цветаева написала удивительно пронзительное и очень личное стихотворение , которое впоследствии сыграло в ее судьбе немаловажную роль. Когда семья поэтессы все же приняла решение вернуться в Москву и подала соответствующие документы в советское посольство, именно стихотворение «Родина» рассматривалось в качестве одного из аргументов в пользу принятия чиновниками положительного решения. В нем они усмотрели не только лояльность к новой власти, но и искренний патриотизм, который в то время активно культивировался среди всех без исключения слоев населения. Именно благодаря патриотическим стихам советская власть закрывала глаза на пьяные выходки , недвусмысленные намеки и критику , считая, что на дано этапе становления государства для народа гораздо важнее поддерживать мнение, что Советский Союз является самой лучшей и справедливой страной в мире.

Впрочем, в стихотворении «Родина» Цветаевой не было ни одного намека на лояльность к новой власти, равно как и ни одного упрека в ее сторону. Это – произведение-воспоминание, пронизанное грустью и ностальгией по прошлому. Тем не менее, поэтесса готова была забыть все то, что ей довелось пережить в послереволюционные годы, так как ей нужна эта «даль, тридевятая земля», которая, являясь родиной, все же стала для нее чужбиной.

Это произведение имеет довольно сложную форму и не с первого прочтения поддается пониманию. Патриотизм стихотворения заключается не в восхвалении России как таковой, а в том, что принимает ее в любом обличье, и готова разделить судьбу своей страны, утверждая: «Губами подпишусь на плахе». Вот только за что? Отнюдь не за советскую власть, а за гордыню, которую, несмотря не на что, все еще не утратила Россия, оставаясь, вопреки всем и вся, великой и могущественной державой. Именно это качество было созвучным характеру Цветаевой, но даже она смогла смирить свою гордыню ради того, чтобы иметь возможность вернуться домой. Туда, где ее ждали равнодушие, нищета, игнорирование, а также арест и смерть членов ее семьи, признанных врагами народа. Но даже подобное развитие событий не могло повлиять на выбор Цветаевой, которой хотелось вновь увидеть Россию отнюдь не из праздного любопытства, а из желания вновь почувствовать себя частью огромной страны, которую поэтесса не смогла променять на личное счастье и благополучие вопреки здравому смыслу.

Анализ стихотворения Цветаевой необходимо начать с того, что написано оно было в годы эмиграции, в период, когда ее непрестанно мучила тоска по родным местам. Мы видим, что поэтессе не дает покоя отдаленность от российских земель. В третьей строфе автор называет родину "прирожденной далью", подчеркивая привязанность, которая будет существовать вне зависимости от места и желания. Цветаева укрепляет этот образ, называя эту связь "роковой", говоря о том, что "несет" родину с собой повсюду. Любовь к России для поэтессы как крест, который она принимает и с которым ни за что не готова расстаться.
Анализ стихотворения Цветаевой не может обойтись без упоминания о том, что поэтессу тянет на Родину помимо ее воли. В четвертой строфе Россия (называемая "Даль") зовет лирическую героиню, "снимает" ее с "горных звезд". Куда бы она ни бежала, любовь к родине всегда будет возвращать ее обратно.
На этом можно завершить наш анализ. Стихотворения Цветаевой, посвященные родине, полны глубочайшей и болезненной любви, которая наполняет душу лирической героини отчаянным стремлением воспевать русскую землю. К сожалению, судьба поэтессы так и не позволила ей добиться признания в России при жизни. Но в наше время ее лирика может быть проанализирована, а также оценена по достоинству вся глубина и трагичность ее любви к родному краю.