Биографии Характеристики Анализ

Чем отличаются живые организмы от неживых организмов. Организация живых организмов

Ответы к школьным учебникам

Все обилие живого разделяют на следующие царства: Бактерии, Простейшие, Грибы, Растения, Животные.

2. Что общего в строении всех живых организмов?

Невзирая на многообразие форм, все живые организмы имеют клеточное строение и подобный набор химических элементов и веществ, образующих их тело. Так, и слон, и комар состоят из клеток. Клетка - это элементарная живая система, основная структурная единица живых организмов; она была открыта в 1665 г. английским ученым Р. Гуком.

3. Чем растения отличаются от животных?

Рост растений не ограничен, т. е. они могут расти в течение почти целой жизни. Большая часть животных растут до определенного возраста.

Животные подвижны. Растения способны только к ограниченным движениям листьев и стеблей.

4. Как питаются растения?

Растения самостоятельно образуют питательные вещества, используя энергию света. Этот сложный и многоступенчатый процесс называется фотосинтезом. В процессе него из углекислого газа и воды с участием энергии солнечного света образуются питательные органические вещества (углеводы) и выделяется свободный кислород.

5. Перечислите основные признаки живого.

Для живого свойственны обмен веществ, питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие.

6. Что такое обмен веществ?

Обмен веществ и энергии - важнейшая функция живого организма и один из важнейших признаков жизни. Между организмом и внешней средой обмен веществами и энергией осуществляется постоянно. Он начинается с поступления в организм воды, пищи и кислорода и заканчивается удалением из него образовавшихся продуктов распада. В процессе обмена организм получает вещества, необходимые для построения и обновления структурных элементов клеток и тканей, и энергию для обеспечения жизненных процессов.

7. В чем сущность питания?

Питание - это процесс получения питательных веществ из окружающей среды. Пища необходима всем живым организмам, так как она служит источником энергии и веществ, нужных для деления клеток организма, их роста и многих других процессов.

8. Что такое раздражимость?

Раздражимостью называют способность живых клеток, тканей или целого организма избирательно реагировать на внешние или внутренние воздействия - раздражители. Раздражимость проявляется на всех уровнях развития жизни, лежит в основе приспособления организмов к изменяющимся условиям среды.

9. Почему движения животных более активны, чем движения растений?

Животные подвижны и активны, так как им приходится добывать себе пищу и спасаться от врагов. Растения также обладают подвижностью, ведь их листья должны улавливать лучи солнца. Однако их движения гораздо медленнее и не так заметны. Для активного перемещения в пространстве у животных имеется специальная двигательная ткань - мышечная, прикрепленная к скелетным образованиям. У растительных организмов двигательной системы нет.

10. Какова роль выделения в жизни организмов?

В результате обмена веществ в организме образуются и накапливаются ненужные, а часто и ядовитые вещества. В процессе выделения они удаляются из организма.

11. Способны ли растения к движению?

Растения способны лишь к ограниченным движениям листьев и стеблей. Это объясняется тем, что клетки растений имеют прочную стенку, состоящую из особого вещества - целлюлозы. Движение отдельных частей растений обусловлено изменением напряжения отдельных клеток или их частей - тургором. Однако это не позволяет растениям активно передвигаться в пространстве.

- 60.50 Кб

Введение

Первые живые существа появились на нашей планете около 3 млрд. лет назад. От этих ранних форм возникло бесчисленное множество видов живых организмов, которые, появившись, процветали в течение более или менее продолжительного времени, а затем вымирали.

От ранее существовавших форм произошли и современные организмы, образующие четыре царства живой природы: более 1,5 млн. видов животных, 500 тыс. видов растений, значительное количество разнообразных грибов, а также множество прокариотических организмов (бактерии).

Мир живых существ, включая человека, представлен биологическими системами различной структурной организации и разного уровня соподчинения, или согласованности. Из курса ботаники и зоологии известно, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка, например, может быть и отдельным организмом, и частью многоклеточного растения или животного. Она бывает довольно просто устроенной, как бактериальная, но и значительно более сложно, как клетки одноклеточных животных – Простейших. Как бактериальная клетка, так и клетка Простейших представляет собой целый организм, способный выполнять все функции, необходимые для обеспечения жизнедеятельности. А вот клетки, входящие в состав многоклеточного организма, специализированны, т.е. могут осуществлять только одну какую-либо функцию и не способны самостоятельно существовать вне организма. Элементы организма – клетки, ткани и органы – в сумме ещё не представляют собой целостный организм. Лишь соединение их в исторически сложившемся в процессе эволюции порядке, их взаимодействие, образует целостный организм, которому присущи определенные свойства.

Сущность живого, его основные признаки.

Интуитивно мы все понимаем, что есть живое и что – мертвое. Однако при попытке определить сущность живого возникают трудности. Широко известно, например, определение, данное Ф.Энгельсом, что жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой. И все же живая мышь и горящая свеча с физико-химической точки зрения находятся в одинаковом состоянии обмена веществ с внешней средой, равно потребляя кислород и выделяя углекислый газ, но в одном случае – в результате дыхания, а в другом – в процессе горения. Этот простой пример показывает, что обмениваться веществами с окружающей средой могут и мертвые объекты. Таким образом, обмен веществ является хотя и необходимым, но недостаточным критерием определения жизни, впрочем, как и наличие белков.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что дать точное определение жизни весьма непросто. И это люди поняли очень давно. Так, французский философ-просветитель Д. Дидро писал: «Я могу понять, что такое агрегат, ткань, состоящая из крохотных чувствительных телец, но живой организм!... Но целое, система, представляющая собой единый организм, индивидуум, сознающий себя как единое целое, выше моего понимания! Не понимаю, не могу понять, что это такое!»

Современная биология при описании живого идет по пути перечисления основных свойств живых организмов. При этом подчеркивается, что только совокупность данных свойств может дать представление о специфике жизни.

К числу свойств живого обычно относят следующие:

Живые организмы характеризуются сложной, упорядоченной структурой. Уровень их организации значительно выше, чем в неживых системах.

Живые организмы получают энергию из окружающей среды, используя ее на поддержание своей высокой упорядоченности. Большая часть организмов прямо или косвенно использует солнечную энергию.

Живые организмы активно реагируют на окружающую среду. Если толкнуть камень, то он пассивно сдвигается с места. Если толкнуть животное, оно отреагирует активно: убежит, нападет или изменит форму. Способность реагировать на внешние раздражения – универсальное свойство всех живых существ, как растений, так и животных.

Живые организмы не только изменяются, но и усложняются. Так у растения или животного появляются новые ветви или новые органы, отличающиеся по своему химическому составу от породивших их структур.

Все живое размножается. Эта способность к самовоспроизведению, пожалуй, самая поразительная способность живых организмов. Причем потомство и похоже, и в то же время чем-то отличается от родителей. В этом проявляется действие механизмов наследственности и изменчивости, определяющих эволюцию всех видов живой природы.

Сходство потомства с родителями обусловлено ещё одной замечательной особенностью живых организмов – передавать потомкам заложенную в них информацию, необходимую для жизни, развития и размножения. Эта информация содержится в генах – единицах наследственности, мельчайших внутриклеточных структурах. Генетический материал определяет направление развития организма. Вот почему потомки похожи на родителей. Однако эта информация в процессе передачи несколько видоизменяется, искажается. В связи с этим потомки не только похожи на родителей, но и отличаются от них.

Живые организмы хорошо приспособлены к среде обитания и соответствуют своему образу жизни. Строение крота, рыбы, лягушки, дождевого червя полностью соответствует условиям, в которых они живут.

Обобщая и несколько упрощая сказанное о специфике живого, можно отметить, что все живые организмы питаются, дышат, растут, размножаются и распространяются в природе, а неживые тела не питаются, не дышат, не растут, не размножаются.

Из совокупности этих признаков вытекает следующее обобщенное определение сущности живого: жизнь есть форма существования сложных, открытых систем, способных к самоорганизации и самовоспроизведению. Важнейшими функциональными веществами этих систем являются белки и нуклеиновые кислоты.

И, наконец, ещё более краткое определение жизни предложил американский физик Ф. Типлер в своей сенсационной книге «Физика бессмертия». «Мы не хотим, - пишет он – привязывать определение жизни к молекуле нуклеиновой кислоты, потому что можно вообразить себе существования жизни, которая к этому определению не подходит. Если к нам в космический корабль явится внеземное существо, химическую основу которого составляют не нуклеиновая кислота, то нам все равно захочется признать его живым». Жизнь, по мнению Типлера, представляет собой лишь информацию особого рода: «Я определяю жизнь как некую закодированную информацию, которая сохраняется естественным отбором» . Но если это так, то жизнь-информация является вечной, бесконечной и бессмертной. И хотя с этим определением согласны далеко не все, его несомненная ценность состоит в попытке выделить из всех критериев жизни в качестве главного – способность живых организмов сохранять и предавать информацию.

Учитывая сохраняющуюся дискуссионность категории жизни, анализ ее признаков следует дополнить рассмотрением структуры живого, составляющих его элементов, частей.

Отличие живого от неживого.

Есть несколько фундаментальных отличий в вещественном, структурном и функциональном планах.

В вещественном плане в состав живого обязательно входят высокоупорядоченные макромолекулярные органические соединения, называемые биополимерами, - белки и нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК).

В структурном плане живое отличается от неживого клеточным строением.

В функциональном плане для живых тел характерно воспроизводство самих себя. Устойчивость и воспроизведение есть и в неживых системах. Но в живых телах имеет место процесс самовоспроизведения. Не что-то воспроизводит их, а они сами. Это принципиально новый момент.

Также живые тела отличаются от неживых наличием обмена веществ, способностью к росту и развитию, активной регуляцией своего состава и функций, способностью к движению, раздражимостью, приспособленностью к среде и т.д. Неотъемлемым свойством живого является деятельность, активность. «Все живые существа должны или действовать, или погибнуть. Мышь должна находиться в постоянном движении, птица летать, рыба плавать и даже растение должно расти» .

Многогранность живого.

Живая природа (коротко – жизнь) – это такая форма организации материи на уровне макромира, которая резко отличается от других форм сразу многими признаками. Каждый из этих признаков может служить для разграничения живой и неживой природы, а соответственно – основой для определения, что есть жизнь. Существенными оказываются все эти признаки. Ни одним из них нельзя пренебречь.

Прежде всего любой живой объект является системой – совокупностью взаимодействующих элементов, которая обладает свойствами, отсутствующими у элементов, образующих этот объект.

Микроскопичность живого означает, что любой живой организм, начиная с бактерии, или же его самостоятельно функционирующая подсистема должна содержать большое число атомов. Иначе упорядоченность, необходимая для жизни, разрушилась бы флуктуациями (случайное отклонение от среднего значения физических величин).

Гетерогенность означает, что организм образован из множества различных веществ.

Открытость живой системы проявляется в непрерывном обмене энергией и веществом с окружающей средой. Самоорганизация возможна лишь в открытых сильнонеравновесных системах.

Помимо отмеченных ключевых особенностей живых систем следует указать на другие важные свойства живых организмов.

Сходство химического состава всех живых организмов . Элементный состав живого определяется главным образом шестью элементами: кислород, углерод, водород, азот, сера, фосфор. Кроме того, живые системы содержат совокупность сложных биополимеров, которые для неживых систем не характерны (белки, нуклеиновые кислоты, ферменты и др.)

Живые системы существуют конечное время . Свойство самовоспроизведения сохраняет биологические виды. Конечность живых систем создает условия их сменяемости и совершенствования.

Свойство всего живого – раздражимость – проявляется в виде реакции живой системы на информацию, воздействие извне.

Живая система обладает дискретностью – состоит из отдельных (дискретных) элементов, взаимодействующих между собой. Каждый из них также является живой системой. Наряду с дискретностью живой системе присуще свойство цельности – все ее элементы функционируют только благодаря функционированию всей системы в целом.


Проблемы живого.

Уже неоднократно делались попытки системного подхода к изучению Живого, т.е. к решению проблемы феномена живой материи. эта глобальная проблема, как известно, включает в себя ряд также нерешенных до сих пор фундаментальных проблем, таких как возникновение жизни, эволюция живого, природа мышления и т.д. В завершении этого неполного списка проблем нужно добавить еще одну, быть может, самую главную - проблему феномена человека, места его в объективном мире, смысла и цели его существования.

Испокон веков, как только человек осознал себя, человечество пытается

решить эту проблему. Очевидно, что невозможно рассматривать проблему феномена человека без, хотя бы беглого, обсуждения основных специфических функций его психики.

Как отмечает Э.Фромм в своей работе "Психоанализ и религия", самосоз-

нание, разум и воображение нарушили "гармонию" животного существования человека. Их появление превратило человека в аномалию, в каприз "универсума", и что человек никогда не освободится от дихотомии своего существования. Человек всегда будет стремиться объяснить себе самого себя и смысл своего существования. эта проблема всегда будет иметь наивысший приоритет в познавательной деятельности человечества.

Традиционно считается, что эти вопросы входят в компетенцию философии

и религии, т.к. одним из основных методологических принципов точных наук

в настоящее время является принцип "естественности", детерминированности всех процессов, протекающих во Вселенной. Принцип, который, в существующей сегодня его трактовке, полностью исключает телеологичность, т.е. саму постановку вопросов типа "зачем", "для чего", "с какой целью" и т.д.Иначе говоря, сегодня наука считает, что в природе не может быть цели.

Рассуждения о сущности живого ввиду своей полемичности, в последнее время принимают крайне пессимистическую окраску. Поэтому структура биологического знания не определяется существующим определением категории «живого», а является традиционно-эмпирической, вследствие чего в ней не так отчётливо видна проблема определения данной категории в отличие от структуры теоретической биологии. .
Решение вопроса о сущности живого и проблеме его происхождения, на сегодняшний день находится на начальной стадии – это только «постановка вопроса». Прежде всего, по тому, что понятия «живое» и «жизнь» до сих пор отождествляются исследователями, а это в принципе не допустимо, т.к. «жизнь» это определённый процесс – т.е. способ существования, а «живое» – это объект. Проблема происхождения живого тоже часто отождествляется. Существует две формы вопроса происхождения живого: 1) происхождение живого на Земле; 2) происхождение живого во Вселенной (т.е. в принципе). В свою очередь они делятся ещё на два типа вопросов: 1) происхождение «впервые»; 2) происхождение «вторично и в наше время». Разумеется, необходимо определится с тем, какую всё-таки проблему надо решать, т.е. какое решение имеет смысл. .
Методологические подходы исследования сущности живого. Рассмотрим вкратце основные методологические подходы к разрешению проблемы познания сущности живого. .
Моноатрибутивный подход. Согласно данному подходу выводы о сущности живого делаются на основе анализа одного из жизненных явлений и соответствующих ему структур. .
Полиатрибутивный подход. Включает требование учитывать все основные свойства и проявления живой материи. Определения живого, разработанные на основе полиатрибутивной методологии, сводятся к перечислению главных жизненных процессов. .
Функциональный подход. Его сторонники предлагают отказаться от анализа субстрата живого, ограничиваясь лишь его функциями.
Механистический подход . Отрицание, каких бы то ни было принципиальных отличий живого от неживого. Объясняет все жизненные процессы на основе физических и химических закономерностей. .
Виталистический подход. Характеризуется стремлением выйти за рамки материального мира, объяснить жизненные явления посредством особого нематериального «начала». .
Субъективистский подход. Отвергает объективное содержание определений живой материи. Сторонники этого подхода считают, что суждения о живом зависят исключительно от произвольных толкований исследователей.

Описание работы

Первые живые существа появились на нашей планете около 3 млрд. лет назад. От этих ранних форм возникло бесчисленное множество видов живых организмов, которые, появившись, процветали в течение более или менее продолжительного времени, а затем вымирали.
От ранее существовавших форм произошли и современные организмы, образующие четыре царства живой природы: более 1,5 млн. видов животных, 500 тыс. видов растений, значительное количество разнообразных грибов, а также множество прокариотических организмов (бактерии).

Раздел 1. Строение и жизнедеятельность живых организмов.

Урок – обобщение изученного материала по теме “Отличие живого от неживого”.

Рабочая программа составлена в соответствии с Программой по биологии для 5–9-х классов коллектива авторов: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова [Биология: 5 – 11 классы: программы./ И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 400 с.]. Учебник: Сухова, Т.С. Биология: 5 – 6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 176 с.: ил.).

В пятом классе уроки изучения материала темы “Отличие живого от неживого” направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской, способствующую через создание творческой атмосферы на занятии формировать такие универсальные учебные действия, как умения выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей. Пятиклассники учатся принимать и понимать позицию собеседника, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории, наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. Использование в обучении биологии современных образовательных технологий, методов и приемов, с опорой на методологию системно-деятельностного подхода, становится эффективным инструментом познания окружающего мира и формирования понятийного теоретического мышления обучающегося основной школы.

Основные этапы урока – педагогической мастерской:

1. Индукция – это этап, который направлен “включение” чувств, эмоций, подсознания ребенка. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – все то, что способно вызвать поток ассоциаций.

2. Деконструкция – этап, на котором осуществляется работа с информационным материалом, ставится проблема и отделяется известное от неизвестного.

3. Реконструкция – это создание группами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения.

4. Социализация – это соотнесение учениками своей деятельности с деятельностью других учеников и представление всем промежуточных и окончательных результатов своего труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю-мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех обучающихся.

5. Афиширование – это наглядное представление результатов деятельности учеников и мастера. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики защищают свои творческие работы.

6. Разрыв – заранее планируется мастером. Участникам мастерской предлагается для осмысления материал парадоксального содержания. Сначала новое знание приводит мысли и эмоции учеников к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к “озарению” - “разрыву”.

7. Рефлексия – это отражение собственного мироощущения, осознание учеником собственных достижений в работе мастерской и оценка успеха группы.

ПЛАН УРОКА:

Первый этап. Индуктор

Обучающиеся рассаживаются на свои места.

У каждого на столе набор для работы: печатный текст (Приложение 1), два листа писчей бумаги (чередовать листы зеленого цвета и желтого цвета так, чтобы одна половина детей в классе получила комплекты с зелеными листами, а вторая половина – с желтыми) и карточка-мишень (Приложение 2) для рефлексии.

Приветствие учителя-мастера.

Видеоряд: фото с изображениями объектов живой и неживой природы , наложенные на музыкальный фрагмент.

После просмотра видеоряда учитель-мастер задает ученикам вопросы:

1. Что же мы с вами увидели? (ученики перечисляют)

2. Как одним словом назвать все то естественное, что нас окружает? (природа)

4. Вам легко было отличить объекты живой природы от неживых тел? (да)

5. А почему вам это удалось? (потому что нам известны признаки живых организмов).

Вот это мы сегодня с вами и закрепим.

Как же мы сформулируем тему нашего занятия? (ученики высказывают предложения).

Тема урока: Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги.

Второй этап. Деконструкция и реконструкция.

Деконструкция. Предлагается стихотворный текст. Обучающиеся, которые получили комплект с зелеными листами, выбирают из текста слова и словосочетания, которые относятся к живой природе. Те ребята, у которых комплект для работы содержит желтые листы – слова и словосочетания, относящиеся к объектам неживой природы. Слова в тексте необходимо подчеркнуть.

Реконструкция. Каждый ученик пишет свой стихотворный текст (про живую или неживую природу), используя подчеркнутые слова и свои примеры.

Третий этап. Социализация.

Обучающиеся зачитывают слова, которые подчеркнули и аргументируют свой выбор. Некоторые слова (поле, лес, луг) вызывают спор между учениками на предмет принадлежности к живой или неживой природы. Учитель-мастер помогает разрешить конфликт: эти объекты можно отнести и к живой и к неживой природе, потому что они являются примерами взаимосвязи живых организмов и неживой природы. Обсуждается вопрос о том, что живые организмы состоят из органических веществ (белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты) и неорганических веществ (вода и минеральные соли).

Четвертый этап. Афиширование.

Представление работ участников мастерской (и Мастера): ученикам предлагается прочитать свои стихотворения. Обучающиеся с выражением читают свои сочинения и вывешивают их на доску.

Пятый этап. Разрыв.

Живая природа полна тайн. В правилах природы – множество исключений. И вот одно из них. О принадлежности этого объекта к живой или неживой природе до сих пор спорят ученые. Попробуем разрешить это противоречие и мы. Предлагается видеофрагмент о вирусах.

Шестой этап. Социализация.

Обучающиеся высказывают свою точку зрения о принадлежности вирусов к живой или неживой природе. В конечном итоге мы приходим к выводу, что вирусы – неклеточная форма жизни. Они проявляют свойства живого только попадая в живой организм. Находясь в неживой природе, они являются объектами неживой природы.

Седьмой этап Афиширование.

Обобщая нашу работу, формулируем выводы.

1. Природа делится на живую и неживую.

2. Объекты живой природы отличаются от объектов неживой природы тем, что они:

  • дышат;
  • питаются;
  • выделяют;
  • растут;
  • развиваются;
  • размножаются;
  • обладают раздражимостью;
  • обладают наследственностью;
  • обладают изменчивостью.

3. Живые организмы состоят из органических веществ (белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты) и неорганических веществ (вода и минеральные соли).

4. Наличие неорганических веществ в живых организмах доказывает единство природы и взаимосвязь живой природы с неживыми телами.

5. Вирусы – неклеточная форма жизни. Они проявляют свойства живого только попадая в живой организм. Находясь в неживой природе, они являются объектами неживой природы.

Восьмой этап Рефлексия.

Оцениваем нашу работу на уроке.

Метод “Рефлексивная мишень”.

На листе бумаги рисуется мишень, которая делится на четыре сектора.

В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшегося взаимодействия:

  • 4-й сектор - оценка своего вклада в деятельность класса.

Каждый из участников делает отметку в каждом секторе – 4 раза “стреляет” в мишень. Если участник низко оценивает результаты, то отметка ставится им в поле “0 – 5” на мишени если выше – то в поле “5 – 10”; если очень высоко – то в поле “10” мишени.

После того как каждый из участников взаимодействия “выстрелил” (поставил четыре отметки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на общее обозрение и учитель-мастер организует ее краткий анализ.

Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание:

1) параграф 5 в учебнике, тетрадь на печатной основе параграф 5 стр. 11 задание 2, стр. 13 задания 6 и 7, стр. 14 задание 8.

2) нарисовать объекты живой и неживой природы, рисунки подписать.

ХОД УРОКА

Этап урока Деятельность учителя - мастера Деятельность обучающихся
Индуктор Начало занятия.

У каждого на столе набор для работы: печатный текст (Приложение 1), два листа писчей бумаги (чередовать листы зеленого цвета и желтого цвета так, чтобы одна половина детей в классе получила комплекты с зелеными листами, а вторая половина – с желтыми) и карточка-мишень (Приложение 2) для рефлексии.

Приветствие учителя-мастера.

Обучающиеся рассаживаются на свои места.
Демонстрирует видеоряд: фото с изображениями объектов живой и неживой природы , наложенные на музыкальный фрагмент. Внимательно смотрят видеоряд.
После просмотра и прослушивания Мастер задает вопросы:

1. Что же мы с вами увидели? (ученики перечисляют)

2. Как одним словом назвать все то естественное, что нас окружает? (природа)

3. А какая бывает природа? (живая и неживая)

4. Вам легко было отличить объекты живой природы от неживых тел? (да)

5. А почему вам это удалось? (потому что нам известны признаки живых организмов).

Активно отвечают на вопросы учителя-мастера.
Как же мы сформулируем тему нашего занятия? Формулируют тему урока: Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги.
Деконструкция и реконструкция Деконструкция. Предлагает стихотворный текст. Обучающиеся, которые получили комплект с зелеными листами, выбирают из текста слова и словосочетания, которые относятся к живой природе. Те ребята, у которых комплект для работы содержит желтые листы – слова и словосочетания, относящиеся к объектам неживой природы. Слова в тексте необходимо подчеркнуть.
Реконструкция. Предлагает ученикам написать свое стихотворение. Каждый ученик пишет свой стихотворный текст (про живую или неживую природу), используя подчеркнутые слова и свои примеры.
Социализация Предлагает зачитать слова, которые ученики подчеркнули, и аргументировать свой выбор.

Предлагает выяснить, почему некоторые слова (поле, лес, луг) подчеркнули все ребята.

Учитель-мастер помогает разрешить конфликт: эти объекты можно отнести и к живой и к неживой природе, потому что они являются примерами взаимосвязи живых организмов и неживой природы.

Обучающиеся зачитывают слова, которые подчеркнули и аргументируют свой выбор: называют признаки живых организмов.

Объясняют, что поле, лес и луг – это такие участки природы, на которых живут живые организмы, и в то же время, это почва, определенные формы рельефа, определенная влажность и т.д., что позволяет отнести эти объекты к неживой природе.

Предлагает выяснить, из каких веществ состоят объекты живой и неживой природы. Сообщают, что объекты неживой природы состоят преимущественно из веществ неорганических (сформировавшихся под действием физико-химических факторов). Объекты живой природы – из неорганических (вода и минеральные соли) и органических (углеводы, липиды, белки и нуклеиновые кислоты) веществ.
Афиширование Представление работ участников мастерской (и Мастера): ученикам предлагает прочитать свои стихотворения. Обучающиеся с выражением читают свои сочинения и вывешивают их на доску.
Разрыв Живая природа полна тайн. В правилах природы – множество исключений. И вот одно из них. О принадлежности этого объекта к живой или неживой природе до сих пор спорят ученые. Предлагается видеофрагмент о вирусах . Внимательно смотрят видеофрагмент.
Социализация Учитель-мастер предлагает найти пути для разрешения противоречия в вопросе принадлежности вирусов к живой или к неживой природе. Обучающиеся высказывают свою точку зрения о принадлежности вирусов к живой или неживой природе. В конечном итоге мы приходим к выводу, что вирусы – неклеточная форма жизни. Они проявляют свойства живого только попадая в живой организм. Находясь в неживой природе, они являются объектами неживой природы.
Афиширование Обобщая работу на уроке, предлагает сформулировать выводы. Формулируют выводы:

1. Природа делится на живую и неживую.

2. Объекты живой природы отличаются от объектов неживой природы тем, что они:

  • дышат;
  • питаются;
  • выделяют;
  • растут;
  • развиваются;
  • размножаются;
  • обладают раздражимостью;
  • обладают наследственностью;
  • обладают изменчивостью.

3. Живые организмы состоят из органических веществ (белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты) и неорганических веществ (вода и минеральные соли).

4. Наличие неорганических веществ в живых организмах доказывает единство природы и взаимосвязь живой природы с неживыми телами.

5. Вирусы – неклеточная форма жизни. Они проявляют свойства живого только попадая в живой организм. Находясь в неживой природе, они являются объектами неживой природы.

Рефлексия Предлагает оценить нашу работу на уроке.

Метод “Рефлексивная мишень”.

На листе бумаги рисуется мишень, которая делится на четыре сектора.

В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшегося взаимодействия:

1-й сектор - оценка содержания;

2–й сектор - оценка формы, методов взаимодействия;

3-й сектор - оценка деятельности класса;

4-й сектор - оценка своего вклада в деятельность класса.

Каждый из участников делает отметку в каждом секторе – 4 раза “стреляет” в мишень. Если участник низко оценивает результаты, то отметка ставится им в поле “0 – 5” на мишени если выше – то в поле “5 – 10”; если очень высоко – то в поле “10” мишени.

После того как каждый из участников взаимодействия “выстрелил” (поставил четыре отметки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на общее обозрение.

Педагог организует краткий анализ.

Подведение итогов, выставление оценок. Домашнее задание.

“Стреляют” по мишеням, вывешивают мишени на общее обозрение.

Прежде чем рассматривать проблему происхождения жизни, следует выяснить, чем живое отличается от неживого, каковы признаки живых организмов.
В XVII-XVIII вв. широкое распространение получил витализм (от лат. vitalis — жизненный), основоположником которого считают древнегреческого философа Аристотеля. Сторонники этого направления предполагали, что организмам присуща особая «жизненная сила», которая управляет всеми жизненными процессами. Как только она покидает тело, организм начинает разрушаться. Виталисты считали, что живые организмы состоят из органических веществ, которые невозможно получить искусственным путем, что к живым организмам неприменим закон сохранения энергии.
Однако эти утверждения были опровергнуты немецким химиком Ф.Велером, который в 1829 г. впервые синтезировал в лабораторных условиях органическое вещество — мочевину. В настоящее время искусственным путем получено свыше 100 000 органических веществ. К.А.Тимирязев (1863-1920), исследуя процесс фотосинтеза, доказал применимость закона сохранения энергии к живым организмам.
В XVIII в. был распространен механистический взгляд на природу, в соответствии с которым живые организмы рассматривались как особые механизмы, отличающиеся от созданных человеком только сложностью строения.
Ф.Энгельс рассматривал жизнь как особую форму движения материи. Единство живой и неживой природы обусловлено прежде всего тем, что в состав тел живой и неживой природы входят одни и те же химические элементы. Организмы существуют в единстве с окружающей средой, так как получают из нее все необходимые элементы и энергию в процессе обмена веществ.
Своеобразие живых организмов Энгельс видел именно в наличии в их составе белков и в обмене веществ с окружающей средой. Эти признаки живых организмов отражены в определении жизни, сформулированном Энгельсом: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».
С развитием науки определение живого уточнялось. Так, отечественный ученый М.В.Волькенштейн предложил следующее определение: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот».
Было установлено, что нуклеиновые кислоты, открытые позже белков, также входят в состав всех организмов be9 и являются необходимым компонентом живого. Любой живой организм — открытая система, так как нуждается в поступлении пищи и энергии из окружающей среды и выделении продуктов жизнедеятельности. Живые организмы обладают саморегуляцией, то есть поддерживают постоянство своего химического состава, структуры, свойств. Все организмы размножаются, воспроизводят себе подобных, обладают раздражимостью.
Перечислим основные признаки живых организмов:

  1. Особенности химического состава — наличие белков и нуклеиновых кислот.
  2. Обмен веществ, энергией и информацией с окружающей средой.
  3. Способность к воспроизведению, наследственность.
  4. Способность к саморегуляции в изменяющихся условиях среды.
  5. Способность к развитию, к эволюции.
  6. Способность к взаимодействию со средой, раздражимость.

Каждый из перечисленных в отдельности признаков проявляется и в неживой природе (например, растут и размножаются кристаллы). Однако только живое обладает совокупностью всех перечисленных свойств.

Некоторые родители только запутывают в этом детей. Мне мама постоянно твердила: «Не кидай мишку, ему же больно!».Закончилось это довольно забавно – я решила, что кровать тоже живая. И отказывалась ложиться туда спать – кроватке же будет тяжело. Тут-то родители спохватились, проведя мне небольшую лекцию о том, чем живые организмы отличаются от неживых.

Живое или неживое – как же разобраться

Итак, какие же признаки живых организмов я узнала от родителей:

  • Движение.
  • Реакции на внешнюю среду.
  • Дыхание.
  • Рост.
  • Размножение.
  • Питание и выделение.

Разберусь в этом немного подробнее – на конкретных примерах.


Движение

Начну с движения. Иной раз нам кажется, что некоторые организмы не движутся. Те же цветы – смотришь на него, а он разве что от ветра качается. Сразу приходит в голову мысль о том, что где-то закралась ошибка – то ли этот признак лишний, то ли растения не являются живыми организмами.


Но цветы все-таки движутся . Можно понаблюдать за одуванчиками – во время дождя они закрывают свои головки, открывая их, только если солнышко выглядывает обратно.


Да и другие растения старательно ловят солнечные лучи. Могут даже поворачиваться на солнечную сторону. Это также можно считать примером реакции на окружающую среду – ведь растения меняют свое поведение, когда внешние условия меняются. Работает это для всего живого.


Дыхание, питание и выделение

Живые организмы могут многое – но им нужна энергия. И, как ни странно, берется она из воздуха. Это не означает, что они генерируются из пустоты. В воздухе содержатся различные газы. При помощи дыхания они попадают в организм, активизируя работу его клеток.


Человеку и животным необходим кислород. А растения, наоборот, сами выделяют его, поглощая другой газ – углекислый.

Также важный источник энергии – пища. Из нее мы получаем все необходимое, а излишки выделяются при походе в туалет.


Размножение и рост

Живые существа изменчивы . Они растут, изменяются и со временем умирают . И, конечно же, хочется передать свои гены дальше. Для этого требуется оставлять потомство – размножаться. Способы есть самые разные, но результат один – новый организм.