Биографии Характеристики Анализ

Арена ди Верона: от античности до наших дней. Выступления на Арена-ди-Верона

Арена Вероны или Арена ди Верона (The Verona Arena/Arena di Verona) – римский амфитеатр в итальянском городе Верона (Verona, Italy). Это - одно из наиболее хорошо сохранившихся древних сооружений в своем роде. Здесь до сих пор проводятся крупномасштабные постановки опер и спектаклей.
Амфитеатр был построен в 1 веке н.э., во время последних лет правления императора Августа, и предназначался для боев гладиаторов.
Арена ди Верона имеет форму овала, размеры которого – 139 метров от одного конца до другого, внутренние оси амфитеатра - 74 и 45 метров. В аудитории 45 ступеней высотой около 45 сантиметров; вместимость - 16000 зрителей.
Вообще, за годы своего существования Арена ди Верона стала местом многих захватывающих развлечений – здесь проходили очень популярные ранее гладиаторские бои, рыцарские поединки и турниры, здесь же проходили и массовые увеселительные ночные зрелища.
Первая опера была поставлена здесь в 1913 году - это была "Аида" ("Aida") Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi); надо заметить, что постановка имела по-настоящему громкий успех. Кстати, за дирижерским пультом стоял тогда легендарный Туллио Серафин (Tullio Serafin). Позже, после Второй мировой войны на этой сцене выступали такие великие оперные мастера и музыканты, как Рената Тебальди (Renata Tebaldi), Мария Каллас (Maria Callas), Марио Дель Монако (Mario Del Monaco), Пласидо Доминго (Plácido Domingo), Хосе Каррерас (Jose Carreras), Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti), Риккардо Мути (Riccardo Muti).
Начиная с XVIII века, театральные представления стали идти в амфитеатре на постоянной основе. В настоящее время ежегодно на сцене театра ставятся четыре новых постановки.
Сегодня Арена ди Верона - знаменитый на весь мир "археологический театр"; огромную славу этому месту принес ежегодный летний оперный фестиваль, на который каждое лето собирается более полумиллиона человек. Кстати, количество зрителей из соображений безопасности ограничивается здесь 15-ю тысячами человек.
В современном репертуаре оперных фестивалей - крупные, масштабные оперные сочинения - "Аида" ("Aida"), "Набукко" ("Nabucco"), "Риголетто" ("Rigoletto"), "Тоска" ("Tosca"), "Турандот" ("Turandot"), "Сельская честь" ("Cavalleria rusticana"), """Паяцы" ("I Pagliacci"), "Кармен"("Carmen").
Примечательно, что до последнего времени на сцене амфитеатра не использовались микрофоны и усилители, пока в 2011-м здесь не была установлена современная электронная система для усиления звука.
Без всякого сомнения, оперный фестиваль в Арена ди Верона – один из самых уникальных событий в оперной жизни Европы. В последнее время, помимо оперных мероприятий, сцена Арена ди Верона открыта и для эстрадных представлений и концертов.
Кроме того, Арена ди Верона – очень значительный археологический памятник в Европе.
Вообще, по отзывам побывавших в этом удивительном месте, фестиваль в Вероне – это больше, чем просто оперный фестиваль. Очарование этого места связано в очень большой степени и с восхищением древними римлянами, построившими это чудо акустики и пространства, и с прикосновением к искусству, которое становится неким ритуалом. Фестиваль в Арена ди Верона называют "соединением природы, архитектуры и музыки".

Арена-ди-Верона (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Арена-ди-Верона - амфитеатр, который построили древние римляне. В Италии Арена занимает третье место по величине. Огромное сооружение из розового мрамора возведено в 30 году - ему почти 2 тысячи лет! Слава строителям, которые поработали на совесть - Арена пережила сильное землетрясение 12 века.

Огромное сооружение из розового мрамора возведено в 30 году - ему почти 2 тысячи лет!

Сегодня здесь, как и сотни лет назад, проходят театральные постановки. С июня по август на сцене Арены ставят оперу. Трибуны вмещают порядка 30 тысяч зрителей. В Верону специально приезжают лучшие мировые голоса оперы, чтобы выступить на тысячелетней сцене. Говорят, что лучшие постановки «Ромео и Джульетты» - именно в Вероне.

Зимой здесь никто не выступает, а любители классической музыки перебираются в соседний концертный зал Ente Lirico Arena.

Адрес и стоимость билетов

Римская Арена расположена на улице Диетро Амфитиатро, 6b. Сюда можно запросто добраться на автобусах. Концерты, как уже было сказано, проходят с июня по август. Кроме того, туристы могут посетить экскурсию.

Экскурсии проводятся со вторника по воскресенье, с 8:30 до 19:30, по понедельникам - с 13:30 до 19:30. Полный билет стоит 20 EUR, льготный - 15 EUR, для детей от 8 до 14 лет - 1 EUR, для детей не старше 7 лет вход свободный. Стоимость билета на спектакль колеблется от 24 до 200 EUR.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

Италия всегда ассоциировалась с любовью к искусству, красоте, гармонии. Галереи искусств, музеи, памятники архитектуры, Верди, опера... Вот кстати, об опере мы сегодня и поговорим, а вернее об амфитеатре в Вероне.

Несколько слов об амфитеатрах

Несколько слов о том, что такое вообще амфитеатра. Это античная постройка, представляющая собой театр open air, т.е. без крыши. У всех амфитеатров круглая форма. Как правило, они предназначались для проведения боёв (допустим, гладиаторских) или других видов массовых зрелищ.
Амфитеатры сохранились во многих странах мира: Италии, Греции, Албании, Болгарии, Израиле, Хорватии.

Амфитеатр в Вероне

L"Arena di Verona - это римский амфитеатр, расположенный в центре города, где жила, пожалуй, самая романтическая пара всех времён и народов - Ромео и Джульетта. Следует отметить, что амфитеатр в Вероне третий по величине амфитеатр в Италии. Пальма первенства принадлежит Колизею в Риме, второе почётное место занял амфитеатр в городе Капуя.
Когда вы подойдёте к этому амфитеатру, то вы останетесь поражёнными многими вещами:
-величавостью и помпезностью этого исторического объекта;
-восхититесь амфитеатром как характерным памятником римской культуры;
-заплачете от счастья, что у вас есть возможность послушать оперу на одной из престижнейших площадок Европы (хотя, с плачем, я наверное, перегнула палку, но, может, прослезитесь под звуки божественной музыки);
- в конце концов, будете просто заворожены обстановкой. Только представьте: вы, толпа людей, уже слышны беготня и нервозность предстоящего представление, вечерющая Верона…

Верона и амфитеатр летом. Фото bussolon.it

История амфитеатра в Вероне

Первый камень амфитеатра был заложен в 30-м году н.э. Как указывают античные источники, строительство амфитеатра было закончено лишь в 69 году. На самом деле, история строительства этого памятника в Вероне тёмная, в том смысле, что про это очень мало известно. Однако доподлинно установлено, что строился амфитеатр в годы так называемого перемирия. Дело в том, что Верона была втянута в долгую и изнурительную борьбу, но видимо, Боги Олимпа смиловались над народом и дали время построить арену, которая по праву заслуживает звания «чудо света».
Строительство амфитеатра было ещё и стратегическим решением правительства того времени: известно, что в каждом античном городе была стена, которая окружала город. Амфитеатр считался мощным сооружением в «тылу» города.

В 1874 году известный итальянский археолог Антонии Помпей начал здесь производить раскопки. Были выяснены некоторые интересные детали: были найдены остатки античной стены Галлено, которая своё время окружала амфитеатр. Удивительно также, что на территории амфитеатра был найден источник воды, котрый, по всей видимости, не использовался.
Учёные также выдвигают другие версии по поводу использования амфитеатра ранее: помимо гладиаторских боёв и представлений, возможно, имело место быть насилие и пытки над христианами и святыми мучениками. Следует отметить, что после христианизации населения гладиаторские состязания прекратили своё существование на арене этого славного города.

Средневековый амфитеатр

В Средневековье была предпринята попытка реставрировать амфитеатр Вероны. Историки отмечают, именно при Теодорихе Великом у амфитеатра был так называемый «средневековый рассвет». Именно во времена правления Теодориха (Teodorico) организовывались спектакли, по сохранившимся сведениям о которых мы можем теперь судить о состоянии амфитеатра в Средневековье.
«В средневековом городе был построен большой дом, который по своему внешнему виду был похож на театр Ромула. Здесь была всего лишь одна дверь для входа, но насчитывалось большое количество мест. Этот театр привлекал тысячи людей. Нельзя точно сказать, кто построил это здание, но было всем известно, что его прозвали домом Теодорика».
(Chronicon Gozecense, XII secolo.)
В Средние века была популярна версия о том, что построил амфитеатр именно Теодорих, а не римляне.


Изображение Теодорика Великого. Фото it.wikipedia.org

В 1117 году Верону постигло землетрясение, которое не пощадило и главный символ города - почти полностью было разрушено кольцо амфитеатра. В 1183 году новое землетрясение нанесло удар по внешнему фасаду амфитеатра.
Во времена правления Альберто I дела Скала (Alberto I della Scala) были введены несколько правил и законов, касающихся непосредственно использования амфитеатра:
1. Проститутки могли жить только исключительно на территории амфитеатра;
2. Лиц, справлявших свою нужду под стенами амфитеатра, должны были немедленно оштрафовать.
Да, что только не пережил этот античный амфитеатр за всю свою многовековую историю…
В 1337 году Верона погрязла в долгах из-за неудачно сложившихся военных действий. Как известно, «долг платежом красен». Вот и пришлось Вероне отдать здание Университета, а также амфитеатр. Следует отметить, что окончательно амфитеатр Вероны был возвращён в пользование города только в 1586 году!

Амфитеатр в эпоху Ренессанса и piazza di Bra

В эпоху Ренессанса амфитеатр смог немного преобразиться, и всё это благодаря стараниям молодых и амбициозных архитекторов и художников (Giovan Francesco Caroto, Andrea Palladio). В это же время проституткам снова разрешили вернуться на территорию амфитеатра, закрепив за ними амфитеатр как основное их место жительства.
Следует отметить, что реставрации подвергся не только амфитеатр, но также непосредственно и Piazza Bra, площадь, в сердце которой и находится этот уникальный исторический памятник.
Скажем пару слов о и самой площади: piazza di Bra занимает площадь в 6.000 кв. м. Её название происходит от слова braida, что в переводе с языка одного немецкого племени обозначает «широта».
В Средневековье это место славилось своим большим рынком, который спустя несколько веков превратился в ярмарку. Сейчас же на центральной площади города находятся кафе, рестораны, но и, конечно же, самое главное украшение как смой площади, так и города - амфитеатр.
Площадь Бра привлекала в своё время многих писателей, которые, воодушевлённые, отмечали этот момент в своих трудах. Так, в частности, в Вероне побывал и славный немецкий поэт Гёте. В своей книге Viaggio in Italia он описывал двух дам, проезжавших в карете по площади Бра.



Piazza di Bra в самом сердце Вероны сегодня. Фото fourpointsbolzano.it

Ну что-то мы уж больно отвлеклись он нашего самого главного на сегодня исторического объекта-амфитеатра. Продолжим!
В 1716 году на территории амфитеатра прошёл последний рыцарский турнир, якобы, аристократам они совершенно надоели, и те не видят смысл в их дальнейшем проведении. Драматург Карло Гольдони в своих мемуарах также подчёркивает, что за всю многовековую историю амфитеатра отношения между господином народом не изменились - знать продолжала сидеть в удобных креслах, в то время как народ - на трибуне.
Если сравнивать этот отрывок с современной ситуацией, то изменения, всё же есть, в том смысле, что права у всех людей уравнялись, однако, по месту в амфитеатре можно судить о твоём материальном состоянии. Согласитесь, 20 и 100 евро - большая разница.
Не прошла мимо и эра Наполеона. Италия, как и вся Европа, находилась в собственности французского императора. Тот, собственно говоря, лично приезжал в Верону на спектакль. Как всё быстро и стремительно меняется в амфитеатре Вероны - уже через несколько лет в амфитеатре жили пленные австрийские заключённые, которые разрушили ложу, выполненной из дерева - уж было очень холодно, и хотелось согреться…
С амфитеатром в Вероне связано и несколько легенд. Согласно одной из них, в Средневековье жил один человек, которого обвиняли в страшном преступлении, за которое его должны были приговорить с мерной казни. Однако он ничего не совершал. Этот житель Вероны обратился тогда к правительству города с просьбой оставить его в живых, а за это он в одну ночь сотворит такое прекрасное здание, в котором можно будет устраивать спектакли. Но дьяволы мешали доброму замыслу этого человека, который работал все сутки на пролёт. В результате чёрная сила добилась своего - на утро весь город увидел необычайное по красоте здание, которое, правда, было недостроенным.

Амфитеатр в Вероне в ХХ веке

Летом 1913 года, тенор Джованни Дзенателло (Giovanni Zenatello) и импресарио Оттоне Ровато (Ottone Rovato) смогли уладить все финансовые вопросы и провести в амфитеатре большой музыкальный фестиваль, посвящённый 100-летию до дня рождения Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi). Гвоздём программы была опера Верди «Аида». У оперы в тот день был оглушительный успех, декорации. Теноры не оставили никого равнодушными.
Именно этот год стал значимым для амфитеатра Вероны. Произошли большие перемены, позволившие Вероне со своим уникальным амфитеатром раз и навсегда превратиться в одно из значимых в мире мест по организации и проведению музыкальных фестивалей. Теперь лучшие исполнители оперы стремились попасть именно в Верону.
В 1934 году было учреждено общество dell"Ente Comunale degli Spettacoli, которое взяло на себя функцию каждый год организовывать летние фестивали в Вероне. В 1936 году появилось также Ente Lirico Arena di Verona. В результате совместных усилий в 70-х годах стали проводиться сезоны с октября по май - утраивались балетные представления, симфонические спектакли. Со временем амфитеатр был технически переоснащён, появились также оркестр и хор.
!998 год стал также значимым годом в жизни амфитеатра. l"Ente Lirico превратилось в Fondazione Arena di Verona. Как отмечает руководство, это был новый виток в развитии амфитеатра: выбор представлений стал более разнообразным, потянулись инвесторы, улучшилось и качество проводимых постановок.



"Аида" Верди - любимица веронской сцены. Фото winecountry.it

Верона и амфитеатр сегодня

Летом 2010 году мне посчастливилось попасть в Верону, увидеть не только этот город, но и побывать в амфитеатре на опере. В тот день ставили «Кармен». К сожалению, опера была отменена из-за плохих погодных условий. Как нам сказали, это первый такой случай на многовековую историю амфитеатра. Если спектакли и отменялись, то старожилы точно об этом не помнят. Шёл сильный дождь, а, как вы понимаете, арена открытая. Ни зрители, не актёры, а также инвентарь не должны намокать. Дождь переставал, и люди, а также актёры в надежде покидали свои укрытия. Опера начиналась заново. Но вот предательски засверкала молния…
Следует отметить, что деньги за билет вам никто не вернёт, а также не предложит обменять его на другое представление. Билет на места на трибуне (т.е. вы будете сидеть на античных камнях, и поэтому желательно брать с собой подушку) обойдётся вам в 25 евро, возможно, чуть меньше.
Собственно, подушку брать из дома не нужно. Её можно купить около амфитеатра вместе с многочисленными программками и сувенирами. В тот день зонты и плащики расходились на ура. Но, как вы понимаете, цена на них поднялась вдвое.
Летом 2011 года будет проходить ежегодный 89-й фестиваль (89° Festival Lirico). Его актуальную программу вы можете посмотреть на этом сайте

И амфитеатра в Санта-Мария-Капуа-Ветере). Одно из наиболее хорошо сохранившихся сооружений подобного типа. В 2000 году в составе прочих исторических памятников Вероны амфитеатр был включён в число памятников Всемирного наследия .

История амфитеатра

Амфитеатр был построен около 30 года для проведения гладиаторских боёв, морских сражений (навмахий) и цирковых представлений. После землетрясения 1117 года , которое почти полностью разрушило внешнее кольцо амфитеатра, он использовался как источник камня для других построек. В Средние века на его арене жгли еретиков, устраивали турниры, фестивали, а в XVIII-XIX веках - бои с быками.

Благодаря исключительной акустике здания, в 1913 году его использование возобновилось. К столетию Джузеппе Верди здесь по инициативе оперного певца и импресарио Джованни Дзенателло и его коллеги Оттоне Ровато была создана постановка оперы «Аида » . С тех пор фестиваль проводился более 70 раз, став со временем ежегодным.

В наши дни каждый год в период с июня по август проводится обычно четыре различные сценические постановки. В середине июля представления даются почти каждый день. В зимние месяцы опера и балет дают представления в Академической Филармонии.

Места на каменные ступени амфитеатра стоят заметно дешевле, чем специально устанавливаемые кресла в нижней части. После захода солнца зажигаются свечи. Вместимость арены для оперных представлений до недавнего времени составляла 20000 гостей, но по соображениям безопасности она снижена до 15000.

Арена стала местом выступления многих мировых оперных знаменитостей. Именно здесь состоялся дебют на итальянской сцене Марии Каллас , спевшей на Арене в 1947 году Джоконду в одноимённой опере Понкьелли . Кроме Каллас, в фестивале в разные годы принимали участие Джузеппе ди Стефано , Тито Гобби , Лучано Паваротти , Пласидо Доминго , Рената Тебальди , Анатолий Соловьяненко , Владимир Атлантов , Евгений Нестеренко , Кристиан Йоханссон , и много других исполнителей.

Постановки опер осуществляли такие дирижёры, как Донато Ренцетти , М. Эклунд, З. Пешко и другие.

Напишите отзыв о статье "Арена ди Верона"

Примечания

Ссылки

Координаты :

Отрывок, характеризующий Арена ди Верона

Я до сих пор очень хорошо и с очень большой теплотой помню те «великие и загадочные» приготовления: пахнущее свежими дрожжами тесто, всю ночь поднимавшееся в глиняном горшке у плиты, а утром превратившееся в десятки белых кружочков, разложенных на кухонном столе и ждущее, когда же уже настанет час его чудесного превращения в пышные пахнущие пироги... И бабушка с белыми от муки руками, сосредоточенно орудующая у плиты. И ещё я помню то нетерпеливое, но весьма приятное, ожидание, пока наши «жаждущие» ноздри не улавливали первых, изумительно «вкусных», тончайших запахов пекущихся пирогов…
Это всегда был праздник, потому что её пироги любили все. И кто-бы в этот момент не заходил, ему всегда находилось место за большим и гостеприимным бабушкиным столом. Мы всегда засиживались допоздна, продлевая удовольствие за «чаепитным» столом. И даже когда наше «чаепитие» заканчивалось, никому не хотелось уходить, как будто вместе с пирогами бабушка «впекала» туда частичку своей доброй души и каждому хотелось посидеть ещё и «погреться» у её тёплого, уютного домашнего очага.
Бабушка по-настоящему любила готовить и что бы она ни делала, это было необыкновенно вкусно всегда. Это могли быть сибирские пельмени, пахнущие так, что у всех наших соседей вдруг появлялась «голодная» слюна. Или мои любимые вишнёво-творожные ватрушки, которые буквально таяли во рту, оставляя надолго изумительный вкус тёплых свежих ягод и молока… И даже её самые простые квашеные грибы, которые она каждый год квасила в дубовой кадушке со смородиновыми листьями, укропом и чесноком, были самыми вкусными которые я когда-либо ела в своей жизни, несмотря на то, что на сегодняшний день я объездила больше половины света и перепробовала всевозможные лакомства, о которых, казалось бы, можно было только мечтать. Но тех незабываемых запахов одурительно вкусного бабушкиного «искусства» никогда не смогло затмить никакое, даже самое изысканно-рафинированое заграничное блюдо.
И вот, имея такого домашнего «чародея», я, к всеобщему ужасу моей семьи, в один прекрасный день вдруг по-настоящему перестала есть. Теперь я уже не помню, был ли для этого какой-либо повод или это просто произошло по какой-то мне неизвестной причине, как это обычно происходило всегда. Я просто начисто потеряла желание к любой мне предлагаемой пище, хотя никакой слабости или головокружения при этом не испытывала, а наоборот – чувствовала себя необычайно легко и совершенно великолепно. Я пыталась объяснить всё это моей маме, но, как я поняла, она была сильно напугана моей новой очередной выходкой и ничего не хотела слышать, а только честно пыталась заставить меня что-то «глотать».
Мне становилось очень плохо и от каждой новой порции принимаемой пищи рвало. Только лишь чистая вода принималась моим истерзанным желудком с удовольствием и легко. Мама уже была почти что в панике, когда к нам совершенно случайно зашла, наш тогдашний семейный врач, моя двоюродная сестра Дана. Обрадованная её приходом, мама, конечно же, тут же рассказала ей всю нашу «ужасную» историю о моём голодании. И как же я обрадовалась, когда услышала, что «ничего такого уж страшного в этом нет» и что я могу на какое-то время быть оставлена в покое без насильственного запихивания в меня еды! Я видела, что моя заботливая мама в это совсем не поверила, но деваться было некуда, и она решила оставить меня в покое хотя бы на какое-то время.
Жизнь сразу стала лёгкой и приятной, так как чувствовала я себя абсолютно прекрасно и больше уже не было того постоянного кошмарного ожидания спазмов желудка, которые обычно сопровождали каждую малейшую попытку принятия какой-либо пищи. Это продолжалось примерно около двух недель. Все мои чувства обострились и восприятия стали намного ярче и сильнее, как бы выхватывалось что-то самое важное, а остальное уходило на второй план.
Мои сны изменились или вернее, я стала видеть один и тот же, повторяющийся сон – как-будто я вдруг поднимаюсь над землёй и иду свободно не касаясь пятками пола. Это было настолько реальное и невероятно прекрасное чувство, что каждый раз просыпаясь, мне немедленно хотелось обратно. Этот сон повторялся каждую ночь. Я до сих пор не знаю, что это было и почему. Но это продолжалось и после, спустя много, много лет. И даже теперь, перед тем, как проснуться, я очень часто вижу тот же самый сон.

«Нельзя не воздать хвалы веронцам за то, как они поддерживают свой амфитеатр» – восторженно писал в сентябре 1786 года Гете, путешествуя по Италии. Амфитеатру между тем было уже без малого 1800 лет. Пережив две мировые войны, землетрясения и наводнения, Арена ди Верона по сей день пребывает в удивительной сохранности. Именно ее имел в виду автор трагедии «Фауст». Недаром в средние века бытовало немало легенд о ее чудесном происхождении: у простых людей не укладывалось в голове, как без божественной или дьявольской помощи можно было возвести и сохранить такое грандиозное сооружение.

Ранее BlogoItaliano уже упоминал и о самой Арене, и рассказывал, что собой представляет . Но это были лишь штрихи к портрету. «Он вечно тот же; вечно новый» – писал Пушкин о Россини, так же можно сказать и об Арене ди Верона: каждое ее посещение и каждое упоминание о ней – это давно знакомый и всегда новый и неожиданный праздник. Кстати, Россини был упомянут не случайно, но об этом немного позже.

Арена ди Верона в античные времена

Единого мнения по поводу времени возникновения амфитеатра до сих пор нет: то ли Арена ди Верона была возведена еще при Октавиане Августе (не позднее 14 г. н.э.), то ли уже при императоре Клавдии (41-54 гг. н.э.). Большинство исследователей все же склоняются к версии, что такое масштабное строительство, да еще на значительном отдалении от , могло быть успешно завершено лишь в относительно мирное время. Такой период в истории империи в I в. н.э. был только при Тиберии – в 14-37 гг. Косвенное подтверждение этой версии – скульптурные головы гладиаторов в шлемах, найденные на территории амфитеатра. Их изображение было очень распространено в 10-20-х гг. I в., однако уже к 40 г. н.э. полностью исчезло. Иными словами, Арена ди Верона была построена около 30 г. н.э.

Амфитеатру в Вероне без малого 2000 лет

Амфитеатр находился примерно в 70 м от древних стен . Здание, первоначально облицованное розовым и белым известняком, состояло из 4-х эллиптических колец: длина наименьших внутренних осей – 44,43 м и 73,68 м, наибольших (с учетом разрушившегося 4-го кольца) – 109,52 м и 138, 77 м. Всего на 44 рядах Арена вмещала до 30 000 зрителей.

Гладиаторские одиночные и массовые бои, навмахии («морские сражения»), травля диких зверей (в частности, еще Плиний Младший писал о покупке большого количества пантер в Африке), выступления известных борцов и гимнастов – такова была примерная программа представлений. Представления давались по различным поводам: праздник в честь очередного божества, триумф полководца, прибытие почетного гостя или погребение важного сановника.

Амфитеатр строился для проведения гладиаторских боев, морских сражений и цирковых представлений

В 265 году император Галлеан распорядился укрепить и расширить стены Вероны, уязвимые для набегов германцев с севера. Арена оказалась в черте города – и начала приходить в упадок: при строительстве стен были разрушены коллекторы для отвода дождевой воды. Впрочем, представления продолжались, и наряду с гладиаторскими боями в амфитеатре стали проводиться показательные истязания над христианами. В 312 г. на его территории разгорелись самые настоящие сражения за Верону между армиями Константина Великого и императора-узурпатора Максенция. Но уже в 399 г. император-христианин Гонорий закрыл гладиаторские школы, а в 404 г. – запретил состязания. Арена осталась не у дел.

Темные века

Реальная история Арены ди Верона забылась на удивление быстро: в XII в. монах-летописец из саксонского монастыря Гозек воздавал хвалу за возведение столь великого сооружения вождю остготов (он же король Италии) Теодориху (451 -526 гг.). Впрочем, настоящей заслугой вождя была реставрация амфитеатра для проведения пышных празднеств, к которым этот, между прочим, блестяще образованный правитель пристрастился еще в юные годы, находясь в Константинополе.

После землетрясений XIIв. от внешней стены здания осталось лишь 4 арочных секции

В конце VI в. Арена ди Верона была повреждена во время наводнения. На рубеже IX-X вв., когда на город напали тогда еще кочевые венгры, вновь стала театром реальных военных действий. Но настоящие испытания поджидали амфитеатр в XII в.: после землетрясений 1116, 1117 и 1183 годов Арена в Вероне почти полностью лишилась внешней стены (от нее осталось 4 арочных секции). Это послужило своеобразным сигналом для горожан, страдавшим от отсутствия доступных стройматериалов. Арену стали понемногу разбирать, но уже в 1228 г. власти опомнились и запретили использование амфитеатра в качестве мраморного карьера.

Однако его дальнейшая участь была немногим лучше: здание стало местом открытых церковных судилищ и последующего сожжения еретиков. Под ее бесчисленными арочными сводами на первом этаже торговцы разместили магазины и склады, а в пустовавших помещениях и проходах вполне официально поселились проститутки. Ситуация не изменилась и с переходом в начале XV в. города к Венеции: казни совершались в стенах Арены вплоть до середины XVI в., а торговые операции – до 1820 г.

Сегодня амфитеатр вмещает единовременно 15 тысяч зрителей

Изредка в Арене все-таки проводились и вполне пристойные мероприятия по случаю свадеб или военных побед. В 1450 г. был принят закон, по которому запрещалось разбирать сооружение и предписывалось соблюдать чистоту на его территории. Восстановление Арены началось только в 1568 году и фактически продолжается до сих пор. В 1590-1716 гг. Арена в Вероне была признанной площадкой для рыцарских турниров, более походивших на исторические реконструкции. Вплоть до середины XIX в. в античном амфитеатре выступали театральные и цирковые труппы, проводились корриды и гонки.

Мало-помалу Арена в Вероне преображалась. Так, в 1822 г. концертом в честь Конгресса Священного Союза дирижировал сам Россини, а в 1842 г. труппа веронского Театро Филармонико в течение 10 дней с огромным успехом давала в Арене оперы этого прославленного композитора.

Амфитеатр расположен на главной площади Вероны - Пьяцца Бра

Новая жизнь в искусстве

В 1856 г. Арена ди Верона была официально включена в программу итальянских оперных сезонов. Первыми спектаклями стали «Севильский цирюльник» Россини и «Любовный напиток» Доницетти. С 1913 г., в честь столетия Верди, Арена в Вероне была выбрана для постановки «Аиды» в «естественных декорациях». На первом представлении присутствовал весь цвет европейской культуры, в том числе Пуччини, Кафка и Максим Горький. Уникальная акустика и необычный антураж поразили и зрителей, и организаторов мероприятия, и Оперный фестиваль в Вероне стал ежегодным праздником высокого искусства.

Из-за специфичности площадки сезон открывается в марте и продолжается по ноябрь включительно. В марте идут балетные постановки и проходят концерты симфонической музыки. В апреле ставится одна из ведущих опер сезона и грядущего фестиваля. В мае Арена ди Верона вновь ждет зрителей на балетные и симфонические вечера. Нередки и выступления звезд мировой рок- и поп-сцены. Здесь давали концерты Адриано Челентано и Джанни Моранди, Pink Floyd и Metallica, Стинг и Бьорк.

Опера Бизе «Кармен» на сцене веронского амфитеатра

Оперный фестиваль в Вероне

Оперный фестиваль в Вероне идет с середины июня до середины сентября. Обязательная программа – «Аида» Верди («спектакль-основатель») и «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно (Верона все-таки). В основе репертуара – оперные «бренды»: «Отелло», «Травиата» и «Трубадур» Верди, «Турандот», «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Севильский цирюльник» Россини, «Норма» Беллини. Ставятся и не-итальянцы: Моцарт («Волшебная флейта», «Дон Жуан»), Бизе («Кармен»). Репертуар предстоящего сезона .

Ежегодно зрители могут увидеть и 1-2 премьерные постановки знаменитых опер, созданных специально для Арены. Это и футуристические фантазии от современных трупп, и роскошные, «имперские» представления от Франко Дзеффирелли, и «восстановленные» спектакли от Вячеслава Окунева. В разные годы на Арене выступали Тито Гобби, Лучано Паваротти, Мария Каллас (дебютировала на этой сцене в 1947 году), Пласидо Доминго, Владимир Атлантов, Марсело Альварес.

Как только заходит солнце, зрители зажигают свечи

После многочисленных реконструкций Арена ди Верона вмещает единовременно до 15 тысяч зрителей и считается самым большим действующим театром под открытым небом. Каждое представление начинается ровно в 21.00 (июнь-июль) или в 20.45 (август-сентябрь). Как только заходит солнце, зрители зажигают свечи. 15 тысяч мерцающих огоньков – и никаких гаджетов: такова традиция, а традиции нужно соблюдать.

Покупать билеты на Оперный фестиваль в Вероне нужно заранее, в идеале, не позднее, чем за месяц, а на выступление звезд уровня Пласидо Доминго – как только будет объявлен репертуар предстоящего сезона, а лучше за 2-3 месяца. В противном случае Оперный фестиваль в Вероне пройдет без вас. Чтобы приобрести билеты в срок и по разумной цене, можно не торопиться в Италию, а спокойно заказать их онлайн на любой удобный день с июня по сентябрь. Уникальное представление, которое вам предстоит увидеть, того стоит.

Ну а лучшая подборка отелей в непосредственной близости от Арены . Очень рекомендуем.