Биографии Характеристики Анализ

Анализ произведения «Страна Муравия

Поэма Твардовского «Страна Муравия» начинается описанием переправы на пароме, где куда-то направляется народ. Здесь же мы знакомимся с главным героем Никитой Моргунком, который ведет свою лошадь, прощаясь с родным домом, с «отцовскими местами». Так начинается произведение Твардовского «Страна муравя» и ее краткое содержание, благодаря которому можно будет ближе познакомиться с работой Твардовского «Страна Муравия» и сделать анализ.

Поэма Твардовского Страна Муравия

Никита странствует и оказывается в одной деревне, где как раз устроен пир, как ему сказали, по случаю свадьбы. Никиту приглашают к столу, но нет здесь молодых, а в ответ узнает, что здесь и поминки по тем, кого отправили в Соловки, и свадьба одновременно. Никита оказался за столом среди гостей, где все праздновали и пели песни. В опьяненном состоянии Никита покидает гулянье и, сев на лошадь, отправляется в путь дальше.

Проехав деревню, Никита едет дорогой, где его застает дождь, не прекращая своего путешествия, он едет в раздумьях о том, насколько верен ему его конь, без которого никак не обойтись, поэтому его бережет как зеницу ока. По дороге он решил заехать к своему свояку, с которым уже двадцать лет общается. За столом они разговаривают о былом, поют песни, свояк уговаривает не уезжать. Здесь мы узнаем, что Никита женился в 17, жил на хуторе, в колхоз идти не хотел, вот и отправился странствовать.

В четвертой части мы уже конкретно понимаем, куда именно направился главный герой. Ищет он страну Муравию, о которой сказывал дед. Это та страна, где все свое. Все то, что построишь, то, что посадишь, все что достигнешь – все твое. Нет колхозов, нет «коммунии». Дед говорил ему, что у всего есть свое время и если к сорока не заживешь, то не заживешь и позже. Вот Никита и отправился в страну Муравию, чтобы не остаться нищим.

По пути он встречает странника, облаченного в рясу. Это был духовный служитель, которого до ручки раскулачили. При встрече поп поведал о нелегкой судьбе, о своих знакомых служителях, которые занимаются, кто чем придется, он же ходит по селам, ведь кому-то обвенчаться нужно, а кто-то хочет окрестить ребенка. Предлагает с Никитой вместе ходить, так как ему без коня сложно, но у Никиты своя дорога.

Дальше по дороге повстречались старик со старухой, которые жили себе поживали, в отличие от других, не вступая в колхозы, пока не произошел один случай. Прибыла вода и унесла их дом. Течение прибило дом к усадьбе в колхозе, где старики и решили жить по-новому.

Моргунок Никита едет дальше и слышит среди народа появилась молва, будто Сталин ездит по деревнях, записывая все себе в блокнот. Никита мысленно думает о том, что бы он спросил у Сталина. И прежде, поинтересовался бы у него, когда закончится «суетория». Разговаривая мысленно со Сталиным, Моргунок просит оставить его в покое, дать пожить в своем хуторе самостоятельно, чтобы его не трогали, а дальше он присоединится к колхозам, но пока, ему бы пожить просто для себя.

Ну а путь продолжается. Никита едет и слышит, как его позвали. Оглянувшись, Моргунок увидел бывшего соседа с мальчиком, которые бродяжничают сейчас. Подобрал Никита их, угостил, а далее они разместились на ночлег. В этот вечер Никита спал спокойно, ведь сосед был рядом, но, когда проснулся, не нашел коня. Сосед оставил мальчика, а коня украл. Никите ничего не оставалось, как взять мальчика с собой в Муравию. Моргунок впрягся и они пошли.

Зашли они в одно поселение, где на них все глазели, ведь такого не видывал никто, чтобы мужик в телегу впрягся. Стыдно было Никите, но куда денешься, нужно идти, по сторонам всматриваясь и выискивая своего коня. Здесь их остановили, привели в сельсовет, проверяли документы, интересовались, чего странствует, но отпустили. Пошел Никита дальше своей дорогой.

Пошел Никита к цыганам в табор, чтобы те вернули лошадь. Выводили они Никите скакунов, но его Серого среди них не было. На ночлеге Никите подумалось о воровстве. Он думал о том, что цыгане в свое время воровали же лошадей, почему бы теперь Никите не украсть у них коня. Он уже и к сараям пришел, но устыдился своего намерения, а тут еще и сторож. Словом, впрягся Никита вновь в телегу и пошел дальше.

По дороге Никита подшучивает, говорит, что уже привык к своей новой должности коня и тут они видят попа на коне, на том самом Никитином коне. Как ни пытался догнать Никита коня, но поп дал галопа и ускакал.

Дальше Никита попадает на базар, где пытается найти своего коня. Но его нигде нет, зато он здесь находит того самого соседа, что украл коня. Завязалась драка. Никита схватил бывшего сосед и хотел его отвести в сторону, но и в этот раз его обманул сосед. Он убежал и Никита вновь без коня, и без вора.

Дальше Никита встречает парня, который ехал на тракторе. Он и взял на буксир телегу, что уже несколько дней едет без коня и тянет ее за собой Никита. По дороге Никита узнает ч то в колхозе и за деньги не найти коня, хотя, парень советует Никите идти на Острова, где имеются клячи. Там и можно будет взять лошадь.

Когда Никита попал в селение Острова, то увидел жизнь безколхозную. Здесь каждый жил для себя. И везде была разруха, люди ходили без дела. Никита хотел купить лошадь, но здесь либо не соглашались продавать, либо предлагали очень старую и слепую лошадь. Никита разговаривает с дедом, которому рассказывает о своей лошади. В конце Никита говорит, что так жить нельзя и такой жизни ему совершенно не хочется.

Далее в произведении Твардовского «Страна Муравия» и кратком содержании по главам Никита попадает в колхоз, где совсем другая жизнь. Он идет на ток, где с удовольствием приступил к работе. К нему присоединяется мужчина, который оказался председателем. Он и показал Никите хозяйство.

«Страна Муравия»

Небольшое вступление, знакомящее читателя с кре­стьянской жизнью в переломный год и с главным героем поэмы — Никитой Моргунком. Начало путешествия Мор­гунка.

Моргунок в «золотоглавом селе» на гулянке кулаков. Зажиточные крестьяне поминают «души усопших, что пошли на Соловки». Они не желают смириться с новой жиз­нью и готовы пропить и погубить все свое добро, лишь бы оно не досталось колхозам.

Моргунок, держа дальше путь, заезжает проститься к свояку. Тот не одобряет отъезда Никиты. Просит остать­ся, объясняя, что крестьянские руки ждет земля — нель­зя сейчас бросать работу. Но Моргунок настаивает на своем и вновь пускается в путь.

Подробнее рассказывается о том, куда же все-таки так упорно стремится попасть Моргунок. Он ищет легендарную страну Муравию, где без «коммунии» и «колхозии» мож­но своим трудом разбогатеть и крепко жить на старый лад. Никита торопится — ему уж под сорок лет, так что если не успеет вовремя отыскать Муравию, то останется нищим на всю жизнь.

По пути Моргунку попадается поп Митрофан, остав­шийся без прихода. Нынче «разбрелись попы по свету, на другой осели хлеб», стихли, сникли и живут. А этот дер­жится старых порядков и все ищет, где сохранились верую­щие, которым надо справлять обряды. Митрофан предлага­ет Никите заняться общим делом, так как на коне сподруч­нее. Но Моргунок против, у него «своя дальняя дорога».

Дальше по пути Никита встречает старика и старуху. Они тоже сопротивлялись новой жизни — просто потому, что не могли понять, как после стольких лет единолично­го хозяйства станут работать в колхозе. Старики не виде­ли в этом прок. Но жизнь распорядилась по-своему. Словно в сказке весеннее половодье отнесло избушку стариков пря­мо к колхозной усадьбе. Тогда дед решил твердо: «жить нам заново теперь».

Моргунок после этого случая долго думает о новой жиз­ни. До него долетает молва о том, что по деревням ходит Сталин, который все записывает себе в книжечку и потом обдумывает. Близятся большие перемены в крестьянской жизни.

Никита заводит в мыслях разговор со Сталиным: «Ко­нец предвидится, ай нет всей этой суетории?» — задает он вопрос вождю. Моргунок как трудящийся человек не про­тив ломки старого, но ему хотелось бы хоть немного пожить так, как о том мечтали его деды и прадеды: крепким дере­венским богатеем.

Далеко уже уехал Моргунок от родного дома, но вот по­встречался ему дорогой земляк — Илья Кузьмич с сыниш­кой. Кузьмич тоже не смирился с переменами в деревне, но он не Муравию ищет, а живет подаянием. Ночью Кузьмич бросает сына и крадет у Моргунка коня. На следующий день Никита берет с собой мальчишку в путь, впрягаясь в теле­гу вместо лошади.

Как назло, на пути большое село. Пошел Никита через село — людей насмешил. Отвели его в сельсовет. Председа­тель начинает расспрашивать, кто такой, почему в телегу впряжен? Послушал ответы Моргунка, подивился на при­чуды немолодого уже человека, но задерживать не стал — иди дальше своей дорогой.

А Моргунок между тем попадает к цыганам: вдруг у них пропавший конь? Показали цыгане ему своих коней — не признал в них Никита своего, не слукавил. И цыгане уже не те, что прежде. Они не воруют, живут трудовой жизнью, ко­сят сено — да так, что и Моргунка самого к косе потянуло. Но­чью задумал он похитить у цыган одного коня: те же прежде воровали, значит, и у них сейчас лошадь украсть не грех. Но за конюшней надежно следит сторож, так что Моргунок отка­зывается от своей затеи и до света еще покидает табор.

Автор изображает новую жизнь: в поле тракторный от­ряд, в небе — самолеты, поезда — на железнодорожных пу­тях, ледоколы огибают полюс. И только Моргунок не со все­ми. «По-конски терпелив», он упрямо катит свою телегу по одной из тысячи дорог России в поисках лучшей доли. По­встречал Никита вновь старого знакомца — попа. Тот уже на коне. Уж не конь ли это Моргунка? Но поп, словно чего- то испугавшись, ускакал прочь.

Прибывает Моргунок со своей телегой на базар в надежде найти коня. Здесь он вновь встречается с Кузьмичом, который все также попрошайничает, на сей раз, притворившись сле­пым. Моргунок хватает его, требует вернуть коня. Но Кузьми­чу удается перехитрить Никиту и исчезнуть в толпе.

Моргунок держит путь дальше и встречает тракто­риста. Тот жалеет немолодого человека и крепит телегу к своему трактору, чтобы подвести. Моргунок выпытывает, где можно купить коня. Тракторист отвечает, что в колхозе коня не продадут, но можно податься в село Острова, где еще сохранилось единоличное хозяйство.

Никита добирается до селенья Острова. Здесь все течет по-старому: речушка зовется Царь, в церкви служат обедню, плетни повалены, крестьяне без работы, на все село один пастух. Село приходит в упадок, его обитатели безна­дежно отстают от жизни: «который час, который день, не знают Острова». Несмотря на нищету и запущенность, у се­лян одна отговорка — они свободны, живут сами себе госпо­дами и не зависят от колхозов. Другая отговорка — в богат­стве счастья нет. Они предлагают Никите слепого коня, но Моргунок не хочет ни такой лошади, ни такой жизни.

На пути Никиты оказывается колхоз. Здесь совсем дру­гая жизнь: хозяйство на подъеме. Хозяин ведь не тот, кто собственник, а тот, кто заботится о вверенном ему имуще­стве и о скоте — этому учат Моргунка местные жители. Не стяжательство делает человека хозяином, а рачительное от­ношение к сельским делам. Интересно Моргунку, насколь­ко такая жизнь затеяна. Он получает ответ: навечно.

Автор рисует колхозных тружеников, образ которых воплощается для него в многочисленном семействе Фроло­вых. Фроловы — это и есть русские колхозники, каких мно­го по всей стране: они повсюду, именно эти люди и строят жизнь — надежно и навсегда.

Моргунок разговорился с колхозным сторожем о сво­ей мечте найти Муравию. Сторож считает Никиту чудаком, сомневается в существовании Муравии. Пусты и бесполез­ны такие хождения. Для примера он рассказывает Моргун­ку о старичке-богомольце, который ушел паломником до Киевской лавры.

В селе играют свадьбу дочери сторожа Насти. Гуляет весь колхоз. Автор рисует галерею лиц — типичных пред­ставителей нового трудового народа. Все они почетны на селе, все овеяны трудовой славой, как их предки были овея­ны славой ратной.

Моргунок возвращается обратно в родное село, терзаясь сомнениями. По пути ему встречается старичок-паломник, который вернулся из Киева. Тот повторяет слова сторожа, что поиски Муравии — глупая затея, а заодно и себя ко­рит за глупость. Не должен человек полагаться на сказки со счастливым концом. Счастье нужно делать самостоятельно, собственными руками. Никита понимает, что теперь у него одна дорога — в колхоз. Вот только стыдно перед другими: пришел как бы на все готовое, возьмут ли такого? Старичок уверяет, что должны взять «для интереса», потому что че­ловек труда всегда в колхозном деле нужен. И Моргунок со­глашается с бывшим богомольцем.

На этой странице искали:

  • краткое содержание страна муравия
  • страна муравия краткое содержание по главам
  • твардовский страна муравия краткое содержание по главам
  • страна муравия кратко
  • Краткий пересказ страна муравия

«Страна Муравия» была итогом творческих поисков поэта в 30-е годы. Именно с нее А. Твардовский начинает счет «своим писаниям». Поэма стала не только творческой удачей автора, но и достижением всей советской литерату­ры 30-х годов.

Автор запечатлел путь крестьянства к новой жизни и сложные, трудные повороты в крестьянском сознании в пе­риод коллективизации.

Непосредственным толчком к созданию поэмы, по при­знанию А. Твардовского, послужила речь А. Фадеева, где характеризовался образ Никиты Моргунка из романа Ф. Панферова «Бруски». Фадеев отмечал, что Никита, не решаясь вступить в колхоз, отправился в поиски крестьян­ского счастья вне колхоза и не нашел его. А. Фадеев призывал «написать роман именно об этом мужике, по­следнем мелком собственнике, разъезжающем по стране в поисках угла, где нет коллективного социалистического труда, и вынужденном воротиться в свой колхоз - рабо­тать со всеми».

Это выступление А. Фадеева помогло А. Твардовскому найти сюжетный мотив, но разработка сюжета была само­стоятельным художественным открытием поэта. И сам образ Муравии стал в поэме символическим. Это слово, по признанию А. Твардовского, «взято из крестьянской мифо­логии и означает, скорее всего, некую конкретизацию веко­вечной мужицкой мечты, мечтаний и легендарных слухов о «вольных землях», о благодатных дальних краях, где текут молочные реки и кисельные берега…»

В центре поэмы образ Никиты Моргунка. Крестьянин-середняк, в начале создания колхоза в родном селе он отправился искать крестьянское счастье, сказочную страну Муравию, где нет колхозов, где живут все счастливо и ра­достно. И в этом близость поэмы Твардовского к поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - та же извеч­ная мечта крестьян найти счастье.

Автор дает возможность герою наблюдать жизнь раз­ных сел и деревень, видеть их настоящее и вспоминать прошлое.

В начале путешествия Никита проезжает «золотогла­вое село», через которое когда-то проходил в Москву Наполеон, где «бухали колокола на двадцать деревень» и богаче всех красовался дом кулака Бугрова. Никита попадает за праздничный стол, где гуляют кулаки, проща­ясь с прошлой вольготной жизнью. Он с грустью наблюда­ет этот пьяный разгул - у крестьянина-труженика нет ничего родственного с этими мироедами. Когда-то у Мор­гунка идеалом зажиточной жизни был Бугров и Никита мечтал:

Чтоб быть с Бугровым запросто,

Всего того опричь:

Здоров, Никита Федорыч!

Здоров, Илья Кузьмич!

Вторая встреча с Бугровым, возвращающимся из ссыл­ки, заставила Никиту убедиться, что Илья Бугров ему не сродни - свое богатство Бугров накопил, притесняя и оби­рая бедноту. Никита поделился с бывшим соседом хлебом-солью, а Бугров ночью украл коня Никиты. Пришлось Никите самому везти телегу, продолжая поиски Муравии.

Идеал Никиты - идеал крестьянского счастья:

  • Земля в длину и в ширину -
  • Кругом своя -
  • Посеешь бубочку одну,
  • И та - твоя…
  • И все твое - перед тобой,
  • Ходи себе, поплевывай,
  • Колодец твой, и ельник твой,
  • И шишки все еловые.

Никита встречается с попом, который сам себя считает последним в деревнях:

  • Николай был царь последний,
  • Алексей - последний поп.

Поп предлагает Никите вместе путешествовать. В де­ревнях еще есть верующие крестьяне, которые платят за крещение детей, молитвы, богослужения. Но труженику- крестьянину не по дороге с попом, и Никита отказывается от совместного путешествия:

  • Не охотник яйца я
  • Собирать на бога,
  • У меня, отец, своя
  • Дальняя дорога…

Путешествуя по деревням и селам, Никита видит, что колхозы сделали жизнь крестьян счастливой и зажиточ­ной. В колхозах крестьянский труд облегчают трактора и другие машины. Наконец Никита попадает в деревню Острова. В этой деревне поют ту же песню, которая была в мечтах Никиты символом страны Муравии:

  • Земля в длину и в ширину -
  • Кругом своя -
  • Посеешь бубочку одну,
  • И та - твоя…

Однако эта единоличная деревня производит на Никиту тяжелое впечатление своей бедностью и нищетой:

  • Ни окраине целой, ни избы.
  • Что угол - то дыра.
  • И ровным счетом - три трубы
  • На тридцать три двора.
  • Крутом шумят моря хлебов,
  • Поля большой страны.
  • Худые крыши Островов
  • За ними чуть видны.

Никита с горечью говорит жителям Островов, что «так жить нельзя», ибо это не жизнь, а «одна тоска и боль». У него постепенно созревает мысль о том, что колхозы изменили к лучшему жизнь крестьян. Эта мысль оконча­тельно укрепилась после того, как Никита попал в колхоз, где председателем был Фролов и где жила целая династия Фроловых, потомственных крестьян, которые не только жили и трудились в родной деревне, но и расселились по стране, овладев разными специальностями:

  • Живут в Москве и под Москвой,
  • В Сибири от годов.
  • Есть машинист, есть летчик свой,
  • Профессор есть Фролов.
  • Есть агроном, есть командир,
  • Писатель даже есть один.

Родоначальник этой славной династии Мирон Фролов пережил «шестнадцать попов и четырех царей». Рядом с Фроловыми жили богачи Грачевы. Пути в жизни у них были разные:

  • Грачевы - в лавку торговать,
  • Фроловы - сваи загонять,
  • Грачевы - сало под замок,
  • Фроловы - зубы на полок.

Будущего председателя Фролова за то, что он под­держивал советскую власть, стал организатором колхоза, чуть не убили Грачевы; он выжил, уцелел и все силы отдал колхозу, который стал примером для многих.

Приветливо встретил он и Моргунка, который многое понял, наблюдая дружную работу крестьян и веселую жизнь в колхозе Фролова, и, когда Моргунок спросил пред­седателя, сколько же лет будет такая жизнь, Фролов мудро ответил:

  • Сначала только на пять лет…
  • А там?
  • А там - на десять лет.
  • А там?
  • А там - на двадцать лет.
  • А там?
  • А там - навечно…
  • И это твердо, значит?
  • Навечно, значит?
  • Навсегда…

Фролов выражает свои патриотические чувства, кото­рые как бы предваряют героические подвиги миллионов Фроловых в годы Великой Отечественной войны:

  • И шел бы я, и делал я Великие дела.
  • И эта проповедь моя
  • Людей бы в бой вела,
  • А если б было суждено
  • На баррикадах пасть,
  • В какой земле - мне все равно,
  • За нашу б только власть

Такой наказ Фролов дает и родному сыну:

  • Иди, сынок. Расти большой.
  • Живи, сынок, учись
  • И стой, родной, как батька твой,
  • За нашу власть и жизнь!
  • Поспела свадьба новая
  • Под пироги подовые,
  • Под свежую баранину,
  • Под пиво на меду,
  • Под золотую раннюю
  • Антоновку в саду.

Картины свадьбы, народного счастья и в других де­ревнях заставляют Моргунка понять, что:

  • Была Муравская страна
  • И нету таковой.
  • Пропала, заросла она Травою-муравой.

Моргунок захвачен бурной жизнью страны, где «растут хлеба», «дымит завод». В поэме создана величественная картина обновленной действительности:

  • Поют над полем провода
  • И впереди - вдали -
  • Встают большие города,
  • Как в море корабли.

И поэт заставляет своего героя, крестьянина-тружени­ка, понять, что окончен многовековой путь поисков кресть­янами счастья. Счастье им дала советская власть, в колхо­зе своими руками они создали счастливую жизнь. Никита Моргунок решает возвратиться в родную деревню и всту­пить в колхоз.

Поэма А. Твардовского - гимн новой жизни, крестьян­скому труду, земле, которая поит, кормит человека и укра­шается его трудом. И эту любовь к земле пронес Никита Моргунок по жизни. Любовь к родной земле стала для Моргунка еще ясней и отчетливей после того, как он по­ездил по ней в поисках сказочной страны: Земля!

  • Все краше и видней Она вокруг лежит,
  • И лучше счастья нет на ней
  • До самой смерти жить. Земля!
  • На запад, на восток,
  • На север и на юг…
  • Припал бы, обнял Моргунок,
  • Да не хватает рук…

Поэт сумел широкой кистью большого художника нарисовать путь крестьянства, путь всей страны к новой жизни, путь осуществления заветных народных мечтаний о свободном, вольном труде, о дружбе, о товариществе, о единении.

А. Твардовский - поэт широкого эпического охвата действительности. В центре всей его поэзии - судьбы на­рода и Родины в послеоктябрьскую эпоху.

Судьбы Родины и народа проходят не только сквозь поэмы А. Твардовского, но и сквозь его стихотворения, которые сам поэт объединил в циклы.

Название «Сельская хроника» - чисто условное. В центре сборника - жизнь села с его новью, с изменения­ми в крестьянской жизни, связанной с созданием колхозов.

Стихи «Тракторный выезд в 30 году», «Гость» и дру­гие идейно и тематически связаны со «Страной Муравией». Так, в стихотворении «Гость» дана яркая, вырази­тельная картина дружного колхозного труда, зажиточной жизни крестьян. Хозяин хвалится «лошадьми, хлебом», заставляет восхищаться скотным двором, который «как горница был светел», и скот во дворе «был сытый, справ­ный, чистокровный». Гость еще не решился вступить в колхоз, но увидел, что «люди вправду здесь живут бога­то», и он, конечно, так жить «больше всех хотел».

Большое место в сборнике занимают стихи о судьбах людей в революцию. Так, в стихотворении «Бубашка» повествуется о судьбе батрака, у которого и имени не было своего, а лошадиная кличка, и только при новой жизни он обрел человеческое достоинство, а за честный труд - народный почет и уважение.

А. Твардовский славит людей-умельцев. Он создает целый ряд запоминающихся образов подлинных мастеров труда. Это и печник Ивушка («Ивушка»), печи которого радовали людей и согревали округу, и мельник («Мель­ник»), который способен на вдохновенный труд и верен в любви девушке. С большой симпатией автор рисует героиню труда, которую народ выдвигает в депутаты Вер­ховного Совета («Мать и дочь»). Поэт прославляет и под­линных героев 30-х годов - запечатлевает подвиг летчицы Полины Осипенко («Полина»), слагает гимн отважному пилоту Валерию Чкалову («Чкалов»), Он сумел изобра­зить женщину новой эпохи, которая поднимается до осо­знания чувства человеческого достоинства и свой труд осмысляет как вклад в общенародное дело.

Трогательно воспевает он и женщину-мать («Песня», «Мать и дочь»), с любовью вспоминает и свою мать Митрофановну, великую труженицу, которая и хозяйство вела, и в поле жала, и детей растила. Образ Митрофановны («Песня») в чем-то созвучен величественным, мудрым и терпеливым некрасовским женщинам:

В знойном поле сиротливо День ты кланяешься, мать. Нужно всю по горстке ниву, По былинке перебрать. Бабья песня. Бабье дело. Тяжелеет серп в руке. И ребенка плач несмелый Еле слышен вдалеке. Ты пришла, молодая, Под горячею копной. Ты забылась, напевая Эту песню надо мной.

Поэт всегда помнит и чтит свои родовые корни - труженика-отца, мать, братьев. В стихотворении «Проща­ние» передается сыновняя нежность при прощании с от­цом, который завещает сыну не забыть об отце и о жизни с ним:

  • Вспоминай, как мы вместе бывали.
  • Как ходили из края мы в край,
  • Как мы горе видали,
  • Как песни певали,
  • Как мечтали мы жить, вспоминай…

Сын-летчик, проводив отца в последний путь, делает три прощальных торжественных круга над холмом, где навек нашел себе покой его родитель, «честно проживший век трудовой», «песенник, плотник» «и до жизни охотник большой».

С трогательной любовью воспеты родные края поэта, края невозвратимого детства и тревожной юности. Он пишет и о том, что «на свете есть моя станция Починок», которая встречала поэта всегда «как родного сына». Ни­когда не забывал он и родной деревни, посещение которой воспевает как встречу со всем, что прошло и что всегда хранилось в памяти:

  • И повеяло летом,
  • Давней, давней порой,
  • Детством, прожитым где-то,
  • Где-то здесь, за горой…

Поэт хранит память и о своих сверстниках, с которыми «босиком отбегали недавно». Теперь они народ взрослый, занятой, и тем не менее «и в грозных будущих боях» свер­стники вспомнят «эти милые края», где прошло детство и каждый куст и камень остался в памяти как часть роди­ны. Поэт слагает гимн земле-кормилице, воспевает бескрайние поля ржи («Рожь, рожь… Дорога полевая»). Пишет стихи о хлебе («Хлеб»), о земле, которой владеют теперь «батрацкие бедные семьи, голодный народ горе- вой».

А. Твардовский навсегда сохранил чувство любви и уважения к жизни простого труженика-хлебороба, вос­хищение ею. Наверное, поэтому так ярок и выразителен образ Никиты Моргунка. И в «Сельской хронике», в стихах о деде Даниле, опоэтизирован образ мастера труда, плот­ника и столяра деда Данилы. Данила наделен острым умом, юмором, умением трудиться, весело отдыхать, приносить людям счастье. Данила ведет себя как рачительный хозя­ин, как мастер, как человек для всех. В его жизни много нового: новая жизнь, новое отношение к труду, новая баня и стремление создать прочные и красивые поделки из дуба. Охотно передает он ученикам свое плотницкое и столярное мастерство.

Вполне естественно, что тема народа - умельца, стро­ителя, созидателя, который чувствует себя после револю­ции хозяином жизни, органически сливается с темой - Ленин и народ. И особый смысл заключен в стихотворении «Ленин и печник» (1938-1940).

Хотя Ленина знали все в Горках, печник, увидев, что прохожий идет лугом, «сплеча на всю округу и поехал, и понес». Прохожий, улыбнувшись, сказал: «Хорошо ру­гаться можешь». На вопрос старика: «Как фамилия?» - прохожий ответил: «Ленин…» Это потрясло старика, а когда к избушке печника уже осенью приехали двое военных и попросили его поехать с ними, взяв инструмент, жена его напутствовала: «За грубость, за свои идешь слова…» Печника привезли к Ленину и попросили починить печь. Никогда еще не работал печник с таким энтузиазмом:

  • И привычна и легка
  • Печнику работа.
  • Отличиться велика
  • У него охота.

Когда печь была исправлена и в ней защелкали дрова, принимая работу, Ленин сказал такие слова, которых не было дороже для умельца:

  • Хорошо работать можешь,
  • Очень хорошо, старик.

А. Твардовский подчеркивает умение Ильича заглянуть в душу простого человека, быть доступным, добрым, сер­дечным:

  • За столом сидели вместе,
  • Пили чай, велася речь
  • По порядку, честь по чести,
  • Про дела, про ту же печь.

А. Твардовский сумел показать близость Ленина к на­роду, его гуманизм, умение чувствовать и понимать людей.

Вконтакте

sensei - 25.01.2017

«Страна Муравия»

Небольшое вступление, знакомящее читателя с кре­стьянской жизнью в переломный год и с главным героем поэмы — Никитой Моргунком. Начало путешествия Мор­гунка.

Моргунок в «золотоглавом селе» на гулянке кулаков. Зажиточные крестьяне поминают «души усопших, что пошли на Соловки». Они не желают смириться с новой жиз­нью и готовы пропить и погубить все свое добро, лишь бы оно не досталось колхозам.

Моргунок, держа дальше путь, заезжает проститься к свояку. Тот не одобряет отъезда Никиты. Просит остать­ся, объясняя, что крестьянские руки ждет земля — нель­зя сейчас бросать работу. Но Моргунок настаивает на своем и вновь пускается в путь.

Подробнее рассказывается о том, куда же все-таки так упорно стремится попасть Моргунок. Он ищет легендарную страну Муравию, где без «коммунии» и «колхозии» мож­но своим трудом разбогатеть и крепко жить на старый лад. Никита торопится — ему уж под сорок лет, так что если не успеет вовремя отыскать Муравию, то останется нищим на всю жизнь.

По пути Моргунку попадается поп Митрофан, остав­шийся без прихода. Нынче «разбрелись попы по свету, на другой осели хлеб», стихли, сникли и живут. А этот дер­жится старых порядков и все ищет, где сохранились верую­щие, которым надо справлять обряды. Митрофан предлага­ет Никите заняться общим делом, так как на коне сподруч­нее. Но Моргунок против, у него «своя дальняя дорога».

Дальше по пути Никита встречает старика и старуху. Они тоже сопротивлялись новой жизни — просто потому, что не могли понять, как после стольких лет единолично­го хозяйства станут работать в колхозе. Старики не виде­ли в этом прок. Но жизнь распорядилась по-своему. Словно в сказке весеннее половодье отнесло избушку стариков пря­мо к колхозной усадьбе. Тогда дед решил твердо: «жить нам заново теперь».

Моргунок после этого случая долго думает о новой жиз­ни. До него долетает молва о том, что по деревням ходит Сталин, который все записывает себе в книжечку и потом обдумывает. Близятся большие перемены в крестьянской жизни.

Никита заводит в мыслях разговор со Сталиным: «Ко­нец предвидится, ай нет всей этой суетории?» — задает он вопрос вождю. Моргунок как трудящийся человек не про­тив ломки старого, но ему хотелось бы хоть немного пожить так, как о том мечтали его деды и прадеды: крепким дере­венским богатеем.

Далеко уже уехал Моргунок от родного дома, но вот по­встречался ему дорогой земляк — Илья Кузьмич с сыниш­кой. Кузьмич тоже не смирился с переменами в деревне, но он не Муравию ищет, а живет подаянием. Ночью Кузьмич бросает сына и крадет у Моргунка коня. На следующий день Никита берет с собой мальчишку в путь, впрягаясь в теле­гу вместо лошади.

Как назло, на пути большое село. Пошел Никита через село — людей насмешил. Отвели его в сельсовет. Председа­тель начинает расспрашивать, кто такой, почему в телегу впряжен? Послушал ответы Моргунка, подивился на при­чуды немолодого уже человека, но задерживать не стал — иди дальше своей дорогой.

А Моргунок между тем попадает к цыганам: вдруг у них пропавший конь? Показали цыгане ему своих коней — не признал в них Никита своего, не слукавил. И цыгане уже не те, что прежде. Они не воруют, живут трудовой жизнью, ко­сят сено — да так, что и Моргунка самого к косе потянуло. Но­чью задумал он похитить у цыган одного коня: те же прежде воровали, значит, и у них сейчас лошадь украсть не грех. Но за конюшней надежно следит сторож, так что Моргунок отка­зывается... от своей затеи и до света еще покидает табор.

Автор изображает новую жизнь: в поле тракторный от­ряд, в небе — самолеты, поезда — на железнодорожных пу­тях, ледоколы огибают полюс. И только Моргунок не со все­ми. «По-конски терпелив», он упрямо катит свою телегу по одной из тысячи дорог России в поисках лучшей доли. По­встречал Никита вновь старого знакомца — попа. Тот уже на коне. Уж не конь ли это Моргунка? Но поп, словно чего — то испугавшись, ускакал прочь.

Прибывает Моргунок со своей телегой на базар в надежде найти коня. Здесь он вновь встречается с Кузьмичом, который все также попрошайничает, на сей раз, притворившись сле­пым. Моргунок хватает его, требует вернуть коня. Но Кузьми­чу удается перехитрить Никиту и исчезнуть в толпе.

Моргунок держит путь дальше и встречает тракто­риста. Тот жалеет немолодого человека и крепит телегу к своему трактору, чтобы подвести. Моргунок выпытывает, где можно купить коня. Тракторист отвечает, что в колхозе коня не продадут, но можно податься в село Острова, где еще сохранилось единоличное хозяйство.

Никита добирается до селенья Острова. Здесь все течет по-старому: речушка зовется Царь, в церкви служат обедню, плетни повалены, крестьяне без работы, на все село один пастух. Село приходит в упадок, его обитатели безна­дежно отстают от жизни: «который час, который день, не знают Острова». Несмотря на нищету и запущенность, у се­лян одна отговорка — они свободны, живут сами себе госпо­дами и не зависят от колхозов. Другая отговорка — в богат­стве счастья нет. Они предлагают Никите слепого коня, но Моргунок не хочет ни такой лошади, ни такой жизни.

На пути Никиты оказывается колхоз. Здесь совсем дру­гая жизнь: хозяйство на подъеме. Хозяин ведь не тот, кто собственник, а тот, кто заботится о вверенном ему имуще­стве и о скоте — этому учат Моргунка местные жители. Не стяжательство делает человека хозяином, а рачительное от­ношение к сельским делам. Интересно Моргунку, насколь­ко такая жизнь затеяна. Он получает ответ: навечно.

Автор рисует колхозных тружеников, образ которых воплощается для него в многочисленном семействе Фроло­вых. Фроловы — это и есть русские колхозники, каких мно­го по всей стране: они повсюду, именно эти люди и строят жизнь — надежно и навсегда.

Моргунок разговорился с колхозным сторожем о сво­ей мечте найти Муравию. Сторож считает Никиту чудаком, сомневается в существовании Муравии. Пусты и бесполез­ны такие хождения. Для примера он рассказывает Моргун­ку о старичке-богомольце, который ушел паломником до Киевской лавры.

В селе играют свадьбу дочери сторожа Насти. Гуляет весь колхоз. Автор рисует галерею лиц — типичных пред­ставителей нового трудового народа. Все они почетны на селе, все овеяны трудовой славой, как их предки были овея­ны славой ратной.

Моргунок возвращается обратно в родное село, терзаясь сомнениями. По пути ему встречается старичок-паломник, который вернулся из Киева. Тот повторяет слова сторожа, что поиски Муравии — глупая затея, а заодно и себя ко­рит за глупость. Не должен человек полагаться на сказки со счастливым концом. Счастье нужно делать самостоятельно, собственными руками. Никита понимает, что теперь у него одна дорога — в колхоз. Вот только стыдно перед другими: пришел как бы на все готовое, возьмут ли такого? Старичок уверяет, что должны взять «для интереса», потому что че­ловек труда всегда в колхозном деле нужен. И Моргунок со­глашается с бывшим богомольцем.

(Пока оценок нет) Анализ произведения «Страна Муравия» считается произведением, с которого нача­лась истинная литературная карьера Твардовского. Поэма была тепло встречена не только критиками,Читать...

  • Красота природы нашей страны необыкновенна. Широчайшие полноводные реки, изумрудные леса, ярко-синее небо. Какой по-настоящему богатый выбор для русских художников! НоЧитать...
  • Сейчас вы читаете сочинение: Краткое содержание «Страна Муравия» Твардовского

    Анализ поэмы А.Т. Твардовского «Страна Муравия»

    «Страна Муравия» качественно новая ступень в развитии поэзии Твардовского. Именно с неё начинается зрелый Твардовский.

    Прошло не более 2-3 лет после написания поэм «Путь к социализму» и «Вступление», как Твардовский приступил к работе над «Страной Муравией». «Со «Страны Муравии», встретившей одобрительный приём у читателей и критики, я начинаю счёт своим писаниям, которые могут характеризовать меня как литератора», - так определил в «Автобиографии» значение этой поэмы сам автор [т.1, с. 35].

    В своей поэме Твардовский ставит задачу – изображения трудного и сложного пути приобщения середняка к новой жизни.

    «Страна Муравия», как и будущая «Книга про бойца», тоже без начала, без конца: с первой до последней главы её герой Никита Моргунок в пути или на коротких привалах. В тексте постоянно в дорожных описаниях видно присутствие автора – сочувствующего своему герою или иронизирующего, сожалеющего или укоряющего. .

    В поэме «Страна Муравия» Твардовский ставит перед собой задачи детально, шаг за шагом, проследить процесс становления нового, социалистического сознания на примере показа пути крестьянина-середника Никиты Моргунка в колхоз. Поэт почти ничего не сообщает о прошлом своего героя, не показывает его и после того, как перелом сознания совершился. Изображая Моргунка, поэт ставил себе задачу раскрыть самый процесс разрушения старых понятий и представлений и становление нового сознания.

    Моргунок – центральная фигура « Страны Муравии». Автор следит за его действиями, поступками, мыслями. Вся действительность показана через восприятие этого героя в связи с раскрытием той или иной стороны его характера. Из всех черт, характеризующих героя, Твардовский выделяет и детально прослеживает изменение отношения к колхозному строительству. Автор почти ничего не сообщает о Моргунке-семьянине, о его отношениях к близким, о его пристрастиях. Обо всём этом рассказано бегло и только в связи с раскрытием самого существенного в характере героя – его социального лица. О прошлом Моргунка можно судить лишь по указанию на несбывшееся «предсказанье» деда о том, что «назначен срок всему: здоровью – срок, удаче – срок, богатству и уму».

    Глядит, и скоро – сорок лет,

    Богатства нет, зажитка нет .

    Отношения Моргунка к близким раскрыты только в эпизоде встречи со свояком. Связи Моргунка с односельчанами также даны в их наиболее существенных проявлениях (отношение к кулаку Бугрову), чтобы показать социальную эволюцию героя. Личные качества Моргунка автор характеризует так:

    Был Моргунок не так умён,

    Не так хитёр и смел,

    Но полагал, что крепко он

    Знал то чего хотел….

    Твардовский подчиняет все детали характеристики главной своей задачи: изображению социальной природы героя. По такому же принципу созданы образы Фролова, Бугрова и других в поэме.

    Узость и бедность политического кругозора совмещаются у Моргунка с богатыми душевными качествами. У него чуткое доброе сердце: он делится последними «харчами» в дороге при встрече с Бугровым. Несмотря на тяжкую обиду, нанесенную Бугровым, он обласкал брошенного им сына-мальчика. Нежно, восторженно любит Моргунок природу, её звуки, краски и запахи: вот он по-ребячьи протягивает ладонь навстречу весеннему дождю и чувствует, как

    Запахло летнею водой,

    Землёй как год назад….

    Для Моргунка труд – не средство обогащения, а смысл жизни. Даже в деталях проявляется «мастеровитость» Моргунка. Возьмём, например, его привычку и сноровисто запрягать коня; при этом поэт не забывает отметить:

    Бредёт в оглоблях серый конь

    Под расписной дугой,

    И крепко стянута супонь

    Хозяйскою рукой .

    Определение «хозяйскою» имеет не только свой прямой смысл, но и намёк на умение Никиты по-хозяйски, т.е. дельно, умеючи, браться за всё, что требуется в крестьянском обиходе .

    Весёлая молотьба напоминает ему радостную музыку. Истосковавшись во время путешествия по работе, Моргунок с жадностью наблюдает сев хлеба, косьбу, уборку урожая – ему самому так хочется включиться в эту работу, что он не выдерживает и с охотой помогает колхозникам. И даже своё собственное достоинство он оценивает способностью к труду. Именно в силу любви к труду, у Моргунка особенно нежное чувство к своему коню. Конь для него нечто абсолютно незаменимое в жизни человека, помощник в труде, в беде и радостях.

    Моргунку кажется, что коллективный труд обезличивает человека, лишает его « свободы» действия. Вот почему Моргунка так пугает колхоз. Он ищет тихой, спокойной жизни как раз в то время, когда происходит коренное изменение старого и в борьбе с ним рождение нового мира. Жизнь сталкивает Моргунка с двумя антагонистическими силами. В этом столкновении и определяется отношение героев к действительности. Его убеждают не только победа социализма (колхозники, работающие в поле, тракторист, цыганский колхоз, Фроловы), но и старая, обречённая на гибель, жизнь, которая бессильно цепляется за всё живое (Бугров, поп, «островитяне»).

    Для Моргунка не было характерно в тот период ни активное участие в строительстве новой жизни, ни активная борьба с этим новом в лагере врагов социализма. В образе Моргунка типизированы жизнь и идеалы не всего трудового русского крестьянства, а определённой социальной группы, крестьянина-середняка 30-х годов – полосы решительной ломки собственнического уклада, когда сущность этой социальной группы людей проявилась наибольшей полнотой. Моргунок противопоставляет современности идеализированное прошлое, пытается спасти отживающее, то, что всем ходом жизни обречено на гибель.

    Картина колхозной жизни, нарисованная Твардовским в поэме, реалистичная. В основу «Страны Муравии» Твардовский положил условный, сказочный сюжет. Произведение повествует о самых существенных явлениях народной жизни, поэма полна своеобразной сказочной занимательности.

    Муравия как идеал некого индивидуалистического крестьянского счастья – это фантазия, нереальность, она могла родиться только в наивном сознании забитого нуждой, отсталого крестьянина. Поэтому и поиски Муравии нереальны: они смешны, но для Моргунка они представляют смысл всей жизни. Веками угнетённый, лишенный всех жизненных благ, крестьянин уходил мечтою в мир легенд, сказок. Поэтому так мотивированы в поэме поиски «счастливого» края. Придавая сказочный характер всей истории поисков, Твардовский уже одним этим подчёркивает несостоятельность, иллюзорность идеалов своего героя .

    Полуфантастическое, полуреальное путешествия середняка Никиты Моргунка в поисках без колхозной земли представляет собой лишь внешнее отражение того конфликта, который вызван эпохой развернутого наступления социализма в нашей стране и который составляет основной смысл поэмы – решительное столкновение двух противоположных сил: индивидуализма и коллективизма. Но именно эта условность, аллегоричность фабульной ситуации помогает также поэту выделить, подчеркнуть наиболее существенную сторону этого грандиозного процесса.

    Всё это сказалось и на построении поэмы в целом. Поэт включает в её сюжет легенды, сказочные эпизоды, символические образы, которые хотя и не имеют иногда непосредственной внешней связи с фабулой поэмы, но в тоже время углубляют внутренне содержание поэмы, предают ей большой обобщающий смысл. Например, такие сказочные символические сцены и образы, как эпизод с избушкой двух стариков, которую весенним паводком заносит в колхоз, как образ безработного человека, идущего пешком, «как из плена», через всю Европу к нашим границам, и другие, в поэме реальных эпизодов получает почти, что сказочный характер. Вот селенье Острова, куда Моргунок попадает после безуспешных попыток найти свою счастливую Муравию. Это не просто село, а олицетворение уходящей старой деревенской России с её косностью и отсталостью:

    Ни крышей целой, ни избы,

    Что угол – то дыра.

    И ровным счётом – три трубы

    На тридцать три двора .

    Сказочная Муравия – это символ идеального индивидуалистического крестьянского счастья. Селенье Острова – тот же мир, но реальный, не идеализированный. Поэт как бы даёт возможность своему герою убедиться в подлинном характере его идеала. При этом следует учитывать поэтическую условность, продиктованную сказочной формой произведения.

    Следовательно, поэма «Страна Муравия» в значительной мере, начиная от основной сюжетной линии и кончая целым рядом глав и эпизодов, представляет собой не обычное реалистическое изображение явлений жизни, как бы преломленное через призму народной фантастики, условности.

    В то же время поэт так насыщает поэму деталями реальной жизни деревни 30-х годов, так реалистически выпукло рисует характеры, а главная мысль поэмы так жизненна и значительна для той эпохи, что мы этой условности не замечаем, перед нами выступает «сама жизнь» в существенных её моментах.

    Образ главного героя наделён такими свойствами, которые хотя и невозможны для отдельного конкретного человека, но правдиво передают существенные черты целой социальной группы людей. Образ Моргунка условен, почти символичен. Многие качества его натуры раскрываются автором в форме народнопоэтических представлений: его понимание жизни выражено народным присловьем («Как в 20 лет силёнки нет»), о прошлом герое рассказывается в форме народной песенки прибаутки («У батьки, у матки родился Никита»). Невероятным кажется с точки зрения « реальности» и эпизод, когда Моргунок многие километры везёт на себе телегу.

    В самом начале поэмы Твардовский рисует живописную картину «тысячи путей и тысячи дорог», по одной из которых направляется герой поэмы. В связи с этим в поэме приобретает большой смысл аллегорический образ дороги. Моргунок ищет свою особую дорогу в жизни, а не общую с другими, не ту, по которой пошла основная масса крестьянства. Этой узенькой дорожке личного счастья автор противопоставляет столбовой путь народа к социализму. Когда Моргунка начал тяготить его одинокий путь, когда он всё чаще стал сомневаться в реальности своей мечты, перед ним всё яснее стали вырисоваться другие, новые реальные дороги людей, которые сливаются в один общий могучий путь борьбы за общее счастье.

    Вышел в поле тракторный отряд,

    По путям грохочет скорый поезд,

    Самолёты по небу летят,

    Ледоколы огибают полюс…

    Рассказывая о том, как поп ускакал на Моргунковом коне, а Моргунок, погнавшись за было ним, падает на пыльную дорогу, автор подчёркивает трагичность положения Моргунка с его стремлением найти свой особый путь.

    Начало пути Никиты ничем не омрачено и почти не вызывает сомнений у него в правильности принятого решения. Ни кулацкая свадьба-поминка, ни встреча со свояком, ни утвердительный ответ, работавших в поле, на его вопрос «Колхозники, ай нет?», ни встреча с попом не поколебали ещё в нём веры в возможность существования его Муравии. Во сне и наяву он грезит своей Муравией и ни о чём пока не думает и знать не желает. Такое настроение сохраняется у Моргунка до первой встречи с Бугровым (8 глава).

    В седьмой главе в открытой речи Моргунка мы впервые чувствуем и силу страсти его мечты и ещё больше – неуверенность в её осуществлении, боязнь навсегда расстаться с ней.

    Встреча Моргунка с кулаком Бугровым явилась первым сильным толчком, который испытал герой в столкновении с реальной действительностью на пути к новой жизни. Бугров, который всегда был идеалом хозяина и человека, для Моргунка, Бугров, которому Моргунок подражал и с которым за счастье считал посидеть за одним столом, - этот самый Бугров оказался не только не честным человеком, но и плохим отцом, он оказался человеком, презирающим труд.

    Встреча Моргунка с цыганами-колхозниками (10 глава) переворачивает старые его представления о жизни и людях. Цыгане, которые извечно считались лодырями и конокрадами, оказываются неплохими землеробами.

    Косят, словно, мужики,

    Ряд за рядом ходят.

    Только носят оселки

    Не по форме вроде .

    А когда цыгане на требование Моргунка отдать его лошадь добродушно приглашают его на богатую конюшню выбирать любую, если признаёт своею, Моргунку оказалось нечего сказать.

    Четырнадцатую главу можно считать кульминационной в композиции поэмы: Она как бы подводит итог пройденному пути Моргунка и намечает внутренний поворот в его поисках. В селенье Острова – это символический образ крестьянского прошлого, нищеты и разорения. Твардовский сталкивает здесь Моргунка как бы с реально осуществившимися его собственными мечтами. Один из жителей пытается доказать Моргунку, что они живут хорошо, словами самого же Моргунка:

    А чем плохая наша жизнь?

    По-мойму, лучше нет.

    Земля в длину и ширину –

    Кругом своя…

    Но Моргунка уже трудно убедить теперь. Он отвечает «Бесколхозникам»:

    И ваша жизнь – не жизнь, друзья,

    Одна тоска и боль.

    Гляжу на вас: так жить нельзя.

    Решаться надо, что ль…

    В душе Моргунка ещё много привязанности к старому миру, ему жаль с ним расставаться:

    И стихли все. И Моргунок

    Вдруг смолк понуро сам.

    И смятой шапкой проволок

    Неспешно по глазам…

    Решение, которое впервые наметилось у него при виде скудной жизни жителей селенья Острова, ещё более укрепилось во время пребывания его в колхозе Фролова. Моргунок видит явные преимущества колхозной жизни. Но он ещё не верит в то, что такая жизнь может быть надолго: слишком непривычна и непонятна она.

    Фролов раскрывает Моргунку великий социальный смысл преобразований в стране, открывает ему глаза на многое, что было не понятно или не известно ему. Но ещё больше убеждает Моргунка то, что он сам видит: новые, подлинно человеческие отношения между колхозниками, радостный коллективный труд.

    Встреча с «богомолом», возвращающимся в колхоз, окончательно убедил Моргунка в необходимости приобщения к новой жизни. Теперь герой уже сомневается в другом: его колхозники «не пустят на порог» («объехал, скажут, полстраны, к готовому пришёл»). Однако то, что он приобрёл во время своих странствий, несравненно более существенно – и это хорошо понял сам Моргунок:

    Зато мне всё теперь видней

    На тыщи верст кругом .

    Так закончилось путешествие героя поэмы. Сюжет поэмы является законченным, так как в нём полнее раскрыта основная идея произведения: показан сложный и трудный поворот крестьянина-собственника к социалистическим формам жизни.

    Твардовский раскрывает внутренний мир своего героя, главным образом передавая его размышления. Моргунок путешествует один, но постоянно сталкивается с различными людьми, его отношение к ним характерезует его душевное состояние. Основная форма раскрытия образа Моргунка – показ внутренних переживаний героя. Это лучше позволяет автору проникнуть в самый образ мышления и чувствований героя, передать тончайшие психологические движения его души. Герой Твардовского показан в тесной связи с действительностью, его духовный мир раскрывается в резком столкновении с нею.

    Для стиля поэмы Твардовского характерна чёткая и ясная образность речи. Язык поэмы лишён метафоричности, предложения по своей конструкции просты. Твардовский очень экономен в словах, сдержан в употреблении различных тропов. Но везде поэт создаёт цельную, законченную картину. Чтобы показать, как совершенно незаменима лошадь в крестьянском единоличном хозяйстве, поэт употребляет только одну фразу:

    Земля, семья, изба и печь

    И каждый гвоздь в стене,

    Портянка с ног, рубаха с плеч –

    Держались на коне .

    Правдивость, реализм всей образной системы поэмы достигается, прежде всего, тем, что Твардовский стремится с наибольшей точностью передать сущность предмета или явления. Автор стремится избегать описательных предложений. Образы в поэме зримы, вещественны. Картина показывается в её внутреннем содержании, а не во внешнем рисунке. Вся образность «Страны Муравии» определяется идейно-тематическим содержанием поэмы. Характер метафор, эпитетов, сравнений близок крестьянскому образу мышления:

    И весь в пыли, как хлеб в золе,

    Никита Моргунок.

    Впереди, в дали копытный стук,

    Будто в ступе коноплю толкут,

    Будто бабы где-то кросна бьют.

    Дубовый посох шляпкой сбит,

    Как ручка долота.

    По склонам шубою взялись

    Густые зеленя .

    В поэме преобладают простейшие тропы – сравнения и эпитеты, причём эпитеты главным образом постоянные, характерные для устного народного творчества. Стиль поэмы в целом очень хорошо отражает жизнь советской деревни 30-х годов, образ мысли и чувства простых тружеников.

    Вслед за Пушкиным, Некрасовым Таврдовский делает огромное количество просторечных слов достоянием высокой поэзии и тем самым как бы выявляет богатейшие поэтические достоинства, скрытые в языке широких слоёв народа. Твардовский значительно шире, чем его предшественники, использует просторечную лексику и народную фразеологию. Его авторская речь насыщена просторечными словами, пословицами и поговорками в такой же мере, как и речь героев. Это одна из отличительных особенностей поэмы. При этом использование нелитературных слов у Твардовского всегда художественно оправдано. Вот небольшая картинка: Моргунок отправился в свой далёкий путь, родное село уже скрылось за горизонтом.

    И двор – далеко за спиной,

    Бегут вперёд столбы.

    Ни хаты не видать родной,

    Ни крыши, ни трубы….

    Употребив в авторской речи просторечное «не видать» вместо «не видно», Твардовский как бы подчёркивает принадлежность этих слов самому Моргунку; тем самым поэту удаётся не только нарисовать картину, но и показать сложное переживание героя, расстающегося с родными местами.

    «Страна Муравия» стала классикой советской литературы не только в силу поэтического мастерства её автора, она была и остаётся высоким примером художественной правды, исторических событий 30-х годов и глубоким размышлением о путях истории, народа, человека.

    Литература

    Список источников

      1. Твардовский,А.Т. Собрание сочинений в 6-ти томах. / А. Т. Твардовский. – М.: Художественная литература, 1978.

    Т.1: Стихотворения (1926-1940). Страна Муравия. Поэма. Переводы.

    Т. 2: Стихотворения (1940-1945). Поэмы. Василий Тёркин. Дом у дороги.

    Т. 3: Стихотворения (1946-1970). Поэмы. За далью – даль. Тёркин на том свете.

    Т. 4: Рассказы и очерки (1932-1959).

    Т. 5: Статьи и заметки о литературе. Речи и выступления (1933-1970)

    2. Твардовский, А.Т. Избранные произведения. В 3томах. / Сост. М. Твардовский. - М.: Художественная литература, 1990.

    Т. 2: Поэмы.

    Список научной, критической, мемуарной литературы и словарей

      Выходцев, П.С. Александр Твардовский / П.С. Выходцев. – М., 1958.

      Любарева, С.П. Эпос А.Твардовского / С.П. Любарева. – М.: Высшая школа, 1982.

      Муравьёв, А.Н. Творчество А.Т.Твардовского / А.Н. Муравьёв. – М.: Просвещение, 1981.

      Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов под ред. проф. Л.И. Скворцова. – М.: ООО Издательство Оникс, 2011.