Биографии Характеристики Анализ

Астафьев виктор петрович краткая. Тема: астафьев виктор петрович краткая биография

АСТАФЬЕВ, ВИКТОР ПЕТРОВИЧ (1924–2001), русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953).
В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом А.Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть Стародуб, 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража, 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл Последний поклон (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере.
В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.
В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе Прости меня (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе Прокляты и убиты (1995). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.
Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах». Сюжетной канвой Царь-рыбы стали впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю. Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел – например, в главах-легендах Царь-рыба и Сон о белых горах. Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека. Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень преткновения» деревенской прозы – противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным. Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный детектив (1987). Ее главный герой, милиционер Сошнин, пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и автора – ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева, свойственна публицистичность. В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты. Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели. Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев, он назвал Затесями, символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ). Умер Астафьев в с.Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001, похоронен там же.

Астафьев Виктор Петрович (р. 1.05.1924, д. Овсянка Красноярского края), прозаик, публицист. Родился в крестьянской семье, рано потерял мать, воспитывался в детском доме. В 1942 г. пошел добровольцем на фронт, был неоднократно тяжело ранен. После войны Астафьев работал рабочим и ночным сторожем. Первые рассказы опубликовал в 1951 г. в уральской газете «Чусовский рабочий», первый сборник «До будущей весны» вышел в свет в 1953 г. В 1959-1961 гг. Астафьев учился на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького в Москве. Творчество Астафьева выросло из его страстного желания поиска и воспитания в людях добра. Основные мотивы творчества связаны с воспоминаниями о голодном, сиротском детстве на далеком севере и годах войны. Этому посвящен цикл «Повести о ровеснике», в который входят: «Перепал. (1959), «Стародуб» (1959), «Звездопад. (1960), «Кража» (1966), «Где-то гремит война» (1967), «Пастух и пастушка» (1971), а также явно автобиографический цикл, который А писал с 1957 г., «Последний поклон». Рассказы, составляющие этот цикл, представляют собой своеобразную галерею русских характеров, наиболее выразительный из которых — образ Екатерины Ивановны (ее прототипом послужила бабушка Астафьева), крестьянки, которая с 10 лет занималась тяжелым крестьянским трудом, вырастила 13 детей, потеряла здоровье, однако в конце жизни оценивает прожитые годы как удачные и счастливые, т. к. счастье для нее — осознание выполненного долга крестьянской женщины, матери и работницы. Она живет в гармонии и согласии с миром, и это ей дает ощущение психической полноценности. Образ Екатерины Ивановны наилучшим образом выражает жизненную философию автора. Сущность ее заключается в доведении до современников неизбывности связей человека с землей, из которой он вырастает. Отрицание этой биологическо-культурной генеалогии, традиций, на которых основана связь поколений, ведет к моральной деградации, что может стать настоящей катастрофой. В своих произведениях Астафьев обвиняет современную цивилизацию в уничтожении окружающей среды, а тем самым и человека, являющегося ее не-
отъемлемой частью. Отношение Астафьева к жизни и природе превосходно показано в его повести «Царь-рыба. Повествование в рассказах» (1976). Повесть состоит из отдельных эпизодов, объединенных образом рассказчика. В его размышлениях выделяется тема ответственности людей за мир растений и животных, которому грозит уничтожение. Важное место в творчестве Астафьева занимают последние произведения, особенно роман «Печальный детектив» (1986). На страницах этого романа зло, о котором писатель предупреждал в течение 30 лет своего творчества, свершилось. Это духовная и физическая деградация людей, которые утратили всякие моральные ценности. Значительную часть литературного наследия Астафьева составляет публицистика (в частности, сборник «Посох памяти», 1980), тематически связанная с
его художественной прозой и дополняющая ее.

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Петра Павловича Астафьева и Лидии Ильиничны Потылициной. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли во младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». В 1931 г. во время очередной поездки Лидии Ильиничны к мужу, лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Ильинична, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Виктору тогда было 7 лет. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине.

Был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

В бою 20.10.1943 г. красноармеец Астафьев В. П. восемь раз исправлял телефонную связь с передовым НП. При выполнении задачи, от близкого разрыва бомбы, был засыпан землёй. Горя ненавистью к врагу, тов. Астафьев продолжал выполнять задачу и под артиллерийско-миномётным огнём, собрал обрывки кабеля и вновь восстановил телефонную связь, обеспечив бесперебойную связь с пехотой и её поддержку артиллерийским огнём.- Из наградного листа на медаль «За отвагу»

Демобилизовался в звании «рядовой» в 1945 году, уехал на Урал, в город Чусовой Молотовской области (ныне Пермский край); работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В том же году женился на Марии Семёновне Корякиной; у них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1948-1987) и сын Андрей (род. в 1950 году). Также у Астафьева две приёмные дочери Анастасия и Виктория.

С 1951 года работал в редакции газеты «Чусовской рабочий», где впервые опубликовал свой рассказ («Гражданский человек»). Писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953 году.

В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959-1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.

В 1962 году Астафьев переехал в Пермь, в 1969 году в Вологду, а в 1980 году уехал на родину - в Красноярск.

С 1989 года по 1991 год Астафьев был народным депутатом СССР.

5 октября 1993 года подпись Астафьева появилась в «Письме 42-х» в поддержку силового разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета России. Однако, по утверждению поэта Юрия Кублановского Астафьев заявлял, что его подпись поставили без спроса.

Скончался 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен на кладбище, расположенном на автодороге «Енисей» между сёлами Овсянка и Усть-Мана.

Творчество[править | править вики-текст]

Важнейшие темы творчества Астафьева - военная-патриотическая и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Уже ранние повести Астафьева, «Стародуб», «Звездопад» и «Перевал», вызвали внимание критики: Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир» отмечала, что им свойственны «суровая, корявая шершавость звучания, неприглаженность, необструганность деталей и образов», «живое чувство слова, свежесть восприятия, зоркий глаз».

Стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера. В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего-воина - обезличенного ваньки-взводного, - на котором держится вся армия и на которого в итоге «вешают всех собак» и списывают все грехи, которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания. Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего спокойно смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам, которые в больших количествах обитали на протяжении всей войны в сравнительно безопасной прифронтовой зоне и к которым писатель до конца дней испытывал глубочайшее презрение. По мнению маршала Д. Т. Язова (2013), признававшего «сильный литературный талант» Астафьева, он «очень черно писал о войне, надрывно я бы сказал. Знаете, Астафьев в полный рост в атаку не ходил. Он всего-навсего был связистом».

Краткая биография В.П. Астафьева начинается с 1924 года, когда на свет и появился в мае будущий русский писатель, прозаик и наш современник. Уже с детства его биография и жизнь наполнена трагическими моментами. В раннем возрасте, когда ему было несколько лет от роду, его отца арестовали. Его мать постоянно проведывала мужа и в одну из таких поездок, она не вернулась. Мать будущего писателя умерла, когда Астафьеву было лишь семь лет. Воспитывался мальчик дедушкой и бабушкой и это были светлые моменты его детства. Об этом он позже напишет в романе «Последний поклон».

В.П Астафьев биография

Когда отец вышел из тюрьмы и женился на новой женщине, уже в новом составе все переезжают в Игарку. Вроде как жизнь наладилась, мальчик часто ходил с отцом на рыбалку, но, когда отец заболел, мачеха выгнала ребенка из дома. Астафьеву приходилось ночевать в подвалах и заброшенных домах, пока не попал в детский дом. Здесь он встретил Игнатия Рождественского, который заметил писательский талант у ребенка.

После интерната продолжается биография В.П. Астафьева и краткое содержание тем, что Астафьев пошел на работу, чтобы заработать на еду, а также, чтобы насобирать на поездку в Красноярск. Когда деньги были собраны, он переезжает, там уже в Красноярске получает образование и работает на железной дороге.

Когда нагрянула война, Астафьев пошел на фронт. За заслуги он был награжден орденами.

Когда война закончилась, Астафьев едет на Урал, там он встретил женщину, на которой женился. Но и здесь трагизм настиг его. Первый их ребенок умер, прожив лишь полгода. После, у них еще будет девочка и мальчик.

С 1951-го года у В.П. Астафьева в биографии начинается активная писательская деятельность. Так увидел мир первый рассказ «Гражданский человек», а уже в 1953 году вышла книга «До будущей весны». Астафьев при этом работает в газете, где также размещает свои произведения и статьи. С 1958 года Астафьев входит в союз писателей. В основном его произведения были посвящены войне и на антисоветскую, а также деревенскую тематики. Виктор Астафьев написал много достойных работ, в том числе и рассказы для детей.
Умер писатель в 2001 году в Красноярске, похоронен в родном селе Овсянка.