Биографии Характеристики Анализ

Что обозначает темно синий цвет. Психология цвета: Как каждый цвет характеризует личность

Красивое чистое небо, гладь воды весной, чистый, напоенный свежестью, воздух… Скорее всего, именно такие ассоциации возникают в сознании человека, когда речь заходит о голубом оттенке. Это цвет жизни, неба над головой, зимы и холода. Какое же значение он имеет в психологии, как он влияет на жизнь человека, какие реакции происходят в голове? Всё это интересует не только профессиональных психологов, но и обычных людей.

Цвета в психологии

Цвета и психология очень тесно связаны. Всё исходит из того, что цвет может воздействовать на эмоциональное состояние человека. При этом воздействие действительно значительное. Знания психологов из этой сферы давно и активно используют многие организации. Больницы красят стены в успокаивающие тона, которые будут внушать пациенту уверенность, школы делают стены нейтральных тонов, чтобы не отвлекать внимание учащихся. В ночных клубах и ресторанах много красных цветов, которые возбуждают, интересуют и вызывают агрессию. Кроме того, цветовая психология учитывается при создании продающих роликов, при разработке целой рекламной кампании.

И года опыта показывают, что это действительно работает. Большинство людей отдают предпочтение спокойным светлым тонам, но другая часть предпочитает вызов и силу. Производители товара, ориентируясь на своего целевого покупателя, выбирают соответствующую цветовую гамму.

Голубой цвет в психологии

Некоторые психологи уверены, что слово «голубой» происходит от слова «голубь». При этом часть исследователей придерживается того мнения, что «голубой» означает «глубокий».

Голубой в психологии считается цветом креатива. Доказано, что он активизирует мозговые центры, настраивая их на процесс обучения. Именно поэтому все советуют использовать в учебных заведениях.

Голубой цвет, значение в психологии которого давно известно, считается бездонным. Он затягивает и привлекает к себе внимание. При этом он не поглощает смотрящего полностью, как происходит с чёрным или красным цветами. цвет в психологии считается призывом к поиску себя, истины, к анализу. Другими словами, это тон осознанности, ясности и интеллекта.

Цвет у древних народов

Голубой оттенок в древности считался признаком благородства. Чего стоит только известное выражение о «голубой крови» человека, которая означала, что он принадлежит к высшим слоям общества. В Древнем Египте был культ этого цвета, даже ноги египтяне разрисовывали во все оттенки голубого. Таким способом они хотели показать, что у них есть такое заболевание, как варикозное расширение вен, поскольку оно считалось хворью благородных. У некоторых племён Африки темный голубой цвет считался траурным.

Голубой в одежде

Цвет издавна носил символическое значение, рассказывая многое о человеке, который предпочитал тот или иной оттенок. Голубой очень подходит блондинкам, хотя при правильном сочетании цветов и фактур он к лицу практически каждому.

Это цвет морских просторов, воздуха и свежести. Одеваясь в такие оттенки, человек несёт окружающему миру позитив. Девушка в кажется воздушной и неуловимой, ангелом с небес. Синий цвет более выразительный, он говорит о постоянстве, верности и загадочности. Его часто используют в деловой одежде, потому что он настраивает человека на работу, при этом нейтрализуя стрессы и даря душевное равновесие. К тому же он позволяет отказаться от слишком мрачного чёрного цвета.

Средневековые рыцари одевались в платья синего оттенка для того, чтобы дама их сердца была уверена в преданности. Голубой цвет в одежде психология предписывает людям, выражающим чрезмерную серьёзность, унылость и скудность. смотрится очень нарядно, его часто используют для пошива шикарных вечерних платьев. Голубой цвет практические всегда в моде, потому что обойтись без него невозможно. Он насколько многогранен, что отказаться от него - это лишить себя значительной доли уверенности и спокойствия. Именно эти ощущения чаще всего подвигают человека на покупку одежду синего цвета.

Голубой как любимый цвет

Голубой цвет в психологии означает верность, мечтательность и привязанность. Это цвет юности, радости и ясности. Люди, которые его предпочитают, легко поддаются эмоциям, могут впадать в уныние или испытывать моменты сильной радости. О том, кто любит голубой цвет, психология говорит следующее:


Такие люди - идеалисты. Они готовы трудиться день и ночь для того, чтобы добиться своей цели. Желаемого они действительно достигают и занимают лучшие положения на социальной лестнице. Любящие голубой цвет постоянно находятся в движении, они не признают постоянства, их стихия - путешествия. Если необходимо договориться о чём-то с таким человеком, следует проявить необычайное терпение.

Одно интересное свойство голубого цвета - это возможность «останавливать» время. Любые его оттенки вызывают у человека чувство того, что время замедляется, всё приходит в порядок и покой. Голубой расслабляет, помогает обратиться к своему внутреннему «Я».

Профессия и цвет

Те, кто любит этот цвет, зачастую выбирают довольно опасные профессии, которые требуют хорошей физической формы, смелости и упорства. Это такие профессии, как пожарный, лётчик, военный и т.д. В подобной сфере они действительно преуспевают, потому что владеют мощнейшей интуицией, силой воли, которая помогает быстро принимать важные решения, и огромной целеустремлённостью.

Те же, кто отрицательно относится к этому цвету, желают кардинальных перемен в своей жизни, которые положили бы конец страхам, расстройствам и депрессии.

Медицина

Для начала следует сказать, что цветотерапия признана действенным методом во всём мире. Цвет может оказывать эстетическое, психологическое и физиологическое воздействие на человека. Медицина давно использует оттенки голубого в своей практике. Этот цвет способен освежать и снимать головные боли. Кроме того, голубой цвет - это панацея для людей, которые хотят сбросить лишний вес и привести фигуру в порядок, поскольку он способствует снижению аппетита.

Цветотерапия утверждает, что данный оттенок может снижать высокое артериальное давление, помогать при бессоннице, диарее, изжоге и рвоте. Занимательно, что он уменьшает болевые ощущения и обильность кровотечений у женщин во время менструации.

Но голубой цвет в психологии имеет и негативное значение. Если переборщить, то он вызывает сильную грусть, меланхолию, неудовлетворенность и нетерпимость к окружающим. При этом он отлично поможет побороть внутренние страхи, природную застенчивость и неуверенность.

Многие исследователи сходятся в том, что означает голубой цвет в психологии не только сильные эмоции, но также и нейтральные. Он отлично подойдет для людей, занимающихся медитацией, поскольку голубой оттенок настраивает на погружение в собственные мысли.

Цвет неба и моря, холодный и сдержанный, но в то же время дарящий умиротворение и безмятежность... Синий цвет – самый «спокойный» цвет для психоэмоционального восприятия. О его успокаивающим и позитивном воздействии на психику знали ещё в древности. В культурах многих народов мира различные оттенки синего символизировали , верность, стабильность, несокрушимость. Синий считался цветом мудрости, высших знаний и духовной силы, поэтому его использовали для окрашивания стен храмов и церквей, а одежду богов изображали в сине-голубых тонах. В то же время древним целителям было хорошо известно о двойственности этого цвета. Наравне с успокаивающим воздействием на психику, переизбыток синего способен вызвать апатию, отчуждённость, депрессивное состояние. Возможно, именно отсюда берут своё начало народные сказы о «синих демонах» и прочей нечисти, которую часто изображали с серо-синих тонах.

Что символизирует синий цвет

Синий цвет в психологии, как и любой другой оттенок, имеет двойное значение – позитивное и негативное. Влияние, оказываемое им на психику человека, во многом зависит от конкретного оттенка и степени насыщенности. Так, светлые тона, такие, как голубой и светло-голубой несут позитивный настрой. Их созерцание приносит покой и расслабление, способствует снятию стресса. Голубой даже считается немного легкомысленным и несерьёзным цветом, взять хотя бы известное выражение «голубая мечта», означающее что-либо маловероятное и несбыточное.

Индиго – глубокий насыщенный синий цвет. Его принято отождествлять с высоким уровнем умственного развития и высшими знаниями. К примеру, одарённых интеллектуально детей называют «дети-индиго».

Тёмно-синий цвет имеет более негативное значение. В нашем подсознании он ассоциируется с неспокойными морскими волнами, таящими опасности и угрозу для жизни. Также в фольклоре с помощью этого оттенка изображали «синих демонов» - особо опасных и коварных существ из потустороннего мира, которые встречаются в мифах многих народов мира.

Что обозначает синий цвет в интерьере и одежде

Замечали ли вы как в определённые моменты жизни у вас возникла страсть к определённому цвету? К примеру, хотелось носить одежду только одного оттенка. Или откуда-то возникало желание перекрасить стены в «любимый» цвет, заодно купив диван и шторы того же оттенка. Такие прихоти можно объяснить неосознанным желанием восполнить энергетику, которой обладает каждый цвет и которой так не хватает в данный момент. А вот стойкое предпочтение того или иного оттенка в одежде или интерьере напрямую говорит об особенностях характера.

Так, человек, предпочитающий синий в качестве основного оттенка в одежде, скорее всего, интроверт. Он склонен к аналитической работе, предпочитает спокойное времяпрепровождение шумному веселью. Преобладание синего цвета в гардеробе также говорит о скрытности и замкнутости его хозяина. Возможно перед вами отшельник, который дорожит своим одиночеством и личным пространство. Не удивляйтесь, если придя к нему в гости, вы увидите, что весь интерьер тоже выполнен с серо-синих тонах.
Правда, стоит отметить, что «синие люди» обладают высокими умственными способностями и часто становятся выдающимися учёными.

Но, как и любой другой цвет, синий имеет и негативное значение. Его переизбыток угнетает и может стать причиной необоснованной хандры. К тому же синий притупляет активность и желание действовать. Поэтому психологи рекомендуют любителям всего синего иногда позволят себе носить , жёлтого, оранжевого, красного, розового или зелёного оттенка.

В христианстве это символ божественности неба и истины. Синий цвет - бесконечность, космос, мудрость, спокойствие и глубина. Он совмещает в себе какое -то противоречие возбуждения и покоя, вызывает ощущение холода и напоминает о тени. Синяя поверхность кажется удаляющейся от человека, увлекает взгляд в глубину.

Символика синего цвета

У этого цвета «нет дна», он никогда не кончается, он затягивает в себя, опьяняет. При этом сила цвета недооценивается. Он создает предпосылку для глубокого размышления над жизнью; зовет к нахождению смысла, истины. Но! не дает ответа в понимании смысла жизни; вгоняет в меланхолию, слабость. Вызывает не чувственные, а духовные впечатления.

Синий цвет - это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость.

Синий цвет традиционно считается женским принципом - ИНЬ.

Иудаизм практически всегда причисляет этот цвет к общечеловеческой логике мироздания. Синим цветом была украшена крыша первого храма Яхве.

Глубокомысленными воспринимаются синие тона и в буддизме. Так, в синем энергетическом центре тантрическое учение видит интуитивно -творческое обретение спокойствия. Освобождение от желаний, ведущих к различным действиям во внешнем мире.

В канонах христианства синий - цвет Царицы небесной, Девы Марии. Ведическое учение приписывает этот цвет плащу Индры, царя богов. В кабалистике синий - цвет пощады и милости.

В мифах синий цвет - это божественное проявление, цвет загадочности, ценности.

Синий цвет - потеря реальности, мечтание, фанатизм.

Синий цвет является одним из важнейших символических цветов магии. Это цвет первых трех степеней в масонстве, символизирует королевское достоинство и дворянство («голубая кровь»). В целом синий цвет - символ философского образа мышления и интеллекта.

В синий цвет одеты маги и волшебники. В средневековье люди, ходившие в голубом, знали истину. В Древнем Египте пирамиду изнутри красили синим цветом. Жук -скарабей - синего цвета. Будда и Кришна - синего цвета. Синий цвет во флагах - свобода, объединение, принадлежность к большому целому.

Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Америки. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о «Синей бороде»). У славянских народов синий цвет служил символом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные памятники описывают синих и черных бесов. По белорусским поверьям, леший показывался людям в образе старика с белым, как береста, никогда не загорающим лицом и непомерно большими, неподвижными тусклыми глазами свинцово -синего цвета. У белорусских русалок ласковые голубые глаза, но если поймать русалку, они становятся стекловидными и неподвижными, как у мертвых. У племени североамериканских индейцев - чероков белое обозначает мир, счастье и юг, красное - успех, торжество, восток, черное - смерть и запад, синее - поражение, тревогу, север.

Синий означает полное спокойствие, довольство, умиротворенность. Он олицетворяет собой узы, которыми человек связывает себя с окружающими; объединение, чувство общности. В обычной жизни считается - это цвет верности. Однако, когда дело касается союзников, человек становится особенно раним, поэтому синий также олицетворяет глубину чувств. Он является предпосылкой умения сопереживать, символом эстетических переживаний и созерцательности. Этот цвет наиболее подходит для медитации.

Воздействие синего цвета на человека

Синий цвет и духовный, и лечебный одновременно. Синие и особенно ультрамариново-синие цвета действуют на лобные доли, разделяя их, а также и на сознание, - положительно влияют на ясность мышления, ощущения и действия.

Так как лобные доли связаны со всеми другими частями мозга, синий цвет оказывает положительное влияние на магическое духовное развитие.

В практике гипноза это цветовое воздействие используется уже давно при внушении гипнотизируемым образа синей глубины, для погружения их в сон или иллюзии. В этих состояниях возможен более легкий и быстрый доступ в подсознание.

Синий цвет воздействует на щитовидную железу и является хорошим очистителем крови. Расширяет интеллектуальные и ментальные способности. Освобождает от страха и подавленности. Отвержение синего цвета означает потребность в покое из -за сильных эмоциональных перегрузок, например от длительного сидения перед экраном телевизора.

По сравнению с голубыми, синие цвета могут оказывать тормозящее действие на человека или порождать своеобразное беспокойство. И даже печальное настроение. Усталость или слабую угнетенность. Служит для восстановления сил при глубоких переживаниях.

Среди пациентов, считающих синие цвета любимыми, часто встречаются тучные женщины. Широко известно, что темно -синие и черные тона зрительно уменьшают объем фигуры. Психология цвета находит в этом предпочтении «обманутые ожидания, депрессивное состояние и пассивное стремление к безопасности». Для людей, страдающих ожирением, психологически характерно некое чувство одиночества. Быть может, поэтому они любят этот цвет.

Это подтверждает все большая склонность тучных женщин к синему цвету с возрастом. И вместе с тем все большее отклонение желтого цвета как предпочтительного. Женщина в синей одежде не может не покоряться обстоятельствам.

В цветотерапии синий свет используется для лечения маниакальных состояний невропатов при сверхвозбуждении или буйности.

Нередко синие тона применяются при бессоннице и для рассеивания навязчивых идей. Как болеутоляющее средство при невралгиях он действует сильнее голубого.

В качестве успокаивающего этот цвет положительно сказывается на поведении экстравертов. Однако всегда следует помнить о возможности угнетения «замкнутого» интеллекта в силу реальной интроверсии (направленности во внутрь) синих тонов.

Синий цвет - хорошее анестезирующее средство. Используется в лечении любых заболеваний глаз, ушей, носа, легких. Помогает при астме и диспепсии. Оказывает очищающее воздействие при серьезных ментальных нарушениях, на различные навязчивые идеи и другие формы психозов.

Шеллинг в своей книге «Философия искусства» имеет в виду только синие символы, когда пишет «Тишина - состояние, свойственное красоте, как покой свойственен спящему морю». Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флегматичному темпераменту, женскому началу, левой стороне, горизонтальному направлению, плавному почерку. Вкусовое ощущение синего цвета - сладость (поэтому раньше головки сахара заворачивали в синее); чувственное восприятие - нежность, а его орган - кожа. Определенные аллергические воспаления кожи могут быть связаны с утратой нежности, любви и с нарушением семейных отношений.

Его особенно любят толстяки, так как он символизирует удовлетворенность и свершение. Он вне времени, и поэтому является символом традиций, непреходящих ценностей, служит для увековечивания прошлого. Всякий, кто отдает предпочтение синему цвету, нуждается в спокойном и упорядоченном окружении, свободном от беспокойства и огорчений, в котором события развиваются плавно и традиционно, в котором отношения с другими людьми безмятежны и свободны от разногласий. Человек чувствует потребность в доверии к другим, и другие могут доверять ему. Если человек отвергает синий цвет, он отвергает существующие дружеские, семейные и профессиональные связи, так как они не отвечают его высоким требованиям, он находит их либо скучными, либо обременительными.

Люди, предпочитающие этот цвет, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения, преданы тому, что делают, их преданность людям может доходить до рабства.

Чувственно синий цвет воспринимается как сладость, эмоционально - как чуткость.

Лечение - способствует восстановлению нервной системы; помогает при рассеянности, при усиленном сердцебиении, при расстройстве кишечника, нервном перенапряжении, унимает разбушевавшиеся страсти, гасит эмоции, снижает артериальное давление.

Люди, испытывающие длительный стресс, напряжение, отвергают синий цвет. Его также, как правило, отвергают и курильщики.

Выбирают синий цвет те, кто устал от напряжения, кто хочет гармонии с окружающими, со своей нервной системой.

Символизм цвета берет свое начало со времен глубокой древности. С незапамятных времен люди наделяли цвета особым смысловым значением, что отразилось в различных религиозных и мистических учениях, мифах, народных сказках, преданиях.

В астрологии, например, семь основных цветов спектра соответствуют 7 планетам: синий – цвет Венеры, красный – ассоциируется с Марсом (красная планета), зеленый цвет – Сатурна, желтый – цвет Меркурия, фиолетовый цвет отождествляется с Луной, а оранжевый — с Солнцем. В эзотерической практике синий цвет часто используют для сосредоточения, медитации, в процессе самопознания.

Символизм синего цвета начал проявляться уже в глубокой древности. В Египте этот цвет имел особое значение. Жертвоприношения и дары богам изображались в оттенках синего. Этот же цвет использовали для изображения париков богов, фараонов, цариц, дабы подчеркнуть их высшее, божественное происхождение. Во время различных церемоний надевали синие парики.

У древних майя синий был цветом жертвоприношений. Предметы из дерева и керамики, настенные фрески, ароматические смолы, все, что было связано с ритуальными жертвоприношениями, расписывалось и покрывалось синими красками. Поскольку майя приносили в жертву даже людей, обреченных, перед смертью, раскрашивали синей краской.

В христианской традиции синева символизирует вечность божественной силы и величайшие таинства. В то же время, у многих славянских народов синий был цветом горестей и печалей, ассоциировался с демоническим миром. В старинных народных преданиях упоминаются синие и черные бесы.

У многих народов мира синий символизирует небо, вечность, постоянство, верность. Его считают цветом стабильности, умиротворенности, глубоких размышлений. В геральдике синий цвет используется для обозначения целомудрия, честности, доброй славы и верности.

Жители востока верят в то, что синий цвет отпугивает злых духов, защищает от негативного воздействия, сглаза и порчи.

Двойственность синего

Значение синего цвета имеет как позитивный так и негативный аспект:

  • позитивное значение синевы: духовность, мудрость, терпение, истина, спокойствие и умиротворение; этот цвет вдохновляет на великие свершения, очищает душу, с синим цветом связана интуиция и тяга к высшим знаниям;
  • негативные проявления синих оттенков: слабость, эмоциональная холодность и неуравновешенность, злопамятство, самодовольство; синий цвет может привести к потере чувства реальности, наркотическим зависимостям, депрессивным состояниям.

Синий цвет в психологии

Характер

Как правило, в определенный момент времени человек предпочитает один, реже два или три цвета, которые преобладают в его окружении, обстановке, одежде и т.д. Со временем цветовые предпочтения могут меняться. Но в любом случае, ваш любимый цвет может многое поведать об особенностях вашего характера и эмоционального состояния.

Психологи для этих целей используют различные цветовые тесты. Наиболее достоверный из них – цветовой тест Люшера, согласно которому синий цвет символизирует спокойствие и удовлетворенность.

Основные характеристики синего цвета с точки зрения психологии:

  • уверенность в себе, решительность целеустремленность, дипломатический подход для решения конфликтов;
  • непреклонность, внутренний стержень, качества наиболее характерные для бизнесменов, людей, обладающих аналитическим складом ума;
  • перфекционизм, склонность все идеализировать, свойственно философам, писателям, творческим личностям;
  • сила духа, волевые лидерские качества – проявляются у политиков, ораторов;
  • организованность и ответственность – синие тона подсознательно помогают человеку концентрироваться на важных целях, структурировать полученную информацию;
  • синий цвет в психологии человека говорит о склонности к интуитивному принятию решений, спокойствии и умении находить разумные компромиссы;
  • в психологии отношений синий цвет означает верность, стабильность, чувство долга, приверженность традициям. Характер

Синий – оттенок неба, покоя, релаксации. Если нравиться синий цвет, то это может означать, что человеку свойственна скромность, меланхоличность, ему очень важно чувствовать уверенность в себе, а так же благосклонность окружающих людей. Выбор такого цвета говорит о желании покоя и стабильности. Наибольшая потребность в этом цвете проявляется в периоды, когда человек болен, либо обижен, при переутомлении.

Если же человек не приемлет синий цвет – это может быть проявлением жажды перемен и постоянного движения, отказ от рутинности и монотонности жизни, нежелание брать на себя ответственность и принимать серьезные решения. Такие люди часто мечтают о легких деньгах и славе.

Цвет и работоспособность. Психология синего цвета в действии

Несмотря на то, что цветовое восприятие у каждого человека сугубо индивидуально, ученые делают активные попытки повлиять на психологическое состояние человека в коммерческих и бытовых целях, в рекламе, одежде, интерьере.

Так, преобладание определенного цвета, или их сочетаний, в оформлении офисных или жилых помещений, создает особенную эмоциональною атмосферу. Не все бизнесмены знают о том, что цветовая гамма интерьера может оказывать заметное влияние не только на работоспособность сотрудников компании, но и отразиться на результатах деловых переговоров.

  • в помещениях для переговоров рекомендуется использовать светлые голубые тона, поскольку они способствуют установлению дружеских отношений, взаимопониманию, лучшему усвоению информации;
  • обилие синевы в помещении, наоборот, снижает работоспособность, может вызвать депрессивные состояния и нежелание работать у сотрудников;
  • созерцание насыщенного синего цвета замедляет сердцебиение, стабилизирует кровяное давление, успокаивает нервное напряжение, однако в больших количествах синий вызывает чувство угнетенности;
  • природные камни насыщенных синих тонов (сапфир, топаз, лазурит) – помогают справиться со стрессом и защищают от ненужных переживаний, избавляют у неопределенности;
  • методика снятия стресса: налейте стакан воды и поставьте его перед собой на лист синей бумаги; устройтесь поудобнее и на протяжении 10 минут просто смотрите на «синюю» воду; после этого водичку нужно не спеша выпить, таким образом «заряженная синяя вода» оказывает благотворное влияние на наше подсознательное.

Синий цвет в одежде


Если в вашем гардеробе преобладает одежда в оттенках синего – вы достаточно умны и независимы, часто ощущаете потребность в душевной теплоте и внимании. Вас отличает терпение, выдержка, сдержанность в эмоциях.

Те, кто выбирает для своего гардероба голубые и васильковые оттенки — мечтатели и романтики, они верят в настоящую любовь, и во всем стараются проявить себя и быть замеченными окружающими. Одежда голубого цвета излучает свежесть и прохладу и идеально подходит для жаркого лета.

Если вы предпочитаете носить джинсы, знайте, что джинсовая одежда производит впечатление благородства и качества.

Так же имиджмейкеры советуют как бизнес-леди так и бизнесменам почаще надевать костюм темно-синего цвета. Он не только стройнит фигуру, но подчеркивает вашу надежность, как делового партнера.

Оттенки синего тона в психологии

Психология изучает не только влияние основных цветов на психологическое состояние человека, но и их оттенков. Оттенки основных цветов также влияют на человеческое восприятие и часто используются в методиках НЛП как дополнительный стимул. Основные оттенки синего и их значение:

Голубой

Глядя на него практически невозможно сконцентрировать свое внимание на определенном объекте; цвет мечтаний и грез, безмятежности, мира и покоя; цвет безмятежности, наивности и чистоты; успокаивает, вселяет надежду в светлое будущее.

Индиго (глубокий синий цвет)

Может привести к угнетенному и апатичному состоянию, вызывает грусть, тоску, меланхолию, глубокое погружение в свое внутреннее пространство.

Всякий цвет может быть прочтен, как слово, или истолкован, как сигнал, знак, или символ. «Прочтение» цвета может быть субъективным, индивидуальным, а может быть коллективным, общим для больших социальных групп и культурно-исторических регионов. Исчерпывающее описание цветовой символики потребовало бы огромного объема текстового материала и по этой причине невозможно на этом сайте. Мы здесь ограничимся перечнем символических значений основных цветов и приведем несколько характерных примеров.

Красный

Означает:

1. Напряжение сил, концентрацию энергии — тяжелый труд, борьба, война, конфликты, трагедия, драма, гнев, жестокость, ярость, страсти.

На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облеченных, Она вещает и поет, Не в силах крыл подныть смятенных… Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых… (А. Блок)

Красный цвет был эмблемой Россию губившего хаоса (Андрей Белый).

2. Магическое воздействие — привлечение партнера (любовная магия), обеспечение плодородия, здоровья, защита от злых духов, демонов, сглаза, порчи, болезни, для украшения своей внешности и среды обитания.

Разноцветных рукавов Дам из «высоких палат» Вижу я много… Но милее мне всех один цвет: Алая краска любви! (Ямато Моногатари)

Заклинание души риса для обеспечения его плодородия:

О рис, я осторожно пробуждаю твою душу… Я прикасаюсь к твоей душе… Мы обмазываем тебя кровью петуха, петуха тинганга, Мы натираем тебя заместителем, Взятым от петуха, от петуха с высоты… (Е. В. Ревуненкова, в кн.: «Мифы, культы…»)

3. Знак отличия в обществе — одежда и окружение царя, императора, жрецов, воинов, судей, палачей, волшебников, куртизанок, революционеров…

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! (Ин, 19;5) И, раздевши Его, надели на Него багряницу и насмехались над Ним, говоря: радуйся, царь Иудейский! (Мф, 27-29)

4. — окраска храмов и предметов убранства в них, жертвы храмам и святилищам, изображения богов и святых, сцен из священных книг, религиозных эмблем.

Агни призываю как поставленного во главе, Как бога жертвы, жреца Как хотара, приносящего самые большие сокровища… …Ты взмываешь алыми ветрами, Неся благословение домашнему очагу… В твоем желанном цвете видны все красоты разом… (Ригведа, гимн Агни) В восточной части темного невидимого пространства Родительница коров подняла (свое) знамя… Эта юница ниспослала вниз (на землю) сияние на востоке. Она запрягает цугом алых коров. Пусть она вспыхнет сейчас! Пусть выставит свое знамя! Пусть будет создан огонь в каждом доме! (Ригведа, гимн Ушас) Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столько величественный в своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? — «Я, изрекающий правду, сильный, чтобы спасать». Отчего же одеяние твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле? — «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною, и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал всё одеяние Свое; и попрал Я народы во гневе Моем, и сокрушил их в ярости моей, и вылил на землю кровь их» (Ис, 63:1-6) Второй ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и всё одушевленное умерло в море. Третий ангел вылил чашу свою в реки и источноки вод: и сделалась кровь… За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. (Откр. 16; 3-6)

5. Язык ритуалов — праздники, свадьбы, похороны, карнавалы, шествия, манифестации, парады, очищение.

— И чтобы очистить дом, возьмет он две птицы, кедрового дерева, червленую нить и иссопа, и заколет одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою… — И очистит дом кровию птицы и живою водою, и живою птицею и кедровым деревом, и иссопом и червленою нитью… (Левит, 14;49-52) Багряный цвет вселяет в сердце радость, В рубиновом вине таится сладость. Пунцовые бутоны красят сад, Восход пунцов, и ярко-ал закат. У тех, чья жизнь веселием богата, Ланиты яркие, как цвет граната. Сад Ибрагима был в цветенье ал, И, как закат, огонь Мусы пылал. (Амир Хосров Дехлеви. Восемь райских садов)

6. Знаки и сигналы-опасность, запрещение, грех, жадность, честолюбие, боль; условный цвет на эмблемах и геральдических знаках.

…и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостью и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. (Откр. 17, 3-5) На наперснике первосвященника Аарона, служителя Скинии собрания, было четыре красных камня — рубин, карбункул, яхонт и яспис — опознавательные знаки и талисманы четырех колен израилевых.

Государственная символика и геральдика многих стран весьма богата красным цветом.

Желтый

Означает:

1. Состояния, связанные с позитивной энергетикой : веселье, разрядка напряженности, радость, праздник, игра, красота.

Желтая невольница из сказок «1001 ночь» так восхваляет свою красоту: «Цвет мой дорог в этом мире, как чистое золото. И сколько во мне преимуществ, и о подобной мне сказал поэт: Её желтизна блестит, как солнца прекрасный цвет. Динару она равна по виду красивому».

Арабский поэт IХ века воспевает красоту женщины, одетой в желтое платье:

Платье желтое надела — и очаровала нас И пленила, покорила множество сердец и глаз.

В поэме Амира Хосрова Дехлеви «Восемь райских садов» главный герой — шах посещает желтый дворец в воскресенье — самый радостный день недели. В заключение этой главы поэмы воспевается хвала желтому:

Цвет благороднейший! Такого цвета Ланиты у влюбленных без ответа. Нас от недугов золото целит, Поскольку цвет шафрана в нем разлит. …и солнце, выплывая из-за гор, Окрашивает в золото простор. И жирный плов на блюде пахнет пряно, Приправленный улыбкою шафрана.

2. Магическое воздействие — бессмертие, счастье в браке, лечение болезней, вызывающих желтизну тела, знак земли и женского начала инь.

В древнем Китае обитель мертвых называли «Желтыми ключами», но желтый журавль был аллегорией бессмертия. (Е. В. Завадская, 1975). В Индии новобрачная покрывает свои руки желтым для того, чтобы обеспечить себе счастье и единодушие в браке. (Д. Фоли, Энциклопедия знаков и символов, 1997).

Лечение желтухи в древней Индии: «…основа магической операции состояла в том, чтобы прогнать желтый цвет с больного на желтые существа и предметы, к которым желтый цвет пристал, как, например, солнцу. (Обряд сопровождался заклинаниями, отсылавшими «желтуху на солнце»). Такая же лечебная сила приписывалась и одной желтой разновидности галок и особенно ее громадным золотистым глазам. Считалось, что если пристально вглядеться в ее глаза и птица ответит таким же взглядом, то человек будет излечен — болезнь перейдет на птицу… Плиний …приписывает такое же свойство еще и некоему желтому камню, схожему по цвету с цветом лица больного».

В Греции эта болезнь и посейчас называется «золотой болезнью» и ее излечению якобы помогает золотой амулет или кольцо…(Д. Фрэзер. Золотая ветвь).

3. Знак отличия в обществе — одежда и головной убор царя, ритуальная одежда священника, знаки царской и жреческой власти — жезл, держава, крест…Здесь желтый цвет явлен на драгоценных фактурах и материалах — таких, как золото, шелк, парча, камни-самоцветы.

Главный китайский бог-демиург Хуан-ди назывлся «Желтый император» (Е. В. Завадская).

И взял Давид венец царя их с головы его, — а в нем было золота талант и драгоценный камень, — и возложил его Давид на свою голову…(2 Цар. 12:30) И простер царь к Есфири золотой скипетр, который был в руке его, и подошла Есфирь, и коснулась конца скипетра.(Есф. 5:2)

4. Язык общения с богами и духами — слава, божественная власть, атрибут Аполлона, Зевса, китайских императоров, римских триумфаторов, жертва Аллаху, статуи Будды и его святых, одежда буддийских проповедников и монахов; свет, солнце, Бог, мудрость, праведность.

«И вот сказал Муса своему народу: Вот, Аллах приказывает вам заколоть корову…Она — корова желтая, светел цвет ее, радует она смотрящих». (Коран, сура 2). «И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих, и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:3, 4) «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах-слово, сказанное прилично. Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха». (Пр. 25:11, 12).

5. Язык ритуалов — инициации, праздники, обряды, церемонии.

Индийский обряд посвящения в ученики: «В ночь накануне церемонии мальчика намазывали желтым порошком и на его чуб надевали серебряное кольцо. После этого ему приказывали провести всю ночь в абсолютном молчании. Это был мистический обряд, который приготовлял мальчика ко второму рождению. Желтый порошок символизировал нахождение в утробе, а абсолютное молчание означало, что ребенок снова как бы стал бессловесным зародышем». (Р. Б. Пандей, 1982).

В Китае праздник Земли справляли в желтых одеждах (Сычев Л. П., Сычев В. Л., «Китайский костюм»). На алтаре Земли — янтарь медового оттенка.

6. Знаки и сигналы — предостережение, предупреждение, желтое с черным — знак запрета, желтый в виде золота — знак дороговизны и высокого качества товара.

Желтая карточка — недоверие, предупреждение; «желтая акация» в языке цветов означает «ушла любовь». В Китае «желтые фильмы» и «желтая литература» — порнографическая продукция (Д. Фоли, с. 438)

«Желтый билет» — удостоверение личности продажных женщин.

В Англии ХIХ века — желтые шляпы несостоятельных должников, желтые кольца на плащах евреев из гетто.

7. Негативная символика желтого и золота — грех, предательство, продажность, безумие, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь.

Общеизвестны такие выражения, как желтая пресса, желтые профсоюзы, Желтый дом; «Йеллоу Джек» — флаг, который поднимали на кораблях в знак карантина. В средневековой Испании одевали в желтое еретиков, сжигаемых на кострах инквизиции.

Иуду Искариота изображали в желтом плаще, как христопродавца. Во Франции желтый цвет был знаком обманутых мужей, рогоносцев. Ряд негативных значений желтого связан с цветом осенней умирающей листвы и грустным настроением по поводу конца лета.

Японские стихи:

Ветвь, что сломал для тебя, пожелтела; Весна, а на ней уже осени след! (Манъёсю)

Анна Ахматова: Круг от лампы желтый, шорохам внимаю. Отчего ушел ты? Я не понимаю… От любви твоей загадочной, Как от боли, я кричу, Стала желтой и припадочной, Еле ноги волочу…

Сергей Есенин:

Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым… …Снова пьют здесь, дерутся и плачут Под гармоники желтую грусть…

С. Эйзенштейн цитирует Ф. Порталя:

«Мавры различали противоположные символы по двум различным нюансам желтого цвета. Золотисто-желтый означал «мудрый» и «доброго совета», а блекло-желтый — предательство и обман…»

«В геральдике золото обозначает любовь, постоянство и мудрость, а желтый цвет — противоположные ему качества: непостоянство, зависть и адюльтер…»

Забавный пример негативного влияния желтого цвета на судьбу человека встречаем в рассказе Тэффи «Жизнь и воротник». Желтый бантик на воротнике блузки превратил порядочную женщину в легкомысленную расточительницу и бессовестную обманщицу.

Впрочем, примеры негативной символики желтого так многочисленны, что читатель сам пополнит этот список.

Зеленый

1. Это цвет растительности; отсюда все его позитивные значения: произрастание, весеннее возрождение природы, надежда (на урожай) , молодость. Цвет райского сада (Эдема), оазиса в пустыне, мусульманского рая.

«Зеленый цвет ласкает в полдень тенью, Дарует он покой душе и зренью. И травы зелены, и тьма в лесах, Зеленый свет колеблется в глазах. Зеленый цвет-наряд любого сада, И для жасмина стебель — как награда» (Амир Хосров Дехлеви)

В Японии зеленый — символ весенних сельскохозяйственных обрядов (Майский плющ — ложе для участников весенних оргий); в Европе это знак земной любви и надежды: «Зеленым облеки себя, сиречь одеждою влюбленных», — пишет Сицилийский Герольд, автор книги о цвете. Странствующий рыцарь, исповедующий культ прекрасной дамы, должен одеваться в зеленое. — «А с наступлением мая не хочется видеть никаких иных цветов, кроме зеленого», — заключает Герольд. (цит. по кн. Й. Хейзинга «Осень средневековья»).

2. Сакральные символы : в Китае — весна, дерево, Юпитер, Зеленый дракон; на Ближнем Востоке — Осирис, Таммуз, (Боги-злаки), в Греции — Деметра, Персефона (богини плодородия); в Индии — будды из рода Кармы, а также кармический тип человека. В христианстве — символ земной жизни Христа и святых. В иудаизме — знаки двух колен Израилевых.

Один из первых христианских храмов (и самый замечательный) — храм св. Софии в Константинополе — построен на столбах из зеленого мрамора, которые были вывезены византийскими строителями из храма Дианы в Эфесе.

И всем векам — пример Юстиниана, Когда похитить для чужих богов Позволила эфесская Диана Сто семь зеленых мраморных столбов. (О. Мандельштам)

3. Язык общения между людьми : в древнем Риме зеленый цвет в мужской одежде обозначал изнеженность и противоестественные склонности; в новейшее время в Европе — иронию, буффонаду, буржуазность (как осуждаемое свойство).

Г. С. Кнабе приводит примеры семантики зеленого в древнем Риме (в книге «Древний Рим — история и повседневность», 1986): «В доме Трималхиона, где нелепо и противоестественно всё, гостей встречает привратник в зеленой тунике. Некий Босс, жуликоватый и наглый знакомец Марциала, являлся в театр «в платье цвета травы». Причины такого восприятия очевидны. Зеленый…был «женским» цветом, и использование его в мужской одежде было признаком женственности, изнеженности, намеком на противоестественную порочность. Существовало выражение «зеленоватые (то есть изнеженные, извращенные) нравы».

Русский кубо-футурист Алексей Крученых намеренно эпатирует публику своим внешним видом:

У меня изумрудно-неприличен каждый кусок Костюм: покроя шокинг. Во рту — раскаленная млеем облатка. Стальной шалится Эрот Мой флаг — зараженная тряпка В глазах — никакого порядка! …Я в зеркале не отражаюсь!

Из записных книжек А. П. Чехова: Когда я разбогатею, то открою себе гарем, в котором у меня будут голые толстые женщины с ягодицами, расписанными зеленой краской. (Соч. т. ХII, М. 1949 г.)

В. Кандинский о зеленом: «…зеленое в царстве красок есть то же, что в царстве людей — буржуазия: это есть бездвижный, собою вполне довольный, со всех сторон ограниченный элемент. Оно подобно жирной, здоровенной, бездвижно лежащей корове, способной лишь к жеванию и пережевыванию и глядящей на мир глупыми, тупыми глазами». («О духовном в искусстве»)

4. Магическое воздействие . Лучше всего магическое действие зеленого цвета проявляется в изумруде. Академик А. Е. Ферсман пишет об этом в книге «Рассказы о самоцветах»: «Трудно найти другой самоцвет, который в древности ценился бы больше, чем изумруд — «камень сияния» греков. …Сочный зеленый цвет изумруда глубоко ценился как выражение жизни, молодости и чистоты. Ему приписывали обладание таинственной силой исцелять недуги и даровать счастье».

Поэтами всех стран мира воспет этот камень. Цвет изумруда, по словам индийских сказаний, «подражает цвету шеи молодого попугая, молодой травки, водяной тины, железа и рисункам пера из хвоста павлина». «Змури», — называли этот камень грузины, веря, что в нем, как в зеркале, отражаются все тайны настоящего и будущего.

Римский ученый Плиний писал, что «этот камень природы превыше всех благ земных, что его краса прекраснее благоухания весеннего цветка и что не должно быть дозволено прикоснуться к девственным чертам резцу художника».

Французский поэт Реми Белло воспевает зеленый камень берилл:

Зеленый — лучше всех, коль он похож при этом на горный изумруд своим глубоким цветом. С индийских берегов его привозят к нам, зеленый и златой. Испорченным глазам и печени больной —нет ничего полезней; Одышку, тошноту, сердечные болезни излечивает он — а также он один хранитель брачных уз для женщин и мужчин. Он прогоняет лень, он возвращает друга, пред ним надменный враг робеет от испуга…

5. Негативные символы : тление, разложение, демонизм, отвращение, злоба, зависть, тоска, безумие, ужас гибели. Эти значения происходят от цвета плесени, гниющих органических веществ, злобных мифологических животных (змеев, драконов), таинственных обитателей лесов (леший, Зеленой царь), глаз хищных ночных животных и птиц, горьких ядовитых трав, а также некоторых отделяемых человека, свидетельствующих о болезни. Общеизвестны выражения «тоска зеленая», позеленел от злобы (или от зависти), зеленый змий (пьянство). Дьяволица у Бодлера — «суккуб зеленолицый», у Ф. Г. Лорки: «зелен яд заката, но я выпью зелье»; «Осокорь мой, осокорь… Ты безумцем был зеленым, птиц качал под небосклоном…» Описание утопленницы из стихотворения «Сомнамбулический романс»: «С зеленого дна бассейна качаясь, она глядела — Серебряный иней взгляда и зелень волос и тела…»

Зеленый цвет в окраске тела человека (волос, глаз и пр.), конечно, эпатирует, так как здесь он неестествен. Ш. Бодлер рассказывает о Делакруа: «Однажды он пришел в гости, предварительно выкрасив собственные волосы в зеленый цвет, рассчитывая произвести этим большой эффект. — Что же в этом особенного, мой друг, — сказал хозяин, — они у всех людей зеленые».

С. Эйзенштейн пишет о символике зеленого: Цвет возрождения души и мудрости, он одновременно означал моральное падение и безумие.

Шведский теософ Сведенборг описывает глаза безумцев, томящихся в аду, зелеными. Один из витражей Шартрского собора представляет искушение Христа; на нем сатана имеет зеленую кожу и громадные зеленые глаза… Глаз в символике означает интеллект. Человек может направить его на добро или на зло. И сатана, и Минерва — и безумие, и мудрость — оба изображались с зелеными глазами…

Как пишет А. Перрюшо, французский художник Тулуз-Лотрек «видел во всех оттенках зеленого нечто демоническое».

В индийской поэтике зеленый означает отвращение. Об этом можно прочитать в рассказе Д. Сэлинджера «И эти губы и глаза зеленые».

В современной русской литературе фантастического жанра заметна тенденция к негативной семантизации зеленого цвета. В рассказах В. Пелевина, например, зеленым окрашены ворота в потусторонний «Цех № 1», где происходит гибель миров, в том числе Земли. В рассказах фигурируют также чудовище «Зеленый Хидр» — злой оборотень, зеленое кресло директора завода, в котором директор превращается в скелет; у рассказчика, психически больного, дома имеется зеленое кресло и зеленовато-желтая штора.

В заключение этого краткого рассказа о зеленом хочется сказать о нем самое лучшее словами из Корана (сура 55).

46. А тому, кто боится сана Господа своего, — два сада 48. обладающие ветвями 62. и помимо двух — еще два сада, 64. темно-зеленые 66. в них — два источника, бьющие водой 68. в них плоды, и пальмы, и гранаты 70. в них — добротные, прекрасные, — 72. черноокие, скрытые в шатрах, — 76. опираясь на зеленые подушки и прекрасные ковры…

Синий

Символика синего исходит из очевидного физического факта — синевы безоблачного неба. В мифологическом сознании небо всегда было обиталищем богов, духов предков, ангелов; отсюда главный символ синего — божественность. Сопряженные с ним значения — таинственность, мистицизм, святость, благородство и чистота (духовность), постоянство (в вере, преданности, в любви), совершенство, высокое происхождение (голубая кровь), правосудие (божье дело).

Синим изображают: предметы культа богов в Египте, Древней Греции и Риме (Зевс, Гера, Юпитер, Юнона); покров Скинии собрания (Ветхий завет), одежда первосвященника в Скинии; одежды Иисуса и Богоматери в иконописи и живописи; У Псевдо-Дионисия синий обозначает непостижимые тайны. В христианских храмах синие купола символизировали небо, потолки в храмах Древнего Египта — также.

В средневековой Европе синий был цветом костюма рыцаря, желающего продемонстрировать своей даме верность в любви; «синий чулок» — прозвище женщины, занимающейся наукой (возникло в Венеции в ХV веке). В Европе Нового времени (Англия, Россия) ордена и награды подвешивали на синих лентах — «Орден Подвязки», награды на скачках, призы за скорость и т.д. (знаки доблести, превосходства). Знак высокого происхождения — «голубая кровь».

Негативная символика синего исходит из близости этого цвета к черному, то есть цвету смерти и зла. Кроме того, синий — антипод красного и желтого, символов жизни, радости и цветения. Трансцендентность демонических сил и самой смерти также порождает негативную символику синего.

В Китае это цвет злобных демонических существ (Мифы древнего Китая), в Японии — цвет злодеев и дьяволиц (театр Кабуки).

В мусульманской Индии — цвет печали, траура.

«Неделю еще горевали потом, Ходили все в трауре, все в голубом» (Амир Хосров Дехлеви)

В теле человека синий и голубой хороши только как цвет глаз. Там же, где синий неуместен, он обозначает порок, наркоманию, болезненное состояние от холода, голода и пр.

«Я сам, позорный и продажный, С кругами синими от глаз…» (А. Блок) «Но кривятся в почернелых лицах Голубые рты…» (С. Есенин — о каторжниках)

В средневековой Европе выражение «синяя юбка» означала принадлежность женщины к первой древнейшей профессии.

«Кто коттой синею меня снабдил, Что тычет всяк перстом, пусть он умрет!» (Йохан Хейзинга. Осень средневековья)

У А. Блока синий — цвет сумерек, тайны, холода и печали.

«Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла».

У Д. А. Пригова «синяя прозрачная река» обманчиво-прекрасна. По существу, это Стикс — адская река, в которой гибнут все люди.

Несколько иной характер имеет символика голубого. В наше время она то ли сомнительна, то ли откровенно негативна. Чаще всего этим цветом обозначают сентиментальность, эротизм (содомитского толка), маниловщину (пустые мечтания), легкомыслие и беспроблемность (в худшем смысле), мещанство.

Голубой противоположен розовому физически, но тождествен ему символически. Так сходятся крайности.

Белый

Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Гавное и исходное его значение — свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь, полнота бытия.

Символические значения белого:

1. Полный покой, безмятежность, недеяние, мир, тишина, чистота (саттва), пустота (шунья), целомудрие, девственность, сосредоточенность.

«Белая Ты, в глубинах несмутима, В жизни строга и гневна, Тайно тревожна и тайно любима — Дева, Заря, Купина…» (А. Блок)

2. Магическое действие — белая одежда и окраска — средство, способствующее очищению, удаче в войне (у примитивных племен), долгой жизни, здоровью, благу. «У племени бемба инициируемых девушек покрывают побелкой. При этом поют песню: — Мы сделали девушек белыми, подобными белым цаплям. Мы сделали их красивыми…Они теперь убелены от пятен крови…» «Белые бусины обеспечивают женщинам плодовитость». (В. У. Тернер. Символ и ритуал)

3. Знак общественного положения — благородство, знатность, величие, благосостояние. Белые одежды египетских фараонов, жрецов Древнего Востока, тоги римских патрициев, платья женщин «из общества» в древности, средневековье и в другие эпохи; «белые воротнички» — знак интеллигентности, белые костюмы, автомобили, рубашки, интерьеры — знак принадлежности к обеспеченному классу.

4. Язык общения с богами и духами — белые одежды богов, ангелов, святых, праведников в раю, облик Яхве (Саваофа), Брахмана, Атмана, Акшобхьи — первого Будды тибетской пятичленной мандалы (иконы); одежды служителей в православной и католической церкви, белая окраска христианских храмов.

Белый цвет в Ветхом Завете:

«Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его — как пламень огненный» (Откр. 1, 14)

«И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, который праведно судит и воинствует» (Откр. 19, 11).

«И воинства небесные следовали за ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (Откр. 19, 14)

По Псевдо-Дионисию, «Белый стихарь — это образ плоти Христовой, чистейшее бесстрастное одеяние божественной славы, одежда нетления». (Бычков В. В., Византийская эстетика, 1977 г.)

В наше время белый цвет принят как символ божества в новых религиозно-философских учениях — теософии, агни-йоге, «живой этике», экуменизме. Так, супруги Рерихи писали о «земной обители богов» — Шамбале сияющей; старинное ее название — Белый остров, на котором обитает Белое Братство. Там же находится Белая Гора, или Белый Бурхан. «Это мировая Твердыня Света, которая уже испокон веков была овеяна самыми возвышенными надеждами и сокровенными чаяниями всех народов всех времен»…(Угунс, январь 1990г.)

5. Язык ритуалов — белые одежды надевают во время праздников крещения, причастия, Рождества Христова, пасхи, Вознесения, освящения храмов. У примитивных народностей множество ритуалов сопровождаются окрашиванием белой краской, надеванием белой одежды, использованием белых животных и птиц. У африканского народа баньоро белые коровы передавались государю в знак верноподданничества. Участники церемонии коронации государя осыпались белым порошком. Белым был и основной цвет королевских регалий. Королевский повар перед исполнением своих обязанностей должен был очиститься. С этой целью половину его тела покрывали белой глиной. (В. У. Тернер. Символ и ритуал)

Пример из культуры эпохи Возрождения в Италии: Торжественное богослужение по случаю вступления Карло Малатесты во владение городом Римини сопровождалось шествием процессии, состоявшей из девяти тысяч одетых во всё белое мужчин и восьми тысяч женщин. (А. Венедиктов, Ренессанс в Римини, 1970г)

6. Знаки и сигнал ы — в Японии — хризантема, белые аисты и журавли; в Китае — знак Запада, осени и металла; в Индии — «белый образ солнца», цвет касты брахманов; в христианстве — белая лилия, белая роза — символы Девы Марии. Белый флаг — предложение мира. В геральдике белый цвет широко используется как символ.

7. Атрибут высшей красоты — что может быть красивей белых облаков, хризантем, жасмина, цветущей вишни, белых лебедей? В арабских сказках «Тысяча и одна ночь» белая невольница так восхваляет свой цвет: «Передают, что белизна говорила: — Я свет блестящий, я месяц восходящий, цвет мой ясен, лоб мой сияет, и о моей красоте сказал поэт: Бела она, с гладкими щеками и нежная, подобна по прелести жемчужине скрытой».

…Мой цвет подобен счастливому дню и сорванному цветку и сверкающей звезде… Цвет мой — чудо, и прелесть моя —предел, и красота моя —завершение, и на подобной мне хороша всякая одежда, и ко мне стремятся души. И в белизне многие достоинства, как то, что снег нисходит с небес белым, и передают, что лучший из цветов белый, и мусульмане гордятся белыми тюрбанами, и если бы я стала припоминать, что сказано белизне во славу, изложение, право бы, затянулось.(Рассказ о шести невольницах, т. 5).

Позитивные значения белого кратко и изящно изложены в стихах Дехлеви:

Одежда белая — любому впрок. «Покрова лучше нет!» — сказал пророк. Мы белые цветы предпочитаем По белому мы пишем и читаем. Почтенна белизна седых волос, Аллах всесильный сам ее вознес. И день в свои широкие пределы Включает все цвета, но сам он белый.

8. Освобождение от оков традиции в искусстве. Революция в живописи ХХ века изменила символику белого цвета, придав ему небывалые ранее смыслы. Так, супрематисты видят в белом символ (или эквивалент) неэвклидова n-мерного пространства, которое погружает зрителя в некий медитативный транс, очищающий душу подобно дзэн-буддистской практике. Об этом свидетельствует сам основатель супрематизма К. Малевич: «Движение супрематизма уже идет в этом направлении, навстречу белой беспредметной природе, к белым возбуждениям, к белому сознанию и белой чистоте как высшей ступени этого состояния, будь то покой или движение». (Собрание Ленца Шёнберг, каталог, 1989)

Вершиной и завершением супрематической живописи Малевича была работа «Белый квадрат на белом фоне». Сам «Казимир Великий», как называли его единомышленники, был в восторге от своего открытия. «Я взломал лазурный заслон цветовых ограничений, — ликует он, — и вышел в белизну; ставьте парус и плывите за мной, товарищи штурманы, навстречу бездне, я воздвиг маяки супрематизма… Правьте за мной! Вольная белая бездна — бесконечность — перед вами». Абстракционисты второй половины ХХ века считают К. Малевича своим учителем. И, как способные ученики, они превзошли мэтра в области постижения бездонных глубин белого цвета. Рекомендую прочитать статью Раймунда Гирке в цитированном выше каталоге собрания Ленца Шёнберга, 1989г.

8. Негативная символика белого цвета.

Белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание.

У заирских комо белый ассоциируется прежде всего со скверной, болезнью, смертью. Это цвет страха, небытия (Иорданский В. Б., Хаос и гармония, 1982). Черная невольница из арабских сказок припоминает, что седина — это знак приближения смерти, а белый — цвет савана покойника, проказы и лишаев, бельма на глазу. Белая известь — самый дешевый материал, а черный мускус — самый дорогой.

В японской классической поэзии белый символизирует холод, разлуку, страдания неразделенной любви.

Белотканных рукавов разлуку Омыла роса. И пронизывая холодом, Осенний ветер подул.

В культуре Европы Нового времени белым отмечены: смерть, обморок, холод, молчание, истощение сил, одиночество, даже ненависть и жестокость. Достаточно вспомнить загробные образы европейских романов (привидения, саваны покойников); в ХХ веке белые капюшоны носят члены Ку-клукс-клана; в белом доме живет фурия Бернардина Альба (в пьесе Ф. Г. Лорки); героиня Жана Кокто перед самоубийством обитает в комнате, где всё белое; жертва жестокости нашего времени Мэрилин Монро также отправляется в мир иной из белоснежной комнаты.

В русской поэзии начала века белый связан с негативными эмоциями и с мыслями, обращенными в потусторонний мир. У А. Блока белый часто обозначает мертвенность, тоску, отчужденность, транс. «Лицо мое белее, чем белая стена. Опять, опять сробею, когда придет Она…»

«Белой мечтой неподвижно прикован К берегу поздних времен…» «Терны венчают смиренных и мудрых Белым огнем Купины».

У Велимира Хлебникова белый цвет в сочетании с серыми и черными создает трагический колорит. Вот, например, автопортрет поэта:

«Моя так разгадана книга лица: На белом, на белом — два серые зня! За мною, как серая пигалица, Тоскует Москвы простыня».

Черный

Символика черного у большинства народов в основном негативна. В черном небе, в глубине пещер, ям, колодцев, в глубокой тени скрывается нечто таинственное и опасное. Черное делает бессильным зрение человека, что само по себе грозит опасностью.

1. ОСНОВНЫЕ СИМВОЛЫ : смерть, разложение, распад материи, ночь (как время пассивности), печаль, горе.

«У народа Уганды баньоро, — пишет В. Б. Иорданский, — черный связан с ночью, смертью, злом и опасностью…В жертву богам баньоро обычно приносили белых животных, и наличие хотя бы черного волоса в хвосте жертвенной коровы могло лишить действенности весь обряд. Напротив, когда человек бывал одержим злыми духами, то им (духам) жертвовали черную козу или курицу. Черное банановое волокно носили в знак траура. Бог преисподней у баньоро ел с посуды, покрытой сажей. Его пища была закопчена, а молоко, которое он пил, получалось от черной коровы».

В русском народном языке слово «черный» обозначает нечто старое, грязное, незавершенное, лишенное блеска: черная старуха, чернавка, черный ход, черный пол, черновик; а также мрачное и невеселое: черный юмор, «пить по-черному»…

По иссдедованиям В. У. Тернера, у африканского народа ндембу «чернота» это:

1. зло, дурные вещи, 2. отсутствие чистоты или белизны, 3. страдание или несчастье, 4. болезнь, 5. колдовство и ведовство: если у человека черная печень, он способен на убийство, он дурной человек, 6. смерть, 7. половое влечение, 8. ночь или тьма.

2. Магический символ : черная магия, демонизм, колдовство.

Магические ритуалы были неотъемлемой частью культуры всех времен и народов (см. выше). В Европе времен средневековья, Возрождения и т.д. различают белую и черную магии. К черной магии причисляли вызывание духов мертвых, убийство или наведение «порчи» на расстоянии, внушение любовной страсти или ненависти. Оккультные процедуры проводились обычно в темноте, подземелье, при этом фигурировали черные одежды, черные животные, даже кровь требовалась черная (рекомендуем прочитать книгу Е. Парнова «Трон Люцифера», М. 1991 г.).

3. Этические характеристики : гордыня, тайная зависть, греховность, злоба, подлость, мстительность. Черный — это цвет палачей, убийц, пиратов; известны выражения «черная неблагодарность, черная злоба и т.д.» В древней Индии черный цвет соответствовал понятию тамас — состоянию сдавленности, угнетенности. Впечатляющие образы черного видим в поэзии А. Блока:

Старый, старый сон. Из мрака Фонари бегут — куда? Там — лишь черная вода, Там забвенье навсегда… Скелет, до глаз закутанный плащом, Чего-то ищет, скалясь черным ртом… Живые спят. Мертвец всает из гроба. И в банк идет, и в суд идет, в сенат… Чем ночь белее, тем чернее злоба, И перья торжествующе скрипят. (Пляски смерти)

4. Язык общения с богами и духами : черный — это цвет Праматери-Земли, обитателей преисподней, демонических существ. В одном из мифов Древнего Китая говорится о «подземном царстве Юду», в котором жили черные птицы, черные змеи, черные барсы, черные тигры и черные лисицы с пушистыми-препушистыми хвостами. Была там и большая черная гора, на которой жили черные люди. Черный — цвет женственности (как убивающего и порождающего начала, аналогично Матери-Земле). У африканского народа ндембу женщины с очень черной кожей ценятся как любовницы, а не как жены. Женщины белой расы в наше время предпочитают черное платье (сильно декольтированное) в качестве вечернего наряда (а если позволяет климат — то и дневного).

Черный может символизировать «божественную темноту» или «сверхсветлый мрак» (Псевдо-Дионисий Ареопагит), ценность черного не менее, чем белого.

«Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их» (Ис. 50, 2) «Наклонил Он небеса и сошел, и моак под ногами Его» (Псл. 17, 10).

5. Язык ритуалов : похороны, свадьбы, оккультные обряды (см. выше, п. 1). Самый «черный» обряд — это «Черная месса»; самая опасная магия — «черная магия». Из Энциклопедии знаков и символов Д. Фоли: «Тайные науки, которыми занимались ведьмы и колдуны, а также прочие, кто имел дело с «Князем тьмы», дьяволом, именовались «черной магией»(с. 420).

6. Знаки, символы : знак смерти на флагах анархистов, пиратов, знаки неофашистов — свастики, черные рубашки; черный лоскут в британском суде — знак смертного приговора, траурный костюм в Европе, черная ряса — знак монашества.

7. Позитивные значения черного : молодость, красота, покой (отдых). Особенно ценится черный на мусульманском Востоке. Черная невольница из сказок «1001 ночи» восхваляет свой цвет в таких выражениях: «Разве не знаешь ты, что приведено в Коране…слово Аллаха великого: Клянусь ночью, когда она покрывает, и днем, когда он заблистает!» И если бы ночь не была достойнее, Аллах не поклялся бы ею и не поставил ее впереди дня, — с этим согласны проницательные и прозорливые. Разве не знаешь ты, что чернота — украшение юности, а когда нисходит седина, уходят наслаждения и приближается время смерти? И если бы не была чернота достойнее всего, не поместил бы ее Аллах в глубину сердца и ока. А в числе достоинств черноты то, что из нее получают чернила, которыми пишут слова Аллаха…И к тому же, разве хорошо встречаться влюбленным иначе, как ночью?…»

Халифы династии Аббасидов любили облачаться в черный цвет. Знамя их также было черным. Амир Хосров Дехлеви пишет:

Цвет славных Аббасидов — черный цвет. Принадлежит он первой из планет, И мрак ночей всегда бывает черным, Нисходит он покоем животворным. И родинка красавицы черна, Как смоль, ее густых волос волна.

9. Черные камни — талисманы : камень Каабы — главного мусульманского храма в Мекке; гагат, гематит, обсидиан, черный агат и другие. (см. книгу Э. Гоникман «Ваш талисман», М., 1997 г.) Несколько выдержек из этой книги: «Гагатовую фигу носили от дурного глаза, от зла и болезней…В древности считали, что гагат охраняет человека от кошмаров, от страха. Гагат — это камень ночи и ночных тайн. Очень часто гагат использовали черные маги для вызывания душ усопших и контактов с ними. Гематит (кровавик) символизирует мудрость и храбрость (в Индии). В старину кровавику приписывали свойства…останавливать кровотечения, гасить вспышки гнева, лечить опухоли. Обсидиан, носимый в перстне, браслете или ожерелье, даст вам собранность, концентрацию. Древние называли его камнем — спасателем, предостерегающим от дурных поступков и от недостойной, нечистой любви».

Оранжевый, фиолетовый и пурпурный — цвета, промежуточные между основными, соседними в круге. Их значения во многом совпадают со значениями соседних цветов.

Фиолетовый : он выделяется из всех спектральных цветов своей сложностью, балансирует между красным и синим, а также между синим и черным. Отсюда его семантика и символика. Основные значения: траур, страх, печаль подавленного духа, таинственность (мистика), старость, угасание жизни, трагизм, болезненность, грустные обстоятельства (у немцев), любовная страсть (в средневековой Японии).

Несколько примеров:

«Это вовсе не случайность, что у некоторых народов фиолетовый цвет избран исключительно траурным… Вид этого цвета действует угнетающе, и чувство печали, вызываемое им, согласуется с печалью подавленного духа» (С. Эйзенштейн — М. Нордау). Поль Гоген передает страх женщины перед привидением, изображая сцену на фиолетовом фоне (картина «Манао Тупапао»). О семантике фиолетового говорят его названия в каталоге цветов начала ХХ века — экклезиастик, фанданго, Офелия и много других, обозначавших явления глубоко впечатляющие и с налетом трагизма.

Японские стихи:

Если любишь меня, В сердце глубоко любовь ты храни: Фиалками окрашенного платья Цвет ты не показывай!

Фиолетовый, склоняющийся к синему, называют лиловым, а разбеленные его оттенки — сиреневыми. Это цвета меланхолические, таинственные, грустно-романтические:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь… (С. Есенин)

Лиловый — это опоэтизированный черный:

А может быть, в притонах Сан-Франциско Лиловый негр Вам подает манто. (И. Вертинский)

Пурпурный

Цвет богатства, царственности, высшей красоты. Он был едва ли не самым почетным и прекрасным в греко-римской античности. У Гомера этот цвет носят герои и боги.

«В мантию был шерстяную, пурпурного цвета, двойную, он облачен» (Одиссея, ХIХ, 225). Герои в «Илиаде» носят блистающий пурпуром пояс. Многократно повторяются стихи: «Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос»; «Страшно вкруг киля его зашумели пурпурные волны…» У римского поэта Вергилия пурпур еще в большем почете, чем у Гомера:

«Ткани разубраны здесь искусством и пурпуром гордым…» «Пурпурным также котурном завязывать ноги» (Энеида, 1, 635, 335).

В древнем Риме пурпурную одежду имели право носить только императоры. Сенаторам разрешалось иметь только полосы или каймы этого цвета на одежде (обычно белой).

В Византии пурпур — это императорский цвет. Василевс подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне, носил пурпурные сапоги. «Трерий Вселенский Собор (Эфес, 431 г.) постановил в знак наивысшего почитания Марии и Анны изображать их в пурпурных одеждах» (Бычков В. В. Византийская эстетика, 1977, с.103) «…пурпур объединял вечное, небесное, трансцендентное (синее, голубое) с земным (красное). Соединяя в себе противоположности, пурпурный цвет приобрел в культуре антиномического мышления особую значимость.» (Бычков В. В., там же)

Багряница Христа была символом Его мученичества и поругания, а на императорском пурпуре был след кровавой жестокости царского произвола — таковы негативные символы этого роскошного цвета.

Все оттенки пурпурного цвета любимы в народном искусстве славян. Очень много малинового и багряного в поэзии С. Есенина:

«Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха. Выходи встречать к околице, красотка, жениха…» «Полыхают зори, курятся туманы Над резным окошком занавес багряный…»

Можно вспомнить народные выражения «малиновый звон», «не жизнь, а малина». В фольклоре этим цветом окрашено всё отрадное, прекрасное, раздольное.

Серый

Цвет бедности, скуки и тоски, городской тесноты, гнилого тумана. В древности и средневековье он совершенно не ценился. Его считали цветом рубища бедняков, цветом несчастья и посредственности. Серо-голубой цвет у древних римлян символизировал зависть. На древнем Востоке посыпали голову пеплом в знак скорби.

В древней русской литературе и фольклоре серый и сизый — эпитеты хищных животных или птиц («серый волк», «сизый орел»); на эти цвета как бы переходит антипатия, питаемая людьми к этим животным. Серый цвет был отличительным признаком одежды бедного крестьянина (сермяга).

В произведениях Н. В. Гоголя серый цвет сопровождает всё посредственное, неопределенное, опустившееся. Серого много вокруг Манилова и в жилище Плюшкина (толстый слой пыли и старый хлам). Серый цвет приобрела ряса дьяка Фомы Григорьевича, некогда черная (Ряса у дьяка Фомы Григорьевича была цвету застуженного картофельного киселя).

В поэзии С. Есенина серым окрашены мотивы тоски, увядания, усталости.

«Не больна мне ничья измена, И не радует легкость побед — Тех волос золотое сено Превращается в серый цвет».

Городской пейзаж в поэзии А. Блока изобилует серыми пятнами: оловянные кровли, серо-каменное тело, дымно-сизый туман, пыльно-серая мгла…этот безнадежно-трагический колорит душит и угнетает человека.

«Встала улица, серым полна, Заткалась паутинною пряжей…»

В. Кандинский также оценивает серое скорее негативно: «Серое…состоит из бездвижного сопротивления с одной стороны и из бессопротивленной неподвижности (подобно в бесконечность уходящей стене бесконечной толщины и бездонной, беспредельной пропасти». «Серое есть безутешная неподвижность. И чем оно становится темнее, тем больше вырастает перевес безутешного и выступает удушающее». («О духовном в искусстве»)


Позитивные значения серого

В эпоху позднего Возрождения серый приобретает ценность. Он становится цветом изящества, элегантности, благородства. Флорентийские дворяне носят серый бархат и парчу, испанские принцессы и голландские знатные дамы щеголяют в сером атласе, на полотнах Сальвиати все краски как бы выцвели и стали более или менее серыми, у Эль Греко оттенки серого заняли почти всё поле картины, создавая оправу для «драгоценных камней» — хроматических цветов. В ХVIII веке серый становится элегантнейшим цветом. Пудреные парики, мужское и женское платье, гобелены, обивка мебели, стенные обои и шпалеры — везде можно видеть множество оттенков серого — перламутровые, жемчужные, «цвет голубиной шейки» и т.д.

В ХIХ и ХХ веках серый был принят как самый «практичный» в одежде, самый спокойный в интерьере. Была оценена красота серой шерсти, мехов, древесины. Серый стал цветом элегантности, знаком хорошего тона, высокого вкуса. Появилось выражение «благородный мышиный цвет».

Коричневый

Судьба коричневого цвета и его роль в культуре сходна с судьбой серого. В природе этот цвет весьма распространен, и во всех природных объектах ценится людбми. Однако, в древности и в Средние века этому цвету придавали негативный смысл. В древнем Риме коричневые туники носили рабы или люмпен-пролетарии; для высших классов общества этот цвет был запретным. В культуре Ислама коричневый воспринимается как цвет распада и разложения. В суре 87 Корана говорится:

«1. Хвали же имя Господа твоего высочайшего, 2.который сотворил и соразмерил, 3. который распределил и направил, 4. который вывел пастбище, 5. и сделал его коричневым сором!»

В средневековой Европе коричневый и серый в одежде означают страдание и безнадежность. «Серый с коричневым ношу, надеяться и ждать измучась» (Йохан Хейзинга, «Осень средневековья»).

В ХХ веке мастера стиля модерн выражают в коричневом настроения грусти, увядания, предчувствия смерти, усталости и тоски. Андрей Белый, описывая быт Д. Мережковского и З. Гиппиус, замечает, что даже сама атмосфера в их доме была коричневой, и все вещи — такими же, поскольку хозяева — «хмурые люди». В квартире Вячеслава Иванова — «каре-бурявые» ковры, а цвета домов на улице — «буренький» и «шоколадный».

Видимо, есть в этом цвете нечто, привлекающее усталую и болезненную душу,утратившую непосредственную радость жизни. Очень характерно в этом смысле эссе Иосифа Бродского «Трофейная», где перечислено множество коричневых вещей, весьма приятных для поэта: радиоприёмник, патефон, ботинки, фотографии Венеции.