Биографии Характеристики Анализ

Братья муравьевы апостолы. Муравьёв-апостол сергей иванович

Яркая короткая жизнь С. И. Муравьева-Апостола неразрывно связана с судьбоносными событиями России в начале XIX века. Лев Толстой, который не разделял идей декабристов, назвал его одним из лучших людей не только того, но и всякого другого времени. Потомок древнего рода, находящийся в родстве с известным украинским гетманом Даниилом Апостолом, Сергей Иванович, возглавляющий список декабристов, стал убежденным республиканцем и активным противником крепостничества.

Детство Муравьева-Апостола

28 сентября 1796 года в семье государственного деятеля Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола родился четвертый ребенок, названный Сергеем. Вскоре после его рождения Иван Матвеевич был направлен императором Павлом I посланником в Гамбург, куда он выехал с семьей. После возвращения в 1801 году в Россию Иван Матвеевич вскоре переехал в Мадрид по служебным делам. Под давлением пришедшего к власти во Франции Наполеона российская миссия была отозвана из Испании. Оставив семью в Париже, Иван Матвеевич возвращается в Россию и получает отставку. Обучение Сергей начинает в пансионе Хикса, где он сразу обратил внимание на себя бойкостью и отличными успехами в учебных дисциплинах.

Возвращение на родину

Несмотря на то что дети росли за границей и говорят по-французски, под влиянием матери у них было сильно развито чувство патриотизма и любви к России. Однако когда в 1809 году семья вернулась в Петербург и дети с радостью восприняли это возвращение, Анна Семеновна, их мать сразу предупредила о том, что Россия является страной рабов, имея в виду крепостничество. Блестящие математические способности Сергея позволяют ему в 1810 году легко поступить в недавно образованное училище инженеров путей сообщения.

Участие в войне 1812 года

После нападения Наполеона на Россию студент был направлен для прохождения службы в главный штаб армии, которой командовал Кутузов. В июне 1812 года 15-летний Сергей принял боевое крещение в боях за Витебск, а затем юный подпоручик участвовал в Бородинском сражении. Командующий армией М. И. Кутузов старался держать его при главной квартире, но в критический момент молодой офицер в составе саперной роты под ураганным огнем французов строил и защищал укрепления-редуты.

Тарутинский бой

Значимость Тарутинского сражения, в котором также отличился подпоручик, который не достиг 16-летия, заключалась не только в том, что впервые были достигнуты успешные результаты, но и в подъеме духа русских войск. Историки считают, что Тарутинский бой своим успехом в октябре 1812 года заставил Наполеона принять решение о выходе из захваченной Москвы. Затем была ожесточенная приведшая к тому, что Наполеон отказался от дальнейшего продвижения на Калугу, главные силы русской армии начали преследование отступающих французских войск. После Малоярославца сослуживцы из числа направленных из училища на войну возвращаются в Петербург для продолжения учебы, но Муравьев-Апостол Сергей Иванович решил остаться в действующей армии. Участие Муравьева-Апостола в дальнейших сражениях за освобождение Отечества от французского нашествия было отмечено награждением Золотой шпагой и присвоением чина поручика. После изгнания Наполеона из России его наградили орденом св. Анны III-й степени.

Заграничный поход

Желая участвовать в заграничном походе, 16-летний офицер добился назначения в егерский батальон. За дело под Лютценом (Германия) Муравьев-Апостол Сергей Иванович, биография которого была очень непростой, награжден орденом Св. Владимира 4 ст. с бантом. С 1814 года под командованием он принимал участие во многих битвах, а за сражение под Парижем молодой капитан получает орден Анны 2-й степени. В Париже он встречается со старшим братом Матвеем, и вместе в марте 2014 года они возвращаются в Россию, где их ждет отец и восьмилетний брат Ипполит.

Организация первых тайных обществ

Единодушное восстание русского народа против иноземного нашествия в 1812 году показало силу духа простых людей, в том числе и крепостных. После славной военной кампании, когда Россия освободила Европу из-под ига Наполеона, просвещенная часть передового российского дворянства была в ожидании освобождения народов своей Отчизны от ига самодержавия. По мнению С. И. Муравьева-Апостола, освобождение России от собственного ига приведет к освобождению всего мира, будет способствовать развитию и процветанию страны.

Желание помочь народу освободиться от тирании своих господ, вырваться из беспросветной нужды и в то же время избежать повторения ужасов «пугачевщины» привело лучших представителей привилегированного сословия к необходимости объединения. Первое десятилетие XIX века вообще богато различными тайными обществами, включая масонские ложи, с помощью которых дворяне могли заполнить духовный вакуум после активного участия в событиях мирового масштаба. Одним из таких обществ, которые были созданы в 1815 году, была «Артель офицеров Семеновского полка», организованная Н. М. Муравьевым. С. И. Муравьев-Апостол, который после возвращения из заграничного похода перевелся служить в стал вместе с братом Матвеем членом артели. Цели этого общества, состоящего из 15-20 человек, были неопределены и неясны. В скором времени по указанию императора артель была распущена, но собрания ее членов продолжились, и ее можно было считать основой для дальнейшего развития революционного движения.

«Союз спасения»

Первая тайная организация офицеров («Союз спасения») была создана в 1816 году в доме братьев Муравьевых-Апостолов, где присутствовали также князь Трубецкой, Александр и Якушкин. Организация молодых офицеров, переименованная в 1817 году после принятия в ее члены Пестеля П. И. в «Общество истинных и верных сынов Отечества», как была, так и осталась малочисленной (30 человек), но уже с более четко определенными целями. Главной задачей общества была борьба за освобождение крестьян от крепостничества и устранение самодержавия, что закреплено в уставе общества. Стремясь широко распространить свое влияние, в члены общества принимали не только дворян, но и мещан, купцов, духовенство и свободных крестьян.

Руководила обществом так называемая Коренная управа, в состав которой входил Муравьёв-Апостол Сергей Иванович. Вместе с ростом недовольства масс внутри страны и усилением общеевропейской революционной ситуации в «Союзе Благоденствия» все больше влияния приобрели сторонники решительного военного натиска на самодержавие и установления республиканского строя. Правильность такого подхода подтвердило и стихийное выступление в 1820 году солдат-гвардейцев Семеновского полка. После подавления возмущения в Семеновском полку он был расформирован, а Муравьев-Апостол Сергей Иванович был переведен в чине полковника в Черниговский пехотный полк. Создающийся в январе 1821 года съезд Коренной управы «Союза Благоденствия» объявил о роспуске общества. Однако фактически была проведена не ликвидация, а реорганизация «Союза», которая вылилась в организацию двух обществ, координирующих совместные действия.

«Южное общество»

Тайная организация на Украине, инициатором создания которой были члены Тульчинской управы «Союза Благоденствия», была названа «Южным обществом». Возглавил его П. И. Пестель, руководителем самой многочисленной Васильевской управы стал Сергей Муравьев-Апостол (декабрист). Программные цели и задачи общества, к которому в 1825 году присоединилось «Общество соединенных славян», изложены в «Русской правде» авторства Павла Ивановича Пестеля.

Цели общества остались созвучными задачам «Союза Благоденствия», но действовать предлагалось более решительно, с использованием убийства царя, чтобы обезглавить монархическую партию. При этом Пестель считал, что восстание должно произойти в столице и быть тщательно подготовленным, а Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, декабрист, настаивал на скорейших действиях с использованием войск, находящихся под командованием офицеров - членов «Южного общества».

Восстание Черниговского полка

После провала выступления военных на Сенатской площади (Санкт-Петербург), в конце декабря 1815 года в Черниговском полку, расквартированном в Киевской губернии, начался бунт солдат. Поводом для восстания был арест подполковника С. И. Муравьева-Апостола, который провел лично командир полка после получения известия о восстании в Петербурге. На следующий день восставшие заняли Васильков, а затем Мотовиловку. В Мотовиловке перед строем была оглашена прокламация восставших («Православный катехизис»), которую сочинили Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин. Черниговский полк начал движение на Петербург с надеждой, что его поддержат другие воинские части. Однако эти надежды оказались безосновательны, и под Белой Церковью полк был окружен отрядом гусар и артиллеристов. 3 января 1826 года они были разбиты правительственными войсками. Младший брат Сергея Ивановича, Ипполит, не желая попадать в плен, застрелился, а он сам, тяжелораненый, был пленен. Во время следствия вел себя мужественно и благородно, стремясь выгородить товарищей и взять на себя полностью всю вину.

Декабристское движение в России

Движение декабристов в России было особенным тем, что они не опирались на конкретный социальный слой и, идя на смертельный риск во имя освобождения народа, не искали в нем поддержки. Ситуация междуцарствия после внезапной смерти Александра I позволила декабристам вывести гвардейские полки на Сенатскую площадь с целью заставить Сенат провозгласить уничтожение самодержавия, ликвидацию крепостничества и учреждение политических свобод.

Нерешительность и разрозненность действий заговорщиков привели к тому, что восстание декабристов (год 1825) потерпело поражение. Верховным уголовным судом, созданным для суда над участниками военного мятежа, были вынесены приговоры в отношении 121 человека. В соответствии со степенью вины все, кто входил в список декабристов, были разделены по 11 разрядам. По первому разряду, предусматривающему вначале смертную казнь, а затем замененную на вечные каторжные работы, был осужден 31 человек. Пять человек, признанных следственной комиссией вне разрядов, были осуждены к повешению, в том числе и Муравьёв-Апостол Сергей Иванович. В июле 1826 года приговор был приведен в исполнение.

Дом Муравьева-Апостола

Усадьба Муравьевых-Апостолов в Москве располагалась на Старой Бассейной улице. После того как произошло восстание декабристов (год 1825), дом был продан. Об увековечивании памяти первых русских революционеров думал еще Луначарский, который собирался открыть в доме-усадьбе музей декабристов. Осуществление этого замысла состоялось лишь в 1986 году, но спустя пять лет он был закрыт из-за аварийности здания. Приглашенные в 1991 году потомки Муравьевых-Апостолов приняли решение о восстановлении здания усилиями семьи. После почти десяти лет напряженной работы главный дом усадьбы был реставрирован и передан в аренду музею декабристов. В настоящее время там регулярно проводятся выставки и экскурсии.

Восстание состоялось в Петербурге 14 декабря 1825 года, в день коронации императора Николая Первого. Восстание, жестоко подавленное. После него несколько десятков человек остались лежать на морозной площади, полторы сотни были сосланы в Сибирь, еще пятерых участников восстания по приказу царя повесили, нарушив этим самым действующий полстолетия мораторий на осуществление смертной казни. Но на самом деле восстание декабристов имело свое продолжение - причем второй акт драматических событий развернулся на территории Украины, в нескольких десятках километров от Киева. И связан он с деятельностью братьев Матвея, Сергея и Ипполита Муравьевых-Апостолов.

Род Муравьевых-Апостолов своими корнями восходит к казацкому гетману Даниилу Апостолу - очень предприимчивому и хозяйственному гетману. За время своего правления он пробил столько прав и вольностей для представителей казацкой старшины, что даже питерские вельможи завидовали малороссам: деньги от предпринимательской деятельности текли в карманы казацкой знати и создавали условия для развития украинского дворянства. Внук Даниила Апостола, Матвей Артамонович, женился на представительнице русского дворянского рода Муравьевых, и их сын Иван, известный писатель и государственный деятель поздней Екатерининской - ранней Александровской эпохи, уже носил двойную фамилию: Муравьев-Апостол. В литературных кругах Иван Матвеевич был известен под псевдонимом Вьеварум - зеркальная анаграмма от фамилии Муравьев.

Из всей многодетной семьи Ивана Матвеевича нас заинтересовали три сына: старший - Матвей, родившийся 25 апреля 1793 года, средний - Сергей, появившийся на свет 28 сентября 1795 года, и младший - Ипполит, родившийся 13 июля 1806 года. Все три брата впоследствии стали активными участниками движения декабристов.

Муравьев -Апостол Сергей Иванович

В 1812 году Матвей и Сергей участвовали в войне с Наполеоном и в походе русских войск в Европу. Принимали участие в ряде боев: под Витебском, при Малоярославце, Тарутине, Бородине, Бауцене, Лейпциге, Фер-Шампенуазе, Париже… Братья возвращаются, овеянные славой, с офицерскими званиями и боевыми наградами.

В 1817 году Матвей и Сергей становятся членами масонской ложи «Трех добродетелей». Правда, Сергей на следствии признавал, что в работе ложи принимал участие весьма неохотно и нерегулярно. Позже оба брата становятся активными деятелями тайных обществ «Союз спасения» и «Союз благоденствия». Матвей Муравьев-Апостол в 1823-1825 годах был представителем Южного общества декабристов в Санкт-Петербурге, вел активные переговоры относительно объединения Северного и Южного обществ…

Муравьев -Апостол Матвей Иванович

Очень скоро Сергей Муравьев-Апостол превратился в настоящего лидера тайного движения, одного из главных оппонентов Павла Пестеля. Пестель и Муравьев были непримиримыми диспутантами. Дело в том, что «Русская правда» Пестеля как проект будущей Конституции России носила не прогрессивный, а реакционный характер. Иногда возникает мысль: слава Богу, что декабристы не победили в ходе восстания! Иначе Россию ждал бы тот путь, через который прошла Франция в ходе якобинской диктатуры. Пестель отказывался от роли «русского Вашингтона». Он непременно хотел быть «русским Кромвелем» или «русским Робеспьером». Шовинизм Конституции Пестеля был поражающим. Ни один народ на территории России не имел права на самоопределение - все должны были слиться в единый русский народ. Кавказцы, разделенные на «буйных» и «мирных», подлежали ассимиляции. Мусульмане лишались традиционных обычаев, в частности многоженства. Исключение составляла Польша - но при условии проведения там революции и ликвидации крупного землевладения. Только в таком случае Польша получала право отделения от России.

Прогрессивные моменты в Конституции уходили на второй план. И отмена крепостного права, и введение частного и общинного землевладения, и объявление частной собственности неприкосновенной, и республиканская форма правления - все это меркнет перед поистине диктаторским режимом, провозглашавшимся Пестелем, а также перед чрезвычайными мерами против населения, планировавшимися к воплощению в России. Позже две женщины-историка спорили о роли декабристского движения. Милица Нечкина в своих научных работах утверждала, что декабристы - это чрезвычайно прогрессивное движение. Софья де Толь придерживалась иной точки зрения, относясь к декабристам по-вольтеровски: «Раздави гадину!» Очевидно, истина находится где-то посредине.

Сергей Муравьев-Апостол не только оппонировал Пестелю. Он решил написать отдельную главу Конституции - ту, что касалась как раз земельной реформы. В 1823 году - только после включения поправок Муравьева - Конституцию приняли как документ. При этом Сергей Муравьев-Апостол настаивал на необходимости немедленного поднятия восстания. «Промедление смерти подобно» - за сто лет до Ленина эти слова постоянно повторял Сергей Муравьев-Апостол. Он был готов совершить покушение на царя Александра во время смотра войск в Бобруйске - да вот товарищи по тайному обществу выступили категорически против. Не время! Пушкин позже писал: «И Муравьев, его склоняя, / Исполнен дерзости и сил / Минуты вспышки торопил»…

Матвей Муравьев-Апостол во время следствия говорил: «Сергей всегда имел мысль отдалить Пестеля от Петербурга в начале действий, чтобы ему не дать исполнить намерение его насчет истребления всей царской фамилии... Его сношения с Пестелем были довольно холодны, и, чтобы более еще не удалиться от него, он не говорил явно всем, но, впрочем, он очень откровенно сказывал о сем Пестелю».

Особенно дружеские отношения у Сергея Муравьева-Апостола сложились с девятнадцатилетним прапорщиком Полтавского полка Михаилом Бестужевым-Рюминым. Именно Муравьев и Бестужев составили оппозицию Пестелю и требовали, чтобы он отказался от идеи уничтожения царской семьи и всего высшего сословия империи в случае успеха переворота. Позже Бестужев пытался выгородить друга на следствии: «Здесь повторяю, что, пылким своим нравом увлекая Муравьева, я его во все преступное ввергнул. Сие готов в присутствии Комитета доказать самому Муравьеву разительными доводами. Одно только, на что он дал согласие прежде, нежели со мной подружился, это на вступление в Общество. Но как он характера не деятельного и всегда имел отвращение от жестокостей, то Пестель часто меня просил то на то, то на другое его уговорить. К несчастью, Муравьев имел слишком обо мне выгодное мнение и верил мне гораздо более, нежели самому себе. Это все Общество знает».

…Большинство декабристов не обременяли себя семейными отношениями. Из пятерых повешенных декабристов только Кондратий Рылеев обзавелся семьей (после его казни Николай Первый назначил пособие для его вдовы, Натальи Тевяшовой, и дочери - они находились на императорском пансионе до достижения дочерью совершеннолетия). Пестель помышлял о женитьбе. Бестужев и Каховский пережили несчастную любовь. Сергей Муравьев-Апостол имел двух внебрачных детей - с некоей украинской крестьянкой из села Хомутец неподалеку от Миргорода. Незадолго до восстания декабристов он даже пытался отвезти одного из мальчиков лечиться на Кавказ.

После подавления восстания на Сенатской площади Сергей Муравьев-Апостол по приказу царя был арестован в селе Трилесы и доставлен в гарнизонную тюрьму города Василькова. Прибывший в Васильков младший Муравьев-Апостол, Ипполит, поднял бунт, и несколько офицеров освободили Сергея из-под стражи.

Когда в уездный город Васильков, где был расквартирован Черниговский полк, входящий в 9-ю дивизию, пришло сообщение о подавлении восстания в Петербурге, братья Муравьевы-Апостолы - подполковник Сергей Муравьев-Апостол, подполковник в отставке Матвей Муравьев-Апостол, поручик Ипполит Муравьев-Апостол (которому еще не исполнилось и 20 лет) - вместе с прапорщиком Михаилом Бестужевым-Рюминым решили действовать без промедления. Разоружив командование и отправив часть офицеров, неодобрительно относившихся к восстанию, на гауптвахту, Сергей Муравьев-Апостол обратился к солдатам Черниговского полка: «Мы, братцы, идем доброе дело делать!» Солдаты всецело поддержали Муравьева. 30 декабря 2-я гренадерская и 5-я мушкетерская роты полка под командованием Сергея Муравьева-Апостола вступили в Васильков, захватили оружие, боеприпасы, продовольствие и полковую казну; к восставшим присоединились еще три роты полка.

31 декабря 1825 года в центре Василькова был зачитан странный документ - царь Николай объявлялся лишенным власти, и единственным царем Вселенной объявлялся Иисус Христос. Все остальные монархи - лишь узурпаторами Его власти. Позже всем присутствующим был роздан Катехизис - основной документ восстания:

«Вопрос. Для чего Бог создал человека?

Ответ. Для того, чтоб он в него веровал, был свободен и счастлив.

Вопрос. Для чего же русский народ и русское воинство несчастно?

Ответ. Оттого что цари похитили у них свободу.

Вопрос. Каким же образом ополчиться всем чистым сердцем?

Ответ. Взять оружие и следовать за глаголющим во имя господне... и, низложив неправду и нечестия тиранства, восстановить правление, сходное с законом Божиим».

Окрестные крестьяне восприняли восстание с воодушевлением. Они чествовали Сергея Муравьева как освободителя, желали ему здравия, в церквях сельские священники (многие из которых потом лишатся сана) заказывали молебны во здравие Муравьева-Апостола. Но сам Муравьев считал лишним привлекать к восстанию крестьян - он боялся повторения пугачевщины и того, что крестьяне выйдут из подчинения.

Между тем офицеры киевского гарнизона отказались поддержать восстание. Двоюродный брат Сергея Муравьева-Апостола, гусарский полковник Артамон Муравьев, тоже ответил отказом. В Киеве были задержаны несколько руководителей восстания - при раздаче Катехизиса. Бестужев-Рюмин едва избежал ареста.

Около 1000 солдат и 17 офицеров двинулись на Брусилов и Житомир, пытаясь соединиться с мятежными полками, расквартированными в Житомире. Высланное царем на подавление восстания командование понимало: соединения мятежников необходимо избежать любой ценой. 2 января 1826 года правительственные войска остановили мятежников на подступах к Брусилову и заставили их повернуть на Белую Церковь. Генерал Михайловский-Данилевский писал: «Если бы Муравьев действовал решительно, то он мог бы прийти в Белую Церковь, где находились несметные сокровища графини Браницкой и где его ожидали, чтобы с ним соединиться, четыре тысячи человек, недовольных своим положением. Это были большею частью старинные малороссийские казаки, которых Браницкая укрепила за собой несправедливым образом». 3 января солдаты по пояс в снегу попытались вторично двинуться в сторону Житомира, где их уже поджидала 8-я пехотная дивизия, готовая к восстанию.

У села Устимовка правительственные войска встретили восставших. Сначала по черниговцам стреляли картечью. Потом в ход пошла кавалерия. К середине дня исход битвы был решен. На поле осталось лежать несколько сот убитых и раненных. 865 солдат и 6 офицеров были отданы под трибунал. Ипполит Муравьев-Апостол и несколько офицеров покончили жизнь самоубийством, застрелившись, чтобы не попасть в руки сторонников царя. Современник описывал события: «Быстрицкий получил сильную контузию в правую ногу; шинель Бестужева была прострелена в нескольких местах. Это служит доказательством, под каким убийственным огнем стоял Черниговский полк и сколь мало офицеры думали о своей жизни. Носились слухи, будто бы гусары сделали атаки на безоружных черниговцев и рубили их без пощады. Долг истины заставляет сказать, что сие вовсе несправедливо. Они, догнавши некоторых, окружили, других, разбежавшихся, собирали в одно место». Тяжело раненные Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин были арестованы и отправлены в Петербург. Матвей Муравьев-Апостол был задержан позже, но его участие в активных действиях Черниговского полка доказано не было - к тому времени он уже находился в отставке.

По приговору трибунала 4 офицера были приговорены к пожизненной каторге, около 100 человек подверглись телесным наказаниям. 805 человек после этого были переведены на Кавказ. Полк был сформирован заново. В Уманском, Васильковском и Белоцерковском уездах еще два года длились крестьянские восстания. В конце концов подавленные. Но восставшие села были объявлены «царскими», и крепостное право на их территории было ликвидировано.

В Петербурге Иван Муравьев-Апостол выхлопотал разрешение встретиться со своими сыновьями, находящимися в Шлиссельбургской крепости. Как считают историки, он их простил и понял. После этого отец семейства, фактически потерявший троих сыновей, покинул Россию и, формально оставаясь сенатором, остаток жизни прожил в Италии и Австрии.

Император Николай позже писал: «Одаренный необыкновенным умом, получивший отличное образование, но на заграничный лад, он был в своих мыслях дерзок и самонадеян до сумасшествия, но вместе скрытен и необыкновенно тверд. Тяжело раненный в голову, когда был взят с оружием в руках, его привезли закованного. Здесь сняли с него цепи и привели ко мне. Ослабленный от тяжкой раны и оков, он едва мог ходить. Знав его в Семеновском полку ловким офицером, я ему сказал, что мне тем тяжелее видеть старого товарища в таком горестном положении, что прежде его лично знал за офицера, которого покойный государь отличал, что теперь ему ясно должно быть, до какой степени он преступен, что - причиной несчастия многих невинных жертв, и увещал ничего не скрывать и не усугублять своей вины упорством. Он едва стоял; мы его посадили и начали допрашивать. С полной откровенностью он стал рассказывать весь план действий и связи свои. Когда он все высказал, я ему отвечал:

Объясните мне, Муравьев, как вы, человек умный, образованный, могли хоть одну секунду до того забыться, чтоб считать ваше намерение сбыточным, а не тем, что есть - преступным злодейским сумасбродством?

Он поник голову, ничего не отвечал, но качал головой...»

По информации современников, при допросе императором Николаем Сергей Муравьев так резко высказал тягостное положение России, что Николай протянул ему руку и предложил ему помилование, если он впредь ничего против него не предпримет. Сергей Муравьев отказался от всякого помилования, говоря, что он именно и восставал против произвола и потому никакой произвольной пощады не примет.

Сергея Муравьева-Апостола и Михаила Бестужева-Рюмина - вместе с Павлом Пестелем, Кондратием Рылеевым и Петром Каховским - казнили 13 июля 1826 года. Перед смертью Сергей Муравьев-Апостол стал на колени, помолился и громко произнес: «Боже! Спаси Россию и ее царя!» Когда приговор привели в исполнение, три веревки оборвались - Муравьев, Бестужев и Рылеев сорвались вниз. Бестужев сломал при этом ногу. Муравьев воскликнул: «Будь проклята страна, в которой не умеют ни составить заговоры, ни судить, ни вешать!» Вопреки уставам и традициям, всех троих повесили вторично.

Матвей Муравьев-Апостол был осужден к 25 годам каторги. В 1856 году он вернулся - после амнистии, объявленной после смерти Николая. После возвращения Матвея Муравьева-Апостола Некрасов напишет поэму «Дедушка» - как считают исследователи, она была посвящена именно Матвею Ивановичу.
В 1860-70-е годы Матвей Иванович, живший сначала в Твери, а потом - в Москве, поддерживает отношения с революционерами и интеллигенцией. Для них он - символ эпохи. Живая легенда. При этом Матвей Муравьев-Апостол до конца жизни находился под негласным надзором полиции… Не случайно в те годы пользовалась популярностью запрещенная цензурой песня «Как уж пал туман»:

«То не ветр шумит во сыром бору,

Муравьев идет на кровавый пир...

Конь! мой конь! Скачи в святой Киев-град

Там товарищи — там мой милый брат...

Отнеси ты к ним мой последний вздох

И скажи: «Цепей я нести не мог,

Пережить нельзя мысли горестной,

Что не мог купить кровью вольности!»

Умер Матвей Иванович на 94-м году жизни 21 февраля 1886 года. С ним в прошлое отошла героическая и противоречивая эпоха - наполеоновских войн, тайных обществ, масонских лож, восстания, благородства и мужества, сибирских руд… Еще одна страница в том числе и украинской истории!

Муравьёв-Апо́стол Сергей Иванович

(1795-1826), декабрист, один из основателей «Союза спасения» и «Союза благоденствия», подполковник (1820). Брат И. И. и М. И. Муравьёвых-Апостолов. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Один из директоров Южного общества, глава его Васильковской управы. Организатор и руководитель восстания Черниговского полка. Ранен в бою. Повешен 13(25) июля в Санкт-Петербурге.

МУРАВЬЕВ-АПОСТОЛ Сергей Иванович

МУРАВЬЕВ-АПО́СТОЛ Сергей Иванович (1795-1826), декабрист, подполковник. Брат И. И. и М. И. Муравьевых-Апостолов. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Один из основателей «Союза спасения» и «Союза благоденствия». Один из директоров Южного общества, глава Васильковской управы. Республиканец. Организатор и руководитель восстания Черниговского полка. Ранен в бою. Повешен 13(25) июля.
* * *
МУРАВЬЕВ-АПО́СТОЛ Сергей Иванович , декабрист.
Военная карьера
Сын И. М. Муравьева-Апостола - дипломата, сенатора, литератора. Образование получил в Париже, где отец находился с дипломатической миссией. В 1810 поступил на военную службу в корпус инженеров путей сообщения, участник Отечественной войны 1812 (см. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года) и заграничных походов 1813-14, участвовал в сражениях при Витебске, Бородине, Тарутине, Малоярославце, Красном, Бауцене, Лейпциге, Фер-Шампенуазе, Париже, имел боевые награды. В 1817-18 состоял в масонской ложе «Трех добродетелей». Служил в лейб-гвардии Семеновском полку, во время восстания солдат полка в 1820 удерживал свою роту от выступления, но, как и все офицеры-семеновцы, после раскассирования полка был переведен в армию, сначала подполковником в Полтавский, а затем в Черниговский пехотный полк, квартировавший в г. Василькове Киевской губернии, где получил в командование батальон. Современники единодушно отзывались о нем как о человеке большого ума, редкого обаяния и душевной доброты. Муравьев был решительным противником телесных наказаний, не прибегал к ним сам и всеми способами с ними боролся (говорили, что он даже подкупал полкового палача, чтобы тот не усердствовал во время экзекуций). Он пользовался любовью и у солдат, и у товарищей-офицеров, имел репутацию образцового офицера, причем умел ладить даже с такими одиозными личностями, как его полковые командиры Шварц и Гебель, отличавшиеся жестокостью и ограниченностью.
Декабрист
Муравьев был одним из основателей Союза Спасения (см. СОЮЗ СПАСЕНИЯ) , участвовал в московском заговоре 1817, когда обсуждалось предложение И. Д. Якушкина (см. ЯКУШКИН Иван Дмитриевич) о покушении на жизнь Александра I (см. АЛЕКСАНДР I Павлович) , являлся одним из ведущих членов Союза Благоденствия (см. СОЮЗ БЛАГОДЕНСТВИЯ) (член и блюститель Коренного совета). Перевод на службу в провинцию на некоторое время отдалил Муравьева от деятельности тайного общества, а после роспуска Союза Благоденствия он вступил в Южное общество (см. ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО) , но до 1823 не проявлял особой активности. С 1823 Муравьев вместе со своим близким другом М. П. Бестужевым-Рюминым (см. БЕСТУЖЕВ-РЮМИН Михаил Петрович) развернул активную деятельность; возглавляемая ими Васильковская управа стала самой многочисленной в Южном обществе. На совещаниях руководителей южных декабристов Муравьев и Бестужев-Рюмин настаивали на скорейшем начале восстания в войсках (руководимых офицерами - членами Южного общества), причем ссылались на опыт революции в Испании в 1820, которая началась с военного восстания в провинции, спорили с П. И. Пестелем (см. ПЕСТЕЛЬ Павел Иванович) , считавшим, что переворот должен начаться в столице, и предлагали планы выступления. Летом 1825 присоединили к своей управе Общество соединенных славян (см. ОБЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯН) . С осени 1825 Муравьев был введен в Директорию Южного общества. Имена Сергея и Матвея Муравьевых-Апостолов были названы в доносе Майбороды, и 19 декабря 1825 Петербургский следственный комитет отдал приказ об их аресте. 29 декабря они были арестованы полковником Черниговского полка Гебелем, но офицеры полка - члены тайного общества - освободили их силой, Гебель был ранен, а Муравьев возглавил начавшееся таким образом Черниговского полка восстание (см. ЧЕРНИГОВСКОГО ПОЛКА ВОССТАНИЕ) . Во время восстания полковой священник зачитал переԠстроем составленный Муравьевым «Православный катехизис», в котором доказывалось, что долг христианина - бороться с неправой властью, а республиканские идеалы подтверждались цитатами из Библии. Муравьев оставался во главе восставших до самого конца, при подавлении восстания был тяжело ранен, арестован и привезен в Петербург. Был приговорен к смертной казни и повешен.
Муравьев не был женат, но в письме к отцу из крепости он просил его позаботиться о двух усыновленных им мальчиках. Скорее всего, это были его внебрачные сыновья; дальнейшая их судьба неизвестна.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Муравьёв-Апостол Сергей Иванович" в других словарях:

    Сергей Иванович Муравьёв Апостол Период жизни 1796 18 … Википедия

    Муравьёв-Апостол Сергей Иванович - Сергей Иванович Муравьёв Апостол. Муравьев Апостол Сергей Иванович МУРАВЬЁВ АПОСТОЛ Сергей Иванович (1795 1826), декабрист, подполковник (1820). Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813 14. Один из основателей… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Муравьёв-Апостол Сергей Иванович - (1795—1826), декабрист, подполковник (1820). Родился в Петербурге, с 1810 служил в Корпусе инженеров путей сообщения. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813—14. В 1815—20 служил в Петербурге в лейб гвардии… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Декабрист, подполковник. Родился в семье видного дипломата и писателя, происходившего из старинной дворянской фамилии. Окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения (1811).… … Большая советская энциклопедия

    - (1795 1826), декабрист, подполковник (1820). Родился в Петербурге, с 1810 служил в Корпусе инженеров путей сообщения. Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813 14. В 1815 20 служил в Петербурге в лейб гвардии Семёновском… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Сергей Муравьёв Апостол Муравьёв Апостол, Сергей Иванович (1796 1826), подполковник, один из вождей декабризма. Родился в Петербурге 28 сентября (9 октября) 1795 года. Он был четвёртым ребёнком в семье литератора и государственного деятеля Ивана… … Википедия

    Сергей Муравьёв Апостол Муравьёв Апостол, Сергей Иванович (1796 1826), подполковник, один из вождей декабризма. Родился в Петербурге 28 сентября (9 октября) 1795 года. Он был четвёртым ребёнком в семье литератора и государственного деятеля Ивана… … Википедия

    Сергей Муравьёв Апостол Муравьёв Апостол, Сергей Иванович (1796 1826), подполковник, один из вождей декабризма. Родился в Петербурге 28 сентября (9 октября) 1795 года. Он был четвёртым ребёнком в семье литератора и государственного деятеля Ивана… … Википедия

    Муравьёв Апостол: Муравьёв Апостол, Иван Матвеевич (1768 1851) русский писатель, государственный и общественный деятель, сенатор. Муравьёва Апостол, Анна Семёновна (1770 1810, ур. Черноевич) жена предыдущего. Их дети: Муравьёв Апостол … Википедия

МУРАВЬЕВ-АПОСТОЛ, СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ (1796–1826), один из руководителей декабристского движения. Родился 28 сентября (9 октября) 1796 в Петербурге. Сын И.М.Муравьева-Апостола, сенатора и российского посла в Испании, от его первого брака с А.С.Черноевич, дочерью австрийского генерала серба С.Черноевича, перешедшего на русскую службу. Детство провел в Гамбурге и Париже; учился в парижском пансионе Икса; показал блестящие способности и трудолюбие; сочинял стихи на французском и латинском языках. В 1809 вернулся в Россию и поступил в петербургский Институт инженеров путей сообщения. В 1810 записан в гвардию. В 1812 окончил институт; получил чин прапорщика. В том же году начал военную службу подпоручиком лейб-гвардии Семеновского полка. Участник Отечественной войны 1812 и Заграничного похода 1813–1814; отличился в сражениях под Бородино 26 августа (7 сентября) 1812, Красным 3–6 (15–18) ноября 1812, Лютценом 20 апреля (4 мая) 1813, Бауценом 8–9 (20–21) мая 1813 и Лейпцигом 4–7 (16–19) октября 1813. Награжден орденом Св. Владимира 4-й степени и золотой шпагой «За храбрость». С 1815 – командир 1-й (императорской) роты Семеновского полка.

Под влиянием французской просветительской мысли 18 в. и либеральных идей эпохи Французской революции у С.И.Муравьева-Апостола постепенно сформировалось критическое отношение к самодержавно-крепостническому режиму в России. В 1816 он стал одним из основателей первой тайной политической организации декабристов – Союза спасения, поставившего своей целью ликвидацию крепостного права и установления конституционной монархии. После создания в 1818 Союза благоденствия вошел в состав его руководящего органа – Коренной управы. В январе 1820 на Петербургском совещании членов общества поддержал идею П.И.Пестеля о введении в России республиканской формы правления.

В октябре 1820 в связи с восстанием солдат Семеновского полка и его расформированием переведен на юг в Полтавский пехотный полк; вскоре назначен командиром 2-го батальона Черниговского пехотного полка, дислоцированного под Белой Церковью; имел чин подполковника.

После самороспуска в январе 1821 Союза благоденствия вступил в организованное П.И.Пестелем Южное общество; вместе с М.П.Бестужевым-Рюминым возглавил его Васильковскую управу. Был противником террористических методов борьбы (цареубийства). В отличие от П.И.Пестеля, считал возможным самостоятельное вооруженное восстание на юге России; планировал поднять на антиправительственный мятеж большую часть 2-й армии, расквартированной на Украине, и с ее помощью захватить Москву. Активно пытался привлечь на сторону заговорщиков солдат и офицеров. В 1823–1825 вел переговоры с другими тайными офицерскими организациями – Обществом объединенных славян и польским Патриотическим обществом, стремившимся к восстановлению национальной независимости Польши. Для пропаганды среди солдат составил антимонархический Катехизис в форме вопросов и ответов. В начале ноября 1825 стал одним из трех директоров Южного общества.

После ареста 13 (25) декабря 1825 П.И.Пестеля и поражения декабристов 14 (26) декабря в Петербурге оказался фактическим главой Южного общества; предложил его членам начать восстание на юге, но не получил поддержки большинства. 27 декабря 1825 (8 января 1826) был задержан жандармами в д.Трилесы, однако на следующий день освобожден офицерами заговорщиками. 29–30 декабря (10–11 января) поднял восстание Черниговского полка. Отверг план похода на Киев. Намереваясь соединиться с продекабристски настроенными Алексопольским, Ахтырским и 17-м Егерским полками, двинулся сначала на Борисов, а затем на Белую Церковь, но властям удалось отвести «ненадежные» части в другие районы. 3 (15) января 1826 под Ковалевкой черниговцы были атакованы и разбиты отрядом генерала Ф.К.Гейсмара; С.И.Муравьев-Апостол получил ранение в голову и был арестован на поле боя.

Верховным уголовным судом осужден на смертную казнь через четвертование, которую Николай I заменил повешением. Вместе с четырьмя другими приговоренными казнен 13 (25) июля 1826 на кронверке Петропавловской крепости; сорвавшись с петли из-за неопытности палача, был повешен вторично.

Иван Кривушин

9 октября 1796 года в Санкт-Петербурге, в семье государственного деятеля родился один из руководителей движения декабристов Сергей Иванович Муравьев-Апостол. Человек большого ума и выдающегося организаторского таланта, безумной храбрости, кристальной честности и совестливости. Над его горькой судьбой плакали не только прославленные родственники, служащие веками Государю и Отечеству, просвещенные современники, но и многие поколения потомков, изумленные свидетельствами стойкости и мужества боевого офицера, закончившего свой земной путь на позорной виселице.

В День рождения Сергея Ивановича Муравьева-Апостола, вспомним главные события его трагичной и героической жизни.

Детство, юность, война 1812 года

Детство прошло в Гамбурге и Париже. Здесь служил русским посланником отец Муравьева-Апостола – человек умнейший, блестяще образованный, писатель (автор книги «Путешествие по Тавриде в 1820 году»), дипломат, сенатор, полиглот, друг Байрона и Канта.

В Париже Сергей Иванович окончил хороший, выбранный для него отцом частный лицей. И по приезде в Россию, в 1809 году, поступил в инженерный корпус путей сообщения. Меньше чем через 3 года пришла война. И Муравьев, не задумываясь, пошел защищать Отечество. Участник важнейших сражений (Витебск, Бородино, Тарутино, Малоярославец, Красное), за храбрость награжден золотой шпагой, боевыми наградами. Дошел до Парижа. После войны решил продолжить службу.

Движение декабристов

Война 1812 года, заграничные походы русской армии родили надежду на скорые перемены в обществе. Они витали над Россией, были желанны всеми и, казалось, обязательно произойдут. Главное, чего жаждали прогрессивные силы страны – отмены крепостного права. Честные люди не могли смириться с позорным произволом свершаемым над человеком, рабским существованием ближнего. Многие подались в масонские ложи, увлеченные идеями всеобщего братства. Вступали в сообщества гвардейских офицеров, организованные на идейной основе. Две таких крупных «артели», в числе основателей которых был Сергей Иванович Муравьев-Апостол, сформировались в Союз спасения под руководством генерала Александра Муравьева. Офицеры, члены Союза спасения вывели на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года солдат и матросов.

Восстание и арест

Муравьев-Апостол в это время служил подполковником в Черниговском полку, расквартированном в Черниговской губернии, продолжая активную деятельность в Южном обществе (состоявшее только из офицеров), возглавляемом Павлом Ивановичем Пестелем.

Как только на Сенатской выступили члены Северного общества и потерпели поражение, Южное общество организовало восстание Черниговского полка. И 29 декабря 1825 года полк двинулся в направлении Житомира, взяв по дороге городок Васильев, захватив оружие и казну, а затем Мотовиловку, где был провозглашен манифест, написанный братьями Муравьевыми. В восстании участвовали два брата Сергея Ивановича. Ипполит, не желая сдаваться застрелился, а Матвей был осужден на 15 лет каторги. Отец Муравьевых от горя оправиться так и не смог — со службы ушел и незаметно закончил ствои дни. Манифест провозглашал отмену крепостного права, равенство всех перед законом, демократические свободы.

Полк под командованием Муравьева-Апостола двигался на Петербург, по направлению к городу Белая Церковь (1000 солдат и 17 офицеров) и был разбит 3 января 1826 года у деревни Устимовка. «Будучи окружен отрядом гусар и артиллеристов, он защищался, став против самой артиллерии, и повергнутый картечью на. землю, с помощью других сел опять на лошадь и приказывал идти вперед». Муравьева-Апостола взяли в плен тяжелораненным.

Следствие, суд, казнь

20 января Сергей Иванович был доставлен в Петербург. Его сразу повели к Николаю I, в Зимний дворец. Муравьев-Апостол был крайне слаб, держался мужественно, с необыкновенным достоинством. Царь после допроса записал в своем дневнике: «Одаренный необыкновенным умом, получивший отличное образование, он был в своих мыслях дерзок и самонадеян до сумасшествия, но вместе скрытен и необыкновенно тверд».

Верховным уголовным судом Муравьев-Апостол был приговорен к четвертованию, которое заменили на повешение.

Товарищ Сергея Ивановича, боевой офицер Пестель, повешенный вместе с ним, перед казнью спросил, глядя на виселицу: «Ужели мы не заслужили лучшей смерти? Кажется, мы никогда не отвращали чела своего ни от пуль, ни от ядер. Можно было бы нас расстрелять».

Веревка оказалась плохого качества и оборвалась под тяжестью тела Муравьева и еще двух его товарищей – Рылеева и Бестужева-Рюмина. Их повесили опять.

Тела увезли. Место захоронения неизвестно.

Перед смертью отцу Сергея Ивановича дали разрешение проститься с сыном. Он пришел к нему в каземат Петропавловской крепости. Увидев окровавленный мундир, старик сказал: «Я пришлю тебе другое платье». «Не нужно — ответил Муравьев-Апостол, — я умру с пятнами крови, пролитой за Отечество».